История развития промышленного туризма. Перспективы развития промышленного туризма в россии

В последние годы во всем мире бурно развивается промышленный туризм. У многих людей нет желания активно исследовать объекты и нелегально проникать на их территорию, поэтому они посещают экскурсии на действующие объекты промышленности. Для них организуются специальные туры в разные города мира. В Российской Федерации этот вид туризма развит слабо, в отличие от стран Европейского союза и Северной Америки, где он имеет весьма широкое распространение. В западных странах промышленный туризм является не только популярным развлечением, но и дополнительным способом привлечения внимания к бренду и стимулирования продаж товаров и услуг во всем городе. Подъем промышленного туризма в государствах Западной Европы начался еще 15 лет назад. Безусловным успехом пользуются экскурсии на производства заводов BMW, Audi, тематический парк Volkswagen"s Autostadt в Германии, Legoland в Дании, Swarovski Krystallwelten в Австрии и многие другие. Однако промышленным туризмом славятся не только отдельные бренды, но и целые страны. Мировым признанием пользуются пивные туры Чехии, винные туры в Испании и Франции, цветочные туры в Нидерландах, алмазные фабрики Намибии.

Промышленный туризм в России представлен лишь несколькими десятками предприятий, которые водят к себе в гости, и по этой причине рынок на сегодняшний день практически не сформирован. При этом спрос на многие объекты превышает предложение в десятки раз. В России еще со времен СССР очень известными были экскурсионные туры на кондитерские фабрики Москвы. В настоящее время на такую экскурсию попасть довольно трудно. Как правило, проводятся они для специальных гостей, изредка - для групп школьников. Так, например, запись на экскурсию на фабрику «Рот Фронт» осуществляется только в течение 2 дней в августе на год вперед.

Также существуют специальные туры для бизнесменов, интересующихся промышленностью и находящихся в поиске выгодного вложения средств в производство.

Предприятия, активно развивающие промышленный туризм, помимо эффективной рекламы и, кое-где, дополнительного источника доходов, косвенно мотивируют и своих сотрудников. Любому работнику приятно осознавать, что твой труд ценится и уважается, о чем свидетельствует неподдельный интерес туристов. Увеличивается производительность и повышается «культура производства».

В промышленный туризм могут быть вовлечено не только производство товаров, но и оказание услуг. Все зависит от предприятия. Если компания открыта для потребителя и ей есть чем похвастаться и показать свои преимущества перед конкурентами, то для всех любознательных туристов открыты двери на предприятие. Причем некоторые еще и берут деньги за такие экскурсии, а туристы платят и весьма охотно. Потому то производители и пускают потребителя к себе на производство, что является не что иным, как весьма эффективной и рентабельной рекламой: затраты минимальны, а впечатления у гостей только положительные. А потребитель вместе с эмоциями получает и доверие к этой компании, внутри которой его водили, показывали и знакомили с персоналом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности, виды и история развития индустриального туризма. Характеристика Курской области, анализ ее туристического потенциала. Описание действующих предприятий и заброшенных индустриальных объектов. Разработка тура "Курск атомный и металлургический".

    дипломная работа , добавлен 26.01.2013

    История возникновения и сущность экстремального туризма, общая характеристика его воздушных, наземных, водных, горных и экзотических видов, а также правила техники безопасности. Анализ экстремального туризма в России и за рубежом, особенности их развития.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2010

    Туризм как одна из форм миграции населения, его классификация и разновидности, история мирового развития и экономическое значение. Становление международного туризма в России, современное состояние, перспективы развития. Состав гостиничного фонда страны.

    курсовая работа , добавлен 13.08.2009

    Значение и роль туризма для развития экономики государств. Развитие индустрии туризма. Влияние туризма на социально-психологическое состояние человека, улучшение его здоровья. История путешествий и туризма в России, основные этапы его развития.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2010

    История становления и тенденции развития делового туризма, его основные формы, визовая поддержка и особенности организации. Рынок делового туризма за рубежом и в России, перспективы его развития в Пермском крае. Бизнес-план создания бизнес-центра.

    дипломная работа , добавлен 07.02.2012

    Современное состояние мирового туристического рынка, долгосрочные перспективы его развития. Факторы развития туризма. Проблемы развития выездного и внутреннего туризма в России. Стимулирование развития туризма в России, разработка программных мероприятий.

    реферат , добавлен 30.03.2010

    Сущность и отличительные особенности самодеятельного туризма, его общая характеристика и свойства, история, этапы становления и развития в мире и в России. Особые разновидности данной формы туризма, главные факторы его выбора: мотивационные и внешние.

    курсовая работа , добавлен 24.08.2014

    Основные понятия и государственное регулирование сферы туризма в России. Индустрия туризма в России, состояние и проблемы. Особенности внутреннего российского туррынка на современном этапе. Оценка и прогнозы развития внутреннего туризма в России.

    контрольная работа , добавлен 07.11.2008

Индустрия отдыха и развлечений, подстраиваясь под избирательность туристического сообщества, предлагает более нестандартные продукты, такие как туры на промышленные объекты.

Сегодня уже пляжными отдыхом, стандартными экскурсиями и отельными развлечениями мало кого удивишь - туристам подавай что пооригинальнее. В связи с этим индустрия отдыха и развлечений, подстраиваясь под избирательность туристического сообщества, предлагает более нестандартные продукты, такие как туры на промышленные объекты.

История промышленного туризма берёт своё начало в начале 1980-х, когда европейцы начали интересоваться заброшенными в середине века заводами и фабриками как памятниками мировой индустриализации.

Мода на заброшенные объекты нашла своё продолжение и в наши дни. Ярким примером выступают промышленно-экстремальные туры по Украине , в частности, на ЧАЭС. Каждый желающий в рамках тура стоимостью порядка 130 долларов может посетить само здание электростанции, а также прогуляться по застывшим в вечности районам Припяти и Чернобыля.

С течением времени интересы туристов постепенно распространились и на действующие предприятия. И это не случайность: этому есть вполне логическое объяснение с точки зрения экономики. Конкуренция в сфере производства товаров обрела такие масштабы, что границы между продукцией разных производителей стали едва заметны. Теперь компании стараются «взять» потенциального покупателя не уникальностью продукта, гостеприимством, широко распахивая двери своих производств для каждого желающего.

Зарубежные компании давно обуздали индустрию впечатлений. Например, на этом сыграл в своё время концерн Volkswagen, который планировал выпуск своего Phaeton стоимостью более 100 тыс. долларов. Шансов пробиться в элитный сегмент у модели практически не было. Тогда кампания пошла на решительный шаг, специально построив сборочный завод в Дрездене для наглядности производства нового Phaeton. Посетителям даже не нужно было заходить внутрь, чтобы лицезреть все тонкости сборочных работ. Дело в том, что завод был полностью прозрачным, за что получил название «стеклянная мануфактура». Каждый желающий мог не только зайти внутрь и стать свидетелем сборки новинки, но и собрать себе автомобиль индивидуальной комплектации, наблюдая за процессом сборки по огромному монитору в режиме реального времени. Здесь же детище передавали счастливому «родителю».

Не только зарубежные, но и некоторые российские предприятия могут похвастаться организованным промтуризмом. В числе прочих, для посетителей свои двери охотно открывает петербургская «Балтика», которая радует туристов стеклянным проходящим под самым потолком коридором - это позволяет не препятствовать производственному процессу. Финиш экскурсии в сопровождении гида приходится на огромный склад готовой продукции, превышающий по своей площади футбольное поле.

Сегодня человечество живет в удивительное время, когда достижения технической революции превратили габаритные железные агрегаты прошлого столетия в нечто ненужное и непрактичное. Автомобили, изготовленные в советскую эпоху, становятся настоящим раритетом, также канули в Лету «коммунистические» заводы и фабрики, рабочие поселки, опустели пристани и так далее. В таких местах, как правило, господствует тишина и умиротворение, поэтому-то они так привлекательны для эстетов. Дело в том, что в настоящее время человек пытается по максимуму разнообразить свой досуг и испытать острые ощущения, планируя свой отдых не только на лоне природы, но и в экзотических местах: заброшенных предприятиях, шахтах, населенных пунктах, жилых домах и прочее. Именно поэтому в нашей стране развитие индустриального туризма нуждается в детальной проработке. Но для нашей страны это относительно новая сфера деятельности и далеко не каждый осознает в полной мере ее смысл.

Индустриальный туризм - это пребывание на территории бесхозных предприятий, зданий специального или производственного назначения и других, оставленных без надзора человека сооружениях с тем, чтобы удовлетворить исследовательский интерес или получить эстетическое удовольствие. Другими словами, люди, отправляющиеся на вышеуказанные объекты, хотят получить положительные эмоции от простого созерцания раритетных построек.

Безусловно, индустриальный туризм - это одно из перспективных направлений для представителей отечественного бизнеса, но вот как грамотно организовать дело и с какими трудностями придется столкнуться при этом - это большой вопрос. Рассмотрим его подробнее.

Историческая справка

Конечно же, развитие индустриального туризма - это одна из немаловажных задач для государства. Эта сфера предпринимательской деятельности могла бы пополнить государственную казну. И справедливости ради следует отметить, что в некоторых регионах нашей страны развитие индустриального туризма идет полным ходом. Мода изучать заброшенные места и находить в них интересные предметы пришла к нам с Запада.

В Европе и США развитие индустриального туризма - уже давно не «пустой звук». Проводить свой досуг столь необычным способом иностранцы массово начали в начале 80-х годов прошлого столетия. В Советском Союзе, благодаря «железному занавесу», лишь немногие знали о том, что можно лазать по крышам и посещать заброшенные церкви в развлекательных целях. Однако повышенный интерес к досугу в бесхозных промышленных зонах у советских граждан появился еще после выхода знаменитого романа братьев Стругацких «Пикник на обочине» (1972 г.). Ну а еще сильнее подогрел его фильм «Сталкер», экранизированный по мотивам произведения Стругацких. Его срежиссировал всем известный Андрей Тарковский в 1979 году. Однако жесткая изоляция СССР от внешнего мира «давала свои плоды», поэтому консолидированная группа любителей нестандартного вида отдыха, на тот момент не сформировалась.

Но время шло, сменилась власть и нравы, а индустриальный туризм в России начал приобретать популярность после того, как в 2007 году появилась компьютерная игра под названием «S.T.A.L.K.E.R.». Именно сталкерами стали нарекать тех, кто гуляет по заброшенным предприятиям и изучает тоннели метрополитена.

Свою лепту в повышении интереса к такому нестандартному времяпрепровождению сыграла и Всемирная паутина. Появились целые сообщества людей, которым нравится экстремальные В отличие от США и европейских стран, индустриальный туризм в России имеет специфику. Его приверженцы никому не рассказывают о своих увлечениях и уж тем более о месторасположении объектов, которые они любят посещать.

Классификация

Существует несколько вариаций индустриального туризма. Перечислим основные из них. Речь идет, в частности, о диггерстве, урбанизме, руффинге, постпаломничестве.

Диггерство

Такой вариант проведения досуга подразумевает исследование заброшенных объектов, находящихся под землей, а именно: канализационные пути, метро («станции-призраки»), тоннели.

Исключение составляют каменоломни и штольни. Как правило, диггерами становятся физически крепкие люди, поскольку такой вид отдыха требует определенной ловкости и сноровки. К тому же не обойтись без специального снаряжения.

Руффинг

Этим видом индустриального туриста увлекаются те, кому нравится любоваться живописными видами с городских крыш. Очень многие готовы пожертвовать всем, ради того, чтобы посмотреть на город с высоты птичьего полета. Особенно популярен экстремальный в городе на Неве, где местная архитектура оптимальна для занятий руффингом.

Пассивный туризм

Существует также вариант индустриального туризма, относящийся к категории «лайт».

Его сторонники также объединяются в группы и отправляются изучать старинные заброшенные домовладения или же военные базы закрытого типа.

Урбанизм

Не содержит «жесткого» экстрима и это направление отдыха. Оно предполагает совершение городских прогулок, но только в тех населенных пунктах, которые характеризуются высокой степенью урбанизации, технологического развития или же, напротив, разрухи и упадничества.

Постпаломничество

Данный вид времяпрепровождения предусматривает исследование и прочих объектов религиозного наследия. Его приверженцам нередко удается находить ценность которых очень и очень высока.

Пассивный вариант индустриального туризма коммерческой направленности

Безусловно, развитие индустриального туризма в России оставляет желать лучшего. И во многом это объясняется отсутствием объективных предпосылок к этому. Большая часть людей попросту морально не готовы к экстремальному варианту досуга и к не всегда законному проникновению на территорию, где расположены пустующие объекты.

К тому же далеко не все являются эстетами, когда речь заходит об оценке того или иного индустриального пейзажа: у многих к ним абсолютно равнодушное отношение. Поэтому вопрос о том, как развивается индустриальный туризм, будет еще ни один год стоять на повестке дня. А вот компании специально организовывают туры для тех, кто проявляет интерес к «неработающим» объектам промышленности, которые нуждаются в модернизации. И инвесторы для них действительно находятся. Это еще одна вариация индустриального туризма.

Можно ли заработать в этом сегменте

Естественно, отслеживая то, как развивается индустриальный туризм в России, сегодня нельзя со стопроцентной уверенностью говорить о том, что это высокорентабельное Безусловно, оно таит в себе предпринимательские риски. Но как известно: «Кто не рискует, тот…» И все-таки, прежде чем заняться этой сферой деятельности, следует тщательно взвесить все «за» и «против».

Во-первых, следует написать примерный бизнес-план. Во-вторых, необходимо определиться с конкретным видом индустриального туризма. В-третьих, ответьте на вопрос: «У вас будет профильное направление или вы намерены в будущем расширить бизнес?»

В-четвертых, проанализируйте, какие объекты индустриального туризма находятся в вашем населенном пункте или его окрестностях. В-пятых, вы должны разрекламировать свои услуги: для этого не лишним будет создать интернет-ресурс, на страницах которого вы в деталях опишите город-призрак или опустевшую старинную усадьбу, находящуюся неподалеку от того места, где вы живете. Также следует вступить в интернет-сообщество тех людей, которые предпочитают нестандартный отдых. И это только начальные шаги на пути к успешному бизнесу.

Реализация идеи в российских регионах

Необходимо отметить, что в настоящее время в некоторых крупных городах на периферии происходит постепенное развитие индустриального туризма. В России, как уже подчеркивалось, это новое направление предпринимательской деятельности. Объекты, находящиеся в Новосибирске, Казани, Санкт-Петербурге, Челябинске, Екатеринбурге, Самаре уже не первый год привлекают приверженцев нестандартного времяпрепровождения.

Рассмотрим, как происходит развитие индустриального туризма на примере. Речь пойдет о Свердловском регионе. Здесь расположен один из крупных индустриальных объектов - «Старый Невьянский завод». Для туристов он был открыт еще пять лет назад. Только за последний год предприятие посмотрело свыше ста тысяч человек. Здание нуждается в ремонте, и в будущем здесь будет функционировать музей «Тайны металла» и Астрологический центр. Неподалеку от будет оборудована конгрессная и выставочная площадка Невьянского историко-архитектурного музея под названием «Господские хоромы». Также будет обустроена инфраструктура для туристов: появятся места для проживания, питания и проведения досуга. И этот только один из многочисленных проектов регионального министерства культуры.

Перспективы бизнеса

Конечно же, в нашей стране и урбанизм, и руффинг, и диггерство, и постпаломничество - это «свободная» ниша с точки зрения построения бизнеса. Но, каковы перспективы развития индустриального туризма в России? Чтобы они отчетливо были видны, необходимо проделать определенную аналитическую работу. Например, можно глухие, заброшенные деревеньки (они есть практически в каждом регионе) трансформировать в естественные музеи. Инвестиций на это много не потребуется, а прибыль можно получать круглогодично. Достаточно выгоден сегодня и промышленный туризм, в рамках которого человек может воочию наблюдать за производственным процессом. В частности, в Северной столице уже популярны экскурсии на пивоваренный завод «Балтика». Причем россиянам будет интересны предприятия различной направленности, будь-то кондитерские фабрики, винные заводы, пасеки, и прочее. Перспективы, действительно, «аховые», тем более, что Россия - это кладезь природно-рекреационных ресурсов.

Проблемы

Конечно же, не следует забывать о том, что существуют определенные проблемы индустриального туризма. Во-первых, не выстроена должным образом сама система организации экскурсий на заброшенные заводы, и туристические компании здесь не играют ключевой роли. Нередко очень трудно определить, кто является собственник того или иного заброшенного объекта и с кем конкретно заключать договор. И здесь была бы очень полезна помощь органов местного самоуправления, которые, к сожалению, пассивны в этом вопросе.

Во-вторых, проблемы развития индустриального туризма заключаются в том, что это направление деятельности никак не регламентировано на законодательном уровне. В частности, не определен круг субъектов и порядок предоставления услуг по урбанизму, постполомничеству и так далее. В-третьих, увлечение некоторыми видами индустриального туризма может повлечь за собой серьезные проблемы со здоровьем и ли даже летальный исход. Перед тем как отправиться на тот или иной объект, необходимо проанализировать его с точки зрения безопасности: для этого может понадобиться специальное оборудование, а зачастую рядовые туристы его не имеют. С учетом вышеизложенного для развития индустриального туризма нам необходимо изучать и перенимать опыт у западноевропейских стран.

Коммерческие туры - это туры, которые реализуются фирмами клиентами на коммерческой основе, зачастую представляют собой индивидуально-групповые туры и имеют довольно широкий спектр цен.

Промышленный туризм - это экскурсии на действующие производства.

Туристическая отрасль за последнее время начала искать новые виды туристических услуг. Одним из таких нововведений стала организация туристических экскурсий на передовые действующие производства. Организация таких экскурсий служит отличной рекламой для многих компаний, которые заинтересованы в продвижении своей продукции.

Разразившийся в последние годы кризис заставил многих предпринимателей искать новые, нестандартные технологии выживания в экономике. Довольно интересное решение нашли предприниматели, работающие в туристическом бизнесе. Они решили совместить, как бы казалось две несовместимые вещи - развивать одновременно туризм и промышленность. Особенно ярко это проявилось в странах Западной Европы.

В настоящее время задачей промышленного туризма является организация регулярных туристических туров и маршрутов на действующие или когда-то действующие промышленные предприятия. Явление это совсем новое, поэтому исследований посвященных этой теме почти нет. Все, что есть на сегодняшний день, так это большое количество городов, которые служат примером организации туристических маршрутов на предприятия. Например, в 2007 году, во Франции около 1700 различных компаний принимали туристов на площадках своих предприятий. Так приливная станция в городе Ранс каждый год принимает порядком 300 тысяч туристов. В Англии шоколадную фабрику в Кэдберри за год посетило 400 тысяч туристов. В таких странах как Испания особой популярностью пользуются винные туры, в Нидерландах - цветочные, а во Франции - сырные.

Первооткрывателями в этой отрасли были американские компании. Так завод Jack Daniel"s открыл двери своего предприятия для посетителей в 1866 году, в день открытия самого предприятия. В настоящее время в Соединенных Штатах почти не осталось предприятий, которые не принимали бы туристов и посетителей. Для любой компании считается дурным тоном не принимать туристов, в этом факте усматривается угроза репутации фирмы. В Европе несколько другое отношение, здесь главный упор делается на постиндустриальный мотив. Так вниманию туристов предоставляют заброшенные соляные и угольные шахты в Руре и заброшенные судостроительные заводы еще со времен Второй мировой войны. Хотя и действующие предприятия также открыты для посещения. Примером может служить завод автомобильной фирмы BMW в Вольфсбурге, где его производственные цеха посещают около 260 тысяч туристов в год.

Современные туристы - это «коллекционеры мест». Сегодня туристов уже не устраивает стандартный туристический ассортимент - пляжи, музеи, театры, картинные галереи и т.п. Теперь их интересует отдых, который можно совмещать с познавательными целями. Экскурсии по различным предприятиям - это как раз то, что заинтересует современных туристов. Во время таких туров все открывается с необычной стороны. На таких экскурсиях можно все увидеть воочию, потрогать все своими руками, попробовать, примерить и в конечном итоге приобрести. Особой популярностью такой вид туризма пользуется у путешественников, которые совершают туры вместе с детьми. Детям особенно будет интересно увидеть, как делают мороженое или шоколадные конфеты, еще до того как они попали на прилавки магазинов.

Стоит отметить, что с точки зрения рекламы это грамотный ход. Такие экскурсии представляют собой довольно ненавязчивую и интересную рекламу, за которую экскурсанты еще и платят. Во время таких экскурсий производитель показывает свое истинное лицо, безукоризненность передовых технологий, прозрачность управления производством, отношения в рабочем коллективе.

Важно отметить еще один немаловажный аспект. Когда предприятие становится туристическим объектом, то в этом случае руководство фирмы значительно улучшает отношения в трудовом коллективе. В первую очередь внимание обращают на чистоту в цехах, презентабельный вид технологического оборудования, на чистую рабочую форму и многое другое. Ранее руководители предприятий не видели смысла в этих нюансах. Кроме того, у самих работников резко меняется мотивация, из-за того, что на них смотрят как на «музейный экспонат». Как результат таких действий фирма получает эффективную поддержку своей продукции. Стоит отметить тот факт, что оборот магазинов по продаже сувениров на 30% выше в точках, где заканчивается экскурсия, чем в других, таких же магазинах с аналогичным товаром. Городской бюджет выигрывает от продажи различных городских услуг и товаров. Кроме того, экскурсии на действующие предприятия служат дополнительной нагрузкой к другим туристическим объектам, которые расположены в этих городах. Ярким примером может служить завод «Ролекс» в Цюрихе и портовый комплекс в Роттердаме. Города фактически обеспечивают популярность различных брендов.

Что же все-таки надо, чтобы организовать промышленный туризм? Если обратиться к опыту других стран, то можно увидеть, что финансовые затраты сравнительно невелики, чтобы организовать туристические маршруты по действующим предприятиям. Намного сложнее с предприятиями, которые уже перестали работать. В этом случае необходимо разрабатывать специальные инвестиционные проекты по превращению их в музейные комплексы.

Первым шагом в организации производственного туризма является кооперация региональных и местных властей, с местными знатоками-краеведами, местной бизнес-элитой и естественно, туристическими компаниями.

Производственный туризм может служить инструментом для маркетинга территории, системного сотрудничества местных сообществ по продвижению их интересов, с целью привлечения инвесторов. Ведь в конечном итоге, «маркетинг - это философия местного развития, которая оказывает необходимую помощь там, где преобладает экономическая депрессия, а выходов из стандартных ситуаций не видно и вовсе».



error: Контент защищен !!