Борьба за северный полюс. Какие страны имеют территориальные претензии к России: список

24-11-2016, 13:19

Территориальный спор - это международный спор между государствами по поводу юридической принадлежности определенной территории. Расскажем о некоторых неразрешенных спорах мира, непризнанных странах и республиках и претензиях разных стран на территории, как на Земле, так и в космосе.

Территориальные претензии к России

Территориальные претензии к России, как к самой большой стране на планете, явление не новое и реакция России в этом вопросе - настоящий повод для гордости. По каждой «спорной» территории спокойно и вежливо, с сочувствием и с пониманием пытается объяснить, что все земли, принадлежащие России и русскому народу навсегда останутся за Россией. Но с этой очевидной позицией лидеры ряда стран не хотят считаться, то и дело поднимая шум вокруг так называемых «спорных» российских территорий. На ниже приведённой карте схематично представлена "геополитическая мечта" русофобов.

Вопль российских "друзей"

Но самое интересное в другом - Россия территориальных претензий не предъявляет ни к одной стране в мире, и как уж сложилось исторически - так и сложилось. Ведь, если начнем предъявлять, то придётся вспомнить о могущественной Российской империи, территория которой еще в 19 веке составляла 21,8 млн км² (то есть 1/6 часть суши) - она занимала второе место в мире, после Британской империи. И это без учета территории Аляски, которая входила в её состав с 1744 по 1867 годы и занимала площадь 1 717 854 км², без учета Алеутских островов, а также части Тихоокеанского побережья США и Канады… Обо всем об этом Россия не напоминает, а могла бы…

Итак, у каких стран есть территориальные претензии к России?

Ноктундо принадлежал корейской династии Чосон с XV века. В 1587 году на его территории произошла битва между отрядами чжурчжэньских кочевников и местным гарнизоном под командованием Ли Сунсина, национального героя Кореи.
Во время обмеления северного рукава Туманной, русло реки время от времени менялось, в результате чего иногда Ноктундо соединялся с сушей Приморья. Несмотря на это территория острова продолжала находиться под корейской юрисдикцией.

В 1860 году, без согласия корейской стороны, Ноктундо отошёл к Российской империи в соответствии с пекинским договором между Цинским Китаем и Россией. На протяжении XX века территория острова находилась в составе Хасанского района Приморского края.

В 1990 году СССР и КНДР подписали договор об установлении линии государственной границы по фарватеру Туманной, благодаря чему территория бывшего острова была признана советской. Эту сделку не признала Южная Корея, которая продолжает считать территорию Ноктундо своей.

Япония: Курильские острова

Пожалуй, наиболее актуальными на сегодняшний день являются претензии Японии к России в отношении южных Курильских островов: Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелага Хабомаи. Эти территории впервые появились на карте России в середине XVIII века, когда капитан русского флота Мартын Петрович Шпанберг нанес на нее Малую Курильскую гряду. Екатерина II закрепила эти присоединения указом от 1786 года, назвав их «землями, Российскими мореплавателями приобретенные».

Однако уже в 1855 году они были переданы Японии согласно Симодскому договору как залог «постоянного мира и искренней дружбы между Россией и Японией». За этим соглашением последовал и Санкт-Петербургский договор, по которому все Курилы переходили Японии в обмен на японскую часть Сахалина. Последняя была впоследствии утрачена в ходе русско-японской войны.

Шанс вернуть утраченные территории представился после Ялтинской конференции 11 февраля 1945 года, на которой была достигнута договоренность о вступлении СССР в войну против Японии, при условии передачи ему Южного Сахалина и всех Курильских островов. В соответствии с этим соглашением, генерал союзных войск Дуглас Макартур в 1946 году специальным Меморандумом исключил из территорий Страны восходящего солнца Курильские острова (острова Тисима), группу островов Хабомаи (Хабомадзе) и остров Сикотан.

Однако мирный договор между Россией и Японией так и не был подписан. Япония отказалась признать ряд Курильских островов, перешедших к России, «Курильскими». Согласно официальной позиции Страны восходящего солнца, острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи (Южные Курилы) в состав Курил не входили и Япония от них не отказывалась.

Территориальный спор лишь усугубился в условиях «Холодной войны». В 1956 году СССР, согласно морской декларации, был готов уступить Японии острова Хабомаи и Шикотан, оставив за собой стратегически важные Кунашир и Итуруп. Однако в случае подобного компромисса, США пригрозили Стране восходящего солнца лишением архипелага Рюкю с островом Окинава, который тогда находился под управлением Америки.

Несостоявшийся компромисс был, фактически, последним прецедентом в истории, когда Курильский вопрос мог сдвинуться с мертвой точки. Принятый незадолго после этого « Договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией», узаконил пребывание американских войск на японской территории, что было естественно расценено СССР как угроза собственным интересам. Спор «о северных территориях» зашел в полнейший тупик.

На сегодняшний день, четыре острова Южных Курил, а также статус Северных островов и Южного Сахалина, остаются главным камнем преткновения в российско-японских отношениях, который препятствует подведению итогов Второй мировой войны и подписанию мирного договора. Согласно позиции России, все Курильские острова, включая Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи, а также весь Сахалин, принадлежат РФ на законных основаниях, по итогам Второй мировой войны.

Россия готова, по-прежнему, пойти на уступки, в виде островов Хабомаи и Шикотан. Япония, позицию которой последовательно поддерживает США, считает все Южные Курилы своими исконными землями, незаконно оккупированными Россией, а Северные Курилы и Южный Сахалин, территориями с неопределенным статусом. С ее стороны, мирный договор возможен лишь при возвращении всех четырех спорных островов. При этом есть еще третья сила – коренные жители айны, которые настаивают на своих суверенных правах на Южные острова.

Ситуация порой доходит до абсурда. Так, в 2012 году японское правительство официально выразило сожаление, в связи с посещением российским президентом Дмитрием Медведевым, острова Кунашир, назвав это «серьезными препятствиями в двухсторонних отношениях».

Возврат Курил – краеугольный камень внешней политики нынешнего премьера Японии Синдзо Абэ. На сегодняшний день, японские СМИ придерживаются позиции, что территориальный вопрос, наконец-то, сдвинулся с мертвой точки, в связи с заявлением Владимира Путина, что отсутствие мирного договора с Японией является ненормальным.

Латвия: претензии на Пыталово

Наследием революции и последующего раздела Российской империи, стал длительный территориальный спор России и Латвии за Пыталовский район Псковской области. Эта территория была передана последней по условиям Рижского мирного договора между Советской Россией и Латвией от 1920 года. Согласно официальной латышской версии, при определении границы в 1920 году был применен этнографический принцип. По другим источникам, Латвия настояла на передачи ей этой области, поскольку на ней находился важный железнодорожный узел. В любом случае, Пыталово стало частью отделившейся Латвии, и вскоре было переименовано в Яунлатгале.

Но утраченные территории были возвращены спустя двадцать лет, в 1940 году, после включения Латвии в состав СССР в качестве Латвийской ССР. А в 1944 году, Пыталово и окрестности стали частью РСФСР, после освобождения от нацисткой оккупации. После распада СССР, Латвия отказалась признать эти территориальные изменения, назвав свое включение в Союз Социалистических республик, оккупацией, а Пыталово – незаконно аннексированной территорией, настаивая на возвращении границ 1920 года. Район с говорящим названием «Пыталово» надолго стал источником раздражения в отношениях Москвы и Риги.

Он сорвал подписание российско-латвийского пограничного договора, когда Латвия неожиданно включила в проект одностороннюю, «разъяснительную» декларацию с претензиями на эти территории. По мнению латвийских политиков, нахождение Пыталово в собственности России нарушало латвийскую конституцию, согласно которой, границу (естественно, соответствующую границе 1920 года) нельзя менять без согласия граждан на референдуме. В ответ на это Владимир Путин произнес свою знаменитую фразу: «От мёртвого осла уши им, а не Пыталовский район».

Латвия могла бы еще долго настаивать на своей несомненной собственности на «пять километров» Псковской области, если бы не ее желание вступить в Евросоюз, одним из основных требований которого являются четко определенные границы. В 2007 году президент Вике-Фрейберга отказалась от своих территориальных притязаний, высказав надежду, что это: «поможет разморозить реально замороженные отношения с восточным соседом».

Финляндия: карельский вопрос

В то время как Латвия отказалась от своих территориальных претензий, в Финляндии все растет число общественных организаций, выступающих за возвращение Карелии и других территорий, утраченных в ходе Второй мировой войны. О предстоящей публичной дискуссии, посвященной гипотетическим путям возврата Карелии, которая может состояться в самое ближайшее время, сообщили «Вести Карелии». По их словам, среди инициаторов – реваншистская организация ProKarelia, клуб Karelia, а также журнал Karjalan kuvalehti.

За свою историю Карелия была и шведским герцогством, и Корельским уездом, и Олонецким наместничеством. Эта земля не раз становилась спорной.

Карельский вопрос возник в результате условий Тартуского мирного договора 1920 года, по окончанию гражданской войны в Финляндии и советско-финской войны. По его условиям, Западная Карелия переходила в собственность Финляндии. Территории были возвращены в ходе Второй мировой войны, а карело-финское население эвакуировано в Финляндию. В 1956 году Карело-Финская ССР была преобразована в автономию в составе РСФСР.

Несмотря на то, что Финляндия официально не поднимает вопроса о пересмотре границ, в стране, по данным последних опросов, 38% респондентов выступают за возвращение Западной Карелии. В 2011 году лидер уже известного нам движения ProKarelia, Вейкко Сакси выступал с подобной инициативой, сообщая, что возвращение Карелии Финляндии соответствует всем нормам Евросоюза. Однако президент Финляндии, Саули Ниинисте, во время своего рабочего визита в Москву в 2013 году, опроверг эту информацию, заявив, что ни разу не услышал подобного предложения среди финских законодателей.

Китай: спор о 17 гектарах

На сегодняшний день, Китай имеет территориальные претензии практически ко всем своим соседям. Россия не исключение. Совсем недавно, в 2005 году российско-китайская граница претерпела изменения в виде 340 квадратных километров: участок земли в районе острова Большой и два участка в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский, в месте слияния рек Амур и Уссури, перешли под юрисдикцию КНР. Однако на этом, в территориальных претензиях Китая к России, не была поставлена точка.

Карта территориальных претензий Китая.

В 2012 году, при проверке государственной границы между странами, Китай заявил о необходимости сместить ее вглубь России, выдвинув претензию на «исконно китайские» 17 гектаров алтайской горной местности. Стоит отметить, что спор возник из-за небольшого участка труднодоступной территории, расположенной на высоте 2500-3000 метров, и не оборудованной, на данный момент, пропускными пунктами. В итоге, китайская сторона не смогла предоставить никаких документов в поддержку своих притязаний на алтайские 17 гектаров, превратившихся, в одночасье, в спорные территории.

Украина: Крым

Крымский полуостров, на котором расположены Республика Крым и город федерального значения Севастополь вошёл в состав России 18 марта 2014 года по результатам состоявшегося на его территории референдума, на котором подавляющее большинство крымчан проголосовали за воссоединение с Россией.

При выходе из состава Украины Крым использовал те же основания, что и она в 1991 году при выходе из состава СССР, а именно:
Право народов на самоопределение
Угроза безопасности из-за государственного переворота

Продолжение многовековых исторических традиций

Украина, в состав которой Крым входил до этого, в момент проведения референдума уже утратила ранее существовавшую государственность, поскольку переворот, в ходе которого действующий президент был низложен парламентом с явными нарушениями конституционных процедур, автоматически поставил вне конституции всю власть в стране и юридически уничтожил государство как таковое.

Результаты референдума открыто не признаются Украиной и Западом, остальной мир в массе своей просто обходит вопрос стороной. Тема в любом случае ещё на какое-то время останется открытой, помимо прочего и потому, что в 1954 году Крым был передан Украине с другими границами - с тех пор северная часть Арабатской косы с селом Стрелковое остаются до сих пор в Херсонской области. В целом же вопрос тесно связан с дальнейшей судьбой Новороссии.

Территориальные претензии по всему миру

Сегодня мир насчитывает около 50-ти оспариваемых территорий в мире. С развитием науки и техники, некоторые споры перешли даже в космическое пространство, а также завязаны на территориях, в целом непригодных для проживанию, но имеющих серьезные запасы природных ресурсов.

1. Нагорный Карабах

Одним из самых серьезных конфликтов, относительно территории, следует выделить спор между Арменией и Азербайджаном за территорию Нагорного Карабаха. Сегодня Нагорный Карабах де-факто независимое государств, именующее себя Нагорно-Карабахской Республикой. Азербайджан и международное сообщество считают Нагорный Карабах частью Азербайджана.

2. Кашмир

На севере Индийского субконтинента имеется спорная территория Кашмир, права на которую оспаривает Китай, Пакистан и сама Индия. Страны на сегодня "поделили" Кашмир следующим образом - Пакистан фактически включил в свой состав северо-западную часть Кашмира, Китай северо-восточную часть территории Кашмира. Остальную часть занимает индийский штат Джамму и Кашмир.

3. Тибет

Один из самых заметных споров - претензии между Китаем и Индией на Тибет. Эта ситуация остается неразрешенной в течении 50-ти лет, начиная с 1959 года, когда широкую огласку получил первый вооруженный конфликт, касательно территории.

4. Голанские высоты

Спор между Сирией и Израилем, относительно Голанских высот не урегулирован до сих пор. В 1967 году территория была аннексирована Израилем, в 1973 году ООН установила буферную зону, но статус территорий не признан до сих пор.

5. Нью-Мур

Поразительно за что только не бьются люди. Яркий пример островок, точнее коса, в 10 квадратных метров, который как появился в 1970 году, так и исчез в 2010, но на протяжении 40 лет за него боролись Бангладеш и Индия.

6. Бир-Тавиль

Еще один удивительный спор между Египтом и Суданом, относительно территории Бир-Тавиль. Удивительно то, что обе страны пытаются не забрать, а избавиться от этого куска земли.

7. Сомалиленд

В 1991 году на территории Сомали образовалось новое самопровозглашенное государство Сомалиленд, с населением около 3 миллионов человек. Является непризнанным государством по сей день.

8. Косово

Десятилетия вооруженного конфликта, привели к тому, что в 2008 году Косово провозгласило независимость от Сербии. В течении последующих лет оно было признано многими странами, включая Британию, США и др. Однако Россия и Китай вступили категорически против.

9. Приднестровье

Узкая полоса - Приднестровская республика, расположенная между Украиной и Молдовой стала спорной территорией на долгие годы и по сей день эта автономная единица практически во всем мире считается принадлежностью Молдовы.

10. Острова Спратли

Один остров, 750 человек на нем и семь государств, которые бьются друг с другом за обладание этим клочком земли. А все потому, что там есть газ, нефть и много-много рыбы.

11. Абхазия и Южная-Осетия

Обе республики добивались своей независимости от Грузии около столетия, жесткие конфликты, в которых принимала участие и Россия привели к тому, что сегодня их независимость признали лишь несколько стран - Россия, Венесуэла, Никарагуа и несколько Тихоокеанских островов.

12. Антарктида

Самой активной страной, пытавшейся застолбить за собой претензии на ледовый континент, была Великобритания. Её намерения оспаривали Австралия, Франция, Норвегия, Новая Зеландия, Аргентина, Чили. Намерения сторон грозили перерасти в Антарктическую войну.

Попытки прекратить раздел Антарктиды еще в конце 1940-х годов предпринимали США и Индия. Однако встречи и конференции, которые они проводили, никаких результатов не дали. Прогресса удалось достичь лишь в 1959 году, когда 12 государств подписали Антарктический договор - своего рода международный свод правил поведения на континенте. Помимо семерки стран - претендентов на территории в Антарктиде, подписи под документом поставили представители Бельгии, СССР, США, ЮАР и Японии. Все они на момент создания договора вели на континенте активные исследования. Сейчас число подписантов договора увеличилось до 50 стран, причем право голоса имеют только 22 из них - те, чьи исследователи наиболее активно участвуют в изучении Антарктиды.

Стержнем соглашения стал постулат о том, что Антарктика объявляется мирной зоной, где запрещено размещать любые военные базы, проводить маневры и испытывать оружие, в том числе атомное. Вместо этого регион должен был стать площадкой для масштабных научных исследований, результатами которых стороны могли бы свободно обмениваться.

13. Луна

Развитие науки и техники, привело к тому, что споры возникают даже за пределами Земли. Несмотря на то, что Договор о Луне провозглашает оную свободной от претензий на собственность, имеются многочисленные лазейки, которыми спешат воспользоваться некоторые страны. Так например США предлагал придать статус памятника следам астронавтов, побывавших на Луне, а некоторые предприимчивые товарищи продают участки на Луне в личное пользование. К сожалению законодательство, относительно небесных тел таково, что любое государство, установившее свое оборудование на астероиде или спутнике становится единоличным хозяином. Отметим, что споры из-за Луны идут не просто так, например в регионах Моря Спокойствия и Океана Бурь, например, находятся огромные месторождения ильменита - минерала из которого относительно дёшево могут быть получены кислород, железо, оксид титана и сам титан.

В целом же, судя по тенденции, в скором времени следует ожидать разделов Луны и иных небесных тел, по образу Антарктиды.

14. Кипр

В декабре 1963 г. обострившиеся отношения между кипрскими греками и турками, вызванным вмешательством во внутренние дела Кипра, совместная деятельность греческих и турецких членов Палаты представителей прекратилась. С 1975 г. руководство турецкой общины провозгласило в одностороннем порядке в северной части острова кипрское государство "Турецкая республика Северного Кипра”, где была одобрена конституция и законодательная ассамблея. Сегодня это государство признано только Турцией.

Вид на Балаклаву, TASS

Территориальные претензии к России, как к самой большой стране на планете, явление не новое и реакция России в этом вопросе — настоящий повод для гордости. По каждой «спорной» территории спокойно и вежливо, с сочувствием и с пониманием пытается объяснить, что все земли, принадлежащие России и русскому народу навсегда останутся за Россией. Но с этой очевидной позицией лидеры ряда стран не хотят считаться, то и дело поднимая шум вокруг так называемых «спорных» российских территорий.

Но самое интересное в другом — Россия территориальных претензий не предъявляет ни к одной стране в мире, и как уж сложилось исторически — так и сложилось. Ведь, если начнем предъявлять, то придётся вспомнить о могущественной Российской империи, территория которой еще в 19 веке составляла 21,8 млн км² (то есть 1/6 часть суши) - она занимала второе место в мире, после Британской империи. И это без учета территории Аляски, которая входила в её состав с 1744 по 1867 годы и занимала площадь 1 717 854 км², без учета Алеутских островов, а также части Тихоокеанского побережья США и Канады… Обо всем об этом Россия не напоминает, а могла бы…

Итак, у каких стран есть территориальные претензии к России?

Республика Корея: остров Ноктундо

Фото: smitsmitty.livejournal.com

Ноктундо принадлежал корейской династии Чосон с XV века. В 1587 году на его территории произошла битва между отрядами чжурчжэньских кочевников и местным гарнизоном под командованием Ли Сунсина, национального героя Кореи.

Во время обмеления северного рукава Туманной, русло реки время от времени менялось, в результате чего иногда Ноктундо соединялся с сушей Приморья. Несмотря на это территория острова продолжала находиться под корейской юрисдикцией.

В 1860 году, без согласия корейской стороны, Ноктундо отошёл к Российской империи в соответствии с пекинским договором между Цинским Китаем и Россией. На протяжении XX века территория острова находилась в составе Хасанского района Приморского края.

В 1990 году СССР и КНДР подписали договор об установлении линии государственной границы по фарватеру Туманной, благодаря чему территория бывшего острова была признана советской. Эту сделку не признала Южная Корея, которая продолжает считать территорию Ноктундо своей.

Япония: Курильские острова

Пожалуй, наиболее актуальными на сегодняшний день являются претензии Японии к России в отношении южных Курильских островов: Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелага Хабомаи. Эти территории впервые появились на карте России в середине XVIII века, когда капитан русского флота Мартын Петрович Шпанберг нанес на нее Малую Курильскую гряду. Екатерина II закрепила эти присоединения указом от 1786 года, назвав их «землями, Российскими мореплавателями приобретенные».

Однако уже в 1855 году они были переданы Японии согласно Симодскому договору как залог «постоянного мира и искренней дружбы между Россией и Японией». За этим соглашением последовал и Санкт-Петербургский договор, по которому все Курилы переходили Японии в обмен на японскую часть Сахалина. Последняя была впоследствии утрачена в ходе русско-японской войны.

Шанс вернуть утраченные территории представился после Ялтинской конференции 11 февраля 1945 года, на которой была достигнута договоренность о вступлении СССР в войну против Японии, при условии передачи ему Южного Сахалина и всех Курильских островов. В соответствии с этим соглашением, генерал союзных войск Дуглас Макартур в 1946 году специальным Меморандумом исключил из территорий Страны восходящего солнца Курильские острова (острова Тисима), группу островов Хабомаи (Хабомадзе) и остров Сикотан.

Однако мирный договор между Россией и Японией так и не был подписан. Япония отказалась признать ряд Курильских островов, перешедших к России, «Курильскими». Согласно официальной позиции Страны восходящего солнца, острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи (Южные Курилы) в состав Курил не входили и Япония от них не отказывалась.

Территориальный спор лишь усугубился в условиях «Холодной войны». В 1956 году СССР, согласно морской декларации, был готов уступить Японии острова Хабомаи и Шикотан, оставив за собой стратегически важные Кунашир и Итуруп. Однако в случае подобного компромисса, США пригрозили Стране восходящего солнца лишением архипелага Рюкю с островом Окинава, который тогда находился под управлением Америки.

Несостоявшийся компромисс был, фактически, последним прецедентом в истории, когда Курильский вопрос мог сдвинуться с мертвой точки. Принятый незадолго после этого « Договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией», узаконил пребывание американских войск на японской территории, что было естественно расценено СССР как угроза собственным интересам. Спор «о северных территориях» зашел в полнейший тупик.

На сегодняшний день, четыре острова Южных Курил, а также статус Северных островов и Южного Сахалина, остаются главным камнем преткновения в российско-японских отношениях, который препятствует подведению итогов Второй мировой войны и подписанию мирного договора. Согласно позиции России, все Курильские острова, включая Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи, а также весь Сахалин, принадлежат РФ на законных основаниях, по итогам Второй мировой войны.

Россия готова, по-прежнему, пойти на уступки, в виде островов Хабомаи и Шикотан. Япония, позицию которой последовательно поддерживает США, считает все Южные Курилы своими исконными землями, незаконно оккупированными Россией, а Северные Курилы и Южный Сахалин, территориями с неопределенным статусом. С ее стороны, мирный договор возможен лишь при возвращении всех четырех спорных островов. При этом есть еще третья сила – коренные жители айны, которые настаивают на своих суверенных правах на Южные острова.

Коренные жители Айны

Ситуация порой доходит до абсурда. Так, в 2012 году японское правительство официально выразило сожаление, в связи с посещением российским президентом Дмитрием Медведевым, острова Кунашир, назвав это «серьезными препятствиями в двухсторонних отношениях».

Возврат Курил – краеугольный камень внешней политики нынешнего премьера Японии Синдзо Абэ. На сегодняшний день, японские СМИ придерживаются позиции, что территориальный вопрос, наконец-то, сдвинулся с мертвой точки, в связи с заявлением Владимира Путина, что отсутствие мирного договора с Японией является ненормальным.

Латвия: претензии на Пыталово

Наследием революции и последующего раздела Российской империи, стал длительный территориальный спор России и Латвии за Пыталовский район Псковской области. Эта территория была передана последней по условиям Рижского мирного договора между Советской Россией и Латвией от 1920 года. Согласно официальной латышской версии, при определении границы в 1920 году был применен этнографический принцип. По другим источникам, Латвия настояла на передачи ей этой области, поскольку на ней находился важный железнодорожный узел. В любом случае, Пыталово стало частью отделившейся Латвии, и вскоре было переименовано в Яунлатгале.

Но утраченные территории были возвращены спустя двадцать лет, в 1940 году, после включения Латвии в состав СССР в качестве Латвийской ССР. А в 1944 году, Пыталово и окрестности стали частью РСФСР, после освобождения от нацисткой оккупации. После распада СССР, Латвия отказалась признать эти территориальные изменения, назвав свое включение в Союз Социалистических республик, оккупацией, а Пыталово – незаконно аннексированной территорией, настаивая на возвращении границ 1920 года. Район с говорящим названием «Пыталово» надолго стал источником раздражения в отношениях Москвы и Риги.

Он сорвал подписание российско-латвийского пограничного договора, когда Латвия неожиданно включила в проект одностороннюю, «разъяснительную» декларацию с претензиями на эти территории. По мнению латвийских политиков, нахождение Пыталово в собственности России нарушало латвийскую конституцию, согласно которой, границу (естественно, соответствующую границе 1920 года) нельзя менять без согласия граждан на референдуме. В ответ на это Владимир Путин произнес свою знаменитую фразу: «От мёртвого осла уши им, а не Пыталовский район».

Латвия могла бы еще долго настаивать на своей несомненной собственности на «пять километров» Псковской области, если бы не ее желание вступить в Евросоюз, одним из основных требований которого являются четко определенные границы. В 2007 году президент Вике-Фрейберга отказалась от своих территориальных притязаний, высказав надежду, что это: «поможет разморозить реально замороженные отношения с восточным соседом».

Финляндия: карельский вопрос

В то время как Латвия отказалась от своих территориальных претензий, в Финляндии все растет число общественных организаций, выступающих за возвращение Карелии и других территорий, утраченных в ходе Второй мировой войны. О предстоящей публичной дискуссии, посвященной гипотетическим путям возврата Карелии, которая может состояться в самое ближайшее время, сообщили «Вести Карелии». По их словам, среди инициаторов – реваншистская организация ProKarelia, клуб Karelia, а также журнал Karjalan kuvalehti.

За свою историю Карелия была и шведским герцогством, и Корельским уездом, и Олонецким наместничеством. Эта земля не раз становилась спорной.

Карельский вопрос возник в результате условий Тартуского мирного договора 1920 года, по окончанию гражданской войны в Финляндии и советско-финской войны. По его условиям, Западная Карелия переходила в собственность Финляндии. Территории были возвращены в ходе Второй мировой войны, а карело-финское население эвакуировано в Финляндию. В 1956 году Карело-Финская ССР была преобразована в автономию в составе РСФСР.

Несмотря на то, что Финляндия официально не поднимает вопроса о пересмотре границ, в стране, по данным последних опросов, 38% респондентов выступают за возвращение Западной Карелии. В 2011 году лидер уже известного нам движения ProKarelia, Вейкко Сакси выступал с подобной инициативой, сообщая, что возвращение Карелии Финляндии соответствует всем нормам Евросоюза. Однако президент Финляндии, Саули Ниинисте, во время своего рабочего визита в Москву в 2013 году, опроверг эту информацию, заявив, что ни разу не услышал подобного предложения среди финских законодателей.

Китай: спор о 17 гектарах

На сегодняшний день, Китай имеет территориальные претензии практически ко всем своим соседям. Россия не исключение. Совсем недавно, в 2005 году российско-китайская граница претерпела изменения в виде 340 квадратных километров: участок земли в районе острова Большой и два участка в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский, в месте слияния рек Амур и Уссури, перешли под юрисдикцию КНР. Однако на этом, в территориальных претензиях Китая к России, не была поставлена точка.

В 2012 году, при проверке государственной границы между странами, Китай заявил о необходимости сместить ее вглубь России, выдвинув претензию на «исконно китайские» 17 гектаров алтайской горной местности. Стоит отметить, что спор возник из-за небольшого участка труднодоступной территории, расположенной на высоте 2500-3000 метров, и не оборудованной, на данный момент, пропускными пунктами. В итоге, китайская сторона не смогла предоставить никаких документов в поддержку своих притязаний на алтайские 17 гектаров, превратившихся, в одночасье, в спорные территории.

Украина: Крым
Вид на Балаклаву, TASS

Крымский полуостров, на котором расположены Республика Крым и город федерального значения Севастополь вошёл в состав России 18 марта 2014 года по результатам состоявшегося на его территории референдума, на котором подавляющее большинство крымчан проголосовали за воссоединение с Россией.

При выходе из состава Украины Крым использовал те же основания, что и она в 1991 году при выходе из состава СССР, а именно:

  • Право народов на самоопределение
  • Угроза безопасности из-за государственного переворота
  • Продолжение многовековых исторических традиций

Украина, в состав которой Крым входил до этого, в момент проведения референдума уже утратила ранее существовавшую государственность, поскольку переворот, в ходе которого действующий президент был низложен парламентом с явными нарушениями конституционных процедур, автоматически поставил вне конституции всю власть в стране и юридически уничтожил государство как таковое.

Результаты референдума открыто не признаются Украиной и Западом, остальной мир в массе своей просто обходит вопрос стороной. Тема в любом случае ещё на какое-то время останется открытой, помимо прочего и потому, что в 1954 году Крым был передан Украине с другими границами - с тех пор северная часть Арабатской косы с селом Стрелковое остаются до сих пор в Херсонской области. В целом же вопрос тесно связан с дальнейшей судьбой Новороссии.

@ Анатолий Кошкин
Среди комментариев на одну из моих статей прочитал мнение девушки-студентки: «Конечно, Курилы отдавать не надо. Думаю, они и нам пригодятся. Но, раз японцы так упорно требуют острова, у них, наверное, есть для этого какие-то основания. Они, говорят, ссылаются на то, что у Москвы, дескать, нет юридических прав для владения островами». Полагаю, разъяснение этого вопроса теперь, когда японская сторона вновь муссирует так называемый «территориальный вопрос», особенно кстати.

О том, как принадлежавшие с 1786 года Российской Империи Курильские острова переходили из рук в руки, читатель может узнать из соответствующей исторической литературы. Поэтому начнем с 1945 года.

В 8-ом пункте Потсдамской декларации союзных держав об условиях безоговорочной капитуляции милитаристской Японии записано: «Условия Каирской декларации должны быть выполнены, японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и менее крупными островами, которые мы укажем».

В период острой дискуссии внутри высшего руководства милитаристской Японии о выработке отношения к Потсдамской декларации, а именно, споров, капитулировать на ее основании или нет, этот пункт практически не обсуждался. Не желавшую сложить оружие японскую «партию войны» беспокоила не территория побежденной страны, а собственная судьба. Генералитет соглашался капитулировать лишь при условии сохранения существующего государственного строя, наказания военных преступников самими японцами, самостоятельном разоружении и недопущения оккупации Японии союзниками.

Что касается территориальных владений, то они рассматривались как предмет торга при попытках выйти из войны, избежав капитуляции. Чем-то пожертвовать, что-то выторговать. При этом особую роль в дипломатических маневрах принадлежала отторгнутым Японией от России Южному Сахалину и Курильским островам. Эти земли предполагалось уступить СССР в обмен на его отказ вступить в войну против Японии на стороне США и Великобритании. Более того, летом 1945 года до советского руководства доводилась информация о возможности «добровольной» передачи Советскому Союзу одного из основных островов Японского архипелага - Хоккайдо, на который в отличие от Южного Сахалина и Курил Москва никогда не претендовала. Это допускалось в расчете на то, что советский руководитель Иосиф Сталин вместо объявления войны выступит посредником между воюющими сторонами на переговорах о перемирии на выгодных Японии условиях.

Однако история распорядилась по-иному. В результате вступления СССР в войну и атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки для японской верхушки не осталось иного выхода, кроме безоговорочной капитуляции с принятием всех пунктов Потсдамской декларации, которые японское правительство обязалось неукоснительно соблюдать.

В 6-м пункте Акта о капитуляции Японии от 2 сентября 1945 года записано: «Настоящим мы даем обязательство, что японское правительство и его приемники будут честно выполнять условия Потсдамской декларации, отдавать те распоряжения и предпринимать те действия, которые в целях осуществления этой декларации потребует верховный командующий союзных держав или любой другой назначенный союзными державами представитель». Приняв условия Потсдамской декларации, японское правительство согласилось и с указанным в ней пунктом о будущих границах своей страны.

В утвержденном президентом США Гарри Трумэном «Общем приказе №1» командования союзных войск о капитуляции японских вооруженных сил определялось: «Включить все (подчеркнуто автором) Курильские острова в район, который должен капитулировать перед Главнокомандующим советскими вооруженными силами на Дальнем Востоке». Выполняя это положение приказа, советские войска заняли острова Курильской гряды вплоть до Хоккайдо. В связи с этим трудно согласиться с утверждением японского правительства о том, что советское командование якобы намеревалось занять Курильские острова только до острова Уруп, а острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи оккупировали лишь, «узнав об отсутствии (на них) американских войск». Изобретенная же после войны географическая новация о «не вхождении» указанных четырех островов в состав Курильской гряды (японское название - Тисима рэтто) опровергается японскими документами и картами довоенного и военного периодов.

Принципиальное значение имеет директива командующего оккупационными войсками в Японии генерала Дугласа Макартура № 677/1 от 29 января 1946 года, в которой во исполнение 8-го пункта Потсдамской декларации союзным командованием определялись острова, изымавшиеся из-под японского суверенитета. Наряду с другими территориями Япония лишалась всех островов к северу от Хоккайдо. В директиве четко указывалось, что из-под юрисдикции государственной или административной власти Японии исключаются острова Тисима (Курильские), а также группа островов Хабомаи (Сусио, Юри, Акиюри, Сибоцу, Тараку) и остров Шикотан. Японское правительство не возражало, ибо это соответствовало условиям капитуляции.

Вслед за изданием директивы во исполнение Ялтинского соглашения о возвращении Южного Сахалина и передаче СССР Курильских островов 2 февраля 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР на этих территориях была образована Южно-Сахалинская область с включением её в состав Хабаровского края РСФСР.

Согласие правительства Японии с решением союзных держав о выводе всех Курильских островов из состава японского государства содержится в тексте Сан-Францисского мирного договора 1951 года. Пункт с) статьи 2-й договора гласит: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года».

Тогда японское правительство исходило из того, что Курилы (острова Тисима) перестали быть японской территорией. Это со всей определенностью проявилось при ратификации Сан-Францисского мирного договора в парламенте Японии. Заведующий договорным департаментом МИД Японии Кумао Нисимура 6 октября 1951 года сделал в палате представителей следующее заявление: «Поскольку Японии пришлось отказаться от суверенитета на острова Тисима, она утратила право голоса на окончательное решение вопроса об их принадлежности. Так как Япония по мирному договору согласилась отказаться от суверенитета над этими территориями, данный вопрос, в той мере, в какой он имеет к ней отношение, является разрешенным». Известно и заявление Нисимура в парламенте от 19 октября 1951 года о том, что «территориальные пределы архипелага Тисима, о котором говорится в договоре, включают в себя как Северные Тисима, так и Южные Тисима». Таким образом, при ратификации Сан-Францисского мирного договора высший законодательный орган японского государства констатировал факт отказа Японии от всех островов Курильской гряды.

После ратификации Сан-Францисского договора в политическом мире Японии существовал консенсус по поводу того, что в ходе мирного урегулирования с СССР территориальные претензии следует ограничить лишь близкими к Хоккайдо островами, а именно добиваться возвращения только Малой Курильской гряды Хабомаи и острова Шикотан. Это было зафиксировано в принятой единогласно парламентской резолюции всех политических партий Японии от 31 июля 1952 года. Тем самым фактически признавалась принадлежность СССР остальных Курильских островов, включая Кунашир и Итуруп.

Хотя на японо-советских переговорах об окончании состояния войны и заключении мирного договора японская делегация первоначально выдвинула претензии на все Курильские острова и южную половину Сахалина, в действительности ставилась задача вернуть в состав Японии только острова Хабомаи и Шикотан. Полномочный представитель правительства Японии на советско-японских переговорах 1955−1956 гг. Сюнъити Мацумото признал, что, когда он впервые услышал предложение советской стороны о готовности передать Японии после заключения мирного договора острова Хабомаи и Шикотан, то «сначала не поверил своим ушам», а «в душе очень обрадовался». После такой серьезной уступки сам Мацумото был уверен в окончании переговоров и скорейшем подписании мирного договора. Однако американцы грубо заблокировали такую возможность.

В последнее время в японских СМИ и научных исследованиях стал признаваться факт произвольного требования «возвращения северных территорий» - островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряды Хабомаи под давлением незаинтересованных в советско-японской нормализации США и антисоветски настроенной части японского истеблишмента. Они-то и придумали в марте 1956 года ранее не существовавший пропагандистский лозунг «борьбы за северные территории». Сделано это для того, чтобы избежать в лозунгах название Тисима (Курильские острова), от которых, как указано выше, Япония официально отказалась. Кстати, важно сознавать, что кроме требования четырех южных островов Курильской гряды, в Японии существует и расширительное толкование придуманного понятия «северные территории», а именно включение в него всей Курильской гряды, вплоть до Камчатки, а также Карафуто, то есть Сахалин.

Юридическая база двусторонних отношений была создана подписанием 19 октября 1956 года, а затем ратификацией Совместной декларация СССР и Японии, которая прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические и консульские отношения между двумя странами. В качестве жеста доброй воли тогдашнее советское правительство согласилось внести в текст декларации следующее положение: «…Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан (Шикотан) с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией». Подписав и ратифицировав этот документ, японское правительство юридически признало принадлежность Южного Сахалина и всех Курильских островов Советскому Союзу, ибо последний мог «передать» другому государству лишь свою территорию.

Как неоднократно указывали представители МИД РФ, занятая японским правительством позиция свидетельствует о его открытом непризнании итогов Второй мировой войны и требовании их пересмотра.

Отметим, что притязания японского правительства на территории, владение которыми закреплено в Конституции Российской Федерации, подпадают под понятие «реваншизм». Как известно, в политическом лексиконе реваншизм (фр. revanchisme, от revanche - «отмщение») означает «стремление к пересмотру результатов поражений в прошлом, к возвращению потерянных в войне территорий». Попытки обвинения Российской Федерации в якобы «незаконной оккупации и удержании Курильских островов», на наш взгляд, создают ситуацию, когда российское правительство в случае продолжения подобных утверждений на официальном уровне вправе поставить данный вопрос перед международной общественностью в ООН, а также обратиться с иском в Международный суд в Гааге.

Напомним, что Япония имеет «территориальные проблемы» со всеми соседними государствами. Так, правительство Республики Корея выступает с решительными протестами против включения японских притязаний на находящиеся под управлением Сеула островов Токто в правительственные «Белые книги» по вопросам внешней политике и обороны, а также в школьные учебники. Напряженная обстановка сохраняется и в районе удерживаемых Японией островов Дяоюйдао (Сэнкаку), на которые, ссылаясь на исторические документы и факты, претендует КНР. Не приходится говорить, что нагнетание ажиотажа вокруг территориальных претензий к соседним государствам отнюдь не объединяет, а разделяет народы, сеет между ними рознь, да и чревато конфронтацией, в том числе военной.

Всем известно, что Япония хочет получить от России часть территорий, которые считаются отобранными у страны незаконно. Территориальные претензии Японии высказываются с завидной периодичностью. Каждое новое правление России получает новые реверансы от японского правительства. Они убеждают высших представителей государства российского в том, что уж они наверняка примут верное решение и разрешат вопрос в пользу японцев, понимая, что то, что происходило ранее - не более чем недопонимание.

Но с каждым разом эти претензии отличаются и совершенно непонятно, чего на самом деле добиваются японские чиновники. Иногда территориальные претензии Японии распространяются на все Курилы и часть Сахалина, а иногда японцев устраивают всего четыре острова Курильской гряды. Бывает, что японцам оказывается достаточно двух островов - Шикотана и Хабомая. Возможно, эта тактика была разработана специально и Японцы очень надеются на то, что в свое время, она принесет определенные плоды. Но в этом году у Японцев появилась проблема в виде нового старого президента Владимира Путина, который до тонкостей знает все возможные варианты взаимоотношений с восточными соседями и не стремиться к удовлетворению их требований. Вся «восточная кухня» настолько приелась, что Японии не приходится рассчитывать на то, что уверения в том, что уж этот то президент поступит правильно и отдаст Курилы в пользу Японии, будут услышаны и претензии будут удовлетворены. Но и объективно, не понятно, почему Россия должна возвращать свои территории другой стране. Ведь история спорной территории настолько запутана, что разобраться в ней очень сложно и подготовленному человеку.

И исконно «японской» территорией они не были никогда. В первой половине 17 века эту местность населяли племена айнов. Японцы сами принимают тот факт, что айны никаким образом к их нации не относятся. Интересно, что история Японии, выпущенная в 18 веке, рассказывает и о Курилах и о самом острове Хоккайдо, как об иностранной территории, никакого отношения к Японии не имеющей. Если же опираться на картографические данные, которые пополнялись в эпоху великих открытий, то здесь тоже не может быть определенного ответа в пользу Японии. В эти времена любое государство могло считать своими те территории., которые первыми были занесены на подобную карту. Действительно,карта Курил у Японии появилась намного раньше,чем это сделали картографы России. Это произошло еще в тридцатые годы семнадцатого века.

Но рассмотрение образцов этой карты, заставляет придти к выводу, что данная карта никак не может считаться точной. На ней показано, что севернее Хоккайдо есть несколько небольших островов, но не их точных размеров, ни особенностей береговой линии не указано. Но в 1643 году этот пробел был закрыт голландскими мореплавателями, которые первыми нанесли точные данные об островах на мировую карту. Главным в этой экспедиции стал Мартин Фриз. А в начале следующего века уже ученые Российской Империи уточнили данные и нанесли архипелаг на карты. Они же провели переговоры с племенами, населявшими острова. Спустя несколько десятилетий они перешли под власть империи. Таким образом, если рассматривать территориальные претензии Японии, можно утверждать, что те слова о том, что Курилы изначально были японскими землями, мягко говоря - подмена фактов, имевших место быть в истории. Руководясь историей, можно утверждать, что гораздо больше возможностей для того, чтобы предъявлять свои права на эти территории, имеют те самые голландцы, которые первыми дали точное описание Курилам и нанесли их на карты.

Однако Голландцам эти острова не нужны, тогда как японцам внезапно захотелось взять их в свои руки. Японские власти проводят системную подготовку по возвращению территорий, постоянно затрагивая эту тему при общении с Российской стороной. Хотя после того, как Япония проиграла в войне 45 года, она могла и вовсе перестать быть суверенным государством. Те же территории, которые отошли союзу после войны, можно считать малой платой за этот проигрыш. Сама Япония, после того, как Российская Империя потерпела поражение в войне 1905 года, имела значительно большие аппетиты относительно территорий России. Тогда никто ничего не говорил о том, что Японцы забрали себе Сахалин. Интересные у них получаются стандарты. В случае выигрыша, требовать всё, что понравится в свою пользу сразу и без апелляций. А когда сама страна проиграла войне, тогда тоже нужно требовать возвращения территорий. Но в реальности такая политика не имеет права на существование. Есть и еще один исторический документ - Симодский контракт. По этому трактату, подписанному в 1855 году, России отходили Курильские острова, которые расположены на севере от Итурупа, а Сахалин должен был осваиваться совместно. Через двадцать лет условия контракта изменились, и Японцы получили в ведение Курилы, а Россия весь Сахалин.

Но после победы Японии в 1905 году, она сама разорвала договор. В результате Пртмундский договор сделал подвластной японцам южный Сахалин, полуостров Ляодунский. А рыбаки смогли ловить рыбу в Охотском, Японском и Беринговом морях у территорий России. Позже Япония еще и заставила Империю выплачивать огромные контрибуции и разоружить весь Дальний Восток. Победа СССР в 1945 году позволила Сталину вернуть всё на свои места, Сахалин, Ляодунский полуостров и Курилы опять вернулись к советской власти. Кроме того, союзники отговорили Сталина от того, чтобы предъявлять претензии на северную часть Хоккайдо, но победителей судить нельзя.

Так почему же соседи с востока хотят вернут ь себе южные Курилы, ведь проигрыш в войне все расставил на места. Японцы могли бы попробовать вернуть свои территории из Китая - Порт-Артур, да и Марианские острова можно отобрать у США, вот южные территории, которых так не хватает японцам А уже после того, как им с радостью вернут все эти территории, можно обратиться и к северным соседям. Лучше сейчас обратить внимание на сейсмическую активность и последствия цунами.

Альянс НАТО – краеугольный камень безопасности в Европе и Северной Америке, один из наиболее неуспешных и сомнительных военных союзов в истории.

Официальное его название – Организация Североатлантического договора. Если исходить из названия, в союз должны входить страны, прилегающие к Северной Аталантике, которые обязуются защищать друг друга от военной угрозы.

Однако в нем есть и Турция, и Хорватия, и Болгария, и Венгрия. До Атлантики от этих стран довольно далеко.
Так кто же может стать членом альянса? Многие обозреватели считают, что речь идет о странах Европы, в которых установлена демократия и у которых нет неразрешенных территориальных споров с другими странами.

Сторонники этой точки зрения ссылаются на исследование о расширении НАТО 1995 года. В его шестой статье говорится: "Государства, в которых существуют межэтнические трения или территориальные споры... должны разрешить эти разногласия мирными способами... Разрешение подобных конфликтов будет одним из факторов, влияющих на решение пригласить страну в состав Альянса".

Формулировка достаточно четкая и ясная, но в реальной жизни - а в особенности в международных отношениях - редко бывают однозначно четкие и ясные моменты.

Буквально в следующей, седьмой статье того же документа подчеркивается, что "нет фиксированных или жестких критериев в вопросе о приглашении страны присоединиться к Альянсу".

Другими словами, это вопрос на самом деле политический. Что неудивительно, если учесть, что у многих стран НАТО на данный момент есть неразрешенные территориальные споры, причем часто друг с другом.

Споры между союзниками

Внутринатовских разногласий по вопросу суверенитета над определенными территориями довольно много.

США, Канада, Великобритания, Испания, Дания, Греция, Турция, Португалия, Италия, Франция, Словения, Германия – не только военные союзники, принявшие на себя обязательство защищать друг друга до победного конца в случае нападения, но и оппоненты, полагающие, что некоторые члены альянса незаконно считают ту или иную территорию своей.

Начнем с наиболее известных случаев:

В 1704 году Великобритания захватила небольшой испанский полуостров, названный в честь генерала Тарика ибн Зияда, который руководил завоеванием Испании арабскими силами. Его войска начали наступление именно с этого полуострова, который они назвали Джебель-Тарик. Позднее это название трансформировалось в местном произношении в Гибралтар.

Испания официально передала Гибралтар Англии по Утрехтскому договору 1713 года. Несмотря на это, в XVIII веке испанские силы несколько раз осаждали Гибралтар в надежде вернуть его испанской короне. Требования вернуть Гибралтар Мадриду возродил генерал Франко в 1950-е годы. Он даже организовал блокаду этого британского полуострова. Тем не менее, жители Гибралтара дважды (в 1967 и 2002 годах) путем референдума заявляли, что хотят оставаться под управлением Лондона. Оба раза за это проголосовали 99% гибралтарцев. Сейчас периодически возобновляются - как и всегда, безрезультатно - трехсторонние переговоры между правительствами Испании, Великобритании и Гибралтара по вопросу о будущем территории.

Никем не населенный остров Ганс площадью в 1,3 квадратных километра находится посередине пролива, разделяющего Канаду и Гренландию. И Канада, и Дания считают остров своей суверенной территорией.

Спор между Канадой и Данией пока не привел к вооруженным столкновениям, но с конца 1980-х годов на остров регулярно - хотя и не одновременно - прибывают военные корабли обеих стран, водружают свои флаги, и оставляют у подножья флагштока бутылку: канадцы оставляют виски, а датчане - шнапс. Чтобы избежать инцидентов, каждая сторона сообщает другой, что ее военные корабли или вертолеты направляются к острову. Пролив между Гренландией и Канадой часто замерзает, и, кроме того, в нем нередко встречаются большие айсберги - что, само собой, несколько затрудняет мореходство. Это обстоятельство, возможно, в определенной степени охлаждает пыл Копенгагена и Оттавы.

Кому именно принадлежит вершина горы Монблан, до конца не ясно

После объединения Италии в XIX веке Франция и Италия подписали остающийся до сих пор в силе договор, согласно которому граница между ними на горе Монблан проходит по нижней кромке ледника. А сама вершина находится, естественно, в самой высокой части этого ледника. При этом вершина не считается ничейной территорией (terra nullius), так как в соответствии все с тем же договором хозяйственными делами на горе занимаются два местных муниципалитета – один с французской, другой - с итальянской стороны. До сих пор Франция и Италия не конфликтовали по вопросу о пике Монблана.

Город Оливенса и прилегающая к нему территория перешли от Португалии к Испании в результате Бадахосского мирного договора 1801 года. Впоследствии Португалия денонсировала этот договор и требует возврата Оливенсы.

Несмотря на территориальный спор о принадлежности Оливенсы, отношения между Мадридом и Лиссабоном остаются настолько теплыми, что в 2008 году муниципалитеты по обе стороны границы, в том числе и Оливенса, вошли в общий еврорегион и тесно сотрудничают друг с другом.

При создании Турецкой Республики по окончании Первой мировой войны и разделе территории бывшей Османской империи Греция получила практически все острова в Эгейском море, некоторые из которых находятся в непосредственной близости от турецкого побережья. Это вызывает серьезные трения между Грецией и Турцией.




Греция и Турция уже много десятилетий не могут прийти к соглашению по вопросу о точной делимитации прибрежных вод и воздушного пространства, что уже несколько раз едва не привело к прямому вооруженному столкновению между этими союзниками по НАТО. Кроме того, до сих пор не разрешен вопрос о том, какой из стран принадлежат несколько скал в Эгейском море.

С момента провозглашения независимости обеих стран Хорватия и Словения не могут договориться о прохождении морской границы в Пиранском заливе в Адриатическом море.

Две страны решили обратиться в международный арбитраж в 2009 году. Однако в начале 2015 года Хорватия высказала свои сомнения в непредвзятости словенского судьи, входящего в состав арбитражного суда, и объявила о своем выходе из арбитража. Спор продолжается.

Канада настаивает, что северо-западный морской путь, ведущий из Атлантического океана в Тихий и проходящий между канадскими островами в Арктике, входит в ее территориальные воды, в то время как США рассматривают его как международный пролив и время от времени направляют туда свои военные корабли, чтобы подчеркнуть свою точку зрения. В ответ Канада приступила к строительству военных баз на своих арктических территориях.

Канада и США также оспаривают целый ряд небольших островов на границе между провинциями Нью-Брансвик и Британская Колумбия с одной стороны, и штатами Мэн, Вашингтон и Аляска - с другой. Обе страны также спорят о конкретном прохождении морской границы в ряде проливов, например, в проливе Хуан-де-Фука.

Споры со странами, не входящими в НАТО

Не все территориальные споры разрешаются со временем полюбовно, ведутся мирно или по сути игнорируются обеими сторонами. Иногда дело доходит до реальных военных действий.

Фолклендские острова, с населением чуть менее 3000 человек, управляются Великобританией с 1833 года. Аргентина примерно с тех же пор заявляет, что острова принадлежат ей по праву.

В 1982 году вооруженные силы Аргентины вторглись на Фолклендские острова и заняли их. В ответ Лондон направил экспедиционные силы для их освобождения.

Фолклендскую войну выиграла Великобритания, однако Аргентина до сих пор активно настаивает на том, что Лондон управляет островами незаконно, хотя и утверждает, что не намерена больше применять силу в поддержку своих заявлений.

Некоторые территориальные споры удается со временем разрешить путем переговоров.

Один из крупнейших территориальных споров Великобритании затрагивал Ирландию. После раздела Ирландии на Ирландскую республику и Северную Ирландию, оставшуюся под контролем Лондона, конституция Ирландии по-прежнему утверждала, что территорией республики является весь остров - то есть и Северная Ирландия. Вопрос был разрешен лишь в декабре 1999 года, когда в рамках мирного процесса в Северной Ирландии избиратели Республики Ирландия на референдуме одобрили изменения в этой части своей конституции. Теперь правительства как в Дублине, так и в Лондоне официально признают, что Северная Ирландия теоретически может воссоединиться с Ирландской республикой, но лишь в том случае, если это предложение будет одобрено на всенародном референдуме.

Тем не менее, территориальные споры между Ирландией и Великобританией на этом не завершились. Разногласия затрагивают точное прохождение границы в заливах Лох-Фойл и Карлингфорд-Лох.

Еще в относительно недавнем прошлом у Великобритания была огромная империя, и у страны до сих пор остаются территориальные споры практически на каждом континенте.

Архипелаг Чагос в южной части Индийского океана считался частью Маврикия вплоть до обретения независимости этим островом. Но в 1965 году, за три года до обретения Маврикием независимости, Великобритания вывела этот архипелаг из состава Маврикия.

Правительство Маврикия убеждено, что Лондон незаконно присоединил к своим заморским территориям архипелаг Чагос в южной части Индийского океана. На острове Диего-Гарсия, входящем в состав архипелага, расположена огромная военно-воздушная база США. Для ее строительства Лондон выселил все местное население Чагоса, депортировав жителей на Маврикий. Они по сей день добиваются права вернуться на родные острова.

У Франции есть неразрешенные территориальные споры с целым рядом стран:

С Мадагаскаром Франция не поделила несколько никем не населенных атоллов, скал, рифов и песчаных отмелей в Индийском океане. Речь идет о рифе дю Гейзе, островах Бассас-да-Индия, острове Европа и острове Жуан-ди-Нова в Мозамбикском проливе, которые Франция оставила за собой после обретения Мадагаскаром независимости. Так как в этом проливе могут находиться запасы нефти и природного газа, а также просто из принципа, Мадагаскар заявляет, что эти острова и рифы по праву принадлежат ему.

Эти территории Франция называет островами Эспарсе (или Разбросанными островами). Они входят в состав Французских Южных и Антарктических территорий и управляются с острова Реюньон в Индийском океане, который является департаментом Франции. Кроме того, Франция считает своей территорией острова Глорьёз, к северу от Мадагаскара, с чем Антананариву категорически не согласен. К востоку от Мадагаскара находится необитаемый остров Тромлен, на котором расположена метеорологическая станция. Несмотря на то, что на него претендует Мадагаскар, правительства Франции и Мадагаскара пришли к соглашению совместно управлять островом.

Острова Майотта географически входят в состав Коморского архипелага, к северо-востоку от Мадагаскара. В течение веков Майотта управлялась арабами. В XIX веке Майотта была завоевана королем Мадагаскара, а в 1841 году их купила Франция.

Когда в 70-х годах зашла речь о независимости Коморских островов, жители Майотты на референдуме 1974 года решили остаться в составе Франции. В 2011 году Майотта стала заморским департаментом и тем самым территорией Европейского союза. Правительство Коморских островов считает Майотту своей территорией, о чем написано в конституции страны. В 1976 году 11 из 15 членов Совета Безопасности ООН поддержали проект резолюции, признающий суверенитет Коморских островов над Майоттой, однако Франция наложила на проект резолюции свое вето.

Необитаемые вулканические острова Матью и Хантер находятся в южной части Тихого океана, в 300 километрах к востоку от Новой Каледонии и к юго-востоку от Вануату (бывших Новых Гебридских островов). Страна Вануату считает их частью своей провинции Тафеа и объявила о своих притязаниях на острова сразу по обретении независимости в 1980 году.

Ради поддержания своего суверенитета над островами Матью и Хантер Франция построила на одном из них метеорологическую станцию. Кроме того, оба острова регулярно посещают корабли военно-морского флота Франции. Однако, кроме заявления о своих притязаниях на острова Матью и Хантер, правительство Вануату пока не предприняло никаких других шагов по их возвращению.

В XIX веке Голландия (которая тогда управляла Суринамом) и Франция пришли к соглашению о том, что граница между Французской Гвианой и Суринамом должна проходить по реке Морони.

В 1885 году вопрос о точном прохождении границы между Суринамом и Французской Гвианой вновь стал актуален, так как в верховьях Морони было обнаружено золото. Обе страны обратились к российскому царю Александру III с просьбой разрешить этот вопрос. Тот постановил, что река Морони вытекает из реки Лава, и, соответственно, граница проходит по этой реке тоже. Но вплоть до сегодняшнего дня нет согласия по вопросу истоков реки Лава. Голландия, а за ней и сегодняшний Суринам, считают, что она вытекает из реки Маровини, далее на восток, а Франция считает, что она вытекает из реки Литани, к западу. Суринам до сих пор претендует на часть Французской Гвианы, хотя эксперты считают, что если тот обратится в международный арбитраж, то скорее всего проиграет.

На северном побережье Африки находятся два испанских города – Сеута и Мелилья. Сеута изначально была завоевана Португалией, но с 1668 года управляется Испанией. Мелилья была завоевана Испанией в 1497 году. Марокко уже много десятилетий заявляет, что эти два города является неотъемлемой частью ее территории. Испания, со своей стороны, отрицает эти заявления и утверждает, что не намерена даже обсуждать этот вопрос с кем бы то ни было.

Несмотря на территориальные притязания Марокко, Рабат и Мадрид на практическом уровне сотрудничают друг с другом по вопросам охраны границы, борьбы с наркотрафиком, нелегальной миграцией и так далее. Кроме того, Марокко претендует на острова Чафаринас у атлантического побережья, которые находятся под контролем Испании с 1848 года. За исключением небольшого гарнизона, острова необитаемы. Марокко также претендует на островок Пеньон-де-Алусемас, размером в 0,015 квадратных километра, находящийся в 300 метрах от средиземноморского побережья Марокко, а также на испанские скалу Пеньон-де-Велес-де-ла-Гомер и островок Перехиль в Гибралтарском заливе.

На стыке границ Австрии, Германии и Швейцарии находится Боденское озеро (также известное как Констанцкое). Это единственное место в Европе, где не проведены четкие границы между тремя странами

Швейцария считает, что граница проходит посередине Боденского озера. Австрия настаивает на том, что озеро принадлежит всем трем прибрежным странам. Германия занимает неопределенную позицию. Вопросы, связанные с водным транспортом и рыболовством, регулируются отдельными договорами.

Территориальные споры США с другими странами затрагивают в основном небольшие острова. Споры у Вашингтона существуют с рядом стран.

На необитаемый риф Бахо-Нуэво, кроме США, претендуют Колумбия, Ямайка и Никарагуа. Контроль над рифом осуществляют США, но военно-морские силы Колумбии регулярно заходят в прилегающие воды. Все страны надеются расширить свою исключительную экономическую зону вокруг островов. Ранее на Бахо-Нуэво также претендовал и Гондурас, но в 1999 году он подписал договор с Колумбией о морской границе, согласно которому Тегусигальпа признает риф колумбийским. Кроме того, Вашингтон спорит с Гаити по поводу необитаемого островка Навассо, который управляется США с базы в Гуантанамо на Кубе. На остров также с 1801 года претендует Гаити, и конституция страны утверждает, что остров принадлежит ей.
США, Куба и Мексика не могут прийти к соглашению по вопросу о том, кому именно принадлежат какие части континентального шельфа в Мексиканском заливе.

Территориальные споры США затрагивают и Тихий океан.

Токелау – самоуправляющаяся территория Новой Зеландии в южной части Тихого океана. Один из островов архипелага - остров Суэйнс - в XIX веке перешел во владение США согласно принятому в 1856 году закону, позволявшему гражданам США завладевать островами с залежами гуано, расположенными где угодно в мире и вне юрисдикции других стран.

Остров Суэйнс находится в юрисдикции Американского Самоа. Несмотря на то, что к концу ХХ века Новая Зеландия признала суверенитет США над этим островом с населением в 17 человек, в конституции самих Токелау четко написано, что этот остров является неотъемлемой частью Новой Зеландии.

Маршалловы острова – республика в Тихом океане, ассоциированная с США (США обеспечивают оборону страны). К северу от Маршалловых островов находится остров Уэйк, принадлежащий США. На него претендуют Маршалловы острова, где этот остров называется Энен-кио. На острове Уэйк находится крупная база США.
Большая часть границы между Хорватией и Сербией проходит по реке Дунай. Сербия считает, что граница проходит посередине русла реки. Хорватия, со своей стороны настаивает на том, что граница должна соответствовать кадастровым границам местных муниципалитетов. Кадастровые границы соответствует курсу Дуная в XIX веке, но с тех пор он во многих местах изменился.

Площадь спорных территорий между Хорватией и Сербией достигает 140 квадратных километров. Вопрос о точном прохождении границы впервые поднимался в 1947 году, но затем, во время существования Югославской Федерации, не представлял проблем. Статус спорных территорий снова оказался на повестке дня после распада Югославии. На данный момент линия фактического контроля соответствует позиции Сербии.






error: Контент защищен !!