Сознание как высшая ступень развития психики презентация. Психологический взляд (PsyVision) - викторины, учебные материалы, каталог психологов

Тема 1.1. Введение в психологию.

Базовые понятия : отражение,психика, психическое отражение, сознание, бессознательное.

Вопросы для изучения:

1. Характеристика сознания человека.

Ученые материалистического направления объясняют возникновение психики длительным развитием материи. Вся материя, начиная от неживой, неорганической, и кончая самой высшей и сложной материей - человеческим мозгом, обладает всеобщим качеством материального мира – качеством отражения , т.е. способностью отвечать на воздействия. Формы отражения зависят от форм существования материи: отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия в соответствии с их характером и формой существования материи.

1. Характеристика сознания человека.

Основное отличие человеческой психики от психики животных заключается в сознательной целенаправленности и произвольности психических процессов, обусловленных активной деятельностью, социальным взаимодействием и формирующим влиянием факторов культуры.

На уровне специфически человеческого бытия психика приобретает качественно новую структуру, обусловленную общественно-историческими закономерностями. Ее сущностной характеристикой становится сознание – ведущий уровень регуляции деятельности, а формой высших проявлений психической активности выступает личность.

Сознание трактуется в отечественной психологии как высший уровень психического отражения человеком действительности в виде обобщенных образов и понятий, опосредованный общественно-исторической деятельностью людей. Формы существования сознания – мышление и речь. Закрепилось понимание сознания как социального по своей природе («со-знание» как совместное «знание»). Наряду с социальной обусловленностью, сознание характеризуется активностью (направленностью на определенный объект), различной степенью ясности, мотивационно-ценностным характером и способностью к рефлексии – самонаблюдению и отражению собственных содержаний. Огромное значение для формирования сознания человека имеет овладение языком, системой знаков, символов и значений.



Биологические (прямохождение, анатомическое развитие, стадный образ жизни) и исторические (изготовление и сохранение орудий труда, отношения во время коллективной деятельности) предпосылки возникновения и развития сознания человека:

Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи, однако говоря о биологических предпосылках возникновения сознания нельзя забывать, что человек – продукт общественных отношений. Биологической предпосылкой общественных отношений было стадо, которое позволяло всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказывая взаимопомощь друг другу. Фактором, влияющим на превращение обезьяны в человека, стада – в общество, была трудовая деятельность, т.е. такая деятельность, которая совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий.

Инстинктивное общение предков человека внутри стада постепенно заменялось общением на основе «производственной» деятельности . Изменение отношений между членами сообщества – совместная деятельность, взаимный обмен продуктами деятельности – способствовало превращению стада в общество. Таким образом, причиной очеловечивания животноподобных предков человека явилось возникновение труда и образование человеческого общества.

Поскольку деятельность одного человека включена в деятельность всего общества, она направляется на удовлетворение не только личных, но и общественных потребностей. Поэтому появляется необходимость в критическом отношении человека к своей деятельности. Деятельность человека становится сознательной. При высоком уровне производства орудий цельная деятельность изготовления орудий разбивается на ряд звеньев, каждое из которых может выполняться разными членами общества. Разделение операций еще дальше отодвигает конечную цель – добывание пищи. Осознать эту закономерность может лишь человек, обладающий абстрактным мышлением. Значит, высокое по уровню производство орудий, развивающееся при общественной организации труда, является важнейшим условием в формировании сознательной деятельности.

Под влиянием труда закреплялись новые функции руки: она развивается не только как хватательное орудие, но и как орган познания объективной действительности, специализированный орган активного осязания. Специализация руки как органа труда способствовала развитию прямохождения.

Особенно большое влияние функционирование руки оказало на развитие мозга. У руки как развивающегося специализированного органа должно было формироваться и представительство в головном мозгу. Это послужило причиной не только увеличения массы мозга, но и усложнения его структуры.

Таким образом, труд послужил причиной развития человеческого общества, формирования человеческих потребностей, развития человеческого сознания, не только отражающего, но и преобразующего мир. Все эти явления в эволюции человека вели к коренному изменению формы общения людей между собой. Необходимость передавать опыт предыдущих поколений, обучать трудовым действиям соплеменников, распределять отдельные действия между ними создавала потребность в общении. Язык инстинктов не мог удовлетворить эту потребность. Так возникла необходимость в развитии высшей формы общения – человеческого языка.

Для стадии сознания характерны:

Отражение как путь познания человеком самого себя, своей деятельности и поведения;

Отражение как самоконтроль и самовоспитание;

Отражение как путь познания других;

Отражение как путь познания социальной жизни и социальных отношений.

Структуру сознания человека составляют следующие его характеристики:

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: со-знание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания.

Вторая характеристика сознания – закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это противопоставление и различие. Отделение «я» от «не-я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и в него вносятся необходимые коррективы и т.д.

Наконец, четвертая характеристика сознания – наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством именно в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т.д.

Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознание», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата. В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально действующими раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные» реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому ставшие неосознаваемыми; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и др.

Понятие «менталитет» применяется для выделения особых явлений в сфере сознания, которые в той или иной общественной среде характеризуют ее отличия от других общностей. Если «вычесть» из общественного сознания то, что составляет общечеловеческое начало, в «остатке» мы найдем менталитет этого общества. Итак, менталитет – это совокупность принятых и в основном одобряемых обществом взглядов, мнений, стереотипов, форм и способов поведения, которая отличает его от других человеческих общностей. В сознании отдельного его члена менталитет общества представлен в степени, которая зависит от его активной или пассивной позиции в общественной жизни. Являясь наряду с наукой, искусством, мифологией, религией одной из форм общественного сознания, менталитет не закреплен в материализованных продуктах, а, если можно так сказать, растворен в атмосфере общества, имеет надсознательный характер.

Вопросы для контроля:

  1. Расскажите о предпосылках и условиях возникновения и развития сознания человека. Дайте психологическую характеристику сознания человека.
  2. Раскройте сущность понятий «бессознательное» и «менталитет».

Литература:

1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – Москва: Издательский центр «Академия», 1996.

2. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн: Харвест, 1999.

3. Филатов Ф.Р. Общая психология. Серия «Высший балл». Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

Психика - это свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Выделяют четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость (одноклеточные живые существа), чувствительность (рыба и пр.), поведение высших животных, сознание человека.

Выделяют три основные функции психики: познавательную, регулятивную и коммуникативную.

Возможность осуществления сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания, благодаря чему он действует осознанно и самостоятельно.

Сознание индивида характеризуется активностью (наличие цели и деятельности по ее достижению), направленностью на какой-либо предмет (интенциональность), способностью к самонаблюдению (рефлексия), мотивированностью (обусловлено потребностями организма или личности).

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Сознание развивается у человека только в социальных контактах.

В состав сознания включают познавательные процессы, умение отделить себя от окружающего мира, предвидение результатов своих действий, мир чувств и эмоций. Особую роль в формировании сознания играет речь. Только благодаря ей становится возможным усвоение человеком знаний, системы отношений, происходит формирование его способности к целеполагающей деятельности.

Венцом развития сознания является развитие самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но и познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Бессознательное - это явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение человека похожи на осознаваемые психические, но им не осознаются. К бессознательным процессам относятся ощущение равновесия, мышечные, зрительные и слуховые ощущения.

Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного - те качества, интересы, потребности, которые человек не осознает, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях и действиях. Первая группа бессознательных явлений представлена ошибочными действиями: оговорки, описки, ошибки при написании или произнесении слов.

В основе второй группы лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий, т. е. того, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением (сновидения, грезы, мечты).

Вопрос об отношениях между сознательным и бессознательным достаточно сложен и не имеет однозначного решения.

Источник знания неистощим: Какие успехи ни приобретает Человечество на этом пути, Всем людям будет оставаться искать, открывать, познавать.

И. А. Гончаров

Понятие сознания. Свойства сознания. Роль и функции сознания. Виды сознания

Каждому человеку известно, что он обладает сознанием, т.е. способен осознавать окружающий мир и собственные переживания. Если, допустим, человек хочет есть, то ему не надо с кем-то советоваться, чтобы узнать, действительно ли он этого хочет. А если он слышит шум дождя на улице, то понимает, выходя из дома, что должен взять зонтик, а не затыкать уши. Все мы воспринимаем мир и себя с непосредственной очевидностью. Сам по себе факт его наличия (что в обычном словоупотреблении и понимается под сознанием) настолько не вызывает ни у кого сомнения, что еще в XVII в. Р. Декарт говорил о нем как о самом достоверном факте на свете.

Но любому человеку очевидно существование только собственного сознания. Как, например, установить, есть ли сознание у животных или у новорожденных детей? Они же не могут сообщить нам свое мнение по этому поводу и рассказать, что на самом деле чувствуют. О наличии сознания у кого-то другого, кроме себя, можно только предполагать, но не знать.

Как можно объяснить сознание? Что же определяет его существование?

Ученые пытались объяснить природу сознания, изучая процессы, протекающие в головном мозге. Еще в глубокой древности люди знали, что травмы мозга и органов чувств нарушают сознательную деятельность человека, что существуют химические вещества и яды, употребление которых приводит к изменениям в состоянии сознания. С развитием физиологии как науки убеждение в существовании этой связи только усиливалось. К середине XX в. казалось почти само собой разумеющимся, что психика должна объясняться физиологическими законами.

Но в сознании отражается не состояние мозга, а внешний мир. Опросы больных, переживших клиническую смерть и реанимацию, показали: даже в состоянии клинической смерти они воспринимают события (например, разговоры медицинского персонала), как-то их переживают, а затем по выходе из этого состояния способны их словесно воспроизвести. И это в то время, когда у организма почти нет регистрируемых физиологических реакций!

Но раз в весьма сложных случаях можно выживать без сознания, то для чего нужно сознание? Животные, которые, как обычно считается, лишены сознания, прекрасно приспособлены к среде. Зачем же в процессе эволюции потребовалось создавать еще такое образование, как сознание?

Современные компьютеры решают сложнейшие задачи, пишут стихи, доказывают теоремы, играют в шахматы, управляют космическими кораблями и заводами - и не обладают сознанием. А ведь компьютеры только начали свою эволюцию. И лишь с трудом можно представить себе, что они без всякого сознания смогут делать завтра. Известно, что люди, попав в катастрофу, чаще погибают не от реального физического воздействия, а от ужаса, охватывающего их сознание. Гораздо сложнее пройти но бревну над пропастью, чем пройти по такому же бревну, лежащему на земле. Однако лунатики, находясь в бессознательном состоянии, могут без всякого страха показывать чудеса эквилибристики, недоступные им при полном сознании, - ходить по карнизам крыш, вскарабкиваться но веревке на башню и т.п.

Тысячелетние раздумья над загадками сознания не привели к успеху. Оно оставалось самым очевидным фактом личного опыта каждого и в то же время самой таинственной вещью на свете.

Автор столь подробно остановился на загадках сознания, чтобы читатель мог понять масштабы этого феномена, его таинственность, притягательность, а самое главное, трудность познания. Он уже знает, что это высший уровень отражения объективной реальности. Необходимо отметить, что понятие «сознание» употребляется для обозначения состояния бодрствования человека, когда он в любой момент времени готов к контактам с внешним миром. «Потерять сознание» в данном смысле значит прервать эти контакты, не реагировать на воздействия окружающей среды.

В научном плане под сознанием понимается высшее проявление психики, обеспечивающее человеку возможность не только изучать внешний мир, но и видеть свое место в этом мире, формировать отношение к нему, организовывать взаимодействие с другими людьми, любить и ненавидеть, восхищаться и возмущаться, ставить перед собой ближайшие и отдаленные цели, чувствовать ответственность за свое поведение. Это сфера психики, где отражение объективной реальности (в виде динамической последовательности ее образов) приобретает особые, высшие формы, свойственные только человеку.

Возникает вопрос: что же стало толчком эволюции психики от простой раздражимости к сознанию?

В результате развития нервная система и в первую очередь головной мозг достигли уровня, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воздействием последнего, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания - высшего уровня психического развития, присущего только ему. Таким образом, возникновение сознания у человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную обусловленность, т.е. возникновение сознания вне общества невозможно. Основными условиями этих процессов являются соответствующий уровень биологического развития, наличие социального окружения и коллективный труд.

Можно предположить, что похожая психическая деятельность происходит и у более развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны. Однако, называя в повседневной жизни этих животных «умными», мы тем не менее не говорим об их сознании.

Человеческое сознание отличается не по самому факту формирования образов окружающего мира, а по тому, как это формирование происходит.

С психологической точки зрения можно говорить о нескольких установленных свойствах сознания :

  • - оно характеризуется активностью;
  • - ему присуща интенционалыюсть (от лат. intentio - стремление), т.е. направленность на какой-либо предмет;
  • - оно определяет способность к рефлексии (от лат. reflexio - обращение назад), способность наблюдать свои психические состояния;
  • - его критичность - способность оценивать все происходящее вокруг с позиций своих взглядов, ценностей и морали.

Сознание не оттиск и не застывшая «фотография» действительности. Это одновременно и слабо изученная сфера психики высшего уровня организации, и сложный динамический психический процесс. Сознание изучают многие науки - философия, антропология, нейрофизиология, социология, психология, физиология, но им еще предстоит приоткрыть его тайны. Все религии также уделяют ему пристальное внимание.

Сознанию присущи некоторые функции и роли. Эти понятия следует различать: первые отражают назначение объекта, предписанное ему природой; вторые - факт, каким образом используется данная функция.

Функции сознания состоят:

  • - в отражен и и объективной реальности (внешнего мира);
  • - самопознании внутренних психических процессов и состояний (рефлексии).

Роли сознания сводятся в основном:

  • - к регуляции психической деятельности через формирование целей, мотивов и волевых усилий;
  • - беспечению процессов познания через обучение;
  • - социальному взаимодействию через язык и речь, эмоции, чувства, невербальное поведение.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в следующих случаях:

  • - если перед человеком возникают неожиданные сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
  • - человеку требуется преодолеть физическое сопротивление на пути движения мысли;
  • - необходимо осознать и найти выход из конфликтной ситуации, содержащей для него потенциальную угрозу;
  • - человек неожиданно оказывается в ситуации, которая сама собой разрешиться не может

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически беспрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения присутствует постоянно.

В психологии различают несколько видов сознания человека ::

  • - житейское - формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;
  • - проектное - охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;
  • - научное - опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;
  • - эстетическое - связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;
  • - этическое - определяет нравственные установки человека (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития этического (нравственного) сознания человека с трудом оценивается им самим.

Вместе с развитием цивилизации продолжает развиваться и сознание человека, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано ускоренными темпами научно-технического и культурного прогрессов.

Одно из центральных мест в философии занимает научный анализ проблемы происхождения, сути и социальной роли сознания.

Сознание и материя -- два типа действительности, имеющиеся во Вселенной. Oсновные философские направления - материализм и идеализм -исстари вели полемику по вопросу о том, какая из этих действительностей является первичной, исходной.

С точки зрения идеализма сознание является первичным и более фундаментальным. Для субъективного идеализма мир совокупность человеческих ощущений представляет собой, для объективного идеализма -- проявление духовной субстанции, которое не зависит от человека и возбуждающей человеческое сознание. Объективный идеализм ратифицирует, что вне человека сознание может существовать -- в виде божественного духа, создавшего мир, абсолютной идеи, мировой воли и т. п. Превращая сознание, духовное в самостоятельную и абсолютную суть, идеализм делает невозможным поистине научное разъяснение сознания. Сознание из самого себя не может быть понято, независимо от обследования материального мира.

С точки зрения материализма предпосылки для появления сознания понемногу подготавливаются, в процессе эволюции материи развиваются. Сознание как таковое свойственно только человеку.

Уже в материализме XVIII века попытки делались научно аргументировать глубокое единство человека с живой и неживой природой. Человеческое сознание не «пролито» в окружающем нас мире, но развитие природы для его возникновения готовит нужные условия. Появление сознания --в эволюции Вселенной не случайный и внезапный скачок.

Исходным пунктом научного подхода к проблеме сознания является материалистическое постановление главного вопроса философии, позиция материалистического монизма, признающего только одну и единую объективную действительность -- материю. С этой позиции сознание и все духовные явления следует анализировать только как вторичное -- свойства, функции высокоразвитой материи, от нее неотделимые.

Для постановления проблемы происхождения и сути сознания существенно учесть, что по отношению к материи его вторичность выражается в нескольких планах или аспектах: в историческом (сознание -- продукт исторического развития и усложнения материи); функциональном (как функция нормально работающего человеческого мозга сознание вторично; гносеологическом (по отношению к реальности как ее идеальное отображение сознание вторично) .

Проникновение в природу сознания, закономерности его возникновения и развития -- одна из сложнейших проблем науки. Несмотря на необыкновенные по масштабам и напряженности сдвиги в развитии научных знаний, в нынешнем естествознании белые пятна сохраняются: вопросы происхождения живого из неживого не выявлены до конца, механизм превращения физических влияний в психические процессы, чувственных восприятий в абстрактные понятия.

Возникновение сознания имеет продолжительную историю -- это закономерный итог развития материального мира, природы. Материя в силу внутренней активности бесконечное разнообразие явлений природы способна пробуждать. В самой материи, в ее фундаментальных свойствах причины кроются, которые при наличии соответствующих подходящих условий на назначенном периоде ее развития с необходимостью приводят к появлению мыслящих существ. Нельзя мышление приписывать всей материи, но вместе с тем нельзя и его от материи отрывать. В самой материи необходимо видеть свойство, способное через ряд ступеней до уровня сознания развиться. сознание материя материализм идеализм

Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая не отгадана до конца. Единства в понимании этого вопроса нет, отсюда множество разнообразных теорий антропогенеза.

Представители концепции абиогенеза на спонтанном возникновении жизни настаивают из неживой природы в результате различных причин - теплового стресса, интенсивного геомагнитного излучения и т.д.

Сторонники концепции панспермии полагают, что не на Земле жизнь зародилась, а из Космоса привнесена - то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами.

Продолжает быть и даже удачно развиваться и теистическая концепция происхождения человека в акте божественного творения.

Материалистическая теория происхождения человека - эволюционная . Здесь тоже есть расхождения и разделения:

  • 1) трудовая теория (Ч.Дарвин)- основным условием возникновения человека в ходе эволюции явилась общая орудийная деятельность, речью опосредованная;
  • 2) человек - итог «генетической ошибки», сбоя эволюционной программы развития природы;
  • 3) человек возник в итоге бифуркации, мощного качественного скачка в природе, в ходе которого возникло сознание и абсолютно новый вид животного - home sapiens.

Согласно, трудовой теории видоизменение климатических условий на планете (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюбивых и травоядных приматов к новым обстоятельствам существования. Совершился переход на мясную пищу, что от них потребовало изготовления и употребления орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (вначале в виде жестов и звуков, а затем - к языку) . С приматами стали проистекать и морфологические видоизменения: они распрямились, что разрешило высвободить передние конечности для более активных действий с предметами; видоизменилось строения кисти; объем мозга повысился.

Именно трудовая деятельность (орудийная) к качественному видоизменению приматов приводит. Активно воздействующая рук а учила голову думать, и улучшающая орудийная деятельность людей вела к улучшению их сознания. Для развития сознания значительны два момента, свойственные для создания орудий труда:

  • 1) в конце процесса труда получается итог, который уже в начале этого процесса в представлении (в голове) человека имелся, т.е идеально;
  • 2) регулярное употребление орудий труда и с их систематическое изготовление аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними предполагает, и соответственно, от поколения к поколению передачи этого опыта. Т.о., труд, речь, к возникновению сознания и человека приводит коллективная деятельность.

Происхождение сознания при разнообразном его понимании -- в широком и узком значении -- разъясняется по-разному.

Сознание в широком, субстанциональном значении вечным является, и поэтому даже не ставится вопрос о его происхождении в идеалистической философии. В этом значении, как подмечалось, оно близко к понятию Бога, ситуации, появления которого в религии и религиозной философии также не обсуждаются.

Но при понимании сознания в узком значении как свойства материи неизбежно вопрос о его происхождении появляется из материи.

Вопрос этот очутился очень трудным в результате явной противоположности материи и сознания, феномены которого -- ощушения-восприятия, понятия и суждения -- безупречно противоположны материальным объектам, поскольку в различие от них не владеют ни цветом, ни запахом, ни вкусом, ни какой-либо видимой формой.

Из стремления позволить это непростой вопрос и появилась материалистическая теория отображения. В этой теории возникновение сознания связывается с всеобщим, фундаментальным свойством материи отображением. которое якобы имеется наряду с такими более знаменитыми свойствами материи, как время, пространство и движение.

Отображение как свойство материальных систем понимается в процессе взаимодействия воспроизводить особенности иных систем, сохраняя в себе их следы, отпечатки. В рамках этой теории сознание в качестве высшей формы такого отображения выступает.

Первым уровнем отображения в неживой природе признаются физико-химические взаимодействия, а вторым -при участии органов чувств биологические взаимодействия.

Таким образом, по представлениям материалистов, сознание появилось на основании свойства отображения как фундаментального свойства материи, а также на основании трудовой деятельности и общения человека с себе сходными. Последнее имеет особенно значительное значение для формирования человеческого сознания, поскольку оно на основании всех форм социальной деятельности особенно быстро обогащается.

Нынешние психологи, сферу сознания характеризуя, прежде всего подмечают, что при всей кажущейся стройности как идеалистического, так и материалистического подходов к разъяснению природы сознательного всякий из этих подходов все же имеет свои нехватки.

Так, по представлению материалистов, сознание как бы неожиданно, «чудесным образом», без видимых причин возникает на назначенном периоде формирования живой материи. Кроме того, содержание наших знаний нельзя свести только к итогам отображения. Об этом удостоверяет содержание наших знаний: в них значительна роль знаний, приобретенных независимо от процесса отображения, в итоге автономной, творческой активности самого сознания. Проблема психофизиологического субстрата этих и многих иных процессов сознания одной из сложнейших, еше не постановленных проблем психологической науки остается.

Вместе с тем, множество фактов конечно, имеется, которые определенно удостоверяют о зависимости, имеющейся между мозговыми и психическими процессами, материальными и идеальными явлениями. Это условие является одним из главных аргументов в пользу материализма. Но эта взаимосвязь подтверждением того все же не является, что формирование материального является причиной появления и развития идеального.

По остроумному замечанию одного из критиков материалистической концепции французского философа Анри Бергсона (1859- 1941): плащ, который висит на вешалке, связан с вешалкой и даже вместе с ней может покачиваться, но это не обозначает, что плащ и вешалка одно и то же. Точно так же взаимодействуют материальное с идеальным. Хотя о между собой ни и связаны, на что указывает теория отображения, но никак не тождественны друг другу.

Но и идеалистический взгляд, ратифицирующий независимость идеального от материального, тоже с проблемами сталкивается, когда требуется разъяснить факты, накопленные нынешней медициной, физиологией и психологией о зависимости между психическими процессами, физическими состояниями человека и работой его мозга.

Поэтому сегодняшний день некоторые установления сознания в себе два этих противоположных подхода пытаются как-то соединить, что проявляется, например, в следующем синтетическом определении:

Сознание является высшим уровнем отображения человеком реальности, если психику анализировать с материалистических позиции, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику с идеалистических позиции рассматривать.

Однако, бесспорно, что неопределенностью, противоречивостью это определение страдает.

Сознание - высшая форма психического отображения и саморегуляции, которые свойственны только человеку как общественно-историческому существу, развивается в процессе общения, речью опосредуется, устремлено на реорганизацию реальности; с самосознанием связано, на внутренний мир субъекта ориентированным.

И наконец, если центром, ядром всей человеческой психики признается организация наилучшего поведения организма по удовлетворению потребностей индивида, то сознание с его основной функцией «отображения» оказывается только начальным периодом функционирования психики, а не ее высшей ступенью, как это в предыдущем определении представляется.

При таком понимании важнейшая задача всей психики, в том числе и сознания, заключается в том, чтобы целесообразное поведение организовать по исполнению избранной индивидуумом актуальной для него на данный момент потребности.

Для понимания сути сознания, которое приведенными определениями обнаруживается, следует учесть, что в них речь идет именно о сознании, как одной из структурных частей психики, а не о всей психике в целом. Сознание и психика близкие, но по содержанию понятия неодинаковые, хотя в философской, а временами и в психологической литературе их неправомерное отождествление пропускается.

Следует также учесть, что приведенные определения сознания только его суть пытаются выделить, основное свойство, но всего богатства его содержания не исчерпывают. Содержание постоянно богаче сути. Поэтому справедливо взгляд о том, что каждое определение сущности постоянно «хромает». Чтобы одолеть эту «хромоту», недостаточность всяких определений, их обыкновенно характеристикой иных дополняют, не основных, но важнейших свойств предмета. а также описанием структуры, т.е. тех частей, из которых они слагаются.

Список литературы

  • 1. Алексеев, П.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. -- М.,1996. -- С.352.
  • 2. Алексеев, П.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В.Панин. - М., 1996.
  • 3. Алексеев, П.В. Становление человека / П.В. Алексеев. - М., 1984.
  • 4. Введение в философию. - М., 1989.
  • 5. Вильвовская, А.В. Человек и космос / А.В. Вильвовская. - М.: Наука, 1994.
  • 6. Диалектика в науках о природе человека: эволюция материи и ее структурные уровни. - М., 1983.
  • 7. Дубров, А.П. Парапсихология и современное естествознание / А.П. Дубров, В.Н. Пушкин. - М., 1990.
  • 8. Дубровский, Д.И. Проблема идеального / Д.И. Дубровский. - М., 1983.
  • 9. Чумаков, А.Н. Фундаментальные основы бытия / А.Н. Чумаков // Философия. - М., 1997.- С.43.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения. Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко). I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы. II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл. Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия. Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания. На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного "Я". Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие. Функции сознания: 1. отражательная, 2. порождающая (творчески-креативная), 3. регулятивно-оценочная, 4. рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать: 1. отражение мира, 2. мышление о нем, 3. способы регуляции человеком своего поведения, 4. сами процессы рефлексии, 5. свое личное сознание. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.



error: Контент защищен !!