"Летучий голландец" - корабль-призрак. Легенда о "Летучем голландце"

Легенда о Летучем голландце


Летучий голландец — это корабль-призрак, который обречен вечно бороздить океаны и никогда не может пристать к берегу, а встреча с этим ужасным парусником всегда сулит страшные беды. История гласит, что он появляется только в штормовую ночь…
Всеми силами он стремится приблизиться к желанному берегу, но, как только это случается, корабль исчезает, будто его и не было. Причина — ужасное проклятье, наложенное на него…
Так что же произошло? Ранее «Летучий голландец» был обычным голландским парусным судном, которое спокойно бороздило воды разных океанов. Но однажды, в 1641 году, когда корабль держал путь из голландских колоний Ост-Индии в Европу, его капитан Ван Страатен взял на борт несколько пассажиров. Среди них была молодая красивая девушка (она, кстати сказать, путешествовала со своим женихом), которая очень приглянулась капитану корабля. Страсть полностью захватила безумца: не ведая, что творит, Ван Страатен убил молодого человека, а затем сказал очаровавшей его девушке, что сам займет место ее жениха. Однако девица не разделила его планов на будущее и, сказав, что хочет вечно быть вместе с любимым, выбросилась за борт.



Капитан совсем обезумел от неразделенной любви! А тут, как назло, корабль попал в сильнейший шторм. Случилось это недалеко от мыса Доброй Надежды, в местах, славящихся ураганными ветрами и сильнейшими течениями. Все матросы понимали, что нужно вернуться и переждать шторм в каком-нибудь тихом местечке, они вместе с пассажирами стали умолять Ван Страатена сделать это. Но тот, накаченный спиртным, решил, что ему все ни по чем. Он собрал команду и сказал, что пусть до него все гибли в шторм в этих зловещих водах, а он сделает все, чтобы обогнуть мыс Доброй Надежды! Все просили его пожалеть их и повернуть назад, но обозленный на всех Ван Страатен только матерился и угрожал убийством тех, кто не встанет на его сторону. На корабле вспыхнул бунт — капитан без капли сожаления расстрелял всех зачинщиков. А остальным сказал, что никто не покинет корабль до тех пор, пока тот не обогнет мыс, пусть даже придется плавать целую вечность. То ли создателю не понравились эти слова и он проклял капитана и его судно, то ли по какой-то другой причине, но в этот момент поднялась огромная волна и поглотила корабль со всеми находящимися на борту. Очевидно, что капитан виновен в грубости, убийстве, а главное, в гордыне: он посчитал, что в одиночку может тягаться с мощными силами природы и не уповать на помощь Бога.



Так Ван Страатен, его экипаж и пассажиры обрели бессмертие. Говорят, что один раз в десять лет капитан получает возможность сойти на берег. Он идет на сушу, чтобы найти себе новую невесту. И как только найдется девушка, которая искренне полюбит этого зарвавшегося гордеца и убийцу и выйдет за него замуж, то проклятье будет снято и все пленники корабля-призрака смогут вернуться в родные места. А пока «Летучий голландец» уже несколько столетий бороздит океаны и никак не может пристать к берегу.



С той поры «Летучий голландец» стал появляться в шторм, особенно часто его видят именно у мыса Доброй Надежды. В этих широтах любое судно, попавшее в бурю, почти наверняка обречено. А страшные истории о корабле-призраке, над которым виден светящийся ореол, и его безумном капитане и вовсе нагоняют панику на суеверных матросов.

«Летучий голландец» - легендарный парусный корабль-призрак, который не может пристать к берегу и обречен вечно бороздить моря. Легенда о «Летучем Голландце», возникшая в 17 веке, уже много лет переходит из поколения в поколение. В варианте, опубликованном в 1821 году в одном английском журнале, корабль плыл вдоль Мыса Доброй Надежды, когда начался шторм. Корабль в итоге пропал, а следов кораблекрушения найти так и не удалось. История обросла легендами, и призрак корабля стал вестником дурных предзнаменований на долгие десятилетия.

Конечно, как и в любой истории, здесь не обошлось без домыслов, но таинственное исчезновение «Летучего голландца» было не единственным. Экипажи этих кораблей канули в Лету, не оставив

Пожалуй, одно из самых известных судов-призраков. Эта бригантина, водоизмещением 282 тонны и длинной в 31 метр, изначально носила прозвище «Амазонка» и считалась проклятой с того самого дня, как ее первый капитан выпал за борт, причем во время первого же плавания. Судно сменило название, но не судьбу: новоявленная «Мария Селеста» пропала на океанских просторах в 1872 году. Спустя месяц бригантину обнаружили: вещи матросов на своих местах, детские игрушки на полу, груз спирта в трюме. Надо ли говорить, что никого из членов экипажа на борту не было? До сих пор ни одна из версий пропажи людей в полной мере не объясняет случившегося. Ни одна, кроме паранормальной.

В июле 1850 года жители небольшого поселка Истонс-Бич, расположенного в Род-Айленде, внезапно заметили в море парусник, полным ходом летевший прямо на береговые скалы. «Сиберд» (а это был именно он) застрял на отмели, что позволило местным подняться на борт. Многие из них впоследствии жалели о принятом решении: несмотря на кипевшую на камбузе джезву, и тарелки с едой в кают-компании, людей на паруснике не было. Впрочем, одно живое существо все же оставалось: в одной из кают, под койкой, спасатели обнаружили дрожащего в ужасе пса. Такой свидетель, понятное дело, рассказать ничего не смог. Расследование причины пропажи экипажа «Сиберд» оказалось пустой тратой времени.

История голландского теплохода «Оранг Медан» началась с пугающего радиосигнала. Капитаны нескольких торговых судов с ужасом услышали: «SOS! Теплоход «Оранг Медан». Судно продолжает следовать своим курсом. Может быть, уже умерли все члены нашего экипажа. Я умираю». На борт корабля поднялись английский моряки, обнаружившие команду мертвецов. На лицах людей замерло выражение непередаваемого страха. Как только англичане покинули «Оранг Медан», тот загорелся, затем взорвался и пошел ко дну.

В 1999 году судно «Любовь Орлова» было продано круизной компании Quark Expeditions, а в 2010 году корабль потеряли во время шторма. Многострадальный лайнер решил, в конце концов, пристать к берегу лишь в 2014 году, когда его обнаружил поисковый отряд.

Этот 12-метровый катамаран, который использовался в качестве рыболовного судна, пропал в 2007 году на северо-восточном побережье Австралии. Впрочем, в списках исчезнувших судов яхта числилась недолго. Уже через неделю «Каз II» обнаружили около Большого Барьерного рифа. Двигатель катамарана все еще работал; более того, в кают-компании спасатели обнаружили накрытый стол - но ни одного из трех членов экипажа. По уверениям спасателей, им пришлось покинуть катамаран в открытом море, поскольку на борту они все ощутили необъяснимый приступ паники.

Происхождение

В искусстве

Образ «Летучего голландца» был весьма популярен в искусстве XIX -XX веков .

  • Опера «Летучий голландец или корабль-призрак» (‘The Flying Dutchman’), сл. Фицболла, музыка Родуэлла () (1826, Adelphi Theatre).
  • «Летучий голландец » - одна из первых опер Рихарда Вагнера , увидевшая свет в Дрездене в 1843 году. Музыка к опере писалась очень быстро, после поездки Вагнера с женой Минной на корабле в Англию, во время которой они попали в шторм, что и дало пищу воображению композитора.
  • «Корабль-призрак» (англ. ) (1839) - роман английского писателя Фредерика Марриета , рассказывающий о скитаниях Филиппа Ван дер Деккена, сына капитана проклятого корабля.
  • Популярная британская баллада «Плотник» (англ. The House Carpenter ) рассказывает историю о молодой женщине, которую юноша (дьявол в образе юноши) соблазняет богатыми посулами, уговаривая уехать с ним. Девушка решается покинуть своего мужа плотника и детей, садится на его корабль, но через несколько недель плавания он идёт ко дну. В некоторых версиях баллады дьявол сам топит свой корабль, а в некоторых - он разбивается во время шторма. Поверье это связано с тем, что кораблям, на борту которых едут неверные супруги, уготована трагическая участь, а капитан-дьявол отождествляется с капитаном «Летучего голландца».
  • Стихотворение Н. Гумилёва « » из цикла «Капитаны», IV.
  • «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца » (2006) и «Пираты Карибского моря: На краю света » (2007) - вторая и третья части серии остросюжетных фильмов кинокомпании «Walt Disney Pictures» о пиратах. Капитаном является Дейви Джонс , персонаж другой морской легенды - про сундук Дэви Джонса
  • Появляется в мультсериале «Губка Боб Квадратные Штаны ».
  • Композиция «Seemann » немецкой рок-группы «Rammstein » рассказывает историю, основанную на легенде о «Летучем голландце».
  • «Летучий голландец» - московская рок-группа 1992-1997 годов.
  • В романе Леонида Платова «Секретный фарватер» «Летучим голландцем» называют засекреченную подводную лодку, выполняющую задания особой важности для нужд Третьего Рейха. Также в романе приводится одна из версий легенды в литературной обработке. В частности, в конце легенды сказано, что есть некое слово, если произнести его при встрече с «Летучим Голландцем», проклятие будет разрушено навсегда.
  • «Летучий голландец» - песня на стихи Бориса Баркаса, исполнявшаяся в 70-е годы в рок-андеграудной среде, в частности, российской рок-групой «Машина времени » с альбома «Неизданное I », вышедшего в 1996 году.
  • «Летучий Голландец», художественный фильм, Фора-фильм - Ялта-фильм, 1990 г.
  • «Летучий голландец» (1993) - музыкальная пьеса для гитары композитора В. Козлова.
  • «Летучий голландец» - песня российской пауэр-метал-группы «NeverLie».
  • «Летучий голландец » - фильм голландского режиссёра Йоса Стеллинга, выпущенный в 1995 году.
  • «Летучий голландец» - корабль-призрак в манге и аниме «One Piece ». Капитаном является представитель расы рыболюдей Ван Дер Деккен IX, потомок первого капитана легендарного судна.
  • «Легенда о Летучем Голландце» книга С. Сахарнова 1995 г.
  • «Летучий голландец» (The Dutch Wife, 2002) - книга канадского писателя Эрика Маккормака .
  • Упоминается в качестве страшной морской легенды в рассказе «Капитан Дюк» Александра Грина .
  • В книге «Двое с „Летучего Голландца“» писателя Брайана Джейкса представлена одна из вариаций легенды о Летучем Голландце. Вокруг нее развивается повествование.
  • Роман Анатолия Кудрявицкого «Летучий голландец» (2012) дает новую версию легенды, где капитан проигрывает спор Смерти и Смерти При Жизни, и достается последней, на чем и основано последующее повествование о российской жизни в 70-х годах 20-го века.

См. также

  • «Мария Целеста » - другое нарицательное имя для обозначения кораблей-призраков.
  • «Корсары: Город потерянных кораблей » - компьютерная ролевая игра, в которой игроку предоставляется возможность снять проклятие с «Летучего голландца».

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Легенда о Летучем Голландце переходит у моряков из поколения в поколение. Лишь при мысли о летучем голландце сердце начинает биться чаще. Покрытая тайной и романтикой история этого корабля не оставляет равнодушными многих историков и ученых. Легенда невероятно поэтична, в чем вы можете убедиться сами

В далёком XVI а может быть и в XVII веке, во главе с опытным капитаном, по волнам летело пассажирское судно держа курс через мыс Доброй Надежды, расположенный на юге Африки. Ни как только судно приблизилось к мысу - разбушевался сильный шторм. Команда обратилась к капитану с просьбой причалить и переждать непогоду. Но капитан отказал команде. Быть может, он был пьян или даже потерял рассудок. Он пообещал команде, что во что бы то ни стало, обогнет мыс. Несогласная с решением капитана команда и взволнованный пассажиры подняли бунт, поставив цель обезвредить отчаянного капитана. Но случилось так, что капитан обхитрил бунтовщиков, поймав предводителя взбунтовавшихся и скормив его рыбе.

Легенда гласит, что этот коварный поступок прогневал Бога. И случилось так, что в миг расступились небеса, тужи сияли ярким пламенем, из которого появилась темная тень, сошедшая на палубу корабля. Капитан. По военной привычке решил воспользоваться оружием и отпугнуть приближающуюся тень. Но, внезапно. Пистолет в его руках разорвался на мелкие частицы. Равнодушным и непоколебимым голосом тень произнесла приговор. « Ты жесток и бессердечен, капитан. Теперь вином тебе будет желчь, а пищей – железо. Ты будешь проклят на веки.» После этих слов матросы превратились в полуистлевшие скелеты, а капитан – в самого Летучего Голландца. Бог не спешит его простить. По легенде, спасти капитана может только любовь верующей женщины. Вот только где ее взять в океане?

Летучий Голландец плавает во всех морских просторах. Призрак судна – предвестник верной гибели для корабля. Моряки и сегодня боятся корабля-призрака, поэтому прибивают к мачтам лошадиные подковы - на удачу.

Верно полагать, что вышеописанная легенда имеет некую историческую подоплеку. Все знают, что действительные факты теряют свои «края» под укрытием времени.

В основу легенды взята правдивая история произошедшая в 1641 году с торговым судном. Оно попыталось обогнуть мыс в поисках удобного места для поселения, которое должно было стать пунктом отдыха для судов Ост-Индской Компании. Сильный шторм не остановил напористого капитана. Закончилось противоборство людей и природы как всегда. Кстати отсюда у легенды произошло разветвление. Капитан жаждал попасть на восточную сторону мыса и сделать он это собирался даже если это займет время до самого конца света. Дьявол услышал его слова и решил помочь. Подарив вечную «жизнь».

Есть еще один вариант, более реальный: в конце 1770 года, на остров мальта причалил корабль вся команда. Включая капитана были заражены желтой лихорадкой. Великий магистр Мальтийского ордена отдал приказ отбуксировать корабль из порта, вместе с находившимися на нем 23 людьми. Судно поплыло в Тунис, но там уже были предупреждены и не пустили корабль в порт. В Неаполе, куда команда отчалила позже. Парусник тоже не пустили. То же случилось и во Франции, и в Англии. Команда медленно умирала, и в итоге. Превратилась в группу скелетов на борту.

С Летучим Голландцем чуть не встретился британский корабль «вакханка» в 1881 году, на борту которого в тот момент был юный принц. Все обошлось. Судьба дала принцу долгую жизнь. Принц стал королем Георгом V. Но вот матрос, стоявший на дозоре вскоре трагически погиб.

Мифический корабль-призрак встречался даже в XX веке. В марте 1939 года его видели многие южно-африканские купальщики. В тот день об этом писали многие газеты.

Очень часто в морях и океанах встречаются судна без команды матросов и капитана. Объяснить такие находки сложно. Бывали случаи, когда команды пропадали среди ясного дня.

Что именно происходит с командами судов? Тайну эту пытаются разгадать несколько столетий. Имеется множество гипотез по этому поводу, начиная экзотическими – похищение инопланетными существами, переход людей в параллельный мир, другие измерения, нападения морских чудищ; но есть и вполне возможные: массовые отравления, или эпидемии, или экипаж смыло за борт, нападение пиратов, или зоны сильного ультразвукового излучения (при котором экипаж погибает) Что же происходит на самом деле? Этого мы наверное не узнаем. Океан очень хорошо хранит свои тайны.

ВИКИПЕДИЯ:

Термин чаще всего используется в легендах и художественной литературе, но может также обозначать реальное судно, ранее исчезнувшее, но позже обнаруженное в море без команды, либо с погибшей командой на борту. Многие встречи с такими кораблями являются очевидными выдумками, однако есть реальные случаи, подтверждённые документально.

Причины исчезновения или гибели команды могут быть различны: эпидемии, отравления, редкие природные явления, такие как блуждающие волны , или выбросы метана. Расследование подобных случаев часто осложняется из-за отсутствия свидетельств происшествия, таких как записи в бортовом журнале.

Яхта Kaz II, получившая название «яхта-призрак», была обнаружена дрейфующей в 163 км от Северного побережья Австралии 18 апреля 2007 года. Судьба трех человек ее экипажа до сих пор остается неизвестной, а обстоятельства при которых они исчезли - крайне загадочны.

1. Краткая хронология событий.

15 апреля 2007 года яхта Kaz II вышла из Эйрли Бич и направилась в Таунсвилл. На ее борту находились владелец яхты Дерек Баттен и его друзья, братья Петер и Джеймс Танстеды. А уже 18 апреля яхта была случайно замечена с вертолета в районе Большого Барьерного Рифа. Она дрейфовала сама по себе, и было видно, что с ее экипажем что-то случилось.

20 апреля морской патруль догнал дрейфующую яхту и высадился на ее борт.
На карте:
1-точка откуда вышла яхта
2-точка где она была обнаружена
3-точка где яхту выловил патруль

На яхте не было обнаружено ни одного из 3-х членов экипажа, причем сама яхта и вещи на ней были совершенно не тронуты, как будто экипаж внезапно по непонятным причинам сам покинул яхту. Масштабные поисково-спасательные работы продолжались до 25 апреля, но успеха не принесли – ни экипаж, ни хотя бы их тела, так и не были найдены.

2. Начало расследования

Kaz II был сразу отбуксирован в порт г.Таунсвилл, для проведения судебной экспертизы. Началось расследование этого дела.

После анализа данных GPS о курсе Kaz II было установлено, что утром 15 апреля яхта была была еще управляема и шла по намеченному курсу. Но уже вечером этого дня по траектории движения яхты стало видно, что она больше не управляется экипажем, а просто свободно дрейфует в северо-восточном направлении. В этот же день в этом районе наблюдалось ухудшение погоды, в остальные же дни погода стояла хорошая.

Это страничка из отчета официального расследования, на ней видна ломанная линия дрейфа яхты

3. Осмотр яхты

При осмотре яхты на ней была однаружена последняя видеозапись экипажа, датированная 15 апреля 10:05 утра, где зафиксированы острова вокруг, что позволяет определить точное местоположение яхты в момент видеосъемки.

Это страничка из отчета официального расследования:
1-точка видеосъемки
2-точка где яхта была обнаружена

Видеозапись также позволяет установить состояние яхты непосредственно перед исчезновением экипажа. Было зафиксировано следущее:
— Баттен был у руля
— Петер рыбачил на корме яхты
— на корме яхты размотан длинный белый канат
— двигатель яхты был остановлен
— с обоих бортов яхты были свешены фендеры, которые служат для предотвращения повреждения лодки, например при швартовке. Примерно так они выглядят

— на Петере надеты рубашка и очки, позже эти вещи были найдены на палубе яхты в другом месте

При тщательном осмотре следственной группой самой яхты было установлено, что она находится полностью в исправном состоянии и выглядит так, как будто прямо сейчас ее экипаж находится на борту:

— еда и столовые приборы расставлены на столе
— ноутбук включен
— двигатель яхты запущен
— все аварийные системы, включая GPS, полностью работают
— все спасательные жилеты находятся на своих местах
— небольшая спасательная лодка поднята в задней части яхты
— якорь поднят
— под кроватью в ящике находится нетронутое огнестрельное оружие и патроны к нему
— веревка, которая на видео зафиксирована лежащей на корме яхты, уже смотана

— футболка и очки, которые на момент видеозаписи были на Танстеде, оставлены на сиденье на корме яхты
— возле спасательного круга брошена кофейная кружка
— следов борьбы или нападения на яхту неустановлено, вещи не разбросаны, нет следов обыска и каких-то воздействий, все вещи находятся на своих местах
— один их парусов яхты был разорван (это единственное обнаруженное повреждение). На этом фото виден разорванный парус.

4. Свидетель.

Во время расследования дела обнаружился свидетель, который видел яхту. Гэвин Хауленд, капитан коммерческого рыболовного судна Джиллиан, свидетельствовал о том, что 16 апреля 2007 года, во время рыбалки у рифов Боуэн, он и его команда видели белую яхту с порванным парусом. Яхту сносило вбок между рифами через узкий проход, в Северо-Северо-Восточном направлении, вдоль по течению. Гэвин Хауленд прошел на расстоянии около 50 метров от яхты и не увидел никого на палубе, но приближаться к частной яхте не стал.

5. Версии.

Существует несколько версий исчезновения экипажа яхты Kaz II, но ни одна из них не может считаться полностью достоверной. Здесь стоит сказать, что капитан яхты Дерек Баттен имел 25-летний опыт яхтинга, в плаваниях он всегда вел себя осторожно и соблюдал все меры безопасности. Поэтому какие-то нелепости в его действиях труднопредставимы.

Вот некоторые из предлагаемых версий случившегося:
— падение за борт из-за шторма. Эта версия не подтверждается порядком на борту яхты и тем, что экипажем не были надеты спасательные жилеты.
— похищение на другое неустановленное судно. В пользу этой версии говорят свешенные фендеры, как будто яхта собиралась швартоваться. Однако следов обыска или присутствия других людей на яхте нет.
— яхта села на мель и они все втроем спустились за борт чтобы столкнуть ее, в итоге порывом ветра яхту унесло. Но где там могла существовать мель - не объясняется.
— и, наконец, официальная версия. Это обложка отчета о расследовании.

По версии следствия произошло следущее:

Джеймс Танстед снял футболку и очки и нырнул в океан, что бы освободить запутавшуюся рыболовную леску. В этот момент яхту стало ветром относить в сторону. Тогда его брат Петер бросился в океан к нему на помощь. Баттен в этот момент оставался на борту и увидел, что яхту ветром уносит от друзей в океан. Он включил двигатель, чтобы вернуться, но потом понял, что сначала нужно спустить паруса, чтобы ветер не мешал движению яхты. Когда он отпустил руль и направился к парусам, набежавшим порывом ветра раздуло паруса, яхта дернулась и парусом Баттен был сбит в океан. После этого яхта на парусах ушла в открытый океан, а экипаж не смог догнать ее вплавь и, в итоге, утонул.

Но даже официальная версия пропажи экипажа яхты Kaz II сделана с оговоркой, что она не может считаться полностью точной… Весь официальный отчет следствия можно увидеть .

6. Корабли-призраки.

Историю с яхтой Kaz II конечно можно было бы списать на уникальный случай непонятной трагедии, в которой весь экипаж яхты случайно утонул. Однако оказывается, это далеко не первый и не последний случай обнаружения корабля, находящегося в плавании без экипажа. Корабли-призраки появляются в истории с завидной регулярностью, и даже имеют свою древнюю легенду - корабль Летучий голландец.

Летучий голландец - парусный корабль-призрак, который по легенде не может пристать к берегу и обречён вечно бороздить моря. Обычно мореплаватели наблюдают такой корабль издалека, иногда в окружении светящегося ореола. Согласно легенде, когда Летучий голландец встречается с другим судном, его команда пытается передать на берег послания людям, которых давно уже нет в живых. В морских поверьях встреча с Летучим голландцем считается плохим предзнаменованием.

Только обнаруженных кораблей-призраков достаточно, сами можете в этом убедится - . Одним из самых известных задокументированных случаев корабля-призрака можно считать знаменитую Марию Целесту (Мария Селеста, Мария Небесная, Mary Celeste) , которая была обнаружена 4 декабря 1872 года в 400 милях от Гибралтара.

В случае с Марией Целестой вся команда точно так же неизвестным образом просто исчезла с борта парусника, ни единой живой души на борту корабля не было найдено. Хотя при этом сам корабль остался полностью нетронутым, включая ценности на борту…

Легенды о «Летучем голландце»

Самым известным кораблем-призраком издавна считается упоминаемый во многих преданиях «Летучий голландец». Существуют много вариантов легенды.

В голландском варианте, капитан Ван Стратен был упрямый человек, поклявшимся во что бы то ни стало проплыть вдоль мыса Бурь, который известен теперь под названием мыс Доброй Надежды. Судно затонуло, но с тех пор команда корабля из мертвецов вместе с призрачным капитаном обречена на вечное скитание по волнам.

Больше того, согласно легенде, призрак «Летучего голландца» предвещает гибель для любого судна или части его экипажа. Поэтому моряки боятся его как огня, всякий раз впадая в панику при виде этого таинственного судна. А появиться «Голландец» может в любом облике - то появится в виде облака на горизонте, то пройдет мимо идущего корабля почти как настоящий парусник.

В исторических материалах и старинных журналах Антверпенской купеческой корабельной верфи написано, что в мае 1673 г. на воду спустили парусник класса каравелла, названный именно такое - «Летучий голландец». Деньги на его постройку предоставил один из самых богатых купцов вольного торгового города господин Иоанн фон дер Фальк. У герра Фалька уже было несколько кораблей для путешествий и торговых операций, но новый парусник превосходил любое из них, в том числе скоростью, легкостью хода и великолепной оснасткой. Именно за быстроту и получило судно свое имя.

Под стать паруснику была и команда - ее для нового корабля подбирали в особенности придирчиво. А капитаном стал прославленный морской волк Ян Ван дер Стратен. За плечами у него было немало трудных миль, и, как бы тяжело ни приходилось, как бы ни пенились волны, какой бы шторм ни трепал паруса, капитан Стратен всегда уверенно вел судно. Тем и был знаменит, что, пока стоял у штурвала, ни один его корабль не погиб и даже не был выброшен на мель.

Говорили, правда, что новый капитан не только искусен в морском деле, но и дьявольски горд. Впрочем, Стратен не без оснований считал, что вряд ли можно отыскать среди мореходов равного ему по мастерству и отваге. При этом не верил он ни в Бога, ни в черта, не боялся их поминать всуе, не скупясь на проклятия ленивым и непокорным матросам.

Первые два рейса «Летучего голландца» прошли благополучно: он сходил в Вест-Индию за грузом драгоценного дерева и удивительных тканей. Удачным было и второе плавание.

1675 год, июнь – «Летучий голландец» вышел в свое третье путешествие: обогнув мыс Доброй Надежды на южной оконечности Африки и зайдя по пути в несколько торговых портов, судно должно было забрать из Индии ценнейший груз благовоний. И вот из этого рейса ни «Летучий голландец», ни его команда не возвратились.

Следует отметить, что в те давние времена парусники частенько гибли во время бурь, налетали на неизвестные картографам подводные скалы или, чтобы избежать гибели в море, выбрасывались на берег, где команда оказывалась в руках враждебно настроенных местных племен. И далеко не всегда можно было узнать, что произошло с тем или иным кораблем, попросту потому, что не оставалось ни одного живого свидетеля трагедии. Так, вероятно, произошло и с «Летучим голландцем». И вот тут заканчивается история и начинается легенда.


Всего через два или три года после того, как корабль пропал без вести, его первыми увидели моряки антверпенского торгового корабля «Благословение Марии». Перед их глазами предстало мрачное зрелище: капитан Стратен находился на мостике, команда непринужденно управлялась с белоснежными парусами, которые надувал неведомый ветер (в это время стоял полнейший штиль, и «Благословение Марии» спокойно дрейфовала в южных водах в ожидании ветра). Каравелла призраком пронеслась мимо и исчезла из виду раньше, чем моряки успели опомниться.

Тем же вечером разразился сильнейший шторм, и после нескольких часов неравной борьбы с морем капитан судна «Благословение Марии» принял решение выбросить потрепанное и давшее течь судно на видневшиеся вдали скалы. По сути, это было единственной возможностью спасти команду. Скалы оказались крохотным необитаемым островком. От голода и болезней там умерли почти все моряки. Двоих последних матросов через шесть месяцев подобрал проходивший мимо корабль. От них-то Фальк и узнал, что «Летучий голландец» продолжает бороздить океан.

Сведения о каравелле-призраке, идущей на всех парусах при полном штиле или даже против ветра, встреча с которой сулила несчастья и гибель, все чаще доносились от чудом оставшихся в живых моряков различных стран мира. Эти свидетельства были столь многочисленны и так совпадали в деталях (даже у людей, не знакомых друг с другом), что назвать их морской байкой или пьяной болтовней не получалось. Кроме этого, существует множество свидетельств уважаемых людей: известных писателей, членов императорских фамилий - английской и португальской, ученых и военных, видевших «Летучий голландец» своими глазами.

Легенды говорят о проклятии корабля-призрака. Как видно, версия о том, что капитан Ван дер Стратен поспорил со своими собутыльниками - капитаном Фоком и графом Фалькенбергом - о том, что обогнет мыс Доброй Надежды назло Богу и дьяволу, родилась в скором времени после пропажи каравеллы и появления ее уже как корабля-призрака. За свою гордость капитан был проклят вместе с командой, а корабль «Летучий голландец» обречено вечно огибать злополучный мыс.

Существует и другая версия истории рокового проклятия. Дескать, вечный богохульник и отчаянный смельчак Стратен поспорил с дьяволом на свою душу, что дойдет из Европы в Вест-Индию всего за три месяца. Когда нечистый из преисподней увидал, что умелый капитан выигрывает пари, он превратил паруса корабля в неуправляемые железные листы.

Имеется и третья история. Именно ее считают истиной в Голландии, потому что была записана в 1678 г. со слов моряка торговой шхуны «Ангел-хранитель».

Выйдя в свое последнее плавание, «Голландец» благополучно добрался до южной оконечности Африки, по пути совершив несколько выгодных заходов в местные торговые порты. Но мыс Доброй Надежды не зря носил еще одно имя - мыс Бурь. И там судно попало в сильнейший шторм. Это было новое судно, легкое и быстроходное, потому команде удавалось почти без потерь справляться с бурей. Но вдруг невдалеке показалось напоровшееся на мель тонущее судно - это был «Ангел-хранитель». Команда его уже пересела в шлюпки, однако спастись в такой шторм на утлых суденышках было практически нереально.

Спасать тонущих, даже рискуя собственной жизнью и кораблем, - первый закон моря, и капитан Стратен, конечно не мог этого не знать. И все-же он даже не попытался подойти к шлюпкам. Капитан дал команду «Лево руля!», чтобы поскорей удалиться от опасной подводной скалы.

Напрасно звали на помощь из шлюпок: каравелла уходила все дальше за плотную завесу дождя и брызг. И тогда брошенные на произвол судьбы моряки прокляли жестокого капитана и его команду. «Как мы никогда не увидим берега, так и вам не суждено будет ступить ногой на твердую землю!» - крикнул вслед уходящему «Летучему голландцу» капитан «Ангела-хранителя».

Из всей команды «Ангела» выжить удалось лишь одному моряку, которого волны выбросили на берег без сознания. Что стало с его товарищами, он не знал, но, добравшись до родного Антверпена через целых три года, рассказал эту историю. В это время «Голландец» уже успел посулить гибель не одному паруснику на океанских просторах.

Вот так корабль «Летучий голландец» стал вечным вестником несчастья. И никто не знает, до каких пор суждено ему идти по волнам и огибать мыс Доброй Надежды. Говорят, правда, что любое проклятие может снять женщина, чье сердце полно любовью. Но все жены и подруги моряков проклятой каравеллы уже давно в могиле. А откуда сейчас возьмется женщина на корабле, который уже много столетий не пристает к берегу?..

В германском варианте легенды «Летучий голландец» ходил в Северном море. Время от времени капитана посещал дьявол и играл с ним в кости, требуя ставить на кон душу. Однажды капитан проиграл, и душа его превратилась в призрак, которому был вынесен суровый приговор.

В варианте, опубликованном в 1821 г. в одном английском журнале, корабль шел вдоль мыса Доброй Надежды, когда начался шторм. Команда умоляла капитана изменить курс, чтобы укрыться в безопасной бухте, но тот отказался и высмеял матросов за проявление трусости. Между тем шторм усиливался; капитан, грозя в небеса кулаком, проклял Бога за ниспосланное испытание.

Тут же на палубе появился призрак, но воинственный моряк приказал ему убраться прочь, угрожая пристрелить. Видя, что гость не слушает его, капитан выхватил пистолет и выстрелил в нежданного вестника, но оружие взорвалось у него прямо в руке. Призрак ниспослал моряку проклятие вечно носиться по волнам, мучая от собственного отчаяния матросов. Того, кто увидит проклятый корабль, поджидает несчастье.

Существуют и другие варианты легенды. Согласно одной из них, парусник был приговорен к вечному скитанию потому, что капитан отличался крайней жестокостью. По другой легенде, на палубе корабля появилась богиня, но капитан оскорбил ее. Ее месть - не знать кораблю покоя до Страшного суда.

Великий немецкий поэт Генрих Гейне придал истории о «Летучем голландце» яркую романтическую окраску и привнес новый элемент в существовавший сюжет. Раз в 7 лет капитану было разрешено сойти на берег, чтобы попытаться освободиться от проклятия, добившись любви непорочной девушки. Композитор Рихард Вагнер использовал этот вариант в своей опере «Летучий голландец». Вагнер назвал капитана ван Дердекеном, а девушку, которой тот делал предложение, - Сентой.

Призрак корабля, в котором признали «Летучего голландца», видели в 1923 г. у мыса Доброй Надежды. За ним наблюдали четыре моряка, один из которых по прошествии лет сообщил об этом Эрнесту Беннетту, члену Общества изучения психических явлений. Беннетт, в свою очередь, написал об этом в книге «Призраки и дома с привидениями. Свидетельства очевидцев» (1934).

По рассказу помощника капитана Н.Стона, призрак в очередной раз заметили в четверть первого ночи 26 января 1923 г. Накануне днем корабль, следовавший из Австралии в Лондон, прошел мыс Таун. Стон пишет:

«Около 0:15 ночи мы увидали странное свечение впереди по ходу с левого борта. Стояла кромешная темнота, была сплошная облачность, луна не светила. Мы посмотрели в бинокль и корабельный телескоп и различили светящиеся очертания идущего корабля, двухмачтового, пустые реи также светились, парусов видно не было, но между мачтами была легкая светящаяся дымка.

То не были навигационные огни. Корабль, казалось, двигался прямо на нас, и скорость его была такой же, как наша. Когда мы его заметили в первый раз, он находился от нас где-то за две-три мили, а когда он был от нас в полумиле, он неожиданно пропало. Это зрелище наблюдали четыре человека: второй помощник, стажер, рулевой и я сам. Я не могу забыть испуганный возглас второго помощника: „Господи, да это же корабль-призрак!“»

Н.Стон описал, как выглядело судно, которое запечатлелось в его памяти на всю жизнь. Его рассказ подтвердил Беннетту второй помощник капитана, а вот других свидетелей найти не удалось. В объяснении причин подобных явлений Беннетт соглашается с Фредериком У.Майерсом, который утверждал, что некоторые формы сознания, после того как переживают смерть, способны телепатически проецировать образы (в том числе и образы материальные) живым людям, которые воспринимают их как призраки.

В соответствии с этим утверждением, призрак «Летучего голландца» является образом, проецируемым телепатически его погибшим экипажем. Теория телепатической проекции используется с тех пор как возможное объяснение появления призраков.

Один из самых знаменитых круизных лайнеров ХХ века, «Королева Мэри», и в наши дни является известной достопримечательностью для многих туристов. Он был спущен на воду 26 сентября 1934 г. в Глазго. По рассказам очевидцев, лайнер стал настоящим хозяином нескольких призраков. Среди них - 17-ти летний матрос Джон Педдер, который утонул в 1966 г., женщина в белом платье и маленький мальчик, непонятно как оказавшийся на корабле и ставший фантомом.

По еще одной легенде о «Летучем голландце», капитаном его был Филипп Ван дер Декен, который отправился в 1689 г. из Амстердама в порт Ост-Индии. Каравелла попала в сильный шторм - конечно же, у мыса Доброй Надежды.

Капитан не отнесся к опасности серьезно. И в скором времени полуразрушенный корабль пошел ко дну вместе со всей командой. По легенде, это было наказанием Бога за то, что капитан проигнорировал предупреждение об опасности.

Одним из очевидцев появления корабля-призрака был и экипаж британского судна в 1835 г. Моряки рассказывали, что в ужасный шторм к борту их корабля приблизился другой корабль, по описаниям похожий на «Летучий голландец». Он прошел так близко, что корабли едва не столкнулись бортами, потом так же неожиданно исчез.

Корабль-призрак вновь был замечен двумя членами экипажа HMS Bacchante в 1881 г. Спустя день один из очевидцев умер странной смертью. В 1939 г. у побережья Южной Африки призрачную каравеллу видели десятки людей, отдыхавшие на пляже. Удивительно, но они с точностью описали тот самый купеческий корабль, явившийся прямо из ХVII столетия. Последний раз «Летучий голландец» видели у берегов Кейптауна, и четверо свидетелей уверяли, что он появился на горизонте, проплыл некоторое время, а потом будто растаял на горизонте.



error: Контент защищен !!