Какой период называют перинатальным. Психология развития и возрастная психология

Перинатальный период - это период, который начинается с двадцать восьмой недели и заканчивается первой неделей жизни ребенка.

Характерно, что с двадцать восьмой недели развитие ребенка настолько становится совершенным, что он чувствует, как бьется сердце его матери, различает оттенки ее голоса. Поэтому очень важно постоянно обращаться к ребенку как можно более ласковым и спокойным голосом. Нужно постоянно легонько поглаживать живот, потому что любое прикосновение он тоже чувствует и очень часто на него по-своему реагирует, улыбаясь или хмурясь при этом. Легкие ребенка еще недоразвиты, но если он пожелает родиться, то больших проблем для него не будет, ведь ему всегда помогут справиться с трудностями опытные специалисты.

Перинатальный период развития ребенка характеризуется его активностью на двадцать девятой и тридцатой неделе. Он уже свободно двигает ручками и ножками, умеет потягиваться и даже морщиться. Если ребенка что-то тревожит, он реагирует на это более сильными толчками, и это должно насторожить маму.

Очень быстро начинает крепнуть организм ребенка, и к концу тридцать первой недели он начинает накапливать мышечную массу. Но все же еще не совсем развиты некоторые органы. Пупок еще расположен низко. У мальчиков еще не опускаются в мошонку яички, а у девочек половые губы не совсем закрыты. Благодаря появлению слоя в альвеолярных мешочках, у ребенка расправляются легкие, и он уже может вполне самостоятельно дышать. Кровь матери имеет уникальную особенность. Несмотря на очень тонкую плаценту, она никогда не попадает в кровь ребенка и не смешивается с ней, хотя вода и отходы свободно проникают через плаценту.

Перинатальное на тридцать второй неделе примечательно тем, что он располагается головкой вниз, то есть в такой позе он и приготовился уже родиться. Эта поза для свершения родовой деятельности считается правильной, и называется это Но бывает и так, что ребенок может повернуться ягодицами вниз. Это уже сопряжено с определенными трудностями и считается патологией, поэтому здесь уже требуется специальная помощь акушеров.

Тридцать третья и тридцать четвертая недели характерны тем, что ребенок уже вовсю готовится к своему рождению. Вес его доходит примерно до двух килограммов. Волосы на голове становятся все более густыми. Если бы ребенок родился сейчас, то недоношенным он бы уже не считался, дышал бы он уже самостоятельно и большого беспокойства не вызывал.

Перинатальный период на тридцать пятой неделе характерен тем, что у ребенка уже полностью выросли ноготки, причем они бывают такие длинные, что он может даже поцарапать себя еще до своего рождения. Постоянно откладывается жировая клетчатка, благодаря которой плечики ребенка приобретают округлость и мягкость. Цвет глаз у всех новорожденных одинаковый - голубой. Но по истечении некоторого времени он меняется.

Тридцать шестая неделя обусловлена тем, что личико уже имеет все формы настоящего младенца. Щечки полненькие и гладенькие, мышцы губ достаточно развиты, так как ребенок еще в утробе матери интенсивно сосет пальчики. Череп у него мягкий и при рождении имеет свойство немного сплющиваться, но ничего страшного в этом нет.

А появление на свет младенца стремительно приближается. Растет он, как говорится, «не по дням, а по часам». Наступает тридцать седьмая неделя, в период которой жировые клетки интенсивно продолжают накапливаться и отложение жира составляет примерно четырнадцать граммов в день. Ребенок постоянно увеличивается в объеме и опускается все ниже и ниже в тазобедренную область тела матери. В этот период она чувствует, что ей становится легче дышать. Матка с большой силой давит на мочевой пузырь, поэтому опорожнять его приходится намного чаще.

Наиболее интенсивное развитие в перинатальный период наблюдается на тридцать восьмой и тридцать девятой неделе. Вес плода доходит приблизительно до трех килограммов.

Роды могут наступить в любой момент. Шейка матки может начать раскрываться, и плод в любой момент может появиться на свет. Поэтому постоянно надо реагировать на любые, даже малейшие изменения организма.

Итак, наступает долгожданная сороковая неделя, беременность подходит к своей завершающей стадии. Плод окончательно готов к появлению на свет.

Новорожденный, обычно, имеет длину от сорока восьми до пятидесяти одного сантиметра и вес около трех с половиной килограмма.

При первом вздохе ребенка легкие заполняются воздухом, кровь постепенно обогащается кислородом. Основные системы жизнеобеспечения полностью перестраиваются. Главным источником получения питательных веществ является материнское молоко. Масса тела ребенка в первые дни после рождения может незначительно снизиться. Это обусловлено тем, что организм не готов сразу приспособиться к новым условиям внешней среды.

Перепады температуры тоже неблагоприятно сказываются на состоянии организма младенца. Но очень скоро организм приспосабливается к внешнему миру перинатальный период на этом заканчивается.

Перинатальный период

Согласно определению, приведённому в Международной классификации болезней и причин смерти десятого пересмотра (МКБ-10), перинатальный период начинается с 22 полных недель беременности (154 дня) и завершается на 7-й полный день после родов. Несмотря на то, что перинатальный период заканчивается: первой неделей жизни, клинические проявления заболеваний, возникших в это время, могут сохраняться в течение нескольких месяцев, а их неблагоприятные последствия - в течение многих лет жизни. Перинатальные заболевания возникают вследствие воздействия на плод патогенных факторов, тесно связанных с экстрагенитальной и акушерской патологией матери. Перинатальный период разделяют на три периода: антенатальный, интранатальный и ранний неонатальный.

Антенатальный период

Антенатальный период начинается с момента образования зиготы и заканчивается началом родов. С онтогенетической точки зрения антенатальный период целесообразно делить на эмбриональный, ранний фетальный и поздний фетальный. Различные неблагоприятные факторы, воздействующие на организм человека в антенатальном периоде, могут приводить к врождённым порокам развития и спонтанному прерыванию беременности на ранних сроках.
Неблагоприятные воздействия на плод в раннем фетальном периоде нередко приводят к уменьшению массы органов и тканей плода, а также к гипоплазии плаценты. Наиболее типичное клиническое проявление внутриутробных заболеваний в этом периоде - симметричная форма задержки внутриутробного развития плода (ЗВУР) и выраженная недостаточность маточно-плацентарного кровообращения.

Различные неблагоприятные воздействия на плод в позднем фетальном периоде приводят к нарушению процессов морфофункционального созревания плода. Хроническая недостаточность маточно-плацентарного кровообращения сопровождается развитием асимметричной формы ЗВУР, иммунные и инфекционные факторы вызывают острые врождённые заболевания - гемолитическая болезнь новорождённых (ГБН), гепатиты, пневмонии, миокардиты, энцефалиты и др.

Интранатальный период

Интранатальшый период исчисляют от начала родовой деятельности до рождения ребёнка. Несмотря на свою непродолжительность, данный период имеет чрезвычайное значение для здоровья плода и новорождённого, так как осложнения процесса родов приводят к неблагоприятным последствиям в виде тяжёлой асфиксии плода и родовой травмы.

Неонатальный период

Неонатальный период начинается от момента рождения и заканчивается через 28 полных дней после рождения. В рамках неонатального периода выделяют ранний неонатальный период (с момента рождения до 6 дней 23 ч и 59 мин жизни) и поздний неонатальный период (7 дней - 27 дней 23 ч 59 мин).

В раннем неонатальном периоде на организм ребёнка могут оказывать неблагоприятное влияние некоторые антенатальные факторы (биохимические последствия хронической внутриутробной гипоксии плода, цитопатогенное действие антител (AT) матери при иммунном конфликте, инфекционный процесс, связанный с врождённой инфекцией), а также факторы, возникшие в неонатальном периоде (гипотермия, дефицит сурфактанта, госпитальная инфекция и др.).

Большинство заболеваний новорождённых, связанных с воздействием на плод в перинатальном периоде различных неблагоприятных факторов, в МКБ-10 представлены XVI классом «Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде». В этот раздел включены поражения плода и новорождённого, обусловленные патологическим состоянием матери, осложнениями беременности и родов, расстройства, связанные с продолжительностью беременности и ростом плода, а также поражения плода и новорождённого, специфические для перинатального периода. Отдельно от этих состояний учитывают врождённые пороки развития плода и новорождённого, а также некоторые специфические инфекции.

Ключевые теги:

Неонатологу необходимо знать международные определения и использовать их в повседневной практике. Приведённые ниже критерии употребления ряда понятий (таких как недоношенность, переношенность и др.) обеспечивают сопоставимость результатов работы и достоверность сравнительного анализа.

Знание статистических терминов и методик расчёта статистических величин необходимо для анализа результатов работы акушерского стационара и объективных сопоставлений показателей на разных территориях.

В определениях многих терминов, касающихся неонатологии, используют понятие о гестационном возрасте. Под термином «гестационный возраст» понимают продолжительность срока беременности, которую высчитывают от первого дня последней нормальной менструации и выражают в полных днях или полных неделях. При отсутствии данных о последней менструации оценку гестационного срока базируют на доступных клинических исследованиях. Для ясности вычисления рекомендуют подсчитывать как недели, так и дни, прошедшие от первого дня последней менструации (пример: гестационный возраст 31 нед и 4 дня соответствует 31 полной неделе). Любой плод (мертворождённый или живорождённый), родившийся после 20 нед гестации, должен быть взвешен в первые минуты или час после рождения. Масса тела при рождении - результат первого взвешивания новорождённого, зарегистрированный в течение первого часа жизни (т.е. до того, как в постнатальном периоде произойдёт потеря массы). Большинство (более 85-90%) новорождённых имеют массу тела 2500-4000 г и длину тела 46-52 см.

Доношенным считают ребёнка, родившегося при сроке беременности 38-42 нед. Большинство доношенных имеет массу тела более 2500 г и длину тела более 46 см, однако у 10% новорождённых отмечают как более низкие, так и более высокие показатели массы и длины тела.

Недоношенным считают ребёнка, родившегося до окончания 37-й недели беременности. 70-80% недоношенных детей имеют массу тела менее 2500 г и длину тела менее 45 см, 20-30% - массу и рост, характерные для доношенных новорождённых. Независимо от массы тела недоношенные дети обычно морфофункционально незрелы. Морфологические признаки недоношенности описаны в главе «Недоношенные дети».

Переношенным считают ребёнка, родившегося при сроке беременности 42 нед и более. Масса и длина его тела могут значительно превышать показатели доношенных детей, однако в ряде случаев встречают относительно низкие антропометрические показатели, что связано с прогрессирующей плацентарной недостаточностью. Морфологические признаки переношенности - сухость, шелушение, мацерация кожи, прокрашивание меконием пуповины, оболочек последа, наличие ядер окостенения проксимального эпифиза большеберцовой и плечевой кости.

Независимо от гестационного возраста на основании результата первого взвешивания выделяют следующие категории детей:

Ребёнок с низкой массой тела при рождении - ребёнок любого срока гестации, имеющий при рождении массу тела менее 2500 г;

Ребёнок с очень низкой массой тела при рождении - ребёнок любого срока гестации, имеющий при рождении массу тела менее 1500 г;

Ребёнок с экстремально низкой массой тела при рождении - ребёнок любого срока гестации, имеющий при рождении массу тела менее 1000 г.

Перинатальный период

Согласно определению, приведённому в Международной классификации болезней и причин смерти десятого пересмотра (МКБ-10), перинатальный период начинается с 22 полных недель беременности (154 дня) и завершается на 7-й полный день после родов. Несмотря на то, что перинатальный период заканчивается: первой неделей жизни, клинические проявления заболеваний, возникших в это время, могут сохраняться в течение нескольких месяцев, а их неблагоприятные последствия - в течение многих лет жизни. Перинатальные заболевания возникают вследствие воздействия на плод патогенных факторов, тесно связанных с экстрагенитальной и акушерской патологией матери.

Перинатальный период разделяют на три периода: антенатальный, интранатальный и ранний неонатальный.

Антенатальный период

Антенатальный период начинается с момента образования зиготы и заканчивается началом родов. С онтогенетической точки зрения антенатальный период целесообразно делить на эмбриональный, ранний фетальный и поздний фетальный. Различные неблагоприятные факторы, воздействующие на организм человека в антенатальном периоде, могут приводить к врождённым порокам развития и спонтанному прерыванию беременности на ранних сроках.

Неблагоприятные воздействия на плод в раннем фетальном периоде нередко приводят к уменьшению массы органов и тканей плода, а также к гипоплазии плаценты. Наиболее типичное клиническое проявление внутриутробных заболеваний в этом периоде - симметричная форма задержки внутриутробного развития плода (ЗВУР) и выраженная недостаточность маточно-плацентарного кровообращения. Различные неблагоприятные воздействия на плод в позднем фетальном периоде приводят к нарушению процессов морфофункционального созревания плода. Хроническая недостаточность маточно-плацентарного кровообращения сопровождается развитием асимметричной формы ЗВУР, иммунные и инфекционные факторы вызывают острые врождённые заболевания - гемолитическая болезнь новорождённых (ГБН), гепатиты, пневмонии, миокардиты, энцефалиты и др.

Интранатальный период

Интранатальный период исчисляют от начала родовой деятельности до рождения ребёнка. Несмотря на свою непродолжительность, данный период имеет чрезвычайное значение для здоровья плода и новорождённого, так как осложнения процесса родов приводят к неблагоприятным последствиям в виде тяжёлой асфиксии плода и родовой травмы.

Неонатальный период

Неонатальный период начинается от момента рождения и заканчивается через 28 полных дней после рождения. В рамках неонатального периода выделяют ранний неонатальный период (с момента рождения до 6 дней 23 ч и 59 мин жизни) и поздний неонатальный период (7 дней - 27 дней 23 ч 59 мин).

В раннем неонатальном периоде на организм ребёнка могут оказывать неблагоприятное влияние некоторые антенатальные факторы (биохимические последствия хронической внутриутробной гипоксии плода, цитопатогенное действие антител (AT) матери при иммунном конфликте, инфекционный процесс, связанный с врождённой инфекцией), а также факторы, возникшие в неонатальном периоде (гипотермия, дефицит сурфактанта, госпитальная инфекция и др.).

Большинство заболеваний новорождённых, связанных с воздействием на плод в перинатальном периоде различных неблагоприятных факторов, в МКБ-10 представлены XVI классом «Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде». В этот раздел включены поражения плода и новорождённого, обусловленные патологическим состоянием матери, осложнениями беременности и родов, расстройства, связанные с продолжительностью беременности и ростом плода, а также поражения плода и новорождённого, специфические для перинатального периода. Отдельно от этих состояний учитывают врождённые пороки развития плода и новорождённого, а также некоторые специфические инфекции.

Чрезвычайно важны определения живорождения и мертворождения. Живорождением называют полное изгнание или извлечение продукта зачатия из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности, в случае наличия у него хотя бы одного из признаков жизни (дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины или явные движения произвольной мускулатуры) независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента. Каждый продукт такого рождения считают живорождённым. Мертворождением называют смерть продукта зачатия до его полного изгнания или извлечения из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности. Смерть определяют по отсутствию дыхания и любых других признаков жизни у плода. Для анализа качества акушерской помощи целесообразно выделять антенатальную и интранатальную смерть плода, при этом величина антенатальной смертности характеризует качество помощи на амбулаторном этапе, а интранатальная смертность - качество помощи в родах. Дополнительно предлагают выделять раннюю смерть плода (смерть до 20 нед беременности), промежуточную смерть плода (смерть в период 20-28 нед беременности) и позднюю смерть плода (смерть на 28-й неделе беременности и позднее). Аборт (выкидыш) - прерывание беременности сроком до 22 нед гестации при массе плода менее 500 г. Для оценки качества перинатальной медицинской помощи предлагают отдельно учитывать частоту смерти плода до госпитализации - соотношение числа случаев внутриматочных смертей после 20 нед беременности до госпитализации к числу всех беременностей сроком более 20 нед, выраженное в процентах.

Важными показателями, характеризующими как состояние здоровья женщин, так и качество помощи матерям и детям, считают показатели смертности новорождённых. Выделяют перинатальную смертность, мертворождаемость, раннюю неонатальную, позднюю неонатальную, неонатальную, постнеонатальную и младенческую смертность. Принципиально важный момент - гестационный возраст (масса тела), начиная с которого вычисляют показатели смертности. В МКБ-10 рекомендовано при расчёте национального показателя перинатальной смертности учитывать смерти, наступившие с 22-й недели беременности (вес 500 г и более), а для международных сопоставлений рассчитывать этот показатель, начиная с 28 нед (вес 1000 г и более). В Чехии, Швеции и других странах проводят комбинированный расчёт показателя (мертворождаемость рассчитывают с 28 нед, а раннюю неонатальную смертность - с 22 нед беременности), некоторые страны учитывают в показателях перинатальной и младенческой смертности всех новорождённых, начиная с массы тела 500 г (22 нед гестации).

Документом, регламентирующим учёт перинатальных потерь в Российской Федерации (РФ), считают действующий приказ Минздрава РФ № 318 от 04.12.1992 г. «О переходе на рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) критерии живорождения и мертворождения». Согласно этому документу перинатальный период начинается с 28 нед беременности, включает период родов и заканчивается через 7 дней жизни новорождённого (168 ч). Исходя из этого определения, при расчёте статистических показателей перинатальной смертности детей, родившихся до 28-й недели гестации и умерших ранее 6 дней 23 ч 59 мин, не учитывают как новорождённых. При этом плодовые потери на 22-27-й неделе учитывают в статистической форме № 13 «Сведения о прерывании беременности» и № 32 «Сведения о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам». В форме № 32 регистрируют число родившихся живыми, мертвыми и умерших новорождённых с массой тела 500-999 г, а также перечень их заболеваний и причин смерти.

В соответствии с информационным письмом Минздрава России от 01.07.2002 г., если родился живой плод в период 2227 нед беременности, прожил 168 ч и более, следует выдать «Медицинское свидетельство о рождении», ребёнка зарегистрировать в органах записи актов гражданского состояния как живорождённого, а матери оформить листок нетрудоспособности по беременности и родам.

Показатель перинатальной смертности в разных странах мира составляет от 4%о до 60%о. За последние 15 лет этот показатель в России снизился в 1,7 раза и достиг уровня 10%о. На рис. 1-1 (см. цв. вклейку) представлена динамика перинатальной смертности и её составляющих (мертворождаемости и ранней неонатальной смертности). Расчёт перинатальной смертности проводят по следующей формуле

(число мертворождённых + число умерших в первую неделю / общее число детей, родившихся живыми и мертвыми) х 1000.

Структура причин перинатальной смертности представлена на рис. 1-2 (см. цв. вклейку)

Исходя из деления периода новорождённости, рассчитывают показатели ранней неонатальной, поздней неонатальной и неонатальной смертности. Раннюю неонатальную смертность рассчитывают по формуле:

(число детей, умерших в первую неделю жизни / число детей, родившихся живыми) х 1000.

Позднюю неонатальную смертность рассчитывают по формуле:

{Число детей, умерших на 2-4-й неделе жизни (168 ч-27 дней 23 ч 59 мин) /

Число детей, родившихся живыми] х 1000. Неонатальную смертность рассчитывают по формуле:

[число детей, умерших в первые 28 дней жизни (27 дней 23 ч 59 мин) / число детей, родившихся живыми] х 1000.

70-75% ежегодного количества детей, умерших в периоде новорождённости, погибает в раннем неонатальном периоде. Показатель поздней неонатальной смертности во многом отражает частоту случаев отсроченной смерти по врождённым и перинатальным причинам и составляет 20-25% всех умерших в периоде новорождённости. Структура причин ранней неонатальной смертности представлена на рис. 1-3 (см. цв. вклейку). Важно отметить, что в периоде новорождённости в России умирает около половины детей от числа умерших в возрасте до 1 г. Постнеонатальная смертность - более управляемый показатель, чем неонатальная, поэтому по мере улучшения качества педиатрической помощи доля неонатальной смертности в структуре младенческой возрастает. Благодаря совершенствованию перинатальных технологий за последние 10 лет младенческая смертность в нашей стране существенно уменьшилась (рис. 1-4).


3. Ультразвуковое исследование (УЗИ) во время беременности. Цветное допплеровское картирование (ЦДК). Биофизический профиль плода (БФПП).
4. Генетические методы. Генеалогический метод. Кариотип плода. Кариотипирование. Группы риска.
5. Иммунологическая взаимосвязь матери и плода. Интенсивная терапия новорожденных. Перинаталог. Развитие перинаталогии.

Перинатология - раздел медицины , прицельно направленный на изучение периода жизни человека, начиная с 28 нед беременности (масса плода 1000 г) и включая первые 7 дней после рождения. Название перинатологии происходит от трех слов: peri (греч.) - вокруг, около; natus (лат.) - рождение; logos (лат.) - учение.

Перинатальный период включает время до родов - антенатальный , во время родов - интранатальный и после родов - неонатальный периоды . Перинатальный период является чрезвычайно важным для развития человека в последующем, так как к концу беременности заканчивается внутриутробное формирование плода, в процессе родов плол подвергается воздействию многих факторов, а в течение первых 7 дней проходит адаптацию к внеутробной жизни. Число плодов и новорожденных, погибших в анте-, интра- или постнатальном периодах, определяет показатель перинатальной смертности, а появляющиеся в этот период заболевания - перинатальной заболеваемости. Предложение выделить анте-, интра- и постнатальные периоды жизни человека связано с именем известного немецкого акушера Э.Залинга. Он указывал на необходимость тщательного изучения перинатального периода жизни человека с привлечением различных специалистов для снижения перинатальной заболеваемости и смертности. Это диктовалось наблюдавшимся в 50-70-е годы нашего столетия во многих странах Европы снижением рождаемости и одновременно высокими показателями перинатальной и младенческой (после 7 дней жизни) смертности. Идею Залинга поддержали многие ученые, и в 1976 г. было создано Европейское научное общество перинатологов. Пери-натология начала бурно развиваться во всем мире.

В нашей стране основоположниками перинатологии явились Н.Л.Гармашова (Санкт-Петербург), Л.С.Персианинов (Москва) и их ученики и последователи: Н.Н.Константинова, Г.М.Савельева, И.В.Ильин, В.М.Си-дельникова, А.Н.Стрижаков, А.П.Клрющенков, М.В.Федорова и др.

По мере развития перинатологии временные параметры перинатального периода расширились - стали выделять пренаталъное (дородовое) развитие зародыша и плода, начиная с процессов оплодотворения до 28 нед беременности. Таким образом, перинатология стала включать все периоды внутриутробного развития человека.

В настоящее время начало антенатального (дородового) периода относится к 22-23-й неделе гестации (масса плода 500 г), так как начиная с этого срока беременности возможно выживание родившегося плода в условиях адекватной терапии.

I (синоним околородовой период)

период от 28 недели беременности, включающий период родов и заканчивающийся через 168 часов после рождения. По классификации ВОЗ, принятой в ряде стран, П. п. начинается с 22 недели беременности (когда масса плода достигает 500 г и более).

Продолжительность П.п. различна и зависит от ряда факторов, определяющих наступление родов. Например, при преждевременных родах у ребенка, рожденного в 28 недель беременности, П. п. складывается из периода родов и первых семи суток жизни. Наибольший по продолжительности П. п. отмечается при перенашивании беременности. П. п. является важнейшим этапом, обусловливающим в дальнейшем физическое, нервно-психическое и интеллектуальное развитие ребенка.

В перинатальном периоде происходит созревание функций, необходимых для самостоятельного существования организма новорожденного. По данным П.К. Анохина, у плода к 28-й неделе внутриутробного развития разрозненные локальные реакции объединяются в функциональные системы (в систему пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистую и др.).

Вероятность развития у плода и новорожденного серьезных неврологических и соматических нарушений в П.п. значительно бо́льшая, чем в другие периоды. На протяжении от 28-й до 40-й недели беременности происходит подготовка плода к родам и к внеутробной жизни. Его функциональные системы к моменту родов хотя и несовершенны, но достаточны для обеспечения жизнеспособности в ходе родов, когда плод испытывает воздействие изгоняющих сил матки и недостаток кислорода. Во время физиологических родов наблюдается выраженная активация гипофизарно-надпочечниковой системы роженицы и эндокринных желез плода, что проявляется повышением концентрации кортазола и гормонов роста, особенно выраженной при гипоксии плода.

Роды оказывают существенное воздействие на состояние функциональных систем плода и являются своеобразным испытанием их биологической надежности. Характер родов и способ родоразрешения определяют степень и характер реакций адаптации плода и новорожденного. Так, при родах через естественные родовые пути у плода наблюдается последовательная активация функций коры надпочечников, щитовидной железы и гипофиза. У новорожденных, извлеченных путем кесарева сечения, отмечаются одновременная активация функций коры надпочечников и щитовидной железы, усиленный выброс в кровеносные сосуды эритроцитов и лейкоцитов в первые же минуты после рождения. В случаях, когда плод не испытывает воздействия физиологических родов (при кесаревом сечении до начала родовой деятельности), своевременно не включается система дыхания; становление дыхания происходит без напряжения функции внешнего дыхания, в результате чего оно делается адекватным только к концу первого часа жизни. Когда плод во время родов испытывает особо интенсивные воздействия (при быстрых родах, острой кратковременной гипоксии), адаптационно-компенсаторные реакции системы дыхания, кроветворения и эндокринной системы выражены наиболее ярко. Легкая и кратковременно действующая гипоксия способствует более раннему развитию реакций адаптации плода. Тяжелая и длительная гипоксия, наоборот, ведет к угнетению реакций адаптации. Первичная адаптация к окружающей среде жизненно важных систем у доношенного новорожденного завершается в первые 168 часов жизни. У недоношенных детей процессы адаптации к окружающей среде протекают медленнее: они тем менее совершенны, чем меньше зрелость плода к моменту родов. У детей с низкой массой при рождении (1000-1500 г) период адаптации удлиняется до 3-4 недель.



Патология П. п. связана с неблагоприятными факторами, воздействующими в течение периода внутриутробного развития плода, начиная с 28-й недели беременности, патологией родов, а также с неблагоприятными воздействиями окружающей среды в первые 168 часов жизни

Перината́льный пери́од (Пери- + лат. natus рождение)

период с 28-й недели внутриутробной жизни плода по 7-е сутки жизни новорожденного.

Перинатология -раздел медицины , прицельно направленный на изучение периода жизни человека, начиная с 28 недели беременности (масса плода 1000 г) и включая первые 7 дней после рождения. Название перинатологии происходит от трех слов: peri (греч.) - вокруг, около; natus (лат.) - рождение; logos (лат.) - учение.

Перинатальный период включает время до родов - антенатальный , во время родов - интранатальный и после родов - неонатальный периоды . Перинатальный период является чрезвычайно важным для развития человека в последующем, так как к концу беременности заканчивается внутриутробное формирование плода, в процессе родов плод подвергается воздействию многих факторов, а в течение первых 7 дней проходит адаптацию к внеутробной жизни. Число плодов и новорожденных, погибших в анте-, интра- или постнатальном периодах, определяет показатель перинатальной смертности, а появляющиеся в этот период заболевания - перинатальной заболеваемости. Предложение выделить анте-, интра- и постнатальные периоды жизни человека связано с именем известного немецкого акушера Э.Залинга. Он указывал на необходимость тщательного изучения перинатального периода жизни человека с привлечением различных специалистов для снижения перинатальной заболеваемости и смертности. Это диктовалось наблюдавшимся в 50-70-е годы нашего столетия во многих странах Европы снижением рождаемости и одновременно высокими показателями перинатальной и младенческой (после 7 дней жизни) смертности. Идею Залинга поддержали многие ученые, и в 1976 г. было создано Европейское научное общество перинатологов. Перинатология начала бурно развиваться во всем мире.

В нашей стране основоположниками перинатологии явились Н.Л.Гармашова (Санкт-Петербург), Л.С.Персианинов (Москва) и их ученики и последователи: Н.Н.Константинова, Г.М.Савельева, И.В.Ильин, В.М. Сидельникова, А.Н.Стрижаков, А.П.Клрющенков, М.В.Федорова и др.

По мере развития перинатологии временные параметры перинатального периода расширились - стали выделять пренатальное (дородовое) развитие зародыша и плода, начиная с процессов оплодотворения до 28 недель беременности. Таким образом, перинатология стала включать все периоды внутриутробного развития человека.

В настоящее время начало антенатального (дородового) периода относится к 22-23-й неделе гестации (масса плода 500 г), так как начиная с этого срока беременности возможно выживание родившегося плода в условиях адекватной терапии.

Роды - это состояние, во время которого женщина внимательно прислушивается к собственному состоянию, а врач старается оценивать его объективно. Существует даже ряд тестов, позволяющих оценить готовность организма женщины к родам.

Готовность шейки матки. Шейка должна до родов «дозреть». На протяжении беременности в плотно сомкнутой шейке матки происходят значительные изменения, затрагивающий мышечные и коллагеновые волокна. В результате внешне это проявляется в том, что шейка матки разрыхляется и укорачивается, увеличивается просвет цервикального канала.

Готовность шейки матки к родам оценивается при влагалищном исследовании. Бывают случаи, когда при осмотре перед самыми родами врач говорит, что рожать вроде бы пора, а организм не готов: шейка матки еще не «созрела». Это значит, что из-за нехватки эстрогенов в ней не произошли необходимые изменения. Если роды начнутся при таком положении дел, очень велик риск внутренних разрывов. Поэтому созревание приходится ускорять извне путем введения эстрогенных гормонов и простагландинов (в виде геля) непосредственно в шейку матки.

Готовность миометрия. Миометрий - мышечный слой матки - тоже должен быть готов к родам. Его реактивность должна быть повышена, - только в этом случае схватки будут эффективными, сильными и скоординированными. А вот если миометрий на раздражение реагирует слабо, это говорит о нехватке в организме будущей роженицы окситоцина. Следствием может стать нарушение родовой деятельности: например, она может резко прекратиться в момент самих родов. Определить готовность миометрия к родам помогают несколько тестов: окситоциновый (при котором вводят гормон и смотрят, как сокращается матка) или нестрессовый (кардиотокография). Последний помогает выяснить, ритмично ли сокращается матка и как реагирует на схватку малыш. При необходимости для регулирования родовой деятельности женщине вводят окситоцин внутривенно.

Гормональный баланс перед родами можно определить путем взятия влагалищного мазка. Полученные клетки исследуют под микроскопом и на основании преобладания тех или иных типов клеток делают вывод, каких гормонов в организме женщины не хватает и какие процессы требуется ускорить.

Наряду с физиологическими изменениями перед родами организм готовится к родам и психологически . За несколько недель до родов нередко изменяется эмоциональное состояние женщины. Она может стать более раздражительной, плаксивой, излишне эмоционально реагировать на те или иные события. Многие женщины непосредственно перед родами пытаются уединиться, побыть в тишине. В большинстве случаев будущим мамам нравится в это время обустраивать свое жилище, готовить его к появлению малыша, заниматься детским приданым.

С началом родовой деятельности практически все женщины начинают испытывать в той или иной мере волнение. При этом они активны, контактны, адекватно реагируют на происходящее. По мере усиления схваток роженица становится более замкнутой, хотя при этом отвечает на заданные ей вопросы, выполняет указания медперсонала, жалуется на болевые ощущения. Приближение потужного периода характеризуется максимальными болевыми ощущениями и соответственно поведение женщины меняется. Она отстраняется, закрывается от окружающей ее действительности, как бы смотрит внутрь себя. Иногда врачу и акушерке приходится неоднократно повторять слова, обращенные к женщине. Многие психологи считают, что психологическое состояние роженицы подобно трансу. Женщина пытается игнорировать полностью внешние раздражители. Даже поза, которую часто роженицы занимают во время схваток - так называемая поза молящегося, при которой будущая мама наклоняется вперед - тоже не только помогает наилучшим образом переносить схватки, но и отгородиться от мира и сосредоточиться на происходящем внутри. Стоит отметить, что во время потужного периода большинство женщин не испытывают болевые ощущения. Связано это с тем, что во время потуг - апофеоза родов - достигает своего максимума концентрация эндорфинов и других веществ, обладающих сильнейшим анальгезирующим действием. Таким образом, получается, что каждая схватка и болевые ощущения, ее сопровождающие, - это своего рода импульсы, способствующей правильной физиологии и биохимии родов, направленные на успешное открытие шейки матки. После появления ребенка на свет женщина быстро восстанавливается и сразу же переключает свое внимание на малыша. Считается, что первые минуты после родов могут во многом формировать материнские реакции и дальнейшие отношения между мамой и ребенком.

Периодноворожденности (от рождения до 1 мес.)

Функциональное состояние новорожденного во многом зависит от протекания беременности и определяет как переход к новым условиям существования при родах, так и дальнейшее прогрессивное развитие организма. О его состоянии судят по ряду признаков, характеризующих психомоторное развитие (скорость наступления и интенсивность первого крика, характеристика мышечного тонуса, наличие и выраженность ряда безусловных рефлексов). У новорожденных функционируют все органы чувств , но их восприятие ограничено и избирательно: с первых минут его глаза чувствительны к свету, но не может сфокусировать оба глаза в одной точке (налаживается к концу второго месяца). Новорожденные слышат (вздрагивают от громких звуков, поворачивают голову на звук голоса). От низкочастотных звуков (как в колыбельных песнях) – успокаиваются, а в ответ на высокочастотные – возбуждаются. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе, на 3-4 неделе возникает реакция на голос человека. На 3-5 неделе ребенок замирает и задерживает взгляд на ярком предмете. Органы вкуса и обоняния полностью функционируют с самого рождения (различают сладкое, кислое, соленое, горькое), реагируют на сильные запахи, приятные ароматы (как от матери) привлекают их (6-ти-дневный ребенок уже способен отличить запах своей матери от запаха другой женщины). Тактильные ощущения хорошо развиты даже у недоношенных детей (достаточно просто подержать новорожденного за руки или ножки, чтобы он успокоился, или пеленать), хорошо развито чувство боли .

Этот период называют кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру. Новорожденный имеет определенный запас врожденных безусловных рефлексов:

а) функциональные (необходимы для его выживания) рефлексы, обеспечивающие дыхание и кровообращение;

б) защитные (предохраняющие организм от опасных и сильных воздействий) – мигательный, отдергивание ручки;

в) сосательный рефлекс – один из важнейших. К 2 мес. – ребенок умеет хватать предметы и подносить их ко рту, К 4 мес. – руки тянутся целенаправленно к предмету. К 5 мес. – могут доставать предмет, глядя на него. К концу первого месяца жизни появляются первые условные рефлексы: реагирует на позу кормления – возникают сосательные движения.

У новорожденного опыт общения с окружающими объектами – зрительный. Он проводит время во сне или в дремотном состоянии. Беспомощен, полностью зависит от взрослого человека.

Младенчество. В этот период быстро овладевает разнообразными средствами общения. Ребенок уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали. Сосредоточенно рассматривает лицо матери, вслушивается в звуки ее голоса. Видя мать, начинает улыбаться. Это поведение называется комплексом оживления (термин ввел в 20-е г.г. Н.М. Щелованов) – замирает, зрительно сосредотачивается, улыбается, двигательно оживляется, вскрикивает.

Важное новообразование младенца 2-3 мес. – эмоциональное сопровождение восприятия (это комплекс оживления, включающий в себя движения, улыбку, гуление).

Восприятие – идет быстрыми темпами первые 6 месяцев. К этому периоду хорошо развито восприятие запаха, вкуса, звуков, прикосновений; яркие звучащие предметы отвлекают внимание ребенка, умеют выделять отдельные свойства предмета; с 3-х мес. – совершенствуются процессы выделения признаков, к 3-4 мес. - созревает система восприятия цвета, способность различия объектов по размеру. Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые они получают.

Мышление – первоначальные формы наглядно-действенного мышления. Добиваясь успеха, ребенок действует методом проб и ошибок. К концу 1 года ребенок включается в игры.

Память – первым появляется узнавание. В 3-4 мес. Узнает ту игрушку, которую показал ему взрослый. В 4 мес. – отличает знакомое лицо от незнакомого. К 1 году находит игрушку через 1-3 сек. после того, как ее спрятали. После 8 мес. – восстанавливает в памяти образ, когда перед ним нет сходного объекта.

Эмоциональное развитие – зависит от общения с близкими взрослыми. Первые 3-4 мес. проявляются: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (сильное биение сердца, зажмуривание глаз), расслабление при удовлетворении потребности. После 3-4 мес. улыбается знакомым, теряется при виде незнакомого человека. В 7-8 мес. беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. В 7-11 мес. появляется страх расставания (грусть или легкий испуг при исчезновении мамы). К концу 1 года стремиться к совместным действиям с близкими людьми.

Слух. К 4 мес. Чаще улыбаются в ответ на голос матери, чем на другой женский голос. К 6 мес. – проявляют беспокойство, когда слышат голос матери, но не могут увидеть ее. Чувствительность младенца к речевым звукам помогает ему научиться говорить. Эта чувствительность и способность узнавать знакомые голоса способствует укреплению его привязанности к родителям и воспитателям.

Речь. Плач – результат рефлекторного действия, способ передачи информации. В первые 6 мес. формируется речевой слух. В исследованиях физиолога М.М.Кольцовой, проведенных в домах ребенка, было показано, что специальные занятия по развитию моторики пальцев руки благотворно сказываются на речевом развитии детей. У детей, с которыми такие занятия проводились, речь начинала развиваться раньше и ее развитие шло более быстрыми темпами по сравнению с детьми контрольной группы.

Гуление – в 2-3 мес. – когда ребенку хорошо. С 6-10 мес. – период младенческого лепета. Через лепет малыш выражает готовность к общению. Лепеча, он научается произносить и различать все новые речевые звуки. В 1 год передает смысл с помощью произношения 1 слова (на, дай…) – «голофраза»; понимает 10-20 слов.

Физическое развитие

2 мес. – должен, лежа на животе, опираясь руками держать головку

3 мес. – брать большие предметы

4 мес. – можно присаживать

6 мес. – сидеть с поддержкой, уметь брать предмет в руки

7 мес. – сидеть самостоятельно

8 мес. – стоять с поддержкой, вкладывать маленькие предметы в большие, открывать и закрывать крышки коробочек

9 мес. – стоять самостоятельно, но держась за предметы

10 мес. – спокойно ползать

11 мес. – ходить, держась за ручку, верно использовать предметы, подражая взрослым (катать машинку, бить по барабану, поднести ко рту чашку с соком)

12 мес. – ходить с опорой

13 мес. – преодолевать препятствия (ступеньки)

14 мес. – стоять и ходить пытаться без опоры

15 мес. – самостоятельно ходить (девочки идут раньше, чем мальчики)



error: Контент защищен !!