Педология подростка. Возрастная психология: переломные периоды в жизни ребенка Во сколько лет наступает менопауза

Каждый новый период в жизни ребенка – это новые впечатления и эмоции, как для малыша, так и для его родителей. В то же время, каждый возраст имеет свои сложности и особенности. Речь идет о так называемых "возрастных кризисах", о которых мы вам сегодня и расскажем.

Если мы спросим у любого родителя: "Какой возраст ребенка вы считаете самым лучшим?", то наверняка услышим в ответ: "Каждый период жизни малыша хорош по-своему". В младенчестве – возможностью наблюдать, как из беспомощного существа формируется личность. В дошкольном возрасте – необходимостью помогать ребенку приобретать новые знания и навыки. В подростковом периоде – возможностью видеть, как в маленьком некогда человечке проявляются первые черты взрослого, уверенного в себе юноши или девушки.

Да, каждый новый период в жизни ребенка – это новые впечатления и эмоции, как для малыша, так и для его родителей. В то же время, каждый возраст имеет свои сложности и особенности. Речь идет о так называемых "возрастных кризисах", о которых мы вам сегодня и расскажем.

Что такое " кризис возраста"


Возрастной кризис – это переломные моменты в развитии ребенка, разграничивающие разные периоды его жизни. Суть возрастных кризисов в том, что у человека изменяется система связи с окружающей действительностью и его отношения к ней. Другими словами, меняется ведущая деятельность ребенка, в результате чего у него проявляются резкие изменения личности и психологические сдвиги. Отметим, что кризис можно считать как хорошим, так и плохим периодом в развитии.

К негативным моментам возрастного кризиса можно отнести такие факторы, как:

  • во время кризисов ребенок сильно меняется – появляется негативизм (например, когда родители просят ребенка сделать что-то, а он проявляет негативную реакцию и отказывается выполнять требования).
  • появляется плохое поведение (не исключается и проявление деспотизма) – наблюдается капризность и строптивость, а также возрастает количество конфликтов с окружающими.

Если же говорить о положительных моментах возрастного кризиса, то нельзя не упомянуть то, что именно в такие периоды ребенок учится по-новому общаться, у него появляются новообразования и изменяется ведущая деятельность.

Какие бывают детские "кризисы"

Кризис новорожденности – это самый первый переломный период в жизни ребенка, который отделяет внеутробное психологическое развитие малыша от его внутриутробной жизни. Существует две причины появления такого кризиса: физиологические (ребенок отделяется от матери и попадает в другие условия) и психологические (психика у только родившегося младенца представляет собой безусловные рефлексы).


Второй кризисный период наступает в младенческом возрасте и имеет название "кризис одного года". Внешне он проявляется в виде непослушания, криков и истерик. Причиной кризиса одного года специалисты считают социальную ситуацию разрушения полной слитности новорожденного со взрослым. Именно в этот период малыш осознает, что он ребенок, а родители – взрослые.

В период раннего детства начинается новый переломный момент – кризис трех лет . В это время малыш начинает понимать, что он не просто ребенок, а личность, которая имеет свое место в обществе. И произнося сакраментально "я сам", малыш стремиться закрепить свое место в мире. В свое время знаменитый советский психолог Выготский описал основные характеристики этого периода следующим образом:

  • упрямство – невозможность (нежелание) отказаться от своего желания (решения);
  • негативизм – стремление сделать прямо противоположное тому, что сказали;
  • обесценивание – попытки сломать любимые игрушки, обозвать маму или папу и т.д.;
  • строптивость – отрицание норм воспитания или образа жизни в семье;
  • бунт или протест – провоцирование конфликтных ситуаций при малейшем проявлении сомнений в самостоятельности ребенка;
  • деспотизм – стремление навязать взрослым свои желания, с тем, чтобы они сделали все, что ребенок захочет.

Следующий кризис настигает ребенка в дошкольном возрасте, когда игра, как ведущая деятельность, исчерпала себя, а на смену пришло понимание того, как и что работает. Специалисты называют данный период "кризис идентичности " или "кризис семи лет". В этом возрасте у ребенка активно развивается воображение, произвольная память и поведение, а также формируются элементы учебной деятельности. То есть, будущий школьник осознает, что настало время взрослеть, подстраиваться под общество и прислушиваться к мнению и желаниям окружающих. Естественно, изменение жизненной парадигмы вызывает у ребенка психологический дискомфорт и непроизвольный протест, который проявляется в:

  • кривлянии;
  • притворстве;
  • капризах;
  • вертлявости;
  • демонстрации нарочито взрослого поведения.


Следующий кризисный период (подростковый, пубертатный кризис ) является наиболее значимым переломным моментом в жизни ребенка, так как он связан не только с психологическими, но и физиологическими изменениями. Ну а поскольку в двух словах рассказать о нем невозможно, в самое ближайшее время мы посвятим ему отдельную статью.

Как с бороться с возрастными кризисами

Чтобы ребенок с минимальными для себя психологическими потерями преодолел описанные выше переломные моменты своей жизни, родителям очень важно не только понимать особенности каждого возрастного периода, но и проявлять максимальное терпение и тактичность.

К большому сожалению, вы не сможете пережить за ребенка эти непростые моменты взросления. В ваших силах только помочь своему малышу расширить его возможности, освоить новые для него сферы деятельности и овладеть новыми средствами для удовлетворения своих потребностей.

А для этого нужно всего лишь разговаривать со своим ребенком, внимательно его слушать, стараться понять и уважать детские решения, и, конечно же, окружить маленького человечка безмерной любовью и заботой.

В развитии ребенка различают несколько имеющих специфические особенности периодов. Эти периоды называют критическими, или возрастными, кризами из-за повышенной ранимости нервной системы и повышенного риска возникновения нарушений ее функций.

Наиболее ответственным является первый возрастной криз. Этот период охватывает первые 2-3 года жизни. На первом году закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению и овладению речью. Восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для грудного ребенка огромное значение.

Существует мнение, что в данный период происходит так называемое первичное обучение. В это время формируются «нейронные ансамбли», которые служат фундаментом для более сложных форм обучения. Период первичного обучения является в известном смысле критическим. Если на этом этапе ребенок не получает достаточно информации, то заметно затрудняется дальнейшее усвоение навыков. Однако это не означает, что нужно форсировать психическое развитие ребенка.

К концу первого года или несколько позже, когда ребенок начинает делать первые самостоятельные шаги, наступает очень важный этап познания окружающей среды. В процессе передвижения ребенок знакомится со многими предметами. В результате существенно обогащаются его зрительные, осязательные и другие ощущения и восприятия. Во время передвижения он овладевает и чувством трехмерности пространства. На этом этапе моторное развитие нередко связано с речевым; чем увереннее передвигается ребенок, тем лучше он овладевает речью, хотя возможны и отклонения в виде диссоциации развития указанных функций. Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует также и формированию чувства Я, т.е. выделению себя из окружающего мира. До 2-2,5 лет ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведение его может заметно измениться. Наблюдается значительный рост, что сопровождается некоторым рассогласованием нейроэндокринной и сосудистой регуляции. В психологическом плане в этот период наблюдается достаточно определенно выраженное чувство Я. У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя бы небольшой собственный жизненный опыт, отмечается выраженная тяга к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятное родителям. На данном этапе развития ребенка упрямство часто бывает реакцией на неверное поведение взрослых. Речь идет о тех случаях, когда взрослые пытаются препятствовать проявлению вполне допустимой самостоятельности.

В возрасте 5-7 лет ребенок вступает в новый ответственный период, условно называемый вторым критическим. У ребенка хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время еще не достаточно самокритики и самоконтроля. У ребенка еще не выработана способность к зрительному сосредоточению. В деятельности преобладают игровые элементы.

При поступлении в школу могут возникнуть различные отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью ребенка к систематическим занятиям. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока и сосредоточиваться на выполнении предложенного задания или на объясняемом учителем материале. На первых порах все это может напоминать картину умственной недостаточности, слабой сообразительности, сниженной памяти. Для определения характера подобных проявлений необходимо провести тщательное психоневрологическое обследование. В том случае, когда ребенку предъявляются чрезмерно повышенные требования, могут происходить «срывы» нервной деятельности. Результатом таких «срывов» может быть развитие неврозов. В период второго криза впервые могут возникать психопатологические состояния, корни которых уходят в период раннего детства.

В возрасте 12-16 лет подросток вступает в третий, так называемый пубертатный (возмужалый) период. Происходит бурный рост подростка. Моторика становится неловкой, резкой, порывистой.

Возникают изменения, связанные с половым метаморфозом. Так, у девочек начинаются менструации.

У мальчиков наблюдаются поллюции (семяизвержение), связанные, как правило, со сновидениями эротического характера.

Особенно значительно изменяется поведение подростков. Они становятся непоседливыми, беспокойными, непослушными, раздражительными. Нередкое злоупотребление старших ссылками на свой авторитет вызывает у подростков противодействие всякому разумному совету. Они становятся заносчивыми и самоуверенными.

Подросток проявляет стремление быть или казаться взрослым. Иногда такое стремление выражается в нежелательных формах. К таким формам относятся, например, неподчинение разумным требованиям со стороны взрослых. Стремление казаться взрослым выражается в том, что мимика и жесты подростка приобретают напыщенный, манерный и несколько театральный характер. У здоровых подростков к 16 годам обычно наступает фаза успокоения. Поведение подростка становится вполне адекватным. Взаимоотношения с окружающими вступают во вполне нормальное русло.

Нежелательные проявления особенно ярко выражены у подростков с теми или иными нарушениями нервной системы.

Возрастные кризы сопровождаются сложными нейроэндокринными изменениями. Если имеет место заболевание нервной системы, то эти изменения могут приводить к нарушениям психического развития. Кроме того, под влиянием нейроэндокринных изменений у больных детей могут возникать асинхронии (задержанное или опережающее развитие тех или иных функциональных систем). Такие асинхронии часто наиболее ощутимо проявляются именно в периоды возрастных кризов.

Педагог-дефектолог должен хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей повседневной работе. Вместе с врачом ему необходимо принимать меры предупреждения тех нежелательных явлений, которые иногда возникают во время критических периодов развития. В том случае, если во время таких кризов у конкретного ребенка обостряется или выявляется то или иное отклонение в развитии, надо провести определенные медицинские и коррекционно-воспитательные воздействия.

Есть основание полагать, что к 18-20 годам формирование нервной системы завершается. Например, картина электрической активности коры головного мозга у восемнадцатилетних людей и лиц более старшего возраста примерно одна и та же.

В развитии болезни обычно различают четыре периода (стадии): латентный, продромальный, период разгара болезни и исход, или период окончания болезни. Такая периодизация сложилась в прошлом при клиническом анализе острых инфекционных болезней (брюшной тиф, скарлатина и т. д.). Другие болезни (сердечно-сосудистые, эндокринные, опухоли) развиваются по иным закономерностям, и потому приведенная периодизация к ним мало применима. А. Д. Адо выделяет три стадии развития болезни: начало, стадию собственно болезни, исход.

Латентный период (применительно к инфекционным болезням - инкубационный) длится от момента воздействия причины до появления первых клинических признаков болезни. Этот период может быть коротким, как при действии боевых отравляющих веществ, и очень длинным, как при проказе (несколько лет). В этот период происходит мобилизация защитных сил организма, направленных на компенсацию возможных нарушений, на уничтожение болезнетворных агентов либо на удаление их из организма. Особенности латентного периода важно знать при проведении профилактических мероприятий (изоляции в случае инфекции), а также для лечения, нередко эффективного только в этом периоде (бешенство).

Продромальный период - это отрезок времени от первых признаков болезни до полного проявления ее симптомов. Иногда этот период проявляется ярко (крупозная пневмония, дизентерия), в других случаях характеризуется наличием слабых, но четких признаков болезни. При горной болезни, например, это беспричинное веселье (эйфория), при кори - пятна Вельского - Коплика - Филатова и т. д. Все это важно для дифференциальной диагностики. В то же время выделение продромального периода при многих хронических заболеваниях часто затруднено.

Период выраженных проявлений , или разгара болезни, характеризуется полным развитием клинической картины: судороги при недостаточности паращитовидных желез, лейкопения при лучевой болезни, типичная триада (гипергликемия, гликозурия, полиурия) при сахарном диабете. Продолжительность этого периода для ряда болезней (крупозная пневмония, корь) определяется сравнительно легко. При хронических болезнях с их медленным течением смена периодов неуловима. При таких болезнях, как туберкулез, сифилис, бессимптомное течение процесса чередуется с его обострением, причем новые обострения иногда заметно отличаются от первичных проявлений болезни.

Исход болезни . Наблюдаются следующие исходы болезни: выздоровление (полное и неполное), рецидив, переход в хроническую форму, смерть.

Выздоровление - процесс, который ведет к ликвидации нарушений, вызванных болезнью, и восстановлению нормальных отношений организма со средой, у человека - прежде всего к восстановлению трудоспособности.

Выздоровление бывает полное и неполное. Полное выздоровление - это состояние, при котором исчезают все следы заболевания и организм полностью восстанавливает свои приспособительные возможности. Выздоровление не всегда означает возврат к исходному состоянию. В результате болезни могут появиться и сохраняться в дальнейшем изменения со стороны различных систем, в том числе иммунной.

При неполном выздоровлении выражены последствия болезни. Они остаются надолго или даже навсегда (сращение листков плевры, сужение митрального отверстия). Разница между полным и неполным выздоровлением относительна. Выздоровление может быть практически полным, несмотря на стойкий анатомический дефект (например, отсутствие одной почки, если вторая полностью компенсирует ее функцию). Не следует думать, что выздоровление начинается после того, как миновали предшествующие стадии болезни. Процесс выздоровления начинается с момента возникновения болезни.

Представление о механизмах выздоровления формируется на основании общего положения о том, что болезнь есть единство двух противоположных явлений - собственно патологического и защитно-компенсаторного. Преобладание одного из них решает исход болезни. Выздоровление наступает тогда, когда комплекс приспособительных реакций оказывается достаточно сильным, чтобы компенсировать возможные нарушения. Из механизмов выздоровления различают срочные (аварийные) и долговременные. К срочным относятся такие рефлекторные защитные реакции, как изменения частоты дыхания и сердечных сокращений, выделение адреналина и глюкокортикоидов при стрессовых реакциях, а также все те механизмы, которые направлены на сохранение постоянства внутренней среды (рН, содержание глюкозы в крови, давление крови и т. д.). Долговременные реакции развиваются несколько позже и действуют на протяжении всего заболевания. Это прежде всего включение резервных возможностей функциональных систем. Сахарный диабет не возникает при потере даже 3/4 панкреатических островков. Человек может жить с одним легким, с одной почкой. Здоровое сердце при нагрузке может выполнять работу в пять раз большую, чем в состоянии покоя.

Усиление функции нарастает не только вследствие включения ранее не работавших структурно-функциональных единиц органов (например, нефронов), но также в результате повышения интенсивности их работы, что в свою очередь вызывает активизацию пластических процессов и увеличение массы органа (гипертрофия) до уровня, когда нагрузка на каждую функционирующую единицу не превышает нормальную.

Включение компенсаторных механизмов, как и прекращение их деятельности, зависит прежде всего от нервной системы. П. К. Анохин сформулировал представление о функциональных системах, специфически компенсирующих функциональный дефект, вызванный повреждением. Эти функциональные системы образуются и работают по определенным принципам:

    Сигнализация о возникшем нарушении, ведущая к включению соответствующих компенсаторных механизмов.

    Прогрессирующая мобилизация запасных компенсаторных механизмов.

    Обратная афферентация о последовательных этапах восстановления нарушенных функций.

    Формирование в центральной нервной системе такой комбинации возбуждений, которая определяет успешное восстановление функций в периферическом органе.

    Оценка адекватности и прочности конечной компенсации в динамике.

    Распад системы за ненадобностью.

Последовательность этапов компенсации можно проследить на примере хромоты при повреждении одной ноги:

    сигнализация о нарушении равновесия из преддверно-улиткового органа;

    перестройка работы моторных центров и мышечных групп с целью сохранения равновесия и возможности передвижения;

    вызванные стабильным анатомическим дефектом постоянные комбинации афферентаций, поступающих в высшие отделы центральной нервной системы, и образование временных связей, обеспечивающих оптимальную компенсацию, т. е. возможность ходьбы с минимальной хромотой.

Рецидив - новое проявление болезни после кажущегося или неполного ее прекращения, например возобновление приступов малярии после более или менее длительного интервала. Наблюдают рецидивы воспаления легких, колита и т. д.

Переход в хроническую форму означает, что болезнь протекает медленно, с длительными периодами ремиссии (месяцы и даже годы). Такое течение болезни определяется вирулентностью возбудителя и главным образом реактивностью организма. Так, в старческом возрасте многие болезни приобретают хронический характер (хроническая пневмония, хронический колит).

Терминальные состояния - постепенное прекращение жизни даже при, казалось бы, мгновенной смерти. Значит, смерть есть процесс, и в этом процессе можно выделить несколько стадий (терминальных состояний): преагонию, агонию, клиническую и биологическую смерть.

Преагония может быть различной продолжительности (часы, сутки). В этот период наблюдается одышка, снижение артериального давления (до 7,8 кПа - 60 мм рт. ст. и ниже), тахикардия. У человека отмечается затемнение сознания. Постепенно преагония переходит в агонию.

Агония (от греч. agon - борьба) характеризуется постепенным выключением всех функций организма и в то же время крайним напряжением защитных механизмов, утрачивающих уже свою целесообразность (судороги, терминальное дыхание). Продолжительность агонии - 2 - 4 мин, иногда больше.

Клинической смертью называют такое состояние, когда все видимые признаки жизни уже исчезли (прекратилось дыхание и работа сердца, однако обмен веществ, хотя и минимальный, еще продолжается). На этом этапе жизнь может быть восстановлена. Именно поэтому стадия клинической смерти привлекает особое внимание клиницистов и экспериментаторов.

Биологическая смерть характеризуется необратимыми изменениями в организме.

Опыты на животных, прежде всего на собаках, позволили детально изучить функциональные, биохимические и морфологические изменения на всех этапах умирания.

Умирание представляет собой распад целостности организма. Он перестает быть саморегулирующейся системой. При этом сначала разрушаются системы, которые объединяют организм в единое целое, прежде всего - нервная система. В то же время низшие уровни регуляции в какой-то мере сохраняются. В свою очередь отмечается определенная очередность умирания различных отделов нервной системы. Наиболее чувствительна к гипоксии кора большого мозга. При асфиксии или при острой кровопотере сначала наблюдается активизация нейронов. В связи с этим возникает двигательное возбуждение, учащение дыхания и пульса, повышение артериального давления. Затем наступает торможение в коре, имеющее защитное значение, так как на некоторый срок может сохранить клетки от гибели. При дальнейшем умирании процесс возбуждения, а затем торможения и истощения распространяется ниже, на стволовую часть головного мозга и на ретикулярную фармацию. Эти филогенетически более древние отделы мозга наиболее устойчивы к кислородному голоданию (центры продолговатого мозга могут переносить гипоксию в течение 40 мин).

В такой же последовательности происходят изменения в других органах и системах. При смертельной кровопотере, например, в течение первой минуты дыхание резко углубляется и учащается. Затем нарушается его ритм, вдохи становятся то очень глубокими, то поверхностными. Наконец, возбуждение дыхательного центра достигает максимума, что проявляется особенно глубоким дыханием, которое имеет выраженный инспираторный характер. После этого дыхание ослабляется или даже приостанавливается. Эта терминальная пауза длится 30 .- 60 с. Затем дыхание временно возобновляется, приобретая характер редких, сначала глубоких, а потом все более поверхностных вздохов. Вместе с дыхательным центром активизируется сосудодвигательный. Тонус сосудов повышается, сокращения сердца усиливаются, но вскоре прекращаются и тонус сосудов снижается.

Важно отметить, что после прекращения работы сердца система, генерирующая возбуждение, продолжает функционировать еще довольно долго. На ЭКГ биотоки отмечаются в течение 30 - 60 мин после исчезновения пульса.

В процессе умирания происходят характерные изменения обмена веществ, обусловленные главным образом все углубляющимся кислородным голоданием. Окислительные пути метаболизма блокируются, и организм получает энергию за счет гликолиза. Включение этого древнего типа обмена веществ имеет компенсаторное значение, но низкая его эффективность неизбежно приводит к декомпенсации, усугубляющейся ацидозом. Наступает клиническая смерть. Прекращается дыхание, кровообращение, исчезают рефлексы, но обмен веществ, хотя и на очень низком уровне, все еще продолжается. Этого достаточно для поддержания "минимальной жизни" нервных клеток. Именно этим объясняется обратимость процесса клинической смерти, т. е. в этом периоде возможно оживление.

Весьма важным является вопрос о сроках, в течение которых возможна и целесообразна реанимация. Ведь оживление оправдано только в случае восстановления психической деятельности. В. А. Неговский и другие исследователи утверждают, что положительных результатов можно достичь не позднее, чем через 5 - 6 мин после начала клинической смерти. Если процесс умирания продолжается долго, приводя к истощению резервов креатинфосфата и АТФ, то период клинической смерти еще короче. Наоборот, при гипотермии оживление возможно даже через час после наступления клинической смерти. В лаборатории Н. Н. Сиротинина было показано, что оживить собаку можно через 20 мин после смерти в результате кровотечения с последующим полным восстановлением психической деятельности. Следует, однако, иметь в виду, что в мозге человека гипоксия вызывает большие изменения, чем в мозге у животных.

Реанимация, или оживление, организма включает ряд мероприятий, которые направлены прежде всего на восстановление кровообращения и дыхания: массаж сердца, искусственная вентиляция легких, дефибрилляция сердца. Последнее мероприятие требует наличия соответствующей аппаратуры и может быть проведено в специальных условиях.

    Этиология. Понятие о причинах и условиях возникновения болезни. Классификация причин заболеваний. Роль наследственности и конституции в возникновении и развитии болезни.

Болезнь - такое состояние организма, при котором нарушается нормальная жизнедеятельность и способность поддерживать саморегуляцию, уменьшается продолжительность жизни, что вызвано ограничением функциональных и энергетических возможностей в их противопоставленности патогенным причинам.

Номенклатура болезней включает широкий перечень названий существующих нозологических форм, которые используются в медицине для единообразного обозначения патологических состояний. Вплоть до сегодняшнего дня такой список заболеваний не завершён.

Специфика любой инфекционной болезни заключается в её цикличном характере. Выделяются следующие последовательные периоды болезни: инкубационный, начальный, разгара болезни и выздоровления. Каждый из них обладает своими особенностями.

Латентная стадия заболевания

Данную стадию называют также инкубационной. Это период скрытого, не проявляющегося клинически развития: от того момента, когда патогенный агент оказал влияние на организм, до развития первых симптомов болезни. Особенностью данного этапа является всё возрастающее снижение способности организма предотвращать болезнетворное воздействие, адаптивные механизмы работают уже не так эффективно. В этот период выраженных симптомов не наблюдается, но, если человек выполнит нагрузочные тесты, могут выявиться отдельные признаки.

Инкубационный период болезни продолжается от нескольких минут до нескольких месяцев, а порой даже и лет. Всё зависит от сопротивления организма влиянию болезнетворного агента, того, насколько он способен преодолеть с помощью защитных приспособлений возникающие нарушения. Лишь после воздействия сильных ядов наступает почти мгновенное отравление (не дольше, чем через несколько минут). Если вовремя установить латентный период, это значительно облегчит профилактику и борьбу с заболеванием.

Какие еще периоды болезни существуют?

Стадия предвестников

Ещё одно название данного этапа - продромальный. Он наблюдается с момента первых проявлений и продолжается вплоть до развития обычной клинической картины. Стадия продромы - закономерный итог недостаточной эффективности процессов адаптации, основная функция которых - нормализовать гомеостаз организма в то время, когда действуют причины болезни.
На данном этапе появляются первые субъективные и объективные неспецифические признаки: быстрая утомляемость, недомогание, болезненные ощущения в мышцах и суставах, раздражительность, уменьшение аппетита, чувство дискомфорта, головные боли, повышение температуры, иногда озноб и т. п. Рассмотрим остальные периоды болезни.

Этап выраженной болезни

Во время стадии выраженных проявлений, или разгара, появляются характерные для болезни общие и местные симптомы. Если она проходит неблагоприятно, могут возникнуть разного рода осложнения (например, кома при сахарном диабете). В то же время на данном этапе развития адаптивные механизмы всё ещё продолжают действовать, хотя уже и не так эффективно, чтобы самостоятельно купировать болезнь.
В этот острый период болезни развиваются основные признаки, при этом одни заболевания имеют более-менее определённую продолжительность течения (в особенности инфекционные), другие же, особенно хронические, таким свойством не обладают.

Наблюдаются следующие формы заболеваний:

Точные сроки не могут быть установлены, так как всё зависит от специфики патологии, интенсивности и времени воздействия болезнетворного агента на организм, выносливости самого человека.

Основные периоды болезни рассмотрены. Но есть еще этап выздоровления или другие варианты исхода патологии.

Существуют следующие варианты окончания болезни: выздоровление (неполное и полное), рецидив, ремиссия, осложнение, перерастание в хроническую, смерть.

Полное выздоровление

Состоит в том, что формируются эффективные адаптивные реакции и процессы, успешно ликвидирующие причину и/или патогенные последствия болезни, восстанавливающие саморегуляцию организма в полном объёме. Однако нет гарантий, что организм вернётся к своему доболезненному состоянию. После выздоровления появляются качественно и количественно иные показатели жизнедеятельности, происходит формирование новых функциональных систем, меняется активность метаболизма и системы иммунобиологического надзора, развивается также и множество других адаптивных изменений. На это влияют основные периоды течения болезни.

Неполное выздоровление - характерно для организма в тех случаях, когда сохраняются остаточные явления болезни и отдельные отклонения от нормы.

Рецидив

Рецидив - повторное усиление или повторное развитие признаков заболевания после того, как они уже были устранены или ослаблены. Симптомы похожи на симптомы первичной болезни, но в некоторых случаях могут иметь различия. Рецидив случается чаще всего из-за действия причин, вызвавших первоначальный эпизод недомогания, уменьшения эффективности адаптивных механизмов или способности организма сопротивляться каким-либо факторам. Это характерно для периодов инфекционных болезней.

Ремиссия

Ремиссия - такой этап болезни, который характеризуется временным смягчением (неполная, сменяющаяся затем рецидивом) или ликвидацией (полная) симптомов. Чаще всего этот период возникает как следствие или особенность причин болезни либо связан с изменениями пациента, а также с лечением, которое не позволяет выздороветь полностью.

Осложнение

Осложнение - такой процесс, который получает своё развитие на фоне болезни, но не обязательно является для неё характерным. Чаще всего осложнения возникают как итог косвенного действия причин болезни либо же связанный с составляющими процесса её протекания (например, при язве может произойти перфорация стенок кишечника или желудка).

Летальный исход

Если заболевание развивается неблагоприятно, вероятно перерастание его в хроническое, имеющее затяжной характер, а также такой период развития болезни, как смерть пациента, когда организм не способен приспособиться к новым условиям, истощается, и дальнейшее существование становится невозможным.

Прямой причиной смерти выступает остановка сердца, которая может быть обусловлена как его поражением, так и нарушением работы центров головного мозга, на которых лежит ответственность за регуляцию функций сердечно-сосудистой системы. Ещё одно основание - остановка дыхания, случающаяся при параличе дыхательного центра, находящегося в продолговатом мозгу, вызванная анемией, кровоизлиянием, опухолью или воздействием таких ядов, как цианид, морфин и т. д.

Стадии

Смерть включает в себя следующие стадии:

  • преагония;
  • терминальная пауза;
  • агония;
  • клиническая смерть;
  • биологическая смерть.

Первые четыре этапа при условии своевременных врачебных мероприятий могут быть обратимы.

Для агонии характерны нарушения механизмов центральной нервной системы и изменения всех функций организма, важных для жизни: дыхания, деятельности сердца, понижения температуры, расслабления сфинктеров. Часто больной теряет сознание. Такое состояние длится от нескольких часов до двух-трёх суток.

Следующий после агонии этап - клиническая смерть, и она является принципиально обратимой. Признаки: прекращение дыхания, кровообращения и биения сердца. Этот период при нормотермии длится 3-6 минут, но может пролонгироваться до 15-25 минут при гипотермии. Длительность его зависит от степени гипоксии нейронов, находящихся в коре головного мозга.

При клинической смерти требуется проводить к числу которых относятся:

  • искусственная вентиляция лёгких;
  • восстановление кровообращения и сердечной деятельности, включающее массаж сердца, если нужно - дефибрилляцию, запуск искусственного кровообращения с применением оксигенированной крови;
  • корректировка кислотно-основного состояния и восстановление ионного баланса;
  • улучшение состояния системы саморегуляции и микрогемоциркуляции организма.

После того, как организм удаётся оживить, он находится какое-то время в нестабильном постреанимационном состоянии, включающем следующие стадии:

  • временное регулирование жизнедеятельности организма;
  • преходящая дестабилизация;
  • налаживание жизнедеятельности и выздоровление.

Биологическая смерть - такое прекращение жизни человека, которое имеет необратимый характер. Целостное оживление организма уже невозможно, но сохраняется вероятность возобновления работы некоторых органов. Таким образом, хотя этапы болезни имеют условный характер, такая классификация используется довольно широко.

Мы рассмотрели основные периоды болезни.

В самом начале этого периода возникает противоречие: возможности деятельности ребенка противоречат эмоциональному характеру его общения. Появляется общий объект деятельности ребенка и взрослого. Деятельность с ним не может осуществляться в процессе непосредственно-эмоционального общения. Ориентировочно-опробовательная активность ребенка требует новой системы общения - языка. Поскольку существует общий предмет деятельности, постольку необходима и совместная деятельность. А это уже новая социальная ситуация. Ребенок и взрослый отделились, но деятельность их все еще совместная.

В раннем детстве чрезвычайно быстро развивается познавательная и двигательная активность детей. Применительно к обсуждаемому возрасту в детской психологии существует очень важная проблема - возникновение и развитие предметных действий. Если до В. Келера эта проблема изучалась путем простых наблюдений, то он ввел в сферу анализа предметной деятельности ребенка эксперимент: детей ставили в ситуацию употребления орудия как средства достижения цели (этим орудием ему нужно было достать предмет). Правда, К. Бюлер назвал данный возрастной период шимпанзеподобным, так как, по его мнению, нет никакой разницы между решением подобной задачи ребенком и обезьяной.

И вместе с тем именно этот период многие психологи справедливо считают периодом величайших открытий, делаемых ребенком. Так, В. Штерн полагал, что ребенок открывает отношение между знаком и значением и что только этим можно объяснить громадное возрастание его словаря. Внешне это действительно так и выглядит.

Но основная ошибка, которую делают многие исследователи, состоит в следующем: они изучают ребенка так, как будто он живет один наедине с вещами. Они не замечают, что между ребенком и вещами кто-то стоит и что «изобретения» ребенка внутренне связаны с совместной деятельностью со взрослым в отношении окружающих предметов.

Следует отметить, что раннее детство - плохо изученный период. Известны только описательные, причем в основном отрицательные, его характеристики: ребенок-раб зрительного восприятия (В. Штерн), предметы притягивают ребенка (К. Левин); отмечается также слитность действия с восприятием. Как происходит распад этой слитности?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно учитывать следующие положения.

Ребенок самостоятельно не может открыть общественно выработанных способов употребления вещей.

На вещи не «написано», для чего она служит.

Орудие от вспомогательного средства отличается тем, что действие с ним должно быть подчинено логике этого орудия.

В орудии и в способе его употребления в снятом виде заключается цель, которая может быть достигнута этим предметом. Только после того как ребенок впервые выпьет из чашки воду, у него возникает цель - пить воду, т. е. возможность использовать для этого чашку. Иначе говоря, орудие есть орудие только после того, как стала известна цель, для достижения которой оно может быть использовано. Иными словами, цель не дана человеку с самого начала.

Заметим, что эта идея содержится еще в теории проб и ошибок. Пробы и ошибки есть система действий, в результате которых вычленяется цель производимого изменения (но в условиях «робинзонады»). Это начало ориентации на конечный результат изменения данной ситуации, без которой вообще невозможно орудийное действие.

Однако средство и цель в раннем детстве так слиты, что их очень трудно расчленить, поэтому по преимуществу изучается процесс овладения ребенком средством действия, но не формирование его цели.

Рассмотрим процесс становления предметных действий ребенка. Предмет обладает физическими свойствами, благодаря которым он может осуществлять требуемую человеком функцию. Физические свойства этого предмета даны ребенку непосредственно, а общественная его функция ребенку не известна. Поэтому у ребенка и возникает необходимость в манипулятивных действиях с предметом, чтобы определить его функцию, т. е. ту цель, которую можно достигнуть при определенном общественно закрепленном способе действия с ним. Но эту цель и способ действия с предметом ребенок может освоить только в совместной деятельности со взрослым, не через показ, не через инструкцию, а именно через совместное дей-ствование с предметом.

Затем взрослый только начинает действие, а ребенок заканчивает его (частичное действие). Здесь и возникает возможность его показа - ребенок прослеживает действие взрослого. Благодаря этому происходит отрыв ориентировочной части действия от его исполнительной части. К этому времени общественная функция предмета, т. е. цель предметного действия, ребенком уже определена. Постепенно предметные действия превращаются у ребенка в своеобразные жесты, в акты общения (ребенок берет ложку в знак того, что хочет есть). В это время взрослый может давать ребенку указания в виде речевой инструкции.

Общую схему становления предметных действий в раннем детстве можно представить следующим образом. Развитие самого предметного действия происходит путем превращения совместного действия в действие разделенное (или в частичное), а затем в самостоятельное. Содержание общения при выполнении этих действий меняется от контроля взрослого за разделенным действием до оценки им самостоятельного действия ребенка. При этом взрослый может осуществлять показ ребенку разделенного действия (а ребенок прослеживать), а затем давать речевые указания для самостоятельного выполнения.

При прослеживании процесса становления предметных действий ребенка выявляется возникновение первых целеполаганий и собственно орудийных действий. Характерным можно считать и появление у малыша так называемых пробующих действий. У маленького ребенка наблюдаются пробы, результаты которых соотносятся с целями. Например, ребенок, строя башни из кубиков, начинает при установлении каждого нового кубика пробовать - упадет он или нет. Правда, эти пробы протекают в наглядном поле и пока мануальны.

Для периода раннего детства характерно и интеллектуальное решение задач, т. е. такое решение, которое основано на учитыва-нии ребенком соотношения элементов ситуации, орудий (предметов) и достижения цели. В этот период интенсивно развивается речь. Ребенок от автономного, аффективно окрашенного, ситуативного слова переходит к словам, имеющим предметную отнесенность, несущим функциональную нагрузку, выражающим целые предложения, а потом - к расчлененному предложению и речевой форме коммуникации в собственном смысле слова.

Показ взрослого вместе с речевым указанием, с одной стороны, и появление предметных действий, с другой, ставят ребенка и взрослого в ситуацию общения. Ребенок начинает обращаться ко взрослому с разными просьбами. Расширяются функции общения, что и ведет к обогащению речи ребенка. Часто на этой стадии бывают задержки речи. Но спустя некоторое время ребенок вдруг начинает говорить, делая громадный скачок в развитии речи. Можно предположить, что в подобные периоды «застоя» речь развивается потенциально. Почему так происходит - до сих пор неизвестно.

Выделим основное новообразование раннего детства. Вначале предметное действие ребенка было «мое», но такое же, какое выполнял и взрослый. Затем ребенок «увидел» за вещью человека, а за своими действиями - действия взрослого, что, в частности, выражается в назывании ребенком себя чужими именами. Это, в свою очередь, влечет за собой выделение своего «я». Основное новообразование - появление у ребенка «Я - сам», следствием чего становится распад прежней социальной ситуации «мы». Возникает кризис трех лет, сопровождающийся следующими симптомами.

Симптом негативизма. Отрицательная реакция ребенка на предложения взрослых. Однако эта же просьба, высказанная другим человеком (не включенным) в конкретную ситуацию, легко ребенком выполняется.

Упрямство - реакция не на предложение, а на свое собственное решение.

3. Симптом обесценивания. Дети начинают любимых мам, пап, бабушек называть ругательными словами.

Перечисленные симптомы «вращаются» вокруг выделения ребенком своего «я», с одной стороны, и изменения социальной ситуации - с другой. Это кризис социальных отношений ребенка со взрослыми.



error: Контент защищен !!