Пограничники на административной границе с чечней. Пограничники Чечни: шахматная партия с врагом

12апреля 2000 г., Известия

Есть такая сила

Пограничники способны закрыть границы от чеченских бандитов


Олег Блоцкий


Когда в новостной программе центрального телевидения было объявлено о некоем "карантине", который правительство России собирается вводить против Чечни, офицеры-пограничники 13-й заставы Московского отряда дружно засмеялись.


Затем "зеленые фуражки" долго гадали, что же означает на самом деле этот таинственный "карантин" и зачем его вводить, когда в погранвойсках уже давным-давно на практике научились бороться с многочисленными отрядами вооруженных нарушителей границы. Значительный опыт был накоплен за время войны в Афганистане, а затем развит за годы охраны российскими пограничниками таджикско-афганского рубежа. Более того, именно пограничные заставы успешно блокировали административную границу Чечни в годы войны. И прорывов рубежей на их участках боевиками не было.


Парадокс, но именно те, кто призван охранять границы и имеет огромный практический опыт - пограничники - медленно и неуклонно были со временем "задвинуты". Их заставы вокруг Чечни волевым распоряжением сверху сворачивались, а сами "зеленые фуражки" переводились к другим местам службы. Иначе как предательством подобные действия назвать нельзя. Тем более когда распоряжение исходит от Верховного главнокомандующего...


Похоже, рейд Басаева в Дагестан так ничему и не научил военное руководство России. И теперь заставы вокруг Чечни спешно сооружают подразделения Минобороны, внутренних и пограничных войск. "Зеленые фуражки" даже не на втором, а на третьем плане.


Пограничные войска, оставаясь мобильным формированием, все время меняют тактику действий в соответствии со складывающейся ситуацией на рубежах. Так, после трагических событий на Даманском в марте 1969 года в погранвойсках были сформированы мотоманевренные группы (в просторечии - мангруппы), которые находились в подчинении погранотрядов и в необходимый момент перебрасывались на те или иные участки границы. Таким образом, мангруппы по замыслу командования являлись кулаком, способным нанести удар в нужное время и в нужном месте.


Начавшееся в декабре 1979 года советское вторжение в Афганистан внесло значительные коррективы в тактику действий мангрупп, охранявших государственную границу СССР с внешней стороны.


Полковник Сергей Жилкин, начальник штаба погрангруппы ФПС в Таджикистане, после окончания академии в 1986 году был направлен в Афганистан начальником мангруппы, которая по армейским меркам равнялась батальону. Прокомандовав подразделением год, он пошел на повышение и там же, в Афганистане, стал начальником оперативной группы, дислоцировавшейся в Мазари-Шарифе, в которую входило от двух до трех мангрупп Термезского погранотряда.


"В 1979 году первые мангруппы были переброшены в Афганистан с Дальнего Востока. Они действовали по принципу ротации. Отбыв несколько месяцев, мангруппы возвращались, а на их места приходили другие. Однако участок границы с Афганистаном был слишком протяженным, и поэтому в приграничных погранотрядах стали создаваться сводные боевые отряды, которые выполняли ту же задачу, что и мангруппы. Сводные отряды не оправдали себя, так как люди были незнакомы и не имели должной слаженности. Поэтому впоследствии начали формировать мангруппы на постоянной основе и на базе погранотрядов", - вспоминает Сергей Михайлович.


По словам полковника, буферная зона безопасности по внешней стороне границы колебалась в те годы от нескольких километров до сотни и более в зависимости от рельефа местности и опасности направлений. Каждая мангруппа имела свою зону ответственности и четко поставленные задачи. В Афганистане были оборудованы военные городки - "районы обороны", где дислоцировались пограничные подразделения и откуда они уходили на задания.


К слову сказать, именно подразделения пограничников прикрывали отход частей 40-й армии из Афганистана и ушли из него лишь после полного вывода пехотинцев.


После войны часть мангрупп была сокращена, отправлена на Дальний Восток или же полностью расформирована. Тем более что вскоре начался "парад суверенитетов". Однако в Таджикистане мангруппы остались и сейчас несут службу в соответствии с насущными задачами. Там же пограничники не только не отказались от прежней тактики "на упреждение" нарушителей, но и успешно ее развили.


Смысл действий российских пограничников в Таджикистане прост.


Во-первых, они объявили, что внешние 20 километров границы являются буферными и всякое присутствие на них бандгрупп будет жестко пресекаться. Боевые вертолеты пограничников то и дело бьют по "зарвавшимся" бандитам на афганской территории.


Во-вторых, группы "зеленых фуражек" устраивают засады, смело переходя границу. Фактор внезапности имеет значительный успех.


В третьих, по отношению к нарушителям пограничники действуют жестко. Так, на сегодняшний день количество уничтоженных бандитов с начала года уже превысило официальную цифру, распространяемую пресс-центром ФПС, и составило более сотни человек. "Зеленые фуражки" исходят из простого принципа - мирный человек не станет под покровом ночи, да еще с оружием в руках переправляться на подручных средствах через реку - и без всяких предварительных окликов расстреливают на воде нарушителей, подавляющее большинство из которых не умеет плавать.


Необходимо признать, что подобные действия вызывают не только ненависть со стороны наркодельцов, но и признание законов, которые защищают пограничники. Восток всегда принимал в качестве решающего аргумента исключительно силу.


Однако самым главным фактором успеха пограничников в деле охраны границы Таджикистана является полнейшее единоначалие, а также ответственность командиров за принимаемые и исполняемые решения. То, что каждый начальник знает своего "соседа" справа и слева, а у командования присутствует единая целостная картина происходящего, - залог охраны рубежей.


"Главное, чтобы подобное происходило в Чечне, - утверждают пограничники. - Самое страшное, когда вокруг - сплошные начальники, а указания, противоречащие друг другу, сыпятся как из рога изобилия".


Наблюдая за спешной "карантинизацией" Чечни, профессионалы говорят, что изолировать мятежную республику необходимо следующим образом: первым эшелоном идут пограничники, которые выставляют заставы и создают посты, затем - собственно армия и лишь потом - милиция. Причем должна быть персональная ответственность каждого командира за порученный участок местности и выполняемые задачи.


В случае же с Чечней все вновь смешалось, и разобрать, кто за что отвечает, по-прежнему сложно.

Текущая страница: 35 (всего у книги 37 страниц)

2. ПОГРАНИЧНЫЕ ВОЙСКА В ЧЕЧЕНСКОМ КОНФЛИКТЕ

Предпосылки и причины чеченского конфликта, безусловно, носят комплексный характер. Тут и смена общественного строя в стране, и поощрение сепаратистских движений на местах, и непоследовательность российского руководства по отношению к чеченскому сепаратизму, и оставление большого количества оружия и боевой техники после вывода советских войск из Чечни.

Наряду с внутренними причинами, способствовавшими возникновению чеченского политического конфликта и перерастанию его в военный, существовали и причины внешние. Есть много факторов в этом регионе, привлекающих к себе постоянное внимание. Один из них – запасы нефти676
По оценке специалистов, только в Прикаспии и на акватории Каспийского моря сосредоточено около 25 млрд. т нефти.

При сокращении нефтяных запасов на планете данный регион превращается в зону повышенных интересов многих субъектов мировой политики, в частности США, Великобритании, Германии, а также некоторых других стран Запада и Ближнего и Среднего Востока. Весьма существен в Чечне и фактор исламизма, точнее поощряемого Саудовской Аравией движения ваххабитов, крайне агрессивного не только к «неправоверным», но и к сторонникам традиционного ислама.

Воздействие этого комплекса причин осложнило военно-политическую обстановку на Кавказе. В начале 90-х гг. возник конфликт между осетинами и ингушами. Чечено-Ингушская АССР разделилась на две республики в составе России. Именно в это время в Чечне проходила перегруппировка и концентрация политических сил. Были декларированы первые требования о предоставлении ей суверенитета.

События развивались в такой последовательности. В ноябре 1990 г. был образован Общенациональный конгресс чеченского народа (ОКЧН). Его исполком возглавил Д. Дудаев. I съезд ОКЧН принял Декларацию об образовании Чеченской Республики (ЧР), а сессия Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР – Декларацию о суверенитете. В марте 1991 г. законодательный орган Чечено-Ингушетии постановил отказаться от проведения российского референдума. С этого времени ЧР не участвует в общероссийских политических мероприятиях. В то же время некоторые ингушские районы (Назранский, Малгобекский и Сунженский) приняли участие в российском референдуме. Объективности ради следует отметить, что политических причин для сепаратизма со стороны чеченцев не существовало. Верховный Совет России в 1991 г. принял Закон о реабилитации репрессированных народов, который осудил жестокость и признал незаконность действий сталинского режима, предусмотрел ряд мер по устранению последствий насильственной депортации чеченцев, ингушей и других народов. Правительство России выделило значительные средства для реализации социально-экономических и экологических программ на Северном Кавказе.

Тем не менее сепаратизм набирал силу, искусно подогреваемый как изнутри честолюбивыми и небескорыстными деятелями, так и извне силами, заинтересованными в ослаблении России. В июле 1991 г. II съезд ОКЧН официально объявляет о выходе из состава РСФСР и СССР, а в сентябре Д. Дудаев изгоняет Верховный Совет, возглавляемый Д. Завгаевым, и распускает в то время еще существовавший Верховный Совет Чечено-Ингушской Республики. В октябре 1991 г. исполком ОКЧН с нарушениями демократических норм проводит выборы парламента и президента. Верховный Совет РСФСР признает выборы незаконными, но, несмотря на это, Д. Дудаев становится президентом Чечни. Возникает оппозиция дудаевской администрации. В апреле 1993 г. Дудаев распускает Совет Министров и парламент и вводит президентское правление. Объявляется независимость Республики Ичкерия. Однако власть в Чечне не была легитимной, так как большая часть ее жителей не участвовала в выборах президента.

Достижение политических целей сепаратистами предусматривало использование военных средств. С первых дней своего существования режим приступил к созданию вооруженных формирований и их техническому оснащению. На первом этапе основным источником поступления оружия и боевой техники дудаевским незаконным формированиям стало вооружение советских войск. Еще до их вывода в июне 1992 г. был организован ряд нападений на воинские части в целях захвата оружия. Последнюю точку в снабжении оружием незаконных формирований в Чечне поставил бывший тогда министром обороны РФ П.С. Грачев677
Кто развязал вооруженный конфликт в Чечне. Комиссия Говорухина. М., 1995.

О том, каким образом было оставлено оружие на чеченской территории, докладывал заместитель начальника Генштаба генерал-полковник В. Дубинин в июне 1992 г. Отвечая на запрос председателя Комитета по вопросам безопасности Верховного Совета РФ С. Степашина, он, в частности, отмечал: «Вследствие резкого обострения обстановки в г. Грозном и ультимативного требования руководства Чечни к военным до 10 июня с.г. покинуть город командование СКВО было вынуждено срочно вывести оставшийся личный состав Грозненского гарнизона за пределы республики. В результате часть вооружения, боеприпасов и запасов материальных средств были захвачены»678
Музаев Т . Чеченская Республика: Органы власти и политические силы. М., 1995, с. 25–26.

Достоверных данных о составе и численности незаконных вооруженных формирований (НВФ) в Чечне не было. Правительство национального возрождения заявляло о наличии 4–5 тыс. человек, в том числе 1,5–2 тыс. наемников и 1 тыс. добровольцев в основном из сельских районов самопровозглашенной Ичкерии. По данным соответствующих органов Российской Федерации, в рядах дудаевских ополченцев насчитывалось около 15 тыс. человек, в том числе в Грозном и Гудермесе – по 5 тыс., в Шеховском районе – 1,5 тыс., в горной части Чечни – 2 тыс., в Аргуне – 500 человек и в ст-це Каргалинская – 100 человек. Точные сведения о количестве оружия и боевой техники у дудаевцев отсутствовали. Из заявления экссекретаря Совета безопасности РФ О. Лобова следовало, что на вооружении НВФ было около 300 учебных самолетов, 100 современных танков, десятки установок «Град», различные виды артиллерийских установок, средства ПВО, множество стрелкового оружия.

По данным наблюдателей, в НВФ Чеченской Республики насчитывалось: танков Т-62 и Т-72 – 42, БМП-1 и БМП-2 – 36, БТР-70 и БРДМ-2 – 30, противотанковых ракетных комплексов «Конкурс» – 2, «Фагот» – 24, «Метис» – 51, гранатометов РПГ-7 – 513, реактивных систем залпового огня (РСЗО) – 24, минометов, пушек и гаубиц – 124, самолетов и вертолетов – 258, средств ПВО («Стрела», «Игла», «Шилка, а с 1999 г. и «Стингер») – 40, стрелкового оружия – более 41 тыс. единиц679
Новичков Н.Н. и др . Российские Вооруженные Силы в чеченском конфликте: Анализ. Итоги. Выводы. Париж. М., 1995, с. 13–17.

Организация экономической, социально-политической и духовной жизни в республике свидетельствовала о реакционно-криминальном характере дудаевского режима. Это и стало основной причиной его противостояния с оппозицией. С августа 1994 г. в ЧР фактически была развязана гражданская война. Ультимативное требование Президента России прекратить огонь и сложить оружие выполнено не было. Д. Дудаев объявил о мобилизации и информировал мировую общественность о том, что в республику стягиваются добровольцы со всего Кавказа.

Обсуждение чеченской проблемы на заседаниях Совета безопасности (СБ) начиная с 1992 г. и мирные переговоры не привели к нормализации отношений внутри Чечни и ЧР с РФ. Решение применить военную силу в Чечне было принято Президентом Российской Федерации 30 ноября 1994 г. Его указом была создана группа руководства действиями по разоружению НВФ, на основе которой в декабре этого года сформирован штаб руководства военной операцией в Чечне во главе с Н. Егоровым. В группу входили руководители всех силовых ведомств, включая директора Федеральной пограничной службы генерал-полковника А.И. Николаева. 1 декабря 1994 г. Президент РФ «в целях неотложных мер по урегулированию вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики и в соответствии со ст. 83 Конституции Российской Федерации» назначил полномочного представителя Президента России в Чеченской Республике. Он гарантировал освобождение от уголовной ответственности граждан Чеченской Республики, добровольно сдавших оружие и непричастных к тяжким преступлениям против человечества. Однако указ Президента России не возымел действия на чеченских сепаратистов, и 9 декабря 1994 г. он подписывает Указ «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта».

Для проведения операции по разоружению НВФ со стороны Вооруженных Сил РФ были созданы три группы: «Север», «Запад» и «Восток». Состав был весьма неоднородным. К операции привлекались соединения и части четырех видов вооруженных сил, пограничные и внутренние войска, силы и средства Федеральной службы контрразведки (ФСК). Основу ее составляли: 8-й армейский корпус, 76-я (Псковская) дивизия ВДВ и другие соединения и части военных округов. Численность войск менялась, и на момент заключения Хасавюртовских соглашений группировка вооруженных сил в Чечне составляла 39 188 человек, в том числе: Министерства обороны – 12 990, внутренних зойск – 24 229, подразделений спецназа МВД – 1969 человек680
Красная звезда, 1996, 4 окт.

11 декабря 1994 г. федеральные вооруженные силы, войска МВД и других силовых структур были введены в Чеченскую Республику. В Обращении Президента РФ к гражданам России отмечалось: «Сегодня, 11 декабря 1994 года, на территорию Чеченской Республики введены подразделения войск Министерства внутренних дел и Министерства обороны Российской Федерации. Действия правительства вызваны угрозой целостности России, безопасности ее граждан как в Чечне, так и за ее пределами, возможностью дестабилизации политической и экономической ситуации»681
Российская газ., 1994, 13 дек.

Сложившиеся условия объективно, пусть и опосредованно, вводили в чеченские события войска Кавказского особого пограничного округа (КОПО). Войска округа до введения федеральных сил в Чечню осуществляли охрану государственной границы и защиту интересов России по двум рубежам: первый – на границе бывшего Советского Союза с Турцией и Ираном (силами двух войсковых групп – «Грузия» и «Армения»); второй – на государственной границе России с Грузией и Азербайджаном.

Обстановка на границе осложнялась по мере нарастания противоборства между Грозным и Москвой, между режимом Дудаева и оппозицией в Чечне. Участились попытки провоза через границы контрабандного оружия, пересечения ее по поддельным документам, нарушения морской границы на Черном и Каспийском морях военными, торговыми и промысловыми судами. Все это еще до принятия решения на применение Пограничных войск РФ в чеченском конфликте вынуждало осуществлять охрану границы в усиленном режиме.

Впервые вопрос о включении пограничных частей и подразделений в операцию по разоружению НВФ рассматривался на заседании СБ в ноябре 1994 г. Руководство ФПС России высказало мнение о нецелесообразности применения пограничных войск для прикрытия административной границы Чечни с Дагестаном и Ингушетией. Тем не менее Совет безопасности решил включить пограничников в состав федеральных сил. Им была поставлена задача прикрывать административную границу, а также выполнять поручения по восстановлению и поддержанию конституционного порядка на сопредельных с Чечней территориях субъектов Российской Федерации682
Интервью А.И. Николаева // Панорама, 1995, № 10, с. 11.

Указом Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. правительству поручалось в соответствии с пунктами «д» и «е» ст. 114 Конституции России использовать все имеющиеся у государства средства для обеспечения государственной безопасности683
Война в Чечне. Кризис федеральной власти // «Клуб Реалисты», М., 1995, с. 80.

Во исполнение этого Указа было принято постановление правительства России от 9 декабря 1994 г. «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа». На основании этих документов 17 декабря 1994 г. Совет безопасности принял решение о привлечении пограничных войск к выполнению задачи по прикрытию административной границы Чеченской Республики с Ингушетией (протяженностью 80 км) и Дагестаном (150 км). Конкретные задачи войскам были определены в решении Совета безопасности РФ от 6 января 1995 г. и директиве директора ФПС России от 9 января 1995 г. 10–11 января того же года была осуществлена перегруппировка войск КОПО и взяты под охрану участки административной границы ЧР в бывшей зоне ответственности внутренних войск МВД России.

По замыслу руководства ФПС России, главной целью пограничных войск на административной границе Чечни, Ингушетии и Дагестана должны были стать прикрытие и контроль тех важнейших направлений, которые могли бы использовать сепаратисты и их покровители для переброски в Чечню оружия, материальных средств, наемников и для других целей, и тем самым оказание содействия Министерству обороны и МВД. К июню 1995 г. группировка была сформирована. Всего для выполнения задачи руководством погранвойск было привлечено около 6 тыс. человек684
Граница России, 1997, № 1.

Пограничные войска получили две зоны ответственности в Дагестане и одну в Ингушетии.

Выполнение задачи по прикрытию административной границы Чечни, недопущению провоза контрабанды и проникновения боевиков было чрезвычайно затруднено. Полное закрытие административной границы для передвижения граждан и транспортных средств оказалось невозможным по объективным причинам. Пограничные войска прикрывали только участки с наиболее интенсивным движением. Во исполнение указов президента и решений Совета безопасности в ФПС России был разработан план действий, создана система управления, включающая кроме постоянно существующих органов оперативные группы и др.

По решению командующего войсками КОПО предусматривалось во взаимодействии с соединениями и частями Северо-Кавказского округа внутренних войск МВД и управлениями ФСБ сосредоточить усилия по охране государственной и административной границы на направлениях активных действий экстремистских, националистических и контрабандных группировок. Происходило последовательное наращивание усилий в прикрытии границы путем выставления на предполагаемых участках прорыва пограничных постов. В необходимых случаях применялись авиация, морские силы и средства. Войска КОПО усиливались внештатными мотоманевренными группами.

Тактика пограничных войск обусловливалась приемами и методами борьбы НВФ, которые включали: засады, минирование объектов и коммуникаций пограничных войск, обстрелы их позиций, прорывы для совершения диверсионных и террористических актов, нападения наемников, переодетых в форму российских военнослужащих, на пограничные подразделения и колонны для захвата оружия и боевой техники, похищение пограничников в целях получения выкупа или обмена на пленных боевиков и лиц, отбывающих наказание в местах заключения за всевозможные преступления.

Исключительно высокая мобильность незаконных вооруженных формирований вынуждала командование округа совершать маневры имеющимися силами и средствами на наиболее угрожаемых направлениях, непрерывно наращивать плотность охраны государственной и административной границы, создавать резервы, вести жестхую оборону на прикрываемых участках и активные засадные и разведывательно-поисковые действия, наносить огневые удары по противнику, чтобы не допустить прорыва чеченских формирований через административную границу на территорию сопредельных с Чечней субъектов Российской Федерации.

По мере накопления боевого опыта личный состав погранвойск, принимавший участие в чеченском конфликте, постоянно совершенствуя боевое и служебное мастерство, успешно выполнял поставленные задачи. По оценке руководства ФПС РФ, особенно сложная обстановка возникла на административной границе Чечни с Ингушетией в районе населенных пунктов Нижний и Верхний Алкун, Алхасты. Боевики не прекращали попыток минировать приграничную территорию, захвата заложников, прорыва границы в целях проникновения на территорию Ингушской Республики. На дагестано-чеченском участке обстановка была не намного лучше. Только за 1995 г. подразделения погранвойск, дислоцируемые на административной границе Чечни, 119 раз вступали в боевые столкновения с нарушителями. О напряженности обстановки на границе говорит динамика противоправных действий по отношению к пограничникам в первые месяцы военного конфликта. Если за декабрь 1994 г. было совершено одно подобное действие, то в январе 1995 г. их было уже 20, в том числе 13 обстрелов, 5 нападений, 2 случая минирования. Погибли три пограничника, трое были ранены.

Отдельные периоды противостояния были особенно напряженными. Например, только с 3 по 10 февраля 1995 г. было совершено 16 противоправных актов в отношении пограничников. О варварском характере действий дудаевских формирований свидетельствуют события в населенном пункте Ассиновская, где были зверски убиты три пограничника, а их трупы обезображены. Ряд подобных акций предпринимался в целях деморализации пограничных войск. Бандитские вылазки НВФ получали раз за разом все более решительный отпор.

Так, 19 мая 1995 г. в районе пос. Мужичи группа чеченских боевиков численностью более 30 человек совершила нападение на бронетранспортер пограничных войск. Завязался бой, который продолжался около двух часов. Слаженность экипажа, взаимовыручка, приобретенная уже в ходе выполнения служебно-боевых задач на административной границе, вынудили боевиков отступить.

18 июня 1995 г. нападению боевиков подвергся пограничный пост в селении Зиберхали. Соотношение сил было неравным, но пограничники, несмотря на это, остались верными своему воинскому долгу. Умело маневрируя, используя инженерные сооружения и естественные укрытия, они выдержали натиск боевиков. Руководство боевыми действиями умело осуществляли майор И. Пинчук, капитаны И. Бондаренко, В. Бухаров, А. Виноградов, младший лейтенант П. Иваненко, проявившие при этом высокие командирские качества. Геройски действовали в бою младшие сержанты А. Писличин, В. Антропов и другие воины. Акция по уничтожению пограничного поста и захвату оружия, боеприпасов и материальных средств не удалась. Но в этом бою погибли ефрейтор И. Асадуллин, рядовые В. Васильев, С. Красноглазов и С. Рябов. Одна из застав Железноводского погранотряда названа сегодня именем отважного пограничника И. Асадуллина.

У ст-цы Нестеровская в январе 1996 г. неизвестные убили сержанта С. Нензу. Через несколько дней из засады на окраине этой станицы из автоматического оружия практически в упор был обстрелян бронетранспортер, возвращавшийся с поста боевого охранения в расположение мотоманевренной группы. На борту машины находилось восемь человек. В результате бандитского нападения погибли начальник заставы капитан А. Прилуцкий, командир роты материального обеспечения Игнатовской школы сержантского состава старший лейтенант В. Носиков. Еще двое пограничников были тяжело ранены.

Боевые действия на границе требовали соответствующих мер от Главного штаба пограничных войск.

Командованию КОПО постоянно приходилось осуществлять маневры имеющимися силами и средствами в целях безусловного выполнения поставленных перед войсками округа задач, повышения безопасности на особо угрожаемых направлениях. В борьбе с чеченскими незаконными формированиями они использовали жесткую оборону, осуществляли активные засады и разведывательные поиски, наносили огневые удары по противнику в случаях осуществления попыток прорыва через административную границу на территорию сопредельных объектов Российской Федерации. В ходе выполнения служебно-боевых задач неуклонно совершенствовалось взаимодействие войск округа с другими войсками, участвующими в разоружении незаконных военизированных формирований и наведении конституционного порядка в Чеченской Республике, хотя многие проблемы взаимодействия погранвойск с другими войсками долгое время оставались нерешенными.

Чем дольше продолжался военный конфликт в Чечне, тем больше требовалось незаконным вооруженным формированиям оружия, боеприпасов, других материальных средств для ведения боевых действий с федеральными силами. Пополнить боевые запасы было возможно лишь за пределами чеченской административной границы. И чем острее ощущалась надобность в оружии, тем напряженнее становилась жизнь пограничников. Складывающаяся военная обстановка вынуждала действовать активно, вырабатывать новую тактику, непрерывно совершенствовать профессиональное мастерство.

Но, несмотря на полную самоотдачу пограничных частей и подразделений, участвующих в прекращении военного конфликта на территории Российской Федерации, результативность их служебно-боевой деятельности не могла быть достаточно эффективной. Это обусловливалось рядом причин, негативно влияющих на характер и результаты жизнедеятельности пограничных войск.

Одной из таких причин являлось отсутствие правовой базы применения войск во внутренних военных конфликтах. В ст. 30 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» говорится: «Пограничные войска охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, а также в пунктах пропуска через Государственную границу… Не допускается использование Пограничными войсками предоставленных им прав для решения задач, не возложенных на них федеральными законами». Служебно-боевая деятельность погранвойск на административной границе ни одним законодательным актом не предусматривается.

Отсутствие четко установленной границы между Чечней и другими субъектами Российской Федерации, режима пропуска граждан и различных грузов с территории Дагестана, Ингушетии в Чечню и обратно, а также отсутствие правовой базы использования пограничных войск во внутренних военных конфликтах ставили пограничников в весьма трудное положение.

Существенно затрудняла выполнение ими служебно-боевых задач прозрачность границ Азербайджана с Турцией и Ираном. Определенные политические силы, будучи заинтересованными в нагнетании напряженности на Кавказе, использовали открытую границу в неблаговидных целях. Например, до введения временных ограничений на пересечение государственной границы из Азербайджана в Россию выехали 16 тыс. человек, а возвратились только 14 тыс. Более 200 иностранных граждан дальнего зарубежья с паспортами СССР, выданными МИД Азербайджана, не получили разрешения на въезд, так как они имели характерные признаки наемников685
Правда, 1996, 15 окт.

Пресекались также попытки переправить из Азербайджана в Чечню большие партии оружия…

Негативное влияние на жизнедеятельность пограничных войск оказывало неприятие большинством населения, многими политическими партиями и движениями силовых методов разрешения чеченского кризиса. Совет Федерации накануне (8 декабря 1994 г.) принятия Президентом России Указа «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта» (9 декабря 1994 г.) принял постановление «О положении в Чеченской Республике», в котором осудил использование войск в разрешении конфликта. Исполнительной власти было предложено строго руководствоваться Конституцией и федеральными законами при выборе методов и средств для сохранения государственной целостности страны, прекратить вооруженное противостояние и «не допускать применения силы на территории Чеченской Республики до принятия в соответствии с Конституцией Российской Федерации компетентными органами иного решения»686
Война в Чечне: Кризис федеральной власти, с. 81.

Существенным фактором, влияющим на результативность выполнения пограничниками боевых задач в зоне чеченского конфликта, являлось слабое материально-техническое и финансовое обеспечение. По данным бывшего директора ФПС России генерала армии А.И. Николаева, выставление подразделений погранвойск на административной границе с Чечней осуществлялось за счет уже утвержденного бюджета Федеральной пограничной службы России. Никаких дополнительных ассигнований не производилось687
Моск. комсомолец, 1995, 30 мая.

В результате хронического недофинансирования долг КОПО поставщикам к сентябрю 1996 г. достиг почти 15 млрд руб. Помощь от местных организаций в этом же году превысила 9 млрд. руб. и явилась одним из источников финансирования жизнедеятельности пограничников. Но этих средств было явно недостаточно. Например, доставка из Забайкалья на Кавказ в одну сторону только одной мотоманевренной группы обходилась в 1 млрд руб. (по курсу 1996 г.), а в Чечне их насчитывалось более десяти688
Интервью А.И. Николаева …, с. 11.

Только на питание личного состава КОПО, как заявлял командующий войсками генерал-полковник В Л. Земцов, требовалось 460 млн. руб. в сутки. Свыше 30 частей и соединений округа были расквартированы по полевому варианту, в палатках689
Сельская жизнь, 1996, 24 сент.

Ни в какое сравнение не шло материально-техническое обеспечение незаконных чеченских военизированных формирований.

Но особенно негативное воздействие на характер и результаты служебно-боевой деятельности пограничников, участвующих в чеченском конфликте, оказывал криминальный аспект. Он проявился прежде всего в противозаконном накоплении оружия и боевой техники на территории Чечни – одного из субъектов Российской Федерации и в сосредоточении их в руках политической силы, проводящей активную деятельность по разрушению государственной целостности страны.

Криминальный аспект просматривался и в непрерывном пополнении средств ведения войны, материальных, экономических и финансовых ресурсов незаконными вооруженными формированиями в ходе боевых действий в Чечне. На наличие криминала в чеченском конфликте указывалось и на слушаниях в Госдуме по чеченскому вопросу. В ходе обсуждения отмечалось, что не столько из-за границы, сколько из России «поставляются БТР-90, грузовики с оружием и боеприпасами для боевиков. Плати деньги – и оружие будет»690
Новая газ., 1996, 7-13 окт., с. 8.

Небезосновательны и многочисленные указания, что наиболее экстремистски настроенные элементы находили моральную и финансовую поддержку со стороны некоторых московских правительственных чиновников и олигархов.

Криминалом являлось и то, что сотни миллиардов рублей, выделенных на восстановление разрушенного хозяйства Чечни, не использовались по назначению, уходили из бюджета бесследно. «Мы можем с большой долей ответственности говорить о том, что для выполнения задач, для ведения боевых действий никто ни в Чечне, ни в Чечню не пробирается горными тропами, – заявлял директор ФПС России генерал армии А.И. Николаев. – Боевики – живые и раненые – вполне комфортабельно передвигаются с соответствующими законным образом оформленными документами. И решить эту проблему невозможно только с помощью проведения определенных мероприятий на государственной границе»691
Лит. газ., 1996, 4 сент.

Всему этому пограничники противопоставляли достаточно эффективную систему управления войсками во всех видах их боевой деятельности и формах жизнедеятельности, непрерывное и на максимальном уровне возможностей ФПС России обеспечение служебно– боевой деятельности войск КОПО, организацию взаимодействия и взаимопомощи соединений и частей округа, верность личного состава воинскому долгу, высочайшую ответственность за судьбу общества и государства.

Высокие морально-боевые качества воинов границы были и остаются важнейшим фактором боеготовности погранвойск. Но опыт их участия в чеченском конфликте показал, что способность к действиям в экстремальной ситуации не дается от рождения, а формируется целенаправленной кропотливой работой командиров, воспитателей, организацией повседневной жизни.

Группировка пограничных войск на указанных направлениях выполняла поставленные задачи до конца ноября – начала декабря 1996 г., после чего было принято решение о передаче участков, прикрываемых пограничниками на административной границе с Чечней, под контроль МВД692
Граница России, 1997, № 1.

Подписание 22 августа 1996 г. так называемых Хасавюртовских соглашений о неотложных мерах по прекращению огня и боевых действий в Грозном и на территории Чеченской Республики положило начало прекращению боевых действий и выводу федеральных войск в районы прежней или новой дислокации, но до нормализации отношений центра с ЧР было еще далеко. Каждая из воевавших сторон заявляла о собственной победе. Однако выигрыш чеченской стороны был более очевиден, поэтому от руководства Российской Федерации требовались воля и безграничное терпение для полной и окончательной нормализации положения в Чечне и во всем Северо-Кавказском регионе.

Руководители ЧР, не говоря уже о полевых командирах, как часто называют лидеров вооруженных группировок, не скрывали своей цели на отделение от России. Один из наиболее авторитетных среди них Ваха Арсанов заявил: «Пусть все, кому не нравится Ичкерия, уезжают в свою Россию. Я их в упор не вижу и знать не хочу»693
Моск. новости, 1996, 10 сент.

Не только заявления, но и конкретные действия сепаратистов подчеркивали их пренебрежительное отношение к Хасавюртовским соглашениям. Силовые структуры Российской Федерации были выведены из мятежной республики, а разоружение боевиков не проводилось, пленные не выдавались. Активно претворялась в жизнь идея создания так называемого вайнахского государства, предусматривающая включение в состав Чечни Ингушетии, части Дагестана с выходом к Каспийскому морю и отторжение части Ставропольского края.

Руководство России находилось если не в полной растерянности, то в ожидании некоего саморазрешения проблемы. Взрывы в Армавире, Пятигорске, Каспийске, сотни похищенных российских и иностранных граждан, укрепление отрядов боевиков на территории Чечни, нападения на милицейские блокпосты и воинские части и многое другое свидетельствовало о целеустремленности чеченской стороны в достижении своих целей и пассивности официальной власти Российской Федерации в решении проблемы Чечни и Северного Кавказа в целом.

В этих условиях на многих участках КОПО служба была организована по усиленному режиму. Резко ухудшилась криминальная обстановка. В пять раз возросло количество нарушений территориальных вод иностранными судами. Наиболее серьезная ситуация сложилась на российско-азербайджанском участке границы, где за 1996 г. произошло более половины от общего количества задержаний контрабандистов. Только браконьерская добыча осетровой икры, по прогнозам, достигла 200 т в год. Убытки преступных кланов от акций пограничников по задержанию спирта на российско-грузинской границе оцениваются в 4 трл. неденоминированных рублей. Однако противостояние на пропускном пункте «Верхний Ларс» закончилось далеко не в пользу ФПС России. По одной из версий именно в отмщение за честную и принципиальную службу был взорван дом, в котором проживали пограничники Каспийского пограничного отряда. Жертвами стали 54 человека. В 1997 г. были взяты в заложники 10 российских пограничников. В июне 1998 г. подверглись обстрелу отдельная авиационная эскадрилья КОПО и гражданский транспорт в 200 м южнее пропускного пункта «Верхний Ларс».

Воевал, но не там, где надо

Многие наши сограждане недобрым словом поминают пресловутое несовершенство действующего законодательства. Потому что это несовершенство очень больно бьет по тощим кошелькам и уносит последнее здоровье у скромных тружеников.
Ну а нескромным и не труженикам то же самое несовершенство закона прибавляет и денег, и званий, и льгот. Незаслуженных, естественно.

И длится это безобразие не один десяток лет. Возьмем, к примеру, афганскую войну. Кто-то подставлял голову под пули и погибал, а кто-то «за речку» прилетал на минуту, чтобы отметить командировочные и получить звание ветерана боевых действий.
К сожалению, эту законодательную лазейку никто до сих пор не убрал. И сейчас не надо воевать, чтобы стать ветераном боевых действий. Достаточно на минутку залететь в Чечню, и, не вылезая из вертолета, отметить командировку.
В то же время тысячи военных, реально выполнявших боевую задачу в условиях вооруженного конфликта, даже в судах не могут найти правду и доказать, что они являются ветеранами боевых действий.
Не смог найти эту правду и пограничник подполковник запаса Валерий Акимов. Когда во время первой чеченской кампании пограничные войска перекрыли административную чечено-дагестанскую границу, он был там, где боевики обстреливали погранзаставы, убивали и брали в плен пограничников.
Самой мощной тогда была атака 150 боевиков на погранзаставу «Зиберхали» в Ботлихском районе Дагестана. Бой длился до глубокой ночи. Пулеметчика ефрейтора Ильяса Асадуллина, который первым вступил в единоборство с противником, посмертно наградили орденом Мужества.
Всего же на административной границе погибло около 40 пограничников. В реальных боевых условиях. Именно поэтому для военных выслуга шла день за три, выплачивался двойной оклад. Что делается только в зонах боевых действий.
Именно поэтому подполковник Валерий Акимов был уверен, что является участником боевых действий. С тем в 1998 году и уволился.
А года два назад узнал о федеральном законе, который относил к ветеранам боевых действий тех, кто выполнял задание в условиях вооруженного конфликта на территории Чечни и прилегающих территориях. В ФЗ «О ветеранах» четко прописано: «и прилегающих территориях».
- Обратился я в пенсионный отдел УФСБ по Ставропольскому краю, - вспоминает он.- И мне сказали: «Да, у вас в послужном списке есть период, где Вы выполняли задание в условиях вооруженного конфликта. Приносите подтверждающие документы и получайте удостоверение ветерана боевых действий».
Однако в следующее посещение, со всеми подтверждающими справками, его огорошили. Якобы теперь удостоверение участника боевых действий выдается исключительно тем, кто был на территории Чечни.
А тем, кто воевал рядышком, перекрывая тропы боевикам... - ну нет, хоть тысячи боев было. Мол, боевые действия-то велись и рядом с Чечней, но чиновники нигде письменно не утвердили эти самые зоны...
Этот возмутительный ответ и вынудил Валерия Акимова обратиться в суд. А там, к величайшему удивлению подполковника запаса, ему отказали.
Он подумал, что это какое-то недоразумение, ведь судья не запросил и не рассмотрел некоторые важные документы. Например, приказы главкома погранвойск о перечне воинских частей, привлекавшихся для выполнения задач в вооруженных конфликтах.
Но и Ставропольский краевой суд не признал офицера запаса ветераном боевых действий. Зато признал (правда, без протокола) участником боевых действий.
Вот как, по словам Валерия Акимова, это было:
- Я их спросил: «Только в зоне боевых действий дается день за три, двойные оклады, тройные командировочные. Соответственно, я являюсь участником боевых действий?».
«Ну, согласно справке, да, вы являетесь».
«Ну коли являюсь, то я - ветеран боевых действий?»
На это судьи ничего не ответили. И приняли решение отказать офицеру запаса - мол, процессуальных нарушений суда первой инстанции не видно.
Очень странное резюме! Понятно, что судьи у нас руководствуются так называемым внутренним убеждением. Но оно должно основываться исключительно на законе. Который прямо обязывает рассматривать все доказательства. А суд не стал запрашивать перечень воинских частей, привлекавшихся к выполнению боевых задач. И основывался на постановлении правительства, которое как бы «забыло» не только включить в зону вооруженного конфликта прилегающие к Чечне территории, но и «разжевать», какие именно.
На этом же основании отказывается не только пограничникам, но и другим служивым. В этом лично убедился председатель фонда «Защита» Сергей Вяткин:
- Мы предоставляем все документы, необходимые суду для того, чтобы признать человека ветераном боевых действий. Но суд не признает! Причем по существу - никакой мотивации!
Да уж! Немотивированностью обычно грешат только в двух случаях: либо человек откровенно глуп, либо он специально лукавит, скрывая тайный умысел.
Надеюсь, глупцов среди судей нет. Тогда всплывает древний как мир вопрос: «Кому это выгодно? Кому выгодно не давать льготы бойцам, которые ежесекундно рисковали жизнями?»
На это у Сергея Вяткина очень жесткий ответ:
- Все носит политический характер. И речь не идет о том, чтобы признать - не признать. Речь о том, чтобы не признать как можно больше. Я все чаще сталкиваюсь с тем, что стену белого цвета мне называют черной. Без всяких доказательств...
Жутко это, господа! Но ведь должен же быть какой-то глубинный смысл такой абракадабры?
- Скорее всего, смысл достаточно глубокий, - считает Сергей Геннадьевич, - отсечь как можно больше людей от предоставления социальных гарантий. Тогда государство будет расходовать меньше средств....
Опять-таки непонятна логика. Вот конкретный случай: женщина-прапорщик одной ножкой ступила на чеченскую землю, подарила книжку от имени женсовета и тут же получила удостоверение ветерана боевых действий. Ну, в каких таких боевых действиях она принимала участие?
То есть государство отрицает одних, отсекая от льгот, как бы экономя на этой категории, и тут же делает ветеранами-льготниками тех, кто нигде не воевал.
- Я таких фактов знаю сотни, - признается Сергей Вяткин.- Не десятки, а сотни. Человек долетал только до аэродрома, ставил отметку и сразу улетал назад. Но он признан участником боевых действий...
Однако, не пора ли навсегда покончить с такой несправедливостью? Ведь теоретически все очень просто: необходимо такое же постановление, как при выплате так называемых «боевых» - не давать их пребывающим в командировке, но реально не выполняющим боевую задачу.
И наоборот, признать ветеранами боевых действий тех, кто рисковал жизнями не в Чечне, а во всех боестолкновениях - будь то Буденновск или Дагестан.
Получается абсурд: гоняли-гоняли наши военные банду Гелаева по дагестанским горам, в лютый холод, под пулями боевиков, но никто не признан ветераном боевых действий.
А ведь именно этим преданным солдатам Отечества, изрядно подпортившим здоровье, остро необходимы льготы.
Им, а не той прапорщице или генералу, которые опасности не видели, зато имеют документ, что были в Чечне.
Надеюсь, что наше правительство наконец-то обратит внимание на эту серьезную проблему. Иначе не останется желающих рисковать в опасных для Родины ситуациях.

Начало августа 1999 года. Вооруженная группировка во главе с Шамилем Басаевым и его подельником иорданским религиозным фанатиком Эмиром Хаттабом вторглась в Дагестан и захватила часть высокогорной территории, граничащей с Чечней. Оккупация более десятка сел в Ботлихском и Цумадинском районах означала переход религиозных экстремистов от партизанских вылазок к масштабным боевым операциям против России.
Вторжение застало власти врасплох. А ведь информация о намерениях террористов поступила от спецслужб своевременно. К тому же до этого отряд Амира Багавдина пытался захватить селения Агвали и Гидталь в Цумадинском районе.
Когда гром грянул, вспомнили, что 80-километровый участок административной границы с Чечней в Ботлихском районе Дагестана в первую чеченскую военную кампанию и позднее охранялся Железноводским погранотрядом. Перекрыть высокогорье трудно, но тогда "зеленые фуражки" ходу боевикам не давали. Однако ботлихские события показали, что хорошо вооруженные и обученные формирования экстремистов не сдержать просто милицейским патрулированием или оперативно-войсковым контролем на границе...

Со времен походов Святослава (965-968 годы) Россия получила южную рубежную полосу, простиравшуюся от среднего Поволжья по Каспию, Северному Кавказу, Причерноморью до балканских земель Византии. После русско-турецкой войны 1768-1774 годов Россия разбила на Северном Кавказе правителей прокрымской ориентации, что заставило принять подданство Белого царя кабардинцев, осетин, ингушей, чеченцев, некоторые народы Дагестана. Однако, учитывая политическую ненадежность в значительной мере остававшихся автономными новых подданных, пришлось на всякий случай отгородиться от них укрепленными линиями. Именно они и являлись в тот период фактическими границами Российской империи на Кавказе - границами в собственном смысле, внутри которых уже никаких автономных образований быть не может (так, в начале 1870-х годов упразднили Калмыцкое ханство и управлять Калмыкией стали чиновники Астраханской губернии).
К концу XVIII века пограничные линии образовали единую систему от Черного до Каспийского моря. В основном они проходили по правобережью Кубани и левобережью Терека. Их пересечение горцами строго регламентировалось.
После присоединения Грузии русское влияние охватило все Закавказье. Здесь появились русские гарнизоны, таможенно-пограничная стража. При этом Северный Кавказ до середины XIX века продолжал представлять собой своеобразный полуавтономный анклав, окруженный кордонными линиями. Реально присоединить его к империи удалось только добившись от Персии (1828) и Турции (1829) безоговорочного признания суверенитета России над всем Кавказом.
В Чечне, горном Дагестане и на Северо-Западном Кавказе сопротивление горских народов было массовым и упорным. Горцы не желали подчиняться жесткому управлению русской администрации и расставаться со своим традиционным "промыслом" - набегами на соседние области. Сказывалось и влияние радикальных течений ислама, провозгласивших своей целью создание на Северном Кавказе исламского государства и войну против "неверных". Чечня и Дагестан покорились после пленения имама Шамиля (1859). К 1864 году горный Кавказ окончательно вошел в состав Российской империи.
В XIX веке вместо существовавших в Кавказском регионе подвижных границ начали появляться постоянные, закрепленные межгосударственными договорами. Это вызвало необходимость надежного войскового прикрытия и таможенного надзора. К середине 1850-х годов таможенная (пограничная) стража, бывшая в ведении министерства финансов, обосновалась в восстановленных и вновь возведенных вдоль Кавказской линии крепостях и в населенных пунктах. Однако еще долго система оборонительных сооружений и очертание границ видоизменялись - в зависимости от политической ситуации, результатов военных действий и усилий дипломатов.
Офицеры и солдаты на Кавказе постоянно находились в обстановке боевой или максимально приближенной к боевой. Погранстраже империи задача так и ставилась: "Быть гвардией отечества и в мирное, и в военное время". Служба в таможенно-пограничной страже требовала особой подготовки - гораздо более серьезной, чем в пехотных полках, что предполагало ее военизацию. 15 (27) октября 1893 года вышел указ Александра III об образовании внутри департамента таможенных сборов Отдельного корпуса пограничной стражи (ОКПС), который оставили в ведении министерства финансов.
До конца XIX века границы охраняли также иррегулярные казачьи формирования. Особенно нелегко приходилось казакам опять же на Северном Кавказе. С начала создания Кавказской укрепленной линии там стояли казачьи кордоны, пикеты (позже - сторожевые заставы). Кубанское, Терское, Черноморское казачество жило в постоянном ожидании набегов горцев и в готовности их отразить. Иной раз между стычками не успевали расседлать коней. Случалось поднимать на подмогу даже стариков и подростков.

Пограничная охрана СССР на Северном Кавказе начала создаваться после окончания гражданской войны. На территории Дагестана в составе Отдельного корпуса войск ГПУ была образована Каспийская флотилия. Борьбу с контрабандой в портах Каспия и Черноморья возложили на КПП (контрольно-пропускные пункты). В начале 1933 года в Грозном разместили пограничный авиационный отряд.
В конце июня - первой половине июля 1941 года командование войск НКВД приступило к формированию из состава пограничных и внутренних войск 15 фронтовых стрелковых дивизий. Из Грузинского, Армянского, Азербайджанского, Казахского, Среднеазиатского, Туркменского пограничных округов было направлено на фронт 3000 офицеров и генералов, 10 тысяч сержантов и солдат. В мае-июне 1942 года в связи с приближением фронта к Северному Кавказу численность войск закавказских погранокругов значительно увеличилась. Позже пограничные части привлекались для обороны или прикрытия отдельных районов и перевалов.
После ввода советских войск в Иран на южной границе в пределах Кавказа стало поспокойнее, однако здесь продолжали действовать бандформирования, диверсионно-разведывательные группы, контрабандисты. Только в 1942 году на участках Туркменского и Азербайджанского пограничных округов было 80 попыток прорыва. Пограничники уничтожили 26, ранили 8, задержали 65 бандитов и 272 контрабандиста. Для ликвидации диверсионно-разведывательных групп создавались оперативно-поисковые отряды. В ноябре 1942 года штаб Грузинского пограничного округа получил информацию, что на батумском направлении готовятся перейти границу 11 человек во главе с турецким разведчиком Кос-Огл-Хусейном, получившие специальную подготовку в немецкой разведшколе. Цель - разведать оборону перевалов Главного Кавказского хребта, активизировать диверсионные действия в Закавказье и на Северном Кавказе. Отследив их переход, оперативно-войсковая группа под командованием начальника штаба Батумского погранотряда полковника И.Демшина искусным маневром, без единого выстрела, захватила диверсантов... И подобных случаев было множество.
Итак, в период Великой Отечественной войны служебно-боевой опыт пограничников позволил сформировать уникальный род войск - пограничные войска. Этот опыт пригодился и в "постперестроечное" время, когда в Закавказье развернулся "парад суверенитетов".

Началось с вооруженного конфликта между армянским и азербайджанским населением Нагорного Карабаха и с войны в Абхазии: резко активизировались криминальные структуры, появились бандформирования, нападавшие на пограничные заставы, комендатуры, отряды. 2 февраля 1992 года Указом Президента Российской Федерации войска Закавказского пограничного округа были переведены под юрисдикцию России. Однако из Закавказья пограничников вытолкнули. Уходили в спешке, оставив там огромную инфраструктуру. Сформированный в 1993 году на базе Закавказского Кавказский пограничный округ не случайно получил название "особого". Почти все заставы отстраивались с нуля. Жили в палатках и землянках. И тем не менее продолжали исполнять свой долг. Только на дагестанском участке российско-азербайджанской границы в 1992 - 1993 годах удалось задержать около 60 нарушителей и контрабанды на сумму 20 миллионов рублей (в тогдашних ценах). В конце января 1994 года было изъято контрабанды уже на сумму около 4 миллиардов рублей.
На первых порах соединения и части округа с центром управления в Ставрополе охраняли два рубежа: внешний - бывшую советскую границу с Турцией и Ираном и внутренний - новую государственную границу России с Грузией и Азербайджаном в пределах Краснодарского, Ставропольского краев и республик Северного Кавказа. К марту 1996 года было развернуто 6 пограничных отрядов, созданы войсковые группы в Грузии, Армении, оперативно-войсковые отделы в Батуми, Сухуми, Краснодаре, Махачкале.
Сегодня Северо-Кавказское региональное управление ФПС России (так переименован округ летом 1998 года) - самое большое по численности. Если, скажем, границу с Финляндией охраняют две с половиной тысячи человек, то на Северном Кавказе - вдвое больше. В состав Управления входят 12 отрядов, Каспийская, Новороссийская бригады и Темрюкский дивизион пограничных сторожевых кораблей, ряд ОКПП, авиаподразделения. Протяженность охраняемых Северо-Кавказским Управлением сухопутных и морских границ уступает лишь протяженности арктической границы. Ставрополь стал столицей трех морей, акватории которых являются зоной ответственности СКРУ. На суше эта зона охватывает 10 субъектов Российской Федерации, в их числе такие "горячие", как Дагестан, Северная Осетия, Ингушетия, Чечня.
Становление Ахтынского, Каспийского, Дербентского, Хунзахского погранотрядов в Дагестане проходило непросто. Граница разделила народности, веками жившие бок о бок. Введение пограничного режима существенно ущемляло интересы разгулявшихся было воротил каспийского икорно-осетрового бизнеса, торговцев наркотиками и оружием. До сих пор не забыты уроки "спиртовой войны" в Северной Осетии, когда пограничники оказали достойный отпор авторитетам теневого водочного бизнеса. Чудовищным актом возмездия преступных группировок стал взрыв 16 ноября 1996 года жилого дома Каспийского погранотряда, унесший жизни почти семидесяти человек.
Все это происходило на фоне тяжелейшего социально-экономического положения республики, где постоянной работы лишено около 20 процентов трудоспособного населения. Безработица же - питательная среда для всяческого криминалитета. На первом этапе "зеленым фуражкам" помогали власти региона, местные администрации; их деятельность поддержало Духовное управление мусульман Дагестана. Однако общий язык с жителями пограничники находили не всегда. Положение резко изменилось после вторжения в республику вооруженных экстремистов из Чечни.

Волны бандитских набегов на Дагестан и Ингушетию пограничники сдерживали с 1994 года, когда решением Совета безопасности РФ от 17 декабря ФПС во взаимодействии с подразделениями МВД было поручено перекрыть административную границу с Чечней, чтобы не допустить проникновения оттуда вооруженных групп, а туда - доставки оружия и боеприпасов.
Столкновений было не избежать. Начались обстрелы постов и застав. 13 января 1995 года боевики зверски убили трех военнослужащих Назранского погранотряда, 25 августа 1995 года захватили четырех офицеров Железноводского погранотряда... И хотя ФПС не участвовала в боевых действиях федеральных сил в Чечне, приходилось постоянно вступать в боестолкновения, предотвращать диверсии.
Пожар войны в Чечне стих. Однако затишья в Дагестане не дождались. Продолжались обстрелы погранпостов, попытки провоза оружия, боеприпасов, наркотиков, похищения людей. Крепли ваххабитские группировки, все чаще проверяя пограничников "на прочность". Тем пришлось держать круговую оборону. Ситуация беспрецедентная: стражи границы оказались в окружении. Гарнизоны обнесли "колючкой", подняли пулеметы на крыши, пункты постоянной дислокации взяли в кольцо окопов. Военные городки стали напоминать осажденные крепости. Но границу, находясь в крепости, не защитишь. И наряды продолжали выходить в рейды, вызывая озлобление криминальных структур, тесно связанных с исламскими радикалами. Весной 1998 года ожесточение достигло апогея. Одна за другой последовали три крупных диверсии: обстрелы колонны Хунзахского погранотряда, вертолетной части неподалеку от Каспийска и учебного центра в населенном пункте Белиджи. Экстремисты стремились вызвать ответные силовые меры, которые повлекли бы жертвы среди мирного населения и дали бы повод призвать горские народы Северного Кавказа к "священной войне против неверных"...

С началом широкомасштабных боевых действий в Дагестане пограничники не остались в стороне. В сентябре 1999 года перед ФПС в русле проведения общефедеральной контртеррористической операции были поставлены задачи: прикрытие участков административной границы Чечни и российско-грузинской границы в пределах Чеченской республики, а также ужесточение приграничных режимных мероприятий. К октябрю 1999 года подразделения СКРУ ФПС России взяли под усиленную охрану два участка административной границы с Чечней: в Цумадинском районе Дагестана и в Джейрахском районе Ингушетии. Были оборудованы заставы, погранпосты, налажено взаимодействие с группировками Минобороны и МВД. С местными жителями (теперь-то) установилось полное взаимопонимание. Горцы помогали в обустройстве быта, снабжении продовольствием, в строительстве оборонительных сооружений.
Одновременно усиливалась охрана государственной границы с Азербайджаном и Грузией: выставлялись дополнительные заставы и посты на вероятных направлениях передвижений боевиков, перекрывались маршруты снабжения чеченских сепаратистов из-за рубежа, совместно с органами ФСБ и МВД России начали проводиться спецмероприятия по выявлению скрывающихся террористов и их пособников. С сентября по октябрь 1999 года по специальной методике было опрошено около 200 тысяч человек, при этом выявлено и передано органам внутренних дел 34 лица, подозреваемых в причастности к террористическим организациям и около 400 человек, находившихся в розыске.
Одновременно руководство ФПС России разрабатывало секретный план операции "Аргун", предусматривавший взятие под контроль совсем уж было "приватизированного" бандитами высокогорного участка государственной границы России с Грузией. Всего за трое суток - с 20 по 22 декабря 1999 года - группировка федеральных войск и пограничников, усиленная артиллерией, перекрыла магистраль Итум-Кале - Шатили, отрезав пути отхода бандформирований в Грузию. Операция "Аргун", разработанная генералами Николаем Резниченко, Владимиром Макаровым и другими, - уникальна. Достаточно сказать, что отвоеванный участок границы проходит в основном по ледникам на высоте около 3 тысяч метров над уровнем моря. Высаживаться с вертолетов пришлось в самом логове боевиков. Исключительная слаженность и умелость действий позволили избежать потерь...

Сегодня на чеченском участке под контроль взяты основные перевалы Главного Кавказского хребта. Здесь быстро создается и развивается пограничная инфраструктура: выставлено свыше 20 пограничных гарнизонов формируемого из резерва директора ФПС Итум-Калинского пограничного отряда. Строится комендатура отряда "Мешихи", оборудовано около десятка сводных боевых отрядов (лагерей). Один из них, в Тусхорое, уже имеет вертолетную площадку, хлебозавод, медпункт, баню. Личный состав, планово прибывающий из региональных управлений ФПС, - в основном контрактники. У многих за плечами не одна "горячая точка". Все проходят специальную подготовку к действиям в горах, а перед отправкой в Аргунское ущелье - учебно-тренировочный курс в одном из адаптационных центров.
Сначала боевики постоянно тревожили пограничников обстрелами. Подтянули в горы артиллерию - притихли и сменили тактику: днем отсиживаются в пещерах, ночью минируют тропы, рвут полевую связь, ведут сбор разведданных. В марте несколько групп численностью от 10 до 50 человек пытались с боем прорваться в Грузию в районе застав "Нижние Джари", "Аргун", у развалин Оми-Чу. В апреле повторили попытку. В ожесточенных столкновениях шестеро пограничников погибли.
Недобитый зверь по-прежнему опасен. Бандиты затаились до времени. Спасибо разведчикам, своевременно выявляющим их норы. Недавно на берегу реки Кериго у границы с Грузией разведгруппа обнаружила базу: пулемет ДШК с 3 коробками патронов, охотничьи ружья, заправленный "под завязку" ГАЗ-53. В другом месте нашли табун из 20 лошадей, пулемет, бензовоз. То и дело разведка натыкается на блиндажи, схороны с оружием и боеприпасами. Теперь горы покрылись "зеленкой", боевики с равнины стремятся в лесистую местность на участке Итумкалинского отряда: того и жди, что опять попрут через границу группами и поодиночке, тем более что остаются еще высокогорные участки, которые сложно прикрыть. Впрочем, их все меньше. Под контроль берутся самые неприметные, укромные тропы. Пристреляны сопки, примыкающие к ущелью, отработано взаимодействие между заставами. Постоянно ведутся засадные и разведывательно-боевые действия в полосе между границей с Грузией и Аргунским ущельем, минируются особо опасные направления. Налажены контакты с грузинскими пограничниками.
И опять - "кавказская специфика"! В том же Таджикистане в период активных боевых действий за спиною "зеленых фуражек" был какой-никакой, а все-таки тыл. Здесь же - сплошная передовая и постоянное ожидание удара в спину. Впрочем, наши пограничники еще во времена Великой Отечественной научились воевать в окружении...
Вероятность, что рубеж Аргунского ущелья и дальше будет подвергаться нападениям, высока. По словам директора ФПС России Константина Тоцкого, главная задача - как можно скорее создать надежный заслон боевикам на всем протяжении чеченского участка государственной границы России и поставить их в такие условия, чтобы они перестали чувствовать себя в горах как дома.

В рассказах о защитниках России мы несправедливо обошли вниманием тех, кто стоит на переднем крае обороны нашей страны — пограничников. Наш корреспондент Григорий Миленин предложил исправить эту оплошность, за что был сослан редакцией на Кавказ, где пообщался с пограничниками заставы «Хангихой». О нелегкой службе на участке российско-грузинской границы в Чечне, зубастых овчарках и хитрой технике пограничников читайте в материале «Защищать Россию».

Всепогодный режим

Участок государственной границы России с Грузией, проходящий по территории Чеченской республики, считается одним из самых сложных. Здесь нет пограничных столбов, забора и контрольно-следовой полосы. Зато есть резко пересеченная местность, крутые перевалы, трудные маршруты и суровый высокогорный климат с непредсказуемой погодой. На заставе «Хангихой» все три дня моей командировки стоял густой непроглядный туман. В отличие от равнинного, он не висел над землей, а заволакивал базу пограничников белыми клубящимися волнами. И почти все время из этой воздушной ваты шел мелкий холодный дождь.

Как рассказал начальник заставы, или как ее официально называют, пограничного отделения, капитан Александр Теличко, смена погоды заставляет несколько раз в сутки перекраивать схему охраны границы: «Может быть так, что я вчера планировал отправить дозор на ту или иную вершину, а сегодня в этом смысла нет — с нее ничего не видно. Приходится менять маршрут на другое направление. Но в любом случае, идет ли дождь, снег или опускается туман, участок будут патрулировать пограничники».

Основные виды пограничных нарядов, которые применяются на высокогорных заставах, — пограничные дозоры, часовые на участке границы и посты технического наблюдения. Круглые сутки дозорные группы перемещаются по приграничным тропам в поисках потенциального нарушителя. Каждая группа, кроме штатного вооружения ( и ), получает специальную экипировку — переносные приборы ночного видения и тепловизоры, а также наручники и веревки, если потребуется связать нарушителя.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Часовые ведут охрану границы на определенном участке. Если на равнине его протяженность достигает полукилометра, то в горах он короче в несколько раз. Как правило, двое пограничников, замаскировавшись на местности (где теоретически могут пойти нарушители), просматривают и прослушивают определенный сектор. Периодически часовые переходят с места на место, занимают другие позиции.

Орлиный глаз

Посты технического наблюдения имеют свою специфику. Они расположены на горных вершинах и с помощью дальнобойных стационарных приборов перекрывают местность. Эти посты автономные, на каждом имеются мотогенераторы, снабжающие технику электричеством. Также там есть запас топлива, воды и продовольствия, с которым пограничники в определенных случаях могут нести дежурство по нескольку суток.

Связь с заставой наблюдатели держат по проводному телефону, но есть и УКВ-радиостанции. Общение по ним идет по всем правилам радиомаскировки, так что можно сломать мозг, пытаясь уловить смысл в наименовании позывных.

Я, кстати, в радиоэфире получил обозначение «Фломастер».

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Помимо приборов наблюдения, пограничники используют сигнализацию — по территории пограничного участка разбросаны датчики, которые фиксируют любое движение и посылают сигнал на пульт дежурного. В каждом таком приборе встроен анализатор, который распознает, кто или что движется через границу — автотранспорт, человек или животное.

К счастью, сегодня в эти технические ловушки попадают только горные медведи и яки.

Но при всех своих возможностях спецтехника остается лишь вспомогательным инструментом в службе пограничников. С ее помощью можно облегчить труд военнослужащих, где-то снизить нагрузку на человека и более эффективно расставить личный состав, чтобы как в советское время не «толкаться локтями» на границе. «А как стоял на границе человек с ружьем и биноклем, так и будет стоять», — отрезал командир «Хангихоя».

Школа следопытов

Сегодня в российских пограничных войсках служат исключительно офицеры и контрактники. И несмотря на то, что все они — люди с определенным опытом военной службы, регулярно занимаются боевой и специальной подготовкой. На заставах она довольно необычная: наряду с регулярными стрельбами, в том числе из группового оружия (крупнокалиберные пулеметы «Корд» и автоматические гранатометы АГС-17 «Пламя») пограничники на заставе изучают аппаратуру наблюдения, радиосвязь и тренируются распознавать следы на грунте.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Каждый военнослужащий перед заступлением в наряд по охране границы обязан сдать зачет по следопытству — на пяти дорожках необходимо определить, как шел человек — нормально или пятился задом, нес ли он на себе кого-то, был ли он один или несколько нарушителей шли след в след.

Свой «зачет следопыта» регулярно сдают и кинологи со служебно-розыскными собаками — кто-то из пограничников отправляется на участок границы (причем в защитном костюме дрессировщика), а по его следу пускают овчарку. Когда «нарушитель» обнаружен, ему предлагают сдаться, на что он по условиям тренировки не соглашается и пытается сбежать. Теперь, на смену острому нюху, в ход идут острые зубы пограничной собаки.

Корреспондент «ЗР», уже имеющий опыт работы со служебными собаками, на себе испытал хватку одной из лучших овчарок на «Хангихое».

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Облачившись в ватный тулуп с капюшоном, я предпринял попытку к бегству. Вожатый крикнул: «Стой! Применяю собаку!» и спустил с поводка молодую овчарку по кличке Канте. На бегу я ждал привычного укуса за рукав, но коварная собака, с разбега ударив меня передними лапами в спину, намертво вцепилась в подмышку. Накануне ее вожатый рассказывал, что Канте — породистая немецкая овчарка, завоевавшая много наград на выставках, но по тому, как больно она кусается, подумалось, что кто-то из ее предков согрешил-таки с бультерьером.

Командирские шахматы

Если каждый пограничник, при всей своей универсальности, на заставе знает свои конкретные задачи по охране границы, то командир должен знать про свой участок все. Никто лучше командира на заставе не знает, как лучше расставить наряды и технику. Безусловно, он организует службу в соответствии с приказами и боевым уставом, но как он это сделает — зависит от его инициативы, знаний и творчества.

Вообще его служба в чем-то схожа с игрой в шахматы, с той разницей, что пограничник должен предугадать действия нарушителя на все ходы вперед.

Для этого приходится больше других работать не только головой, но и ногами.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Рассказывает капитан Теличко:

— Прежде чем планировать расстановку нарядов приходится проходить все возможные маршруты движения. Местность меняется, где-то осыпаются тропы, где-то хребты становятся непроходимыми из-за обвалов. А где-то появляются новые проходы. Для этого периодически проводится рекогносцировка местности. Есть такое понятие — местность выводит человека, то есть какими бы обходными путями не шел нарушитель, он всегда выйдет на то место, где его уже будут ждать.

— Наверняка можно где-то незаметно прокрасться?

— Незаметно нельзя. Если даже нарушитель пойдет более сложным маршрутом и обойдет один наряд, то обязательно наткнется на другой. Или сигнализаторы раньше сработают. Они у нас тоже на одном месте не лежат, схема расстановки техники меняется по нескольку раз в год.

Боевые традиции

В пограничной службе существует много разных традиций и ритуалов. Один из них мы наблюдали вечером, на построении боевого расчета. Застава «Хангихой» носит имя майора Сергея Попова, погибшего в 2002 году при отражении атаки бандгруппы, прорывавшейся с территории Грузии. Вот так командир или его заместитель проводят назначения.

— Отделение, становись! Равняйсь! Смирно! На охрану государственной границы на очередные сутки назначается майор Попов!

— Майор Попов пал смертью храбрых при защите рубежей нашей Родины! — отвечает из строя кто-нибудь из офицеров.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Также у пограничников есть ритуал, имеющий юридическую силу — приказ на охрану государственной границы. Когда командир в присутствии дежурного по заставе доводит до каждого наряда его задачи на сутки и убеждается в том, что все они готовы к несению службы, он произносит перед строем: «Приказываю выступить на охрану государственной границы»! С этого момента начинается боевое дежурство.

Если говорить о пограничных традициях, то одной из них является так называемый совет старших пограничных нарядов.

Он состоит из наиболее опытных пограничников заставы. Командир проводит с ними собрания под протокол, где выясняет недостатки при несении службы их подчиненными и слушает мнения членов совета по организации охраны границы и действиям в различной обстановке.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Перспективы пограничной службы

Как рассказали корреспонденту «ЗР» в Пограничном управлении ФСБ России по Чеченской республике, систему охраны госграницы в этом регионе ждет дальнейшая техническая модернизация. Сегодня действует общегосударственная программа развития погранслужбы. Она предусматривает поставки приборов ночного видения и тепловизоров нового поколения, использование в охране границы беспилотников и развитие средств сигнализации. Новые образцы приходят уже сегодня, но, как заметил собеседник «ЗР», хотелось бы ускорить их поступление.









error: Контент защищен !!