Бельтайн. Майское дерево

Каждый год в конце мая в Выборге проходит фестиваль фольк/этно музыки и средневековой культуры «Майское Дерево». Он посвящен приходу весны, символом которой и является украшенное майское дерево . Весь день и всю ночь в настоящем средневековом замке звучит музыка, идут танцы, конкурсы, турниры лучников, представление костюмов, показательные выступления танцевальных школ, представления по историческому фехтованию, мастер-классы по танцам, фаер-шоу, проходит средневековая «Ярмарка мастеров». Даже обычные посетители этого праздника стараются соответствовать эпохе — заранее готовят средневековые костюмы. Фото- и видеоотчет с этого мероприятия смотрите ниже.

Мероприятие интересное, насыщенное, потому фотографий получилось много, и фото костюмов и портреты посетителей фестиваля пришлось вынести в отдельную запись: Майское дерево 2014: лица и костюмы .

Празднование прихода весны есть в традициях всех северных народов. Во всех них, так или иначе, участвует «Майское Дерево». Символизирует Дерево мировую ось, вокруг которой вращается Вселенная. Вокруг этого дерева наши предки каждый год проводили обряды, краткий смысл которых — обновление жизни, воскресение природы и приход весны.

Фестиваль проходит в самом настоящем средневековом замке — Выборгский замок , который был основан еще в XIII веке. Это единственный в России полностью сохранившийся памятник западноевропейского средневекового военного зодчества.

В замке есть две основных площадки: нижний двор, который находится сразу после входа, и на котором расположена сцена, где и проходили основные выступления, и верхний двор, отданный под всякие развлечения.

Сцена расположена на нижнем дворе:

Но можно подняться на второй ярус

Поближе к Башне Святого Олава

И наблюдать за всем происходящим свысока

Но как тогда принимать участие в общем веселье? Например, водить хороводы

Играть в змейку

Или ручеёк

И вообще, отрываться по полной:

Вон какой слэм перед сценой устроили под Оркестр Тролля

При этом выбили из брусчатки столько пыли, что перед следующим выступлением пришлось поливать её водой.

Те, кто устал танцевать или слушать музыку стоя, сидели прямо на старинной брусчатке:

На верхнем дворе можно было поупражняться в стрельбе из лука или принять участие в нескольких мастер-классах

На нижнем дворе была развернута торговля всякими цацками. От металлических украшений и фенечек до ваз и тряпичных фигурок.

Везде продавалась медовуха. На всей территории фестиваля были запрещены крепкие спиртные напитки и продажа чего-либо веселящего, кроме медовухи, которой было аж 3 сорта: светлая, тёмная и красная, из гречишного мёда. Чёрная, на мой взгляд, тяжеловата. Да и красная слишком медово-ядрёная, хотя вкус насыщенный.

Кстати, слева перед бочками стою я в костюме монаха и с фотоаппаратом.

Полицейские, следящие за порядком на мероприятии, тоже были не прочь отведать бодрящего напитка.

Вообще, мне кажется, что командировать полицейских на такие мероприятия должны за какие-то особые заслуги, за которые мало дать обычную грамоту или даже орден 😉 Это же не работа, а одно удовольствие, причем не просто бесплатно (а входной билет стоил 700 р), а за зарплату! На фото очень колоритный нищий, про которого еще будет сказано во второй части , то ли погадал одному из полицейских, то ли одарил счастьем.

Кроме полицейских, за порядком на фестивале следили внутренние силы безопасности. Например, в лице имперского офицера. Император покровительствует «Майскому дереву»! Да пребудет с ним сила!

Правда и тут не обошлось без происков мятежников. Юный шотландский джедай совершает покушение на имперского офицера при исполнении. Ай-я-яй, и куда смотрят силы имперской безопасности?

Но мы забыли о музыкантах, все-таки «Майское дерево» — это, в первую очередь, музыкальный фестиваль

На празднике выступили лучшие музыкальные группы из Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Пскова, исполняющие средневековую музыку, шотландский, ирландский, бретонский, русский, ингерманландский, балканский фолк в исконных и собственных аранжировках. Просто перечислю названия со ссылками на ВК, где можно оценить музыку каждой из групп:

Выступление Shedda

Безумно понравился кавер на Prodigy — Omen, здесь небольшой фрагмент на видео:

Собственно, я сейчас пишу эти строки а в наушниках играет именно он. Вот более полная версия для тех, кому тоже понравилось:

Ещё выступающие:

Отава Ё в своём узнаваемом прикиде с ушанками и в майках.

Оркестр тролля. Фрагмент песни «Мой ирландский сон»

С наступлением темноты включили освещение сцены

А на верхней площадке устроили красивое фаер-шоу

Причем ребята постарались на славу, огненное сопровождение было у нескольких групп, в течение длительного времени.

Ближе к концу выступали Icewind Tales (после долгого саундчека)

Как видите, жанры были представлены очень разные — от средневековой музыки в дневной программе, фолка и пивного панка до пауэр металла у Icewind Tales

Разумеется, мероприятие такого уровня не могло обойтись без внимания телевизионщиков.

Вот они берут интервью у организаторов фестиваля:

Над местом проведения фестиваля летал квадрокоптер с камерой

Причем с управляемой камерой и беспроводным каналом. Вот его команда из двух человек: один отвечает за полёт, второй — за камеру. Интересно было бы посмотреть видео, снятое с высоты на фестивале.

«Майское дерево» — яркое и замечательно событие, воспоминания о котором останутся в памяти еще надолго.

В качестве P.S.

Хотелось еще рассказать о многом, повествование получилось скомканным и не таким, как хотелось, но фотографии вылеживаются итак уже около месяца, их слишком много, да и особого вдохновения нет, уже ночь, пора заканчивать. Расскажу только о небольшом фрагменте — как мы добирались из Питера до Выборга и обратно. Как путные люди, мы снимали недорогую квартиру на северной окраине города, недалеко от вокзала и метро. Утром в субботу мы купили билеты на электричку и вышли на полупустую платформу вокзала. Там была только небольшая группа детей, собравшихся на экскурсию, несколько дачников и две пары велосипедистов. Утренняя электричка пришла вовремя, но, когда открылись двери, оттуда давлением вынесло несколько спин, и всё. Никогда не думал, что в столичном городе электричка может быть забита так, что туда в прямом смысле слова будет невозможно запихаться. Какие там велосипеды! Наивные двухколёсные наездники! Даже самый худой человек не смог бы протиснуться в эту спрессованную людскую массу. А ведь билеты, причем недешевые, уже куплены, и мы прошли через турникет. Потом подсчитали, что взять напрокат машину всей компанией и добраться на ней до Выборга вышло бы дешевле. В итоге дождались следующей электрички, идущей до Зеленогорска (а это даже не полпути), в которую с трудом запихались. В Зеленогорске пересели на другой поезд, и наконец-то добрались до Выборга.

Обратно тоже добирались с приключениями. В 3 часа ночи единственное заведение, которое работало в Выборге — это вокзал. До отправления первой электрички билетные кассы не работали, только билетные автоматы, которые почему-то не принимали крупные купюры. Но к тому времени все ноги были оттоптаны до самой жо, в общем, не шевелились вообще, да и стоило опереться на твердую поверхность, как мгновенно засыпали, чуть не упустив первую электричку. Но оно того стоило! Впечатлений от фестиваля хватит на несколько лет вперёд!

Праздников на свете существует множество. В каждой стране есть свои собственные торжественные дни. Некоторые государства перенимают традиции друг у друга, и тогда отмечают на половине земного шара. дерева - один из таких случаев. Начали его отмечать древние греки и римляне. А с годами этот праздник распространился по всей Европе. Сейчас его весело празднуют в Германии, Бельгии, Чехии, России, Словакии. Традиции и обычаи этого дня очень интересны и разнообразны.

Истоки

В Древнем Риме первомайский праздник называли Маюма. Виновница этому - С самого раннего утра люди выходили в леса, рощи и собирали там молодые ветки и побеги, которыми украшали свои дома. На улицах звучала веселая музыка, даря всем приподнятое настроение.

У всех европейских народов 1 мая - это праздник зелени, цветов и пробуждения природы. Майское дерево - обязательный атрибут, который устанавливали на городских площадях и в домах жителей. Тогда начиналось самое интересное - декорирование и украшение. В главной роли выступал ободранный ствол березы или сосны. Посередине была перекладина. К ней подвешивали гирлянды из цветов, ленты. Каждый житель города или деревни мог внести свой вклад в украшение ствола. Когда майское дерево было готово, начинались танцы и пляски до самого утра!

Обычаи

Существует множество обычаев, связанных с этим праздником. В Германии поставить украшенное дерево под окно любимой до сих пор считается высшим проявлением чувств. Каждая девушка ждет такого романтического признания.

В Венгрии в этот день проводятся шуточные аукционы невест, но многие получают и настоящие предложения руки и сердца.

В маленьких деревеньках обычаи совсем не такие сентиментальные. Если жители враждуют межу собой целыми поселениями, им нужно выкрасть у недругов чучело петуха, которое водружают на майское дерево в качестве украшения. Тогда неурожай и бедствия весь год обеспечены их недругам.

В некоторых странах 1 мая - день выплаты зарплаты простым работягам. Они с замиранием сердца ждали этого дня. Чтобы получить свои кровные, накопленные за год. Считалось, что пастухам нельзя спать, иначе темные силы уведут скот. Они разжигали костры и устраивали праздник прямо посреди поля или рощи. Если все головы утром были целы, батрак получал жалование.

Ах, ландыши

В утонченной Франции день 1 мая называют праздником ландышей. Весь город благоухает нежным ароматом этих цветов. В далекие времена девушки приходили на танцы вокруг майского дерева с букетиком ландышей. Если они вручали этот набор цветов одному из парней, значит, выражали свое согласие вступить с ним в законный брак. В этот вечер соединялись влюбленные сердца, все радовались, пробовали вкусные угощения и плясали до утра под веселую музыку.

В Германии в древние времена люди в этот день плели себе венки из ландышей и развлекались, пока цветы не увянут. Как только ландыши опускали головки вниз и увядали, их дружно бросали в костер и загадывали желание.

Плодородие

Праздник майского дерева взял корни в язычестве. Но с приходом христианства изменилось толкование этого дня. Считается, что Дева Мария в эту ночь является в венке из ландышей к тем, кому уготовано нежданное счастье. Каждый человек с нетерпением ждет такого видения.

Христианские священники хотели искоренить этот праздник, ведь он приходился прямо на Пасху. Но ничего так и не вышло. Майское дерево - символ плодородия, возрождения природы от зимней спячки, жизни, здоровья. Вопреки всему его украшают каждый год. Сам столб - ствол, символизирует ось, вокруг которой вращается Земля. А ленточки и гирлянды - символ создания мира. Некоторые истолковывают это по-другому: столб и ленты - словно мужчина и женщина, которые всегда будут вместе.

Есть и еще одна версия возникновения праздника. Предшествует ему ночь разгула колдунов и ведьм - Вальпургиева ночь. А утром наряженное дерево или столб говорят о том, что добро победило!

Похитители

Одна из веселых традиции - изловчиться и похитить майское дерево ночью в соседнем населенном пункте. Для этого действия есть строгие правила. Если при появлении воров стражи дерева успели прикоснуться к стволу - дерево остается на месте. А вот если же их удалось отвлечь и похититель прикоснулся к земле под деревом три раза лопатой - придется распрощаться с атрибутом этого праздника. Дерево увозят в соседний город и устанавливают рядом со своим. Начинаются гулянья вокруг нарядного трофея.

Некоторые люди никогда и не слышали о таком празднике. Им помогут окунуться в эту атмосферу и рассмотреть майское дерево фото. В каждой стране символы праздника выглядят по-своему. Бывает красивый, ошкуренный столб, увешанный красными лентами. Встречается и просто палка, на вершине которой красуется венок из молодых зеленых веточек. Каждое из «деревьев» необычно и креативно.

Традиции и способы празднования у всех разные. Но этот праздник приносит людям радость и единство, где бы они ни жили. Поэтому его отмечают на протяжении многих лет, и отказываться от такого шумного гулянья никто не собирается!

Ольга Борн
(Германия, Мюнхен)

Майское дерево

Предыдущий рассказ этой серии:

Вот и наступил май! В альпийской части Баварии 1 мая – это время возведения майского дерева (Maibaum) и начала народных гуляний с музыкой, танцами и, конечно же, знаменитыми баварскими сосисками и пивом.

Издавна в начале мая стада выводили на летние пастбища и отмечали приход настоящего тепла и символичное начало лета. В языческих календарях, основанных на солнечных и лунных циклах, майские празднества знаменовали середину отрезка между весенним равноденствием (21 марта) и летним солнцестоянием (21 июня).

Майское дерево – символ жизни, пробуждения природы, воплощение силы роста, плодородия и здоровья. Оно представляет собой шест с венком на верхушке, украшенный разноцветными лентами, гирляндами, фруктами, "золотыми" орехами, цеховыми гербами и символами – сапожников, мясников, стрелков, пожарных. Венок и набор гербов различаются в зависимости от местности. Дерево устанавливают 1 мая на центральном месте в деревне. Как правило, в баварских деревнях майское дерево получает "временную прописку" сроком примерно на 5 лет, потом его убирают, распиливают и устанавливают новое. Ствол дерева (обычно это ель или пихта высотой 25-30 м) по традиции жертвует крестьянская семья из числа жителей деревни, их фамилия обязательно указывается на прикреплённой к стволу табличке.

Ствол майского дерева обвит лентой или окрашен спиральной полосой. При этом направление спирали установлено совершенно чётко – снизу вверх слева направо. В баварских деревнях майское дерево имеет бело-голубую расцветку, соответствующую национальным цветам Баварии.

Однако в некоторых деревнях ствол дерева неокрашен, хотя такое встречается гораздо реже. В этом году мне довелось побывать на возведении неокрашенного майского дерева в совсем маленькой альпийской деревушке. Именно в таких местечках особенно тщательно хранят национальные традиции, любое мероприятие состоится не для показухи и туристов, а самих жителей деревни, всё происходит совсем по-домашнему, без лишнего пафоса.

С установлением майского дерева у баварцев связано много традиций. Прежде всего, ствол дерева должен быть доставлен к месту возведения на телеге по центральной улице деревни. Эта процессия сопровождается духовым оркестром и множеством зрителей.

В давние времена считалось, что пропажа дерева может навлечь на деревню разные беды и лишиться его раньше времени – позор, поэтому подготовленный для установки ствол дерева нужно охранять. Однако по другой народной традиции, сохранившейся и по сей день, ствол майского дерева следует непременно выкрасть в ночь перед его возведением. Таким "воровством" занимаются жители соседних деревень. Похищение происходит тоже по определённым правилам. На следующий день похищенное майское дерево выкупают за несколько бочек пива, которое пострадавшие владельцы дерева и его похитители дружно выпивают вместе.

Процесс установки длится неск��лько часов – с чувством, с толком, с расстановкой. Самую тяжёлую работу выполняют мужчины помоложе и покрепче. Те, что постарше и поопытнее, участвуют пассивно – дают советы, причём очень громко и на местном, только им понятном диалекте. Сначала ствол осторожно снимают с телеги, прикрепляют гербы, символы, таблички. Чаще всего ствол майского дерева устанавливают вручную с помощью парно связанных шестов, но если дерево слишком большое и тяжёлое, то без подъёмного крана не обойтись. Основание ствола при этом вставляется в стальной забетонированный каркас и тщательно укрепляется.

Пока идёт установка майского дерева, вокруг устраиваются деревенские гуляния. Больше всего мне нравится наблюдать за местной ребятнёй – маленькие баварцы принимают самое активное участие в мероприятии, суетятся вместе со взрослыми, помогают в украшении ствола и его установке, собирают посуду и мусор, протирают столы.

А как танцуют! По традиции открывает танцевальную программу самая младшая группа – маленькие, неуклюжие, не всегда попадающие в такт, иногда наступающие друг другу на ноги, но срывающие самые бурные аплодисменты. Совсем крохи года по 2-3 наблюдают за происходящим, сидя на лужайке и открыв рты, а самые смелые в промежутках между танцами наровят выбежать на сцену и тоже попробовать отбивать Plattler.

Собравшись все вместе, жители деревни пошли в лес за Майским деревом. Выбрали подходящее, срубили и потащили с прибаутками и песнями на луг посередине деревни. Мужчины укрепили его, счистили нижние ветки, оставив только верхушку, и предоставили украшать его девушкам. В ход пошли ленты, цветы, и вскоре Майское дерево расцвело во всей своей красе. Пляски под ним начнутся к вечеру, а перед этим выберут Королеву Мая.


Народ шел сплошным потоком, из колонны смешавшись уже в веселую толпу, подхватывая песни, размахивая березовыми ветвями, старательно украшенными цветами и бантами с развевающимися концами. Нежные листочки только что распустившейся березы придавали празднику запах и цвет весны, красные банты и ленты рождали у народа радость, энтузиазм и веселье.

Почти четыреста лет и тысячи километров разделяют эти два праздника. Одинакова лишь его дата: 1 мая. Первый проходил в Англии и описан в 1583 году пуританским писателем Филиппом Стабсом в книге «Анатомия злоупотреблений» как пример языческого и богопротивного действа. Второй праздник – мое детское воспоминание Первомайской демонстрации. Тоже своего рода «анатомия злоупотреблений»? Но факт тот, что у меня, как и у многих других, Первомай ассоциируется именно с зелеными ветками распустившейся березы, украшенными цветами и кумачовыми лентами. Впереди колонны - флаги и транспаранты, а позади мы все с ветками березы, цветами, шарами.

...а еще – воспоминание из раннего детства: хоровод детишек в детском саду, старательн о поющий:

Некому березу заломати,

Некому кудряву заломати...

Значит, некому наломать ветвей распустившейся березы, чтобы отметить Майский праздник. Эта песня – «Во поле береза стояла» - фольклорный памятник древнему обряду.


Древний обряд – магический обряд. Магические числа, магические праздники... Некоторые почти забыты, некоторые становятся всенародными, пышно справляются и почти потеряли свое магическое значение, как Самхейн, который в Америке превратился в шутовской Хэллоуин. Вообще-то колонисты привезли в Америку европейские традиции, а вместе с ними и некоторые обряды старой веры. Но там это не прижилось кроме карнавала Хэллоуина. В Европе старые традиции умирают медленно, а порой сохраняются в мелочах, когда уже никто и не помнит, откуда что пошло, что это значило раньше. У нас ведь тоже такое происходит. Взять, например, песню про березу, которая жива до сих пор. А наша страсть зажигать летом после заката костры? И всегда найдутся смельчаки, рискнувшие через него перепрыгнуть.



Те, кто попытается разыскать древние корни магических обрядов, обязательно выяснят, что 5-6 тысяч лет назад верования и обряды древних славян через степи Причерноморья попали на благодатную почву средиземноморского побережья Ближнего Востока, острова Эллады, захватили народы Южной Европы, стали основой кельтского мифотворчества, продвигаясь уже с юга на север и охватывая всю Европу, замыкая круг. Это похоже на общий котел, в котором сплавились представления древних народов об окружающем мире. Поэтому древние верования и обряды в разных странах так похожи. (Ниже - "Майское дерево на ярмарке" Франсиско Гойи)



Отмечались издревле как праздники дни равноденствия: весеннего (21 марта), летнего (22июня – летнее солнцестояние, знаменитый Иванов день), осеннего (21 сентября) и зимнего (22 декабря). Это подтверждает точность и высокое искусство древних астрономических наблюдений. Но были еще четыре дня в году, которые чтили даже больше. Это дни, когда энергия циклических процессов Земли, меняющих направление в дни равноденствия, набирают мощь, как Луна из тонкого серпика приобретает к середине лунного месяца вид полной, круглой, яркой небесной лампады. Эти дни были в старину днями магии, днями Силы и имели каждый свое имя. 2 февраля чтили Имболг, в ночь с 30 апреля на 1 мая наступал Белтейн или Праздник Костров, 31 июля праздновали Ламмас, или Праздник урожая, а 31 октября приходил черед Самхейну, тому самому Дню Всех Святых.

В те времена, когда закладывалась эта традиция, важнейшим было всеми способами – трудом и заклинаниями – получить от природы еще один шанс на выживание, возможность пережить еще одну зиму. А основой благосостояния была щедрость природы, дающей пищу. Главными праздниками были весенний праздник Костров Белтейн и праздник Урожая Ламмас. Весной просили милости у природы и в конце лета получали воздаяние. Насколько древним был Белтейн ясно из того, что символом его было дерево, то есть сама Природа, наделяющая пищей. Поклонение сельскохозяйственным символам (снопу, зерну) пришло позже. Белтейн отмечался как приход весны, пробуждение и расцвет природы, дающей хлеб насущный. Трудно описать это лучше, чем описал Островский в «Снегурочке». Это тот праздник, что отмечали по всей территории Европы, и который считается почему-то истинно кельтским, как будто не было у нас в Древней Руси обычаев зажигать в ночь на 1 мая костры как символ Солнца, побеждающего зимнюю тьму. Обычай прыгать через костер тоже нам знаком. Это не просто удаль. Это очищение от зимней скверны и возможность получить энергию возрожденной Природы. Ее чтили в образе Майского дерева, пережившего зиму и распустившего первые нежные листочки.

Майское дерево в Оксфордшире. Англия

Майское дерево и праздник вокруг него подробно описаны. От упомянутого Филиппа Стабса до Дж. Дж. Фрэзера, который в своей знаменитой «Золотой ветви» провел анализ обычая отмечать Белтейн в разных странах во времена от древности до 19 века. В каждой стране считают, что Майское дерево – это их изобретение, но факт тот, что от Франции до Швеции, от России до Шотландии и Ирландии весенние праздники с деревьями, березовыми ветками, первыми цветами, плясками и прыжками через костер сохраняют свою притягательную силу, хотя их магическое значение утрачено. В чем же заключалась магия?

Вспомните кадры весеннего языческого праздненства из фильма Тарковского «Андрей Рублев». Все там пронизано магической тайной: звуки леса, тихий шепот и женский смех, журчание воды и шелест листвы. Столкновение первобытной, языческой жизни, слившейся с природой и любовью, – и религиозного аскетизма; столкновение, приводящее в смятение, настолько несовместимы они друг с другом. Пуританин Стабс в шок не приходит, он полон религиозного негодования: «В майский праздник...все молодые люди, девушки, пожилые люди и их жены отправляются ночью в леса, рощи,.. где всю ночь проводят в приятных забавах. А утром они возвращаются, принося с собой для украшения своих сборищ березу и ветки деревьев. Тут нечему удивляться, потому что с ними пребывает и присматривает за их развлечениями и забавами великий правитель – это князь ада Сатана... Я слышал от людей весьма почтенных и заслуживающих доверия, что едва ли одна треть из ушедших...в лес девушек возвращалась домой столь же целомудренной.»

Так что же происходило в майскую ночь, таинство или блуд? Ну, если честно, то в 18-19 веках случался и блуд. Но истина в том, что происходит таинство. Каждый человек, пришедший в лес в ночь на 1 мая – это уже не простой человек, а символ природы, пробудившейся после зимнего сна, наполняющейся жизненными соками, готовой к цветению и плодоношению. Об этом и просили участники Белтейна: о возрождении и богатом урожае, что приносит с собой Любовь. Она рождается в магическом огне костра, в ритуальной пляске вокруг Майского дерева, в выборе Королевы Мая – самой красивой девушки, которую называют в некоторых местах Майской Розой. Королеву Мая торжественно выдавали замуж за Зеленого Человека или Лесного Человека, мужчину, с головы до ног обвязанного зелеными ветками. Инсценировка свадьбы была кульминацией игры и должна была дать толчок плодоносной природе. Вот в этом и заключалась магия. А главное – все участники сознавали свою значимость в возрождении души природы: они участвовали в таинстве, и оно приносило реальные плоды. Это как в поговорке: петух не пропоет – утро не наступит. Так и древние люди были уверены, что если не встретить как положено весну, то и урожая осеннего не дождешься!


А теперь о самом важном. Во времена, когда зарождался праздник Белтейн, культ Природы-кормилицы и поклонение Майскому дереву, единственным календарем был лунный. И Луна была главной в природе и жизни человека. Ведь так просто было выяснить, какой день месяца наступает: стоило посмотреть в ночное небо на луну, и сразу видно, в какое она находится фазе. Подозреваю, что несколько тысячелетий назад дни вообще не связывали с числами, поэтому Белтейн отмечали не с 30 апреля на 1 мая, а каждый год в полнолуние, которое приходится с разбросом с конца апреля до почти середины мая. Постепенно сформировалось привычное нам летоисчисление и все встало на свои места – по датам, но вошло в противоречие с лунным календарем, так что Белтейн не всегда празднуется в полнолуние. Но в те годы, когда нужные даты совпадают с полнолунием, праздник приобретает особо магическую силу. Если заглянуть в лунный календарь, то обнаружится, что в 2001 году, первом году тысячелетия, полнолуние наступило 7 мая, в 2002 году – 26 апреля, а в 2003 году Белтейн вообще пришелся на первый лень лунного месяца, и луны почти не было видно всю ночь. В 2004 году полнолуние было 3 мая, в 2005 году – 22 апреля, в 2006 году – аж 11 мая. И наконец, в 2007 году Белтейн приходится впервые в этом тысячелетии на полнолуние: 1 мая начинаются пятнадцатые лунные сутки. Самая магическая ночь, самый праздничный день.

Мой вам совет, если будете в этот день на природе – зажгите костер. А хватит смелости – прыгайте через него. Небось не растаете, как Снегурочка, а силы от огня, может, и наберетесь, огонь спалит все печали и болезни. И обязательно срежьте в лесу хоть одну березовую ветку, украсьте ее в память о тысячах поколений предков, которые так делали из года в год. Ну а уж спеть «Во поле береза стояла» - это на ваше усмотрение, это если музыкальный слух есть!


С давних времён дерево почиталось как символ полноты жизненных сил, как мост между мирами - подземным и небесным, как место пребывания лесных божеств, и обряды, связанные с поклонением деревьям, были широко распространены у всех народов мира. У некоторых они сохранились и доныне. Так, 1 мая (а иногда чуть позже - 9 мая, 6 июня) во многих странах Европы (Германия. Франция, Британия, Дания. Швеция и др.) отмечают Праздник майского дерева, который по традиции символизирует наступление лета. Восходит он к дохристианскому культу деревьев. В старину считалось, что этот праздник обеспечивает благоволение древесных духов и к общине, и к отдельным людям.

К 1 мая на площадях, перекрёстках, во дворах устанавливают майское дерево (чаще берёзу, ель. вяз, итальянский тополь, а в Каталонии, например, просто высокий гладкий шест). Очищенное от коры (чтобы под ней не прятались злые духи), только с зелёной макушкой, его украшают цветами и лентами. В давние времена дерево доставляли на место, не пользуясь телегой и лошадьми. Причём отдельные деревца (помимо предназначенных для всей общины) сельчане ставили перед домами наиболее уважаемых сограждан, а парни - под окнами любимых девушек, что обычно предшествовало сватовству. В старину вокруг майского дерева водили хороводы и пели особенные майские песни. Потом избирали «майскую королеву» из числа самых пригожих и благонравных девушек. На голову королеве надевали венок из цветов и зелени, пели в её честь песни. Она возглавляла весёлое шествие с зелёными ветками, а на деревенском праздничном обеде, который собирали в складчину, занимала почётное место. Трапезничать полагалось где-нибудь в роще или на цветущем лугу, а домой возвращаться в шляпах, убранных зелёными ветками. При этом сельчане возвещали всем встречным, что несут новое лето.

В Германии существовал такой обычай: 1 мая перед домом девушек, нелюбимых за что-то, втыкали в землю не деревце, а пучок хвороста либо ветки разных кустарников или деревьев. Причём девице сварливой полагался терновник, легкомысленной - вишня, ленивой — черёмуха, сплетнице - тополь.

В далёком прошлом майский праздник в Германии ознаменовывался ещё и тем, что в этот день гасили огонь во всех очагах и лампах и зажигали новый - непременно с помощью трения и с соблюдением определённых обрядов.
Под влиянием выходцев из Германии Праздник первого мая появился и з России. С середины XVII столетия, когда в Москве возникла Иноземная Немецкая) слобода, её жители 1 мая выходили гулять и пировать в Сокольническую рощу. Позже такие пикники нередко посещали Пётр I и его приближённые. Через какое-то время 1 мая в Сокольники начали съезжаться многие москвичи. И хотя они не ставили майские деревья, но с удовольствием валялись на травке, слушали Соловьёв, пили чай из самоваров и пели песни (1 мая г о старому стилю приходится на нынешнее 13-е число, когда уже достаточно тепло и распускаются листья). Вплоть до второй половины XIX в. первомайские гулянья в Сокольниках были только московской традицией. Вслед за Первопрестольной этот праздник стали отмечать и в других городах России.
С конца XIX в. под предлогом первомайских гуляний участники революционного движения проводили в рощах и лесах массовые митинги - маёвки, а затем и демонстрации. После того как в 1886 г. расстреляли первомайское шествие чикагских рабочих, Праздник первого мая окончательно обрёл политическую окраску и превратился в День международной солидарности трудящихся всех стран. Любопытно, однако, что в социалистической части Германии перед 1-м Мая улицы и дома продолжали украшать не только портретами вождей, флагами и транспарантами, но и зелёными ветками, а на площадях, как встарь, ставили майские деревья, убранные венками и лентами.



error: Контент защищен !!