Кто бог вестник богов. Гермес


Гермес , в греческой мифологии вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших, бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; покровитель магии, алхимии и астрологии. Изобрёл меры, числа, азбуку и обучил этому людей.

Семья и окружение

Чтобы сделать бессмертным своего сына Эфалида, Гермес одарил его безграничной памятью. Как писал Аполлоний Родосский: "Даже когда он пересекал Ахеронт, реку в царстве мёртвых, забвение не поглотило его души; и хотя он живёт то в обители теней, то в земном мире, залитом солнечным светом, он всегда сохраняет воспоминания о том, что видел".

Когда боги бежали в Египет, он превратился в ибиса.

Имя, эпитеты и характер

Гермес Олимпийское божество догреческого, возможно малоазийского происхождения. Имя Гермеса понимается как производное от слова "герма", что указывает на фетишистскую древность этого божества. Герма представляла собой каменную колонну (либо груду камней, либо каменный столб) с вырезанной головой Гермеса и подчёркнутыми половыми органами.

Сначала гермы обозначали места погребений, позже устанавливались на перекрёстках дорог и, наряду с сакральной функцией, служили дорожными указателями. Они служили путеводными знаками, фетишами - охранителями дорог, границ, ворот (отсюда эпитет Гермеса "превратный" - "Пропилей"). Широкое распространение получили Гермесовы столбы (гермы, имевшие вид столбов с головой Гермеса), они стояли на улицах, на площадях и при входе в палестры.

Гермес выполняет одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в аид или помощника на пути в царство мертвых, отсюда его эпитет Психопомп - "проводник душ". Гермес одинаково вхож в оба мира - жизни и смерти; он посредник между тем и другим, так же как и посредник между богами и людьми. Он ведет Геру , Афину и Афродиту на суд Париса .

В период поздней античности возник образ Гермеса Трисмегиста ("трижды величайшего") в связи с близостью Гермеса потустороннему миру; с этим образом связывались оккультные науки и так называемые герметические (тайные, закрытые, доступные только посвященным) сочинения.

Иногда изображался с ягнёнком на плечах, как покровитель стад, отсюда еще один эпитет Криофор, то есть "несущий барана". Также известны и другие эпитеты Гермеса: Агорей "рыночный", как покровителя торговли; Акакет (или Акакесий) имеет одно из значений "помощник", "милостивый" или "неуязвимый", возможно этот эпитет связан с городом Акакесий в Аркадии; Долий "хитрец"; Ктарос "прибыльный"; Тихон "попадающий в цель", как приносящего удачу; Трикефал "трёхглавый", как покровителя перекрёстков.

Гермес шутник и весельчак, который любит розыгрыши. Он превосходит всех по хитрости, лукавству и изобретательности, хитрость и ловкость Гермеса делают его покровителем плутовства и воровства, не зря своим покровителем его считали именно воры и шулеры.

В римской мифологии почитался под именем Меркурия. У меонийцев с ним отождествляется Кандавл, легендарный царь Лидии, последний из династии Гераклидов.

Культ и символика

Согласно Геродоту, афиняне первыми из эллинов стали делать его изображение с напряженным членом, научившись этому у пеласгов, у которых было священное сказание. Первоначально Гермес - фаллическое божество, изображавшееся гермами. В 415 до н. э. гермы были уничтожены. Во времена Рима они потеряли связь с фаллическим культом Гермеса и стали изготавливаться в виде прямоугольной колонны, на которую водружался бюст человека или божества.

Фетишистские рудименты бога обнаруживаются в таких непременных атрибутах Гермеса, как "амбросийные" (буквально "бессмертные") золотые крылатые сандалии "таларии" и золотой жезл - керикион или кадуцей - средоточие магической силы, который он получил от Аполлона . Кадуцей имел на себе две змеи (в другом варианте - две ленты), которые обвили посох в тот момент, когда Гермес решил испытать его, поместив между двумя борющимися змеями. Свой жезл Бог использовал, чтобы усыплять или будить людей - для того, чтобы передать послание от богов кому-нибудь из смертных. Еще одним атрибутом Гермеса служит широкополая шляпа "петас".

В средневековых книжных иллюстрациях Гермес изображается как символ планеты Меркурий (во многих европейских языках ртуть, которой в алхимии вплоть до 17 в. отводилась исключительно важная роль, носила имя этой планеты).

Гермеса чтили как покровителя молодых атлетов, в честь него строили стадионы, которые предназначались для различных соревнований атлетов, а так же школы, в которых занимались гимнастикой. Эти школы украшались скульптурами Гермеса.

Павсаний приводит легенду о беотийском городе Танагра, который был спасён Гермесом от чумы тем, что тот пронёс барана на своих плечах вокруг городских стен: "Что касается храмов Гермеса, то один посвящен Гермесу Криофору (Несущий барана), другой - Гермесу, которого они называют Промахос (воитель). Относительно первого наименования они рассказывают, что Гермес отвратил от них моровую язву, обнеся вокруг их стен барана; поэтому и Каламис создал статую Гермеса, несущего барана на плечах. Так и до сих пор на празднике Гермеса тот юноша, который будет признан самым красивым по внешности, обходит городскую стену с ягненком на плечах".

Гермес почитался на Анфестериях - празднике пробуждения весны и памяти умерших. В Риме купцы справляли праздник Меркурия 15 мая. В этот день в 495 г. до н.э. ему был посвящён первый храм и учреждена первая коллегия купцов-меркуриалов. Жертвенник Гермесу также находился у так называемых вод Меркурия, где купцы окропляли свой товар, чтобы сохранить его от порчи.

Влияние на культуру и искусство

Ему посвящены III и XVII гимны Гомера, XXVIII орфический гимн.

Гермес действующее лицо трагедий Эсхила "Эвмениды" и "Прикованный Прометей", трагедий Еврипида "Антиопа" и "Ион", комедий Аристофана "Мир" и "Плутос", пьесы Астидаманта младшего "Гермес".

Многочисленные античные статуи Гермеса - "Привязывающий сандалию", "Гермес Бельведерский", "Гермес Олимпийский" и другие. Среди дошедших до нас произведений античной пластики: "Гермес с младенцем Дионисом " Праксителя, "Отдыхающий Гермес" в римской копии; известны также "Гермес Лудовизи", "Гермес Фариезе". В числе герм - пергамская копия произведения Алкамена. Среди рельефов "Гермес и хариты".

Иногда Гермес изображался как бог красноречия. В символике эпохи Возрождения и барокко Гермес - проводник душ (рельеф Малатестианского храма в Римини; фреска Рафаэля "Гермес вводит Психею на Олимп"), посланец богов (статуя "Меркурий Джамболонья), миротворец (картина П.П. Рубенса "Примирение Марии Медичи со своим сыном") и другие. Часто Гермеса изображали в обществе харит-граций (Я. Тинторетто "Меркурий и три грации"). В европейском искусстве 15-17 вв. особенно популярны сюжеты "Меркурий обезглавливает Аргоса" (Рубенс, Я. Иорданс, Веласкес, Рембрандт и др.), "Похищение Меркурием стад Адмета" (Доменикино, К. Лоррен и др.).

В искусстве 18 - начала 19 в.в. образ Гермеса находит воплощение главным образом в пластике (Г.Р. Доннер, Ж.В. Пигаль, Б. Торвальдсен и др.)

Гермес в современности

(69230)Гермес - околоземный астероид из группы аполлона, который характеризуется сильно вытянутой орбитой, из-за чего в процессе своего движения вокруг Солнца пересекает орбиты сразу трёх планет: Венеры, Земли и Марса. Обнаружен Карлом Рейнмутом 28 октября 1937 года.

Любопытно, что в наше время предприниматели очень часто используют имя Гермеса в названии своих фирм, занимающихся торговлей.

Бог Гермес

Рождение Гермеса. Гермес — сын Зевса и нимфы по имени Майя. Родился он в Аркадии, области живших безмятежной, счастливой жизнью пастухов, в глубоком гроте на Килленской горе. Едва родившись, он начал свои деяния и проказы. В первый же день после своего рождения он, воспользовавшись тем, что Майя куда-то отошла, вылез из своей колыбельки и принялся осматривать окрестности пещеры. Найдя черепаху, он убил ее, снял панцирь и натянул туда веревочки струны. Так была изготовлена кифара. Но этот музыкальный инструмент скоро надоел Гермесу, и он пошел гулять, уходя все дальше и дальше от своей пещеры. Он шел до тех пор, пока не наткнулся на стадо коров, принадлежавшее Аполлону, и в голове его родился дерзкий замысел — угнать стадо златолукого бога.

Гермес угоняет стадо Аполлона. Задуманное было исполнено, причем гнал он коров задом наперед, чтобы Аполлон не мог по следам догадаться, куда они делись. Похищенных коров он спрятал а пещере, которую завалил огромным камнем, а сам, закончив свое дело, вернулся домой, легким облачком просочился в комнату через замочную скважину и лег в колыбельку, замотав себя пеленками, а под мышкой держа кифару. Все это не укрылось от глаз Майи. «Выдумщик хитрый! И откуда же ты возвращаешься домой поздно ночью? Неужели ты думаешь, что я не знаю о твоей проделке? И неужели ты не боишься, что Аполлон тебя накажет?» — воскликнула она. «Не пугай меня, мать! — спокойно ответил ей Гермес — Мы будем с тобой заниматься очень прибыльным делом — скотоводством. А если Аполлон попробует мне что-нибудь сделать, я проломлю стену его храма в Дельфах и унесу оттуда золотые треножники, и никто не сможет мне помешать!» Однако такие речи еще больше перепугали робкую Майю.

Бронзовая статуя
Гермеса в греческом
исполнении.
VIв. до н.э.

Аполлон увещевает Гермеса. Утром Аполлон обнаружил, что его коровы пропали и отправился их искать. Однако стадо найти ему не удалось, он нашел только пещеру, в которой лежал в колыбельке младенец и, казалось, мирно спал, а на самом деле рассматривал его из-под опущенных век. Поняв, что тут дело нечисто, Аполлон обратился к нему с грозной речью: «Мальчик! Эй ты, лежащий в колыбельке! Ну-ка показывай, где здесь коровы! А не то я заброшу тебя к порогу сумрачного Тартара и ты будешь бродить там вместе с бесплотными тенями умерших!»

Тут Гермес широко раскрыл глаза и изобразил полное удивление. «Сын Лето! На кого ты обрушиваешь свои суровые слова? Как ты придумал искать здесь коров, обитательниц поля? Я ли похож на похитителя? Я лишь вчера родился, ноги мои нежны, а земля полна острых камней. Как я пойду за коровами? Не услышал бы кто, не сказал бы, что ты лишился ума! А я вовсе и не знаю, какими бывают коровы, одно только имя их слышал!» Однако эти отговорки не помогли. Аполлон схватил Гермеса и потащил его к Зевсу на суд. Рассмеялся повелитель богов проделке своего сына, но строго приказал: коров вернуть!

Обмен. Уныло побрел Гермес к пещере, где были заперты коровы, показывая дорогу к ней Аполлону. Вот и то место. Отвалил Аполлон камень, стал выгонять стадо наружу, да вдруг так и замер — с улицы раздалась прекрасная музыка. Зачарованный ее звуками, забыв о своих коровах, бросился он из пещеры и увидел, что это Гермес играет на кифаре. Попросил Аполлон подарить ему кифару, но Гермес отказался. Долго упрашивал его светлый бог, и наконец они договорились поменяться: Аполлон отдал Гермесу коров, а тот ему — кифару. Так закончилась вражда и неприязнь между двумя братьями, и больше они никогда не ссорились. Гермес был принят на Олимп и получил свое место в семье богов.

Проделки Гермеса. Среди всего населения Олимпа Гермес выделялся своей ловкостью. Никто не может превзойти его в разных хитростях и проделках. Однажды ради шутки он украл у Зевса его скипетр — знак власти, у Посейдона — трезубец, у Аполлона — золотые стрелы и лук, у Ареса — меч. Служит Гермес на Олимпе вестником богов; постоянно отправляет его Зевс к людям с разными поручениями — и быстрее ветра несется он по воздуху в своих крылатых сандалиях, держа в руках жезл — кадуцей, при помощи которого может погружать людей в сон и без опасности для себя спускаться в мрачный Аид и возвращаться обратно. Гермес охраняет пути-дороги, и повсюду в Греции у входов домов, на перекрестках, а то и просто у дорог стояли его каменные изображения — гермы.

Гермес - покровитель.

Гермес помогает путникам при жизни, он же ведет тени умерших в их последний путь — в мрачное царство Аида. В этом случае его называют Гермес Психопомп («Проводник душ»). Многие видели в Гермесе своего покровителя: купцам он помогал накопить богатства, ораторам давал красноречие, музыкантам изготовил первую кифару, всем людям подарил азбуку и письменность, меры и числа. Своего зущитника и покровителя видели в Гермесе вестники и глашатаи; атлеты считали, что он дает им силу и ловкость. Еще удивительней то, что Гермес помогал обманщикам выдавать ложь за правду, а воришкам — удачно кормиться их опасным и нелюбимым людьми ремеслом. Обманщики и воры тоже считали Гермеса своим покровителем.

Шло время. Все больше и больше становилось у людей знаний, были среди них и такие, что доступны только посвященным в их тайну. Богом этих тайных знаний считался Гермес Трисмегист («Трижды величайший»). Он же, как верили греки, изобрел астрологию, позволявшую угадывать судьбу по звездам, и алхимию — науку о том, как получать золото из других металлов.

Читайте также другие темы главы I «Космос, мир, боги» раздела «Боги и герои древних греков» .

Гермес (Гермий, Эрмий), греч., лат. Меркурий - сын Зевса и плеяды Майи; вестник богов и проводник душ умерших в аид, бог торговцев, ораторов, изобретателей, паломников и путешественников, атлетов, мошенников и воров.

Гермес был самым ловким, изобретательным и хитрым из всех богов, что и доказал в первый же день своей жизни. Утром он родился (в пещере под горой Килленой в Аркадии), вскоре удрал из своей колыбели, днем изобрел лиру и научился на ней играть, затем украл у Аполлона пятьдесят коров (и втащил их в пещеру за хвосты, чтобы следы шли в обратном направлении), а вечером, вернувшись как ни в чем не бывало, закутался в пеленки и уснул с самым невинным видом. Когда же Аполлон явился, чтобы наказать его, Гермес так ловко отговаривался и лгал так бессовестно (говорить и лгать он тоже научился за один день), что Аполлон не выдержал и поволок его прямо к Зевсу. Проделки младшего сына привели верховного бога в восторг, но для порядка он велел вернуть украденных коров. Вместо ответа Гермес достал лиру и начал играть так искусно и красиво, что восхищенный Аполлон предложил оставить ему украденных коров в обмен на лиру. Гермес согласился, а Аполлон на радостях дал ему в придачу золотой жезл и добрый совет: отправиться на Парнас, к тамошним жрицам, чтобы они научили его искусству гадания. Последовав этому совету, Гермес получил полную подготовку для выполнения своих будущих обязанностей на Олимпе.

Однако на Олимп Гермес попал не сразу и не без труда. Его мать, будучи богиней невысокого ранга, считала общество олимпийских богов слишком изысканным и предпочла оставить сына при себе, на земле. Гермес сторожил стада аркадских пастухов, а чтобы не скучать, изобретал всякую всячину. Вместо лиры, которую он , Гермес придумал пастушью свирель; не желая утруждать себя разжиганием огня по старинке, он изобрел огниво. Позже он изобрел также числа, меры и алфавит. В конце концов, земная жизнь наскучила Гермесу, и он стал отпрашиваться у матери на Олимп. Когда же мать усомнилась, примут ли его боги в свою компанию, Гермес заявил, что в таком случае он соберет шайку разбойников и станет их предводителем. Этот довод показался Майе весьма убедительным, и она отпустила сына.

Вопреки ожиданиям, боги оказали ему теплый прием, так как уже были наслышаны о многих его проделках. Зевс тут же доверил Гермесу ответственный пост: назначил его своим личным вестником. Правда, такие же функции осуществляла богиня радуги Ирида, но Гермес быстро превзошел ее: если Ирида только передавала повеления Зевса, то Гермес и выполнял их. Вскоре он расширил круг своей клиентуры и стал не только вестником, но и советником остальных богов. Однако охотнее всего он работал на Зевса, который доверял ему особо деликатные и сложные дела. Все поручения Гермес выполнял успешно и вовремя (см., например, статьи « » и «Ио»). Ареса Гермес вызволил из медной бочки, в которую его упрятали Алоады. Многие герои были благодарны Гермесу за помощь, в том числе Персей, Геракл, Орфей, Одиссей. По приказу Зевса он воскресил юного Пелопса, убитого отцом, Танталом.

Так же, как богам и героям, Гермес оказывал помощь и простым смертным, обращавшимся к нему. Он оберегал стада простых пастухов, сопровождал путников, давал силу и ловкость атлетам, быстроту ног - бегунам, помогал купцам получать прибыль - вообще любой усердный работник мог получить от него поддержку. Гермес не отказывал в помощи даже мошенникам и ворам, но только при условии, что они действовали с умом. Глупцам и лентяям нечего было ждать от Гермеса, поэтому только они и жаловались на него.

Из-за множества дел и поручений у Гермеса не хватало времени для женитьбы. Однако это не означает, что он не оставил после себя потомков. Красавица Полимела из подарила ему сына Эвдора, который в троянской войне был одним из предводителей . Нимфа Фемида (или Кармента) родила ему сына Эвандра, плодом любви Гермеса и богини Афродиты был Гермафродит. Некоторые авторы утверждают, что его сыновьями были Силен, Сатир и Пан. Из остальных его сыновей известны и Дафнис. Одиссей и Сисиф считали Гермеса своим предком.

Греки поклонялись Гермесу с древнейших времен; об этом свидетельствуют хотя бы памятники линейного письма «Б», относящиеся к 13-14 вв. до н. э. и найденные в Кноссе. Примерно в 3 в. до н. э. его культ переняли римляне и отождествили со своим богом торговли и прибыли Меркурием. Первоначально он был богом - покровителем стад и, соответственно, дарителем богатства, которое проистекало из разведения скота. С развитием рыночного хозяйства Гермес стал богом торговли, а так как торговля связана с поездками, а также порой и с мошенничеством, он стал заодно богом путешественников и мошенников. Воры уважали его за воровской талант, проявленный в первый же день после рождения (Гермес демонстрировал его и в дальнейшем - например, в шутку украл у Зевса скипетр, у Посейдона - трезубец, а у Ареса - меч). Своего патрона и защитника видели в Гермесе вестники, глашатаи и послы, а также, как ни странно, врачи, так как он умел лечить и знал толк в целебных травах, и спортсмены, для которых этот «быстроногий бог» был образцом ловкости и проворства.

Функции и приключения Гермеса известны нам из множества литературных памятников, начиная с «Илиады» и «Одиссеи»; ему посвящен также самый длинный из гимнов Гомера. Он был центральной фигурой комической пьесы Софокла «Ищейки» (сохранилось около половины текста). Греки представляли себе Гермеса в двух обликах: как древний бог пастырей он выглядел бородатым стариком, как вестник богов - стройным юношей со скипетром-кадуцеем и крылышками на ногах и на шлеме. Статуи Гермеса ставили, в частности, на распутьях (гермы - четырехгранные столбы с изображением его головы и с надписями, сообщающими, куда ведет дорога), часто ими украшали лечебные заведения и почти всегда - спортивные сооружения.

Из античных изображений Гермеса сегодня, бесспорно, занимает первое место мраморный оригинал статуи Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом» (ок. 340 до н. э.), обнаруженный в 1877 г. немецкими археологами в Олимпии. Сохранилось немало римских копий греческих оригиналов работы Лисиппа и учеников Праксителя. На многочисленных вазах Гермес в основном изображен как проводник душ умерших в загробное царство.

Со времен Ренессанса Гермес - один из наиболее часто изображаемых античных богов, поэтому перечислить даже лучшие его статуи практически невозможно; назовем лишь имена нескольких авторов: Сансовино, Джамболонья, Де Фриз, Ж. Б. Пигаль. Среди европейских художников, изображавших Гермеса, были Корреджо, Тинторетто, Рубенс и др.

Гермес со своими атрибутами (особенно крылатой шляпой) в прошлом столетии украшал чуть ли не каждый банк, страховую контору, торговую палату и т. д. - говорить о шедеврах искусства тут не приходится. С поэтами и композиторами ему везло больше. Врхлицкий посвятил ему свои стихотворения «Летящий Меркурий» (1899) и «Гермес» (1891), Гайдн - одну из своих симфоний, Враницкий - оперу. Имя Гермес с древних времен носит ближайшая к Солнцу планета (употребляется латинская форма: Меркурий).

На фото: модная сумка Hermes Birkin

Рея, поятая Кроном, детей родила ему светлых,- Деву – Гестию, Деметру и златообутую Геру, Славного мощью Аида, который живет под землею, И промыслителя – Зевса, отца и бессмертных, и смертных, Громы которого в трепет приводят широкую землю. Гесиод «Теогония»

Греческая литература возникла на основе мифологии. Миф – это представление древнего человека об окружающем его мире. Мифы создавались на очень ранней стадии развития общества в различных областях Греции. Позже все эти мифы слились в единую систему.

При помощи мифов древние греки пытались объяснить все природные явления, представив их в образе живых существ. Сначала, испытывая сильный страх перед природными стихиями, люди изображали богов в ужасном зверином облике (Химера, Медуза Горгона, Сфинкс, Лернейская гидра).

Однако позднее боги становятся антропоморфными , то есть имеют человеческий облик и им присущи самые различные человеческие качества (ревность, щедрость, за­висть, великодушие). Главным же отличием богов от людей являлось их бессмертие, но при всем своем величии боги общались с простыми смерт­ными и даже вступали с ними нередко в лю­бовные от­ноше­ния, чтобы поро­дить на земле це­лое племя героев.

Существует 2 вида древнегреческой мифологии:

  1. космогоническая (космогония – происхождение мира) – заканчивается рождением Крона
  2. теогоническая (теогония – происхождение богов и божеств)


Мифология Древней Греции прошла в своем развитии 3 основных этапа:

  1. доолимпийский – это в основном мифология космогоническая. Этот этап начинается с представления древних греков о том, что все произошло из Хаоса, а заканчивается убийством Крона и разделом мира между богами.
  2. олимпийский (ранняя классика) – Зевс становится верховным божеством и со свитой из 12 богов поселяется на Олимпе.
  3. поздний героизм – от богов и смертных рождаются герои, которые помогают богам в установлении порядка и в уничтожении чудовищ.

На основе мифологии создавались поэмы, писались трагедии, а лирики посвящали богам свои оды и гимны.

В Древней Греции было две основные группы богов:

  1. титаны ‐ боги второго поколения (шесть братьев ‐ Океан, Кей, Крий, Гипперион, Иапет, Кронос и шесть сестер ‐ Фетида, Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея)
  2. олимпийские боги ‐ олимпийцы ‐ боги третьего поколения. В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи ‐ Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон и Зевс, а также их потомки ‐ Гефест, Гермес, Персефона, Афродита, Дионис, Афина, Аполлон и Артемида. Верховным богом был Зевс, лишивший власти отца Кроноса (бога времени).

В греческий пантеон Олимпийских богов традиционно входило 12 богов, но состав пантеона был не очень устойчивым и иногда насчитывал 14-15 богов. Обычно это были: Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Посейдон, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис, Аид. Олимпийские боги жили на священной горе Олимп (Olympos ) в Олимпии, у берегов Эгейского моря.

В переводе с древнегреческого языка слово пантеон означает «все боги». Греки

делили божеств на три группы:

  • Пантеон (великие олимпийские боги)
  • Низшие божества
  • Чудовища

Особое место в греческой мифологии занимали герои. Самые известные из них:

v Одиссей

Верховные боги Олимпа

Греческие боги

Функции

Римские боги

бог грома и молнии, неба и погоды, закона и судьбы, атрибуты – молния (трехзубчатые вилы с зазубринами), скипетр, орел или колесница, запряженная орлами

богиня брака и семьи, богиня неба и звездных небес, атрибуты - диадема (корона), лотос, лев, кукушка или ястреб, павлин (два павлина везли её повозку)

Афродита

«пенорожденная», богиня любви и красоты, ей не были подвластны Афина, Артемида и Гестия, атрибуты – роза, яблоко, раковина, зеркало, лилия, фиалка, пояс и золотая чаша, дарующая вечную молодость, свита – воробьи, голуби, дельфин, спутники – Эрот, хариты, нимфы, оры.

бог подземного царства мертвых, «щедрый» и «гостеприимный», атрибут – волшебная шапка-невидимка и трехголовый пес Цербер

бог коварной войны, военных разрушений и убийств, его сопровождали богиня раздора Эрида и богиня неистовой войны Энио, атрибуты – собаки, факел и копье, в колеснице было 4 коня – Шум, Ужас, Блеск и Пламя

бог огня и кузнечного дела, некрасивый и хромой на обе ноги, атрибут – кузнечный молот

богиня мудрости, ремесел и искусства, богиня справедливой войны и военной стратегии, покровительница героев, «совоокая», использовала мужские атрибуты (шлем, щит – эгида из шкуры козы амалфеи, украшенный головой Медузы Горгоны, копье, олива, сова и змея), являлась в сопровождении Ники

бог изобретательства, воровства, плутовства, торговли и красноречия, покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников, изобрел меры, числа, обучал людей, атрибуты – крылатый жезл и крылатые сандалии

Меркурий

Посейдон

бог морей и всех водоемов, наводнения, засухи и землетрясения, покровитель мореплавателей, атрибут – трезубец, который вызывает бури, разбивает скалы, выбивает источники, священные животные – бык, дельфин, конь, священное дерево – сосна

Артемида

богиня охоты, плодородия и женского целомудрия, позднее – богиня Луны, покровительница лесов и диких животных, вечно юная, её сопровождают нимфы, атрибуты – охотничий лук и стрелы, священные животные – лань и медведица

Аполлон (Феб), Кифаред

«златокудрый», «сребролукий», бог света, гармонии и красоты, покровитель искусств и наук, предводитель муз, предсказатель будущего, атрибуты – серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара или лира, символы – олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк

богиня домашнего очага и жертвенного огня, богиня девственница. сопровождалась 6 жрицами – весталками, служившими богине 30 лет

«Мать-Земля», богиня плодородия и земледелия, пахоты и урожая, атрибуты – сноп пшеницы и факел

бог плодоносящих сил, растительности, виноградарства, виноделия, вдохновения и веселья

Бахус, Вакх

Второстепенные греческие боги

Греческие боги

Функции

Римские боги

Асклепий

«вскрывающий», бог врачевания и медицины, атрибут – посох, увитый змеями

Эрот, Амур

бог любви, «крылатый мальчик», считался порождением темной ночи и светлого дня, Неба и Земли, атрибуты – цветок и лира, позднее – стрелы любви и пылающий факел

«сверкающий глаз ночи», богиня Луны, царица звездного неба, имеет крылья и золотой венец

Персефона

богиня царства мертвых и плодородия

Прозерпина

богиня победы, изображается крылатой или в позе быстрого движения, атрибуты – повязка, венок, позднее – пальма, далее – оружие и трофей

Виктория

богиня вечной юности, изображалась целомудренной девушкой, наливающей нектар

«розоперстая», «прекраснокудрая», «златотронная»богиня утренней зари

богиня счастья, случая и удачи

бог солнца, владелец семи стад коров и семи стад овец

Крон (Хронос)

бог времени, атрибут – серп

богиня неистовой войны

Гипнос (Морфей)

богиня цветов и садов

бог западного ветра, вестник богов

Дике (Фемида)

богиня справедливости, правосудия, атрибуты – весы в правой руке, повязка на глазах, рог изобилия в левой руке; римляне вместо рога вложили в руку богини меч

бог брака, супружеских уз

Талассий

Немезида

крылатая богиня мести и воздаяния, карающая за нарушение общественных и моральных норм, атрибуты – весы и уздечка, меч или плеть, колесница, запряженная грифонами

Адрастея

«златокрылая», богиня радуги

богиня земли

Кроме Олимпа в Греции существовала священная гора Парнас, где обитали музы – 9 сестёр, греческие божества, олицетворявшие поэтическое и музыкальное вдохновение, покровительницы искусств и наук.


Греческие музы

Чему покровительствует

Атрибуты

Каллиопа («красиворечивая»)

муза эпической или героической поэзии

восковая табличка и стилос

(бронзовый стержень для письма)

(«славящая»)

муза истории

свиток папируса или футляр для свитков

(«приятная»)

муза любви или эротической поэзии, лирики и брачных песен

кифа́ра (струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лиры)

(«прекрасноуслаждающая»)

муза музыки и лирической поэзии

авлос (духовой музыкальный инструмент, похожий на свирель с двойным язычком, предшественник гобоя) и сири́нга (музыкальный инструмент, род продольной флейты)

(«небесная»)

муза астрономии

зрительная трубка и лист с небесными знаками

Мельпомена

(«поющая»)

муза трагедии

венок из листьев винограда или

плюща, театральная мантия, трагическая маска, меч или палица.

Терпсихора

(«усладительнотанцующая»)

муза танца

венок на голове, лира и плектр

(медиатор)

Полигимния

(«многопоющая»)

муза священной песни, красноречия, лирического, напева и риторики

(«цветущая»)

муза комедии и буколической поэзии

комическая маска в руках и венок

плюща на голове

Низшие божества в греческой мифологии – это сатиры, нимфы и оры.

Сатиры - (греч. satyroi) – это лесные божества (то же, что на Руси лешие), демоны плодородия, свита Диониса. Их изображали козлоногими, волосатыми, с лошадиными хвостами и маленькими рожками. Сатиры равнодушны к людям, озорные и веселые, они интересовались охотой, вином, преследовали лесных нимф. Другое их увлечение – это музыка, но играли они только на духовых инструментах, издающих резкие, пронзительные звуки, - флейте и свирели. В мифологии олицетворяли грубое, низменное начало в природе и человеке, поэтому их представляли с уродливыми лицами - с тупыми, широкими носами, раздутыми ноздрями, взъерошенными волосами.

Нимфы – (название означает «источник», у римлян - «невеста») олицетворение живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов, духи земной поверхности, проявления природных сил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдали от культурных центров. Изображались в виде красивых молодых девушек с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Они занимаются пряжей, тканьем, поют песни, пляшут на лугах под флейту Пана, охотятся с Артемидой, участвуют в шумных оргиях Диониса, ведут постоянную борьбу с надоедливыми сатирами. В представлении древних греков мир нимф был очень обширен.

Летучих нимф был полон пруд лазурный,
Дриадами одушевлен был сад,
И светлый водный ключ бил искрами из урны
Смеющихся наяд.

Ф. Шиллер

Нимфы гор – ореады ,

нимфы лесов и деревьев – дриады ,

нимфы источников – наяды ,

нимфы океанов – океаниды ,

нимфы моря – нериды ,

нимфы долин – напеи ,

нимфы лугов ‐ лимнады.

Оры – богини времен года, ведали порядком в природе. Стражи Олимпа, то открывающие, то закрывающие его облачные ворота. Их называют привратницами неба. Запрягают коней Гелиоса.

Во многих мифологиях существуют многочисленные чудовища. В древнегреческой мифологии их тоже было немало: Химера, Сфинкс, Лернейская гидра, Ехидна и многие другие.

В том же преддверье толпой теснятся тени чудовищ:

Сциллы двувидные тут и кентавров стада обитают,

Тут Бриарей сторукий живёт, и дракон из Лернейской

Топи шипит, и Химера огнём врагов устрашает,

Гарпии стаей вокруг великанов трехтелых летают…

Вергилий, «Энеида»

Гарпии – это злобные похитительницы детей и человеческих душ, внезапно налетающие и так же внезапно исчезающие, как ветер, наводят ужас на людей. Число их колеблется от двух до пяти; изображаются в виде диких полуженщин-полуптиц отвратительного вида с крыльями и лапами грифа, с длинными острыми когтями, но с головой и грудью женщины.


Горгона Медуза – чудовище с женским лицом и змеями вместо волос, чей взгляд обращал человека в камень. По легенде была красивой девушкой с прекрасными волосами. Посейдон, увидев Медузу и влюбившись, соблазнил её в храме Афины, за что богиня мудрости в гневе превратила волосы горгоны Медузы в змей. Горгону Медузу одолел Персей, и её голова была помещена на эгиду Афины.

Минотавр – чудовище с телом человека и головой быка. Был рожден от неестественной любви Пасифаи (жены царя Миноса) и быка. Минос прятал чудовище в Кносском лабиринте. Каждые восемь лет в лабиринт спускались 7 юношей и 7 девушек, предназначенных Минотавру в качестве жертв. Тесей победил Минотавра, а с помощью Ариадны, давшей ему клубок ниток, выбрался из лабиринта.

Цербер (Кербер) – это трехглавый пес со змеиным хвостом и головами змей на спине, охранял выход из царства Аида, не позволяя умершим возвращаться в царство живых. Был побежден Гераклом во время одного из подвигов.

Сцилла и Харибда – это морские чудовища, находящиеся друг от друга на расстоянии полета стрелы. Харибда – это морской водоворот, который трижды в день поглощает и столько же раз извергает воду. Сцилла («лающая») – чудовище в виде женщины, чья нижняя часть тела была превращена в 6 собачьих голов. Когда корабль проходил мимо скалы, где обитала Сцилла, чудовище, разинув все пасти, похищала с корабля сразу 6 человек. Узкий пролив между Сциллой и Харибдой представлял собой смертельную опасность для всех, кто по нему проплывал.

Также в Древней Греции существовали и другие мифические персонажи.

Пегас – крылатый конь, любимец муз. Летал со скоростью ветра. Оседлать Пегаса означало получить поэтическое вдохновение. Родился у истоков Океана, поэтому был назван Пегасом (с греч. «бурное течение»). По одной из версий он выпрыгнул из туловища горгоны Медузы, после того как Персей отрубил ей голову. Пегас доставлял Зевсу на Олимп громы и молнии от изготавливающего их Гефеста.

Из пены морской, из лазурной волны,

Быстрее стрелы и прекрасней струны,

Летит удивительный сказочный конь

И с лёгкостью ловит небесный огонь!

Он любит плескаться в цветных облаках,

И часто гуляет в волшебных стихах.

Чтоб луч вдохновенья в душе не погас,

Седлаю тебя, белоснежный Пегас!

Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие. Обычно изображался в виде коня с одним рогом, выходящим изо лба. Греки считали, что единорог принадлежит Артемиде – богине охоты. Впоследствии в средневековых легендах существовала версия, что только девственница может укротить его. Поймав единорога, его можно удержать только золотой уздечкой.

Кентавры - дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ, сопровождают Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков. В героических мифах кентавры являются воспитателями героев. Например, Ахилла и Ясона воспитывал кентавр Хирон.

Религия античной Греции имеет две главные характеристики:

Политеизм (многобожие). При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных. Пантеон общегреческих богов сложился в эпоху классики.

Каждое божество в греческом пантеоне выполняло строго определенные функции:

  • · Зевс -- главный бог, властитель неба, громовержец, олицетворял силу и власть
  • · Гера -- жена Зевса, богиня брака, покровительница семьи. Образ Геры вырос из образа богини-коровы, покровительницы Микен
  • · Посейдон -- брат Зевса. Посейдон был древним морским божеством Пелапонесса. Культ Посейдона, вобрав в себя ряд местных культов, стал богом моря и покровителем коней
  • · Афина -- богиня мудрости, справедливой войны. Афина - древнее божество - покровительница городов и городских укреплений. Другое ее имя - Паллада - тоже эпитет, означающий "Потрясательница копья". По классической мифологии, Афина выступает как богиня-воительница, она изображалась в полном вооружении
  • · Афродита -- идеализированное олицетворение женственности, богиня любви и красоты, рожденная из морской пены
  • · Арес -- бог войны
  • · Артемида - одно из наиболее чтимых греками божеств. Обычно полагают, что культ Артемиды возник в Малой Азии, где она считалась покровительницей плодородия. В классической мифологии Артемида выступает, как девственная богиня-охотница, обычно со своей спутницей - ланью
  • · Аполлон в Пелапонессе считался пастушеским божеством. Около Фив почитали Аполлона Исмения: этот эпитет - название местной реки, которую когда-то обожествляли жители. Позднее Аполлон стал одним из самых популярных богов Греции. Его считают воплощением национального духа. Главные функции Аполлона: прорицание будущего, покровительство наукам и искусствам, врачевание, очищение от всякой скверны, божество света, правильного, упорядоченного миропорядка
  • · Гермес -- бог красноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших в царство Аида -- бога подземного царства
  • · Гефест -- бог огня, покровитель ремесленников и особенно кузнецов
  • · Деметра -- богиня плодородия, покровительница земледелия
  • · Гестия -- богиня домашнего очага

Древнегреческие боги жили на заснеженной горе Олимп. Кроме богов существовал культ героев -- полубожеств, родившихся от брака богов и смертных. Гермес, Тезей, Ясон, Орфей являются героями многих древнегреческих поэм и мифов.

Второй особенностью древнегреческой религии является антропоморфизм -- человекоподобие богов.

Древние греки понимали под божеством Абсолют. Космос -- абсолютное божество, а античные боги -- это те идеи, которые воплощаются в космосе, это законы природы, которые им управляют. Поэтому все достоинства и все недостатки природы и человеческой жизни отражаются в богах. Древнегреческие боги имеют облик человека, похожи на него не только внешне, но в поведении: они имеют жен и мужей, вступают во взаимоотношения, подобные человеческим, имеют детей, влюбляются, ревнуют, мстят, т. е. обладают теми же достоинствами и недостатками, что и смертные Можно сказать, что боги -- это абсолютизированные люди. Эта черта повлияла на весь характер древнегреческой цивилизации, определила главную ее черту -- гуманизм.

Антропоморфная сущность богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно материальными средствами -- подарками (в том числе человеческими и иными жертвами), уговорами (то есть обратиться к ним с молитвой, которая, в том числе, может иметь характер самовосхваления или даже обмана) или особыми поступками.

Античная культура вырастает на основе пантеизма древнегреческой религии, который возникает как результат чувственного понимания космоса: идеальные боги являются только обобщением соответствующих областей природы, как разумной, так и неразумной. Это судьба, осознанная как необходимость, и выйти за ее пределы нельзя. Из этого можно сделать вывод, что античная культура развивается под знаком фатализма, который античный человек преодолевает с легкостью, борясь с судьбой, как герой. В этом -- смысл жизни.

Поэтому культ героя особенно характерен для древнегреческой культуры. В античности присутствует удивительный синтез фатализма и героизма, вытекающий из особого понимания свободы. Свобода поступка порождает героизм. Пантеизм и культ героев наиболее ярко выражены в древнегреческой мифологии.

Космогоническая тематика в народных верованиях не занимала заметного места. Идея бога-творца отсутствовала в этой религии. По Гесиоду из Хаоса родилась Земля, Мрак, Ночь, а затем Свет, Эфир, День, Небо, Море и другие великие силы природы. От Неба и Земли родилось старшее поколение богов, а от них уже Зевс и другие олимпийские боги.



error: Контент защищен !!