Нужны ли нашим детям гимназии: мнения «за» и «против. По прописке, но не всегда

Гимназии в Беларуси закрывать не будут, но экзамены для поступления туда после четвертого класса отменят. В гимназии дети будут попадать по территориальному признаку, то есть по прописке. Более того, вплоть до старшей школы в гимназиях и школах будет одинаковая программа.

В Министерстве образования прокомментировали слухи о том, что гимназии будут закрываться. Вчера на этот счет писательница Евгения Пастернак выступила с открытым письмом в адрес министра образования Игоря Карпенко.

- Гимназии закрываться не будут, они останутся как учреждения образования, - сообщила пресс-секретарь Министерства образования Людмила Высоцкая, пишет TUT.BY - Но отменяем экзамены после четвертого класса. Вступительных экзаменов в пятый класс не будет. Пусть люди не тратят деньги и не готовятся. Даже сейчас Василий Иванович Жарко (вице-премьер Беларуси) сказал: скажите всем, что никаких экзаменов после 4-го класса не будет, дети должны иметь одинаковый доступ к получению образования.

В Министерстве образования добавляют, что поступать в гимназии учащиеся будут по территориальному признаку, то есть по прописке.

- А если человек не прописан рядом с гимназией, то как ему туда попасть?

- А зачем «попадать» в гимназию, если в школах и гимназиях будет одинаковая программа?

В Минобразования отмечают, что от обычных школ гимназии будут отличаться программой после девятого класса. После него же будет и профильное образование.

- После девятого класса будет независимый экзамен, и вот тогда уже будет поступление или в гимназию, или дальше, - отмечают в министерстве. - Допустим, я из другой школы и хочу поступить в гимназию. Будут поступать туда не после четвертого класса, а после девятого. Чтобы дети сами мотивированно выбирали себе ту программу обучения, которая им интересна. После девятого - или гимназия, или школа базовая, или профтехучилище. Это уже, считай, взрослый человек, который сам может определиться.

Впрочем, говорит Людмила Высоцкая, вопрос, когда именно будут сдавать экзамены в гимназию, еще решается.

- Может, и после восьмого класса. Тут надо посмотреть, чтобы была подготовка.

В Минобразования отмечают, что министр по поводу гимназий уже принял решение, а вопрос отмены экзаменов после четвертого класса сейчас решают на законодательном уровне. В министерстве отмечают, что учебные планы школ и гимназий уже сейчас имеют минимальные различия:

- В чем различия учебного плана на 2017−2018 учебные годы в гимназиях и школах? В гимназиях на изучение иностранного языка в 5−9-х классах выделяется пять часов против трех часов в школах. И по математике в 8-х и 9-х классах - 5 часов против 4 часов в школах.

Людмила Высоцкая отмечает:

- Сегодня у многих родителей есть заблуждение, что в гимназиях что-то изучается на повышенном уровне по сравнению с обычными школами. Различия минимальные. А хороший коллектив преподавателей сегодня может быть и в обычных школах. А то сегодня мы из гимназий делаем какую-то элиту. Мы хоть и говорим, что все прозрачно при поступлениях в пятый класс в гимназии, но сегодня возможность коррупции никто не отменял. И если слабый ребенок поступает в гимназию, то потом на фоне сильных детей он слишком уж выделяется. Да, в гимназиях есть профильные классы, где идет углубленное обучение, но они же сейчас есть и в обычных школах.

Напомним, что в начале октября этого года вице-премьер Василий Жарко высказывался о возможной отмене вступительных экзаменов в гимназии после четвертых классов.

- Сегодня дети, поступающие после четвертого класса в гимназии, получают стресс и не понимают, зачем им это надо. Я считаю, что дети должны иметь равные условия для получения образования, - заявил он.

Ранее с таким предложением выступил министр образования Игорь Карпенко. Это озвучили на Республиканском педсовете еще в августе 2017 года.

Как правило, педагогическими кадрами и материальной базой. Совершенно точно - вниманием к олимпиадам, интеллектуальным и творческим конкурсам. Традициями: многие гимназии вводят общий элемент формы, проводят «Посвящение в гимназисты», «Дни гимназиста», у всех есть свои уникальные мероприятия.

И нет ничего плохого в том, что ученик чувствует, что он учится в особом учебном заведении. Это не провоцирует зазнайство - это влечёт ответственность.

Но есть самое главное преимущество. И это преимущество можно упомянуть в ответах чуть ли не на все вышестояшие вопросы.

Контингент. Отобранные дети. Мотивированные дети.

Дети, способные учиться и желающие учиться. Конечно, без «чёрных овечек» и в гимназиях не обходится, но детей, которые не тянут программу, не хотят учиться, создают проблемы одноклассникам и учителям, в гимназиях единицы.

Источник фото: gimnazia1.by

И это очень важно. Потому что если в классе есть очень сильные и очень слабые ученики - не вторые будут подтягиваться, а первые опускаться. Доказано неоднократно.

Мнение, что хорошо учиться, получать знания и умения - это «не круто», «бесполезно», «для ботаников, а не для нормальных пацанов» - в гимназических классах встретишь крайне редко. В «среднешкольных» - сплошь и рядом.

Почему в гимназии практически не случается недоборов, почему многие родители и дети готовы тратить время и нервы во время вступительной кампании? Во многом потому, что гимназия - это не просто более качественное образование.

Образование становится более качественным за счет того, что учителю не приходится «воевать» с классом и отдельными учениками, не приходится всех задерживать из-за того, что кто-то тянет процесс назад. За счет того, что ученик знает: его не высмеют и не затравят из-за того, что он хочет учиться, хочет лучше разбираться в предмете.

Что будет, если статус гимназий отменят?

Если школы и гимназии уравняют (да, речь, если руководствоваться словами министра, идёт не об отмене гимназий, а именно об уравнивании в правах, за счёт отмены экзаменов) - атмосфера также отличаться не будет.


Источник фото: gorsovet-ufa.ru

Да, сначала разница останется, так как останутся учителя. Потом учителям будет надоедать воевать с детьми, они начнут искать школы, «где лучше» - и мы все равно постепенно придём к престижным и непрестижным учебным заведениям. Произойдет своеобразный «естественный отбор».

Но за время этого естественного отбора мы уже потеряем многое. Отняв у гимназий возможность отбирать себе учеников, нельзя усилить средние школы. Можно только избавиться от контрастов, сделав всех одинаково серыми.

Создают ли гимназии социальное неравенство?

Социальное неравенство как раз будет, если экзамены отменят. Престижность у вывески «гимназия» сохранится, по крайней мере на первых порах. И есть опасения, что зачислять туда будут «по знакомству» и «по связям».

Сейчас в гимназии (сужу по той, где работаю сам) за одной партой могут сидеть, условно говоря, сын министра и сын слесаря. Причём по поведению их можно вовсе не различить. Потому что существующая «элитность» (так называемая) - это элитность заслуженная, не происхождением, а собственными способностями.

А может быть наоборот. Кстати, если разрешить гимназиям организовывать собственные испытания и собеседования, это тоже панацеей не станет и соблазнов для коррупции будет много.


Источник фото: blagovest-info.ru

Я не идеализирую гимназии. И там встречается всякое. Но атмосфера, существующая в гимназии - это атмосфера, в которой действительно можно учиться. И терять эту атмосферу и эту возможность нельзя ни в коем случае.

Современную белорусскую гимназию нужно менять

Но менять не в сторону уничтожения. Напротив, нужно делать так, чтобы гимназия сильнее отличалась от средней школы.

Вернуть профили, и не со старших классов, а раньше, разрешить деятельность нескольких профилей в одном классе.

Разрешить менять перечень учебных предметов: не отказываться от существующих, а добавлять свои.

Разрешить организовывать учебный процесс по-своему: вводить пары, делить год на триместры, включать в программу собственные зачеты и экзамен.

Я здесь перечисляю не какие-то утопичные вещи. Всё, абсолютно всё это было в белорусских гимназиях девяностых и нулевых, и всё исчезло после реформы 2008 года.

А как у других?

Как известно, с начала этого учебного года в Москве (пока только в Москве, других городов не коснулось) все гимназии переименовали в средние школы. Но именно что переименовали - не стали свертывать особые программы и условия обучения (а в России в этом плане дело обстоит гораздо свободнее, чем у нас).

Школы в Москве по-прежнему совершенно разные, у детей огромный выбор - и стремиться нам нужно к этому, а не к уравниловке и перемене вывесок.

А вы считаете необходимым разделение образования на гимназии и обычные школы?

Гимназии в Беларуси закрывать не будут, но экзамены для поступления туда после четвертого класса отменят. Об этом TUT.BY сообщили в Министерстве образования. В гимназии дети будут попадать по территориальному признаку, то есть по прописке. Более того, вплоть до старшей школы в гимназиях и школах будет одинаковая программа.

Фото носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В Министерстве образования TUT.BY прокомментировали слухи о том, что гимназии будут закрываться. Вчера на этот счет писательница Евгения Пастернак выступила с открытым письмом в адрес министра образования Игоря Карпенко .

— Гимназии закрываться не будут, они останутся как учреждения образования, — сообщила пресс-секретарь Министерства образования Людмила Высоцкая . — Но отменяем экзамены после четвертого класса. Вступительных экзаменов в пятый класс не будет. Пусть люди не тратят деньги и не готовятся. Даже сейчас Василий Иванович Жарко (вице-премьер Беларуси. — Прим. TUT.BY) сказал: скажите всем, что никаких экзаменов после 4-го класса не будет, дети должны иметь одинаковый доступ к получению образования.

В Министерстве образования добавляют, что поступать в гимназии учащиеся будут по территориальному признаку, то есть по прописке.

— А если человек не прописан рядом с гимназией, то как ему туда попасть?

— А зачем «попадать» в гимназию, если в школах и гимназиях будет одинаковая программа?

В Минобразования отмечают, что от обычных школ гимназии будут отличаться программой после девятого класса. После него же будет и профильное образование.

— После девятого класса будет независимый экзамен, и вот тогда уже будет поступление или в гимназию, или дальше, — отмечают в министерстве. — Допустим, я из другой школы и хочу поступить в гимназию. Будут поступать туда не после четвертого класса, а после девятого. Чтобы дети сами мотивированно выбирали себе ту программу обучения, которая им интересна. После девятого — или гимназия, или школа базовая, или профтехучилище. Это уже, считай, взрослый человек, который сам может определиться.

Впрочем, говорит Людмила Высоцкая, вопрос, когда именно будут сдавать экзамены в гимназию, еще решается.

— Может, и после восьмого класса. Тут надо посмотреть, чтобы была подготовка.

В Минобразования отмечают, что министр по поводу гимназий уже принял решение, а вопрос отмены экзаменов после четвертого класса сейчас решают на законодательном уровне.

В министерстве отмечают, что учебные планы школ и гимназий уже сейчас имеют минимальные различия:

— В чем различия учебного плана на 2017−2018 учебные годы в гимназиях и школах? В гимназиях на изучение иностранного языка в 5−9-х классах выделяется пять часов против трех часов в школах. И по математике в 8-х и 9-х классах — 5 часов против 4 часов в школах.

Людмила Высоцкая отмечает:

— Сегодня у многих родителей есть заблуждение, что в гимназиях что-то изучается на повышенном уровне по сравнению с обычными школами. Различия минимальные. А хороший коллектив преподавателей сегодня может быть и в обычных школах. А то сегодня мы из гимназий делаем какую-то элиту. Мы хоть и говорим, что все прозрачно при поступлениях в пятый класс в гимназии, но сегодня возможность коррупции никто не отменял. И если слабый ребенок поступает в гимназию, то потом на фоне сильных детей он слишком уж выделяется. Да, в гимназиях есть профильные классы, где идет углубленное обучение, но они же сейчас есть и в обычных школах.

Напомним, что в начале октября этого года вице-премьер Василий Жарко о возможной отмене вступительных экзаменов в гимназии после четвертых классов.

— Сегодня дети, поступающие после четвертого класса в гимназии, получают стресс и не понимают, зачем им это надо. Я считаю, что дети должны иметь равные условия для получения образования, — заявил он.

Ранее с таким предложением Игорь Карпенко. Это озвучили на Республиканском педсовете еще в августе 2017 года.

Вот, приехали! В новом году сроки экзаменационного поступления в гимназии отодвинули с четвертого на девятый класс. И вот, не к ночи будет сказано, вечером 25 января указ № 30 «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них» был подписан президентом. С инициативой выступил еще накануне учебного года министр образования Игорь Карпенко.

Брестская гимназия № 6. Фото Николая Чеберкуса (из архива)

Свои доводы порталу tut.by он аргументировал так:

Стоит гимназия в микрорайоне, дети пришли в первый класс, отучились 4 года, в результате ученик сдал все экзамены на «9» и не поступил в пятый класс. Что делать с этим ребенком? Родители приходят и говорят: «Так что мне теперь, его возить за три квартала?». Согласитесь, если это произойдет после 9-го класса, то не составит труда ребенку сесть в автобус и поехать в школу.

«Здравствуйте, товарищ министр!»

В августе реплика показалась очередной инициативой, которую проводят через СМИ для проверки общественного мнения. Но во второй четверти стали появляться конкретные даты. Дескать, экзамены в гимназии после четвертого класса отменят уже в следующем учебном году. Министр не стал акцентировать внимание на том, что начальная школа в некоторых гимназиях - вынужденная мера. В Бресте, где это было возможно, начальное звено вывели из-под гимназического крыла. В 1-й ее нет, во 2-й рядом работает начальная школа № 36, в 6-й остался один четвертый класс. Начальную школу постепенно вывели в открытый несколько лет назад рядом комплекс «детский сад - начальная школа». Аргумент про «три квартала» также не выдерживает критики. Время мобильное, семьи постоянно переезжают, а школу для ребенка сохраняют. В нашем Юго-Западном микрорайоне часть юных жителей вообще вынуждены ездить учиться за реку - в родном микрорайоне школы нет.

Родители учащихся брестских гимназий не ждали окончательных решений и написали коллективное обращение в министерство. Перед новым годом в стенах первой гимназии встретились представители Министерства образования, городского управления образования с родителями и педагогами.

От каждой гимназии было по 4-5 человек, - рассказывает один из присутствовавших родителей. - Заместитель начальника управления общего среднего образования министерства Ирина Каржова заверила нас, что окончательное решение еще не принято. Но при этом отметила, что мы пытаемся разделить детей на два сорта - умных и не очень. В свое время в СССР коммунисты, свою приверженность идеологии которых не скрывает и нынешний министр, боролись за то, чтобы не было богатых. Так может, правильней было бы бороться за то, чтобы не было бедных? Так и здесь - вместо того, чтобы уравнивать мотивированных детей и тех, кому надо просто получить общее образование, правильней было бы подтягивать слабых к сильным? Но, приравняв гимназии к школам, этого не достичь.

На встрече, которая длилась полтора часа, родители так и не получили конкретные ответы на свои вопросы. Но смогли донести позицию: учащиеся гимназий могут стать жертвами волюнтаристского мнения чиновников. И если в министерстве их не услышат, готовы противостоять дальше. Гимназии надеются сохранить свой статус и ведут набор на подготовительные курсы...

Или гимназия, или репетиторы

Все это не выдерживает критики, - высказала мнение мама гимназиста-шестиклассника Наталья Федорова. - Министерство говорит о том, чтобы всем дать равные условия для получения образования, но на самом деле еще больше разделяет детей по уровню развития. Ведь если посадить в один класс сильных учеников и тех, кто хуже усваивает учебную программу, то учителя начнут равняться на более слабых учеников, и одаренные дети будут страдать. Мой сын учился в гимназии с первого класса. После четвертого экзамены в пятый сдали почти все, ушли только четыре человека, но они на самом деле не тянули программу. Учебные планы при этом не отличались от тех, что существуют в общеобразовательной школе. Единственное, у нас изначально было больше иностранного языка, и сейчас сын может свободно изъясняться по-английски. Если гимназию уравняют с общеобразовательными школами, то нам ничего не останется, как уйти и оплачивать репетиторов. Мы живем в пригороде, график работы позволяет мне возить и забирать сына из города. Но я знаю, что не каждая семья детей нашего класса может позволить себе такую роскошь.

В недавнем прошлом преподаватель иностранного языка одной из брестских гимназий, а сейчас репетитор частного центра Нина Токарчук высказывается однозначно:

Это не в гимназии хотят отменить экзамены, а совсем отменить гимназии как явление. Все будут средними общеобразовательными школами. Мое мнение - это просто добьет систему. Станет не к чему стремиться тем «звездочкам», которые хотят и могут учиться. За 20 лет работы в системе образования я видела многое, точно знаю, что такое базовые классы обычной школы, что такое гимназии, а что такое специализированные школы и классы, где отбор, профильные классы. И я знаю, что никогда не будет уровень самого сильного ребенка из общеобразовательной школы таким же, как в гимназии или лицее. Потому что если из 30 ребят могут и хотят учиться 2-3, то учитель работать будет на остальных 27, хорошо, если середнячков, а вот когда сильных 25, тогда сразу совсем другой коленкор. Через 2-3 года учебы в гимназии они уже опережают общеобразовательные школы и по общему уровню развития, и по результатам. И не догонят дети за два года перед поступлением, когда вдруг мотивация просыпается, всех тех, которые учились изначально на результат.

Цифры скажут все

Министерство образования на какое-то время взяло паузу по вопросу гимназий. Но известный репетитор Евгений Ливянт в паре с детскими писателями Евгенией Пастернак и Андреем Жвалевским делают все, чтобы этот вопрос не замолчали. В январе на полках книжных магазинов появились традиционные сборники диктантов для четвертых классов. Раньше они издавались с припиской «для подготовки к поступлению в гимназии», теперь эту фразу вымарали. О чем это говорит?

В пользу гимназий лучше всего скажут результаты последней предметной олимпиады, областной этап которой проходил с 8 по 11 января.

По математике из 11 призеров учащихся 11 классов четверо учатся в гимназиях, пятеро в лицеях и только двое в школах. Среди десятиклассников семь гимназистов, два лицеиста и двое - учащиеся общеобразовательных школ. Среди восьмиклассников лицеистов нет, здесь 8 дипломов на области получили гимназисты, и только три - учащиеся школ. Расстановка сил по другим предметам примерно такая же.

Четкого аргумента в пользу того, чтобы фактически упразднить гимназии, у министерства нет. Волнения о том, чтобы пятиклашке было легче добираться до школы, - не забота министерства. Стрессы, которые могут спровоцировать экзамены, - также на совести родителей. В гимназиях нагрузка и требования в разы выше, поэтому ребенок должен быть не просто умным, но и устойчивым. А вот если мотивированным школьникам придется для подготовки нанимать репетиторов, то тут уже возникает соревнование толщины родительских кошельков. С социальной справедливостью такой расклад имеет мало общего.

Мнение

Евгения ПАСТЕРНАК, детский писатель, направила открытое письмо министру Игорю Карпенко:

«Игорь Васильевич, в чем социальная несправедливость гимназий? Гимназии бесплатны, поступить в них может каждый. Да, могут быть претензии к экзаменам, так с экзаменами и надо разбираться, усовершенствовать их, но гимназии - это единственное, что хоть как-то дифференцирует обучение в нашей стране. Более того, в гимназию можно перейти в любом классе. Не поступил в пятом - можно пробовать и в шестом, и в седьмом...»

Экзамены в 5-й класс гимназий все-таки отменили. Лукашенко 25 января подписал указ №30 «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучения в них».

Указом устанавливается, что набор в 5-е классы гимназий будет осуществляться без проведения вступительных испытаний . Все учащиеся, которые завершат обучение в 4-м классе гимназии, смогут продолжить обучение в 5-м классе этой же гимназии.

Отмена экзаменов позволит снять неоправданную психологическую и эмоциональную нагрузку на учащихся начальных классов, что в целом будет способствовать сохранению их здоровья, сообщает пресс-служба Президента.

Будут ли отбирать учеников и сохранят ли гимназии свой статус, tut.by объяснила замминистра образования Раиса Сидоренко.

Гимназии сохранят свой статус?

По словам Раисы Сидоренко, гимназии останутся гимназиями - «у них есть традиции».

Мы полагаем, что это возможность для развития гимназий, - говорит замминистра. - Не только по иностранному языку, но и по другим предметам.

Разница в зарплатах учителей гимназии и школ сохранится.

В чем теперь будет заключаться разница между школой и гимназией?

Гимназии будут отличаться от школы программой 10-11-го класса. Как рассказала Раиса Сидоренко, после 9 класса школьники будут сдавать независимый экзамен, по его результатам будут зачислять в 10-11-й класс. В гимназиях предметы в старших классах будут изучаться только на повышенном уровне. А в школах будет и повышенный, и базовый уровень.

Независимый экзамен после 9 класса планируют ввести через два года.

Нынешние девятиклассники гимназий (до введения независимого экзамена) просто будут продолжать обучение в 10-м классе. А что будет с теми, кто поступал в пятый класс гимназии и к 10-му классу должен будет проходить еще один отбор, пока не решили.

Останется ли в гимназии прежняя программа?

В гимназиях и в обычных школах учебные программы сейчас абсолютно одинаковые, никаких особых программ для гимназий с 2008 года нет, говорит Раиса Сидоренко.

Количество часов, которым отличается гимназия от школы, - два, они выделены на изучение иностранного языка. Мы предлагаем эти два часа освободить от привязки к иностранному языку. Эти два часа останутся, но сама гимназия будет определять, на какие предметы они пойдут - это может быть иностранный язык, математика, физика с 8 класса и пр. Мы эти два часа разрешаем использовать и в любой школе, - объясняет замминистра.

В 2015 году в стране вернули обучение на повышенном уровне учебных предметов, но только в 10-11 классе. Сейчас углубленное обучение вернут и в 5-9-е классы.

Решение, которое мы примем сейчас, - это выделение дополнительных часов на подготовку к повышенному изучению предметов в 5-9 классе.

Сейчас в гимназиях количество учеников в классе меньше, чем в школе. Это ограничение останется?

Количество учеников в классе привяжут к санитарно-гигиеническим требованиям, а не к тому, в школе или в гимназии учится ребенок.

Так в гимназию можно будет попасть только по прописке?

И да, и нет.

Все школьники четвертого класса переходят в пятый класс без какой-либо проверки, испытания, - говорит Раиса Сидоренко. - Что касается приема в первый класс, то уже сегодня мы принимаем в гимназии по месту проживания родителей. Это основной действующий принцип.

Даже для гимназий, рядом с которыми мало жилых домов (например, языковая гимназия №24), определят район, школьники из которого смогут претендовать на место в престижном учебном заведении.

Тем не менее попасть в гимназию можно будет и не по прописке.

В будущем, в принципе, очень жестко требовать это от учреждений образования не стоит, - заметила замминистра.

В гимназию, по ее словам, примут и без учета регистрации, «если есть свободные места».

Ребенок привязан к школе не исключительно по прописке, - объяснила Раиса Сидоренко. - Если он выбрал другую школу, где есть места, то он может продолжить обучение там.

Что делать тем, кто планировал в этом году поступать в гимназию и не относится к ней по прописке?

Идти в школу, - посоветовала замминистра образования. - Родителям надо сказать администрации школы, что они хотели бы, чтобы у них был организован класс с повышенным изучением предмета. После изучения возможностей школы будет принято решение об открытии классов с повышенным уровнем изучения.

Как будут отбирать детей в гимназии, в которых нет первых классов?

Сейчас в 28 гимназиях нет младшей школы. В них откроют 1-4-й класс.

Мы предусматриваем, что в любой гимназии будет начальная школа.

Местные власти должны решить, сколько школа может принять первых классов. Они будут открываться с учетом детей, которые живут микрорайоне.

Смогут ли вернуться в гимназию те, кто в прошлом году не поступил, а относится к ней по прописке?

Смогут, если «есть свободные места».

А если «мест нет», а сменить школу хочется?

Надо обращаться в отдел образования, чтобы там подсказали, где есть класс с углубленным изучением нужного предмета, - посоветовала замминистра.

В гимназиях окажутся дети с разным уровнем знаний. Как быть учителям?

Замминистра образования уверена, что «этот момент - в руках учителя». Он должен создать условия для развития ребенка, у которого результаты ниже, и для ребенка, у кого знания выше.

Кстати, сейчас разница между уровнем образования школьников и гимназистов есть. Средний балл по ЦТ у выпускников обычных школ - 37 баллов, у школ, где предметы изучают на повышенном уровне, - 53 балла, у гимназий - 59 баллов.



error: Контент защищен !!