Хаммурапи определение. Вавилон в правление хаммурапи

Закон — это строгое, непререкаемое предписание, веление, обязательное к исполнению всеми гражданами данного государства. На нашем сегодняшнем занятии мы рассмотрим самые древние законы, узнаем, как и за что судили людей в древности.

Предыстория

В III тыс. до н.э. в Двуречье (Месопотамии) возникают первые города-государства (см. урок ). В начале II тыс. до н.э. государства Двуречья вели друг с другом изнурительные войны. В результате этих войн наиболее сильным и могущественным царством становится Вавилон (от шумер. «врата бога»). Расцвет Вавилонского царства приходится на период правления царя Хаммурапи в XVIII в. до н.э.

События

1792-1750 гг. до н.э. - правление царя Хаммурапи. Был создан первый известный письменный свод законов. Они получили название законы Хаммурапи (Кодекс Хаммурапи). Законы Хаммурапи были высечены на базальтовом столбе. На эти законы жители Вавилонии должны были ориентироваться при решении любых споров.

  • принцип «око за око, зуб за зуб»;
  • неравенство перед законом. Рабы не обладали теми же правами, что свободные люди. За оскорбление свободного человека рабу отрезали ухо;
  • долговое рабство. Человек мог попасть в рабство за долги, но срок его службы Хаммурапи ограничил тремя годами. По истечении трёх лет должник снова обретал свободу. Текст законов .

Решая спор, жители Вавилона часто стремились узнать волю богов. Для этого подозреваемого в совершении преступления бросали в реку. Если человек тонул (бог реки забирал его к себе), то его считали виновным.

Участники

Город, куда мы отправимся, располагался в очень удобном месте, в самом центре Двуречья на левом берегу реки Евфрата, и назывался он Вавилон. Имея такое выгодное расположение, Вавилон был крупным торговым центром. По реке купцы доставляли товары из разных стран. Город был защищен стенами, длина которых составляла 12 км (рис. 1).

Рис. 1. Древний Вавилон ()

Перед нами ворота Иштар — центральные ворота в город. Вдалеке храм Мардука. Там было создано 7-е чудо света — висячие сады, они были построены для жены царя Навуходоносора в VI в. до н. э. Сады размещались на обширных террасах четырехъярусной башни. Ярусы садов поднимались уступами, соединяясь между собой лестницами. Для поливки садов сотни рабов целый день качали воду из Евфрата, вращая громадное водоподъемное колесо. Их аромат, тень и прохлада в безлесной и плоской Вавилонии казались чудом (рис. 2).

Рис. 2. Висячие сады Семирамиды ()

Вавилон из небольшого городка превращается в ведущую державу Месопотамии. И самым могущественным царем вавилонского царства был Хаммурапи. Хаммурапи, шестой царь первой династии Вавилонии, правил в 1792-1750 гг. до н. э. Он был выдающимся государственным деятелем, изворотливым и хитрым дипломатом, крупным полководцем, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором. За 35 лет своего правления ему удалось создать обширную вавилонскую державу, раскинувшуюся по всей территории Месопотамии. Как и египетский фараон, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу вельможам, сборщикам налогов, воинам, пастухам царских стад. Будучи верховным правителем государства, царь Хаммурапи составил законы, по которым должны были жить в его государстве. Стела с законами Хаммурапи представляет собой двухметровый столб из черного базальта. В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия, вручает царю судейский жезл и кольцо — знак власти над людьми. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом (рис. 3). Копии законов имелись во всех городах Вавилонского царства. Значение законов Хаммурапи выходит далеко за пределы правления самого царя. Они стали своеобразной энциклопедией вавилонской жизни, по которой можно узнать, как жили древние вавилоняне, и легли в основу вавилонского права на многие столетия.

Рис. 3. Законы Хаммурапи ()

По законам царя Хаммурапи, судьи должны были разбирать споры между людьми. И жители Вавилона знали, что за нарушение законов их постигнет суровое наказание. В надписи на камне царь угрожает будущим правителям, которые посмеют выскоблить или изменить законы. Боги тогда нашлют на всю страну врагов, голод и потоп, и заразные болезни. Ведь царские законы — это воля богов.

Порою судьям приходилось прямо спрашивать у богов, как решить то или иное дело. Ведь не всегда удавалось найти свидетелей преступления. Обвиняемого тогда вели к реке и заставляли погрузиться в воду. Если он тонул, значит, бог реки забрал его к себе как виноватого. Если же ему удавалось выплыть, то он чист перед богами и невиновен.

В Древней Вавилонии преступников обычно заставляли испытать то же самое, что они причиняли своей жертве, — «око за око, зуб за зуб» (рис. 4).

Но не все в Вавилоне были равны перед законом. Когда в законах Хаммурапи говорилось «человек», то имелись в виду лишь свободные люди. Если раб оскорблял свободного человека, то ему отрезали ухо, чтобы не лишить раба возможности трудиться, и чтобы все знали, что это строптивый раб. Рабов покупали и продавали, как домашнюю скотину и всякое иное имущество. А если по чьей-либо вине раб потерял жизнь, то виновный должен был заплатить цену раба или отдать своего раба.


Рис. 4. Из законов царя Хаммурапи

В Вавилоне было распространено долговое рабство. Богатые люди давали в долг беднякам зерно с тем условием, что через определенное время долг должен быть возвращен с излишком. Некоторые люди наживались на том, что давали имущество «в рост». Их называли ростовщиками. Порою приходил срок возврата долгов, а платить бедняку было нечем. Тогда приходилось должнику отдавать богачу своих детей или жену в счет уплаты долга. По законам Хаммурапи, «работать на хозяина они должны лишь три года, а потом их следует отпустить на свободу». Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Исторический факультет ().
  2. 100men.ru ().
  3. Древний мир ().

Домашнее задание

  1. Когда Вавилон становится самым могущественным городом Двуречья?
  2. Почему в законах Хаммурапи применялись жестокие меры наказания?
  3. Можно ли назвать законы Хаммурапи справедливыми?
  4. Распространялись ли законы Хаммурапи на рабов?

Археология во все времена открывала перед человечеством секреты прошлой жизни. Одной из самых ценных находок, сделанной в начале 20 века на территории древнего города Сузы, стали высеченные на каменном столбе правила, которые позже были названы законами Хаммурапи. Что представляет собой этот своеобразный кодекс, и кем был его создатель? Об этом мы расскажем прямо сейчас.

Кто такой Хаммурапи: краткая биография

О древнего Вавилонского государства, до восхождения на престол известно немногое. В 1793 году до нашей эры он стал единоличным правителем своей пока небольшой империи. Практически сразу он занялся подготовкой к захватнической войне против окружающих его городов-государств: Ларсы, Исина, Малгиума, Рапикума и Урука. Его планы были реализованы к концу 1781 года но нашей эры, в результате чего Хаммурапи объединил земли Нижней Месопотамии в мощную империю, не знавшую поражений.

Утверждение царской власти и огромное влияние своей империи на экономику и товарно-денежные отношения в регионе ещё больше укрепило его единоличную власть. Однако не этими завоевательными походами прославился царь.

Настоящим достижением того времени стало создание своеобразной конституции - законов Хаммурапи. Высеченные на каменном столбе правила, по которым в то время жил Вавилон, стали не только историческим памятником, но и неплохим источником сведений об устройстве государства и светской жизни в ту эпоху.

Внешний вид каменного столба с законами

Написаны на шумерском языке, алфавит которого больше всего напоминает клинопись. Высеченные на каменном столбе правила прекрасно сохранились, что позволило досконально изучить все тонкости правового и государственного устройства Вавилона в период правления создателя законов, а также на протяжении многих веков после его смерти.

Сам столб изготовлен из базальта, довольно прочного камня. Его верхняя лицевая часть увенчана барельефным изображением Хаммурапи, получающим от бога солнца Шамаша те самые законы.

Вся остальная поверхность испещрена письменами, излагающими то, как должен жить человек в государстве, чем руководствоваться при совершении любых сделок, заключении или расторжении брака, а также указаны основные меры наказания при проступках. Текст поделён на три условные части: введение, 282 правила и заключение. Стоит заметить, что высеченные на каменном столбе правила сохранились не полностью: 35 из них были стёрты. Однако их удалось восстановить с помощью документов, сохранившихся в библиотеке царя Ассирии Ашшурбанипала.

Законы царя Хаммурапи: какие сферы жизни регулировали правила

Хаммурапи, судя по изложенным на базальтовом столбе правилам, старался урегулировать практически все сферы жизни в своём государстве. Законы содержат множество пунктов в области торговых отношений, в частности ответственность продавца за продажу некачественного товара, в том числе ювелирных изделий, ткани и даже кораблей. Высеченные на каменном столбе правила достаточно подробно разъясняют и последствия любых преступных деяний, будь то кража, преднамеренное или случайное убийство или чародейство. Кроме того, они предусматривают ответственность и за лжесвидетельство. Немалая доля законов посвящена институту брака и семейному праву, а также имущественным отношениям.

Историческая ценность законов Хаммурапи

Об исторической ценности законов Хаммурапи можно судить лишь по тому, что это единственный хорошо сохранившийся источник, который позволил узнать не только о древневавилонском, но и о древневосточном праве вообще. Учёные пришли к выводу, что царь Вавилонского государства взял за основу своих законов те правила, которые царили в обществе на тот момент, но не везде были обязательными в исполнении. Также законы Хаммурапи позволили понять многие стороны жизни населения в Месопотамии во 2-м тысячелетии до нашей эры.

Хаммурапи был царём Вавилона, который прославился как искусный правитель, политик, полководец и всесторонне развитая личность, принесшая своей стране возвышение и славу. Недаром его имя буквально переводится как «целитель» и «дарующий жизнь». Хаммурапи был шестым царём первой Вавилонской династии и правил с 1793 по 1750 год до н.э. Сначала своего правления он зарекомендовал себя как добропорядочный человек, отменяя долги, прощая подданных и увеличивая страну благодаря градостроительству. Спустя несколько лет, царю Хаммурапи захотелось немного расширить границы своего могущества, и он начал захватывать близлежащие селения. Всё оставшееся время правления прошло в войнах, первые 20 лет они были более-менее мирными, без особых столкновений с главными правительствами Месопотамии, а вот последние 14 лет - кровавыми, с историческими врагами Вавилона.

За всю историю правления Хаммурапи показал себя как гениальный и справедливый полководец, но прославился он не только войнами, но и своей хозяйственной деятельностью. Царь строго упорядочил и централизовал административную систему, и, исходя из этого, малейшие хозяйственные вопросы государства решались исключительно правителем Вавилона, и он, в свою очередь, с удовольствием и вниманием их решал. Он вёл активную переписку с чиновниками, вводил новшества в правление, которые давали всегда положительные результаты, вёл активную просветительскую деятельность среди разных слоёв населения государства. При правлении именно этого царя произошел чрезвычайный рост товарно-денежных отношений и усиление торговли. Особое внимание Хаммурапи уделял орошению земли и постройке новых водных каналов, что, безусловно, принесло свои плоды. Современниками был оценён вклад Хаммурапи в историю, его масштабная законодательная и реформаторская деятельность. Умер царь Хаммурапи в старости от множества болезней, атаковавших его организм.

Законы Хаммурапи

В конце своего правления царь Хаммурапи приказал высечь на чёрном столбе из базальта свод законов. Этот «сборник» является одним из древнейших сокровищ за всю историю существования человечества. Законы были выбиты клинописью, древнейшим способом письма, на классическом диалекте в Вавилоне, употребляемом в те времена. На вершине легендарного столба изображен сам царь Вавилонии - Хаммурапи, которому бог солнца вручает законы. Обе стороны столба полностью покрыты надписями законов с общим количеством 282 постановлений. Все законы вытекают из шумерских традиций и являются основными по всей Месопотамии тех времён. Большая часть законов обращена на регулирование хозяйственных, административных, экономических и семейных отношений. Несмотря на суровость законов, общие их черты до сих пор и сегодня применимы и применяемы.

Более 600 лет столб с высеченными на нём законами стоял неподвижным, и только по истечению этого времени его забрали в качестве трофея эламиты, напавшие на Вавилон. Вскоре столб затерялся, и был найден археологами лишь в 1901-1902 годах с недостающими отбитыми 36 законами. На данный момент свод законов Хаммурапи является древнейшим первоисточником права, найденным до сих пор. Столб законов со дня находки и по сей день занимает почётное место в музее Лувра, а его точная копия хранится в Москве в музее слепков им. И.В.Цветаева.

Хаммурапи взошел на трон очень молодым. Как и многие цари Двуречья до него, он начал свое царствование с традиционного мероприятия - установления справедливости, то есть отмены долгов и прощения недоимок. Следующие шесть лет он посвятил храмовому строительству. Все это время Хаммурапи, видимо, тайно подготавливал войну против Ларсы, царь которой Рим-Син был в то время самым могущественным государем Месопотамии. В 1787 г. до Р. Х. вавилоняне, внезапно напав, захватили Иссин и Урук. Но в следующие годы Рим-Сину удалось вернуть утерянные города, после чего между двумя государствами на четверть века установился мир. Для Вавилонии это были годы бурного расцвета.

Под управлением Хаммурапи страна быстро крепла и богатела. В 1768 г. до Р. Х. он провел важную административную реформу, в результате которой было урезано самоуправление местных общин и значительно укрепилась царская власть. Все храмы в административном и хозяйственном отношении оказались подчинены царю, а страна была разделена на области, управляемые царскими чиновниками. Хаммурапи упорядочил сбор налогов, запретил продажу земли и ограничил частную торговлю. Очень много сил отдал Хаммурапи совершенствованию законодательства. Делом всей его жизни стало создание знаменитого сборника законов, который составлялся и редактировался до самой его смерти. Этот свод считается крупнейшим и важнейшим памятником права древней Месопотамии и представляет собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных норм права. По своей продуманности, логичности и последовательности кодекс Хаммурапи на протяжении многих веков не имел себе равных в законодательной практике Древнего Востока.

В 1764 г. до Р. Х. Хаммурапи возобновил войны с соседями и сокрушил их молниеносными ударами одного за другим. Прежде всего он разбил соединенную армию Эшнуны, Малгиума и Элама. Этой победой, по словам Хаммурапи, он утвердил основание царства Шумера и Аккада. Действительно, обеспечив себе фланг со стороны гор, царь Вавилонии выступил против престарелого царя Ларсы Рим-Сина. Заняв Ниппур, вавилоняне в 1763 г. до Р. Х. подошли к стенам Ларсы. Через несколько месяцев столица пала, Рим-Син был низложен, а вся его огромная страна присоединена к Вавилонии. В 1762 г. до Р. Х. Хаммурапи вновь выступил против северян. В 1761 г. до Р. Х. были захвачены Малгиум и царство Мари. В 1757 г. до Р. Х. вавилоняне взяли ассирийские города на Тигре - Ашшур и Ниневию. В 1756 г. до Р. Х. власть Хаммурапи признала Эшнуна. Таким образом, возникло невиданное по своим размерам государство, охватывающее всю Нижнюю и значительную часть Верхней Месопотамии.

Расширение границ

В 1782 году дон.э. он разорил город Малгиум близ устья реки Диялы. Известно, что Хаммурапи отверг предложение союза со стороны Эшнунны и вскоре лично встретился и заключил союз с её заклятым врагом Шамши-Ададом I. тогда бесспорно самым могущественным из месопотамских царей. Предположительно, что договор этот ставил Хаммурапи в несколько зависимое положение, но зато дал, видимо, возможность собраться с силами. За союз с Шамши-Ададом Хаммурапи выговорил себе у того города Туттуль и Рапикум на Среднем Евфрате. Прежде чем Рапикум перешёл к Шамши-Ададу. он был самостоятельным городом-государством и союзником Эшнунны. В 1781 году дон.э. Хаммурапи присоединил Рапикум к своему царству.

Затем Хаммурапи ведёт длительную подготовку к дальнейшим наступательным войнам, но учитывая силу соперников, строит и у себя мощные укрепления, из которых особо важной была, вероятно, «главная стена против горной страны» . то есть, надо думать, обеспечивающая тыл против пастушеских племен высокой степи. После смерти Шамши-Адада Хаммурапи способствовал возвращению на престол Мари Зимри-Лима и изгнанию оттуда сына Шамши-Адада Ясмах-Адада. В дальнейшем между Хаммурапи и Зимри-Лимом был заключен союзный договор. Около 1768 до н.э. Хаммурапи провёл важнейшую административную реформу, сводившуюся к значительному укреплению царской власти и царского хозяйства. Был ли тогда издан первый вариант его законов, неясно.

Источники: 900igr.net, dic.academic.ru, razuznai.ru, interpretive.ru, ancient-east.do.am

Лунный заговор

В процессе освоения нашего естественного спутника, на него было отправлено множество автоматических аппаратов, однако кульминационным моментом, конечно, считается...

Александр Невский

Сын князя Ярослава Всеволодовича, внук великого князя владимирского Всеволода III Большое Гнездо. Правил в Переяславле, а...

Простые эмоции - залог счастья

Зачастую люди думают, что при приобретении того, что многие считают источником счастья жизнь, станет гораздо лучше, а...

Хаммурапи (1792--1750 гг. до н.э.) - самый известный из всех правителей древней Месопотамии. Известность получил благодаря дошедшему до нас Кодексу законов, а также успешным завоеваниям, позволившим ему объединить под своей властью практически всю Месопотамию.

Хаммурапи -- шестой царь первой Вавилонской династии. Амореи вторгаются на территорию Месопотамии на рубеже III-II тыс. до н.э., что приводит к гибели Царства Шумера и Аккада (Ур III династии). На захваченной амореями территории возникают враждующие между собой княжества. В начале II тыс. до н.э. небольшое аморейское племя яхрурум захватывает северную часть царства Иссин и создает здесь самостоятельное государство, столицей которого становится город Вавилон.

Хаммурапи был шестым и самым знаменитым царем I династии (1792-1750). Он вступил на престол в молодом возрасте после смерти своего отца Синмубаллита. Будучи еще наследником престола, Хаммурапи принимал активное участие в государственных делах и выполнял важные административные обязанности. Размеры, местоположение, военная сила государства, унаследованного Хаммурапи, делали его одним из сильнейших царей в Вавилонии.

Важнейшим направлением политической деятельности Хаммурапи, которое он также унаследовал от своих предков, было стремление добиться контроля над распределением вод Евфрата. Такая политика вела к столкновению с царством Ларса, располагавшимся в менее выгодном положении вниз по течению Евфрата. Первые попытки в этом направлении Хаммурапи предпринял в самом начале своего царствования.

Хаммурапи сразу же попытался отвоевать Ур и Иссин, но не смог там укрепиться и перенес направление своей военной деятельности на север и на восток. В последующие 20 лет между важнейшими царствами Месопотамии - Мари, Ашшуром, Эшнунной, Вавилоном и Ларсой - почти не происходило прямых военных столкновений, однако подспудно велась активнейшая политическая деятельность по привлечению союзников, составлению коалиций, укреплению приграничных крепостей.

Зато последние 14 лет правления Хаммурапи были заполнены беспрерывными войнами. В 1764 г. Хаммурапи разгромил коалицию, включавшую Ашшур, Эшнунну и Элам - главные силы на восток от Тигра, грозившие закрыть ему доступ к металлопроизводящим территориям Ирана.

В 1763 г. Хаммурапи начал давно подготавливавшиеся исподволь военные действия против Ларсы. В этой войне он, по-видимому, успешно использовал стратегию, когда-то примененную его отцом. Хаммурапи сумел перегородить плотиной воды главного канала, снабжавшего Ларсу водой, а затем внезапно открыл дамбу, чтобы вызвать опустошительное наводнение, либо просто задержал воду - главный источник жизни. Осада г. Ларса - последнего укрепления Рим-Сина, - длившаяся несколько месяцев, закончилась полной победой Хаммурапи.

После разгрома Ларсы Хаммурапи был вовлечен в военные действия на восточных окраинах своего государства, а в 1761 г. он наступил против своего долговременного союзника Зимрилима, царя Мари. Причины этой войны против города, располагавшегося почти в 500 км от Вавилона, которым правил верный союзник Вавилона, нам неизвестны. Либо это опять была война за контроль над водными ресурсами, либо попытка перехватить у Мари контроль над пересечением важных торговых путей.

Двумя годами позже Хаммурапи снова, в третий раз, направил свои войска к востоку и во время этого военного похода окончательно разгромил Эшнунну. Эта победа, по-видимому, была достигнута тем же способом, что и победа над Ларсой, - перекрытием водных источников. Разгром Эшнунни был последней крупной победой Хаммурапи.

Однако в результате этой победы Хаммурапи разрушил последнюю преграду, отделявшую от Вавиловии народы Востока, среди которых были, вероятно, и касситы, завоевавшие Вавилонию 160 лет спустя.

Административная система государства была упорядочена и строго централизована, так что нити управления всеми сторонами хозяйственной жизни в конечном счете сходились в руках царя, который вникал во все вопросы. Придавая большое значение личному участию в делах, Хаммурапи вел интенсивную переписку с чиновниками на местах; нередко и частные лица со своими жалобами или проблемами обращались прямо к нему.

Была проведена важная судебная реформа, которая внедряла единообразие в судопроизводстве; роль царя в нем усилилась. Во все большие города, где раньше действовали только храмовые и общинные суды, были назначены царские судьи из числа чиновников, подчиненных непосредственно царю. Храмы с их обширными хозяйствами, занимавшими значительную часть территории Месопотамии, которые после падения III династии Ура пользовались большой самостоятельностью, были вновь в административном и хозяйственном отношении полностью подчинены царю. На большей части территории государства была совершенно запрещена продажа земли, кроме городских участков.

Реформаторская и законодательная деятельность Хаммурапи, грандиозная по своим масштабам и целенаправленности, произвела большое впечатление на современников и надолго осталась в памяти потомков.

Однако эти меры, часто новаторские по форме и способу проведения, по сути своей были направлены не на обновление общества, а на поддержание традиционных общественных институтов, таких, как натуральное хозяйство, общинная собственность на землю и т.п., и не затрагивали экономической основы общества: характер производства и уровень развития производительных сил в старовавилонской Месопотамии оставались в принципе теми же, что и в Шумере. Хаммурапи был одним из самых выдающихся деятелей в истории древней Месопотамии.

Его личные качества сыграли немалую роль в возвышении Вавилона и сохранении им долгое время своей власти над значительной частью Двуречья.

Однако те же силы, которые подточили государство III династии Ура и привели его к упадку, продолжали действовать в Месопотамии и после образования Вавилонского государства. Экономические интересы разных частей Вавилонии были различны, и только ценой больших усилий Хаммурапи и его преемникам удавалось некоторое время удерживать всю завоеванную территорию в своих руках.



error: Контент защищен !!