Устав о чтении канонов в воскресные и праздничные дни.

Канон Воскресению Христову

Тропарь, глас 5

Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ / и сущим во гробех живот даровав.

Первый стих: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, / и да бежат от Лица Его ненавидящии Его.
И на кийждо стих мы поем тропарь: Христос воскресе: весь по единожды.
Вторый стих: Яко исчезает дым, да исчезнут, / яко тает воск от лица огня.
Третий стих:
Четвертый стих:

Слава: Христос воскресе:
И ныне: Христос воскресе:



Песнь 1

Ирмос: Воскресения день, / просветимся, людие. / Пасха, Господня Пасха: / от смерти бо к жизни, / и от земли к небеси, / Христос Бог нас преведе, / победную поющия.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Очистим чувствия, и узрим / неприступным светом / Воскресения, Христа / блистающася, / и радуйтеся, рекуща, / ясно да услышим, / победную поюще.

Припев : Христос воскресе из мертвых.
Небеса убо достойно да веселятся, / земля же да радуется, / да празднует же мир, / видимый же весь и невидимый: / Христос бо воста, / веселие вечное.

Припев :
Умерщвления предел сломила еси, / вечную жизнь рождшая Христа, из гроба возсиявшаго днесь, / Дево Всенепорочная, и мир просветившаго.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Воскресшаго видевши Сына Твоего и Бога, / радуйся со апостолы Богоблагодатная чистая: / и еже радуйся первее, яко всех радости вина, / восприяла еси, Богомати Всенепорочная.

Песнь 3

Ирмос: Приидите, пиво пием новое, / не от камене неплодна чудодеемое, / но нетления источник / из гроба одождивша Христа, / в Немже утверждаемся.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Ныне вся исполнишася света, / небо же и земля, и преисподняя: / да празднует убо вся тварь / востание Христово, / в немже утверждается.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Вчера спогребохся Тебе Христе, / совостаю днесь / воскресшу Тебе, / сраспинахся Тебе вчера, / Сам мя спрослави Спасе во Царствии Твоем.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
На нетленную жизнь / прихожду днесь благостию рождшагося из Тебе, Чистая, / и всем концем свет облиставшаго.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Бога, Егоже родила еси плотию, из мертвых, / якоже рече, воставша видевши, Чистая, ликуй, / и Сего яко Бога Пречистая возвеличай.

Ипакои, глас 4

Предварившия утро яже о Марии, / и обретшия камень отвален от гроба, / слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго, / с мертвыми что ищете, яко человека? / Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, / яко воста Господь, умертвивый смерть, / яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Песнь 4

Ирмос: На Божественней стражи / богоглаголивый Аввакум / да станет с нами, и покажет / светоносна Ангела, / ясно глаголюща: / днесь спасение миру, / яко воскресе Христос, / яко всесилен.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Мужеский убо пол, / яко разверзый девственную утробу, / явися Христос: / яко человек же, / Агнец наречеся: / непорочен же, / яко невкусен скверны, / наша Пасха, / и яко Бог истинен / совершен речеся.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Яко единолетный агнец, / благословенный нам венец Христос, / волею за всех заклан бысть, / Пасха чистительная, / и паки из гроба красное / правды нам возсия Солнце.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Богоотец убо Давид / пред сенным ковчегом скакаше играя, / людие же Божии святии, / образов сбытие зряще, / веселимся Божественне, / яко воскресе Христос, / яко Всесилен.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Создавый Адама, Твоего праотца, Чистая, / зиждется от Тебе, и смертное жилище разори Своею смертию днесь, / и озари вся / божественными блистаньми воскресения.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Егоже родила еси Христа, / прекрасно из мертвых возсиявша, Чистая зрящи, / добрая и непорочная в женах и красная, / днесь во спасение всех, со апостолы радующися, / Того прославляй.

Песнь 5

Ирмос: Утренюем утреннюю глубоку, / и вместо мира песнь принесем Владыце, / и Христа узрим / правды Солнце, / всем жизнь возсияюща.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Безмерное Твое благоутробие, / адовыми узами содержимии зряще, / к свету идяху Христе, / веселыми ногами, / Пасху хваляще вечную.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Приступим свещеноснии, / исходящу Христу из гроба, яко жениху, / и спразднуем любопразднственными чинми / Пасху Божию спасительную.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Просвещается божественными лучами и живоносными / воскресения Сына Твоего, Богомати Пречистая, / и радости исполняется / благочестивых собрание.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Не разверзл еси врата девства в воплощении, / гроба не разрушил еси печатей, Царю создания: / отонудуже воскресшаго Тя зрящи / Мати, радовашеся.

Песнь 6

Ирмос: Снизшел еси в преисподняя земли, / и сокрушил еси вереи вечныя, / содержащия связанныя, Христе, / и тридневен, яко от кита Иона, / воскресл еси от гроба.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Сохранив цела знамения Христе, / воскресл еси от гроба, / ключи Девы не вредивый в рождестве Твоем, / и отверзл еси нам райския двери.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Спасе мой, / живое же и нежертвенное заколение, / яко Бог Сам Себе / волею привел Отцу, / совоскресил еси всероднаго Адама, / воскрес от гроба.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Возведеся древле держимое смертию и тлением, / воплотившимся от Твоего пречистаго чрева, / к нетленней и присносущней жизни, / Богородице Дево.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Сниде в преисподняя земли, / в ложесна Твоя, Чистая, сшедый, / и вселивыйся и воплотивыйся паче ума, / и воздвиже с Собою Адама, / воскрес от гроба.

Кондак, глас 8

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, / но адову разрушил еси силу, / и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже, / женам мироносицам вещавый: радуйтеся, / и Твоим апостолом мир даруяй, / падшим подаяй воскресение.

Икос: Еже прежде солнца Солнце зашедшее иногда во гроб, / предвариша ко утру, ищущия яко дне мvроносицы девы, / и друга ко друзей вопияху: / о другини! Приидите, вонями помажем тело живоносное и погребеное, / плоть воскресившаго падшаго Адама, лежащую во гробе. / Идем, потщимся якоже волсви, и поклонимся, / и принесем мvра яко дары, не в пеленах, но в плащанице обвитому, / и плачим, и возопиим: о Владыко, востани, / падшим подаяй воскресение.

Воскресная песнь

Воскресение Христово видевше, / поклонимся Святому Господу Иисусу, / единому безгрешному, / Кресту Твоему покланяемся, Христе, / и святое Воскресение Твое поем и славим: / Ты бо еси Бог наш, / разве Тебе иного не знаем, / имя Твое именуем. / Приидите вси вернии, / поклонимся Святому Христову Воскресению: / се бо прииде Крестом радость всему миру. / Всегда благословяще Господа, / поем Воскресение Его: / распятие бо претерпев, / смертию смерть разруши. (Трижды )

Таже глаголем: Воскрес Иисус от гроба, / якоже прорече, / даде нам живот вечный / и велию милость. (Трижды )

Песнь 7

Ирмос: Отроки от пещи избавивый, / быв Человек, / страждет яко смертен, / и страстию смертное, / в нетления облачит благолепие, / Един благословен / отцев Бог, и препрославлен.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Жены с миры богомудрыя в след Тебе течаху: / Егоже, яко мертва, со слезами искаху, / поклонишася радующияся Живому Богу, / и Пасху тайную / Твоим, Христе, учеником благовестиша.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Смерти празднуем умерщвление, / адово разрушение, / иного жития вечнаго начало, / и играюще поем Виновнаго, / Единаго благословеннаго / отцев Бога, и препрославленнаго.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Яко воистинну священная, / и всепразднственная сия спасительная нощь, / и светозарная, / светоноснаго дне, / востания сущи провозвестница: / в нейже безлетный Свет из гроба плотски всем возсия.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Умертвив Сын Твой смерть, Всенепорочная / днесь, всем смертным пребывающий живот во веки веков дарова, / един благословенный / отцев Бог и препрославленный.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Всем царствуяй созданием, / быв человек, / вселися в Твою, Богоблагодатная, утробу, / и распятие претерпев и смерть, / воскресе боголепно, / совозставив нас яко всесилен.

Песнь 8

Ирмос: Сей нареченный и святый день, / Един суббот Царь и Господь, / праздников праздник / и торжество есть торжеств, / воньже благословим Христа во веки.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Приидите, новаго винограда рождения, / Божественнаго веселия, / в нарочитом дни Воскресения, / Царствия Христова приобщимся, / поюще Его / яко Бога во веки.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь: / се бо приидоша к тебе, / яко богосветлая светила, / от запада, и севера, и моря, / и востока чада твоя, / в тебе благословящая Христа во веки.

Припев: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе.
Троичен: Отче Вседержителю, и Слове, и Душе, / треми соединяемое во Ипостасех Естество, / Пресущественне и Пребожественне, / в Тя крестихомся, / и Тя благословим во вся веки.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Прииде Тобою в мир Господь, / Дево Богородице, / и чрево адово расторг, / смертным нам воскресение дарова: / Темже благословим Его во веки.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Всю низложив смерти державу / Сын Твой, Дево, Своим воскресением, / яко Бог крепкий совознесе нас и обожи: / темже воспеваем Его во веки.

Песнь 9

Ирмос: Светися, светися, / новый Иерусалиме: / слава бо Господня / на тебе возсия. / Ликуй ныне / и веселися, Сионе. / Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, / о востании Рождества Твоего.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
О Божественнаго, о любезнаго, / о сладчайшаго Твоего гласа! / С нами бо неложно / обещался еси быти, / до скончания века Христе: / Егоже, вернии, / утверждение надежди имуще, радуемся.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
О Пасха велия и священнейшая, Христе! / О мудросте, и Слове Божий, и сило! / Подавай нам истее Тебе причащатися, / в невечернем дни Царствия Твоего.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Согласно Дево, Тебе блажим вернии: / радуйся двере Господня: / радуйся граде одушевленный: / радуйся, Еяже ради нам ныне возсия свет, / из Тебе Рожденнаго из мертвых Воскресения.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Веселися и радуйся божественная двере Света: / зашедый бо Иисус во гроб возсия, / просияв солнца светлее, / и верныя вся озарив, / Богорадованная Владычице.

Ексапостиларий. Самогласен:
Плотию уснув, / яко мертв, / Царю и Господи, / тридневен воскресл еси, / Адама воздвиг от тли, / и упразднив смерть: / Пасха нетления, / мира спасение. (Трижды)

Стихиры Пасхи, глас 5

Стих: Да воскреснет Бог, / и расточатся врази Его.
Пасха / священная нам днесь показася; / Пасха нова святая; / Пасха таинственная; / Пасха всечестная. / Пасха Христос Избавитель; / Пасха непорочная; / Пасха великая; / Пасха верных. / Пасха двери райския нам отверзающая. / Пасха всех освящающая верных.

Стих: Яко исчезает дым, / да исчезнут.
Приидите / от видения жены благовестницы, / и Сиону рцыте: / приими / от нас радости благовещения, Воскресения Христова: / красуйся, ликуй / и радуйся, Иерусалиме, / Царя Христа узрев из гроба, / яко жениха происходяща.

Стих: Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, / а праведницы да возвеселятся.
Мироносицы жены, / утру глубоку, / представша гробу Живодавца, / обретоша Ангела / на камени седяща, / и той провещав им, / сице глаголаше: / что ищете Живаго с мертвыми; / что плачете Нетленнаго во тли? / Шедше, проповедите учеником Его.

Стих: Сей день, егоже сотвори Господь, / возрадуемся и возвеселимся в онь.
Пасха красная, / Пасха, Господня Пасха! / Пасха всечестная / нам возсия. Пасха, / радостию друг друга обымем. / О Пасха! / Избавление скорби, / ибо из гроба днесь, / яко от чертога / возсияв Христос, / жены радости исполни, глаголя: / проповедите апостолом.

Слава, и ныне, глас 5: Воскресения день, / и просветимся торжеством, / и друг друга обымем. / Рцем братие, / и ненавидящим нас, / простим вся Воскресением, / и тако возопиим: / Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ, / и сущим во гробех живот даровав.

Канон Воскресению Христову

Тропарь, глас 5

Христос воскрес из мертвых, / смертию смерть поправ / и тем, кто в гробницах, / жизнь даровав.

Первый стих: Да восстанет Бог и рассеются враги Его, / и да бегут от лица Его ненавидящие Его.
И после каждого стиха поем тропарь по одному разу:

Второй стих: Как исчезает дым, да исчезнут, / как тает воск пред лицом огня.
Третий стих:
Четвертый стих: Это день, который сотворил Господь, / возрадуемся и возвеселимся в оный.

Слава : Христос воскрес из мертвых:
И ныне: Христос воскрес из мертвых:

КАНОН ТВОРЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ДАМАСКИНА, ГЛАС 1

Песнь 1

Ирмос: Воскресения день! Просияем люди! / Пасха! Господня Пасха! / Ибо от смерти к жизни и с земли к небесам / Христос Бог нас перевел, / песнь победную поющих.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Очистим чувства и увидим / неприступным светом воскресения / сияющего Христа, / и говорящего: "Радуйтесь!" / ясно услышим, / воспевая песнь победную.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Небеса достойно да веселятся, / земля же да радуется, / да празднует и весь мир, / как видимый, так и невидимый: / ибо Христос восстал, веселье вечное.

Припев:
Умерщвления предел сломила Ты, / носив во чреве жизнь вечную, Христа, / из гроба воссиявшего в сей день, / Дева всенепорочная, / и мир просветившего.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Воскресшим увидев Сына Твоего и Бога, / радуйся с Апостолами, Богоблагодатная, Чистая! / И первой слово "Радуйся", как причина радости для всех, / приняла Ты, Богоматерь всенепорочная.

Песнь 3

Ирмос: Придите, будем пить питие новое, / не из камня бесплодного чудесно изводимое, / но бессмертия источник, / пролившийся из гроба Христом, / на Котором мы утверждаемся.

Припев : Христос воскрес из мертвых.
Ныне все исполнилось света, / и небо, и земля и преисподняя: / пусть же празднует все творение восстание Христа, / на котором утверждается.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Вчера я погребался с Тобою, Христе, / – с Тобою воскресшим в сей день восстаю; / распинался я с Тобою вчера: / Сам прославь меня с Собой, Спаситель, / в Царстве Твоем!

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
К жизни непорочной / перехожу я в сей день, / по благости Родившегося от Тебя, Чистая, / и все мира концы светом озарившего.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Увидев Бога, Которого по плоти / носила Ты во чреве, Чистая, / из мертвых восставшим, как сказал Он, ликуй, / и как Бога, Непорочная, Его величай.

Ипакои, глас 4

Жены, пришедшие с Марией до рассвета / и нашедшие камень отваленным от гроба, / услышали от Ангела: "Во свете вечном Пребывающего / что вы ищете среди мертвых как человека? / Посмотрите на погребальные пелены, / бегите и миру возвестите, / что восстал Господь, умертвив смерть, / ибо Он – Сын Бога, спасающего род человеческий!"

Песнь 4

Ирмос: На божественной страже / Богословесный Аввакум да станет с нами / и покажет светоносного Ангела, / ясно возглашающего: / "В сей день – спасение миру, / ибо воскрес Христос, / как всемогущий".

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Мужем, как разверзший девственное чрево, / явился Христос; / а как предлагаемый в пищу, назван Агнцем, / непорочным же – как непричастный скверне, / Он, наша Пасха; / и, как Бог истинный, / зовется совершенным.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Как однолетний агнец, / для нас – добрый венец, / Благословенный добровольно заколот за всех, / как Пасха очистительная, / и вновь воссиял нам из гроба / прекрасным правды Солнцем.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Богоотец Давид / пред ковчегом, подобным тени, скакал, играя; / мы же, святой народ Божий, / исполнение прообразов видя, / возрадуемся боговдохновенно, / ибо воскрес Христос, как всемогущий.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Создавший Адама, Твоего праотца Чистая, / созидается от Тебя, / и в сей день Он смертью Своей упразднил / чрез того пришедшую смерть, / и всех озарил / божественными блистаниями воскресения.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Видя Христа, Которого носила Ты в чреве, Чистая, / прекрасно из мертвых воссиявшего / в сей день для спасения всех, / славная и непорочная среди жен, и прекрасная, / с Апостолами радуясь, Его прославляй.

Песнь 5

Ирмос: Бодрствовать будем с раннего утра / и, вместо мvра, песнь принесем Владыке, / и Христа узрим – правды Солнце, / всем жизнь излучающее.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Безмерное Твое милосердие видя, Христе, / связанные узами ада / к свету устремлялись / радостными стопами, / восхваляя Пасху вечную.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Приблизимся со светильниками в руках ко Христу, / выходящему из гроба, как жениху, / и отпразднуем вместе / с торжествующими Небесными полками / Пасху Божию спасительную.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Просвещается Божественными / и живоносными лучами / воскресения Сына Твоего, Богоматерь Пречистая, / и радости исполняется благочестивых собрание.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Не отверз Ты врат девства при воплощении, / не нарушил печатей гроба, Царь создания, / и потому, воскресшим Тебя видя, / Матерь радовалась.

Песнь 6

Ирмос: Сошел Ты в глубочайшие места земли / и сокрушил засовы вечные, / державшие заключенных в оковы, Христе, / и на третий день, как из кита Иона, / воскрес из гроба.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Сохранив печати целыми, Христе, / Ты восстал из гроба, / заключенного чрева Девы / не повредивший при рождении Твоем, / и открыл нам райские двери.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Спаситель мой, / живая и не закалываемая жертва! / Сам Себя, как Бог, / добровольно принеся Отцу, / Ты воскресил с Собою / общего родоначальника Адама, / воскреснув из гроба.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Издревле удерживаемое / смертью и тлением, / возведено к нетленной и вечной жизни / Воплотившимся от Твоего пречистого чрева, / Богородица Дева.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Сошел в глубочайшие места земли / в недра Твои, Чистая, Сошедший / и вселившийся, и воплотившийся превыше ума; / и воздвиг Он с Собою Адама, / воскреснув из гроба.

Кондак, глас 8

Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный, / но уничтожил силу ада / и воскрес как победитель, Христе Боже, / женам-мvроносицам возгласив: "Радуйтесь!" / и Твоим Апостолам мир даруя, / Ты, дающий падшим воскресение.

Икос: Прежде солнца бывшее Солнце, / зашедшее некогда во гроб, / придя еще до наступления утра, / искали как дневного света мvроносицы-девы / и одна к другой взывали: / О подруги, давайте помажем благовониями тело, / источающее жизнь и погребенное, / плоть Того, Кто воскрешает падшего Адама, / лежащую в гробнице. / Пойдемте, поспешим, как волхвы и поклонимся, / и принесем мvро, как дары / уже не пеленами, а плащаницею Обвитому; / и прольем слезы и воскликнем: / О Владыка, восстань, / дающий падшим воскресение.

Воскресная песнь

Воскресение Христа увидев, / поклонимся Святому Господу Иисусу, / единому безгрешному. / Кресту Твоему поклоняемся, Христе, / и Святое воскресение Твоё поём и славим, / ибо Ты – Бог наш, / кроме Тебя иного не знаем, / имя Твоё призываем. / Придите, все верные, / поклонимся святому Христову воскресению, / ибо вот, пришла через Крест / радость всему миру. / Всегда благословляя Господа, / воспеваем воскресение Его, / ибо Он, распятие претерпев, / смертию смерть сокрушил. (Трижды )

Затем: Воскрес Иисус из гроба, / как предсказал, / даровав нам вечную жизнь / и великую милость. (Трижды )

Песнь 7

Ирмос: Отроков из печи Избавивший, / став человеком, / страдает как смертный, / и Своим страданием / облекает смертное в красоту бессмертия, / Единый благословенный / Бог отцов и препрославленный.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Жены Богомудрые / с благовониями вслед Тебе спешили. / Но Кого они, как смертного, со слезами искали, / Тому с радостью поклонились, как живому Богу, / и Пасху таинственную / ученикам Твоим, Христе, благовествовали.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Смерти празднуем умерщвление, / ада разрушение, / иной – вечной – жизни начало, / и в восторге воспеваем тому Виновника / – Единого благословенного / Бога отцов и препрославленного.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Поистине священна / и в достойна всякого торжества / эта ночь, спасительная и светозарная, / светоносного дня воскресения предвестница, / в которую вечный Свет / из гроба во плоти для всех воссиял.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Умертвив в сей день смерть, / Сын Твой, Всенепорочная, / всем смертным жизнь, / пребывающую во веки веков даровал, / Единственный благословенный / Бог отцов и препрославленный.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Царствующий над всем творением, / став человеком, / вселился в Твое чрево, Богоблагодатная, / и распятие и смерть претерпев, / воскрес как подобает Богу, / воздвигнув нас с Собою, как всесильный.

Песнь 8

Ирмос: Этот желанный и святой день, / первый от субботы, царственный и главный, / есть праздников праздник / и торжество из торжеств. / В сей день благословляем Христа вовеки.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Придите, вкусим нового плода / виноградной лозы, / Божественного веселья, / в славный день воскресения, / и примем участие в Царстве Христа, / воспевая Его, как Бога, вовеки.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Подними очи твои, Сион, / и вокруг посмотри: / ибо вот, сошлись к тебе, / как божественно сияющие светила, / от запада, и севера, / и моря и востока дети твои, / благословляющие в тебе Христа вовеки.

Припев: Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.
Троичен: Отец Вседержитель, и Слово, и Дух, / Единое в трех Лицах Существо, / Всевышнее и Божественнейшее! / В Тебя мы крещены / и Тебя благословляем во все века.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Пришел в мир Творец / чрез Тебя, Дева Богородица, / и чрево ада расторгнув, / нам, смертным, воскресение даровал. / Потому мы благословляем Его вовеки.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Низложив все могущество смерти, / Сын Твой, Дева, / Своим воскресением, как Бог крепкий, / вознес нас с Собою и обожил. / Потому мы воспеваем Его вовеки.

Песнь 9

Ирмос: Светись, светись, новый Иерусалим, / ибо слава Господня над тобою взошла! / Ликуй ныне и красуйся, Сион! / Ты же радуйся, Чистая Богородица, / о воскресении Рожденного Тобой.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
О божественное, о возлюбленное, / о сладчайшее Твое слово! / Ибо Ты не ложно обещал / быть с нами до кончины века Христе! / Держась его, как якоря надежды нашей, / мы, верные, радуемся.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
О Пасха великая и священнейшая, Христе! / О, Мудрость, и Слово Божие, и Сила! / Даруй нам совершеннее к Тебе приобщиться / в вечно светлом дне Царства Твоего.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Мы, верные, согласно / прославляем Тебя, Дева: / "Радуйся, Дверь Господня; / радуйся Град одушевленный; / радуйся, ибо благодаря Тебе / в сей день нам воссиял / свет воскресения из мертвых / от Тебя Рожденного".

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Веселись и радуйся, Божественная Дверь Света! / Ибо Иисус, зашедший во гроб, / взошел, просияв светлее солнца / и всех верных озарив, / Богом обрадованная Владычица!

Ексапостиларий. Самогласен:
Плотию уснув, как смертный, / Ты, Царь и Господь, / на третий день воскрес, / Адама воздвигнув из тления и упразднив смерть. / Пасха нетления, / мира спасение! (Трижды)

Стихиры Пасхи, глас 5

Стих: Да восстанет Бог / и рассеются враги Его.
Пасха священная в сей день нам явилась, / – Пасха новая, святая, / Пасха таинственная, Пасха всеми чтимая. / Пасха – Христос Избавитель; / Пасха непорочная, / Пасха великая, / Пасха верных, / Пасха двери рая нам открывшая, / Пасха, освящающая всех верных.

Стих: Как исчезает дым, / да исчезнут.
Идите после видения, жены-благовестницы, / и Сиону возгласите: / "Прими от нас радость благовестия о воскресении Христовом!" / Веселись, ликуй и радуйся, Иерусалим, / Царя-Христа узрев, как жениха, / из гроба выходящим.

Стих: Так да погибнут грешники от лица Божия, / а праведники да возвеселятся.
Жены-мироносицы глубоким утром, / гробнице жизни Подателя представ, / нашли Ангела, на камне восседавшего, / и он, обратившись к ним, так возглашал: / "Что вы ищете Живого между мертвыми? / Что оплакиваете Нетленного, как тлению подпавшего? / Возвратившись, возвестите ученикам Его!"

Стих: Это день, который сотворил Господь, / возрадуемся и возвеселимся в оный!
Пасха радостная, / Пасха, Господня Пасха, / Пасха всесвященная нам взошла. / Пасха! Радостно друг друга обнимем. / О, Пасха – избавление от скорби! / Ибо из гроба в сей день, / как из брачного чертога просияв, Христос / жен исполнил радости словами: / "Возвестите Апостолам!"

Слава, и ныне, глас 5: Воскресения день! / И засияем торжеством / и друг друга обнимем; / скажем: "Братья!" / и ненавидящим нас, / – всё простим ради воскресения / и так возгласим: / "Христос воскрес из мертвых, / смертию смерть поправ, / и тем, кто в гробницах, жизнь даровав!"

Канон Воскресный, Глас 8

Канон крестовоскресен.

Ирмос: Воду прошед яко сушу:

Катавасиа: Отверзу уста моя:

Ирмос: Ты еси утверждение:

Ирмос: Услышах Господи:

Ирмос тойже.

Ирмос: Просвети нас:

Ирмос: Утренююще, вопием Ти:

Кондак, глас 8:

Подобен: Яко начатки:

Ирмос: От Иудеи дошедше:

Ирмос тойже.

Ирмос: Победители мучителя:

Ирмос: Царя Небеснаго:

Ирмос: Устрашися:

Ирмос: Воистинну Богородицу:

Канон Воскресный, Глас 8

Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи, чудотворяй иногда моисейский жезл, крестообразно поразив, и разделив море: Израиля же беглеца, пешеходца спасе, песнь Богови воспевающа.

Припев: Слава Господи, святому Воскресению Твоему.

Всесильну Христову Божеству како не дивимся; от страстей убо всем верным, безстрастие и нетление точащу, от ребра же святаго источник безсмертия искапающу, и Живот из гроба Присносущный.

Яко благолепен женам ангел ныне явися, светлыя нося образы естественныя невещественныя чистоты, зраком же возвещая свет воскресения, зовый: воскресе Господь.

Богородичен: Преславная возглаголашася о Тебе в родех родов, Бога Слова во чреве вмещшая, чиста же пребывши Богородице Марие. Темже Тя вси почитаем, сущее по Бозе заступление наше.

Канон крестовоскресен.

Ирмос: Воду прошед яко сушу:

Взяшася врата болезненная, и ужасошася вратницы адовы, зряще в преисподнейшая Сошедшаго, Иже на высоте всех превыше естества.

Удивишася чини ангельстии, зряще на престоле посаждено Отчи, отпадшее естество человеческое, затвореное в преисподних земли.

Чини Тя ангельстии и человечестии, Безневестная Мати, хвалят непрестанно: Зиждителя бо сих, яко Младенца на объятиих Твоих носила еси.

Ин канон Пресвятей Богородице.

Ирмос: Поим Господеви, проведшему люди Своя:

Пречистая Богородице, воплощшееся Присносущное и Пребожественное Слово, паче естества рождши, поем Тя.

Грозд Тя Живоносен, всемирнаго искапающ сладость спасения, Дева Христе роди.

Род Адамль, ко еже паче ума блаженству, Тобою возведенный Богородице, достойне славит Тя.

Катавасиа: Отверзу уста моя:

Ирмос: Утверждей в начале небеса разумом, и землю на водах основавый, на камени мя, Христе, заповедей Твоих утверди, яко несть свят, паче Тебе Едине Человеколюбче.

Осуждена бывша Адама вкушением греха, плоти Твоея спасительною страстию оправдал еси Христе: Сам бо неповинен смертнаго искуса был еси Безгрешне.

Воскресения свет возсия сущым во тьме, и сени смертней седящым, Бог мой Иисус, и Своим Божеством крепкаго связав, сего сосуды расхитил есть.

Богородичен: Херувимов и серафимов превышши явилася еси Богородице: Ты бо Едина прияла еси Невместимаго Бога в Твоем чреве, Нескверная: темже Тя вернии вси песньми Чистая, ублажаем.

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче Господи:

Отвергшагося прежде заповеди, Господи, изриновена мя от Тебе сотворил еси, в негоже вообразився, послушанию же научив, к Себе вселил еси распятием.

Премудростию вся проуведевый Господи, и разумом Твоим водрузивый преисподняя, не не сподобил еси снизхождением Твоим Слове Божий, воскресити, еже по образу Твоему.

Богородичен: Вселився в Деву телесне Господи, явился еси человеком, якоже подобаше видети Тебе: Юже и показал еси яко истинную Богородицу, и верных Помощницу, Едине Человеколюбче.

Ирмос: Ты еси утверждение:

Даждь нам помощь Твоими молитвами Всечистая, прилоги отражающи лютых обстояний.

Еве праматери Ты исправление была еси, Начальника жизни мирови, Христа Богородице рождши.

Препояши мя силою Всечистая, Яже воистинну Бога рождши плотию, Отчую Ипостасную силу.

Ирмос: Ты моя крепость Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча, и нашу нищету посетив. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава Человеколюбче.

Ты врага суща мя зело возлюбил еси: Ты истощанием странным сошел еси на землю, Благоутробне Спасе, последняго моего досаждения не отвергся, и пребыв на высоте пречистыя Твоея славы, прежде безчествованнаго прославил еси.

Кто зря Владыко, ныне не ужасается, страстию смерть разрушаему; Крестом бежащее тление, и смертию ад богатства истощаваемый, Божественною силою Тебе распятаго; чудно дело, Человеколюбче!

Богородичен: Ты верным похвала еси Безневестная, Ты Предстательнице, Ты и прибежище христиан, стена и пристанище: к Сыну бо Твоему мольбы носиши Всенепорочная, и спасаеши от бед, верою и любовию Богородицу Чистую Тебе знающих.

Ирмос: Услышах Господи:

На Кресте Тя пригвоздиша законопреступных дети, Христе Боже: имже спасл еси яко Благоутробен, славящыя Твоя страдания.

Воскрес от гроба, вся совоскресил еси сущыя во аде мертвыя, и просветил еси яко Благоутробен, славящыя Твое воскресение.

Богородичен: Бога, Егоже родила еси Пречистая Марие, Того моли даровати рабом Твоим согрешений прощение.

Ирмос тойже.

Клас возрастившая животворный, неоранная ниво, подающаго мирови жизнь, Богородице, спасай поющыя Тя.

Богородицу Тя Всечистая, просвещшиися вси проповедуем: Солнце бо правды родила еси Приснодево.

Очищение даруй нашым неведением, яко Безгрешен: и умири мир Твой Боже, молитвами рождшия Тя.

Ирмос: Вскую мя отринул еси от лица Твоего Свете незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма окаяннаго; но обрати мя, и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся.

Одеятися претерпел еси в багряницу прежде страсти Твоея Спасе, поругаемь, первозданнаго покрывая безобразное обнажение: и наг пригвоздился еси на Кресте плотию, совлачая Христе, ризу умерщвления.

От персти смертныя, Ты падшее мое паки наздал еси существо, воскрес: и нестареющееся Христе устроил еси, явив паки якоже царский образ, нетления жизнь блистающ.

Богородичен: Матернее дерзновение, еже к Сыну Твоему имущи Всечистая, сроднаго промышления, еже о нас, не презри, молимся: яко Тебе и Едину христиане ко Владыце очищение милостивно предлагаем.

Ирмос: Просвети нас:

Настави нас силою Креста Твоего Христе: тем бо Тебе припадаем, мир подаждь нам Человеколюбче.

Окорми живот наш, яко Преблагий поющих Твое востание, и мир подаждь нам Человеколюбче.

Богородичен: Умоли Чистая, Сына Твоего и Бога нашего, Неискусобрачная Марие Пречистая, еже низпослати нам верным велию милость.

Ирмос: Утренююще, вопием Ти:

Утоли нестерпимую бурю страстей моих, Яже Бога рождшая Окормителя и Господа.

Служат рождеству Твоему Пречистая Богородице, ангельстии чинове, и человеков собрание.

Марие Богородице Безневестная, упования врагов осуети, и поющыя Тя возвесели.

Ирмос: Очисти мя Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся: к Тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спасения моего.

Древом крепко низложи мя началозлобный: Ты же Христе, вознесся на Кресте, крепльшаго низложил еси, посрамив сего, падшаго же воскресил еси.

Ты ущедрил еси Сиона, возсиявый от гроба, новаго вместо ветхаго совершив, яко Благоутробен, Божественною Твоею кровию: и ныне царствуеши в нем во веки, Христе.

Богородичен: Да избавимся от лютых прегрешений, мольбами Твоими Богородительнице Чистая, и да улучим Пречистая Божественное сияние, из Тебе неизреченно воплощеннаго Сына Божия.

Ирмос: Молитву пролию ко Господу:

Длани на Кресте распростерл еси, исцеляяй неудержанно простертую во Едеме руку первозданнаго: и Твоею волею желчи вкусив, и спасл еси Христе яко Силен, славящыя Твоя страдания.

Смерти Избавитель вкуси, древняго осуждения, яко да и тления царство разрушит, и во адская сшед, воскресе Христос, и спасе яко Силен поющыя Его воскресение.

Богородичен: Не престай за ны молящи Пречистая Богородице Дево, яко верным утверждение Ты еси: надеждою Твоею крепимся, и любовию Тя, и из Тебе воплощеннаго неизреченно славим.

Ирмос: Ризу мне подаждь светлу:

Храм Тя Божий и Ковчег, и чертог одушевленный, и дверь небесную, Богородице вернии возвещаем.

Требищ разрушитель яко Бог, бывшее рождество Твое Марие Богоневесто, покланяемо есть со Отцем и Духом.

Слово Божие Тебе земным, Богородице, показа Небесную Лествицу: Тобою бо к нам сниде.

Кондак, глас 8:

Подобен: Яко начатки:

Воскрес из гроба, умершыя воздвигл еси, и Адама воскресил еси, и Ева ликует во Твоем воскресении, и мiрстии концы торжествуют, еже из мертвых востанием Твоим, Многомилостиве.

Икос: Адова царствия пленивый, и мертвыя воскресивый, Долготерпеливе, жены мироносицы сретил еси, вместо печали радость принесый: и апостолом Твоим возвестил еси победительная Спасе мой знамения Живодателю, и тварь просвещаеши Человеколюбче. Сего ради и мiр срадуется, еже из мертвых востанию Твоему Многомилостиве.

Ирмос: Божия снизхождения огнь устыдеся в Вавилоне иногда: сего ради отроцы в пещи радованною ногою, яко во цветнице ликующе пояху: благословен еси Боже отец наших.

Славное истощание, Божественное богатство Твоея нищеты Христе, удивляет ангелы, на Кресте зрящыя Тя пригвождаема, за еже спасти верою зовущыя: благословен еси Боже отец наших.

Божественным Твоим сошествием света исполнил еси преисподняя, и тьма прогнана бысть прежде гонящая. Отнюдуже воскресоша иже от века юзницы, зовуще: благословен Бог отец наших.

Троичен: Всем убо Господа, Единому же точию Единородному Сыну православно Отца, богословяще Тя возвещаем, и Единаго ведяще от Тебе исходяща Духа Праваго, Соестественна и Соприсносущна.

Ирмос: От Иудеи дошедше:

Спасение соделал еси посреде вселенныя, пророчески Боже: на древо бо вознесен быв, вся призвал еси верою зовущыя: отец наших Боже благословен еси.

Воскрес от гроба, якоже от сна Щедре, всех избавил еси от тли, тварь же уверяется апостолы проповедающими востание: отцев Боже благословен еси.

Богородичен: Равнодетельное Рождшему, Равносильное Слово и Соприсносущное, во утробе Девы, Отца благоволением, и Духа, созидается: отцев наших Боже благословен еси.

Ирмос тойже.

От Девственных ложесн воплощься, явился еси на спасение наше. Темже Твою Матерь ведяще Богородицу православно зовем: отцев Боже благословен еси.

Жезл прорастила еси Дево, от корене Иессеова Всеблаженная, Плод цветоносящи спасительный, верою Сыну Твоему зовущым: отцев Боже благословен еси.

Премудрости исполни всех и силы Божественныя, Ипостасная Премудросте Вышняго, Богородицею, верою Тебе поющих: отцев наших Боже благословен еси.

Ирмос: Седмерицею пещь халдейский мучитель богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите во вся веки.

Иисусова Божества Пребожественная сила, в нас боголепно возсияла есть: плотию бо вкуш за всех смерть крестную, разруши адову крепость. Егоже непрестанно дети благословите, священницы воспойте, людие превозносите во вся веки.

Распныйся воста, великовыйный паде, падый и сокрушенный исправися, тля отвержена бысть, и нетление процвете: Жизнию бо мертвенное пожерто бысть. Дети благословите, священницы воспойте, людие превозносите во вся веки.

Троичен: Трисветлое Божество, Едину сияющее зарю от Единаго Триипостаснаго Естества, Родителя Безначальна: Единоестественно же Слово Отцу, и Сцарствующаго Единосущнаго Духа, дети благословите, священницы воспойте, людие превозносите во вся веки.

Ирмос: Победители мучителя:

На древе руце мне простершаго обнаженному, призывающа мя, Своею благообразною согреяти наготою: благословите вся дела Господня, и превозносите Его во веки.

Из преисподняго ада вознесша мя падшаго, и высокопрестольною славою Родителя почетшаго: благословите вся дела Господня Господа, и превозносите Его во веки.

Богородичен: Адама Дево, падшаго убо явилася еси Дщи, Бога же Мати, обновившаго мое существо: Егоже поем вся дела яко Господа, и превозносим во вся веки.

Ирмос: Царя Небеснаго:

Сопротивных разжженныя и пламеновидныя на нас угаси стрелы: яко да поем Тя во вся веки.

Преестественне Содетеля и Спаса, Бога Слова родила еси Дево: темже Тя поем, и превозносим во вся веки.

Просветительную Тя, и Златозарную, всельшийся в Тя Свет Неприступный Дево, показа свещу во вся веки.

Таже поем песнь Богородицы: Величит душа моя Господа: С припевом: Честнейшую херувим:

Ирмос: Ужасеся о Сем небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее небес. Тем Тя Богородицу, ангелов и человек чиноначалия величают.

Божественным и Безначальным Естеством прост сый, сложился еси приятием плоти, в Тебе Самом Сию составив Слове Божий, и пострадав яко человек, пребыл еси кроме страстей яко Бог. Темже Тя во Двою Существу нераздельно и неслиянно величаем.

Отца по Существу Божественному, якоже естеством быв человек, рекл еси Бога Вышний рабом снизходя, воскрес от гроба, благодатию Отца земнородным полож, иже по естеству Бога же и Владыку, с Нимже Тя вси величаем.

Богородичен: Явилася еси, О Дево Мати Божия, паче естества рождши плотию Бога Слова, Егоже Отец отрыгну от сердца Своего прежде всех век, яко Благ, Егоже ныне и телес превышша разумеем, аще и в тело облечеся.

Ирмос: Устрашися:

Божия Тя естеством убо Сына, зачатаго во утробе свемы Богоматере, и бывшаго нас ради Человека, и зряще Тя на Кресте естеством убо страждуща человеческим, безстрастна же яко Бога пребывающа величаем.

Разрушися тьма дряхлая, от ада бо возсия Солнце Правды Христос, земли просвещая вся концы, сияя Божества светом, Небесный Человек, Бог земный: Егоже во двою естеству величаем.

Напрязи, и успевай, и царствуй, Сыне Богоматере, исмаильтеския люди покаряя, борющыя ны, яко оружие непобедимое, приходящым к Тебе Крест с копием даруя.

Ирмос: Воистинну Богородицу:

Радости и веселия исполнь есть память Твоя, приступающым исцеления точащи, и благочестно Богородицу Тя возвещающым.

Псалмы Тя воспеваем Благодатная, и немолчно, еже радуйся, приносим: Ты бо источила еси всем радость.

Красен Богородице прорасте плод Твой, не тли причащающымся ходатайствен, но жизни, верою Тя величающым.

Ирмос: Твоя победоносная десница божественно прославилась в крепости: ибо она, Бессмертный, как всемогущая, проложив израильтянам путь через морскую глубину, уничтожила их противников.

На кресте простирает Свои руки Тот, Кто вначале пречистыми руками из земли образовал меня. Он от земли возводит мое тленное тело, которое принял от Девы.

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Ради меня принял умерщвление и Свою душу предал смерти Тот, Кто божественным вдохновением вложил в меня душу. Избавив меня вечных уз и воскресив с собой, Он прославил нетлением.

Радуйся, источник благодати, радуйся лестница и дверь небесная, радуйся лампада и сосуд золотой, и гора невозделанная, родившая миру подателя жизни Христа.

Ирмос: Единый ведающий немощь человеческого существа и милостиво принявший его образ, Ты облеки меня свыше силой взывать к Тебе, Человеколюбец: Свят одушевленный Храм несказанной Твоей славы!

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Будучи Богом, Ты ущедрил меня падшего и, благоволив сойти ко мне, Ты вознес меня распятием, чтобы я воспевал Тебя: Свят одушевленный храм несказанной Твоей славы, Человеколюбче.

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Будучи ипостасной Жизнью, Христе, Ты облекся в меня тленного. Сойдя же в смертную персть, Владыка, Ты разрушил державу смерти и, тридневно воскреснув из мертвых, меня облек в нетление.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Духом Пресвятым зачав Бога во чреве, Ты, Дево, пребыла неопалимой, как несгораемая купина, которую видел законодатель Моисей, предвозвестивший о Тебе.

Ирмос: Аввакум, прозорливыми очами увидев Тебя, Богородица, в образе горы, осененной Божией благодатью, провозгласил, что Святой Израиля выйдет из Тебя на наше спасение и обновление.

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Кто этот Спаситель, исшедший из Эдома, увенчанный терновым венцом, одетый в обагренную ризу и висящий на древе? Это Святой Израиля, пришедший для нашего спасения и обновления.

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Смотрите, непокорные люди, и стыдитесь: Тот, Которого по ненависти вы испросили у Пилата, чтобы как злодея вознести на крест, Он боголепно воскрес из гроба, разрушив силу смерти.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Мы признаем Тебя деревом жизни: ибо из Тебя произрос человечеству не смертоносный плод, но наследие вечной жизни для спасения нас, воспевающих Тебя.

Ирмос: Просветивший светом Твоего пришествия и освятивший Твоим крестом мир до крайних его пределов, просвети, Христе, светом истинной веры и наши сердца, православно воспевающих Тебя.

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Великого Пастыря овец и Господа иудеи умертвили древом крестным. Но Он нас, как мертвых овец и погребенных во аде, избавил от державы смерти.

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Крестом благовестив мир и проповедав пленным прощение, Ты, Спасе мой, посрамил державу сильного и божественным восстанием Ты показал его нагим и нищим.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Не отвергни прошения верно просящих, Всепетая, но прими и вознеси Сыну Твоему, Единому Богу, Благодетелю, Пречистая Заступница.

Ирмос: Объяла нас глубочайшая бездна, и нет избавляющего. Мы - как жертвенные овцы. Спаси людей Твоих, Боже наш! Ты - крепость и исцеление немощных.

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Согрешением первозданного мы люто уязвлены, Господи, Твоими же ранами мы исцелились, ибо Ты за нас принял раны, Христе. Ты - крепость и исцеление немощных.

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Ты возвел нас из ада, Господи, убив прожорливого кита и Твоим могуществом низложив его силу. Ибо Ты - жизнь, и свет, и воскресение.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Веселятся о Тебе, Дева Пречистая, праотцы нашего рода, получившие Тобой рай, который раньше потеряли через грех. Ибо Ты чиста и прежде и после рождества.

Ирмос: Мы, верующие, видим в Тебе, Богородица, духовную печь. Ибо, как Всевышний спас трех отроков, так Он, славный и несравнимый Бог отцов наших, во чреве Твоем обновил весь мир.

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Земля убоялась, солнце скрылось, и померк свет, церковная завеса разорвалась, камни распались, ибо висит на кресте Праведный, восхваляемый и всеславный Бог отцов наших.

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Ты был, как беспомощный и добровольно ради нас вознесенный, всех освободил и сильной рукой воскресил, хвалимый и превозносимый Бог отцов наших.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Радуйся, источник вечно живой воды, радуйся райская пища, радуйся, ограда верных, радуйся, незамужняя, радуйся, всемирная радость, ибо Тобой нам воссиял славный Бог отцов наших.

Ирмос: В разженной печи, как в горниле, ярче золота сияя красотой благочестия, израильские отроки воспевали: "Все творения, благословляйте Господа, воспевайте и превозносите во все века!"

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Тебя, Слово Божие, свободно все творящего и Своими страданиями тень смертную претворяющего в вечную жизнь, мы, Твои создания, непрестанно воспеваем, Господи, и превозносим во все века.

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Тридневно воскреснув от гроба, Ты, Христе, сокрушил окаянство врат и твердынь адовых. Поэтому все создания непрестанно воспевают Тебя и превозносят во все века.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Тебя, выше естества и без семени Божественным наитием родившую многоценный жемчуг Христа, воспоем: все дела Господни благословляйте Господа и превозносите Его во все века.

Ирмос: Объятая огнем и не сгоравшая купина являла образ Твоего чистого рождения. И ныне мы молим угасить свирепствующую против нас печь искушений, чтобы непрестанно величать Тебя, Богородица.

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Как это, беззаконные и непокорные люди, злое замышляя, оправдали гордого и нечестивого, а праведного Господа славы на дерево осудили, Которого достойно величаем.

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Тебя, Спасителя и Агнца непорочного, взявшего грехи мира и воскресшего тридневно, славим вместе со Отцом и Твоим Божественным Духом. Благословляя, как Господа славы, мы величаем Тебя.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Спаси людей Твои, Господи, которых Ты искупил Своей Божественной кровью, даруя православным крепость на врагов, и по молитвам Богородицы подавая мир Твоим церквам, Человеколюбче.

(Составлена святым Василием Великим. Читается на 9-ом Часе).

Владыка, Господи Иисусе Христе, Боже наш, долго терпевший наши прегрешения и сохранивший нас до нынешнего часа, в который Ты, вися на животворящем древе, открыл благоразумному разбойнику доступ в рай и Своей смертью уничтожил смерть! Будь милостив к нам, грешным и недостойным рабам Твоим, ибо мы согрешили и поступали беззаконно, и недостойны поднять наши глаза и взглянуть на высоту небесную, так как мы уклонились от праведного пути и ходили по воле сердец наших. Теперь же молим Твою безмерную благость: пощади нас, Господи, по великой милости Твоей, и спаси нас ради славы святого имени Твоего, ибо в суете гибнут дни наши. Освободи нас из рук противника, прости нам грехи наши и умертви наши греховные плотские помыслы, чтобы, сбросив с себя ветхого человека, нам стать новыми людьми и жить для Тебя, нашего Владыки и Благодетеля, и, следуя повелениям Твоим, достигнуть места вечного покоя, где обитают в веселии все праведные. Ибо Ты - истинное веселие и радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и мы возносим славу Тебе с вечным Твоим Отцом и Всесвятым, благим и дающим жизнь Твоим Духом, ныне и всегда и в веки вечные. Аминь.

Молитва ко Господу Иисусу Христу.

(Из последования Часов).

Во всякое время и в каждый час на небе и на земле поклоняемый и славимый, Христе Боже, долготерпеливый, многомилостивый, премилосердный! Ты любишь праведных и грешных милуешь, призывая всех ко спасению обещанием будущих благ. Сам, Господи, прими эти наши молитвы и направь нашу жизнь по заповедям Твоим. Душу нашу освяти, тело очисти, ум направь, мысли очисти и избавь нас от всякой скорби, зла и болезни. Огради нас святыми Твоими Ангелами, чтобы мы, охраняемые и руководимые ими, достигли единства веры и познания Твоей неприступной славы. Ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

Молитва к Богу Отцу.

(Составлена святым Василием Великим. Читают на 6-ом Часе).

Боже и Господи бесплотных Сил и Создатель всего творения, ниспославший по Твоему милосердию и беспримерной милости Твоего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, на спасение рода нашего, Его Честным Крестом разодравший списки наших грехов и победивший начальников и властителей тьмы! Сам, Владыка-Человеколюбец, прими и от нас, грешных, эти благодарственные и просительные молитвы и избавь нас от всякого пагубного и мрачного греха, а также от всех видимых и невидимых врагов, стремящихся причинить нам зло. Пригвозди плоть нашу к страху пред Тобой, и не допусти сердец наших уклониться к порочным речам или помыслам. Но возбуди в душах наших любовь к Тебе, чтобы мы, постоянно направляя к Тебе взоры и путеводимые Твоим светом, стремились познать Тебя, неприступный и вечный Свет, и непрестанно прославляли и благодарили Тебя, вечного Отца, с Твоим Единородным Сыном и со Всесвятым, и Благим, и оживляющим всех Твоим Духом, ныне, всегда и во веки веков. Аминь.

На утрене канон или большею частью несколько канонов в один день назначается по Уставу петь либо на 16, либо на 14, либо на 12, либо на 8. Изменения в количестве песнопений канона бывают следующие: некоторые песни канона поются, например, на 10 и даже на 4.

На 16 канон или каноны назначаются в неделю Пасхи и Пятидесятницы, а также в следующие праздники: Рождество Христово, Богоявление, Рождество Богородицы, Введение, Успение (если случатся в седмичные и субботние, но не воскре­сенье и т.д.).

На 14 каноны назначаются в воскресные дни, в какой бы пе­риод времени они не случались, т.е. при пении Октоиха или Триоди Постной, или Триоди Цветной. Если в воскресный день случится Богородичный праздник, хотя бы это был праздник, на который в седмичные и субботние дни каноны назначены на 16, то все равно каноны поются на,14. Имеется много и других особенностей, где положено петь каноны на 14.

На 12 канон или каноны поются в период времени пения Октоиха в седмичные и субботние дни, например, при празднике Покрова Пресвятой Богородицы, в отдание Воздвижения и т.д. На 6 канон полагается в Великий четверг.

В воскресные дни по Уставу каноны поются в следующем порядке:

сначала из Октоиха - 1) воскресный, 2) крестовоскресный, 3) Богородицы, 4) святому.

В Октоихе к первому тропарю Воскресного канона указан припев: "Слава, Господи, святому воскресению Твоему", к другим канонам (Крестовоскресному и Богородичному), припевов не указано, т.к. по Уставу, ко всем тропарям канона, кроме первого, припевами служат стихи пророческих песней. В Ирмологии пророческие песни так и распределены:

а) "Песней стихи в Недели и праздники";

б) "Песней во вся дни";

в) "Во святую Четыредесятницу".

Но так как в практике Русской Православной Церкви пророческие песни поются только постом, то поэтому к тропарям Крестовоскресного канона делается припев: "Слава, Господи, Кресту Твоему честному и воскресению", а к тропарям Богоро­дичного канона: "Пресвятая Богородице, спаси нас".

Воскресный канон отменяется только в Господские двуна­десятые праздники: Крестовоскресный канон опускается, если в воскресенье случится двунадесятый Богородичный праздник, святой с бдением или попразднство и вообще, когда из Минеи поются на 8. Если же случится святой, которому совершается бдение, или предпразднество, или попразднство, или два вели­ких святых - вообще, когда из Минеи указывается брать канон на 10, то отменяется и Богородичен канон из Октоиха.

Таким образом, все каноны Октоиха поются только тогда, когда в Неделю празднуется святой, которому положен канон на 4. При увеличении же канонов Минеи первым отменяется Крестовоскресный канон: затем уже Богородицы, и, наконец, в Господские праздники Октоих совсем отменяется. В седмичные дни, если случится двунадесятый Господский то поются каноны только празднику; если Богородич­ный двунадесятый - то же, кроме недель, т.к. в этом случае каноны воскресные и праздника соединяются. Если святой с бдением, или полиелеем в седмичный день (кроме суббот и недель), то поются канон Пресвятой Богородице, который на­ходится в конце Октоиха гл. 8 "Колеснице гонителя" или же канон молебный "Параклисис": "Воду прошед", помещенный в Каноннике и Часослове, и святому. В субботние дни, когда есть бдение или полиелей при чтении канонов следует учитывать следующее:

а) если в храме святого (т.е. храм освящен в честь либо святого), - устав о канонах как и в прочие дни седмицы, т.е. канон Богородице из Октоиха или Часослова и празднуе­мому святому,

б) если в храме Христовом или Богородицы (т.е. храм освящен в честь Господа нашего Иисуса Христа или в воспоминание какого-либо события из Его жизни; или же в честь Божией Матери или Ее иконы), - то читается канон храма и затем канон святого, которому бдение или полиелей.

КАТАВАСИИ, ПОЕМЫЕ В ГОСПОДСКИЕ, БОГОРОДНИЧНЫЕ И НАРОЧИТЫХ СВЯТЫХ ПРАЗДНИКИ И В НЕДЕЛИ В ТЕЧЕНИИ ВСЕГО ГОДА.
(19-я гл. Типикона)

Катавасией называется ИРМОС, который поется в конце той иди другой песни канона. Типикон часто приписывает этот ирмос петь двум ликам вместе, например, он говорит: "Катавасия" Божественным покровен, оба лика вместе" (Послед, в четверг Вознесения): но иногда каждому "ирмосы обою канонов, кийждо лик свой ирмос" (Послед. 25 декабря).

На повседневной утрене катавасия бывает по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни: катавасией служит ирмос 3-го канона (т.е. ирмос последнего канона).

После каждый песни канона катавасии поются в те дни, ког­да совершается служба святому с великим славословием, с полиелеем и т.д.

На катавасию после каждой песни канона в праздничные дни назначаются следующие ирмосы:

1. От 1 сентября до отдания Воздвижения 21 сентября (включительно): "Крест начертав Моисей..."

2. По отдания Воздвижения от 22 сентября до предпразднства Введения 20 ноября (включительно): "Отверзу уста моя"...

3. С праздника Введения 21 ноября до Рождества Христова 31 декабря (включительно): "Христос рождается..."

4. От 1 января до отдания Богоявления 14 января (включительно): "Глубины открыл есть дно... "

5. По отдании Богоявления 15 января до отдания Сретения 9 февраля (включительно): "Сушу глубородительную зем­лю...".

6. По отдании Сретения от 10 февраля до Честнаго и Животворящего Креста 1 августа, за исключением Недель о блудном сыне, мясопустной, сыропустной, 1 и 3 Великого поста, Ваий и Страстной седмицы, а также Не­дель Пасхи и следующих за нею до отдания Пятидесятницы: "Отверзу уста моя..."

7. От 1 августа до праздника Преображения 6 августа (включительно), а также и в отдание праздника Преображения: "Крест начертав Моисей..."

8. В попразднство Преображения до отдания: "Лицы израильстии..."

9. С предпразднства Успения 14 августа до его отдания 22 августа: "Преукрашенная божественною славою..."

II. В Великий пост и приготовительные к нему дни:

а) в Неделю мытаря и фарисея: "Глубины открыл есть дно..." если ранее 15 января: "Сушу глубородительную землю...", если будет в срок 15 января - 9 февраля: "Отверзу уста моя...", если будет 10 февраля и позднее.

б) в Неделю блудного: "Сушу глубородительную землю...", если будет ранее 10 февраля; "Моисейскую песнь...", если будет 10 февраля и позднее.

в) в субботу и Недели мясопустную, сыропустную, 1 и 3 Великого поста, ваий и Страстную седмицу - Триоди.

12. В Недели и дни Пятидесятницы:

а) От Недели св. Пасхи до отдания, но не в самое отда­ние: "Воскресения день..."

б) в день Преполовения и на отдание Преполовения: "Море сгустил еси..."

в) в Неделю 6-ю по Пасхе и на отдание Пасхи: "Спасителю Богу..."

г) на праздник Вознесения и его отдание: "Божественным покровен..."

д) в попразднство Вознесения: "Спасителю Богу..."

е) в Неделю 7-ю по Пасхе св. Отцев: "Божественным покровен..."

ж) в неделю Пятидесятницы и в ее отдание: "Божественным покровен..."

з) В Неделю Всех Святых: "Отверзу уста моя..."

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СУБОТНЕЙ СЛУЖБЫ ПРИ СВЯТОМ,
НЕ ИМЕЮЩЕМ НИКАКОГО ЗНАКА.

Устав субботних служб при одном святом, имеющем тропарь, но в Типиконе не отмеченном никаким знаком, изложен в 12 гл. Типикона: "О службе субботней: о вечерни, о утрени и о литургии, егда поем Бог Господь", а также в главе Октоиха: "О службе субботней: о вечерни, о утрени, и о литургии, егда поем Бог Господь" и в главе Октоиха: "Указ о службе суббот­ней". Эта служба имеет следующие особенности:

На "Господи, воззвах" на "И ныне" поется Богородичен вос­кресный из первого приложения Месячной Минеи настоящего гласа.

На "Ныне отпущаеши" поется тропарь святого. "Слава, и ныне" - Богородичен настоящего гласа из третьего приложения Месячной Минеи.

После шестопсалмия и "Бог Господь" поется тропарь святого (дважды). "Слава, и ныне" - Богородичен воскресный по гласу тропаря святого из третьего положения Месячной Минеи

Если случится предпразднество или попразднство, то поря­док пения Тропарей по "Ныне отпущаеши" и "Бог Господь" та­кой же, как и в другие седмичные дни.

КАНОНЫ

В храме святого поется канон прежде Минеи, потом канон храма святого и, наконец, из Октоиха мученичен канон.

В храме Христа Спасителя или Богородицы - канон храма, затем святого из Минеи и мученичен из Октоиха.

Если когда случится предпразднество или попразднство в субботу, то тогда Октоих не поется, кроме догматика на "Господи, воззвах" (за исключением праздников Рождества Христо­ва и Богоявления, т.к., по Уставу, в период на предпразднства и попразднства далее в субботу положено песнопение Празднику).

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ БОГОСЛУЖЕНИЯ СУББОТНИХ
ЕСЛИ СЛУЧАЮТСЯ ДВА СВЯТЫХ

Стихиры на "Господи, воззвах": три первого святого и три второй святого. "Слава - святого из Минеи (если есть), "И ныне" - Богородичен воскресный, настоящего гласа.

По "Ныне отпущаеши" - тропарь первого святого, "Слава" тропарь второго святого) "И ныне" - Богородичен настоящего

После "Бог, Господь", "поемого во глас тропаря", тропарь -первого святого (дважды), "Слава" - тропарь второго святого. "И ныне" - Богородичен воскресный, по гласу тропаря второго святого.

КАНОНЫ.

В храме святого - Минеи первого святого, второго святого и из Октоиха мученичен. Канон храма святого оставляется.

В храме Христа Спасителя или Божией Матери - канон храма, канон одного святого, канон другого святого и канон мучени­чен из Октоиха.

Перевод Александр Милеанта

Ирмос: Твоя победительная десница (правая рука) божественно прославилась в крепости: ибо она, Бессмертный, как всемогущая, проложив израильтянам путь через морскую глубину, уничтожила их противников.

Припев перед каждым тропарем: Слава, Господи, святому воскресению Твоему.

На кресте простирает Свои руки Тот, Кто вначале пречистыми руками из земли образовал меня. Он от земли возводит мое тленное тело, которое принял от Девы.

Ради меня принял умерщвление и Свою душу предал смерти Тот, Кто божественным вдохновением вложил в меня душу. Избавив меня вечных уз и воскресив с собой, Он прославил нетлением.

Припев перед каждым Богородичным: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богороичен: Радуйся, источник благодати, радуйся лестница и дверь небесная, радуйся лампада и сосуд золотой, и гора невозделанная, родившая миру подателя жизни Христа.

Ирмос: Единый ведающий немощь человеческого существа и милостиво принявший его образ, Ты облеки меня свыше силой взывать к Тебе, Человеколюбец: Свят одушевленный Храм несказанной Твоей славы!

Будучи Богом, Ты ущедрил меня падшего и, благоволив сойти ко мне, Ты вознес меня распятием, чтобы я воспевал Тебя: Свят одушевленный храм несказанной Твоей славы, Человеколюбче.

Будучи ипостасной Жизнью, Христе, Ты облекся в меня тленного. Сойдя же в смертную персть, Владыка, Ты разрушил державу смерти и, тридневно воскреснув из мертвых, меня облек в нетление.

Богородичен: Духом Пресвятым зачав Бога во чреве, Ты, Дево, пребыла неопалимой, как несгораемая купина, которую видел законодатель Моисей, предвозвестивший о Тебе.

Ирмос: Аввакум, прозорливыми очами увидев Тебя, Богородица, в образе горы, осененной Божией благодатью, провозгласил, что Святой Израиля (Иисус Христос) выйдет из Тебя на наше спасение и обновление.

Кто этот Спаситель, исшедший из Эдома, увенчанный терновым венцом, одетый в обагренную ризу и висящий на древе; Это Святой Израиля, пришедший для нашего спасения и обновления.

Смотрите, непокорные люди, и стыдитесь: Тот, Которого по ненависти вы испросили у Пилата, чтобы как злодея вознести на крест, Он боголепно воскрес из гроба, разрушив силу смерти.

Богородичен: Мы признаем Тебя деревом жизни: ибо из Тебя произрос человечеству не смертоносный плод, но наследие вечной жизни для спасения нас, воспевающих Тебя.

Ирмос: Просветивший светом Твоего пришествия и освятивший Твоим крестом мир до крайних его пределов, просвети, Христе, светом истинной веры и наши сердца, православно воспевающих Тебя.

Великого Пастыря овец и Господа иудеи умертвили древом крестным. Но Он нас, как мертвых овец и погребенных во аде, избавил от державы смерти.

Крестом благовестив мир и проповедав пленным прощение, Ты, Спасе мой, посрамил державу сильного и божественным восстанием Ты показал его нагим и нищим.

Богородичен: Не отвергни прошения верно просящих, Всепетая, но прими и вознеси Сыну Твоему, Единому Богу, Благодетелю, Пречистая Заступница.

Ирмос: Объяла нас глубочайшая бездна, и нет избавляющего. Мы - как жертвенные овцы. Спаси людей Твоих, Боже наш! Ты - крепость и исцеление немощных.

Согрешением первозданного мы люто уязвлены, Господи, Твоими же ранами мы исцелились, ибо Ты за нас принял раны, Христе. Ты - крепость и исцеление немощных.

Ты возвел нас из ада, Господи, убив прожорливого кита и Твоим могуществом низложив его силу. Ибо Ты - жизнь, и свет, и воскресение.

Богородичен: Веселятся о Тебе, Дева Пречистая, праотцы нашего рода, получившие Тобой рай, который раньше потеряли через грех. Ибо Ты чиста и прежде и после рождества.

Ирмос: Мы, верующие, видим в Тебе, Богородица, духовную печь. Ибо, как Всевышний спас трех отроков, (Даниил 3-я глава) так Он, славный и несравнимый Бог отцов наших, во чреве Твоем обновил весь мир.

Земля убоялась, солнце скрылось, и померк свет, церковная завеса разорвалась, камни распались, ибо висит на кресте Праведный, восхваляемый и всеславный Бог отцов наших.

Ты был, как беспомощный и добровольно ради нас вознесенный, всех освободил и сильной рукой воскресил, хвалимый и превозносимый Бог отцов наших.

Богородичен: Радуйся, источник вечноживой воды, радуйся райская пища, радуйся, ограда верных, радуйся, незамужняя, радуйся, всемирная радость, ибо Тобой нам воссиял славный Бог отцов наших.

Ирмос: В разженной печи, как в горниле, ярче золота сияя красотой благочестия, израильские отроки воспевали: "Все творения, благословляйте Господа, воспевайте и превозносите во все века!"

Тебя, Слово Божие, свободно все творящего и Своими страданиями тень смертную претворяющего в вечную жизнь, мы, Твои создания, непрестанно воспеваем, Господи, и превозносим во все века.

Тридневно воскреснув от гроба, Ты, Христе, сокрушил окаянство врат и твердынь адовых. Поэтому все создания непрестанно воспевают Тебя и превозносят во все века.

Богородичен: Тебя, выше естества и без семени Божественным наитием родившую многоценный жемчуг Христа, воспоем: все дела Господни благословляйте Господа и превозносите Его во все века.

Ирмос: Объятая огнем и не сгоравшая купина являла образ Твоего чистого рождения [Христа] (Исход 3-я глава). И ныне мы молим угасить свирепствующую против нас печь искушений, чтобы непрестанно величать Тебя, Богородица.

Как это, беззаконные и непокорные люди, злое замышляя, оправдали гордого и нечестивого, а праведного Господа славы на дерево осудили, Которого достойно величаем.

Тебя, Спасителя и Агнца непорочного, взявшего грехи мира и воскресшего тридневно, славим вместе со Отцом и Твоим Божественным Духом. Благословляя, как Господа славы, мы величаем Тебя.

Богородичен: Спаси людей Твои, Господи, которых Ты искупил Своей Божественной кровью, даруя православным крепость на врагов, и по молитвам Богородицы подавая мир Твоии церквам, Человеколюбче.

Молитва ко

Господу Иисусу Христу

(Составлена святым Василием Великим. Читается на 9-ом Часе).

Владыка, Господи Иисусе Христе, Боже наш, долго терпевший наши прегрешения и сохранивший нас до нынешнего часа, в который Ты, вися на животворящем древе, открыл благоразумному разбойнику доступ в рай и Своей смертью уничтожил смерть. Будь милостив к нам, грешным и недостойным рабам Твоим, ибо мы согрешили и поступали беззаконно, и недостойны поднять наши глаза и взглянуть на высоту небесную, так как мы уклонились от праведного пути и ходили по воле сердец наших. Теперь же молим Твою безмерную благость: пощади нас, Господи, по великой милости Твоей, и спаси нас ради славы святого имени Твоего, ибо в суете гибнут дни наши. Освободи нас из рук противника, прости нам грехи наши и умертви наши плотские помыслы, чтобы, сбросив с себя ветхого человека, нам стать новыми людьми и жить для Тебя, нашего Владыки и Благодетеля, и, следуя повелениям Твоим, достигнуть места вечного покоя, где обитают в веселии все праведные. Ибо Ты - истинное веселие и радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и мы возносим славу Тебе с вечным Твоим Отцом и всесвятым, благим и дающим жизнь Твоим Духом, ныне и всегда и в веки вечные. Аминь.



error: Контент защищен !!