Международный студенческий научный вестник. Международный студенческий научный вестник Система научно исследовательской работы студента

1

Ведущую роль в повышении качества подготовки специалистов в сторону решительного поворота к развитию творческих способностей будущих специалистов призвана сыграть научно-исследовательская работа студентов, так как учебный процесс, сливаясь с научным трудом студентов, все более превращается в реальную профессиональную деятельность, которая в настоящее время составляет основу процесса становления будущего специалиста. Анализ статистических данных за 1999-2003 гг. показывает, что при общем росте численности студентов вузов Минобразования России их участие в выполнении научно-исследовательской работы постоянно сокращается. В 1999 г. удельный вес студентов, участвующих в оплачиваемых работах, достигал 6,3 %, а в 2003 г. - всего 1,4 % от общего числа студентов, т. е. уменьшился более чем в 4,5 раза .

Система научно-исследовательской работы студентов представляет собой совокупность мероприятий, направленных на освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских работ, развитие способностей к научному и техническому творчеству, самостоятельности и инициативы. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) - это эффективный способ и средство формирования и развития у студентов мотивации к творчеству, ответственности и самостоятельности, а также способ наиболее полно реализовать индивидуальный подход в обучении и воспитании студентов. Развитие и совершенствование НИРС, как обязательного компонента системы подготовки специалистов являлось одной из важных проблем педагогики и психологии высшей школы. Такая форма организации обучения в вузе неразрывно связывалась с проблемой активизации познавательной деятельности студентов, с формированием их творческого мышления, исследовательских умений и навыков, а также с вопросами использования проблемного обучения как средства развития познавательной активности и самостоятельности студентов. Научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса, а, следовательно, быстро адаптироваться к современным условиям развития экономики. Основной целью НИРС является формирование и усиление творческих способностей студентов, развитие и совершенствование форм привлечения молодежи к научной, конструкторской, технологической, творческой и внедренческой деятельности, обеспечивающих единство учебного, научного, воспитательного процессов для повышения профессионально-технического уровня подготовки специалистов с высшим образованием. Многие вузы накопили большой опыт в организации научно-исследовательской работы со студентами. В Старооскольском технологическом институте количество учебных часов, отведенное на НИРС недостаточно, чтобы плодотворно и серьезно заниматься с большинством студентов. Каждый руководитель НИРС занимается исследованиями со студентами, но без дополнительных часов в плане работы. Это соответственно накладывает отпечаток и на количестве серьезно занимающихся исследованиями студентов и на качестве их работ.

Ряд преподавателей занимается исследовательской работой со студентами, начиная с 1-2 курсов. Студенты включаются в данную работу при условии успешного выполнения учебного плана. Руководитель работы тесно работает в контакте с производством и знает проблемы, которые необходимо решить на том или ином предприятии в настоящее время. Причем, какой-то серьезный вопрос или проблема решается не одним студентом, а целой группой под началом руководителя. При этом студенты уже подходят по-иному и к изучению плановых дисциплин, и к выполнению дипломных проектов или работ. Очень часто дипломный проект или работа являются заключительным этапом практической, теоретической и, в основном, научно-исследовательской работы студентов. Так, на кафедре МТП число студентов, защитивших дипломные проекты и работы (в основном работы) по направлению научно-исследовательских изысканий за последние 3 года составило более 90%(руководитель Тимофеева А.С.).Количество выпускников, которые работают после окончания института на предприятии, связанном с научно-исследовательской работой в период обучения в институте, составляет более 80%.Следует отметить, что такие студенты не испытывают проблем с трудоустройством .

Так, тесное сотрудничество кафедры МТП, кафедры ЭиМ и производственного предприятия ООО «Лебединский ГОК» позволило реализовать целый ряд задач, необходимых производству. Выполнение дипломных работ и проектов достаточно часто проводится по заказу предприятия, но для этого студент в течение 4-5 лет занимается научно-исследовательской работой, связанной непосредственно с этим производством. Получение и расчет экономического эффекта при выполнении работы невозможен без знаний по экономике. Поэтому тесная связь с соответствующей кафедрой нашего института дает положительные результаты. Студенты, занимающиеся НИРС, отлично ориентируются в научной литературе, без особых трудностей находят то, что необходимо для работы, с успехом анализируют результаты исследований и приходят к серьезным решениям и выводам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Организационно-методические основы активизации функционирования системы НИРС. Научно-исследовательская деятельность в высшей школе: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / под ред. А.И. Момот. НИИВО. Вып 5. М., 2003.,с.3.

2. Тимофеева А.С., Федина В.В., Бурякова А.В//. Значение курсовых работ в подготовке квалифицированных специалистов. Сборник научных трудов. Направление 1.- Белгород 2003.- часть 1, стр.172-173.

3. Тимофеева А.С., Федина В. В., Петрова Л.П.// Научно-исследовательская работа студентов в технических вузах. Сборник научных трудов. Направление 1.- Белгород,003.- часть 1, стр.174-175.

Библиографическая ссылка

Тимофеева Е.М., Белик Н.П., Тимофеева А.С. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 12-3. – С. 462-463;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=4368 (дата обращения: 17.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Виды и формы научно - исследовательской работы студентов

Заключение

Введение

Научно-исследовательская работа студентов: виды и цели

Основным способом подачи учебного материала было и остаётся информирование. Преподаватель с помощью лекций, собеседований и других обычных способов доносит до студентов приобретённые им знания, а студенты заучивают их. Такой способ был бы идеален ещё в начале века, но сегодня, когда наука развивается очень быстро, знания, приобретённые таким способом, являются малоценными, так как они быстро теряют свою актуальность. Следует оговориться, что речь идёт в первую очередь об общественных науках, таких как политэкономия и экономическая теория, хотя и в точных науках знания даже годичной давности могут оказаться устаревшими. В наше время устоявшиеся догмы часто становятся лишь забавным курьёзом далёкого прошлого, и главным является не столько заучивание огромного массива информации, чтобы использовать его потом всю оставшуюся жизнь, сколько умение работать с этим массивом, выбирать из него необходимые знания, уметь их сгруппировать и обобщить. Поэтому уже давно большинство преподавателей склоняется к мысли, что их целью является не заставить студентов запомнить лекцию, а потом рассказать её на практическом занятии или экзамене и использовать при работе по специальности, а научить их учиться, чтобы в течение всей жизни они обновляли собственный запас знаний.

Но проблема состоит в том, что многие студенты по целому ряду причин (от простой лени до психических расстройств) не могут подходить к учебному процессу творчески. И может случиться такая ситуация, что несколько студентов будут изучать дополнительную литературу, работать с документами и источниками, а основная масса продолжит учиться по старому способу. Если же сосредоточить внимание на основной массе, то наиболее активные студенты могут постепенно прекратить свои изыскания присоединиться к большинству. Эту сложную проблему легко разрешить посредством организации научного кружка по выбранному предмету. Преподаватель решает две задачи: он даёт возможность одарённым студентам проявить себя, так как кружок не ограничивает своих членов в выборе темы исследования, а с другой стороны он не боится уделить побольше внимания основной массе учащихся, что в свою очередь может выделить в коллективе новые таланты, которые так же станут членами научного кружка. В идеале, при большом желании и опыте со стороны преподавателя, членами кружка может стать практически вся группа.

Политэкономия и экономическая теория открывают безграничный простор для молодых исследователей. Экономика настолько тесно переплетена со всеми сторонами жизни, что можно найти тему для работы каждому студенту, в какой бы отрасли знаний не относились его интересы. Если это точные науки, то его скорее всего, заинтересует математическое моделирование экономических процессов; студента-историка заинтересуют эволюция экономических учений и концепций, а так же их практическое применение в разные периоды истории; даже студент-ветеринар, возможно, будет заинтересован разработкой бизнес-плана частной ветеринарной лечебницы. А если вспомнить о таких интересных темах, как изучение и анализ банковской деятельности, прогнозирование результатов решений правительства, функционирование фондового рынка, который в последнее время развивается очень активно, то, на мой взгляд, трудно найти студента, который не заинтересовался бы этими вопросами и не посетил заседания кружка или лаборатории хотя бы один раз.

Вышесказанное относится к студенческой научной работе по вопросам экономической теории и политэкономии в ВУЗах, где этот предмет не является профилирующим. Студенты экономических ВУЗов могут изучать гораздо более сложные проблемы. В список возможных тем исследований, кроме «интересных» вопросов можно включить и менее увлекательные на первый взгляд, но зато результаты которых могут быть применимы в практической деятельности. Это вопросы о ценообразовании на рынках ресурсов, государственная политика протекционизма, налогообложение в условиях переходной экономики, теория потребительского поведения, расходная и доходная статьи государственного бюджета, сельское хозяйство и новые отношения собственности и так далее. Список можно продолжать до бесконечности, потому что каждый новый день несёт массу новых задач, требующих решений как от государства, так и от каждого гражданина в частности. Так, начав с частной проблемы активизации учебного процесса в ВУЗе, мы пришли к глобальному вопросу подготовки нового поколения людей, умеющих мыслить самостоятельно, принимать нестандартные решения в нестандартной ситуации, отвечать за свои действия, - всему тому, что необходимо в условиях демократического строя, к построению которого мы медленно, но приближаемся. Научная работа с раннего возраста поможет воспитать людей действительно интеллигентных и образованных, а важное достоинство этих качеств в том, что людей, обладающих ими, никогда не бывает слишком много.

студент научный исследовательский кружок

Виды и формы научно-исследовательской работы студентов

Существует и применяется два основных вида научно-исследовательской работы студентов (НИРС).

Во время выполнения курсовых работ студент делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой (если это необходимо, то и с иностранной), приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации. Если на первом курсе требования к курсовой работе минимальны, и написание её не представляет большого труда для студента, то уже на следующий год требования заметно повышаются, и написание работы превращается в действительно творческий процесс. Так, повышая с каждым годом требования к курсовой работе, ВУЗ способствует развитию студента, как исследователя, делая это практически незаметно и ненавязчиво для него самого.

Выполнение дипломной работы имеет своей целью дальнейшее развитие творческой и познавательной способности студента, и как заключительный этап обучения студента в ВУЗе направлено на закрепление и расширение теоретических знаний и углубленное изучение выбранной темы. На старших курсах многие студенты уже работают по специальности, и, выбирая тему для курсовой работы это чаще всего учитывается. В данном случае, кроме анализа литературы, в дипломную работу может быть включён собственный практический опыт по данному вопросу, что только увеличивает научную ценность работы.

К НИРС, предусмотренной действующим учебным планом, можно отнести и написание рефератов по темам практических занятий. При этом следует сказать о том, что чаще всего реферат является или переписанной статьёй, или, что ещё хуже, конспектом главы какого-то учебника. Назвать это научной работой можно с большим сомнением. Но некоторые рефераты, написанные на основе нескольких десятков статей и источников, по праву можно назвать научными трудами и включение их в список видов НИРС вполне оправданно.

Как уже говорилось выше, такая форма НИРС является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студентов. Это легко объяснить: если студент за счёт свободного времени готов заниматься вопросами какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем преподавателя, а именно - мотивация студента к занятиям. Студент уже настолько развит, что работать с ним можно не как с учеником, а как с младшим коллегой. То есть студент из сосуда, который следует наполнить информацией, превращается в источник последней. Он следит за новинками литературы, старается быть в курсе изменений, происходящих в выбранной им науке, а главное - процесс осмысления науки не прекращается за пределами ВУЗа и подготовки к практическим занятиям и экзаменам. Даже во время отдыха в глубине сознания не прекращается процесс самосовершенствования. Реализуется известная ленинская цитата: «во-первых - учиться, во-вторых - учиться и в - третьих - учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мертвой буквой или модной фразой..., чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом».

Основными формами НИРС, выполняемой во внеучебное являются:

* Предметные кружки;

* Проблемные кружки;

* Проблемные студенческие лаборатории;

* Участие в научных и научно-практических конференциях;

* участие во внутривузовских и республиканских конкурсах.

* Участие в выполнении госбюджетной и договорной тематики кафедр.

Остановимся более подробно на каждой из вышеперечисленных форм.

Предметные кружки.

Данная форма НИРС чаще всего используется при работе со студентами младших курсов. Руководителями выступают общенаучные и общетеоретические кафедры. Научный кружок является самым первым шагом в НИРС, и цели перед его участниками ставятся несложные. Чаще всего, это подготовка докладов и рефератов, которые потом заслушиваются на заседаниях кружка или на научной конференции. Кружок может объединять как членов группы, курса, факультета, а иногда - и всего института. Последний вариант чаще всего встречается в кружках, изучающих проблемы общественных и гуманитарных наук, так как в технических и естественных кружках научные исследования студента пятого курса скорее всего будут малопонятны студентам первого, и у них может пропасть интерес к кружку, как таковому.

Работа кружков, как правило, выглядит следующим образом:

На организационном собрании, проходящем приблизительно в октябре, происходит распределение тем докладов и рефератов выборным путём, после чего преподаватель указывает на наличие для каждой темы основной и дополнительной литературы и рекомендует в ближайшее время продумать план работы. Некоторые преподаватели считают, что выборное распределение докладов не является необходимым, так как студент концентрируется на одной теме, не уделяя большого внимания другим. С одной стороны, принудительное распределение тем может ликвидировать такую «зацикленность», но, с другой стороны, такой подход может не найти поддержки у самих студентов. Представим себе первокурсника, который впервые пришёл на заседание кружка, где, как он как он считает, к нему должны относиться почти, как к равному, и вдруг он получает для работы тему, которая его интересует очень мало, а тема, которую ему хотелось развить в своей работе, досталась другому. Конечно, студент обидится, и его присутствие на остальных заседаниях кружка ставится под сомнение.

Таким образом, распределение тем должно быть исключительно выборным, тем более что к началу обучения в ВУЗе человек уже достаточно развит, чтобы иметь собственные интересы и пристрастия.

После распределения тем начинается главная и основная работа кружка. На первых порах основная роль принадлежит его руководителю. Именно от его опыта, таланта и терпения зависит, сменит ли первоначальный пыл юных исследователей вдумчивая работа, или всё так и останется в зачаточной стадии. Необходимо наблюдать за каждым студентом, стараться предсказать проблемы, которые могут возникнуть у него в процессе работы. Может случиться так, что молодой человек постесняется задать вопрос, считая себя достаточно взрослым для его самостоятельного решения, а затем, так и не придя к ответу, откажется от исследования вообще, приняв решение о собственной научной несостоятельности. Такие психологические проблемы часто встают перед студентами младших курсов. Причиной является сложившийся стереотип, что студент-это уже полностью сложившийся человек, и сам должен решать свои проблемы. На самом деле же, мышление студентов младших курсов ещё несёт в себе большой отпечаток школьного и, говоря откровенно, просто детского. Поэтому конфликт между «взрослой» моделью поведения и юношеским мышлением может перечеркнуть усилия самого талантливого, но недостаточно чуткого педагога. Поэтому будет не лишним прочитать студентам две-три лекции о методах и способах научного исследования, о сборе материала, о работе над литературой, о пользовании научным аппаратом, а так же ознакомит студентов с научными направлениями преподавателей кафедры, чтобы студенты знали, к кому можно обратиться для более детальной консультации по некоторым вопросам.

Если начальный период работы кружка прошёл успешно, и большая часть тем принята в работу, то составляется график выступлений, и начинается заслушивание готовых докладов. Как правило, на одном заседании кружка заслушивается не более двух выступлений, так как только в данном случае можно подробно обсудить каждый доклад, задать вопросы и получить развёрнутые ответы на них. Кроме этого, большое количество докладов трудно для восприятия, и может снизиться активность и заинтересованность членов кружка.

Формами подведения итогов работы кружка могут стать конкурс докладов, участие в научных конференциях и предметных олимпиадах, проведение круглых столов, встречи с учёными, а так же публикация тезисов лучших работ в научных сборниках ВУЗов.

Проблемные кружки.

Всё сказанное о научных кружках можно отнести и к проблемным, но следует учесть некоторые отличия.

* Проблемный кружок может объединять собой студентов разных факультетов и курсов, а так же, если при ВУЗе имеется таковые, колледжей и лицеев. Во главу угла может быть поставлена проблема, которой занимается научный руководитель кружка, или любая другая по его выбору. Большим достоинством данной формы НИРС является возможность рассмотрения выбранной темы наиболее глубоко и с разных ракурсов. Так, например тему «Безработица в России» может быть рассмотрена с экономической (влияние безработицы на ВНП, государственная политика в отношении безработицы и т. д.), социальной (социальный состав безработных, социальные последствия безработицы и т. д.), культурной (безработица и культура, народный фольклор о безработице и т. д.), и даже литературной (безработица в произведениях российских писателей) точек зрения. Это придаёт заседаниям кружка большую разносторонность и привлекает в него новых членов. Кроме того, что немаловажно, это способствует укреплению связей между студентами разных возрастов и специальностей, поддерживает чувство единого коллектива.

* Проблемные кружки представляю собой «облегчённую» форму НИРС, и поэтому на их базе возможно организация встреч с людьми, которые сталкиваются с проблемами, выбранными кружком для рассмотрения, на работе и в быту, проведение различных викторин и КВН.

* Проблемный кружок может сочетать в себе элементы научного кружка, лаборатории и т. д.

Проблемные студенческие лаборатории (ПСТ).

ПСТ относятся к следующей ступени сложности НИРС. В них принимают участие студенты второго курса и старше. Лаборатория не является школой научной работы, занятия в ней предполагают определённый запас знаний и навыков. В рамках ПСТ осуществляются различные виды моделирования, изучение и анализ реальных документов, программ, деловых игр, а так же практическая помощь предприятиям. Работа в такой лаборатории предполагает не столько изучение и анализ литературы, сколько постановку эксперимента, создание чего-то нового. ПСТ, скорее всего, будут не столь многочисленны, как научные и проблемные кружки. Происходит отсев студентов, когда из способных выбираются ещё более способные.

Ещё одним отличием ПСТ от кружка является большее значение способности студента к коллективной работе. Если в кружке каждый студент отвечает, как правило, только за себя, то в ПСТ, где темы исследований гораздо более глобальные, одной самостоятельной работой обойтись практически невозможно. Руководитель лаборатории должен помочь студентам разделить тему на отдельные вопросы, решение которых приведёт к решению главной проблемы. Важно внимание к интересам каждого студента, к его склонностям и возможностям. Опыт коллективной работы приходит не сразу, и разрешение споров и конфликтов, возникающих в процессе работы, так же во многом лежит на плечах преподавателя.

Таким образом, работа в ПСТ - следующий важный шаг к полноценной научно-исследовательской работе и ценный опыт для дальнейшей научной и практической деятельности.

Участие в научных и научно-практических конференциях.

Каждый из указанных выше типов конкуренции является итогом проделанной работы: научных исследований, работы в лаборатории, практики по специальности.

На конференции молодые исследователи получают возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Это заставляет студентов более тщательно прорабатывать будущее выступление, оттачивает его ораторские способности. Кроме того, каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать соответствующие выводы. Это является очень полезным результатом научной конференции, так как на раннем этапе многие студенты считают собственные суждения непогрешимыми, а свою работу - самой глубокой и самой ценной в научном плане. Часто даже замечания преподавателя воспринимаются как простые придирки. Но слушая доклады других студентов, каждый не может не заметить недостатков своей работы, если таковые имеются, а так же выделить для себя свои сильные стороны.

Кроме того, если в рамках конференции проводится творческое обсуждение прослушанных докладов, то из вопросов и выступлений каждый докладчик может почерпнуть оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался. Включается своеобразный механизм, когда одна мысль порождает несколько новых.

Научно-практические конференции, уже исходя из самого названия, включают в себя не только и не столько теоретические научные доклады, сколько обсуждение путей решения практических задач. Очень часто они проводятся вне стен ВУЗа, а на территории завода, фабрики, колхоза, фермерского хозяйства, управляющего органа, с которыми ВУЗ поддерживает отношения. Например, научно-практическая конференция может проводится по результатам летней практики студентов, когда последние, столкнувшись с определёнными проблемами, могут с помощью работников предприятия и преподавателей попытаться найти пути их решения. Такие конференции способствуют установлению тесных дружеских связей между ВУЗом и предприятиями, а также помогают студентам учиться применять изученную теорию на практике. Отличительной чертой научно-практической конференции является сложность её слаженной организации, так, чтобы участие в ней было одинаково полезно и интересно и студентам, и работникам предприятия. Разработка и проведение такой конференции требует от организаторов и участников большого внимания и терпения.

Заключение

Научно исследовательская работа студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста и учёного. Выигрывают все: сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни, в каких бы отраслях народного хозяйства он не работал: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать.

Общество получает достойного своего члена, который, обладая вышеперечисленными качествами, сможет эффективно решать задачи, поставленные перед ним.

Каждый преподаватель ВУЗа должен уделять НИРС не меньше внимания, чем к аудиторным занятиям, несмотря на то, что это отнимает много времени и сил. Ведь самая большая награда для него - это действительно образованный, всесторонне развитый и благодарный человек, который всегда будет помнить уроки, полученные в юности.

Цели и задачи, поставленные во введении, на мой взгляд, изучены и решены. Рассмотрены все известные виды НИРС, а также решена проблема улучшения последней с помощью организации непрерывной работы, когда студент, поднимаясь по лестнице знаний, не только учится эффективно и плодотворно работать, затрачивая при этом много свободного времени и сил, но и получает от процесса восхождения большое удовольствие, потому что приобретённые им знания помогут ему как в работе и учёбе, так и в личной жизни, и дадут ему возможность прожить, не зная слова «скука».

Список использованной литературы

Активизация самостоятельной работы студентов по политической экономии / Коллектив авторов, 2004;

Актуальные вопросы преподавания политической экономии социализма / Коллектив авторов, 2008;

Вопросы преподавания политической экономии в системе высшего заочного и вечернего образования / Коллектив авторов // Москва, «Высшая школа», 2008;

Макаренко А. С. «Педагогическая поэма», Москва, 2008;

Проблемы методики преподавания политической экономии / Коллектив авторов // Издательство Проспект, 2007;

Самостоятельная работа студентов в вузе / Коллектив авторов // 2002;

Тезисы доклада и выступлений на межвузовской научно-методической конференции по общественным наукам.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и основные направления научно-исследовательской деятельности студентов, ее значение в повышении качества выпускаемых вузами кадров. Классификация научно-исследовательских работ и их отличительные признаки, степень занятости в них студентов.

    контрольная работа , добавлен 14.01.2010

    Концепция академических научно-исследовательской деятельности. Формирование научно-исследовательской деятельности студентов средствами информационных и коммуникационных технологий. Научно-исследовательская деятельность в контексте методов обучения.

    дипломная работа , добавлен 13.07.2015

    Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) как одна из важнейших форм учебного процесса. Значимость научного исследования в становлении профессиональной компетентности будущего специалиста. Методика и тематика НИРС с новыми видами удобрений.

    дипломная работа , добавлен 21.09.2012

    Основные задачи научно-исследовательской деятельности студентов в вузах. Факторы, тормозящие процесс научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Меры, принимаемые для решения существующих в вузе проблем научно-исследовательской деятельности.

    реферат , добавлен 03.12.2010

    Теоретическое определение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работы в высшей школе. Формирование готовности студентов ВУЗа к деятельности средствами проблемного обучения. Системный подход к научной работе в условиях ВУЗа.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2009

    Республиканская летняя научно-исследовательская школа учащихся и учителей. Турнир юных математиков, научно-исследовательские конференции и семинары. Методы научно-исследовательской работы школьников. Неполная индукция, обобщение, аналогия, специализация.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2009

    Характеристика исследовательской деятельности в современных условиях. Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов как средство повышения качества подготовки специалистов, способных творчески решать научные задачи.

    реферат , добавлен 24.03.2014

    Взаимосвязь творчества и исследовательской деятельности личности как философско-психологическая проблема. Вопрос развития творчества студентов в научно-исследовательской деятельности. Состояние педагогического обеспечения развития творчества студентов.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2008

    Перечень умений, знаний и практических навыков, приобретаемых студентами во время учебной практики по фармакогнозии. Организация, тематический план и содержание учебной практики. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов.

    методичка , добавлен 22.07.2014

    Основные задачи научной работы студентов. Методы организации, проведения научно-исследовательской работы. Компоненты, на которых основывается актуальность темы педагогического исследования в образовании, физической культуре, спорте, физическом воспитании.

1

Чупрова Л.В. 1

1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

В статье представлены основные направления организации научно-исследовательской работы студентов в техническом университете. Даётся характеристика её основных форм и видов. Показаны различные функции научной работы: образовательная, организационно-ориентационная, аналитико-корректирующая, мотивационная, развивающая и воспитывающая, а также необходимость её интеграции с реальным учебно-воспитательным процессом, что будет способствовать формированию таких качеств личности, как креативность, самостоятельность, инициативность, мобильность, востребованного на рынке труда.

творческая личность

научно-исследовательская работа студентов

исследование

учебно-воспитательный процесс

1. Чупрова Л.В. К проблеме совершенствования системы подготовки специалистов в высшей школе // Педагогика и современность. – 2012. – № 1. – С.63 – 67

2. Чупрова Л.В. Системное становление творческой личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. – 2012. – № 3. – С.82 – 85.

3. Чупрова Л.В. Студент как субъект образовательного процесса //Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. – № 8. – С.228 – 231.

4. Шереги, Ф. Э. Дисфункциональность российского высшего профессионального образования // Альма матер. – 2010. – № 1. – С. 21–28.

В период проводимых социально-экономических преобразований в стране, смены ценностных ориентаций в обществе, резкого повышения объёма информации, поступающей извне, обновления научных знаний, внедрения инновационных технологий в различных областях жизнедеятельности человека, возникла потребность в творческой личности, способной к самореализации в различных областях: профессиональной, исследовательской, управленческой, творческой, образовательной и других. В этих условиях общество и экономика существенно изменили требования к образованию. Сегодня сделан акцент на общее интеллектуальное развитие личности, поощрение креативности и самостоятельности .

В связи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать в вузе. Воспитываются они через активное участие студентов в научно-исследовательской работе, которая на современном этапе приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста.

Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования.

Необходимость усиления внимания к организации и проведению системной научно-исследовательской работы студентов как на уровне кафедр, так и на уровне вуза в целом обоснована также Министерством образования Российской Федерации, причем в документах указано, что воспитание творческой активности и проведение научно-исследовательской работы студентов (НИРС) должно осуществляться на всех курсах любого вуза.

Многолетний опыт работы в вузе показывает, что на протяжении нескольких десятилетий НИРС в образовательных учреждениях высшего профессионального образования была организована не лучшим образом, значительная часть студенческого контингента отошла от активного участия в научной работе и научно-техническом творчестве, в том числе из-за недостаточности средств в вузах на эту деятельность, нехватки ресурсов на поддержание и развитие её материально-технического оснащения и стимулирование её участников, что значительно ослабило влияние этого фактора на их профессиональное становление, но в последние два - три года ситуация резко изменилась. Сегодня одной из приоритетных задач любого вуза является активное вовлечение студенческой молодёжи в науку, оказание финансовой поддержки для проведения фундаментальных и прикладных исследований с участием студентов, оснащение лабораторий современным оборудованием.

Анализ исследований и публикаций. Рассматриваемая проблема не является новой. Значительный практический опыт вузов по ведению НИРС всесторонне представлен в трудах известных отечественных ученых и организаторов НИРС: С.И. Архангельского, Г.И. Жильцова, Е.П. Елютина, В.И. Крутова, Е.А. Непомнящего, Г.А. Николаева и др.

Исследовательская деятельность как средство развития личности представлена в трудах В.И.Журавлева, В.И. Загвязинского, И.А.Зимней, Т.И. Ерофеева, И.И. Ильясова, В.В. Краевского, А.М. Новикова, В.А. Сластенина, М.Г. Ярошевского и др.

Различные стороны познавательной, учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности освещены в трудах В.И. Загвязинского, В.И. Кузнецова, C.B. Новикова. В исследованиях ряда учёных (Н.Г. Ищенко, A.A. Лазаревич, Л.М. Опыхтина, H.A. Сорока, В.П. Квашко, В.П. Таловов и др.) серьезное внимание уделено различным формам пропаганды и популяризации НИРС. Вопросы совершенствования методов НИРС рассматриваются учёными: Б.П. Гнеденко, В.П. Елютин, П.Л. Капица, В.И. Крутов, Г.А. Николаев и др.

Во многих работах анализируются понятия НИРС и УИРС, при этом научно-исследовательская работа отождествляется с научным творчеством студентов. На наш взгляд, научно-техническое творчество - понятие более емкое, чем НИРС; мы полагаем, что конечным результатом творчества является обязательно создание чего-то нового, исследование неизвестного. Данное понятие широко используется в работах Л.Г. Квиткиной, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, В.Г. Разумовского и др.

Проведенный научно-теоретический анализ работ учёных позволили сделать вывод, что в настоящее время в отечественной высшей школе научно-исследовательская работа студентов представляется односторонне, в отрыве от реального образовательного процессе и необходима разработка системы организации НИРС с учётом реального учебно-воспитательного процесса . «Студенческая наука - сфера интеллектуального развития и повышения уровня эрудиции молодых людей, самореализации, развития творческих способностей; она помогает более глубоко усвоить учебный материал, развить навыки самостоятельного творчества и работы в коллективе. Но все эти результаты возможны в том случае, если научная работа студентов носит неформальный характер» .

Целью статьи является рассмотрение форм и видов научно-исследовательской работы студентов, организованной на кафедре химии Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова и проводимой в направлении развития творческого потенциала личности.

Изложение основного материала. Традиционно понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС) отождествляется с формами привлечения студентов к научной работе кафедр, а также кафедральных и вузовских лабораторий, выполнению учебных исследовательских работ, реальных курсовых и дипломных работ, участию в конференциях, семинарах, конкурсах, выставках и т.п., что является не совсем правильным. Анализ работ учёных показывает, что ведущими принципами организации НИР как системы является обеспечение органического единства научного и учебного процессов и на этой основе повышение качества подготовки специалистов, усиление связи науки с производством, ускорение научно- технического прогресса.

В нашем исследовании понятие «научно-исследовательская работа студентов» включает в себя следующие элементы:

  • обучение студентов основам исследовательского труда, привитие им определённых навыков;
  • выполнение научных исследований под руководством преподавателей.

НИРС является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки специалистов.

Целями научной работы студентов выступают переход от усвоения готовых знаний к овладению методами получения новых знаний, приобретение навыков самостоятельного анализа социально-правовых явлений с использованием научных методик.

Основные задачи научной работы студентов:

  • развитие творческого мышления, расширение научного кругозора;
  • формирование и развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;
  • формирование умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в профессиональной деятельности.

Правильно организованная и спланированная научно-исследовательская работа студентов в процессе обучения в вузе выполняет ряд функций:

  • образовательную: овладение теоретическими (научные факты) и практическими (научные методы исследования; методики проведения экспериментов; способы применения научных знаний) знаниями;
  • организационно-ориентационную: формирование умения ориентироваться в источниках, литературе; развитие умений организовывать и планировать свою деятельность; выбор методов обработки информации;
  • аналитико-корректирующую: связана с рефлексией студента, его самоанализом, самосовершенствованием планирования и организации своей деятельности; коррекцией и самокоррекцией учебно-познавательной деятельности;
  • мотивационную: развитие и. усиление интереса к науке в процессе осуществления научно-исследовательской деятельности, познавательных потребностей, убеждения в теоретической и практической значимости разрабатываемого научного знания; развитие желания глубже познакомиться с проблематикой изучаемой области научного знания, разнообразием точек зрения; стимулирование самообразования, саморазвития;
  • развивающую: развитие критического, творческого мышления, умения действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, умения обосновывать, отстаивать свою точку зрения; понимание развития мотивации (интереса, стремления к познанию), развитие способностей (познавательных, коммуникативных, специальных способностей и др.);
  • воспитывающую: становление нравственного и правового самосознания; воспитание способности к адаптации в изменяющейся социальной среде; формирование адекватной самооценки, ответственности, целеустремленности, волевого саморегулирования, смелости в преодолении трудностей и других способностей и черт характера. Воспитывающая функция включает также воспитание профессионального призвания, профессиональной этики.

В целом, в системе высшего образования можно выделить несколько направлений организации и реализации в образовательном процессе элементов научно-исследовательской деятельности студентов, способствующих развитию творческой активности:

  • использование задач исследовательского типа на аудиторных занятиях разного типа (семинарах, практических и лабораторных занятиях);
  • вовлечение студентов в различные формы внеаудиторной научно - исследовательской работы (написание рефератов по проблеме, подготовка и написание научного доклада по теме или сообщения, написание научных статей, участие в олимпиадах, конкурсах, разработка проектов для получения ГРАНТов, участие в работе по заказу предприятия и др.);
  • использование коллективных форм научно-практической деятельности студентов (научные общества студентов, творческие исследовательские коллективы и др.).

В рамках учебного времени при обогащении традиционных форм организации учебного процесса развитие исследовательских умений и способностей студентов возможно в случае использования средств развивающего обучения: проблемного, исследовательского, проектного, эвристического, главная задача которых - постановка познавательных противоречий в процессе изучения той или иной дисциплины .

В связи с этим формы и методы привлечения студентов к научному творчеству можно разделить на научно-исследовательскую работу, включенную в учебный процесс и следовательно, проводимую в учебное время в соответствии с учебными планами и рабочими программами (специальные лекционные курсы по основам научных исследований, различного вида учебные занятия с элементами научных исследований, учебно-исследовательская работа студентов), а также на научно-исследовательскую работу, выполняемую студентами во внеучебное время.

Важной формой научно-исследовательской работы студентов, выполняемой в учебное время, является внедрение элементов научных исследований в лабораторные работы. При выполнении таких работ студент самостоятельно составляет план выполнения работы, подбирает необходимую литературу, проводит математическую обработку и анализ результатов, оформляет отчёт.

Для младших курсов основными формами НИРС в рамках учебного процесса являются подготовка рефератов, индивидуальных домашних заданий с элементами научного поиска, участие в предметных кружках. Для того чтобы подготовка доклада или реферата не сводилась к переписыванию материала из учебника или журнала, обязательным требованием является включение в реферат практической или экспериментальной части. Это способствует формированию следующих исследовательских навыков: работа с литературой; сравнительный анализа материала; формулирование выводов и обобщений. На этом этапе мы предлагаем студентам домашние учебно-исследовательские задания, которые по своему характеру, построению и методике близки к научному исследованию. Такие учебно-исследовательские задания помогают студенту мыслить творчески, самостоятельно, анализировать изучаемый материал, сравнивать, обобщать. Некоторые задания становятся темами курсовых, а затем и выпускных квалифицированных работ, составляя их основу. Использование таких заданий в системе обеспечивает хорошее усвоение изучаемого материала и способствует развитию творческого потенциала студента. Приобретенные навыки студенты могут использовать в своей будущей профессиональной деятельности.

На старших курсах студентам предлагаются следующие формы НИРС: подготовка курсовых работ и курсовых проектов, дипломных работ; выполнение научного эксперимента в рамках лабораторно-исследовательских практикумов; участие в конкурсах и олимпиадах; участие в выполнении хоздоговорной или госбюджетной работы совместно с преподавателями кафедры.

Основной формой НИРС, выполняемой во внеучебное время, является привлечение студентов для выполнения научных исследований, проводимых кафедрой химии по госбюджетной и хоздоговорной тематике. Обычно в группу, занимающуюся решением определённой научно-технической задачи, включается несколько студентов, как правило, различных курсов. Это позволяет обеспечить преемственность, непрерывность и четкую организацию их работы. Работа проводится по плану-графику, утверждаемому научным руководителем. Руководство работой студентов осуществляют преподаватели, научные сотрудники, инженеры и аспиранты, работающие в группе.

Очень популярной формой НИРС является участие студентов в ежегодной научно-технической конференции, проводимой в университете, результатом которой является написание статей в сборники научных трудов. Студенческие публикации имеют важную воспитательную цель: студент видит результаты своего труда, что вызывает стремление трудиться еще больше и получать серьезные научные результаты, которые могла бы оценить общественность.

Вывод. Таким образом, внедрение системы организации научно-исследовательской работы студентов в вузе и интеграция её с реальным учебно-воспитательным процессом содействуют формированию таких качеств личности, как креативность, самостоятельность, инициативность, мобильность, что способствует подготовке специалиста, востребованного на рынке труда.

Библиографическая ссылка

Чупрова Л.В. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 5-2. – С. 167-170;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5362 (дата обращения: 17.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Научно-исследовательская работа в вузах имеет определенные особенности, состоящие в сочетании учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской деятельности, в которой совместно участвуют научно-педагогические работники и студенты.

Научно-исследовательская работа в вузах преследует три основные цели:

а) использование творческого потенциала вузов для решения важнейших проблем, так как в системе высшей школы работает около половины научных работников страны;

б) повышение квалификации преподавательского состава;

в) повышение качества подготовки выпускаемых специалистов и магистров, что обеспечивается за счет совершенствования учебного процесса и активного участия студентов в научной деятельности.

Научно-исследовательская работа в вузах осуществляется в направлениях, соответствующих профилю подготовки специалистов, в этой связи она характеризуется большим разнообразием тем.

В вузе научная деятельность возглавляется проректором по научной работе, а регламентируется она годовым и перспективным планами исследований. Для управления НИР в вузе создается научно-исследовательская часть (сектор). Каждая кафедра ведет исследовательские работы в соответствии с профилем подготовки специалистов за счет госбюджетных средств и договоров между вузом и заказчиком.

Одним из важных направлений деятельности вузовской науки является исследования по проблемам высшей школы. Они направлены на подготовку новых учебников и учебных пособий, разработку специальных курсов, внедрение проблемных методов обучения. Для усиления связи вузовской науки с производством изыскиваются новые формы содружества (филиалы кафедр, договора о содружестве, учебно-научно-производственные объединения).

Участие в исследовательской работе является важнейшим фактором в вопросе повышения квалификации преподавателей вуза. За счет исследований повышается их эрудиция, расширяется кругозор и растет педагогическое мастерство. Преподаватель, который не ведет активную исследовательскую работу, не может успешно осуществлять творческую подготовку студентов.

Особенность студенческой научной работы состоит в том, что ее главной задачей является не решение важных научных проблем, а приобщение студентов к самостоятельной работе, углубление их знаний, развитие творческих способностей к решению поставленных задач. Развитие у студентов творческих способностей невозможно лишь с помощью традиционных видов учебных занятий. Это умение приходит к нему в процессе коллективной исследовательской деятельности, при выполнении творческой работы, в ходе постановки и проведения эксперимента, при публичном обсуждении результатов исследований и т.д.

Формированию творческих начал у будущих специалистов призвана система научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Творчество, как говорил П.Л. Капица, – это создание новых ценностей по замыслу, установление новых фактов, разработка изобретений и подготовка открытий, т.е. получение новой, ценной информации для человечества. В широком смысле творчество проявляется при любой деятельности человека, когда он не имеет точной инструкции действий, а сам должен решать, как ему поступать. В этой связи НИРС играет очень большую роль, так как она позволяет соединять науку, образование и производство через совокупность проблемных ситуаций. НИРС дает возможность эффективно вводить в учебный процесс элементы творчества, применять методы проблемного обучения, углублять профессиональную направленность образования за счет рассмотрения проблемных ситуаций, воспитывать специалистов с повышенным творческим потенциалом.

Для осуществления студенческой научно-исследовательской работы в вузе необходимо соблюдение следующих основных условий:

– участие студентов в научной работе на протяжении всего периода обучения;

– последовательное увеличение сложности решаемых задач с постепенной ориентацией студента в направлении профиля его специальности;

– обеспечение преемственности при выполнении научной работы каждым студентом, а также в работе студентов младших и старших курсов, связи НИРС с научной работой кафедр.

Наилучшие результаты позволяет добиться комплексная система НИРС, охватывающая все дисциплины и формы учебных занятий и позволяющая придать им в течение всего времени обучения исследовательский характер.

Научная работа студентов имеет две основные формы. Первая из них реализуется в научных кружках, студенческих конструкторских бюро, лабораториях и т.д., и не связана с учебным процессом. Вторая форма – это учебная научно-исследовательская работа, которая является обязательной для всех студентов и предусматривается учебным планом.

Учебная исследовательская работа студентов условно может быть разделена на подготовительный (младшие курсы) и основной периоды. Характерной особенностью НИРС на первых годах обучения есть ее тесная связь с учебным процессом. С первыми элементами исследований студенты встречаются на семинарских и лабораторных занятиях. Здесь у них формируются начальные навыки исследований, они учатся читать научную литературу, подготавливать рефераты, определять необходимое число измерений, овладевать методикой обработки опытных данных и анализировать полученные результаты.

При составлении тематики лабораторных работ предпочтение отдается темам, представляющим профессиональный интерес. Лабораторные работы бывают двух видов: выполнение на стандартных установках типовых заданий; участие в постановке новых работ исследовательского характера. Работы первого вида выполняют все студенты; ко вторым привлекаются наиболее способные к экспериментальной деятельности студенты. Такие работы обычно связаны с проводимыми на кафедрах исследованиями.

Еще одно направление учебно-исследовательских работ на младших курсах – участие в олимпиадах, проводимых общеобразовательными кафедрами. Это способствует выработке у студентов навыков теоретических исследований и творческого подхода к решению инженерных проблем.

Весьма полезными являются организуемые на младших курсах, после изучения некоторых важных для будущих горных специалистов дисциплин (например, геологии), семинары и кружки. Такие формы научной работы, развивающие обязательные разделы теоретического курса, помогают студентам критически осмыслить содержание дисциплины, учат делать обобщения и выводы.

Широкое распространение получила такая форма привлечения студентов к самостоятельной работе, как подготовка рефератов, докладов, выступлений. Особенно полезна подготовка обзорных докладов по материалам, опубликованным в современных научно-технических изданиях по профилю специальности.

Расширяет кругозор молодых исследователей участие, совместно со старшекурсниками, в конструкторских и исследовательских работах, проводимых в студенческих бюро. Очень полезным для старшекурсников является присутствие студентов младших курсов и их помощь в проведении исследований.

Полезно введение элементов исследований в курсовое проектирование, а также в практику, когда каждый студент получает индивидуальное задание с указанием научной темы, сформулированной с учетом нужд производства.

Наиболее эффективно позволяет привлечь студентов к научной работе индивидуальная НИР. Большинство студенческих тем представляют собой повторение ранее выполненных исследований, однако наиболее способные студенты принимают участие в плановых хоздоговорных и госбюджетных НИР кафедр. Исследования по таким темам завершаются выполнением дипломной научно-исследовательской работы, квалификационной работой магистра или, как минимум, написанием специального раздела в типовом дипломном проекте.

Благодаря участию в научной работе, еще обучаясь в вузе, студенты становятся авторами или соавторами заявок на изобретения, почти все студенты подают во время практик рационализаторские предложения, публикуют статьи в вузовском сборнике или других научно-технических изданиях. Результаты исследований студенты докладывают на семинаре, ежегодной научно-технической конференции университета и конференциях в других вузах. Важным стимулом приобщения студентов к творческой работе служат конкурсы НИРС, проводимые на различных уровнях.

Широкое участие студентов в исследованиях благотворно сказывается на качестве учебного процесса. У студентов повышается ответственность за результаты учебы, улучшается теоретическая и практическая подготовка. Опыт показывает, что студенты, прошедшие школу НИРС, становятся не только квалифицированными специалистами, но и хорошими руководителями и организаторами производства.

Планирование и прогнозирование научных исследований

Научные исследования в нашей стране являются частью государственного плана развития и планируются Кабинетом Министров. Планирование научных исследований в общегосударственном масштабе обеспечивает согласованную работу всей науки страны, направляет ее развитие в соответствии с тенденциями мировой науки и запросами производства.

При планировании научных исследований составляются перспективные и годовые планы, при этом можно выделить следующие основные формы планирования НИР и использования достижений науки и техники:

а) государственный перспективный план по решению основных научно-технических проблем, который утверждается Кабинетом Министров и является частью плана развития страны;

б) координационные планы по решению основных научно-технических программ и проблем;

в) годовой план использования новых видов продукции, технологических процессов, образцов новой техники, имеющих общегосударственное значение. Этот план является частью годового плана развития страны и утверждается Кабинетом Министров;

г) отраслевые перспективные и годовые планы НИР, утверждаемые отраслевыми министерствами;

д) план научных исследований Национальной Академии наук Украины (НАНУ);

е) перспективные и годовые планы научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ организаций, предприятий, фирм и пр.

Формирование планов представляет собой длительный процесс рассмотрения содержания НИР, начиная от подразделений научных учреждений до утверждающей вышестоящей организации. Работы, включенные в план на основании правительственных постановлений, составляют группу важнейших, они получают первоочередное финансирование и материально-техническое обеспечение.

В последнее время в стране нашел применение новый вид планирования – программно-целевое, позволяющее решать крупные проблемы межотраслевого и межрегионального значения. Программно-целевое планирование состоит в разработке и реализации комплексных целевых программ, содержащих комплекс мероприятий, направленных на достижение определенной цели. По каждой из программ утверждаются головные организации, ответственные за результаты их реализации. В качестве примера можно привести программу «Анкер» Минуглепрома Украины с привлечением специалистов ИГТМ НАНУ.

В вузах также оставляются план НИР и ОКР, план внедрения законченных исследований, план публикаций, план подготовки диссертаций и т.д. Хотя заранее предвидеть результаты творческой работы невозможно, планирование научной работы позволяет обеспечить ритмичность, целеустремленность и эффективность выполнения НИР, а также избежать дублирования исследований и неоправданных затрат времени и средств.

Планирование науки тесным образом связано с прогнозированием ее развития. Прогнозирование научных исследований имеет целью дать вероятностную оценку путей их развития и достижения результатов в будущем, а также требуемых для их реализации ресурсов и организационных мер. Научно-технический прогресс, быстрое изменение научных концепций выдвигают задачу научного прогнозирования на передний план науки. Так, если раньше изменения в технологии разработки месторождений полезных ископаемых происходили раз в 100 лет, то в настоящее время – через каждые 10-15 лет. Можно привести немало примеров, когда на вновь построенной шахте, еще до ее пуска в эксплуатацию, обнаруживались узкие места, а внедренные в производство новые технологические процессы не отвечали требованиям времени.

Прогнозы обычно составляют на 10-20 лет вперед. Выбор такого периода объясняется тем, что длительность прогноза совпадает с продолжительностью цикла «исследования – производство», т.е. научная идея пройдет через все этапы НИР и ОКР. За это время удваивается количество выполненных НИР, заканчивается срок действия патентов, на передовую линию прогресса выходит новое поколение специалистов. Наряду с этим составляются отдельные прогнозы на 40-50 лет и более. За это время происходит полная смена поколений, удваивается количество теорий. Эти прогнозы дают в основном качественные показатели.

Современные методы научно-технического прогнозирования могут быть подразделены на три группы: методы экстраполяции; экспертная оценка; моделирование.

Методы экстраполяции основаны на прямом и непосредственном продолжении действующих в настоящее время закономерностей на будущее. Обычно экстраполируют статистически складывающиеся тенденции изменения тех или иных количественных характеристик (рост научных кадров, затраты на науку и т.д.).

Методы экспертных оценок связаны со сбором и систематизацией различного рода опросов. Экспертом может быть ведущий ученый специалист в конкретной области науки, выработавший гипотетическое представление о путях ее развития. Обычно используют мнение многих экспертов (метод комиссии). Оценки экспертов переводят в количественную форму (баллы), что позволяет обработать полученную информацию статистически. Эффективность метода зависит от компетенции эксперта, так как не все эксперты равноценны, их мнения субъективны, на оценки экспертов влияет авторитет коллег и пр.

Методы моделирования при прогнозировании только разрабатываются, однако их перспективность очевидна. Следует отметить метод «исторической аналогии», в основе которого лежит закон спирали. Согласно этому методу техника развивается, опираясь на накопленный опыт, и в своем движении возвращается к старым идеям, используя их на новой научной основе.

Методы научного прогнозирования имеют свои достоинства, ограничения и недостатки. Однако их комплекс представляет собой надежный инструмент научно обоснованного предвидения, что позволяет правильно определить политику в области развития науки и техники.

Успешное развитие любой науки и внедрение ее результатов в производство зависит, прежде всего, от знаний, умений, моральных качеств специалистов выпускаемых вузами.

Поэтому научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием, способных творчески применять в практической деятельности последние достижения научно-технического и культурного прогресса .

Научно-исследовательская работа студентов преследует следующие цели:

Расширить и углубить знания студентов в области теоретических основ изучаемых дисциплин, получить и развить определенные практические навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

Проводить научные изыскания для решения актуальных задач, выдвигаемых наукой и практикой;

Выработать навыки грамотно излагать результаты собственных научных исследований и способность аргументировано защищать и обосновывать полученные результаты;

Привить навыки пользователей вычислительной техники при проведении научных исследований и обработке полученных результатов;

Широко внедрять новые информационные технологии при проведении НИРС, обеспечить информационно-программную поддержку изысканий и сопровождение полученных результатов;

Формировать системную методологию познания разнообразных объектов, принципов и способов их исследования;

Понятие «научно-исследовательская работа студентов» включает в себя два элемента: 1) обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда; 2) собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей. НИРС является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки магистрантов.

Основные задачи научной работы студентов:

а) развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора;

б) привитие устойчивых навыков самостоятельной научно- исследовательской работы;

в) повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;

г) выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в юридической деятельности.

Наряду со многими задачами высшей школы на современном этапе её развития по профессиональной подготовке студентов одной из ведущих является задача развития научно-исследовательской работы студентов (НИРС) как наиболее эффективной формы подготовки высококвалифицированных специалистов.

НИРС способствует развитию научного кругозора, индивидуальных способностей, исследовательских навыков, научной интуиции, творческого подхода к восприятию знаний для реализации их в практике своей будущей работы, что является основной целью научно-исследовательской работы студентов.

В настоящее время НИРС вуза представляет собой комплексную, целенаправленную и методическую обоснованную систему. Существующие формы в системе НИРС дают возможность каждому студенту освоить за период обучения в вузе комплекс различных видов творческой деятельности, который позволит будущим специалистам вносить в свою работу элемент научного подхода, вырабатывает стремление постоянного пополнения и совершенствования знаний для улучшения профессиональной деятельности .

Перед научно-исследовательской работой студентов специальности «Физкультура и спорт» стоят следующие основные задачи:

Углубленное и творческое освоение учебного материала;

Привитие навыков самостоятельного проведения научных исследований;

Выработка творческого подхода к решению стоящих перед исследованием научных и технических задач;

Обучение навыкам работы в научных коллективах;

Содействие успешному решению актуальных проблем физической культуры и спорта;

Практическое применение полученных знаний;

Привлечение студентов к решению научных проблем, имеющих непосредственный выход в практику физкультурного движения;

Воспитание в стенах вуза резервных ученых, преподавателей и др.

НИРС является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах института. Научная работа студентов включается в общий план работы кафедры и вуза. Opганизуется она в различных формах по двум направлениям:

    Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС), включаемая в учебном процессе;

    Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), выполняемая во внеучебное время.

Основная цель НИРС в учебном процессе заключается в практическом закреплении теоретических знаний студентов, формировании у них творческого мышления и познавательной активности, приобретении навыков самостоятельного проведения научных исследований, экспериментов и так далее. НИРС предусматривает: выполнение различных заданий, лабораторных, курсовых и дипломных работ, которые содержат элементы научных исследований; заданий научно-исследовательского характера во время педагогической, организационно-тренерской практики, изучения курса «Основы НИР в избранной специализации», включающего изучение теоретических основ методики постановки организации и выполнения научных исследований, научного эксперимента, обработки полученных научных данных; участие в научных и исследовательских семинарах, конференциях кафедр.

УИРС охватывает всех студентов, привлекая их к научно-исследовательской работе, и является обязательной.

УИРС существенно ускоряет привлечение всех студентов к научно-исследовательской деятельности, осуществляет переход от усвоения умений и навыков научно-исследовательской работы на младшекурсах к непосредственному проведению настоящих научных экспериментов и исследований студентами старших курсов.

За время учебы в институте студенты проходят несколько этапов творческой подготовки. На первом начальном этапе на I и II курсах идет приобретение умений и навыков НИР, предусмотренной учебным планом. Здесь осуществляется общенаучная подготовка: введение в процессе обучения элементов исследования при выполнении практических и лабораторных работ, написание рефератов при подготовке к семинарским занятиям. Например, составление рефератов научной литературы учит анализировать, оценивать и выделять главное в изучаемой литературе; семинарские занятия эффективно способствуют повышению научной эрудиции студента; участвуя в них, студенты учатся дискутировать, аргументировано защищать свои взгляды, вырабатывают умения выбирать проблемную научную тематику, ориентироваться в специальной научной литературе.

Кафедры организуют и проводят для студентов младших курсов различные мероприятия по ознакомлению их со спецификой их работы, кафедральные научно-студенческие конференции, олимпиады, знакомят со своим коллективом, устраивая встречи с ведущими преподавателями – доцентами, профессорами. Это вызывает творческий интерес к дальнейшему ведению научно-исследовательской работы

На следующем этапе - научная работа студентов старших курсов (3 и 4) завершает формирование студентов-исследователей. Здесь большую роль в успехе НИРС играет личная заинтересованность.

В вузax учебными планами в обязательном порядке предусмотрено изучение дисциплин, где студенты знакомятся с методами исследований и актуальными проблемами физической культуры и спорта.

Одной из особых форм организации студенческой научной деятельности в учебном процессе является курсовая и дипломная работы, при выполнении которых происходит значительная активизация деятельности студентов.

Курсовая работа - научное исследование, в котором осуществляется переход от простых методов исследования к более сложным. Это основа для дальнейшего углубленного исследования, которое может преобразоваться в дипломную работу.

Дипломная работа - самостоятельная научная разработка, включающаявсе знания, полученные в процессе работы студентов в различных формах научно-исследовательской работы. Она является самостоятельным исследованием.

Главная цель этих работ заключается в повышении уровня специальной теоретической подготовки студентов по избранному виду спорта, а также в получении представления об основных методах и методиках исследования. В процессе подготовки курсовой и дипломной работ студенты обязаны овладеть следующими навыками и умениями проведения научного исследования: самостоятельно ставить задачи исследования, анализировать литературные источники, методически верно ставить эксперимент, использовать методы научного исследования, математической статистики при обработке результатов исследования и получения достоверных результатов, самостоятельно анализировать полученные результаты исследования, обобщать их и формулировать выводы, делать практические рекомендации.

Дипломная работа студента, также как и курсовая, отражает уровень приобретенных на занятиях в институте знаний, умений, навыков. В этих работах проявляются индивидуальные способности и навыки практического применения полученных теоретических знаний. Они могут быть как индивидуального, так и коллективного характера.

Тематика названных работ связана, как правило, с основными научными направлениями кафедры. Участие студентов в кафедральных научных исследованиях является одной из наиболее эффективных традиционных форм УИРС.

Руководство всеми научно-исследовательскими работами в вузах осуществляет профессорско-преподавательский состав спортивно-педагогических кафедр. Могут привлекаться также преподаватели с кафедр теоретического и медико-биологического циклов. Время, необходимое для руководства НИРС, учитывается в индивидуальных планах научно-педагогического состава кафедр в пределах времени, планируемого на учебно-методическую и научную работы.

В отдельных случаях, когда курсовые и дипломные работы выполняются в содружестве с кафедрами теоретического и медико-биологического циклов советом факультета утверждаются два руководителя. Такое сотрудничество укрепляет межкафедральные, межфакультетские научные связи. Это создает условия для постоянного взаимодействия и взаимообогащения различных наук и специальностей, обуславливает глубину и фундаментальность научных изысканий, создает творческую атмосферу.

Характерной особенностью системы НИРС, является органическое единство форм научно-исследовательской работы студентов (учебных и внеучебных) в период обучения в вузе.

Помимо НИРС в учебном процессе развиваются и совершенствуются внеучебные формы научной работы, позволяющей не ограничиваться только учебными задачами, а расширять активные рамки активной деятельности студентов.

Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая вне рамок учебного процесса, осуществляется в виде работы в студенческих научных кружках (СНК), студенческом научном обществе (СНО), бюро переводов, реферативном или студенческом библиографическом бюро, участия в выполнении работ по хоздоговорной тематике и работах по договорам о творческом содружестве, осуществляемых кафедрами, участия в научной работе по индивидуальным планам профессорско-преподавательского состава института, лекторской и пропагандистской работе по распространению знаний, достижений в области спортивной науки, подготовке сборников научных работ студентов, учебы на исследовательском факультете.

Так осуществляется вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу, позволяющую объединять студенческое научное творчество и основные направления научных исследований в институте, на кафедре.

НИРС, проводимая во внеучебное время - наиболее важный этап формирования творческих всесторонне развитых специалистов.

Основной формой организации такой работы, решающей определенные образовательно-воспитательные задачи, является кружковая работа на кафедрах

Студенческие научные кружки (СНК) решают важнейшие задачи творческого становления студентов: способствуют освоению ими методов и методик научно-исследовательской работы, проводимой самостоятельно, развитию познавательных наклонностей студентов; осуществляют практическую подготовку студентов к самостоятельной работе со специальной литературой; создают условия приобретения и закрепления умений и навыков проведения экспериментальной части разрабатываемой проблемы и углубления теоретических знаний; способствуют отбору наиболее способных, инициативных, склонных к научно-исследовательской деятельности студентов, из которых формируется в последующем магистратура вуза.

Следует отметить важную роль в пропаганде успехов научной деятельности студентов организационно-массовых мероприятий. К ним относятсястуденческие научные конференции, республиканская научная конференция студентов, конкурсы научных работ студентов, конкурсы на лучший СНК, предметные олимпиады студентов института, различные смотры-конкурсы, на лучшую организацию НИРС в группах, на факультетах, смотры-конкурсы дипломных и курсовых работ и результатов педагогических практик на различных уровнях (кафедральные, университетские, межреспубликанские, отраслевые), выставки, республиканский конкурс на лучшую научно-студенческую работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам, различные научно-методические и другие массовые мероприятия, порядок проведения которых определяется соответствующими положениями.

Студенты, достигшие определенных успехов в научно-исследовательской работе и организации НИРС, награждаются грамотами, почетными дипломами активистов НИРС и могут по положениютакже премироваться денежными премиями, иногородними экскурсиями и др.

Тем студентам, которые успешно сочетают учебу по программе вуза и ведение НИР, могут быть рекомендованы для представления на именные стипендии. Проявившим большие способности к НИР и достигшим определенных успехов дается рекомендация для поступления в магистратуру. При этом они могут представить научно-исследовательские работы, отмеченные дипломами, медалями на республиканских конкурсах. Такие поощрения стимулируют морально и материально, что способствует активизации НИРС в вузах страны.

Анализ работы НИРС в вузах показал, что на развитие студенческой науки влияют следующие факторы: наличие высококвалифицированного научно-педагогического состава, который активно ведет научные исследования и руководит НИРС, уровень и объем, проводимых кафедрами и другими подразделениями исследований; поддержание научных связей с командами по виду спорта, с ДЮСШ, то есть с другими спортивными и научными организациями и учреждениями, с выходом на практику физкультурного движения.

НИРС в любой форме (учебно-исследовательская или научно-исследовательская) составляет основу профессиональной подготовки будущего преподавателя-тренера по виду спорта.

Таким образом, научно-исследовательская работа студентов в настоящее время представляет собой стройную и методически обоснованную систему повышения уровня подготовки и воспитания специалистов. Научно-исследовательская работа отражает единство различных форм научной работы студентов, творческое развитие каждого студента, приобретенные умения творческого применения в практике физической культуры и спорта последних достижений научно-технического прогресса .





error: Контент защищен !!