А. Сочилова

В современных условиях лидерство должно стать обязательным качеством преуспевающего менеджера, хотя лидером нельзя стать по назначению вышестоящей организации.

Эффективное управление требует от лидера обладания следующими организаторскими навыками и способностями:

  • способность управлять собой;
  • разумные личные ценности;
  • четкие личные цели;
  • упорство для постоянного личного роста;
  • навыки решать проблемы;
  • изобретательность и способность к инновациям;
  • умение влиять на окружающих, руководить;
  • знание современных управленческих подходов;
  • умение обучать и развивать подчиненных;
  • способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Организатором обычно становится тот, кто обладает не только профессиональными достоинствами руководителя, ценимыми другими членами группы, но и личностными достоинствами лидера. Чем активнее руководитель приобретает, пользуется и делится с другими гуманистическими ценностями, тем выше его значимость и полезность для других, тем вероятнее, что он окажется лидером группы.

Сбалансированное системное сочетание административного управления вузом с внедрением механизмов самоуправления студентов способно привести к эффективным решениям. В современных условиях сотрудничество администрации и организационного студенчества - важный фактор развития демократических форм управления в системе высшего образования. Формулирование миссии и целей студентов является базисом для дальнейшей выработки стратегии развития и структуры студенческого объединения. Рассмотрение студенческого самоуправления как инструмента реализации молодежной политики государства фокусирует внимание студенческого объединения на организации студенческой жизни внутри вуза.

Для эффективной работы студенческого объединения необходима целенаправленная дифференцированная работа с различными категориями студентов и формирование организационной культуры студенческого объединения, являющейся органичной частью общей корпоративной культуры высшего учебного заведения.

Примером студенческого объединения в Пензенском ГУАС является институт студенческих лидеров (ИСЛ) при Институте экономики и менеджмента. Назначение такого института, где все роли исполняют сами студенты, - подготовка лидерского звена студенчества к практической деятельности.

По мнению президентов крупных японских компаний, менеджер-президент (лидер-организатор) должен обладать следующими качествами: инициативность и решительность в условиях риска (42%); долгосрочное предвидение и гибкость (34%); упорная работа и непрерывная учеба, самосовершенствование (10%); широта взгляда, глобальный подход (29%); способность полностью использовать возможности сотрудников (24%); готовность выслушивать мнение других (22%); способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу в нем (20%); умение четко формулировать цели и установки (17%); личное обаяние (22%); умение правильно использовать свое время (15%); готовность использовать открытый стиль управления - стиль сотрудничества (19%).

В условиях современности организаторские качества должны стать обязательными качествами преуспевающего человека, хотя настоящим организатором нельзя стать по приказу вышестоящей организации. Ими становятся благодаря своим личным качествам и способностям независимо от должности в служебной иерархии, но слияние роли руководителя и организатора в одном лице наиболее ценно и перспективно.

Как развивать свои организаторские качества (памятка студенту )

Для развития навыков организаторской деятельности необходимо следовать следующим рекомендациям.

S Ознакомьтесь внимательно с деятельностью молодежных объединений в вузе, выберите интересующие направления и подключайтесь к работе.

S Старайтесь грамотно строить отношения с людьми, ваши слова не должны расходиться с делом.

?S Не бойтесь брать на себя ответственность за коллективное исполнение работы.

S Самостоятельно организовывайте различные мероприятия.

S Верьте в себя, в свои силы и никогда не останавливайтесь на достигнутом, учитесь управлять самим собой.

S Выявляйте и развивайте в себе качества, присущие лидеру.

S Воспитывайте в себе культуру деловых отношений.

S Четко осознавайте то, что собираетесь говорить, говорите уверенно.

S Сохраняйте всегда свое достоинство и берите на себя ответственность во всех делах.

S Активно участвуйте в студенческом самоуправлении.

  • S Организовывайте сами работу со студентами младших курсов, не отказывайте им в помощи.
  • S Всегда заботьтесь о своей репутации и личном авторитете.

S Освойте правила организаторской работы: ясно ставьте цель, составляйте план; все делайте по порядку и вовремя; подберите помощников и, проинструктировав их, передавайте им работу; контролируйте ход работы.

S Организуйте самого себя и осуществляйте самоконтроль своих собственных дел и, главное, их результатов.

УДК 378 UDC 378

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАТОРСКИХ FORMATION OF ORGANIZATIONAL

СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ - ВАЖНОГО ABILITIES OF STUDENTS - AN IMPORTANT

КАЧЕСТВА БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ QUALITY OF FUTURE LEADERS

Трубилин Александр Иванович Trubilin Alexander Ivanovich

д.э.н., профессор, ректор Doctor of Economics, professor, rector

Григораш Олег Владимирович Grigorash Oleg Vladimirovich

д.т.н., профессор, заведующий кафедрой, Doctor of engineering sciences, professor, head of the

[email protected] chair, [email protected]

Кубанский государственный аграрный Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

университет, Краснодар, Россия

В статье раскрываются основные формы и The article describes the basic forms and teaching

методические приёмы формирования methods of forming organizational abilities of students

организаторских способностей студентов - - of future leaders - during the educational activities at

будущих руководителей - в период the university

образовательной деятельности в ВУЗе

Ключевые слова: КАФЕДРА, ПРОФЕССОРСКО- Keywords: CHAIR, FACULTY,

ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, ORGANIZATIONAL ABILITIES OF STUDENTS,

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ HEAD OF CHAIR

СТУДЕНТОВ, ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ

Современные стремительные темпы научно-технического прогресса

Повышают требования к высшей школе, которая должна готовить конкурентоспособных специалистов. Кроме базовых знаний своей профессии они должны обладать организаторскими способностями как будущие руководители организаций, предприятий и фирм .

Известно, что руководство коллективом - это не только искусство, но и в определённой степени ремесло, которому можно обучить. В настоящее время в образовательном процессе вопросам формирования знаний, умений и навыков руководства коллективами у выпускников вузов уделяется недостаточно внимания .

Одним из базовых качеств современного специалиста с высшим профессиональным образованием являются его организаторские способности, которые влияют на результативность принимаемых решений, а в конечном счёте - индивидуальной и коллективной деятельности, эффективно действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, оптимально использовать материальные и кадровые ресурсы.

Кроме организаторских способностей современный руководитель должен владеть следующими качествами :

Владеть профессиональными знаниями по специальности (знание технологии производства и его функционирования);

Стремление к достижению производственных и социальных целей за счёт рациональности и системности в работе;

Умение позитивно воздействовать на людей, воспитывая личным примером, при этом грамотно распределять обязанности, стимулировать работников;

Иметь высокий уровень культуры профессионального общения, уметь тактично и дипломатично убеждать, уметь слушать, иметь выдержку в любой конфликтной ситуации и правильно воспринимать критику в свой адрес.

Основная роль в развитии у студентов организаторских способностей и качеств руководителя принадлежит кафедре.

Профессорско-преподавательский состав (ППС) должен добиваться, чтобы каждый студент стал не только высококвалифицированным специалистом, но и овладел навыками руководителя, способного организовывать и успешно решать возникшие в профессиональной деятельности проблемы.

Развитие выше организаторских способностей, в том числе качеств современного руководителя, необходимо осуществлять в учебное время на методических, семинарских и лабораторных занятиях и во внеучебное - в ходе работы студентов в кружках научно-исследовательской работы студентов кафедры .

1 Методические занятия со студентами

Одним из самых эффективных видов занятий, прививающих навыки организаторских способностей, являются методические занятия со студентами. Занятия организуют преподаватели, а проводят студенты.

Основная цель таких мероприятий - выработка у студентов практических навыков организации и проведения занятия .

Методические занятия должны организовываться со студентами, обучающимися на четвёртом курсе бакалавриата и в магистратуре. Они проводятся только по специальным дисциплинам профиля профессиональной подготовки.

На рисунке 1 приведён алгоритм проведения методического занятия со студентами.

Вступительное слово преподавателя (3 мин)

Алгоритм занятия, проводимого студентом, и распределение времени

Вступительная часть (3 мин)

Основная часть (10 мин)

Заключительная часть -<

Объявление темы и цели занятия

Связь материала предстоящего занятия с предыдущей темой

Рассмотрение учебного вопроса занятия изучение назначения, состава, принципа действия, схемы, устройства, оборудования, системы т. п.)

Подведение итогов занятия и постановка задач для самостоятельной подготовки

Дискуссия и подведение итогов занятия преподавателем (до 15 мин)

Рисунок 1 - Алгоритм проведения методического занятия со студентами

Примерно за неделю до методического занятия преподаватель должен сообщить студентам, которые будут его проводить, учебный вопрос, который необходимо раскрыть, рекомендовать литературу,

уточнить методику проведения занятия и алгоритм составления плана-конспекта, представив при этом образец оформления такого плана .

Учебный вопрос должен быть несложным, доступным для самостоятельного освоения материала. На одном методическом занятии (2 учебных часа) заслушиваются не более 4 студентов.

За день или два до методического занятия преподаватель утверждает план-конспект его проведения, а также проверяет, как студенты знают учебный материал и методику проведения занятия. При этом преподаватель должен требовать от студентов, чтобы они во время проведения занятия не пользовались планом-конспектом (т. е. не читали материал), но может разрешить изредка смотреть в него для соблюдения последовательности проведения занятия.

Общая продолжительность занятия, проводимого студентом, не должна превышать 15 мин (см. рисунок 1).

В ходе проведения методического занятия преподаватель не должен перебивать студента, проводящего занятие. В тех же случаях, когда изложение учебного вопроса связано с грубейшими ошибками, он его поправляет. При рассмотрении основной части занятия студент, который его проводит должен пользоваться наглядными пособиями (плакатами, стендами, макетами и т. п.), в том числе презентацией учебного материала.

После окончания занятия, проводимого студентом, преподаватель организует дискуссию. На первом её этапе студенты задают вопросы по учебному материалу преподавателю-студенту, а на втором - высказывают свои замечания и предложения по организации и методике проведения, а также оценивают занятие.

В конце методического занятия преподаватель подводит итоги (высказывает общие замечания и предложения по совершенствованию качества проведения занятия) и с учётом мнения студентов, оценивающих

занятия, проведённые своими сокурсниками, объявляет окончательные оценки.

Таким образом, студенты получают навыки организации и проведения занятий, общения с аудиторией, приобретают опыт пояснения тех или иных вопросов, связанных с будущей профессиональной деятельностью, происходит их становление как будущих руководителей. Студенты, принимающие участие в дискуссии, также развиваются и приобретают навыки профессионального общения. Важно также, что на методических занятиях студенты, кроме того, учатся говорить грамотным профессиональным языком .

2 Семинарские занятия

Как известно, в современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным дисциплинам. Этот вид занятия также может использоваться при изучении технических и технологических дисциплин . Он представляет собой средство развития у студентов научного мышления.

Семинарские занятия целесообразно проводить уже начиная с 1-го курса бакалавриата и магистратуры. Главная цель этих занятий - обучить студентов использовать теоретические знания применительно к особенностям отрасли, в которой они будут работать.

Методика организации и проведения семинарских занятий имеет сходство с алгоритмом организации методических занятий (см. рисунок 1). Основное отличие состоит в том, что на методических занятиях студенты приобретают навыки организации и проведения занятий по изучению техники, оборудования, технологий и тому подобного, обучаются разработке плана-конспекта проведения занятия, а на семинарских

занятиях они овладевают умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения и обучаются написанию научного реферата.

На семинарских занятиях также развиваются профессиональные навыки: овладения языком соответствующей отрасли; оперирования

формулировками, понятиями, терминами.

За неделю до семинарских занятий преподаватели должны проводить консультации, где определяют тему реферата студентам-докладчикам, обращая особое внимание на развитие навыков работы с литературой, на творческую переработку материала, предостеречь от компилятивного подхода к решению рассматриваемых научных проблем, который возникает именно при недостаточной подготовке к семинару и написанию реферата.

Доклады студентов на семинарских занятиях обсуждаются их участниками.

Преподаватели могут организовывать семинарские занятия в форме развёрнутой беседы. При этом за несколько дней до такого занятия студентам сообщается тема (темы). Во время занятия по желанию или указанию преподавателя докладывают студенты (4-5 мин). Далее происходит обмен мнениями - живая беседа, организуемая преподавателем. В конце занятия преподаватель подводит итоги и объявляет оценки, учитывая активность студентов.

Во время семинарских занятий преподаватели должны формировать атмосферу творческой работы, ориентировать студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель даёт установку на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении (в зависимости от тематики и ситуации).

Учитывая характерологические качества студентов

(коммуникативность, уверенность в себе, тревожность), преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные, облегченные

вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха.

К каждому методическому и семинарскому занятию на кафедре должны быть разработаны методические указания для преподавателей, включающие :

План проведения занятия, учебные вопросы и распределение времени по их изучению;

Используемые методические приёмы при проведении занятия;

Контрольные вопросы для проверки качества усвоения материала;

Методика выставления оценок студентам за проведение методического занятия, за доклад на семинаре и активное участие студентов в дискуссии.

3 Лабораторные занятия

Известно, что лабораторные занятия составляют основу практической работы студентов по изучаемой дисциплине и имеют целью углубление и закрепление теоретических положений изучаемой дисциплины, овладение техникой экспериментальных исследований и анализа полученных результатов, привитие навыков работы с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами и вычислительной техникой. Но одной из ярко выраженных специфических особенностей этих занятий является возможность формировании организаторских способностей у студентов .

В основе лабораторных занятий заложена бригадная форма подготовки, выполнения и защиты отчётов по проведённым экспериментальным исследованиям. Учебная группа, как правило, разбивается на 5-6 бригад по 4-5 студентов, в зависимости от количества лабораторных установок. В каждой бригаде назначается старший, первый номер, второй и т. д. Старших назначает староста, при этом на каждом занятии происходит смена старших бригад и номеров студентов, входящих

в состав бригады. Основные обязанности в бригаде распределяются следующим образом:

Старший бригады определяет номер и обязанности каждого члена бригады, отвечает за соблюдением правил техники безопасности, учебную дисциплину, соблюдение последовательности и полноты проводимых исследований;

Первый номер зачитывает по методическим указаниям и вместе с старшим бригады контролирует порядок выполнения исследований;

Второй номер проводит монтажные работы (собирает схему, подключает измерительные приборы);

Третий номер осуществляет необходимые коммутации или действия, необходимые для проведения исследований и диктует показания измерительных приборов, кроме того, он может также оказывать помощь перовому номеру в сборке схемы, если она сложная;

Четвёртый номер проводит записи показаний приборов и отвечает за точность проведения расчётов, построения графиков, диаграмм и т. п.

Если в бригаде меньше пяти человек, то обязанности номеров бригады совмещаются, к примеру, первый номер с четвёртым, второй с третьим и т. п.

Согласно требованиям техники безопасности лабораторные занятия проводят два преподавателя. При этом один из них является старшим, как правило, это ведущий преподаватель дисциплины (лектор). Иногда заведующий кафедрой сам назначает старшего по каждой дисциплине кафедры, в которой согласно рабочей программе предусмотрены лабораторные занятия. На старшего преподавателя, кроме

функциональных обязанностей, возлагаются следующие дополнительные обязанности:

Вводный инструктаж по технике безопасности перед каждым проведением занятий, контроль соблюдения правил техники безопасности;

Проведение вступительной и заключительной части занятия;

Контроль посещаемости занятий студентами;

Поддержание порядка и учебной дисциплины во время занятий.

При этом каждый преподаватель несёт персональную

ответственность за безопасное выполнение работ и соблюдение последовательности исследований, согласно утверждённым заведующим кафедрой методическим указаниям к лабораторным работам для преподавателей.

На рисунке 2 приведён алгоритм проведения лабораторного занятия, указано распределение времени между вступительной, основной и заключительной частями в процентном отношении.

Для повышения эффективности лабораторных занятий перед каждым из них одному из преподавателей необходимо проводить консультации, на которых решаются организационные вопросы (формирование бригад и распределение обязанностей, оформление отчётов, выполнение исследований студентами, пропустившими занятия) и студенты изучают последовательность выполнения лабораторной работы. На консультациях также происходит защита отчётов студентами, не защитившими их во время предшествующего занятия.

В начале занятия старший преподаватель распределяет бригады между собой и вторым преподавателем. Преподаватели осуществляют допуск к выполнению работ бригадами в следующей последовательности:

Проверяют правильность оформления отчёта каждым студентом бригады (если хотя бы у одного студента оформлен он неправильно, бригада не допускается к выполнению исследований, пока отчёт не будет оформлен согласно требованиям методических указаний);

Осуществляют контроль теоретических знаний и знания последовательности выполнения исследований (бригада не допускается к их проведению, пока преподаватель не убедится, что она усвоила основные положения теории, и хотя бы старший бригады знает последовательность выполнения работы);

Проверяют знание правил техники безопасности (бригада не допускается к выполнению работы, если студенты не усвоили основные её положения).

Вступительная часть (10 %)

Объявление темы и цели занятия. Изложение правил техники безопасности (старший преподаватель)

Допуск бригад к выполнению работ

Основная часть (65 %)

Проверка правильности сборки схемы исследований, напоминание правил техники безопасности. Разрешение бригадам на выполнение работ

Контроль за действиями студентов во время работ, ответы на вопросы старшего бригады, проверка правильности и полноты выполненных исследований. Разрешение на окончание исследований

Заключительная часть (25 %)

Индивидуальная защита отчётов в составе бригад. Объявление индивидуальных оценок

Подведение старшим преподавателем итогов в составе группы, ответы на вопросы студентов и постановка задач на самостоятельную подготовку

Рисунок 2 - Алгоритм проведения лабораторного занятия

Такие жёсткие требования к допуску способствуют развитию высокой исполнительности, чувства ответственности за коллектив и умения организовывать работу команды.

С целью экономии времени при допуске к выполнению лабораторных работ контроль теоретических знаний студентов целесообразно проводить письменно или с использованием тестовых вопросов на консультации, проведённой накануне занятия.

Порядок действий студентов при проведении исследований. После получения допуска к выполнению лабораторной работы под руководством старшего бригады студенты приступают к выполнению исследований, при этом каждый выполняет свои обязанности согласно определённому ему в бригаде номеру. После того как монтаж схемы закончился, преподаватель проверяет правильность сборки и даёт разрешение на проведение исследований. По окончании экспериментальных исследований выключается лабораторная установка, преподаватель проверяет правильность и полноту исследований, даёт разрешение на демонтаж схемы и оформление индивидуальных отчётов. Они выполняют его на бланке установленного образца, представляют преподавателю на защиту.

ВАЖНО. Для привития навыков управления людьми, в том числе развития организаторских способностей, во время проведения исследований при возникновении вопросов студенты их задают старшему бригады и только он, обобщая их формулировку спрашивает преподавателя. Тот же, в свою очередь, также должен непосредственно общаться только со старшим бригады.

Таким образом, методические, семинарские и лабораторные занятия проходят в режиме беседы, диалога, т. е. во взаимодействии не только преподавателя и студентов, но и студентов между собой, и являются интерактивными занятиями.

4 Работа в научных кружках

Если рассмотренные выше мероприятия, развивающие организаторские способности студентов, проводятся в учебное время, то

важная функция привития этих навыков отводится научным кружкам кафедры, работа которых проходит во внеучебное время .

Заведующий кафедрой должен требовать, а преподаватель -добиваться, чтобы студенты посещали научные кружки кафедры. Здесь кроме учебно-педагогической работы, направленной на формирование организаторских способностей, и воспитательной работы решаются вопросы развития учебно-методического и материально-технического обеспечения дисциплин кафедры.

Для успешной организации работы студентов в кружках преподавателям кафедры необходимо выявлять и отбирать на ранних стадиях обучения (со второго курса) студентов, проявляющих интерес к научной работе и работе по развитию учебно-методического и материально технического обеспечения кафедры.

Основными формами работы студентов в кружках на кафедре являются :

Подготовка научных статей и их публикация;

Оформление заявок на предполагаемое изобретение;

Оформление заявок для получения свидетельства на полезную модель или свидетельства на программный продукт;

Участие в проведении экспериментальных исследований;

Участие в конкурсах и выставках научных работ;

Участие и выступление на научно-технических семинарах и конференциях;

Разработка программ, в том числе тестовых заданий для проверки знаний, применяемых в учебном процессе при изучении дисциплин кафедры;

Оказание помощи преподавателям в оформлении учебнометодического обеспечения дисциплин, в том числе программного, разработке презентаций и т. п.;

Оказание помощи преподавателям в разработке и модернизация лабораторных установок, стендов, плакатов и т. п.

Важно, чтобы в процессе работы в кружке преподаватели создавали научно-исследовательские группы студентов, формируемые по направлению научных исследований или разработке учебнометодического обеспечения, разработке материально-технического обеспечения. В каждой группе, состоящей, как правило, не более чем из 57 студентов, должен быть назначен старший группы - студент старшего курса, магистр или аспирант.

Процесс работы в научно-исследовательских кружках способствует развитию у студентов памяти, наблюдательности, самостоятельности суждений, способности собирать и обрабатывать информацию. Каждый из перечисленных компонентов вырабатывает у будущих специалистов-руководителей навыки организации научных исследований. Кроме того, публичные выступления студентов прививают навыки ораторского искусства, что важно для будущего руководителя, а соавторство в научных работах с учёными кафедры, способствует получению общественного признания в среде профессионалов.

Таким образом, внедрение рассмотренных методических приёмов в организацию учебно-воспитательного процесса, а также систематический контроль со стороны ведущих преподавателей и заведующего кафедрой за их реализацией будут способствовать формированию организаторских способностей будущих руководителей коллективов .

Список литературы

1. Григораш О. В., Трубилин А.И. Организация деятельности и оценка результатов работы кафедры. Краснодар. 2012. 596 с.

2. Трубилин А.И. Кубанский госагроуниверситет - крупнейший центр

образования, науки, инноваций. АПК: Экономика, управление. 2012. № 10. С. 8-16.

3. Григораш О. В., Загорулько А.В., Серый Д.Г. Основы учебно-воспитательной работы. Краснодар. 2010. 126 с.

4. Трубилин А.И. Реализация инноваций образовательной программы университетом. Экономика сельского хозяйства России. 2008. № 3. С. 13-18.

5. Григораш О.В. Организация и оценка качества учебного процесса по агроинженерным специальностям. Краснодар. 2009. 395 с.

6. Нечаев В. И., Григораш О.В. Научно-исследовательская работа на кафедре. Краснодар. 2009. 143 с.

7. Трубилин А.И. Научно-исследовательская работа - один из важных аспектов качества образовательного процесса / А.И. Трубилин, О.В. Григораш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - №01(095). С. 666 - 680. - IDA : 0951401036. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/01/pdf/36.pdf.

8. Григораш О.В. Инновации в организационно-методической работе на

кафедре / О.В. Григораш, А.И. Трубилин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №07(091). С. 488 - 499. - IDA : 0911307031. - Режим доступа:

http://ej .kubagro.ru/2013/07/pdf/31 .pdf.

9. Трубилин А. И. Традиции, фундаментальность, инновации. Высшее

образование в России. 2013. № 1. С. 55 - 59.

10. Григораш О.В. О повышении эффективности организации учебной работы на

кафедре / О.В. Григораш, А.И. Трубилин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - №02(096). С. 690 - 708. - IDA : 0961402048. - Режим доступа:

http://ej.kubagro.ru/2014/02/pdf/48. pdf.

11. Григораш О.В. Комплексный подход к решению проблемы улучшения

качества подготовки студентов / О. В. Григораш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №03 (087). С. 113 - 128.-IDA:0871303007. - Режим доступа:

http://ej.kubagro.ru/2013/03/pdf/07.pdf.

12. Григораш О. В. К вопросу улучшения качества подготовки студентов. Alma mater (Вестник высшей школы). 2013. № 3. С. 71-75.

13. Григораш О. В. Повышение эффективности управления качеством образовательного процесса. Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 72-78.

1. Grigorash O. V., Trubilin A.I. Organizacija dejatel"nosti i ocenka rezul"ta-tov raboty kafedry. Krasnodar. 2012. 596 s.

2. Trubilin A.I. Kubanskij gosagrouniversitet - krupnejshij centr obrazova-nija, nauki,

innovacij. APK: Jekonomika, upravlenie. 2012. № 10. S. 8-16.

3. Grigorash O. V., Zagorul"ko A.V., Seryj D.G. Osnovy uchebno-vospitatel"noj raboty. Krasnodar. 2010. 126 s.

4. Trubilin A.I. Realizacija innovacij obrazovatel"noj programmy universi-tetom. Jekonomika sel"skogo hozjajstva Rossii. 2008. № 3. S. 13-18.

5. Grigorash O.V. Organizacija i ocenka kachestva uchebnogo processa po agroin-zhenernym special"nostjam. Krasnodar. 2009. 395 s.

6. Nechaev V. I., Grigorash O.V. Nauchno-issledovatel"skaja rabota na kafedre. Krasnodar. 2009. 143 s.

7. Trubilin A.I. Nauchno-issledovatel"skaja rabota - odin iz vazhnyh aspektov kachestva obrazovatel"nogo processa / A.I. Trubilin, O.V. Grigorash // Politematiche-skij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) . - Krasnodar: Kub-GAU, 2014. -№01(095). S. 666 - 680. - IDA : 0951401036. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2014/01/pdf/36.pdf.

8. Grigorash O.V. Innovacii v organizacionno-metodicheskoj rabote na kafed-re / O.V. Grigorash, A.I. Trubilin // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal Kub-GAU) . - Krasnodar: KubGAU, 2013. - №07(091). S. 488 - 499. - IDA : 0911307031. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2013/07/pdf/31.pdf.

9. Trubilin A. I. Tradicii, fundamental"nost", innovacii. Vysshee obrazova-nie v Rossii. 2013. № 1. S. 55 - 59.

10. Grigorash O.V. O povyshenii jeffektivnosti organizacii uchebnoj raboty na kafedre / O.V. Grigorash, A.I. Trubilin // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhur-nal KubGAU) . - Krasnodar: KubGAU, 2014. - №02(096). S. 690 - 708. - IDA : 0961402048. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2014/02/pdf/48. pdf.

11. Grigorash O.V. Kompleksnyj podhod k resheniju problemy uluchshenija kachestva podgotovki studentov / O.V. Grigorash // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhur-nal KubGAU) . - Krasnodar: KubGAU, 2013. - №03 (087). S. 113 - 128.-IDA:0871303007. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2013/03/pdf/07.pdf.

12. Grigorash O. V. K voprosu uluchshenija kachestva podgotovki studentov. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2013. № 3. S. 71-75.

13. Grigorash O. V. Povyshenie jeffektivnosti upravlenija kachestvom obrazovatel"nogo processa. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. № 1. S. 72-78.

Третья группа качеств менеджера, определяющих его собственно говоря как менеджера, являются организаторские, а также деловые. Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение им технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем.

К организаторским качествам нужно отнести прежде всего целеустремленность .

Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недоставок твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.

Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость . Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.

Важным организаторским качеством менеджера является энергичность , то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.

Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой . Без этою он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти «ключик» к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность , умение трудиться напряженно, не принося, однако, себя в жертву и не становясь «работоманом» (в передовых компаниях считается дурным тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудового дня или брать работу на дом). Силы нужно беречь для главного, не растрачивать их попусту, уметь отдыхать, в том числе и во время командировок.

Менеджер должен быть коммуникабельным , контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.

С точки зрения контактности можно выделить несколько типов руководителей.

Во-первых, те, кто большую часть времени, примерно 2/3, тратит на своих подчиненных и только 1/3 на осуществление внешних связей.

Во-вторых, те, кто уделяет тому и другому примерно поровну времени.

В-третьих, те, кто осуществляет только вертикальные контакты с начальством и подчиненными, но не желает знаться с коллегами своего уровня.

В-четвертых, те, кто сторонится вообще всех контактов.

Первый и второй типы руководителей хороши для оперативного управления, четвертый -- для стратегического. Третий тип руководителя не отвечает вообще требованиям, предъявляемым к современным управляющим. Его даже в армии с ее жесткой дисциплиной и подчиненностью с трудом поймут.

Важная черта менеджера -- реализм . Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.

Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью. Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.

Однако уверенностью в своих силах могут похвастаться далеко не многие. Причин ее отсутствия немало: это и недостаток практики, который порождает незнание, что же будет в результате вроде бы правильных шагов; это и опасение вследствие робости, неблагоприятных реакций со стороны окружающих; это и собственная недооценка, неумение себя подать в выгодном свете, правильно выразить свои мысли, Менеджеру неуверенность в себе приносит много неудобств, так как подчиненные, видя такое его свойство, могут устроить «праздник непослушания»

Но, как считают психологи, отсутствие уверенности в себе -- «болезнь» отнюдь не смертельная и ее нужно «лечить», развивая в себе недостающие навыки и наблюдая за тем, как поступают другие в ситуациях, требующих уверенного поведения. Вот какие советы дают по этому поводу известные специалисты в области менеджмента Вудкок и Френсис. 1 Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М., 1991.

Прежде всего следует избегать чрезмерных эмоций , так как окружающие будут реагировать на них, а не на суть дела. Нужно быть проще, поскольку зачастую суть теряется из-за сложности изложения своих взглядов и попыток оперировать сразу несколькими проблемами.

Упорно стремиться к своей цели, добиваться своего, пока результаты не будут удовлетворять. Не ронять собственного достоинства и не давать возможности себя сбивать, уводить в сторону. Не отчаиваться в случае ошибок и настойчиво стремиться к цели, не исповедуя только при этом принципа «мы за ценой не постоим».

Для успешного руководства менеджер должен обладать доминантностью, то есть властностью , стремлением к личной независимости, к лидерству, хотя и не любой ценой, но в любых обстоятельствах. Он должен быть готов к упорной и бескомпромиссной борьбе за свои права, не боясь авторитетов, показывать высокий уровень личных притязаний, заставлять окружающих уважать себя, демонстрируя смелость и волевой характер.

Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе . Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизнь.

Но самое главное -- менеджер должен обладать умением руководить , организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя.

Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач.

Нужно иметь в виду, что не существует и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

Существует определенный набор человеческих качеств, которые мы перечислили выше, составляющий основу организаторских способностей. Эти качества не зависят от производственного опыта работника, поэтому руководителем человек может становиться в относительно раннем возрасте.

И наконец, в заключение необходимо остановиться на тех моментах, которые определяют эффективность работы менеджера. Ряд из них зависит от него самого и связан либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его отношением к ним.

Так, положительно влияет на эффективность деятельности умение ее планировать, правильно определять порядок важности и срочности дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений.

На эффективность работы менеджера влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач вместо непосредственного руководства.

Отрицательно влияет на результативность работы менеджера отсутствие коллегиальности при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, администрирование вместо убеждения, пристрастное отношение к сотрудникам.

Однако в некоторых случаях эффективность работы руководителя зависит от подчиненных.

Например, если они плохо проработали вопрос или боятся сами принимать решение, то часто бегают за консультацией к шефу, отвлекая его от других более важных дел. То же бывает, если подчиненные не знают точно своего задания и взваливают на себя работу, с которой не могут справиться, и руководитель вынужден им помогать, чтобы не «завалить» дело.

Во многом это происходит, кстати, от неумения планировать. Сложности для руководителя возникают и в том случае, когда подчиненный не умеет с ним разговаривать, толком объяснить свои проблемы и желания, но постоянно ожидает указаний и инструкций.

Формирование организаторских способностей студентов вуза во внеаудиторной деятельности

Постановка проблемы. Современное быстро меняющееся общество требует от своих членов, особенно молодежи, активного раскрытия и проявления собственного потенциала в различных сферах жизнедеятельности и производства, творческого использования знаний с учетом особенностей ситуации, нахождения эффективных способов формирования личностных качеств. Организаторские способности работника становятся востребованными вне зависимости от занимаемой должности и характера основной профессиональной деятельности, так как обеспечивают результативность индивидуальной и групповой деятельности, содействуют развитию межличностного взаимодействия и общения, позволяют выстраивать временные и долгосрочные планы, эффективно действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, оптимально использовать материальные, психологические и кадровые ресурсы.

Достижение такого результата тормозится отсутствием способов формирования организаторских способностей у будущих специалистов - выпускников вуза. Следует отметить, что в педагогической науке и практике этому уделяется определенное внимание.

Анализ литературы . В работах рассматриваются вопросы подготовки специалиста по разным направлениям: разрабатываются научные концепции, даются понятия, предлагаются программы и ставится акцент на эффективности отдельных направлений педагогической деятельности вузов (Ю.Р. Вишневский, А.Н. Головатый, Н.Ю. Похолков, Г.К. Чернявская и др.); методология системы подготовки специалистов (Э.Ф. Зеер, В.С. Кагерманьян, Л.И. Коханович, А.М. Павлова, Н.Ф. Талызина и др.); методы и формы организации педагогической деятельности вузов (И.В. Дрыгина, В.В. Игнатова, П.Е. Решетников и др.); психологические основания, роль и функции научного просвещения, конкретных знаний (О.А. Абдуллина, А.Н. Лутошкин, С.Л. Рубинштейн и др.); пути, средства и способы формирования организаторских способностей (Р.С. Александров, И.П. Иванов, Д.Н. Лебедев, А.М. Новиков, Н.Ю. Посталюк и др.) и др.

Вопросы формирования организаторских способностей студентов в теории и практике деятельности вузов исследуются следующими учеными: А.Н. Герман, Н.Ф. Головатый, А.П. Кондратюк, Б.И. Корнилов, А.А. Малева, А. Сурин и др.; различные аспекты внеаудиторной деятельности в учебно-воспитательном процессе вуза освещены в работах Н. Валеевой, И.З. Гликман, А.П. Дьякова, И.Е. Курова и др., но специально содержание и методика формирования организаторских способностей студентов во внеаудиторной деятельности вуза учеными не рассматривались.

Положения о формировании личности в процессе деятельности, познания и общения освещены в работах О.А. Абдуллиной, В.П. Зинченко, А.Н. Ковалева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейн и др.

Различные аспекты формирования способностей личности нашли отражение в исследованиях А.В. Батаршева, Ю.Б. Гиппенрейтер, Э.А. Голубевой, В.А. Крутецкого, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова и др.

Анализ исследований показал, что проблема формирования организаторских способностей личности специалиста актуализируется в ряде работ.

Исследований организаторских способностей в педагогике немного: работы А. Алексеева, Н.В. Кузьминой, Н.Б. Крыловой, А.К. Марковой, В. Шепель и др. посвящены изучению организаторских способностей как показателя качества подготовки специалистов; в исследованиях И.С. Мангутова, Б.М. Теплова, Л.И. Уманского и др. раскрыт психологический аспект формирования организаторских способностей личности; П.А. Барыбин, В. Иоголевич, С.А. Подлесный, А. Сурин и др. дают определенные рекомендации по адаптации зарубежного опыта к отечественной практике подготовки специалистов в вузах и др.

По мнению Андреевой Г.М., формирующийся рынок труда предъявляет определенные требования к качеству подготовки специалистов с высшим образованием. Ведущее место в такой подготовке занимает определенная компетентность, которая невозможна без сформированности способностей, направляющих профессиональную деятельность. В связи с этим представляется актуальным исследование роли различных форм и методов внеаудиторной деятельности, направленных на вооружение студентов умениями организовать свою деятельность и деятельность других оптимальным образом .

В этом аспекте имеет важное значение разработка педагогических условий формирования организаторских способностей, обеспечивающих рост профессионального потенциала выпускников вуза.

Таким образом, существуют научные предпосылки для решения проблемы формирования организаторских способностей студентов в образовательном процессе вуза.

Цель статьи: разработать социально-педагогические условия формирования организаторских способностей, обеспечивающие рост профессионального потенциала студентов вуза.

Изложение основного материала . Уровень способностей наряду с направленностью личности и структурой ее компетентности является важнейшим субъективным фактором достижения вершин в профессионально-педагогической и научной деятельности. Организаторские способности служат не только для организации процесса обучения в вузе, но и самоорганизации деятельности студента. Способности проявляются в умении организовать себя, свое время, индивидуальную, групповую, коллективную деятельность, следовательно формирование организаторских способностей студентов вуза будет осуществляться эффективно, при создании социально- педагогические условий:

1) создание образовательного комплекса для малых групп, сочетающего элементы научного просвещения и практической исполнительской деятельности;

Работа со студентами осуществляется на занятиях в малой группе, которая несет в себе возможность объединять участников общей социальной деятельностью и устанавливать между ними непосредственно личностный контакт, что способствует достижению общей цели и получению опыта выстраивания разных стилей общения с наличием обратной связи.

Сочетание научного просвещения и практической деятельности реализовывается по трем направлениям. В рамках первого направления осуществляется формирование научно-методических знаний и практических исполнительских умений участников группы. Второе направление содействует формированию у студентов научно-методических знаний и практических исполнительских умений, обеспечивающих построение продуктивного общения. Работа строится с опорой на сформированные ранее знания и умения видеть «внутренний мир», индивидуальные проявления собеседника и группы в целом. Третье направление обеспечивает выполнение «главной функции» деятельности «организатора-исполнителя»: организация собственной деятельности и готовность «беспроблемно» включиться в деятельность группы.

2) разработка и реализация специальной программы «Организатор: знаем, умеем и научим других», обогащенная практическим материалом по организаторской деятельности;

Организаторский опыт студентов (научно-методические знания и практические исполнительские умения) требует подкрепления практической организаторской деятельностью, приближенной к условиям реальной социальной и производственной действительности. С этой целью необходима разработка и реализация специальной программы «Организатор: знаем, умеем и научим других», обогащенная практическим материалом, методами, формами и приемами организаторской деятельности. В программе предполагается два направления последовательной деятельности, готовящих студентов к выполнению ролей «организатора-помощника», «организатора-учителя» и «организатора-сотрудника».

3) осуществление индивидуального погружение студентов в специальную и самостоятельную организаторскую деятельность.

Осуществляется диагностика сформированности организаторских способностей по методике «Пирамида способностей» и выстраиваются индивидуальные графики. На основе данных самооценки организаторских способностей студенты необходимо переключение самопрограммирования, задачей которого является составление студентом индивидуальной программы дальнейших действий по совершенствованию собственных организаторских способностей. В программе указывается: компонент организаторских способностей, требующий дальнейшего совершенствования; вид деятельности и конкретные действия, способствующие повышению уровня их сформированности; проигрываемая студентом организаторская роль (любая по выбору).

Выводы. Таким образом, теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анализ опыта педагогической практики показали, что о рганизаторские способности личности имеют сложную структуру, состоящую из взаимосвязанных и проявляющихся в деятельности личности компонентов, акцентирующих функционально-предметную (организаторские знания и умения) и личностную (мотивация, ценностное отношение к процессу их формирования, личностные качества (ответственность, мобильность, предприимчивость и др.)) области, область перспектив (видение перспектив, способность к самообразованию). Создание социально-педагогических условий , способствуют наиболее полному проявлению у студентов склонностей и способностей применительно к профессиональной деятельности, реализации своих потребности и интересы.

Литература:

1. Вайсман Р. С. Связь межличностных отношений с групповой эффективностью деятельности // Вопросы психологии. 1974, № 4.

2. Крысько В. Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 448с.

3. Корнєв М. Н., Коваленко А. Б. Соціальна психологія: Підручник. – К., 1995. – 304 с.

4. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/ Г. М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 9-е изд. Учебное пособие. (Серия "Высшее образование".) - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 672с.

Работодателю важны как личные, так и деловые качества сотрудника. Какие способности важнее? Как отнестись к отрицательным чертам? Для каждой профессии важны свои характеристики. О том, как сделать правильный выбор и как оценить будущего работника, расскажем в нашей статье.

Деловые и личные качества

Деловые качества работника – это его способность выполнять определенные трудовые обязанности. Самые важные из них – уровень образования и опыт работы. В выборе работника ориентируйтесь на пользу, которую он может принести вашей компании.

Личные качества характеризуют сотрудника как личность. Они становятся важны, когда у претендентов на одну должность деловые качества на одном уровне. Личные качества характеризуют отношение сотрудника к работе. Ориентируйтесь на самостоятельность: он не должен делать вашу работу, а со своей обязан справляться в полной мере.

Деловые качества Личные качества
Уровень образования Аккуратность
Специальность, квалификация Активность
Опыт работы, должности, которые занимал Амбициозность
Производительность труда Бесконфликтность
Аналитические способности Быстрая реакция
Быстрая адаптация к новым информационным системам Вежливость
Быстрая обучаемость Внимательность
Внимание к деталям Дисциплинированность
Гибкость мышления Инициативность
Готовность к сверхурочной работе Исполнительность
Грамотность Коммуникабельность
Математический склад ума Максимализм
Навыки взаимодействия с клиентами Настойчивость
Навыки делового общения Находчивость
Навыки планирования Обаяние
Навыки подготовки докладов Организованность
Ораторские способности Ответственный подход к работе
Организаторские способности Порядочность
Предприимчивость Преданность
Профессиональная честность Принципиальность
Скрупулезность Пунктуальность
Способность заниматься несколькими проектами одновременно Решительность
Способность быстро принимать решения Самоконтроль
Способность работать с большим количеством информации Самокритичность
Стратегическое мышление Самостоятельность
Стремление к самосовершенствованию Скромность
Творческое мышление Стрессоустойчивость
Умение вести переговоры/деловую переписку Тактичность
Умение договариваться Терпеливость
Умение излагать мысли Требовательность
Умение находить общий язык Трудолюбие
Умение обучать Уверенность в себе
Умение работать в команде Уравновешенность
Умение располагать людей к себе Целеустремленность
Умение убеждать Честность
Хорошие внешние данные Энергичность
Хорошая дикция Энтузиазм
Хорошая физическая форма Этичность

Выбор качеств

Если в резюме вписано больше 5 характеристик, это сигнал о том, что претендент не способен сделать грамотный выбор. Причем стандартные «ответственность» и «пунктуальность» стали банальными, поэтому при возможности расспросите, что означают эти общие понятия. Яркий пример: фраза «высокая работоспособность» может означать «способность работать с большим количеством информации», в то время как вы рассчитывали на «готовность к сверхурочной работе».

Такие общие понятия, как «мотивация к труду», «профессионализм», «самоконтроль», претендент может раскрыть другими выражениями, конкретнее и содержательнее. Обратите внимание на несовместимые качества. Чтобы убедиться в честности претендента, можете попросить проиллюстрировать примерами указанные им характеристики.

Отрицательные качества сотрудника

Иногда их также вписывает в резюме соискатель вакансии. В частности такие как:

  • Гиперактивность.
  • Излишняя эмоциональность.
  • Жадность.
  • Мстительность.
  • Наглость.
  • Неумение врать.
  • Неумение работать в команде.
  • Неусидчивость.
  • Обидчивость.
  • Отсутствие опыта работы/образования.
  • Отсутствие чувства юмора.
  • Вредные привычки.
  • Пристрастие к сплетням.
  • Прямолинейность.
  • Самоуверенность.
  • Скромность.
  • Слабая коммуникабельность.
  • Стремление к созданию конфликта.

Претендент, вписавший в резюме отрицательные качества, может быть честным, а может – опрометчивым. Такой поступок не оправдывает себя, но, если вы хотите знать возможные проблемы с этим претендентом, попросите его перечислить свои отрицательные качества. Будьте готовы дать человеку возможность реабилитироваться и представить отрицательные качества в выгодном свете. Например, неусидчивость свидетельствует о легкой адаптации и быстром переключении с одной задачи на другую, а прямолинейность – о пользе, которую он может принести при заключении сделки.

Будьте готовы дать человеку возможность реабилитироваться и представить отрицательные качества в выгодном свете.

Качества для разных профессий

Определенные профессиональные качества нужны почти во всех видах деятельности. Вы можете облегчить претендентам работу и заодно сузить их круг, внеся информацию о нужных характеристиках в объявлении о приеме на работу. Для работника в области продвижения или развлечения основные качества – коммуникабельность, умение работать в команде, располагать людей к себе. В перечень выигрышных качеств также войдут: обаяние, уверенность в себе, энергичность. В сфере торговли список лучших качеств будет выглядеть так: гибкость мышления, навыки взаимодействия с клиентами, умение договариваться, работать в команде, а также быстрая реакция, вежливость, настойчивость, активность.

Руководителю в любой сфере должны быть свойственны такие профессиональные качества, как организаторские навыки, способность находить общий язык и работать в команде, находчивость, бесконфликтность, обаяние и умение обучать. Не менее важны умение быстро принимать решения, уверенность в себе, внимательность и уравновешенность.

Сильные стороны сотрудника, работающего с большим объемом данных (бухгалтера или системного администратора): внимание к деталям, аккуратность, быстрая обучаемость, внимательность, организованность и, конечно, способность работать с большим количеством информации.

Характеристика секретаря включает разнообразные положительные качества: навыки взаимодействия с клиентами, делового общения, грамотность, умение вести переговоры и деловую переписку, способность заниматься несколькими делами одновременно. Также обратите внимание на хорошие внешние данные, внимательность, тактичность и уравновешенность, исполнительность. В любой профессии пригодятся ответственность, внимательность и стрессоустойчивость. Но претендент, вписывая такие качества в резюме, не всегда относится к ним серьезно.

В любой профессии пригодятся ответственность, внимательность и стрессоустойчивость. Но претендент, вписывая такие качества в резюме, не всегда относится к ним серьезно.

Оценка профессиональных качеств работника

Чтобы не тратить время и деньги на испытание новых сотрудников, иногда компании оценивают их перед приемом на работу. Для этого созданы даже специальные центры оценки персонала. Список способов оценивания для тех, кто предпочитает делать это самостоятельно:

  • Рекомендательные письма.
  • Тесты. Сюда входят обычные тесты на профпригодность и тесты способностей, а также личностные и биографические тесты.
  • Экзамен на знания и умения работника.
  • Ролевая игра или кейсы.

Ролевая игра поможет выяснить на практике, подойдет ли вам претендент. Инсценируйте повседневную для его должности ситуацию и посмотрите, как он справится. Например, оцените его навыки взаимодействия с клиентами. Покупателем пусть будет ваш компетентный сотрудник или вы сами, а претендент покажет, на что он способен. Вы можете установить цель, которой он должен добиться во время игры, или просто наблюдать за стилем работы. Такой метод расскажет о претенденте намного больше, чем графа «Личные качества» в резюме.

Определяясь с критериями оценки, можете основываться на деловых качествах: пунктуальность, потенциальное количество и качество выполняемой работы, опыт и образование, навыки и др. Для большей эффективности сделайте упор на качества, необходмые для должности, на которую претендует оцениваемый кандидат. Чтобы быть уверенным в работнике, рассмотрите его личные качества. Вы можете сами провести оценивание в виде рейтинга кандидатов, расставляя + и – по определенным критериям, распределяя их по уровням или присуждая баллы. Избегайте ошибок, связанных с оцениванием, например предвзятости или стереотипов, а также придания одному критерию слишком большого веса.



error: Контент защищен !!