Анализ стихотворения «В дороге» Некрасова. «В дороге», анализ стихотворения Ивана Сергеевича Тургенева В дороге тургенев художественные приемы

Стихотворение Тургенева «В дороге» воспроизводит перед читателями великолепную картину осени. Картина туманного утра, красоты осеннего леса описывает в своем стихотворении поэт. Но эта тематика не является основополагающей. Автор повествует о своих душевных переживаниях, о мыслях сопровождающих его в пути. Он вспоминает грустные и счастливые моменты из своей жизни, которые с трепетом хранит у себя в душе. Он понимает, что прошлое не вернуть и теперь можно довольствоваться лишь воспоминаниями. Нельзя сказать, что он с большим сожалением говорит о том, что происходило, это больше похоже на некую тихую грусть и сожаление о том, как быстротечно время.

Также поэт вспоминает о минувшем чувстве влюбленности. Он вспоминает об этом, как о чем-то светлом. Также прекрасно он понимает, что все это уже в далеком прошлом и не так трогает душу, но он с большой теплотой вспоминает свои чувства.

Своеобразна композиция данного стихотворения. С каждой строчкой чувства будто бы усиливаются, становятся более отчетливыми и яркими. Стихотворение невероятно музыкально, неудивительно, что оно положено на музыку.

Для более яркой образности автор использует художественные приемы. В первую очередь стоит отметить многообразие эпитетов. Все стихотворение буквально пронизывает этот художественный прием. Благодаря его использованию мы отчетливо прорисовываем каждую деталь, воображая себя лирическим героем. Также автор использует олицетворение. Природа словно живое существо невидимой нитью связана с чувствами и мыслями человека. Создается впечатление, что по мере того как природа видоизменяется, у лирического героя также в голове образуется некоторый порядок и чувства приобретают завершенность и целостность.

Данное стихотворение не может оставить равнодушным ни одного читателя. Каждое слово врезается в память, а изображение природы невольно встает перед глазами. Что же хотел донести автор в своем стихотворении? Какая мысль буквально пронизывает все стихотворение? Не стоит жить воспоминаниями и цепляться за прошлое, все самое интересное всегда ожидает впереди. Лирический герой не сожалеет ни о чем, он понимает, что впереди его ждет нечто совершенно новое. Он не смотрит с безнадежностью и разочарованием на свою жизнь, он принимает жизнь с ее цикличностью, взлетами и падениями, разочарованиями и минутами истинного счастья.

6 класс, 10 класс

Вариант 2

В стихотворении «В дороге» Тургенев показывает нам картину туманного утра в осеннее время года. Но основная тематика состоит вовсе не в этом. Автор делится читателем своими душевными переживаниями и воспоминаниям. У каждого из нас, так или иначе, имеются воспоминания, о которых мы вспоминаем с грустной улыбкой. Это и люди, с которым мы больше, по тем или иным причинам, никогда не увидимся, это и места, в которые мы никогда не вернемся. Но всё это занимает огромное место в нашей душе, и каждый раз, когда мы открываем эту «шкатулку с воспоминаниями», нас будто бы уносит в те самые беззаботные дни, когда все было хорошо и будущее было туманным, но, тем не менее, радостным.

Также автор заставляет нас вспомнить тех, ради кого мы готовы были совершать поистине безумные поступки, тех, ради чьего взгляда, мы были способны буквально на все. Речь тут идет о любви. Каждый из нас испытывал те самые теплые чувства, и многие, как это ни печально, уже давно потеряли этих, некогда близких, людей. А ведь иногда так хочется снова, хоть на пару минут, вернуться в прошлое и оказаться бок о бок с тем самым человеком, заглянуть ему в глаза, сказать самые сокровенные слова, слова, которые ты тогда так и не сказал. Так хочется снова услышать тот голос, который уже никогда не услышишь.

Тургенев мастерски заставляет нас еще больше углубиться в самих себя. Он показывает нам всю грусть расставания с близким человеком. Мы еще думаем, что все еще обязательно будет, мы встретимся еще сотни и сотни раз, и, уходя, не знаем, что встреча эта была для нас последней. Стихотворение будто бы наполнено светлой грустью человека, который потерял нечто такое, на что он в далекие времена не обращал большого внимания. И только сейчас, спустя годы, он осознает, что, возможно, стоило тогда сказать на пару слов больше, и всё бы пошло совсем иначе.

Возможно, он бы находился сейчас далеко-далеко, возможно он был бы совсем другим человеком, но, увы, жизнь дается лишь единожды, и ошибки эта самая жизнь не прощает. Как бы человек не желал всё изменить, как бы он себя не обманывал, в душе он понимает, что точка уже поставлена и никогда он не окажется в тех местах, где он был счастливее всего, никогда он не будет рядом с теми людьми, которые раз за разом приходят к нему во снах. Но ничего не изменить. А человек, думающий иначе, либо не очень умный, либо желает себя обмануть. Может оно, конечно и лучше, жить в постоянном обмане. Но ведь разумом мы все понимает, разум нам не обмануть.

Тургенев, будучи тонким психологом с огромным жизненным опытом, очень остро понимал натуру человека. И этим стихотворением он в очередной раз доказал свое мастерство писателя, который способен заставить читателя задуматься над своей жизнью, и, возможно, что-то в ней переосмыслить и поменять.

Анализ стихотворения В дороге Тургенева 6 класс

За частую смысл стихотворения заключается в самом простом и банальном смысле, а иногда бывает, что смысл стихотворения настолько глубок и сложен, что далеко не каждый способен понять его даже после нескольких прочтений.
Сегодня хочется поговорить о таком произведении как стихотворение "В дороге". Первое, что хочется сказать, так это то, что созданию этого замечательного стихотворения мы обязаны одному из самых великих русских писателей, а именно Тургеневу Ивану Сергеевичу.

Данный писатель очень трепетно относился к своим произведениям, и поэтому его несколько оскорблял тот факт, что данное стихотворение более известно по первой строчке, нежели по его названию.
И так, давайте вернемся к смыслу данного стихотворения, он довольно таки прост и прозрачен. Воспоминания о былом, прошедшем является главным смыслом данного произведения.

Воспоминаниям, которые появляются в мыслях благоприятно соответствует ситуация, герой стихотворения находится в дороге, а как показывает время именно в дороге многие очень часто изучают свою ситуацию, анализируют свою жизнь, поступки и вспоминают.

Более того, конкретно в данном стихотворении воспоминаниям ещё и соответствует погода, а именно осень.
Что касается построения, то это стихотворение имеет очень интересную композиционную картину, которой автор сделал это произведение очень интересным и наполненным.

Если говорить более подробно, то это своеобразная рамочное обрамление произведения.

Причем границы проходят между строфами, что придает стихотворению плавность и непрерывность.

В заключении хочется сказать, что данное произведение очень близко для многих, потому что отражает внутренний мир каждого из нас.

4 вариант

Автор написал огромное количество разных произведений. Среди них были и баллады, поэмы, шуточные послания, а также и пародии. Если другие признавали его произведения талантом, то сам автор про себя такого сказать не мог. Имеется несколько стихотворений, на которые была наложена музыка и они стали прослушиваться намного сильнее и пронзительнее, чем раньше. Из всего читатели могут понять всю жизнь и судьба каждого из героев.

Произведение Тургенева «В дороге» больше всего относится к тем событиям, которые происходили очень давно и их уже вернуть невозможно, хотя порой очень хочется это сделать. Это первое стихотворение, в котором рассказывается о женщине, которая родилась и выросла в России и испытала на себе все тяготы этой жизни, да и судьба у нее была не такая уже простая, как это может показаться многим. Мечтами или мыслями он возвращается туда, где находится его любовь, и ему хочется опять окунуться туда, но все уже ушло.

Сначала стихотворения, как только у него появляются все эти мысли, он сначала погружается в них, а потом просит ямщика немного отвлечь его от всех этих мыслей и рассказать что-нибудь свое интересное и задорное. Ямщик сразу же вспоминает про свою любимую жену и начинает рассказывать о ней.

Из всего этого читатель узнает всю жизнь обычной крестьянки. Ее родители были богатыми и поэтому они могли позволить себе все что пожелают. Этого же и могла позволить и их дочь. У нее была подруга, с которой они вместе выросли. Но на этом их судьба разошлась в разные стороны. Одна женщина отыскала свою любовь и счастливо вышла замуж, а вторую девушку выдали насильно замуж и они уехали навсегда за границу.

Все события происходят в осеннее время. И это очень ярко и красочно описывает Тургенев. Именно в это время года ему нужно было отправляться в путь, и при создании произведения он решил изобразить именно этот момент. Именно сейчас, когда прошло очень много времени он готов вернуться назад и все поменять, чего раньше не сделал по каким-то определенным причинам, а может быть, просто не хотел. Из всего этого можно понять, что жизнь течет очень быстро и порой человек этого не ощущает сначала, а это начинает ощущаться немного позже.

Та женщина, которая была богатой стала обычной крестьянкой. И теперь ей приходилось не только работать в поле, но еще и прислуживать за боярынями. Кроме этого ей приходилось косить траву в поле, а ведь раньше она никогда не держала косу в руках и делать этого не умела.

Анализ стихотворения В дороге по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тютчева О, как убийственно мы любим

    Практически все стихотворения Тютчева были посвящены определенным женщинам или музам, в которых он был влюблен. Также и стихотворение О, как убийственно мы любим вышло в свет

  • Анализ стихотворения Я болен, Офелия, милый мой друг! Фета

    Стихотворение является отсылкой к бессмертной драме Шекспира. Офелия – возлюбленная Гамлета, принца Датского, ее образ был интересен Фету, он даже посвятил ей целый цикл своих сочинений.

  • Анализ стихотворения Грусть Бальмонта

    Поэт Бальмонт вошел в мир литературы уже довольно успешным и сформированным поэтом. Официальным появлением на арене литературы случилось в 1890 году, Бальмонт выпустил маленький сборник своих произведений, причем ему было всего 23 года.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Нет, я не Байрон, я другой…

    Стихотворение было написано поэтом в преддверии 18-летия. В то время в России была популярна поэзия европейского романтизма. В стихотворении автор использует сравнение лирического героя с Байроном

В девятнадцатом веке Иван Сергеевич был знаменит благодаря своим эпиграммам и пародиям.Однако свой талант поэта Тургенев не расценивал как что-то действительно стоящее. Но все же есть одно стихотворение, которое стало широко известным: стихотворение «В дороге». Оно было положено на музыку несколькими композиторами, например, Катуаром,

Пригожим и Гедике.Многие узнают это стихотворение по первой строчке: «Утро туманное, утро седое…».

По смыслу, главный лирический герой вспоминает о прошлом. Пейзаж на фоне четко передает характер дум и настроение героя: грустная печальная осень просто располагает к задумчивости и размышлениям о жизненных вопросах. «Утро седое» указывает на возраст главного героя.

На протяжении всего произведения фигурирует глагол «вспомнишь», как будто автор обращается и к читателю, как к старому знакомому. Он вызывает нас на философский разговор. И снова большую роль играет пейзаж: утро, не имеющее четкого очертания

– начало нашего разговора, где мы ничего еще не понимаем.

Однако потом появляется все больше света, мы видим ясную светлую картину – так же и в разговоре с писателем, от буквы к букве, все яснее и яснее.Вместе с возрастанием понимая и изменением пейзажа, меняется и настроение лирического героя: он начинает вспоминать более яркие и чувственные сцены из своей жизни.

Несмотря на то, что речь идет об ушедших романтических чувствах, у нас не остается ощущения тоски и грусти.Это стихотворение было написано в 1843 году, в честь расставания с возлюбленной – Татьяной Бакуниной.Вместе с героем, читатель становится все мудрее. Вместе с лирическим героем, мы приобретаем очищение души.

Иван Сергеевич Тургенев в большей степени известен читателям прозаическими произведениями. Знаменитым его сделали произведения крупной формы: повести, романы. Но в его творчестве нашлось место и поэтической лирике, хотя сам автор считал, что его таланта недостаточно для красочной поэзии. Он пробовал себя в различных жанрах: элегии, баллады, экспромты, пародии, мадригалы.

Интересно то, что стихотворение «В дороге», написанное молодым Тургеневым, кажется очень зрелым. Будто написано оно не двадцатипятилетним мужчиной, а умудрённым жизненным опытом человеком, который пожил на свете и хорошо знает цену жизни, воспоминаниям, встречам и расставаниям.

Замысел и история публикации

В жизни автора была история, когда он был влюблен в сестру известного в то время революционера и философа Михаила Бакунина. И это стихотворение стало прощальной исповедью к этой прекрасной женщине - Татьяне Александровне. Но есть и другая версия, по которой считают, что эта прекрасное, нежное и лирическое стихотворное произведение Ивана Тургенева посвящено другой женщине. Ее имя Полина Виардо. История знакомства молодого писателя с этой очаровательной французской певицей очень проста и необычна.

В последний осенний месяц 1843 году Иван Сергеевич побывал в Петербурге, где однажды посетил оперный театр и на его сцене увидел прекрасную оперную певицу. Через какое-то время молодой писатель был приглашен в доме знакомых и там, у Демидовых, он опять встретился с Виардо. Такая женщина не могла не очаровать Ивана Тургенева. Полина была дочерью артистов, которые были известны не только в Испании, но и за пределами родной страны. Виардо и сама стала одной из самых известных женщин девятнадцатого столетия. Умная и одаренная певица была очень красива. Многие молодые люди были с ней только дружны, но и любили ее. Например, совсем юной девушке делал предложение известный драматург из Франции Мюссе. Конечно же, он сразу получил отказ.

Ей признавались в любви многие поэты и писатели России. Каждый раз она покидала эту страну с множеством подарков. Но самое дорогое, что она приобрела в этой стране, стала любовь писателя Ивана Тургенева. Они вместе провели много счастливых дней, но роман их был в письмах и в тургеневских стихах. Эта любовь длилась сорок лет. Вот впечатления от расставания с любимой девушкой и случайное знакомство с новой прекрасной женщиной Полиной Виардо легли в основу этого замечательного тургеневского стихотворения.

Великолепное произведение «В дороге» многим известно под другим названием. Часто его называют по первой строчке «Утро туманное». Оно послужило основой для написания чудесных русских романов с таким же названием. Вдохновлён стихами был не один композитор, текст понравился и подтолкнул к написанию музыки русского композитора Гёдике, российского пианиста пригожего, композитора французского происхождения Катуара.

Смысл тургеневского сюжета прозрачен и ясен: это воспоминания автора о былом. Лирический герой находится в дальней дороге, когда время тянется долго, скучно и однообразно. И это время, пока герой едет, дает возможность предаться воспоминаниям. Его сейчас не отвлекают какие-то простые, но постоянные будничные дела. Настроение у него умиротворенное и спокойное. И в такие минуты мысли в голову приходят сами, а вскоре начинают всплывать в памяти и воспоминания.

На такие воспоминания о прошлом настраивает и природа, которая мелькает мимо. Вокруг осень: спокойствие, задумчивость, гармония. Описанию природы автор посвящает две первые строки первой стихотворной строфы, а затем еще и последнюю строку последней строфы. Она помогает подвести итог и закончить основную мысль всего стихотворения. Эти прекрасные картины позволяют создать необычную атмосферу некой философской созерцательности и обязательной погруженности в себя.

Это как раз позволяет памяти воспроизводить разные моменты из той жизни, которая уже была прожита. Поэтому-то и настроение всего тургеневского стихотворения ностальгическое и личное.

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.

Художественные средства


В тургеневском стихотворении композиция интересна и своеобразна. Текст имеет некую рамочную конструкцию, в которой основное содержание как бы обрамляется природным фоном. И вот здесь на первую роль выходит глагол «вспомнить», который встречается в тексте пять раз. Это один из элементов композиции. Рядом с ним стоят слова, которые помогают понять, что все осталось в прошлом. Например, если речь идет о времени, которое вспоминает, то это было, если всплывают и вспоминаются лица, то он позабытые уже давно, и вообще, вспоминается лирическому герою лишь только далекое.

В первой тургеневской строке автор использует повторы и назывные предложения, причем их перечисления. Он пытается показать, что жизнь практически отсутствует, что это лишь только воспоминания в его голове. И такое явление помогает замедлить время, приглушить яркие краски. Первое предложение в этом эмоциональном тексте начинается с гласной буквы и обращает внимание, что в тексте их больше, чем согласных. Настроение героя определяется легко: оно немного сдержанное и немного сосредоточенное. Для его передачи автор использует серые и белые краски. Главное настроение всего тургеневского текста – это грусть. Например, утро непросто туманное, но и вот тут появляется прилагательное седое, то есть оно тускло – серое, а нивы, которые уже покрыты снегом, печальные.

Замедленность действия в тургеневском сюжете передается и при помощи сочетания глагола и союза и. Это отчетливо видно в первых стихотворных строчках. Но помогает передать основное настроение воспоминаний следующие выразительные средства:

✚ Звукопись, которая помогает замедлить все действие. Так, в тургеневском сюжете гласные у и а очень протяжные, но только там, где используется в прилагательных двойная согласная н.

✚ Эпитеты, которые позволяют создать чувственность и эмоциональность всего произведения. Так, если разговор идет о речи, то они страстные и обильные, если звуки голоса, то только любимые и тихие. Например, улыбка с разлукой становится странной.

✚ Метафоры, которые в последних строчках помогаю создать образ дороги и езды. Так, ропот колес звучит у автора непрестанно.

Интересно и то, что в тургеневской стихотворной миниатюре совсем отсутствуют местоимения. Таким способом добивается необычное восприятие всего текста, которое теперь кажется читателю как некий монолог, в котором идет размышление, которое не имеет какого-то конкретного адресата, а оно обращено может быть к любому читателю или слушателю.

Заканчивается стихотворный текст деепричастными оборотами. Их в тексте всего два. Они помогают уточнить и дополнить все то, о чем было раннее сказано. Всего в тексте три предложения, но они помогают раскрыть и характер тургеневского героя, и показать всю историю его воспоминания. Для своего стихотворения Иван Тургенев выбрал трехсложный размер дактиль.

История романса


Тургеневское стихотворение «В дороге» стало основой для прекрасного и лирического романса. Но так как сразу несколько композиторов вдохновились стихами и положили их на музыку, в разных концертных залах можно услышать различное его исполнение.

Самым известным полюбившимся вариантом стала музыка Абаза. Но и здесь не обошлось без загадки. Все дело в том, что в семье Абаза все были музыкантами. Итак, Аркадий, Виктор и Владимир – все трое были композиторами. Известно, что они служили в гусарском полку в Царском Селе, были офицерами, отлично играли на гитаре, были увлечены пением цыган и сочиняли музыку. Причем могли делать это все вместе. Когда офицеры не имели возможности посещать светские мероприятия они занимали себя игрой на гитаре, и часто восторгались стихами, которые после положили на музыку.

Все вместе они и сочинили необычно красивую мелодию на это произведение. В том же году в одном из журналов эта мелодия была напечатана. Это был журнал «Кругозор» за 1971 год. Автором музыки был назван Эраст. Он погиб в боях, но музыка, автором которой он является, звучит до сих пор. Этот романс родился благодаря уникальному таланту двух одаренных и эмоциональных людей: необычного талантливого мастера слова Ивана Тургенева и самого обычного музыканта-композитора, который не имел профессионального музыкального образования, но очень любил музыку, офицера гвардии Эраста Аггеевича Абаза.

По другой версии композитором этого романса на стихи Тургенева могла стать жена одного из этих офицеров. Юлия Федоровна была известной певицей и часто сочиняла музыку для своих романсов, которые потом и исполняла. Очень часто в своем доме она устраивала концерты, куда часто приглашался и Иван Тургенев.

Так или иначе, коллективное творчество одаренных людей дало жизнь чудному роману, который исполняется до сегодняшнего дня.

Цель урока: – познакомить обучающихся с поэтическим наследием И.С.Тургенева

выявить основные мотивы лирики, особенности поэтического слова писателя

помочь учащимся понять причину драматизма и глубоких переживаний лирического героя любовной лирики И.С.Тургенева

Скачать:


Предварительный просмотр:

10 класс

Поэтическое наследие И.С.Тургенева. Триптих «Вариации»

/анализ стихотворения И.С.Тургенева

«Утро туманное, утро седое…» («В дороге»)/

Учитель русского языка и литературы Бурцева Е.В., МОУ СОШ №8

Цель урока: - познакомить обучающихся с поэтическим наследием И.С.Тургенева

- выявить основные мотивы лирики, особенности поэтического слова писателя

- помочь учащимся понять причину драматизма и глубоких переживаний лирического героя любовной лирики И.С.Тургенева

Методы и приемы: - опережающее индивидуальное домашнее задание:

  1. на основе прочитанных стихотворений («Осень», «Весенний вечер», «Гроза промчалась», «К***» и др. сформулировать основные мотивы лирики И.С.Тургенева;
  2. выделить основные средства художественной выразительности, используемые автором при изображении природы;
  3. в чём заключается особенность любовной лирики поэта, к какому литературному направлению можно отнести лирические произведения писателя

- комплексный анализ поэтического текста

- беседа по проблемным вопросам

- творческие задания

- составление опорного конспекта

Формы работы: - индивидуальная

Групповая

Фронтальная

Оформление урока: - портрет И.С.Тургенева

- записи романсов на стихи И.С.Тургенева

- иллюстрации пейзажных зарисовок

- технические средства (слайдовая презентация)

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала, направленного на актуализацию знаний обучающихся о творчестве И.С.Тургенева.

1. Слово учителя:

Поэтическое творчество Ивана Сергеевича Тургенева мало известно современному читателю. А между тем, являясь поэтом по самой природе своего дарования, Тургенев начал литературную деятельность именно с поэтических форм и, наполнив в дальнейшем мягким лиризмом и поэтичностью свои прозаические и драматические произведения, завершил творческий путь поэзией особого рода - стихотворениями в прозе. Перу Тургенева принадлежат произведения всех основных поэтических жанров, крупных и малых форм. Это поэмы («Стено», «Разговор», «Помещик», «Андрей», рассказ в стихах «Параша»), баллады, элегии, сатиры и мадригалы, сочинения, подобные шиллеровским одам или торжественным песням. Заметным фактом литературной жизни середины XIX в. стали остроумные, не лишенные язвительности эпиграммы и пародии Тургенева, шутливые послания и экспромты. Поэтический талант писателя проявился и в переводе: известны его переводы из Байрона, Вольтера, Мюссе, Гейне. Однако центральное место в поэзии Тургенева безусловно занимают его лирические стихотворения. Начав писать стихи довольно рано (предположительно, в 1833 г., т. е. в пятнадцать лет), он продолжил свои поэтические опыты во время учебы в Московском и Петербургском университетах (1833 - 1837). Многое из написанного в те годы не сохранилось. Первые его произведения появились в печати (в журнале «Современник») в 1838 г. Это были написанные годом ранее стихотворения «Вечер» (с подзаголовком «Дума») и «К Венере Медицейской». В поэтической деятельности Тургенева плодотворными оказались 1842—1847 годы. В этот период он активно и систематически печатал стихи в «Современнике» и «Отечественных записках», а его поэмы выходили как в сборниках, так и отдельными изданиями. Заметим, что оценки литературной критики были неоднозначными и даже противоречивыми. Наряду с одобрительными отзывами (в частности, Белинского, который считал стих Тургенева «роскошным и поэтическим», «облекающим» оригинальную мысль) были и обвинения в подражательности, наличии длиннот, темных мест и т. п. Эти обвинения имели основания, особенно когда речь шла о ранних опытах. Тургенев, как прилежный ученик, стремился впитать, усвоить по возможности то, что уже было создано русским поэтическим гением. Поэтому в его стихотворениях мы найдем следы влияния самых разных поэтов: Державина, Жуковского, Марлинского, Бенедиктова, Пушкина, Лермонтова. Вместе с тем Тургенев «не похищал чужого, но брал свое везде, где видел его, где оно выразилось уже совершеннее, чем в его слове». Такое сочетание «заимствованного» совершенства поэзии предшественников с собственными опытами и своим видением мира рождало неповторимые поэтические картины и образы. Рождало ту самобытность, которую выдающийся «лирический прозаик» Борис Зайцев назвал «категорией тургеневского», имея в виду «некоторый тончайший эфир его души», «удивительное равновесие культуры и стихии», «многопевную мечтательность», «серебряный свет» — черты, обнаруживаемые в стихах зрелого периода. Глубокой мыслью, сильным чувством, одухотворенностью наполнены такие, например, строки:

Заметила ли ты, о друг мой молчаливый,

О мой забытый друг, о друг моей весны,

Что в каждом дне есть миг глубокой,

боязливой,

Почти внезапной тишины?

И в этой тишине есть что-то неземное,

Невыразимое... душа молчит и ждет...

(«Заметила ли ты...», 1842).

Сам Тургенев очень сдержанно, а порой и довольно резко отзывался о своих стихах, считая, что не обладает даром поэта. Однако строки, подобные приведенным выше, не оставляли равнодушными его современников. По воспоминаниям И.И.Панаева, стихотворения Тургенева «всем нам тогда очень нравились...», А.А.Фет признавался, что он «восхищался стихами... Тургенева». Музыкальная экспрессивность тургеневских стихов вызывала к ним интерес и среди композиторов: в конце XIX - начале XX в. песни и романсы на стихи Тургенева были очень популярны.

2. Задания, направленные на мотивацию (в ходе выступления учащихся от групп остальные обучающиеся составляют тезисный конспект, в котором должны отразить основные мотивы лирики И.С.Тургенева, выделить особенности поэтического слова писателя).

3. Выступления обучающихся (проверка опережающего домашнего задания):

1). Ученик: Доминирующими в лирике Тургенева являются романтические мотивы. Это культ молодости, красоты, природы, любви - культ прекрасного, которое, по выражению самого писателя, «... единственная бессмертная вещь... и разлито повсюду» (из письма Полине Виардо от 28 августа 1850г.). И даже в строго реалистических стихах проявляется романтика автора - как способ восприятия жизни и отношения к ней.

2). Ученик: В содержательном плане многие стихотворения Тургенева можно отнести к теме природы, вообще занимающей очень важное место в творчестве писателя. «Я без волнения не могу видеть, - писал он Полине Виардо, - как ветка, покрытая молодыми зеленеющими листьями, отчетливо вырисовывается на голубом небе» (письмо от 1 мая 1848г.). Восторг перед природой, тонкое понимание ее сути, ощущение ее тайны - все это читатель находит в стихотворениях «Осень» (1842), «Весенний вечер» (1843), «Гроза промчалась» (1844), «К***» (1844) и мн. др. Примером непосредственного, прямого соединения двух начал в творчестве писателя - поэтического и прозаического - является последний рассказ из «Записок охотника» - «Лес и степь», эпиграфом к которому писатель предпослал собственные строки из стихотворения «Из поэмы, преданной сожжению» (1848). Это стихотворение, включенное Н.Ф.Щербиной в «Сборник лучших произведений русской поэзии» (1858), представляет нашему взору живые, ясные картины русской природы. Величие и простоту ее поэт (как правило, избегавший поэтических изысков и ухищрений, особенно в описаниях природы) передает с помощью простых лексических средств - прямых наименований предметов и действий, неброских, но выразительных эпитетов и сравнений:

И понемногу начало назад

Его тянуть: в деревню, в темный сад,

Где липы так огромны, так тенисты

И ландыши так девственно душисты,

Где круглые ракиты над водой

С плотины наклонились чередой,

Где тучный дуб растет над тучной нивой,

Где пахнет конопелью да крапивой...

Туда, туда, в раздольные поля,

Где бархатом чернеется земля,

Где рожь, куда ни киньте вы глазами,

Струится тихо мягкими волнами

И падает тяжелый, желтый луч

Из-за прозрачных, белых, круглых туч.

Там хорошо...

3). Ученик: Любовная лирика Тургенева - это, в основном, строки, овеянные грустью, сожалением, тоской о прошедшей любви, об утраченных счастливых мгновеньях; это стихи, передающие горечь воспоминаний героя о неразделенной любви, осознание невозможности возврата к былому. В разработке этих романтических мотивов проявились вкусы и пристрастия Тургенева в области поэтической формы. Следование принципам поэтики романтизма выразилось в широком использовании художником приемов контраста, сравнения, сопоставления, повтора .

4. После прослушивания выступлений учащихся другие обучающиеся озвучивают свои выводы, записанные в тетрадях:

  1. доминирующими в лирике Тургенева являются романтические мотивы: пейзажная, любовная лирика;
  2. величие и простота русской природы передается поэтом с помощью простых лексических средств - прямых наименований предметов и действий, неброских, но выразительных эпитетов и сравнений;
  3. основные принципы поэтики романтизма выразились в широком использовании писателем приемов контраста, сравнения, сопоставления, повтора .

5. Слово учителя:

Названные особенности любовной лирики, касающиеся сюжетно-тематической и стилистико-языковой ее сторон, зримо представлены и в триптихе «Вариации», о котором и пойдет речь далее. Это произведение интересно и тем, что в нем (во второй и третьей вариациях) мы встречаемся с соединением двух тематических пластов тургеневской поэзии - темы любви и темы природы. «Вариации» состоят из трех стихотворений:

«Когда так радостно, так нежно...»,

«Ах, давно ли гулял я с тобой!»

«Утро туманное, утро седое...» («В дороге») - шедевра русской поэзии, хорошо известного как романс, однако лишь у немногих наших современников ассоциирующегося с именем Тургенева. Все три стихотворения написаны в 1843 г. (первое и второе - в июле, третье - в ноябре) и впервые опубликованы в сборнике «Вчера и сегодня». «Вариации» навеяны воспоминаниями о романе Тургенева с Татьяной Александровной Бакуниной, завязавшемся в имении Бакуниных Премухино и получившем название «премухинского». Эта романтическая история «с примесью» «литературных» переживаний и гегелевской философии была сравнительно быстро и легко пережита Тургеневым, однако спустя некоторое время нашла своеобразное продолжение в виде стихов-воспоминаний. Обратимся к одному из них.

Прослушивание романса «Утро туманное, утро седое…» с показом пейзажных слайдов.

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица давно позабытые.

Вспомнишь обильные, страстные речи,

Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь , родное, далекое,

Слушая ропот колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.

  1. Задания для самостоятельного анализа стихотворения (можно раздать для групп или по парам. Время выполнения задания 5-7 минут) :
  1. Определите тему и основную идею стихотворения.
  2. В чем заключается функциональное значение пейзажной зарисовки.
  3. Выделите особенности композиционного построения.
  4. В чем и как представлены реалии мира.
  5. Особенности звуковой обработки и цветописи.
  6. Как и с помощью чего раскрываются мысли и чувства лирического героя.

/Во время обсуждения в группах, самостоятельную работу ведет специальная пара, которая занимается составлением опорного конспекта (по выводам и проектам групп) в виде слайдовой презентации. Эта презентация показывается в период выступления ребят/.

  1. Выступления учащихся (один представитель от группы) по вопросам заданий.
  1. Смысл стихотворения прозрачен: это воспоминания о былом. К ним располагает и сама ситуация: герой находится в дороге. Его не отвлекают будничные дела, он умиротворен, спокоен, мысли и воспоминания приходят как бы сами собой. Очень точно выразился здесь поэт: Нехотя вспомнишь и время былое...
  2. На это настраивает окружающая природа - замершая осень. Описанию картин природы посвящены две первые строки первой строфы и заключительная строка последней строфы. Но, обрамляя основную мысль стихотворения, эти картины создают атмосферу философской созерцательности, погруженности в себя, когда в памяти постепенно всплывают разные моменты прожитой жизни.
  3. Стихотворение имеет интересное композиционное построение. Это своеобразная рамочная конструкция с обрамляющими основное содержание фоновыми картинами. Причем границы проходят не между строфами, а внутри первой и третьей строф, что, с одной стороны придает стихотворению плавную непрерывность, а с другой - объединяет все, что связано с воспоминаниями. Роль скрепляющего весь текст элемента играет глагол вспомнишь . Этот глагол подчеркивается словами, которые сближаются соотнесенностью с тем, что «было, прошло, осталось в воспоминаниях»: время былое, лица, давно позабытые, вспомнишь… далекое.
  4. Первая строка стихотворения звучит завораживающе. Скромная картина поздней осени (или ранней зимы) оставляет впечатление замедлившегося течения жизни, почти полное отсутствие какого-либо движения. Поэт использует простые, однотипные предметно-признаковые структуры. Это содержащие повторы и перечисления назывные предложения, которым свойственна не только фрагментарность, но и «одновременно большая емкость выражаемого содержания».
  5. Ощущение замедленности, протяженности окружающего в пространстве и во времени, приглушенности ярких проявлений жизни создается особой огласовкой: в первой строке, единственной в стихотворении, начинающейся с гласной буквы, гласные же преобладают. Наиболее заметно звучание протяжного у , одинаково полного как под ударением, так и в безударной позиции, ударного а , который как бы продлевается в сочетании с последующим долгим н - туманное (которое еще повторится в третьей строфе - странной, непрестанный ).
  6. Сосредоточенно-сдержанное состояние героя передается через серо-белую цветовую гамму, метафорический эпитет «грусть»: утро туманное, утро седое (основное значение первого прилагательного подкрепляется вторичным значением другого: седое - «тускло-серое, белесое» ), нивы печальные, снегом покрытые.
  7. В этом стихотворении герою сопутствует утро (которое вечера мудреней), время, когда притупляется острота ощущений, рассудок преобладает над чувствами, человек способен к наиболее верной оценке событий и поступков. Утро, дорога, природа, отдаленность от происходившего - все это приводит к мудрому, взвешенному его пониманию героем: пониманию самоценности всех - каждого - мгновений жизни. Тургеневу удается показать такое движение мысли героя, выстраивая фрагменты воспоминаний по нарастающей. Поначалу это медленно наплывающие, размытые, почти нереальные картины. Замедленность заложена еще в двух первых строчках, поддерживается повторяющимся глаголом вспомнишь в сочетании с союзом и : вспомнишь и время, вспомнишь и лица . Во второй строфе волна воспоминаний нарастает - картины обретают живость, реальные очертания: вспомнишь …взгляды, …встречи, они становятся звучащими: вспомнишь …речи, …голоса звуки. Основная экспрессия, которая передает в данных строках мгновения расцвета чувств, сосредоточена в эпитетах. Это эмоциональные обильные страстные речи, интимно-приглушенные тихого голоса звуки любимые, выразительно-контрастные первые встречи, последние встречи . Это и воспринимающиеся в том же ряду, увиденные в неожиданном сближении взгляды - так жадно, так робко ловимые . Выразительность, многозначность эпитета сохраняется и во фрагменте, связанном с воспоминанием об угасшей любви: Вспомнишь разлуку с улыбкою странной… Очень сложно определить, что хотел показать здесь Тургенев: страдание, сожаление, благодарность?
  8. И последняя картина тоже теряет конкретные, реальные очертания. А фраза Многое вспомнишь родное, далекое, соединяющая в себе все сказанное ранее и неожиданно-контрастно перекликающаяся с начальным Нехотя вспомнишь, приобретает обобщающий, ключевой смысл: то, что было, - каким бы оно ни было - это свое, родное, но неизбежно удаляющееся все дальше в прошлое.
  9. В стихотворении вообще нет местоимений, а центральный и по сути единственный глагол вспомнишь употреблен в обобщено-личной форме. Поэтому стихотворение воспринимается читателем и отстраненно, и как возможное в его жизни. Это монолог-размышление, не предназначенный никому конкретно и в то же время обращенный к любому.
  10. Строкой Многое вспомнишь родное, далекое завершается цепь воспоминаний героя, плавно замыкающаяся фразами Слушая ропот колес непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое. Основной смысл двух деепричастных оборотов - в уточнении, дополнении сказанного ранее: они формируют своеобразный фон в виде отдельных реальностей мира настоящего, отодвинутого на время в сознании героя прошлым, но так неявно, почти беззвучно сопутствовавшего его воспоминаниям. Это и мерный аккомпанемент колес, переданный метафорически, - ропот колес непрестанный, то есть не громкий стук, шум, а что-то похожее на тихий, неясный говор. Это и небо широкое - последние слова стихотворения, возвращающие взор к первым его словам - утро туманное - и рождающие в сопоставлении с ними мысль о просветленности сознания героя, очищении его души после вновь прожитых мгновений прошлого.

Учитель: Молодцы! Зафиксируйте в тетради основные моменты, отмеченные в ваших выступлениях.

  1. Оформление опорного конспекта на основе лингвистического анализа стихотворения И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое…» («В дороге») /продукт деятельности пары «компьютерщиков»/.
  2. Вывод (по возможности формулируют обучающиеся).

Стихотворение, написанное 25-летним поэтом, производит удивительное впечатление труда зрелого, умудренного большим житейским опытом мастера. Признаки мастерства - в оригинальной композиции стихотворения, в умелом подборе лексических средств и использовании их сочетаемостных возможностей, в противопоставлениях отдельных слов и целых фраз.

Яркий образец русской лирической поэзии, стихотворение «Утро туманное, утро седое…» уже давно воспринимается читателями и слушателями как самостоятельное произведение. Этому способствовало удачно найденное Тургеневым решение темы любви, позволившее стихотворению обрести независимое существование в поэзии, и в музыке.

Домашнее задание:

  1. Анализ стихотворения И.С.Тургенева «Когда так радостно, так нежно…»
  2. Прочитать на выбор три стихотворения из цикла «Стихотворения в прозе».
  3. Подготовить сообщение об истории создания сборника «Стихотворения в прозе».

Список литературы

1. Тургенев И.С. Собрание сочинений в 30 т. - М., 1978г. - Т.1.

2. Чалмаев В.А. Иван Тургенев. - М., 1986г.

3. Шестакова Л.Л. Поэтическое наследие И.С.Тургенева. Триптих «Вариации»/ Русский язык в школе, 1983г.

Анализ стихотворения И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое…» // «Экспериментально-практическая деятельность в контексте компетентностного подхода к обучению школьников» (Материалы регионального научно-практического семинара 10 января 2010г.) - Т.: ТПУ. - 2010. - С.87-90.




error: Контент защищен !!