Притоки река чикой в верховьях. Исследовательская работа "река чикой"

ЧИКОЙ, река, правый приток р. Селенга, относится к бассейну стока Северного Ледовитого океана. Берет начало на склоне Чикоконского хребта в районе г. Быстринский Голец . Часть водосбора находится на территории Монголии, а нижнее течение - в Республике Бурятия. Река имеет протяженность 769 км, площадь водосбора 46 200 км 2 . Среднегодовой сток в устье 8,32 км 3 . С левой стороны в Чикой впадает много притоков, из которых наиболее крупный р. Менза. На водосборе насчитывается 560 озер общей площадью около 15 км 2 .

Верховья Чикоя располагаются в узкой полосе между хребтами Чикоконский и Чатангинский . Пересекая высокое нагорье, река имеет узкую долину, порожистое русло, стремительное течение. Направление течения в пределах участка постепенно меняется от северо-восточного через меридиональное к широтному, когда река входит в Чикойскую впадину . Здесь долина Чикоя расширяется, размеры русла увеличиваются. Характерный профиль долины реки V-образный, за исключением северного отрезка (здесь он трапецеидальный). Речная долина в верховьях - эрозионно-тектоническая, за исключением отрезка, расположенного в Чикойской впадине (здесь долина тектоническая). Рисунок речной сети преимущественно ветвистый в северной части и ветвистый ортогональный - в южной.

Чикой течет по территории, весьма сложной как в геоморфологическом, так и в геолого-структурном отношении. Крупнейшей морфоструктурой является Чикойская впадина , вытянутая параллельно Малханскому хребту . Важнейшими геолого-структурными элементами выступают трансрегиональный Монголо-Охотский разлом, ограничивающий Чикойскую впадину с севера, и 2 региональных разлома. Первый располагается параллельно Монголо-Охотскому разлому, ограничивая впадину с юга, 2-й простирается в северо-западном направлении, контролируя долину р. Менза . В широтном направлении речная долина Чикоя типично тектоническая и характеризуется трапецеидальным профилем.

Чикой имеет преимущественно дождевое питание (50-65 %). Месячный максимум стока отмечается в августе, а на большинстве притоков - в мае. Наименьший месячный сток приходится на февраль или март. Весеннее половодье по высоте нередко превышает летние паводки. Зимой река перемерзает. Ледовый покров обычно устанавливается в 3-й декаде октября, разрушается в 3-й декаде апреля. Продолжительность ледостава 150-190 дней. Толщина льда достигает 165 см. Концентрация растворенных в воде веществ не превышает 100 мг/л. В видовом составе рыб преобладают лососевые и хариусовые при явном доминировани ленка.

В бассейне Чикоя распространены кедровые, сосново-кедрово-лиственничные леса, иногда с примесью пихты. В Чикойской впадине встречаются урочища сосновых и лиственнично-сосновых и кедровых багульниково-бруснично-зеленомошных лесов. Рыхлые четвертичные отложения пойм крупных рек обусловливают развитие приречных ландшафтов - лугово-кустарниково-тополевых, ольховниково-разнотравно-луговых, степных типчаково-мятликовых. Выше с. Красный Чикой вдоль реки в пределах Чикойской впадины развиты сосновые травяно-кустарниковые остепненные леса.

Река не судоходна, из-за наличия каменистых перекатов плавание моторных лодок возможно лишь на отдельных участках. На берегах реки расположены сс. Красный Чикой, Архангельское, Черемхово, Осиновка, Гутай и др.

Заселено Забайкалье с незапамятных времен. Повсеместно можно обнаружить следы и жизни и деятельности древних обитателей. Это была самобытная и интересная культура ранних забайкальских племен — предков бурят и эвенков.

Триста лет назад, перед приходом русских, коренного населения бурят и эвенков насчитывалось в Забайкалье всего несколько тысяч человек. Эвенки, кроме даурского племени, жили родовым строем и занимались охотой и рыболовством. Общественный строй бурят имел более высокий уровень. Он носил характер классового расслоения. У родовой знати имелись рабы. В введении хозяйства также были изменения: буряты перешли от охоты к скотоводству и даже к зачаткам земледелия (возделывали просо).

На территорию, где расположена современная Читинская область, русские проникли с двух сторон — с севера и с запада. Одним из первых русских, проникших в Забайкалье, был Максим Перфильв. Это было в 1639 году, когда он со своими товарищами достиг устья реки Цыпы со стороны Лены и её притока Витима (ныне Канарский район). Поиск Максима Перфильева способствовал сбору сведений об эвенкийском племени дауров и о реке Амуре.

Через восемь лет Иван Галкин построил Баргузинский острог, что стало началом решительного продвижения русских в Забайкалье.

Так в 1650 году пять казаков атамана Василия Колесникова из Баргузинского острога перевалили через Яблоновый хребет дошли до реки Шилки. По возвращении они принесли важные сведения о население и богатствах этих мест.

На основании этих сведений енисейский воевода Афанасий Пасиков, власть которого тогда распространялась на Восточную Сибирь (за исключением басейна реки Лены, где властвовал якутский воевода), организовал поход на восток под руководством сотника Петра Бекетова. Петр Бекетов — примечательная личность из второго поколения ермаковичей. Он заложил много острогов, которые дали начало будущим крупным поселениям в Восточной Сибири.

Выступив с сотней казаков в июне 1652 года из Енисейска, Петр Бекетов переплыл через озеро Байкал и заложил на реке Селенщ острог, названный им Усть-Прорва. В следующем году Бекетов двинулся вверх по реке Селенге и её притокам Хилку и Чикою. О том, что Чикой был обследован казаками-землепроходцами, говорит тот факт, что к моменту основания Красного Чикоя (1670 год) для селенгинских казаков было известно не только место впадения реки Чикоя в Селенгу, но и его истоки. А это можно было узнать только во время первой экспедиции Бекетова. Правда, сразу на Чикое не было заложено острога или поселения. В этом не было особой надобности. Но Чикой с Хилком в XVII веке служили средством продвижения русских в Восточное Забайкалье, а позже — постоянным средством их связи и обмена между Западным и Восточным Забайкальем. Об этом говорит и то, что происхождение слова «Чикой» имеет не бурятское или эвенское происхождение, а русское. Слово «Чикой» русские произносили в те времена «чуку» или «чика» и оно означало реку, берущую начало в Чуку, т. е. в гольце Чукондо. Позже голец стал называться Сохондо. Название, видимо, родилось в момент строительства Селенгинского острога в устье Чикоя.

Трудности на пути отряда Петра Бекетова были неимоверные. Перед нами простиралась неведомая страна, покрытая девственной нетронутой тайгой, с нехожеными тропами и со множеством зверей. А из-за кустов на пришельцев недобро посматривал эвенк-охотник или бурят-скотовод, вооруженный копьем или луком.

Красный Чикой, называемый до 30-х годов XX века Красный Яром, основанный вскоре после прихода русских в Забайкалье, является самым древним из всех русских поседений на Чикое. Напрашивается вопрос, почему Красный Чикой не был основан сразу, как Иргенский острог в истоке Хилка, а значительно позже и никак острог, а как поселение? Чем руководствовались казаки-землепроходцы из Селенгинского острога, закладывая Красный Чикой только через полтора десятка лет после освоения Селенгинского острога?

Прежде всего это можно объяснить тем, что река Чикой, как и Хилок, связывая реки Селенгу с Ингодой, а через них русские остроги, не имела поселения, как долина Хилка. Поэтому возникла необходимость иметь такое поселение на Чикое. Но оно не носило характера острога, потому что из-за верховья Чикоя малочисленные монголы были оттеснены, а буряты в средним и нижнем его течении приведены в русское подданство. Занятие путным промыслом так же требовало наличие русского поселения. Но сразу же наряду с указанными причинами долина Чикоя приобретает большие значение в развитии хлебопашества. Об этом свидетельствует ссыльный протопоп Аввакум. Описывая особенности природных условий и возделываемые здесь культуры, он в своем «Житии» писал: «Хлеба пашут много, и родится во всех заимках из пуда по двадцать и по тридцать и более, а хлеб продают по пять алтын и меньше за пуд: да и пшеницу китайскую и ячмень сеяли, родятся же».

В местных «садах» Спафарий видел огурцы, чеснок, капусту и иные всякие огородные культуры. И это в первое десятилетие прихода русских в Забайкалье, где местное население почти не занималось хлебопашеством!

Таким образом, даже в первые годы пребывания русских в Забайкалье здесь бурно развивается возделывание хлебных культур. Так как завоз хлеба из Западных областей Сибири был связан с известными трудностями. Поэтому выращивание хлеба на Чикое имело огромное значение в освоении русскими Забайкалья и в том числе долины реки Чикоя.

Отмечая громадное культурное влияние русского народа в Сибири, А. И. Герцен писал в своем знаменитом «Колоколе»: «Горсть казаков и несколько сот бездомных мужиков перешли на свой страх океан льда и снега, и везде, где оседали усталые кучки в мерзлых степях, забытых природой, закипала жизнь, поля покрывались нивами и садами, и это от Перми и до Тихого океана».

Поэтому не подвиги казаков и воевод, а многолетний труд русского пашенного крестьянина превратил Сибирь в цветущий край. Осваивая на Чикое «новые землицы», русский народ нашел пути не только к преобразованию этой долины, но и к мирному сотрудничеству с коренным населением народов, какими оставались на Чикое буряты. Сторожилы Красного Чикоя помнят о том,что то место, на котором сейчас аэродром, называлось «братским огородом». Здесь некогда в дамские времена жили буряты рядом с русскими и наряду со скотоводством занимались хлебопашеством. Знаменательно название «братского огорода»: слово «братский» производное от слова «брат», а не «бурят». Приобщая к земледельческому труду бурят Чикоя, русские видили в них именно братов или братьев. Такое единство возникает лишь между людьми труда, между людьми, объединенными общей целью и судьбой.

С эвенками или тунгусами русскими на Чикое не пришлось столкнуться. Но о том, что они жили в пределах Чикоя, свидетельствуют сохранившиеся названия Этытэй и Хилкотой, что означает пограничные места. Вероятно, эти, места были границей между племенами эвенков и бурят. Об этом свидетельствуют и легенды, которые сохранились в народе.

Одна из таких легенд говорит, что по Чикою до русских жили народы из племени Чудь. Жили они примитивно, в землянках, а занимались охотой и рыбоводством. Однажды шаманы и старейшины заметили, что на открытых местах стало расти новое белое дерево — береза. «Худо будет нашему народу» -сказали шаманы — «придет белый человек и покорит нас. Заставит добычу отдавать ему, завладеет нашими женами...». А когда послышали, что действительно приближается этот белый человек со стреляющим огнем и палками, то часть племени покинула Чикой, не ожидая прихода русских, а оставшиеся, подрубив опоры в землянках, захоронили себя заживо со своими семьями. Раньше, когда на Солонцах около Красного Чикоя была степь, то на ней действительно виднелись подобия обвалившихся землянок, а на них крупные камни.

Первоначально и буряты, так же как и эвенки, недоверчиво относились к приходу русских. Многие из них покидали пределы Чикоя и уходили в Монголию, попадая под гнет монголов. Затем возвращались обратно на Чикой. Здесь они принимали русское подданство и занимались охотой. За это облагались ясаком.

Но подменное приобщение бурда к русской культуре шло через пашенное крестьянство. О влиянии бурят именно пашенного крестьянства свидетельствует тот факт, что в бурятском разговорном языке много слов, заимствованных из русского языка, связанных с земледелием.

Вместе с тем в язык русских вошло много слов из бурятского языка. Особенно это касается названия местности сел. Так, например, Менза на бурятском языке означает плата ламе, мзда. Шергольджин — муравей, Зашулан — летнее пастбище, Байхор — остаться совсем, Шебартуй — грозное, Альбитуй -подданные, ясачные, Малхан — домашний скот, Гутай — узкая, глубока падь и так далее.

Если вам понравился сайт, вы можете поучаствовать в его развитии и поддержке. Постоянная работа сайта в сети требует финансовых затрат (хостинг , доменное имя), поэтому мы будем рады любой помощи со стороны читателей!

Описание

Длина - 769 км, площадь бассейна - 46,2 тыс. км² . Зарождается на склонах Чикоконского хребта , протекает вдоль южного склона Малханского хребта по территории Забайкальского края и Бурятии , частично - по границе с Монголией . В нижней части река течёт в пределах Селенгинского среднегорья, разбиваясь на рукава, образующие протяжённые острова.

Питание преимущественно дождевое. Летом и осенью паводки. Среднегодовой расход воды - 263 м³/с. Замерзает в конце октября - ноябре, в верховьях на перекатах перемерзает; вскрывается в апреле - начале мая.

Воды реки используются для орошения.

История освоения

Издавна по долинам реки кочевали различные бурятские , монгольские и эвенкийские племена. С середины XVII века Чикой использовался русскими землепроходцами в качестве водного пути при освоении Забайкалья. В 1665 году на правом берегу Селенги, ниже устья Чикоя, был основан Селенгинский острог , контролировавший водные пути по этим рекам. Низовья Чикоя были частью пути в Монголию через Кяхту .

В письменных источниках за 1713 год упоминается Петропавловская крепость, построенная на острове в чикойском устье. Из-за регулярных наводнений в 1726 году граф Савва Рагузинский распорядился перенести крепость на 2 версты выше по течению реки, и в 1727 году «главный пограничный управитель» И. Д. Бухгольц построил Петропавловскую крепость на новом месте . Укрепление в большей мере служило не военным объектом, а торговой факторией, где формировались караваны для торговли с Китаем.

Населённые пункты

На реке расположено большинство населённых пунктов Красночикойского района Забайкальского края, включая такие крупные сёла, как Красный Чикой , Малоархангельск и др. В верхней долине Чикоя расположен курорт Ямаровка .

В Бурятии на берегах Чикоя и в его долине находятся крупные поселения - Большая Кудара , Усть-Киран , Чикой , Курорт Киран , Большой Луг Кяхтинского района . В Селенгинском районе на левом берегу расположен посёлок Поворот .

Притоки

Чикой
бур. Cγхэ мγрэн
Характеристика
Длина

[]

Расход воды

Исток
- Местоположение
- Высота

- Координаты

Устье
- Местоположение

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

- Высота

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

- Координаты

 /   / 51.05778; 106.65111  (Чикой, устье ) Координаты :

Уклон реки

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Водная система
Россия
Монголия

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страны

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Регион

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Район

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Водный реестр России

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Код бассейна

Код по ГИ

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/p884 на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Том ГИ

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/p884 на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[:commons:Category:Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. |Чикой на Викискладе]]

Отрывок, характеризующий Чикой (река)

– Что ж, наслаждайтесь встречей, я заберу её через час. Вас никто не будет беспокоить. А потом я зайду за ней. Она отправится в монастырь – думаю, это лучшее место для такой одарённой девочки, какой является Ваша дочь.
– Монастырь?!! Но она никогда не была верующей, Ваше святейшество, она потомственная Ведьма, и ничто на свете не заставит её быть другой. Это то, кто она есть, и она никогда не сможет измениться. Даже если Вы её уничтожите, она всё равно останется Ведьмой! Так же, как я и моя мать. Вы не сможете сделать из неё верующую!
– Какое же Вы дитя, мадонна Изидора!.. – искренне рассмеялся Караффа. – Никто не собирается делать из неё «верующую». Думаю, она может прекрасно послужить нашей святой церкви, оставаясь именно тем, кто она есть. А воз-можно даже и больше. У меня на Вашу дочь далеко идущие планы...
– Что Вы имеете в виду, ваше святейшество? И причём здесь всё-таки монастырь? – застывшими губами прошептала я.
Меня трясло. Всё это не укладывалось в голове, и я пока что ничего не понимала, только чувствовала, что Караффа говорит правду. Одно лишь меня пугало до полусмерти – какие такие «далекоидущие» планы у этого страшного человека могли быть на мою бедную девочку?!..
– Успокойтесь, Изидора, и перестаньте ждать от меня всё время чего-то ужасного! Вы провоцируете судьбу, знаете ли... Дело в том, что монастырь, о котором я говорю, очень непростой... И за пределами его стен, о нём не знает почти ни одна душа. Это монастырь исключительно для Ведунов и Ведьм. И он стоит уже тысячи лет. Я был там несколько раз. Я учился там... Но, к сожалению, не нашёл, что искал. Они отвергли меня... – Караффа на мгновение задумался и, к моему удивлению, вдруг стал очень печальным. – Но я уверен, что Анна понравится им. И ещё я уверен, что им будет чему научить Вашу талантливую дочь, Изидора.
– Не говорите ли Вы про Мэтэору*, Ваше святейшество? – заранее зная ответ, всё же спросила я.
От удивления брови Караффы поползли на лоб. Видимо он никак не ожидал, что я об этом слыхала...
– Вы знаете их? Вы там бывали?!..
– Нет, там бывал мой отец, Ваше святейшество. Но он потом многому научил меня (позже я дико пожалела, что сообщила ему это...). Чему Вы хотите обучать там мою дочь, святейшество?! И зачем?.. Ведь для того, чтобы объявить её Ведьмой, у Вас уже сейчас достаточно доказательств. Всё равно ведь позже Вы попытаетесь сжечь её, как всех остальных, не так ли?!..
Караффа опять улыбнулся...
– Почему Вы уцепились за эту глупую мысль, мадонна? Я не собираюсь причинять никакого вреда Вашей милой дочери! Она ещё сможет великолепно послужить нам! Я очень долго искал Ведунью, которая ещё совсем дитя, чтобы научить её всему, что знают «монахи» в Мэтэоре. И чтобы она потом помогала мне в поисках колдунов и ведьм, таких, какой была когда-то она сама. Только тогда она уже будет ведьмой от Бога.
Караффа не казался сумасшедшим, он БЫЛ им... Иначе нельзя было при-нять то, что он говорил сейчас! Это не было нормальным, и поэтому ещё больше страшило меня.
– Простите, если я что-то не так поняла, Ваше святейшество... Но разве же могут быть Ведьмы от Бога?!..
– Ну, конечно же, Изидора! – искренне поражаясь моему «невежеству», засмеялся Караффа. – Если она будет использовать своё знание и умение во имя церкви, это будет приходить к ней уже от Бога, так как она будет творить во имя Его! Неужели Вам это не понятно?..
Нет, мне не было понятно!.. И говорил это человек с совершенно больным воображением, который, к тому же, искренне верил в то, о чём говорил!.. Он был невероятно опасным в своём сумасшествии и, к тому же, имел неограниченную власть. Его фанатизм переходил все границы, и кто-то должен был его остановить.
– Если Вы знаете, как заставить нас служить церкви, почему же тогда Вы сжигаете нас?!.. – рискнула спросить я. – Ведь то, чем мы обладаем, нельзя приобрести ни за какие деньги. Почему же Вы не цените это? Почему продолжаете уничтожать нас? Если Вы хотели научиться чему-то, почему не попросите научить Вас?..
– Потому, что бесполезно пробовать изменить то, что уже мыслит, мадонна. Я не могу изменить ни Вас, ни Вам подобных... Я могу лишь испугать Вас. Или убить. Но это не даст мне того, о чём я так долго мечтал. Анна же ещё совсем мала, и её можно научить любви к Господу, не отнимая при этом её удивительный Дар. Вам же это делать бесполезно, так как, даже если Вы поклянётесь мне вере в Него – я не поверю Вам.
– И Вы будете совершенно правы, Ваше святейшество, – спокойно сказала я.
Караффа поднялся, собираясь уходить.
– Всего один вопрос, и я очень прошу Вас ответить на него... если можете. Ваша защита, она из этого же монастыря?
– Так же, как и Ваша молодость, Изидора... – улыбнулся Караффа. – Я вернусь через час.
Значит, я была права – свою странную «непробиваемую» защиту он получил именно там, в Мэтэоре!!! Но почему же тогда её не знал мой отец?! Или Караффа был там намного позже? И тут вдруг меня осенила ещё одна мысль!.. Молодость!!! Вот чего добивался, но не получил Караффа! Видимо он был наслышан о том, сколько живут и как уходят из «физической» жизни настоящие Ведьмы и Ведуны. И ему дико захотелось получить это для себя... чтобы успеть пережечь оставшуюся «непослушную» половину существующей Европы, а потом властвовать над оставшимися, изображая «святого праведника», милостиво сошедшего на «грешную» землю, чтобы спасать наши «пропащие души».

Проложить маршрут движения для автомобиля вы можете введя название места откуда Вы хотите выехать и куда добраться. Названия точек вводите в именительном падеже и полностью, с названием города или области через запятую. В противном случае на онлайн схеме маршрута может проложиться не верный путь.

Бесплатная Яндекс-карта содержит подробную информацию о выбранной местности, в том числе границы областей, краев и районов России. В разделе «слои» можно переключить карту в режим «Спутник», тогда вы увидите снимок выбранного города со спутника. В слое «Народная карта» указаны станции метро, аэропорты, названия микрорайонов и улиц с номерами домов. Это онлайн интерактивная карта - скачать ее нельзя.

Ближайшие аэропорты

Когда выгоднее лететь. Дешевые авиабилеты.

Вы можете выбрать один из ближайших аэропортов и купить билет на самолет не вставая с места. Поиск самых дешевых авиабилетов происходит онлайн и Вам отображаются лучшие предложения, в том числе и на прямые рейсы. Как правило это электронные билеты по акции или скидке от множества авиакоманий. Выбрав подходящую дату и цену кликните на нее и попадете на официальный сайт компании, где сможете забронировать и купить необходимый билет.



error: Контент защищен !!