Для чего молибденовая смазка. Молибденовая смазка: что это и где применять

Вы можете купить молибденовую смазку у нас в магазине.

Цены на продукцию от 300 руб.

Молибденовая смазка содержит дисульфид молибдена с целью получения продукта с лучшей производительностью (отличная защита от износа), чем может предложить обычная универсальная. Применяется в механизмах, где металлические детали контактируют при высоких нагрузках или экстремальном давлении. Водостойкая.

Отлично подходит для использования в узлах, где, например, происходит соударение нескольких скользящих деталей. Также можно обрабатывать запчасти шасси автомобиля, такие как шаровые шарниры и U-шарниры, а также сельскохозяйственной техники и промышленного оборудования.

Читайте так же:

_____________________________________________________________________________________________________

Молибденово-серные соединения: особенности

Комплексы молибден-сера применяются иногда в форме суспензии, однако большей частью растворяются в лубрикантах с концентрацией всего в несколько %. Дисульфид молибдена (ДМ) или MoS2 - самая часто встречающаяся природная форма этого металла, извлекается из руды, далее проходит очищение для прямого добавления к смазке. Частицы в составах могут отличаться размером (классифицируются на 3 группы).

Благодаря геотермальному происхождению ДМ устойчив к высоким температурам и давлению. Особенно это верно, если небольшие количества серы доступны для реакции с железом и образуют сульфидный слой, который совместим с MoS2 в поддержании смазочной пленки.

Состав и характеристики смазки

Уникальные свойства MoS2 (отличия от других твердых смазок):

Малый (0,03-0,06) коэффициент трения - не в пример графиту, является «врожденным», а не результатом поглощения пленок или газов;

Высокая структурная близость с другими металлами;

Пленкообразующая структура;

Предел текучести выше, чем 3450 МПа;

Относительно невысокая вязкость;

Стабильность в контакте с большинством растворителей;

Отличная смазывающая способность в диапазоне от криогенных температур до 130˚С.

Сочетание молибдата (соль) и водорастворимых сульфидов может обеспечить как смазывание, так и ингибирование коррозии в СОЖ и составах для формовочной работы с металлами. Растворимые в масле молибденово-серные соединения, как тиофосфаты и тиокарбаматы, обеспечивают защиту двигателя от износа, окисления и коррозии. Несколько коммерческих предприятий поставляют эти присадки лубрикационной промышленности. Традиционно продукт имеет черный цвет.

Способность MoS2 функционировать как смазка имеет тесную связь со структурой слоев (рис. 1).


Один пласт атомов Мо «зажат» между двумя наслоениями атомов сульфура. Когда ДМ распространяется между двух металлических деталей, молибден вступает в связь с каждой из них через атомы сульфура. Между двумя слабовзаимодействующими наружными покрытиями атомов серы получается скользящий контакт. Таким образом, поверхности свободно скользят по отношению друг к другу (рис. 2).

Соединения, обычно используемые как добавки для растворения в масле, изображены на рис. 3, и которые используют уже растворенными в смазочных материалах.

Где применяется

Смазки, содержащие MoS2, сперва применялись больше для обработки аэро-космической и военной техники, а теперь находят применение в широком диапазоне отраслей (промышленная, транспортная, с/х, строительная и мн.др.) и для самого разнообразного оборудования и машин, где характерны значительные нагрузки, небольшие скорости, сильное нагревание и частые стоп-старт циклы. Это соединение работает в качестве смазочного материала в вакууме, где графит не справляется.

Продукты с молибденом рекомендуются для тяжело нагруженных роликовых подшипников и с большой ударной нагрузкой, особенно при медленных/колебательных движениях, как, например, в универсальных шарнирах и шрусах. Если такие составы используются в высокоскоростных подшипниках, могут возникать проблемы «заноса», когда опорный ролик не вращается на полные 360 градусов из-за уменьшенного трения. В результате этого ролик образует плоские пятна, а срок его службы сокращается.

Это соединение добавляется в составы практически со всеми загустителями, включительно: с бентонитовой глиной, литиевым, литий 12-гидроксистеаратовым и алюминиевым комплексами, полимочевиной. Оно также доказало свою эффективность в качестве повышающей производительность присадки в титановой смазке, которая сама по себе известна своей высокой механической прочностью.

В целом смазочные материалы содержат 1-2% дисульфида и критическими параметрами для них считаются нагрузка, шероховатость поверхности, скорость. Для относительно грубой поверхности металла большой размер частиц дисульфида является желательным, поскольку большие частицы заполняют глубокие неровности и образуют гладкую плоскость. Менее неоднородной поверхности средние и мелкие крупицы обеспечивают лучшую несущую способность при заданной выше концентрации. С другой стороны, очень мелкие частички могут в потенциале провоцировать коррозию из-за более высокого кислотного числа (коэффициент кислотности).

В общем, средний размер частиц около 6 мкм (Technical Fine по шкале одной из компаний-производителей Climax Molybdenum Company) является наиболее широко применяемым в смазках.

Такие продукты используются для повышения эффективности процесса приработки новых деталей и компонентов, плюс для защиты несущих плоскостей под воздействием тяжелых условий.

Подобрать лучший продукт именно для ваших нужд поможет наш менеджер, с которым можно связаться по телефону или заказать обратный звонок.

________________________________________________________________________________________________________

Дата публикации: 2015-08-20

Команда Интернет-магазина сайт


Интернет-магазин сайт

Смазочные материалы, в основу которых включен дисульфид молибдена, широко распространены и востребованы во многих сферах. Молибденовая смазка эффективна при защите труднодоступных узлов (замков, петель, шарниров и др.), а также различных механизмов и деталей, работающих в условиях высоких нагрузок, температур и при экстремальных показателях давления. Позволяет свести к минимуму износ деталей, контактирующих между собой. Незаменима для скользящих элементов, как тяжело нагруженных, так и работающих с большой ударной нагрузкой: подшипников, шрусов, шаровых и U-шарниров, редукторов с планетарной передачей, зубчато-винтовых (червячных) передач, работающих под давлением клапанов.

Пластичные смазки на основе сернистого молибдена образуют плёнку которая служит слоем сухой смазки даже после испарения дисперсионной среды, таким образом происходит узлов трения даже в аварийных условиях и при резких скачках температуры.

Молибденовые смазки для ступичного подшипника

Использование молибденовой смазки в ступичном подшипнике вполне обосновано, такие смазки обладают свойствами противоаварийных материалов, снижают износ подшипника и его шумность, ресурс такой смазки обычно превышает срок службы подшипника (более 100.000 километров) и ее достаточно заложить однократно на весь срок эксплуатации. Для смакзи ступичного подшипника мы рекомендуем смазку ИПФ ЕР-3 с дисульфидом молибдена потому что:

  • она отлично защищает от коррозии даже в присутствии воды
  • плотная масляная пленка предотвращает трение металл-металла и исключает масляное голодание благодаря тому, что не выдавливается при нагрузках из зоны трения
  • высокая механическая стабильность - длительное время не разрушается структура даже в условиях высокого давления и высоких нагрузках
  • широкий диапазон рабочих температур от минус 40 до плюс 180 градусов
  • высокая температура каплепадения
  • очень низкий коэффициент трения

Происхождение MoS 2 и особенности работы молибденовых смазок.

MoS 2 - дисульфид молибдена. Представляет собой природное соединение геотермального происхождения, извлекаемое из руды. Имеет вид кристаллов черного цвета с волокнистой структурой. Перед добавлением к смазке добытые частицы проходят процесс очистки. Оставляют в процессе трения серо-зеленый след, обеспечивают высокую адгезию с различными типами металлических поверхностей, это обеспечивается атомами серы которые придают ему сродство к металлу.

Пластичные молибденовые смазки работают следующим образом:

  • атомы MoS 2 при контакте с металлом прочно закрепляются на его поверхности;
  • создают плотный слой на поверхности в виде пленки, толщина которой не превышает 5 мкм, этот слой сам по себе представляет собой смазочный материал которые предотвращает старение металла;
  • соединения дисульфида молибдена перемещаются между двумя металлическими деталями и исключают их непосредственный контакт;
  • результат применения - предотвращение перегрева и снижение нагрузки на механизмы и узлы.

Область применения молибденовых смазок

Готовая консистентная смазка востребована при необходимости в:

  • повышении эффективности приработки новых деталей и компонентов;
  • защите несущих плоскостей, работающих в тяжелых условиях, и придании им противозадирных свойств;
  • предотвращении преждевременного старения и износа металла.

Находит применение в различных отраслях:

  • в автомобильном деле;
  • в сельскохозяйственной, строительной, военной и аэрокосмической технике;
  • в промышленном оборудовании;
  • в станкостроении.

Отличительные свойства смазок с дисульфидом молибдена

В процессе эксплуатации молибденовые смазки (с MoS2 в составе) образуют на соприкасающихся поверхностях узлов и механизмов защитную микропленку, выравнивающую их и предотвращающую задиры, снижающую температуру при трении.

Особенности консистентных молибденовых смазок:

  • высокие показатели удельной прочности и несущей способности;
  • стойкость к фреттинг-коррозии, воздействию высокой температуры и давлению;
  • низкий коэффициент фрикционного взаимодействия (трения);
  • химическая стабильность и разделительный эффект;
  • отличные связывающие свойства, а также противозадирные и противоизносные.

Пластичные молибденовые смазки проявляют улучшенные защитные свойства и рекомендованы при ударных нагрузках - они создают дополнительный слой, что повышает показатель твердости и прочности, исключают риск заедания.

Молибденовые смазки - современные материалы, в состав которых добавляется ультрадисперсный порошок MoS2 (дисульфида молибдена). Благодаря этому продукты способны многократно минимизировать износ и приобретают улученные показатели водостойкости, за счет чего их активно применяют там, где обычные многоцелевые смазки не справляются и в условиях критических и экстремальных нагрузок.

Они представляют наибольший интерес для обслуживания узлов и агрегатов, функционал которых предполагает сопряжение нескольких трущихся поверхностей и постоянные ударные нагрузки и вибрации. Например, шаровые опоры и U-образные шарниры автотранспорта и спецтехники, подшипника ступицы, криво-шатунные передачи, опорно-поворотные столы, трансмиссионные механизмы.

Физико-химические свойства MoS2

Благодаря своему вулканическому происхождению и неорганической природе данное вещество отличается высокой термоокислительной стабильностью, прекрасно выдерживает воздействие экстремальных давлений и способно образовывать ультратонкую защитную пленку.

Для использования в качестве присадки доля чистого вещества должна составлять более 96%, зато по сравнению с другими твердыми смазочными материалами порошок дисульфида молибдена характеризуется:

  • пределом текучести > 3450 МПа;
  • невысокими вязкостными свойствами;
  • очень низким коэффициентом трения µ ≈ 0,03 ÷ 0,06;
  • уникальной смазывающей способностью даже в интервале криогенных и высоких температур.

Вещество относится к группе переходных металлов и имеет характерную слоистую структуру. Оно не вступает в реакцию с растворителями, кислотами и щелочью. Синергия сульфидного слоя и MoS2 обеспечивает на стальных поверхностях предельно эффективную защиту от коррозии и износа. Для активизации ингибирующих качеств и улучшения противоизносных свойств смазочных материалов в качества присадки широко применяют производные дитиокарбаминовых кислот (дитиокарбамины и дитиофосфаты дисульфида молибдена), к тому же эти соединения отличаются лучшей растворимостью, имеено их зачастую и добавляют в моторное масло.

Промышленно-производственный потенциал

Первые смазочные продукты, содержащие высокодисперсный порошок дисульфида молибдена, использовались в ограниченном количестве и предназначались в основном для обработки пар трения оборудования и установок военно-оборонного комплекса и космическо-спутникового назначения. Но значительное удешевление процесса получения данного вещества поспособствовало кардинальному расширению сферы применения молибденовых смазок.

Сегодня они широко применяются в тяжелой и легкой промышленности и на транспорте и демонстрируют прекрасную работоспособность в условиях вакуума и при экстремально высоких давлениях. Их применение позволяет избежать схватывания контактных поверхностей сильнонагруженных малооборотистых механизмов, эффективно отводить тепло из зоны трения и снизить энергетические затраты на пуск, реверс и остановку механизмов, функционирующих в повторно-кратковременном режиме.

Молибденсодержащие смазочные материалы являются лучшей альтернативной для решения проблемы износа и фретинг-коррозии подшипников, подверженных воздействию тяжелых весовых и ударных нагрузок, вибрациям и высоким температурам. По сравнению с аналогами они наиболее эффективно способствуют увеличению срока службы ШРУСов и шарниров и дают великолепный результат при приработке сопряженных поверхностей клапанных групп. Но ключевое преимущество MoS2 - совместимость с большинством загустителей, используемых в современных смазках, будь-то керамические и титановые компоненты или полимочевина и Al-комплекс.

Несмотря на уникальные эксплуатационные характеристики, подбор материалов должен осуществляться с учетом скоростного фактора, класса чистоты поверхности трения и нагрузки. Так для плоскостей с повышенной и значительной шероховатостью размер порошкообразных частиц твердых компонентов может доходить до 7 микрон, что позволит восполнять естественную убыль металла наиболее эффективно. А вот для более деликатных поверхностей размер частиц MoS2 должен быть около 2 ÷ 3 мкм. В среднем доля вещества составляет не более 2% в каждом смазывающем составе, так как показывает практика, необоснованное увеличение может спровоцировать нежелательные процессы окисления.

Среди консистентных смазок, представленных компанией «ИНТЕРАВТО», вы найдете оптимальный вариант смазочных материалов, в состав которых входит MoS 2 , для различных задач, которые будут соответствовать предстоящим нагрузкам, температурам и показателям давления.

Приработочная паста "ЛИМОЛ"

Современные производственные условия предъявляют суровые требования к антифрикционным, защитным и физико-химическим свойствам смазочных материалов и обуславливают ужесточение к экономическому обоснованию их применения, так как в любой сфере промышленности сегодня важно минимизировать временные и материальные затраты на содержание и ремонт оборудования и обеспечить максимально возможный срок службы деталей и агрегатов. Использование новых смазочных продуктов на основе дисульфида молибдена, разработанных российской компанией «ИНТЕРАВТО», позволяет:

  • кардинально решить проблему износа пар трения;
  • обеспечить многократно увеличенный межсмазочный интервал;
  • снизить технологические простои и вероятность аварий и поломок;
  • упростить процесс приработки сопряженных поверхностей и минимизировать вибрации и шумы.

В жестких условиях эксплуатации они практически незаменимы, так как сопротивляются вымыванию и выдавливанию, выдерживают критические нагрузки и сдвиговые деформации. Формируют сверхпрочные смазочные пленки на поверхностях деталей с любой конфигурацией и защищают их от жидких и газообразных агрессивных сред.

Учитывая использование молибденсодержащих смазок в самых различных отраслях и специфику условий их применения, компания «ИНТЕРАВТО» предлагает кардинально новые продукты из этой группы, разработанные на основе последних научных достижений в области трибологии. Все они прошли многоэтапное тестирование на производственных площадках и получили отличные рекомендации от ведущих инженеров.

Моли-ДЛ . Минеральная высокотемпературная смазка, специально разработанная для экстремальных условий эксплуатации, сопряженных с высокими нагрузками (до 7000 Н), давлениями и температурами. Кроме дисульфида молибдена, содержит порошки металлов в ультрадисперсной форме, благодаря чему обладает высокой несущей способностью, предупреждает скачкообразное движение и проскальзывание деталей и тем самым обеспечивает нормативную величину пусковых и тормозных моментов и плавную работу трансмиссии. Эффективно отводит тепло и предупреждает образование задиров, расслоений и заусенцев на обработанных деталях и полностью исключает схватывание контактных поверхностей. Упрощает проведение демонтажных работ и увеличивает кратность свинчивания резьбы.

Молиол . Универсальная литиевая смазка, содержащая MoS2 и оригинальный комплекс присадок. Благодаря чему приобрела уникальные свойства, среди которых способность выдерживать высокие ударные нагрузки и сдвиговые деформации и сохранять свои реологические характеристики в интервале от -25 до 150 ˚С, а также прекрасная гидрофобность и адгезия. Применение смазки оказывает стабильный антифрикционный и смазывающий эффект в высокоскоростных и тихоходных агрегатах. Она длительное время защищает обработанные поверхности от контакта с атмосферной и конденсационной влагой и агрессивными веществами и соединениями, находящимися в жидком и парообразном состоянии. Молиол - оптимальное решение для смазки ходовой части автотранспорта и тяжелой спецтехники: бульдозеров, погрузчиков, экскаваторов и асфальтоукладчиков, а также для обслуживания оборудования полимерной, деревоперерабатывающей и металлургической промышленности. Продукт инертен к засорению, эффективно гасит вибрационные колебания и минимизирует шумы. Работоспособен во влажной и запыленной среде. Обладает свойствами антиаварийной смазки и улучшает приработку поверхностей. Смазка рекомендуется для пар трения типа «металл/металл», но также эффективна при обработке гибких валов в оболочке из разных полимерных материалов. Находит широкое применение в типографском деле, производстве древесных материалов и в линиях по расфасовке сыпучих строительных, моющих и абразивных материалов.

ИПФ ЕР-3. Синтетическая смазка с высокими антизадирными и противоизносными свойствами и расширенным интервалом рабочих температур. Характеризуется отличной коллоидной стабильностью, высокими показателями адгезии и сопротивлением к сбрасыванию и выдавливанию. Демонстрирует прецизионную стойкость к испарению дисперсной среды и инертность к старению и засорению. Отличается очень продолжительным сроком службы и может использоваться для обработки пар трения термического оборудования, станций по переработки сельскохозяйственной продукции и линий по производству цемента, гипса и других дисперсных строительных материалов. ИПФ ЕР-3 прекрасно предупреждает ржавление сталей, электрическую и фреттинг-коррозию. Смазка не склонна к термоупрочнению и отличается высокой водостойкостью.

Как правильно подобрать и купить молибденовую смазку

Для грамотного подбора смазочного материала мы рекомендуем обратиться к специалистам компании Интеравто, так как подбор смазки зависит от многих факторов рабочей среды, параметров оборудования и периодичности работы. Для учета всех этих факторов зачастую нужно заполнить опросный лист (чтобы скачать его вы можете нажать на ), в этом случае мы подберем вам не только наиболее подходящий материал, но и оптимальный по стоимости.

Пластичные консистентные смазки находят широкое применение в тех случаях, когда условия работы механизма исключают использование обычных масел. В последнее время существенно возросла роль специальных смазочных материалов, которые позволяют обеспечить высокопроизводительную работу современного и дорогостоящего оборудования. Существуют два основных пути повышения эффективности консистентных смазок для снижения трения и износа. Первый путь - использование химически активных присадок, которые повышают способность смазочного материала выдерживать большие нагрузки. Второй путь - это применение пластичных смазок, содержащих в своем составе мелкодисперсные частицы специального вещества или соединения (в виде тончайших пластинчатых включений) - дисульфид молибдена, графит или керамику. При разработке современных смазочных материалов с высокими эксплуатационными характеристиками специалисты Liqui Moly успешно применяют оба эти метода. При сравнительно небольшом давлении пластичная смазка ведет себя как твердое тело. Но стоит давлению увеличиться, продукт по своим свойствам начинает напоминать жидкость. Именно в этом заключается его основное отличие от обычных масел.

Широкий ассортимент консистентных смазок

Компания Liqui Moly изготавливает смазки различных типов с различной степенью вязкости, которые могут использоваться:
  • в легковых и грузовых автомобилях;
  • в сельскохозяйственных машинах;
  • в оборудовании, применяющемся в бумажной, пищевой, швейной, текстильной промышленности;
  • в устройствах, применяющихся в домашнем хозяйстве.
Широкий ассортимент является гарантией того, что вы обязательно найдете средство, которое поможет эффективно решить стоящие перед вами задачи. Подробную информацию обо всех смазках нашего производства вы найдете на сайте. Консистентные смазки производства компании Liqui Moly изготавливаются как на минеральной, так и на синтетической основе. Они предлагаются покупателям в удобной упаковке. В нашем каталоге вы найдете смазки, которые подходят как для индивидуального применения в личном автомобиле, в собственном домашнем хозяйстве, а также могут применяться различными сервисными службами. Важное достоинство таких продуктов – возможность использовать их там, где не удается нанести обычные смазочные масла. Состав каждого продукта тщательно продуман, что позволяет в течение долгого времени поддерживать работу узлов и механизмов на необходимом уровне. Разработчики использовали различные присадки, чтобы придать им антикоррозионные, антиокислительные и прочие свойства. Смазывающие вещества Liqui Moly могут использоваться в широком диапазоне температур; они не вымываются холодной и горячей водой, выдерживают значительное давление, эффективно предотвращают рывки и вибрации, снижают износ при трении деталей друг о друга. У вас есть вопросы про смазки Liqui Moly? Обратитесь к специалистам нашей компании. Они расскажут о свойствах продукции, особенностях ее применения, а также помогут определиться с выбором.

Дисульфид молибдена (молибденит), MoS 2 , являющийся распространенной естественной формой молибдена, играет традиционную роль смазки еще с 19 века. В то же время его однослойные структуры стали одним из открытий 21 века наряду с графеном. Они находят применение для создания гибких экранов, миниатюрных транзисторов, фильтров, раскрывая множество новых возможностей для создания компонентов завтрашнего дня. В том числе и современных , таких, например, как смазка молибденовая.

Гексагональная пластинчатая структура молекул MoS 2 из атома молибдена и двух атомов серы создает похожее на броню перекрывающееся покрытие, защищающее трущиеся металлические поверхности. Такие пластинки имеют свойство скользить по поверхности, легко заполняя микроскопические поры в металле. Как следствие, металлические поверхности свободно двигаются друг относительно друга, будучи надежно защищенными слоем молибденита.

Однослойная структура базовых элементов молибденовой смазки:

  • уменьшает трение металлических элементов до минимума;
  • обеспечивает длительную защиту от вымывания и вытирания;
  • защищает элементы подвески автомобиля, системы рулевого управления и любых других подвижных элементов шасси;
  • используется в движущихся элементах в автомобильных и промышленных транспортных средствах, работающих во влажной среде, например, краны, вилочные погрузчики, порталы, подъемники и т. д.

Состав и характеристики

Дисульфид молибдена имеет похожую на сэндвич структуру графита. Пространственно-параллельно расположенные слои серы и молибдена S-Mo-S толщиной в три атома слабо связаны силами Ван-дер-Ваальса. Поэтому кристаллы легко сдвигаются вдоль базисной плоскости. В результате вещество приобретает смазочные свойства. Слоистая структура позволяет получать квазидвумерные кристаллы, аналогичные кристаллам графена.

На поверхности металла молибденит создает тонкую 5 мкм пленку, в которой атом молибдена расположен между захваченным металлом атомом серы и свободным атомом серы. Образующееся трехслойное нано-покрытие имеет один слой из атомов серы, которые прочно сцепляется с металлической поверхностью благодаря высокому сродству с металлами. Затем идет слой молибдена и слой из квази свободных атомов серы.

Покрытые смазкой соприкасающиеся поверхности не трутся непосредственно друг о друга, а образуют между собой прослойку из двух внешних слоев серы с низким взаимным сцеплением. При этом внутренний слой серы прочно сцепляется с металлической поверхностью, повышая ее износостойкость.

Само вещество не растворимо ни в воде, ни в разбавленных кислотах.

Как следствие, дисульфид молибдена представляет собой мелкодисперсный порошок с размером частиц от 1 до 100 мкм — сухую смазку. Она была впервые представлена в 1940-х годах химической компанией Dow Corning под торговым названием «Molykote», которое по-прежнему остается синонимом молибденовой смазки.

Обладая пленкообразующими свойствами, молибденит:

  • сохраняет свои свойства в условиях отсутствия влаги до температур в 400 °С;
  • окисляется в воздухе с 315 °C. В отсутствие кислорода применение возможно до 1100 °С;
  • обладает смазывающими свойствами в инертных атмосферах и в условиях высокого вакуума, когда другие обычные смазочные материалы терпят неудачу;
  • сохраняет свойства смазки при экстремальном давлении.

MoS 2 используется в качестве сухой добавки в смазках, маслах, полимерах, красках и других покрытиях. Он бывает в виде суспензии или служит добавкой в других лубрикантах. Размер частиц MoS 2 варьируется в зависимости от требований к смазочному материалу: 90 нм, 1,5 микрон, 4,5 микрон и 12,5 микрон.

Смазка с молибденом выпускается в виде спреев в аэрозольных тубах, жидкостей и густых пластинчатых материалов. Пластинчатые смазки образуют пленку, которая не теряет своих свойств даже в случае испарения дисперсионной среды, что актуально в аварийных ситуациях и скачках температуры.

Уникальность молибденовых смазок определяется следующими факторами:

  • низкий коэффициент трения — 0,03-0,06;
  • высокое сродство к металлам, соответственно, хорошая адгезия;
  • тонкопленочная структура – до 5 мкм;
  • оптимальная прочность, предел текучести порядка 3450 МПа;
  • невысокая вязкость, что снижает энергетические потери в тех же подшипниках качения;
  • повышенная температурная стойкость – сохраняет эффективность от криогенных температур до 315 °C;
  • химическая стабильность при использовании растворителей;
  • сохранение смазочных свойств в вакууме, в отличие от графита;
  • физико-химическая устойчивость, обуславливающая антикоррозионный эффект — выдерживает взаимодействие со щелочными растворами, соляной, серной и плавиковой кислотами;
  • легирующие свойства;
  • отличные противозадирные и противоизносные свойства.

Применение

Смазки на основе дисульфида молибдена востребованы для решения ряда задач, когда обычно используемые вещества не эффективны – в условиях высоких температур, больших давлений, наличии ударных нагрузок.

Благодаря уникальным экстремальным свойствам, свое победное шествие они начали с аэрокосмической и военной областей.

Сейчас же высокотемпературные молибденовые смазки используются в автомобильной промышленности, станкостроении, сельском хозяйстве, строительстве – везде, где есть значительные ударные нагрузки, невысокие скорости, большие температуры, частые стоп-старты.

Большим плюсом является и возможность их использования в вакууме, где не справляется графит.

Смазки с молибденом хороши для подшипников, как роликовых – скольжения и качения, так и для ступичных. Особенно когда присутствует значительная ударная нагрузка и медленные колебательные движения, что характерно для универсальных шарниров.

Они не рекомендуются для высокоскоростных подшипников, так как возникает опасность «заносов» из-за уменьшения трения. Опорный ролик начинает проскальзывать, на поверхности появляются потертости, что приводит к сокращению срока эксплуатации. Высокоточные подшипники качения также чувствительны к оседанию частиц молибденита в зазорах.

Для ступичных подшипников молибденовая смазка является идеальным вариантом. Ее одноразового нанесения хватает на весь срок эксплуатации ступицы – до 100 тыс. км пробега. Она предохраняет от коррозии, уменьшает силу трения и увеличивает механическую прочность. Единственным требованием служит герметичность подшипника, так как попадание влаги приводит к разложению молибденита на серную кислоту и твердые частицы его окиси, что резко увеличит износ деталей.

Молибденовая смазка хороша в различных транспортных средствах, внедорожниках, автомобилях, мотоциклах. Она обеспечивает превосходное обслуживание буксирных штифтов, зубчатых реек, шестерен, пятых колес, рулевых механизмов, шаровых шарниров – везде, где скользящие поверхности соударяются. Уменьшает трение, повышает непроницаемость для влаги, предохраняет от коррозии, предотвращает заклинивание. В результате повышается плавность хода механизмов.

Применение в автомобиле молибденовой смазки несколько неоднозначно. Не рекомендуется ее использовать в двигателях. Это связано со структурой вещества, представляющего собой взвесь нерастворимых частиц молибденита в жидкой фракции. Поэтому их попадание на детали двигателя типа поршневых колец, коленвалов и т.п. вызывает закоксовку. В результате раскаленные газы могут вырываться из камеры сгорания и смешиваться с моторным маслом, приводя к его окислению.

Также различные моющие присадки, например, из кальция или щелочных растворов, успевают химически провзаимодействовать с молибденом раньше, чем смазка образовывает защитную пленку. К тому же из-за образовавшихся в результате такой реакции крупных молекул масляный фильтр быстро забивается. Как следствие, происходит загрязнение всей системы двигателя.

Однозначно, молибденовая смазка при правильном использовании является отличным средством, которое может значительно увеличить ресурс деталей автомобиля, работающих в экстремальных условиях.

Выбор молибденовой смазки обусловлен рядом ее уникальных свойств. Она незаменима, когда требуется:

  • приработать новые детали, придать им противозадирные свойства;
  • защитить поверхности деталей в сложных и контрастных атмосферных условиях;
  • предотвратить преждевременный износ/старение металла;
  • защитить узлы трения при экстремальных механических нагрузках.

Смазка с дисульфидом молибдена производится как самостоятельное соединение и как примесь к литиевым и графитовым лубрикантам. В качестве базового элемента используется органическое или синтетическое масло, мыльный наполнитель для загустения и присадка из самого молибденита.

Наибольшее распространение получил выпуск в виде пластинчатой массы – различных мазей. Приобретают популярность смазки в виде спрея в тубах. В аэрозольном виде она покрывает поверхность тонким равномерным слоем, что увеличивает однородность смазывающей пленки и уменьшает расход материала.





Выбирая молибденовую смазку, помните, что в основном используются частицы молибденита размером 6 мкм.

Для грубых металлических поверхностей желателен большой размер частиц, они эффективно сглаживают дефекты. Для более гладких поверхностей лучше использовать наполнение из более мелких частиц, увеличивающих скольжение.

Поэтому, при подборе молибденовой смазки учитывайте, для каких целей она нужна. Только тогда ее использование станет отличным вариантом увеличения жизненного ресурса используемых деталей и механизмов!

Вам также могут быть интересны статьи:

Смазка Циатим-221: характеристики и применение Графитовая смазка: применение, ГОСТ, характеристики

Дисульфид молибдена - это по сути обычная противоизносная присадка, широко применяемая в технических отраслях современной промышленности и производства.

Предназначения химического соединения

Наиболее известные механизмы, нуждающиеся в дополнительном воздействии подобных химических смазок, представлены автомобильными моторами, функционированию которых зачастую свойственны достаточно экстремальные условия.

Специализированные суспензии на основе дисульфида молибдена, включенные в состав смазок, обволакивают части механизмов, находящиеся в непосредственном взаимодействии друг с другом, тончайшим слоем смягчающей пленки с противофрикционным действием. Это позволило создать целый ряд актуальных антифрикционных присадок с дисульфидом молибдена.

Использование подобных масел с дисульфидом молибденом позволяет избежать нежелательных контактов механизмов и шероховатых поверхностей рельефа. Вследствие чего процессы соприкосновения осуществляются по зачищающим оболочкам. Моторное масло с дисульфидом молибдена гарантирует:

  • . явно выраженное уменьшение возникающих трений;
  • . снижение величины и степени изнашиваний;
  • . нормализация излишне высоких температур узлов по причине постоянного трения элементов;
  • . эффективное предотвращение задиров.

Исторические факты получения и определения эффективности

К одному из основных свойств дисульфид молибдена, известному еще с начала 16 века, относят его высокоэффективную смазывающую способность.

К настоящему времени проведены многочисленные исследования в области химической промышленности, позволившие развить и расширить применение данного соединения, а именно дисульфид молибдена, в качестве надежного материала для смазки.

Официальное открытие MoS2, а именно такое обозначение принято для данного соединения в области химии, принадлежит гражданину германии Хансу Хенле. В настоящий момент это имя известно еще и тем, что Хенле является законным основателем компании - гиганта, осуществляющей производство масел «Liqui Moly».


Если обратить внимание на название бренда, то становится очевидным, что компания получила свое название благодаря молибдену, так как если перевести наименование бренда на русский, то это означает жидкий молибден.

Особенности соединения MoS2

Давно установлен тот факт, что дисульфид молибдена достаточно схож с графитом, что проявляется в наличии его гексагонального строения.

Стоит отметить, что величина расстояния между атомами в максимально близком расположении в решетке равна:

  • . между атомами молибдена = 2, 41 а;
  • . между атомами серы = 3, 0 а.

Температурный режим, способствующий началу процесса окисления MoS*, соответствует уровню в 350 °С. Но стоит учитывать, что находясь в условиях вакуума дисульфид молибдена способен выдерживать повышение температуры вплоть до 1000 °С.

Краткое описание MoS2

Получение природного дисульфид молибдена происходит по ходу обработки молибденового блеска, образующегося в период добычи медной руды.

MoS2 характеризуется следующими признаками:

  • . наличие стального серого оттенка;
  • . показатель плотности вещества равен 4 800 кг/ м3;
  • . К трения при увеличении удельной нагрузки значительно снижается и достигает 0, 02;
  • . В сухом виде представляет собой кристаллический порошок, где каждый кристалл имеет строение игольчатого типа.

Дисульфид молибдена также успешно применяется и в качестве дополнительной добавки в состав технических смазок, причем как пластичных, так и жидких категорий.

Области применения смазок с дисульфид молибденом

Благодаря своим основным качественным характеристикам по итогам научных исследований и апробаций, дисульфид молибдена пользуется достаточно высоким спросом в таких направлениях, как:

  • . Эффективная противоизносная присадка для автомобильных и иных двигателей с явно выраженными свойствами по смягчению возникающих трений;
  • . Использование подобных соединений в тех механизмах, где необходимо обеспечить максимальную защиту рабочих соприкасающихся элементов, с целью предупреждения преждевременного истирания и перегрузок;
  • . Практически вся сфера машиностроительной промышленности, где применение молибденовых суспензий ознаменовано с начала запуска и внедрения в производство шарнирных систем и механизмов.

Достаточно широко распространено использование дми дисульфид молибдена. Такое вещество представляет собой мелкодисперсный порошок, выпускаемый и реализуемый как дисульфид молибдена под маркой дми 7. Категория подобных смазок также обеспечивает улучшенное скольжение между слоями серы в составе, благодаря повышенной адгезии к металлу любого вида.

Решающим фактором эффективности разработанных современных присадок является:

  • . наличие характерного слоистого строения;
  • . небольшие показатели связующей энергии между задействованными слоями, а также повышенная степень адгезии на поверхности узлов трений.

Необходимость использования в автоматических механизмах

Ведущие позиции по производству и поставкам подобных присадок, как и несколько лет назад, принадлежат уже упоминавшийся выше компании «Liqui Mоlу». Одним из востребованных продуктов компании является, например, LIQUI MОLY 3520, представляющая собой смазку шрус с дисульфидом молибдена, реализуемую под маркой LM 47 Lаngzеitfеtt + MоS2.

Уже давно исследовано и доказано, что подобная техническая смазка, в состав которой в достаточном количестве включен дисульфид молибден, обладает высокой результативностью при обработке подшипниковых механизмов и шрусов.

В современных методиках технического обслуживания механизмов и автоматизированных систем широкое распространение получила группа литиевых смазок универсального назначения, в которых диспергированный дисульфид молибдена содержится в величине, равной 3%, а размер частиц определен в пределах от 0, 65 до 0, 75 µm.

Несмотря на свои отличные показатели устойчивости к воде и сырости, предупреждению и защите от окислительных явлений, коррозийных образований, защите от износа, смазки с дисульфид молибденом достаточно приемлемы по цене. Стоимость, к примеру, той же смазки «Liqui Moly» составит от 250 до 550 рублей за тубу объемом в 250 мл в зависимости от конкретной марки и предназначения присадки.



error: Контент защищен !!