Эссе учителя-логопеда "Педагог в Современном мире!". Эссе «роль учителя-логопеда в реализации стандарта нового поколения фгос Эссе учителя логопеда школы


«Мое призвание - учитель – логопед»

Если вы удачно выберете труд и вложите в

Него свою душу, то счастье само отыщет вас.

А счастливого воспитателя сразу видно в среде

Детей, он понимает их потребности, налаживает

Контакты с родителями.

К.Д. Ушинский

Каждый человек счастлив по – своему. Для меня счастье – иметь любимую работу и дружную, крепкую семью. И я счастлива, имея самые важные для меня жизненные богатства.

Я - учитель-логопед – это мое призвание, внутреннее состояние души, желание помочь и научить. Настоящий логопед строит будущее ребенка, развивая и совершенствуя не только речь, но и внутреннее «Я» малыша, его индивидуальность.

Мой выбор профессии был не случайным. Свой педагогический путь я начала с профессии воспитателя. Моя мечта работать в детском саду осуществилась после окончания Тюменского педагогического колледжа, который стал для меня крепким фундаментом в профессиональной деятельности.

В моих руках оказалось самое дорогое – дети, такие разные и непохожие друг на друга. К каждому из них нужно было подобрать свой «ключик», суметь увлечь, заинтересовать, завоевать доверие и любовь. Каждый день, отдавая детям частичку своего сердца и души, свои знания, я стала замечать, что все больше детей имеют отклонения в речевом развитии. Я видела, как речевые дефекты отрицательно влияют на развитие ребенка, на его общение со сверстниками и взрослыми, на дальнейшее обучение в школе. Появилось большое желание помочь этим детям. Тогда - то я и решила продолжить обучение в Тюменском государственном университете по квалификации учитель – логопед…

И вот сейчас, отдавая детям частичку своего сердца и души, свои знания, понимаю, что я - счастливый человек. Я состоялась в профессии. Я – Логопед!

Самое главное в педагогической деятельности – личность учителя, его человеческие качества. Добрый взгляд, ласковая речь, обаяние педагога, вселяют у ребенка уверенность в том, что всё получится. Учитель-логопед должен уметь любое слово, фразу, предложение так произнести, чтобы ребёнок захотел говорить красиво и правильно. Первый успех, а затем множество побед окрыляют ребенка и способствуют сильному желанию достичь хороших результатов.

Оптимизм, терпение и целеустремлённость – эти три качества помогают мне в познании профессии «Учитель-логопед». Терпеливо, шаг за шагом, стремлюсь к достижению поставленной цели. Испытываю большую радость, когда слышу красивую и грамотную речь своих выпускников, осознавая, что являюсь первой ступенькой в начале их жизненного пути.

Мое педагогическое кредо хочу выразить выражениями, на которые опираюсь в своей повседневной деятельности:

- Постоянное самосовершенствование. Развиваемся мы – развиваются наши дети.

Чтобы сделать детей счастливыми, надо сделать их здоровыми.

В своем высказывании философ Д. Дидро сказал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать, а учитель перестаёт быть учителем, если не постигает ничего нового».

Конечно, успех в работе зависит от профессиональных знаний, осведомленности об отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, от ступенек развития самого педагога, от творческой активности и инициативы. Поэтому, чтобы быть компетентной в своей профессии, постоянно прохожу курсовую переподготовку, работаю над самообразованием, повышаю свой профессиональный уровень, совершенствую свои умения и знания, передаю их детям, родителям и педагогам.

Учитывая слова Л. Фейербаха: «Где нет простора для проявления способности, там нет способности», постоянно работаю над развивающей средой логопедического кабинета, стараюсь «превратить» его в яркий сказочный мир, где в каждом уголке регулярно воплощаются интересные, познавательные, яркие учебные, игровые и авторские пособия, сюрпризные моменты, игровые и развивающие стенды. Они помогают мне вызвать у ребенка яркие эмоции и создать ситуацию успеха на занятии.

Делая его уютным, ярким, насыщенным, самое большое внимание уделяю здоровьесберегающим образовательным технологиям, которые наиболее существенны среди всех известных технологий по степени влияния на детей.

Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно - коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику. Они помогают мне на разных этапах коррекционно - речевой работы и являются необходимым компонентом комплексной реабилитации детей с речевой патологией. Для реализации этой цели в кабинете имеется большое количество дидактических, развивающих игр, пособий, картотек артикуляционных, пальчиковых гимнастик, игр на развитие правильного дыхания, общей моторики. Использую как традиционные, так и не традиционные методы и приемы.

Каждый день я наслаждаюсь процессом работы, отдаюсь любимому делу всей душой, посвящаю ему свободное время. Видя результат своей работы, эмоции детей, я поняла, что учитель-логопед - профессия самая лучшая для меня и любимая!

Осознание того, что дети пришли ко мне с речевыми дефектами, а ушли с грамотной и красивой речью, приобрели новые знания, умения, коммуникативные навыки, наполняет моё сердце радостью, гордостью за то, что я не зря выбрала свой профессиональный путь. Я ощущаю себя полезной. Приносить пользу – это огромное счастье!


Учитель – логопед, не легкая работа

Учить детей, красиво говорить!

Ты отдаешься всей душою

Готов свою ты жизнь, ей посвятить!

Это не просто строчки стихотворения! Это мысли и чувства человека, любящего свою работу. Каждый человек талантлив по-своему, но обнаружить этот талант не просто. Кем быть? Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Один становится поэтом или музыкантом, другой - физиком, третий - геологом, четвертый - хирургом, пятый- учителем. Вероятно, сложно выбрать ту, неповторимую профессию, которой потом отдашь годы жизни. Мой путь к профессии начался с детства, мне нравилось, как дикторы ведут программы, как актеры играют в театре свои роли. Я садилась перед зеркалом и проговаривала различные тексты. В результате эти увлечения вылились в мою профессию. Анализируя все это, можно лишний раз убедиться в том, насколько важны наши детские увлечения, как остро они влияют на мечты будущей профессии.

В 2006 году я поступила в Волгоградский Государственный Социально педагогический университет на специальность педагог – психолог.

По окончании университета, я пришла работать воспитателем в детский сад «Тополек».

Слушая речь детей, которые с трудом выговаривали звуки, мне захотелось помочь им в произношении слов, именно это и помогло мне определится с моей профессией учителя-логопеда.

Оказалось это не простым делом, изучая литературу по логопедии: я стала понимать методики, технику, приёмы для постановки звуков, а самое главное видеть нарушения в речи детей.

И я поступила в Московский институт психоанализа на факультет «Специальное дефектологическое образование» на специальность логопедия.

Еще раз я убедилась в правильном выборе моей профессии, насколько интересно и познавательно получать знания и опыт в логопедии.

Каждый поход в книжный магазин заканчивался приобретением книг, альбомов, пособий по логопедии.

Я учусь и работаю учителем-логопедом в детском саду.

Детский сад – это особый мир, где нужно быть интересным и полезным для окружающих тебя людей, дарить детям свою энергию, знания, умения узнавать новое. Здесь каждый ребенок уникален и неповторим в своем проявлении и развитии. Я занимаюсь коррекцией нарушений звукопроизношения, развитием правильного речевого дыхания, развитием фонематических процессов, обогащением словарного запаса, совершенствованием связной речи детей. В своей работе использую игровые методы, разнообразный наглядный материал, схемы для составления предложений и рассказов, упражнения для развития общей и мелкой моторики.

Меня, как молодого специалиста каждый день волнуют вопросы, о том, как заинтересовать ребёнка, увлечь, как сделать первые шаги в мир знаний лёгкими и запоминающимися, как вызвать желание у детей приходить на занятия к логопеду с улыбкой? Чтобы быть интересной детям, я продумываю игровые приёмы, сюжеты, подбираю яркий дидактический материал, использую современные технические средства обучения, интернет ресурсы. Творческий подход стимулирует развитие детей, их интересы, побуждает к самостоятельности.

Чтобы каждое занятие не было похожим на предыдущее, включаю в работу «легкие пушинки», «веселые карандашики», «смешные язычки». На занятиях присутствуют интересные персонажи, такие как «смышленый заяц», «умный еж», «хитрая лиса», которые увлекают и заманивают детей своими интересными играми. Для снятия усталости провожу физкультминутки (показываем, как шуршат деревья, шелестит трава), пальчиковые игры. Для коррекции звукопроизношения мы шипим как змеи, жужжим как жуки, звеним как комарики и т.д.

Размышляя о своей профессии, я смотрю на себя со стороны.

Думаю, что я обладаю качествами, присущие педагогу: потребность в общении, способность ставить себя на место ребёнка, выразительная четкая речь, мобильность, творческая активность.

Как пишет В.О.Ключевский, «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподашь».

Сколько великих людей высказывалось на тему речи, языка; сколько пословиц и поговорок сложено:

Хорошую речь и слушать приятно.

По речи узнают человека.

Хорошая речь слаще меда.

Стаж моей логопедической деятельности всего лишь три года, за это время мне удалось не только пополнить предметно-развивающую среду логопункта пособиями, литературой, но и пополнить свою семью рождением третьего ребёнка. Не задерживаясь в декрете, я вышла на работу спустя три месяца. И вновь закипела жизнь на логопункте.

В работах ведущих исследователей Р. Е. Левиной, Т.Б.Филичевой я поняла важность дидактических игр в логопедическую работу и приступила к их изготовлению.

Дидактические развивающие игры помогают мне прочно, закрепить поставленный звук в короткое время. Я разработала проект « Дидактические игры в процессе автоматизации и дифференциации поставленных звуков» и внедряю в работе с детьми и родителями. В процессе проектной деятельности я изготовила разнообразные игры: «Логопедические бусы», «Улитки», «Сосчитай», «Логопедические пазлы», «Домино», «Волшебный дождь», «Помоги построить забор» .

Моя профессия очень занимательная, каждый день вместе с детьми я испытываю чувство радости. Я ощущаю себя полезной. Приносить пользу – это огромное счастье! Только работая в одной связке: логопед + родители, считаю возможным добиться максимальных результатов. Родители всегда прислушиваются к моим советам. Они знают, что в работу запущен целый механизм, состоящий из звеньев: учитель-логопед – воспитатели – родители. Не в стороне остаются и воспитатели, связующее звено в коррекционном процессе, помогают закреплять в речи детей поставленный звук. Если хоть одно звено выпадает, то и работа по устранению дефектов значительно затягивается.

Спеша на работу моё сердце переполняется трепетным ожиданием встречи с детьми, которых мне доверили родители, и охватывает неопределённое смутное состояние волнения и радости. В голове кружится рой мыслей: справлюсь ли я? Оправдаю ли я возложенные на меня надежды, обязательства? Смогу ли я помочь детям подружиться с этими трудными звуками? Ведь одних нужно будет научить «шипеть», других «свистеть», а кого-то «рычать».

Конечный результат в работе логопеда – это чистая, грамотная, правильная речь ребенка. К нему я продвигаюсь, удовлетворяясь малыми победами: у Миши звук поставлен – хорошо! У Светы звук введен в речь – отлично! Радуюсь, как ребенок, получаю физически ощутимое удовольствие от каждой победы. И высшая награда для меня, когда мои воспитанники научатся красиво говорить, правильно излагать свои мысли. Чтобы речь журчала как ручеек, который, в конечном счете, соединяется с океаном высоких мыслей, идей, неповторимой личности. Какое счастье испытываешь, когда слышишь грамматически и правильную речь детей, которых ты обучал, с которыми ты прошел через все трудности и достиг того, чего хотел.

Надо верить в свои силы и силы тех, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя!

Работать с детьми мне очень интересно: каждый ребенок уникален и неповторим в своем проявлении и развитии. Приходя на работу, общаясь с детьми, я расспрашиваю как у них дела, чем они занимались на выходных, куда ходили? Ребята с удовольствием делятся своими впечатлениями, рассказывают интересные истории. Мое желание помочь каждому ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность. Я вижу в глазах ребёнка живой интерес, узнать нечто новое, пока неизведанное. Главное – чтобы этот интерес не угасал.

Думаю, что самое главное в профессиональной деятельности воспитателей, учителей, учителей-логопедов не только профессиональные, но и их человеческие качества, потому что к доброму и заботливому человеку тянутся дети, и только таким путем педагог может добиться хороших результатов.

Горы прочитанной литературы, открытые занятия, курсы повышения квалификации, семинары, методические объединения всё работает на эффективность и слаженность коррекционного процесса.

В современных условиях неоспоримым помощником в работе с детьми хочу выделить ИКТ. Грамотное применение информационных технологий, помогает более доступно, в нужном современном формате преподносить информацию для ребенка. А также в работе с родителями, не редки применение скайпа, в удобное для родителей время, можно проконсультировать, показать нужное трудное упражнение. В социальных сетях сбросить нужные тексты, домашние задания. Эти приемы помогают более тесно сотрудничать с родителями и быть на одной волне с ними.

Ежедневно наши дети нуждаются в помощи, любви ¸внимании, поддержки. Все мы радуемся, неизвестно, кто больше я или ребенок. Ура, звук родился, на конец - то трудный звук победили!

Для меня самое главное, что маленький человечек поверил в свои силы, возможности. Радуются победе и родители, педагоги, ведь все мы как единое звено в педагогическом процессе, заняты одним важным делом – воспитанием, обучением, развитием детей. Ведь дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, что нам приятно быть с ними в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых бодрых усилий и удивления, чистых, светлых и милых радостей, что работа эта живая, плодотворная и красивая.

И вот снова новый день! Новые встречи, новые любопытные глаза, благодарные взгляды детишек, которые кричат тебе - Доброе утро!

Терпение и творчество

Упорство и победа

Вот главное

В работе логопеда!

Когда то давно, еще учась в школе, я решила, что буду работать с детьми. И вот уже на протяжении двадцати лет, каждое утро, я вхожу в детский сад, иду по светлым, просторным коридорам и открываю двери небольшого уютного кабинета. На его двери, табличка - «Учитель-логопед». Игрушки, книги, журналы - привычная знакомая обстановка. Но, каждый день несет новые встречи с детьми…

Тихий, застенчивый Максим - мальчик четырех с половиной лет, совсем недавно сказал свое первое слово. Наконец - то нам удалось разрушить эту стену молчания! Артем, все еще боится делать массаж. А ведь без него, мы не справимся с работой над трудными звуками! Рассудительная, дружелюбная Маша опять задаст много вопросов. На занятиях она всегда внимательно следит за каждым моим движением и вслушивается в каждое слово. Очень старательная девочка! И в школе, думаю, будет учиться хорошо. Вечером, я жду маму Руслана. Он совсем недавно пришел в наш детский сад и совсем не общается с ребятами, не смотрит в глаза и с трудом понимает обращенную речь. Трудности адаптации? Задержка речевого развития или нарушение слуха? Без медицинской помощи здесь не обойтись…Что сказать обеспокоенной, растерянной маме? Какие подобрать слова, чтобы не испугать ее и настроить на долгую совместную работу?

Каждый день приносит новые задачи, требующие незамедлительного решения, и новые вопросы, на которые приходится отыскивать ответы...

Кто же он - учитель - логопед? Доктор, чья задача помочь ребенку преодолеть имеющийся недуг? Психолог, который готов выслушать, успокоить и вселить уверенность? Или воспитатель, в арсенале которого занимательные игры и ответы на сотни детских вопросов? А может быть логопед - это талантливый дизайнер, способный превратить маленький кабинет в уютную мастерскую правильной речи?

Для того, чтобы сформировать у ребенка правильное звукопроизношение, необходимо владеть знаниями из области нейропсихологии и анатомии, уметь применять логопедический массаж и современные здоровьесберегающие технологии, знать методы и приемы постановки правильного речевого дыхания и голоса. Важно правильно поставить речевое заключение и разработать коррекционный маршрут. Словом, нужно быть грамотным врачом.

Не менее важно, заинтересовать ребенка. Впервые посетив логопедическое занятие, ребенок испытывает неподдельный интерес ко всему происходящему вокруг. Очень важно не потушить эту искру любознательности в детских глазах. Уметь, не только дать указания и наставления, но и организовать новую, интересную для детей деятельность, в которой путем собственных проб и ошибок они будут находить верные решения. Я считаю, что при такой организации детской деятельности детей, ребенок будет стремиться к положительному результату и радоваться своим достижениям. Необходимо быть творческим воспитателем.

Важно идти в ногу со временем, использовать в своей практике современные достижения логопедии и смежных с ней наук. Поэтому, я посещаю курсы повышения квалификации, выступаю на педсоветах и конференциях, участвую в конкурсах, и уверена, что самообразование - необходимое условие профессионального роста, важный этап непрерывного образования.

Общаясь с детьми и родителями, важно вовремя оказать необходимую помощь и поддержку, не оставить наедине с возникшими трудностями. Подсказать, успокоить, вселить веру и надежду в то, что наш совместный нелегкий труд не будет напрасным. Ведь пока человек борется, у него есть вера и надежда в то, что он справится с самым серьезным недугом, а у родителей, кроме того, есть огромная любовь к своим детям и желание подарить им счастливую, здоровую жизнь. Нужно быть чутким и внимательным психологом .

Логопедический кабинет - это не просто место, куда дети приходят для работы со специалистом. Это настоящая мастерская, где происходят разные чудеса. Кто-то из ребят здесь скажет свое первое слово, у кого- то впервые получится правильный, долгожданный звук. А кто-то, научиться составлять рассказ по картине или пересказывать сказку. А для того, чтобы ребята с удовольствием ждали нашей встречи, необходимо быть талантливым дизайнером. Интерьер кабинета, игры и пособия, созданные своими руками - все должно быть интересным и полезным для них. Ведь интерес ребенка - это уже половина успеха в таком серьезном деле, как овладение правильной речью! Необходимы умения креативного талантливого дизайнера.

У меня замечательная специальность, в которой органично сочетаются навыки разных профессий!

Порой бывает нелегко, коррекционная работа идет очень сложно и медленно. Но шаг за шагом, день за днем мы, вместе со своими воспитанниками идем навстречу к положительному результату.

А результаты своего труда, я вижу повсюду. Встречая родителей своих воспитанников, которые здороваются с особой улыбкой, я понимаю, что смогла помочь их ребенку. Мне интересно и важно, как мои выпускники учатся в школе, я горжусь, когда их хвалят учителя. Мое сердце переполняется радостью за то, что в их успехах есть и частичка моего труда…

К. Д. Ушинский сказал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас». Поэтому можно сказать, что я - счастливый человек!

В последнее время при беседе с детьми старше четырёх лет часто сталкиваюсь с тем, что ребёнок затрудняется рассказывать о себе (составлять рассказ из собственного опыта), не говоря уже о серии картинок или сюжетной картинке. В процессе разговора задаю маленькому собеседнику вопрос «Какие сказки ты знаешь?» В ответ редко когда можно услышать названия произведений художественной литературы (3-4 человека из 20), а второй вопрос «Читает ли тебе мама сказки?», как правило, дети отвечают «Нет».

Очень жаль, что родители не задумываются, насколько простым и доступным способом можно улучшить не только речь ребёнка, но и помочь формированию психологической базы. Ни для кого не секрет, насколько интересен и увлекателен сказочный мир для подрастающего человека.

Каждый ребёнок – это фантазёр и выдумщик. Прежде всего, сказка близка ему по своим событиям. Дело в том, что ребёнку очень легко и просто представить себя героем происходящего в сказке.
Сказка показывает и рассказывает, как жили люди раньше, что они носили, ели, каким был быт. Архаизмы (устаревшие слова) помогают понять эпоху того времени, благодаря сказкам мы начинаем знакомить ребёнка с историей нашего государства.

Кроме того, дети, слушая сказки, понимают происходящее, не зная значения многих слов. Это возможно благодаря интонации читающего: ускорение темпа чтения, увеличение громкости говорит о том, что происходит что-то страшное, идёт какая-то борьба, спокойный голос, замедленный темп речи — символизирует, что всё закончилось благополучно.

Речь сказочников выразительна и многоцветна. Сказочник играет словом, красота родного слова, правильное построение предложений, например, «ни в сказке сказать, ни пером описать» это одна из причин того, что слушать сказки очень полезно. Ребёнок усваивает значение многих слов, понимает их, значит, накапливается его понятийный словарь. После этого он эти слова начинает использовать в своей речи, благодаря чему речь становиться живой, грамотной, выразительной. Любому собеседнику приятно общаться с таким ребёнком, а ребёнку вдвойне приятно, потому что он без затруднений подбирает нужные слова, правильно выражает свои мысли.

Слушая сказку нельзя остаться равнодушным к тому, что происходит. У слушателя и у читающего возникает чувство сопереживания герою, ребёнок начинает болеть за героя, очень часто у него возникает желание помочь. Кроме того, дети становятся фантазёрами и придумывают свой план, как помочь человеку или зверю, попавшему в беду.

Благодаря сказке у детей начинает вырабатываться чувство ритма. Все мы знаем сказку «Репка». Вслушаётесь в то, как вы произносите строки из этого произведения. Словно стихотворение: понижение, повышение интонации, определённый ритм, заданный с самого начала сказки.

Нельзя не отметить, что сказки способствуют развитию психологической базы речи. Благодаря им, у ребёнка развивается память (просите своих детей вспомнить последовательность развития событий), развивается речь (ребёнок, рассказывая сказку, использует те слова, которые были в самой сказке, старается правильно воспроизвести последовательность слов в предложениях), развивается внимание (нужно быть внимательным во время прослушивания сказки и во время её рассказывания, так как при воспроизведении сказки необходимо сохранить авторскую последовательность), развивается воображение (ребёнок не только использует материал сказки, но и вносит свои изменения).

Итак, сказанное ранее позволяет нам доказать, что чтение сказок благоприятно влияет на развитие каждого ребёнка.

У ребёнка формируется правильная эмоциональная база, развивается речь, восприятие, мышление, память, воображение, кроме того, он узнаёт историю России: быт людей, живших раньше.

Знакомить ребёнка со сказкой необходимо родителям, потому что сказка важна и нужна для гармонично развивающейся личности: это и формирование эмоций (сопереживание, а не грубость и чёрствость – что сейчас ярко выражено в нашей действительности: в компьютерных играх, в комиксах, в современных мультфильмах), это расширение и обогащение словаря красивыми словам, которые встречаются в нашем богатом языке, это совершенствование связной речи, психологических процессов.

Очень грустно от того, что родители, в силу своей занятости, в силу финансовых затруднений, не помогают детям понять, осмыслить всю красоту окружающей действительности, а потом, когда ребёнок уже сформировался как личность не эмоциональная, грубая, чёрствая, с трудом изъясняющаяся (как устно, так и письменно), пытаются что-то менять, но уже (как правило) поздно.

Название: Эссе учителя-логопеда детского сада «Сказка в мире ребёнка»
Номинация: Детский сад, Аттестация педагогических работников ДОУ, Эссе, Детский сад

Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ – детский сад № 546
Месторасположение: г. Екатеринбург, Свердловская область

ольга павличенко
Эссе «Роль учителя-логопеда в реализации стандарта нового поколения ФГОС»

«Мы обновляем страну, меняем нашу

жизнь, меняемся сами. И все, что мы

делаем, мы делаем для наших детей,

потому что мы хотим, чтобы они жили

лучше нас, чтобы они были лучше

чем мы,что бы они могли сделать то,

что возможно не успеем сделать мы,

что бы из их успеха сложилось

наше успешное будущее».

В. В. Путин

Раздумья на тему "Роль учителя - логопеда в реализации стандартов нового поколения " - это повод взглянуть на свою профессию со стороны, попытаться осмыслить её важность для себя (своей реализации , значимость для других людей. Учить ребёнка правильной , красивой речи, учить весело и увлечённо , дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен, вот, на мой взгляд, основная задача творческого педагога.

Я работаю учителем –логопедом не так давно, стаж моей деятельности 2 года. В начале моего педагогического пути, мне очень понравилось изречение одного выдающегося педагога, которое и сейчас остаётся для меня актуальным : «Речь – удивительно сильное средство, но нужноиметь много ума, чтобы пользоваться им». (Г. Гегель) . Я задумалась, и ведь действительно, умение говорить красиво – это ценнейший дар, он помогает человеку производить впечатление, добиться своих целей, легко адаптироваться к любой ситуации.

Так как я работаю в этой области сравнительно недавно, чтобы реализовать все мои планы для обогащения речевого опыта у детей,я решила поближе познакомиться с работами опытных педагогов, которые работают в этом направлении на сегодняшний день. Но в то же время я не забывала и руководствовалась неоспоримыми постулатами педагогов прошлого столетия, труды которых и по сей день служат фундаментом современной педагогике.

Так как наука наша не стоит на месте, а стремительно движется вперед и развивается, соответственно появляется огромное количество технологий развивающего обучения, которые позволяют посмотреть на идею обучения, ориентированного на развитие ребенка, как на основную цель. Я думаю, более точно это подтверждается словами Джона Дьюи :«Если сегодня мы будем учить так , как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра».В связи с этим, конечно же, изменились и требования в системе образования, они стали на порядок выше. Отличительной особенностью стандарта нового поколения является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности воспитанника в целом. И непременно, развитие речи – это важнейшая составляющая по ФГОС . Здесь особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме, с близкими ему людьми и сверстниками. Если мы поможем ребенку в дошкольном возрасте сформировать коммуникативные универсальные учебные действия (УУД, то мы непременно поможем сформировать у негоспособности к регуляции поведения и собственной деятельности, к познанию окружающего мира.

Одной из основных задач обучения дошкольников становится качество знаний , повышение мотивации обучения. Решение данных задач я вижу в использовании метапредметных связей в процессе обучения развитию речи. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) имеют ряд речевых и психологических особенностей, а это сильно затрудняющих формирование у нихУУД. Воспитанники недостаточно понимают обучающие задания, указания, мои инструкции, с трудом владеют терминами, испытывают трудности в формировании и формулировании собственных мыслей в процессе работы, у детей недостаточно развита связная речь, беден словарный запас. В связи с этим, я как специалист в своем деле, просто обязана помочь нуждающимся детям и их родителям в проблеме, а именно – научить говорить правильно .

В своилогопедическиезанятияхя стараюсь включать различные методики, которые соответствуют новым стандартам и требованиям . Некоторые формы работы детям наиболее интересны и я вижу результат своей деятельности,после применения этих технологии. Наряду с обучающими технологиями :традиционными и нетрадиционными, я использую здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии помогают мне на разных этапах коррекционно-речевой работы. Изначально использую фонетическийлоготренинг «Играем, двигаемся – развиваемся» как систему занятий и подготовительных упражнений для развития артикуляционной, общей и мелкой моторики, просодики, слухового и зрительного восприятия, слухового внимания и памяти у детей. Дошкольникам очень нравятся различные виды самомассажа : головы, ушных раковин, шеи, лица, кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики (биоэнергопластика, театр пальчиков и язычка, сказочные истории из жизни Язычка, комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков).

В работе применяю метод су-джок терапии. Использование су-джокмассажёров – массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень сенсорного развития и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.

«Движение – это тоже речь, выраженная сущность ребенка» Л. Генералова. Именно поэтому в своей работе я не оставляю без внимания логопедическую и фонетическую ритмику. Использую ее как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у детей. Имею богатый арсенал игр и игровых упражнений : дыхательные упражнения, фонетическая разминка, речедвигательные упражнения, чистоговорки, коммуникативные игры, пальчиковые игры, массаж с проговариванием, гимнастика для глаз, релаксация. Главное свойство этих методов – развивать двигательные умения ребёнка. Формирование движений происходит при участии речи. Чем лучше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

Замечательные слова для педагогики нашего времени высказал известный психолог Л. С. Выготский : «Правильно организованное обучение ведет за собой развитие» . Я считаю, что именно эти слова на сегодняшний день имеют огромную значимость, так как в современных требованияхосновополагающим принципом ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, является принцип интеграции образовательных областей, это важно, так как именно в этих условиях обучение становится организованнее и соответственно мы можем видеть результат. Для реализации определенных подходов в данном направлении у меня не возникло трудностей и мне не пришлось искать способы и средства решения данной задачи, так как образовательная область «Каммуникация» очень хорошо интегрируется с образовательными областями «Познание» , «Музыка» , «Здоровье» и т. д.

Быть «на одной волне» с ребёнком, создавать различные ситуации общения мне помогают информационно – коммуникационные технологии. В моей группе, компенсирующей направленности, создана развивающая среда, которая позволяет нам «Идти в ногу со временем» . В последнее время в моей логопедической работе особое место занимает работа с интерактивной доской. Использование интерактивной доски помогает мне сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с воспитанниками. Интерактивная доска (ИД) - полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т. д., они способствуют решению коррекционно-развивающих задач, соответствующих индивидуальным возможностям ребенка. Таким образом, индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с детьми составляется на основе комплексного включения компьютерной и логопедической технологий. Опыт использования логопедических компьютерных программ показал, что применение новых информационных технологий в логопедической работе позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций у детей.

Не могу не отметить тот факт, что одним из важнейших условий организации эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, является комплексность воздействия на речь и личность ребенка в целом. В нашем случае должны объединяться усилия всех специалистов, действовать, так называемый, комплексный подход, он предполагает взаимодействие логопеда,воспитателя, психолога, музыкального руководителя и др. Координация деятельности всех специалистов системы психолого-педагогического сопровождения по созданию оптимальных условий для нормального развития ребенка является нашей первостепенной задачей. Именно тогда, мы сможем достичь той цели, и добиться тех результатов, которые ставит перед нами современная система образования.

Исходя из данных особенностей детей с общим недоразвитием речи, передо мной, наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы, так же встает задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений. При введении ФГОС большое внимание обращается на формирование именно учебных действий : планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе.

Мой педагогический стаж не велик, но уже существуют самые запоминающие моменты в моей деятельности – это дети, которым сегодня я помогаю преодолеть речевые проблемы, доброжелательные, благодарные слова родителей. Я ощущаю в себе огромный потенциал и желание помогать моим маленьким воспитанникам. Терпеливо, шаг за шагом, я стремлюсь к достижению поставленной цели. Испытываю большую радость, когда слышу красивую и грамотную речь, осознавая, что являюсь первой ступенькой в начале их жизненного пути.



error: Контент защищен !!