Спасо-преображенский кафедральный собор в перми. Соборы перми Из истории иконостаса и колокольни

В середине октября в здании Спасо-Преображенского собора, где сейчас располагается Пермская государственная художественная галерея (ПГХГ), открылась выставка «Храм-галерея: соборное единение 85 лет».

ПГХГ представила выставку нового музейного формата, когда объектом выставки стало само здание Спасо-Преображенского собора г. Перми, которое является памятником архитектуры и церковного убранства ХVIII вв.

​По словам организаторов, эта выставка проходит в канун переезда Пермской государственной художественной галереи в новое здание. Организаторы также отметили, что данная выставка, кроме смыслового характера, выполняет еще одну важную функцию - она показывает, что между ПГХГ и Пермской митрополией Русской Православной Церкви существует тесная связь и здоровые взаимоотношения.

Прощаясь со зданием Спасо-Преображенского собора, научные сотрудники галереи оставляют нематериальное наследие - результаты многолетних исследований по истории архитектуры и интерьерного убранства Спасо-
Преображенского собора, впервые представленные широкому кругу посетителей. При этом точка в изучении архитектурного комплекса кафедрального собора не поставлена, научные исследования сотрудников ПГХГ продолжатся и после переезда галереи.

Темой нашей беседы стал иконостас Пермского Спасо-Преображенского кафедрального собора, некогда принадлежавший Спасо-Преображенскому Пыскорскому Ставропигиальному мужскому монастырю.

- Александра Ивановна, расскажите, как иконостас Пыскорского монастыря оказался в Пермском Спасо-Преображенском соборе?

Иконостас оказался в Перми вместе с переводом сюда Пыскорского Спасо-Преображенского Ставропигиального мужского монастыря. История Пыскорского монастыря достаточно длинная, насчитывает несколько столетий. Во второй половине XVIII века произошли коренные изменения в жизни обители - ее перевели в Пермь. Причиной этому стало несколько важных событий. Это и реформа императрицы Екатерины II, о секуляризации всех церковных земель, когда монастырь потерял все свои былые полномочия. Это и учреждение в 1781 году наместничества в Перми. Много проблем возникло и в самом монастыре, в связи с его первым переводом на берег реки Лысьвы, по причине обрушения купола главного монастырского храма.

Во второй половине XVIII века стал вопрос о том, будет ли существовать этот монастырь или его упразднят. После учреждения в Перми наместничества был издан указ императрицы Екатерины II о переводе Пыскорского монастыря в Пермь с сохранением прежнего названия - Спасо-Преображенский. Штат Пыскорского монастыря был переведен в Соликамский монастырь.

Долго решался вопрос о том, как технически осуществить перенос монастырского имущества. В итоге утварь и части монастырских строений сплавили на барках по Каме. Первым делом была перевезена ризница монастыря. Затем стали переправлять имущество и кирпичи, которые были получены от разобранных монастырских зданий. На протяжении двенадцати лет осуществлялся перевод монастыря в Пермь. Конечно, не надо думать, что в Пермь перевезли все имущество богатейшего на тот момент монастыря России. Кое-что из имущества Пыскорского монастыря было передано в другие монастыри и храмы Прикамья. Но большая часть все-таки была перевезена в Пермь.

В Перми сначала были построены архиерейский дом и братский корпус. К 1794 году весь монастырский комплекс уже был построен. Стала необходимость постройки монастырского собора. В 1795 году был заложен первый храм, строительство которого закончилось лишь через двадцать четыре года. В 1819 году было завершено строительство холодного Спасо-Преображенского собора. Через год был освящен теплый Свято-Стефаниевский храм. Таким образом, было построено два монастырских храма.

С образованием Пермской епархии в 1799 году, собор стал иметь статус кафедрального. Строящийся монастырь был преобразован в архиерейский дом. Так закончилась история Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря. История длинная, интересная и многообразная.

Вместе со строительным материалом из Пыскора был привезен замечательный иконостас. Его разобрали и сплавили по реке. Иконостас двадцати двух метров в высоту и двенадцати с половиной метров в ширину невозможно было транспортировать целиком. Поэтому его пришлось разбирать и переправлять в разобранном виде.

Известно, что при установке в Перми, иконостас подновляли. В этом процессе, согласно архивным материалам, принимали участие кунгурские резчики по дереву. Перевозка иконостаса по реке отразилась на его состоянии. Необходимо было заменить его поврежденные части. В Перми иконостас заново покрыли золотом. Сейчас многие детали иконостаса сильно потерты, во многих местах утрачено золотое покрытие.

- Когда иконостас переправляли в Пермь, какие его элементы были утрачены?

Письменно нигде не было зафиксировано, что при транспортировке иконостаса в Пермь его элементы были утрачены. Но мы можем заметить повреждения на иконостасе. Известно, что были проведены поновления после его установки в Перми.

- Расскажите, пожалуйста, где был изготовлен иконостас, и какой материал использовался при его изготовлении?

По стилистическим аналогиям и по уровню художественной резьбы элементов иконостаса можно предположить, что он был выполнен пыскорскими мастерами. В архиве удалось найти разрозненные данные, указывающие на это. В Пыскоре существовали мастерские, где обучали иконописи и резьбе по дереву. Вероятно и в самом Пыскорском монастыре, с его огромным штатом насельников, существовали собственные мастерские.

Иконостас изготовлен в стиле барокко середины XVIII века. Блестяще выполнена резьба иконостаса, иконографические образы, прекрасно выполнено золочение. Золочением занимались мастера особой привилегии, которые умели наносить ценный металл на поверхность. Иконостас претерпел влияние и московской школы искусства. Известно, что архимандрит Иуст, в свое время назначенный наместником Пыскорского монастыря, многое изменил в устроении обители. Изменениям подверглась ризница монастыря, были внесены изменения в иконостас и в архитектуру. Архимандрит Иуст пытался все преобразовать в «духе» своей эпохи.

В исполнении иконостаса Спасо-Преображенского собора присутствуют технологии, которые применялись при изготовлении иконостасов для столичных храмов. Здесь же присутствуют особенности, которые можно было найти в исполнении иконостасов храмов Поволжья. У Пыскорского монастыря были свои подворья в центральной России. Архимандриты, которые поставлялись в Пыскорский монастырь, были уроженцами разных областей и стран, например архимандрит Иуст, имел польские корни, все это оказывало определенное влияние.

Очень сложно определить, из какого дерева изготовлен иконостас. Есть версия, что при изготовлении были использованы следующие материалы: сосна, липа, ель и кедр. Некоторые узорчатые элементы, по словам реставраторов, выполнены из липы, потому что это наиболее «податливый» материал. Для изготовления основы иконостаса, скорее всего, использовали кедр и сосну. В иконостасе есть своя особенность: вся резьба выполнена наложением, за исключением верхнего яруса.


- Александра Ивановна, что именно изменилось в иконостасе после его установки в пермском Спасо-Преображенском соборе?

Например, местный ряд икон был украшен дорогими ризами. Они были установлены в 30-е годы XIX века. Согласно архивным материалам, изготовлены эти ризы были в Москве. До настоящего времени из всех риз сохранилась только одна. Сейчас она находится в запасниках ПГХГ. Это риза с иконы Ветхозаветной Троицы («Гостеприимство Авраамово»). Риза изготовлена из серебра. Она выполнена первоклассными мастерами ювелирного дела - очень тонкая и высокоискуссная работа. Ранее риза была украшена драгоценными камнями. В связи с активной антирелигиозной волной 20-30-х и 50-х гг. XX века из иконостаса были демонтированы все серебряные ризы. Каким образом удалось спасти одну из них - не известно. Сам иконостас Спасо-Преображенского собора сохранился чудом. Это заслуга Николая Николаевича Серебрянникова, искусствоведа, первого собирателя пермской деревянной скульптуры.

Когда стали делать перепланировку помещения кафедрального собора под нужды галереи, в частности устанавливать перекрытия между этажами, то стал вопрос о ликвидации иконостаса. Тогда Н. Н. Серебрянников его отстоял. Сейчас специалисты говорят о том, что иконостас Спасо-Преображенского собора - уникальный памятник интерьерного убранства храма не только в масштабах Западного Урала, но и в масштабах всей России, потому что подобных памятников - единицы. Надо отметить, что он достаточно хорошо сохранился. Даже если в нем имеются какие-либо повреждения, то все они поправимы.

- Александра Ивановна, расскажите пожалуйста о иконах, которые находятся в иконостасе.

Особенность икон, входящих в состав иконостаса Спасо-Преображенского собора заключается в том, что они написаны на манер итальянской живописи. Безусловно, период петровской эпохи был ориентирован на Запад. Во второй половине XVIII века уже была открыта Петербургская Академия художеств, которая также ориентировалась на западное искусство. Для провинции такое письмо было достаточно ново. В эту эпоху, как правило, в удаленных от столицы городах в иконописи присутствовало мало отступлений от церковных канонов. Здесь же мы видим много подобных отступлений. Образы выполнены в традиции академического итальянского письма - многофигурные, многоплановые композиции, используется свето-теневая моделировка. Такое исполнение сложно для любого мастера. Для провинции второй половины XVIII века это было новшеством. Мы знаем, что во второй половине XVII века русский иконописец Симеон Ушаков уже вводил свето-теневые приемы в иконописи. Его письмо было запрещено Стоглавым собором.

До передачи здания Спасо-Преображенского собора под нужды галереи иконы вряд ли могли поновляться, но какие-то работы связанные с укреплением икон в иконостасе могли производиться. В XX веке Пермской художественной галереей было проведено две реставрации: в 1961 и в 1966 гг. Во время реставрационных работ некоторые иконы были укреплены, а некоторые были прописаны. Отдельные иконы подверглись тщательной реставрации. Одна из таких икон - Вознесение Господне, из местного ряда иконостаса. Со слов реставратора, работы проходили с учетом всех требований, которые предъявляются к реставрации памятника древнерусского искусства.

После реставрации 1966 г. в Пермь приезжали специалисты из Москвы, которые занимались деревянными элементами иконостаса. Ими, с помощью алебастра, были восстановлены утраченные фрагменты ажурной резьбы. Надо сказать, что восстановленные элементы имеют достаточно грубую форму.

Надеюсь, что в будущем, грубые элементы будут заменены более изящными, выполненными из оригинального материала. Некоторые элементы, изначально принадлежащие иконостасу, были демонтированы в целях безопасности, например фигурные образы херувимов и серафимов, в том числе композиция над Царскими вратами. Сейчас они хранятся в коллекции деревянной скульптуры ПГХГ. Были сняты с петель северные и южные врата. Сейчас они также хранятся в запасниках.

Что касается самих икон, на некоторых из них можно увидеть латинские инициалы. Проведя исследовательские работы, я склоняюсь к тому, что они принадлежат известному столичному мастеру иконописи и живописи Василию Василевскому, который работал по заказу Церкви и императорского двора. Он был достаточно известным мастером в России. Вероятно, Василевскому принадлежит и разработка макета иконостаса. Достоверно это не известно. Очень часто иконописцы сами создавали макеты иконостаса, в который вписывались ими написанные образы.

По стилистики написания все образы иконостаса можно разделить на три группы. Не все иконы принадлежат письму одного мастера. Остаются неизвестными авторы отдельных икон местного чина, икон, украшающих Царские врата. Совершенно иная стилистика икон присутствует на северных и южных вратах. Необходимо продолжать работу по изучению иконостаса.

Иконостас Спасо-Преображенского собора хранит еще много тайн.

Спасибо, Александра Ивановна, за очень познавательную беседу.

Подготовила Ольга Троицкая

Здание Спасо-Преображенского кафедрального собора является одним из наиболее выдающихся исторических сооружений Перми. Расположенный на берегу Камы, на самой высокой точке горы Слудки, собор прекрасно виден с реки и выполняет роль маяка, обозначающего месторасположение города.

Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1560 году Строгановыми в селе Пыскор, а спустя два десятилетия, первый наместник Перми принял решение о переносе монастыря в город. Монастырские постройки были разобраны и сплавлены по Каме, однако по разным причинам перенос затянулся на 12 лет - не хватало денег на строительство.

В 1799 году указом императора Павла I была учреждена Пермская епархия, и началось строительство кафедрального собора во имя Спаса Преображения Господня, которое продолжалось до 1820 года. Считается, что первоначальный проект был подготовлен знаменитым архитектором М.Ф. Казаковым или его учениками.

Здание собора весьма выразительно, фасад характеризуется тщательным подбором декоративных элементов. Многие элементы выполнены достаточно грубо, что подразумевает восприятие их с больших расстояний - капители колонн и пилястр, розетки и кронштейны. К собору примыкает колокольня в стиле русского классицизма. Фасады собора обработаны таким образом, что составляют единую композицию с колокольней.

В 1853 году собор была проведена первая реставрация собора, а в 1901 году его еще раз ремонтировали. В 1933 году собор был закрыт и в нем разместилась художественная галерея. В послевоенные годы в здании располагалась экспозиция областного краеведческого музея, а в 2008 году оно было передано епархии.

Пермь, бывший Кафедральный собор Спасо-Пребраженского монастыря, построен 1793-1832 гг. на высоком месте над берегом Камы, возможно, по проекту мастерской М.Ф. Казакова. Колокольня построена И.И. Свиязевым. Здание позднее частично перестроено. С 1920-х гг. здесь размещается Пермская государственная картинная галерея.



19 августа 2010 г. в г. Перми произошло важное духовное событие. На колокольню Спасо-Преображенского собора был установлен крест. Храму возвращается его историческое предназначение и облик. Долгое время здесь находилась Пермская государственная художественная галерея, а в непосредственной близости - зоопарк. Чин освящения креста совершил Митрополит Пермский и Соликамский Мефодий. На освящении и при поднятии креста присутствовал губернатор Пермского края О.А. Чиркунов, глава города И.Н. Шубин, другие высокие краевые и городские чиновники, директор Пермской художественной галереи Н.В. Беляева, представители компании «Лукойл», оказавшей финансовую помощь в изготовлении креста и реставрации собора.

http://www.permeparhia.ru/index.php?id=2448



Перевести в Пермь древний Спасо-Преображенский монастырь, основанный Строгановыми в с.Пыскоре в 1560 г., решил первый наместник города Е.П. Кашкин в 1781 г. Этот же монастырь предназначался для проживания пермского епископа в связи с основанием самостоятельной Пермской епархии в 1799 г. Однако перевод задержался на 12 лет, и главное затруднение, отмечают летописцы, произошло из-за недостатка средств. Пришлось заложить даже дорогие пыскорские митры и панагии в Вятский кафедральный собор за 6000 руб. с соизволения Св. Синода от 15 марта 1795 г. Прежде других зданий был возведен юго-западный жилой корпус монастыря, в котором располагалась келейная церковь во имя св. Стефана. По ошибке архитекторов алтарь храма вывели на северную сторону. Через пять лет в 1798 г., заметив ошибку, алтарь храма перестраивают на восток. В 1820 г. была окончена постройка зимнего собора. Тогда решено было освятить его во имя св. Стефана, а келейную церковь переименовать в Крестово-Митрофановскую. В 1798 г. был заложен большой летний кафедральный собор во имя Преображения Господня. Громадный старинный иконостас Пыскорского Преображенского храма был поставлен в этом соборе. Храм освящен был в 1819 г.

А. Дмитриев отмечает, что в бумагах архиепископа Аркадия имелась записка, из которой следовало, что иконы для иконостаса Спасо-Преображенского собора писаны в 1762 г. академиком Базилевским. Иконостас из разноцветного мрамора, поставленный в зимнем кафедральном соборе, был сделан на Горнощитском заводе Екатеринбургского уезда для бывшего Пермского вице-губернатора Ивана Михайловича Борноволокова, который предназначал его для своей сельской церкви. Впоследствии И.М. Борноволоков был отдан под суд, а его арестованное имущество передано в собственность государственной казны. В 1808 г. по ходатайству президента Академии художеств графа А. С. Строганова император Александр Павлович пожертвовал иконостас из уральского мрамора во вновь строящийся в Перми кафедральный собор. Иконы для этого иконостаса написаны такими мастерами, как Угрюмов, Егоров, Шебуев, Витберг, Боровиковский и Бессонов. Колокольня Спасо-Преображенского собора строилась восемь лет и только в 1831 г. на нее подняли старинные колокола бывшего Пыскорского монастыря. О многих событиях истории возвещали колокола Спасо-Преображенского собора.

В советское время Пермский кафедральный собор постигла печальная участь российских церквей. По материалам о закрытии Пермского Спасо-Преображенского собора можно проследить, как игнорировались интересы верующих и нарушались законодательные акты. Из переписки Уральского облисполкома с высшим органом государственной власти-ВЦИК мы узнаем о ходатайстве в сентябре 1930 года об открытии в Перми авиационной школы. В докладных записках в Москву излагаются сведения об авиационной школе, о здании для неё, а закрытие собора предполагается, как само собой разумеющееся, даже не упоминается, что собор ещё не закрыт, а действует. Община верующих подала в высший орган власти обжалование на закрытие собора, на что Москва отреагировала: "Срочно вышлите все делопроизводство о закрытии указанного молитвенного дома" и получила ответ: "Никакого особого делопроизводства по закрытию собора не имеется". После этого в столицу последовали разнообразные объяснительные письма: "Этот вопрос ВЦИК уже рассматривал, лишь в другой плоскости". Несмотря на многократные упоминания высшего органа власти о том, что здание до постановления центрального исполнительного комитета должно находиться в руках верующих, в 1931 году был составлен проект реконструкции бывшего собора для размещения в нем художественной галереи и научно-краеведческой библиотеки. Только 10 июля 1932 года ВЦИК постановил: "Указанный собор ликвидировать". В итоге дело о закрытии Пермского кафедрального собора длилось два года. В 1946 году верующие обратились в органы власти с ходатайством об открытии собора. Уполномоченный по делам религии ответил: "Собор был закрыт в 1931 году по ходатайству граждан и Совнаркома СССР. В том же году здание было переоборудовано под художественную галерею".

Сайт «История православных храмов г. Перми» http://istorjk.narod.ru/index.htm Мария Щукина. Руководитель: Соломеина В.В.



Весной 1818г., когда строительство Спасо- Преображенского собора близилось к завершению, Преосвященный Иустин, епископ Пермский и Екатеринбургский, совершил закладку большой каменной соборной колокольни. Строительство началось по проекту губернского архитектора Петра Тимофеевича Васильева: он превзошел проект, предложенный известным итальянским мастером Луиджи Руска.

Колокольню собора продолжали возводить с лета 1819г. до осени 1824г. За это время выстроили ее первый этаж- с колоннами и фронтонами. Строительные работы оплачивали меценаты, а также для этой цели занимали деньги у Верхотурского Николаевского мужского монастыря, Вятского кафедрального собора и Пермской казенной палаты. В 1825г. из-за недостатка средств строительство колокольни было приостановлено. И только в 1828г., когда на епархиальную кафедру вступил епископ Пермский и Екатеринбургский Мелетий (Леонтович), работы вновь продолжились. Новый подрядный договор на сооружение соборной колокольни заключили с каменных дел мастером Андреем Петровичем Гусевым. В течение лета 1829г. ему удалось завершить второй этаж грандиозного сооружения. В том же году был изменен первоначальный проект третьего и четвертого ярусов колокольни: новый вариант включал в себя высокий шпиль, увенчанный "крестом с распятием между сиянием и шаром из красной меди и вызолоченным же червонным через огонь золотом". В 1831г., после одобрения проекта Святейшим Синодом, строительство продолжилось.

8 сентября 1831г. в присутствии двух архипастырей - епископа Мелетия (Леонтовича) и его преемника по кафедре епископа Аркадия (Федорова) на еще недостроенную, без верхнего яруса, каменную колокольню Спасо-Преображенского собора подняли старинные колокола бывшего Пыскорского монастыря. В конце 1832г. строительство соборной колокольни завершилось. По мнению пермского духовенства, кафедральная колокольня величественным видом и грандиозной высотой напоминала колокольню московского Новоспасского монастыря.

"Православные монастыри и храмы Перми" 2013г.



К концу 19 века Спасо-Преображенский кафедральный собор стал тесен для молящихся: город развивался, и население его увеличивалось. В связи с этими обстоятельствами епископ Пермский и Соликамский Петр (Лосев) благословил реконструировать здание собора, что и было выполнено при участии архитектора А.Б. Турчевича. В период с 1892 по 1893 г.г. здание храма значительно расширили боковыми пристроями, в которых устроили два придела, увенчанные главками с луковичными завершениями. Правый придел освятили в честь святого Иоанна Предтечи, левый- во имя святителя Дмитрия Ростовского, чудотворца. Помимо этого, за правым клиросом освятили придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Таким образом, после реконструкции собор стал пятипрестольным. В новых приделах установили небольшие двухярусные позолоченные иконостасы, с двенадцатью иконами в сребропозлащенных ризах в каждом. Своды, колонны и простенки между окнами расписали изображениями святых. Стены и свод Стефановского храма украсили живописными сценами из Священной и церковной истории, житий святых угодников, а также орнаментом.

В 1907 г. строительно-техническое бюро А.Б. Турчевича продолжило работы по реконструкции Спасо-Преображенского собора. Архитектор увеличил левое крыло колокольни, которое по длине стало равным правой переходной галерее, ведущей в Архиерейский дом. Оба крыла, по его замыслу, получили одинаковое одноэтажное оконное членение; два крыльца, находившиеся с фасадной стороны Архиерейского дома, Турчевич убрал, вход перенес в угловую часть.

Спасо-Преображенский собор стал символом Перми, украшением архитектурного облика губернской столицы.

В разные годы при посещении губернского города Перми в кафедральном храме молились царственные особы и близкие родственники императоров России: император Александр 1 (1824 г.), цесаревич Александр Николаевич - будущий император Александр II (1837 г.), герцог Максимилиан Лейхтенбергский- зять императора Николая 1(1845 г.), Великая Княгиня Елизавета Федоровна Романова (1914 г.)

Спасо-Преображенский собор являлся усыпальницей пермских иерархов 19- начала 20 в.в.Здесь упокоились пять архиереев. Трое их них - епископы Иустин (Вишневский), Вассиан (Чудновский) и Петр (Лосев) - были погребены под алтарем собора. Епископы Иоанн (Островский) и Иоанн (Алексеев) захоронены перед алтарем.

"Православные монастыри и храмы Перми" 2013 г.

Гору Слудку в Перми украшает великолепный храм. Свято Троицкий кафедральный собор относится к группе самых больших храмов во всем Пермском крае.

История собора

История храма берет свое начало в середине 19-го века (в 1842 году). Е. И. Шавкунов, купец 2-й гильдии, в августовские дни предложил градскому обществу поставить на горе Слудке трехпрестольный храм. Он же и взял на себя большую часть расходов на строительство.

Когда градское общество одобрило предложение, пришло разрешение от архиепископа Аркадия по передаче доходов от расположенной на территории Сенного рынка часовни, освященной во имя св. Ильи, поскольку один из приделов должен был быть освящен тому же святому.

Купец жил не очень долго, но позаботился о храме, вписав его в свое завещание. Согласно ему, на строительство выделялась внушительная сумма. Заботу о строительных работах взял на себя сын купца Петр.

Первый придел храма прошел освящение в 1849 году во имя Георгия Победоносца. Прошел год, и 9 июня подобное освящение прошел южный придел во имя св. пророка Илии. Работы по созданию главного престола продолжались еще несколько лет. Освящение он прошел 20 октября 1857 года, давая имя всему собору, поскольку обряд проводился во имя Святой Живоначальной Троицы.

Так сформировался особый Слудский приход, который включал в себя часть города Пермь. При храме основали церковно-приходскую школу.

Ситуация с 3-штатным храмом оставалась стабильной вплоть до революции. Когда гражданская война привела к гонению всех, кто был причастен к религии, церковь потеряла практически все:

  • здания;
  • церковные ценности;
  • деньги.

Священников подвергли репрессиям, а сам храм закрыли.

В годы ВОВ храм вернули верующим, поскольку с данным вопросом обратились жители г. Молотова в Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР. Все они (вместе со священнослужителями) до конца войны проводили сбор средств на армейские нужды, принимали участие в процессе подписки на военные займы, а также активно помогали детям, оставшимся без родителей.

Собор в наше время

В период военных действий и последующего господства советской власти храм сильно пострадал. К восстановлению собора приступили в 2004 году. Мастера занимались реставрацией внутреннего дизайна, а также укреплением и обновлением внешнего вида.

Собор вновь стал трехштатным. Сейчас служит верующим надежным оплотом веры. Здания, расположенные рядом с ним, стали местом расположения управления Пермской епархии.

Если сравнивать строения церквей в городе, то выше Свято-Троицкого собора только Спасо-Преображенский. Колокольня же здесь самая большая. Она включает в себя целых 3 яруса.

Спасо-Преображенский собор – главный собор Пермской епархии в XIX веке. История собора уходит в глубокое прошлое, и начинается еще в XVI веке, когда Аникой Строгановым основывается Пыскорский мужской монастырь. Этот монастырь был одним из самых богатых на Урале, в нем находилось несколько святынь.

К середине XVIII века монастырь обеднел, и его состояние оставляло желать лучшего. Вместе с указом об образовании Пермского наместничества, Екатерина II подписала указ о переводе Пыскорского монастыря в Пермь. С этого времени начинается история пермского Спасо-Преображенского собора, которому будет суждено стать центром православия в Пермской губернии.

Спасо-Преображенский собор. Фото начала XX века.

Кафедральный Спасо-Преображенский собор Перми стал центральным зданием ансамбля мужского Спасо-Преображенского монастыря. В него также входили архиерейский дом, духовная семинария, консистория и целый ряд других построек. Только на одну разработку, согласование и поиск финансирования строительства кафедрального собора ушло почти 10 лет – с 1789 по 1798 год.

Непосредственно строительство собора начинается в 1798 году. Авторами соборами называют столичного архитектора М.Ф. Казакова и пермского Г.Х. Паульсена. Отметим, что возведенный в Липецке кафедральный Христорождественский собор сооружен по подобному проекту. Поэтому позможно, авторы у здания собора и колокольни были разные.

Сейчас проводятся восстановительные работы у храма

Сооружение Спасо-Преображенского собора Перми начинается в 1798 году. Строительство происходило в несколько этапов. На первом этапе строилась летняя часть кафедрального собора – церковь Преображения Господня. Его строительство было завершено в 1818 году (освящен в 1819 году).

После окончания постройки летнего собора начали возводить колокольню (1818-1832 год). Зимняя часть Спасо-Преображенского собора была закончена в 1820 году (во имя Стефана Великопермского). Освящение кафедрального Спасо-Преображенского собора прошло епископом Аркадием в 1832 году.

Спасо-Преображенский собор неоднократно подвергался реконструкции. Первая перестройка прошла в 1852 году, когда губернский архитектор Г.П. Летучий соединил в единый комплекс архиерейский дом, колокольню и сам собор. В этом виде кафедральный собор дошел до наших дней.

В 1931 году здание Спасо-Преображенского собора передают для размещения пермской художественной галереи, которая размещается здесь с 1932 года. В 1958-1959 годах в здании кафедрального собора провели реконструкцию, придав собору 3-х этажной деление. Тогда же на 3 этаж переезжает знаменитая экспозиция пермской деревянной скульптуры.


Здание Спасо-Преображенского собора

Комплекс Спасо-Преображенского кафедрального собора имеет большой духовное и эстетическое значение для Перми. Неслучайно, именно изображение колокольни собора является одним из характерных символов города. Сам собор – не только самое высокое дореволюционное здание Перми. Это духовный центр Перми и Пермского края. На архиерейском кладбище перед собором были похоронены многие видные деятели Перми. В настоящее время идет процесс реконструкции Спасо-Преображенского собора и передача его под юрисдикцию РПЦ.



error: Контент защищен !!