Бобчинский и Добчинский в комедии «Ревизор. Н

План

1. Введение

2.Образ жизнии общая характеристика Бобчинского и Добчинского

3.Роль Бобчинского и Добчинского в комедии

В комедии "Ревизор" создал несколько типичных собирательных образов: городничего, чиновников, полицейских. Бобчинский и Добчинский представляют собой тип мелкого городского помещика. Особый комический эффект заключается в их практически полном сходстве. Помещики отличаются только одной буквой в фамилии, да к тому же один "немножко выше и сурьезнее", а второй - "развязнее и живее".

Праздная и бесцельная жизнь помещиков - главная причина их суетливости и невероятного любопытства. В серой и скучной провинциальной жизни, кроме карт и вина, нет никаких общественных развлечений. Бобчинский и Добчинский целыми днями ходят вместе по городу в поисках чего-нибудь необычного. По сути, они напоминают детей, которым не с кем поиграть.

Бобчинский и Добчинский представляют собой образец бессмысленной болтовни. Рассказывая о чем-либо, они постоянно перебивают друг друга. Их рассказ изобилует совершенно неотносящимися к делу деталями: "возле будки, где продаются пироги", "желудочное трясение" и т. д. и т. п. Несмотря на дворянское звание, помещики напоминают уличных торговок, главное занятие которых составляет перемалывание всевозможных слухов и сплетен. Бобчинский и Добчинский невероятно глупы и трусливы. Любое самое незначительное событие они способны раздуть до громадных размеров.

В разговоре с ым, которого они принимают чуть ли не за "генералиссимуса", проявляется все ничтожество их жизненных устремлений. Просьба Добчинского о законном усыновлении прижитого до брака ребенка хотя бы имеет какой-то практический смысл. Настоящей вершиной глупости является желание Бобчинского, чтобы о его существовании узнали "вельможи разные: сенаторы и адмиралы", не исключая императора. Представление Добчинского о счастье выражено в его поздравлении Марье Антоновне: "в золотом платье ходить и деликатные... супы кушать".

Болтливые помещики становятся главными виновниками чудовищной ошибки городничего и чиновников. Если бы не их страх и преувеличенные догадки, о существовании Хлестакова вообще бы никто не узнал. Возможно, он бы и познакомился с городничим, но в качестве обвиняемого за неуплату в гостинице. Бобчинский и Добчинский не только "открыли" Хлестакова, но и всячески способствовали его возвеличиванию, продолжая бегать по городу и распространять нелепый слух.

В финале комедии помещики становятся "козлом отпущения" за обман. Городничий и чиновники не скупятся на брань: "лгуны проклятые", "трещотки", "сороки короткохвостые". При этом все забывают о том, что Бобчинский и Добчинский - порождение провинциальной среды. Их болтовня уже давно стала необходимым средством развеять тяжелую скуку.

Петр Иванович Бобчинский – один из второстепенных персонажей комедии «Ревизор», городской помещик. Наряду с Петром Ивановичем Добчинским он не является чиновником. Оба этих героя – зажиточные помещики, живущие не за жалование, а значит не зависящие от городничего. Бобчинский с Добчинским первыми узнают и сообщают о тайном приезде ревизора из Петербурга. Они наперебой спешат рассказать «отцам города» эту новость. Несмотря на внешнюю схожесть, эти герои имеют различный характер, часто спорят по пустякам и стараются обогнать один другого в разговоре. Они оба низкие ростом, с небольшими брюшками, много жестикулируют руками и говорят скороговоркой, перебивая, повторяя, или дополняя друг друга.

В отличие от Добчинского, Бобчинский более проворный и живой. Однако Добчинский чуть выше и серьезнее него. У этих героев не только одинаковые имена, но они и думают, и говорят почти одинаково. Рассказы, которые они передают с большим количеством ненужной информации, указывают лишь на то, что они простые обыватели и сплетники. Автор изобразил эти схожие образы нелепыми и комичными. В то же время они беспомощны и трагичны. Они переживают о том, что не входят в чиновничью епархию и всячески пытаются доказать свое участие в жизни города. После приезда

», городские помещики. Существует версия, что во времена Гоголя эти фамилии воспринимались как польские и произносились с ударением на второй слог: Добчи́нский, Бобчи́нский. Это подтверждается следующими стихами П. А. Вяземского («Хлестаков» , 1866):

Добчинский гласности, он хочет,
Чтоб знали, что Добчинский есть:
Он рвётся, мечется, хлопочет,
Чтоб в люди и в печать залезть.

Всё это вздор, но вот что горе:
Бобчинских и Добчинских род,
С тупою верою во взоре
Стоят пред ним, разинув рот.

Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга: оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьёзнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.

- «Ревизор», Характеры и костюмы. Замечания для господ актёров.

Оба Петра Ивановичи Бобчинский и Добчинский - не чиновники, они помещики, им есть на что жить, они не служат за жалованье и в силу этого, казалось бы, не зависят от градоначальника, он им не указ. На самом деле и они неразрывно связаны со всем происходящим в их провинциальном уездном городе. И подлаживаясь под всеобщее единение с чиновниками городка - мол, и они здесь не последние люди, тоже несут взятки Хлестакову. За что они-то несут, зачем и им подкупать ревизора? Возможно, что они и сами не ответят: просто так, чтобы быть со всеми, не отстать от других, не оказаться не у дел. В интерпретации Гоголя эти образы нелепы и беспомощны, они хотят что-то значить в общественном смысле, но обречены попадать впросак, они смешны и трагичны - в структуру чиновнической епархии не входят, вот и пытаются доказать свое участие в жизни города; не появись они сами - о них никто и не вспомнит, оттого и суетятся.

Бобчинский и Добчинский были первыми, кто связал предостережение об инкогнито из Петербурга с реальным Хлестаковым:

… да на дороге Пётр Иванович говорит мне: «Сегодня, я знаю, привезли в трактир свежей сёмги, так пойдём закусим». Только что мы в гостиницу, как вдруг молодой человек…

- «Ревизор», действие первое.

Анализ характера

Вот как о Бобчинском говорил сам Гоголь в своём «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора“ » (Н. В. Гоголь, 1842 г.):

Но два городских болтуна Бобчинский и Добчинский требуют особенно, чтобы было сыграно хорошо. Их должен себе очень хорошо определить актёр. Это люди, которых жизнь заключалась вся в беганьях по городу с засвидетельствованием почтенья и размене вестей. Всё у них стало визит. Страсть рассказать поглотила всякое другое занятие. И эта страсть стала их движущей страстью и стремлением жизни. Словом, это люди, выброшенные судьбой для чужих надобностей, а не для своих собственных. Нужно, чтобы видно было то удовольствие, когда, наконец, добьётся того, что ему позволят о чём-нибудь рассказать. Любопытны - от желанья иметь о чём рассказать. От этого Бобчинский даже немножко заикается. Они оба низенькие, коротенькие, чрезвычайно похожи друг на друга, оба с небольшими брюшками. Оба круглолицы, одеты чистенько, с приглаженными волосами. Добчинский даже снабжён небольшой лысинкой на середине головы; видно, что он не холостой человек, как Бобчинский, но уже женатый. Но при всём том Бобчинский берёт верх над ним по причине большей живости и даже несколько управляет его умом. Словом, актёру нужно заболеть сапом любопытства и чесоткой языка, если хочет хорошо исполнить эту роль, и представлять себе должен, что сам заболел чесоткой языка. Он должен позабыть, что он совсем ничтожный человек, как оказывается, и бросить в сторону все мелкие атрибуты, иначе он попадёт как раз в карикатуры.

Исполнители ролей

На афише первого представления (в постановке 19 апреля 1836 года , Петербург) среди прочих в исполнителей значатся: Петр Иванович Добчинский - господин Кромолей; Петр Иванович Бобчинский - господин Петров . Об этих актерах ничего установить не удалось - скорее всего, информации о них не сохранилось. Однако Театральная энциклопедия называет исполнителем роли Бобчинского в 1836 году (год первого представления «Ревизора»!) Александра Евстафьевича Мартынова . Возможно, что Мартынов, в 1836 году ещё начинающий артист, только-только зачисленный в труппу в том же 1836 году, был во втором составе премьерного спектакля. Досконально известно, что эту постановку Гоголь не принял полностью, его угнетало водевильное решение серьезной пьесы. Игра исполнителей Бобчинского и Добчинского особенно возмутила Гоголя: «…они оказались до такой степени кривляками, что просто было невыносимо…».

  • 25 мая 1836 г., Малый театр (первая постановка в Москве): Бобчинский - Н. Никифоров , Добчинский - С. В. Шумский .
  • 1908, Александринский театр , Петербург: Бобчинский - А. П. Петровский , Добчинский - С. В. Брагин (см. фотографию исполнителей).
  • 18 декабря 1908, МХТ , Москва: Бобчинский - И. М. Москвин , Добчинский - П. А. Павлов (см. фотографию из спектакля).
  • 9 декабря 1225 - ГосТИМ (Государственный театр им. Мейерхольда) - постановка Мейерхольда , Добчинский - Н. К. Мологин, Бобчинский - С. В. Козиков.
  • 1949 год , Малый театр : Бобчинский - Николай Светловидов , Добчинский - Павел Оленев .
  • 1982 год , Московский академический театр Сатиры : Бобчинский - Михаил Державин , Добчинский - Александр Ширвиндт .
  • 1990, Театр-студия п/р О. Табакова , реж. С. Газаров ; Бобчинский-Добчинский - Авангард Леонтьев .

Фильмография

  • Ревизор (фильм, 1952) : Александр Полинский - Пётр Иванович Добчинский, В. Корнуков - Пётр Иванович Бобчинский.
  • Инкогнито из Петербурга : Леонид Харитонов - Петр Иванович Добчинский; Олег Анофриев - Петр Иванович Бобчинский.
  • Ревизор (фильм, 1996) : Добчинский и Бобчинский - Авангард Леонтьев .

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бобчинский и Добчинский" в других словарях:

    Добчинский в исполнении П. А. Оленева (слева) и Бобчинский в исполнении Н. А. Светловидова (справа) Пётр Иванович Бобчинский и Пётр Иванович Добчинский персонажи комедии Гоголя «Ревизор», городские помещики. Бобчинский и Добчинский, оба… … Википедия

    Добчинский в исполнении П. А. Оленева (слева) и Бобчинский в исполнении Н. А. Светловидова (справа) Пётр Иванович Бобчинский и Пётр Иванович Добчинский персонажи комедии Гоголя «Ревизор», городские помещики. Бобчинский и Добчинский, оба… … Википедия

    Добчинский в исполнении П. А. Оленева (слева) и Бобчинский в исполнении Н. А. Светловидова (справа) Пётр Иванович Бобчинский и Пётр Иванович Добчинский персонажи комедии Гоголя «Ревизор», городские помещики. Бобчинский и Добчинский, оба… … Википедия

    Бобчинский, Петр Иванович ("Ревизор") - Смотри также Житель здешнего города. Низенький, коротенький, с небольшим брюшком, ниже Добчинского, но чрезвычайно похож на него, только немножко развязнее и живее. Говорит скороговоркой и чрезвычайно много помогает жестами и руками. При… … Словарь литературных типов

    Добчинский, Петр Иванович ("Ревизор") - Смотри также Помещик. Деньги держит в... Приказе общественного призрения. Д. чрезвычайно похож на Бобчинского. С небольшим брюшком, немножко выше Бобчинского; коротенький, немножко серьезнее Бобчинского, менее развязен и жив. Говорит… … Словарь литературных типов

    Добчинский в исполнении П. А. Оленева (слева) и Бобчинский в исполнении Н. А. Светловидова (справа) Пётр Иванович Бобчинский и Пётр Иванович Добчинский персонажи комедии Гоголя «Ревизор», городские помещики. Бобчинский и Добчинский, оба… … Википедия

    Добчинский в исполнении П. А. Оленева (слева) и Бобчинский в исполнении Н. А. Светловидова (справа) Пётр Иванович Бобчинский и Пётр Иванович Добчинский персонажи комедии Гоголя «Ревизор», городские помещики. Бобчинский и Добчинский, оба… … Википедия

Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга: оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и серьёзнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.

- «Ревизор», Характеры и костюмы. Замечания для господ актёров.

В интерпретации Гоголя эти образы нелепы и беспомощны, они хотят что-то значить в общественном смысле, но обречены попадать впросак, они смешны и трагичны - в структуру чиновнической епархии не входят, вот и пытаются доказать своё участие в жизни города; не появись они сами - о них никто и не вспомнит, оттого и суетятся.

Бобчинский и Добчинский были первыми, кто связал предостережение об инкогнито из Петербурга с реальным Хлестаковым :

… да на дороге Пётр Иванович говорит мне: «Сегодня, я знаю, привезли в трактир свежей сёмги, так пойдём закусим». Только что мы в гостиницу, как вдруг молодой человек…

- «Ревизор», действие первое.

Существует версия, что во времена Гоголя эти фамилии воспринимались как польские и произносились с ударением на второй слог: Бобчи́нский и Добчи́нский. Это подтверждается стихами П. А. Вяземского («Хлестаков» , 1866):

Добчинский гласности, он хочет,
Чтоб знали, что Добчинский есть:
Он рвётся, мечется, хлопочет,
Чтоб в люди и в печать залезть.

Всё это вздор, но вот что горе:
Бобчинских и Добчинских род,
С тупою верою во взоре
Стоят пред ним, разинув рот.

Анализ характера

Вот как о Бобчинском и Добчинском говорил сам Гоголь в своём «Предуведомлении для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора“ » (Н. В. Гоголь, 1842 г.):

Но два городских болтуна Бобчинский и Добчинский требуют особенно, чтобы было сыграно хорошо. Их должен себе очень хорошо определить актёр. Это люди, которых жизнь заключалась вся в беганьях по городу с засвидетельствованием почтенья и размене вестей. Всё у них стало визит. Страсть рассказать поглотила всякое другое занятие. И эта страсть стала их движущей страстью и стремлением жизни. Словом, это люди, выброшенные судьбой для чужих надобностей, а не для своих собственных. Нужно, чтобы видно было то удовольствие, когда, наконец, добьётся того, что ему позволят о чём-нибудь рассказать. Любопытны - от желанья иметь о чём рассказать. От этого Бобчинский даже немножко заикается. Они оба низенькие, коротенькие, чрезвычайно похожи друг на друга, оба с небольшими брюшками. Оба круглолицы, одеты чистенько, с приглаженными волосами. Добчинский даже снабжён небольшой лысинкой на середине головы; видно, что он не холостой человек, как Бобчинский, но уже женатый. Но при всём том Бобчинский берёт верх над ним по причине большей живости и даже несколько управляет его умом. Словом, актёру нужно заболеть сапом любопытства и чесоткой языка, если хочет хорошо исполнить эту роль, и представлять себе должен, что сам заболел чесоткой языка. Он должен позабыть, что он совсем ничтожный человек, как оказывается, и бросить в сторону все мелкие атрибуты, иначе он попадёт как раз в карикатуры.

Исполнители ролей

На афише первого представления (в постановке 19 апреля 1836 года , Санкт-Петербург) среди прочих исполнителей значатся: Пётр Иванович Добчинский - господин Кромолей; Пётр Иванович Бобчинский - господин Петров . Об этих актерах ничего установить не удалось - скорее всего, информации о них не сохранилось. Однако Театральная энциклопедия называет исполнителем роли Бобчинского в 1836 году (год первого представления «Ревизора») Александра Евстафьевича Мартынова . Возможно, что Мартынов, в 1836 году ещё начинающий артист, только что зачисленный в труппу в том же году, был во втором составе премьерного спектакля. Досконально известно, что эту постановку Гоголь не принял полностью, его угнетало водевильное решение серьёзной пьесы. Игра исполнителей Бобчинского и Добчинского особенно возмутила Гоголя: «…они оказались до такой степени кривляками, что просто было невыносимо…».

  • 25 мая 1836 года, Малый театр (первая постановка в Москве): Бобчинский - Н. М. Никифоров , Добчинский - С. В. Шумский .
  • 1908 год, Александринский театр , Санкт-Петербург: Бобчинский - А. П. Петровский , Добчинский - С. В. Брагин (см. фотографию исполнителей (недоступная ссылка) ).
  • 18 декабря 1908 года, МХТ , Москва: Бобчинский - И. М. Москвин , Добчинский - П. А. Павлов (см. фотографию из спектакля).
  • 9 декабря 1925 - Государственный театр имени Вс. Мейерхольда - постановка Мейерхольда , Добчинский - Н. К. Мологин, Бобчинский - С. В. Козиков.
  • 1949 год , Малый театр: Бобчинский - Николай Светловидов , Добчинский - Павел Оленев .
  • 1982 год ,

Добчинский

Петр Иванович Добчинский – один из персонажей комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”, городской помещик. Наряду с Петром Ивановичем Бобчинским, он не является чиновником и никак не зависит от градоначальника города. Однако по каким-то непонятным причинам решает также нести взятку, приехавшему в город ревизору. Добчинский вместе с Бобчинским – зажиточные помещики, им есть на что жить и они не служат за жалование. Оба они низкие ростом, очень любопытные и чрезвычайно похожие друг на друга. Их даже зовут одинаково.

Наиболее

отчетливо характер этих героев проявляется в сценке, когда перебивая друг друга, они пытаются донести чиновникам услышанную ими новость о прибытии ревизора. Несмотря на внешнюю схожесть, они часто спорят по пустякам и препираются. Отдавая взятку лжеревизору, они хотят казаться нужными и важными представителями города. По сути, им незачем платить взятку и не за что. Они и сами не знают, зачем это делают. Возможно, просто чтобы не отстать от других. Автор показывает этих героев нелепыми и беспомощными. Они все время пытаются казаться общественно значимыми, но попадают впросак. Они смешны и трагичны одновременно.

отличие от Бобчинского, Добчинский менее развязный и живой. А также Добчинский немного выше и серьезнее. Их рассказы с огромным количеством ненужной информации указывают лишь на то, что они обыкновенные сплетники. Анна Андреевна о Добчинском говорит: “до тех пор, пока не войдет в комнату, ничего не расскажет”. Эта фраза еще раз подчеркивает солидность героя и большую серьезность в сравнении с Бобчинским.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Шпекин Иван Кузьмич Шпекин – персонаж комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”, почтмейстер. Шпекин – начальник почтовой конторы, который любил раскрывать чужие письма. Как он сам...
  2. В “Замечаниях для господ актеров” Гоголь так отмечает внешность, поведе­ние, манеру говорить Бобчинского и Добчинского: “…оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга;...
  3. Хлестаков Хлестаков Иван Александрович – центральный персонаж комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”, мелкий чиновник из Петербурга, мнимый ревизор, один из самых известных образов в русской...
  4. Осип Осип – один из персонажей комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”, слуга Хлестакова. Это герой лакейской природы, умный и смекалистый слуга. Он не особо предан...


error: Контент защищен !!