Римская и византийская мозаика опыт сравнительного анализа. Богоматерь с младенцем

Одним из древнейших видов искусства, дошедшего до наших дней, является византийская мозаика. Считается, что именно византийцы создали смальту – материал, который приобретает свои свойства при добавлении различных металлов в расплавленное стекло. Именно смальта используется при выкладывании византийской мозаики.

Примеси золота, меди и ртути в разных пропорциях придают отдельным элементам и мозаичным блокам определенные оттенки. С помощью этих блоков, предварительно придав им требуемые геометрические формы, необходимые для укладки, создаются изумительные рукотворные полотна и панно, любоваться которыми можно бесконечно.

Одной из главных особенностей византийской мозаики является золотистый фон, который присутствует в большинстве интерьерных панно. Вторая особенность византийского стиля – это четкие контуры всех объектов. Их получают, выкладывая в ряд кубики мозаики. Стоит сказать, что панно, выполненные в этом стиле, лучше всего рассматривать с большого расстояния, в таком случае все объекты становятся более заметными на золотистом фоне и приобретают некоторую объемность. При этом поверхность панно, если ее рассматривать издалека, кажется слегка бархатистой. Еще одна особенность, которая прослеживается в этом стиле – это правильные пропорции. Если говорить о технике византийской мозаики, то в основном применяется прямой набор, то есть мозаичные блоки выкладываются строго в ряд, вплотную друг к другу, при этом четко выкладываются контуры. С одной стороны, такая техника придает панно некоторую сухость, однако это только на первый взгляд. На самом же деле, лучше воспринимается целостность картины и ее живость.

Современная византийская мозаика в интерьере

Византийская мозаика ценится очень высоко, она не утратила своей популярности до настоящего времени. Очаровательные мозаичные композиции все чаще применяются в дизайне интерьера современных домов и квартир. Конечно, сегодня трудно найти настоящую византийскую смальту, мозаика давно производится промышленным способом, благодаря новым технологиям производятся целые мозаичные композиции. Это позволило удешевить стоимость материала, поскольку сегодня чистую смальту практически не используют, вместо нее часто применяют стеклянную мозаику.

В технике византийской мозаике нет ничего сложного, основное требование – это идеально ровная поверхность для будущего шедевра, причем на ней не должно быть трещин. Немного терпения, наличие определенной фантазии, и практически каждому по силам самостоятельно украсить свой дом великолепным произведением искусства. Это может быть картина на стене, или шикарный восточный ковер на полу. Византийская мозаика – это всегда модно, ее история, насчитывающая почти два тысячелетия, веское тому подтверждение.

Заменой византийской мозаике может выступить более современный, высококачественный и, конечно, более доступный в ценовом плане материал – керамическая плитка «под мозаику» из коллекции «Темари » от Керама Марацци. Широкий выбор цветов, насыщенные оттенки, превосходно сочетающиеся между собой, позволят воплотить любой дизайнерский замысел. Коллекция мозаики «Темари» украсит Ваш интерьер, сделает его индивидуальным и оригинальным.



Другие особенности византийской мозаики

В более поздние времена исследователи обращают внимание на то, что кубики укладываются плотно друг к другу, а четкость контуров при этом продолжает прослеживаться. Также среди особенностей более поздних образцов византийской мозаики можно назвать правильные пропорции человеческих тел. Часто они изображаются мастерами в движении или в повороте. Часто изображение передано, так, чтобы была видна объемность изображения. Это в какой-то степени оживляет изображения, но наличие четких контуров все же делает их довольно сухими.


Что представляет собой византийская мозаика? Это древнее искусство составления из мелких одинаковых частиц какого-то образа или картины. Как правило, так выполнены большие картины, которые предназначены на то, что на них будут смотреть на большом расстоянии. В таком случае картина будет отличаться неровностями, которые как-будто оживляют изображение, а также поверхность картины будет казаться издалека бархатистой.

Материалы для византийской мозаики

Еще с древних времен в Византии был изобретен превосходный материал для выполнения картин византийской мозаики – смальта. По сути, этот материал был стеклом, в которое добавляли частицы металлов для придания ему определенных оттенков. Так с добавлением золота, стекло приобретало золотой блеск. Именно этот блеск, побудил многих мастеров выбирать золотую мозаику для фона картин. Еще в расплавленную массу смальты добавляли в разных соотношениях медь и ртуть. Так древние мастера добивались того, что частички мозаики приобретали различные оттенки, необходимые для создания композиции.


Происхождение византийской мозаики

История византийской мозаики восходит к третьему или четвертому веку нашей эры. Именно этим временем датируются одни из самых древних образцов мозаики. Интересно, что искусство это было в самом расцвете в шестом и седьмом веках, а затем было возрождено и постоянно использовалось на протяжении периода с девятого по четырнадцатый век. В основном образцы этого искусства представляют сюжеты на библейскую тему, следовательно многие из них располагаются в различных религиозных зданиях.


Особенности византийского стиля

Как уже упоминалось выше, главной особенностью византийского стиля служил золотистый фон, который присущ для большинства картин. В качестве техники набора применяется обычно прямой набор. Еще одной особенностью мозаичных панно выполненных в византийском стиле, является наличие четких контуров каждого объекта представленного в картине. Как правило, чтобы добиться этого, для контура использовались кубики мозаики, выкладываемые в ряд. Если картину разглядывать с большого расстояния, то такие контуры позволят сделать действующих персонажей более заметными на золотом мерцающем фоне.

Икона принадлежит к редчайшим на Синае мозаичным образам. Вероятно, она была прислана из Константинополя, где существовал один из немногочисленных центров по производству таких икон. Дорогие мозаичные иконы требовали специального и изощренного мастерства, поэтому сохранившиеся памятники, практически без исключений, самого высокого художественного уровня.

Изображение набиралось из мельчайших кубиков специально приготовленной стекловидной смальты, насчитывавшей обычно более сотни оттенков и позволявшей передать тончайшие живописные эффекты. В отличие от живописи минеральными красками мозаичные иконы еще и обладали особым свойством долговечной драгоценной поверхности, которая в представлениях византийцев ассоциировалась с торжественным блистанием и вечностью божественного мира, со стенами Небесного Иерусалима, сделанными из золота и драгоценных камней (Откр. XXI, 18-21).

Несмотря на небольшую утрату, приходящуюся на плечо и правую руку младенца, хорошо видны все детали иконографического типа. Младенец, как на троне, восседает на правой руке Богоматери. Он держит свернутый свиток (символ Логоса), уподобленный царскому скипетру. Христос поворачивается и благословляет Богоматерь, которая также поворачивается к Нему, чуть склоняя голову в знак особой близости и материнской нежности. Однако взгляд ее задумчивого лица устремлен в пространство. Византийские описания икон Богоматери позволяют понять смысл этого странного взгляда: Богоматерь провидит будущее - крестные муки и искупительную жертву рожденного ею Богомладенца. Взгляд Христа также устремлен в сторону от Богоматери.

Оба взгляда раскрывают изображение в пространство перед иконой, принадлежащее молящемуся, который тем самым становится сопричастным молчаливому и таинственному собеседованию двух главных действующих лиц истории спасения. С этим невидимым молением связана и драматургия жестов: Христос благословляет руку Богоматери, которая не только указывает на Спасителя мира, но и обращена к Нему с молитвой о заступничестве и милосердии. Интересно, что правой рукой Богоматерь сжимает край своего мафория и одновременно золотую ризу Христа, ясно указывая на их символическую связь и вызывая в памяти образ «покрова земной плоти», в который облекся вечно сущий Владыка мира.

Одеяния Христа совершенно не похожи на традиционные хитон и гиматий. Фигура обернута длинной плащевидной тканью, доходящей до самых пят. Возможно, иконописца вдохновил образ плащаницы, которой было покрыто тело Христа при погребении. Подобные златотканные плащаницы использовались в средневековом погребальном ритуале. На синайской иконе золотое одеяние одновременно говорило и о царственности, и о жертвенности Христа. Под этой ризой, у ворота и на рукаве, видна тонкая белая рубашка, напоминавшая о воплотившемся младенце. Редкое сочетание одеяний могло вызывать ассоциацию с белым и златотканным покровами, последовательно полагавшимися на каждый алтарный престол. Этот литургический аспект образа был"подчеркнут другой необычной деталью в одеждах Христа.

Речь идет о темно-синем поясе, перевязывающим плащ под грудью. Он восходит к одеянию ветхозаветного первосвященника (Исх. XXXIX, 5). Древнее опоясывание под грудью было включено в обряд облачения православного священника, знаменуя духовную силу и готовность к служению. Примечательно, что пояс на иконе имеет лентообразную форму и украшен характерными параллельными полосками, делающими его похожим на орарь и епитрахиль. В этой связи заметим, что золотая риза Христа в верхней части напоминает священническую фелонь.

Важным иконографическим мотивом является и изображение ступни младенца, которая неестественно вывернута, демонстрируя пятку. Эта деталь получает распространение в византийской иконографии ХII-ХIII веков, которая с помощью разных изобразительных приемов концентрирует внимание на пятке младенца, несомненно имевшей особый смысл. Согласно одному из истолкований, для иконографов был важен символический мотив «Пяты Спасителя», восходящий к ветхозаветному пророчеству (Быт. III, 15) и переосмысленный в литургических текстах как образ победительной жертвы.

И в символическом, и в художественном решении синайской иконы огромную роль играет цвет.

Одеяния Богоматери и младенца испещрены золотыми линиями, так называемым ассистом, истолковывавшимся как символ божественных энергий. При этом золото сгущается в фигуре младенца, который тем самым становится центром притяжения и в живописной структуре иконы. По контрасту фон заполнен многокрасочным орнаментом в виде медальонов с стилизованными цветками и побегами виноградной лозы. Такой орнамент в XII веке украшал византийские рукописи, но не менее популярен он был в искусстве перегородчатой эмали. По всей видимости, именно к драгоценным окладам и золотым эмалевым иконам восходит идея орнаментированного фона с использованием характерных красных медальонов с греческими буквами «Матерь Божия». Влияние перегородчатой эмали с ее подробным золотым рисунком и обобщенной моделировкой можно заметить и в стиле синайской иконы. Знаменательно, как иконописец, используя высокую технику мозаики, стремится подражать еще более высокой, когда материалом иконы наконец становится само золото, единственно подходящее для передачи божественной природы.

Византийская мозаика

Начало формирования византийской мозаики приходится на 3-4 века нашей эры. Именно в эту эпоху создаются первые мозаичные композиции. Расцветом мозаичного искусства Византии принято считать 6-7 века нашей эры. В дальнейшем данный вид монументальной живописи переживал кризис. В период с 9 по 14 века мозаичное искусство стало возрождаться и развиваться. Большая часть композиций - это библейские сюжеты и образы святых, которые украшают стены, потолки храмов и церквей.

Применяя античные методики в составлении мозаик, мастера Византии сформировали собственную технику в создании произведений. Частицы прозрачной и матовой смальты, а порой и камешки разнообразной формы и размеров склеивались в связующей основе под различным углом наклона. Такая техника позволяла солнечному свету переливаться различными оттенками на мозаичных полотнах.

Тематику мозаичных композиций составляли сюжеты из Библии. Они как будто переносили верующих в другой мир. Лики Христа, изображения ангелов и пророков, а также возвеличивание власти помазанника Божьего стали главными сюжетами мозаичных произведений Византии. При этом сюжет с библейскими персонажами обязательно создавался на золотом фоне, который символизировал роскошь и богатство. Таким образом византийские мозаичисты хотели создать эффект сопричастности зрителя с изображением.

Неровные сияющие поверхности мозаик затрагивались в игре светотени, тем самым формируя в интерьере еще больший ореол таинственности.

Яркие красочные тона создавали у зрителя ощущение того, что вот-вот произойдет чудо.


До настоящего времени сохранились известные всему миру мозаики Равенны – города, расположенного в северной части Италии. В этом городе в 6 веке нашей эры лучшие мастера мозаичного искусства декорировали стены церкви Сан Витале. Солнечный свет, попадающий из арочных проемов галерей и купола, дает возможность мозаике сверкать всеми оттенками цветовой палитры. По обеим сторонам от окон находятся мозаики, изображающие императора Юстиниана и его супруги Феодоры со свитой.

На первом мозаичном полотне изображен император Юстиниан, который преподносит подношение церкви в виде золотой чаши. Его голову украшает диадема, мастер также увенчал ее нимбом, чтобы показать, насколько сильно император привержен религии. Юстиниан облачен в цветные одежды, декорированные золотом. По правую сторону от императора изображены двое придворных и несколько стражников, фигуры которых закрывает парадный щит с монограммой Христа. С левой стороны от Юстиниана - старец в одежде сенатора и епископ Максимиан, держащий в руке крест, а также два дьякона. Абсолютно точная симметрия левой и правой сторон мозаичного полотна формируют у зрителя ощущение равновесия и гармонии.

На противоположной стене находится мозаика с образом жены императора Феодоры. Она входит в собор, держа в руках потир с золотыми монетами. На ее плечах и шее – удивительно красивые и изысканные ожерелья. Голову императрицы украшает корона с колоритными подвесками из жемчуга. Ее голова также увенчана нимбом. С левой стороны от жены Юстиниана находятся придворные особы, туники которых декорированы драгоценными камнями. С правой стороны от императрицы изображены евнух, который открывает завесу собора и дьякон. Мозаичист составил данную композицию на золотом фоне.

Обе работы создают у зрителя ощущение того, что власть императора Византии крепка и незыблема. Как не подчиниться такой власти, когда она окружена такой роскошью и богатством.

Следует отметить также уникальные мозаичные произведения в церкви Успения в Никее, Которые были созданы в 7 веке нашей эры. К сожалению, церковь была разрушена в 1922 году. Композиции, изображающие ангелов, просто потрясают зрителя своей красотой и великолепием. Образы ангелов настолько благородны, что создается ощущение, будто это настоящий идеал красоты античной эпохи. Они изображены в выразительных нарядах придворных стражников на золотистом фоне алтарного свода. Охраняя трон, они попарно стоят у него, держа в руках знамена. Ангелы предстают перед зрителем в естественной позе. Вместе с тем, сложные ракурсы рук, сквозь ладони которых просвечивается божественный свет, делают образы максимально реалистичными и выразительными.

Заслуживает особого внимания мозаичное полотно с изображением известного ангела «Динамиса», который олицетворяет собой эталон совершенства, благородства и одухотворенности. Лик ангела просто поражает богатством внутреннего мира, глубиной эмоций и чувств. К большому сожалению, имя создателя этого уникального шедевра неизвестно.


Отличительная особенность византийского стиля в мозаичном искусстве заключается в том, что мастера соблюдали максимальную точность пропорций человеческих тел. Нередко фигуры изображались мозаичистами в повороте или движении. В большинстве случаев мозаичная картина составлялась таким образом, чтобы визуально подчеркнуть объемность изображения.

лат. musioum – посвященное музам) являлась главной формой монументальной храмовой живописи в ранневизантийский период. Она представляла собой узор, выполненный из смальты (разноцветных кусочков стеклянных сплавов с добавлением солей и окислов различных металлов), которая укреплялась на слое извести, цемента или мастики. Мозаика выкладывалась по кальке будущего изображения лицевой стороной вниз, а затем лицевая поверхность обрабатывалась, шлифовалась и покрывалась воском. Техника мозаики была заимствована у римских художников, которые отделывали полы в термах, виллах и в общественных зданиях смальтой, составленной из небольших кубиков, или камней. В византийскую эпоху мозаика размещалась на стенах и в куполах церквей, хотя первые мозаики украшали также полы в богатых домах и во дворцах (фрагменты мозаик полов Большого императорского дворца в Константинополе). Византийские мозаичисты усовершенствовали изготовление различных смальт (особенно золотой), умели точно рассчитать угол падения света, делая поверхность мозаики шероховатой, достигли большого искусства в сложении многофигурных композиций, учитывали законы оптики в слиянии цветов, что способствовало созданию великолепных живописных эффектов. Древнейшие византийские мозаики (баптистерий и мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, V в.) отличались мелкой кладкой, выделенными контурами, отсутствием перспективы и пространства, использованием коврового орнамента. От античности были восприняты благородство пропорций, красота лиц с правильными чертами, насыщенный колорит. Христианская эпоха внесла в равеннские мозаики одухотворенность, символическую многозначность, взволнованную динамику, схематизм, сменивший чувственную живописность. С конца V в. и в последующие эпохи выделилась константинопольская школа мозаичистов, создававших композиции на белом фоне при помощи мелких ровных кубиков мозаики, уложенных узорными рядами. Константинопольские мастера использовали античные пасторальные сюжеты, трактованные как христианские аллегории, и раннехристианские мотивы (мозаики церкви св. Иоанна Крестителя в Палестине; мозаическая карта, украшавшая пол церкви в Мадабе, Трансиордания, VI в.; при Юстине II – мозаики на евангельские сюжеты в церкви св. Апостолов и в церкви св. Софии в Константинополе, VI в.). Новые черты появились в циклах мозаик в церкви Сант Аполлинаре Нуова (до 526 г.), в церквах Сан Витале и Сант Аполлинаре ин Классе (середина VI в.) в Равенне. Светящиеся мозаики, заполняющие все стены, производили впечатление легких, невесомых; цвет приобрел символический смысл; силуэты фигур, обозначенных контуром, сделались призрачными, как бы парящими в воздухе. В мозаиках церкви Успения в Никее (VII в.) и в церкви св. Димитрия в Фессалониках (восстановлена ок. 634 г., но большая часть мозаик погибла во время пожара 1917 г.) мелкие кубики положены под небольшими углами друг к другу, что способствовало созданию светотени и усилению одухотворенности образов, их спиритуализации. По разрешению императора константинопольские мастера украшали мечети и дворцы на территории завоеванного арабами Иерусалима (мозаики храма Скалы, 691 – 192) и Дамаска (Большая мечеть, ок. 715 г.). В IX – XII вв. усилилось влияние Востока: в мозаиках появляются приземистые фигуры, плоскостность, орнаментальность, но сохраняются величественные образы и строгое построение, свойственные античному искусству. В этот период мозаикам отводились неровные поверхности внутренних стен. В композициях преобладали тенденции к экспрессии, символике (храм как Новый Иерусалим, где во время литургии проживается жизнь Иисуса Христа), ярко выраженной индивидуальности мастера (мозаики монастыря Неа Мони на острове Хиос; изображение императоров Константина и Юстина перед сидящей на троне Богоматерью над южными дверями в храме св. Софии в Константинополе, там же – император Лев VI перед Христом над западным входом в собор; Богоматерь с младенцем в апсиде храма Успения в Никее, после 843 г.; мозаичные композиции в главном храме монастыря Хосиос Лукас в Фокиде и др.). В XII в. искусство мозаики стало более интимным и глубоким (мозаики церкви Успения в Дафни, близ Афин), но при этом в ряде композиций появилась линейная стилизация фигур в строго фронтальных позах. Кубики мозаики на лице были выложены параллельными линиями с резко подчеркнутыми пробелами (Богоматерь с младенцем, император Иоанн II Комнин и императрица Ирина в храме св. Софии, ок.1118 г.). В палеологовскую эпоху развился новый стиль, характерными чертами которого было покрытие мозаиками свода, купола и верхних частей стен храма, появление светских тенденций в изображении религиозных тем, бытовые детали, усиление личностного начала в обликах святых (мозаики церкви Христа Спасителя монастыря Хора, церкви Богоматери Паммакаристы в Константинополе; мозаичный Деисус в южной галерее св. Софии в Константинополе и др.). В XIV в. появилось большое количество великолепных мозаичных икон, созданных константинопольскими мастерами. Поскольку мозаики были дорогостоящими, палеологовский стиль более полно представлен фресковой живописью.



error: Контент защищен !!