"Бук" преткновения: РФ заявила, что ракетный комплекс, сбивший "Боинг", принадлежал Украине. Запад: Мы знаем, чей «Бук» сбил малайзийский «Боинг Чей бук сбил боинг 17 июля

17 сентября МО РФ сообщило, что ракета 9М38 от зенитного комплекса Бук, за номером 886-847-379 была произведена в 1986 году. Именно ее обломки нашли следователи в районе падения сбитого малазийского Боинга.

Министерство обороны России заявило, что ракета, которой был сбит самолет Malaysia Airlines в Донецкой области 17 июля 2014 года, принадлежала украинской воинской части. Об этом на пресс-конференции . Об этом на пишет редакция портала «Cyxymu.Info».

Российское Минобороны якобы установило, что ракету 9М38 для зенитно-ракетного комплекса «Бук», которой сбили «Боинг», в декабре 1986 года передали в воинскую часть 20152 – зенитно-ракетную бригаду в Тернопольской области Украинской ССР.

Запись о передаче ракеты.

Ракету № 886-847-379 в том же году поставили в Украину, в воинскую часть ВС СССР №20152, которая после распада СССР получили номер 223 ВСУ.

Ответ на запрос.

И именно из этой в/ч № 223 Грузия закупила 6 единиц зенитно-ракетного комплекса Бук-М1, конечно со своими ракетами. Вот что заявлял еще при Януковиче некий украинский депутат: “Комплексы “Бук-М1″ были сняты с боевого дежурства, и 223-й ракетный полк просто оказался небоеспособным”.


Ракеты на грузинской военной базы в Сенаки.

Это все фотографии с грузинской военной базы в Сенаки, где хранились эти Буки, так и не успевшие вступить в боевые действия. Всех их, вместе с ракетами захватили российские оккупанты после российско-грузинской войны в августе 2008 и вывезли в Россию. Возможно,что одна из них была на том самом Буке, из которого российские террористы сбили малазийский Боинг.


Запись свидетельствующая об экспорте.

Российские военные утверждают, что установили ракету по серийным номерам сопла и двигателя, представленным в мае 2018 года Международной следственной группой.


Установки «Бук» на базе в Сенаки.

Напомним, что это не первая версия России, которая пытается снять с себя ответственность за преступление.


Установки «Бук» на базе в Сенаки. Другой ракурс.

«Заявление Российской Федерации о якобы украинском следе ракеты, которая сбила МН-17 – это очередной неудачный фейк Кремля для того, чтобы прикрыть свое преступление, которое уже доказано как официальным следствием, так и независимыми экспертными группами», – сказал Турчинов.

В тоже время, спикер Верховной Рады Андрей Парубий заявил, что Россия распространяет фейки, когда говорит об украинском происхождении ракеты, которая сбила рейс МН17 в Донецке в 2014 году, а некоторые украинские средства массовой информации ретранслируют российскую пропаганду. Об этом .

На вопрос журналистов, как он может прокомментировать обвинения России в том, что ракета, которой рейс МН17 якобы был сбит украинской ракетой, Парубий ответил:

«Это очередной информационный фейк и Украина уже должна бы получить иммунитет к ним. Фактически каждую неделю мы получаем потоки российской пропаганды и лжи, задача которой заключается в одном: заставить усомниться».

По его словам, России важно, чтобы черное назвать белым, важно ввести украинцев в хаос и смятение.

«Кроме того, чтобы не обращать внимания на эти фейки, нам крайне важно на этой сессии внимательно подойти к вопросу информационной безопасности», – подчеркнул Парубий.

Спикер Рады отметил, что вопрос информационной безопасности в период выборов является одним из ключевых, когда «не только часть украинских территорий оккупирована, но и часть информационного пространства тоже оккупирована».

Он пожаловался на то, что некоторые украинские СМИ ретранслируют российские фейки и пытаются их перенести на украинскую территорию.

«Мы должны очень серьезно, на уровне закона подумать, как не допустить того, чтобы в гибридной войне, которую ведет Путин и РФ против Украины, не давать шансов делать наступления для их информационных войск, используя информационное поле Украины», – заявил Парубий.

Министр обороны Украины Степан Полторак считает, что озвученная Российской Федерацией информация об украинском происхождении ракеты «Бук», сбившей самолет рейса МН17 над Донбассом в 2014 году, свидетельствует о том, что Москва не отказалась от своих планов по обострению ситуации. Такое заявление министр сделал сегодня на совместном брифинге с министром обороны Великобритании Гэвином Уильямсоном, пишет «Интерфакс-Украина».

«Это очередная ложь, это очередной фейк Российской Федерации, который свидетельствует о том, что Россия точно не отказалась от своих планов по подрыву авторитета Украины, по подрыву ситуации в целом. Им нужна причина, чтобы обострить ситуацию», – сказал Полторак.

В свою очередь глава Минобороны Великобритании добавил, что независимое расследование показало, кто причастен к атаке самолета «Боинг» авиакомпании Malaysia Airlines рейса МН17.

«Это еще один пример российской дезинформации», – сказал Уильямсон.

Основатель международной исследовательской группы «Bellingcat» Элиот Хиггинс назвал «актом отчаяния» озвученную Российской Федерацией информацию об украинском происхождении ракеты «Бук», сбившей самолет рейса МН17 над Донбассом.

Он напомнил, что большая часть информации о ракете была получена в результате анализа фрагментов, найденных на месте крушения и извлеченных из тел погибших. Эта информация была опубликована в докладе Совета Безопасности Нидерландов (Dutch Safety Board) и оглашена Совместной следственной группой (JIT) во время пресс-конференции.

«Так что о них было мало что известно до пресс-конференции Совместной следственной группы в начале этого года, во время которой был продемонстрирован большой обломок, хотя они не утверждали категорически, что он имеет отношение к MH17, а лишь сказали, что он был найден в Украине», – подчеркнул Хиггинс.

«Хотя мы не можем считать достоверной какую-либо информацию, распространяемую Российским оборонным ведомством, поскольку в прошлом их часто ловили на вранье и использовании сфабрикованных доказательств. Минобороны России не интересует истина, поэтому они часто распространяют разные версии событий и доказательства», – добавил основатель «Bellingcat».

О том, что заявление Минобороны РФ о недостоверности некоторых данных Международной следственной группы (JIT) по катастрофе МН17, является недостоверным, Хиггинс написал в твиттер. Он отметил, что конвой, перевозивший «Бук», попал не только на видео, но и был зафиксирован со спутника. таким образом, по мнению Хиггинса, видео не может быть фейком.

Также эксперт прокомментировал заявление РФ о якобы фейковой фотографии из доклада JIT.

«РФ прав, говоря, что машина движется в неправильном направлении анимации JIT. Однако, местоположение, на котором была сделана фотография, отличается … Российское министерство использует это, чтобы ошибочно заявить, что фотография подделана», – написал он.

Международная следственная группа к выводу, что комплекс «Бук», из которого сбили гражданский «Боинг» под Донецком 17 июля 2014 года, принадлежал 53-й зенитно-ракетной бригаде ПВО, расположенной под Курском. Ранее к такому же выводу пришли члены исследовательской группы Bellingcat. На основе этих данных «Сноб» рассказывает, как российский «Бук» добрался до точки запуска ракеты с территории ДНР и вернулся обратно

Главный прокурор Фред Вестербеке выступает рядом с частью ракеты БУК, которая была выпущена во время полета MH17 авиакомпании Malaysia Airlines Фото: Robin van Lonkhuijsen/ANP/AFP

Путь «Бука»

«Привет, Игорь, еще не забыл Зубра?» — писал в конце апреля 2014 года человек под псевдонимом Зубр, он же Карахан, он же Хмурый, тогдашнему главе ДНР Игорю Стрелкову. Хмурый — ветеран Афганистана и сотрудник ГРУ в отставке Сергей Дубинский. Он живет в поселке под Ростовом и считается руководителем операции по транспортировке «Бука», который в 2014 году сбил малайзийский «Боинг». Предположительно, его голос на перехваченной записи просит отправить «штучку» в Первомайский. Именно оттуда, считают следователи, был сбит самолет. Сам Дубинский все отрицает. Его и еще сто человек, полные имена которых не раскрываются, следователи из Нидерландов считают причастными к транспортировке «Бука» и атаке на гражданский самолет.

23 июня конвой из 45 машин, включая 6 комплексов «Бук» на тягачах, покинул территорию 53-й зенитно-ракетной бригады, расположенной под Курском, и отправился в сторону военного аэродрома Миллерово, который находится неподалеку от границы с территорией Украины, контролируемой ДНР.

В течение двух дней тягач с установкой «Бук» с номером 332 ехал в составе колонны в обход трассы М-4. Согласно данным Bellingcat, его замечают в населенных пунктах Старый Оскол, Алексеевка и Россошь; далее в районе Богучара колонна поворачивает на трассу М-4 и добирается до Миллерово 25 июля.


Фото: Bellingcat

Спустя три недели, в ночь на 17 июля «Бук» уже на другом тягаче перевозят из Миллерово до российского Донецка . Границу с Украиной он пересекает не позднее 4 часов утра в районе населенных пунктов Северный / Верхняя Ореховка по полю.

Около 8 часов утра «Бук» замечают уже возле Енакиево. Согласно перехваченным переговорам военных ДНР, установка перешла через «полоску», то есть через границу, на тягаче, после чего ее переместили «на трал» и отправили дальше «своим ходом». Под «тралом» имеется в виду грузовик донецкой компании ОАО «Строймеханизация» марки «Вольво», именно он везет установку. Его сопровождает черный «Фольксваген» и УАЗ камуфляжного цвета.

На некоторое время конвой останавливается в украинском Донецке — это самая западная точка нахождения «Бука», затем он снова едет на восток — примерно в 11 часов утра конвой выезжает в город Торез. В соседнем с Торезом поселке Снежный «Бук» выгрузили с тягача возле магазина «Фуршет», далее «Бук» своим ходом едет в поле в нескольких километрах от поселка Первомайский.


Фото: Bellingcat

Атака

За полтора месяца, предшествующих катастрофе, Украина потеряла в небе над Донбассом как минимум 15 самолетов. За три дня до крушения «Боинга» упал украинский военно-транспортный самолет «Ан-26», за сутки — два штурмовика «Су-25».

Полеты ниже 9750 метров над территорией боевых действий были запрещены Украиной 1 июля; эшелон FL330 на высоте 10 050 метров был самым нижним, полеты на котором разрешались. «Боинг» «Малайзийских авиалиний» с 298 пассажирами на борту вылетел из Амстердама в Куала-Лумпур в 14:31 по Москве. За двадцать минут до катастрофы экипаж отклоняется от курса на 37 километров к северу из-за плохих погодных условий. За минуту до атаки украинский диспетчер передает рейс под российский контроль. Самолет летит на эшелоне FL330.

«С неба падали люди. Летели с раскинутыми руками и ногами. Падали прямо на землю», — рассказывали местные жители, которые найдут в собственных дворах 40 трупов.

— Только что сбили самолет, группа Минера, за Енакиево упал, — говорит человек, чей голос похож на командира «отряда Безлера» Игоря Безлера.

— Понял, ***, — отвечает ему человек, чей голос похож на полковника ГРУ Василия Геранина.

После этого идет вторая беседа, где двое неизвестных обсуждают, что «борт был гражданский» и «двухсотых очень много». Третья беседа — неизвестного и, предположительно, казачьего атамана Николая Козицына. «По телевизору передают, что АН-26, украинский транспортник. Но на нем написано "Малайзийские авиалинии". Что он делал на территории Украины?» — говорит неизвестный. «Значит завозили шпионов. Не *** летать, сейчас война идет», — резюмирует человек с голосом Козицына.


Фото: Maxim Zmeyev/Reuters

После атаки

«Бук», согласно анализу телекоммуникационных данных, отправился обратно сразу после пуска ракеты в сторону поселка Снежный, затем добрался до населенного пункта Красный Луч и через село Дебальцево приехал в Луганск. Рано утром, 18 июля 2014 года, грузовик «Вольво», который перевозил «Бук», был зафиксирован камерой наблюдения в Луганске. На записи видно, что «Бук» едет в сторону России с тремя ракетами вместо четырех.

По заявлениям СБУ, им удалось перехватить телефонный разговор , который состоялся утром в день вывоза боевой установки. Голоса принадлежат неустановленным ополченцам ДНР:

— Все, машина ушла туда, куда надо, и дошла нормально, все. Там просто начались непонятные звонки еще от десяти человек.

— От каких десяти?

— Ну, на его (водителя) номер стали звонить разные люди и представляться. Потом, говорит, сам Стрелков (Игорь Стрелков — бывший главнокомандующий самопровозглашенной Донецкой народной республики. — Прим. ред. ) начал звонить. И он взял и выключил телефон. И мы не знаем, где машина вообще.

Гуманитарная миссия ОБСЕ добиралась до тел и обломков два дня: 18 и 19 июля вооруженные люди не допускали спасателей к обломкам. «Самолет лежит между двумя фронтами, — журналистам вице-премьер ДНР Александр Пургин. — Мы пытаемся не дать украинским военным открыть огонь по наблюдателям ОБСЕ. Мы доводим их до линии, куда может достать крупнокалиберный пулемет. Далее их можем, конечно, отпустить, но тогда мы будем обвинены в том, что не обеспечивали их безопасность».

Спасатели получили полный доступ к обломкам 20 июля. Они фотографировали тела и убирали их в мешки для транспортировки. Затем трупы, по заверению тогдашнего премьер-министра ДНР Александра Бородая, «с максимальной корректностью» погрузили в пять рефрижераторных вагонов на железнодорожной станции Торез.

«Этой трагедии не произошло бы, если бы на этой земле был мир, не были бы возобновлены боевые действия на юго-востоке Украины», — принес Владимир Путин свои соболезнования руководству Малайзии.

«Бук» к тому моменту был в России уже несколько часов.

Подготовил Игорь Залюбовин

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Пользуясь методикой Bellingcat, можно с большой долей уверенности утверждать, что данный "Бук", участвовавший в параде на Красной площади в 2013 году, не сбивал малайзийский "Боинг" в июле 2014 года

Международная группа расследований Bellingcat определила точный номер самоходной огневой установки зенитно-ракетной системы "Бук", которая, по мнению Bellingcat, 17 июля 2014 года сбила над Украиной пассажирский "Боинг" Малайзийских авиалиний, совершавший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур.

Новый доклад группы озаглавлен "Бук 3х2": тайна потерянной цифры" и посвящен детальному анализу улик, по которым можно установить, из какой именно установки был произведен выстрел.

"17 и 18 июля 2014 года на востоке Украины была снята на фото и видео самоходная огневая установка "Бук" под номером 332 российской 53-й зенитно-ракетной бригады, базирующейся в районе города Курск. На одном из видео этот "Бук", который мы ранее обозначали как "Бук 3х2", движется в направлении центра района, откуда, по оценке Совета по безопасности Нидерландов, была запущена ракета, сбившая MH17", - делают вывод авторы доклада.

Таким образом, эксперты Bellingcat утверждают, что с помощью открытых источников, главным образом публикаций в социальных сетях, определили не только круг лиц, причастных к катастрофе "Боинга", но и назвали конкретное оружие, состоявшее в тот момент на вооружении российской армии, из которого был произведен выстрел.

Россия последовательно отрицает какую бы то ни было причастность к трагедии МН17, в результате которой погибли 298 человек.

Машина номер 332

Bellingcat считает установленным фактом, что ракета, сбившая "Боинг", была запущена одной из самоходных установок из российской 53-й зенитно-ракетной бригады, базирующейся под Курском - этому были посвящены предыдущие расследования Bellingcat.

Однако на фотографиях "Бука", предположительно сбившего малайзийский лайнер, частично стерт номер, точнее - центральная цифра трехзначного номера, поэтому условно этот "Бук" называется "3х2".

"В ходе анализа открытых источников мы установили, что цифры наносятся на установки в соответствии со структурой части. Можно сказать, что это кодовый номер подразделения. Первая цифра обозначает дивизион, вторая - батарею в дивизионе, а третья - условный номер машины в батарее", - объясняют авторы доклада Bellingcat, делая вывод, что на искомом "Буке" отсутствует цифра, обозначающая номер батареи 3-го дивизиона.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Первая цифра в номере "Бука" обозначает дивизион, вторая - батарею в дивизионе, третья - номер машины в батарее

На снимке "Бука" видны остатки краски от центральной цифры, но невозможно точно утверждать, от какой именно из трех возможных - "1", "2" или "3".

Энтузиасты Bellingcat нашли в социальной сети "ВКонтакте" фотографии всех трех "Буков" этого дивизиона, сделанные с 2009 по 2013 год, и сравнили все различимые на снимках особенности каждой из машин: повреждения корпуса, расположение внешних электропроводов, форма пятен краски, масла и копоти, а также шрифт и расстояние между цифрами номера.

"Ни одна из этих особенностей, взятая в отдельности, не позволяет достаточно убедительно установить соответствие. Однако сочетание всех этих отличительных особенностей представляет собой уникальный набор характеристик и может считаться достаточным для однозначной идентификации", - заключают авторы доклада.

Bellingcat напоминает, что перемещение "Бука" по востоку Украины в течение 17 и 18 июля (то есть в день гибели MH17 и на следующий день) попало на четыре фотографии и три видеозаписи.

"При сравнении семи отличительных черт СОУ "Бук" 53-й зенитно-ракетной бригады под номерами 312, 322 и 332 видно, что только у "Бука 332" имеется совпадение более одной черты с "Буком 3х2". Четыре из наблюдаемых особенностей могут сохраняться в течение длительного времени, одна частично видна на старых изображениях, а две другие на них отсутствуют", - утверждают авторы доклада.

Голландское расследование

13 октября 2015 года Совет по безопасности Нидерландов, расследующий причины и последствия аварий и катастроф, представил заключительный доклад о крушении самолета Malaysia Airlines MH17.

В нем говорилось, что причиной катастрофы стала ракета "Бук", взорвавшаяся слева от кабины пилотов. Однако выводов о том, кто мог выпустить эту ракету, тогда сделано не было.

Эксперты лишь очертили территорию площадью 320 квадратных километров, откуда могла быть запущена ракета. В этом районе находится селение Снежное, из района которого, по версии Bellingcat, был произведен пуск ракеты, сбившей "Боинг".

Вскоре после голландского доклада российский оборонный концерн "Алмаз-Антей" (производитель систем "Бук") собрал пресс-конференцию, на которой представил результаты собственного расследования обстоятельств катастрофы.

По версии концерна, пуск ракеты производился из района южнее села Зарощенское, которое в момент катастрофы находилось под контролем украинских силовиков. На этом основании специалисты "Антея" утверждали, что ракету запустили украинские военные.

Война версий

В феврале 2016 года Bellingcat представил, вероятно, свою самую сенсационную публикацию о гибели лайнера - "MH17: Потенциальные подозреваемые и свидетели из 53-й зенитно-ракетной бригады".

В этом докладе поименно называются все те, кто, по мнению Bellingcat, несет ответственность за принятие решения и запуск ракеты в пассажирский самолет: командир бригады, командир 2-го дивизиона, в состав которого могла входить пусковая установка. Командиры батарей и экипажей названы по именам и первым буквам фамилий.

Список подозреваемых, представленный в виде иерархической схемы с фотографиями, именами и должностями, не ограничивается у Bellingcat чинами бригады.

Верхний ряд занимают четыре фото, на которых изображены верховный главнокомандующий вооруженными силами России, министр обороны и два его первых заместителя.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Голландские следователи пришли к выводу, что малайзийский "Боинг" был сбит ракетой зенитного комплекса "Бук", однако пока не объявили, кто, по их мнению, управлял установкой

В ответ на эту публикацию российская сторона - в лице экспертов "Антея" - подготовила новое, более развернутое описание своей версии, добавив в список потенциально возможных точек запуска ракеты соседнее с Зарощенским село Великая Шишовка.

Вина за запуск ракеты по-прежнему возлагалась, по этой версии, на украинских военных.

Однако Bellingcat считает версию "Антея" в любых ее модификациях несостоятельной.

Bellingcat с большой долей уверенности утверждает, что, даже если согласиться с версией "Алмаз-Антея" о точке запуска ракеты, ее все равно не могли запустить украинские военные.

На основании информации из открытых источников - главным образом фотографий с геотегами в социальных сетях - энтузиасты-расследователи пришли к выводу, что 17 июля, в день гибели "Боинга", в районе Зарощенского не было украинских установок "Бук".

Точно так же была проверена версия о точке запуска возле Великой Шишовки: в результате проверки было признано, что украинских "Буков" там также не было.

Bellingcat признает, что собранные данные не позволяют делать выводы о том, какой стороной вооруженного конфликта контролировалась эта зона.

Однако сопоставление доступных более поздних данных из этого района позволяет экспертам Bellingcat предполагать, что 17 июля 2014 года там уже были, как сказано в докладе, российские военные.

Об отчёте Совместной следственной группы, и ли на что не обратили внимание международные следователи.

«Если на небе зажигаются звезды, значит кому-то это нужно»

(А. Экзюпери. «Маленький принц»)

Вместо предисловия

Совместная следственная группа (ССГ) 24 мая в очередной раз собрала пресс-конференцию на которой ее представители в очередной раз рассказали, что малайзийский «Боинг», кажется, сбили из «Бука», привезенного из России.

Развитие этой истории — чрезвычайно характерно для современной западной политики. Никто не утруждает себя качественной аргументацией, и все уверены, что обыватели поверят в любую историю, если ее рассказать достаточное количество раз.

В этот раз в ходе пресс-конференции глава ССГ Ф.Вестербеке, как о якобы доказанном факте, заявлял, что ЗРК «Бук», которым был сбит «Боинг», прибыл из России. При этом, по его утверждению, ССГ удалось доказать идентичность СОУ ЗРК «Бук» 53-й зенитной ракетной бригады, зафиксированной на видео в июне 2014 года в Белгородской и Ростовской областях и установки «Бук», снятой на видеорегистратор в Макеевке 17 июля 2014 года.

Сравнительный анализ тактического номера машин (пресловутого номера 332) и транспортной маркировки, нанесенной на левый борт, по версии «следователей», неоспоримо подтверждает нахождение СОУ № 332 53-й бригады на Донбассе в июле 2014 года.

Туманно заявляя о том, что помимо материалов, представленных на пресс-конференции, есть еще много различных «доказательств», Ф.Вестербеке проговаривается о значительном вкладе в расследование блогерского сообщества Bellingcat, возглавляемого сотрудником мозгового центра Госдепа США, американского НКО «Атлантический совет», (Atlantic Council) Элиотом Хиггенсом.

В этом расследовании на основе материалов, представленных ССГ, докажем, что утверждение Ф.Вестербеке о причастности российской самоходной огневой установки (СОУ) к гибели «Боинга» 17 июля 2014 года является ложным.

По словам Ф.Вестербеке следователями ССГ был проведен подробнейший анализ отличительных особенностей самоходной огневой установки (СОУ) ЗРК «Бук», изображенных на фотографиях, снятых в Белгородской области и на Донбассе. Это позволило им однозначно сделать вывод о причастности Российской Федерации к крушению «Боинга». Впрочем, иного результата трудно было бы от них ожидать. Даже если не принимать во внимание явный антироссийский контекст проводимого «объективного» международного расследования и его заказной характер, очевидно, что следствие идет по ложному пути, намеченному фальсификаторами Bellingcat.

Это подтверждают представленные на пресс-конференции материалы, взятые из сомнительных отчетов «диванных» следователей Э.Хиггенса о причастности «Бука» 53-й зенитной ракетной бригады к трагедии 17 июля 2014 года.

При этом вызывает недоумение, что, продолжая сравнивать на фотографиях СОУ неявные признаки — изображения маркировки, вмятины и царапины, ССГ настойчиво игнорирует очевидные факты, полностью опровергающие их версию о присутствии российского «Бука» на Украине.

А правда такова — «Бук» из 53-й зенитной ракетной бригады никогда не пересекал украинскую границу и ничего общего не имеет с «Буком» на белом трейлере, сфотографированным на Украине в Макеевке. Речь идет о том, что машины, изображенные на фотографиях, принадлежатк различным модификациям и на этот факт специалисты ССГ по какой-то необъяснимой причине не обратили внимание.

Дело в том, что, несмотря на внешнюю похожесть, у СОУ различных модификаций есть определенные отличительные признаки. К таким относится наличие на левом борту машины откидной площадки.

Подобными площадками стали оборудоваться машины, выпускавшиеся после 1984 года. Площадка была добавлена для удобства доступа расчета на корпус СОУ в ходе ее эксплуатации.

Этого теоретики Bellingcat, так тщательно готовившие свою фальсификацию, очевидно не знали. Не знали этого и следователи ССГ.

Рассмотрим пример СОУ модификации 9А310 М1-2, у которой предусмотрено наличие откидной площадки на корпусе гусеничного шасси (ЗРК «Бук-М1»). Как видно на фотографии, площадка заметно выделяется на корпусе машины.

Фотография СОУ ЗРК «Бук» модификации 9А310 М1-2 с откидной площадкой

Теперь сравним с СОУ ЗРК «Бук» более ранней модификации, выпущенной до 1984 года. На представленной фотографии изображена СОУ 9А310 (не 9А310 М1, а именно 9А310!) ЗРК 9К37 «Бук» без откидной площадки на корпусе шасси.

Фотография СОУ ЗРК «Бук» модификации 9А310 без откидной площадкой

Так вот, в презентации, представленной в ходе пресс-конференции 24 мая 2018 года ССГ на всех кадрах, фиксирующих перемещение колонны 53-й зенитной ракетной бригады по территории России на задней части левого борта СОУ, «подозреваемой» в причастности к трагедии с «Боингом», отчетливо просматривается незакрепленная откидная площадка, о которой упоминалось выше.

Стопкадр на 1мин. 9 секунде презентации (площадка видна)


Стопкадр на 2 мин. 36 секунде презентации (площадка видна)

Стопкадр на 3 мин. 23 секунде презентации (площадка видна)


Стопкадр на 5 мин. 26 секунде презентации (площадка видна)


Стопкадр на 5 мин. 34 секунде презентации (площадка видна)

При этом на снимках, сделанных на Украине в районе Макеевки, откидной площадки нет.

Стопкадр на 5 мин. 35 секунде презентации (площадка отсутствует)

Отсутствует площадка и на фотографии, сделанной журналистами французского таблоида «Paris Match» в Донецке.

Фотография СОУ «Бук» из журнала «Paris Match» (площадка отсутствует)


Сравнительные снимки СОУ «Бук», сделанные в Белгородской области (справа) и на Украине: скриншот с видеорегистратора (слева)

Это означает только одно — на фотографиях, снятых в России и на Украине, зафиксированы СОУ ЗРК «Бук» разных модификаций, то есть речь идет о двух разных машинах, а значит российский «Бук» 53-й бригады (хоть «3×2», хоть «332») границу с Украиной не пересекал.

Был ли белый трейлер в Макеевке 17 июля 2014 года?

В качестве доказательства причастности 53-й бригады к крушению «Боинга» ССГ приводит данные с автомобильного видеорегистратора, зафиксировавшего проезжающий по Макеевке белый трейлер «Вольво», перевозивший ЗРК «Бук».

При этом утверждается, что кадры сняты 17 июля 2014 года — в день крушения «Боинга».

На кадрах с видеорегистратора видно, что маршрут трейлера проходил мимо АЗС «Параллель». Согласно Google Maps, в Макеевке есть только одна АЗС «Параллель», расположенная по адресу: улица Автотранспортная, дом 52.

АЗС «Параллель», расположенная по адресу улица Автотранспортная, дом 52 (снимок Google Maps)

АЗС «Параллель», расположенная по адресу улица Автотранспортная, дом 52. (кадр с видеорегистратора)

Особенности ландшафта на снимке Google Maps и кадрах с видеорегистратора совпадают, что позволяет точно определить место.

Однако не все так просто. Ключевой вопрос, на который необходимо получить ответ — был ли снят этот ролик именно 17 июля 2014 г., как утверждает ССГ (читай Bellingcat), или в другое время?

Проведенное по методу Bellingcat «диванное» расследование показало результат, противоположный тому, который был обнародован ССГ —трейлера в день крушения «Боинга» в Макеевке не было .

Подтверждением этому служит снятый очевидцами ролик движения колонны боевой техники ополченцев на фоне той же самой заправки по улице Автотранспортной, которую запечатлел и видеорегистратор. Авторы ролика выложили его в «Ютюб» 15 июля 2014 года. Это позволяет утверждать, что снят он был как минимум за два дня до того, как по утверждению ССГ была осуществлена съемка с видеорегистратора.

На тот случай, если у кого-то возникнут сомнения относительно достоверности даты размещения ролика — ссылку на него 16 июля 2014 года разместило «РИА Новости Украина». Сейчас это видео по какой-то причине удалено. Однако по тексту сообщения, его сопровождавшего, можно с уверенностью утверждать, что речь идет об одних и тех же кадрах.

Скриншот страницы «РИА Новости Украина» со ссылкой на видео о перемещении колонны техники ополченцев в Макеевке от 15 июля 2014 года

Изучение обоих роликов показало, что они снимались в одном и том же месте, только с разных ракурсов.

Ракурс, с которого осуществлялась съемка колонны техники 15.07.14 г. (снимок с видеорегистратора, сделанный якобы 17.07.14 г).

На ролике, датированном 15 июля, можно проследить, что до прохождения колонны техники асфальтовое покрытие дороги было не поврежденным. После прохождения колонны на дорожном полотне остались характерные вмятины от гусениц.

После прохождения колонны 15 июля 2014 г. остались четко читаемые характерные следы, оставляемые гусеничной техникой


На кадрах с видеорегистратора, снятых якобы 17 июля 2014 года, на дороге отсутствуют видимые следы повреждений, оставленные 15 июля

При этом на кадрах с видеорегистратора, сделанных якобы на два дня позже, на дороге отсутствуют видимые следы повреждения, причиненные тяжелой техникой. Если отбросить версию о том, что в период с 15 по 17 июля 2014 года на этом участке дороги было заменено асфальтовое покрытие, то вывод становится очевидным —кадры, запечатленные видеорегистратором, сняты до 15 июля 2014 года .

Таким образом можно сделать неутешительные для Bellingcatвыводы :

Кадры с видеорегистратора были сняты до 15 июля 2014 года. Они не доказывают нахождение трейлера с «Буком» в день крушения «Боинга» в Макеевке.

Таким образом, все утверждения о том, что «Боинг» был сбит именно из установки «Бук», перевозившейся на белом трейлере 17 июля 2014 года через Макеевку, беспочвенны.

Вместо заключения

К сожалению, представленный 24 мая ССГ промежуточный доклад о результатах расследования крушения малайзийского «Боинга» в очередной раз продемонстрировал его ангажированность. Международное следствие широко используя материалы, предоставленные группой Bellingcat, не стремится установить истинные причины трагедии, а лишь выполняет антироссийский заказ Вашингтона.

При этом за кадром осталось, что Элиот Хиггинс, представляющий американскую НКО «Атлантический совет» (Atlantic Council), на следующий день после пресс-конференции ССГ провел презентацию очередного отчета Bellingcat с обвинениями России в крушения «Боинга». Является ли это совпадением? Маловероятно.


Страница с официального сайта «Атлантического совета» с указанием должности сотрудника организации — Элиота Хиггинса

Сотрудничество с «Атлантическим советом» во многом объясняет антироссийскую направленность «расследований» Bellingcat. Примечательно, что ни одно из военных преступлений США и их союзников по антиигиловской* коалиции, повлекших гибель мирных жителей в Ираке и Сирии, их не заинтересовало.

Впрочем, чему удивляться? Как говорил известный персонаж фильма «Мимино», «Кто девушку обедает, тот ее и танцует». В данном случае правда о крушении «Боинга-777» в небе над Украиной меню не предусматривается.

24 мая состоялась пресс-конференция, где выступил прокурор Фред Вестербеке из Нидерландов, который ведет расследование гибели малазийского Боинга, сбитого в небе над Донбассом летом 2014 года. Уже сразу после аварии виноватой была назначена Россия, хотя следствие продолжается уже почти четыре года и еще не завершено.

Отчет следственной группы

Хоть расследование еще не закончилось, совместная следственная группа (ССГ) отчиталась о предварительных результатах своей работы.

Комиссией считается установленным тот факт, что самолет был поражен зенитно-ракетным комплексом «Бук», который стрелял из района населенного пункта Первомайский, находившийся тогда под контролем ополченцев. Но кто и зачем его сбил, достоверно не установлено.

Следствие все же считает, что стрелявший комплекс принадлежал российской воинской части. В составе колонны военной техники он якобы прибыл на Донбасс, а потом вернулся обратно. По данным следствия, несколько комплексов «Бук» покидало пределы воинской части неподалеку от Курска в период с 23 по 25 июня. Затем был проведен анализ соцсетей, фотографий в интернете и других «компетентных» источников, что позволило отследить маршрут их передвижения.

На запрос следователей о передвижениях техники в июне 2014 года руководство 53-й зенитно-ракетной бригады отвечать не стало. Тогда уважаемая комиссия через СМИ обратилась к российской общественности с просьбой помочь в сборе информации.

Еще господин Вестербеке сообщил, что круг подозреваемых в совершении преступления сократился со 100 человек до нескольких десятков.

Весь этот отчет сопровождался демонстрацией обломков зенитной ракеты, сбившей Боинг.

Как это понимать?

Если свести суть доклада к одной фразе, то получится примерно так: «Мы не знаем точно, кто это был, но это русские».

Интересно, что данные разработчика комплекса «Бук», концерна «Алмаз-Антей», похоже, совершенно в расчет не принимаются. А ведь специалисты концерна провели испытания, в результате которых причастность российских ПВО полностью исключается.

Во-первых, тип ракеты, попавшей в Боинг, уже не стоит на вооружении в РФ, но применяется в Вооруженных Силах Украины. Во-вторых, характер повреждения опровергает, что ракета была выпущена из района Первомайского.

Эти выводы были подтверждены экспериментально, а их результаты находятся в свободном доступе.

Я ни в коем случае не хочу подвергнуть сомнению выводы уважаемой комиссии. Просто с точки зрения дилетанта мне трудно понять их логику. Я не понимаю, какое отношение имеет отсутствие 23 июня в расположении части ЗРК к крушению самолета, произошедшему 17 июля? И как можно по постам и фотографиям в «Одноклассниках» вычислить секретный маршрут движения военной техники?

А, может, все гораздо проще? С помощью таких вот инфоповодов наши западные партнеры сорвут ЧМ-2018, а потом скажут, что ошиблись. А может, еще что-нибудь придумают.

Как-то вовремя появился этот отчет, в котором конкретной информации не больше, чем на следующий день после крушения, где погибло 298 обычных мирных людей, в том числе детей.

А, может, не там копают? Почему бы, например, не поинтересоваться, для чего украинские наземные службы вели самолет над зоной военных действий, где, похоже, его уже ждали, чтобы сбить?



error: Контент защищен !!