Занятие «Дикие животные наших лесов. Конспект ООД в подготовительной группе «Звери наших лесов Малый пёстрый дятел

Юлия Веревкина
Конспект занятия «Дикие животные наших лесов»

Педагог-психолог приветствует детей : Здравствуйте, ребята! Я приглашаю всех в лес (перед детьми устанавливается макет) .

Кто живет в лесу? Как можно назвать этих животных ? (Дикие животные .)

Почему их называют дикими ? (Потому, что они живут в лесу, сами о себе заботятся, сами себе добывают еду.)

Педагог-психолог : А знаете ли вы, какие животные живут в лесу ? Чтобы это узнать, надо загадки отгадать.

Дидактическая игра «Кто живёт в лесу?»

1. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк.) Появляется картинка «волк» .

Волк, какой? (Серый, лохматый, большой… дикий .)

Как называется его дом? (Логово.)

2. Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка.) Появляется картинка «белка»

Белка какая? (Рыжая, пушистая, маленькая) .

Как называется домик в котором живет белка? (Дупло.)

3. Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

А в деревне кур крадёт. (Лиса.) Появляется картинка «лиса» .

Лиса, какая? (Рыжая, пушистая, хитрая.)

Как называется домик лисы? (Нора.)

4. Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц.) Появляется картинка «заяц» .

Расскажите какой заяц? (Маленький, трусливый, летом серый, а зимой белый)

Как называется домик зайца? Есть ли у него дом? (Зайчиха выводит своих зайчат в гнезде, в высокой траве. Когда зайчонок подрастает, его домом становится весь лес.)

5. Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь.) Появляется картинка «медведь» .

Расскажите про медведя. Какой медведь? (Большой, лохматый, косолапый… .)

Как называется дом медведя? (Зимой - берлога, летом - весь лес.)

Динамическая пауза «Звериная зарядка»

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – белые клубочки. (Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.)

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек (Прыжки вперед – назад.)

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

Словесная игра «Доскажи словечко»

Педагог-психолог : Зимой в лесу холодно, а летом жарко. Летом все звери ищут, где бы напиться воды. К водопою спешат звери со своими детёнышами (психолог читает стихотворение, дети, договаривая фразы, называют детёнышей диких животных ). Используются картинки с изображением диких животных и их детёнышей .

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой волчицей топал… Кто? (Волчонок.)

За мамой лисицей крался… Кто? (Лисёнок.)

За мамой ежихой катился… Кто? (Ежонок.)

За мамой медведицей шёл… Кто? (Медвежонок.)

За мамой бельчихой скакал… Кто? (Бельчонок.)

За мамой зайчихой прыгал… Кто? (Зайчонок.)

Игра «Найди след»

Педагог-психолог : Зимой на снегу хорошо видны следы диких животных : у всех они разные. Мы их сейчас все внимательно рассмотрим, а потом по цепочкам следов найдём места, где прячутся животные в зимнюю стужу .

Игра-классификация «Рассели животных »

Педагог-психолог : А сейчас возьмите по животному и расселите . Домашних животных вы куда расселите ?

Дети : Во двор.

Педагог-психолог : А диких ?

Дети : В лес.

Игра «Кто что любит» (выполняется в рабочих тетрадях)

Педагог-психолог предлагает детям провести стрелки от животных к их пище (заяц морковка, медведь мед, белка грибы, ежик яблоко, лиса рыбка) .

Игра «Нос – пол - потолок» (развитие внимания)

Описание : дети встают около своих стульчиков и выполняют команды, которые говорит и показывает психолог. Нос – показывают пальцем на нос, пол – опускают руки вниз, потолок – поднимают руки вверх.

Педагог-психолог называет и выполняет все команды вместе с детьми, но при этом специально ошибается. Задача детей внимательно слушать и точно выполнять только те команды, которые называет психолог.

Подведение итогов занятия

Педагог-психолог : Дети, так какие животные живут в лесу ? (Ответы детей.)

Педагог-психолог : Мы сегодня с вами много играли. Вам понравилось? А что вам понравилось больше всего. (Ответы детей) .

Публикации по теме:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 760 имени А. П. Маресьева" Тема: «Дикие животные наших лесов».

Участники проекта: Дети средней группы, воспитатели, помощник воспитателя, родители. Срок реализации: 2-3 недели ноября Вид: информационно-творческий.

«Дикие животные наших лесов». НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детей с ЗПР Цель: Закреплять названия диких животных, их детенышей, частей тела, жилищ; Воспитывать любовь и заботливое отношение к живой природе;.

Конспект НОД по развитию речи и мелкой моторики рук во 2 младшей группе «Дикие животные наших лесов» Цели: обогащать словарный запас детей; развивать навыки связной речи, зрительное восприятие, внимание; формировать умения узнавать предметы.

Конспект НОД во второй младшей группе «Дикие животные наших лесов» Кoнспект НОД: «Дикие живoтные наших лесoв» (2-ая младшая группа) Цель: развитие всех кoмпонентов устнoй речи детей: грамматическoго стрoя.

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание на заданную тему «Дикие животные наших лесов» Цель: Развивать монологическую речь. Задачи: Образовательные: -Продолжать учить составлять небольшой рассказ по опорным картинкам. -Упражнять.

«Дикие животные наших лесов». НОД по ОО «Художественное развитие» (аппликация) для детей с ТНР (заикание) Аппликация Тема: «Дикие животные наших лесов» Цель: Коррекция заикания. Задачи: -Учить детей вырезать волка по частям, передовая характерные.

Конспект НОД по ФКЦМ «Дикие животные наших лесов» ФЦКМ Тема: «Дикие животные наших лесов» Цель: Коррекция заикания. Задачи: - Углублять знания детей о диких животных наших лесов, об их.

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных. Задачи: 1. Актуализация словаря

Крылова Марина Васильевна
Конспект ООД в подготовительной группе «Звери наших лесов»

Программные задачи.

Образовательная область «Познавательное развитие» .

Уточнить знания детей о жизни диких животных; их поводках

особенностях внешнего вида; чем питаются, как называются их жилища. Развивать логическое мышление, воображение, активизировать внимание и память детей. Учить из частей составлять целое. Развивать мелкую моторику.

Образовательная область «Речевое развитие» .

Продолжать учить составлять небольшой описательный рассказ по схеме и воображению. Продолжать учить детей давать полные ответы на вопросы; обогащать словарный запас, развивать связную речь детей. Учить отвечать на вопросы : чей? чьи, образовывать притяжательные прилагательные (в игре «Чей хвост» , подбирать признаки к предмету (согласовывать прилагательные с существительными, употреблять в речи уменьшительно - ласкательные существительные.

.Воспитательные задачи :

Учить детей доброте, вызывать активное сочувствие к тому, кто в нём нуждается (животные, желание помочь им. Воспитывать любовь к природе.

Словарная работа : жилище, логово, хатка, дупло, зубастый, косолапый, длинноухий.

Предварительная работа : чтение рассказов В. Бианки про животных. проведение дидактических и настольно - печатных игр по данной тематике, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок. беседы.

Оборудование : оформление леса (деревья, пенёчки, берлога медведя) -, игрушки (заяц. белка. медведь,скатерть- «самобранка» ,разрезные картинки на каждого ребёнка,карточки с изображением жилищ животных, индивидуальные карточки лесных жителей, использование ТСО.

Организационный момент.

Воспитатель открывает почтовый ящик, достает письмо и читает его детям.

Здравствуйте, дорогие ребята. Я родился на луне и спустился к вам на землю.

Я никогда не был в вашем лесу, не видел зверей . Я очень хочу узнать, где они живут, чем питаются, об их внешнем виде, их повадках.

Ребята, как вы думаете от кого это письмо?

Дети : от Лунтика.

Воспитатель : Как вы догадались? (ответы детей) .

На экране телевизора появляется Лунтик.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, а вот и Лунтик к нам спустился на землю.

Дети здороваются с Лунтиком.

Воспитатель : Дети, а вы хотите помочь Лунтику узнать о жизни лесных зверей ?

Основная часть.

Воспитатель : Кто живет в лесу?

Дети перечисляют животных.

Воспитатель : Как этих животных можно назвать, одним словом?

Ответы детей.

Воспитатель : Почему их называют дикими животными?

Ответы детей.

Воспитатель : Ребята, я вас приглашаю в лес.

Воспитатель читает стихотворение

Здравствуй лес, чудесный лес.

Полный сказок и чудес.

Ты о чём шумишь листвою

Тёмной ночью грозовою.

Кто в глуши твоей таится,

Что за зверь , какая птица.

Всё открой не утаи

Ты же видишь, мы пришли.

Воспитатель : Послушайте, как шумит лес (звукозапись шум леса) .

Ребята, а вы любите играть.

Игра с имитационными движениями.

Мы тихонько в лес зайдем (ходьба на месте)

Что же мы увидим в нём (повороты вправо, влево)

Там деревья подрастают (плавно через стороны

К солнцу ветки направляют поднимают руки вверх)

Ветер сильный налетает (покачивание рук. поднятых

И деревья он качает вверх)

Тише, тише не шуми

Лесных зверей хотим найти

А искать лесных зверей мы будем по следам .

Игра «Чьи следы?»

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, кто пробежал, петляя и запутывая следы (заяц) .

Значит, чьи это следы? (заячьи) .

Воспитатель : Осторожно крадется, заметая следы хвостом (лиса) .

Чьи это следы? (лисьи) .

Воспитатель : А здесь прошагал бурый сердитый (медведь) .

Чьи это следы? (медвежьи) .

Воспитатель : Быстрый маленький зверёк по деревьям скок – поскок (белка)

Чьи это следы? (беличьи) .

Воспитатель : Бродит злой, голодный (волк) .

Чьи это следы? (волчьи)

Игра «Опиши животное» .

Воспитатель : Я вам предлагаю поиграть в игру «Опиши животное» .

Я буду ведущая и загадаю вам загадки, а вы найдете отгадку и расскажите про это животное с помощью этой схемы.

1. За деревьями, кустами промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара (лиса) .

Лиса. Лиса – не очень крупный зверь . У неё красивый рыжий мех, пушистый хвост, длинная мордочка, острые ушки. Лиса охотится на мышей. Живёт лиса в норе под кустом.

2. Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт (белка)

Белка. Она рыженькая. У неё красивый пушистый хвост. Ушки остренькие на концах кисточки.

Тело её покрыто тёплой шерстью. Белка ест орехи, грибы. Живет она в лесу в дупле. Она запасливая хозяйка.

3. Живу в лесу и на лугу,

Я порчу в огороде грядки

И удираю без оглядки (заяц)

Заяц. У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шубка у зайчика мягкая, тёплая. Зимой она белая, а летом серая : так ему легче скрываться от врагов. Заяц живёт в лесу под кустом.

4. Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны (медведь)

Медведь. Медведь имеет мохнатую теплую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, переставляя лапы как-то вкось, поэтому его назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосёт лапу.

Воспитатель : молодцы с загадками справились.

Вы рассказывали про зверей . А они живые?

Подумайте и скажите. А. чем живые объекты отличаются от не живых? (живые звери передвигаются , питаются, дышат и т. д) .

Игра «Кто, чем питается» .

Это скатерть - самобранка. Посмотрите! что в ней лежит.

Красит спозаранку

Солнце край небес.

Скатерть-самобранку,

Расстилает лес.

Хватит угощенья

У него для всех :

Сладкие коренья

Мёд, грибы, орех. (Т. Шорыгина) .

Воспитатель : Дети кому в лесу орехи пригодятся?

Дети : Белке

Дети садятся за столы.

Воспитатель : Скажите ребята, чем бы вы угостили и накормили бы лесных жителей. Что едят лесные звери ?

Ответы детей сопровождаются видеозаписью.

Дети : Медведь - мёд, орехи, жёлуди, ягоды.

Белка – орехи, грибы, шишки.

Заяц - кору, ветки, листья.

Волк - мелких грызунов и др. животных.

Лиса - мышей, кур, зайцев.

Игра «Собери картинку» .

Ребята достаньте из конвертиков разрезные картинки. В лесу был сильный, сильный ветер и разбросал все части рисунка. Давайте их и соберём.

Воспитатель : Дети, расскажите, какое животное вы составили и подберите к нему признак.

Волк какой? (серый, зубастый, страшный. дикий, быстрый, хищный, опасный) .

Лиса, какая? (хитрая, пушистая, рыжая осторожная, чуткая, быстрая) .

Медведь, какой? (бурый, косолапый, неуклюжий, страшный, большой) .

Заяц, какой? (серый, белый, длинноухий, косой, пугливый, быстрый, травоядный, беззащитный).

Белка какая? (пушистая, быстрая, шустрая, рыжая. ловкая) .

Бобр, какой? (пушистый, сильный, острозубый, подводный, заботливый) .

Пальчиковая гимнастика.

Игра «Чей хвост?» .

«Однажды утром лесные звери проснулись и видят , что у всех хвосты перепутаны : у зайца – хвост волка, у волка - хвост лисы, у лисы –хвост медведя. Расстроились звери . Помогите зверям найти свои хвосты ».

Дети : У лисы хвост лисий.

На экране телевизора появляется лиса с пушистым хвостом.

Дети : У зайца хвост заячий.

На экране телевизора появляется заяц.

Дети : У белки хвост беличий.

На экране телевизора появляется белка.

Дети : У волка хвост волчий.

На экране телевизора появляется волк.

Молодцы, ребята, помогли лесным жителям найти свои хвосты

Физминутка.

Весёлые зверята .

Зайка скачет по кусточкам,

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам,

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый,

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек

Катится колючий ежик.

Игра с мячом.

Игра «Назови ласково» .

У ежа иглы, а у ежонка? ….

У лисы хвост, а у лисенка? …

У зайца уши, а у зайчонка?.

У волка зубы, а у волчонка? …

У медведя лапа, а у медвежонка? …

У мыши нос, а у мышонка…

Игра «Отвечай быстро» .

Заяц зимой белый. а летом…

У зайца хвост короткий, а уши….

У зайца задние лапы длиннее, а передние….

Заяц пушистый ёж….

Ёж спит днем, а охотится …

Ёж маленький, а медведь….

Белка зимой серая. а летом….

У белки хвост длинный, а у зайца….

Волк сильный, а заяц….

Волк смелый, а заяц

Игра «Назови семью» . Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.

Прыгают, согнув руки перед грудью.

Идут вперевалку.

Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки.

Дети, посмотрите,а здесь семья (показать на экране телевизора) .

Давайте её назовем.

Мама зайчиха, папа заяц, а детёныш зайчонок.

Мама лиса, папа лис, а детеныш лисёнок.

Мама медведица, папа медведь, а детеныш медвежонок.

Мама волчица. Папа волк, а детеныш волчонок.

Мама ежиха, папа ёж, а детёныш ежонок.

Мама бобриха, папа бобёр, а детёныш бобрёнок.

Мама лосиха. Папа лось, а детёныш лосёнок.

Игра «Кто, где живёт?» .

Ребята, у всех зверей есть свой дом в лесу. Я знаю, что вы добрые ребятки. Помогите, пожалуйста, животным найти своё жилище.

У детей на столах карточки, где изображены жилища животных :- логово, дупло, нора. берлога, хатка. куст.

У каждого ребёнка индивидуальные карточки с изображением животных.

Дети подбирают каждому животному своё жилище и рассказывают, кто где живёт.

Появляется игрушка Лунтик. благодарит детей.

Спасибо. вам ребята, я сегодня много нового узнал про зверей ,где живут чем питаются.

об их внешнем виде их повадках.

И хочу вам подарить энциклопедию про животных. Дети благодарят Лунтика.

Дети вот и закончилось наше путешествие в лес, и нам пора возвращаться домой.

Молодцы, вы сегодня хорошо играли.

Воспитатель : Дети,давайте вспомним в какие игры мы сегодня играли?

Скажите, а какая игра вам понравилась больше.

Их дом, в котором они живут, прячутся и питаются, выводят потомство. Лес является их защитником.

Лось

Лесные звери уверенно чувствуют себя в привычной для них среде обитания. В лесу им комфортно, несмотря на то что здесь есть и опасности, но каждый вид приспособился защищаться и прятаться.

Украшением лесного сообщества является лось, принадлежащий к семейству Оленьи. Отдельные экземпляры достигают в длину до трех с половиной метров, а в высоту - до двух метров. Вес такого животного может достигать 500 килограмм. Согласитесь, это внушительные параметры. Очень интересно наблюдать за таким гигантом, который бесшумно передвигается по лесу.

Он очень сильный и, как ни странно, замечательно плавает и ныряет. Кроме того, обладает тонким слухом и хорошим чутьем. Представьте, что лось без разбега может перепрыгнуть четырехметровую яму или двухметровое препятствие. Такое под силу не каждому животному.

Обитает он исключительно в лесах. На другой территории его можно встретить только в период весенних кочевок. В такое время с ним можно столкнуться на полях, иногда он даже заходит в селения. Питается лось побегами сосны, рябины, осины, крушины, черемухи, ивы. Также поедает и травянистые растения, грибы, мох, ягоды. Лесные звери зимой вынуждены искать себе пищу. И не всегда им так просто удается ее найти. Иногда лоси сильно вредят тем, что объедают молодые сосняки и лесопосадки. Происходит такое только в зимний период, когда совсем туго с едой, и приличное количество особей сосредотачивается на относительно небольшой территории.

Однако в лесничествах стараются проводить биотехнические мероприятия, чтобы создать комфортные и сытные условия для проживания этим чудесным зверям.

Лесной зверь медведь

Наиболее известный лесной житель. Он является непременным героем большинства народных сказок. Причем он всегда выступает в качестве доброго персонажа. Однако следует отметить, что медведи - хищные звери лесной чащи.

Их по праву можно назвать хозяевами леса. У медведя мощное тело, достаточно но при этом небольшие глазки и уши. На холке у него есть горб, который является не чем иным, как мускулами, которые дают ему возможность наносить очень сильные удары. Хвостик у медведя совсем небольшой, примерно двадцать сантиметров. Его практически и не видно в его густой косматой шерсти. Окрас зверя варьируется от светло-коричневого до практически черного. Конечно, наиболее типичный окрас - бурый.

Животное имеет очень мощные лапы. На каждой из них по пять пальцев. Когти на лапах зверя достигают десяти сантиметров в длину.

Территория обитания бурого медведя

Эти величественные лесные звери ранее обитали на обширных территориях. Сейчас же их ареал значительно сузился. В настоящее время они встречаются в Финляндии и Скандинавии, иногда в лесах Центральной Европы и, конечно же, в тайге и тундре на территории России.

Размер и масса тела медведей всецело зависят от места их обитания. Вес зверей, живущих на территории России, не превышает 120 килограмм. Однако дальневосточные медведи значительно крупнее. Их вес доходит до 750 килограмм.

Излюбленным местом их обитания являются заваленные буреломами непроходимые участки леса или же места с густыми зарослями кустарника и деревьев. Однако любят они и пересеченную местность, а потому их можно встретить и в тундре, и в высокогорных лесах.

Чем питается хищник?

Надо сказать, что питается медведь практически всем, что можно только кушать. Большая часть его рациона - это растительная пища: травы, грибы, ягоды, орехи. Когда животному не хватает еды, он может поедать насекомых и личинки, грызунов, пресмыкающихся и даже падаль. Крупные представители могут позволить себе охотиться на копытных. Это только на первый взгляд эти лесные звери кажутся очень неповоротливыми. На самом деле медведи, преследуя добычу, показывают чудеса ловкости. Они способны развивать скорость до 55 километров в час.

Любят медведи полакомиться и рыбой. К осени они отъедаются и процентов на двадцать набирают вес.

Зимняя спячка медведей

Однако жизнь лесных зверей зимой очень сильно меняется. Медведи половину года находятся в своем убежище-берлоге, впадая в спячку. Место для своего жилища они выбирают в самых труднодоступных местах. Как правило, зимнее лежбище они делают под огромными корнями выломанных елей, в расщелинах скал, в завалах после буреломов. Внутри свой дом они выстилают сухим мхом и травой. Спят медведи достаточно чутко. Если его потревожить, то он вполне может проснуться, а потом будет вынужден искать новое уютное местечко для сна.

Когда случаются очень голодные годы и медведь не может набрать достаточно жирового запаса, он не засыпает. Животное просто бродит в поисках пищи. Такого медведя называют шатуном. В этот период он становится очень агрессивным и способен напасть даже на человека.

Брачный период у медведей в мае и июне. Он, как правило, сопровождается сильным ревом и схватками между конкурирующими самцами.

У медведицы после спаривания появляются детеныши примерно через шесть месяцев. Рождаются они в берлоге. Как правило, на свет появляются по два малыша весом до полукилограмма. К тому времени, когда семейная чета выходит из берлоги, потомство достигает размера собаки и уже начинает питаться вместе со взрослыми.

С мамой медвежата живут пару лет. Половой зрелости они достигают в три-четыре года. А вообще медведи живут в дикой природе до тридцати лет.

Волк

Лесные звери у нас всегда ассоциируются с хищниками. Одним из их представителей является волк. В нашей стране их обитает огромное количество. Издавна с ведут активную борьбу, поскольку те наносят значительный урон домашнему хозяйству.

Распространено мнение, что волк - это лесной зверь. Однако это не совсем так. Их много живет и в тундре, Они больше предпочитают открытые пространства. А в леса их вынуждает уходить человек, ведя активную борьбу с ними.

Внешне волк похож на большую крупную собаку. Он имеет мощное телосложение. Длина его тела достигает до 1,5 метра. Масса колеблется от 30 и до 45 килограмм. Самки, как правило, меньше самцов.

У волков сильные и выносливые лапы. Они являются бегунами на большие дистанции. Вообще это высокоорганизованное животное и к тому же очень умное. Глядя друг на друга, волки обмениваются информацией.

У этого зверя прекрасно развит слух, отличное обоняние и зрение. Всю информацию об окружающем мире волк получает благодаря обонянию. Он способен различать следы лесных зверей по запаху через много часов после того, как они их оставили. Вообще нам сложно представить то многообразие запахов, которое способен различать волк.

Повадки волков

Волки очень сильные и выносливые звери. Они развивают скорость в погоне за добычей до 60 километров. А в броске эта величина возрастает до 80.

Летом волки обитают парами и воспитывают свое потомство строго на своей территории. К зиме молодые особи вместе со старшими собираются в группы и ведут бродячий образ жизни. Волки, как и все лесные звери, зимой меняют свой образ жизни.

Обычно стая состоит из десяти волков, которые являются представителями одной семьи. Иногда несколько стай могут объединиться в одну более крупную. Такое возможно в суровую снежную пору или при наличии очень крупной добычи.

Чем питаются волки?

Поскольку волк - это хищник, то мясо - основа его рациона. Хотя иногда животное может попробовать и растительную пищу. Охотится волк абсолютно на любого зверя, который будет ему под силу. Если ему достаточно дичи, то он не настанет заглядывать в селения людей. Волки весьма разумны и понимают всю степень риска.

В лесу это животное охотится практически за всеми обитателями, начиная от лося и заканчивая бурундуком и полевкой. Конечно, излюбленной его добычей, в зависимости от места обитания, является изюбр, косуля. Однако волк не побрезгует и лисой, енотом, крысой, хорьком, поросенком, зайцем. Охотничьи повадки волков разнообразны. Они могут поджидать свою добычу в засаде, а могут долгое время загонять ее. А уж их коллективная охота - это вообще сложный слаженный механизм, где все друг друга понимают без слов.

Очень расчетливо они стаей загоняют добычу в воду. Волк - это крупный хищник, но он умеет ловить рыбку, лягушек, мышек, а также любит разорять птичьи гнезда.

Но не всегда только лесные звери и птицы становятся добычей хищника. В населенных районах дичи не хватает, а потому в суровые зимние месяцы, когда становится очень сложно выживать, волки держатся ближе к селам и начинают разбойничать. Их добычей могут стать овца, собака, свинья, лошадь, корова, гусь. В общем, любая живность, до которой хищник сможет только добраться. Даже одна особь способна нанести большой урон за одну ночь.

Лиса

Лесные звери для детей - это, скорее, сказочные персонажи. А лисица - это вообще героиня многих детских сказок. Однако, как сказочная особа, она наделена теми чертами, которые ей присущи в реальной жизни. Лиса и красива, и хитра. У нее длинный пушистый хвост и хитрая узкая мордочка, маленькие глазки. Эта хищница действительно стройна и изящна, по размерам она соизмерима с небольшой собакой. Весит от шести до десяти килограмм.

Мы привыкли к тому, что с детства называем лису рыжей. И это справедливо. Вот только в жизни у нее белое брюшко или сероватое. Спинка и бока окрашены по-разному: от светло-серого цвета до ярко-рыжего. Как правило, яркий окрас имеют северные лисы. А более блеклый - те, что обитают в лесостепи. Самым красивым и дорогим считается мех чернобурки. Таких лис уже давно разводят на специальных фермах, поскольку в живой природе они встречаются крайне редко. А у людей их мех за красоту пользуется особой популярностью.

Летом животное выглядит немного несуразно из-за того, что шерсть в этот период становится короткой и жесткой. А вот к осени у лисы отрастает красивая зимняя шуба. Линяет хищница всего один раз в году - весной.

Повадки хитрой лисы

Встречается лиса не только в лесу, но и в тундре, горах, степях, на болотах, и даже у человеческого жилья. Она замечательно умеет приспособиться к любым условиям, но все-таки любит более открытые пространства. Глухая тайга ей не по душе.

В жизни, как и в сказках, лиса очень быстрая и ловкая. Бегает она очень даже резво, с легкостью ловит пролетающий мимо насекомых. Как правило, передвигается она неспешной рысцой. Периодически останавливается, оглядывается, осматривается. Лиса очень осторожна. Когда она подкрадывается к добыче, то ползет тихонько на брюхе, почти сливаясь с землей. А вот убегает от преследования большими и резкими прыжками, умело путая следы.

В лисьем поведении можно увидеть прямо-таки сказочные эпизоды. Люди их неспроста придумали. Все сюжеты взяты из реальной жизни. Лисы действительно хитрые хищницы, которые с умом подходят к охоте. Они, скорее, берут добычу не силой, а обольщением. Ни одно другое животное не называют по отчеству. А лису зовут Патрикеевной. Почему?

Когда-то давно был такой князь, по имени Патрикей. Он прославился своей хитростью и изворотливостью. С тех самых пор само имя Патрикей ассоциируется с хитрецами. Лиса издавна в народе слыла плутовкой, потому ее и окрестили Патрикеевной.

На кого охотятся лисы?

Лисы - это очень активные животные. Зимой ее запутанные следы хорошо видны на снегу. Сразу видно, где охотилась плутовка. Принято считать, что лисы питаются зайцами. Но это большое заблуждение. Она не способна догнать такую быструю добычу. Конечно, если она где-то наткнется на беззащитных зайчат, то непременно воспользуется случаем. А потому зайцы - очень редкое блюдо в ее рационе. Ей просто за ними не угнаться.

Лисы питаются различными насекомыми, птицами и животными. Но основой их меню являются грызуны. Хищницы замечательно истребляют полевок. Кроме того, они умеют ловить рыбу на мелководье. Иногда животные лакомятся ягодами.

Зайцы

Лесная жизнь зверей очень интересна для изучения. Все представители животного мира очень разные, одни убегают, другие охотятся. Ранее мы рассмотрели некоторых хищников. А теперь поговорим о самом ярком представителе лесов. Конечно же, о зайце.

Зайцы, как и в сказках, длинноухие, с короткими хвостиками. Задние лапки у них намного длиннее и мощнее передних. Зимой на снегу хорошо видно, что отпечатки задних лап опережают передние. Вызвано это тем, что они во время бега заносят их вперед.

Питаются эти звери той пищей, которая совершенно не привлекает других, например, корой, молодыми побегами и ветками, травой.

Про лесных зверей написано немало сказок, но излюбленным героем всегда был заяц. Он и в жизни, уходя от погони, хитрит и старается запутать следы, скачет то в одну сторону, то в другую, как и в детских историях. Он способен бежать со скоростью 50 километров в час. Не каждый хищник угонится за такой быстрой добычей. Вообще в арсенале у зайцев есть много способов уйти от преследования. Вот такие хитрые эти лесные обитатели. Звери умеют и убегать, и защищаться, и в каждом случае они применяют наиболее оптимальную тактику - настолько у них развито чутье.

Но не столько спасает зайцев их хитрость, как они берут своим количеством. Ежегодно у них по четыре-пять пометов. В каждом из которых может быть от двух и до пяти зайчат.

Наиболее известны и беляки. Они весят до семи с половиной килограмм и в длину достигают 70 сантиметров. Основным их отличием является цвет шерстки. Русаки зимой не меняют своей окраски. А вот летом эти разновидности отличить гораздо сложнее.

Вообще зайцам свойственна оседлая жизнь. Конечно, они скачут по полям и лугам, отходя на достаточно большие расстояния. Но потом они возвращаются на свою территорию обитания. Очень редко они могут мигрировать. Это случается только в особо холодные и снежные зимы.

Кто еще живет в лесу?

Мы перечислили только наиболее известных животных, поскольку в рамках статьи сложно уделить внимание всем лесным жителям. Их на самом деле очень много: кабаны, барсуки, ежи, кроты, мыши, белки, бурундуки, соболи, куницы, еноты, олени, косули, рыси… Как говорится, от мала до велика. Все они очень разные и интересные. Кроме того, было бы несправедливо не упомянуть и о пернатых, которых тоже достаточно много обитает в наших лесах.

Лесные птицы

Разнообразны не только лесные звери, фото некоторых из которых приведены в статье, но и птицы. Мир крылатых не менее интересен. Их обитает в лесах огромное количество видов. Здесь можно встретить: дятлов, жаворонков, зарянок, иволгу, клеста, соловья, овсянку, сороку, утку, трясогузку, стрижа и многих других.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дикие животные «Жители леса» часть 1 Подготовила: Черных Т.А.

Бурый медведь Бурый медведь живет в лесу, любит лазить по деревьям. Несмотря на неуклюжесть, может быстро бегать и хорошо плавает.

Бурый медведь Медведь всеядное животное. Любимые его лакомства - мед и малина. А еще Бурый Медведь отличный рыболов!

Бурый медведь Медведь живет в берлоге. Всю зиму он спит в своем доме, живет за счет накопленных жировых запасов. Весной бурый медведь просыпается.

Самый знаменитый медвежонок – винни пух МЁД

Белка Белка живет в лесу, но иногда ее можно встретить в парке. Такие белки не боятся человека и могут взять у него из рук орешек. Арахис и семечки подсолнуха белкам лучше не давать.

Белка Белки – всеядные животные, любят лакомиться орехами, грибами, ягодами, семенами. Весной питаются почками деревьев. Иногда едят насекомых, лягушек и небольших птиц.

Белка Дупло – домик для белочки, там она хранит запасы на зиму. А бывает, что закапывает орехи в землю.

Заяц Заяц самое пугливое животное. Чуть услышит какой шорох – сразу бежать – он отличный спортсмен! Летом заяц серый, а зимой меняет шубку на белый цвет.

Заяц Заяц любит морковку, яблоки и капусту., но так как он житель леса, то ест разную траву, тонкие веточки, кору, семена, ягоды.

Заяц Заяц живет в норке, которую роет под кустом, так он прячется от хищников – волка и лисы.

Волк Волки живут стаями, самый сильный и смелый волк – это вожак.

Волк Специального дома у волка нет, они могут жить в расщелине скалы или зарослях кустарника, но когда они выводят потомство устраивают логово.

Волк Волк – хищник, охотится ночью. Ест мясо, птицу, любит рыбу. Когда нет добычи, волки едят ягоды, фрукты и даже грибы. Ночью можно услышать, как воет волк на луну.

Кабан Кабан – древний предок свиньи. Живет там, где есть поблизости вода. Хоть кабан и неуклюж, зато быстро бегает и прекрасно плавает. Кабан – очень свирепый зверь!

Кабан Днем кабан лежит в выкопанной яме, а вечером выходит искать себе еду – это корни, плоды, растения. Любимое лакомство кабана– желуди.

Кабан Кабан очень сильный, никого не боятся, кроме волка, рыси и человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Жизнь диких животных в лесу зимой»

Конспект занятия по природному окружению и экологическому воспитанию «Жизнь диких животных в лесу зимой» в подготовительной к школе группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале дикие животные. Тема НОД:Дикие животные наших лесов.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе...



error: Контент защищен !!