Принцип территориальной целостности в международном. Характеристика принципа территориальной целостности государств и принципа Нерушимости границ

РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

В России действует ряд актов, ка­сающихся вопросов взаимодействия с другими государствами в контексте национальной безопасности и военных угроз.

К ним можно, в частности, отнести: Федеральный конституционный закон «О военном положении» 2002 года; федеральные законы «Об унич­тожении химического оружия» 1997 года, «Об обороне» 1996 года, «О госу­дарственной границе РФ» 1993 года, «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» 1997 года, «О военно-техниче­ском сотрудничестве Россииской Федерации с иностранными государст­вами» 1998 года, «О борьбе с терроризмом» 1998 года, «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и фи­нансированию терроризма» 2001 года, «О безопасности» 1992 года, «Об использовании атомной энергии» 1595 года; Концепцию националь­ной безопасности РФ (указы Президента 1997 и 2000 гт.) и др. Закон 1995 года «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по под­держанию мира и безопасности» предусматривает (ст. 11), например, что предоставление вооруженных контингентов Россией осуществляется на основании особого соглашения с Советом Безопасности ООН.

Для государств нет, пожалуй, ничего важнее их территории. Территория – это жизненное пространство населения, наций (народов), государства. Территория – это материальная основа существования государства, географическая среда обитания его населения и пространственный предел осуществления его публичной властью юридического верховенства. Это – ценность номер один в иерархии общественных ценностей и государственных интересов.

Назначение принципа – защита территории государства от любых посягательств.

Однако само наименование рассматриваемого принципа еще не установилось: в международных договорах и литературе в названии принципа указываются как оба элемента – неприкосновенность и целостность, так и каждый из них в отдельности.

Оба эти элемента близки по смыслу, однако их правовое содержание различно.

Территориальная неприкосновенность - это предохранение территории государства от любого посягательства извне; никто не должен покушаться на территорию государства с целью пол­ного или частичного ее занятия или оккупации, проникать в его наземное, подземное, морское или воздушное пространство против воли властей данного государства.

Территориальная целостность - это состояние единства и нераздельности территории государства; никто не должен поку­шаться на его территорию с целью полного или частичного на­рушения ее единства, незаконного расчленения, отделения, от­торжения, передачи или присоединения всей или части к тер­ритории другого государства.

Таким образом, понятие «территориальная неприкосновен­ность» шире понятия «территориальная целостность»: несанк­ционированное вторжение иностранною самолета в воздушное пространство государства будет нарушением его территориаль­ной неприкосновенности при том, что территориальная цело­стность государства не будет нарушена.

Принцип территориальной целостности государств можно считать неким продолжением принципа неприменения силы.

В Уставе ООН (ст. 2, п. 4) говорится о том, что государства должны воздерживаться от угрозы силой или ее применения «против территори­альной неприкосновенности» любого государства. Территориальная целост­ность - основа политической независимости, поэтому эти два понятия за­частую идут рядом.

Принцип территориальной целостности государств закреплен в Заключительном акте 1975 года. В Уставе ООН такого принципа нет.

Пункт 4 статьи 2 Устава ООН закрепляет обязанность членов ООН воздерживаться от угрозы силой или ее применения, кроме прочего, против «территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства».

Строго говоря, в данном случае территориальная неприкосновенность (как и политическая независимость) формально не названа в качестве принципа международного права. Она является лишь объектом принципа воздержания от угрозы силой или ее применения. Однако именно с принятием Устава ООН считается общепризнанным наличие в международном праве принципа территориальной неприкосновенности.

Концепция территориальной целостности государств была выдвинута в период после Второй мировой войны развивающимися странами в ответ на стремление колониальных держав препятствовать национально-освободительному движению колоний и попыткам дробления их территорий. Выражением этого противодействия явилась Бандунгская декларация о содействии всеобщему миру и сотрудничеству 1955 года, в которой среди принципов сотрудничества государств указывалось на необходимость «воздержания от актов агрессии или применения силы против территориальной целостности или политической независимости любой страны».

Данная формула не совпадает с текстом п. 4 ст. 2 Устава ООН. Это, однако, означает не отказ развивающихся стран от принципа территориальной неприкосновенности в пользу принципа территориальной целостности, а дальнейшее развитие последнего. В последующем «бандунгская формула» быстро получила широкое хождение в двусторонних соглашениях. Примерами могут служить Советско-индийское заявление от 22 июня 1955 г., Польско-индийское коммюнике от 25 июня 1955 г., Советско-вьетнамское коммюнике от 18 июля 1955 г., Совместное заявление Индии и Саудовской Аравии от 11 декабря 1955 г., Советско-афганское заявление от 10 Декабря 1955 г., Советско-бельгийское коммюнике от 2 ноября 1956 г. и ряд других документов подобного рода.

В Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН

14 декабря 1960 г., особо отмечается, что «все народы имеют неотъемлемое право на... целостность их национальной территории», а всякая попытка, направленная на полное или частичное разрушение национального единства и территориальной целостности страны, несовместима с целями и принципами Устава ООН.

В Декларации принципов международного права, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 4 ноября 1970 г., говорится, что/каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение «национального единства или территориальной целостности» любого другого государства.

Значительным шагом в прогрессивном развитии данного принципа явились документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года) В частности, в ст. IV Декларации принципов, включенной в Заключительный акт Совещания, говорится об уважении «территориальной целостности», «политической независимости», «единства любого государства-участника».

Принцип территориальной целостности закреплен в Совместной декларации об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 18 декабря 1992 г., в Договоре об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 30 мая 1992 г. (ст. 1), в Преамбуле и ст. 2 Хартии Организации африканского единства, в ст. V Пакта Лиги арабских государств и т.д.

В последнее время чаще используется комплексная формула - принцип целостности и неприкосновенности государственной территории.

Территория служит материальной основой государства. Без территории нет государства. Поэтому государства уделяют особое внимание обеспечению ее целостности. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государства (ч. 4 ст. 2). Декларация 1970 г. не выделяет этот принцип в качестве самостоятельного. Его содержание отражено в других принципах. Принцип неприменения силы обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности любого государства. С этой целью не может быть также использовано политическое, экономическое или иное давление.

Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение Устава ООН, или объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Такого рода приобретения не признаются законными.

Последнее положение не относится к договорам по территориальным вопросам, заключенным до принятия Устава ООН. Иное положение поставило бы под вопрос правомерность многих давно сложившихся государственных границ. Законность отторжения части территории государств, несущих ответственность за развязывание Второй мировой войны, признана Уставом ООН (ст. 107). Заключительный акт СБСЕ 1975 г. выделил самостоятельный принцип территориальной целостности, содержание которого отражает сказанное ранее. О территориальной целостности говорится в учредительных актах региональных объединений. Устав Организации американских государств определил в качестве одной из главных целей защиту территориальной целостности (ст. 1). Аналогичное положение содержится в Хартии Организации африканского единства (ст. ст. 2 и 3). Рассматриваемый принцип нашел отражение и в конституционном праве. Согласно Конституции: "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории" (ч. 3 ст. 4).

Принцип нерушимости границ дополняет принцип территориальной целостности. В Декларации 1970 г. его содержание излагается в разделе о принципе неприменения силы. "Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ".

Государства обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения не только границ, но и демаркационных линий. Имеются в виду временные или предварительные границы, включая линии перемирия. Это касается линий, имеющих юридическое основание, т.е. таких, которые установлены и соответствуют межгосударственному договору или которые государство обязано соблюдать по иным основаниям. Оговаривается, что следование этому правилу не наносит ущерба позиции заинтересованных государств в отношении статуса и последствий установления таких линий. Есть основания полагать, что это правило относится и к постоянным границам, поскольку принцип неприменения силы не обязывает к признанию существующих границ.



В качестве самостоятельного принцип нерушимости границ был сформулирован Заключительным актом СБСЕ 1975 г. При этом его содержание выходит за рамки принципа неприменения силы. В содержание принципа включено обязательство признать нерушимость всех государственных границ в Европе. Известно, что побежденные государства далеко не полностью признавали границы, установленные в результате Второй мировой войны.

Государства-участники обязались воздерживаться от любых, а не только подкрепленных силой требований или действий, направленных на захват части или всей территории других государств. Вместе с тем предусмотрена возможность изменения границ в соответствии с международным правом, по соглашению. Таким путем были пересмотрены границы ФРГ, в которую вошла территория ГДР.

С принципом нерушимости границ связано правило uti possidetis (как владеете), применяемое при определении границ вновь образованных независимых государств. Согласно правилу, ранее существовавшие административные границы с образованием в их пределах независимых государств становятся межгосударственными. Оно применялось при определении границ новых независимых государств в ходе массовой деколонизации после Второй мировой войны. В 1964 г. Организация африканского единства подтвердила применимость правила в отношении границ африканских государств. На его основе были признаны и границы между бывшими советскими союзными республиками, несмотря на то что они не всегда справедливы и не всегда юридически правильно были в свое время установлены. Правило применялось и при решении вопроса о границах на территории бывшей Югославии. Данное правило неоднократно применялось Международным Судом ООН при решении территориальных споров. При этом Суд подчеркивал, что оно является общепризнанной нормой международного права

Б.15 Принцип мирного разрешения споров: понятие и нормативное содержание. Механизмы реализации этого принципа

Принцип мирного разрешения споров закреплен Уставом ООН (ст. 2.3) и всеми международными актами, излагающими принципы международного права. Ему посвящен ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, среди которых особенно значительна содержащая Манильскую декларацию о мирном разрешении международных споров 1982 г.

Декларация о принципах международного права 1970 г. содержит следующую общую формулировку принципа: "Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость". В таком же духе принцип закреплен в региональных актах, в уставах Организации африканского единства, Организации американских государств, а также в Североатлантическом договоре.

Принцип обязывает государства решать любые межгосударственные споры мирными средствами. Принцип не распространяется на споры по делам, относящимся, по существу, ко внутренней компетенции любого государства (принцип невмешательства). Стороны в споре не вправе отказаться от мирного урегулирования.

Заслуживает внимания указание на связь между понятиями "мир" и "справедливость". Лишь в условиях мира может быть обеспечена справедливость. Только справедливое решение ведет к миру. Прочен мир справедливый. Несправедливые решения несут в себе зерна будущих войн. Поэтому справедливость признается необходимым принципом мирового порядка.

В новых условиях интересы обеспечения мира требуют не только решения существующих споров, но и предотвращения их возникновения. Приобретает особое значение профилактика конфликтов. Предупреждение конфликта требует меньших усилий, чем его последующее урегулирование. Предупреждение углубления конфликта также достигается с помощью мирных средств. Особую роль в превентивной дипломатии призвана играть ООН. Этой проблеме посвящен ряд резолюций Генеральной Ассамблеи. Центральное положение среди них занимает Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области (1988 г.). Декларация подчеркивает принцип ответственности государств за предотвращение и ликвидацию споров и опасных ситуаций.

Важным элементом рассматриваемого принципа является принцип свободного выбора средств мирного разрешения споров, что не раз подчеркивалось и Международным Судом ООН. В Постановлении о принятии предварительных мер по делу о законности применения силы (Югославия против США) Суд, выразив свою озабоченность применением силы в Югославии, которое поднимает серьезные проблемы международного права, заявил, что любой спор о законности применения силы должен решаться мирными средствами, выбор которых, согласно ст. 33 Устава ООН, принадлежит сторонам. Одновременно Суд подчеркнул еще один важный аспект принципа мирного разрешения споров - "стороны должны заботиться о том, чтобы не обострять или не расширять спор" .

Территория служит материальной основой любого государства, является необходимым условием его существования. Все природные ресурсы являются составными компонентами территории государства и если неприкосновенна территория в целом, то неприкосновенны и ее компоненты, то есть природные ресурсы в их естественном виде. Их разработка иностранными лицами или государствами без разрешения территориального суверена признается нарушением территориальной неприкосновенности государства. Поэтому государства уделяют особое внимание обеспечению ее целостности. Ещё Статут Лиги Наций обязывал уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность государств-членов. Этот принцип утвердился с принятием Устава ООН в 1945 г.

Иногда принцип территориальной целостности государств именуется также принципом целостности государственной территории или принципом неприкосновенности государственной территории, но суть здесь одна – запрещение насильственного захвата, присоединения или расчленения территории иностранного государства.

В пункте 4 ст. 2 Устава ООН содержится предписание об обязанности воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государств, тем самым окончательно устанавливая принцип территориальной целостности государств, хотя и в сжатой формулировке.

В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г. сказано, что каждое государство «должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны». Там также отмечено, что «территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава», и что «территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения». Не должны признаваться законными какие-либо территориальные приобретения, явившиеся результатом угрозы силой или ее применения.

Свое развитие этот принцип международного права получил и в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г., который содержит отдельную и наиболее полную его формулировку: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной». Причем это распространяется на любые действия против территориальной целостности или неприкосновенности. Например, транзит любых транспортных средств через иностранную территорию без разрешения территориального суверена является нарушением не только неприкосновенности границ, но и неприкосновенности государственной территории, поскольку именно она используется для транзита.

Устав ООН запрещает угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости государств. В Декларации о принципах международного права 1970 г. при раскрытии содержания п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены отдельные элементы принципа, который трактуется как часть принципа суверенного равенства государств и принципа неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях. В Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что «территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны». Особо отмечается, что территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава ООН, и что территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными.

Однако, учитывая важность этого принципа, государства - участники ОБСЕ сочли необходимым выделить его в качестве самостоятельного принципа, которым они намерены руководствоваться во взаимных отношениях. В связи с этим Заключительный акт СБСЕ 1975 г. содержит наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства- участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут, равным образом, воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».

Принцип ныне существует в обычно-правовой форме, однако косвенные подтверждения его действия находятся в двусторонних договорах политического характера, в региональных документах, в частности уставных документах политических региональных организаций. Так, преамбула и ст. 2 Хартии Организации африканского единства (далее -- ОАЕ) устанавливает, что целями Организации является защита территориальной целостности, естественных ресурсов государств Африки; ст. V Пакта ЛАГ также затрагивает проблему защиты территориальной целостности государств - членов Лиги.



error: Контент защищен !!