Федеральный закон "об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья". Организация условий для получения образования детьми с овз Заказчиком образования детей с овз выступает

«Дистанционное обучение детей с ОВЗ» - Ученик получает возможность слышать иноязычную речь. Из истории образования дистанционного обучения. Компоненты содержания обучения. Обучение детей с ОВЗ. Школа является одним из важных факторов социализации. Технология дистанционного обучения. Дистанционное обучение через Интернет сегодня востребовано.

«Образовательные потребности детей с ОВЗ» - Планируемые результаты. Природоведение. Требования к условиям реализации программы. Организация и механизм реализации ПКР. Содержание основных направлений. Особенности основного этапа обучения. Весна в окно стучится. Зима недаром злится. Задания для устного счета. Общие рекомендации. Колумб. Требования к условиям реализации.

«Обучение незрячих детей» - Жесты. Двигательные навыки. Автоматизация навыка произношения звука. Местоположение входной двери. Ориентировка в пространстве. Обучение самостоятельному передвижению в пространстве. Метод сопряженных действий. Оказание первой медицинской помощи. Развитие мимики и пантомимики. Танцевальная деятельность.

«Образование детей с ОВЗ» - Система ресурсного обеспечения инклюзивного образования в Москве. Проведение мониторинга эффективности организации инклюзивного процесса. Программы дополнительного образования. Психолого-медико-педагогическое сопровождение. Материально-техническое обеспечение. Инклюзивная культура. Организация условий для получения образования детьми с ОВЗ.

«Дети с ограниченными возможностями здоровья» - Особая отягощенность условий. Критические периоды развития. Группа патологических синдромов. Сложная структура нарушения ССН. Иммунологическая несовместимость. Дети с ОВЗ. Формирование готовности руки к письму. Нарушение восприятия. Особенности психического развития. Специфичность урока. Условия эффективности обучения детей с ЗПР.

«Образование лиц с ОВЗ» - СФГОС начального образования детей школьного возраста с ОВЗ (проект). Требования к структуре ООП. Обязательные направления коррекционной помощи. Интеграция. СФГОС (концепция) цели. Российское законодательство. Актуальные проблемы развития специального образования. Выбор условий обучения лиц с ОВЗ. Вариант СФГОС (цензовый уровень).

Всего в теме 14 презентаций

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Что это такое и как их решить? Попытаемся разобраться.

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Что это такое?

В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.

Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим.

Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах.

Поэтому работу необходимо начинать с детского возраста. Значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации инвалидов.

Трехзвенная шкала ограниченных возможностей

Это - британский ее вариант. Шкала была принята в восьмидесятых годах прошлого столетия Всемирной организацией здравоохранения. Она включает в себя следующие ступени.

Первая - носит название "недуг". Речь идет о любой утрате или аномалии (психологической/физиологической, анатомической структуры или функции).

Вторая ступень подразумевает пациентов с дефектами и потерей способности исполнять такую деятельность, которая считается нормальной для остальных людей.

Третья ступень - недееспособность (инвалидность).

Виды овз

В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов. Остановимся на них более подробно.

1. Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.

2. Нарушения в сенсорных функциях. Это - зрение, слух, обоняние и осязание.

3.Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.

4. Изменения статодинамической функции.

Дети-инвалиды, которые относятся к первой, второй и четвертой категориям, это большая часть из общего количества. Их отличают те или иные отклонения и нарушения развития. Поэтому таким детям требуются особые, специфические методы обучения и воспитания.

Психолого-педагогическая классификация детей, которые относятся к системе специального образования

Рассмотрим этот вопрос более подробно. Поскольку от этого будет зависеть выбор приемов и методов обучения и воспитания.

  • Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
  • Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.

Дети с ОВЗ, дети-инвалиды имеют значительные нарушения в развитии. Они пользуются социальными пособиями и льготами.

Существует также педагогическая классификация нарушений.

Она состоит из следующих категорий.

Дети, с нарушениями:

  • слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
  • зрения (слабовидящие, слепые);
  • речи (разные степени);
    интеллекта;
  • задержкой психоречевого развития (ЗПР);
  • опорно-двигательного аппарата;
  • эмоционально-волевой сферы.

Четыре степени нарушения здоровья

В зависимости от того, какова степень нарушения функций и возможностей адаптации, можно определить степень нарушения здоровья.

Традиционно выделяют четыре степени.

Первая степень. Развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности. Однако, как правило, не всегда это происходит. Более того, при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции.

Вторая степень. Это третья группа инвалидности у взрослых. У ребенка существуют выраженные нарушения в функциях систем и органов. Несмотря на лечение, они продолжают ограничивать его социальную адаптацию. Поэтому такие дети нуждаются в особых условиях обучения и жизни.

Третья степень нарушения здоровья. Она соответствует второй группе инвалидности у взрослого. Наблюдается большая выраженность нарушений, которые значительно ограничивают возможности ребенка в его жизнедеятельности.

Четвертая степень нарушения здоровья. Она включает в себя резко выраженные нарушения функций систем и органов, из-за которых происходит социальная дезадаптация ребенка. Помимо этого, можно констатировать необратимый характер поражений и, зачастую, неэффективность мероприятий (лечебных и реабилитационных). Это первая группа инвалидности у взрослого. Усилия педагогов и врачей нацелены обычно на то, чтобы не допустить критического состояния.

Проблемы развития детей с ОВЗ

Это особая категория. Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития. Это общепринятая позиция. Но необходимо разобраться в данном вопросе более подробно.

Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, что это такое мы уже определили, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками.

Однако, дети-инвалиды с серьезными нарушениями нуждаются в специальных условиях, в особом образовании, воспитании и лечении.

Социальная политика государства в области инклюзивного образования

В России в последние годы разрабатываются определенные направления социальной политики, которые связаны с увеличением количества детей с ОВЗ. Что это такое и какие проблемы решаются, рассмотрим немного позднее. Пока же отметим следующее.

Базовые положения социальной политики опираются на современные научные подходы, имеющиеся материально-технические средства, детально разработанный юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и прочее.

Несмотря на прилагаемые усилия и прогрессивное развитие медицины, количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет. Поэтому основные направления социальной политики направлены на решение проблем их обучения в школе и пребывания в дошкольном учреждения. Рассмотрим это более подробно.

Инклюзивное образование

Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.

Однако реализация данных задач должна осуществляться на всех ступенях, начиная от детского сада и заканчивая школой. Остановимся ниже на этих стадиях.

Создание «безбарьерной» образовательной среды

Базовая проблема инклюзивного образования - создать «безбарьерную» образовательную среду. Основное правило - доступность ее для детей с ОВЗ, решение проблем и трудностей социализации.

В образовательных учреждениях, которые обеспечивают их сопровождение, необходимо соблюдение общепедагогических требований к техническому оснащению и оборудованию. Особенно это касается осуществления бытовых нужд, формирования компетентности и социальной активности.

Помимо этого, особое внимание должно уделяться воспитанию и обучению таких детей.

Проблемы и трудности инклюзивного образования

Несмотря на проводимую работу, при обучении и воспитании детей с ОВЗ не все так просто. Существующие проблемы и трудности инклюзивного образования сводятся к следующим позициям.

Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за "своего".

Во-вторых, педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения.

В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с "особенным" ребенком.

В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ - это одна из основных проблем неспециализированного детского сада. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов.

Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в школе

Приоритетная задача современного инклюзивного образования - усилить внимание к социализации детей-инвалидов. Необходима утвержденная адаптированная программа для детей с ОВЗ для обучения в общеобразовательной школе. Однако имеющиеся в настоящее время материалы разрознены и не объединены в систему.

С одной стороны, инклюзивное образование в общеобразовательной школе начинает появляться, с другой стороны, усиливается неоднородность состава учащихся с учетом уровня их речевого, умственного и психического развития.

Подобный подход приводит к тому, что существенно затрудняется адаптация как условно здоровых детей, так и детей с ОВЗ. Это приводит к дополнительным, нередко непреодолимым трудностям при реализации индивидуального подхода педагога.

Поэтому дети с ОВЗ в школе не могут просто обучаться наравне с другими. Для благоприятного результата необходимо создание определенных условий.

Основные направления работы в системе инклюзивного образования

Для полноценного развития ребенка с ОВЗ в школе необходимо работать по следующим направлениям.

Во-первых, для того, чтобы решить проблемы, рекомендуется в образовательном учреждении создать группу психолого-педагогического сопровождения. Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития детей с ОВЗ и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это - индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.

Во-вторых, необходима постоянная корректировка приемов и методов обучения и воспитания.

В-третьих, группой сопровождения должен инициироваться пересмотр учебной программы, с учетом оценки состояния ребенка и динамики его развития. В результате создается адаптированный ее вариант для детей с ОВЗ.

В-четвертых, необходимо регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий, нацеленных на повышение мотивации, развитие познавательной деятельности, памяти и мышления, познание своих личностных характеристик.

В-пятых, одна из необходимых форм работы - работа с семьей ребенка-инвалида. Основной целью ее является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ. Помимо этого, рекомендуется:

  • активно вовлечь семью в работу образовательного учреждения, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение;
  • проводить консультирование родителей;
  • обучить семью доступным им приемам и методам оказания помощи;
  • организовать обратную связь родителей с образовательным учреждением и др.

В целом, необходимо отметить, что инклюзивное образование в России только начинает развиваться.

Настоящий Федеральный закон принимается в целях создания законодательной базы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении образования, адаптации и интеграции указанных лиц в общество.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины

Для целей настоящего Федерального закона основные термины имеют следующее значение:

Специальное образование - дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования;

Лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования;

Ребенок - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

Взрослый - лицо, достигшее возраста восемнадцати лет;

Недостаток - физический или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях повторной экспертизой;

Физический недостаток - подтвержденные в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хронические соматическое или инфекционное заболевания;

Психический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, а также нарушение умственного развития, в том числе умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении;

Сложный недостаток - совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке;

Тяжелый недостаток - подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания и приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки;

Специальные условия для получения образования - условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья;

Интегрированное обучение - совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;

Образовательное учреждение общего назначения - образовательное учреждение, созданное для обучения лиц, не имеющих ограничений по состоянию здоровья для получения образования;

Специальное образовательное учреждение - образовательное учреждение, созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; специальное образовательное подразделение - структурное подразделение образовательного учреждения общего назначения, созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Образовательное учреждение интегрированного обучения - образовательное учреждение общего назначения, в котором созданы специальные условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья совместно с лицами, не имеющими таких ограничений;

Обучение на дому - освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения;

Государственное именное образовательное обязательство - именной документ, устанавливающий обязанность органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять в соответствии со специальными нормативами финансирование образования лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении их в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от форм освоения образовательных программ;

Полное государственное обеспечение - обеспечение лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в государственных, муниципальных специальных образовательных учреждениях - интернатах и специальных образовательных подразделениях - интернатах государственных, муниципальных образовательных учреждений общего назначения, питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием и индивидуальными техническими средствами. Статья 2. Участники отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения физических и юридических лиц, участвующих в осуществлении специального образования:

Лиц с ограниченными возможностями здоровья, являющихся гражданами Российской Федерации;

Родителей (иных законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья, а также законных представителей или уполномоченных в установленном порядке представителей взрослых с ограниченными возможностями здоровья;

Педагогических, медицинских и иных работников, участвующих в осуществлении специального образования, а также педагогических работников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Государственных органов, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных, негосударственных организаций, их должностных лиц, а также лиц, участвующих в осуществлении специального образования. Статья 3. Цели специального образования

1. Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения в целях адаптации и интеграции (реинтеграции) этих лиц в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой деятельности и семейной жизни.

2. Если лицо с ограниченными возможностями здоровья признано инвалидом, специальное образование входит в индивидуальную программу реабилитации инвалида в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов. Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Законодательство Российской Федерации в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании", настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2. При регулировании правовых отношений в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, применяются правила международного договора. Статья 5. Государственная политика в области специального образования

1. Государство обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения бесплатного образования в соответствии с их способностями и возможностями, в том числе способствует развитию интегрированного обучения.

2. Реализация государственной политики в области специального образования осуществляется на основе федеральной целевой программы развития специального образования, являющейся составной частью федеральной программы развития образования. Федеральная целевая программа развития специального образования разрабатывается с привлечением общественных объединений лиц с ограниченными возможностями здоровья, общественных объединений родителей (иных законных представителей) этих лиц и иных общественных объединений.

3. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации предоставляют в соответствии с законодательством налоговые, таможенные и иные льготы организациям, осуществляющим специальное образование. Статья 6. Вопросы специального образования, находящиеся в ведении Российской Федерации

1. В области специального образования ведению Российской Федерации подлежат:

1) установление федеральных компонентов специальных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и общего образования;

2) определение правового статуса языка жестов, системы Брайля, других специальных средств общения, получения и передачи информации;

3) определение единых принципов и нормативов создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и принципов итоговой аттестации этих лиц;

4) утверждение типовых положений о специальных образовательных учреждениях соответствующих типов и видов; определение особенностей создания, реорганизации и ликвидации специальных образовательных учреждений, лицензирования их образовательной деятельности, а также особенностей аттестации и государственной аккредитации специальных образовательных учреждений;

5) установление особенностей финансирования и нормативов финансирования в соответствии с государственным именным образовательным обязательством;

6) установление предусмотренных федеральным законом льгот для лиц, работающих в области специального образования;

7) организация научно-исследовательской деятельности в области специального образования;

8) организация государственного контроля за качеством специального образования и государственного надзора и контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; создание условий для участия общественных объединений в решении вопросов в области специального образования.

ГЛАВА II. ПРАВА В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИХ РОДИТЕЛЕЙ (ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

Статья 7. Права граждан в области специального образования

1. Граждане имеют право на освидетельствование в целях получения специального образования и государственного именного образовательного обязательства.

2. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на:

1) бесплатное обследование психолого-медико-педагогической комиссией или медико-социальной экспертной комиссией;

2) бесплатную медико-психолого-педагогическую коррекцию физического и (или) психического недостатков с момента их обнаружения независимо от степени их выраженности в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;

3) бесплатное дошкольное образование, начальное общее и основное общее образование с возраста шести - восьми лет в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной учебной программой. сроки освоения основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и не могут быть менее чем девять лет;

4) получение бесплатного образования в специальном образовательном учреждении, образовательном учреждении интегрированного обучения, специальном образовательном подразделении или в образовательном учреждении общего назначения в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями);

5) бесплатное образование в образовательном учреждении независимо от его организационно-правовой формы в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) независимо от формы получения образования, гарантируемое государственным именным образовательным обязательством;

6) обеспечение в соответствии с социальными или медицинскими показаниями транспортными средствами для доставки в ближайшее соответствующее образовательное учреждение. Порядок обеспечения транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации. Статья 8. Права родителей (иных законных представителей) лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Родители (иные законные представители) ребенка с ограниченными возможностями здоровья имеют право:

1) присутствовать при обследовании ребенка

Психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждать результаты обследования, оспаривать заключение этой комиссии в порядке, установленном пунктом 5 статьи 23 настоящего Федерального закона;

2) участвовать в разработке и реализации индивидуальных учебных программ;

3) бесплатно посещать с разрешения руководителя образовательного учреждения занятия в государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, с целью получения специальных знаний для более эффективного воспитания и развития ребенка;

4) на возмещение затрат на обучение ребенка в семье по индивидуальной учебной программе в размере затрат на образование ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном специальном образовательном учреждении, определяемых государственными нормативами финансирования, включая средства, выделяемые за счет государственного именного образовательного обязательства, при условии выполнения индивидуальной учебной программы;

5) получать в психолого-медико-педагогической комиссии консультации по вопросам специального образования.

2. Права, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются также иным законным представителям лиц с ограниченными возможностями здоровья. Положения подпункта 1 пункта 1 настоящей статьи применяются в отношении законных представителей взрослых с ограниченными возможностями здоровья с учетом положений пункта 7 статьи 23 настоящего Федерального закона. Статья 9. Государственное обеспечение лиц с ограниченными возможностями здоровья

На полном государственном обеспечении в государственных, муниципальных специальных образовательных учреждениях-интернатах и специальных образовательных подразделениях - интернатах государственных, муниципальных образовательных учреждений общего назначения находятся лица с ограниченными возможностями здоровья:

Неслышащие и слабослышащие;

Незрячие и слабовидящие;

С тяжелыми нарушениями речи;

С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

Умственно отсталые;

С выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения;

Имеющие трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития;

Со сложными недостатками.

ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 10. Формы получения специального образования

Лица с ограниченными возможностями здоровья могут получать специальное образование в специальных образовательных учреждениях, специальных образовательных подразделениях, образовательных учреждениях интегрированного обучения, образовательных учреждениях общего назначения в формах, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании".

Статья 11. Обучение на дому

1. Для лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения, соответствующие органы управления образованием обязаны организовать обучение на дому.

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Обучение на дому осуществляется образовательным учреждением, в котором постоянно учатся лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, или ближайшим к их месту жительства соответствующим образовательным учреждением, имеющим государственную аккредитацию, на основании заключения лечебного учреждения в отношении детей, страдающих соматическими заболеваниями, либо на основании психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии в остальных случаях. Обучение на дому осуществляется на основе договора между органом управления образованием, образовательным учреждением, обучающимся и (или) его законными представителями.

Форма договора об обучении на дому утверждается федеральным государственным органом управления образованием.

3. Обучение на дому финансируется в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона. Статья 12. Обучение в условиях стационарного лечебного учреждения

1. В целях реализации права граждан на образование, создания условий для его получения органы управления образованием и органы здравоохранения обязаны организовывать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на длительном (более чем двадцать один день) лечении в стационарных лечебных учреждениях, в соответствии с общеобразовательными программами.

2. Общеобразовательное учреждение по месту нахождения стационарного лечебного учреждения осуществляет обучение детей в различных формах. Организационные вопросы обучения регулируются договором между стационарным лечебным учреждением и общеобразовательным учреждением.

Форма договора об организации обучения в условиях стационарного лечебного учреждения утверждается соответствующими федеральными органами исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы образования и здравоохранения.

3. Обучение в условиях стационарного лечебного учреждения финансируется в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона. Статья 13. Обучение в образовательном учреждении общего назначения

1. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение в образовательном учреждении общего назначения в соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" при наличии соответствующего заключения психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии.

2. Лица с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в образовательном учреждении общего назначения, вправе пользоваться во время занятий услугами помощника при наличии соответствующей рекомендации в заключении комиссий, указанных в пункте первом настоящей статьи.

Права и обязанности помощника могут устанавливаться локальными актами образовательного учреждения. Статья 14. Интегрированное обучение

1. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья организуется интегрированное обучение в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями), если образовательное учреждение интегрированного обучения располагает необходимыми специальными условиями для получения образования. Образовательное учреждение интегрированного обучения не вправе отказать таким лицам в приеме на обучение в связи с наличием у них физических и (или) психических недостатков при отсутствии противопоказаний к обучению и (или) профессиональному образованию и ограничений для работы по конкретной профессии (специальности).

В образовательном учреждении интегрированного обучения число лиц с ограниченными возможностями здоровья не должно составлять более чем двадцать процентов общего числа обучающихся, воспитанников.

Образовательное учреждение интегрированного обучения со дня зачисления в него лица с ограниченными возможностями здоровья пользуется правом на его финансирование за счет средств федерального бюджета и (или) средств бюджета субъектов Российской Федерации в размере, установленном государственным именным образовательным обязательством.

2. Совместное обучение и воспитание лиц с психическими или сложными недостатками и лиц, не имеющих таких недостатков, не должны отрицательно сказываться на результатах обучения лиц, не имеющих таких недостатков. лица с психическими или сложными недостатками, успешно осваивающие образовательную программу образовательного учреждения интегрированного обучения, могут быть отчислены за невозможностью совместного обучения из этого образовательного учреждения на основании решения совета образовательного учреждения по согласованию с психолого-медико-педагогической комиссией. При этом органы исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы образования, в течение месяца принимают меры по продолжению этими лицами обучения в адекватной для них форме. Статья 15. Специальные образовательные учреждения

1. В Российской Федерации создаются и действуют специальные образовательные учреждения, типы и виды которых определяются в соответствии с реализуемыми ими образовательными программами, деятельностью по реабилитации и возрастом обучающихся, воспитанников.

2. В Российской Федерации могут создаваться и действовать специальные образовательные учреждения для лиц:

1) с нарушениями речи - тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков;

2) с нарушением слуха - неслышащих, слабослышащих и позднооглохших;

3) с нарушениями зрения - незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с косоглазием и амблиопией;

4) с нарушениями психики - задержкой психического развития, умственно отсталых, с глубокой умственной отсталостью;

5) с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

6) со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой;

7) с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;

8) подверженных хроническим соматическим или инфекционным заболеваниям.

Специальные образовательные учреждения могут создаваться для обучения совместно лиц с различными физическими и (или) психическими недостатками, если это не препятствует успешному освоению образовательных программ и для такого обучения нет медицинских противопоказаний. Статья 16. Логопедическая служба

1. Для оказания помощи детям, имеющим различные нарушения речи и обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения, организуется логопедическая служба.

Исходя из количества детей, нуждающихся в логопедической помощи, эта помощь может осуществляться посредством:

Введения в штат образовательного учреждения общего назначения должности учителя-логопеда;

Создания в структуре органа управления образованием логопедического кабинета;

Создания логопедического центра - учреждения с правами юридического лица.

2. Типовое положение о логопедической службе утверждается федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы образования. Статья 17. Центры реабилитации

1. В целях обучения и (или) воспитания лиц со сложными и (или) с тяжелыми недостатками создаются центры реабилитации различных профилей. Государственные центры реабилитации (не менее чем один в каждом субъекте Российской Федерации) создаются федеральным органом исполнительной власти.

2. Задачами центров реабилитации являются формирование навыков общения и самообслуживания, элементарных трудовых навыков и организация занятий по индивидуальным учебным программам.

Занятия в центрах реабилитации организуются по программам индивидуального и (или) группового обучения с количеством обучающихся в группе не более чем десять человек, а со сложным дефектом - не более чем шесть человек.

3. Центр реабилитации является юридическим лицом. Типовое положение о центре реабилитации утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Статья 18. Особенности приема в образовательные учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Прием в образовательные учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании", и на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии. Статья 19. Перевод лиц с ограниченными возможностями здоровья из специальных образовательных учреждений в другие образовательные учреждения

1. Перевод лиц с ограниченными возможностями здоровья из специальных образовательных учреждений одного типа или вида в специальные образовательные учреждения другого типа или вида, в образовательные учреждения интегрированного обучения или в образовательные учреждения общего назначения осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии и с согласия родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних детей.

Вопрос о переводе рассматривается, как правило, по истечении года со дня поступления в специальное образовательное учреждение, если более ранний срок переосвидетельствования не соответствует интересам обучающегося, воспитанника.

2. В случае реорганизации или ликвидации специального образовательного учреждения орган управления образованием, которому подведомственно данное учреждение, обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с их согласия или с согласия родителей (иных законных представителей) в другие специальные образовательные учреждения или в соответствующие образовательные учреждения интегрированного обучения. Статья 20. Специальные образовательные учреждения закрытого типа. Специальные образовательные подразделения образовательных учреждений, созданных при учреждениях, исполняющих

Уголовные наказания в виде лишения свободы

1. Для детей, имеющих физические и (или) психические недостатки, совершивших общественно опасные деяния, достигших возраста одиннадцати лет и признанных в судебном порядке общественно опасными, создаются специальные образовательные учреждения закрытого типа, учредителями которых могут быть только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Направление таких детей в специальные образовательные учреждения закрытого типа осуществляется по решению суда с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии в порядке, установленном федеральным законом.

2. В образовательных учреждениях, созданных при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, создаются специальные образовательные подразделения для осужденных лиц с ограниченными возможностями здоровья. Статья 21. Специальные государственные образовательные стандарты

1. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых в соответствии с государственными образовательными стандартами невозможно в силу особенностей их физических и (или) психических недостатков, устанавливаются специальные государственные образовательные стандарты. Специальные государственные образовательные стандарты профессионального образования не устанавливаются.

2. Порядок разработки, утверждения и введения специальных государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации. Статья 22. Особенности итоговой аттестации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

1. Итоговая аттестация лиц, имеющих физические недостатки и освоивших образовательные программы соответствующего уровня, проводится в соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании".

2. Итоговая аттестация лиц, имеющих психические или сложные недостатки и освоивших образовательные программы для специальных образовательных учреждений, проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы образования. Статья 23. Психолого-медико-педагогические комиссии, медико-социальные экспертные комиссии

1. Диагностика физических и (или) психических недостатков детей, установление их прав на специальное образование и создание специальных условий для получения образования, а также консультирование родителей (иных законных представителей) по всем вопросам о физических и (или) психических недостатках детей осуществляются постоянными межведомственными психолого-медико-педагогическими комиссиями.

Психолого-медико-педагогические комиссии создаются из расчета в среднем одна комиссия на десять тысяч детей, проживающих на данной территории, но не менее чем одна психолого-медико-педагогическая комиссия на территории каждого субъекта Российской Федерации.

В целях научно-методического обслуживания

Психолого-медико-педагогической комиссии и разрешения конфликтов между комиссией и родителями (иными законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья создаются федеральные психолого-медико-педагогические центры из расчета один центр на десять комиссий, но не более чем дин психолого-медико-педагогический центр на территории каждого субъекта Российской Федерации. При количестве комиссий менее десяти в одном субъекте Российской Федерации для нескольких субъектов Российской Федерации создается один федеральный психолого-медико-педагогический центр. Создание федеральных психолого-медико-педагогических центров осуществляется по согласованию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого он создается.

Порядок создания психолого-медико-педагогических комиссий и федеральных психолого-медико-педагогических центров и типовые положения о них устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Основными функциями психолого-медико-педагогической комиссии являются:

1) проведение возможно более раннего бесплатного психолого-медико-педагогического обследования детей, выявление особенностей их развития в целях установления диагноза и определения адекватных специальных условий для получения образования;

2) удостоверение прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья на специальное образование, составление соответствующего заключения;

4) подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза;

5) консультирование родителей (иных законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья;

6) консультирование педагогических, медицинских и социальных работников по вопросам, связанным со специальными условиями для получения детьми образования, их правами и правами родителей (иных законных представителей);

7) формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, детской патологии (недостаточности) и предоставление собранной информации соответствующим органам управления образованием, органам здравоохранения и органам социальной защиты населения.

3. В состав психолого-медико-педагогической комиссии в обязательном порядке входят:

Психолог;

Врачи - психиатр, невропатолог, ортопед, отоларинголог, окулист, терапевт (педиатр), физиотерапевт;

Специалисты в области специального образования - логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, социальный педагог;

В работе психолого-медико-педагогической комиссии принимают участие представители соответствующих органов управления образованием, органов здравоохранения и органов социальной защиты населения.

4. Направление детей на психолого-медико-педагогическую комиссию осуществляется по заявлению родителей (иных законных представителей), решению суда, а также с согласия родителей (иных законных представителей) по инициативе соответствующих органов управления образованием, органов здравоохранения, органов социальной защиты населения, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения или общественных объединений, занимающихся в соответствии с их учредительными документами вопросами защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья. При направлении детей на обследование по решению суда согласие родителей (иных законных представителей) не требуется.

Учреждения здравоохранения обязаны в течение десяти дней направить ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию при установлении у него явных признаков физического и (или) психического недостатков в целях определения специальных условий для получения им образования.

5. Результаты обследования ребенка отражаются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии, которое является основанием для направления ребенка с согласия родителей (иных законных представителей) в специальное образовательное учреждение, для организации обучения на дому или для направления в образовательные учреждения интегрированного обучения. Члены психолого-медико-педагогической комиссии обязаны хранить профессиональную тайну, в том числе соблюдать конфиденциальность заключения.

В случае несогласия родителей (иных законных представителей) с заключением психолого-медико-педагогической комиссии в течение месяца со дня подачи ими заявления соответствующий психолого-медико-педагогический центр проводит повторную экспертизу.

Заключение повторной экспертизы может быть обжаловано в суд. 6. Психолого-медико-педагогическая комиссия и

Психолого-медико-педагогический центр являются юридическими лицами.

7. Функции психолого-медико-педагогической комиссии в отношении взрослых выполняют медико-социальные экспертные комиссии.

Обжалование заключений медико-социальных экспертных комиссий осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 24. Документы, удостоверяющие право на получение специального образования

1. Право на получение специального образования удостоверяется документом, выдаваемым ребенку (его законному представителю) психолого-медико-педагогической комиссией или взрослому (его законному представителю) медико-социальной экспертной комиссией. Форма документа устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Специальные условия для получения образования определяются на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии.

3. На основании документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, орган исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы финансирования образования, выдает лицу с ограниченными возможностями здоровья (его законному представителю) государственное именное образовательное обязательство. Государственное именное образовательное обязательство не может быть предметом гражданского оборота, включая куплю-продажу и залог, о чем делается соответствующая запись в государственном именном образовательном обязательстве.

Форма государственного именного образовательного обязательства, порядок расчета его цены и порядок получения этого обязательства устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Должностные лица психолого-медико-педагогических комиссий и медико-социальных экспертных комиссий в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи. Лица, виновные в вынесении психолого-медико-педагогической комиссией или медико-социальной экспертной комиссией умышленно неправильного заключения, незаконной выдаче документов, указанных в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, несут дисциплинарную, административную, имущественную и уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА IV. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 25. Органы управления специальным образованием

1. Управление специальным образованием в Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы образования, и соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. Органы исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы образования, принимают и реализуют совместные программы и проводят совместные мероприятия, направленные на охрану здоровья граждан, профилактику инвалидности, социальную адаптацию лиц с ограниченными возможностями здоровья, профилактику правонарушений, медико-социальную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для координации этой деятельности, обмена информацией и опытом по вопросам специального образования могут создаваться межведомственные комиссии.

Органы исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы образования, информируют психолого-медико-педагогические комиссии, психолого-медико-педагогический центр и медико-социальные экспертные комиссии о своих решениях в области специального образования. Статья 26. Особенности реорганизации и ликвидации специальных образовательных учреждений,Реорганизация и ликвидация государственных, муниципальных специальных образовательных учреждений, могут осуществляться, если обучающимся, воспитанникам гарантируется продолжение обучения в адекватных специальных условиях для получения образования. При реорганизации и ликвидации негосударственных специальных образовательных учреждений обучающимся, воспитанникам гарантируется реализация прав на образование в государственных, муниципальных образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Статья 27. Особенности лицензирования образовательной деятельности специальных образовательных учреждений, их аттестации и государственной аккредитации

1. Лицензирование образовательной деятельности специальных образовательных учреждений, проводится в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" с учетом следующих условий:

1) лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается образовательным учреждениям профессионального образования, специальным образовательным учреждениям федеральным государственным органом управления образованием, за исключением специальных дошкольных образовательных учреждений, специальных образовательных учреждений для детей с задержкой психического развития и (или) умственно отсталых детей.

2) особым предметом экспертизы является наличие специальных условий для получения образования, для негосударственных специальных образовательных учреждений также возможность их финансирования в соответствии с установленными нормативами.

2. Аттестация и государственная аккредитация специального образовательного учреждения, проводятся в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании", с соблюдением следующих условий:

1) аттестация специального образовательного учреждения проводится при положительном результате итоговой аттестации не менее чем половины выпускников в истекшем учебном году;

2) государственная аккредитация специального образовательного учреждения проводится только федеральным государственным органом управления образованием. Статья 28. Контроль за деятельностью в области специального образования

1. Контроль за деятельностью в области специального образования осуществляется соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции в формах, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами.

Контроль за деятельностью государственных, муниципальных образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, осуществляют их учредители.

2. Общественный контроль за деятельностью в области специального образования осуществляется общественными объединениями, занимающимися в соответствии с их учредительными документами вопросами защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья.

3. Надзор за исполнением законодательства о специальном образовании осуществляют органы прокуратуры.

ГЛАВА V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 29. Финансирование специального образования

1. Финансирование образовательного учреждения, в котором обучается лицо с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется учредителем, а также за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в размере, установленном государственным именным образовательным обязательством.

2. Финансирование специального образования осуществляется в размерах федерального норматива финансирования, установленного для образовательных учреждений общего назначения соответствующих типов и видов в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".

За счет государственных именных образовательных обязательств производится оплата затрат на создание специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение указанных лиц учебниками, учебными пособиями, индивидуальными техническими средствами обучения и транспортными средствами.

3. За счет средств федерального бюджета производятся расходы на обеспечение государственных именных образовательных обязательств лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования, а также в специальных образовательных учреждениях, за исключением специальных дошкольных образовательных учреждений, специальных образовательных учреждений для детей с задержкой психического развития и (или) умственно отсталых детей.

4. Нормативы финансирования оп государственным именным образовательным обязательствам за счет средств федерального бюджета устанавливаются в порядке, определяемом законом Российской Федерации "Об образовании" для финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений.

5. Государственное именное образовательное обязательство исполняется при передаче лицом (его законным представителем) документов, предусмотренных статьей 24 настоящего Федерального закона, администрации образовательного учреждения, в которое данное лицо принято для обучения.

6. Лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения, которые не имеют специальных образовательных подразделений, не выдаются государственные именные образовательные обязательства.

Если по заключению психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья невозможны без помощника, то расходы на оплату труда помощника обучающегося и стоимость индивидуальных технических средств обучения возмещаются в порядке, определяемом для государственного именного образовательного обязательства и в размерах, не превышающих размеры государственного именного образовательного обязательства.

7. Финансирование логопедической службы осуществляется ее учредителями.

8. Осуществляемое по заключению леченого учреждения обучение на дому лиц, имеющих соматические заболевания, а также их обучение в период пребывания в стационарном лечебном учреждении финансируются образовательным учреждением, в котором постоянно обучаются данные лица. Обучение на дому лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемое по заключению психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии, финансируется за счет государственных именных образовательных обязательств.

9. Создание необходимых условий для преподавательской деятельности специалиста с ограниченными возможностями здоровья осуществляется за счет средств учредителя соответствующего образовательного учреждения. Статья 30. Материально-техническая база специальных образовательных учреждений, образовательных учреждений интегрированного обучения и специальных образовательных подразделений.

1. За специальным образовательным учреждением, образовательным учреждением интегрированного обучения и специальным образовательным подразделением в целях обеспечения деятельности, предусмотренной их уставами, учредитель (учредители) или уполномоченный собственником орган закрепляет объекты права собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Материально-техническая база таких образовательных учреждений или образовательных подразделений в зависимости от их типов и видов включает в себя помещения, сооружения, необходимые для обучающихся, воспитанников, а также оборудование и индивидуальные технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания, выполнения иных функций, предусмотренных уставом соответствующего образовательного учреждения или образовательного подразделения. Статья 31. Научно-методическое обеспечение специальных образовательных учреждений, образовательных учреждений интегрированного обучения и специальных образовательных подразделений 1. Издание учебников и учебных пособий для специальных образовательных учреждений, образовательных учреждений интегрированного обучения и специальных образовательных подразделений осуществляется за счет средств федерального бюджета.

2. Правительство Российской Федерации осуществляет научно-методическое обеспечение специальных образовательных учреждений, образовательных учреждений интегрированного обучения и специальных образовательных подразделений через уполномоченные им органы и учреждения.

3. При разработке и утверждении федерального бюджета предусматриваются расходы на научные исследования в области специального образования.

ГЛАВА VI. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАДРАМИ.

Статья 32. Подготовка специалистов в области специального образования.

1. Подготовка специалистов в области специального образования осуществляется в специализированных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях послевузовского профессионального образования, а также на специальных факультетах и курсах образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования.

2. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ среднего педагогического и высшего педагогического образования, устанавливаемый федеральным компонентом соответствующего государственного образовательного стандарта, включает в себя изучение основ дефектологии и коррекционной педагогики. Статья 33. Социальные гарантии и льготы работникам, участвующим в осуществлении специального образования.

1. Работникам, участвующим в осуществлении специального образования, помимо прав и льгот, установленных законодательством Российской Федерации для работников образовательных учреждений, предоставляется право на оплату труда по повышенным на 15-30 процентов тарифным ставкам (окладам) в зависимости от типов и видов образовательных учреждений, а также от сложности выполняемой работы.

Перечень соответствующих должностей и работ утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. В случае увеличения оп решению учредителя численности обучающихся, воспитанников в классах (группах) сверх нормативной численности, установленной для образовательного учреждения соответствующего типа или вида, тарифные ставки (оклады) работников, указанных в пункте 1 настоящей статьи, повышаются на один процент за каждый процент превышения нормативной численности обучающихся, воспитанников.

3. Незрячий педагогический работник соответствующего образовательного учреждения вправе иметь секретаря, работа которого оплачивается за счет средств учредителя.

ГЛАВА VII. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Статья 34. Международная деятельность Российской Федерации в области специального образования.

1. Российская Федерация осуществляет международную деятельность в области специального образования и содействует развитию международного сообщества в области специального образования, в том числе на основе международных договоров Российской Федерации.

2. Органы, учреждения, государственные и негосударственные организации, связанные со специальным образованием, заинтересованные физические лица имеют право участвовать в международных программах и проектах в области специального образования, в том числе по подготовке специалистов.

3. Органы, учреждения, государственные и негосударственные организации, связанные со специальным образованием, вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1) устанавливать связи с иностранными и международными организациями специального образования, в том числе проводить совместные исследования, обмен специалистами, технологиями, программами, обучающимися, воспитанниками;

2) создавать с участием иностранных лиц специальные образовательные учреждений, а также организации по обеспечению их деятельности;

3) осуществлять самостоятельно внешнеэкономическую деятельность. ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 35. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона.

Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования, за исключением пункта 2 статьи 37, абзацев первого и третьего пункта 3 статьи 37, пункта 2 статьи 38 настоящего Федерального закона. Подпункт 6 пункта 2 статьи 7 настоящего Федерального закона вводится в действие с 1 сентября 2001 года. Статья 36. Применение ранее принятых законов и иных нормативных правовых актов в области специального образования.

Законы и иные нормативные правовые акты в области специального образования, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, изданным на его основе иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Статья 37. Порядок реализации отдельных положений настоящего Федерального закона.

1. Расходы на введение в действие положений настоящего Федерального закона финансируются за счет средств федерального бюджета, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или соглашением между Российской Федерацией и субъектом (субъектами) Российской Федерации.

2. Создание специальных условий для получения образования в государственных образовательных учреждениях осуществляется за счет средств учредителей и должно быть закончено до 1 сентября 2001 года.

3. Создание психолого-медико-педагогических комиссий из расчета одна комиссия не более чем на сто тысяч детей, проживающих на данной территории, но не менее чем одна психолого-медико-педагогическая комиссия на территории каждого субъекта Российской Федерации должно быть завершено до 1 января 2000 года, в соответствии с пунктом 1 статьи 23 настоящего Федерального закона - до 1 сентября 2005 года.

Российская Федерация предоставляет субсидии субъектам Российской Федерации в случае недостатка у них средств для финансирования психолого-медико-педагогических комиссий.

Создание федеральных психолого-медико-педагогических центров должно быть завершено до 1 января 2000 года. Целевой прием обучающихся в образовательные учреждения высшего профессионального образования планируется с учетом обеспечения психолого-медико-педагогических комиссий, психолого-медико-педагогических центров и медико-социальных экспертных комиссий соответствующими специалистами. Статья 38. О приведении нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом.

1. Предложить Президенту Российской Федерации поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Предусмотренные настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты должны быть изданы в срок до 1 января 2000 года.

Проблема формирования учебной деятельности детей с ОВЗ (ограничениями возможностей здоровья) стоит перед российскими педагогами довольно остро. С каждым годом число таких учащихся возрастает. Однако зарубежная и отечественная педагогика находится в постоянном поиске новых форм и методов обучения таких учащихся. В этом материале мы рассмотрим их детальнее.

Немаловажно, чтобы педагоги образовательной организации прошли специальную подготовку для работы с такими детьми. Вы узнаете в рамках

  • Особенности организационно-нормативного сопровождения образовательной деятельности в условиях инклюзии;
  • Механизмы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
  • Как организовать методическое сопровождение учащихся с ОВЗ.

Формы организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

Для начала, давайте вспомним, что в современной школе существуют несколько форм организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, давно отработанных на практике. Их всего четыре:

  1. Очная. Форма, которая применяется к большинству учеников современных школ. Учащиеся ежедневно посещают школу, учебное время разделено на уроки. Обучение происходит при непосредственном контроле учителя. Процесс освоения нового материала подкрепляется выполнением домашних заданий. Уровень освоения знаний оценивается при помощи проверочных работ
  2. Вечерняя. Отличается от очной формы лишь временем посещения уроков. Происходит это вечером. Такая форма актуальна переполненных школ, из-за нехватки кабинетов. Вечернее образование так же могут получать взрослые, работающие люди по каким-либо причинам не сумевшие завершить свое среднее образование в юношеском возрасте.
  3. Экстернат. Форма обучения таких учащихся в школе, которая доступна не в каждой ОО. При такой системе организации учебного времени, ребенок не обязан посещать школу ежедневно, а появляется только для индивидуальных занятий с преподавателями. Такая форма необходима подросткам, которые за один год готовы освоить программу нескольких лет обучения, либо школьникам, которые посещают специализированные школы, например, спортивные, и много времени проводят на соревнования, не в силах присутствовать ежедневно на уроках. Учитель в этом случае работает как консультант по сложным вопросам и говорит ученика к экзаменам. Экзамены в этом случае становятся испытанием, показывающим уровень успеваемости ученика.
  4. Домашнее обучение. Форма обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, применимая в нескольких случаях: если ребенок болен и такую форму получения образования рекомендует врач, в связи с невозможностью ребенка ежедневно посещать школу, или невозможностью освоить образовательную программу для обучения детей с ОВЗ на общих основаниях. Тогда ученик посещает учебное заведение только для того, чтобы пройти аттестацию, если родители считают, что сами, при помощи репетиторов и консультаций учителей смогут дать ребенку образование.

Формы и методы обучения детей с ОВЗ

До недавнего времени самой распространенной формой организации получения образования детьми с ОВЗ было обучение на дому. Главным достоинством индивидуального обучения является возможность педагога адаптировать как содержательную часть образовательной деятельности для детей с ОВЗ, так и способы его подачи, ориентируясь на возможности и потребности ученика, а также выявить и учесть потребности его родителей. Учитель в состоянии в учебном процессе корректировать, как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время.

Однако, ежегодный рост числа детей с ОВЗ, приводит к росту нагрузки на школы и педагогов. Одновременно, усовершенствование медицинской диагностики учащихся и постоянный поиск педагогами и психологами форм и методов обучения детей с ОВЗ позволяют говорить об успехах в процессе обучения и главное, социализации детей с особенностями здоровья.

Давайте рассмотрим наиболее распространенные из них. Это инклюзивные формы обучения особенных учащихся и дистанционное обучение.

Инклюзивные формы обучения детей с ОВЗ

Инклюзивное образование детей с ОВЗ, то есть совместное обучение здоровых школьников и детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в режиме очного образования, становится все более распространенным явлением. Нельзя все же не обратить внимание на накопившийся опыт педагогов, которые отмечают, что модель инклюзивного образование детей с ОВЗ в инклюзивной организации чревато тем, что педагог может столкнуться сразу с несколькими трудностями. В классе ребенок с ОВЗ может неадекватно реагировать на трудности и свой неуспех в учебе по сравнению с другими ребятами. Из-за этого его интерес и желание посещать школу может снижаться. Потому, основная задача учителя на начальном этапе обучения сделать для таких учеников класс – зоной свободной от неуспеха. Уверить ребенка в его благополучии. Подбирать для ребенка методики, способные заинтересовать новым материалом и пояснять его наиболее доходчивым способом. Еще один принцип вариативных форм обучения детей с ОВЗ в школе – это . То есть на педагога ложится ответственность за то, чтобы погружение ребенка в школьный социум проходила для него в щадящем режиме.

Наилучший вариант, когда режим посещения школы принимается индивидуально, исходя из особенностей каждого ребенка.

В качестве одного из вариантов вхождения ребенка с ОВЗ в школьную среду может выступать система коротких занятий с разными педагогами за один день. Уроки, или консультации при этом составляют по 15-20 минут. Ребенок пока индивидуально знакомиться с предметами, педагогами и даже кабинетами и строением школы. Это очень важно особенно для мальчиков и девочек с разной степенью умственной отсталости. При этом все педагоги и узкие специалисты во принимают решение о формах дальнейшего получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, исходя из того, как они усваивают материал, как они себя ощущают в школьной среде.

Дистанционное обучение

В общеобразовательной школе, когда процесс взаимодействия педагога и ученика происходит посредством информационных технологий, видео-связи через Интернет, предоставлением видео-лекций и дистанционной аттестацией. Дистанционная технология обучения детей с ОВЗ может считаться наиболее успешным для школьников, в силу физических, психологических, психофизиологических причин не могущих получить инклюзивное образование. Отчасти, дистанционное обучение способно снять часть нагрузки с учителей, которые могут представить свои предметы в виде видео-блоков. При этом, дистанционное обучение сохраняет характерный для домашнего обучения индивидуальный подход к ученику. Так как педагог способен скорректировать учебную программу, исходя из особенностей, в том числе и умственных, своего ученика.

Наиболее результативным способом организации обучения детей-инвалидов в домашних условиях выступает дистанционная форма, которая предусматривает применение передовых информационно-коммуникационных технологий.

В рамках учебного процесса, который может быть реализован в удаленном режиме, для каждого ученика может быть сформирован специальный адаптированный под его индивидуальные особенности здоровья и образовательные потребности (планы на дальнейшее обучение и получение желаемой профессии).

ОВЗ?

Она встречается достаточно часто и означает ограниченность возможностей здоровья. Соответственно, дети с ОВЗ - это дети, которые имеют различного рода отклонения (психические и физические), обуславливающие нарушения естественного хода их общего развития, в связи с чем они не всегда могут вести полноценный образ жизни.

В рамках образовательного аспекта можно сформулировать более узкое определение. Дети с ОВЗ - это дети, у которых наблюдается нарушение психофизического развития (речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.), и им чаще всего требуется специальное корректирующее обучение и воспитание.

Дистанционное обучение детей-инвалидов

Право на образование выступает приоритетным социально-культурным правом для каждого человека ввиду того, что оно воспринимается в качестве сферы жизни общества, наиболее существенно влияющей на процесс развития людей.

В современных условиях именно такая категория граждан, как дети с ограниченными возможностями здоровья, сталкивается с проблемами (правовыми, финансовыми, организационно-техническими и социальными) касаемо возможности его реализации. В связи с актуальность и остроту приобретает изучение конституционно-правового механизма, обеспечивающего право на образование.

Обучение детей с ОВЗ посредством дистанционных форм позволяет обеспечить каждого ребенка высококачественным образованием независимо от конкретного места обучения. Получение знаний с помощью информационной компьютерной среды предоставляет ребенку возможность приобрести соответствующие профессиональные навыки, необходимые ему в дальнейшем и для работы, и для достойного существования в целом.

На практике неоднократно было доказано, что обучение посредством дистанционных делает доступным получение детьми с ограниченными возможностями здоровья соответствующего образования, а также полное освоение ими базовой общеобразовательной программы среднего общего образования.

Преимущества дистанционного обучения

Здесь сетевой учитель и тьютор (преподаватель-консультант) сможет проводить уроки с помощью специальной которая используется в качестве механизма индивидуализации учебного процесса посредством разнообразных индивидуально-ориентированных моделей организации и учебного плана, и урока (в зависимости от образовательных потребностей и возможностей данной категории учащихся).

Первостепенной задачей образования здесь выступает сохранность индивидуальности ребенка, а также создание подходящих условий для его самовыражения. Это может быть достигнуто благодаря дифференцированному обучению, учитывающему степень усвоения школьником знаний, темп его деятельности и развитость тех или иных навыков и умений.

Какие условия требуется создать в образовательных учреждениях для детей с ОВЗ?

Они должны гарантировать такие возможности, как:

1. Достижение запланированных результатов в отношении освоения всеми обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

2. Применение и обычных, и специфических оценочных шкал академических достижений детей с ОВЗ, которые соответствуют их образовательным потребностям.

3. Адекватность оценки темпов изменчивости жизненной компетенции каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья наряду с остальными учащимися, а также родителями (либо законными представителями) и работниками школы.

4. Индивидуализация образовательного процесса касаемо детей с ОВЗ.

5. Целенаправленность развития способности данной категории учащихся на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками.

6. Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ посредством секций, кружков, клубов и студий, а также организации общественно полезной деятельности, включая социальную практику, используя при этом возможности существующих образовательных учреждений дополнительного обучения.

7. Вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, и научно-техническое творчество.

8. Вовлечение детей с ОВЗ, родителей и педагогических работников в процесс разработки основной образовательной программы начального общего образования, а также в проектирование внутренней социальной среды и формирование индивидуальных маршрутов обучения.

9. Использование в рамках образовательного процесса передовых, научно обоснованных коррекционных технологий, которые ориентированы на особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.

10. Взаимодействие в одном образовательном пространстве и общеобразовательной, и специальной школы, которое позволит продуктивно использовать многолетний педагогический опыт касаемо обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, а также применить созданные специально для этого ресурсы.

Итак, потребуется разработка индивидуальной программы для детей с ОВЗ, в которую обязательно должны быть вовлечены их родители. Именно таким образом они осознают степень своей ответственности касаемо качества жизни своего ребенка не только в семье, но и в школе.

ДЦП у детей: причины

Их около 50-ти. Однако они все уходят корнями в неблагоприятное протекание беременности и последующих родов.

К наиболее значимым (вызывающим серьезные негативные последствия) относятся:

1. Острое кислородное голодание в процессе родов (к примеру, по причине тугого обвития пуповиной, преждевременного отслаивания плаценты и др.) либо уже после рождения менее 37 недель беременности или с весом меньше 2-х кг). Особо опасными признаются преждевременные роды с применением кесарева сечения.

2. Присутствие внутриутробных инфекций (цитомегаловирус, токсоплазмоз, краснуха и др.).

3. Тяжелая степень гемолитической болезни новорожденных (иммунологическая несовместимость крови матери и плода).

4. Ряд воздействующих на центральную нервную систему преимущественно на ранних сроках беременности (к примеру, прием запрещенных лекарственных средств, включая гормональные контрацептивы, облучение радиацией и др.).

И это только несколько негативных факторов, которые могут вызвать ДЦП у детей и нанести существенный вред здоровью ребенка.

Характеристика детей с нарушением зрения

Как уже было расшифровано выше, дети с ОВЗ - это категория лиц с определенного рода нарушениями. В данном случае - зрительной функции.

По результатам исследования данной категории детей, были выявлены следующие тенденции динамики конкретных зрительных заболеваний:

1. Значительно увеличилось количество детей с остаточным зрением (до 90%). Их них:

  • полностью незрячие - 3-4%;
  • со светоощущением - 7%;
  • с визусом более 0,06 - 10%.

2. Возрос процент сложных комплексных зрительных заболеваний. При этом лишь несколько случаев связаны с нарушением зрения, которые характеризуются единичным поражением его функции. Многочисленные исследования в этой области подтвердили, что большинство дошкольников имеют 2-3 глазных заболевания.

3. Рост числа дефектов, которые сопутствуют зрительному заболеванию. Как правило, они связаны с нарушением деятельности ЦНС.

Интеграция детей-инвалидов в ДОУ

Это процесс обучения детей с ОВЗ в рамках общеобразовательного учреждения общего типа. Этому вопросу уделяется на сегодняшний день весьма существенное внимание.

Интегрированное обучение подразумевает тот факт, что дети с ОВЗ в ДОУ должны овладеть теми же навыками, умениями и знаниями и в тот же срок, что и нормально развивающиеся.

Именно считается наиболее благоприятным для интеграции детей-инвалидов в коллектив их сверстников с нормальным развитием.

Обучение детей-инвалидов в школе

Они принимаются туда после получения соответствующего заключения педагогической и медико-психологической комиссии, в котором обязательно должно быть указано, что данный ребенок может пройти обучение в рамках общеобразовательной школы.

Там же содержится информация касаемо психологических и педагогических особенностей развития конкретной личности, а также результаты диагностики по этим направлениям. Затем соответствующие рекомендации относительно сопровождающей работы группируются в портфолио ученика.

Известным фактом выступает то, что переход из ДОУ в стены начальной школы является весьма кризисным, поэтому первостепенной задачей деятельности службы сопровождения выступает профилактическая работа с детьми с ОВЗ касаемо предупреждения проблем адаптационного периода.

С чем могут столкнуться дети-инвалиды в процессе перехода из ДОУ в школу?

К проблемам адаптационного периода относятся:

  • личностные (высокая степень тревожности, неуверенность в своих силах, низкий уровень учебной мотивации, неадекватная самооценка);
  • социально-психологические (ряд проблем социальной дезадаптации);
  • познавательные (внимание, мышление, память, восприятие и т. д.).

Основные направления деятельности службы сопровождения

Дети с ОВЗ в школе должны получать в течение всего обучения поддержку по следующим направлениям:

  1. Диагностические мероприятия касаемо эмоционально-волевой, мотивационной и познавательной сфер личности ученика.
  2. Проведение аналитической работы.
  3. Организационные мероприятия (школьные психолого-медико-педагогические консилиумы, большие и малые педсоветы, обучающие семинары, совещания вместе с родителями учащихся, педагогами и представителями администрации).
  4. Консультативная работа с учениками и их родителями, а также педагогами.
  5. Профилактические мероприятия (реализация программ, нацеленных на решение вопросов касаемо межличностного взаимодействия).
  6. Систематическое проведение коррекционно-развивающих мероприятий (индивидуальные и групповые семинары с трудно адаптируемыми учениками).

Классификация рассматриваемой категории лиц по А. Р. Маллеру

Она основана на определенном характере нарушения, то есть дети с ограниченными возможностями здоровья могут быть:

  • глухими;
  • слабослышащими;
  • позднооглохшими;
  • незрячими;
  • слабовидящими;
  • с нарушением функций опорно-двигательного аппарата;
  • с нарушением эмоционально-волевой сферы;
  • с нарушением интеллекта;
  • с задержкой психического развития;
  • с тяжелой степенью нарушения речи;
  • со сложными комплексными недостатками развития.

Шесть видов дизонтогенеза В. В. Лебединского

Как уже упоминалось ранее, дети с ОВЗ - это категория лиц с определенными нарушениями. Так, первой разновидностью такого дизонтогенеза выступает психическое недоразвитие. Его типичная модель - умственная отсталость.

Второй вид - задержанное развитие, представленное полиформной группой, имеющей различные вариации (инфантилизм, нарушение школьных навыков, недоразвитость высших корковых функций и др.).

К третьему виду относят поврежденное психическое развитие (изначально нормальное, а впоследствии нарушенное по причине травм либо заболеваний ЦНС).

Четвертый - дефицитарное развитие, представляющее собой различные вариации психофизического, но при условии серьезных нарушений либо зрения, либо опорно-двигательного аппарата, либо слуха.

Пятый вид представляет искаженное развитие, характеризующееся сочетанием вышеперечисленных видов.

Шестой - нарушение в процессе формирования личности. При этом типичной моделью выступают разнообразные формы психопатии.

Сущность деятельности по поддержанию детей-инвалидов в домах-интернатах

Коррекционно-развивающаяся работа с детьми с ОВЗ - это помощь в их психологическом и социальном развитии (формирование образов позитивно-социального поведения и ознакомление с культурой общества, обучение навыкам и умениям повседневной деятельности).

Структура воспитания и обучения детей с нарушениями развития сформирована так, чтобы в каждом возрастном периоде были обеспечены и общеобразовательные, и специфические коррекционные задачи.

На что должен быть сделан акцент в деятельности по поддержанию рассматриваемой категории лиц?

Дети с ограниченными возможностями по-своему уникальны, поэтому коррекционная помощь должна быть максимально индивидуализирована. Здесь требуется кропотливая, терпеливая и целенаправленная работа. Педагоги должны четко представлять, какую методику обучения лучше всего применить к конкретному ученику, как помочь ему справиться с возникшими в ходе обучения трудностями, связанными преимущественно с его болезнью.

Работа с детьми с ОВЗ дошкольного возраста подразумевает вовлечение их в специально разработанную образовательно-развивающую среду, а также организацию их должного квалифицированного обучения, которое должно учитывать их возрастные и психофизические особенности.

Итак, напоследок следует еще раз напомнить расшифровку рассмотренного нами понятия. Дети с ограниченными возможностями - категория лиц, характеризующихся какими-либо нарушениями (психическими или физическими), которая требуется специально организованного подхода к процессу обучения.



error: Контент защищен !!