Конспект НОД в старшей группе «Мой замечательный нос. Конспект занятия на тему: «Для чего человеку нос?» (старший возраст) «Злые языки страшнее пистолета»

Неисповедимы и неожиданны пути поиска. Бывает, что случайно замеченный факт ведет к научному открытию. Такая случайность, как правило, закономерна. Недаром И. П. Павлов говорил, что тот, у кого в голове нет идей, не заметит и фактов. Виктор Андреевич Буков изучал рефлексогенную зону верхних дыхательных путей. Однажды, в сотый раз повторяя опыты по изучению влияния влаги на носовые пути кролика, он вместо воды случайно взял раствор поваренной соли. Животное погибло. В чем дело? Ведь поваренная соль - хлористый натрий - входит в состав слез, от которых, как известно, никто не умирает. Виктор Андреевич сознательно повторяет ошибку. Результат тот же. В чем же дело? Почему? Это почему присоединилось к десятку других. И один из вопросов был самым неясным. Если его сформулировать кратко, он будет звучать, пожалуй, не совсем серьезно: зачем человеку нос?

Оговоримся заранее: речь идет о наружном носе, победно сидящем посреди лица и привычном нашему взгляду. В сущности, вопрос мало соприкасался с темой исследований, но мысль пришла - и избавиться от нее было уже трудно.

У животных нет столь выраженного наружного носа, они великолепно обходятся без него. Нос есть только у человека. Зачем же он ему? Какую роль играет в организме? Что это - просто украшение?

В природе все целесообразно. Известно, что на длительном пути развития в организме сохраняются, развиваются и совершенствуются те же ткани и органы, которые связаны с определенными функциями. Все ненужное постепенно видоизменяется и отмирает. Но тенденции к исчезновению носов у людей не обнаружено. Значит, нос нужен?

Нос имеет свою историю. У древнего человека нос был очень маленьким. У первобытных людей он уже занимает более видное место на лице. Но лишь много позднее обретает нынешние размеры. Каждый человек в своем развитии как бы вкратце повторяет историю всего человеческого рода - от клетки к существу мыслящему. Претерпевают и все органы. Нос не исключение. У всех детей при рождении форма и величина носов более или менее одинакова. Ребенок растет, развивается, начинает говорить, и только годам к двум нос его, так сказать, обретает индивидуальность.

Человек без носа - нечто фантастическое… Помните крик души гоголевского майора Ковалева, у которого вместо носа - «место совершенно гладкое, как будто только что выпеченный блин»? «- Боже мой, боже мой! За что такое несчастие? Будь я без руки или без ноги - все бы это лучше, будь я без ушей - скверно, однако ж все сноснее; но без носа человек - черт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин; просто, возьми да и вышвырни за окошко!»

Человеку даны глаза, чтобы видеть, уши - чтобы слышать. Нос - чтобы дышать, различать запахи, кроме того, согревать, увлажнять и очищать вдыхаемый воздух? Но животные справляются с этим не хуже, чем человек, и великолепно обходятся без наружного носа. Значит, существование наружного носа связано с функцией, присущей только человеку. Но какой?

Насморк. Казалось бы, пустяк, а как плохо себя чувствуешь. Голова кружится и болит, труднее работать. Если заложен нос, сон неглубокий, беспокойный. Дети, если они привыкли дышать только ртом, хуже учатся, чаще болеют.

Раздражением носовых путей врачи лечат больных. Назначают орошения, ингаляцию, электропроцедуры, и не только при насморке, но и при таких, казалось бы, далеких от носа болезней, как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, различные неврозы. Человек в обмороке - ему дают понюхать нашатырный , и сознание возвращается.

А вот еще факты. Жители степей издавна заметили, что зрение обостряется, если дышать носом через мокрый платок. Отличное зрение, как правило, у моряков.

И научные исследования и житейский опыт утверждают одно: верхние дыхательные пути оказывают многообразное и сложное влияние почти на все функции организма. Носовые пути покрыты чрезвычайно богатой сетью рецепторов, которые раздражаются от температуры, влажности, запахов, движения воздуха. Здесь постоянно возникают мощные потоки , которые направляются в центральную нервную систему и через ее посредство влияют на весь организм: на дыхание, кровообращение, работу сердца, почек, желудочно-кишечного тракта…

Но носовая полость животных сплошь покрыта подобными же рецепторами, и функционируют они по тому же принципу. Зачем же все-таки наружный нос? Активное движение нередко приглушает и душевную и физическую боль. Если нечаянно прищемили хвост, она начинает мяукать, извиваться, царапаться, выражать свой протест в весьма активной форме. И человек при сильной боли кричит, плачет, делает массу, казалось бы, ненужных движений. В чем здесь дело? Боль, испуг, всякое сильное раздражение немедленно передается в кору головного мозга. А клетки коры чрезвычайно хрупки, невыносливы. Если они получают слишком большой заряд импульсов, возникает угроза срыва их деятельности, Чтобы помешать этому, защитить нежные корковые клетки, организм выработал специальную охранительную систему.

Кошка мяукает и бросается на стену, человек закусывает губу… Так инстинктивно создаются конкурентные очаги возбуждения. Два очага ослабляют, гасят друг друга. Только боль может вывести животных из состояния относительного «душевного» покоя. Они умеряют ее активными мышечными движениями. Это вступает в действие механизм индукционного торможения. Для защиты нервной системы животного его достаточно.

Иное дело у человека… Он спокойно сидит за письменным столом. Звонит телефон. Сообщают о несчастье. Нервные клетки получили сильный концентрированный удар, который превосходит их выносливость. Но человек не кричит, не бежит, не бьется головой о стенку спасаясь от неминуемой опасности, клетки коры могут мгновенно выключиться: это вступит в действие еще один охранник - запредельное торможение. Если оно разливается по всей коре головного мозга, человек теряет сознание, падает в обморок. Если выключаются отдельные участки коры, возникает временная потеря зрения, слуха, способности двигаться.

Вторая сигнальная система - возможность говорить, мыслить - неизмеримо возвысила человека над всеми живыми существами. Она сделала его бесконечно могучим и в то же время – ослабила. Слово приобрело решающую власть над нервной системой, сплошь и рядом подвергая ее опасности перевозбуждения. Когда человек относительно неподвижен, спасительное индукционное торможение отсутствует. Остается запредельное, но оно невыгодно для организма. Представьте, как невыносимо трудно было бы жить, если бы при любом мало-мальски сильном потрясении или испуге люди падали в обморок, лишались зрения, застывали на месте. Пожалуй, такое свойство, сопутствующее второй сигнальной системе, ликвидировало бы все ее положительные качества. Слишком дорогой ценой пришлось бы заплатить за возможность мыслить! Но на помощь пришел неожиданный друг - слезы. Человек не перестал говорить, зато научился плакать. Здесь-то и пригодился нос.

«Поплачь - легче будет»… В этом простом древнем совете скрыт глубокий смысл. Мгновенное обильное орошение слезами чрезвычайно сильно (вспомним погибшего кролика!) раздражает рецепторы носовой полости. В мозгу создается новый мощный очаг возбуждения, который отводит от корковых клеток опасность перенапряжения. Принцип действия «слезного механизма» несложен. Всеобщее возбуждение корковых клеток ведет к расслаблению «зажимов» слезно-носовых каналов. Слезы извергаются из своих хранилищ и прежде всего, стекают в носовые пути, орошая и возбуждая расположенные там рецепторы.

Организм регулирует роботу «слезного механизма» и редко запускает его на всю мощность. Когда раздражение клеток коры не слишком сильно, в «слезном механизме» нет надобности. Иногда «клапаны» носовых каналов расслабляются не полностью, слез стекает мало, а на поверхность они и вовсе не выходят. Только дыхание учащается и чувствуется щекотание в носу.

Чем сильнее возбуждение, тем интенсивнее плач. Человек всхлипывает, судорожно вздыхает, громко рыдает. К основным, исходным раздражениям рецепторов носовой полости прибавляются дополнительные раздражения рецепторов гортани, дыхательных путей и т. д., действующие в том же благодетельном направлении.

Слезам подвластны все люди независимо от характера, силы, выдержки. Не верьте, если человек утверждает, что он «не умеет плакать». Просто его корковые клетки очень выносливы к раздражениям; не так легко создается угрожающее перевозбуждение, и большей частью нет необходимости в использовании «слезного механизма». Но этот механизм бдительно стоит на страже нервного благополучия, готовый в случае надобности охранить мозг от слишком большого горя и слишком большой радости.

Могут ли плакать животные? Нет, не могут. Это одна из привилегий человека. Опоэтизированные слезы собак, загнанных зверей - это не следствие их чувств, а просто усиленное орошение роговицы глаз; предохраняющее ее от высыхания. Эту же работу «по совместительству» выполняют слезы и в нашем организме.

Но как все-таки слезы связаны с носом? Неужели без носа человек не мог бы плакать? Да, именно так. Видимо, форма нашего носа наиболее благоприятна для работы «слезного механизма».

Помните любопытного из сказки Киплинга? Злой крокодил вытянул ему нос, превратил маленькую курносую пуговку в длинный, гибкий хобот. В развитии человека роль такого крокодила - только доброго - сыграли, очевидно, слезы. Сотни тысяч лет они усиленно раздражали носовые пути, а это приводило к постепенному росту числа рецепторов. Но чем больше рецепторов, тем больше должна быть и площадь слизистой оболочки, на которой они размещаются. Поэтому можно предполагать, что увеличение внутренней поверхности носа неизбежно сказывалось на изменении его костно-хрящевой основы - на размерах этого органа.

На первых этапах развития человечества вторая сигнальная система была примитивна, нейтрализовать ее опасное влияние было несложно. Крошечный носик наших предков вполне справлялся с этой задачей. Так что наш нос вырос не сразу, он послушно следовал за развитием второй сигнальной системы.

Современная жизнь дает человеку необозримое богатство впечатлений, чувств, переживаний. Нашей центральной нервной системе постоянно приходится выдерживать бурные атаки самых разнообразных раздражителей. По сравнению с ними переживания наших предков кажутся детски несложными. Но тем не менее современный человек значительно реже пользуется «слезным механизмом» - научился сдерживать свои чувства. Вспомните, как часто и горько плачут дети - по любому пустяку! Так же часто плакали наши предки, вспыльчивые и раздражительные.

Дело в том, что по мере развития рода человеческого развивался и совершенствовался еще один вид торможений - внутреннее. Оно связано с чертами характера, таким и как самообладание, выдержка; мужество, дающими человеку возможность возвыситься над любым несчастьем, воспротивиться ему.

Внутреннее торможение развивается постепенно, и поэтому оно не может дать мгновенного отпора нервному потрясению. Вот почему при всех его положительных качествах оно не заменило и не сможет заменить индукционное, внешнее торможение, проявляющееся в работе «слезного механизма». Очевидно, человек никогда не разучится плакать. А значит, ему всегда будет нужен нос!

P. S. О чем еще говорят британские ученые: о том, что еще благодаря нашим носам мы можем оценивать прекрасные ароматы, например, когда курим кальян. Тем более если это какой-нибудь качественный ehose starbuzz оптом оптом купленный у самих производителей.

Воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 201», г. Оренбург

Образовательная область «Здоровье»

Возраст : 3 - 5 лет.

Конспект НОД по теме: «Наш нос»

Цели:

Формировать элементарные представление детей об органах чувств - нос и его функции;

Показать детям, какую роль играет нос в жизни человека;

Развивать способность рассматривать друг друга, умение работать в коллективе;

Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

Воспитывать стремление заботиться о своем здоровье;

Закрепление правил ухода за носом

Оборудование : кукла - перчатка «Незнайка»; иллюстрации с изображением людей разного пола и возраста; продукты с хорошо выраженным характерным запахом, туалетное мыло, флакончик из-под духов, набор карточек «Берегите ваши носики», сундучок или коробка.

В группу к детям приходит Незнайка, у него в руках мешочек.

Незнайка: Здравствуйте, ребята. Смотрите, что я вам принес - это мешочек, там лежит сюрприз для вас. Вы любите сюрпризы? Но сундучок этот не простой, а волшебный. Чтобы он открылся, вам нужно отгадать загадки, попробуете?

Запах хлеба, запах меда,

Запах лука, запах роз

Различить поможет… (нос)

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (ответы детей)

Он бывает самым разным:

Маленьким, большим и важным,

Длинным, тонким и горбатым,

Толстым или конопатым. (ответы детей)

Незнайка: Правильно, ребята, отгадали все мои загадки. Покажите свой нос. Зачем нужен нос? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята. Носиками мы дышим.

Незнайка: Подумаешь, дышать можно и ртом, а от этого носа одни неприятности - то он чихает, то с горки упадешь и разобьешь его.

Воспитатель: Что ты, Незнайка, дышать нужно именно носом. Это очень важно - ведь наш носик согревает и очищает воздух, которым мы дышим, от пыли и микробов. К тому же, нос нужен не только для того, чтобы дышать. Ребята, зачем еще нужен нос, что он может делать? (ответы детей). При затруднении детей, взрослый дает подсказку - зачитывает отрывок из стихотворения Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?», затем выслушивает ответы детей.

Жарким летом на лужочке

Носик нюхает цветочки.

На полянке — землянику,

В грядке — спелую клубнику.

В огороде чует нос,

Где чеснок и лук подрос.

В доме может так случиться,

Носик тоже пригодится:

Он найдет в шкафу варенье,

Где конфеты и печенье,

Где в буфете шоколадки

Или сок, в бутылке сладкий.

Апельсины кто принес?

Все пронюхает наш нос.

Даже помнит он, каков

Запах маминых духов.

Незнайка: Ребята, значит, нос помогает нам чувствовать разные запахи? А какие запахи вы знаете? (ответы детей). Вот и пришло время открыть волшебный сундучок, а что в нем лежит, нам поможет узнать наш помощник - нос.

Проводится игра «Угадай по запаху» - взрослый вызывает к себе по очереди нескольких детей, завязывает им глаза и просит определить по запаху, что он достает из сундучка (свежий хлеб, свежий огурец, апельсин, цветок, чеснок, лук, флакон из-под духов, и др.). Затем ребенок поясняет, как он определил, какой перед ним предмет, ведь он его не видел.

Воспитатель: Ребята, Незнайка, а вы знаете, что запахи бывают полезные и вредные. Как вы думаете, запахи лука и чеснока полезные или вредные? (ответы детей). Правильно, эти запахи полезные - они убивают микробов. А запах сигарет, дыма или газа - полезный или вредный? (ответы детей) Правильно, такие запахи вредные.

Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять!

ходьба на месте

Отдыхать умеем тоже -

остановиться, руки за спину

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

поднять голову

И легко - легко подышим.

дыхание через нос

Незнайка: Молодцы, ребята, скажите, раз нос - это наш важный помощник, значит… (ответы детей) правильно, значит, мы должны его беречь. Воспитатель: Давайте, посмотрим на карточки - работа с карточками «Берегите ваши носики» - девочка ковыряет в носу пальцем (карандашом), мальчик засовывает в нос бусинку, мальчик очень сильно сморкается, девочка наклоняется над баночкой с краской, девочка дает подружке свой носовой платок и др.

Незнайка (грустно): Ох-ох-ох. А у меня нет своего носового платка.

Воспитатель: Не грусти, Незнайка, наши ребята подарят тебе много красивых платочков.

Дети дарят Незнайке носовые платочки (предварительная работа - аппликация «Укрась платочек узором»), Незнайка благодарит детей, прощается с ними, говорит, что еще обязательно к ним придет.

Дополнительный материал по теме:

➣ Рассматривание иллюстраций с изображением людей и животных, беседа «Какие разные бывают носы»

➣ Рассматривание и обсуждение карточек «Берегите ваши носики»

➣ Закрепление правил ухода за носом: нельзя ковырять в носу пальцем и тем более острым предметом; нельзя засовывать в нос посторонние предметы; при насморке нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь в себя; нельзя пользоваться чужим носовым платком; нельзя вдыхать запах незнакомых жидкостей, наклонившись над банкой.

➣ Выполнение дыхательной гимнастики:

Упражнение «Ракета» - Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз.

Упражнение «Мышка и мишка» - У Мишки дом огромный (выпрямление, руки вверх, потянуться, посмотреть на руки - вдох). У Мышки очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову - выдох с произношением звука «ш-ш-ш».

Упражнение «Ветер» (упражнение выполняется стоя.) Медленно поднимая руки в стороны, сделать глубокий вдох через нос. Опуская руки, произвести медленный выдох через рот. Упражнение повторить 3—4 раза.

Упражнение «Ежики» - Спокойное дыхание через нос.

➣ Проведение опыта «Значение носа для речи» - взрослый просит ребенка закрыть нос и сказать какое-нибудь слово. Делается вывод: звуки изменяются, становятся нечеткими. Затем ребенок с закрытым носом читает какое-нибудь стихотворение, обсуждение с детьми.

Татьяна Терехова
«Зачем нам нужен нос». Занятие первое «Как мы дышим»

Цель : познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных

Оборудование и материалы : маленькие зеркала для всех детей, бумажные короны с рисунками, воздушные шарики.

Ход занятия:

Воспитатель :Ребята отгадайте загадку :

Вот гора, а у горы -

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит :

То заходит, то выходит. (Ответы детей)

Ребята, мы с вами уже знаем, что все мы, люди, дышим : вдыхаем и выдыхаем воздух. А что для этого нам нужно? (Ответы детей) .

Воспитатель : Ребята, для чего нам нужен нос ?

Дети : Нос помогает нам дышать и чувствовать запахи.

Воспитатель : Посмотрите друг на друга, одинаковые ли у вас носы? Чем то они похожи, но в тоже время, у каждого человека свой, неповторимый нос. И каждый по своему хорош. А для чего в носу дырочки? Не для того же в самом деле, чтобы совать туда пальцы? давайте посмотрим как устроен наш собственный нос. Дети рассматривают свои носы в зеркале.

Рассказ педагога. Дети рассматривают таблицу «Строение носа» .

Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которых покрытые волосками. Вы и сами можете их увидеть, если рассмотрите свой нос в зеркальце. Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт, стенки которого покрыты липкой жидкостью – слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются проникнуть вместе с воздухом в наш организм. Кроме того, проходя по лабиринту, воздух согревается так, что в лёгкие он попадает уже тёплым и очищенным от микробов. Когда слизи с налипшими микробами набирается много, мы чихаем, и наш нос очищается.Воспитатель : Почему у человека иногда бывает насморк? (Ответы детей)

Для чего нужен носовой платок и почему его надо часто менять? (Ответы детей.)

А какие способы лечения простуды вы знаете? (Ответы детей)

Пояснения педагога

Нужно одеваться по погоде. Главное, чтобы ноги были в тепле. Ещёдревние греки говорили : «Держи голову в холоде, желудок в голоде, а ноги в тепле» . Промочил ноги – схватил насморк. Можно попарить ноги в тазике с горячей водой, в которую можно добавить горчицы. Затем ноги надо вытереть сухо – насухо и надеть шерстяные носки. И ещё надо выпить горячего чая с мёдом и или малиной. А если чихаете, обязательно прикрывайте нос платком, чтобы не заражать своими микробами всех, кто находится рядом.

Не засовывайте в нос посторонние предметы (пуговицы, мелкие игрушки и т. п., а если иногда простужаетесь, то никогда не сморкайтесь сильно и не втягивайте в себя слизь, чтобы не заболело ухо, всегда пользуйтесь только своим носовым платком.

Я хочу вам дать совет.

Нос не должен быть простужен,

Нос здоровый всем нам нужен ,

Чтобы сон когда придёт,

Тихо спать, закрывши рот.

Ещё можно пожелать

Пальцем в нос не залезать,

День на солнце не сидеть –

Носик может обгореть!

А зимой в большой мороз

Не высовывать свой нос!

(Ю. Прокопович)

Нос - это только начало пути воздуха, который проникает в наш организм.

Показываю детям, где у них примерно находятся трахеи и легкие (необязательно их называть) - это особые трубочки в которые поступает воздух. Но и это не конец пути. Дальше воздух попадает в главный орган дыхания - легкие. Легкие можно сравнить с двумя воздушными шариками, которые надуваются при вдохе и сдуваются при выдохе. (рассказ сопровождаю показом на плакате) . Вдохнем глубоко, наши легкие внутри как будто "надулись шарики", наша грудь поднимается - в ней много воздуха. Теперь выдохнем, воздух выходит, и наши легкие как бы "сдуваются".

Для того чтобы легкие работали, нужен не весь воздух , а только его часть - кислород. Человек вдыхает воздух, его легкие всасывают кислород и выдыхают воздух обратно. Воздух легкий и невидимый, он состоит из нескольких газов. Один из них - кислород. Именно он нужен для дыхания живым существам. А выдыхают люди и звери другой газ - углекислый.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете чем отличаются газ, жидкость (вода) и твердое вещество (тело? (рассуждения детей) . Все, что есть вокруг нас, состоит из маленьких - маленьких частичек. Эти частички ведут себя по - разному в твердых телах, жидкости (воде) и газе (воздухе) .

Первый этап игры . Дети изображают частички в твердом веществе, надевая бумажные короны с сосулькой. Встают рядом друг с другом, согнув руки в локтях и соединив свою ладошку с ладошкой соседа.При этом дети стоят неподвижно : частички в твердых телах не двигаются, они не свободны.

Второй этап. Изображаем жидкость (короны с капелькой) . Дети поодиночке медленно передвигаются по комнате, кружатся, некоторые из них могут взяться за руки (руки вытянуты) . Жидкость течет.

Третий этап. Изображаем газ (короны шариками) . Дети быстро бегают на расстоянии друг от друга. При этом им не будет хватать места в комнате, и они начинают сталкиваться с друг другом. Объясняю детям, что вот также сталкиваются частички в газах, по этому газам как бы не хватает места, они стремятся вырваться наружу, как убегает воздух из шарика, когда в нем появляется дырка.

Воспитатель : Откуда берется кислород воздухе? (размышления детей) .Ведь мы его все время вдыхаем, а выдыхаем углекислый газ. Ставлю перед детьми любое комнатное растение. Кислород вырабатывается на специальной "фабрике". Это фабрика- зеленые листья растений. В отличие от нас, они "любят" углекислый газ, Вдыхают его и нам людям и животным, очень хорошо жить рядом с такими соседями. Фабрики, дающие нам кислород, есть не только на суше, но и в океане. Там ведь плавает огромное количество маленьких, иногда совсем крошечных растений. Ребята как вы думаете, почему нужно беречь леса и океаны

(ответы детей) .

Цель : Выясняю, почему у верблюда, сайгака такая не обычная форма носа.Оборудование и материалы : фотографии указанных животных, трех литровая банка с крышкой, не большое количество песка, резиновый шланг, груша.

В трехлитровую банку насыпаю немного песка, закрываю полиэтиленовой крышкой, переворачиваю на бок. Песок должен покрывать тонким слоем стекло. Проделала в крышке отверстие и вставила в него шланг соединив его с резиновой грушей. Она понадобиться для того чтобы накачивать воздух в банку. Необходимо при этом соблюдать технику безопасности, что бы вовремя опытов песок случайно не попал детям в глаза, и в дыхательные органы. Можно поместить в банку маленькую игрушку верблюда.

Рассматриваем с детьми фотографии или рисунки животных, обращаю внимание на форму их носа. Затем переходим к проведению опытов. Ребята давайте предположим, перед нами - песчаная пустыня. Налетает ветер (резко сжимает грушу, чтобы песок поднимался) . Вот такие песчаные бури, только еще сильнее, бывают в настоящих пустынях, где живут верблюды, сайгаки. Ребята, а сейчас вы можете сами ответить на мой вопрос - Почему у них такие необычные носы? мы уже говорили, что даже наш не большой, по сравнению с верблюжьим, нос не пропускает пыль. Представьте, как нос сайгака или верблюда помогает ему во время бури? носящиеся в воздухе песчинки попадают в нос, который не пропускает их дальше.

В поисках иного смысла существования.

Пригласили в СХТ (Современный художественный театр). Сказали: «Будет весело». Журналисты пришли в конференц–зал, уселись в кресла, достали ручки и блокноты... Пустой круглый стол, за которым должны были вот–вот появиться артисты СХТ, нервировал: «Пора бы начинать нашу «веселую встречу». Но руководитель театра Владимир Ушаков все не шел, мы внимательно разглядывали противоположную стену, атрибуты конференц–зала: флаг, карту, герб... Медитацию прервали четыре маленьких человека, которые бесшумно проникли в зал, - серые клоуны с белыми носами. Они «с ногами» полезли на стол, кое–кто из них на флаг стал карабкаться, затрещал на птичьем языке... Жуть... Эти клоуны были совсем неуправляемы: казалось, закидают сейчас журналистов гнилыми помидорами или мукой обсыплют. Их появление было похоже на счастливый конец света - сидишь ты себе, как обычно, с блокнотом, ждешь чего–то серьезного, и вдруг приходят за тобой носатые, говорят: «Летим на Луну мандарины кушать...»

Под сводами СХТ родился новый клоун–проект «Люди с носом», в субботу у них премьера в клубе им. Дзержинского, спектакль «Лунатики, или Вторые люди». Рекомендую к просмотру всем, кому нравится творчество Вячеслава Полунина и его «Лицедеев». Белорусский вариант поэтической клоунады - «Людей с носом» - возглавил актер ТЮЗа Сергей Ковальский: пригласил в труппу мальчика и двух девочек (Михаил Зуй, Ольга Скворцова, Юлия Морозова), сейчас они вчетвером старательно репетируют премьеру. Мне трудно представить, как это будет на сцене клуба им. Дзержинского, спектакль в интерьере я не видела, но за попытку уйти от нашего хронического, стереотипного драмтеатра Ковальскому спасибо. Я все ждала на пресс–конференции, когда уже актеры «сбросят маски» и начнут отвечать на вопросы журналистов. Но нет, «люди с носом» ровно час держались перед журналистами в образе лунатиков, щебетали по–птичьи, а на человеческий язык так и не перешли. На моей памяти еще «клоуны» Саша и Сирожа умели долго держаться в своих «дурацких» образах: хочешь - час, а хочешь - и несколько лет. Автор и режиссер проекта «Люди с носом» Сергей Ковальский тоже усиленно акцентировал внимание на своей инфантильности: «От меня мало что зависит. Если бы не Ушаков...» Трагедия «маленького» человека в белорусском театре набила оскомину еще в конце прошлого века. Вот сегодня, на наших глазах рождается новый театральный проект - трансмодерн, так сказать, лицедейство в его первозданной форме. Казалось бы, ну отойдите вы от этой удобной позиции: «Моя хата с краю. Не знаем, что у нас получится...» Нет. Сергей Ковальский упорно опускает свой большой нос в стол и бормочет: «В нашем театре много предсказуемого». Ой, как много, Сережа...

Так что же это за проект такой? Что–то новое? Безусловно. Ускользающее от определений? Пожалуй. Смелое? Вот здесь ребятам есть над чем работать. Пока они мечтают даже не об аншлагах. Они просят публику не расходиться до конца сеанса: все чувства и эмоции в спектакле передаются фонемами, в пластике, жесте, мимике... А что как зритель не поймет? На мой взгляд, опасения совершенно беспочвенные: аншлаги в театре «Инжест», на спектаклях японских мастеров буто, в конце концов, полные залы на фестивале современной хореографии IFMC давно меня приучили к мысли: «Молодежь у нас - «эдвансд» (думающая, значит). Более того, музыку к «Лунатикам, или Вторым людям» Ковальский писал совместно с Леонидом Павленком: группа «Нагуаль» обещает присутствовать на сцене по ходу спектакля и «давать живака». Сторонники альтернативной музыки наверняка не упустят своего шанса за 15 тысяч рублей (средняя цена билета на спектакль) и «Нагуаль» послушать, и еще на печальных клоунов посмотреть.

На вопрос, о чем этот спектакль, Сергей Ковальский ответил так (цитата из пресс–релиза): «История о людях, которые помогают сделать нашу жизнь светлее и добрее, а взамен ничего не просят. Для кого–то это может быть бабушка, для кого–то друг, у кого–то это просто случайный знакомый. Да это и не важно кто. Просто от таких людей наше существование приобретает другое звучание, иной смысл».

Сверхидея Ковальского - вывести «Людей с носом» на улицу и устроить наконец в Минске карнавал с праздничным шествием артистов, со щедрой эксцентрикой и клоунадой и добрыми улыбками прохожих, с подбрасыванием чепчиков и дружескими поцелуями.

Поддержим премьеру? «Люди с носом» в наши дни - большая редкость...

Фото ЕвгениЯ Грабкина.

Вопрос, который может вызвать недоумение. Тем более этот вопрос заслуживает подробного рассмотрения. Обычно говорят, что этот орган предназначен для обоняния, для предварительного нагрева вдыхаемого воздуха, хотя такие же функции у других животных, у которых нет такого отдельного органа, как нос, выполняет просто ноздря. Не было достаточно развитого носа и у предков человека, нет носа (подобного человеческому) у современных обезьян, в том числе и человекообразных.

Человека от животных отличает вторая сигнальная система, роль которой в деятельности мозга исключительно велика.

У животного раздражение воспринимаются только через сигнальную систему - через физическую боль. У человека сильное негативное воздействие на мозг может оказать слово, которое порой ранит больнее любого физического воздействия. Мозг для смягчения сильных негативных воздействий использует индукционный принцип. При воздействии факторов, вызывающих сильную боль, при испуге, нервном потрясении включается защитная система. Животные бегают, мечутся, кричат, прыгают, аналогично ведет себя человек. Он тоже ходит с места на место, кричит, стискивает зубы, кусает губы или каким-либо другим образом причиняет себе боль. Эти напряжения снижают воздействие на пораженный участок. Именно поэтому днем, когда много посторонних раздражителей, боль переносится легче, чем ночью.

Если поражение или раздражение выше порога выносливости, то возникает «запредельное» торможение, с помощью которого клетка может вообще перестать принимать сигналы о внешнем воздействии. Это может быть обморок, частичный или общий паралич или болевой или нервный шок. Истерический паралич может длиться годами, а то и всю жизнь.

Очень важную роль здесь играют слезы. Механизм действия слезотечения состоит в том, что в случае стрессовых ситуаций возникает новый мощный, компенсирующий основной, очаг раздражения. Активизированная сильным раздражением кора головного мозга усиливает самые различные функции организма: дыхательные, двигательные, желез внутренней и внешней секреции. Расслабляется гладкая мускулатура мочеиспускательных каналов, прямой кишки. Именно поэтому при сильном испуге может произойти невольное мочеиспускание или «медвежья болезнь».

Но прежде всего в любом подобном случае включается механизм слезотечения. Выделяясь из слезных желез, слезы по слезно-носовым каналам поступают в полость носа и обильно орошают там слизистую оболочку. Последняя же насыщена рецепторами тройничного и обонятельного нервов. Раздражение этих рецепторов порождает сигналы, которые поступают в мозг, создавая там дополнительные очаги возбуждения. При особо сильных потрясениях люди плачут, рыдают или кричат, что тоже снижает возбуждение коры мозга.

При слабой выносливости нервной системы в случаях более или менее сильных возбуждений человек падает в обморок. При этом если сильно раздражить рецепторы внутренней полости носа, например давая человеку понюхать нашатырный спирт, то человек приходит в себя.

Люди со слабой деятельностью корковых нейронов плаксивы; то же может наблюдаться с возрастом, когда выносливость нейронов ослабевает, а люди становятся эмоционально более чувствительными.

Быстро утомляются многие нейроны коры головного мозга. И когда человек спит, то нейроны отключаются. Если их длительное время не отключать, то человек все равно рано или поздно уснет, даже в самом неудобном положении.

Но те нейроны, что ответственны за деятельность дыхательного центра, отключаться не могут и работают всю жизнь без остановки. Тут следует отметить, что и эти нейроны периодически отдыхают, так как их деятельность можно подменить работа других нейронов. Но если нагрузка слишком велика, то и резервных нейронов может оказаться недостаточно, и дыхательный центр резко снизит свою деятельность или вообще прекратит ее. Именно поэтому останавливается дыхание при перегрузках, особенно у нетренированных людей. Дело в том, что голосовые складки гортани, которые в обычном состоянии прижаты к ее стенкам, при переутомлении ослабляются, чем резко затрудняют дыхание.

Эти явления могут наблюдаться и при нарушении носового дыхания. Заложенный нос может стать причиной отставания ребенка как в физическом, так и в умственном развитии. Может появиться в случае хронического нарушения носового дыхания то, что называется «аденоидной маской».

Из сказанного можно видеть, что раздражения носовой полости должны быть постоянны, и что опасен как их избыток, так и недостаток. Порой даже рекомендуется умеренно раздражать эти нервные окончания химическими или электрическими раздражителями.

Нельзя не вспомнить нюханье табака, благотворное, умиротворяющее действие запахов морского воздуха, богатого ионами воздуха хвойных лесов, аромата цветов и прочее.

Кроме того, как стало известно в настоящее время. Нос обеспечивает рефлекторную регуляцию дыхания и дополнительно регулирует кровообращение.



error: Контент защищен !!