Условия прекращения полномочий президента. Прекращение полномочий Президента РФ: основные способы

Введение

Глава 1. Прекращение полномочий Президента РФ как специфика его правового статуса

1.1 Отставка Президента РФ

1.2 Прекращение полномочий Президента в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия

Глава 2. Отрешение Президента от должности как высшая форма ответственности Президента

2.1 Правовой институт отрешения Президента РФ от должности в конституционном праве

2.2 Порядок отрешения Президента от должности

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение

Актуальность темы. Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. В соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги, прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. В последнее время привлекают пристальное внимание теоретические и практические вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий Президента РФ, порядком прекращения полномочий Президента.

Продолжительность деятельности главы государства, включающая основания досрочного прекращения исполнения полномочий, непосредственно характеризует его статус, отражает существующий в государстве конституционно-правовой режим, влияет на уровень развития государственной демократии.

Основания прекращения исполнения полномочий главы государства до истечения конституционного срока вызываются обстоятельствами, требующими отлаженного и надежного механизма обеспечения непрерывности президентского властвования.

Актуальность темы усиливается в виду конституционной реформы, связанной с увеличением продолжительности общей легислатуры Президента России, требующей научного осмысления.

Объектом исследования являются конституционно-правовые отношения, взятые в их системном единстве, складывающиеся в процессе реализации оснований прекращения исполнения полномочий Президента РФ до окончания конституционного срока.

Предметом исследования являются нормы конституционного права, регулирующие основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента России.

Цель работы заключается в системном и развернутом анализе конституционных оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента России в их теоретической, нормативной и практической составляющих, определение их оптимальных параметров с учетом потребностей и перспектив развития института президента в России.

В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи исследования: определить институциональное значение досрочного прекращения исполнения полномочий Президента России; определить содержание оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации в контексте законодательного регулирования и практики их реализации; обосновать научно-практические предложения по совершенствованию порядка прекращения полномочий Президента.

досрочное прекращение полномочие президент


Глава 1. Прекращение полномочий Президента РФ как специфика его правового статуса

1.1 Отставка Президента РФ

Согласно ст. 91 Конституции, Президент обладает неприкосновенностью. Это означает: никто не может применить в отношении Президента физического или психического насилия; его нельзя задержать, ни обыскать, ни арестовать, ни привлечь к любому виду правовой ответственности, пока он состоит в должности Президента; наконец, Президента нельзя свергнуть, ни отстранить от исполнения обязанностей.

Полномочия Президента государства могут быть прекращены по разным основаниям. Как правило, эти основания предусматриваются законами. Однако на практике имеют место случаи, когда полномочия президента прекращаются по основаниям, не предусмотренным законодательством.

Например, первый и последний Президент СССР М.С. Горбачев сложил с себя полномочия в связи с ликвидацией СССР, хотя Конституция СССР 1977 г. не предусматривала такого основания прекращения существование самого государства.

Примером нелегитимного прекращения полномочий президента может служить утрата власти в результате революции, когда власть президента или насильственно ликвидируется, или переходит в другие руки в результате ее захвата вопреки закону.

Правовыми основаниями прекращения полномочий Президента являются те основания, которые предусмотрены законодательством (выборы другого президента, уход в отставку, упразднение поста президента и др.).

В соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги, прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции основаниями досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации являются: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности.

Отставка Президента Российской Федерации - это досрочное прекращение полномочий главы государства в соответствии с его добровольным волеизъявлением. Решение об уходе в отставку, по смыслу данного правового института, должно носить бесповоротный характер и может быть реализовано только непосредственно после официального объявления о нем.

Процедура ухода в отставку, к сожалению, в законе не регламентирована, хотя потребность в этом имеется.

По мнению автора работы, в законе должны быть указаны форма выражения Президентом своей воли (скорее всего, это должно быть письменное заявление), мотивы, побудившие Президента принять такое решение (такие мотивы могут носить личный характер - преклонный возраст, состояние здоровья; политические: несогласие с политикой Федерального Собрания и других органов государственной власти в связи с образовавшимся экономическим, политическим кризисом и т. д.).

31 декабря 1999 г. в целях реализации конституционных норм об отставке Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным были совершены следующие юридически значимые действия: принят Указ № 1761 «Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации», в котором был определен момент досрочного прекращения полномочий главы государства (вслед за этим исполняющим обязанности Президента был издан Указ № 1762 «О временном исполнении полномочий Президента Российской Федерации»; направлены официальные уведомления об отставке главы государства в палаты Федерального Собрания; по общенациональным телевизионным каналам было передано обращение Президента к гражданам, в котором он объявил о своей отставке.

Анализ правовых актов и действий, совершенных Президентом 31 декабря 1999 г. в связи с отставкой, лишний раз убеждает в необходимости законодательного регулирования соответствующих процедур.

По мнению автора работы, казалось бы, в имеющем ключевое значение для досрочного прекращения полномочий Президента по рассматриваемому основанию Указе № 1761 содержится лишь общая ссылка на ч. 2 ст. 92 Конституции, в которой, как уже упоминалось выше, предусмотрены все три основания досрочного прекращения полномочий Президента, а сам термин «отставка» не упоминается ни в названии Указа, ни в его тексте.

Таким образом, из содержания Указа Президента Российской Федерации № 1761 от 31 декабря 1999 г. даже не вполне понятно, по какому основанию досрочно прекращены полномочия главы государства.

Действующее законодательство (ст. 82 Конституции РФ) предусматривает порядок вступления Президента в должность, принесение народу присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда, но не регулирует порядок ухода Президента в отставку.

Возникает вопрос: кому должно быть адресовано его заявление об отставке, достаточно ли Президенту заявить о своей отставке или эту отставку какой-то государственный орган (или органы) должен рассмотреть и принять по нему решение о принятии отставки или о ее отклонении? Ведь при всем уважении к личности, занимающей должность Президента, нельзя отрицать возможности заявления об отставке под давлением каких-то сил, под влиянием временного расстройства здоровья, в состоянии временной депрессии и т. п. Если закон предусматривает возможность принятия решения об отклонении заявления об отставке Председателя Правительства, то почему такой вариант должен быть исключен в отношении заявления об отставке Президента? Ответ на этот вопрос должен быть дан в будущем законодательстве. На взгляд автора работы, это может быть предусмотрено Конституцией, и федеральным законом «О Президенте Российской Федерации».

Еще один вопрос: должен ли какой-либо орган государственной власти юридически констатировать факт состоявшейся отставки Президента Российской Федерации, ибо Конституция связывает с этим фактом очень серьезные правовые последствия - переход исполнения полномочий Президента к Председателю Правительства Российской Федерации и назначение досрочных выборов главы государства? По-видимому, соответствующее полномочие мог бы осуществлять Совет Федерации, так как Конституция (п. «д» ч. 1 ст. 102) относит назначение выборов Президента, в том числе досрочных, к его ведению. В любом случае законодательная неопределенность полномочий Президента, палат Федерального Собрания, Председателя Правительства Российской Федерации, связанных с отставкой главы государства, может при определенных обстоятельствах породить возникновение между ними конституционно-правового спора о компетенции. Разрешение подобного спора относится к ведению Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии с п. «а» ч. 3 ст. 125 Конституции.

Прекращение полномочий Президента РФ.

    Введение

    Вступление в должность и прекращение полномочий Президента РФ

    Выборы Президента РФ

    Прекращение полномочий Президента РФ

    Заключение

    Список литературы

1. Введение

Президент Российской Федерации занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция возлагает на Президента задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из этих ветвей власти. В этом, в частности, смысл содержащегося в Конституции положения: «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина», а также того, что Президент устанавливает основные направления политики государства.

Обеспечивая и направляя деятельность всех государственных органов Российской Федерации и выполняя функцию по их координации, Президент действует только в пределах, установленных Конституцией, точно так же, как и все остальные федеральные органы государственной власти: Федеральное Собрание, Правительство, суды. Они самостоятельно осуществляют свои конституционные функции.

Правовое положение Президента характеризуется, прежде всего, тем, что он является главой государства, из чего следует, что он - первый среди государственных должностных лиц, единственный, победивший на выборах.

Определяет статус Президента Российской Федерации, прежде всего содержание ст.80 Конституции, в которой определяется смысл и содержание всех его полномочий. Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Установлено также, что Президент Российской Федерации может и обязан действовать в установленном Конституцией порядке, т.е. на основании конституционных норм.

Особенностью правового положения Президента именно как главы государства является то, что он исполняет возложенные на него Конституцией задачи прежде всего лично, но и инициируя деятельность федеральных органов государственной власти, обеспечивая тем самым их согласованное функционирование и взаимодействие.

2. Вступление в должность и прекращение полномочий

Президента РФ

2.1. Выборы Президента РФ

Согласно ч.1 ст.81 Конституции РФ Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Что же касается пассивного избирательного права- права быть избранным Президентом, то оно включает ряд дополнительных условий, вытекающих из особой роли и ответственности главы государства. Конституция РФ (ст.81) устанавливает два дополнительных условия. Первое - более высокий возраст для Президента по сравнению с активными избирателями. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет. И второе - так называемый «ценз оседлости»- постоянное проживание в России не менее десяти лет.

Согласно ч.3 ст.81 Конституции РФ одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Это положение направлено на обеспечение реальной преемственности в целях периодического замещения должности Президента и направлено на упорядоченную передачу власти от одного Президента другому.

Ограничение числа переизбраний препятствует авторитаристским тенденциям единоличной власти, долгосрочному властвованию в государственных структурах сторонников одной политической партии (группировки), поддерживающей курс Президента. Ясно, что при отсутствии возможности переизбрать Президента практически ничтожны шансы его оппозиции мирным путем получить пост главы государства 1 .

Вместе с тем Конституция, по мнению ряда исследователей, сохраняет за бывшим Президентом возможность переизбрания на третий, четвертый и следующий срок, «лишь бы этот новый срок был отделен от первых двух «чужим» президентством».

В случае прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Совет Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента РФ. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Одной из главных особенностей третьих выборов Президента Российской Федерации явилось то, что они проводились досрочно.

В связи с прекращением первым Президентом Российской Федерации Б.Н.Ельциным исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока Совет Федерации 5 января 2000 года на основании статей 92 и 102 Конституции Российской Федерации назначил выборы Президента Российской Федерации на 26 марта 2000 года.

Решающая роль в выборе Президента принадлежит источнику власти - народу. Именно избиратели своим голосованием определяют кто достоин быть Президентом России.

Процедура вступления Президента РФ в должность заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ.

Присяга приносится народу. Ее текст установлен в ст.82 Конституции.

Он сформулирован следующим образом: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Резиденцией Президента РФ является столица России - Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается Государственный флаг России.

Указом Президента от 5 августа 1996 г. установлены официальные символы президентской власти и их использование при вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.

Этими символами являются: штандарт (флаг) Президента Российской Федерации; Знак Президента Российской Федерации; специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции Российской Федерации.

Знак Президента РФ возлагается на Президента как главу государства на период его полномочий Председателем Совета Федерации. Использование Знака определяется нормами Государственного протокола.

На специальном экземпляре текста Конституции Российской Федерации Президент приносит присягу.

Официальные символы президентской власти передаются вновь избранному Президенту во время процедуры вступления в должность после принесения им присяги.

Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом (ч.1 ст.92 Конституции).

Избранный и вступивший в должность Президент РФ обладает неприкосновенностью. Правда, в ст.91 Конституции РФ, закрепившей неприкосновенность Президента РФ, не раскрывается ее содержание, что влечет за собой различные подходы к ее пониманию.

2.2 Прекращение полномочий Президента

Прекращение полномочий Президента РФ обычно происходит в связи с истечением срока его пребывания в должности. Но возможно и досрочное прекращение полномочий Президента РФ. Это может иметь место в трех следующих случаях:

    в связи с его отставкой, т.е. по личному заявлению;

    в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

    в случае отрешения от должности.

Как правило, эти основания предусматриваются законами. Однако на практике имеют место случаи, когда полномочия президента прекращаются по основаниям, не предусмотренным законодательством. Например, первый и последний Президент СССР М.С.Горбачев сложил с себя полномочия в связи с ликвидацией СССР, хотя Конституция СССР 1977г. не предусматривала такого основания как прекращения существования самого государства.

Примером нелегитимного прекращения полномочий президента может служить утрата власти в результате революции, когда власть президента или насильственно ликвидируется, или переходит в другие руки в результате ее захвата вопреки закону.

Правовыми основаниями прекращения полномочий Президента являются те основания, которые предусмотрены законодательством (выборы другого президента, уход в отставку, упразднение поста президента и др.) 2 .

Прекращение полномочий Президента может быть осуществлено по истечении предусмотренного конституцией срока пребывания в этой должности и досрочно.

Конституция РФ (ст.92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ. Рассмотрим каждое из них.

В ч.1 ст.92 Конституции РФ установлено, что Президент прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Это обычный порядок прекращения полномочий. В остальных случаях, о которых пойдет речь ниже, полномочия могут быть прекращены досрочно.

Президент РФ прекращает исполнение своих полномочий досрочно в случае отставки - добровольного ухода с должности Президента. Так именно поступил Б.Н.Ельцин 31 декабря 1999 года. Процедура ухода в отставку, к сожалению, в законе не регламентирована, хотя потребность в этом имеется. В законе должны быть указаны форма выражения Президентом своей воли (скорее всего, это должно быть письменное заявление), мотивы, побудившие Президента принять такое решение (такие мотивы могут носить личный характер - преклонный возраст, состояние здоровья; политические: несогласие с политикой Федерального Собрания и других органов государственной власти в связи с образовавшимся экономическим, политическим кризисом и т.д.) 3 .

Действующее законодательство (ст.82 Конституции РФ) предусматривает порядок вступления Президента в должность, принесение народу присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда, но не регулирует порядок ухода Президента в отставку.

Возникают вопросы: кому должно быть адресовано его заявление об отставке, достаточно ли Президенту заявить о своей отставке или эту отставку какой-то государственный орган (или органы) должен рассмотреть и принять по нему решение о принятии отставки или о ее отклонении? Ведь при всем уважении к личности, занимающей должность Президента, нельзя отрицать возможности заявления об отставке под давлением каких-то сил, под влиянием временного расстройства здоровья, в состоянии временной депрессии и т.п. Если закон предусматривает возможность принятия решения об отклонении заявления об отставке Председателя Правительства, то почему такой вариант должен быть исключен в отношении заявления об отставке Президента? Ответ на этот вопрос должен быть дан в будущем законодательстве.

Президент РФ прекращает исполнение полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (ч. 2 ст. 92 Конституции РФ).

К сожалению, и это основание для прекращения полномочий Президента должным образом не регламентировано и вызывает много вопросов. В частности, не совсем ясно: «стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия» является основанием для прекращения полномочий Президента по воле последнего или вопреки его воле? Нет ответа в законодательстве и на вопросы, кто и каким образом устанавливает сам факт наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии, как обеспечить такого рода решение, кто его обнародует и т.д. В любом случае должны быть созданы правовые гарантии, предупреждающие злоупотребления в процессе реализации этой конституционной нормы 4 .

В связи с этим Конституционный Суд РФ 11 июля 2000г. принял Постановление по делу о толковании положений ст.91 и ч.2 ст.92 Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных положений в их взаимосвязи 5 .

В своем Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что, исходя из занимаемого Президентом РФ места в системе органов государственной власти, а также его конституционного статуса, Конституция РФ закрепляет неприкосновенность Президента РФ, а также другие правовые средства, которые обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом РФ принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.

Досрочное прекращение исполнения Президентом РФ своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента РФ в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции РФ. В таком случае - в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания - волеизъявление Президента РФ может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий. По смыслу ч.2 ст.92 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч.1 и 3 той же статьи и ч.1 ст.93, приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом РФ своих полномочий или добровольной его отставкой.

Досрочное прекращение полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия является элементом конституционного статуса Президента РФ и в силу этого правовое регулирование порядка (процедуры) прекращения полномочий Президента РФ по указанному основанию имеет конституционный характер. Определение соответствующего порядка может быть осуществлено с соблюдением вытекающих из положений Конституции РФ требований, с тем, чтобы обеспечивались непрерывность и стабильность осуществления полномочий Президента РФ, исключение факторов, препятствующих нормальному функционированию институтов власти.

Порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При том должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента РФ от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента РФ. По смыслу ст.92 (ч.2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 10, 78 (ч.4), 82 (ч.2), 92 (ч.1) и 93 (ч.1) при определении такого порядка надлежит соблюдать принцип баланса и взаимодействия всех ветвей власти.

В соответствии со ст. 92(ч.3) Конституции РФ в случае досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий их исполнение до вступления в должность вновь избранного Президента РФ возлагается на Председателя Правительства РФ.

Анализируя содержание Постановления Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000г., следует признать, что данное Конституционным Судом толкование ч.2 ст.92 Конституции не внесло достаточной ясности.

Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно и в случае отрешения его от должности (ч.2 ст.92 Конституции РФ).

Такое решение принимается вопреки воле Президента. Основанием отрешения Президента от должности являются выдвинутые Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ч.1 ст.93 Конституции РФ).

Отрешение Президента от должности проводится в три этапа.

Первый этап сводится к выдвижению Государственной Думой обвинения в совершении Президентом тяжкого преступления. Инициатива в принятии такого решения может исходить от группы депутатов Государственной Думы численностью не менее 1/3 от общего числа. Для рассмотрения данного вопроса на заседании Государственной Думы требуется заключение специальной комиссии, образованной самой Государственной Думой. Решение принимается квалифицированным большинством, т.е. двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты.

На втором этапе надлежит получить заключение Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента признаков тяжкого преступления. Конституционный Суд дает заключение о том, что установленный порядок выдвижения обвинения против Президента был соблюден.

Третий этап процедуры отрешения Президента РФ от должности включает принятие Советом Федерации решения по этому вопросу. Решение выносится на основании рассмотрения всех материалов, подтверждающих правильность решений Государственной Думы, заключений Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Вопрос считается решенным положительно, если за отрешение проголосует не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации.Однако это решение должно быть принято в течение трех месяцев после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если решение в указанный срок не будет принято, то обвинения против Президента считаются отклоненными (ст.93 Конституции РФ).

В 1999г. Государственной Думой была предпринята попытка отрешить от должности Президента Б.Н. Ельцина. Но уже на первом этапе процедуры эта попытка потерпела неудачу: при рассмотрении в Государственной Думе за решение о выдвижении обвинения Б.Н. Ельцину проголосовало менее двух третей депутатов.

Но независимо от этого в процессе обсуждения вопросов отрешения Президента от власти всплыли нерешенные в действующем законодательстве проблемы, в частности, неурегулированность нормами права процедуры предъявления обвинения и дачи заключения Верховным Судом РФ. И это действительно так. Во-первых, не регламентирован вопрос о процессуальном порядке рассмотрения Верховным Судом РФ признаков преступления в действиях главы государства. Во-вторых, неясно, кто в Верховном Суде должен давать заключение - коллегия, президиум или пленум Верховного Суда. И, в-третьих, при отсутствии нормативных актов, регламентирующих эту процедуру, Конституционный Суд РФ просто не может проверить соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения.

Кроме того, следует признать, что процедура отрешения Президента РФ от власти настолько сложна, что делает почти нереальным само отрешение от власти. Мы отдаем себе отчет в том, что отрешение от власти Президента - достаточно ответственное решение. И здесь недопустимы легкость и упрощенность процедуры. Это одна крайность. Другая - в чрезмерном ее усложнении. Нужна золотая, разумная середина 6 .

3. Заключение

Из анализа законодательства следует вывод: можно говорить о необходимости принятия федерального закона, где, в частности, были бы конкретно сформулированы обязанности Президента, его полномочия, санкции за конкретные конституционные деликты, механизм привлечения Президента к ответственности, детализирована процедура «импичмента».

Но не стоит забывать, что, по прежнему, многое зависит от главы государства, и то, как он поведет дальнейшую политику во многом предопределит состояние страны в целом. Да, много говорится о наделении президента чересчур огромными полномочиями. Но история России показывает, что сильный лидер с огромной властью может вывести нашу страну из любого кризиса. Если и надо говорить об уменьшении власти Президента, то это должно быть личное мнение других, хотя и оно имеет право на жизнь. А если говорить о возможности злоупотребления властью Президентом РФ, то это зависит от конкретной личности, от чистоты помыслов. Сегодняшний Президент В.В. Путин является примером для истории России. После 70-летнего застоя, вызванного правлением верхушки лидеров коммунистической партии, сегодняшнему человеку приятно видеть сравнительного молодого, полного сил главу государства. Чего стоит пример общения В.В. Путина с гражданами РФ в Прямом эфире. Наблюдаются огромные тенденции сближения Президента РФ с гражданами России. Наконец лидер нашего государства действительно может называться избранным с согласия всего народа и представителем всего государства.

Такое доверие обусловлено реальными подвижками в жизни российского общества в сторону улучшения во многих сферах. Впервые четко обозначились признаки реальной стабилизации. Россия снова начала восприниматься на международной арене как авторитетное государства с мнением которого должно считаться все мировое сообщество. Во всем этом немалая заслуга Президента России В.В. Путина.

4. Список литературы

    Конституция РФ

    Чиркин В.Е Президентская власть. //Государство и право 1997

    Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. "Юриспруденция".- 3-е изд., изм. и доп.- 2001.

    Радченко И.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. -2000.

    Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. - 1996.

прекращением РФ

Согласно Конституции РФ существуют следующие основания прекращения полномочий Президента Российской Федерации:

1) истечение сроков его пребывания в должности (4 года). Временем истечения срока является момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ (ч. 1 ст. 92 Конституции РФ);

2) отставка , то есть добровольное сложение Президентом РФ своих полномочий в силу каких-либо обстоятельств. Данное основание предполагает наличие соответствующего акта Президента. Так, 31 декабря 1999 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин издал Указ о прекращении исполнения полномочий, и с этого времени полномочия перешли к Председателю Правительства РФ;

3) стойкая неспособность Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия . Соответствующей процедуры, регулирующей данное основание досрочного прекращения полномочий президента, в Конституции РФ не содержится. В связи с этим Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 11 июля 2000г. «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия», указал, что такая процедура должна устанавливаться соответствующим федеральным законом. Необходимо отметить, что в данном случае речь идет не о кратковременном заболевании, а о расстройстве функций организма, носящем постоянный, необратимый характер, ведущем к фактической невозможности для Президента принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий. Конституционный Суд подчеркнул, что порядок досрочного прекращения полномочий по состоянию здоровья должен исключать возможность необоснованного отстранения Президента от должности;

4) отрешение от должности . Ввиду важности данной процедуры Конституция РФ особо регулирует порядок ее реализации. Так, предусматривается возможность принудительного отрешения Президента от должности на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Этот институт, известный в зарубежном конституционном праве как «импичмент», является своеобразной гарантией против злоупотреблений властью и нарушений главой государства конституционных норм.

Закрепленная в ст. 93 Конституции процедура, имеет два основных этапа.

Первый этап состоит в выдвижении Государственной Думой обвинения против Президента для отрешения его от должности. Согласно ч.2 ст. 93 инициатива в принятии такого решения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов Государственной Думы. Для рассмотрения данного вопроса в Государственной Думе требуется также заключение специальной комиссии, образованной этой палатой.

Обвинение Государственной Думой Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно быть подтверждено: 1) заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления; 2) заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ принимается квалифицированным большинством, то есть двумя третями голосов от общего числа депутатов.

Второй, завершающий этап процедуры состоит в принятии Советом Федерации собственно решения об отрешении Президента от должности. Ст. 93 Конституции РФ устанавливает, что данное решение Совет Федерации должен выносить на основании рассмотрения всех материалов: решения Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента; заключений Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, подтверждающих решение Государственной Думы; заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Такое решение должно приниматься двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Наряду с этим в Конституции специально оговаривается срок, в течение которого Совет Федерации вправе принять решение об отрешении Президента от должности. Этот срок равен трем месяцам после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение, выдвинутое против Президента, считается отклоненным.

С целью обеспечения непрерывности президентской власти Конституция РФ устанавливает трехмесячной срок (с момента досрочного прекращения полномочий Президента) для проведения выборов нового Президента.

Кроме этого, в ч.3 ст. 92 Конституции РФ указывается, что во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнить свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Такими случаями могут быть: 1) досрочное прекращение исполнения полномочий Президента, предусмотренное ч.2 ст. 92 Конституции РФ; 2) смерть Президента РФ; 3) длительная болезнь Президента, не признанная основанием для досрочного прекращения им своих полномочий.

Однако исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

5. Гарантии Президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий .

Институт гарантий Президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий – новое явление российской правовой действительности. Необходимость обеспечения гарантий бывшему главе государства возникла после отставки в декабре 1999 г. с занимаемого поста Б.Н. Ельцина. Первоначально данная проблема регламентировалась Указом Президента РФ от 31 декабря 1999 г. № 1763 «О гарантиях Президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». 12 февраля 2001 г. исполняющим обязанности Президента России В.В. Путиным был подписан Федеральный закон № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи», который прекратил действие выше названного указа.

Предоставленные в соответствии с данным законом гарантии следует классифицировать на: а) личные; б) правовые; в) материально-бытовые; г) представительские; д) гарантии членам семьи.

А. Личные гарантии . В соответствии с данным законом Президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий (далее – бывшему Президенту), пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных Федеральным законом "О государственной охране", включая предоставление специальной связи и транспортного обслуживания.

За Экс-президентом и членами его семьи сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения Президентом России исполнения своих полномочий.

Жизнь и здоровье Президента России подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную годовому денежному вознаграждению Президента России, на случай:

гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью;

причинения увечья или иного повреждения здоровья.

При применении настоящей статьи круг членов семьи определяется в соответствии с семейным и жилищным законодательством России.

Б. Правовые гарантии. Президент России, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента России, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента России.

Неприкосновенность Президента России распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.

Президент России, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления.

Генеральный прокурор России в случае возбуждения уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента России направляет представление в Государственную Думу Федерального Собрания России.

Принятое Государственной Думой Федерального Собрания России постановление о даче согласия на лишение неприкосновенности бывшего Президента России с представлением Генерального прокурора России направляется в трехдневный срок в Совет Федерации Федерального Собрания России. Совет Федерации Федерального Собрания России рассматривает в трехмесячный срок вопрос о лишении неприкосновенности бывшего Президента России с учетом представления Генерального прокурора России, принимает по данному вопросу постановление и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора России.

Решение Государственной Думы Федерального Собрания России об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности бывшего Президента России либо решение Совета Федерации Федерального Собрания России об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица является обстоятельством, исключающим производство по соответствующему уголовному делу и влекущим прекращение такого дела.

В. Материально-бытовые гарантии. Президент России, прекративший исполнение своих полномочий, независимо от возраста имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75 процентов месячного денежного вознаграждения Президента России.

Выплата денежного содержания приостанавливается в случае замещения Президентом России, прекратившим исполнение своих полномочий, государственной должности России, государственной должности субъекта России или государственной должности государственной службы на период замещения одной из указанных должностей.

Президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий, предоставляется в пожизненное пользование одна из государственных дач. Он также имеет право бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов.

Президент России, прекративший исполнение своих полномочий, имеет право на бесплатное пользование на территории России правительственной связью и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, и право на внеочередное получение услуг связи. Все виды его почтовых и телеграфных отправлений пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных.

Г. Представительские гарантии. Президент России, прекративший исполнение своих полномочий, имеет право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников. Его помощники несут ответственность за исполнение своих обязанностей только перед ним. Общий месячный фонд оплаты труда помощников Президента России устанавливается впервые тридцать месяцев со дня прекращения им исполнения своих полномочий в сумме, не превышающей двукратного размера месячного денежного вознаграждения Президента России, а после истечения указанного срока - полуторакратного размера месячного денежного вознаграждения Президента России.

Для размещения аппарата помощников Президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий, предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой, средствами связи, в том числе правительственной связью.

Д. Гарантии членам семьи. После смерти Президента России, прекратившего исполнение своих полномочий, членам его семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной шестикратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день его смерти. Круг членов семьи, имеющих право на указанное пособие, и сроки его выплаты определяются в соответствии с пенсионным законодательством России в порядке, предусмотренном для назначения пенсии по случаю потери кормильца.

Помимо этого им предоставляется право на пользование служебным автотранспортом, а также за ними сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось, в течение пяти лет со дня смерти Президента России, прекратившего исполнение своих полномочий.

Согласно Конституции РФ существуют следующие основания прекращения полномочий Президента Российской Федерации:

1) истечение сроков его пребывания в должности (4 года). Временем истечения срока является момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ (ч. 1 ст. 92 Конституции РФ);

2) отставка , то есть добровольное сложение Президентом РФ своих полномочий в силу каких-либо обстоятельств. Данное основание предполагает наличие соответствующего акта Президента. Так, 31 декабря 1999 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин издал Указ о прекращении исполнения полномочий, и с этого времени полномочия перешли к Председателю Правительства РФ;

3) стойкая неспособность Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия . Соответствующей процедуры, регулирующей данное основание досрочного прекращения полномочий президента, в Конституции РФ не содержится. В связи с этим Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 11 июля 2000г. «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия», указал, что такая процедура должна устанавливаться соответствующим федеральным законом. Необходимо отметить, что в данном случае речь идет не о кратковременном заболевании, а о расстройстве функций организма, носящем постоянный, необратимый характер, ведущем к фактической невозможности для Президента принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий. Конституционный Суд подчеркнул, что порядок досрочного прекращения полномочий по состоянию здоровья должен исключать возможность необоснованного отстранения Президента от должности;

4) отрешение от должности . Ввиду важности данной процедуры Конституция РФ особо регулирует порядок ее реализации. Так, предусматривается возможность принудительного отрешения Президента от должности на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Этот институт, известный в зарубежном конституционном праве как «импичмент», является своеобразной гарантией против злоупотреблений властью и нарушений главой государства конституционных норм.

Закрепленная в ст. 93 Конституции процедура, имеет два основных этапа.

Первый этап состоит в выдвижении Государственной Думой обвинения против Президента для отрешения его от должности. Согласно ч.2 ст. 93 инициатива в принятии такого решения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов Государственной Думы. Для рассмотрения данного вопроса в Государственной Думе требуется также заключение специальной комиссии, образованной этой палатой.

Обвинение Государственной Думой Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно быть подтверждено: 1) заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления; 2) заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ принимается квалифицированным большинством, то есть двумя третями голосов от общего числа депутатов.

Второй, завершающий этап процедуры состоит в принятии Советом Федерации собственно решения об отрешении Президента от должности. Ст. 93 Конституции РФ устанавливает, что данное решение Совет Федерации должен выносить на основании рассмотрения всех материалов: решения Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента; заключений Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, подтверждающих решение Государственной Думы; заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Такое решение должно приниматься двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Наряду с этим в Конституции специально оговаривается срок, в течение которого Совет Федерации вправе принять решение об отрешении Президента от должности. Этот срок равен трем месяцам после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение, выдвинутое против Президента, считается отклоненным.

С целью обеспечения непрерывности президентской власти Конституция РФ устанавливает трехмесячной срок (с момента досрочного прекращения полномочий Президента) для проведения выборов нового Президента.

Кроме этого, в ч.3 ст. 92 Конституции РФ указывается, что во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнить свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Такими случаями могут быть: 1) досрочное прекращение исполнения полномочий Президента, предусмотренное ч.2 ст. 92 Конституции РФ; 2) смерть Президента РФ; 3) длительная болезнь Президента, не признанная основанием для досрочного прекращения им своих полномочий.

Однако исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

5. Гарантии Президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий .

Институт гарантий Президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий – новое явление российской правовой действительности. Необходимость обеспечения гарантий бывшему главе государства возникла после отставки в декабре 1999 г. с занимаемого поста Б.Н. Ельцина. Первоначально данная проблема регламентировалась Указом Президента РФ от 31 декабря 1999 г. № 1763 «О гарантиях Президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». 12 февраля 2001 г. исполняющим обязанности Президента России В.В. Путиным был подписан Федеральный закон № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи», который прекратил действие выше названного указа.

Предоставленные в соответствии с данным законом гарантии следует классифицировать на: а) личные; б) правовые; в) материально-бытовые; г) представительские; д) гарантии членам семьи.

А. Личные гарантии . В соответствии с данным законом Президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий (далее – бывшему Президенту), пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных Федеральным законом "О государственной охране", включая предоставление специальной связи и транспортного обслуживания.

За Экс-президентом и членами его семьи сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения Президентом России исполнения своих полномочий.

Жизнь и здоровье Президента России подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную годовому денежному вознаграждению Президента России, на случай:

гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью;

причинения увечья или иного повреждения здоровья.

При применении настоящей статьи круг членов семьи определяется в соответствии с семейным и жилищным законодательством России.

Б. Правовые гарантии. Президент России, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента России, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента России.

Неприкосновенность Президента России распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.

Президент России, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления.

Генеральный прокурор России в случае возбуждения уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента России направляет представление в Государственную Думу Федерального Собрания России.

Принятое Государственной Думой Федерального Собрания России постановление о даче согласия на лишение неприкосновенности бывшего Президента России с представлением Генерального прокурора России направляется в трехдневный срок в Совет Федерации Федерального Собрания России. Совет Федерации Федерального Собрания России рассматривает в трехмесячный срок вопрос о лишении неприкосновенности бывшего Президента России с учетом представления Генерального прокурора России, принимает по данному вопросу постановление и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора России.

Решение Государственной Думы Федерального Собрания России об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности бывшего Президента России либо решение Совета Федерации Федерального Собрания России об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица является обстоятельством, исключающим производство по соответствующему уголовному делу и влекущим прекращение такого дела.

В. Материально-бытовые гарантии. Президент России, прекративший исполнение своих полномочий, независимо от возраста имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75 процентов месячного денежного вознаграждения Президента России.

Выплата денежного содержания приостанавливается в случае замещения Президентом России, прекратившим исполнение своих полномочий, государственной должности России, государственной должности субъекта России или государственной должности государственной службы на период замещения одной из указанных должностей.

Президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий, предоставляется в пожизненное пользование одна из государственных дач. Он также имеет право бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов.

Президент России, прекративший исполнение своих полномочий, имеет право на бесплатное пользование на территории России правительственной связью и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, и право на внеочередное получение услуг связи. Все виды его почтовых и телеграфных отправлений пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных.

Г. Представительские гарантии. Президент России, прекративший исполнение своих полномочий, имеет право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников. Его помощники несут ответственность за исполнение своих обязанностей только перед ним. Общий месячный фонд оплаты труда помощников Президента России устанавливается впервые тридцать месяцев со дня прекращения им исполнения своих полномочий в сумме, не превышающей двукратного размера месячного денежного вознаграждения Президента России, а после истечения указанного срока - полуторакратного размера месячного денежного вознаграждения Президента России.

Для размещения аппарата помощников Президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий, предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой, средствами связи, в том числе правительственной связью.

Д. Гарантии членам семьи. После смерти Президента России, прекратившего исполнение своих полномочий, членам его семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной шестикратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день его смерти. Круг членов семьи, имеющих право на указанное пособие, и сроки его выплаты определяются в соответствии с пенсионным законодательством России в порядке, предусмотренном для назначения пенсии по случаю потери кормильца.

Помимо этого им предоставляется право на пользование служебным автотранспортом, а также за ними сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось, в течение пяти лет со дня смерти Президента России, прекратившего исполнение своих полномочий.

Согласно ст. 91 Конституции, Президент обладает неприкосновенностью. Это означает: никто не может применить в отношении Президента физического или психического насилия; его нельзя задержать, ни обыскать, ни арестовать, ни привлечь к любому виду правовой ответственности, пока он состоит в должности Президента; наконец, Президента нельзя свергнуть, ни отстранить от исполнения обязанностей.

В последнее время привлекают пристальное внимание теоретические и практические вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий Президента РФ.

В ч. 2 ст. 92 Конституции, посвященной этим вопросам, говорится: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отстранения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий».

Важное значение имеет и часть 3 ст. 92: « Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации ».

Как видно, в ст. 92 существуют только три способа досрочного прекращения исполнения полномочий Президента:

Отставка;

Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

Отрешение от должности.

Добровольная отставка Президента РФ возможна по причине тяжелого физического состояния Главы государства. В этом случае Президент РФ предварительно извещает население страны о своей отставке.

Отставка Президента Российской Федерации - досрочное прекращение полномочий главы государства на основании его личного волеизъявления.

Этим правом Президент может воспользоваться как любой государственный служащий. Для отставки Президента формально необходимо соблюдение одного условия - письменного заявления Президента об отставке.

Подача в отставку и принятие Председателем Правительства на себя выполнение обязанностей Президента имеют уже бесповоротный для Президента характер. Иначе говоря, Президент не может потом объявить, что он «передумал» и отзывает свое заявление об отставке.

Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия Президента. При этом, возможны две ситуации.

1 ситуация. Президент чувствует себя больным, но он в ясном уме и поэтому сам объявляет, что не может продолжать исполнение полномочий Президента в силу физической немощи.

Для этой ситуации как раз и подходит начальная формула ч. 2 ст. 92: Президент «прекращает исполнение полномочий досрочно» в силу стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Но это практически означает ту же отставку - лишь с указанием конкретного основания.

Акт самоотрешения от должности намеревающийся досрочно прекратить исполнение своих полномочий Президент объявляет своим указом. Так, Указом от 31.12.1999 г. № 1761 Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.1999 № 1761 // СЗ РФ от 03.01.2000. - № 1 (ч. II). - Ст. 109. первый Президент РФ объявил о прекращении исполнения полномочий главы государства. Этим же Указом было объявлено о том, что полномочия Президента РФ временно исполняет Председатель Правительства РФ. Указом № 1762 от 31.12.1999 г. О временном исполнении полномочий Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.1999 N 1762 СЗ РФ от 03.01.2000. - № 1 (ч. II). - Ст. 110. исполняющий обязанности Президента РФ В.В. Путин объявил о том, что в связи с отставкой Президента РФ Б.Н. Ельцина в соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции он приступил к временному исполнению полномочий Президента РФ.

2 ситуация. Состояние здоровья Президента таково, что требуется специальное авторитетное медицинское заключение; что касается собственного мнения Президента, то либо его невозможно спросить, например, при стойкой потере сознания, либо это мнение при состоянии Президента не может иметь решающего значения, к примеру, при наступивших глухоте, слепоте и т. д. Речь идет, следовательно, о случаях, когда, в отличие от отставки, личная воля Президента объективно не может быть решающим фактором, и Председатель Правительства объявляет о принятии на себя исполнения обязанностей Президента на основании медицинских документов.

Практика и это подтвердила. Согласно Указу от 5.11.1996 г. «О возложении на Председателя Правительства Российской Федерации Черномырдина В.С. временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации» О возложении на Председателя Правительства Российской Федерации Черномырдина В.С. временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.11.1996 № 1534 // СЗ РФ от 11.11.1996. - № 46. - Ст. 5239. в соответствии с Указом от 9.09.1996 г. Премьер-министр приступил к временному исполнению обязанностей Президента с 7 часов 00 минут 5.11.1996 г. Придя в себя после операции, т.е. будучи в сознании, но оставаясь физически весьма ослабленным человеком, Президент тем не менее тут же принял на себя президентские функции. 6 ноября 1996 г. был издан Указ « О прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации», О прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 06.11.1996 N 1535 // "Собрание законодательства РФ", 11.11.1996, N 46, ст. 5240. которым постановлялось, что исполнение прекращается с 6 часов 00 минут 6.11.1996 г.

Причем характерно то, что последним Указом были признаны утратившими силу Указы и от 5 ноября, и от 19 сентября 1996 г. Тем самым подчеркивалось, что речь идет о разовых документах, никакой общей нормативной базы для решения данного вопроса не создается, а если в будущем что-то подобное повторится, то потребуются новые указы Президента.

Итак, логика актов и действий Президента в период проведения ему операции на сердце в ноябре 1996 г. подтверждает, что, по его мнению, лишь ему принадлежит право определять, в состоянии ли он вновь заниматься государственными делами.

В части 2 статьи 93 Конституции Российской Федерации предусмотрен единственный случай возможного принудительного отстранения Президента Российской Федерации от должности - отрешение от должности, которое проводится в строго установленном федеральным законодательством порядке.

Основаниями отрешения Президента Российской Федерации от должности являются обвинение Президента Российской Федерации в государственной измене или в совершении им тяжкого преступления, то есть в данном случае речь идет не о политической, а о юридической парламентской ответственности Президента Российской Федерации.

В соответствии со статьей 93 Конституции Российской Федерации конституционная санкция заключается лишь в смещении (отрешении) с должности, что влечет утрату иммунитета и открывает путь для дальнейшего судебного преследования в обычном порядке.

Начало процедуры отрешения Президента Российской Федерации от должности связано с выполнением двух условий.

Прежде всего, обвинение Государственной Думой Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении им иного тяжкого преступления должно быть подтверждено:

1) заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления;

2) заключения Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Сама процедура отрешения от должности Президента Российской Федерации определена статьей 93 Конституции Российской Федерации и детализируется в главе 22 (статьи 176-180) Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также соответствующими статьями Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ (ред. от 30.10.2013) // СЗ РФ от 18.02.2002. - № 7. - Ст. 635.

Решение об отрешении Президента РФ принимается Советом Федерации ФС РФ 2/3 голосов от общего числа членов палаты Федерального Собрания. Это решение Совет Федерации должен принять в 3-месячный срок со дня выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным. Вопрос об отрешении Президента РФ от должности выносится на обсуждение Совета Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Обвинение Государственной Думы в отношении Президента РФ выдвигается при наличии заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения на основании инициативы не менее чем 1/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ.

Отрешение Президента от должности является основанием для прекращения им выполнения своих обязанностей в качестве Президента Российской Федерации. Бывший Президент Российской Федерации теряет конституционную неприкосновенность и может быть привлечен к уголовной ответственности как обычный гражданин.

С момента прекращения полномочий Президента Российской Федерации по указанным основаниям и до избрания очередного главы государства соответствующие государственные функции исполняет Председатель Правительства Российской Федерации (ч. 3 ст. 92 Конституции РФ). В этой же статье установлено, что исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции Российской Федерации.

Выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации. При этом, во всех случаях прекращения полномочий (кроме случаев отрешения от должности за совершение государственной измены или иного тяжкого преступления) бывшему Президенту РФ гарантируется:

1) неприкосновенность за мнения и действия, выраженные в связи с исполняемыми обязанностями по должности Президента РФ, если они не содержат в себе оскорбления или иного состава преступления;

2) выплата установленной пенсии Президенту в размере, отвечающем его положению;

3) сохранение всей его личной собственности, за исключением предоставленной ему в связи и на срок исполнения полномочий Президента РФ;

4) другие права, установленные федеральным законодательством.

В случае смерти Президента РФ его семье и близким гарантируется выплата соответствующего пособия и пенсий, а также сохранение всей собственности, за исключением предоставленной Президенту РФ для исполнения полномочий и на их срок.



error: Контент защищен !!