Тест умеем ли мы общаться. Тестирование "Умеем ли мы общаться?"

Тестирование «Умеете ли вы общаться?»

Цель: познакомить участников с основными приемами по обмену информацией, формировать умение ее обрабатывать, находить в ней жизненно важное для решения актуальных проблем.

Ход занятия: Сегодня мы поговорим об общении. Ваш жизненный опыт еще мал, и порой вы не знаете, как вести себя в разных ситуациях, как поступать, чтобы не было конфликтов. Давайте, прежде всего, поговорим, конфликтная ли вы личность. Для этого ответьте на вопросы анкеты.

1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

    не принимаю участия;

    кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;

    активно вмешиваюсь и “вызываю огонь на себя”.

2. Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой взрослых?

    нет;

    только если имею для этого веские основания;

    критикую всегда и по любому поводу.

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

    только в шутку и то если это люди не обидчивые;

    лишь по принципиальным вопросам;

    споры – моя стихия.

4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

    возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

    делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону;

    прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком;

5. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция.

    не буду поднимать бучу из-за пустяка;

    молча возьму солонку;

    не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу…

    с возмущением посмотрю на обидчика;

    сухо без эмоций сделаю замечание;

    выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

    промолчу;

    ограничусь коротким, но тактичным комментарием;

    выскажу все, что я об этом думаю.

8. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь?

    постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии;

    не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;

    проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить обидчикам.

Ключ: 1-й вариант ответа – 4 очка, 2 – 2 очка, 3 – 0 очков. Идет подсчет баллов. Класс разбивается на три психологических типа.

Ведущий дает такую информацию.

22-32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегайте критических ситуаций на работе и дома. Изречение “Платон мне друг, но истина дороже!” не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

12-20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не “выходите за рамки”, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков. Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечания в свой адрес – можете съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.

Тема: «Умеете ли вы общаться»

Цель: Формировать у студентов умение общаться с учетом определенных правил делового общения.

Задачи:

    Сообщить о нормах общения;

    Развивать у студентов проявлять свои коммуникационные способности;

    Воспитывать у студентов культуру общения, грамотную речь.

Участники: 113 группа.

Форма проведения: беседа с элементами обсуждения, драматизация.

Тип классного часа: тематический

Оборудование: презентация, тесты.

План:

    Организационный момент

    Мотивационная беседа

    Обсуждение высказываний мыслителей

    Беседа о недостатках общения

    Тестирование

    Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

Организационный момент

Мотивационная беседа

Что такое общение?

Общение - это взаимодействие двух или нескольких человек, которые обмениваются информацией или же взаимодействуют в практической деятельности. Организационный момент.

Обсуждение высказываний мыслителей.

Как вы понимаете эти высказывания?

«Не говори ничего дурного о ком-либо, если точно не знаешь этого, а если и знаешь, то спроси себя: почему я это говорю?» (Ж.Санд)

«Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что говоришь» (Клавдий)

«Если человек иногда не владеет своими чувствами, то должен всегда владеть своими выражениями» (П.Буаст)

Ян Амос Коменский сказал: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое».

Какой смысл они несут эти пословицы?

«Молчание – золото».

«Заживает рана, нанесенная стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, нанесенная злым словом»

«Сближайся с умными, а глупых сторонись»

«За плохим человеком пойдешь, ничего хорошего не найдешь»

«На дружеское слово дружески и отвечать надо»

«Неприятное слово нельзя передавать»

Слово может оказать огромное воздействие на человека.

«Слово о словах».

Слова бывают разные – то дельные, то праздные.

То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.

Есть слово – утешение и слово – удушение.

Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно – грязные.

Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.

Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.

Слова высокой доблести, и самой низкой подлости…

Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.

Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.

Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,

Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.

О чем это стихотворение?

Беседа о недостатках общения

В словаре В.И. Даля сказано:

Скверна – мерзость, гадость, пакость, нечистота, грязь.

Что можно рассказать о человеке по тому, как он разговаривает?

Почему люди засоряют свою речь, употребляя ругательные слова, и как с этим бороться? Если человек употребляет в своей речи ругательные слова, означает ли это, что он плохой?

Бороться с пороками необходимо, а это требует усилий. Но кто сказал, что быть высоконравственным человеком легко? Мы не можем заставить других изменить речь, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

А вот еще об одном недостатке общения.

Подумайте и скажите, о каком недостатке общения идет речь?

Ученику не терпелось рассказать Мастеру сплетни, услышанные на базаре.

- Подожди, - остановил его мастер. – Правдива ли эта история?

- Думаю, нет.

- Принесет ли она кому-нибудь пользу?

- Да нет.

- Она смешная?

- Нет.

- Тогда зачем мне ее слушать?

Что хотел рассказать Ученик, и почему Мастер не стал его слушать? Как вы поступите, если узнаете, что про вас распространяют слухи, или кто-то плохо отзывается о человеке, которого вы уважаете?

Почему очень часто, несмотря на всю нелепость слухов, им все-таки верят?

Способны ли слухи и клевета уничтожить истину?

Были ли в вашей жизни случаи, когда при вас плохо отзывались о ваших знакомых, а вы промолчали? Что вы испытывали после этого? Как необходимо реагировать в подобных случаях?

Тестирование

Умение общаться - это не только умение говорить, но и умение слушать и слышать. А теперь проведем тест «Умеете ли вы слушать и слышать».

ТЕСТ «Умеем ли мы правильно слушать

Известно одно изречение: «Слушатели обычно не слушают; а если слушают, то не слышат; а если слышат, то не понимают; а если понимают, то не так...»

1 – никогда так не поступлю;

2 – редко поступаю;

3 – почти всегда;

4 – всегда.

    Даю ли я возможность говорящему выразить его мысли полностью, не перебивая?

    Умею ли я обнаружить скрытый смысл в словах, беседуя с людьми?

    Пытаюсь ли я активно развивать способность к запоминанию услышанной информации?

    Записываю ли я наиболее важные детали из услышанных сообщений?

    Записывая сообщения, концентрируюсь ли я на фиксации главных фактов и ключевых фраз?

    Повторяю ли я говорящему своими словами существенные детали его сообщения для того, чтобы лучше понять?

    Удерживаюсь ли я от того, чтобы остановить говорящего, когда нахожу его сообщение скучным, неинтересным, или из-за того, что я лично недолюбливаю собеседника?

    Избегаю ли я проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда точка зрения говорящего отличается от моей собственной?

    Замечаю ли я моменты, когда отвлекаюсь во время слушания?

    Выражаю ли я подлинный истинный интерес к тому, что говорят другие люди?

Подсчитайте сумму баллов.

32 и более – вы идеальный слушатель.

27-31 – слушатель выше среднего уровня.

22-26 – нуждаетесь в дополнительном обучении и должны сознательно практиковаться в умении слушать.

21 и менее – многие сообщения воспринимаете в искаженном виде, предвзято, не вникая в умение вслушиваться и т. п.

ТЕСТ

    В классе начался спор на повышенных тонах.Ваша реакция:

1) Не принимаю участия

2) Лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной

3) Активно вмешиваюсь и « вызываю огонь на себя».

    Часто ли вы спорите с друзьями?

1) Только в шутку и то, если это люди не обидчивые

2) Лишь по некоторым вопросам

3) Споры – это моя стихия

    Вы стоите в очереди. Как вы реагируете если кто – то лезет вперёд?

1) Возмущаюсь в душе, но молчу

2) Делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону

3) Прохожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком

    Дома на обед подали недосолённый суп.

1) Не буду поднимать бучу из-за пустяка

2) Молча возьму солонку

3) Не удержусь от едких замечаний, может быть, даже откажусь то еды

    Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится. Ваша реакция.

1) Промолчу

2) Ограничусь коротким, но тактичным замечанием

3) Выскажу всё , что я об этом думаю.

Оценки: 1-4балла

Давайте подведём итог:

12-20б. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально.

8-11б. Вы слывёте человеком конфликтным, но это преувеличение. Вы конфликтуете, если только нет друго выхода. Вы способны отстаивать своё мнение. Вы не выходите за рамки, не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к Вам уважение.

Меньше 8б. Споры и конфликты - ваша стихия. Ведь вылюбите критиковать других, а если услышите замечание в свой адрес – можете «съесть» человека. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой характер.

Итак, итогом нашей сегодняшней работы будет разработка свода правил общения в коллективе. Как нам нужно общаться друг с другом, чтобы комфортно сосуществовать и испытывать от общения только радость.

Подведение итогов

Классный час заканчивается, давайте подведем итоги:

    Какую же роль играет общение в жизни человека?

    Какие выводы смогли сделать для себя?

От 5 мая 2014 года президент Р.Ф. В.В. Путин подписал закон, устанавливающий запрет на использование нецензурной брани в кино, театрах, в продукции СМИ, в общественных местах и иных культурных мероприятиях. За нарушение этих запретов граждан будут штрафовать от 2-2,5 тыс. руб., должностных лиц от 4-5 тыс. руб., юридических лиц от 40-50 тыс. руб. В случае повторного нарушения сумма штрафа будет возрастать.

Итак, общение выполняет множество функций: обмен и передача информации, формирование эмоций и обмен ими, познание человека, корректировка взаимоотношений, совместная деятельность и др. Общение имеет свои правила и закономерности. Каковы они?

Первое, от чего зависят наши успехи в общении – это направленность на тех, с кем мы общаемся, наше заинтересованное отношение к ним. Заинтересованный взгляд, обращение по имени с предпочтением той формы, которая наиболее устраивает тех, с кем общаемся, хорошая осведомленность в том, что важно для партнера по общению, готовность внимательно выслушать и выразить участие в решении волнующих человека проблем обязательно вызовут ответную заинтересованность.

От чего зависит коммуникабельность человека? Связана ли она с повышенным уровнем интеллекта, начитанностью, количеством полученных высших образований? Конечно, нет! Здесь не прослеживается никакой зависимости, ведь умение общаться прививается с самого детства.

Уже по ребенку можно судить о его возможных проблемах при налаживании контактов в будущем. Одни дети болтают без умолку, другие растут молчаливыми, угрюмыми, стеснительными и робкими. Впоследствии эти задатки дадут о себе знать, они пустят корни и дальше будут только укрепляться.

Научить взрослого человека непринужденному общению практически невозможно. Очень часто сложность построения отношений с противоположным полом связана именно с этим «недугом». Зная о предстоящих трудностях при разговоре и дополнительно накручивая себя, можно добиться только обратного результата, ведь первое свидание не должно начинаться со стресса. Лихорадочные попытки замять возникающие паузы положительного эффекта обычно не дают.

Предложенный тест позволит определить как далеко, а самое главное, в какую сторону вы отошли от заветной середины. Ведь излишнюю болтливость вряд ли можно занести в список достоинств или особенно выдающихся качеств. Безостановочный поток слов утомляет окружающих, и информация воспринимается, как очередной пустой треп. Общительность состоит в умении поддержать разговор, а не навязывать свои мысли и проблемы на чужую голову.

Коммуникабельность можно отнести к таланту или даже дару, ведь она действительно облегчает жизнь и дает целый ряд весомых преимуществ. Человек, способный вести беседу на любую тему: от космических пришельцев до строения крыла бабочки – может многого достигнуть в жизни. Работодатели по достоинству оценивают это качество, такое полезное при завязывании контактов с очередным клиентом. Вот только галочка, проставленная в резюме автоматом, очень часто не соответствует действительности.

Так кто же вы: счастливый обладатель чудо-языка и мастер слова или же кандидат, испытывающий трудности в общении? Результаты теста можно попробовать предугадать, судя по поставленному в нем вопросу. Тем интереснее будет узнать, насколько хорошо вы знаете себя.


Бывали ли у вас случаи, когда вы сильно запуска ли болезнь, стесняясь обратиться к врачу
Да
Иногда
Разве что в исключи тельных случаях
Нет

Вы отстояли длинную очередь, но вдруг перед вами пытается пройти пожилая женщина. Как поступите
С пенсионерами лучше не связываться, пропущу её вперёд
Вежливо поговорю с ней, чтобы восстановить поря док
Постараюсь молча от теснить нарушительницу порядка
Устрою скандал - нахалка должна знать своё место

Вам нужно доехать до дома на автобусе, но вы по теряли деньги и проездной билет. Как будете выпутываться
Позвоню родным или знакомым, чтобы выручили
Пойду пешком
Поеду «зайцем», надеясь на удачу
«Стрельну» денег у прохожих или попытаюсь уговорить водителя автобуса прокатить бесплатно

Вам предлагают по ехать в командировку в го род, где вы никогда не бывали. Постараетесь ли вы избе жать этой поездки
Безусловно
Скорее да, чем нет
Зависит от города
С радостью соглашусь на командировку

В кафе вам подали явно недоброкачественное блюдо. Как поступите
Зависит от настроения
Просто не стану есть
Откажусь оплачивать заказ или потребую деньги назад
Сразу устрою скандал

Срочно понадобилась небольшая сумма денег, а хороший знакомый не воз вращает долг. Вы напомните ему об этом
Решительно потребую свои деньги назад
Постесняюсь, выкручусь как-то иначе
Тактично намекну, что пора отдать деньги
Объясню ситуацию и попрошу вернуть долг

Вас приглашает в гости коллега, которого вы не очень хорошо знаете. Как поступите
Решение будет зависеть от моих собственных планов на это время
Найду предлог, чтобы отказатьс

Отвечая на вопросы, ставьте в случае согласия знак «+», в случае несогласия - «-».

    Мне кажется трудным искусство подражать другим людям.

    Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.

    Из меня мог бы выйти неплохой актер.

    Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

    В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

    В разных ситуациях и в общении с разными людьми я веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я глубоко убежден. В.Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых внутренне не вы­ ношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь. Суммируйте баллы, пользуясь таблицей:

Номер вопроса

Вариант ответов

Ключ:

0 – 3 балла. У вас низкий уровень общения. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным изменять его в зависимости от ситуации.

4 – 6 баллов. У вас средний уровень общения. Вы сдержанны, считаетесь с окружающими.

7 – 10 баллов. У вас высокий уровень общения. Вы легко вхо­дите в любую роль и в состоянии предвидеть впе­чатление, которое производите на окружающих.

Приложение 13

Тест в. Ф. Ряховского «Уровень вашей общительности»

Оценивайте свои ответы следующим образом: «да» - 2 балла, «иногда» - I балл, «нет» - 0 баллов.

I. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

    Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

    Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение высту­пить с докладом на каком-либо совещании, собрании или конференции?

    Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не были. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой команди­ровки?

    Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

    Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой, например, показать дорогу, назвать время?

7.Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понять друг друга?

    Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 10 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

    В ресторане или в столовой вам подали недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

    Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

    Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была: в магазине, библиотеке, кассе театра. Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения, чтобы не стоять в очереди?

    Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмот­рению конфликтных ситуаций?

    У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оцен­ки произведений литературы, и никаких других мнений на этот счет вы не приемлете?

    Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать, не вступая в спор?

    Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

    Охотнее ли вы излагаете свое мнение или точку зрения в письменной форме, чем устной?

Ключ:

32-30 баллов.

Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контро­лируйте себя.

29-25 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество и поэтому у вас, наверное, мало дру­ зей. Новая работа и необходимость новых кон­ тактов если и не ввергнет вас в панику, то надол­ го выведет из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недо­ вольны собой. Но не ограничивайтесь только своим недовольством. В вашей власти перело­ мить эти особенности характера. Разве не быва­ ет, что при какой-то полной увлеченности вы приобретаете вдруг полную коммуникабель­ ность? Стоит только встряхнуться.

24-19 балла. Вы в известной степени общительны и в знако­ мой обстановке чувствуете себя вполне уверен­ но. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спо­рах и диспутах участвуете неохотно. В ваших выс­ казываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки испра­ вимы.

18-14 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на контакт с новыми людьми. В то же вре­ мя не любите шумных компаний, экстравагант­ ные выходки и многословие вызывают у вас раз­ дражение.

13-9 баллов. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже излишне). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что порой вызывает раздражение окружающих. Охотно зна­комитесь с новыми людьми. Любите быть в цен­тре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недоста­ет, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете заставить себя не от­ступать.

8-4 балла. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общитель­ность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех

дел. Любите принимать участие во всех дискус­сиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и хандру. Охотно берете слово по любо­му вопросу, даже если имеете о нем поверхност­ное представление. Всюду чувствуете себя в сво­ей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнением. Задумайтесь над этими фактами!

Менее 4 баллов. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмеши­ваетесь в дела, в которых совершенно не компе­тентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем ок­ружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бы­ваете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям на работе и дома трудно с вами.. Да, вам надо поработать над собой и своим характером. Воспитывайте в себе сдержанность, терпимость, уважительнее относитесь к людям, наконец, по­думайте и о вашем здоровье - такой стиль жиз­ни не проходит бесследно.

Приложение 14

Министерство образования Пензенской области

ГБОУ СПО ПО «Пензенский многопрофильный колледж»

отделение коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами.

Методическая разработка

классного часа на тему нравственного воспитания:

«Умеете ли вы общаться»

Составлена: классным руководителем

Воронковой С.В.

г. Пенза, 2013 г.

Цель:

Место проведения: 64 кабинет.

Группа: 10ОУЗР11 группа.

Время проведения : 45 минут.

Форма проведения : беседа с элементами обсуждения, драматизация.

Подготовительная работа.

1. Что такое общение?

План классного часа

« Умеете ли вы общаться ».

Введение

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть
  1. Составление правил общения.

Заключение

Список литературы

Введение

Понятие «общение» в психологии употребляется чаще всего применительно к межличностным контактам. Общение - это взаимодействие двух или нескольких человек, которые обмениваются информацией или же взаимодействуют в практической деятельности. Общение с другими людьми рассматривается как «обработка людей людьми», исходя из этого сущность общения с самим собой можно определить как «обработку человеком самого себя». Известный философ Л. Фейербах определял значение общения следующим образом: «Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве».

Общение - это не только взаимоотношения, контакт между людьми, которые познают друг друга, обмениваются информацией и переживаниями с целью взаимопонимания и взаиморегулирования поведения, но это и главное условие и способ существования и развития людей. «Чем многообразнее и гармоничнее развит человек, тем более готов он к счастью. Для него мир богат, увлекателен, а главное - добр и открыт. Он похож на дом друзей: что хочешь - возьми, что ценишь - отдай. А для человека узкого, ограниченного мир как огромный город в совершенно незнакомой стране. Все улицы открыты, а идти по ним страшно, ибо неизвестно, куда ведут. И спросить некого - не знаешь языка... Гармоничному человеку легко в общении: ему не надо искать темы для разговора. А общение - это наше, если так можно выразиться, социальное дыхание» (Л. Жуховицкий).

Организационный момент.

Добрый день, уважаемые студенты и преподаватели! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о важном – о человеческом общении. Эту тему изучают на уроках психологии, обществознания, литературы. Цель нашего сегодняшнего классного часа: поговорить о том, как мы учимся общаться с людьми, от какого общения следует отказываться и что необходимо нам для того, чтобы испытывать радость от общения друг с другом.

  1. Обсуждение высказываний различных мыслителей

Классный руководитель : предлагает студентам обсудить высказывания мыслителей.

А. Пьерон

Б. Брехт

Ф. де Ларошфуко

«Не говори ничего дурного о ком-либо, если точно не знаешь этого, а если и знаешь, то спроси себя: почему я это говорю?»

Ж.Санд

«Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что говоришь»

Клавдий

«Если человек иногда не владеет своими чувствами, то должен всегда владеть своими выражениями»

П.Буаст

«Изрекать могут многие - понимают не все»

Г.Богослов

  1. Зачитывание и обсуждение пословиц и поговорок

Классный руководитель:

Ян Амос Коменский сказал: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое».

Вашим домашним заданием было подобрать пословицы и поговорки на тему: «Общение». Какие вам больше всего понравились? Какой смысл они несут?

Студенты:

«Молчание – золото».

Народная мудрость

«Заживает рана, нанесенная стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, нанесенная злым словом»

Индийское изречение

«Сближайся с умными, а глупых сторонись»

Аварская пословица

«Доброго держись, а от худого удались»

Русская пословица

«За плохим человеком пойдешь, ничего хорошего не найдешь»

Чувашская пословица

«На дружеское слово дружески и отвечать надо»

Якутская пословица

«Неприятное слово нельзя передавать»

Чеченская пословица

3. Прослушивание и обсуждение молдавской сказки «Повар и царь»

Классный руководитель:

А.С. Пушкин писал: «…вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания».

Давайте послушаем и обсудим молдавскую сказку

Повар и царь

Жил-был царь. Пригласил он как-то чужеземных царей и советников разных на честной пир с музыкантами. За три дня до пира вызвал к себе царь повара, дал ему денег и приказал купить на базаре самое лучшее и самое дорогое, что только на свете есть, чтобы на столе были только отборные кушанья. Пошел повар на базар, накупил там языков на все деньги, сварил с разными специями и приготовил блюда к царскому столу.

Вот и гости собрались. Рассадил их царь за столами и приказал подавать кушания. Подал повар каждому по куску языка. Съели гости язык и приказал царь следующее блюдо нести. А повар опять раздал по куску языка каждому. Гости ничего понять не могут. Смотрят удивленно друг на друга – почему им подают только блюда из языка? Съели гости, что подано, и ждут, чего еще подадут. Приказал царь нести следующую перемену. Повар опять принес язык!

Почему нас ничем другим не угощают, а только языком? – спрашивают гости.

Призвал царь повара:

Разве не приказывал я тебе купить на базаре самое лучшее, самое дорогое, что есть на свете?!

А повар отвечает:

Пресветлый царь! Разве есть что-нибудь на свете лучше и дороже языка? Язык все может - царей на престол возводить, войны прекращать и мир заключать!

Подивились гости словам повара, за смекалку его похвалили. Потом решили так: пусть повар еще раз на базар сходит и купит там самое плохое, что только на свете есть. Пошел повар и принес с базара…язык!

Говорит ему царь:

Разве не приказывал я купить тебе самое плохое, что только на свете есть?! А повар отвечает:

Пресветлый царь! Разве может что-нибудь на свете быть хуже языка? Ведь язык все может испортить и разрушить – и дружбу, и согласие, и мир!

Вопросы и задания к сказке:

1. Приведите примеры из жизни и литературы, как язык помогал людям подружиться или, наоборот, разрушал их дружбу.

2. Какой должна быть речь человека, чтобы к нему тянулись люди?

  1. Зачитывание стихотворения «Слово о слове», «Как говорим, так и живем»

Студент : стихотворение «Слово о словах».

Слово о словах

Студент: стихотворение

Как говорим – так и живем

Не знаю я, куда мне «бечь»,

Мы засорили нашу речь.

«Блины» висят на языке,

И грубые слова.

И без конца из уст летит,

Хула, хула, хула.

И чтобы жизнь нам изменить,

Научиться надо говорить.

Это поможет душе и нервам.

Это излечит наше состоянье,

Классный руководитель: Почему люди засоряют свою речь, употребляя ругательные слова, и как с этим бороться? Если человек употребляет в своей речи ругательные слова, означает ли это, что он плохой?

Студенты: диалог для размышления

Почему люди грубят

Дочка:

Мать:

Дочка:

Мать:

Дочка:

Мать:

Дочка:

Мать:

Дочка:

Классный руководитель:

Студенты:

Сценка

Думаю, нет.

Да нет.

Она смешная?

Нет.

Классный руководитель:

Студенты: Притча

Думай, что говоришь

Вопросы и задания к притче:

1.Почему распространение слухов опасно? Приведите примеры, подтверждающие это.

2.Почему очень часто, несмотря на всю нелепость слухов, им все-таки верят?

3.Способны ли слухи и клевета уничтожить истину?

4.Были ли в вашей жизни случаи, когда при вас плохо отзывались о ваших знакомых, а вы промолчали? Что вы испытывали после этого? Как необходимо реагировать в подобных случаях?

Классный руководитель: Умение общаться - это не только умение говорить, но и умение слушать и слышать. А теперь проведем тест «Умеете ли вы слушать и слышать».

ТЕСТ «

Известно одно изречение: «Слушатели обычно не слушают; а если слушают, то не слышат; а если слышат, то не понимают; а если понимают, то не так...»

Итак, какой вы слушатель?

1 – никогда так не поступлю;

2 – редко поступаю;

3 – почти всегда;

4 – всегда.

  1. Даю ли я возможность говорящему выразить его мысли полностью, не перебивая?

Подсчитайте сумму баллов.

32 и более – вы идеальный слушатель.

27-31

22-26

21 и менее

В любом случае этот тест поможет вам взглянуть на себя со стороны, причем со стороны вашего собеседника.

Классный руководитель: Итак, итогом нашей сегодняшней работы будет разработка свода правил общения в коллективе. Как нам нужно общаться друг с другом, чтобы комфортно сосуществовать и испытывать от общения только радость. Прошу взять маркеры и выразить свои предложения на бумаге.

Российский психолог А.И. Кочетов выделил следующие правила общения:

  1. Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Необходимо узнавать мир других людей, учиться видеть жизнь под их углом зрения.
  2. Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни. О своих знакомых, которых вы знаете хорошо, не позволяйте говорить дурно, решительно обрывайте посмевшего за глаза обсуждать их.
  3. Умейте выслушать людей, не перебивая. Всё, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.
  4. Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка – сигнал доброго отношения между людьми.
  5. Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определённую дозу насмешек.

Вопрос: Со всем ли вы согласны?

Свод правил, составленный студентами

Классный руководитель: классный час заканчивается давайте подведем итоги:

  1. Какую же роль играет общение в жизни человека?
  2. Что нового вы узнали сегодня?
  3. Какие выводы смогли сделать для себя?

Классный руководитель: Итак, мы сегодня выяснили, что человек не может обходиться без общения с другими людьми, потому что он – существо общественное. Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т. е. уметь слушать и «слышать» других, понимать мысли, чувства. Высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатство русского языка.

Заключение.

Итак, общение выполняет множество функций: обмен и передача информации, формирование эмоций и обмен ими, познание человека, корректировка взаимоотношений, совместная деятельность и др. Общение имеет свои правила и закономерности. Каковы они?

Первое, от чего зависят наши успехи в общении – это направленность на тех, с кем мы общаемся, наше заинтересованное отношение к ним. Заинтересованный взгляд, обращение по имени с предпочтением той формы, которая наиболее устраивает тех, с кем общаемся, хорошая осведомленность в том, что важно для партнера по общению, готовность внимательно выслушать и выразить участие в решении волнующих человека проблем обязательно вызовут ответную заинтересованность.

Список литературы

  1. Билык Н.И., Голубева Я.В. Проблемные классные часы. 8 – 9 классы – Волгоград: Учитель, 2008
  1. Волков Г.Н. Педагогика национального спасения. – Элиста: АПП «Джангар», 2003.
  1. Голубева Я.В. Проблемные классные часы. 10 - 11 классы – Волгоград: Учитель, 2006
  2. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя. – М.: ВАКО, 2005
  1. Лопатина А., Скребцова М. Вершины мудрости 50 уроков о смысле жизни. – М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2003
  1. Сгибнева Е.П. Классные часы в 10 – 11 классах. – Ростов н /Д: Феникс, 2006
  1. Сгибнева Е.П. Классные часы в выпускных классах. – Ростов н /Д: Феникс, 2006

Тема: «Умеете ли вы общаться»

Цель:

  • показать, на конкретном примере, что умение общаться очень важная сторона жизни человека
  • помочь студентам проявить свои коммуникационные способности;
  • разработать свод правил общения в группе для комфортного сосуществования.

Место проведения: 64 кабинет.

Группа: 10ОУЗР11 группа.

Время проведения : 45 минут.

Форма проведения : беседа с элементами обсуждения, драматизация, тестирование.

Подготовительная работа.

Можно предложить студентам следующие вопросы для диалога:

1. Что такое общение?

2. Что необходимо человеку для того, чтобы испытывать от общения радость?

3. Можно ли научиться правильно общаться с людьми?

4. От какого общения следует отказываться?

План классного часа

на тему нравственного воспитания

« Умеете ли вы общаться ».

Введение

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть
  1. Обсуждение высказываний различных мыслителей
  2. Зачитывание и обсуждение пословиц и поговорок
  3. Прослушивание и обсуждение молдавской сказки «Повар и царь»
  4. Зачитывание стихотворения «Слово о слове», «Как говорим, так и живем»
  5. Диалог для размышления «Почему люди грубят», сценка «Сплетни», притча «Думай, что говоришь».
  6. Тест «Умеем ли мы правильно слушать»
  7. Составление правил общения.
  1. Подведение итогов классного часа.

Заключение

Список литературы

  1. Обсуждение высказываний различных мыслителей

«Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может

Им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми»

А. Пьерон

«Я возникаю, спрашивая и отвечая, из вопроса и ответа»

Б. Брехт

«Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее»

Ф. де Ларошфуко

  1. Зачитывание и обсуждение пословиц и поговорок

Классным руководителем было дано опережающее задание: найти поговорки и пословицы на тему «Общения». Ребята зачитывают и обсуждают свои пословицы и поговорки.

  1. Зачитывание стихотворения «Слово о слове», «Как говорим, так и живем»

Слово может оказать огромное воздействие на человека. Давайте послушаем стихотворение В.Полторацкого

Слово о словах

Слова бывают разные – то дельные, то праздные.

То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.

Есть слово – утешение и слово – удушение.

Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно – грязные.

Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.

Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.

Слова высокой доблести, и самой низкой подлости…

Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.

Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.

Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,

Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.

Как говорим – так и живем

Не знаю я, куда мне «бечь»,

Мы засорили нашу речь.

Живем то «клево», то в «прикиде»,

Но в основном на жизнь в обиде.

«Блины» висят на языке,

И грубые слова.

И без конца из уст летит,

Хула, хула, хула.

И чтобы жизнь нам изменить,

Научиться надо говорить.

Очистим нашу речь от скверны,

Это поможет душе и нервам.

Это излечит наше состоянье,

Огромного требует речь вниманья.

А коль начнем за языком следить,

  1. Диалог для размышления «Почему люди грубят», сценка «Сплетни», притча «Думай, что говоришь».

Если человек употребляет в своей речи ругательные слова, означает ли это, что он плохой?

Почему люди грубят

Дочка: Почему все вокруг обзываются грубыми словами?

Мать: Потому что людям так проще выразить свои эмоции. Сначала человек ругается, когда ему плохо, а потом привыкает всегда использовать грубые слова.

Дочка: В языке так много слов! Почему нужно употреблять самые грубые?

Мать: Чтобы сказать по-другому, надо сделать над собой усилие, прежде чем подумать, а на это не все способны.

Дочка: Но я не хочу общаться с грубыми людьми.

Мать: Смотри не на слова, а на дела человека. Иногда грубые слова вроде плохой привычки, но это не значит, что человек плохой.

Дочка: Может он и хороший, но разговаривать с ним невозможно.

Мать: Если ты будешь разговаривать с ним по-другому, его дурная привычка исчезнет.

Дочка: Разве это возможно, не отвечать грубостью на грубость?

Предлагаем вашему вниманию сценку «Мастер и ученик». Подумайте и скажите, о каком недостатке общения идет речь?

Сценка

Ученику не терпелось рассказать Мастеру сплетни, услышанные на базаре.

Подожди, - остановил его мастер. – Правдива ли эта история?

Думаю, нет.

Принесет ли она кому – нибудь пользу?

Да нет.

Она смешная?

Нет.

Тогда зачем мне ее слушать?

Что хотел рассказать Ученик, и почему Мастер не стал его слушать? Как вы поступите, если узнаете, что про вас распространяют слухи, или кто-то плохо отзывается о человеке, которого вы уважаете?

Думай, что говоришь

Однажды одна богатая дама пришла к праведнику за советом. Она сказала, что тоже хочет быть праведницей, но у нее есть один недостаток, который она никак не может преодолеть, и рассказала праведнику, что у нее есть привычка сплетничать о людях. И как она ни старается, ей не удается от нее избавиться.

Хорошо, - ответил праведник. Отправляйся на базар и купи там курицу. Когда будешь возвращаться домой, выщипывай перья и бросай их на дорогу. Потом возвращайся ко мне.

Богатая дама удивилась, услышав это, но она уважала праведника, поэтому сделала все, как он сказал.

На другой день она пришла к праведнику и сказала, что сделала все, как он велел.

Очень хорошо, сказал праведник. С первым заданием ты справилась. Снова отправляйся на базар и, когда будешь идти по дороге, постарайся собрать все перья, которые ты разбросала вчера.

Но это невозможно, - сказала богатая дама – Ветер разнес перья в разные стороны. Как же я смогу их собрать?

ТЕСТ « Умеем ли мы правильно слушать

1 – никогда так не поступлю;

2 – редко поступаю;

3 – почти всегда;

4 – всегда.

2. Умею ли я обнаружить скрытый смысл в словах, беседуя с людьми?

3.Пытаюсь ли я активно развивать способность к запоминанию услышанной информации?

  1. Записываю ли я наиболее важные детали из услышанных сообщений?
  2. Записывая сообщения, концентрируюсь ли я на фиксации главных фактов и ключевых фраз?
  3. Повторяю ли я говорящему своими словами существенные детали его сообщения для того, чтобы лучше понять?
  4. Удерживаюсь ли я от того, чтобы остановить говорящего, когда нахожу его сообщение скучным, неинтересным, или из-за того, что я лично недолюбливаю собеседника?
  5. Избегаю ли я проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда точка зрения говорящего отличается от моей собственной?
  6. Замечаю ли я моменты, когда отвлекаюсь во время слушания?
  7. Выражаю ли я подлинный истинный интерес к тому, что говорят другие люди?

Подсчитайте сумму баллов.

32 и более – вы идеальный слушатель.

27-31 – слушатель выше среднего уровня.

22-26 – нуждаетесь в дополнительном обучении и должны сознательно практиковаться в умении слушать.

21 и менее – многие сообщения воспринимаете в искаженном виде, предвзято, не вникая в умение вслушиваться и т. п.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

Психолог А. И. Кочетов

  1. Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Необходимо узнавать мир других людей, учиться понимать их, видеть жизнь под их углом зрения.
  2. Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни, решительно обрывайте разговор с посмевшим за глаза осуждать других. Не позволяйте говорить о своих знакомых, которых вы хорошо знаете.
  3. Умейте выслушать людей, не перебивая. Все, что они говорят, для них очень важно, если даже вам кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.
  4. Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренно цените их. Улыбка – сигнал доброго отношения между людьми, это – визитная карточка друга, средство успокоения встревоженного, обезоруживания рассерженного, побуждение к размышлению.
  5. Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определенную долю насмешек.
  6. Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.

ТЕСТ

Умеем ли мы правильно слушать

1 – никогда так не поступлю;

2 – редко поступаю;

3 – почти всегда;

4 – всегда.

1. Даю ли я возможность говорящему выразить его мысли полностью, не перебивая?

  1. Умею ли я обнаружить скрытый смысл в словах, беседуя с людьми?
  2. Пытаюсь ли я активно развивать способность к запоминанию услышанной информации?
  3. Записываю ли я наиболее важные детали из услышанных сообщений?
  4. Записывая сообщения, концентрируюсь ли я на фиксации главных фактов и ключевых фраз?
  5. Повторяю ли я говорящему своими словами существенные детали его сообщения для того, чтобы лучше понять?
  6. Удерживаюсь ли я от того, чтобы остановить говорящего, когда нахожу его сообщение скучным, неинтересным, или из-за того, что я лично недолюбливаю собеседника?
  7. Избегаю ли я проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда точка зрения говорящего отличается от моей собственной?
  8. Замечаю ли я моменты, когда отвлекаюсь во время слушания?
  9. Выражаю ли я подлинный истинный интерес к тому, что говорят другие люди?

Подсчитайте сумму баллов.




error: Контент защищен !!