Презентация закрепление однородные и неоднородные определения. Однородные и неоднородные определения (презентация к уроку) презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему




Однородные определения 1. Однородны определения, которые выражают отличительные признаки разных предметов: Красные, желтые, лиловые, белые флоксы. Английский, французский, итальянский языки. 2. Однородны определения, которые выражают схожие признаки одного предмета, причем характеризуют его с какой-то одной стороны: Громкий, пронзительный свист Свежие, мягкие булочки Мягкий, рассеянный свет фонаря




Только качественными прилагательными обычно Глубокий, протяжный, огромный вздох вырвался у него из груди – и сердце разбилось. Только относительными и только притяжательными прилагательными реже Тканые, вязаные, плетеные изделия Лисьи, беличьи, норковые шапки Сочетанием прилагательных с причастиями: Толстый, раскормленный кот Тихий, еле слышный, приглушенный звук Сочетанием прилагательного с последующим причастным оборотом: С вершины холма открывался изумительный, поражающий воображение вид Однородные определения выражаются:




Неоднородные определения Неоднородны определения, которые выражают РАЗНЫЕ признаки предмета: Старинный жестяной фонарь Прохладный серый рассвет Маленькая зеленая гусеница Неоднородны определения, выраженные числительным(или местоимением) и прилагательным: Мой дорогой друг Его ужасные глаза Первый тяжелый осенний туман…


Неоднородные определения выражаются: Обычно качественными и относительными(или притяжательными) прилагательными Теткин любимый мопс Новая соломенная шляпа Резкий северный ветер Реже только качественными прилагательными У него были косматые седые бакенбарды; из-под его сомбреро спускались длинные седые волосы… Сочетанием прилагательных с причастиями Пушистый раскормленный кот Сочетанием причастного оборота с последующим прилагательным Тронутые морозом кленовые листья

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ОДНОРОДНЫЕ и НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Цель урока: Получить и закрепить знания об однородном и неоднородном определении и практический навык постановки знаков препинания при однородном и неоднородном определении.

Найдите в обоих примерах определения. 1. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. К. Г. Паустовский (все определения – качественные прилагательные – называют качества языка) *** 2. В день солнечный июльский Цветы, цветы вокруг! Красив язык мой русский, Как этот летний луг. (солнечный – качественное прилагательное, июльский - относительное)

Повторение: Качественные прилагательные: обозначают качество, свойство предмета: его размер (маленький), форму (круглый), цвет (белый), физические характеристики (теплый) и т.д. Могут образовывать сравнит.степень: новый –новее; краткую форму: добрый-добра-добр. Относительные прилагательные: обозначают материал, из которого сделан предмет (деревянный дом, кирпичная стена), признак предмета по месту (школьный кабинет, московские улицы), по времени года, суток и т.д. (зимний день, вечерние новости), по назначению предмета (спортивная обувь, разделочная доска) и т. д.; по действию (стиральная машина). При употреблении в словосочетании их можно заменить именами существительными: деревянный дом – дом из дерева, зимний день – день зимы.

Определения считаются однородными, если: 1.Перечисляют разновидности одного предмета: Землю усыпали красные, жёлтые, оранжевые листья. 2.Характеризуют предмет с какой-либо одной стороны (по форме, цвету, качеству и т.п.): Слышится сдержанный, неясный шёпот ночи – слабо различимый шёпот; 3.Если за определением следует причастный оборот: Неподвижный, устремленный на меня взгляд заставляет меня обернуться. 4. Если определения, выраженные качественными прилагательными, характеризуют предмет с разных сторон, создавая о нём общее, целостное впечатление: Помню раннее, свежее, тихое утро. Для однородных определений характерна интонация перечисления, а также между ними можно вставить союз –и-

определения считаются неоднородными, если 1.Характеризуют предмет с разных сторон (н-р, форма и размер, качество и размер, размет и цвет, размер и материал, размер и назначение, цвет и форма и т.п.): Длинный товарный поезд стоял у полустанка (размер и назначение). Обычно выражены сочетанием качественного и относительного прилагательных 2.Неоднородными являются и такие определения, когда одно из них выражено местоимением или числительным, а другое прилагательным Не вызывает затруднения пунктуация при определениях, выраженных одними относительными прилагательными или причастиями и относительными прилагательными: летний пионерский лагерь (относительные), витая железная лестница (причастие и относительное прилагательное). P.S. Определения, стоящие после определяемого слова всегда будут однородными: В пшенице густой, колосистой все утро мотор стрекотал

Определите, являются однородными или неоднородными определения в следующих словосочетаниях: Первый искусственный спутник – н еоднородные (числительное + прилагательное) Черные белые желтые машины – однородные (разновидности одного предмета) Великолепная сияющая под солнцем поляна – однородные (прилагательное + причастный оборот) Осенний холодный дождь – неоднородные (относит. прил.+кач.прил.) Трудный пятый этап – неоднородные (качественное прил.+ числительное) Молодая пахучая трава – однородные (качественные прилагательные)

Водопад Глядя на картинку, составьте по два словосочетания: одно с однородными определениями, другое – с неоднородными

Дождь Глядя на картинку, составьте по два словосочетания: одно с однородными определениями, другое – с неоднородными

Роза Глядя на картинку, составьте по два словосочетания: одно с однородными определениями, другое – с неоднородными

Лес Глядя на картинку, составьте по два словосочетания: одно с однородными определениями, другое – с неоднородными

Вода Глядя на картинку, составьте по два словосочетания: одно с однородными определениями, другое – с неоднородными

Дом Глядя на картинку, составьте по два словосочетания: одно с однородными определениями, другое – с неоднородными

Тропинка Глядя на картинку, составьте по два словосочетания: одно с однородными определениями, другое – с неоднородными

Домашнее задание: выписать из изучаемого или недавно пройденного художественного произведения 10 словосочетаний: 5 с однородными определениями и 5 с неоднородными определениями.

Спасибо за внимание!


Cлайд 1

Cлайд 2

Цель урока: углубить представление об определениях, закрепить навыки узнавания однородных и неоднородных определений в тексте, их графического изображения.

Cлайд 3

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ (РАССТАВИТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ) 1. Я жил недорослем гоняя и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. 2. Нет пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху. 3. Я взял на себя вид равнодушный и обратясь к Савельичу который был и денег и белья и дел моих рачитель приказал отдать мальчику сто рублей.

Cлайд 4

ПОВТОРЕНИЕ Составьте рядом схемы однородных членов предложения. «удар мой верен был и скор» « и помнил я кольчуги звон, и блеск ружья, и гордый непреклонный взор, и молодых моих сестер» «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы», «то вдруг стихал он, то сильней он раздавался в тишине», «простая песня то была, но в мысль она мне залегла», как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков».

Cлайд 5

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И.С. Тургенев.

Cлайд 6

ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете. Соединены между собой сочинительной связью. (Можно поставить союз и). Равно непосредственно относятся к определяемому существительному. Произносятся с перечислительной интонацией. Определения- эпитеты (художественные, эмоциональные определения). НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Характеризуют предмет с разных сторон. Непосредственно к существительному относится только ближайшее определение, а другое относится ко всему словосочетанию. Между ними нет сочинительной связи. (Нельзя поставить союз и). Часто неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов (например, качественными и относительным).

Cлайд 7

РАБОТА С ТЕКСТОМ Девушка, которую он назвал своей сестрою, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и чёрными, светлыми глазами. Воротясь домой, она тотчас ушла к себе в комнату и появилась только к самому обеду, одетая в лучшее своё платье,тщательно причёсанная, перетянутая и в перчатках. За столом она держалась очень чинно, почти чопорно, едва отведывала кушанья, и пила воду только из рюмки. Ей явно хотелось разыграть передо мною новую роль – роль приличной и благовоспитанной барышни. У него было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами.

Cлайд 8

САМОПРОВЕРКА Однородные определения черными, светлыми глазами, приличной и благовоспитанной барышни, Неоднородные определения: смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, большими мягкими глазами, мягкими курчавыми волосами,

Урок в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения» .

Выполнила: учитель русского языка и литературы

МКОУ «УАСШ»

Казанина Оксана Анатольевна


Цели урока:

  • Формирование умений:
  • развивать умение различать однородные и неоднородные определения; закрепление умения ставить запятые в предложениях с однородными членами; соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными и неоднородными определениями; совершенствовать орфографические навыки;
  • развивать умение различать однородные и неоднородные определения;
  • закрепление умения ставить запятые в предложениях с однородными членами;
  • соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными и неоднородными определениями;
  • совершенствовать орфографические навыки;
  • Развивать внимание, логическое мышление, умение сравнивать и обобщать;
  • Вызвать интерес к урокам русского языка.

Разминка.

Цель: закрепление навыков правописания – н – и – нн – в суффиксах прилагательных и причастий.

Варе. ая свекла, кваше. ая капуста, краше. ый палисадник, рискова. ый прыжок,

кова. ый забор, сея. ая через сито мука,

купле. ый дом,броше. ый ребенок,

глаже. ые брюки, поле не засея. о,ошибка исправле. а, деревя. ый письме. ый стол,

тума. ый,безветре. ый день.


Какие определения называюся однородными?

Какие определения называюся неоднородными?

В чем разница между однородными и неоднородными

определениями?

Расскажите о постановке знаков препинания при

однородных и неоднородных

определениях.


Оъяснительный диктант (устно)

  • Было тихое летнее утро (И.Тургенев).

2.Стал накрапывать редкий мелкий дождь (А.Чехов).

3.Стояла светлая безлунная ночь (А.Фадеев).

4.Она походила на молодую стройную гибкую березу.

5. Ракета неслась на второй космической скорости.

6.Ткань окрашена в яркие веселые тона.


Физминутка.

Вправо-влево, вправо-влево,

Разрешаю видеть смело.

Вниз и вверх, вниз и вверх, Буду четко видеть всех. Обведем глазами круг, Стану классно видеть вдруг. Резво крутим мы глазами, Без очков мы видим - сами! Нарисую я восьмерку, Вижу все теперь уж зорко!


Упражнение 3

1) Под одним из кленов стояла ветхая скамья на заржавленных ____________________ лапах (чугунных).

2) Запущенный ____________________ парк с непролазной гущей орешника вызывал уныние (липовый).

3) Осенью часто налетают порывистые __________________ ветры (холодные).

4) Сутулый человек был одет в серый _______________ костюм (тонкий).

5) Он поднялся по витой _____________________ лестнице (железной).


ТЕСТ Отметьте номера предложений, в которых ставится запятая.

1. У всех было бодрое радостное настроение.

2. Старинные каменные стены окружали крепость.

3. Сено издавало приторный слегка возбуждающий запах.

4. Он любил сильное решительное слово.

5. Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой.

6. Сахарный сладкий снежок прикрыл безобразие осени.

7. Случались веселые грустные смешные дела.

8. Получалось нечто жуткое путаное и резкое.

9. Пронзительный резкий ветер сбивает стаи птиц в темную сплошную массу.

10. Затяжные угрюмые дожди в этом году начались очень рано.


Проверь тест

Ключ: 1,3,4,7,9,10


  • О чем мы говорили сегодня на уроке?
  • Каковы три отличительных черты однородных членов предложения?
  • Какие определения называют однородными? Неоднородными?
  • В чем их отличие?
  • Приведите примеры предложений с однородными и неоднородными определениями.

Спасибо за урок!

  • Д/З. Напишите сочинение-рассуждение «Какова роль определений в тексте? Как вы думаете, что случилось бы, если бы однородные определения исчезли из речи?». Не забудьте, что рассуждение строится по схеме:

Тезис.

Доказательства:

аргументы, примеры.

ВЫВОД


Упражнение 3 Распространите предложения, используя данные в скобках определения. Подумайте, нужна ли запятая между определениями. Прокомментируйте свое решение.

6) Мы напились холодной __________________________ воды (вкусной).

7) Книга обладает колоссальной ____________________________ силой (притягательной).

8) Большая _______________________ тень виднелась рядом с домом (черная).

9) Этот человек ходил все лето в желтоватом ______________________ кафтане немецкого покроя (полотняном).

Слайд 2

Цель урока: углубить представление об определениях, закрепить навыки узнавания однородных и

неоднородных определений в тексте, их графического изображения.

Слайд 3

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ (РАССТАВИТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ)

1.Я жил недорослем гоняя и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.

2. Нет пускай послужитон в армии да потянет лямку да понюхает пороху.

3. Я взял на себя вид равнодушный и обратясь к Савельичу который был и денег и белья и делмоих рачитель приказал отдать мальчику сто рублей.

Слайд 4

ПОВТОРЕНИЕ Составьте рядом схемы однородных членов предложения.

«удар мой верен был и скор»

« и помнил я кольчуги звон, и

блеск ружья, и гордый

непреклонный взор, и молодых

моих сестер»

«узнать, для воли иль тюрьмы

на этот свет родимся мы»,

«то вдруг стихал он, то сильней

он раздавался в тишине»,

«простая песня то была, но в

мысль она мне залегла»,

как будто сам я был рожден в

семействе барсов и волков».

Слайд 5

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины- ты один мне поддержка и

опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И.С. Тургенев.

Слайд 6

ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  • Характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете.
  • Соединены между собой сочинительной связью. (Можно поставить союз и).
  • Равно непосредственно относятся к определяемому существительному.
  • Произносятся с перечислительной интонацией.
  • Определения- эпитеты (художественные, эмоциональные определения).

НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  • Характеризуют предмет с разных сторон.
  • Непосредственно к существительному относится только ближайшее определение, а другое относится ко всему словосочетанию.
  • Между ними нет сочинительной связи. (Нельзя поставить союз и).
  • Часто неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов (например, качественными и относительным).
  • Слайд 7

    РАБОТА С ТЕКСТОМ

    Девушка, которую он назвал своей сестрою, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и чёрными, светлыми глазами.

    Воротясь домой, она тотчас ушла к себе в комнату и появилась только к самому обеду, одетая в лучшее своё платье,тщательно причёсанная, перетянутая и в перчатках. За столом она держалась очень чинно, почти чопорно, едва отведывала кушанья, и пила воду только из рюмки. Ей явно хотелось разыграть передо мною новую роль – роль приличной и благовоспитанной барышни.

    У него было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами.

    Слайд 8

    САМОПРОВЕРКА

    Однородные определения

    • черными, светлыми глазами,
    • приличной и благовоспитанной барышни,

    Неоднородные определения:

    • смугловатого круглого лица,
    • с небольшим тонким носом,
    • большими мягкими глазами,
    • мягкими курчавыми волосами,
  • Слайд 9

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

    Составьте 5 словосочетаний с неоднородными определениями

    Составьте 5 словосочетаний с однородными определениями

    Слайд 10

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, ловок, послушен. (А. Куприн.)

    Язык- орудие мышления. Обращаться с языком кое-как- значит и мыслить кое-как: неточно, неверно.

    (А. Толстой.)

    Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.Тургенев.)

    Перепишите высказывания писателей о русском языке, найдите однородные и неоднородные определения.

    Произведите морфологический разбор слов певуч и русский.

    Объясните постановку тире во втором высказывании.

    Посмотреть все слайды



  • error: Контент защищен !!