Особенности модернизации индии на современном этапе. Загладин Н


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы определяется следующим. Под давлением передовых западных стран в XIX в. Индии и Китаю пришлось открывать свои границы для внешнего мира и искать пути на вызов индустриальной века. Япония проделала феноменальный рывок в процессе модернизации - она стала первым индустриальным обществом среди не западных стран. Однако Индии и Китаю этого сделать не удалось: "великая Поднебесная империя" рухнула в пучину анархии и децентрализации государства. Будучи аграрными, отсталыми и изолированными обществами, эти страны катапультировали в противоположные траектории – от периферии в "центр" мирового развития (Япония) и от "центра" на "обочину" (Китай и Индия).

Новизна данной работы определяется тем, что сравнение процессов модернизации двух близлежащих стран, имеющих практически сходную культуру, может показать особенности исторического развития многих современных стран Востока и объяснить причины их взлётов и падений.

Целью данной работы является рассмотрение процессов модернизации в Индии и Китае. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

1. Рассмотреть специфику процесса модернизации в Индии.

2. Показать особенности процесса модернизации в Китае.

Хронологические рамки данного исследования начало XIX – начало XX века. Территориальные рамки данного исследования – Индия и Китай в современных границах.


1. Особенности модернизации в Индии

В самом общем виде можно отметить, что в плане жесткости социальной структуры и ее сопротивляемости любым нововведениям Индия не представляла собой некого уникального феномена на фоне других восточных цивилизаций. Как отмечает известный отечественный востоковед Л.С. Васильев, «традиции и институты во всех неевропейских цивилизациях были целеустремленно направлены на то, чтобы не допустить таких новшеств, которые могли бы подорвать силу централизованной власти и свято хранимую устойчивость веками складывавшихся социальных отношений» 1 . Такая структурная особенность всех восточных цивилизаций не могла не сказаться, по мнению данного автора, на их историческом сознании: «На Востоке исторический процесс – как и вообще отношение к времени – не воспринимался в качестве линейного, а консервативная стабильность реально превратила его в цикличный» 2 . Е.Б. Рашковский о той же особенности восточного историзма пишет следующее: «Циклическое воззрение на мировой процесс (чередование миров – чередование народов и культур – чередование форм правления и династий в предустановленной и имманентной динамике) – неотъемлемый элемент господствующих исторических воззрений в традиционных культурах Востока» 3 . Единственным известным исключением из этого правила является еврейская традиция.

Определяя специфику индийской цивилизации, Л.С. Васильев отмечает, что в ней фактором, консервирующим общественные отношения, и, тем самым, оказывающим опосредованное воздействие на общественное сознание, было не столько государство, сколько система общин и каст. Это, в общем и целом верное наблюдение, требует в нашем случае некоторых пояснений и детализации.

Общеизвестным является тот факт, что особенностью социальной структуры индийского общества на протяжении практически всего периода его существования являлась жесткая варново-кастовая система. Однако следует особо подчеркнуть, что как жесткость, так и стабильность существования данного социального феномена, были обусловлены не какими-либо внешними факторами, как то, например, государство. Ибо сильного централизованного деспотического государства Индия не знала. Причина была скрыта во внутренних ментальных установках индийского сознания. Пронизанность всей жизни индуса сложным ритуалом и многоуровневый иерархизированный характер его восприятия обусловили стремление отдельных групп индийского общества к обособлению с целью обеспечить должное соблюдение всех правил ритуальной чистоты. Наиболее яркое отражение значения данной установки индийского сознания на процесс самоорганизации индийского общества нашло в той роли, которую в нем с древнейших времен играло жречество, иначе варна брахманов. Их авторитет и престиж практически всегда, за исключением, может быть, периода господства неортодоксальной системы буддизма, в традиционной Индии были беспрекословны. И, как пишет крупный отечественный индолог Р.Б. Рыбаков, основой этого было то, что «системообразующую роль в индуизме играет понятие ритуальной чистоты…, делающее неуязвимой для логических и эмоциональных доводов триаду каста – карма – дхарма» 4 . Таким образом, роль ритуала в оформлении конституирующих черт индийской культуры трудно переоценить. Едва ли мы сможем назвать еще одну такую цивилизацию на земле, все сферы жизни представителей которой, от момента зачатия и до смерти, были бы в такой же степени ритуализированы. До сих пор для многих индийцев страх перед нарушением ритуальных предписаний оказывается зачастую сильнее страха смерти. По мнению многих авторов, пишущих об Индии и пытающихся сформулировать перечень черт, лежащих в основе данной цивилизации, именно вся совокупность обрядов и ритуалов определяет ее целостность.

В логике же нашего рассуждения это обстоятельство выводит нас вновь на обозначенную выше проблему определения всех факторов, обусловивших «аисторичность» индийского сознания. Ритуал, как важнейший социальный феномен, регулировавший жизнь индийского общества на протяжении веков и даже тысячелетий, безусловно, является одним из них. Ведь он предполагал нерефлексивное воспроизведение неких первооснов, а, следовательно, всячески ограничивал любое продвижение вперед. Именно он в значительной степени обеспечивал ту самую «консервативную стабильность» в индийском обществе, от которой проистекало цикличное восприятие времени. Но, кроме того, ритуал еще и усиливал уже обсуждавшуюся выше «потустороннюю ориентацию» индийского сознания, снижая для него значение «мира повседневности». Как отмечал другой известный отечественный индолог В.С. Семенцов, «любая ритуальная культура жестко делит мир на две сферы – сакральную и профаническую. Сакральная есть сфера собственно ритуальных священнодействий. Готовясь войти в нее, человек обязан пройти определенную подготовку – очищение… Считается, что входя в сакральный круг, человек становится причастным неземному миру… Возвращаясь назад к профаническому существованию, человек снимает с себя запреты, которым он подвергался в сакральной сфере… Профанический мир, с одной стороны, безопаснее и "удобнее" мира сакрального… Вместе с тем мир профанический лишен той значительности и внутренней ценности, которые присущи миру сакральному. Поэтому человек стремится расширить сферу сакрального, обставляя обрядами все сколько-нибудь значительные события своей жизни». Поскольку ни в какой другой культуре мы не встречаем такой степени ритуализованности всех человеческих проявлений, то получается, что для индийцев соотношение между "сакральным" и "профаническим" сильно смещено в сторону первого. Иначе говоря, даже всю свою посюстороннюю деятельность индийцы стремились привязать к инобытию. А отсюда понятно их невнимание к повседневной истории, и как следствие, неразвитость исторической рефлексии.

Говоря об индийском обществе в целом, отметим, что на всем периоде его существования оно отличалось не только известной заданностью и жесткостью сложившихся в нем социальных связей, укорененных в ментальности индийцев, но также и поразительной пластичностью, толерантностью и свободой самовыражения для индивида, стремящегося к самореализации, прежде всего, в духовной сфере. По этому поводу один из представителей неоиндуизма Сатпрем пишет: «Если мы взглянем на духовный мир Индии изнутри, то обнаружим, что Индия – это страна исключительной духовной свободы, не имеющая себе равных» 5 . Проявление данной свободы мы можем обнаружить уже в текстах Ригведы, чьим своеобразным "интеллектуальным девизом" был тезис: «Истина – одна, мудрецы же говорят о ней по-разному». Опираясь на него, самое привилегированное и авторитетное индийское сословие брахманов могло развивать индийскую религиозно-философскую традицию, не ограничивая себя в плане духовной интуиции.

2. Процесс модернизации в Китае

В отношении Китая Иммануил Хсю, автор фундаментального труда "Взлет современного Китая", пишет: "Поиск нового порядка повлек за собой крайне трудную борьбу против высокомерия, презрения ко всем иностранным предметам и неисправимой веры в то, что обильная Поднебесная не нуждается в учебе у каких-то диковинных варваров, от союза с которыми мало что можно достичь."

Однако после второго поражения Китая в "опиумной" войне и англо-французской оккупации ее столицы - Пекина - в 1860 г., наиболее прогрессивные мандарины пришли к осознанию того, что западный вызов неизбежен и что Китай должен измениться если он желает выжить. Они начали то, что вошло в историю под названием движение за "самоусиление", т.е. политику реформ "сверху". Несмотря на некоторые подвижки, этот курс, как пишет И. Хсю, был "искусственной попыткой модернизации; одобрялись только те аспекты, которые имели непосредственную пользу, игнорируя полностью при этом наиболее фундаментальные элементы Западной цивилизации - политические системы, экономические институты, философию, литературу и искусство. Даже прогрессивные китайцы в то время верили в то, что Китаю мало в чем нужно учиться у Запада за исключением оружия." 6

Хотя встреча Запада с Китаем началась в 16 и 17 вв., однако до середины 19 столетия влияние более развитых стран было не столь значительным. Примерно со второй половины 19 в. вторжение "заморских варваров" привело к радикальным переменам в Поднебесной. Опиумные войны в Китае усилили деятельность иностранных держав в стране, что окончательно сломало ее изоляцию от внешнего мира, вынудив искать пути ответа на вызов внешней экспансии.

В 1895 г. японский премьер-министр Ито Хиробуми спросил величайшего китайского реформатора Ли Хунчжаня, приехавшего в г. Симоносеки подписать унизительный для Китая мир после поражения в войне с Японией, почему Китай оказался неспособным изменить себя так, как это сделала Япония Мэйдзи-исин: "Десять лет назад я говорил с тобой о реформе, но почему до сих пор ничего не сделано?". Ли ответил: "Дела в моей стране настолько сдерживаются традицией, что я не смог осуществить то, что предполагал. Мне стыдно от непомерных желаний и отсутствие власти их реализовать."

Ли Хунчжань был действительно величайшим государственным деятелем Поднебесной 19 в. При определенных обстоятельствах он мог бы стать Дэн Сяопином 19 в. Ли занимал множество высокого ранга государственных постов. Первоначально он надеялся использовать вторжение Запада к выгоде Китая. Также как и любой японский лидер, он понимал острую необходимость для страны адаптировать достижения Запада если она хочет выжить. Он приложил немало усилий осуществить в стране ряд преобразований в стиле японской революции Мэйдзи, что, однако, встретило яростное сопротивление консервативной части бюрократии.

Однако главным препятствием на пути осуществления реформаторских замыслов "самоусиления" страны во второй половине 19 столетия было иное, а именно - китайская элита была обуяна чувством культурного превосходства и этноцентризма по от ношению ко всему не китайскому. Императоры и господствующие слои по старинке воспринимали "поднебесную" империю как "пуп земли", т.е. Китаю нет нужды учиться у "варваров"; страна преодолела многие нашествия, преодолеет и это; достижения, институты и традиции "чжунго" ("срединного государства") пережили все другие цивилизации. Любые трудности воспринимались верхушкой как временные, а вторжение западных держав - лишь как попытка отсталых варваров ограбить великую империю. Император и его окружение, как отмечает британский исследователь Фил Динс, попросту не понимали в то время, что происходило за пределами страны, у них не было ни малейшего представления о наступившем индустриальном веке. Многовековая привычка повелевать заслонила от взора дряхлеющей империи произошедшее фундаментальное изменение сил в международной системе государств. Китай требовал от западных стран подчиниться своему воображаемому могуществу. Его лидеры не смогли сразу понять глубину того глубокого кризиса, в котором оказалось государство и общество 7 .

Во-вторых, маньчжурские правители, столкнувшись с опасностью (растущая нестабильность, конкуренция со стороны европейских промышленных товаров, Опиумные войны, массовые стихийные протесты), не использовали все имеющиеся в их распоряжении средства (чайная и хлопковая промышленность, длительный период контактов с Западом, экономические и людские ресурсы). Китай находился в более благоприятном положении для проведения модернизации до Опиумных войн. Однако его лидеры упустили шансы установить деловые отношения с иностранными кампаниями и правительствами. Например, вместо тщательного изучения причин широкого распространения торговли опиумом, император и его правительство попытались ее ликвидировать путем применения драконовских мер; позднее они не изучали японский опыт реформ. Китайские власти боролись скорее против следствий, чем с подлинными причинами дестабилизации страны.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жесткая заданность всей жизни индийца ритуальными нормами и предписаниями, которая должна была ограничивать, во-первых, доступ к сакральному знанию внутри самого индийского общества узким кругом брахманского сословия, а, во-вторых, тем более отрезать доступ к нему для всех неиндуистов, оказывается при ближайшем рассмотрении не столь уж однозначно непреодолимой. На протяжении всей своей истории индуизм, который в соответствии с самой индийской традицией правильнее было бы именовать Дхармой, непрерывно распространялся как "вширь", так и "вглубь". Именно это позволило всё-таки встать Индии на рельсы модернизации, в отличие от Китая, который так и остался в прошлом.

Цинские правители Китая упустили свой шанс модернизировать во время страну из-за своего пренебрежения к мировому опыту и знаниям. В итоге все попытки реформ завершились революцией и длительным периодом гражданской войны. Индия же пошла по более мягкому пути реформ.

Только с приходом к власти мудрого Дэн Сяопина положение вещей в Китае кардинально изменилось: китайцы ринулись на выучку к передовым странам, прежде всего - США. Как результат - Китай за последние два десятилетия превратился в мировую экономическую державу. Как и идийцы во второй половине прошлого столетия, китайцы в конце нынешнего столетия решили покончить со своей изоляцией и пойти к западным "варварам" для того чтобы учиться, выживать и побеждать.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. – М., 1998. Т. 1. – 623 с.
  2. Гусева Н.Р. Индуизм. История формирования и культовая практика. – М., 1977. – 429 с.
  3. Ерасов Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. – М., 2002.
  4. Касты в Индии. – М., 1965. – 374 с.
  5. Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. – М., 1977.
  6. Рашковский Е.Б. Культурное наследие народов Востока и современный научно–технический прогресс // Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. – М., 1984. – C. 400 – 437.
  7. Рыбаков Р.Б. Социально–регулятивные функции индуизма // Индуизм: традиции и современность. – М., 1985. – С. 30 – 52.

1 Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988. С. 391.

2 Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. М., 1998. Т. 1. С. 228.

3 Рашковский Е.Б. Культурное наследие народов Востока и современный научно–технический прогресс // Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. М., 1984. C. 405.

4 Рыбаков Р.Б. Социально–регулятивные функции индуизма // Индуизм: традиции и современность. М., 1985. С. 38.

5 Гусева Н.Р. Индуизм. История формирования и культовая практика. – М., 1977. – С. 122.

6 1. Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. – М., 1998. Т. 1. – С. 73.

7 Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. – М., 1977. – С. 155.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы определяется следующим. Под давлением передовых западных стран в XIX в. Индии и Китаю пришлось открывать свои границы для внешнего мира и искать пути на вызов индустриальной века. Япония проделала феноменальный рывок в процессе модернизации - она стала первым индустриальным обществом среди не западных стран. Однако Индии и Китаю этого сделать не удалось: "великая Поднебесная империя" рухнула в пучину анархии и децентрализации государства. Будучи аграрными, отсталыми и изолированными обществами, эти страны катапультировали в противоположные траектории - от периферии в "центр" мирового развития (Япония) и от "центра" на "обочину" (Китай и Индия).

Новизна данной работы определяется тем, что сравнение процессов модернизации двух близлежащих стран, имеющих практически сходную культуру, может показать особенности исторического развития многих современных стран Востока и объяснить причины их взлётов и падений.

Целью данной работы является рассмотрение процессов модернизации в Индии и Китае. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

1. Рассмотреть специфику процесса модернизации в Индии.

2. Показать особенности процесса модернизации в Китае.

Хронологические рамки данного исследования начало XIX - начало XX века. Территориальные рамки данного исследования - Индия и Китай в современных границах.

1. ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ В ИНДИИ

В самом общем виде можно отметить, что в плане жесткости социальной структуры и ее сопротивляемости любым нововведениям Индия не представляла собой некого уникального феномена на фоне других восточных цивилизаций. Как отмечает известный отечественный востоковед Л.С. Васильев, «традиции и институты во всех неевропейских цивилизациях были целеустремленно направлены на то, чтобы не допустить таких новшеств, которые могли бы подорвать силу централизованной власти и свято хранимую устойчивость веками складывавшихся социальных отношений». Такая структурная особенность всех восточных цивилизаций не могла не сказаться, по мнению данного автора, на их историческом сознании: «На Востоке исторический процесс - как и вообще отношение к времени - не воспринимался в качестве линейного, а консервативная стабильность реально превратила его в цикличный». Е.Б. Рашковский о той же особенности восточного историзма пишет следующее: «Циклическое воззрение на мировой процесс (чередование миров - чередование народов и культур - чередование форм правления и династий в предустановленной и имманентной динамике) - неотъемлемый элемент господствующих исторических воззрений в традиционных культурах Востока». Единственным известным исключением из этого правила является еврейская традиция.

Определяя специфику индийской цивилизации, Л.С. Васильев отмечает, что в ней фактором, консервирующим общественные отношения, и, тем самым, оказывающим опосредованное воздействие на общественное сознание, было не столько государство, сколько система общин и каст. Это, в общем и целом верное наблюдение, требует в нашем случае некоторых пояснений и детализации.

Общеизвестным является тот факт, что особенностью социальной структуры индийского общества на протяжении практически всего периода его существования являлась жесткая варново-кастовая система. Однако следует особо подчеркнуть, что как жесткость, так и стабильность существования данного социального феномена, были обусловлены не какими-либо внешними факторами, как то, например, государство. Ибо сильного централизованного деспотического государства Индия не знала. Причина была скрыта во внутренних ментальных установках индийского сознания. Пронизанность всей жизни индуса сложным ритуалом и многоуровневый иерархизированный характер его восприятия обусловили стремление отдельных групп индийского общества к обособлению с целью обеспечить должное соблюдение всех правил ритуальной чистоты. Наиболее яркое отражение значения данной установки индийского сознания на процесс самоорганизации индийского общества нашло в той роли, которую в нем с древнейших времен играло жречество, иначе варна брахманов. Их авторитет и престиж практически всегда, за исключением, может быть, периода господства неортодоксальной системы буддизма, в традиционной Индии были беспрекословны. И, как пишет крупный отечественный индолог Р.Б. Рыбаков, основой этого было то, что «системообразующую роль в индуизме играет понятие ритуальной чистоты…, делающее неуязвимой для логических и эмоциональных доводов триаду каста - карма - дхарма». Таким образом, роль ритуала в оформлении конституирующих черт индийской культуры трудно переоценить. Едва ли мы сможем назвать еще одну такую цивилизацию на земле, все сферы жизни представителей которой, от момента зачатия и до смерти, были бы в такой же степени ритуализированы. До сих пор для многих индийцев страх перед нарушением ритуальных предписаний оказывается зачастую сильнее страха смерти. По мнению многих авторов, пишущих об Индии и пытающихся сформулировать перечень черт, лежащих в основе данной цивилизации, именно вся совокупность обрядов и ритуалов определяет ее целостность.

В логике же нашего рассуждения это обстоятельство выводит нас вновь на обозначенную выше проблему определения всех факторов, обусловивших «аисторичность» индийского сознания. Ритуал, как важнейший социальный феномен, регулировавший жизнь индийского общества на протяжении веков и даже тысячелетий, безусловно, является одним из них. Ведь он предполагал нерефлексивное воспроизведение неких первооснов, а, следовательно, всячески ограничивал любое продвижение вперед. Именно он в значительной степени обеспечивал ту самую «консервативную стабильность» в индийском обществе, от которой проистекало цикличное восприятие времени. Но, кроме того, ритуал еще и усиливал уже обсуждавшуюся выше «потустороннюю ориентацию» индийского сознания, снижая для него значение «мира повседневности». Как отмечал другой известный отечественный индолог В.С. Семенцов, «любая ритуальная культура жестко делит мир на две сферы - сакральную и профаническую. Сакральная есть сфера собственно ритуальных священнодействий. Готовясь войти в нее, человек обязан пройти определенную подготовку - очищение… Считается, что входя в сакральный круг, человек становится причастным неземному миру… Возвращаясь назад к профаническому существованию, человек снимает с себя запреты, которым он подвергался в сакральной сфере… Профанический мир, с одной стороны, безопаснее и "удобнее" мира сакрального… Вместе с тем мир профанический лишен той значительности и внутренней ценности, которые присущи миру сакральному. Поэтому человек стремится расширить сферу сакрального, обставляя обрядами все сколько-нибудь значительные события своей жизни». Поскольку ни в какой другой культуре мы не встречаем такой степени ритуализованности всех человеческих проявлений, то получается, что для индийцев соотношение между "сакральным" и "профаническим" сильно смещено в сторону первого. Иначе говоря, даже всю свою посюстороннюю деятельность индийцы стремились привязать к инобытию. А отсюда понятно их невнимание к повседневной истории, и как следствие, неразвитость исторической рефлексии.

Говоря об индийском обществе в целом, отметим, что на всем периоде его существования оно отличалось не только известной заданностью и жесткостью сложившихся в нем социальных связей, укорененных в ментальности индийцев, но также и поразительной пластичностью, толерантностью и свободой самовыражения для индивида, стремящегося к самореализации, прежде всего, в духовной сфере. По этому поводу один из представителей неоиндуизма Сатпрем пишет: «Если мы взглянем на духовный мир Индии изнутри, то обнаружим, что Индия - это страна исключительной духовной свободы, не имеющая себе равных». Проявление данной свободы мы можем обнаружить уже в текстах Ригведы, чьим своеобразным "интеллектуальным девизом" был тезис: «Истина - одна, мудрецы же говорят о ней по-разному». Опираясь на него, самое привилегированное и авторитетное индийское сословие брахманов могло развивать индийскую религиозно-философскую традицию, не ограничивая себя в плане духовной интуиции.

2. ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ В КИТАЕ

индия китай модернизация ритуал

В отношении Китая Иммануил Хсю, автор фундаментального труда "Взлет современного Китая", пишет: "Поиск нового порядка повлек за собой крайне трудную борьбу против высокомерия, презрения ко всем иностранным предметам и неисправимой веры в то, что обильная Поднебесная не нуждается в учебе у каких-то диковинных варваров, от союза с которыми мало что можно достичь."

Однако после второго поражения Китая в "опиумной" войне и англо-французской оккупации ее столицы - Пекина - в 1860 г., наиболее прогрессивные мандарины пришли к осознанию того, что западный вызов неизбежен и что Китай должен измениться если он желает выжить. Они начали то, что вошло в историю под названием движение за "самоусиление", т.е. политику реформ "сверху". Несмотря на некоторые подвижки, этот курс, как пишет И. Хсю, был "искусственной попыткой модернизации; одобрялись только те аспекты, которые имели непосредственную пользу, игнорируя полностью при этом наиболее фундаментальные элементы Западной цивилизации - политические системы, экономические институты, философию, литературу и искусство. Даже прогрессивные китайцы в то время верили в то, что Китаю мало в чем нужно учиться у Запада за исключением оружия."

Хотя встреча Запада с Китаем началась в 16 и 17 вв., однако до середины 19 столетия влияние более развитых стран было не столь значительным. Примерно со второй половины 19 в. вторжение "заморских варваров" привело к радикальным переменам в Поднебесной. Опиумные войны в Китае усилили деятельность иностранных держав в стране, что окончательно сломало ее изоляцию от внешнего мира, вынудив искать пути ответа на вызов внешней экспансии.

В 1895 г. японский премьер-министр Ито Хиробуми спросил величайшего китайского реформатора Ли Хунчжаня, приехавшего в г. Симоносеки подписать унизительный для Китая мир после поражения в войне с Японией, почему Китай оказался неспособным изменить себя так, как это сделала Япония Мэйдзи-исин: "Десять лет назад я говорил с тобой о реформе, но почему до сих пор ничего не сделано?". Ли ответил: "Дела в моей стране настолько сдерживаются традицией, что я не смог осуществить то, что предполагал. Мне стыдно от непомерных желаний и отсутствие власти их реализовать."

Ли Хунчжань был действительно величайшим государственным деятелем Поднебесной 19 в. При определенных обстоятельствах он мог бы стать Дэн Сяопином 19 в. Ли занимал множество высокого ранга государственных постов. Первоначально он надеялся использовать вторжение Запада к выгоде Китая. Также как и любой японский лидер, он понимал острую необходимость для страны адаптировать достижения Запада если она хочет выжить. Он приложил немало усилий осуществить в стране ряд преобразований в стиле японской революции Мэйдзи, что, однако, встретило яростное сопротивление консервативной части бюрократии.

Однако главным препятствием на пути осуществления реформаторских замыслов "самоусиления" страны во второй половине 19 столетия было иное, а именно - китайская элита была обуяна чувством культурного превосходства и этноцентризма по отношению ко всему не китайскому. Императоры и господствующие слои по старинке воспринимали "поднебесную" империю как "пуп земли", т.е. Китаю нет нужды учиться у "варваров"; страна преодолела многие нашествия, преодолеет и это; достижения, институты и традиции "чжунго" ("срединного государства") пережили все другие цивилизации. Любые трудности воспринимались верхушкой как временные, а вторжение западных держав - лишь как попытка отсталых варваров ограбить великую империю. Император и его окружение, как отмечает британский исследователь Фил Динс, попросту не понимали в то время, что происходило за пределами страны, у них не было ни малейшего представления о наступившем индустриальном веке. Многовековая привычка повелевать заслонила от взора дряхлеющей империи произошедшее фундаментальное изменение сил в международной системе государств. Китай требовал от западных стран подчиниться своему воображаемому могуществу. Его лидеры не смогли сразу понять глубину того глубокого кризиса, в котором оказалось государство и общество.

Во-вторых, маньчжурские правители, столкнувшись с опасностью (растущая нестабильность, конкуренция со стороны европейских промышленных товаров, Опиумные войны, массовые стихийные протесты), не использовали все имеющиеся в их распоряжении средства (чайная и хлопковая промышленность, длительный период контактов с Западом, экономические и людские ресурсы).

Китай находился в более благоприятном положении для проведения модернизации до Опиумных войн.

Однако его лидеры упустили шансы установить деловые отношения с иностранными кампаниями и правительствами. Например, вместо тщательного изучения причин широкого распространения торговли опиумом, император и его правительство попытались ее ликвидировать путем применения драконовских мер; позднее они не изучали японский опыт реформ. Китайские власти боролись скорее против следствий, чем с подлинными причинами дестабилизации страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жесткая заданность всей жизни индийца ритуальными нормами и предписаниями, которая должна была ограничивать, во-первых, доступ к сакральному знанию внутри самого индийского общества узким кругом брахманского сословия, а, во-вторых, тем более отрезать доступ к нему для всех неиндуистов, оказывается при ближайшем рассмотрении не столь уж однозначно непреодолимой. На протяжении всей своей истории индуизм, который в соответствии с самой индийской традицией правильнее было бы именовать Дхармой, непрерывно распространялся как "вширь", так и "вглубь". Именно это позволило всё-таки встать Индии на рельсы модернизации, в отличие от Китая, который так и остался в прошлом.

Цинские правители Китая упустили свой шанс модернизировать во время страну из-за своего пренебрежения к мировому опыту и знаниям. В итоге все попытки реформ завершились революцией и длительным периодом гражданской войны. Индия же пошла по более мягкому пути реформ.

Только с приходом к власти мудрого Дэн Сяопина положение вещей в Китае кардинально изменилось: китайцы ринулись на выучку к передовым странам, прежде всего - США. Как результат - Китай за последние два десятилетия превратился в мировую экономическую державу. Как и идийцы во второй половине прошлого столетия, китайцы в конце нынешнего столетия решили покончить со своей изоляцией и пойти к западным "варварам" для того чтобы учиться, выживать и побеждать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. - М., 1998. Т. 1. - 623 с.

2. Гусева Н.Р. Индуизм. История формирования и культовая практика. - М., 1977. - 429 с.

3. Ерасов Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. - М., 2002.

4. Касты в Индии. - М., 1965. - 374 с.

5. Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. - М., 1977.

6. Рашковский Е.Б. Культурное наследие народов Востока и современный научно-технический прогресс // Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. - М., 1984. - C. 400 - 437.

7. Рыбаков Р.Б. Социально-регулятивные функции индуизма // Индуизм: традиции и современность. - М., 1985. - С. 30 - 52.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общее изложение истории Индии с момента появления этой цивилизации. Аграрные отношения Индии и основные черты земледелия и скотоводства. Городское население Индии, его образ жизни, основные достижения в области городского производства и архитектуры.

    дипломная работа , добавлен 20.10.2010

    Анализ истории семейно-брачных отношений в условиях кастового общества. Место женщины в индийском обществе. Роль неприкасаемых в национально-освободительном движении в Индии в первой половине XX века. Современное состояние проблемы неприкасаемости.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2015

    Исходные составляющие, влиявшие на модернизацию колониального общества в ЮВА. История установления британского колониального господства в Индии. Модернизация общественных отношений в процессе британской колониальной политики. Модернизация во Вьетнаме.

    реферат , добавлен 26.08.2015

    Социально-экономические и политические перемены в Индии (1966–1984 гг.), деятельность И. Ганди на посту премьер-министра. Особенности политики модернизации. Индийско-северокорейские отношения. Советско-индийские сотрудничества во второй половине XX века.

    дипломная работа , добавлен 28.05.2013

    Институциональные преобразования в Китае: сущность, предпосылки, особенности, причины. Сущность социализма с "китайской спецификой". Проблемы постреформистского развития и модернизации страны. Китай в мировой политике: ресурсы, цели, перспективы.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2010

    Жизнь Индии и ее политика в XIX веке. Влияние Англии на ее политическое и экономическое развитие. Эксперименты и методы управления английских властей. Структура колониального механизма в Индии. Специфика колониализации Англией этого государства.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2014

    Подъем освободительного движения в Индии, участником которого стала буржуазия. Процесс формирования партийной системы, отразивший рост национального индийского капитала. Создание Индийского Национального Конгресса; либеральное и радикальное направления.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2010

    Генезис древнеиндийской цивилизации. Религия, литература, архитектура и скульптура Древней Индии. Ведизм, джайнизм, индуизм - основы духовной культуры индийского ареала. Деление древнеиндийского общества на варны (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры).

    реферат , добавлен 02.09.2010

    Внутриполитические факторы раздела Британской Индии. Формирование Индийского Союза и Пакистана. Позиции британских властей и индийских политических партий в отношении статуса доминиона Британской Индии. Экономические и политические последствия раздела.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2012

    Брахманизм и буддизм - направления в политической и правовой идеологии Древней Индии, религиозно-мифологическое мировоззрение которых изложенно в Ведах – древних ритуальных книгах ариев. Начало кастовой организации индийского общества и "Законы Ману".

В годы второй мировой войны в Индии усилилось движение за достижение независимости. Партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК) начала кампанию гражданского неповиновения, призывая не поддерживать военные усилия англичан. Кампания была подавлена, однако с завершением войны Индия оказалась на грани восстания. Тяготы военного времени, голод, вызванный необходимостью снабжения фронтов, истощили терпение населения. Летом 1945 г. в некоторых крупнейших городах Индии начались восстания. Они распространились на воинские части, сформированные из индийских подданных Британской монархии.
Предоставление независимости и раздел страны. В начале 1946 г. в Индии с согласия колониальных властей были проведены выборы в законодательное собрание. Большинство получила партия ИНК, которая и сформировала временное правительство страны. В то же время те провинции и княжества Индии, где преобладало мусульманское население, отказались признать власть ИНК. Представляющая их интересы Мусульманская лига провозгласила начало борьбы за создание на территории бывшей Британской Индии исламского государства.
В 1947 г. колониальная администрация заявила о предоставлении Индии независимости. Единая прежде колония разделялась на два государства по религиозному признаку - индуистскую Индию и исламский Пакистан, которые получали статус доминионов. Княжествам и провинциям (штатам) Британской Индии следовало определиться, в состав какого из государств они войдут.
В результате миллионы человек оказались вынуждены переселяться из родных мест. Многие города стали ареной кровопролитных столкновений между сторонниками индуизма и ислама. Жертвой покушения фанатика-исламиста пал лидер освободительного движения М. Ганди. Осенью 1947 г. на территорию княжеств Джамму и Кашмир на севере Индии из Пакистана вторглись отряды племени пуштунов. На помощь княжествам, выразившим желание войти в состав Индии, пришли индийские войска. Началась индо-пакистанская война 1947-1949 гг., прекращенная после вмешательства ООН на основе компромисса - раздела Джамму и Кашмира между Индией и Пакистаном.
Завершающим шагом к приобретению независимости было принятие конституции 1950 г. Правящей партией, удерживавшей власть до 1977 г., стала ИНК. Ее лидером до своей смерти в 1964 г. был Дж. Неру, которого на этом посту сменила его дочь - И. Ганди.
Особенности политики модернизации. Условия, в которых Индии предстояло решать задачи модернизации, отличались крайней сложностью. Единый хозяйственный комплекс Британской Индии был разорван. Многие важные для Индии предприятия, посевы оказались на территории Пакистана, отношения с которым оставались крайне напряженными. Сама Индия была не столько государством европейского типа, сколько целым миром, крайне неоднородным во всех отношениях. На ее территории проживали сотни народностей, каждый со своей культурой, обычаями и традициями. В состав Индии входили как штаты с демократической формой правления, так и полунезависимые княжества.
В этой ситуации ИНК проявляла большую осторожность в проведении социально-политических преобразований, пыталась преодолеть наиболее архаичные формы общественной жизни. Была ликвидирована кастовая система, уравнены в правах представители высших и низших каст (к последним принадлежало три четверти населения). Была ослаблена основа феодальных порядков: арендаторы получили право выкупа обрабатываемых ими земель, помещики лишались права собирать налоги с крестьянства. В то же время правительство не нарушало традиционного уклада сельской жизни, системы общин с их натуральным и полунатуральным хозяйством.
Собственность бывших колониальных властей стала основой государственного сектора. Это железные дороги, энергетика, основные промышленные, военные предприятия, ирригационные сооружения. В государственном секторе установилась система пятилетних планов. В их выполнении Индия использовала техническое содействие СССР, в частности для создания собственной металлургической промышленности. В то же время те предприятия, банки, которые находились в собственности национальной буржуазии, не были национализированы.
Большое значение придавалось поддержанию социальной и политической стабильности, являющейся условием привлечения иностранного капитала. В 1960-е гг. правительство, стремясь предотвратить развитие социального неравенства, повысить степень контроля над экономикой, национализировало крупнейшие банки, систему оптовой торговли, ввело дополнительные ограничения на максимальный размер земельных владений. Показательно, что при общем низком уровне жизни разрыв в уровнях дохода 20% богатейших и 20% беднейших семей в Индии составил в 1990-е гг. всего 4,7 к 1, что близко к показателям европейских стран с социально ориентированной экономикой.
Не допуская взрывоопасной социальной поляризации в обществе, правительство проводило продуманную стратегию модернизации. Она сочетала государственные инвестиции в перспективные секторы экономики с протекционистской политикой. Для национального и иностранного капитала, если он направлялся в перспективные отрасли, продукция которых заведомо могла иметь спрос на внутренних и международных рынках, вводились особые льготы.
Итогом модернизационной политики стало формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. С 1960 по 1990 г. удельный вес населения, занятого в промышленности, возрос с 11% до 16% рабочей силы, в сельском хозяйстве сократился с 74% до 64%. В Индии выросли города-гиганты европейского типа, возникли анклавы постиндустриального, высокотехнологичного производства, научные центры, действующие на уровне достижений технической мысли передовых стран. Индия самостоятельно овладела технологией производства ядерного оружия, ракетной техники, стала третьей страной мира, после США и Японии, создавшей усовершенствованные компьютеры, позволяющие моделировать процессы, происходящие при ядерных взрывах.
Передовые технологии в городах соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях (хотя сложились отдельные центры современного типа аграрного производства), сочетаются с положением, когда до трети взрослого населения неграмотно, не умеет ни читать, ни писать.
Как это ни парадоксально, именно сельское, неграмотное и малограмотное население, а не крайне малочисленный пока «средний класс», обеспечивает в Индии социально-политическую стабильность. Еще не охваченное стремлением к постоянному повышению уровня жизни, довольствующееся стабильностью, традиционно консервативное крестьянство на выборах постоянно поддерживает ту партию или лидера, к которому оно привыкло. Показательно, что партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК) потеряла власть, проиграв выборы 1977 г. после того, как ее лидеры начали добиваться сокращения рождаемости. В 1976 г. для женщин возраст вступления в брак был повышен с 15 до 18 лет, началась кампания за добровольную стерилизацию мужчин. Сельские избиратели расценили подобные меры как покушение на устои жизни, хотя с точки зрения правительства подобные меры были необходимы.
В результате проведенной «зеленой революции» - использования новых сортов зерна, электрификации, внедрению современной техники земледелия, в середине 1970-х гг. Индия впервые смогла обеспечить себя продовольствием. Однако в условиях, когда численность населения Индии приближается к 1 млрд. человек, темпы его роста угрожают превысить возможности увеличения производства продовольствия. Тем не менее, в период 1980-90-х гг. среднегодовой прирост производства ВНП в Индии на душу населения составлял около 3,2% .
В 1990-е гг. в условиях укрепившейся экономики правительство стало принимать меры для поддержки частнопредпринимательской деятельности, частичной либерализации внешней торговли, привлечения капиталов из-за рубежа.
Внешняя политика Индии. В годы «холодной войны» Индия придерживалась политики неприсоединения, была одним из основателей этого движения. Тем не менее, у Индии сохраняются напряженные отношения с Пакистаном из-за спорных приграничных территорий.
В 1965 г. между Индией и Пакистаном вспыхнули боевые действия в пустынных районах, где граница не была демаркирована (проведена на местности). Одновременно началась война из-за Кашмира, которая прекратилась в 1966 г. При посредничестве СССР стороны договорились отвести войска на исходные позиции.
В 1971 г. причиной очередной войны между Индией и Пакистаном стал кризис в Восточном Пакистане. Начавшееся восстание в этой густонаселенной и одной из самых бедных в мире провинций вызвало приток многомиллионных потоков беженцев в Индию. За ним последовал военный конфликт. Индийские войска заняли территорию Восточного Пакистана, который стал независимым государством Бангладеш. Вслед за этим были прекращены военные действия и на западных границах Индии.
Власть в стране перешла от армии к гражданской администрации. Пакистан вышел из военного союза с США и Be1 ликобританией, нормализовал отношения с Индией. Но в 1977 г. в Пакистане вновь пришел к власти военный режим, возобновивший противостояние с Индией.
В рамках этого противостояния получило развитие сотрудничество Пакистана с Китаем, у которого также существует территориальный спор с Индией по прохождению границы в Гималаях.
С 1998 г. индо-пакистанское противостояние стало ядерным. И Индия, и Пакистан провели испытания ядерного оружия, став ядерными державами.
К рубежу XXI века Индия приходит с бесспорными достижениями и сложными проблемами. По своим ресурсам, уровню технологического развития Индия, наряду с Китаем, имеет все шансы стать одной из сверхдержав будущего столетия. В то же время перед Индией стоят крайне сложные проблемы.
Стала проявляться неравномерность в развитии штатов Индии, усилились сепаратистские движения, наметился рост межэтнических, религиозных конфликтов. По абсолютному объему ВВП (324 млрд. долл.) к концу 1990-х гг. Индия приблизилась к показателям России. Однако по производству ВВП на душу населения (около 340 долл.) Индия относится к группе наименее развитых стран мира, уступая России примерно в 7 раз, США - в 80 раз.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Объясните причины обострения борьбы за независимость Индии после второй мировой войны. К каким итогам она привела?
2. Выявите основные направления модернизации независимой Индии. Чем этот процесс отличался от развития других стран Азии?
3. Охарактеризуйте основные направления и особенности внешней политики Индии. Какую роль в ней играли и играют отношения с СССР, с Россией?
4. Подумайте, какие факторы дают основания считать, что Индия имеет большие перспективы развития в XXI веке?

В годы второй мировой войны в Индии усилилось движение за достижение независимости. Партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК) начала кампанию гражданского неповиновения, призывая не поддерживать военные усилия англичан. Кампания была подавлена, однако с завершением войны Индия оказалась на грани восстания. Тяготы военного времени, голод, вызванный необходимостью снабжения фронтов, истощили терпение населения. Летом 1945 г. в некоторых крупнейших городах Индии начались восстания. Они распространились на воинские части, сформированные из индийских подданных Британской монархии.

Предоставление независимости и раздел страны. В начале 1946 г. в Индии с согласия колониальных властей были проведены выборы в законодательное собрание. Большинство получила партия ИНК, которая и сформировала временное правительство страны. В то же время те провинции и княжества Индии, где преобладало мусульманское население, отказались признать власть ИНК. Представляющая их интересы Мусульманская лига провозгласила начало борьбы за создание на территории бывшей Британской Индии исламского государства.

В 1947 г. колониальная администрация заявила о предоставлении Индии независимости. Единая прежде колония разделялась на два государства по религиозному признаку - индуистскую Индию и исламский Пакистан, которые получали статус доминионов. Княжествам и провинциям (штатам) Британской Индии следовало определиться, в состав какого из государств они войдут.

В результате миллионы человек оказались вынуждены переселяться из родных мест. Многие города стали ареной кровопролитных столкновений между сторонниками индуизма и ислама. Жертвой покушения фанатика-исламиста пал лидер освободительного движения М. Ганди. Осенью 1947 г. на территорию княжеств Джамму и Кашмир на севере Индии из Пакистана вторглись отряды племени пуштунов. На помощь княжествам, выразившим желание войти в состав Индии, пришли индийские войска. Началась индо-пакистанская война 1947-1949 гг., прекращенная после вмешательства ООН на основе компромисса - раздела Джамму и Кашмира между Индией и Пакистаном.

Завершающим шагом к приобретению независимости было принятие конституции 1950 г. Правящей партией, удерживавшей власть до 1977 г., стала ИНК. Ее лидером до своей смерти в 1964 г. был Дж. Неру, которого на этом посту сменила его дочь - И. Ганди.

Особенности политики модернизации. Условия, в которых Индии предстояло решать задачи модернизации, отличались крайней сложностью. Единый хозяйственный комплекс Британской Индии был разорван. Многие важные для Индии предприятия, посевы оказались на территории Пакистана, отношения с которым оставались крайне напряженными. Сама Индия была не столько государством европейского типа, сколько целым миром, крайне неоднородным во всех отношениях. На ее территории проживали сотни народностей, каждый со своей культурой, обычаями и традициями. В состав Индии входили как штаты с демократической формой правления, так и полунезависимые княжества.



В этой ситуации ИНК проявляла большую осторожность в проведении социально-политических преобразований, пыталась преодолеть наиболее архаичные формы общественной жизни. Была ликвидирована кастовая система, уравнены в правах представители высших и низших каст (к последним принадлежало три четверти населения). Была ослаблена основа феодальных порядков: арендаторы получили право выкупа обрабатываемых ими земель, помещики лишались права собирать налоги с крестьянства. В то же время правительство не нарушало традиционного уклада сельской жизни, системы общин с их натуральным и полунатуральным хозяйством.

Собственность бывших колониальных властей стала основой государственного сектора. Это железные дороги, энергетика, основные промышленные, военные предприятия, ирригационные сооружения. В государственном секторе установилась система пятилетних планов. В их выполнении Индия использовала техническое содействие СССР, в частности для создания собственной металлургической промышленности. В то же время те предприятия, банки, которые находились в собственности национальной буржуазии, не были национализированы.

Большое значение придавалось поддержанию социальной и политической стабильности, являющейся условием привлечения иностранного капитала. В 1960-е гг. правительство, стремясь предотвратить развитие социального неравенства, повысить степень контроля над экономикой, национализировало крупнейшие банки, систему оптовой торговли, ввело дополнительные ограничения на максимальный размер земельных владений. Показательно, что при общем низком уровне жизни разрыв в уровнях дохода 20% богатейших и 20% беднейших семей в Индии составил в 1990-е гг. всего 4,7 к 1, что близко к показателям европейских стран с социально ориентированной экономикой.

Не допуская взрывоопасной социальной поляризации в обществе, правительство проводило продуманную стратегию модернизации. Она сочетала государственные инвестиции в перспективные секторы экономики с протекционистской политикой. Для национального и иностранного капитала, если он направлялся в перспективные отрасли, продукция которых заведомо могла иметь спрос на внутренних и международных рынках, вводились особые льготы.

Итогом модернизационной политики стало формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. С 1960 по 1990 г. удельный вес населения, занятого в промышленности, возрос с 11% до 16% рабочей силы, в сельском хозяйстве сократился с 74% до 64%. В Индии выросли города-гиганты европейского типа, возникли анклавы постиндустриального, высокотехнологичного производства, научные центры, действующие на уровне достижений технической мысли передовых стран. Индия самостоятельно овладела технологией производства ядерного оружия, ракетной техники, стала третьей страной мира, после США и Японии, создавшей усовершенствованные компьютеры, позволяющие моделировать процессы, происходящие при ядерных взрывах.

Передовые технологии в городах соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях (хотя сложились отдельные центры современного типа аграрного производства), сочетаются с положением, когда до трети взрослого населения неграмотно, не умеет ни читать, ни писать.

Как это ни парадоксально, именно сельское, неграмотное и малограмотное население, а не крайне малочисленный пока «средний класс», обеспечивает в Индии социально-политическую стабильность. Еще не охваченное стремлением к постоянному повышению уровня жизни, довольствующееся стабильностью, традиционно консервативное крестьянство на выборах постоянно поддерживает ту партию или лидера, к которому оно привыкло. Показательно, что партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК) потеряла власть, проиграв выборы 1977 г. после того, как ее лидеры начали добиваться сокращения рождаемости. В 1976 г. для женщин возраст вступления в брак был повышен с 15 до 18 лет, началась кампания за добровольную стерилизацию мужчин. Сельские избиратели расценили подобные меры как покушение на устои жизни, хотя с точки зрения правительства подобные меры были необходимы.

В результате проведенной «зеленой революции» - использования новых сортов зерна, электрификации, внедрению современной техники земледелия, в середине 1970-х гг. Индия впервые смогла обеспечить себя продовольствием. Однако в условиях, когда численность населения Индии приближается к 1 млрд. человек, темпы его роста угрожают превысить возможности увеличения производства продовольствия. Тем не менее, в период 1980-90-х гг. среднегодовой прирост производства ВНП в Индии на душу населения составлял около 3,2% .

В 1990-е гг. в условиях укрепившейся экономики правительство стало принимать меры для поддержки частнопредпринимательской деятельности, частичной либерализации внешней торговли, привлечения капиталов из-за рубежа.

Внешняя политика Индии. В годы «холодной войны» Индия придерживалась политики неприсоединения, была одним из основателей этого движения. Тем не менее, у Индии сохраняются напряженные отношения с Пакистаном из-за спорных приграничных территорий.

В 1965 г. между Индией и Пакистаном вспыхнули боевые действия в пустынных районах, где граница не была демаркирована (проведена на местности). Одновременно началась война из-за Кашмира, которая прекратилась в 1966 г. При посредничестве СССР стороны договорились отвести войска на исходные позиции.

В 1971 г. причиной очередной войны между Индией и Пакистаном стал кризис в Восточном Пакистане. Начавшееся восстание в этой густонаселенной и одной из самых бедных в мире провинций вызвало приток многомиллионных потоков беженцев в Индию. За ним последовал военный конфликт. Индийские войска заняли территорию Восточного Пакистана, который стал независимым государством Бангладеш. Вслед за этим были прекращены военные действия и на западных границах Индии.

Власть в стране перешла от армии к гражданской администрации. Пакистан вышел из военного союза с США и Be 1 ликобританией, нормализовал отношения с Индией. Но в 1977 г. в Пакистане вновь пришел к власти военный режим, возобновивший противостояние с Индией.

В рамках этого противостояния получило развитие сотрудничество Пакистана с Китаем, у которого также существует территориальный спор с Индией по прохождению границы в Гималаях.

С 1998 г. индо-пакистанское противостояние стало ядерным. И Индия, и Пакистан провели испытания ядерного оружия, став ядерными державами.

К рубежу XXI века Индия приходит с бесспорными достижениями и сложными проблемами. По своим ресурсам, уровню технологического развития Индия, наряду с Китаем, имеет все шансы стать одной из сверхдержав будущего столетия. В то же время перед Индией стоят крайне сложные проблемы.

Стала проявляться неравномерность в развитии штатов Индии, усилились сепаратистские движения, наметился рост межэтнических, религиозных конфликтов. По абсолютному объему ВВП (324 млрд. долл.) к концу 1990-х гг. Индия приблизилась к показателям России. Однако по производству ВВП на душу населения (около 340 долл.) Индия относится к группе наименее развитых стран мира, уступая России примерно в 7 раз, США - в 80 раз.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Объясните причины обострения борьбы за независимость Индии после второй мировой войны. К каким итогам она привела?

2. Выявите основные направления модернизации независимой Индии. Чем этот процесс отличался от развития других стран Азии?

3. Охарактеризуйте основные направления и особенности внешней политики Индии. Какую роль в ней играли и играют отношения с СССР, с Россией?

4. Подумайте, какие факторы дают основания считать, что Индия имеет большие перспективы развития в XXI веке?

Модернизация в Индии началась с того, что после достижения независимости в 1947 году она выбрала демократическую форму государственного и общественного устройства. Становление демократических институтов в стране происходило в атмосфере политизации чрезвычайно фрагментированного общества. В колониальный период основным инструментом их создания был Индийский национальный конгресс (Конгресс), хотя не следует преуменьшать роль и других политических партий и организаций. Именно в их противоречивых взаимоотношениях и борьбе создавалась та основа, на которой развивалась политическая демократия в Индии, формировались идеи модернизации страны.

Важным, а может быть, и решающим моментом в определении демократического выбора было наличие политической воли у тех, кто возглавил независимую Индию. И здесь следует назвать первого премьер-министра страны Джавахарлала Неру - демократа до мозга костей. Он полагал, что построение общества на принципах демократии даст лучшие результаты, чем любая иная форма правления, и связывал с этим надежды на прогресс страны.

Для постколониальной Индии важнейшая цель демократического развития состояла в том, чтобы создать необходимые условия для нормальной жизни огромных масс населения, значительная часть которого находилась за гранью нищеты. Большим достижением индийской демократии стало построение фундамента гражданского общества. Сейчас в стране действуют тысячи неправительственных, общественных и частных организаций, связанных с жизненными интересами разных слоев и групп населения. Все они - и каждая в отдельности - способствуют формированию общественно-политического климата в стране. Этот процесс еще не охватил все слои населения, особенно низшие, но уже достиг той стадии, когда само общество в состоянии генерировать идеи и оказывать заметное влияние на политику и экономику.

Начало

Рубежным событием, определившим дальнейшее развитие страны по пути демократической модернизации, стала конституция Индии (1950 год). Индия учреждалась как суверенная демократическая республика с целью обеспечить всем ее гражданам социальную, экономическую и политическую справедливость, свободу мысли, выражения мнений, убеждений, вероисповедания, культов. Конституция запрещает дискриминацию по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола или места рождения, отменяет принцип неприкасаемости. Она гарантирует право собственности - ни один человек не может быть лишен имущества иначе, как по закону.

Введению в действие конституции предшествовало укрепление единства и территориальной целостности Индии. Правительству удалось преодолеть феодальную раздробленность страны почти на 600 княжеств, которые вошли в состав индийского государства, что способствовало росту политического авторитета Индии, стало важной предпосылкой развития демократических начал на территории бывших феодальных образований. Создание федеративного государства стало большим шагом на пути демократизации и модернизации государственного устройства.

В системе демократических институтов центральное место занимает деятельность парламента. За годы независимости Индии было проведено 15 выборов в нижнюю палату парламента, состоялись многочисленные выборы в законодательные собрания штатов. И в том и в другом случае в выборах принимало участие более 60% избирателей.

Одним из инструментов расширения демократии в Индии стали выборные органы местного самоуправления - городские корпорации (в крупных городах) и муниципалитеты, а в сельской местности - панчаяты. Последним принадлежит особая роль в приобщении жителей более 500 тысяч индийских деревень, в которых проживает более 70% населения страны, к демократическому управлению на местах. Однако на низовом уровне выборная демократия приживалась с большим трудом. Поэтому парламент в 1992 году принял поправки к конституции, которые обязали власти в штатах регулярно, через каждые пять лет, проводить выборы в деревенские панчаяты и муниципалитеты.

Особенность демократической системы в Индии нашла проявление в законодательном обеспечении представительства наиболее обездоленных низших слоев общества (зарегистрированных каст и племен) в парламенте и законодательных собраниях штатов путем введения для них соответствующих квот в этих органах. С 1992 года конституцией предусмотрено резервирование мест для этих слоев в деревенских панчаятах и муниципалитетах. Это способствовало приобщению низов к общественной и политической деятельности.

Демократия как таковая глубоко укоренилась в Индии, и никто не ставит под сомнение ее жизнеспособность и необходимость для дальнейшего развития общества.

Выбор пути развития

Начальный этап в развитии независимой Индии во многом был связан с деятельностью Конгресса в качестве правящей партии. После прихода правительства этой партии к власти возник вопрос, насколько оно сможет на практике осуществить социалистические идеи, которых ранее придерживались Неру и некоторые руководители партии.

В середине 1930-х Неру заявлял, что целью Конгресса является «бесклассовое общество с равными для всех экономической справедливостью и возможностями», а все, что мешает этому, «должно быть устранено, мягко, если это возможно, или силой, если это необходимо». Но под влиянием Махатмы Ганди и «издержек» советского социализма он практически отошел от идеи использования силы.

«Я очень далек от того, чтобы быть коммунистом, - писал Неру. - Мне не нравится догматизм и интерпретация работ Карла Маркса или любых других книг как священного писания, которое не может быть изменено. Мне не нравится регламентация и охота на еретиков, которые, похоже, являются особенностью современного коммунизма. Мне не нравится многое из того, что происходит в России, особенно чрезмерное использование силы в нормальных условиях».

Влиятельная группировка в Конгрессе во главе с министром внутренних дел Сардаром Валлабхаем Пателем решительно выступила против реализации социалистических идей. Неру был вынужден пойти на компромисс, что нашло выражение в принятой Конгрессом в 1948 году резолюции по промышленной политике, суть которой состояла в «социализации вакуума». Это означало, что государственные предприятия должны создаваться в тех сферах, где частные предприятия не могут адекватно удовлетворять нужды страны. Таким образом, была заложена основа смешанной экономики, в которой частному сектору отводилась заметная роль при стратегическом контроле со стороны государства.

В 1950–1960-е годы правительство настойчиво проводило политику привлечения на свою сторону широких слоев населения, выдвигая лозунги достижения социальной справедливости. Оно исходило из того, что без массовой поддержки, особенно деревни, ни одна партия не могла рассчитывать на успех. В середине 1950-х Конгресс провозгласил своей целью построение «общества социалистического образца», а в начале 1960-х - «демократического социализма». Для реализации этих лозунгов была разработана концепция смешанной экономики, которая, с одной стороны, содержала элементы социального равноправия, а с другой - по своей сути была экономикой капиталистической.

Важной частью всего процесса экономического развития Индии стало планирование. При этом был использован опыт Советского Союза. Конгресс заявил, что будет осуществлять планирование главных направлений жизни страны, что базовые предприятия должны находиться в руках государства и под его контролем. Одновременно широкое поле деятельности оставалось для частного предпринимательства, которое вместе с тем должно было учитывать цели, выдвигаемые государством. Все это получило свое выражение в первом пятилетнем плане (1951–1956).

Государственный капитализм - главный рычаг подъема экономики в 1950–1960-е годы.

Все основные программные документы правительства Индии 1950–1960-х годов подчеркивали важнейшую роль государства в строительстве национальной экономики. Пятилетние планы экономического развития страны (второй - 1956/1957–1960/1961 и третий - 1961/1962–1965/1966) были нацелены на ускоренную индустриализацию страны. Политика государственного капитализма и создание государственного сектора стали решающим фактором экономического развития Индии в этот период.

К середине 1960-х в государственном секторе были созданы основные предприятия тяжелой индустрии - черной и цветной металлургии, нефтехимии, тяжелого машиностроения, производства строительных материалов и электроэнергетики. Общий объем промышленного производства в 1948–1964 годах вырос в два с половиной раза.

И тем не менее к 1960 году доля государственного сектора в валовой промышленной продукции составляла всего 18%. Ограничивая деятельность частного капитала в отдельных отраслях экономики, государство одновременно обеспечивало заметное расширение частного предпринимательства, особенно крупного капитала. Так, с 1956-го по 1966 год 70 крупнейших корпораций получили более половины всей государственной помощи, выделенной частному сектору.

Индустриализация оказывала положительное влияние на ситуацию в сельском хозяйстве. Проведение аграрных реформ (хотя и ограниченных по масштабам и социально-экономической значимости) также способствовало капиталистическим преобразованиям в аграрной сфере. Значительно увеличилась площадь обрабатываемых земель, строились оросительные сооружения, дороги, животноводческие и семеноводческие фермы. К 1965 году валовая продукция сельского хозяйства выросла на 65%. Основной вектор аграрных реформ был направлен на удовлетворение интересов среднего и зажиточного крестьянства, против крупного помещичьего землевладения. В результате проведения политики самообеспечения, в том числе при помощи зарубежных стран, включая СССР, Индии в основном удалось избавиться от голода и массовых заболеваний.

Продолжение модернизации

В январе 1966 года во главе страны встала Индира Ганди - дочь Неру. В этот период активно проявили себя начавшиеся ранее центробежные процессы, усилилась децентрализация власти, быстрыми темпами происходило социально-экономическое и политическое расслоение общества. Окрепшие зажиточные слои в деревне и городе требовали для себя большего участия во власти, используя для этого местные ресурсы в штатах.

В этот же период были осуществлены первые мероприятия по реформированию индийской экономики, согласованные со Всемирным банком и другими международными финансовыми институтами. Они включали в себя девальвацию рупии, снятие многих ограничений на импорт, промышленное дерегулирование. Все это должно было сопровождаться помощью со стороны международных финансовых организаций и развитых стран. Это был определенный отход от прежней стратегии самообеспечения. Однако ожидаемый объем финансовых ресурсов не был получен. Более того, богатые страны резко снизили свой вклад в развитие Индии.

Эксперименты с реформами тогда не дали нужного результата. Поэтому политическое руководство Индии было вынуждено изменить курс с целью ослабить зависимость страны от иностранного капитала. Но девальвация рупии, рост цен на продовольствие и падение уровня жизни населения способствовали формированию в общественном сознании мнения, что правительство отходит от провозглашенных целей строительства общества социальной справедливости.

В стремлении укрепить свои позиции правительство под руководством Индиры Ганди в июле 1969 года приняло программу, которая предусматривала национализацию ряда крупных коммерческих банков и предприятий угольной промышленности, страхования, ликвидацию привилегий бывших правителей княжеств, введение ограничений на владение городской землей, реформу арендных отношений в деревне, мероприятия по ограничению власти монополий и концентрации экономической власти.

Оппозиция

В свою очередь, оппозиционная консервативная партия «Бхаратия джана сангх» (Индийский народный союз - БДС) заявила о решимости «индианизировать» шахты, другие предприятия, а также чайные, кофейные и джутовые плантации, находящиеся преимущественно в распоряжении иностранного капитала. Задача БДС состояла в перестройке страны на основе индийской культуры, политической, социальной и экономической демократии, которые гарантируют всем гражданам равенство возможностей и свободу. Некоторые идеологии на Западе, говорил лидер партии Атал Бихари Ваджпаи, были основаны на представлении о существовании внутреннего конфликта между личностью и обществом. Но на деле такого конфликта нет. Личность является представителем неделимого общества, которое проявляет себя через нее. Личность - это главный инструмент общества и мера его достижений. Разрушение индивида приведет к потрясению общества. Развитие личности и развитие социума не противоречат друг другу.

Капиталистическая система экономики, которая признает «экономического человека» в качестве ее центрального субъекта, не может быть адекватной, считал Ваджпаи. Корыстное стремление получить наибольшую прибыль является движущей силой этой системы, а конкуренция - ее регулятором. Это не соответствует индийской философии. Социализм, по его мнению, возник как реакция на проблемы, созданные капитализмом. Цели социализма похвальны, но его результаты не принесли блага человечеству. Причина в том, что анализ общества и личности в соответствии с учением Маркса в своей основе - материалистический, а поэтому и неверный. Концепция конфликта классов не способствует сотрудничеству между гражданами. Капитализм и социализм расходятся в своей оценке значения частной собственности. Но оба ведут к централизации и монополизации. В результате человек, личность, оказывается вне их внимания.

Индия нуждается в такой системе, продолжал Ваджпаи, при которой ничто не должно препятствовать инициативе личности, но в ее взаимоотношениях с обществом не должен причиняться ущерб человеческим ценностям. Такая цель может быть достигнута в децентрализованной экономике.

Западный мир достиг большого материального прогресса, но в духовной сфере, по мнению Ваджпаи, ему не удалось добиться многого. Индия, со своей стороны, отставала в материальном развитии, и поэтому ее духовность превратилась в пустой звук. «Слабый не может реализовать свою духовность» - гласит санскритская мудрость. Не может быть духовного спасения без материального благополучия. Поэтому Индия должна стремиться к тому, чтобы быть сильной и материально обеспеченной, чтобы на этой основе укрепить здоровье нации, внести свой вклад в мировой прогресс, вместо того чтобы быть бременем для мирового сообщества.

Против бедности

В начале 1970-х годов правительство Индиры Ганди приступило к осуществлению программы, важнейшей частью которой было дальнейшее проведение аграрных реформ - снижение «потолка» землевладения в деревне (до 10–18 акров) и распределение излишков земель среди безземельных крестьян и сельскохозяйственных рабочих. Действия правительства натолкнулись на сопротивление крупных землевладельцев. Борьба в деревне отразилась на политической схватке между партиями и в самом Конгрессе. Острая борьба в стране разгорелась также вокруг вопросов, связанных с национализацией свыше 100 иностранных и индийских страховых компаний, ряда промышленных предприятий.
В это время под контроль государства перешло около 100 текстильных фабрик. В качестве компромисса между государством и предпринимателями возникла идея создания «совместного» сектора в экономике. Речь шла об использовании финансовых возможностей государства для контроля за деятельностью монополий (через покупку их акций). Со своей стороны, крупные промышленники настаивали на реприватизации предприятий государственного сектора.

Получив в парламенте подавляющее большинство депутатских мандатов, правительство Индиры Ганди разработало программу ликвидации бедности как инструмента обеспечения социальной справедливости и экономического роста. Эта программа нашла свое выражение в пятом пятилетнем плане Индии (1974/1975–1978/1979), который, по мнению ряда экономистов, был новым словом в осуществлении индийских реформ. План предусматривал существенный рост сельскохозяйственного производства, повышение производительности малых и средних фермерских хозяйств, гарантированную занятость населения в сельской местности, развитие трудоемких малых производств в городах. Все это должно было сопровождаться улучшением образования, здравоохранения и продовольственного снабжения.

Но на деле осуществление этой программы столкнулось с огромными трудностями, в том числе в связи с засухой в 1972–1975 годах. Положение ухудшилось и из-за войны с Пакистаном (1971), которая привела к образованию Бангладеш, что сопровождалось наплывом миллионов беженцев в Индию. Затем последовал нефтяной кризис 1973–1974 годов. Все это оказало крайне негативное влияние на экономическую и политическую жизнь страны.

Чрезвычайное положение

Во второй половине 1970-х процессы консолидации правой консервативной оппозиции, опиравшейся на крупных землевладельцев и отдельные группы городской буржуазии, заметно усилились. Оппозиция выдвинула лозунг «тотальной революции», что означало демократизацию политической жизни, борьбу против монополии Конгресса на власть и авторитарных методов правления Индиры Ганди, против коррупции в различных эшелонах власти и в обществе. Оппозиция сплотила значительную часть зажиточного крестьянства, средние городские слои, в том числе немало интеллигенции и студенчества.

26 июня 1975 года Ганди ввела в стране чрезвычайное положение, которое было одобрено парламентом, где большинство мест принадлежало ее партии. Был арестован ряд руководителей оппозиционных партий, запрещена деятельность некоторых религиозно-общинных и левоэкстремистских организаций, ограничена свобода печати. Оппозиционные партии осудили репрессивные действия властей, в первую очередь аресты многих участников движения неповиновения.

1 июля 1975 года правительство Индиры Ганди провозгласило «Программу из 20 пунктов», которая во многом была продолжением предыдущей социально-экономической политики. Наиболее важными были снижение цен на продовольствие и другие жизненно важные товары, реализация на деле аграрной реформы - изъятие излишков земли сверх «потолка» землевладений, распределение полученной таким образом земли среди безземельных крестьян и сельскохозяйственных рабочих, освобождение сельской бедноты от кабальной задолженности, а фактически от крепостной зависимости. Одновременно программа предусматривала либерализацию в сфере частного предпринимательства, отказ от продолжения национализации.

Для укрепления своих позиций в народе правительство Индиры Ганди провело в 1976 году в парламенте 42-ю поправку к конституции, в соответствии с которой Индия объявлялась «суверенной социалистической секулярной демократической республикой». (Это положение конституции до сих пор остается в силе.)

И тем не менее на выборах 1977 года Конгресс во главе с Индирой Ганди впервые потерпел поражение и потерял власть. Главными причинами этого были отход от прежней социальной политики и использование насильственных, антидемократических, авторитарных методов управления. Чрезвычайное положение подорвало престиж правящей партии.

Индийский синтез

Новый этап в политическом развитии Индии ознаменовался поиском иных путей развития. Однако пришедшее к власти коалиционное правительство Джаната парти (Народной партии), состояло из идеологически плохо совместимых политических группировок и поэтому было обречено на поражение.

В это время в стране возникли новые трудности, связанные с засухой 1979 года и резким повышением цен на нефть на мировом рынке, что привело к росту расходов на импорт энергетических ресурсов. Для выхода из создавшегося положения вновь пришедшее к власти в 1980 году правительство Конгресса вступило в переговоры с Международным валютным фондом (МВФ) с целью получения крупного кредита. Были оговорены условия его предоставления: либерализация импорта, ослабление контроля над ценами, дерегулирование промышленного производства в отдельных отраслях, развитие экспорториентированной индустрии, сокращение расходов в государственном секторе экономики, снижение налогов и т. д. Эта программа начала реализовываться в ноябре 1981 года. Однако еще до истечения срока, в мае 1984-го, ее выполнение было приостановлено, так как она не дала требуемого результата, а лишь привела к увеличению внешних долгов. К тому времени страна использовала 3,9 млрд из 5 млрд долларов, предусмотренных программой МВФ.

По оценке Всемирного банка, используемая Индией модель экономического развития в период, предшествовавший либерализации начала 1990-х годов, была достаточно успешной. Это нашло выражение не только в ликвидации угрозы голода и снижении уровня бедности, но и в создании диверсифицированной индустриальной базы, относительно крупного и развитого финансового сектора. В предреформенной Индии удавалось сохранять инфляцию на низком уровне, не допускать невыплат по иностранным долгам. Несмотря на высокую степень государственного регулирования, частный сектор стал важной частью экономики. Эти успехи, несмотря на их относительность, были достигнуты в условиях очень сложного общества, разделенного по этническому, лингвистическому и религиозному признакам. И все это осуществлялось демократически избранными правительствами.

За десятилетие (1980–1990) темпы развития Индии заметно ускорились, ежегодный рост ВВП составил в среднем 5,8%. К началу 1990-х в Индии была создана весьма стабильная политическая и экономическая система. Не без труда, но достаточно успешно она амортизировала толчки и удары, порой очень жесткие и болезненные, в разных сферах общественной, политической и экономической жизни. Эта система опиралась на такие базовые ценности, как демократия, политический плюрализм, смешанная экономика, социальная справедливость. Идеологические ориентиры этой системы ценностей были весьма размытыми, а иногда внешне даже противоречивыми. Но, может быть, именно в этих нечетких идеалах и была сила Индии, которая синтезировала в них как свои традиции, так и определенные достижения современного развития человечества.



error: Контент защищен !!