Международно правовой статус наций борющихся за независимость. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость

Правосубъектность наций, борющихся как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли .

Категории «народ» и «нация» рассматриваются как тождественные понятия. Однако между ними существуют принципиальные различия. Нация – это исторически сложившаяся общность людей, характеризуемая такими признаками как: единство территории; общность социальной и экономической жизни; общность культуры и быта. Народ - это разнообразные формы общностей людей, включающие в себя как национальное, так и этническое единство. Являясь первичными субъектами международного права, все нации и народы имеют неотъемлемое право на полную, абсолютную свободу, осуществление своего государственного суверенитета, целостность и неприкосновенность национальной территории.

Когда говорят о международной правосубъектности наций и народов, имеют в виду прежде всего те из них, которые находятся в колониальной зависимости и лишены собственной национальной государственности. Субъектами международного права являются только те нации и народы, которые борются за свое национальное освобождение и создание собственных независимых государств. Отнесение наций и народов к числу субъектов международного права, как правило, возникает после того, когда они создают какой-либо координирующий борьбу орган (например, таковым является Организация освобождения Палестины), который до создания независимого государства выступает от их имени.

В настоящее время зависимыми являются примерно 15 территорий: Американское Самоа, Бермуды, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Фолклендские (Мальвинские) острова, Гибралтар, Гуам, Новая Каледония, остров Святой Елены, подопечные территории тихоокеанских островов, Западная Сахара и др.

Принцип равноправия и самоопределения народов закреплен в Уставе ООН (п. 2 ст. 1). Сама Организация на основе этого принципа преследует цель развивать дружественные отношения между нациями . В порядке имплементации данного принципа ООН создала под своим руководством международную систему опеки для управления теми территориями, которые включены в нес индивидуальными соглашениями, и для наблюдения за этими территориями. Согласно ст. 76 Устава ООН одной из основных задач системы опеки является способствование политическому, экономическому и социальному прогрессу населения территорий под опекой, его прогрессу в области образования и его прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости.

В дальнейшем принцип равноправия и самоопределения народов был развит и конкретизирован в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, единогласно принятой Генеральной Ассамблеей ООН на XV сессии 14 декабря 1960 г . В преамбуле Декларации справедливо отмечается, что все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность национальной территории. Народы в собственных интересах могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, не нарушая каких бы то ни было обязательств, вытекающих из основанного на принципе взаимной выгоды международного экономического сотрудничества и норм международного права. Декларация провозглашает следующие принципы и обязательные условия предоставления независимости колониальным странам и пародам:


1) подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, противоречат Уставу ООН и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире;

2) все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие;

3) недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность в области образования никогда не должны использоваться как предлог для задержки достижения независимости;

4) любые военные действия или репрессивные меры какого бы то ни было характера, направленные против зависимых народов, должны быть прекращены, с тем чтобы предоставить им возможность осуществить в условиях мира и свободы свое право на полную независимость; целостность их национальных территорий должна уважаться;

Нормативный характер этого единогласно принятого документа четко выражен в п. 7, содержащем прямое указание на обязанность государств «строго и добросовестно соблюдать положения... настоящей Декларации»

Данный принцип конкретизирован также в Декларации о принципах международного права 1970 г., во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международных пактах о правах человека 1966 г., Заключительном акте Совещания в Хельсинки 1975 г. и во многих других источниках международного права.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. призывает государства уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права . Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. Следует отметить, что Заключительный акт особо подчеркивает важность исключения любой формы нарушения принципа равноправия и самоопределения народов.

Согласно ст. 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. все народы имеют право на самоопределение . В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Все народы могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами. Все государства - участники пакта, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны в соответствии с Уставом ООН поощрять осуществление права на самоуправление и уважать это право.

Юридической основой права наций на самоопределение является присущий им национальный суверенитет, означающий реализацию каждой нацией своего права на самостоятельное и независимое существование как в политическом смысле, так и с точки зрения свободного и всестороннего развития всех иных сфер общественной жизни. Национальный суверенитет неприкосновенен и неотчуждаем. В силу этого международная правосубъектность наций и народов не зависит от волеизъявления других участников международных отношений.

В качестве субъекта международного права нации и народы, борющиеся за свое самоопределение, в лине своих постоянных органов могут заключать соглашения с государствами и международными организациями, подписывать международные договоры (например, Организация освобождения Палестины подписала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г.), направлять своих представителей для участия в работе межправительственных организаций и конференций Они пользуются защитой норм международного права, имеют свои дипломатические представительства на территории государств.

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтвержда­ет и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.

Принцип самоопределения народов является одним из основных принципов международного права, его становление приходится на конец XIX - начало XX вв. Особенно динамичное развитие он при­обрел после Октябрьской революции 1917 г. в России.

С принятием Устава ООН право нации на самоопределение окон­чательно завершило свое юридическое оформление в качестве основ­ного принципа международного права. Декларация о предоставле­нии независимости колониальным странам и народам 1960 г. конкре­тизировала и развила содержание этого принципа. Наиболее полно его содержание было сформулировано в Декларации о принципах международного права 1970 г., где говорится: «Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политичес­кий статус и осуществлять свое экономическое, социальное и куль­турное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН».

В современном международном праве имеются нормы, под­тверждающие правосубъектность борющихся наций. Нации, борю­щиеся за создание независимого государства, находятся под защитой международного права; они объективно могут применять меры при­нуждения в отношении тех сил, которые препятствуют обретению нацией полной международной правосубъектности, оформлению в государство. Но применение принуждения - не единственное и, в принципе, не главное проявление международной правосубъектнос­ти наций. Субъектом международного права может быть признана только та нация, которая имеет свою политическую организацию, самостоятельно осуществляющую квазигосударственные функции.

Иначе говоря, нация должна иметь догосударственную форму орга­низации: народный фронт, зачатки органов власти и управления, население на контролируемой территории и т.д.

Необходимо учитывать, что международной правосубъектнос-тью в собственном значении этого слова могут обладать (и обладают) не все, а лишь ограниченное число наций - нации, не оформленные в государства, но стремящиеся к их созданию в соответствии с меж­дународным правом.

Таким образом, практически любая нация потенциально может стать субъектом правоотношений самоопределения. Однако право народов на самоопределение фиксировалось в целях борьбы с коло­ниализмом и его последствиями, и как норма антиколониальной на­правленности она свою задачу выполнила.

В настоящее время особое значение приобретает другой аспект права наций на самоопределение. Сегодня речь идет о развитии нации, уже свободно определившей свой политический статус. В ны­нешних условиях принцип права наций на самоопределение должен гармонизироваться, согласовываться с другими принципами между­народного права и, в частности, с принципом уважения государствен­ного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других госу­дарств. Иными словами, нужно говорить уже не о праве всех (!) наций на международную правосубъектность, а о праве нации, получившей свою государственность, развиваться без вмешательства извне.

Борющаяся нация вступает в правоотношения с государством, контролирующем эту территорию, другими государствами и нация­ми, международными организациями. Участвуя в конкретных между­народных правоотношениях, она приобретает дополнительные права и защиту.

Различают права, которыми уже обладает нация (они вытекают из национального суверенитета), и права, за обладание которыми она борется (вытекают из государственного суверенитета).

Правосубъектность борющейся нации включает в себя комплекс следующих основных прав: право на самостоятельное волеизъявле­ние; право на международно-правовую защиту и помощь со стороны других субъектов международного права; право на участие в между­народных организациях и конференциях; право участвовать в созда­нии норм международного права и самостоятельно выполнять при­нятые на себя международные обязательства.

Особенность современного международного права заключается в возможности признания НБН в качестве его самостоятельных субъектов. Не каждая нация или народ, борющиеся за свое освобождение, вправе претендовать на такой статус. Субъектом международного права могут быть только те НБН, которые в процессе своей освободительной борьбы создают властные структуры, способные выступать от имени всей нации в межгосударственном общении.

Право наций на самоопределение – один из когентных принципов общего международного права, закрепленный в Уставе ООН, Декларации принципов международного права 1970 г., Хельсинском акте 1975 г. Право на отделение и образование самостоятельного государства – непременный элемент права нации на самоопределение. Таким правом обладают население несамоуправляющихся территорий (колоний, зависимых территорий); народы, проживающие на территории, имеющей в соответствии с конституцией соответствующего государства право на отделение; народы, проживающие на территории государства, в котором имеет место нарушение принципа права наций на самоопределение. В любом случае право на самоопределение – это именно право, а не обязанность нации. Право на самоопределение может осуществляться любыми способами, в том числе и военными; однако право на самоопределение несовместимо с национализмом и сепаратизмом.

Международная правосубъектность НБН впервые проявилась в годы Первой мировой войны, во время распада Австро-Венгерской, Российской и Османской империй. Далее международная правосубъекность НБН была признана в период Второй мировой войны. Наибольшее количество таких субъектов действовало в международном общении в период массового крушения колониальной системы. В современном мире значение международной правосубъектности НБН состоит в том, что это право каждого народа, строящего свою государственность, самостоятельно, без вмешательства извне, определять свой внутренний и внешний политический статус.

Способность иметь международные права и обязанности и способность их самостоятельно осуществлять органически связаны между собой и составляют международную правосубъектность НБН. Последние обладают всеми элементами международной правосубъектности: правом участвовать в заключении международных соглашений, быть членом международных организаций, иметь свои официальные представительства в других государствах, участвовать в работе международных конференций. Основное международное правомочие народа, борющегося за создание собственного государства, – международная договорная правоспособность. От имени нации при заключении международного договора или присоединении к нему выступают представители национально-освободительного движения.

Одно из наиболее важных правомочий НБН – это право на международную защиту и поддержку со стороны других государств, право непосредственно предъявлять претензии в международные органы. В международных организациях и на международных конференциях НБН обычно имеют статус наблюдателей.

Основная проблема международной правосубъектности НБН – необходимость признания нации в качестве субъекта международного права. В современном международном праве отсутствует нормативное международно-правовое регулирование этого вопроса. Особой сложностью отличается вопрос: сколько государств должно признать НБН, чтобы она получила статус субъекта международного права. В настоящее время эти вопросы решаются на основе международной практики и международных обычаев. Однако такое признание получают нс нация или народ в целом, а конкретные органы, возглавляющие национально-освободительное движение. В документах ООН речь идет именно о признании национально-освободительного движения. Специфика признания НБН субъектом международного права предопределяется тем, что проблема признания возникает в отношении народа, и для признания необходимо наличие у этого народа определенной экономической, культурной, исторической общности, осознания своего единства. Если проблема признания возникает в отношении нации – необходима еще и языковая общность.

Современная международная практика по вопросу признания НБН субъектами международного права основана на "доктрине Эстрады", которая применима не только к признанию правительств, но и к признанию наций, борющихся за независимость. При этом необходимы определенные объективные критерии, позволяющие признать НБН субъектом международного права.

В 1974 г. на основе резолюции ГА ООН международной правосубъектностью была наделена Организация Освобождения Палестины (ООП). Она была признана нацией, борющейся за независимость (создание суверенного Палестинского государства). В начале 2003 г. под эгидой ООН Израиль и ООП приняли "Дорожную карту" продвижения к постоянному урегулированию палестиноизраильского конфликта в соответствии с принципом сосуществования двух государств. Цель этого плана – предложить "постоянное решение палестино-израильского конфликта путем создания двух государств". В том же году Израиль начал строительство защитного "барьера безопасности" длиной около 350 км. Он должен разделить Израиль и палестинские территории, а также обезопасить от террористических нападений районы па Западном берегу, где сосредоточены основные израильские поселения. Однако в 2004 г. Международный Суд ООП объявил строительство Израилем "барьера безопасности" незаконным. По мнению Суда, стена нарушает право палестинцев на свободу передвижения и трудоустройство, и следует компенсировать ущерб, нанесенный ее строительством всем физическим и юридическим лицам.

В настоящее время реально существует Палестинская автономия (фактически независимое государство). ООП уже нельзя считать нацией, борющейся за независимость (хотя формально юридически этот статус продолжает сохраняться); она является одним из политических движений, действующих в Палестинской автономии и борющихся за власть в новом государстве (наряду с Исламским движением сопротивления (ХАМАС), Движением за национальное освобождение Палестины (ФАТХ) и др.).

В международном праве существует обычная норма, согласно которой в борьбе за право нации на самоопределение не может иметь места иностранное вмешательство, в том числе и в форме финансовых вливаний. Например, к 2008 г. объем российских субсидий Южной Осетии более чем вдвое превышал валовой внутренний продукт (ВВП) самой республики. Основная часть субсидий направлялась на военные расходы, достигшие 50% ВВП Абхазии и 150% ВВП Южной Осетии. Международное сообщество не признает эти государства прежде всего в связи с прямым участием России в конфликте. Выход Абхазии и Южной Осетии из состава Грузии расценивается не как реализация законного права наций на самоопределение, а как нарушение территориальной целостности и политического единства Грузии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Субъекты международного права: понятие, признаки и виды. Содержание международной правосубъектности

2. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за свою независимость. Национальный суверенитет: понятие и способы его осуществления

3. Принцип самоопределения наций и народов. Его соотношение с принципом территориальной целостности государств

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Международное право - это особая правовая система, регулирующая международные отношения его субъектов посредством юридических норм, создаваемых путём фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях.

Субъект международного права - это самостоятельное образование, которое благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации его норм. К субъектам международного публичного права (далее - МПП) относятся государства, нации и народы, борющиеся за своё освобождение, государствоподобные образования, международные учреждения.

Актуальность данной темы заключается в том, что являясь субъектами международного права, нации и народы, борющиеся за свою независимость, приобретают определённые права и обязанности в международном праве.

Первичные субъекты МПП не создаются никем в качестве таковых. Их появление - объективная реальность, результат исторического процесса. Это, прежде всего, государства и, в некоторых случаях, нации и народы. По причине присущего первым государственного, а вторым - национального суверенитета, они ipso facto (лишь в результате факта своего существования) признаются в качестве носителей международных прав и обязанностей. В МПП не существуют нормы, наделявших бы первичные субъекты правосубъектностью. Имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, правосубъектность первичных субъектов не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.

Производные субъекты МПП создаются первичными, а юридическими источниками для их учреждения является международный договор и, как разновидность его - учредительные документы в форме уставов. Производные субъектов имеют ограниченную правосубъектность, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первичных субъектов. Кроме того, объем их международной правосубъектности зависит от намерения и желания их создателей. К производным субъектам МПП относятся государствоподобные образования, межправительственные организации.

Субъект МПП является коллективным образованием. Каждый субъект имеет элементы организации: государство - власть и аппарат управления; борющаяся нация - политический орган, представляющий её внутри страны и в международных отношениях; международная организация - постоянно действующие нормы и т.д. Каждый из них имеет самостоятельный правовой статус, выступает на внешней арене от собственного имени. Некоторые учёные считают, что только наличие трёх элементов (обладание правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм; существование в виде коллективного образования; непосредственное участие в создании международно-правовых норм) даёт основания "считать то или иное образование полноценным субъектом МП".

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение наций и народов, борющихся за свою независимость как субъектов международного права.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

· рассмотреть субъектов международного права: понятие, признаки и виды. Раскрыть содержание международной правосубъектности;

· дать понятие международной правосубъектности наций и народов, борющихся за свою независимость. Национальный суверенитет: понятие и способы его осуществления;

· рассмотреть принцип самоопределения наций и народов, его соотношение с принципом территориальной целостности государств.

1. Субъекты международного права: понятие, признаки и виды. Содержание международной право субъектности

Субъекты международного права - это участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность Бирюков П.Н. Международное право. - М.: Юристъ, 1998 .

В зависимости от своей правовой природы и происхождения субъекты международного права подразделяются на две категории: первичные и производные (вторичные). Иногда их называют суверенными и несуверенными.

Первичные субъекты международного права -- это государства, а при определённых обстоятельствах также народы и нации, которые самостоятельно участвуют в международных отношениях и эволюционируют в направлении обретения в той или иной форме собственной государственности.

Первичные субъекты международного права -- это самостоятельные и самоуправляемые образования, которые с самого начала, уже самим фактом своего существования (ipsо facto - лат.), становятся носителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектность не зависит от чьей-либо внешней воли и по своей сущности носит объективный характер. Вступая во взаимоотношения между собой, первичные субъекты международного права делают возможным создание международного правопорядка и существование самого международного права.

К категории производных (вторичных) субъектов международного права относятся образования, источником правосубъектности которых являются соглашения или любые другие договорённости первичных субъектов международного права, прежде всего, государств, а в ряде случаев и договорённости между уже конституированными производными субъектами международного права.

Производные (вторичные) субъекты международного права -- это в основном межправительственные организации, реже -- другие самостоятельные политические единицы, наделённые элементами государственности. Все они действуют в международных отношениях в пределах компетенции, предусмотренной соответствующими учредительными документами -- уставами или другими правовыми актами. Такие документы определяют в каждом конкретном случае объем и содержание правосубъектности производных субъектов международного права. В этом смысле их правосубъектность имеет конститутивный характер, и она может прекратиться (либо видоизмениться) одновременно с прекращением или изменением учредительного документа Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. Международное право. -- М.: «Юрлитинформ», 2002. .

Субъекты обладают всеми элементами международной правосубъектности (право- и дееспособности). Международная правосубъектность включает в себя такие важные права, как:

· право заключать международные договоры;

· быть членами международных организаций;

· иметь свои официальные представительства (дипломатические, консульские и др.);

· участвовать в работе международных конференций и т. д.

Среди основных субъектов международного права на первом месте стоят государства. Государство - главная политическая организация современного общества. Над государствами в международных отношениях нет верховной власти, которая могла бы диктовать им правила поведения в отношениях друг с другом. Государства одновременно являются главными создателями и гарантами соблюдения норм международного права. В то же время, государства юридически не подчинены друг другу. В этом выражается суверенитет государств.

Суверенитет - неотъемлемое качество государства как субъекта международного права. Он возник вместе с государством. Его символы - герб, флаг и гимн, отражающие исторические, географические и национальные особенности.

Благодаря суверенитету, государства равны друг другу в правовом отношении, т. е. равноправны независимо от величины их территории, населения, экономического и культурного развития, военной мощи и т. д.

Принцип суверенного равенства всех государств относится к числу основных принципов международного права. Он закреплён в Уставе ООН, а также в Декларации ООН о принципах международного права 1970 года и гласит следующее: «Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств» Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. -- М.: Междунар. отношения, 2000 .

В Уставе ООН и в других международно-правовых документах в соответствующих разделах употребляется термин «народ» как субъект самоопределения, что не влияет на существо проблемы. В нашей науке термины «народ» и «нация» считаются равнозначными и часто используются оба вместе.

Самоопределение наций и народов, если судить по современной международно-правовой практике, может осуществляться в самых различных формах, включая и те, при которых не встаёт проблема признания международной правосубъектности за тем или иным народом.

Кроме того, принцип равноправия и самоопределения народов не должен использоваться в ущерб территориальной целостности и политического единства государств, которые его соблюдают и обеспечивают представительство всех слоёв населения в органах государственной власти без какой-либо дискриминации.

В международных отношениях могут участвовать особые политико- территориальные образования (иногда их называют государство-подобными), которые обладают внутренним самоуправлением и, в различных объёмах, международной правосубъектностью.

Чаще всего такие образования носят временный характер и возникают как следствие неурегулированности территориальных претензий различных стран друг к другу.

Общим для политико-территориальных образований такого рода является то, что практически во всех случаях они создавались на основе международных соглашений, как правило, мирных договоров. Такие соглашения наделяли их определённой международной правосубъектностью, предусматривали независимое конституционное устройство, систему органов государственного управления, право издавать нормативные акты, иметь ограниченные вооружённые силы.

Любой субъект международного права обладает:

· правоспособностью;

· дееспособностью;

· деликтоспособностью.

Правоспособность -- это способность субъекта международного права иметь субъективные права и юридические обязанности. Этой способностью обладают:

· государства -- в момент образования;

· нации, борющиеся за независимость -- с момента признания;

· межправительственные организации -- с момента вступления учредительных документов в силу;

· физические лица -- при наступлении ситуаций, определённых в соответствующих международных договорах.

Наличие правоспособности означает наличие юридической возможности у лиц своими действиями порождать субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность означает осуществление субъектами международного права самостоятельно, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей. Например, в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики 1996 г. стороны будут стремиться к приведению законодательства своих государств в соответствии с нормами международного права. Стороны определяют перечень своих уполномоченных ведомств, ответственных за выполнение этого соглашения. Каждое государство имеет право направить другой стороне запросы об оказании содействия по сбору сведений и материалов о деяниях, связанных с легализацией средств, полученных в результате преступной деятельности. Запрашивающая сторона обязана предоставить банковские, кредитно-финансовые и другие документы.

Субъекты международного права обладают деликтоспособностью, т.е. способностью нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения. Так, согласно ст. 31 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. государство флага несёт ответственность за любой ущерб или убытки, причинённые прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблём или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, или положений Конвенции, или других норм международного права. В соответствии со ст. II Конвенции о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами 1972 г. государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причинённый его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете.

Все субъекты международного права являются носителями соответствующих прав и обязанностей. Это свойство называется правосубъектностью, которая включает два основных структурных элемента (в общей теории права добавляется правовой статус):

· способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность);

· способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность).

· Виды правосубъектности:

· общая (государства, НОД);

· отраслевая (межправительственные организации);

· специальная.

Общая правосубъектность -- это способность акторов (ipso facto - лат.) быть субъектом международного права вообще. Такой правосубъектностью обладают только суверенные государства. Они являются первичными субъектами международного права. Общей правосубъектностью теоретически обладают также нации, борющиеся за свою независимость.

Отраслевая правосубъектность -- это способность акторов быть участниками правоотношений в определённой области межгосударственных отношений. Такой правосубъектностью обладают межправительственные организации. Например, Международная морская организация (ИМО) вправе принимать участие в правоотношениях, затрагивающихмеждународное торговое судоходство, и может одобрять международно-правовые нормы относительно безопасности мореплавания, эффективности судоходства, предотвращения загрязнения с судов и борьбы с ним.

Другими проблемами, помимо уставных, межправительственные организации заниматься не могут, и поэтому правосубъектность их ограничивается определённой отраслью или обособленной проблемой (например, разоружение, борьба с голодом, охрана природной среды Антарктики).

Специальная правосубъектность -- это способность акторов быть участником лишь определённого круга правоотношений в рамках отдельной отрасли международного права. Специальной правосубъектностью, например, обладают физические лица (индивиды). Их правосубъектность, в частности, признана Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. (ст. 6), Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 2 и далее), Международной конвенцией о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. (ст. 8 и далее).

Таким образом, субъекты международного права должны обладать способностью самостоятельно участвовать в урегулированных международным правом международных отношениях, непосредственно вступать в юридическое взаимодействие с другими управомоченными или обязанными международным правом лицами.

Правосубъектность в единстве с другими общими правами и обязанностями субъектов международного права охватывается понятием правового статуса. Основными элементами последнего являются права и обязанности акторов международного права в реальных правоотношениях, основанием возникновения которых служат императивные принципы международного права и соответствующий юридический факт. Так, согласно ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. каждое государство обладает правоспособностью заключать договор. Эта правоспособность государств базируется на таких общепризнанных принципах международного права, как принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств, а также принцип сотрудничества государств. В случае вооруженного нападения (агрессии) каждое государство имеет неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону (ст. 51 Устава ООН).

2. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за свою независимость. Национальный суверенитет: поня тие и способы его осуществления

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтверждает и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.

Принцип самоопределения народов является одним из основных принципов международного права, его становление приходится на конец XIX -- начало XX вв. Особенно динамичное развитие он приобрёл после Октябрьской революции 1917 г. в России.

С принятием Устава ООН право нации на самоопределение окончательно завершило своё юридическое оформление в качестве основного принципа международного права. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. конкретизировала и развила содержание этого принципа. Наиболее полно его содержание было сформулировано в Декларации о принципах международного права 1970 г., где говорится: «Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять своё экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН».

В современном международном праве имеются нормы, подтверждающие правосубъектность борющихся наций. Нации, борющиеся за создание независимого государства, находятся под защитой международного права; они объективно могут применять меры принуждения в отношении тех сил, которые препятствуют обретению нацией полной международной правосубъектности, оформлению в государство. Но применение принуждения -- не единственное и, в принципе, не главное проявление международной правосубъектности наций. Субъектом международного права может быть признана только та нация, которая имеет свою политическую организацию.

Следует отметить, что согласно международному праву борющиеся нации признаются субъектами международного права в лице органов национального освобождения. Борющиеся нации становятся участниками международно-правовых отношений после создания на определённых территориях властных структур, способных выступать от имени населяющего эту территорию населения в межгосударственных отношениях. Как свидетельствует практика, такими органами обычно являются: национальный фронт; политические партии, выражающие интересы большинства нации; национально-освободительная армия; временное революционное правительство и другие органы сопротивления, созданные в ходе освободительной войны; представительное законодательное собрание, избранное референдумом, и образованный им исполнительный орган. Органы национального освобождения получают право вступать в отношения с другими государствами и международными организациями, участвовать в работе международных конференций, пользоваться защитой норм международного права.

Органами национального освобождения были Фронт национального освобождения Алжира, Народное движение за освобождение Анголы, Народная организация Юго-Западной Африки организация африканского единства, Организация освобождения I (Палестины, Народная лига Восточного Пакистана, выражавшая независимость бенгальского народа и провозгласившая Народную Республику Бангладеш.

В качестве субъекта международного права нации и народы, борющиеся за своё самоопределение, в лице своих постоянных органов могут заключать соглашения с государствами и международными организациями, подписывать международные договоры, направлять своих представителей для участия в работе межправительственных организаций и конференций. Они пользуются защитой норм международного права.

Необходимо учитывать, что международной правосубъектностью в собственном значении этого слова могут обладать (и обладают) не все, а лишь ограниченное число наций -- нации, не оформленные в государства, но стремящиеся к их созданию в соответствии с международным правом.

Таким образом, практически любая нация потенциально может стать субъектом правоотношений самоопределения. Однако право народов на самоопределение фиксировалось в целях борьбы с колониализмом и его последствиями, и как норма антиколониальной направленности она свою задачу выполнила.

В настоящее время особое значение приобретает другой аспект права наций на самоопределение. Сегодня речь идёт о развитии нации, уже свободно определившей свой политический статус. В нынешних условиях принцип права наций на самоопределение должен гармонизироваться, согласовываться с другими принципами международного права и, в частности, с принципом уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств. Иными словами, нужно говорить уже не о праве всех наций на международную правосубъектность, а о праве нации, получившей свою государственность, развиваться без вмешательства извне.

Борющаяся нация вступает в правоотношения с государством, контролирующем эту территорию, другими государствами и нациями, международными организациями. Участвуя в конкретных международных правоотношениях, она приобретает дополнительные права и защиту.

Различают права, которыми уже обладает нация (они вытекают из национального суверенитета), и права, за обладание которыми она борется (вытекают из государственного суверенитета).

Правосубъектность борющейся нации включает в себя комплекс следующих основных прав: право на самостоятельное волеизъявление; право на международно-правовую защиту и помощь со стороны других субъектов международного права; право на участие в международных организациях и конференциях; право участвовать в создании норм международного права и самостоятельно выполнять принятые на себя международные обязательства.

Таким образом, суверенитет борющейся нации характеризуется тем, что он не зависит от признания её субъектом международного права со стороны других государств; права борющейся нации охраняются международным правом; нация от своего имени вправе применять принудительные меры против нарушителей её суверенитета.

В отечественной доктрине признание народов и наций в качестве субъектов международного права традиционно определялось как явно выраженный или молчаливый акт суверенного государства, констатирующий выход на международную арену нового суверенного образования или правительства, направленный на установление между признающей и признаваемой сторонами отношений в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Считается, что признание современным международным правом за народами права на самоопределение, суверенитет, участие в международных отношениях неизбежно ведёт к признанию народа как основного носителя суверенитета, первоначальным субъектом международного права. Такая точка зрения основана на принципах международного права, фиксирующих правосубъектность наций в процессе борьбы за освобождение, которые ставят борющуюся нацию под защиту международного права. Основные права нации в области международных отношений включают право на:

· волеизъявление народа, борющегося за независимость;

· признание правосубъектности их органов;

· международно-правовую защиту и получение помощи от государств и международных организаций;

· участие в деятельности международных организаций и межправительственных конференций;

· участие в создании норм международного права;

· самостоятельное исполнение действующих международно-правовых норм.

В последние годы в российской науке международного права появились и другие точки зрения по поводу правосубъектности народов и наций. Предлагается включать в число субъектов международного права только государства и межгосударственные организации на том основании, что правосубъектность народов, наций, борющихся за создание независимого государства, не является общепризнанной. По мнению отдельных российских учёных, народы, которые могут реализовать один из принципов международного права - право на самоопределение, следует относить к «специальным субъектам международного права». Представляется, что подобные суждения противоречат принципу самоопределения народов и наций, борющихся за независимость, который является общепризнанным в современном международном праве и должен уважаться всем мировым сообществом.

Говоря о национальном суверенитете, можно определить, что это представляет собой полновластие нации, её политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая, прежде всего, способность политически самоопределяться вплоть до отделения образования самостоятельного государства.

Полновластие нации проявляется в реальной возможности самостоятельно и суверенно решать вопросы, относящиеся к её национальной свободе, государственно-правовой организации, взаимоотношениями с другими нациями и народностями. Каждая нация вправе определять свою судьбу, решать вопрос национально-государственной организации, она вправе войти в состав того или иного государства и объединиться с другими нациями в тех или иных формах государственного союза, выйти из данного государства и образовать своё самостоятельное национальное государство. Каждая нация вправе сохранять и свободно развивать свой язык, обычаи, традиции, соответствующие национальные учреждения.

Суверенитет нации имеет своей предпосылкой национальные потребности, интересы и цели, вытекающие из объективных условий её существования и являющиеся важнейшим стимулятором развития нации, её борьбы за своё освобождение. В качестве национальных могут выдвигаться интересы, выразителем которых выступает ведущий класс данной нации, а также интересы общенациональные в полном смысле слова.

Национальный суверенитет означает право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. В многонациональных государствах, образованных путём добровольного объединения наций, суверенитет, осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили своё право на самоопределение - путём объединения в союзные государства и путём федерации на базе автономии или конфедерации, государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путём обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству. Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путём охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно данному многонациональному государству, выражающему как общие интересы все объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав.

Следовательно, государство, тем более демократическое, признающее естественные права человека, стоит на страже свободы любого индивида независимо от его национальности, поэтому национальный, этнический, расовый признак не должен становиться критерием государственной власти. Таким образом, национальный суверенитет следует понимать как демократический принцип, в соответствии с которым каждая нация обладает правом на свободу, на самостоятельное и независимое развитие, что должны уважать все другие нации и государства.

3. П ринцип самоопределения наций и народов . Е го соотношение с принципом террито риальной целостности государств

На конференции в Сан-Франциско СССР выступил с инициативой включения в Устав ООН принципа самоопределения народов, которую поддержали представители Великобритании, США и Китая. В результате этот принцип перестал быть исключительно политическим принципом и превратился в принцип позитивного международного права (ст. 1 пар. 2 и ст. 55 пар. 1 Устава ООН). В Декларации о принципах международного права (от 24 октября 1970) содержании данного принципа раскрывается следующим образом: "В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закреплённого в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять своё экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава". В этой же Декларации говорится о том, что способами осуществления права на самоопределение могут быть "создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса".

Кроме того, принцип самоопределения народов нашёл отражение в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе - Хельсинкском Заключительном акте 1975 года, Итоговом документе Венской встречи 1986 года, документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года, а также других международно-правовых актах.

Право народов на самоопределение является одним из фундаментальных прав человека. Так, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 (статья 1) сказано: "Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают своё экономическое, социальное и культурное развитие... Все участвующие в настоящем Пакте государства... должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право".международный правосубъектность суверенитет самоопределение

На связь между правом на самоопределение и правами человека обращено внимание в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН под названием "Всеобщая реализация права народов на самоопределение" (1994), где подчёркивается, что реализация права народов на самоопределение "является коренным условием для эффективного обеспечения и соблюдения прав человека". Важно отметить, что Международный суд ООН в целом ряде своих решений подтвердил тезис о том, что принцип самоопределения "является одним из основных принципов современного международного права".

Так каково же конкретное содержание права народов на самоопределение? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо иметь в виду, что это право может быть реализовано в одной из трёх форм:

1) статус автономии в рамках существующего государства (т.е. обеспечение определённому народу соответствующего представительства в центральных органах государственной власти наравне с населением всего государства);

2) создание собственного государства;

3) выход из состава (отсоединение) того государства, в которое входит данный народ.

При этом принципиально важное значение имеет то, что право на самоопределение предполагает свободу выбора между этими тремя возможностям Пиенкос Ж., Международное публичное право, 2004. . Без такой свободы выбора невозможно говорить о подлинном праве народа на самоопределение. В этом как раз и состоит подлинная суть принципа самоопределения народов, которую пытаются выхолостить в угоду соображениям имперской политики и идеологии.

В науке международного права по поводу соотношения между принципом самоопределения народов и принципом территориальной целостности государства сложились три основные точки зрения:

1) принцип территориальной целостности имеет приоритет по отношению к принципу самоопределения народов;

2) принцип самоопределения народов имеет приоритет по отношению к принципу территориальной целостности;

3) оба принципа обладают равной юридической силой.

Как полагают польские авторы Владислав Чаплинский и Анна Вырозумска, "право на самоопределение не может принадлежать национальным меньшинствам и не обосновывает право на сецессию. В практике принцип самоопределения был подчинён принципу территориальной целостности" Кзаплински В., Выразумская А.. Международное публичное право. Варшава, 2004. .

Интересную позицию относительно соотношения между принципами самоопределения народов и территориальной целостности занял Конституционный суд РФ, который в своём постановлении от 13 марта 1992 года заявил: "Не отрицая права народа на самоопределение, осуществляемого посредством законного волеизъявления, следует исходить из того, что международное право ограничивает его соблюдением принципа территориальной целостности и принципа соблюдения прав человека". Эта позиция скорее поддерживает примат принципа территориальной целостности над принципом самоопределения. Однако такой подход фактически делает принцип самоопределения излишним, либо, в лучшем случае, низводит этот принцип до права народа на автономию в рамках единого государства.

Кроме того, как свидетельствует история международных отношений (например, возникновение независимых национальных государств в Европе), право на самоопределение народа превалировало в отношении принципа территориальной целостности. Как пишет в этой связи профессор Г.М. Мелков: "Принцип равноправия и самоопределения народов, явившийся первоначально инструментом борьбы против колониализма в Новом свете и примером для народов, находящихся под колониальным игом на других континентах, равно как и принцип уважения прав и свобод человека, впервые появились в Декларации независимости США, принятой 4 июля 1776 г., в Билле о правах (первых десяти поправках и дополнениях к Конституции США), принятом 17 сентября 1787 г., и во французской Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 г. Впоследствии эти принципы нашли отражение в Декрете о мире, принятом в России 26 октября (8 ноября) 1917 г., и в Декларации прав народов России, принятой 2 (15) ноября 1917 г. Во всех этих документах главными положениями являлись суверенность народов и их право на самоопределение, которые никак не связывались с необходимостью соблюдать территориальную целостность США, Англии и России".

Вторая точка зрения представляется более обоснованной и более соответствует смыслу принципа самоопределения. Вот что говорится по этому поводу в статье "право на самоопределение" в электронной энциклопедии Википедия: "Между тем, существует мнение, что принцип территориальной целостности направлен исключительно на защиту государства от внешней агрессии. Именно с этим связана его формулировка в п. 4 ст. 2 Устава ООН: "Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединённых Наций", и в Декларации о принципах международного права: "Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны". Сторонники этого мнения указывают, что применение принципа территориальной целостности фактически подчинено осуществлению права на самоопределение - так, согласно Декларации о принципах международного права, в действиях государств "ничто не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов". Таким образом, делается заключение, что принцип территориальной целостности неприменим к государствам, не обеспечивающем равноправие проживающих в нём народов и не допускающим свободное самоопределение таких народов".

Вместе с тем, следует иметь в виду, что между основными принципами международного права нет иерархии, что вообще характерно для принципов права как такового. "Принципы, - пишет американский учёный Рональд Дворкин в своей книге "О правах всерьёз", - обладают особенностью, отсутствующей у норм, - они могут быть более или менее весомыми или важными. Когда два принципа приходят в столкновение..., те, кому приходится разрешать этот конфликт, должны учитывать относительный вес каждого из этих принципов. Здесь нельзя, конечно, произвести точного измерения, и решение в пользу большей важности какого-то конкретного принципа или стратегии часто вызывает споры. Тем не менее, в самом понятии принципа содержится указание на то, что у него есть такая особенность и что имеет смысл говорить о том, насколько он весом или важен" Дворкин Р. О правах всерьез. М., 2004. С. 51. .

С этой точки зрения принцип равноправия и самоопределения народов следует рассматривать в контексте других основных принципов международного права, в первую очередь таких, как принцип территориальной целостности, принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип уважения прав человека, а также принцип демократии, который иногда рассматривается в качестве общего принципа права.

4. Задача

Восточный Пакистан после образования Исламской Республики Пакистан в 1947 г. практически находился на положении колонии. Политика правящих кругов Пакистана была направлена на подчинение бенгальского народа Восточного Пакистана и его эксплуатацию. Так, в конце 50-х начале 60-х гг. 66 % активов всех промышленных предприятий, 70 % страховых компаний и 80 % банковских активов находились в Западном Пакистане. На долю Восточного Пакистана приходилось лишь 1/5 государственных расходов на индустриализацию и 1/6 - на развитие культуры и образования. Должности на государственной службе, в вооружённых силах, полиции занимали главным образом выходцы из Западного Пакистана. Западные пакистанцы пытались навязать в качестве «национального языка» бенгальцам язык урду, хотя этот язык был родным лишь для 0, 63 % жителей Восточного Пакистана.

Укажите способы осуществления народом права на самоопределение.

Кто от имени нации, борющейся за своё самоопределение, выступает на международной арене?

Какими правами обладает нация, борющаяся за свою независимость, в области международных отношений?

Обладает ли бенгальский народ правом на самоопределение и образование собственного государства?

Решение

1. В Декларации ООН о принципах международного права 1970 г. говорится: "Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определённого народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение." К этому следует добавить, что предоставление народу широкой национально-государственной и культурной автономии в рамках многонационального государства является ещё одной формой его самоопределения, формой, которой сейчас должно быть отдано предпочтение перед самой радикальной формой, предусматривающей отделение и образование независимого государства.

2. Борющиеся за своё освобождение нации, являются субъектами международного права. На международной арене их представляют органы национального освобождения, выполняющие функции публичной власти. Признание органа борющейся нации представляет собой констатацию её международной правосубъектности. Например, признание Организации освобождения Палестины в качестве представителя палестинского народа. ООП пользуется статусом постоянного наблюдателя при ООН с 1974 г.

Признание восставших означало, что признающее государство признает факт восстания и не будет рассматривать повстанцев как вооружённых преступников. За повстанцами признавали право на получение гуманитарной помощи как от государств, так и от международных организаций и на осуществление других основных прав.

В случае оккупации создаются органы руководства национальным сопротивлением. Признание органов сопротивления означает признание власти, борющейся против оккупантов. Необходимость такого признания возникает в случаях, когда органы власти, организовавшие эту борьбу, находятся в эмиграции (французский Комитет национального освобождения, чехословацкий Национальный комитет). С момента признания органы народного сопротивления получали статус сражающихся, что позволяло распространять на них правила ведения войны, оказывать гуманитарную помощь.

3. Как и суверенные государства, нации, борющиеся за свою государственную независимость, обладают полной международной правосубъектностью, они могут вступать в сношения с другими государствами и международными организациями, направлять своих официальных представителей для ведения переговоров, участвовать в работе международных конференций и международных организаций, заключать международные договоры. В ходе вооружён ной национально-освободительной борьбы нации и народы, как и государства, пользуются защитой норм международного права, рассчитанных на случай войны (о режиме раненых, военнопленных и др.), хотя эти нормы нередко нарушаются. Во всех этих случаях речь идёт, по существу, о рождающихся в ходе национально- освободительной борьбы новых независимых государствах, и поэтому они считаются полноправными субъектами международного права.

4. Принцип самоопределения народов и наций в качестве обязательной нормы получил своё развитие после принятия Устава ООН. Одна из важнейших целей ООН - "развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов..." (п. 2 ст. 1 Устава). Указанная цель конкретизируется во многих положениях Устава. В ст. 55, например, она теснейшим образом связывается с задачей повышения уровня жизни, решением международных проблем в экономической и социальной областях, в сферах здравоохранения, образования, культуры, соблюдения прав человека и т. п.

Принцип самоопределения неоднократно получал своё подтверждение в документах ООН, в частности в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года, Пактах о правах человека 1966 года, Декларации о принципах международного права 1970 года. В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ особо подчёркнуто право народов распоряжаться своей судьбой. После развала колониальных империй вопрос о самоопределении наций в смысле образования самостоятельных национальных государств в основном решён.

В резолюции 1514 (XV) от 14 декабря 1960 г. Генеральная Ассамблея прямо указала, что "дальнейшее существование колониализма препятствует развитию международного экономического сотрудничества, задерживает социальное, культурное и экономическое развитие зависимых народов и идёт вразрез с идеалом Организации Объединённых Наций, заключающимся во всеобщем мире". Согласно этой же резолюции и многим другим документам ООН, недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность или недостаточная подготовленность в области образования не должны использоваться в качестве предлога для отказа в предоставлении независимости.

В документах ООН выражено главное в нормативном содержании принципа самоопределения. Так, в Декларации о принципах международного права 1970 года подчёркивается: "Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определённого народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение".

Развязав 25 марта 1971 г. по сути дела колониальную, противоправную войну против населения восточной провинции, правящая милитаристская хунта не только попрала законное право восточно-бенгальской нации на самоопределение, но и грубо нарушила принципы и цели Устава ООН. Политика западно-пакистанских властей, пытавшихся массовым террором и насилием ликвидировать легальную политическую оппозицию, оказалась в противоречии с основными нормами и принципами современного международного права: принципом самоопределения народов, закреплённым в Уставе ООН, принципом уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, зафиксированным в Уставе ООН и во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., нормами, содержащимися в Конвенции 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него и др.

Народ Восточной Бенгалии, встав на путь вооружённой борьбы, не утратил права на международно-правовую защиту как мятежник, поскольку нации, являющиеся потенциальными субъектами международного права, становятся не «потенциальными», а «действительными» его субъектами с того момента, когда они начинают вести борьбу за своё освобождение.

Народ Восточной Бенгалии ясно выразил своё стремление к независимости, с которым должно было считаться центральное правительство, во время первых за всю историю Пакистана всеобщих выборов.

Заключение

Нации и народы, борющиеся за свою независимость, - категория субъектов международного права, обладающих некоторыми правами в области международных отношений, реализуемых по мере признания конкретного из таких субъектов какими-либо государствами, и при условии наличия у него территории, населения, государственности и способности нести международную ответственность в связи с правонарушениями, в которые он может вступать с другими субъектами международного права.

Крушение колониальной системы привело к возникновению новых независимых государств в результате самоопределения наций. Круг субъектов международного права непрерывно расширяется, и этот процесс ещё не завершён. В 1990 году государственной независимости добился народ Намибии на юге Африки, продолжается в разных формах процесс самоопределения палестинского народа.

В ходе рассмотрения первого вопроса данной курсовой работы, было установлено, что любой субъект международного права обладает: правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностью.

После изучения второго вопроса можно сделать вывод о том, что правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтверждает и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.

Выводом из третьего вопроса данной изучаемой темы является - право народов на самоопределение является одним из фундаментальных прав человека. Принцип равноправия и самоопределения народов следует рассматривать в контексте других основных принципов международного права, в первую очередь таких, как принцип территориальной целостности, принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип уважения прав человека, а также принцип демократии, который иногда рассматривается в качестве общего принципа права.

Особенностью современного международного права с точки зрения его субъектов является то, что участниками международно-правовых отношений и создания норм международного права признаются нации и народы, которые ведут борьбу за свою государственную независимость.

Борьба наций и народов за образование собственного независимого государства является законной в соответствии с международным правом и Уставом ООН. Это вытекает из права наций на самоопределение - одного из важнейших международно-правовых принципов.

Как и суверенные государства, нации, борющиеся за свою государственную независимость, обладают полной международной правосубъектностью. В ходе вооруженной национально-освободительной борьбы нации и народы, как и государства, пользуются защитой норм международного права, рассчитанных на случай войны (о режиме раненых, военнопленных и др.), хотя эти нормы нередко нарушаются. Во всех таких случаях речь идет, по существу, о рождающихся в ходе национально-освободительной борьбы новых независимых государствах, и потому они считаются полноправными субъектами международного права.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). - Справочная система гарант.

2. Конвенция "О защите прав человека и основных свобод (ETS N 5)" от 04 ноября 1950 года (ред. от 11.03.94). - Справочная система гарант.

3. Международный пакт "О гражданских и политических правах" от 16 декабря 1966 года. - Справочная система гарант.

4. Международный Пакт "Об экономических, социальных и культурных правах" от 16 декабря 1966 года. - Справочная система гарант.

5. Анцелевич Г.А., Высоцкий А.Ф. Современное международное публичное право. - М.: Международные отношения, 2003.

6. Анцелевич Г.А., Высоцкий А.Ф. Современное международное публичное право. - М.: Международные отношения, 2004.

7. Бирюков П.Н. Международное право. - М.: Юристъ, 1998

8. Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. Международное право. -- М.: «Юрлитинформ», 2002.

9. Иващенко Л.А. Основы международного права. - М.: Международные отношения, 2004.

10. Иващенко Л.А. Основы международного права. - М.: Международные отношения, 2005.

11. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. -- М.: Междунар. отношения, 2000

12. Лазарев М.И. Теоретические вопросы современного международного пра-ва. - М.: Юридическая литература, 2005.

13. Пиенкос Ж., Международное публичное право, 2004.

14. Кзаплински В., Выразумская А.. Международное публичное право. Варшава, 2004.

15. Дворкин Р. О правах всерьез. М., 2004. С. 51.

16. Международное право: Сборник лекций для вузов / под ред. Стрельцова Н.К. - М.: МГУПРАВ, 2003.

17. Раминский И.П. Нации и народы в международном праве. - М: Междуна-родные отношения, 2004.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие субъекта международного права. Центральное место государства в системе международного права. Международно-правовой аспект суверенитета. Доктринальные и нормативные подходы к решению проблемы признания международной правосубъектности индивида.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2015

    Соотношение международного и национального права. Украина как субъект современного международного права. Действие норм международного права в правовой системе Украины. Национальные и международно-правовые основы международной правосубъектности Украины.

    реферат , добавлен 08.04.2013

    Понятие международного публичного права и его субъекты. Общепризнанные принципы и нормы как основная часть международного права. Государственное принуждение в международном праве. Устав ООН как основной документ современного международного права.

    реферат , добавлен 29.12.2016

    Сущность субъективного состава международного права. Содержание международной правосубъектности. Международно-правовое признание как институт права, его значение для международных отношений. Содержание конститутивной и декларативной теории признания.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2009

    Понятие, сущность и основные особенности международного права, международное публичное и частное право, их соотношение. Источники, понятие, структура и реализация, субъекты и принципы, кодификация и прогрессивное развитие, отрасли международного права.

    лекция , добавлен 21.05.2010

    Понятие, предмет и основные функции международного права. Основные принципы современного международного права, его источники и субъекты. Международное сотрудничество государств в сфере прав человека. Ответственность государств в международном праве.

    контрольная работа , добавлен 20.08.2015

    Понятие и характерные черты государства в структуре международного права на современном этапе. Суверенитет как основание прав и обязанностей государства. Содержание общепризнанных прав и обязанностей государств как субъектов международного права.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2013

    Понятие, основные принципы и субъекты современного международного права. Коммуникации и суверенитет в системе международных отношений. Защита прав и свобод человека, сложившихся экосистем, культур и цивилизаций, обеспечение стабильного развития.

    реферат , добавлен 12.02.2015

    Понятие государствоподобных образований как особых политико-религиозных или политико-территориальных единиц, анализ их международно-правового статуса в качестве субъектов международного права. Признаки субъектов международного права, их классификация.

Нации и народы, борющиеся за свою независимость, также могут быть сторонами в международном договоре. Они заключают договоры с государствами чаще всего по вопросам образования самостоятельного независимого государства: о политической поддержке нации в ее борьбе за освобождение от колониальной зависимости, об экономической помощи, об урегулировании вопросов, связанных с предоставлением независимости Игнатенко Г.В. Международное право. - М. 2002 стр.268.

Широкий размах борьбы народов за свою независимость особенно после окончания второй мировой войны привел к образованию десятков новых независимых национальных государств - субъектов международного права. Однако еще в ходе сражения за свою государственную независимость борющиеся нации создают свои национальные политические органы, которые и воплощают их суверенную волю. В зависимости от характера борьбы (немирного или мирного) эти органы могут быть различными: фронт национального освобождения, освободительная армия, комитеты сопротивления, временное революционное правительство (в том числе и в эмиграции), политические партии, избранное населением территориальное законодательное собрание и т. д. Но во всяком случае нация как субъект международного права должна иметь свою национальную политическую организацию.

Договорная правоспособность борющихся за независимость наций составляет часть их международной правосубъектности. Каждая нация, являющаяся субъектом международного права, обладает правоспособностью заключать международные договоры. Договорная практика подтверждает это. Так, например, Женевские соглашения 1954 года о прекращении военных действий в Индокитае подписали наряду с представителями главнокомандующих вооруженными силами Французского Союза и Народной Армии Демократической Республики Вьетнам представители движений сопротивления Лаоса и Камбоджи. Широкие Договорные связи имела алжирская нация в период вооруженной борьбы за независимость, которая еще до образования Алжирской Республики имела не только свои вооруженные силы, : но и свое правительство. Примером международных договоров с участием наций могут быть Каирские соглашения о нормализации положения в Иордании от 27 сентября и 13 октября 1970 г. Первое было многосторонним и подписано председателем ЦК Организации освобождения Палестины и главами девяти арабских государств и правительств. Оно предусматривало прекращение конфликтующими сторонами всех военных операций, вывод иорданских войск из Аммана, а также отвод из иорданской столицы сил палестинского движения сопротивления. Второе соглашение было двусторонним и подписано королем Иордании и председателем ЦК Организации освобождения Палестины во исполнение упомянутого многостороннего соглашения. От имени арабского народа Палестины ООП было подписано много других международных договоров Талалаев А.Н. Право международных договоров: общие вопросы М. 2000 стр.87.

Следует подчеркнуть, что нация может вступать в договорные международные отношения независимо от той или иной формы колониального режима и от признания другим государством, в том числе метрополией. Договорная правоспособность нации возникает одновременно с ее международной правосубъектностью.



error: Контент защищен !!