Асуры — Энциклопедия буддизма. Кто такие асуры? Боевой бог асура вики

(к слову asu («жизненная сила») возводил этимологию М. Майрхофер ). В ведах (особенно «Ригведе») асурами называют многих богов - Индру , Савитара , Агни , Митру , Варуну , Сурью и других.

Часто это слово (асура или обладающий асурской силой) относится к Индре (1.174, 3.38, 4.16, 6.36, 10.54), Варуне и Митре (1.24, 2.27, 4.42, 5.85, 5.63, 8.25, 8.42). Асурой называют Агни (2.1, 3.3), Апам Напата (2.35), Марутов , Рудру и др. Встречается оно и по отношению к соперникам (1.108, 7.99). В гимне «Ко всем богам»(3.55) повторяется фраза «велико могущество (asuratvam) богов, единственно». В «Атхарваведе» слово «асура» несколько раз встречается в значении обладающий «силой и мудростью». (3.22, 4.15, 6.108). В других случаях асурами называют врагов (2.27, 4.19), или же просят защиты и от богов и от асуров (4.10). В «Самаведе» , Индру в одном месте называют асурой, в другом говорится о его победе над асурами.

В буддийской психологии состоянием сознания мира асур считается переживание ярости и силы, когда ищется причина или обоснование чтобы вступить в драку, рассерженность на всех, невозможность оставаться спокойным и решить проблемы мирным путём.

С точки зрения силы, асур помещают рангом выше людей, но ниже богов. Они живут у подножья горы Сумеру или в море вокруг неё. По другим классификациям асур помещают ниже людей как более несчастных и лишённых разума существ.

Предводителя асур именуют Асурендра (Pāli: Asurinda). Таких имеется несколько, так как асуры разделены на много группировок. Существуют, например, асуры Данавегхасы и страшные Калананьджаки. Главные лидеры асур - Вемачитрин, Раху, Пахарада.

Мифы об асурах

В «Агни-пуране » приводится легенда о происхождении слова «асуры». Во время пахтанья Молочного океана из него появилась богиня вина (хмельного напитка сура) Варуни . Боги (дэвы) приняли её и стали называться сурами, а дайтьи отвергли и соответственно стали называться асурами («неупотребляющими суру»).

По буддийской легенде раньше асуры жили там, где теперь находятся тридцать три бога в мире Трайястримша на вершине горы Сумеру вместе с другими богами. Когда Шакра стал правителем богов, асуры на празднике выпили много вина Гандапана, такого крепкого, что Шакра запрещал его пить другим богам. Будучи ослабленными от опьянения, они не смогли сопротивляться Шакре, который сбросил их вниз с горы из сферы Трайястримша вниз, туда, где теперь мир асуров. Они увидели дерево Читтапатали, листва которого отличалась от дерева Паричхаттара, и узнали, что их выбросили из мира богов.

После этого асуры заняты войной, вооружённые, они стали лезть на гору как муравьи, Шакра пытался с ними справиться, но их было очень много и он вынужден был отступить. Увидев, что повреждено гнездо Гаруды , он развернулся и направил свою колесницу против асуров. Асуры поняли, что он вернётся назад с большой армией, и бежали.

Несмотря на войны, были также и контакты между богами и асурами. Шакра полюбил Суджу, дочь вождя асуров Вемачитрина. Вемачитрин попросил дочь выбрать мужа среди асуров, но она выбрала Шакру, и он стал таким образом его зятем.

Связь с авестийской религией

Разделение божеств на два соперничающих лагеря характерно также для авестийской религии, где имеет место инверсия по отношению к индуизму, и «ахура» в имени верховного божества Ахура-Мазда , по-видимому, является вариантом слова «асура».

Современные интерпретации

Мастер тибетского буддизма, популярный в Великобритании и США, Чогьям Трунгпа , в годы холодной войны аллегорически использовал противопоставление богов и асуров, указывая, что подобно богам в буддизме, американцы погрязли в развлечениях и это мешает их духовному развитию, тогда как, подобно асурам, советские люди погрязли в зависти к американской жизни и бряцают оружием.

Асуры в литературе

  • В цикле «Тайный Город » Вадим Панов пишет о самой первой расе, Великом Доме Асур, полностью истреблённым во время Первой Войны Тёмным Двором, Великим Домом Навь.
  • В книге «Посмотри в глаза чудовищ» авторов Андрея Лазарчука и Михаила Успенского также упоминаются в контексте первой расы, однако являются драконами.
  • В аниме и манге Большой куш (One Piece) мечник Ророноа Зоро владеет техникой Асура, при применении которой создаётся иллюзия, что у него шесть рук и три лица, при этом он сражается, как если бы у него действительно было шесть рук и три лица.
  • В книгах Светланы Ждановой «Поймать тень» и «Крылья феникса», асуры - демоны, а также лучшие друзья главной героини.
  • В манге Наруто Асура - младший сын Хагоромо Ооцуцуки (также известного, как Рикудо Сэннин) и предок клана Сэндзю.
  • В манге и аниме Soul Eater (Пожиратель душ) Кишин Асура - главный демон-антагонист, бывший ученик Синигами-сама, сошедший с ума из-за постоянного страха перед всем миром.
  • Полубог Асура - главный герой игры Asura’s Wrath.

См. также

Напишите отзыв о статье "Асуры"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Асуры

– Пьер, подойдите сюда, мой друг. Я думаю, что он не лишний в родственном совете: не правда ли, князь?
– Что же вы молчите, mon cousin? – вдруг вскрикнула княжна так громко, что в гостиной услыхали и испугались ее голоса. – Что вы молчите, когда здесь Бог знает кто позволяет себе вмешиваться и делать сцены на пороге комнаты умирающего. Интриганка! – прошептала она злобно и дернула портфель изо всей силы.
Но Анна Михайловна сделала несколько шагов, чтобы не отстать от портфеля, и перехватила руку.
– Oh! – сказал князь Василий укоризненно и удивленно. Он встал. – C"est ridicule. Voyons, [Это смешно. Ну, же,] пустите. Я вам говорю.
Княжна пустила.
– И вы!
Анна Михайловна не послушалась его.
– Пустите, я вам говорю. Я беру всё на себя. Я пойду и спрошу его. Я… довольно вам этого.
– Mais, mon prince, [Но, князь,] – говорила Анна Михайловна, – после такого великого таинства дайте ему минуту покоя. Вот, Пьер, скажите ваше мнение, – обратилась она к молодому человеку, который, вплоть подойдя к ним, удивленно смотрел на озлобленное, потерявшее всё приличие лицо княжны и на перепрыгивающие щеки князя Василья.
– Помните, что вы будете отвечать за все последствия, – строго сказал князь Василий, – вы не знаете, что вы делаете.
– Мерзкая женщина! – вскрикнула княжна, неожиданно бросаясь на Анну Михайловну и вырывая портфель.
Князь Василий опустил голову и развел руками.
В эту минуту дверь, та страшная дверь, на которую так долго смотрел Пьер и которая так тихо отворялась, быстро, с шумом откинулась, стукнув об стену, и средняя княжна выбежала оттуда и всплеснула руками.
– Что вы делаете! – отчаянно проговорила она. – II s"en va et vous me laissez seule. [Он умирает, а вы меня оставляете одну.]
Старшая княжна выронила портфель. Анна Михайловна быстро нагнулась и, подхватив спорную вещь, побежала в спальню. Старшая княжна и князь Василий, опомнившись, пошли за ней. Через несколько минут первая вышла оттуда старшая княжна с бледным и сухим лицом и прикушенною нижнею губой. При виде Пьера лицо ее выразило неудержимую злобу.
– Да, радуйтесь теперь, – сказала она, – вы этого ждали.
И, зарыдав, она закрыла лицо платком и выбежала из комнаты.
За княжной вышел князь Василий. Он, шатаясь, дошел до дивана, на котором сидел Пьер, и упал на него, закрыв глаза рукой. Пьер заметил, что он был бледен и что нижняя челюсть его прыгала и тряслась, как в лихорадочной дрожи.
– Ах, мой друг! – сказал он, взяв Пьера за локоть; и в голосе его была искренность и слабость, которых Пьер никогда прежде не замечал в нем. – Сколько мы грешим, сколько мы обманываем, и всё для чего? Мне шестой десяток, мой друг… Ведь мне… Всё кончится смертью, всё. Смерть ужасна. – Он заплакал.
Анна Михайловна вышла последняя. Она подошла к Пьеру тихими, медленными шагами.
– Пьер!… – сказала она.
Пьер вопросительно смотрел на нее. Она поцеловала в лоб молодого человека, увлажая его слезами. Она помолчала.
– II n"est plus… [Его не стало…]
Пьер смотрел на нее через очки.
– Allons, je vous reconduirai. Tachez de pleurer. Rien ne soulage, comme les larmes. [Пойдемте, я вас провожу. Старайтесь плакать: ничто так не облегчает, как слезы.]
Она провела его в темную гостиную и Пьер рад был, что никто там не видел его лица. Анна Михайловна ушла от него, и когда она вернулась, он, подложив под голову руку, спал крепким сном.
На другое утро Анна Михайловна говорила Пьеру:
– Oui, mon cher, c"est une grande perte pour nous tous. Je ne parle pas de vous. Mais Dieu vous soutndra, vous etes jeune et vous voila a la tete d"une immense fortune, je l"espere. Le testament n"a pas ete encore ouvert. Je vous connais assez pour savoir que cela ne vous tourienera pas la tete, mais cela vous impose des devoirs, et il faut etre homme. [Да, мой друг, это великая потеря для всех нас, не говоря о вас. Но Бог вас поддержит, вы молоды, и вот вы теперь, надеюсь, обладатель огромного богатства. Завещание еще не вскрыто. Я довольно вас знаю и уверена, что это не вскружит вам голову; но это налагает на вас обязанности; и надо быть мужчиной.]
Пьер молчал.
– Peut etre plus tard je vous dirai, mon cher, que si je n"avais pas ete la, Dieu sait ce qui serait arrive. Vous savez, mon oncle avant hier encore me promettait de ne pas oublier Boris. Mais il n"a pas eu le temps. J"espere, mon cher ami, que vous remplirez le desir de votre pere. [После я, может быть, расскажу вам, что если б я не была там, то Бог знает, что бы случилось. Вы знаете, что дядюшка третьего дня обещал мне не забыть Бориса, но не успел. Надеюсь, мой друг, вы исполните желание отца.]
Пьер, ничего не понимая и молча, застенчиво краснея, смотрел на княгиню Анну Михайловну. Переговорив с Пьером, Анна Михайловна уехала к Ростовым и легла спать. Проснувшись утром, она рассказывала Ростовым и всем знакомым подробности смерти графа Безухого. Она говорила, что граф умер так, как и она желала бы умереть, что конец его был не только трогателен, но и назидателен; последнее же свидание отца с сыном было до того трогательно, что она не могла вспомнить его без слез, и что она не знает, – кто лучше вел себя в эти страшные минуты: отец ли, который так всё и всех вспомнил в последние минуты и такие трогательные слова сказал сыну, или Пьер, на которого жалко было смотреть, как он был убит и как, несмотря на это, старался скрыть свою печаль, чтобы не огорчить умирающего отца. «C"est penible, mais cela fait du bien; ca eleve l"ame de voir des hommes, comme le vieux comte et son digne fils», [Это тяжело, но это спасительно; душа возвышается, когда видишь таких людей, как старый граф и его достойный сын,] говорила она. О поступках княжны и князя Василья она, не одобряя их, тоже рассказывала, но под большим секретом и шопотом.

В Лысых Горах, имении князя Николая Андреевича Болконского, ожидали с каждым днем приезда молодого князя Андрея с княгиней; но ожидание не нарушало стройного порядка, по которому шла жизнь в доме старого князя. Генерал аншеф князь Николай Андреевич, по прозванию в обществе le roi de Prusse, [король прусский,] с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, m lle Bourienne. [мадмуазель Бурьен.] И в новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что ежели кому его нужно, то тот и от Москвы полтораста верст доедет до Лысых Гор, а что ему никого и ничего не нужно. Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развивать в ней обе главные добродетели, до двадцати лет давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении. Так как главное условие для деятельности есть порядок, то и порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту. С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек. Несмотря на то, что он был в отставке и не имел теперь никакого значения в государственных делах, каждый начальник той губернии, где было имение князя, считал своим долгом являться к нему и точно так же, как архитектор, садовник или княжна Марья, дожидался назначенного часа выхода князя в высокой официантской. И каждый в этой официантской испытывал то же чувство почтительности и даже страха, в то время как отворялась громадно высокая дверь кабинета и показывалась в напудренном парике невысокая фигурка старика, с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз.

В ведических текстах их называют Асуры. Асуры в космическом плане — это антагонисты Сур – солнечных богов, от слова Сурья — Солнце, Асуры это адепты Тьмы, Хаоса и Разрушения, второе значение- это демоны, Деструкторы, Палачи в человеческом облике. Асуры могут иметь хорошее образование и даже хорошие манеры, носить галстуки, и даже не знать, что они Асуры, но это Нелюди.»

— (мой ответ)—У меня первый вопрос — зачем ты тогда себя АЗом кличешь?

Вот Ас — легко обьясню. Ибо Асы (Азы) — они же Асуры — Асы светлые (ур- свет) — мои предки. И ариев и славян вообще. Иначе славяне не говорили бы издревле местоимение от первого лица Азъ, Ас, а у германцев не было б саги об Асах — богах-предках на Земле.

Мы (Ас, к примеру) живём в Азии, стране Асов. Любимая богиня славян — Лада — она же Азовушка, Царевна-Лебедь имеющая братьев-БогаТырей, титанов….да, Азия отступает на Восток. Когда-то она была как минимум на всей территории материка. ДО того, как Зевс-Яхве похитил Европу….и оттуда, с запада и начали давать на нас крестоносцы, чернецы, завоеватели — и прочая богорабская мразь.

В славянской мифологии Асы это – Солнечная династия Ясуней – светлых, небесных богов — и противостоящая им Лунная династия, Дасуни – темные, подземные, ночные боги.

Знания Ясуней называлось Ясна. Отсюда и выражение «внести ЯСНОСТЬ». Ясна — писание Асов, позже переименованное в ВЕДЫ (то, что ведёт, руководство) для тех, кто не обладает ЯСНЫМ СОЗНАНИЕМ, кто не видит.

В мифологии славян, германцев, иранцев Асы, Асуры — светлые боги, герои, цивилизаторы, учителя.

Это у дасью, у индусов они — враги. Ведь ими сегодня заправляют Дасуни, лунные боги, требующие дасьи — служения, рабства. Кришна, к примеру, прямо назван богом лунной династии.

А вот Рама (Велес) — солнечной.

И Асуры даже в индуизме — не были людоедами, ими были ракшасы. Может ты и силён в египтологии, но видимо не настолько в ведизме, в часности индийском.

Конечно индуизм сделал асуров — плохими, ибо суры — стремящиеся к свету, потребители света, пожиратели энергии — а вовсе не «солнечные», иначе куда ты денешь лунных богов: Чандру, Индру (Зевс-Перун-Юпитер-Яхве), Кришну и пр.? Солнечные, светлые боги — как раз асуры. А им противостоят хитрые и вороватые суры, лунная династия богов. Суры потому и стали «хорошими» БОГАМИ индуизма, что в исторической науке добро — всегда побеждает зло. Кто победил — тот и добро. Ибо историю, а точнее Пропаганду пишут победители….

Ты же САМ, вроде — не любишь богов-господ….?

Тем более если брать АВесту (изначальную весть) иранцев — то у них как раз Асуры — за людей, а боги-суры — враги человечества и тираны.

Главный из первых Ахур Мазда (Асур Премудрый) — светлый герой.

В первоисточниках как раз Асы, Асуры — названы первыми, изначальными. Что, кстати и означает само слово Аз, Ас (изначальный, хозяин, мастер, лучший) — не даром это ПЕРВАЯ буква русской АзБуки. Заметьте, что Буки (боги) — следуют во след Азам. Учите АЗЫ, дорогие мои…

Смотрим даже санскритско-русский словарь:

асура — 1) живой, божественный, дух, божество. 2) враги богов

асурья — духовный, божественный, демонический, божественность, духовный мир.

заметно, что даже в прожжённой богами Индии — асуры не так однозначно негативны. Хотя им и отводится роль демонов в парадигме богопослушного индуизма….

Хотя если проследить этимологию самого термина Демон, Даймон — то это гений, тот, кто превзошёл грубый ум. Именно такими и были титаны-асуры-демоны.

И всю цивилизацию Индии — построили как раз они — асуры. К примеру лучшие дворцы в эпоху Магабараты строил асура Майя — он и построил дворец чудес для Пандавов в Индрапрастхе.

А когда пришёл Господь Кришна и подстроил битву на Курукшетре — то эта цивилизация рухнула. Ибо держалась на асурах-брахманах (повелителях брахмы), на царях и вождях таких как Дрона, Бишма, Карна и пр. А Кришна даже не стесняется, в открытую глаголет: «Я создал эту войну, чтобы уничтожить всех асуров, ибо они не поклоняются мне!»….и согласно индийской же мифологии Кали-юга начинается как раз со времени окончания битвы на Курукшетре, которую замутил Кришна — основатель первой откровенно богорабской религии.

Так кто такой Бог Кришна и кто такие асуры — ему не желавшие кланятся?….

Или те6е милее полудурки-кришнаиты с их бабской, отупляюще-зомбирующей религией, тоже клянущие асуров?

Где теперь та, Великая Индия? Где кришнаитские летающие виманы и вайтмары? (они говорят что они — наследники ведической культуры. На самом деле фанатичные рабы Того, кто эту культуру как раз уничтожил). Где технологии создания чистого железа (про несколькотысячелетний столб из чистого железа не ржавеющий слышал?), где повелители брахмы, где взлёт мысли, технологий и искусств? А это всё — в далёком, ДОкришнаитском прошом Индии, которая оставшись без великих мужей-асуров — кем только не была насилуема, и греками, и арабами, и турками, и европейцами….

И уж конечно Асуры — не лЮди (лежащие под Юдой, рабы Господа Бога). Просто потому, что они ЧелоВеки (цельные и вечные).

Да, они не сопливо-сентиментальны как люди, и где-то могут показаться даже жестокими на рабско-деградировавший взгляд людины.

Но это естественно — стал бы ты слюняво целоваться и любить с вонючего бомжа, к примеру?

А ведь сегодняшние людишки — поголовно смерды, вонючие, глупые, тупые рабы системы и богов — вечно живущие между плёткой и пряником от хозяина….

неужели ты — такой энциклопедист, а до простого факта инверсии ценностей и героев-злодеев в нынешней богорабской цивилизации — не догадался?….

Ещё цитата из его книги:

«»В одном древнем ведическом тексте так и написано, что в век Кали богами у людей будут Асуры.» (с)

— (ответ) Можно ссылочку на текст?

Ибо по моим наблюдениям — как раз наоборот. В Кали-Югу боги — это те, кто победил асуров (титанов, асов). К примеру тот же Кришна, который прямо говорит, что пришёл на Землю, чтобы уничтожить асуров. И тут же даёт собственную идеологию: «поклоняйся мне, думай обо мне непрестанно, служи мне, возноси мне молитвы» и пр.

Кришна бог последние тысячелетия? Несомненно — на целом субконтиненте…

Или Яхве-Саваоф-Аллах — разве он Асур? Наоборот страна Асуров Асирия (рай асов), Вавилон, Арьян (Иран) и её воины-скифы — для него (Яхве) и для его народа многовековые враги….

Но где сейчас цивилизация ассирийцев, где великая Арьянам-ваэджа?…

А вот цивилизация евреев под водительством бога Яхве — подмяла под себя почти весь мир….

Или у нас последние тысячелетия была не Кали-Юга, а наоборот — золотой век?

Золотой век, кстати, по-иному зовётся Крита-юга — эпоха Творения, Созидания. И созидают в ней — асуры, титаны, маги. Отсюда и устойчивое выражение «титанический труд»…

Даже в начале Кали-юги асуры ещё продолжают изобретать и строить. Как тот самый асур Майя, инженер чудесного дворца в Индрапрастхе и строитель летающих кораблей, виман. Привести цитаты из Магабараты и Рамаяны?

А вот как говорится от асах в германских сагах:

«А светлые асы — бродячей ордой,

Искавшею также на Западе места»

Светлый Ас — АсУра…

В «Вишну-пуране» говорится, что Асуры нынешней Манвантары появились прежде Дэвов.

Мало того, изначально даже ведийские боги зовутся асурами:

«Мы смягчаем твой гнев, о Варуна,

Поклонениями, жертвами, возлияниями.

О власть имеющий Асура-провидец,

О царь, сними с нас содеянные грехи!» (с) РигВеда (Изречённое Веданье).

(цитата из другой книги об асурах и дэвах)

«Поздние индийские мифы сделали Асуров во всех случаях олицетворением зла, подобием богословских демонов. Однако это позднее упрощение (на самом деле намеренное искажение), которое вступает в противоречие с ранними текстами Вед, где высшие и почитаемые боги названы Асурами. В греческой традиции произошло такое же искажение, в результате которого Титаны, в том числе Владыка-Уран и Спаситель-Прометей, в силу одной лишь принадлежности к титанам оказались среди негативных персонажей, среди носителей зла.

Война между Пандавами и Кауравами, описанная в «Махабхарате», исторически была уже во времена нашей восходящей дуги. Это была война между преимущественно Дэвами (ядро Пятой, нынешней, Коренной Расы) и преимущественно Асурами (потомками Четвёртой Коренной Расы, потомками атлантов). При этом в стане Кауравов оказались и положительные Асуры – задержавшиеся в развитии атланты, и «демоны». Положительные Асуры были против войны с Пандавами, но были приведены на поле боя их царём и предводителем и в силу законов воинской чести не имели права отказаться. Во все времена солдаты должны были исполнять воинский долг. «Махабхарата» с теплотой описывает простодушных прямолинейных Асу-ров, и некоторые комментаторы, увидев в этих героях родственные души, предположили, что «Махабхарата» изначально выражала интересы Кауравов (шиваитов), но впоследствии была переиначена вишнуитами. Конечно, это не так, хотя бы в силу ритмики и образности текста, имеющих очевидные признаки автора-Дэва. Эти Асуры по описанию действительно были положительными людьми. Когда Арджуна на поле боя увидел их как своих противников, которых ему надлежало сразить, он опустил лук, потому что многих из них любил и почитал как своих наставников.» (с)

http://www.vav.ru/book.php?idbook=4&idpart=8&idchapter=46&idsub=

Тем более по самому тексту Магабараты Пандавы раз за разом убивали героев-асуров — обманом и хитростью не достойных кодекса чести кшатрия.

Так были убиты Бишма, Дрона, Карна, Дурьёдхан и прочие….

Так кто такие были эти дэвы-Пандавы, обманом и подлостью добившиеся победы? Хорошие герои?

Да они даже насладиться своим царством не могли — их совесть замучила и они пошли в ритуальное паломничество смерти (в горы, замерзнуть и умереть от истощения).

Зато пару асуров, ЧелоВеков, воевавших против Пандавов и Кришны — живы до сих пор (Ас встречал о них свидетельства современников): Крипаачарья, и Ашваттхама. Они даже упоминаются в ведах как чарандживы — вечноживые….

Да. Есть разница меж Асами, Ясными, Асурами, Азами, титанами — и Дасунями, Сурами, богами-рабовладельцами.

Ас обьяснил, а уж выбирать на кого равняться — дело каждого…

(Виктор Попазогло)

Асур ы (от санскр. и пали «असुर», тиб. lha.ma.yin, кит. 阿修罗) — божества низкого ранга, демоны. Асуры противополжны Сурам - богоориентированным личностям.

Из книги Агхора. Кундалини. Роберт Свобода

Как каждое время года имеет собственные черты, так отличаются и юги. Даже типы существ, которые преобладают во вселенной, различаются в разные юги. Во время Сатья-юги дэвы (дословно, «сияющие») имеют шанс показать свою игру. Дэвов (суров) большинство людей называют богами. Это высшие эфирные существа, которые любят выручать людей, если их просят о помощи надлежащим образом. В их природе преобладает Саттва, поэтому это очень благожелательные существа. Но это не есть Саттва в чистом виде, поскольку мы обнаруживаем, что они, так или иначе, попадают в затруднительные ситуации. Кроме этого, они самодовольны. Как только они достигнут чего-то, они пытаются держаться за это и не хотят развиваться дальше. Самодовольство и удовлетворённость характерны для Тамаса. Из-за этих качеств их всегда завоёвывают асуры .

«Асуры («антисуры») - это тоже высокоразвитые духовные существа, но они завистливы и эгоистичны. Это порождения Тамаса, они вечно замышляют войны против дэвов, оспаривая их владычество над вселенной. Но они также обладают некоторой Саттвой, иначе им бы не пришло в голову предаваться аскезе. Им доступен аскетизм такого уровня, о котором дэвы могут лишь мечтать. К сожалению, когда в результате этой аскезы они обретают Шакти, они всегда ею злоупотребляют. Например, они научились контролировать умы других существ. Если бы они использовали это могущество в благих целях, они принесли бы огромную пользу вселенной. Но их сил хватает лишь на то, чтобы вводить в заблуждение.

«Есть существенная разница между саттвичным и тамастичным интеллектом, между интеллектом дэвов и асуров. Саттвичный человек, содержащий домашнее животное, смотрит на него как на чудо природы, наблюдает и восхищается им. Асур, обладающий тамастичным интеллектом, видит такое чудо и хочет его сломать, убить и съесть. Обычный американец смотрит на корову и думает: «Филейная говядина!» Однако обычный индиец посмотрит на корову и на то, как она кормит своих телят и вылизывает их, и подумает: «Мать!» Асуры не знают, как использовать любовь такого рода. Они не дураки, они - мошенники. Что делать с мошенником? Скажи мне. Дурака можно простить, а мошенника? Лучше оставить его в покое, и пусть делает что хочет. Зачем его беспокоить? «

«Правильно ли сказать, что сура означает «су» (хороший) + «ра» (биджа-мантра Элемента Огня), т. е. что у дэвов «хороший огонь», тогда каку асуров, антисуров, - «плохой»?»

«Это именно то, о чём я только что говорил. У дэвов саттвичный интеллект, их бхута-агни силён, и они не так привязаны к физическому существованию, как асуры, у которых силён джатхара-агни и чьи мозги наполнены Тамасом. Асуры направляют большую часть своей энергии в свои тела, но не в сознание».

«Есть люди, которые поклоняются асурам, но в конце концов они обычно сожалеют об этом».

«Разве вселенная не может обойтись без них и оставить лишь богов-альтруистов?»

«Невозможно иметь одно без другого. Если бы существовали одни дэвы, во вселенной наступил бы застой, и ничего бы не менялось, поскольку дэвы верят в статус-кво и изменяются лишь тогда, когда их к этому побуждают асуры. Асуры верят в изменения, они всегда пытаются попробовать что-то новое, тогда как боги неизменно пребывают в привычных местах. Но если бы существовали одни асуры, они бы, побуждаемые своим эгоизмом, вмиг разрушили бы вселенную. Природа создала две эти группы с тем, чтобы они уравновешивали друг друга. И это естественно: если бы не было зла, откуда взялось бы добро?

«Асуры получают возможность продемонстрировать свою игру в Кали-юге. Сатья-юга длится миллионы лет, а Кали-юга всего несколько сотен тысяч. Сатья-юга - это неспешное, почти статичное размышление, которому почти не мешают асуры. Поэтому, если ты хочешь постичь Бога во времена Сатья-юги, ты должен предаваться аскезе по крайней мере в течение десяти тысяч лет. Кали-юга, с другой стороны, сопровождается нарастанием асурической силы: быстрое изменение, с которым трудно совладать. Как ты видишь, основное различие между дэвами и асурами заключается в том, что дэвы обладают более пробужденным и пытливым интеллектом. Асура, как правило, делает как раз то, что ему делать не следует, и ошибок своих не понимает. Асуры подобны детям: они могут быть как очень добрыми, так и очень жестокими.

«Асуры могут достигать великих вещей, но они совершают и великие ошибки, и доверять им не следует. Следуя своим собственным путём, они могут стать замечательными сиддхами и даже - натхами и муни (бессмертные существа более высокого порядка), но никогда - риши».

«А почему нет?» Я начинал вникать в эту иерархию эфирных существ.

«Риши отвечают за вселенную. Если бы асур смог стать риши, весь мир погиб бы в одно мгновение. Асур никогда не сможет изменить свою природу настолько, чтобы стать дэвом, даже если ему удастся слиться с Высочайшим. К счастью для всех нас, не все асуры совершенны в садхане. Большинство из них весьма и весьма глупы. В течение некоторого времени они будут усердно следовать правилам и ограничениям садханы, а потом внезапно наплюют на всё - будут есть мясо, заниматься сексом и всем чем угодно. Это объясняется тем, что им не присуще ощущение чистоты.

«Это великое благословение - быть гуру в кругу асуров или быть их царём, потому что ты получаешь возможность превратить их в истинных знатоков Реальности! К несчастью, они склонны легко возвращаться к своим старым привычкам, поскольку присущую им природу нельзя изменить, и даже гуру вскоре утомляются от них. Я называю большинство американцев и многих индийцев асурами. Даже если они желают садханы, их трудности заключаются в том, чтобы последовательно ей следовать, поскольку им трудно совладать с основными правилами дисциплины. И я тоже от них устал».

Он замолк на некоторое время, а мне вспомнилась история из Брихадараньяка упанишады. Люди, боги и асуры пришли к своему отцу Праджапати и обратились к нему: «Пожалуйста, наставь нас». Праджапати сказал богам «Да» и спросил: «Вы поняли?» Полагая, что он имел в виду слово дама, которое означает «ограничение», они сказали: «Да, мы поняли. Ты велишь нам контролировать себя». Праджапати сказал им: «Вижу, что вы поняли», поскольку дэвы действительно неуправляемы. Затем Праджапати сказал людям «Да», что они поняли как дана, «давать», поскольку люди действительно жадны. И асурам он тоже сказал «Да», что они истолковали как дайя, «иметь сострадание», поскольку асуры действительно жестоки. Эта история оканчивается моралью, что человеку следует познать все три «Да», поскольку неуправляемость, скупость и жестокость в той или иной степени присутствуют в каждом из нас.

И индуизме божества низкого ранга, иногда называются демонами , титанами , полубогами, антибогами, гигантами. Это связано с тем, что асуры находятся в бинарной оппозиции к сурам , богам индуизма, аналогично оппозиции «боги-титаны» или «боги-гиганты» в древнегреческой мифологии.

В буддизме асуры употребляются в контексте, отличном от индуистского, и по-другому интерпретируются.

Асуры в буддизме

В то время как боги сферы чувственного связаны с желаниями и переживаниями, асуры, завидуя богам, проявляют гнев, гордость, воинственность и хвастовство, их интересует власть и самовоздвижение.

В буддийских сочинениях сначала рассматривали чаще пять миров , чем шесть , а асуров помещали в мир богов .

В буддийской психологии состоянием сознания мира асуров считается переживание ярости и силы, когда ищется причина или обоснование чтобы вступить в драку, рассерженность на всех, невозможность оставаться спокойным и решить проблемы мирным путём.

С точки зрения силы, асуров помещают рангом выше людей, но ниже богов. Они живут у подножья горы Сумеру или в море вокруг неё. По другим классификациям асуров помещают ниже людей как более несчастных и лишённых разума существ.

Предводителя асуров именуют Асурендра (Pāli: Asurinda). Таких имеется несколько, так как асуры разделены на много группировок. Существуют, например, асуры Данавегхасы и страшные Калананьджаки. Главные лидеры асуров - Вемачитрин, Раху, Пахарада.

Мифы об асурах

Раньше асуры жили там, где теперь находятся тридцать три бога в мире Трайястримша на вершине горы Сумеру вместе с другими богами. Когда Шакра стал правителем богов, асуры на празднике выпили много вина Гандапана, такого крепкого, что Шакра запрещал его пить другим богам. Будучи ослабленными от опьянения, они не смогли сопротивляться Шакре, который сбросил их вниз с горы из сферы Трайястримша вниз, туда, где теперь мир асуров. Они увидели дерево Читтапатали, листва которого отличалась от дерева Паричхаттара, и узнали что их выбросили из мира богов.

После этого асуры заняты войной, вооружённые, они стали лезть на гору как муравьи, Шакра пытался с ними справиться, но их было очень много и он вынужден был отступить. Увидев, что повреждено гнездо Гаруды , он развернулся и направил свою колесницу против асуров. Асуры поняли, что он вернётся назад с большой армией, и бежали.

Несмотря на войны, были также и контакты между богами и асурами. Шакра полюбил Суджу, дочь вождя асуров Вемачитрина. Вемачитрин попросил дочь выбрать мужа среди асуров, но она выбрала Шакру, и он стал таким образом его зятем.

Связь с авестийской религией

Разделение божеств на два соперничающих лагеря характерно также для авестийской религии, где имеет место инверсия по отношению к индуизму, и «ахура» в имени верховного божества Ахура-Мазда , по-видимому, является вариантом слова «асура».

Современные интерпретации

Мастер тибетского буддизма, популярный в Великобритании и США, Чогьям Трунгпа , в годы холодной войны аллегорически использовал противопоставление богов и асуров, указывая, что подобно богам в буддизме, американцы погрязли в развлечениях и это мешает их духовному развитию, тогда как, подобно асурам, советские люди погрязли в зависти к американской жизни и бряцают оружием.

Асуры в литературе

В цикле «Тайный Город » Вадим Панов пишет о самой первой расе, Великом Доме Асур, полностью истреблённым во время Первой Войны Тёмным Двором, Великим Домом Навь.

См. также

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Airbus A330
  • Механические приложения криволинейных интегралов

Смотреть что такое "Асуры" в других словарях:

    АСУРЫ - (др. инд. Asura, букв. «обладающий жизненной силой»), в ведийской и индуистской мифологии: 1) класс небесных персонажей, обладающий колдовской силой майя. В «Ригведе» А. могут быть и боги [адитьи (прежде всего Варуна и Митра), Агни, Индра и др.] … Энциклопедия мифологии

    АСУРЫ - (самоназвание асура, асур) народность общей численностью 5 тыс. чел., проживающий на территории Индии. Язык асури. Религиозная принадлежность верующих: традиционные верования … Современная энциклопедия

    АСУРЫ - в индуистской мифологии могучие соперники и враги богов, низвергнутые с неба и превратившиеся в демонов … Большой Энциклопедический словарь

    асуры - асуры, асур, ед. ч. асура, ы, муж. (мифол.) … Русский орфографический словарь

    Асуры - (самоназвание асура, асур) народность общей численностью 5 тыс. чел., проживающий на территории Индии. Язык асури. Религиозная принадлежность верующих: традиционные верования. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Асуры Религиозные термины

    асуры - в индуистской мифологии могучие соперники и враги богов, низвергнутые с неба и превратившиеся в демонов. * * * АСУРЫ АСУРЫ, в индуистской мифологии могучие соперники и враги богов, низвергнутые с неба и превратившиеся в демонов … Энциклопедический словарь

    АСУРЫ - (Санскр.) Экзотерически элементалы и злые боги считаются вредоносными; демоны и не боги. Но эзотерически противоположное. Ибо в самых древних частях Риг Веды, этот термин употреблен относительно Высшего Духа, следовательно, Асуры духовны и… … Теософский словарь

    асуры - (санскр., пали) персонажи инд. мифологии, вначале обитавшие на небесах и равные богам, а потом из за постоянных конфликтов с богами низвергнутые на более низкие уровни Вселенной, за что и получили свое название «а сура» означает «не боги». В… … Буддизм

    Асуры - 1. В вед. и индуист. миф. класс небесных персонажей, обладающий колдовской силой майя. В «Ригведе» А. могут быть и боги (адитьи прежде всего Варуна и Митра, Агни, Индра и др.), и (редко) небесные демоны противники богов. Но уже в… … Древний мир. Энциклопедический словарь

И злые боги - считаются вредоносными; демоны и не боги. Но эзотерически - противоположное. Ибо в самых древних частях "Риг Веды", этот термин употреблен относительно Высшего Духа, следовательно, Асуры духовны и божественны. Лишь в последней книге "Риг Веды", в ее позднейшей части, и в "Атхарва Веде" и "Брахманах" этот эпитет, данный Агни , величайшему ведийскому Божеству, Индре и Варуне , начал означать противоположное богам. Асу означает дыхание, и своим дыханием Праджапати (Брама) создает Асуров. Когда ритуализм и догма завладели лучшей частью религии Мудрости, первая буква а была принята как отрицательная приставка, и окончательное значение этого термина стало "не бог", и лишь Сура - божество. Но в Ведах Суры всегда связывались с Сурьей, Солнцем, и считались низшими божествами, дэвами.

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

Да, помимо тех Существ, которые, подобно Якша , Гандхарва , Киннара и др., будучи рассматриваемы, как индивидуальности , обитают Астральный План , существуют настоящие Дэвы , именно к этим категориям принадлежат Адитья , Вайраджа , Кумары , Асуры и все те высокие небесные Существа, кого Оккультное Учение называет Манасвин , Мудрейшими, первейшими среди всех, и кто всех людей сделали бы самосознательными духовно разумными Существами, которыми они и станут, если бы они не были «прокляты» и осуждены к падению в зарождение и быть рожденными, как смертные за их пренебрежение к долгу.

Сура, завоевавшие свою умственную независимость, сражаются с Сурами, лишенными этого и которые потому представлены, как проводящие свои жизни в исполнении бесполезных обрядов и поклонений, основанных на слепой вере – намек, который ныне обходится молчанием ортодоксальными браминами – и, благодаря этому, первые становятся А-Сурами. Первые и Разумом-рожденные Сыны Божества отказываются создавать потомство и за то прокляты Брамой и осуждены родиться людьми . Они низвергаются на Землю , которая позднее превращается по теологической догме в Адские Области.

Имя «Асуры» вначале давалось браминами без разбора тем, кто противились их ритуалам и жертвоприношениям, как это делал великий Асура, названный Асурендра. Вероятно, к этим векам следует отнести представление о Демоне, как о противнике и враге.

Эзотерически Асуры, превращенные в последствие в злых Духов и низших Богов, вечно находящихся в состоянии войны с Великими Божествами – есть Боги Тайной Мудрости. В древнейших частях Риг-Веды они есть Существа Духовные и Божественные, ибо термин Асура употреблялся для обозначения Высочайшего Духа и был тождественен великому Ахура зороастриан . Было время, когда сами Боги Индра, Агни и Варуна принадлежали к Асурам.

В Таиттирия Брахмане, Дыхание (Асу) Брама-Праджапати оживотворилось, и от Дыхания этого он создал Асуров. Позднее, после Войны, Асуры называются врагами Богов, отсюда – «А -су-ра», начальное а, отрицательный префикс – или «Не -Боги»;

«Боги» упоминаются как Сура. Таким образом, это связывает Асуров и их перечисленные в дальнейшем Воинства с «Падшими Ангелами» христианских церквей, Иерархией Духовных Существ, встречающихся во всех Пантеонах древних и даже современных народов – от зороастриан до Пантеона китайца. Они Сыны изначального Творящего Дыхания при начале каждой новой Маха-Кальпы или Манвантары, и принадлежат к той же категории, что и Ангелы, оставшиеся «верными». Они были союзниками Сомы (отца Эзотерической Мудрости) против Брихаспати (представлявшего ритуальный или церемониальный культ). Очевидно, они были низведены в Пространстве и во Времени до степени противодействующих Сил или Демонов приверженцами ритуалов, из за их возмущения против лицемерия, притворного культа и против формы, привязанной к мертвой букве.



error: Контент защищен !!