Сказкотерапия для детей с ограниченными возможностями. Сказкотерапия как современная технология коррекции и воспитания детей с овз

Использование сказкотерапии как нетрадиционный метод в обучении детей с ОВЗ в начальной школе

В сфере образования сегодняшней России одной из основных тенденций является увеличение процента детей с тяжелыми комплексными нарушениями здоровья, нуждающихся в создании специальных условий развития, обучения и воспитания.

Развитие такого ребенка происходит особым образом. И подход к обучению и воспитанию таких «особых» детей также должен быть особым, нетрадиционным, адаптированным под индивидуальные образовательные запросы каждого ребенка, обусловленным характером нарушений и х физического и психического развития.

Одним из таких нетрадиционных подходов и является применение сказкотерапии, как элемент сопровождения основного образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего возраста, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.

Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессию и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения.

В младшем школьном возрасте у ребенка активно развивается механизм идентификации, потому в этот период сказкотерапия наиболее эффективна . Ребенок полностью вживается в роль персонажа, в полной мере переживает все события происходящие с его героем, присваивает ему свои личностные качества и установки. Сказочные образы ненавязчиво учат ребенка, как поступать в той, или иной сложной жизненной ситуации, соблюдая нормы нравственности и морали.

Фантазируя, ребенок переживает множество историй в различных вариациях, и в различных ролях, но к назначению ролей нужно подходить избирательно. Для детей с низкой самооценкой нужно подбирать роль народного героя, принцессы, короля или королевы, чтобы дети в ходе игры прославляли этого ребенка, тем самым повышая его самооценку. На роль трусливого зайчика нужно подбирать детей застенчивых и робких, чтобы в те, в процессе игры рассказали через движения и жесты о своих страхах, а другие дети помогли бы «трусливому зайчику» справиться со своим страхом и поверить в свои силы .

Сказкатерапия позволяет детям погрузиться в страну чудес , стать участником настоящей сказки. Чего невозможно добиться через обычное прочтение сказки или просмотр мультфильма. С развитием мультипликации родители стали значительно реже читать своим детям, что сказывается на детях в полной мере, им сложно воспринимать материал на слух и в значительной мере снижается процессы воображения и мышления.
Одной из актуальных задач коррекционной работы, проявляющейся в формировании мировоззрения младшего школьника и его личности в целом, является развитие мышления и коррекция трудностей в поведении и общении. Особое значение это приобретает на первоначальном этапе обучения, когда закладываются основы дальнейшего развития ребенка. Для детей с ОВЗ этот этап вызывает определенные трудности, и нестандартные формы обучения здесь могут стимулировать мотивацию к учебной деятельности, повышать успешность усвоения знаний.
Метод сказкотерапии в занятиях с особыми детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка. Сказкотеррапия пробуждает в детях любовь к чтению, детям будет интересно не только обыграть сказку вместе со специалистом, но и прочесть другие сказки самостоятельно, проанализировав их.

Коррекционная работа с данными детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий. В основу работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами,что способствует поддержанию интереса и внимания, а также положительного эмоционального фона на занятии. Ребенок учится переводить сказочные образы-представления в понятия, что способствует развитию речи и построению речевого высказывания. Сказочные сюжеты и ситуации смоделированы на собственное поведение и повседневные ситуации в жизни самого ребенка таким образом, что ребенок вместе с психологом учится находить и преодолевать свои проблемы в поведении и общении. Такие сказки могут быть сочинены самим ребенком или совместно с ребенком. Записывание сказки собственного сочинения и беседа по сказке позволяют лучше понимать и запоминать содержание, что, в свою очередь, предполагает больший психотерапевтический эффект. Тексты сказок обогащают словарный запас, учат устанавливать причинно-следственные связи, влияют на развитие речи ребенка.

Развитие связной речи посредством сказкотерапии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Одним из древнейших методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последние 10 лет и применяемых в работе с детьми с ОВЗ , является использование сказкотерапии . В энциклопедическом литературном словаре дается следующее определение сказки: «сказка – это один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказкой также называют различные виды устной прозы» (5, c.383).

Как рассказывать сказки детям? Психологи и педагоги отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером и телевизором, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, сказки) практически не используются даже в младшем возрасте .

О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие ученые как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М.Л. фон Франц, Э. Фромм. В нашей стране, в Санкт-Петербурге открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии. Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.В. Гнездилов, Т.М. Грабенко, Н. Погосова, Т. Сергеева, М.А. Поваляева, Г.Г. Чебанян , Д.Ю. Соколов, О.В. Защиринская, С.А. Черняева и многие другие. Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой, Т.А. Шуйской подобраны замечательные логосказки, игры и упражнения, основанные на взаимодействии ребенка со сказкой.


Список используемой литературы

1. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006 – 240с.

2. Щёголева Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе: Пособие для учителей начальных классов и студентов факультета начального образования – СПб.: Специальная литература, 2005. – 256с.

3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов) – М.: ВЛАДОС, 1999. – 216с.

4. Глухов В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002. – 144с.

5. Литературный энциклопедический словарь./ Под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. М.: Советская энциклопедия, 1987. – 750с.

6. Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия / Под ред. Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. – СПб.:Речь, 2000. – 254с.

7 Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.

8. Баев ИМ. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.

4. Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.

5. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.

8. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.

10. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.

Найди отличия (внимание)


Кого не хватает

Расскажи сказку по картинкам


Составь правильно сюжет сказки

Игра«Что сначала-что потом»




Игра «Собери картинку»

…умело, умно, мудро, тонко, сердечно

прикоснуться к каждой из тысячи граней,

найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать

засверкает неповторимым сиянием человеческого

таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…

Концу 20 столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритании, Швеции, Германии, Скандинавских странах) ведущей стратегией в развитии образования детей с особыми потребностями стало инклюзивное образование, при котором включенным в общеобразовательный процесс детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются дополнительные специальные условия, помощь и поддержка, облегчающие обучение. Инклюзивное образование предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах. Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей полную сегрегацию «особых» и «нормальных» детей) в сторону образования, признающего различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека как полноправного участника образовательного процесса. Инклюзивное образование - это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется тем способом, который наиболее подходит этому ребенку. В процессе работы с детьми были использованы различные методы. Один из таких методов - сказкотерапия в сочетании с игрой.

Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром. Сказка, будучи воспринятой и понятой (как правило, на бессознательном уровне), решает или, точнее, помогает решать некоторые психологические задачи, обеспечивая вступление человека в общественные отношения. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Именно поэтому сказки и их персонажи являются для ребенка одним из главных источников познания действительности (событий, образа поведения, характера людей). Именно в сказочной форме ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.

Дети с ОВЗ - это сложный, своеобразный контингент. У них наблюдаются недоразвитие познавательной деятельности - как основной признак, симптом умственной отсталости - и некоторые особенности эмоционально-волевой сферы.

Эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в «состояние волшебства», заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.

Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы «особых» детей. Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки - все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

Опыт работы и анализ длительных наблюдений привели мня к выводу, что сказка оказывает кооригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей. Сказкотерапия - один из наименее «травмоопасных» и безболезненных способов психотерапии. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с особыми нуждами к жизни и труду.

Сказки помогают ребенку адаптироваться к жизни: решая сказочные конфликты, ребенок смягчает свое внутреннее психологическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую, предлагая образы, которые интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Через сказку легко объяснить ребенку и первые нравственные понятия - что такое хорошо и что такое плохо. Ярко представленные в образах героев, они закрепляются в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми.

«Путешествия» по сказкам, дети пробуждают фантазию и образное мышление, освобождаются от стереотипов и шаблонов. Постоянно используемые этюды на выражение и проявление различных эмоций улучшают и активизируют выразительные средства - пластику, мимику и речь. Для полноценного развития ребенка важно питание его эмоциональной сферы, развитие чувства, а сказка - одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка.

Основные цели, которые мы ставим в работе с детьми с ОВЗ, - это развитие эмоциональной сферы, воспитание социальных и эстетических установок, чувства коллективизма, развитие мышления, внимания, речи, памяти, мелкой моторики. Средствами сказки мы стараемся воспитать у детей любовь к природе, скромность, доброту, ответственность и еще многие качества, имеющие общечеловеческие ценности.

Основные задачи

Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки. Учить узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов. Развивать пространственную ориентировку с опорой на зрительное восприятие предметов. Учить выделять предметы в группе (сказку), опираясь на зрительный образ. Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы. Формировать навыки речевого общения.

Для реализации поставленных задач применялись такие методические приемы, как беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами: словесные, настольно-печатные и подвижные игры: рисование сказки, проигрывание. Главные принципом достижения эффективности в работе мы считаем индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом возрастных, психофизических и речевых возможностей. Мы пытались использовать сказку в психокоррекционной работе с детьми в сочетании с игрой и с игротерапией, когда возникла необходимость помочь детям с ОВЗ адаптироваться среди сверстников с сохранным интеллектом.

В своей работе мы стараемся использовать общеизвестные сюжеты и темы. В основу работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что способствует поддержанию интереса и внимания, а также положительного эмоционального фона на занятия. При подготовке к занятию продумываются различные формы подачи материала. Это позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. С целью психологической коррекции было проведено психодиагностическое обследование - цикл из девяти занятий, сочетающих сказкотерапию и игротерапию.

Первое занятие. Цель этого занятия - сплочение группы для лучшего познания себя и окружающих. Детям впервые было предложено упражнения «Комплименты», которое им очень понравилось. Потом ребятам было предложено вспомнить, какие сказки они читали или слушали раньше. Зачем совместно с детьми мы пересказали сказку «Теремок» было предложено ее показать. Роли распределяли произвольно. Следует отметить, что ни одна инсценировка не была подготовленной. Общее настроение было светлым, приятное.

Второе занятие. На этом занятии была предложена сказка «Под грибом». Роли были распределены по желанию детей. После драматизации сказки в беседе был сделан вывод, определен нравственный урок сказки: «В тесноте, да не в обиде». Настроение группы после этого занятия можно охарактеризовать как светлое, приятное.

Третье занятие. После ритуала «входа» дети обыграли сказку «Колобок», самостоятельно распределив роли. Затем им было предложено поменяться ролями и обыграть сказку снова. Отношения к сверстнику могут изменяться много раз в течение всего дня. Взаимоотношения ограничены рамками актуальной ситуации взаимодействия.

Четвертое занятие. После ритуала «входа» детям было предложено послушать сказку «Заюшкина избушка», а затем самостоятельно изготовить персонажей настольного театра для обыгрывания сказки. Никаких инструкций по организации данной творческой деятельности дано не было. На этом занятии мы пытались развить у детей интерес, доброжелательность, умение строить доверительные отношения друг с другом, эмоционально сопереживать ровеснику, сотрудничать и действовать сообща.

В результате данной творческой деятельности появились признаки развития и сплоченности детского коллектива. Но, учитывая, что дети общаются между собой не только на «сказочных» занятиях, но и во время работы по самообслуживанию, прогулок, различных мероприятий, можно сказать, что среди них возникают группы, общение в которых пока носит непродолжительный характер.

Пятое занятие. Было предложено прослушать сказку «Гуси-лебеди». Затем дети, выбрав роли для себя и своих товарищей, обыграли сказку. Однако после диагностики настроения стало видно, что некоторые участники недовольны занятием. Им не понравились роли, на которые их выбрали товарищи: их выбор чаще всего спонтанен, объяснить его дети обычно не могут. Не последнюю роль в формировании у детей отношения к окружающим играет отношение к ним авторитетного взрослого. Поэтому необдуманные замечания относительно любого ребенка воспринимаются остальными детьми как неоспоримая характеристика кого-то или чего-то. Именно под влиянием таких характеристик дети чаще всего меняют свое мнение о партнерах по игре.

Шестое занятие. Для обыгрывания следующей сказки мы разделили детей на группы, и в каждой были распределены роли. После обыгрывания дети по своему желанию переходили в другие группы, и сказка обыгрывалась повторно. Такое построение занятия показало, что в коллективе детей уже сформировались относительно устойчивые малые группы, в каждой группе был свой лидер. Следует отметить, что при образовании свободных коллективов в них входят дети с различным уровнем умственного развития.

Седьмое занятие. На этом занятии была предложена сказка «Волк и семеро козлят». Дети смотрели диафильм, а затем было предложено каждому ребенку распределить роли между воспитанниками группы и объяснить свой выбор.

Восьмое занятие. Было посвящено сказкам о дружбе. После их обыгрывания детям было предложено ответить на вопросы.

Настроение в группе на протяжении всех занятий было спокойным, светлым, умиротворенным.

Девятое занятие. На этом занятии роли сказки «Репка» были распределены уже по жребию. Главный смысл сказки - дружба всего дороже. Ребята хотели дать роли тем детям, которые находились в данный момент в более близких с ними отношениях.

Психодиагностическое обследование показало хорошие результаты: все дети состояли в групповых отношениях. Конечно, эти результаты нельзя отнести только на счет «сказочных» занятий, так как все это время дети вступали друг с другом в контакт во время выполнения различных режимных моментов, трудовой и игровой деятельности.

После каждого сеанса выявлялось настроение каждого участника группы и группы в целом. Повторное психодиагностическое обследование осуществлялось с целью выявления эффективности занятий.

Структура коррекционно-развивающего

сказкотерапевтического занятия.

1. Ритуал «входа» в сказку (настрой на совместную работу, любое «сплачивающее» упражнение).

2. Повторение (вспомнить прошлый опыт, прошлое занятие).

3. Расширение (расширить представления ребенка о чем-либо, рассказ или показ сказки).

4. Закрепление (приобретение нового опыта игры, символические путешествия).

5. Интеграция (связать новый опыт с реальной жизнью).

6. Резюмирование (обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся).

7. Ритуал «выхода» из сказки (закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде, определение эмоционального отношения (цветопись)).

Вся методика обучения дошкольников с ОВЗ предусматривает индивидуальную работу как с детьми, отстающими в усвоении программного материала, так и с детьми, опережающими своих сверстников. Материал для работы с более слабыми детьми дается в виде дидактических игр и игровых упражнений. Занятия, проводимые в интересной, увлекательной форме, способствуют формированию необходимых представлений и помогают «догнать» товарищей, воспитывают у ребенка уверенность в своих силах, развивают познавательный интерес. Параллельно с детьми велась работа по снятию агрессивности, по развитию речи, психических функций.

Таким образом, использование различных видов включения детей с ОВЗ в среду сверстников возможно достижение главной задачи инклюзивного образования - создание условий для равноправного участия всех детей в академической и общественной жизни. За время сеансов сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования, лепки, письма. Благодаря сказкотерапии у детей улучшаются выразительные средства (мимика, движения, жесты, интонация, темпы, ритм, речевое дыхание), развиваются личностные качества, мотивационно-волевые процессы, обогащается и систематизируется словарный запас, формируется правильное произношение, развиваются образная речь, навыки описания, повествования, сочинения сказок и историй (в том числе и нереальных, придуманных).

В смешанных группах (дети и их родители) формируются (восстанавливаются) нормальные внутрисемейные отношения, появляется эмпатия у родителей по отношению к детям, а у детей - к родителям, принятие ребенка таким, какой он есть. Это позволяет применять методику в группах, состоящих из родителей детей с различными расстройствами. Игра сближает детей, развивает чувство коллективизма, раскрепощает, дети становятся более общительными, развиваются воображение, мышление, внимание, память, речь.

Сказочные сценарии, их обыгрывание незаменимы для развития игровой деятельности, для формирования фунционально-ролевых отношений в группе. Можно сказать, что сказкотерапия способствует умственному развитию детей. А самое главное для нас, педагогов, - видеть счастливые глазки детей.

Литература.

1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - М., 1997.

2. Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М., 2001.

3. Смирнова Е.О. Ребенок - взрослый - сверстник. - М., 2004.

4. Барташникова И.А. Учись играя. - Харьков, 1997.

5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1996.

6. Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком. - СПб.,2000.

7. Инклюзивное образование. Вып, 4. - М., 2010.

8. Леонтьева И.Г. Программа цикла занятий по сказкотерапии для детей с особенностями развития // Психолог в детском саду. - 2006. - №2. - С. 83 - 98.

Тема: «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ»

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок!

Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Да и взрослые с удовольствием окунаются в ее чудодейственный и завораживающий мир. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

Предки не спешили наказывать ребёнка, а рассказывали ему сказку, откуда был понятен смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили жизни.

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Именно поэтому сказки и их персонажи являются для ребенка одним из главных источников познания действительности (событий, образа поведения, характера людей). Именно в сказочной форме ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.

Актуальность темы

В современном мире незаслуженно стали забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей.

С казки представляют собой одно из самых древних средств нравственного и этического воспитания, формирующие поведенческие стереотипы будущих членов

взрослого общества. Сказкотерапия:

    наиболее благоприятная, доступная и интересная технология в работе с детьми;

    снижает уровень тревожности, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса, восстановить силы;

    создаёт коммуникативную направленность речевых высказываний;

    способствует развитию речевой активности детей;

    подходит детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Дети с “ограниченными возможностями здоровья” - это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями познавательной деятельности, психического, речевого развития, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.

Эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление они могут реагировать по-разному.

Дети с ОВЗ имеют определенные особенности восприятия и воспроизведения художественного произведения, не готовы к освоению учебного материала на уровне нормально развивающихся детей. Тем не менее, такие дети очень чутко воспринимают эмоциональный фон и замысел сказки, характер и взаимоотношения героев, образы добра и зла в сюжете сказки. И задачи коррекции развития личности ребенка с ОВЗ могут быть решены при помощи работы со сказкой. Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети ОВЗ с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят.

Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально – психологической помощи данной категории детей.

Сказкотерапия - это один из самых эффективных приёмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста, которые испытывают затруднения в физической, поведенческой, интеллектуальной сфере.

Сказкотерапия является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Сказкотерапия – это направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, оно воспитывает, развивает личность и корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования. Сказкотерапия очень популярна на сегодняшний день и активно используется в работе с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в подготовке детей с особыми нуждами к жизни и труду.

Сказки помогают ребенку адаптироваться к жизни: решая сказочные конфликты, ребенок приобретает веру в себя и чувство защищенности. Через сказку легко объяснить ребенку и первые нравственные понятия – что такое хорошо и что такое плохо.

Путешествуя по сказкам, дети пробуждают фантазию и образное мышление, освобождаются от стереотипов и шаблонов. Постоянно используемые этюды на выражение и проявление различных эмоций улучшают и активизируют выразительные средства – пластику, мимику и речь.

Цель применения технологии сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ - это развитие эмоциональной сферы , формирование положительных эмоций и чувств, проживание различных состояний, которые по каким-либо причинам были не прожиты; формирование ценностных ориентиров и нравственных аспектов психики; воспитание социальных и эстетических установок, чувства коллективизма, развитие мышления, внимания, речи, памяти, мелкой моторики, развитие творческого потенциала и стабилизация эмоционального состояния.

Средствами сказки воспитывают у детей любовь к природе, скромность, доброту, ответственность и еще многие качества, имеющие общечеловеческие ценности.

Наиболее эффективна сказкотерапия в младшем школьном возрасте, именно в это время у ребёнка очень сильно развит механизм идентификации, т.е. эмоционального объединения себя с персонажем. Дети присваивают любимому герою свои нормы, ценности и проблемы. При помощи ненавязчивых сказочных образов ребёнку предлагаются разные выходы из сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.

Ребёнок может фантазировать, мечтать и, «примеряя» на себя сказочные образы рыцаря, жадной старухи у корыта, трусливого зайчишки, учиться проигрывать реальные жизненные ситуации. Но к распределению ролей нужно подходить избирательно. Например, на роль короля, королевы или принцессы нужно выбирать ребёнка с заниженной самооценкой, т.к. дети в ходе игры будут говорить: «Ты самый лучший король!», «Ты самая красивая принцесса!». На роль трусливого зайчишки нужно выбирать робкого мальчика или девочку, т.к. ребёнок через движения и жесты должен будет рассказать о своих страхах, а остальные участники советами и действиями помогают ему справиться с неуверенностью и поверить в свои силы.

Сказкотерапия интересна ещё и тем, что она позволяет полностью погрузиться в сказку, прочувствовать её. Ведь в основном детям сказки подаются достаточно однообразно – чтение или просмотр мультфильмов, а с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Занятия помогают детям увидеть сказку «изнутри», стать участником событий.

В ходе занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию), но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. Занятия по сказкотерапии дают мотивацию к литературному творчеству (через сочинение сказок), тем самым способствуют развитию речи.

Сказкотерапия помогает не только лучше понять ребенка, узнать о его желаниях и мечтах, о скрытых переживаниях, но и служит естественным способом сближения взрослого и малыша. А ведь для установления комфортного психологического климата в классе нет ничего важнее доверительных и близких отношений между учителем и ребенком.

В сказке в символической форме содержится информация о том:

· как устроен этот мир, кто его создал;

· что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

· какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться

· как приобретать и ценить дружбу и любовь;

· какими ценностями руководствоваться в жизни;

· как строить отношения с родителями и детьми;

· как прощать.

Выделяют шесть видов сказок:

Художественные,

Народные,

Дидактические,

Психокоррекционные сказки

Психотерапевтические сказки.

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Наиболее древние народные сказки называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок - единство человека и природы. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.

Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных.

Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

Бытовые сказки.

В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.

Сказки о преобразовании, трансформации.

Примером такой сказки может служить сказка . Работа с этой сказкой подойдет с теми, у которых по определенным причинам низкая самооценка.

Страшные сказки.

Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.

Волшебные сказки.

Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам человеку поступает жизненная мудрость и информация о духовном развитии.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СКАЗКИ

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории принято называть сказками, мифами, притчами.

Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце".

Чтобы помочь ребёнку осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку.

Так, например, сказка Л.Пантелеева применима при работе с целью, когда человек теряет последнюю надежду, не хочет жить или теряет последние силы. Бороться за свою жизнь, свое здоровье, свои цели надо до последнего, т.к. у каждого из нас всегда есть тот единственный шанс, внутренние ресурсы, которые помогают справиться с любыми трудностями, стоящими на жизненном пути человека.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребёнок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо двигаться, поэтому в сказкотерапии можно использовать различные

формы работы:

    Чтение сказки и её анализ.

    Рассказывание сказки:

Рассказывание от 1 и 3 лица,

Рассказывание и придумывание продолжения.

    Сочинение сказки.

    Драматизация сказки.

    Имидж – терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов).

    Рисование сказки.

    Куклотерапия (пальчиковый театр, куклы-марионетки).

    Медитации на сказку (погружение в какой-либо процесс).

Например, самые распространенные сказки:
1) Колобок - ушел из дома один и с ним случилась беда (сказка для коррекции поведения).
2) Волк и семеро козлят – учит, что нельзя открывать дверь чужим (вы можете 10 раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребенком легче).
3) Красная Шапочка – учит, что нельзя разговаривать с чужими на улице.
4) Петушок золотой гребешок - учит тому, что друзья всегда помогают друг другу в беде.
5) Репка – учит, что всем вместе любое дело по плечу, и важна помощь даже самого маленького.
6) Маша и медведь –учит. Что из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

Помните, что сказка - это всегда понятно, всегда слушается с удовольствием, легко запоминается, воздействует на подсознательном уровне. Лучше 10 раз рассказать сказку, чем 10 раз отчитывать малыша. Пользы от сказки больше, негатива к вам нет. Попробуйте и сами поймете как это здорово.

Работа по сказкотерапии построена с опорой на общие дидактические принципы: систематичности, последовательности, учета возрастных особенностей, учёта индивидуальных особенностей, учёта структуры дефекта, поэтапности в формировании нравственных качеств.

Обучение проходит более легко, интересно, радостно, без принуждения.

Работа проводится в несколько этапов:

1.Чтение сказки учителем; чтение сказки учащимися.

2.Чтение по ролям, работа над интонацией.

3.Разучивание ролей.

4.Репетиции.

5.Выступление.

Структура урока с элементами сказкотерапии

1. Ритуал «Погружения в сказку» (Упражнения «Три дороги», «Добрая фея», аудиозаписи со звуками природы, передача волшебного клубочка по кругу, проход через волшебный обруч, ритуальная присказка «Добрая волшебница в гости пригласила, двери в сказку нам тихонько приоткрыла»)

2. Основная часть:

ознакомление с художественным произведением (сказкой, рассказом, стихотворением, притчей, басней);

    обсуждение сказки (оценка положительных и отрицательных качеств персонажей, связь с жизнью, опыт учащихся, использование пиктограм).

    пересказ;

    рисование, лепка, аппликация;

    драматизация и проигрывание сказки (развитие творческого воображения, воспитание чувств).

    Резюмирование. Подведение итогов.

    Ритуал «Выхода из сказки». («Мы берём с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились»)

Текст сказки является связующим звеном между упражнениями. Текст можно сокращать, изменять его содержание. Сказки можно повторять через определенные промежутки времени.

Атрибуты сказок, наглядность можно варьировать, упрощать, усложнять.

Во время драматизации необходимо поощрять реплики учащихся, движения, дети должны чувствовать себя свободно, поверить в свои силы.

В конце урока учащихся необходимо «вывести из сказки» с помощью упражнений, например, учащимся предлагается взяться за руки, подумать о чем – то хорошем, закрыть глаза, потом открыть и оказаться в реальном мире.

В уроке с применением элементов сказкотерапии можно включать кинезиологические (двигательные) упражнения («Снеговик», «Ожившая кукла», «Ныряльщик»).

Физкультминутки на таких уроках должны быть сюжетными, связанными с содержанием сказки («Ручеек» - дети превращаются в ручеек и передвигаются по классу, взявшись за руки, преодолевая препятствия).

В конце урока целесообразно провести рефлексию («Что понравилось на уроке?», «Дерево настроения»).

Однако следует придерживаться основного принципа – не спорить, не переубеждать, не давить, насильно не включать ребёнка в сценарий занятия.

Полезные уроки из сказки

Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит

удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.

Сказка формирует образ Положительного Героя:

доброго, умного, сильного, верного своему слову.

Сказка учит не бояться трудностей.

Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы,

какой бы невыполнимой она не казалась.

И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя,

смелость и помощь друзей.

Сказка учит не судить о людях по внешнему виду.

Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем,

а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной.

Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках –

отрицательный персонаж.

Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча
или на другое чудище, но смелость и упорство
обязательно вознаграждаются победой.

Сказка учит патриотизму.

Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать

родную землю от чудищ-захватчиков.

Сказка учит любви к родителям.

Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем

больше своих нерадивых братьев и сестёр.

И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.

Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей. И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.

В заключении хочу привести слова советской поэтессы Ирины Токмаковой: «У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как об лежащий на дороге камень»

А сейчас, посмотрите фрагменты видеоурока «Сказка о рыбаке и рыбке» с элементами сказкотерапии.

Упражнения для «погружения в сказку».

Упражнение-игра №1 «Серый волк и золотая рыбка»

Это упражнение можно назвать и по-другому: «Встреча героев из разных сказок».

Группа из трёх (не более человек) получает простое задание: вспомнить и назвать имя одного сказочного персонажа. После того, как каждый участник назвал по одному персонажу, их имена записываются на доске и утверждаются. Можно попросить, чтобы каждый устроил короткую «презентацию» своего героя: сказал, из какой он сказки, рассказал о нём, «показал» его... Это делается для настройки на игру, а также для того, чтобы героев нельзя было «отыграть» назад.

После того, как герои утверждены, ведущий даёт задание №2: рассказать сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи. Как правило, рассказывает один человек, а остальные помогают ему наводящими вопросами и просьбами уточнить. На роль рассказчика «вызывается», таким образом, один человек. Если Вы хотите, чтобы в придумывании сказки участвовали все дети, тогда сказки записываются в тетрадку, придумываются как сочинение в тишине и только затем «озвучиваются», читаются по очереди вслух.

Эта рассчитана на детей от 10-11 лет. Однако, если Вы играете со своим ребёнком, в кругу семьи, то возрастных ограничений нет.

Упражнение-игра №2 «Семь волшебных слов»

В самом простом варианте этой игры фигурируют не семь, а всего три слова. С этого упрощённого варианта лучше всего начинать знакомство с этой техникой сказкотерапии.

Игрокам даётся задание: придумать сообща семь (три) слова, которые, по их мнению, должны обязательно встречаться в настоящих сказках. Эти слова записываются на доску (на большой ватманский лист), а затем каждый придумывает сказку с этими словами.

Если в Вашей семье есть навык рассказывать и придумывать сказки сообща, то сказка придумывается совместными усилиями - это всегда интереснее.

Упражнение-игра №3 «Сказка-шиворот-навыворот»

Это очень старый и уважаемый всеми приём развития воображения.

Выбирается известная всем и не очень сложная сказка с чётким сюжетом, в общем, хрестоматийная сказка. Задание: рассказать эту так, чтобы в ней было всё наоборот. Например, Маленький волчонок живёт с папой в лесу. И в один прекрасный день он посылает своего папу в город - навестить дедушку, который нисколько не заболел, а наоборот, собирается жениться в пятый раз. Волчонок предупреждает папу, что в городе - опасно и просит ни в коем случае не разговаривать с особой по кличке Красная шапочка. Но наивный папа-волк встречает Красную шапочку, та узнаёт у него адрес дедушки и спешит по адресу. ...

Сказки «наоборот» круто замешаны на карнавальной смеховой культуре - на низовом юморе и двусмысленных шутках - такова природа юмора-наоборот. Поэтому в эту игру лучше всего играть подросткам и совершенно взрослым людям.

Упражнение-игра № 4 «Начинка для пирога»

Ведущий (их может быть в этой игре - два) «выпекают два коржа», то есть произносят первую и последнюю фразу будущей сказки. Это должны быть абсолютно «не сказочные» безумные фразы, абсурдные.

Например:

Корж Первый

По улице ехал грузовик.

Корж второй

Так у Деда Мороза выросла зелёная борода.

Корж Первый

На острове в Тихом Океане произошло извержение вулкана, который спал тысячу лет.

Корж второй

Поэтому наш кот поехал на всё лето в деревню к бабушке.

Задача всех игроков - придумать то, что будет поставлено в середину - между этими двумя фразами. Приготовить начинку для сказочного пирога.

Игра «Угадай по движению»

Сначала дети встают в круг и вместе с учителем показывают с помощью движений, мимики, позы взятую на себя роль: бабку с дедом, бабка и дед плачут, Буренка спит.

Позже, когда ролевые движения разобраны, дети садятся на стулья. Учитель вызывает ребенка, говорит ему на ухо, кого и в какой ситуации он должен показать. Зрители угадывают и описывают сказочного героя в разных ситуациях. Учитель помогает ребятам в описании героя наводящими вопросами.

Учитель: «Посмотрите внимательно на Галю. Как выдумаете, какого из героев сказки она показывает?»

Дети: «Бабушку».

Учитель: Правильно. Как вы догадались? У Гали глаза веселые или грустные? Дети. Веселые.

Учитель: У Гали руки опущены или вытянуты вперед?

Дети: «Вытянуты вперед».

Учитель: «Галя быстро ходит ил и медленно?»

Дети: «Медленно».

Упражнение «Шум моря».

Послушаем шум морского прибоя. Встанем и подышим, как море. Сделаем тихий мягкий вдох животиком и плавно поднимем руки вверх. А теперь выдохнем: «ш-ш-ш-ш-ш»… И мягко пустим руки. Долго-долго выдыхаем, втягиваем в себя животик, чтобы вышел весь воздух. Молодцы. И снова вдо-о-о-х…»

Упражнение «Лягушачий хор». Учитель включает аудиозапись с кваканьем лягушек. Сейчас мы перенесемся в сказку, внимательно послушайте лягушачий хор. Расслабьте тело, закройте глаза и слушайте… Откройте глаза: мы уже в сказке. Лягушачий хор перенес нас на чудесное, заросшее травой болото. Чувствуете, как пахнуло сыростью? На этом болоте и начинается наша сказка».

Упражнение «Волшебный цветок».

«Силы на путешествие по сказке нам подарит волшебный цветок (учитель демонстрирует красивый крупный цветок)». Посмотрите на этот цветок очень и очень внимательно и почувствуйте, как его красота и сила переходит в ваше тело: голову… шею…руки…грудь…живот…ноги.

Вы наполнились волшебной силой и готовы к путешествию».

Упражнение «Три дороги».

Для того, чтобы попасть в сказку, мы должны выбрать для себя волшебную дорогу. У нас их три.

Первая дорога – самая легкая, ровная и гладкая (на пол кладется шарф ).

Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (на полу разложены кочки – кружочки из картона или обручи). Но эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая.

Третья дорога – самая трудная. Она колючая и болезненная (раскладываются аппликаторы Кузнецова). Но силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две.

Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как ваше тело наполняется волшебной силой».

Использование сказкотерапии как метода работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. (Алексей Николаевич Толстой)

Дети с “ограниченными возможностями здоровья” - это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Одним из эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими эмоциональные, физические и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Этот способ является одним из самых универсальных и доступных для детского восприятия. В ходе занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию), но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. Занятия по сказкотерапии дают мотивацию к литературному творчеству (через сочинение сказок), тем самым способствуют развитию речи.

Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется тем способом, который наиболее подходит этому ребенку. Остановимся на одном из методов работы с детьми с ОВЗ – сказкотерапии в сочетании с игрой.

Основной целью сказкотерапии является:

Снятие эмоционального напряжения;

Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;

Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах.

Чтение народных сказок о животных помогает выбрать положительного героя и следовать его решениям, регулировать взаимоотношения между людьми и «братьями нашими меньшими».

Бытовые сказки несут в себе поучительные истории о том, как безболезненно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию, учат маленьким семейным хитростям.

При неоднократном прочтении страшных сказок, в которых одними из главных героев являются старухи-ведьмы, вурдалаки, оборотни, ребенок учится по-разному моделировать и переживать стрессовую ситуацию.

И наконец, чисто специфические сказки, которые как нельзя лучше подходят для решения проблем детей с ОВЗ- это психокоррекционные и психотерапевтические сказки.

Психокоррекционные сказки создаются самим педагогам для решения конкретных проблем ребенка.

Для того, чтобы создать такую сказку, необходимо:

Выявить проблему ребенка (знать его диагноз);

Предложить замещающий выбор для решения ребенком своей проблемы (похожий на него герой, живущий в сказочной стране, попадающий в определенную ситуацию, схожую с проблемами конкретного подопечного);

Предложить развитие сказочного сюжета в определенной последовательности.

Сказкотерапия – один из наименее «травмоопасных» и безболезненных способов психотерапии.

Психотерапевтические сказки не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец. Задача таких сказок - заставить ребенка задуматься над проблемами жизни и смерти, добра и зла, правды и лжи.

Сказки помогают ребенку адаптироваться к жизни: решая сказочные конфликты, ребенок смягчает свое внутреннее психологическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности. Дети не любят наставлений, и сказка не учит его напрямую, предлагая образы, которые интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Через сказку легко объяснить ребенку и первые нравственные понятия – что такое хорошо и что такое плохо. Ярко представленные в образах героев, они закрепляются в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми.

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Благодаря сказкотерапии у детей улучшаются выразительные средства, такие как: мимика движения, жесты, интонация, речевое дыхание. Развиваются личностные качества, систематизируется словарный запас, формируется правильное произношение, развиваются образная речь, навыки описания, повествования, сочинения сказок и историй (в том числе и нереальных, придуманных).

ВЫВОД: Таким образом, можно сделать заключение, что сказкотерапия является эффективным методом работы с особыми детьми. Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия, развивает речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессии. Можно сказать, что сказкотерапия способствует умственному развитию детей. А самое главное для нас, педагогов, - видеть на лицах детей счастливую улыбку.

Литература.

1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – М., 1997.

2. Смирнова Е.О. Ребенок – взрослый – сверстник. – М., 2004.

3. Барташникова И.А. Учись играя. – Харьков, 1997.

4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.

5. Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком. – СПб.,2000.

5. Инклюзивное образование. Вып, 4. – М., 2010.

6. Леонтьева И.Г. Программа цикла занятий по сказкотерапии для детей с особенностями развития // Психолог в детском саду. – 2006. - №2. – С. 83 – 98.

Педагог-дефектолог

А.В.Мишагина

Ольга Балотникова
Сказкотерапия как современная технология коррекции и воспитания детей с ОВЗ

В последние годы различные арт-терапевтические технологии : музыкотеропия, изотерапия, песочная терапия, сказкотерапия и т . п. все больше привлекают к себе внимание значительными перспективами «социального врачевания» детей с ограниченными возможностями здоровья.

Изучив многие инновационные технологии , пришла к выводу,что сказкотерапия является действенным средством коррекции и воспитания детей с О . В. З

Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Она позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными чувствами, тревожными переживаниями, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку полноценно устанавливать здоровые межличностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Отличительным и положительным свойством сказкотерапии является установление партнерских отношений между педагогом и воспитанниками , которые помогают создавать доверительные отношения между участниками воспитательного процесса .

Сказкотерапия - это увлекательная развивающая игра вместе с другими ребятами и со взрослым. Сегодня сказкотерапия может решать несколько задач :

Развитие речи и корректировка эмоциональных , психических, волевых показателей,развитие крупной и мелкой моторик;

Умение решать проблему, находить выходы из различных ситуаций;

Определение необходимой модели поведения;

Развитие духовного мира.

Существуют определенные требования при организации сказкотерапии :

1. Верная дозировка (пусть ребенок для начала познакомится со сказкой , рассмотрит картинки).

2. Ненавязчивость (при анализе поведения героя, говорят дети, воспитатель контролирует и направляет анализ в верное русло).

3. Прочитайте текст (он должен соответствовать назначенной задачи и возрасту детей ).

4. Читайте и играйте (не забывайте инсценировать то, что прочитали, делайте оценки, с помощью интонации выражая своё мнение).

В качестве терапевтического воспитательного материала для дошкольников мы выбрали :

1. Медиативные сказки , характеризующиеся отсутствием злых героев, конфликтов.

2. Обучающие, предоставляющие возможность для развития. Такие сказки могут учить писать , читать, правильно себя вести.

3. Диагностические. Эти истории позволят Вам оценить характерные черты ребенка, благодаря тому, какие сказки он предпочитает .

4. Народные сказки , отвечающие за формирование в ребенке эстетики и нравственных чувств.

5. Психологические. Данный тип сказок позволяет дошкольнику, наряду с главным героем, преодолеть общие опасения и разумно воспринять неудачи .

В работе с детьми мы использовали следующие методы :

1. Рассказ о сказочных героях .

В группу вносится шкатулка (коробочка, в которой находятся изображения сказочных героев , и предлагается детям выбрать своих любимых. Дети рассказывают , почему они выбрали того или иного персонажа, описывают его характер, рассказывают , что в нем нравится и что у них общего.

2. Пересказ сказки .

Обращается особое внимание на то, как пересказывает сказку ребенок .

3. Рассказ сказки по кругу .

Каждый из детей рассказывает небольшой отрывок хорошо известной сказки .

4. Рассказ сказки от лица различных персонажей.

Здесь нужно обращать внимание детей на чувства , которые испытывают герои в той или иной ситуации.

5. Калькирование – переписывание старой сказки на новый лад в совершенно ином жанре.

Благодаря этой сказкотерапевтической методике у ребенка есть возможность закончить любую сказку так , как пожелает он сам.

6. Сказка "наизнанку" – придание сказочным героям противоположных черт характера.

7. Инсценирование сказки - драматизация . Инсценирование может быть самым разнообразным : кукольный театр, теневой или пальчиковый театр, ростовые куклы и т. д.

8. Иллюстрирование сказки , когда, рисование и изготовление поделок по мотивам сказки объединяет в совместной деятельности детей и взрослых .

9. Создание собственной сказки .

Пример построения сказки :

Начало. «Жили были…» , «В некотором царстве…» , - (в этой фазе ребенок знакомится с героями, местностью и так далее.

Кульминационный момент. «И вдруг…» , «Однажды…» - (возникновение проблемы, препятствия перед героем) .

Развязка (главный герой справляется с задачей, проявляя необходимые качества) . Сказка заканчивается на позитивной волне.

Мораль (персонаж выносит урок из произошедшего и его жизнь налаживается) .

В заключение отмечу,что на занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

Публикации по теме:

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы используем определение,.

Технология воспитания звуковой культуры речи у старших дошкольников Нарушения речи у детей многообразны. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются.

ИКТ - педагогическая технология как основа повышения эффективности обучения и воспитания Человек образованный – тот, кто знает где найти то, чего он не знает. Георг Зиммель (1858 – 1918) Потребность в образовательных реформах,.

Консультация для педагогов ДОУ по инновационной технологии «Современная форма развития детей-экспериментирование» Значительные изменения, которые происходят в сфере дошкольного детства, перемены в восприятии детства на уровне общества и государства определяют.

Педагогическая технология воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх СЛ 1.- Уважаемые члены аттестационной комиссии, Вашему вниманию предоставляется выпускная квалификационная работа на тему «Педагогическая.



error: Контент защищен !!