Виды шрифтовой композиции. Характеристика композиций

Важнейшим элементом в шрифтовой композиции всегда является текст — его смысловое содержание и грамматический строй, причем особенно ярко это проявляется в заголовках. Композиция шрифтовой надписи, выбранная в соответствии с ее содержанием, выявляет смысловое значение фразы и облегчает ее понимание. Если же дизайнер старается втиснуть текст в заранее придуманную схему, это неизбежно приводит как к формальным ошибкам, так и к несоответствиям между формой и содержанием.

Общая форма надписи, как правило, определяется уже при ее разбивке на строки. Тексты из трех или более слов при членении на строки дают несколько вариантов, одинаково правильных грамматически, но различающихся смысловыми оттенками и акцентированием того или иного слова. Например, название «Новые цифровые технологии» можно скомпоновать четырьмя способами (рис. 1).

Рис. 1. Основные варианты разбивки заголовка

Можно заметить, что слова приобретают различную значимость в зависимости от их расположения в строке. Первый вариант довольно нейтрален, во втором варианте внимание привлекает слово «новые», в третьем — особняком стоит слово «технологии». Эти, казалось бы, малоразличимые нюансы могут быть усилены рисунком шрифта, его размерами или цветом (рис. 2).

Рис. 2. Акцентирование размером и насыщенностью

В некоторых случаях грамматическая правильность компоновки слов может вступать в противоречие с их содержанием. Показательный пример — название книги В.Катаева «Белеет парус одинокий» (рис. 3). Все четыре варианта грамматически имеют право на существование, но именно композиция из одной строки в смысловом отношении более правильна, так как в качестве названия повести взята первая строка известного стихотворения М.Ю.Лермонтова. Это же обстоятельство заставляет использовать для всех слов шрифт одинакового размера, насыщенности и цвета.

Рис. 3. Варианты разбивки заголовка

Для больших заголовков, например полного названия «Слова о великом князе Дмитрии Ивановиче», возможно еще большее число вариантов группировки текста. Композиция надписи, представленной в верхней части рис. 4, явно не сбалансирована, отсутствует акцент на главном в этом названии. После небольшой доработки композиция становится более приемлемой (рис. 4, внизу).

Рис. 4. Вариант разбивки большого заголовка

Переносы слов в титульных элементах разрушают цельность композиции, поэтому их стараются избегать. Но в принципе переносы могут употребляться в художественной литературе при многострочном заголовке, а также в научной и технической литературе в многозначных и составных словах. Использование переносов всегда должно быть мотивировано как в смысловом, так и в композиционном отношениях.

Пропуск знаков препинания (точки, запятой, скобок и пр.) давно уже стал традицией при оформлении титульных элементов. Обычно подобное нарушение правил синтаксиса всегда компенсируется какими-либо композиционными приемами: красной строкой, изменением рисунка шрифта, вторым цветом, разделительными украшениями и т.п.

Органичность букв в слове — не только эстетическое требование. Она закономерно проистекает из особенностей чтения текста, когда человек читает не по буквам, а охватывает взглядом целое слово или даже несколько слов.

В некоторых «самодеятельных» руководствах по созданию шрифта, коих сейчас великое множество в Интернете, организация ритма в словах рассматривается очень ограниченно и часто сводится всего лишь к выравниванию пробелов между знаками. Однако ритмичность зависит еще и от начертания самих букв, поэтому в процессе создания гармоничного заголовка часто приходится опробовать несколько гарнитур, прежде чем будет найдена оптимальная.

Оптическое равенство пробелов между буквами является важнейшим условием легкой читаемости шрифта любого рисунка и вида. Дело в том, что не все пространство между буквами составляет межбуквенный пробел — часть этого пространства принадлежит самому изображению буквы и входит в ее оптическое поле, размер которого можно установить только визуально. Указанное обстоятельство не позволяет свести процесс выравнивания пробелов к механическому выравниванию свободных площадей между буквами даже в простых шрифтах, не говоря уже о шрифтах сложного рисунка. По этой причине опытный дизайнер при выравнивании межбуквенных пробелов все делает на глаз.

На размер каждого пробела в слове влияют не только конфигурации букв, но и засечки, и размеры штрихов, и характер внутрибуквенного просвета. При определенном расположении букв их оптические поля не сливаются, разделяясь при этом минимальным по величине пробелом. Такая расстановка знаков характерна для наборных текстовых шрифтов и обеспечивает наилучшую удобочитаемость текста (рис. 5 а ) — эти пробелы между буквами в слове будем называть «нормальными». В результате правильной установки величины пробелов достигается такая слитность слова, при которой связь между всеми буквами будет равнозначна. Неточная расстановка букв приводит к нарушению этих связей.

Изменение нормальных пробелов в сторону их уменьшения или увеличения может привести к резкому снижению удобочитаемости. При небольшом сближении букв произойдет соединение засечек соседних букв и слияние оптических полей некоторых знаков (рис. 5 б ). При дальнейшем сближении букв слово будет все более походить на орнаментальный узор, степень декоративности которого определяется самим рисунком шрифта (рис. 5 в ). Одновременно с этим будет ухудшаться читаемость шрифта.

По мере удаления букв друг от друга и увеличения пробелов между ними будет происходить обратный процесс — связь между буквами будет слабеть. При небольшом увеличении нормальных пробелов связь между буквами останется тесной, но средняя цветовая насыщенность слова уменьшится, что скажется на общей композиции (рис. 5 г ). При значительном увеличении пробелов слово распадается на отдельные буквы, связь между которыми теряется.

Для поддержания линии строки при большой разрядке прибегают к дополнительным средствам: подчеркиванию слова линейкой, применению шрифта с длинными горизонтальными засечками, помещению разреженной строки рядом с плотной строкой, с орнаментом или рисунком (рис. 5 д ).

При применении декоративных гарнитур изменение величины пробелов не слишком заметно благодаря особому композиционному построению и иному ритму чтения таких шрифтов.

Рис. 5. Зависимость ритмического строя от величины межбуквенных пробелов

Очень важную роль в ритмической организации шрифтов играют выносные элементы букв или штрихи, вводимые с декоративной целью. Буквы с такими элементами включают в свое оптическое поле соседние знаки, что придает шрифтовой надписи особую монолитность (рис. 6).

Рис. 6. Суперобложка. Художник С. Телингатер

Надо отметить, что буквы алфавита имеют различную динамику, то есть направленность по горизонтали. Каждое слово состоит из определенной комбинации знаков с разной направленностью, что оказывает влияние на его зрительное восприятие (рис. 7). Подбирая начертание шрифта, дизайнер может изменять и усиливать динамику букв в слове, создавая тот или иной ритмический эффект. Сочетая направленность каждой буквы с общей направленностью слова, а движение слова и строки — с общим направлением, можно получать самые разнообразные ритмические эффекты.

Рис. 7. Динамика букв в ритмическом строе слова

Большими возможностями в отношении динамики обладают курсивные шрифты с их композиционной подвижностью. В шрифтах с большим углом наклона направленность каждой отдельной буквы снимается единым движением слова по направлению строки (рис. 8).

Рис. 8. Общая динамика слова

В прямых шрифтах направленность каждого отдельного знака проявляется сильнее, но и в этом случае дизайнер всегда сможет найти объединяющее начало для разнонаправленных букв. Можно, например, придать всему слову вертикальное или горизонтальное движение, изменив пропорции букв. Объединение строк с различной направленностью — один из способов создания интересной и выразительной композиции.

Некоторые буквы шрифтов, которые можно отнести к гуманистической антикве, имеют интересную особенность — их вертикальные оси не совпадают с направлением основных штрихов в знаках с овалами и полуовалами («Р», «О», «З» и т.п.). Обычно такие наклоны вертикальных осей почти не влияют на ритм в слове, однако их увеличение может быть использовано как средство изменения ритма. Шрифты, в которых буквы резко отличаются по своей ширине, также образуют своеобразный ритм.

Овладение ритмом дает возможность влиять на процесс чтения, делать его медленным или быстрым, плавным или скачкообразным. Ритм не только организует процесс чтения, но и придает слову характерный облик, долго сохраняющийся в зрительной памяти.

На восприятие текста влияет и расположение строк в надписи. Некоторые надписи легко приобретают компактную и вполне завершенную форму, другие же выглядят как механическое соединение строк, не связанных между собой композиционным единством. Работа дизайнера как раз и заключается в том, чтобы преодолеть графическую разрозненность строк, подчеркнуть при необходимости смысловое значение некоторых важных слов, добиваясь ясного выражения мысли. При этом механически применять какие-либо правила нельзя, а следует исходить из конкретного смыслового содержания и состава слов в надписи. Схематическое представление строк в виде прямоугольников, о котором будет сказано ниже, создается на основе реальных, а не воображаемых строк.

Усиление смыслового значения слов путем изменения ритма букв и размера шрифта выполняется таким образом, чтобы важность слов в надписи была видна сразу и трактовалась однозначно (рис. 9).

Рис. 9. Смысловое акцентирование размером шрифта

Еще более резкое разделение слов по смысловой значимости получается при применении в одной надписи двух или трех шрифтов. Такой прием часто используется при оформлении обложек. Если чисто шрифтовые средства не позволяют сделать надпись на обложке выразительной, можно прибегнуть к другим средствам: рисунку, орнаменту, цвету, блинтовому тиснению и т.п.

Расстояния между словами в строке должны быть такими, чтобы каждое слово отчетливо отделялось от других и чтобы строка не распадалась на отдельные части, теряя при этом свою цельность. Абсолютная величина расстояния между строками может сильно колебаться от слитного начертания строк до расстояния, превышающего высоту строк в несколько раз. Ритмическое чередование строк и межстрочных интервалов должно всегда согласовываться с содержанием надписи.

Слитное или очень близкое расположение строк друг к другу часто превращает надпись в своего рода орнаментальный узор, составленный из букв. Удобочитаемость таких надписей обеспечивается контрастностью в длинах строк, при которой четко выделяется начало каждой строки (рис. 10), или сравнительно крупным размером шрифта (рис. 11).

Рис. 10. Контраст в длине строк при их слитном расположении

Рис. 11. Крупный размер шрифта при слитном расположении строк

Если разместить строки одной надписи на большом расстоянии друг от друга, то они будут читаться в замедленном ритме. Такие композиции характерны для титульного набора XVIII — начала XIX века и соответ-ствуют самим текстам старинных заглавий.

Нормальными расстояниями между строками можно считать такие, когда при четком отделении одной строки от другой сохраняется един-ство надписи в целом. В этом случае зрительная тяжесть строки полностью уравновешивается окружающими ее полями. Оптимальные соотношения между величиной интервала и высотой строки лежат в интервале от 3:5 до 1:1, а их точные размеры зависят от рисунка шрифта и длины строк. Большое влияние на величину межстрочных расстояний в надписи оказывают надстрочные и подстрочные элементы букв. При сильной разрядке слов в двух соседних строках расстояние между ними тоже должно увеличиваться — иначе произойдет объединение отдельных букв в вертикальные ряды, при которых горизонтальная линия строки разрушится.

Объединение в одной надписи разнородных по рисунку и резко контрастных по размеру шрифтов требует особо точного ритмического по-строения надписи, при котором расстояния между строками могут немного отличаться. Интервалы в таких надписях определяются, как правило, на глаз.

Иногда в шрифтовых композициях союзы, предлоги и короткие слова выносятся в отдельную строку, вслед-ствие чего можно достигнуть значительного усиления смыслового значения заголовка, например при противопоставлении слов-антонимов. К этому приему прибегают в поисках ясной и красивой формы надписи, для сокращения размеров слишком длинной строки, в случае усиления вертикальной направленности всей композиции и т.д. Однако выделение союзов и предлогов в отдельную строку приводит к тому, что они начинают мешать смысловому выделению главных слов. Поэтому рекомендуется делать их по высоте несколько меньшими, чем соседние с ними строки. Уменьшение высоты коротких строк и интервалов вокруг них необходимо и для того, чтобы сблизить основные строки во избежание оптического разрыва надписи на несколько частей (рис. 12).

Рис. 12. Уменьшение строки с предлогом и межстрочных интервалов снизу и сверху

Выбор способа группировки строк в надпись выполняется исходя из общего композиционного замысла. Из двух принципиально различных систем компоновки надписей — симметричной и асимметричной — первая имеет наибольшее распространение, поскольку придает надписи спокойную, уравновешенную форму.

Разновидностью симметричной композиции являются надписи, внешний абрис которых имеет вид прямоугольника, треугольника, круга или других геометрических фигур. В таких надписях мы видим прежде всего их внешний контур и только потом осмысливаем содержание. Геометрические построения строк могут оказаться полезными при перегруженности композиции текстовым и изобразительным материалом, когда несколько элементов объединяются в один сложный рисунок.

Симметричный баланс надписи может нарушаться большими просветами между словами, а также элементами букв, выходящими за линии шрифта. Во избежание этого расстояния между словами сокращаются до минимума, а начертания строчных и курсивных букв выбираются такие, чтобы выносные элементы распределились по всей надписи равномерно.

Инициал, начинающий текст, также нарушает симметрию надписи. И если небольшой инициал частично уравновешивается той смысловой нагрузкой, которую он несет (акцентировка начала текста), то крупная буквица настолько сильно смещает центр тяжести строк, что вся надпись может быть отнесена к разряду асимметричных.

Асимметричные надписи сами по себе не имеют той завершенности формы, коей обладают симметричные тексты, а свою композиционную завершенность получают благодаря связи с другими изобразительными элементами. Наиболее четким принципом построения обладают асимметричные надписи с флаговой и ступенчатой композициями строк. Подобной компоновке особенно хорошо поддаются строки, мало отличающиеся по количеству знаков и по ритму.

Шрифтовые композиции нередко используются вместе с графическими элементами, например с орнаментами. Для того чтобы все эти элементы объединить в одно целое, необходимо разбираться в общих закономерностях построения изобразительно-шрифтовых композиций. Об этом мы и поговорим в следующих статьях.





















































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: приобщение учащихся к графическому дизайну.

Задачи:

  • познакомить учащихся с искусством шрифта, выразительностью и образностью шрифтовой композиции;
  • научить построению рубленого шрифта;
  • развить навыки работы с чертежными инструментами (линейка, угольник, циркуль);
  • формировать представления о свободном шрифте;
  • развить компоненты визуального мышления (фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое восприятие действительности);
  • воспитать интерес и любовь к изобразительному искусству, эмоциональную отзывчивость;
  • воспитать прилежание, аккуратность, требовательность и уважение к труду, повысить самооценку.

Оборудование для педагога:

  • презентация. PPT;
  • выставка работ учащихся из фонда кабинета изобразительного искусства;
  • маркерная доска с цветными фломастерами или компьютерная графическая программа, в которой учитель может чертить (например, Компас-3D-LT);
  • чертежные инструменты для доски.

Оборудование для учащихся:

  • чертежные инструменты и материалы (линейка 30 см, угольник, циркуль, простой карандаш);
  • бумага для черчения формама А4 (А3 для работы в малых группах);
  • графический материал (цветные карандаши, фломастеры, ручки) и Клей-карандаш, ножницы, цветная бумага, страницы глянцевых журналов с текстами или газеты;
  • клеенка.

Музыкальное сопровождение: пожеланию учителя можно выполнять практическую работу в сопровождении спокойной,инструментальной музыки.

План урока :

  1. Организационный момент. Приветствие. (1 мин.)
  2. Проверка домашнего задания – визуально. (2 мин.)
  3. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока. (2 мин.)
  4. Восприятие учащимися учебного материала. Изучение нового материала. (10 мин.)
  5. Практическая работа. (25 мин.)
  6. Подведение итогов урока. Выставка работ. Обсуждение результатов. (3 мин.)
  7. Рефлексия деятельности на уроке. (2 мин.)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Приветствие

2. Проверка домашнего задания (визуально)

Давайте посмотримваши «Коллекции шрифтов», подготовленные к этому уроку (учащиеся нашли и вырезали из старых газет и журналов буквы разного размера, формы, стиля, разместили их и приклеили на формате А4, композиционное решение свободное). Как вы объясните данный выбор элементов (букв) композиции?
– Ребята, перед вами глянцевые журналы и газеты. Какой текст привлекает ваше внимание? Почему? (Учащиеся предполагают: крупный, яркий, контрастный, простой для прочтения и т.д.)

3. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока

– Повсюду нас окружают рекламные вывески и баннеры, мы читаем книги и журналы. В них нас привлекает броское название, выделяющиеся размером, цветом и характером буквы. Все это – шрифт. Шрифт – это основа для всей полиграфической продукции (рекламы, объявлений, вывесок, указателей, буклетов, проспектов, программок и т.д.) и является одной из областей дизайна. А профессия дизайнера – одна из востребованных сейчас профессий.

3. Восприятие обучающимися учебного материала. Изучение нового материала

Слайды 1-2

– Тема урока "Шрифтовая композиция". Мы сегодня будем играть с буквами. Наша задача: познакомиться с искусством шрифта, выразительностью и образностью шрифтовой композиции. Мы сегодня – дизайнеры.

Слайды 3-4

– Что такое шрифт? Это графический рисунок начертаний букв и знаков , составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. Шрифт (нем. Schrift , от нем. schreiben - писать).

Слайд 5

– Какой бывает шрифт? Сегодня многообразие шрифтов постоянно пополняется новыми видами. Мы познакомимся с основными видами шрифта. Вы видите, что шрифты бывают с засечками (антиква ), без засечек (гротеск) , пропорциональный (отображает символы разной ширины) , непропорциональный, или моноширинный , (отображает символы, размещенные на кегельных площадках постоянной фиксированной ширины ). Шрифты отличаются гарнитурой. Группа шрифтов разных видов и кеглей , имеющих одинаковое начертание, единый стиль и оформление, называется гарнитурой .

Слайды 6-7

– Как различать шрифты?

Основные характеристики шрифтов:

  • начертание : прямой, курсивный ;
  • насыщенность : светлый, полужирный, жирный (отношение толщины штриха к ширине внутрибуквенного просвета);
  • ширина : нормальный, узкий, широкий, шрифт фиксированной ширины ;
  • размер (кегль) в пунктах (1 пункт = 1/72 дюйма);
  • контраст;
  • различимость;
  • удобочитаемость;
  • ёмкость;

Слайды 8-11

Каждый шрифт – это определенная композиционная система, имеющая свой художественный облик.Рассмотрим основные характеристики шрифта.

Художественный облик шрифтов:

  • Декоративный.
  • Динамичный .
  • Изящный. Римский капитальный, антиква, академический шрифты. Используются для литературных и искусствоведческих текстов, оформления архитектурных проектов, написания текстов на мемориальных досках.
  • Курсив. Применяется для написания текстов почётных грамот, поздравительных адресов, поздравлений и приглашений.
  • Монументальный. Рубленый плакатный, брусковый шрифт и гротеск . Применяется для написания лозунгов , плакатов , транспарантов .
  • Свободный.
  • Строгий. Применяется на диаграммах, схемах, графиках, технических и производственных плакатах, указателях.
  • Фольклорный (украинский, арабский и т. д.).

4. Подготовка к художественной деятельности. Показ на доске.

Слайды 12-13

– Сегодня мы подробно поговорим о монументальном (рубленом) шрифте, о его особенностях начертания, пропорции и художественных характеристиках. На уроке мы рассмотрим понятие «типографика» (типографика – это уже творческое преображение печатного текста в элемент графического оформления, оно обходится без использования иллюстративной и изобразительной графики, а выполняется с помощью моделирования и монтажа текста ). Типографика превращает текст в яркие и оригинальные графические образы.

Слайд 14

Шрифт рубленый по начертанию можно разделить на три группы: буквы, состоящие из прямых элементов (Г, Е, Ё, Н, П, Т, Ц, Ш, Щ – верхняя строчка слайда), буквы, состоящие из прямых и наклонных элементов (А, Д, Ж, И, Й, К, Л, М, У, Х – средняя строчка), буквы с округлыми элементами (Б, В, З, О, Р, С, У, Ф, Ч, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я – нижняя строчка).

Одним из методов точного построения шрифта является метод модульной сетки (3 по горизонтали и 5 по вертикали). Модуль является постоянной и основной единицей измерения буквы, который дает возможность сохранить основные пропорции букв и знаков. Модульная сетка 3 на 5 применяется в группе букв (Б, В, Е, З, И, К, Л, Н, О, П, Р, С, Т, У, Х, Ч, Ь, Э, Я) и для группы букв, которые пишутся несколько больше остальных 4 на 5 (А,М, Ц, Ъ) и 5 на 5 (Д, Ж, Ф, Ш, Ю), модульная сетка 2,5 на 5 (Г), модульная сетка 6 на 5 (Щ).
Учитель на доске демонстрирует построение букв по масштабной сетке. Учащиеся на листочках в клетку отстраивают буквы чертежными инструментами.

Научившись строить буквы рубленого шрифта, вы сможете видоизменять и совершенствовать шрифты, которыми уже овладели, или даже придумывать свои собственные, оригинальные шрифты!

5. Практическая работа учащихся

Слайд 15

Задание 1: построить шрифтовую композицию «Мое имя» в центре листа А4 чертежными инструментами по масштабной сетке 20х20 мм (высота букв 100 мм).

Слайд 16-20

Далеевыполнить шрифтовую композицию «Мое имя» в цвете графическими материалами, отображая образы времен года. Просмотр фотографий с изображением природы. Обращение внимания на цвет, характерные признаки и состояние.

Слайд 21-23

Критерии:

Слайды 24-25

Задание 2: построить шрифтовую композицию «Говорящее слово» в центре листа А4 чертежными инструментами (рубленый шрифт).

Сначала подбирается слово (имя существительное, нарицательное, включающее от 4 до 6 букв). Необходимо изобразить выбранное слово так, чтобы все буквы были «опредмечены»: слово должно читаться через изображенный образ в силуэтах букв и вокруг них, каждая буква должна нести на себе смысловую нагрузку всего слова. Затем отстраиваются буквы рубленого шрифта на листе формата А4 по масштабной сетке 10х10 мм, между буквами промежуток 10 или 20 мм в зависимости от количества букв в слове. Затем работа выполняется графическими материалами, которыми необходимо передать фактуру и образ изображения. Изображение должно получиться ярким, красочным, фактурным.

Слайды 26-31

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

Слайд 32

Задание 3: создание шрифтовой композиции из инициалов (вариант 1).

Инициалы – это первые буквы фамилии, имени, отчества (3 буквы). Начинается работа с поисковых эскизов композиции (соприкосновения букв в точке, в линии, буква в букве). Учащиеся выполняют по 5 вариантов композиций размером не более 20х20 мм на формате А4 слева простым карандашом. Выбирается учителем наиболее удачный эскиз, далее разрабатывается учеником на этом же листе справа размером не менее 100х100 мм в цвете графическими материалами (вариант 1) или в технике аппликация (вариант 2). Главное в работе добиться отражения своего стиля, своих интересов и характера.

Слайды 33-35

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

Слайд 36

Задание 3: создание шрифтовой композиции из инициалов (вариант 2).

Слайды 37-39

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

Слайд 40

Задание 4: создать шрифтовую композицию «Рисованные буквы (свободный шрифт)» в центре листа А4.

– Мы рисуем предмет буквами. Начать работу необходимо с контурного рисунка какого-либо предмета или животного. Затем надо вписать в этот предмет букву за буквой так, чтобы осталось как можно меньше промежутков между ними. Буквы могут быть разной высоты и ширины, конфигурации, но всё же выполнены в едином стиле. Потом убираем контур изображения. Далее прорисовываем композицию цветом. Здесь необходимо как можно точнее передать фактуру и образ предмета или животного, чтобы при первом взгляде воспринималось цельное изображение, а потом уже прочитывались буквы.

Слайды 41-43

– Каких животных вы знаете? Чем отличаются птицы от зверей, насекомые от рыб и т.п.? Обратите внимание на силуэт различных животных.

Слайды 44-47

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

Слайд 48

Задание 5: «Выставка кошек и собак» – создание образа животных в технике аппликация из букв, вырезанных из старых газет и журналов по контуру. Работа выполняется в малых группах (по 2 человека). Перед выполнением задания учитель беседует с учащимися о характерных особенностях формы головы, тела, хвоста и т.д. кошек и собак. Можно предложить учащимся посмотреть фотографии животных.

Слайды 49-52

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

Слайды 53-54

Задание 6: «Город из букв. Памятники архитектуры в буквах» – создание образа всемирно известного памятника архитектуры в технике аппликация из букв, вырезанных по контуру из газет и журналов. Работа выполняется в малых группах (по 2 человека) или индивидуально.

Слайды 55-69

– Рассмотрим памятники архитектуры разных эпох. Обратите внимание на силуэты, пропорции сооружений, на компоновку листа, на детали и архитектурные конструкции.

Слайды 70-71

– Посмотрите, варианты выполнения задания (демонстрируются работы учителя).

Слайды 72-83

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

6. Подведение итогов урока

Выставка работ. Обсуждение результатов

7. Рефлексия деятельности на уроке

– Что мы сегодня нового узнали (выстраивание смысловой цепочки, сравнение способов и методов работы, применяемые другими со своими)? Какие понятия и термины запомнили (типографика, монументальный рубленый и свободный рисованный шрифты, модульная сетка и т.п.? Чему научились?

– Задания 1-3, 6 предлагаются учащимся 7-х классов (программа «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека» под руководством Б.М. Неменского).
– Для выполнения заданий 4-6 урок следует начать со знакомства с различными видами и характеристиками шрифта (слайды 1-11), пропускается раздел построения рубленого шрифта (слайд 12-35), далее учитель переходит к объяснению заданий и просмотру с учащимися иллюстративного материала по теме задания (слайды 40-69).
– Иллюстрации на слайдах 16-19, 41-43, 48 можно растянуть на весь экран.
– Смена слайдов в презентации автоматическая.

Шрифтовые композиции.

Шрифтовые композиции постоянно используются в дизайне окружающей среды. Это – памятные доски, вывески, надписи на упаковках и этикетках промышленных товаров и т. д. Надписи имеют не только информационное значение, но и создают эстетическое качество среды обитания человека.

В зависимости от назначения, шрифт может быть изящным или массивным, строгим или живописным. Главными эстетическими критериями выбора того или иного шрифта является гармоничность его пропорций, красота рисунка каждой буквы, простота и понятность, четкость и соразмерность. В шрифте все буквы должны гармонично сочетаться друг с другом в любых возможных комбинациях, быть красивыми и хорошо читаемыми.

Еще на заре своего развития человек стремился зафиксировать и передать определенную информацию с помощью шрифта, отразить исторические события и свое отношение к ним. Это послужило причиной появления предметного и картинного письма. Постепенно, для ускорения процесса письма, появились знаки-символы. Такой вид письма называется образно-символическим.

Наиболее ранним примером образно-символического письма является клинопись, созданная в IV тысячелетии до н. э. древним народом - шумерами. К нему относятся и китайские и древнеегипетские иероглифы. Древние правители увековечивали в камне свои имена и деяния, победы над врагами значительные события политической жизни. Камень, единственный в то время долговечный материал, выполнял роль носителя информации.

Много интересных примеров использования шрифта в архитектуре можно видеть в искусстве и архитектуре Древнего Египта. Египетское иероглифическое письмо возникло в четвертом тысячелетии до новой эры. В нем было до 600 изображений предметов, людей, птиц, животных. Египетские мастера очень искусно, с учетом условий восприятия и освещения текста высекали свои рельефы на обелисках, пилонах и колоннах храмов.

На базе египетских иероглифов был создан древнейший алфавит . Алфавитом, или азбукой, называется совокупность знаков, принятых для обозначения звуков речи в письменной системе какого-либо языка и расположенных в определенном порядке. Знаки алфавита называются буквами. Алфавит, буквы которого имеют общую закономерность своих начертаний, называется шрифтом. Шрифт, как конкретное воплощение алфавита, непосредственно связан с инструментами и материалами, с помощью которых осуществляется письмо и обусловливается материальной культурой общества и его эстетическими нормами, вследствие чего, шрифт постоянно претерпевает заметные изменения в ходе исторического развития.

Примерно в X веке до н. э. греки создали свой алфавит и добились большого совершенства в написании текстов. Они встречаются не только на гробницах, но и в святилищах и даже в частных домах. В отличие от надписей Древнего Египта, где многократно поминался и прославлялся фараон, здесь надписи выполняют иную, более информационную роль.

К надписи греки предъявляли требования как эстетического, так и функционального характера, учитывая условия восприятия текса.

Греческие колонии в Италии перенесли туда свою письменность. На ее основе были созданы различные варианты латинского алфавита. Греческие буквы на итальянской почве эволюционировали в течении долгого времени, и постепенно приобрели такие начертания, которые мы называем латинским, а не греческим письмом.

Если греческие надписи состояли из высеченных букв одной толщины, то в латинских надписях у букв появляются различные толщины у основных и вспомогательных штрихов, а также существуют засечки, появление которых обусловливалось спецификой высечения букв на камне. Эти засечки, появившись чисто технологически, были в дальнейшем художественно обыграны, превратились в изысканные формы.

С появлением христианства появляются и ранне христианские надгробные надписи с именем усопшего. Иногда рядом изображались символы христианской веры: рыба, голубь, якорь, пальмовая или оливковая ветвь. Стечением надписи становятся многословнее. С IV в. появляются в христианских надписях закругленные начертания букв.

В надписях раннего средневековья, в большей или меньшей, мере сохраняется античная форма, которая внешне усложняется. В романской и готической архитектуре шрифтовые композиции мы видим на порталах и в интерьерах храмов, на надгробных плитах, саркофагах.

В эпоху Возрождения появляются теоретические трактаты о построении шрифта. Дюрером исследуются закономерности размещения шрифтовых композиций на зданиях. В основном, в применении шрифта в архитектуре копируются античные образы.

В архитектуре стиля барокко шрифтовые композиции были созвучны времени. Они приобрели вычурность, декоративную сложность. Всевозможные вензеля на порталах храмов и общественных сооружений, декоративных металлических воротах, надгробиях и памятных досках украшали и без того пластически сложную архитектуру.

К середине XVIII в. происходит переход к классической антикве в шрифтовых композициях на зданиях и сооружениях. В начале XIX столетия появляется новый, так называемый египетский шрифт (брусковый), у которого была одинаковая толщина всех линий и засечек букв. Пропорции букв и расположение засечек такие же, как и шрифта антиквы. Шрифт гротеск (рубленый), как и египетский, возник в Англии в начале XIX века. Структура букв гротеска сходна со шрифтом антиквы. В гротеске как и в египетском шрифте все штрихи букв имеют одинаковую толщину. Отличие гротеска от других шрифтов - отсутствие засечек.

Под влиянием декоративного искусства на рубеже XIX и XX веков появляются своеобразные по начертанию шрифты, созвучные стилю модерн, господствовавшему в то время. Образцы этого шрифта были и на зданиях. Среди растительного орнамента располагались шрифтовые вставки, вензеля, монограммы, как правило, в технике поливной глазури.

Шрифт в русской архитектуре использовался очень широко - во всевозможных закладных и памятных досках на стенах древних церквей, надписях на общественных зданиях , стелах, обелисках, памятниках, надгробиях. Они выполнялись в камне, выкладывались изразцами, изготавливались в меди и золотились, а в интерьерах писались краской. Азбуки, ставшие основой славянского письма, называют глаголицей и кириллицей.

В конце XIV-XV вв. возникает скоропись и вязь. Вязь - декоративное письмо, где каждая буква делается элементом украшения. Важнейшим событием петровской эпохи (1708 г.) стало создание гражданского шрифта. Сам Петр I принимал активное участие в его создании. Форма русских букв была изменена на основе латиницы. Вершиной русского шрифтового искусства можно считать шрифт русского классицизма. Шрифты того времени (елизаветинский, александровский и академический) оказали огромное влияние на современные буквенные конструкции.

Шрифтом, наиболее соответствующим прикладному искусству и архитектуре конструктивистов 20-х годов XX века, оказался шрифт рубленый. В 40-50 годы архитектурный стиль меняется, теперь ему больше соответствуют шрифты, основанные на классике. Поэтому надписи станций метро, построенных в 40-50 гг., выполнены на основе антиквы, в различных ее вариантах.

В 80-е годы, надписи в большинстве своем выполняются уже на основе рубленого шрифта, гротеска и скелетного гротеска (узкого архитектурного шрифта). Современные шрифты разделяют по технике воспроизведения: рукописный, рисованный, гравированный, типографский. По начертанию букв: курсивные, наклонные, нормальные, узкие, широкие, светлые, полужирные и жирные. Шрифты одного и того же начертания объединяются в одну гарнитуру. Каждая гарнитура имеет собственное наименование: академическая, романская, гротеск и т. д.

При всем многообразии сооружений, на которых пишутся надписи, материал выполнения надписи довольно ограничен. Имеются в виду надписи в архитектуре, выполненные в долговечных материалах. Это надписи в бетоне с включением других материалов и обработанные различными способами. В основном, это или врезанные буквы, или буквы выступающие от поверхности стен. Очертания букв на бетоне воспринимаются за счет светотени. Если буквы выполнены в граните или мраморе, характер букв тот же, что и в бетоне, но буквы почти сплошь врезные, глубина врезки меньше, т. к. восприятие шрифта идет не только за счет светотени, но и за счет разности фактур (полированные, матовые, прочеканенные поверхности).

Практикуется изготовление шрифтов из кованой меди, кованого алюминия , литой бронзы , литого стекла. Есть много примеров комбинированных надписей. В применении шрифта в архитектуре существует ряд специфических проблем и особенностей. Для обеспечения синтеза шрифта и архитектуры необходимо учитывать характер самого здания и роль и характер надписи на этом здании, ее эмоциональную и функциональную роль, а также масштаб текста и здания, условия восприятия текста с различных точек, условия освещения текста, его удобочитаемость и композицию самой надписи на

этом здании.

Некоторые общие правила работы над шрифтовыми композициями

При работе над шрифтовыми композициями следует соблюдать несколько правил:

Большое внимание следует уделить общей композиции надписи;

В пределах одного текста шрифт должен быть построен по одному принципу;

При выборе композиционного построения всей надписи текст целесообразно разбить на части по смыслу и определить те группы слов, которые несут на себе наибольшую смысловую нагрузку. Эти слова возможно выполнить в большем размере;

Расстояние между строчками может быть различным, но оно не может быть слишком большим, например превышающим двойную высоту букв, что может разрушить единство текста;

Слишком малое расстояние между строчками также нежелательно, оно затруднит чтение текста.

Расположение строк может быть симметричным или асимметричным.

Расстояние между буквами зависит от выбранной общей композиции текста. Если в композицию вместе с текстом входит орнамент, то необходимо соблюдать стилевое единство шрифта и орнамента.

Начинать работу над текстом нужно с определения его композиции. Сначала нужно рассчитать размер надписи по длине и ширине. Общая длина текста складывается из суммы ширины букв, интервалов между ними и интервалов между словами. Интервал между словами принято брать равным расстоянию между двумя буквами и плюс сама буква. Если в гарнитуре буквы «О» и «С» имеют круглые очертания, то они располагаются на различном расстоянии от, например, букв с наклонными боковыми очертаниями - «А», «Л», «Я», и др. и букв прямоугольного начертания - «Н», «П». Интервал между буквами «С» и «Я» или «О» и «Л» намеренно уменьшается, и тогда сохраняется цельность восприятия слова. Таким образом, в большинстве шрифтов построение интервалов между буквами предполагает их переменность.

Особую группу составляют так называемые рисованные шрифты. Они отличаются индивидуальностью и большим разнообразием форм. К рисованным относятся шрифты древних цивилизаций, но и сегодня создание таких шрифтов интересует многих художников-шрифтовиков.

Если буквы имеют прямоугольное начертание, как в художественном шрифте "гротеск", (упрощенной формой которого является "узкий архитектурный шрифт"), то для удобства расчета надписи по длине можно воспользоваться формулой:

А = I - М/М - 1, где А - это интервал между буквами, I - длина строки, N - общая длина всех букв в строке без учета интервала между ними, а N-1 количество интервалов между буквами. При таком расчете можно задаться условием, что промежуток между словами равен одной букве и двум интервалам между буквами в слове.

Способы использования шрифта в макете

Изготовление шрифтовых композиций приемами макетирования позволяет воспринимать буквы, как элементы объемно-пространственной композиции. Начинать работу над текстом нужно с определения схемы композиционного решения. Затем надпись нужно рассчитать по длине и высоте.

В макетировании разнообразие поставленных композиционных задач вызывает необходимость использования различных шрифтов. Существует масса способов использования шрифта в макете, более или менее трудоемких. По технике изготовления их можно разбить на две большие группы - объемный и плоский.

Более полно материал по теме «Шрифт в макете» можно прочитать в пособии «Макетирование».

Шрифтовая композиция - это гармонично связанные между собой набор букв, блоков текста и прочих участников текстового пространства, из которых составляется композиция.

Самыми наглядными примерами шрифтовых композиций в данном случае являются мемориальные доски, надгробия, памятные и въездные знаки. Однако в этих художественных объектах шрифт присутствует не всегда, так как есть не только знаковые объекты, но и информационные, а именно указания на персоналии, события, даты и географические точки.

Зачастую непростой задачей в каллиграфии является включение изображения в шрифтовую композицию ввиду различных особенностей. Одной из таких особенностей является тот факт, что шрифтовая композиция рассматривается не только целиком, но и читается в определённом порядке. Привычным для человека является чтение сверху вниз и слева направо строка за строкой.

Важно помнить, что в рамках любого проекта, основу которого составляют не только шрифты, но и графические изображения, шрифтовые конструкции вместе с остальными элементами композиции должны восприниматься как единое целое. Шрифтовые конструкции должны гармонично вписываться в структуру решения в целом, тем самым, раскрывать общую идею проекта. Шрифты и изображения не должны жить самостоятельно. Композиционное единство изображения и шрифта в шрифтовой композиции достигается путём подчинения общему пространственному ритму, близким пластическим принципам. Признаки художественного стиля, художественные особенности того или иного времени одинаково проявляются в начертаниях шрифта и рисунка. Композиционное единство шрифта и изображения может основываться не только на их сближении, но и на осмысленном, умело примененном контрасте, противопоставлении объема и плоскости, статики и динамики и т.п.

Для достижения успешного результата не следует создавать элементы, одинаковые по массам. Чем очевиднее является разница и контраст размеров в композиции, тем интереснее является композиция в целом. Также при разработке того или иного проекта могут быть выставлены определённые приоритеты, относящиеся непосредственно к элементам шрифтовой композиции. Опираясь на эти приоритеты, текстовые блоки могут быть выражены более явно, чем графические элементы, и наоборот - текст может быть дополнением к графике, но также возможны исключительно шрифтовые композиции.

Одной из главных ошибок при ведении работы над подобным заданием может быть первоначальное создание изображения, после чего начинается подбор шрифта, зачастую не самый удачный. В этом случае шрифт будет казаться неуместным, а гармонизация элементов не будет достигнута. Поэтому работу над композицией, включающей изобразительные и шрифтовые элементы, нужно обязательно начинать и вести одновременно по отношению ко всем элементам. Изображение и шрифт должны обязательно находиться в исторической соподчиненности и соответствовать стилем той или иной эпохе.

Необходимо также иметь в виду то, что при всем своем историческом характере композиция служит современности и должна говорить современным языком. Т.е. черты современности должны неизбежно присутствовать в работе. Есть еще один признак, помогающий найти решение сочетания шрифта и изображения - это масштабное единство композиции.

Уже на первой стадии ведения работы должны быть представление о том, что главенствует в композиции - шрифтовые или изобразительные элементы. Как они будут соотноситься между собой и что это соотношение эмоционально выразит. Единство элементов шрифта и изображения - залог создания успешной композиции.

Виды шрифтовой композиции. Характеристика композиций.

Шрифтов композиция может быть разных видов:

1. Симметричная;

2. Блочная;

3. Флаговая.

1. Симметричнаякомпозиция - вертикальная ось симметрии проходит через середину надписи и делит её на две равные части - левую и правую. При небольшом тексте лучше применить «золотое сечение», когда текст делится на две половины, из которых верхняя относится к нижней как 5:8. Если текст значительный по объему, то основная строка поднимается сравнительно высоко. Такая схема позволяет освободить нижнюю часть плаката для оставшегося текста.

2. Блочная композиция - все строки текста вписываются в прямоугольник. В этом случае увеличивают межбуквенный просвет; буквы в коротких словах пишутся с разрядкой до ширины шрифтовой полосы. Однако слишком сильное увеличение расстояния между буквами может привести к нарушению ритмического строя шрифтовой надписи. Блочная композиция находит применение в шрифтовом плакате. Она целесообразна тогда, когда строки имеют приблизительно одинаковое количество букв. Если строки очень разные по длине и содержат союзы и предлоги, затрудняющие уравновешивание строки, то достигнуть хороших результатов в блочной композиции не удается.

Блочная композиция может быть симметричной (если один блок) и асимметричной (если несколько блоков).

3. Флаговаякомпозиция - текст сдвигается в сторону: либо влево, либо вправо от вертикально проведенной оси. Разметка букв и строк начинается от этой вертикальной прямой. Флаговая схема позволяет расположить все строки на одной линии от края листа. Такая композиция носит динамичный (ассиметричный) характер. Иногда применяют флаговую композицию текста, скомпонованную таким образом, что она носит не динамичный, а статичный характер.

Параметры фото для полиграфии.

Цветовая модель СМYК используется в публикациях, предназначенных для печати.

Основные цветовые компоненты этой модели:

Cyan - голубой, Magenta - пурпурный, Yellow - желтый, Key color - ключевой цвет, в качестве которого, как правило, используется черный.

Цветовая модель – это способ описания цвета.

Разрешение не менее чем 300 dpi. При плохом качестве фото может быть больше (400 dpi, 600 dpi), но это утяжеляет файл.

Размер 100% (можно увеличить, но не более чем на 15% без потери качества).

Форматы растровых фотоизображений (TIFF, EPS, Jpg ).

1. Что такое сграффито? Особенности техники.

Сграффито (от итальянского sgraffito или graffito - выцарапанный).

Подготовительные работы для техники сграффито . Оштукатуривание стены, нанесение обрызга и грунта. Особенности оштукатуривания различных стен (кирпич (известковые растворы), бетон (известково-цементные растворы), разные способы выравнивания и поддержания влажности нанесённого раствора). 1

Нанесение декоративных составов . Толщина нижнего слоя 7-8 см, следующий меньше по размеру 6 см, потом 5 см, и т.д. Препдпоследний цветной слой 2 см. Белый просто белится водоэмульсионной краской размер примерно 2 мм. Затереть и выровнить поверхности. Последовательность и особенности нанесения слоёв (от самого тёмного слоя к чисто белому, просушивание каждого слоя до лёгкого схватывания). Возможно использование шаблонов.

Декоративные составы. Цементовый раствор, наполнители (мелкая крошка, кварцевые пески, порошок дроблённого красного кирпича, каменная пудра и др.). Зернистость песка - от 0,1 до 0,5 мм. Для верхних слоёв ещё меньше. Для придания цвета слоям в раствор добавляются пигменты.

Отделка цветных рисунков . Процарапывание слоёв. Нанесение декора. Используемые инструменты (долота, стеки, царапки, ложки, зубчатки, косари). По мере затупления инструменты подтачивать.

Что называется шрифтом? Виды письма.

Слово «шрифт» (schrift) – немецкого происхождения и в переводе означает – письмо, начертание букв.

Шрифт – это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других письменных знаков имеет общую закономерность построения и единый стиль. Иными словами, шрифтом называется графическая форма определенной системы письма. Современное оформительское искусство невозможно представить себе бес применения шрифта. Чем разнообразней его употребление, тем больше внимания необходимо уделять его качеству, что невозможно без серьезного изучения его структуры.

История возникновения письменности уходит своими корнями в глубокую древность.

Из истории мировой письменности известны четыре вида письма:

1) пиктографическое – в виде наскальных рисунков у первобытных людей;

2) идеографическое – письмо при помощи идеограмм, а не букв. Одним письменным знаком (солнце, луна, птица) обозначалось целое понятие, слово. Было распространено в Египте, Китае.

3) слоговое – письмо, в котором знаками обозначались слоги. Слоговым письмом древние египтяне писали на папирусе. Оно было очень громоздким. Виды этого письма существовали много веков у народов Древнего Востока и в странах Восточной Азии – Японии, Китае, Корее.

4) буквенно-звуковое – появилось во втором тысячелетии до н.э. В нем знаки означали отдельные звуки (фонемы).

Визитка как атрибут фирменного стиля компании. Виды визиток. Атрибуты визитки. Размер визитки.

Один из главных элементов визитки - логотип.

Виды визиток

1. Личная;

2. Деловая;

Корпоративная.

Визитка включает в себя:

1. Имя владельца;

2. Компанию (обычно с логотипом);

3. Контактную информацию (адрес, телефонный номер и/или адрес электронной почты, адрес сайта).

Размер визитки:

Размер визитки стандартный, обусловлен размером визитницы.

Х85(90) мм

К размеру 50х90 мм добавляются дополнительные мм для обрезки (по 5 мм с боков и сверху). Разделяются пополам и получается по 2,5 мм с каждой стороны (сверху, снизу, слева и справа).

Кегль шрифта для визиток:

не менее 6-8 пунктов в зависимости от шрифта.

1. Материалы и инструменты, используемые для мозаичной отделкистен . Основание под мозаику.

Материалы для мозаики: Камень (поделочный камень, гранит, мрамор, сланец, галька). Стекло (смальта, цветная стеклянная мозаика, цветное стекло округлой формы, витражное стекло, прозрачное стекло). Керамика (керамическая плитка, осколки керамической посуды, терракота). 1

Подготовка материалов для мозаики . Резка смальты специальной гильотиной. Резка керамической плитки (стеклорезом, ручным плиткорезом, плиткорезом). Резка стекла стеклорезом.

Клеи и составы для приклеивания мозаики. Временные клеи (клейстер, обойный клей) для обратного метода набора. Постоянные клеи: бывают три основных вида (акриловые смеси, смеси на основе цемента, эпоксидная смола). Разное назначение этих клеев.

Содержание: Инструменты для создания мозаики (стеклорез, плиткорез, плиткорез ручной, рабочие плоскогубцы, кусачки, молоток и ручник, щипцы для мозаики, плоскогубцы для стекла, угольник, металлическая линейка, гладилки, тёрки). Как ими пользоваться. Дополнительные инструменты (бумага, калька, карандаши, маркеры, гуашевые краски, различные ёмкости).

Основа под мозаику (бетонная или кирпичная стена, фанера, ДСП, плоский шифер).

Техника безопасности при изготовлении мозаики. Использование специальных очков, чтобы избежать попадания в глаза осколков. Использование защитных перчаток. Использование защитной одежды. Использование защитных материалов для покрытия рабочего пространства.

1. Листовка;

2 Плакат;

3. Календарь;

4. Буклет;

Многостраничные издания:

1. Каталог - сброшюрованное или переплетённое печатное издание, содержащее систематизированный перечень большого числа товаров, как правило, иллюстрируемое фотографиями товара;

2. Проспект - сброшюрованное или переплетённое печатное издание, информирующее о конкретном товаре или группе товаров или, вообще о фирме;

3. Книга;

4. Справочник;

Периодические издания:

1. Газета;

2. Журнал;

3. Корпоративное издание .

С каждого края листовки должны быть предусмотрены поля, необходимые для резки тиража, так как при этом процессе возможно отклонение ножа в каждую сторону на 2,5 мм.

Наиболее важные элементы макета, такие как логотип, телефоны, адреса и т.п., должны быть удалены от линии реза не менее чем на 5 мм.

Элемент, примыкающий непосредственно к линии реза, что называется «печатью на вылет», требует продления данного элемента за линию реза на 3 мм. Текст переводится в кривые.

Красочность листовок:

4+0(полноценная печать с 1-й стороны)

4+4(полноценная печать с 2-х сторон)

1+0(печать черным с 1-й стороны)

1+1(печать черным с 2-х сторон) и любая другая по Вашему желанию

Бумага для печати листовок:

Мелованная средних плотностей 125-170 г/кв.м

Тонкая мелованная 90-115 г/кв.м

Плотная меловання 200-300 г/кв.м

Офсетная 80 г/кв.м и любые другие виды бумаг по желанию

Дополнительная обработка листовок:

сплошной ВДУФ и офсетный лак; ыборочный УФ-лак; ламинация; тиснение фольгой; вырубка.

Резка бумаги и картона

Инструменты:

ножницы, нож-резак, подрезная доска, металлические линейки разных размеров, графитный карандаш.

Резка бумаги и картона по прямым линиям ножом-резаком:

нанесение меток резки графитным карандашом;

расположение бумаги на подрезной доске лицевой стороной вниз;

линейку возможно сильнее прижать левой рукой книзу, чтобы сдвигание её с места во время работы было исключено;

рукоятку ножа следует держать сверху четырьмя пальцами. Пятый, указательный палец должен лежать на обушке клинка для нажима на нож в процессе работы;

клинок ножа должен во время работы плотно прилегать к рабочей грани линейки, т. е. двигаться в плоскости, перпендикулярной плоскости подрезной доски. Ось ножа при резке бумаги должна быть наклонена к линии реза и составлять с ней угол в 35-45°.

Резка бумаги и картона по криволинейным контурам ножницами:

нанесение меток резки графитным карандашом, применение шаблонов и лекал (если нужно);

резка небольшим участком;

концы ножниц разводятся широко;

вырезаемая деталь располагается слева от ножниц, а линия реза проходит по правой стороне разметочной линии, проведённой карандашом;

листы бумаги, чтобы они не смещались, скрепить по краям канцелярскими скрепками или булавками.

Складывание бумаги при резке ножницами:

при массовом изготовлении из бумаги небольших по размерам деталей со сложными криволинейными очертаниями бумага складывается, в зависимости от её плотности, в четыре, восемь и более слоев, вырезание производится по карандашной разметке, нанесённой на верхнем листе;

если деталь имеет ось симметрии, то бумагу сложить пополам, вычертить на ней половину детали так, чтобы о Наклеивание бумаги.

Правила наклеивания бумаги:

намазывать клеем всегда нужно наклеиваемую деталь изделия, а не ту, на которую производится наклеивание;

смазать клеем и некоторое время подержать чтобы бумага намокла и набухла;

при склеивании двух деталей из бумаги или картона намазывать клеем более тонкий материал;

при соединении «внахлёстку» листов бумаги одинакового качества смазывать клеем обе кромки;

при намазывании бумаги клеем её нужно класть на лист ненужной бумаги;

намазываемый лист или деталь придерживать концами пальцев левой руки, чтобы они не сдвигались с места.

Способ смазывания клеем узких полосок «от доски».сь симметрии совпала с линией сгиба, вырезать и распрямить.

Склеивание деталей:

после укладки смазанной клеем детали на место приклеивания прикрыть чистым листом бумаги и притереть всю поверхность детали мягкой чистой тряпочкой или ребром ладони от середины к краям по направлению волокон, положить под пресс до окончания приклеивания.

Оформление фирменного буклета, текст, иллюстрации в краткой и доступной форме должны представить содержимое издания до читателя.

Элементы фирменного оформления буклета: логотип; стиль; шрифт.

Этапы создания буклета: разработка дизайна макета; обработка иллюстраций; вёрстка; подготовка к печати.

Дополнительные отделочные операции при печати буклета:

УФ-лакирование; вырубка; тиснение фольгой; блинт; конгрев; печать пантонными красками.

Стиль разработки оформления буклета может быть выполнен как в классическом оформлении так и в оригинальном с использованием различных полиграфических материалов.

Печать буклетов производится на мелованой или офсетной бумаге из листа формата А4 (297х210 мм) или А3 (420х297 мм), с 1, 2 и более фальцами (сгибами).

Печать полноцветная с двух сторон (4+4). Плотность бумаги для печати буклета выбирается от 115 до 300 г/м. Для буклетов, предназначенных для особых случаев, применяется плотная бумага или картон с использованием вырубки и высечки.

Способы печати буклетов:

офсетный;

Цифровой.

При изготовлении буклетов офсетным способом обеспечивается наилучшее качество полиграфии. Тираж может быть разный (от 100 штук, офсет от 200 штук).

Лифлет - лист формата А4 с двумя фальцами (сгибами).

Понятие орнамента.

Орнамент (лат. ornemantum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т.д.), архитектурных сооружений, произведений прикладного искусства.

Связанный с поверхностью, которую он украшает, орнамент выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который нанесён.

Орнамент состоит из фона и мотива.

Фон - поверхность материала, на котором выполняется орнамент.

Мотив - многократно повторяющийся рисунок.

Зависимость характера орнамента от материала и техники исполнения.

Плоскостной орнамент - украшение на плоской или кривой поверхности, исполненный с помощью различных линий, включая цвет.

Рельефный или выпуклый орнамент - украшения, выполненные на дереве, кости, камне, металле с помощью специальной обработки. Глубина рельефа зависит от размера оформляемой площади, насыщенности рисунка и освещения.

Орнаменты делятся по закономерностям построения:

ленточный (фризы, окаймления, бордюры и т.д.);

замкнутый (вписанный в форму окружности, квадрата, прямоугольника, треугольника);

сетчатый (заполняющий поверхность сплошным узором).

Виды орнаментов:

Геометрический (состоящий из геометрических фигур);

Растительный (состоящий из стилизованный растений);

Зооморфный (состоящий из стилизованных животных);

Антропоморфный (состоящий из мужских и женских стилизованных фигур или отдельных частей тела человека).

Способы построения орнамента:

поворот в другую сторону;

движение по вертикальной оси;

движение по горизонтальной оси;

зеркальная симметрия;

построение при помощи сетки (квадратная форма, треугольная форма, ромбовидная форма, прямоугольная форма).

Наружная (Outdoor-реклама) - реклама, которая размещается на специальных временных и/или стационарных конструкциях, расположенных на открытой местности, а также на внешних поверхностях зданий, сооружений, на элементах уличного оборудования, над проезжей частью улиц и дорог или на них самих, а также на автозаправочных станциях.

Рассчитана на водителей, пассажиров транспорта, пешеходов. Несёт напоминающий характер.

световые вывески;

щиты с информацией (билборды, брандмауэры, сити-форматы, тривижены, штендеры (арочные и прямоугольные);

электрофицированное (или газосветное) панно с неподвижными или бегущими надписями («бегущая волна»);

пространственные конструкции для размещения плакатов в нескольких плоскостях;

надписи в небе (воздушные шары, дирижабли);

Билет №11

Водорастворимые краски.

Водорастворимые краски - краски, хорошо растворимые водой.

К водорастворимым краскам относятся: акварель , гуашь , темпера , водоэмульсионная , акриловая .

Акварель - водно-клеевая краска.

Состав акварельных красок:

Связующие вещества (камедь, декстрин, глицерин, мёд, сахар).

Выпускаются сухие в плитках, полусырые в кюветах, баночках и полужидкие в тюбиках.

Поверхность для работы акварелью - бумага (сухая и влажная).

Основные качества - прозрачность, чистота цвета, богатство тоновых решений.

Сочетается с белилами, гуашью, пастелью, темперой, тушью, бронзой и др. материалами.

Гуашь - водно-клеевая краска.

Состав гуашевых красок:

Связующие вещества (гуммиарабик, декстрин, фруктовая камедь);

Наполнитель: цветные пигменты, цинковые белила;

Смягчающие и консервирующие вещества (глицериновое масло);

Поверхностно-активное вещество (животная желчь);

Антисептик (фенол);

Пластификатор (глицерин).

Поверхность для работы: бумага, картон, двп, ткань, с предварительным проклеиванием.

Краска непрозрачная, плотная, высыхая высветляется и приобретает матовую бархатистую поверхность.

Темпера - клеевая краска.

Состав темперных красок:

Связующее вещество (эмульсия казеиновая или яичная).

Разбавляют водой и маслом, в последствии не растворяется.

Поверхность для работы:

картон, холст с белым грунтом или бумага с предварительным проклеиванием, другие загрунтованные поверхности (дерево, бетон и т.д.).

Мазки темперы имеют матовую, плотную, бархатную, мягкую поверхность.

Акрил - это синтетическая краска, на основе акриловой кислоты.

Состав темперных красок:

Связующее вещество (акриловая полимерная эмульсия (состоит из полиакрилов и полиметакрилов).

Наполнитель (цветные пигменты).

Стабилизаторы (коалесцентные вещества).

Применение акриловых красок:

могут применяться практически для любых работ.

Поверхность для работы акрилом:

можно использовать для работы на разных поверхностях (бумага, картон, холст, дерево, металл, ткань, фарфор, стекло), Но необходимо руководствоваться типом окрашиваемой поверхности., и использовать специальную краску, подходящую для этих поверхностей.

Для росписи и окраски стен учитывать местонахождение помещения (внутреннее, наружное). Разбавляют водой, в последствии не растворяется. Высыхает очень быстро.

По высыхании даёт прочный слой, напоминающий пластик или резину. Тон немного темнеет.. К недостаткам можно отнести грубость и низкую (ниже, чем у гуаши и масла) укрывистость. Акрилом трудно прописывать детали.

Водоэмульсионная краска.

Разбавляется водой, не смешивается с другими видами красок и растворителей. Время высыхания при температуре 20С - 24 часа.

Предназначена для окраски и огрунтовки ДВП, ДСП, панелей, гипсокартонных, и других отштукатуренных сухих поверхностей.

Оформление и печать календарей.

Оформление календаря зависит от его вида. Отличаются по форме, формату (А4, А3, А5 и т.д.), количеству листов, биговке (2, 3, 4 бига и т.д.), виду и плотности бумаги.

Послепечатная обработка календарей:

тиснение, фигурная вырубка. Шапка квартального календаря или карманный календарь могут быть заламинированы глянцевым или матовым ламинатом.

Билет №14

Подготовка эскизов для оформительских работ.

Определение понятия эскиз.

Эскиз (от французского - «esqusse») - предварительный набросок, фиксирующий замысел художника. Эскиз - основной вспомогательный инструмент.

Визуализация идей (перенос идеи на бумагу). Черновые наброски.

Мозговой штурм - быстро заносить все мысли на бумагу. Возможный масштаб эскизов 1:3 или 1:2.

Сбор материала для эскиза, исследование материала - можно использовать в любой работе: стиль иллюстраций для серии книг, план выставочного стенда, корпоративные логотипы, стиль фотографий для рекламной компании.

Сбор материала - собрать различные предметы, ассоциируемые с проектом, (цвета, характерные формы букв, текстуры или пропорции - любые типы графики из книг, журналов и газет, фото аналогичных проектов). Предметы можно закрепить на штекерной панели или приклеить к листу картона форматом А1, чтобы увидеть их вместе для сравнения и ассоциаций.

Эскизы бывают: графические; живописные.

Виды эскизов:

фор-эскиз;

творческий эскиз;

Рабочий эскиз (картон).

Аэрограф.

Из чего состоит аэрограф: корпус, ванночка для краски, педаль подачи воздуха/краски, сопло, защита сопла, игла, регуляторы давления/хода иглы, место подачи воздуха. Принцип работы аэрографа. Разновидности аэрографов: одинарного действия - наружного и внутреннего смешения, внешнего смешения без иглы, внешнего смешения с неподвижной иглой и подвижным соплом; двойного действия - с взаимозависимой регулировкой подачи потоков, независимого двойного действия. Эксплуатация аэрографа (сборка/разборка аэрографа, хранение аэрографа, меры предосторожности, чистка, техническое обслуживание). Возможные погрешности в работе инструмента, способы настройки и устранения погрешностей.

Краски:

Автомобильные (металлик, ксираллик, флуоресцентные, хамелеон).



error: Контент защищен !!