Новые информационные методы нейтрализации стресса. Техники быстрой нейтрализации стресса

Коррекции

Учебные цели:

Вопросы, освещаемые в теме

Вопросы для самопроверки

Список литературы

Рецензенты:

Боже, даруй мне

Эмоционально-ориентированные и проблемно-ориентированные методы.

Стрессоры, которые вам неподвластны

Многие люди испытывают значительное физическое и эмоциональ­ное напряжение, пытаясь изменить события или управлять теми из них, которые находятся вне их контроля. Некоторые, например, счи­тают, что вождение автомобиля сопряжено с серьезным стрессом, и страшно раздражаются, когда другие водители ведут невнимательно или, по их мнению, не так, как нужно.

Примерами техник, которые могут быть эффективными в фокусирова-нии на эмоциях, являются:



глубокое дыхание;

тренинг прогрессирующей мышечной релаксации;

визуализация.

Психологическая помощь при травматическом

Стрессе. Методики и техники психологической

Коррекции

Учебные цели:

Дать представление о психокоррекционых подходах при стрессе. Совместно со студентами определить основные особенности консультирования семей, где дети испытали ПТСР.

Вопросы, освещаемые в теме

Методы нейтрализации стресса.

Эмоционально-ориентированные и проблемно-ориентированные методы.

Особенности помощи при стрессе в зависимости от времени его наступления.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите физиологические методы снятия стресса.

2. Опишите, в чем состоит сущность аутогенной тренировки.

3. Перечислите когнитивные постулаты рациональной терапии.

4. Какая связь существует между методом нейролингвистического программирования и учением И. П. Павлова?

5. Перечислите четыре основные группы методов уменьшения стресса, отличающихся по природе антистрессорного воздействия.

Список литературы

1.Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н., Клиническая патопсихология/ руководство для врачей и клинических психологов/, Москва – Воронеж, 2002, с. 512

2.Гремлинг С.Е., Ауэрбах С.М. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002. – 235 с.

3.Гринбер Д. Управление стрессом. СПб., 2002. – 451 с.

4.Собчик Л. Н., Методы психологической диагностики, М, 1990, выпуск 2, с. 88

5.Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб., 2001.

6.Щербатых Ю. Психология стресса. - М. : Эксмо, 2006.

Рецензенты:

1. __________________________________________________

2. __________________________________________________

Лекция обсуждена и одобрена на заседании каф. психологии.

Протокол № от «__» _______________200_г.

Боже, даруй мне

смирение принять то, что я не могу изменить,



мужество изменить то, что могу,

и мудрость, чтобы отличить одно от другого.

Методы нейтрализации стресса.

Существует много методов коррекции психоэмоционального стресса, и задача состоит в том, чтобы выбрать те из них, которые отвечали бы, с одной стороны, индивидуальным особенностям конкретной лич­ности, а с другой - реальным условиям, существующим в данном месте и в данное время.

♦ аутогенную тренировку;

♦ различные методы релаксации;

♦ системы биологической обратной связи;

♦ дыхательную гимнастику;

♦ включение в жизнь человека положительных эмоций;

♦ музыку;

♦ физические упражнения;

♦ психотерапию;

♦ физиотерапевтические мероприятия (массаж, сауна, электросон); иглоукалывание и др.

Выбор какого-то метода коррекции стрес­са должен определяться той системой организма, показатели которой наиболее сильно отклоняются от нормальных значений.

Американский психолог Джозеф Вольпе в свою очередь пола­гает, что существуют только три, занятия несовместимых с напря­жением: это секс, еда и упражнения на релаксацию.

♦ общение с природой;

♦ музыку;

♦ алкоголь;

♦ домашних животных;

♦ общение с друзьями;

♦ экстремальные физические нагрузки; -f секс;

♦ парную баню;

♦ просмотр хорошего видеофильма;

♦ чтение книги;

♦ занятие спортом и т. д.

Можно выделить, как минимум, две классификации методов нейтрализации стрессов. В основу первой классификации положена природа антистрессорпого воздействия: физическая, химическая или же психологическая, в основу второй классификации - спо­соб внедрения в сознание антистрессорной установки - самостоя­тельный или при помощи другого человека. Рассмотрим их подробнее.

Первая классификация. Если начать с низших уровней организа­ции материи, то наиболее простыми будут физические методы умень­шения стресса - воздействие высокими или низкими температурами, светом различного спектрального состава и интенсивности и т. д. Многочисленные наблюдения доказывают, что закаливание, сауна и русская парная баня являются прекрасными аптистрессориыми ме­тодами, которые веками использовались в народной медицине и не потеряли своего значения и в настоящее время. Солнечные ванны (загар) в умеренных дозах также оказывают благоприятное действие на психическое и физическое здоровье.

Исследованиями последних лет доказано, что не только интенсивность света, но и его спектральный состав также влияют на психическое состояние человека. Так, при наблюдении группой испытуемых красного цвета, полученного с помощью обычных проекционных ламп с дополнительными свето­фильтрами, их восприятие было связано с эмоциями негативного ха­рактера: ограничение, ощущение тесноты, головная боль.

Следующая группа биохимических методов снятия стресса вклю­чает в себя различные фармакологические препараты, лекарственные растения, наркотические вещества, алкоголь и ароматерапию. По­следний метод заключается в управлении психическим состоянием человека при помощи запахов.

Среди множества эфирных масел есть набор веществ, которые об­ладают хорошими седативными и антистрессорными свойствами. Наиболее известными и проверенными успокаивающими свойства­ми обладают запахи валерианы, лаванды, мелиссы, иланг-иланга и нероли, впрочем, при использовании ароматерапии следует учиты­вать индивидуальную переносимость запахов и сформированные ра­нее обонятельные ассоциации.

Физиологические методы регуляции стресса заключаются в непосредственном воздействии на физиологические процессы в организ­ме, в частности, на сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы. Они включают в себя массаж, акупунктуру, физические уп­ражнения, мышечную релаксацию и дыхательные техники.

Психологические методы уменьшения стресса будут более подроб­но разобраны ниже, поэтому в настоящий момент мы не будем оста­навливаться на них подробно.

Вторая классификация . Регулировать уровень стресса можно са­мостоятельно, с помощью другого человека или при помощи техниче­ских средств.

Практика показывает, что наиболее эффективным способом регу­ляции уровня стресса является внешний - с участием психолога, психиатра или любого другого позитивно настроенного человека. Сюда относятся все виды психотерапии, эмоциональное участие близкого человека, компетентный совет знающего человека, секс, спортивные игры, массаж и т. д.

Регуляция уровня стресса может проходить с использованием технических средств:

· магнитофона, на который записываются формулы аутогенной тре­нировки;

· видеомагнитофона, с помощью которого воспроизводятся карти­ны природы;

· обучающих компьютерных программ для релаксации;

· разнообразных устройств биологической обратной связи.

  • АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • Административные и экономические методы регулирования природопользования.
  • Административные методы управления: возможности и ограничения использования
  • Неприятные признаки стресса (повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться, чувство беспричинной усталости и пр.) проявляются мгновенно и видны, что называется, не вооруженным глазом. «Не нервничайте, расслабьтесь», – советуют нам окружающие. Да мы бы и рады не нервничать, только вот не получается, Стрессовая ситуация захватывает нас и не отпускает: неприятные мысли «сами лезут» в голову, сами собой срываются с уст резкие слова...

    Можно ли с этим что-нибудь поделать? Можно, но только при трех непременных условиях:

    1) внятном понимании природы стресса и стадий его развития;

    2) отчетливом представлении о границах возможного воздействия на протекание стрессовой ситуации;

    3) готовности к активным усилиям по достижению своей эмоциональной устойчивости.

    Что такое эмоциональная устойчивость? Это такое свойство личности, которое обеспечивает стабильность эмоционального возбуждения при воздействии различных стрессоров, преобладании стенических эмоций над астеническими в этой ситуации надежности деятельности, сохранения высокой психической и физической работоспособности в стрессовых условиях.

    Показателями эмоциональной устойчивости, которую мы в быту характеризуем как самообладание, выдержку, хладнокровие, являются: сохранение у человека оптимистического настроения, отсутствие чувства страха, растерянности, подавленности и так далее при возникновении какой-либо угрожающей ситуации (либо человек остается способным эти эмоции контролировать). При наличии эмоциональной устойчивости у человека не возникает излишнего возбуждения или апатии, скованности, приводящих к ухудшению мыслительных способностей, нарушению координации движений, упадку сил, ухудшению самочувствия. Напротив, эмоциональная неустойчивость характеризуется преобладанием негативных эмоций, перевозбуждением, апатией, истощением нервной системы и т.п.

    Эмоциональная неустойчивость – результат таких форм деятельности человека, которые приводят к хроническому недовосстановлению нервной системы (к той или иной степени ее истощения). Истощение нервной системы возникает в результате чрезмерно сильной или длительной (иногда постоянной) стрессовой ситуации, не сбалансированной полноценным восстановлением сил. В то же время эмоциональная устойчивость снижается и при отсутствии достаточно больших эмоциональных переживаний, оказывающих тренирующее воздействие на психику. Ведь нервная система так же тренируема, как сила мышц или физическая выносливость. Ее можно поддерживать в хорошей спортивной форме, а можно, наоборот, систематически расшатывать.



    В таблице представлена классификация наиболее общих методов борьбы со стрессом, направленных как раз на тренировку общей эмоциональной устойчивости, уравновешенности, которые делают для нас стресс переносимым.

    Методы профилактики стресса

    Наименование метода Характеристика метода
    Планирование Необходимо спланировать решение задач (личных или служебных) на следующий день или ближайшую перспективу. В планах необходимо соотнести личные цели с целями организации
    Физические упражнения Физические упражнения, зарядка в течение дня могут помочь избежать стрессов, так как являются хорошим выходом для отрицательной энергии, благотворно влияют на физическое состояние организма
    Диета Продолжительный стресс может привести к образованию недостатка витаминов, ослаблению организма и в конечном счете к болезни. Кроме того, во время стресса нарушается нормальный режим питания. Поэтому необходимо выбрать вместе с врачом правильную диету
    Психотерапия Необходимо обратиться к психотерапевту, который порекомендует специальные упражнения с учетом сложившейся стрессовой ситуации и порекомендует специалиста-профессионала на основе психоанализа для проведения интенсивной работы один на один
    Медитация и расслабление Аутогенная тренировка, нервно-мышечная тренировка. Медитативные техники релаксации. Дальневосточные методы медитации (состояние внутренней сосредоточенности, концентрации внимания на чем-нибудь). Йога, дзен-буддизм, религия, молитва.


    Рассмотрим несколько простых способов по преодолению последствий стрессовой ситуации.

    Чтобы ослабить стресс:

    – старайтесь сосредоточиться на контроле своих действий;

    – делайте все как можно более точно;

    – стремитесь контролировать не только себя, но и окружающих, ситуацию в целом;

    – постарайтесь увидеть себя со стороны;

    – попытайтесь представить со стороны всю ситуацию;

    – не поддавайтесь эмоциям, прикажите себе думать над своей задачей, для этого задайте себе три вопроса: «Кто я?», «Где я нахожусь?», «Какова моя задача (что я должен делать)?»;

    – чтобы прийти в себя, постарайтесь вслух (если это возможно) описать себе ситуацию, в которой вы оказались, но не давайте ей эмоциональных оценок;

    – постарайтесь воспринимать все окружающее сразу целиком.

    В ситуации сверхстресса:

    – если вы потеряли на какое-то время чувствительность к внешним воздействиям или не можете справиться с эмоциями страха или паники, сделайте себе больно и сконцентрируйтесь на ощущении боли;

    – если вами овладела растерянность, постарайтесь почувствовать положение своего тела в пространстве, сосредоточьтесь на ощущениях, которые приходят от позиции тела, температуры воздуха, давления окружающих предметов;

    – если не можете собраться с мыслями – позовите себя по имени, попробуйте решить несколько простейших математических задачек.

    Таким образом, предложенные рекомендации содержат тот минимум «практической психологии», которым должен владеть водитель для обеспечения определенного уровня своей личной безопасности и поддержания психологической устойчивости во время управления транспортным средством.

    1. Научное представление о сущности конфликтов. управление конфликтами

    2. Сущность, факторы и методы нейтрализации стресса

    Конфликты являются составной частью любого производ­ственного процесса. Основой любого конфликта является несов­падение фактического положения с ожиданиями.

    Конфликт – проявление объективного или субъективного противоречия, выражающееся в противоборстве (столкновении) сторон в целях его разрешения.

    Из формулы конфликта можно судить о его составляющих:

    Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент. Конфликтная ситуация формируется, во-первых, за счет про­тиворечивых позиций сторон; во-вторых, в результате стремления к разным целям; в-третьих, при несовпадении интересов сторон. Инцидент - состояние активизации деятельности одной из сторон, находящейся в конфликтном противостоянии, если дру­гая сторона эту активизацию рассматривает как угрозу собствен­ной деятельности.

    Условия, необходимые для перерастания конфликтного про­тиворечия в конфликтную ситуацию:

    Значимость ситуации для участников конфликтного взаимо­действия;

    Наличие препятствия, воздвигнутого одной из сторон;

    Превышение уровня терпимости.

    Субъект конфликта - один из участников конфликтного взаимодействия (посредники в их число не входят). Объект кон­фликта - предмет спора, обладание которым лишает одну из сторон заметного преимущества. При этом предмет спора, как правило, неделим, а желание участников продолжать конфликт постоянно.

    Одним из узловых моментов возникновения конфликта яв­ляется недостаточный уровень доверия между руководителями и подчиненными, что часто выражается в недостаточном объе­ме информации.

    ^ Типичные причины и виды конфликтов

    В числе объективных конфликтов выделяют ряд причин их возникновения:

    1) производственные причины:

    Недостаток в организации труда;

    Неритмичность производственного процесса и объявление вы­ходных дней рабочими; упущение в технологии;

    Необеспеченность ресурсами;

    Несоответствие прав и обязанностей;

    Отсутствие честности в разделении обязанностей;

    Низкий уровень трудовой и исполнительной дисциплины;

    Наличие в структуре организации конфликтогенных подраз­делений;

    Противоречивые отношения и цели технологических и эконо­мических служб;

    2) ошибочные действия руководителей:

    Нарушение служебной этики;

    Нарушение трудового законодательства;

    Несправедливая оценка руководителем труда исполнителей. Виды конфликтов - это варианты конфликтного взаимо­действия в зависимости от ряда факторов. Возникновение кон­фликтов неразрывно связано с различными сторонами деятель­ности человека, в связи, с чем количество и разнообразие их достаточно велико.

    Для того чтобы легче ориентироваться во множестве конф­ликтов и иметь возможность выбора адекватного метода воздей­ствия, диагностики и управления ими, существуют классифика­ции конфликтов:

    По способам их разрешения - антагонистические, компро­миссные;

    По природе возникновения - социально организационные, эмоциональные;

    По направленности воздействия - вертикальные, горизон­тальные;

    По степени выраженности - открытые, скрытые, потенциаль­ные;

    По количеству участников, задействованных в конфликте, - внутриличностные, межличностные, межгрупповые.

    ^ Роль руководителя в разрешении конфликтов, управление конфликтами

    Любой руководитель в условиях возникновения конфликта должен принять меры к. его локализации, поскольку эскалация конфликта проходит по следующей схеме: межличностный кон­фликт переходит в межгрупповой конфликт, а затем - в обще-коллективный. Это является следствием привлечения каждой стороной сочувствующих.

    Основные действия руководителя:

    Выявить участников конфликта и проблемы, приведшие к нему;

    Определить возможность устранения предмета спора или воз­можность получения дополнительных ресурсов в ближайшей перспективе;

    Соблюдение такта и выдержки;

    Разработка мероприятий по локализации конфликта путем при­влечения к его разрешению общественных структур. Управление конфликтами - это целенаправленное воздей­ствие по устранению (минимизации) причин, породивших конф­ликт, и (или) на коррекцию поведения участников конфликта.

    Методы управления конфликтами можно пред­ставить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

    Внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность. Заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вы­зывая защитной реакции со стороны другого человека;

    Структурные, т.е. методы по устранению организационных кон­фликтов. Связаны преимущественно с изменениями в струк­туре организаций, перераспределением полномочий, новаци­ями в организации труда, в принятой системе стимулирова­ния и т.д. К таким методам управления конфликтами относят­ся: разъяснение требований к работе, координационные и ин­теграционные механизмы, разработка общеорганизационных целей, рациональных систем вознаграждения;

    Межличностные методы или стили поведения в конфликте. Используются при возникновении конфликтной ситуации и не­обходимости выбрать личностью форму, стиль своего даль­нейшего поведения;

    Переговоры.

    В начале развертывания самого конфликта его участники определяют, как им вести себя дальше, с тем, чтобы это в наи­меньшей степени отразилось на их интересах. Американские специалисты К. Томас и Р. Киленн выделяют пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:

    Уступчивость;

    Уклонение;

    Противоборство;

    Сотрудничество;

    Компромисс.

    ^ 2.

    Сущность, факторы и методы нейтрализации стресса

    Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, при­водит достаточно часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, стрессовым ситуациям, необходимости управлять стрессами.

    Понятие «стресс» было заимствовано из области техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противо­стоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел прочности, пре­вышение которого ведет к ее разрушению. Перенесенное в область социальной психологии, понятие «стресс» включает целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений. Некоторые специалисты считают; что стресс - это то давление в мире, которое приводит к состоянию эмоционального дискомфорта. Другие полагают, что эмоциональный дискомфорт - это стресс, вызванный давлением или условиями, именуемыми стрессорами. В целом стресс - явление часто встречающееся. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы, как для личности, так и для организаций.

    Под стрессом понимается комплекс физических, химических и психологических реакций человека на стимулы или стрессоры в окружающей обстановке. При этом силы окружающей среды выводят из равновесия физиологические и психологические функции человека.

    Факторы стресса на работе - это причины, вызывающие состояние напряжения у работающего.

    Основные факторы стресса на работе и возможные его ис­точники на работе: перегрузка (длительная работа) или недогруз­ка (скука); отсутствие системы поддержки (Обратной связи) от руководителя и (или) коллег по работе; неправильное опреде­ление объема работы (задания) - несоответствие между спо­собностями работника и потребителями работы; неясность или неопределенность поставленных задач; неразумная политика в передвижении кадров; плохие условия работы: шум, грязь и т.п.; неблагоприятное социальное окружение-- работа в одиноче­стве, постоянное давление со стороны окружающих, неспособ­ность работать в группах; неспособность сотрудника справляться с конфликтными ситуациями и т.п.

    Методы нейтрализации стрессов - это способы адаптации личности к стрессовой ситуации. Первый способ нейтрализации стрессов осуществляется на уровне организации - в результате изменения в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их, деятельности. Такие изме­нения устраняют источник стрессовых ситуаций. Второй способ нейтрализации стрессов - на уровне отдельной личности - со­стоит в том, чтобы научить справляться со стрессами индивиду­ально, используя специальные программы по нейтрализации стрессов, включающие медитацию, тренинг, физические упражнения, диету и иногда молитву. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить свои силы. В практике зарубеж­ного менеджмента подобные программы существуют и применя­ются на уровне всей организации, особенно много их разработано в последние годы на предприятиях стран Западной Европы и США.

    Тема 13. Оценка эффективности управления персоналом

    Вопросы лекции:

    1. Оценка деятельности подразделений управления персо­налом

    2. Оценка текучести кадров и абсентеизма

    Оценка деятельности подразделений управления персо­налом - это систематический, четко организованный процесс, направленный на соизмерение затрат и результатов, связан­ных с деятельностью кадровых служб, а также на соотнесение этих результатов с итогами деятельности организации в про­шлом, с итогами деятельности других организаций. Оценка де­ятельности кадровой службы организации базируется на опре­делении того, насколько кадровая составляющая способствует достижению целей организации и выполнению соответствующих задач.

    Результаты оценки служат итоговыми индикаторами, фокуси­рующими внимание на основных проблемах работы с персона­лом, таких как качество выполненной работы, удовлетворенность работников, исполнительская дисциплина, текучесть кадров.

    Показатели эффективности деятельности подразделе­ний управления персоналом - это оценочные критерии, вы­раженные в объективных показателях развития производства.

    ^ Критерии оценки деятельности подразделений управления персоналом разделяются на следующие группы:

    Показатели собственно экономической эффективности - со­отношение издержек, необходимых для обеспечения органи­зации квалифицированной рабочей силой соответствующего количества и качества, и полученных результатов деятель­ности;

    Затраты на отдельные направления и программы деятельно­сти в расчете на одного работника;

    Эффект воздействия отдельных кадровых программ на резуль­тативность деятельности работников и организации в целом;

    Отношение бюджета подразделения управления персоналом к численности обслуживаемого персонала;

    Показатели степени соответствия - численности работников и числа рабочих мест (количественная укомплектованность кадрового состава), структуры кадров установленному для организации классификатору работников управления (структурная укомплектованность), профессионально-квалификаци­онных характеристик работников требованиям рабочих мест, производства в целом (качественная укомплектованность);

    Показатели степени удовлетворенности работников -рабо­той в данной организации, деятельностью подразделений уп­равления персоналом;

    Косвенные показатели эффективности - текучесть кадров, уровень абсентеизма, производительность труда, показате­ли качества продукции (процент брака, рекламаций), количе­ство жалоб работников, уровень производственного травма­тизма и профзаболеваний.

    ^ 2.

    Оценка текучести кадров и абсентеизма

    Основными косвенными критериями эффективности деятель­ности служб управления персоналом являются показатели те­кучести кадров и абсентеизма.

    Текучесть является одной из наиболее распространенных организационных форм подвижности кадров. На практике к теку­чести принято относить увольнение, как по собственному желанию, так и по инициативе администрации в связи с прогулами работни­ков, систематическими нарушениями трудовой дисциплины и т.д. В этой связи представляется правомерным рассматривать теку­честь кадров как движение рабочей силы, обусловленное неудов­летворенностью работника рабочим местом (условиями труда, быта и т.д.) - так называемая «активная» текучесть и неудовлет­воренностью организации данным работником (erо недисциплини­рованностью, систематическим невыполнением обязанностей без уважительных причин и т.д.) - «пассивная» текучесть.

    Издержки на текучесть включают:

    А) потери, вызванные простоями оборудования вследствие образования пустующих рабочих мест, снижением качества про­изводимой продукции, ухудшением обслуживания оборудования и выработки работников перед их уходом из организации;

    Б) потери из-за пониженной производительности труда в пе­риод адаптации на новом рабочем месте, временного отсутствия перемещающихся работников в сфере общественного труда;

    В) растущие затраты на выплату пособий по безработице, выходных пособий;

    Г) излишние затраты на набор, отбор и подготовку персона­ла, оформление приема и увольнения работников.

    Абсолютные показатели текучести измеряются количе­ством увольнений работников по собственному желанию, а так­же по инициативе администрации (за определенный период).

    Относительный показатель текучести - коэффициент текучести кадров - определяется как отношение числа работ­ников, уволившихся по причинам, относимым непосредственно к текучести (по собственному желанию, за нарушения трудовой дисциплины), к среднесписочной численности работников.

    Организации могут снизить уровень текучести с помощью следующих мер: улучшение организации труда и производства; сокращение монотонного, малоквалифицированного труда; оз­доровление условий труда; устранение несоответствия содер­жания труда на рабочем месте квалификации, индивидуальным способностям и интересам работников; организация професси­онального продвижения кадров и развитой системы повышения квалификации; улучшение жилищных и других бытовых условий; совершенствование оплаты и стимулирования труда; специаль­ные меры по адаптации молодых работников.

    Показатели текучести внутренне коррелируют с показателя­ми абсентеизма - количеством самовольных невыходов работ­ников на работу.

    Абсентеизм приводит к значительным издержкам, которые включают:

    А) ряд выплат, обязательных вне зависимости от фактичес­кого присутствия работника на рабочем месте;

    Б) оплату сверхурочных работ работнику, заменяющему от­сутствующего;

    В) потери, связанные с простоями оборудования, падением производительности труда и т.п.

    Оценка, базирующаяся на обзоре мнений

    Степень удовлетворенности работников оценивается на ос­нове анализа мнений работников. Такие мнения выявляются с помощью обследования путем анкетирования или интервьюиро­вания для выражения реакции работников на кадровую полити­ку организации и отдельных ее направлений.

    Обследования могут охватывать большой круг вопросов, касающихся различных аспектов удовлетворенности работой в данной организации: общей удовлетворенности; удовлетворен­ности конкурентоспособностью продукции организации, органи­зацией труда, продуктивностью труда, оплатой труда и т.д.

    Эффективность работы подразделений управления персона­лом при анкетировании работников может быть оценена на ос­новании следующих субъективных критериев: степень сотрудничества различных подразделений и служб со службой управления персоналом;

    Мнение линейных руководителей об эффективности службы управления персоналом;

    Готовность службы управления персоналом к сотрудничеству со всеми работниками при решении кадровых проблем;

    Доверительность взаимоотношений с работниками;

    Быстрота, качество и эффективность выполнения запросов, адресуемых службе управления персоналом, и услуг, оказы­ваемых данной службой другим подразделениям;

    Оценка качества информации и советов, выдаваемых служ­бой высшему руководству.

    Данные, полученные в результате обследования мнений работников, анализируются, результаты сравниваются с итога­ми прошлых обследований, чтобы выяснить, есть ли позитивные или негативные изменения. Ответы со стороны различных под­разделений сравниваются, чтобы определить, является ли положение в одних более предпочтительным, чем в других.

    Характеристика экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом

    Обеспечение экономической эффективности в области уп­равления персоналом означает использование персонала для достижения целей предпринимательской деятельности пред­приятия (например, увеличение объемов производства) при ог­раниченности соответствующих трудовых ресурсов. Соци­альная эффективность обеспечивается реализацией системы мер, направленных на удовлетворение социально-экономичес­ких ожиданий, потребностей и интересов работников предпри­ятия.

    Расчет экономической эффективности

    Организационных проектов совершенствования системы управления персоналом

    Расчет экономической эффективности организационных про­ектов совершенствования системы управления персоналом пре­дусматривает три вида эффективности проектов:

    Коммерческая (финансовая), учитывающая финансовые по­следствия реализации проекта для его непосредственных уча­стников;

    Бюджетная, отражающая финансовые последствия осуществ­ления проекта для федерального, регионального или мест­ного бюджета;

    Народно-хозяйственная экономическая, учитывающая затра­ты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходя­щие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное изме­рение.

    Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта, определяется соотношением финансовых затрат и ре­зультатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Мо­жет рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдель­ных участников с учетом их вкладов.

    Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы со­ответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной и региональной финансовой поддержки, является бюджетный эффект.

    Бюджетный эффект для осуществления проекта определя­ется как превышение доходов соответствующего бюджета над расходами в связи с осуществлением данного проекта.

    Показатели народно-хозяйственной экономической эф­фективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, а также для участвую­щих в осуществлении проекта регионов (субъектов Федерации), отраслей, организаций.

    Расчет затрат, связанных с совершенствованием управления персоналом

    Затраты на совершенствование системы управления персо­налом подразделяются на единовременные и текущие. Зачас­тую эти затраты значительны, поэтому их необходимо учитывать при оценке экономической эффективности совершенствования системы управления персоналом организации.

    Характеристика экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом. Оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом. Аудит персонала. Анализ существующих подходов к измерению экономической и социальной эффективности управления персоналом. Методы расчета экономической эффективности. Классификация производственных и непроизводственных факторов. Методы расчета результатов и затрат, связанных с совершенствованием управления персоналом.

    Методика оценки экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом организации. Направления совершенствования методики.

    Раздел 4. Самостоятельная работа

    4.1.Задания для самостоятельной работы студентов


    1. Доработка конспекта записей лекций;

    2. Изучение рекомендованной литературы по теме занятия;

    3. Выполнение заданных упражнений и решение задач;

    4. Выполнение расчётно-графических работ;

    5. Анализ конкретных производственных ситуаций;

    6. Решение конкретных ситуационных производственных задач;

    7. Подготовка к участию в деловых играх;

    8. Самостоятельная работа с компьютерной базой данных;

    9. Участие в исследовательской учебной работе;

    10. Осуществление библиографического поиска;

    11. Подготовка и написание научных сообщений, рефератов и эссе;

    12. Подготовка к выполнению практических заданий (повторение пройденного теоретического материала, трансформирование теоретических знаний в их практическое применение);
    13. Самостоятельная подготовка ответов на вопросы для повторения.

    ^ Перечень примерных контрольных вопросов и заданий

    Для самостоятельной работы к каждой теме

    Вопросы и задания для самоконтроля к теме № 1:


    1. Определите предмет дисциплины «Управление персоналом».

    2. Определите понятие «персонал» организации.

    3. Каковы основные признаки персонала организации?

    4. Разъясните ваше понимание структуры персонала организации.

    5. Классические теории управления о роли человека в организации.

    6. Теории человеческих отношений, их основное содержание.

    7. Теории человеческих ресурсов, их характеристика.

    8. Почему возрастает роль социологии и психологии в управлении персоналом?

    9. Основные факторы, оказывающие влияние на персонал организации.

    10. Определите сущность социально-трудовых отношений.
    Вопросы и задания для самоконтроля к теме № 2:

    1. Сущность и предназначение системы управления персоналом.

    2. Перечислите основные функции системы управления персоналом.

    3. Что Вы понимаете под кадровой политикой?

    4. Охарактеризуйте содержание работы по управлению наймом и учёту персонала.

    5. Особенности работы по управлению трудовыми отношениями в организации.

    6. Условия труда и управление ими.

    7. Разъясните сущность и содержание работы по управлению развитием персонала.

    8. Охарактеризуйте основные теории мотивации персонала

    9. Разъясните содержание работы по управлению социальным развитием.

    10. Определите особенности работы по управлению развитием организационных структур управления.

    11. Содержание работы по управлению правовым и информационным обеспечением системы управления персоналом.
    Вопросы и задания для самоконтроля к теме № 3

    1. Сформулируйте основные требования, предъявляемые к системе управления организацией и персоналом.


    1. Каковы основные закономерности развития системы управления персоналом?

    2. Охарактеризуйте основные закономерности управления персоналом.

    3. Дайте определение сущности принципов управления персоналом.

    4. Раскройте сущность основных принципов управления персоналом

    5. Определите основные условия эффективной реализации принципов управления персоналом в организации.

    6. Определите сущность системы методов управления персоналом организации.

    7. Разъясните сущность административных методов управления персоналом и условия их эффективного применения.

    8. Разъясните сущность и содержание экономических методов управления персоналом и условия их эффективного применения.

    9. Разъясните сущность, содержание и условия эффективного применения социально-психологических методов управления персоналом.

    10. Определите основные тенденции развития системы методов управления персоналом отечественных предприятий в современных условиях.
    Вопросы и задания для самоконтроля к теме № 4

    1. Определите место и роль подсистемы управления персоналом и её подразделений в системе управления предприятия.

    2. Охарактеризуйте основные функции подсистемы стратегического управления персоналом и кадровой политикой.

    3. Охарактеризуйте основные функции подсистемы управления наймом и учётом персонала.

    4. Охарактеризуйте основные функции подсистемы управления трудовыми отношениями.

    5. Охарактеризуйте основные функции подсистемы управления условиями труда.

    6. Охарактеризуйте основные функции подсистемы управление развитием персонала.

    7. Охарактеризуйте основные функции подсистемы управления мотивацией трудовой деятельности, управления социальным развитием.

    8. Охарактеризуйте основные функции подсистемы управления развитием организационных структур управления.

    9. Охарактеризуйте основные функции подсистемы управления правовым обеспечением системы управления персоналом.

    10. Охарактеризуйте основные функции подсистемы управления информационным обеспечением системы управления персоналом.
    Вопросы и задания для самоконтроля к теме № 5

    1. Определите сущность кадрового обеспечения системы управления персоналом.

    2. Определите сущность и разъясните содержание кадровой политики организации.

    3. Определите сущность и содержание стратегии управления организацией.

    4. Определите сущность и содержание стратегии управления персоналом.

    5. Сформулируйте сущность и определите основные показатели критериев выбора стратегии управления персоналом.

    6. Определите сущность и содержание информационного обеспечения системы управления персоналом.

    7. Определите сущность и содержание технического обеспечения системы управления персоналом.

    8. Охарактеризуйте технические средства сбора, регистрации, накопления, передачи, обработки, вывода и представления информации.

    9. Определите сущность и содержание правового обеспечения системы управления персоналом.

    10. Охарактеризуйте источники правового обеспечения.
    Вопросы и задания для самоконтроля к теме № 6

    1. Разъясните сущность анализа кадрового потенциала организации.

    2. Сформулируйте задачи анализа кадрового потенциала организации.

    3. Определите сущность и содержание обеспечения и поддержания рациональной структуры кадров.

    4. Определите сущность и содержание работы по созданию сплочённого коллектива.

    5. Определите сущность и содержание обеспечения функционирования организации работниками в необходимом количестве и соответствующего качества.

    6. Сформулируйте сущность кадрового планирования в организации.

    7. Разъясните цели и задачи кадрового планирования.

    8. Охарактеризуйте типовой план кадровой работы в организации.

    9. Определите сущность качественной потребности в персонале.

    10. Определите сущность количественной потребности в персонале.

    11. Охарактеризуйте основные методы определения качественной и количественной потребности в персонале.
    Вопросы и задания для самоконтроля к теме № 7

    1. Определите сущность деловой карьеры.

    2. Охарактеризуйте основные виды деловой карьеры: карьера внутриорганизационная, карьера межорганизационная, специализированная карьера, неспециализированная карьера, карьера вертикальная, карьера горизонтальная, карьера ступенчатая, карьера скрытая.

    3. Определите сущность и содержание планирования и контроля деловой карьеры.

    4. Определите сущность и содержание управления деловой карьерой.

    5. Какие этапы деловой карьеры Вы знаете?

    6. Сформулируйте сущность служебно-профессионального продвижения.

    7. Как Вы понимаете термин «ротация кадров»?

    8. Определите сущность и содержание планирования служебно-профессионального продвижения.

    9. Охарактеризуйте основные этапы служебно-профессионального продвижения работников.

    10. Как Вы понимаете проблему резерва кадров.

    11. Определите сущность и содержание управления кадровым резервом.

    12. Какие источники формирования кадрового резерва Вы знаете?
    Вопросы и задания для самоконтроля к теме № 8

    1. Определите сущность и содержание маркетинга персонала.

    2. В каких целях организуется изучение рынка труда?

    3. Определите основные источники привлечения персонала.

    4. Определите сущность и содержание политики найма персонала.

    5. В каких целях осуществляется отбор персонала?

    6. Определите критерии и показатели отбора.

    7. Цели описания рабочего места.

    8. Охарактеризуйте основные методы оценивания претендентов на вакантную должность.

    9. Разъясните особенности организации приёма персонала.

    10. Определите сущность и содержание профессиональной ориентации работников.

    11. Сформулируйте цели и задачи профориентации.

    12. Определите сущность и содержание управления профориентацией работников.
    Вопросы и задания для самоконтроля к теме № 9

    1. Сформулируйте сущность системы непрерывного обучения персонала.

    2. Определите сущность и содержание планирования непрерывного обучения.

    3. Определите сущность и содержание подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.

    4. Разъясните цели и содержание непрерывного обучения.

    5. Определите сущность принципов, методов, форм и видов обучения и охарактеризуйте их.

    6. Определите сущность и содержание деловой оценки.

    7. Сформулируйте цели деловой оценки персонала.

    8. Определите сущность и содержание аттестации персонала.

    9. Сформулируйте цели и определите задачи аттестации персонала.

    10. Какие основные методы деловой оценки и аттестации персонала Вы знаете?
    Вопросы и задания для самоконтроля к теме № 10

    1. В чём заключается сущность и содержание организационного поведения?

    2. Какие типы организационного поведения Вы знаете?

    3. Определите сущность мотивации как внутреннего психологического процесса.

    4. Определите сущность и содержание мотивации как стратегии управления персоналом.

    5. Охарактеризуйте основные теории содержания мотивации.

    6. Охарактеризуйте основные процессуальные теории мотивации.

    7. Какова классификация мотивов и стимулов?

    8. Что Вы понимаете под стимулирующими системами в организации.

    9. Какова роль оплаты труда персонала в стимулировании его трудовой активности?

    10. Определите сущность и содержание государственного регулирования оплаты труда.
    Вопросы и задания для самоконтроля к теме № 11

    1. В чём заключается сущность трудовой адаптации работников?

    2. Разъясните основные направления трудовой адаптации.

    3. Сформулируйте цели и задачи трудовой адаптации.

    4. Какие Вы знаете основные виды трудовой адаптации?

    5. Определите сущность и содержание производственной адаптации.

    6. Определите сущность и содержание внепроизводственной адаптации.

    7. Охарактеризуйте факторы, влияющие на адаптацию работников.

    8. Какие формы адаптационной работы Вы знаете?

    9. Определите сущность и содержание управления трудовой адаптацией.

    10. Определите основные условия успешной адаптации персонала в организации.
    Вопросы и задания для самоконтроля к теме № 12

    1. В чём Вы видите сущность конфликта?

    2. Осуществите классификацию конфликтов.

    3. Каковы, на Ваш взгляд, основные причины конфликтов?

    4. Дайте определение конструктивному и деструктивному конфликтам.

    5. Какие стратегии поведения человека в межличностных конфликтах Вы знаете?

    6. Сформулируйте Ваше понимание сущности процесса управления конфликтами.

    7. Назовите основные методы управления конфликтами, дайте их краткую характеристику.

    8. Что вы понимаете под стрессом, какова его природа?

    9. Что Вы понимаете под стрессорами, дайте им классификацию.

    10. Охарактеризуйте основные методы нейтрализации стрессов.

    11. Каковы основные направления обеспечения безопасности организации?
    Вопросы и задания для самоконтроля к теме № 13

    1. В чём заключается системный подход к диагностированию функционирования системы управления?

    2. Дайте определение сущности анализа работы и описания рабочего места.

    3. Какие показатели изучаются при оценке результатов труда персонала?

    4. Какие показатели изучаются при оценке результатов деятельности подразделений управления организацией?

    5. Какие показатели изучаются при оценке деятельности подразделений управления персоналом?

    6. Какие показатели изучаются при оценке затрат на персонал организации?

    7. Какие показатели изучаются при оценке экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом?

    8. Какими Вы представляете основные задачи аудита персонала?

    9. Сформулируйте основные критерии оценки эффективности работы, ведущейся подразделениями управления персоналом организации.

    10. Охарактеризуйте основные методы оценки эффективности функционирования системы управления.

    ^ 4.2. Примерная тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения

    1. Сущность и содержание управления персоналом организации.


    1. Развитие теорий управления персоналом в ХХ веке.

    2. Концепция управления персоналом организации, её сущность и предназначение.

    3. Система управления персоналом организации, ее функции, место и роль в системе управления предприятием.

    4. Принципы управления персоналом, их характеристика

    5. Методы управления персоналом и условия их эффективного применения

    6. Разработка целей системы управления персоналом.

    7. Применение программно – целевого подхода при построении организационной структуры службы управления персоналом.

    8. Проектирование взаимоотношений службы управления персоналом с внешними организациями (консультативными фирмами, центрами обучения, региональными органами по управлению трудовыми ресурсами).

    9. Проектирование вариантов оргструктуры службы управления персоналом в зависимости от вида, масштабов и возможностей организации.

    10. Разработка методики анализа кадрового потенциала организации.

    11. Проектирование взаимоотношений службы управления персоналом в общей организационной структуре управления организацией.

    12. Разработка организационно – экономических условий развития творческой активности и самоутверждения личности.

    13. Разработка организационных, социальных и экономических проблем взаимоотношений руководителя с коллективом.

    14. Разработка системы сбалансированных связей и отношений руководителя в рамках различных организационных структур.

    15. Организационное проектирование системы управления персоналом..

    16. Кадровое и документационное обеспечение системы управления персоналом.

    17. Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом.

    18. Сущность и содержание стратегии управления персоналом организации.

    19. Маркетинг персонала.

    20. Технология управления персоналом организации.

    21. Технология управления развитием персонала организации.

    22. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала.

    23. Управление конфликтами в организации.

    24. Организационная культура и основные направления её развития в современных условиях.

    25. Социализация, профориентация и трудовая адаптация персонала.

    26. Научные основы управления деловой карьерой персонала.

    27. Управление кадровым резервом как проблема и задача.

    28. Педагогические основы обучения персонала организации.

    29. Оценка результатов деятельности персонала организации.

    30. Управление нововведениями в кадровой работе.

    Примерный перечень вопросов для подготовки к зачёту


    1. Характеристика научных школ управления персоналом.

    2. Концепция управления персоналом.

    3. Понятие «персонал» и его структура в организации.

    4. Функционально-целевая модель системы управления организации, состав ее подсистем.

    5. Место и роль подсистемы управления персоналом в системе управления организации.

    6. Объект и носители функций по управлению персоналом.

    7. Принципы и методы построения системы управления персоналом.

    8. Принципы и методы управления персоналом.

    9. Основные цели по управлению персоналом организации.

    10. Состав функциональных подсистем и функций по управлению персоналом.

    11. Организационная структура кадровой службы организаций разных сфер деятельности.

    12. Кадровое, нормативно-методическое, правовое, информационное обеспечение системы управления персоналом.

    13. Кадровая политика организации, её основные направления.

    14. Стратегия управления персоналом организации.

    15. Кадровое планирование в системе работы с персоналом: задачи, место, направления, информация.

    16. Методы определения количественной потребности в персонале.

    17. Характеристика качественной потребности в персонале.

    18. Назначение и типовая структура должностной инструкции.

    19. Назначение и структура личностной спецификации.

    20. Задачи, внешние и внутренние факторы, учитываемые при проведении маркетинговой деятельности в области персонала.

    21. Основные направления маркетинговой деятельности в области персонала.

    22. Источники и пути привлечения персонала в организацию. Их преимущества и недостатки.

    23. Этапы отбора претендентов на вакантную должность.

    24. Виды, задачи собеседования и рекомендации по их успешному проведению.

    25. Деловая оценка персонала: задачи, показатели, методы, организационная процедура.

    26. Аттестация персонала, ее цели и этапы.

    27. Сущность, формы и управление профориентацией персонала.

    28. Виды и организация управления адаптацией персонала.

    29. Принципы и направления рационального использования персонала.

    30. Сущность теорий мотивации трудовой деятельности.

    31. Классификация и сущность мотивов и стимулов трудовой деятельности.

    32. Управление социальным развитием организации.

    33. Причины и виды конфликтов.

    34. Управление конфликтами в организации, способы их разрешения.

    35. Управление стрессами.

    36. Цели и виды обучения персонала: переподготовка, первичная подготовка, повышение квалификации.

    37. Циклическая модель обучения персонала.

    38. Кадровая политика организации и ее направления.

    39. Понятие и виды деловой карьеры, основные этапы ее планирования.

    40. Управление деловой карьерой работников организации.

    41. Формирование кадрового резерва в организации.

    42. Управление высвобождением персонала организации.

    43. Организация труда управленческого персонала: принципы, методы изучения содержания труда и анализа рабочего времени.

    44. Этика деловых отношений: принципы, направления.

    45. Оценка деятельности подразделений управления персоналом.

    46. Характеристика экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом.

    47. Сущность концепции государственной кадровой политики и ее направления.

    48. Характеристика государственной системы управления трудовыми ресурсами РФ.

    49. Взаимосвязь государственных органов управления трудовыми ресурсами со службами управления персоналом организации.
    50. Концепция государственной службы РФ.

    Стресс, как известно, представляет собой комплекс физических, химических и иных реакций человека на стрессоры (или стимулы) в окружающей среде, действие которых выводит из равновесия его физиологические и психические функции. Стресс может иметь как негативное, так и позитивное значение для человека. Он в определенных условиях способствует мобилизации усилий работника на решение производственных задач или достижение личных целей. Изменения на работе и в семье, особенно непредвиденные, могут вывести человека из равновесия, привести к несоответствию его состояния окружающей обстановке. Такое несоответствие, в свою очередь, порождает утомление, чувство опасности, ослабление умственных способностей, рост кровяного давления, пассивное отношение к работе, снижение уровня организованности, нарушения трудовой дисциплины и т.п. Это приводит к потерям в организации из-за увеличения количества несчастных случаев, снижения качества работы, роста текучести кадров, преждевременной смерти работников.

    Во избежание пагубных последствий стрессов необходимо научиться справляться с ними. Существуют методы нейтрализации стрессов (табл. 3). С их учетом составляются индивидуальные программы нейтрализации стрессов. На уровне организации проводят семинары, обучают работников технике расслабления, способам изменения поведения, выявления индивидуальных стрессов.

    Таблица 3. Методы нейтрализации стрессов

    Наименование метода

    Характеристика метода

    1. Планирование

    Необходимо спланировать решение задач (личных или служебных) на следующий день или ближайшую перспективу. В планах необходимо соотнести личные цели с целями организации

    2. Физические упражнения

    Физические упражнения, зарядка в течение дня могут помочь избежать стрессов, так кА являются хорошим выходом для отрицательной энергии, благотворно влияют на физическое состояние организма

    3. Режим питания

    Продолжительный стресс может привести к образованию недостатка витаминов, ослаблению организма и в конечном счете к болезни. Кроме того, во время стресса нарушается нормальный режим питания. Поэтому необходимо выбрать вместе с врачом правильную диету

    4. Психотерапия

    Необходимо обратиться к психотерапевту, который порекомендует специальные упражнения с учетом сложившейся стрессовой ситуации и специалиста-профессионала (психолога) для проведения интенсивной индивидуальной работы

    5. Медитация и расслабление

    Дальневосточные методы медиации (состояние внутренней сосредоточенности, концентрации внимания на чем-нибудь). Йога, дзен-буддизм, религия, молитва

    Жданов Олег Игоревич

    Техники быстрой нейтрализации стресса основываются на различии между фактами и значениями (их интерпретациями). Факты - это реально происходящие события. Значения - это результат их интерпретации.

    Стресс, если он только не связан с прямой физической угрозой, есть реакция не на факт, а на приписываемое ему значение. Измените значение, и вы измените свою реакцию на происходящее.Изложенные далее приемы просты и эффективны для снятия последствий переживаемых вами стрессов.

    Так, например, чтобы не сердиться по поводу шумного поведения своего ребенка, воспримите его резвость как признак хорошего здоровья, а чтобы не раздражаться в ожидании сборов жены, воспримите их как ее старание выглядеть привлекательно.

    Стресс бьет больно, а длинный шлейф связанных с ним переживаний может вас просто сокрушить. Поэтому важно не только защититься от самого стресса, но и освободить себя от возможных его последствий - разорвать последнюю связь порочного круга разрушений.

    Наиболее опасным последствием стресса является фиксированное напряжение.

    Нет напряжения - нет полета. Если вы хотите успешно действовать, вы должны мобилизоваться. Нет напряжения - нет действия. Но если нет действия, то тогда зачем напряжение? Стресс цивилизованного человека опасен не столько вызываемым им напряжением, сколько блокированием реализующего это напряжение действия.

    Напряжение - естественная прелюдия целенаправленного действия . Но когда это действие задерживается или подавляется, создается чрезмерное напряжение. Такое накопленное напряжение блокирует энергию, истощает жизненный потенциал. Сдерживание этой энергии лишь увеличивает ее разрушительные силы.

    Быть несчастным - это тяжелая работа. Подумайте о постоянном потоке энергии, которая уходит на то, чтобы часами поддерживать ваше тело во взведенном состоянии. Мышцы мобилизуются, но эта мобилизация ни во что не выливается. Это напоминает буксующую в грязи машину - колеса вертятся, а машина не двигается с места. Это и утомительно, и бесполезно. Образно говоря, человек затрачивает больше усилий, чтобы нахмуриться, нежели чтобы улыбнуться.

    Испытываемое в стрессе напряжение часто сохраняется и после того, как вызвавшее его событие ушло. Оно как бы «встраивается» в структуру вашей личности и держит вас в своих тисках до тех пор, пока вы в состоянии его выдержать. Затем это напряжение трансформируется в невротическое поведение и в болезни. «Неизжитый» стресс лежит в основе большинства наших недугов.

    Дыхательная техника

    Следующая дыхательная техника является эффективным способом восстановления естественного биоритма здорового организма.

    Она основывается на том, что напряжение и расслабление - это неотъемлемые элементы дыхания. Вдох - это сокращение межреберных мышц и разворачивание грудной клетки, растягивание легочной ткани. Выдох - их расслабление. В данном случае вы «подхватываете» эти естественные процессы и усиливаете их физически и ментально.

    Итак, сядьте прямо и выдохните весь воздух из легких. С выдохом расслабьтесь. Крепко возьмитесь обеими руками за края сиденья и на вдохе потяните его вверх, словно пытаясь поднять стул.

    Напрягите руки, живот и остальные мышцы тела, продолжая как будто поднимать стул, на котором сидите.

    Сохраняя напряжение во всем теле, задержите дыхание.

    Медленно выдохните через нос, расслабляя тело и отпуская сиденье. После выдоха полностью расслабьтесь. Нигде в теле не должно оставаться напряжения.

    Выполните три-пять таких циклов. Время вдоха, выдоха и задержки дыхания определяйте в соответствии с состоянием вашего здоровья и вашим ритмом дыхания.

    Выполняя упражнение, представьте себе персональный счетчик-измеритель вашего напряжения-расслабления. Это счетчик может быть любым измерительным прибором, в котором есть шкала, как у градусника, барометра, вольтметра и так далее. Когда вы напрягаетесь на вдохе, «наблюдайте», как увеличивается показатель вашего напряжения, когда вы расслабляетесь на выдохе - «наблюдайте», как он снижается. Чем больше вам удастся «раскачать» показатель напряжения-расслабления между его полярными значениями, тем эффективнее будет выполнено упражнение.

    Если вы страдаете гипертонией, то практикуйте только расслабляющий способ дыхания, без фазы напряжения на вдохе. Тогда с каждым выдохом освобождайтесь от оставшегося в вас напряжения, как бы «сдувая» его показание со шкалы вашего персонального счетчика-измерителя.

    Ритмическое дыхание и ментальная уборка

    Эффективным способом снятия последствий пережитого стресса служит ритмическое дыхание.

    Продолжительное ритмическое дыхание с естественным для него попеременным расслаблением и напряжением является своего рода массажем тела изнутри. Оно ускоряет кровообращение и в итоге обеспечивает прочное здоровье. Естественный ритм способствует улучшению циркуляции крови во всех частях тела и постепенно снимает утомление.

    Так вы предотвращаете истощение организма. Если вы не истощены, вы не впадаете в состояние беспокойства по малейшему поводу; если вы не беспокоитесь, ваше сознание пребывает в стабильном, спокойном состоянии. При таком настрое вы чувствуете готовность справиться с любой внешней возникшей трудностью.

    Чтобы освободиться от ментальных токсинов стресса, нужно выполнить своего рода «ментальную уборку».

    Для этого «вернитесь» в момент прошлого, где вы были не вполне довольны своим поведением, и переживите его еще раз, но уже не так, как это у вас получилось тогда. Известный психотерапевт Вирджиния Сатир называет это «возвратиться и увидеть новыми глазами». С позиции настоящего поймите, что вам не хватало тогда для более успешного поведения.

    Имея новый ресурс, «пройдитесь» по случаю несколько раз, пока не будете удовлетворены своей реакцией. Добейтесь изменения представления о происшедшем, чтобы оно больше не служило для вас источником напряжения.

    Придав воспоминанию характеристики сильного позитивного переживания, вы не только защищаетесь от следовых воздействий стресса, но и приобретаете уверенность, что в дальнейшем это воспоминание станет положительно влиять на все последующие события. Хотя вы и осознаете, что сами создали его благодаря своим свойствам, оно тем не менее имеет неосознанную силу реального происшествия.

    Изложенные приемы просты и эффективны для снятия последствий переживаемых вами стрессов. Важно, чтобы вы не забывали время от времени их использовать, и чувствовали себя всегда хорошо.

    Как сделать это привычкой, помнить об этом в течение всего дня? Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам не забывать о расслаблении среди многочисленных забот повседневной жизни. Большинство из них срабатывает за счет посылки сигнала, который привлечет ваше внимание.

    Например, вам поможет записка со словами: «Расслабься», или «Вспомни!». Прикрепите ее к своему письменному столу, к зеркалу, холодильнику или к панели машины. Положите в свой кошелек так, чтобы всякий раз, доставая деньги, вы ее видели.

    Если вы привыкли делать записи в календаре, то запишите это обращение к себе на каждой страничке на две недели вперед, желательно яркими чернилами.

    Поменяйте руку с часами, наденьте или снимите кольцо с пальца или переложите вашу расческу в другое место. Скажите себе, что всякий раз, когда вы замечаете какое-то отличие, вам нужно вспомнить о вашем «эмоциональном барометре» и сознательно расслабиться.

    Адаптируйте предлагаемую нами технологию к своему стилю жизни, чтобы она стала для вас естественной и удобной, и пользуйтесь ею на здоровье.



    error: Контент защищен !!