Математика и референдум по крыму. Совет при президенте российской федерации по развитию гражданского общества и правам человека Результат референдума крыму 16 марта

Много перемен произошло в мире за 2014 год. Для кого-то они прошли незаметно, другие просто стали чаще читать новости, для третьих мир стал войной.

Для в этом году изменилось многое. «Полуостров Крым и город Севастополь перешли в состав Российской Федерации», - так будет звучать для многих потомков итог референдума 2014 года. Это будет через 20, 30, может, 40 лет. А сейчас одни скажут: «Крым вернулся домой», другие будут утверждать: «Россия оккупировала Крым».

Перед тем как подробнее рассмотреть события начала 2014 года и понять, чем дышат крымчане спустя год присоединения Крыма к России, стоит совершить небольшую экскурсию в прошлое и узнать, как связана история полуострова и России.

Переход Крыма под власть Российской империи

В июле 1774 года закончилась война России с Османской империей. По итогам к победившим отошли ряд причерноморских городов, и они получили право иметь торговые и военные корабли в Черном море. На Крымском полуострове появилось независимое государство.

Уже в 1774 году стало понятно, что присоединение к России Крыма - это, как говорится, вопрос времени. Но разрешился он уже не военным, а политическим путем.

С помощью России к власти в Крыму пришел а предыдущий правитель со своими сторонниками вынужден был бежать в Турцию. Присоединение Крыма к России 1783 года было закреплено манифестом императрицы Екатерины II 8 апреля. С тех пор история полуострова неразрывно связана с Россией.

Краткая история Крыма с 1921 по 1954 год

Крым после присоединения к России в 1783 году стал кардинально меняться, развивалась инфраструктура и производство, сменился национальный состав населения.

Когда большевики пришли к власти и закончилась Гражданская война, была создана Крымская АССР. В начале XX века на полуострове проживали: русские, которые составляли почти половину населения (49,6 %), крымские татары (19,4%), украинцы (13,7%), евреи (5,8%), немцы (4,5%) и другие национальности (7%).

В годы Великой Отечественной войны в Крыму шли ожесточенные бои, долгая оккупация неузнаваемо изменила облик полуострова и характер его жителей. Весной 1944 года началась операция по освобождению Крыма от захватчиков.

В 1944-1946 годах крымские татары были депортированы с полуострова за поддержку фашистской Германии, была образована Крымская область в составе России.

Крым и Украина

В 1954 году Крым был включен в состав Это было логично и продиктовано тесными экономическими и культурными связями, а также единством территорий. Многие коммуникации, железнодорожные и автомобильные пути были связаны с материковой частью Украины.

В 1989 году изменилось отношение правительства Союза к крымским татарам и началась их обратная миграция на полуостров.

В начале 1991 года был проведен первый референдум, по итогам которого Крым снова получил права автономии в составе УССР. После распада Крым остался в составе теперь уже независимого государства Украина. С 1994 по 2014 год просуществовала Автономная Республика Крым. В начале 2014 года произошло новое присоединение к России Крыма.

С чего все началось

В ноябре 2013 года в начались акции протеста. Президент страны В. Янукович откладывал подписание договора об ассоциации с Евросоюзом. Это и послужило поводом для выхода людей на улицы.

Начавшаяся со студенческого митинга акция переросла в мощное движение. Десятки тысяч людей организовали палаточный городок в центре Киева, начали занимать административные здания, жечь шины.

Постепенно мирный митинг превратился в жесткое противостояние между демонстрантами и милицией. Появились первые жертвы с обеих сторон. Одновременно в западных областях Украины начались акции против существующей власти, назначались свои руководители городских и областных советов, рушились памятники Советского режима.

Государственный переворот на Украине

В феврале 2014 года акция в Киеве, которая стала называться Евромайдан, достигла своего пика. Неизвестными снайперами были убиты десятки протестующих и правоохранителей. Оппозиция и лидеры протестного движения совершили переворот, президент Янукович с семьей бежал из страны.

К власти пришли прозападные лидеры, агрессивно настроенные против русских, России, Советского Союза. Незаконные вооруженные формирования начали перемещаться из Киева в регионы. На начались ответные массовые акции против нового режима.

Крым: от демонстраций к референдуму

Кризис украинской власти в феврале 2014 года привел Крым к необходимости определить свою дальнейшую судьбу. Принятие новой власти на Украине означало разрыв исторической, культурной, социальной связи полуострова с Россией. Совершившие переворот в Киеве силы недвусмысленно враждебно и агрессивно высказывались о русских, в том числе проживающих в Крыму.

В Керчи и других городах начались протесты против новой власти в Киеве, угнетения русского языка, навязывания своей истории, приезда вооруженных агрессивных сторонников Евромайдана, разрушения памятников советского времени. Надо, однако, сказать, что часть населения Крыма поддерживала пришедших к власти лидеров и в целом акцию в центре столицы Украины. В основном согласие с новой властью выразили крымские татары.

Защищая свои ценности, культуру, быт и безопасность жители Крыма объявили о желании провести референдум, на котором определить волю большинства граждан полуострова: остаться под властью Украины или присоединиться к России.

Подготовка, реализация и итоги референдума 2014 года

Дата проведения референдума о судьбе Крыма была назначена на 25 мая. Пока на полуострове проводилась активная подготовка, на Украине, США и странах Европы обсуждался вопрос незаконности такого референдума, заранее говорили о непризнании его результатов.

Позднее на фоне разрастающегося дата голосования была перенесена уже на 16 марта. Народ в Крыму продемонстрировал большую активность и явку, превысившую 80% населения. Крымчане осознавали судьбоносность референдума. Это была еще не дата присоединения Крыма к России, но сейчас именно день 16 марта предлагается сделать праздничным днем на полуострове.

Уже 17 марта были подведены итоги. Население Крыма проголосовало за объединение с Россией. А был одобрен и подписан закон, по которому официально состоялось присоединение к России Крыма и Севастополя.

Российские военные в Крыму

В конце зимы 2014 года на Крымском полуострове были замечены активные передвижения людей в военной форме. Политики, незаконно получившие власть в Киеве, сразу же обвинили Россию в военной агрессии. В свою очередь, Россия отрицала присутствие своего военного контингента на полуострове, кроме базирующихся подразделений в соответствии с соглашением между Россией и Украиной.

Позднее военных, которые совершали передислокацию на территории полуострова, стали называть «зелеными человечками» и «вежливыми людьми».

Надо сказать, что Украина отказала руководству Автономной Республики в создании условий для волеизъявления народа. И, благодаря присутствию российского военного контингента, который имел право находиться на полуострове, присоединение Крыма к России произошло мирным путем.

Вопросы законности отсоединения Крыма от Украины

Украина и ее союзники сразу заявили о незаконных действиях правительства Крыма и России. Результаты референдума и сам факт его проведения, по мнению лидеров многих стран, являются незаконными. Страны Евросоюза и США не признали присоединение Крыма к России и продолжают утверждать, что полуостров находится под оккупацией.

В то же время они поддержали неконституционный переворот в Киеве, и, более того, представители Соединенных Штатов и стран Европы встречались с активистами Евромайдана и даже консультировали его лидеров.

Объявление о референдуме в Крыму было принято законным правительством автономной республики. Явка на участки для голосования показала заинтересованность населения в решении вопроса дальнейшей жизни полуострова в условиях нарастающего кризиса на Украине и мире. Абсолютное большинство, превышающее 90% проголосовавших, высказалось за присоединение Крыма к России.

Международное право подразумевает возможность народа, проживающего на определенной территории, самостоятельно решать свою судьбу. И население Крыма это сделало. Автономия республики в составе Украины позволяла правительству объявить о референдуме, и так и случилось.

Первые месяцы после референдума

Переходный период трудно дается жителям полуострова. Присоединение Крыма к России 2014 года - несомненно, важнейшее историческое событие в жизни всей страны. Но какой стала и станет жизнь крымчан в ближайшее время?

В марте-апреле 2014 года на полуострове стали закрываться предприятия и банки, прекратились выплаты по картам и в кассах. Украинские бизнесмены выводили свои активы.

Начались перебои с водой и электроэнергией, выросла безработица, а очереди на переоформление документов не добавляли радости в будни крымчан. В апреле-мае на полуостров хлынула первая волна беженцев с юго-востока Украины, где началось вооруженное противостояние киевской власти с ополчением Луганской и Донецкой областей.

Как спустя несколько месяцев стали воспринимать местные жители присоединение Крыма к России? Отзывы были самыми разными. Кто-то поддался тоске и панике из-за ухудшающейся экономической ситуации. Другие проявляли готовность идти по избранному пути через любые преграды. Жизнь полуострова изменилась и не во всех сферах к лучшему, но крымчане живут и радуются переменам.

Еще не сменили номера сотовых телефонов, не вывели из оборота гривну, не получили новых номерных знаков на автомобили, но уже повсюду развеваются трехцветные флаги.

Как крымчане встретили Новый 2015 год

Присоединение Крыма к России 2014 года добавило хлопот и переживаний в жизнь коренного населения. За этими заботами кто-то и не заметил приближения Нового года. В городах все чаще отключают свет и воду, цены растут так же, как пробки на дорогах, новых рабочих мест пока не создали, поэтому многие будут встречать праздники скромно: нет работы - нет денег.

Уже скоро год, как состоялось присоединение Крыма к России. Мнения по-прежнему разные. Но тут и там можно услышать призыв: «Не ной, переживем».
В 2015 году крымчан ждет еще немало перемен, но они уже научились терпению. Главное, что отмечают многие из них, - это спокойствие, которое позволяет без страха смотреть в будущее.

Россия после присоединения Крыма

Многие политологи, экономисты, предприниматели считают: присоединение к России Крыма обходится стране настолько дорого, что дешевле было выкупить полуостров у Украины. Санкции, инициатором которых стали США, уже к лету 2014 года стали ощущаться в работе российских предприятий. Дестабилизировалась и финансовая система страны.

Даже крупные предприятия вынуждены уменьшить количество выпускаемой продукции, в связи с чем ожидаются и сокращения работников, а значит, рост безработицы по всей стране.

США были поддержаны большинством стран Евросоюза. Санкции все ужесточаются, Россия обвиняется в оккупации Крыма и активной помощи ополченцам Юго-Востока Украины. Власти Киева постоянно делают заявления о присутствии регулярных российских войск на их суверенной территории.

Европа и США стремятся изолировать экономику России, обрушить финансовые рынки, заставить ее играть по своим правилам. Но ситуация не вышла из-под контроля, у страны есть серьезные союзники, экономика начинает переориентироваться на новые рынки.

16 марта 2014 года состоялся общекрымский референдум по вопросу о статусе полуострова Крым и города Севастополь. В ходе референдума Крым вернулся в состав Российской Федерации. Этому громкому, ставшему уже историческим факту, предшествовали драматические политические события на Украине, начавшиеся ещё осенью 2013 года.

Политический кризис на Украине, разраставшийся от ноября 2013 года к февралю 2014 года, выявил в стране новую силу – радикально настроенных представителей партий и движений националистического толка. Представители этих движений стали движущей силой оппозиции не только в Киеве, но и во многих областях Украины. Их тактика провокационного характера, а также агрессивные действия при противостоянии с органами правопорядка страны привели к массовому кровопролитию в Киеве, а затем, после незаконной отставки президента Украины Януковича, начали с невероятной скоростью распространяться на регионы страны. Это явление было связано с поддержкой националистов в правящей структуре новой власти на Украине. Открытые выступления лидеров оппозиции носили не просто националистический, но и открыто русофобский характер.

На фоне борьбы за власть события в регионах Украины принимали острый оборот. Начал вставать вопрос о необходимости федерализации страны, исходивший, прежде всего, со стороны восточных областей и Крыма, где русофобские настроения новой власти и намерения националистов вызывали справедливые опасения. Население этих регионов, опасаясь открытых угроз представителей «Правого сектора», вооружённые формирования которого начали творить произвол в западных областях Украины и открыто угрожать любым ценностям, каким-либо образом связанным с Россией и общим историческим прошлым наших стран при потворстве со стороны новой власти, перешло от мирных протестов к открытому противостоянию с новой властью.

Новое правительство Украины категорически отказывалось от рассмотрения вопроса о возможности федерализации и продолжало оказывать давление на своих противников, постепенно доведя ситуацию на востоке Украины до состояния гражданской войны – когда началось противостояние вооружённых формирований вновь образованных Луганской и Донецкой Народных Республик и правительственных войск при поддержке вооружённых формирований националистической направленности.

События в Крыму приняли иной оборот. 27 февраля 2014 года власти Автономной Республики Крым вынесли решение о проведении референдума, назначив его на 25 мая 2014 года. Первоначальный вопрос референдума не включал в себя решение выйти из состава Украины, а лишь предлагал возврат к положениям Конституции 1992 года, предоставлявшим Крыму и его населению более широкие права. Основанием для такого решения был отказ в признании легитимности новой власти, а также резонные опасения за судьбу населения Республики Крым в условиях радикализации политических событий и росте националистических проявлений в среде представителей новых властных структур, потворствующих распространению и деятельности вооружённых формирований фашистского толка.

Дальнейшая эскалация кризиса и угрозы со стороны правительства Украины привели к тому, что в первых числах марта дата референдума была перенесена на 30 марта 2014 года, а уже 6 марта эту дату повторно перенесли на 16 число. В тот же день и на ту же дату референдум аналогичного значения был назначен и в Севастополе. Решения властей Республики Крым и города Севастополь были поддержаны подавляющим большинством населения этих двух регионов. Однако теперь вопрос стоял иначе. Жителям двух регионов предлагалось сделать выбор: либо войти в состав России, либо вернуться к Конституции 1992 года и остаться в составе Украины.

Одновременно с подготовкой к проведению референдума Крымские власти обратились к правительству России с просьбой рассмотреть вопрос о возможности вхождения Крыма в состав Российской Федерации.

На разворачивающиеся события в Крыму последовала соответствующая реакция со стороны Киева, где решения Крымских властей были названы незаконными и ничтожными, а ситуация в Крыму является делом рук России, которая фактически уже оккупировала Крым. Отказались считать законным решение властей Крыма и Севастополя Евросоюз, США и многие другие государства. Отказом в отправке своих наблюдателей за ходом референдума ответила и ОБСЕ, сославшись на то, что подобного обращения не поступало от официальных властей Украины.

Подписание Договора о принятии Республики Крым в Российскую Федерацию. Москва, Кремль, 18 марта 2014 года (Фото: wikipedia.org) 11 марта 2014 года властями Крыма и Севастополя была принята «Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя». Министерство Иностранных Дел России не замедлило объявить, что считает Декларацию правомерным решением и «будет уважать результаты свободного волеизъявления народа Крыма и Севастополя в ходе предстоящего референдума».

В день проведения общекрымского референдума, 16 марта 2014 года, проголосовать пришло более 80% избирателей, из них за воссоединение с Россией проголосовало более 90% избирателей.

17 марта по итогам референдума Крым принял постановление о независимости от Украины, а на следующий день состоялось торжественное и волнующее событие – подписание Договора о вхождении Республики Крым и города Севастополь в состав Российской Федерации. Договор был одобрен российским парламентом, а 21 марта Президент России В.В. Путин подписал закон о ратификации Договора.

Общекрымский референдум – это историческое событие международного масштаба, независимо от того, признают его, не признают или признают спустя какое-то время другие государства. Это событие – величайший факт свободного волеизъявления народа, а также выдающееся политическое событие в жизни России.

В 2014 г. состоялся референдум о статусе Крыма и Севастополя.

Референдум о статусе Крыма и Севастополя – референдум, проведённый 16 марта 2014 г. местными властями на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя.

Участники референдума должны были выбрать один из двух вариантов: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?» или «Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?»

Возможность отрицательно ответить на оба вопроса и сохранить статус-кво (Конституцию Автономной Республики Крым 1998 года) организаторами референдума не предусматривалась.

Бюллетени для проведения референдума 16 марта 2014 г. содержали варианты ответа на трёх языках: русском, украинском и крымско-татaрском. Бюллетень, в котором были оставлены неотмеченными или были отмечены оба варианта ответа, считался недействительным.

Согласно официальным результатам референдума, подавляющее большинство проголосовавших во всех городах и административно-территориальных образованиях полуострова высказалось за присоединение к России. Большинство государств-членов ООН считает, что референдум не имеет законной силы.

Автономная Республика Крым: Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации? – 1233002 (96,77 %). Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины? – 31997 (2,51 %). Недействительных голосов – 9097 (0,71 %). Всего голосов – 1274096. Явка – 83,10 %. Общее число зарегистрированных избирателей – 1534815.

Севастополь: Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации? – 262041 (95,60 %). Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины? – 9250 (3,37 %). Недействительных голосов – 2810 (1,03 %). Явка – 89,50 %. Общее число зарегистрированных избирателей – 306258.

Комиссию по проведению референдума в Автономной Республике Крым возглавлял Михаил Малышев. Комиссию по проведению референдума в Севастополе возглавлял Валерий Медведев.

При рассмотрении вопроса о ситуации в Крыму в Совете Безопасности ООН тринадцать его членов поддержали проект резолюции, объявляющей референдум не имеющим законной силы, однако Россия наложила на неё вето, а Китай в ходе голосования воздержался. В дальнейшем, 27 марта 2014 г., Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой, отметив отсутствие санкции Украины на проведение референдума, заявила, что он не имеет законной силы, а поэтому не может служить основанием для какого-либо изменения статуса Автономной Республики Крым или города Севастополя.


В свою очередь, Россия признала референдум, ссылаясь на прецедент с односторонним провозглашением независимости Косова. Российское руководство ссылается на закреплённое в Уставе ООН неотъемлемое право народов на самоопределение и заявляет, что российское вмешательство в Крыму проводилось с целью обеспечения безопасности граждан и благоприятных условий для их волеизъявления.

17 марта 2014 г. на основании Декларации о независимости и результатов референдума была провозглашена Республика Крым как независимое и суверенное государство, в состав которой вошёл Севастополь в качестве города с особым статусом. Республика Крым в лице своего высшего органа власти – Государственного Совета Республики Крым – обратилась к Российской Федерации с предложением о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации со статусом республики. В тот же день Президент РФ В.В. Путин подписал указ о признании Республики Крым в качестве независимого и суверенного государства. 18 марта 2014 г. был подписан межгосударственный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России.

Предыстория вышеуказанных событий заключалась в следующем.

На фоне Украинского кризиса, после свержение режима В.Ф. Януковича, 27 февраля 2014 г. Верховный Совет Автономной Республики Крым проголосовал за проведение в Крыму 25 мая 2014 г. референдума «по вопросам усовершенствования статуса и полномочий» региона. За соответствующее решение проголосовал 61 из 64 присутствовавших депутатов. Президиум парламента дал оценку последним событиям на Украине, заявив, что в стране произошёл «неконституционный захват власти радикальными националистами при поддержке вооружённых бандформирований». В этой ситуации, как заявили депутаты, региональный парламент «принимает на себя всю ответственность за судьбу Крыма».

Согласно постановлению, на референдум должен был быть вынесен вопрос: «Вы за государственную самостоятельность АР Крым в составе Украины на основе договоров и соглашений? (да или нет)». Эта формулировка соотносилась с конституцией Крыма от 1992 года (впоследствии отменённой), в статье 9 которой значилось: «Республика Крым входит в государство Украина и определяет с ней свои отношения на основе Договора и соглашений». В ней также определялось, что «Республика Крым на своей территории обладает верховным правом в отношении природных богатств, материальных, культурных и духовных ценностей, осуществляет свои суверенные права и всю полноту власти на данной территории». Впоследствии дата проведения была перенесена на 30 марта 2014 г.

В вышедшем 28 февраля 2014 г. номере газеты Верховного совета АРК «Крымские известия» были даны разъяснения в отношении вопроса, который будет выноситься на референдум. Было отмечено, что в вопросе нет положений о независимости АРК, выходе АРК из состава Украины, о вхождении АРК в состав другого государства: «Вопрос, вынесенный на референдум, не содержит положений о нарушении территориальной целостности Украины. Целью референдума является усовершенствование статуса АРК, чтобы права автономии были гарантированы при любых изменениях центральной власти или Конституции Украины. Все предпринятые шаги направлены на то, чтобы с автономией считались, разговаривали и согласовывали решения центральных органов власти».

Вечером 1 марта 2014 г. депутаты городского совета Севастополя проголосовали за поддержку проведения в Крыму референдума о расширении статуса автономии и наделили соответствующими полномочиями координационный совет Севастополя по обороне и обеспечению жизнедеятельности города.

2 марта 2014 г. спикер крымского парламента Владимир Константинов заявил, что основная цель референдума – переход Крыма из режима автономии в режим самостоятельного государства, и на этом основании планируется строить отношения с центральной властью на договорных началах.

3 марта 2014 г. пресс-служба Верховного совета Автономной Республики Крым распространила заявление крымского парламента о том, что развитие политической ситуации в Украине «даёт веские основания для опасений за судьбу страны, создаёт угрозу миру и стабильности в Крыму»: «Соглашение о порядке выхода из политического кризиса от 21 февраля 2014 года, подготовленное с участием представителей ЕС и Российской Федерации и подписанное представителями власти и оппозиции Украины, определяло правовой путь урегулирования конфликтной ситуации. Однако радикальные силы сорвали его выполнение, избрав путь силового отстранения от власти легитимного главы государства, в результате чего деятельность высших органов государственной власти вышла за рамки конституционно-правового поля. Были созданы не предусмотренные действующим законодательством институты власти, которые наделялись неконституционными полномочиями». В заявлении указывалось, что, по мнению крымского парламента, постановление Верховной рады Украины «О самоустранении президента Украины от выполнения конституционных полномочий и назначении внеочередных выборов президента Украины» было принято с нарушением Конституции Украины, которая не предусматривает прекращение полномочий главы государства по причине самоустранения от выполнения своих полномочий - «следовательно, правовые основания для возложения обязанностей президента Украины на председателя Верховной рады Украины Турчинова А. В., в том числе по подписанию законов Украины, отсутствуют». Со своей стороны, подчеркивалось в заявлении, Верховный совет АР Крым «действовал и продолжает действовать строго в рамках правового поля. С первых дней кризиса мы призывали к соблюдению конституционного порядка, исходя из необходимости сохранения суверенитета и территориальной целостности Украины, и продолжаем придерживаться этих позиций». Однако парламент автономии, несущий ответственность за обеспечение прав и свобод её жителей, не может оставаться сторонним наблюдателем разрушительных процессов, происходящих в стране, и «именно эти обстоятельства побудили депутатов Верховного совета Автономной Республики Крым принять решение о проведении республиканского /местного/ референдума как формы прямого народовластия по вопросам усовершенствования статуса и полномочий автономии. Вынесенный на референдум вопрос не содержит положений о независимости Автономной Республики Крым, о её выходе из состава Украины и вхождении в другое государство. При этом мы выступали и выступаем за наделение Крымской автономии широкими полномочиями, которые должны быть гарантированы при любых изменениях центральной власти и конституции Украины».

3 марта 2014 г. пресс-служба Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Украины сообщила, что «в условиях действующего украинского законодательства невозможно назначить, подготовить и провести местный референдум»: «Механизма реализации права граждан на принятие решений по вопросам местного значения путём проведения местного референдума нет. Проведение любого местного референдума согласно существующему нормативно-правовому регулированию является невозможным». Вместе с тем, Верховный совет Автономной Республики Крым (АРК) на состоявшемся 3 марта 2014 г. заседании официально перенёс дату референдума по вопросу о статусе и полномочиях Крыма на 30 марта 2014 г. 4 марта 2014 г. Сергей Аксёнов объявил на пресс-конференции, что референдум может быть проведён и раньше.

6 марта 2014 г. Верховный Совет АР Крым принял решение войти в состав Российской Федерации в качестве субъекта Российской Федерации и провести референдум на всей территории Крыма (включая город Севастополь), причём не 30 марта 2014 г., а 16 марта 2014 г., вынеся на обсуждение вопрос о будущем статусе Крыма, предполагающий выбор одного из двух вариантов ответа: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?» или «Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?». В тот же день постановление о проведении референдума вынес городской совет Севастополя.

Позднее заместитель председателя Верховного Совета Крыма Григорий Иоффе заявил, что изменение формулировки вопроса (вынесение вопроса о вхождении Крыма в состав России) было вызвано реакцией Киева на решение о проведении референдума в Крыму, на который на тот момент не планировалось выносить вопрос о выходе автономии из состава Украины (на Сергея Аксёнова и Владимира Константинова было заведено уголовное дело по статье «Действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти», и как стало известно 5 марта 2014 г., киевский суд вынес постановление об их задержании).

Крымские депутаты приняли решение обратиться к руководству России с предложением «о начале процедуры вхождения в состав Российской Федерации в качестве субъекта Российской Федерации». Объясняя свое решение, парламентарии заявили, что на Украине «в результате антиконституционного переворота захватили власть националистические силы», которые «грубо нарушают Конституцию и законы Украины, неотъемлемые права и свободы граждан, включая право на жизнь, свободу мысли и слова, право говорить на родном языке», при этом «экстремистские группировки предприняли ряд попыток проникновения в Крым в целях обострения ситуации, эскалации напряжённости и незаконного захвата власти».

Глава комиссии по проведению референдума Михаил Малышев сообщил 8 марта 2014 г., что для проведения референдума будет открыто около 1,2 тыс. участков и будет образовано 27 территориальных избирательных комиссий. Типография «Таврида» получила госзаказ на печать 2 млн бюллетеней.

Сообщалось, что на 200 избирательных участках будет проведён экзит-полл по заказу информационного агентства Крыминформ.

11 марта 2014 г. парламент Крыма и городской совет Севастополя приняли декларацию о намерении провозгласить независимость Крыма от Украины и войти в состав Российской Федерации. В декларации говорится, что власти Крыма и Севастополя приняли данное решение, «исходя из положений Устава ООН и целого ряда других международных документов, закрепляющих право народа на самоопределение, а также принимая во внимание подтверждение Международным судом ООН в отношении Косово от 22 июля 2010 года того факта, что одностороннее провозглашение независимости части государства не нарушает какие-либо нормы международного права». Власти Крыма объявят полуостров независимым государством с республиканской формой правления в случае, если в результате назначенного на 16 марта 2014 г. референдума о статусе Крыма и Севастополя жители региона примут решение о вхождении Крыма и Севастополя в состав России. В этом случае Республика Крым подпишет соответствующий межгосударственный договор, на основании которого обратится с предложением о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации.

Постановлением Верховного Совета Автономной Республики Крым от 6 марта 2014 и решением городского совета г. Севастополь от 7 марта 2014 года было установлено, что правом голоса на референдуме обладают только граждане Украины, достигшие на день голосования возраста 18 лет и зарегистрированные в соответствующей административно-территориальной единице, что не давало возможности гражданам России, проживающим на территории Крыма, принять участие в референдуме.

6 марта 2014 г. Верховный Совет АР Крым принял «Временное положение о республиканском (местном) референдуме в Автономной Республике Крым». 7 марта Севастопольский городской совет утвердил «Временное положение о референдуме в городе Севастополе».

Во Временном положении указано, что подсчёт голосов участников референдума осуществляется открыто и прозрачно. Граждане имеют право осуществлять наблюдение за голосованием на референдуме и подведением его итогов. Также говорится, что комиссия по проведения референдума «регистрирует официальных наблюдателей от иностранных государств, международных организаций, республиканских организаций, объединений граждан, общественных организаций».

11 марта 2014 г. Верховный совет АР Крым опубликовал порядок аккредитации СМИ для освещения референдума. В нём указывалось, что журналист аккредитованного СМИ обязан «объективно информировать аудиторию своего СМИ о ходе голосования, в своей профессиональной деятельности использовать документально подтвержденные факты, соблюдать общепризнанные нормы журналистской этики, а также не распространять материалы негативного характера».

13 марта 2014 г. в Крыму и Севастополе началась работа участковых комиссий. День 15 марта был объявлен в республике днём тишины, и предвыборная агитация в этот день не велась.

Реакция действующих властей Украины была следующей.

До этих событий в украинском законодательстве отсутствовали нормативные правовые акты, касающиеся проведения референдумов о статусе части территории Украины. Согласно Конституции Украины, вопросы изменения территории страны решаются исключительно на всеукраинском референдуме (статья 73), а учитывая унитарное государственное устройство, все вопросы по организации и процедуре выборов и референдумов определяются только законами Украины.

Согласно украинскому законодательству, вопросы роспуска парламента Автономной Республики Крым, а также соответствия Конституции Украины принимаемых парламентом автономии правовых актов относятся к исключительным полномочиям Конституционного суда Украины.

24 февраля 2014 г. Верховная Рада Украины приняла Постановление «О реагировании на факты нарушения судьями Конституционного Суда Украины присяги судьи», согласно которому пять судей Конституционного суда Украины были освобождены от должности, а президенту Украины и Совету судей Украины предлагалось освободить от должности семь других судей Конституционного суда Украины путём созыва съезда судей Украины.

В конце февраля 2014 г. председатель Совета судей Украины Василий Онопенко отметил, что законодательство Украины предусматривает проведение только одного типа референдума – всеукраинского, а потому проведение местного референдума будет незаконным, а любые решения, принятые в Автономной Республике Крым и противоречащие Конституции Украины, будут являться незаконными.

4 марта 2014 г. окружной административный суд Киева удовлетворил ходатайство об обеспечении иска Генеральной прокуратуры Украины о признании противоправными некоторых решений, принятых парламентом АРК. В том числе было отменено решение об организации и проведении местного референдума.

6 марта 2014 г. и. о. президента Украины, председатель Верховной рады Александр Турчинов заявил, что «Верховный Совет Крыма, который полностью контролируется военными Вооружённых сил Российской Федерации, принял незаконное решение о проведении референдума. …Это решение является нелегитимным и ничтожным». 7 марта 2014 г. Александр Турчинов издал указ «О приостановлении действия постановления Верховной Рады Автономной республики Крым от 6 марта 2014 года № 1702-6/14 „О проведении общекрымского референдума“». В тот же день это постановление парламента Крыма, а также аналогичное решение горсовета Севастополя были отменены административным судом Киева. Юридическое управление секретариата Верховного совета АРК дало разъяснение, что данное постановление не влечет правовых последствий, так как не было одновременного обращения в Конституционный суд Украины.

Согласно статье 51 Закона о Конституционном суде Украины, пленарное заседание Конституционного cуда Украины является полномочным, если на нём присутствуют не менее двенадцати судей Конституционного cуда, что было невозможно обеспечить вследствие освобождения от должности 24 февраля 2014 г. пяти судей Конституционного суда Украины. В связи с этим, Верховная Рада Украины 13 марта 2014 г. утвердила в должности и привела к присяге новых четырёх судей Конституционного суда.

На пленарном заседании 14 марта 2014 г Конституционный суд Украины в составе пятнадцати судей (включая семь судей, которые 24 февраля 2014 г. были признаны Верховной Радой нарушившими судебную присягу) принял решение о признании не соответствующим Конституции Украины постановления Верховного совета Автономной республики Крым о проведении общекрымского референдума. В своём решении суд постановил прекратить деятельность крымских комиссий всех уровней, созданных для проведения этого референдума, а также потребовал от Совета министров Крыма прекратить финансирование мероприятий референдума, обеспечить уничтожение бюллетеней и агитационных материалов. Неисполнение решения Конституционного суда Украины влечет за собой уголовную ответственность.

14 марта 2014 г. Конституционный суд Украины принял решение, что референдум является неконституционным. В тот же день, 14 марта 2014 г., постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым и городского совета Севастополя о проведении общекрымского референдума, с точки зрения правительства Яценюка, утратили силу.

6 марта 2014 г. в связи с принятием депутатами Верховного Совета Крыма решения о вхождении автономии в состав Российской Федерации Главное следственное управление СБУ начало досудебное расследование. Квалификация – посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины.

В тот же день Центральная избирательная комиссия Украины поручила заблокировать доступ к базе данных Государственного реестра избирателей для органов Госреестра АР Крым и Севастополя.

Позиция России по вопросу о принятии нового субъекта федерации заключалась в следующем.

Согласно действующей Конституции РФ (статья 65, часть 2), «принятие в Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом», согласно которому принятие в состав РФ в качестве нового субъекта «иностранного государства или его части» осуществляется исключительно по взаимному согласию России и другого заинтересованного государства, которым является Украина. К тому же инициатива о принятии в состав России нового субъекта федерации, образованного на территории «иностранного государства», должна исходить от этого государства, а не от отколовшейся части. Это решение в 2004 году подтвердил Конституционный суд РФ в связи с просьбой непризнанной республики Южная Осетия войти в состав РФ.

21 мая 1992 г. Верховный Совет РСФСР принял постановление № 2809-1, которое признавало Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» «не имеющим юридической силы с момента принятия» ввиду того, что оно было принято «с нарушением Конституции (Основного Закона) РСФСР и законодательной процедуры». Однако российский парламент уточнил, что в связи с конституированием последующим законодательством РСФСР факта передачи Крымской области, заключением между Украиной и Россией двустороннего договора от 19 ноября 1990 года, в котором стороны отказываются от территориальных притязаний, и закреплением данного принципа в договорах и соглашениях между государствами СНГ считает необходимым урегулирование вопроса о Крыме путём межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения.

28 февраля 2014 г. председатель комитета Государственной думы Российской Федерации по международным делам Алексей Пушков заявил, что референдум будет являться юридически обоснованной базой для изменения статуса Автономной Республики Крым в случае, если население за это проголосует, и что референдум является гораздо более легитимной формой изменения статуса, чем стихийный Майдан.

28 февраля 2014 г. депутат Государственной думы РФ Сергей Миронов внёс поправки к действующему законодательству, существенно меняющие процедуру принятия новых субъектов РФ. Этими поправками предусматривалось, что если в том или ином иностранном государстве отсутствует «эффективная суверенная» власть и действующее руководство этой страны не в состоянии защитить права своих граждан, то часть территории этого государства можно присоединить к РФ «по результатам референдума, проведённого в соответствии с законодательством иностранного государства на территории данной части иностранного государства», либо «по обращению органов государственной власти данной части иностранного государства». Также депутат предлагал ввести норму, по которой «инициаторами предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства… являются органы государственной власти части иностранного государства». По мнению одного из авторов российской конституции и бывшего депутата Государственной думы Виктора Шейниса, в случае утверждения поправок Миронова принятие Крыма в состав РФ не нарушило бы нормы российского права, однако стало бы серьёзным нарушением международного права.

7 марта 2014 г. Совет Федерации заявил, что готов поддержать решение Крыма о вхождении в РФ. Эту информацию огласила спикер Валентина Матвиенко на встрече с крымской делегацией.

После принятия 11 марта 2014 г. Верховным Советом Автономной Республики Крым и Севастопольским городским советом Декларации о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя Крым получил возможность войти в состав России как независимое и суверенное государство, в случае соответствующих результатов референдума. Таким образом, отпала необходимость в принятии поправок, инициированных 28 февраля 2014 г. Сергеем Мироновым, поскольку в них шла речь о принятии в состав Российской Федерации части иностранного государства.

17 марта 2014 г. Президент РФ подписал указ «О признании Республики Крым». Республика Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус, была признана в качестве суверенного и независимого государства.

Подавляющая часть населения Крыма выступила в поддержку референдума.

Против референдума выступали представители украинских и крымскотатарских общественных организаций.

Уже 6 марта 2014 г. лидер Меджлиса крымскотатарского народа (общественная организация (представительный орган) крымских татар) Рефат Чубаров призвал жителей АРК бойкотировать референдум, поскольку решение о его проведении «было принято неправовым способом». Выступая в эфире «Громадського ТВ», Чубаров заявил, что, согласно решению Меджлиса, крымские татары не признаю́т и не призна́ют никакого референдума в условиях оккупации. Лидер крымских татар, народный депутат Украины Мустафа Джемилев в интервью азербайджанскому изданию haqqin.az обратился к президентам Турции, Казахстана и Азербайджана с призывом не допустить выхода Крыма из состава Украины: «Наш народ однажды был изгнан со своих родных земель, мы не хотим повторения этой трагедии. Поэтому мы обращаемся за помощью к Ильхаму Алиеву, Абдулле Гюлю и Нурсултану Назарбаеву. Не оставляйте своих крымских братьев и сестёр в это трудное время. Мы требуем помощи у всего мира. В России нам вновь уготованы изгнания и репрессии».

8 марта 2014 г. в Крыму состоялась Всекрымская акция «Женщины Крыма против войны – Женщины Крыма за мир!», в которой, по утверждению организаторов (среди которых был и Меджлис), приняло участие более 12 тыс. женщин разных национальностей.

15 марта 2014 г. Меджлис выступил с обращением к Верховной Раде Украины и ко всему народу Украины, в котором подтвердил своё признание Украины как суверенного и независимого государства в существующих границах и заявил о непризнании готовящегося референдума, «проводимого с целью изменить территориальную принадлежность Крыма», легитимным и соответствующим международному праву и Конституции Украины. Меджлис заявил, что «категорически отвергает любые попытки определить будущее Крыма без свободного волеизъявления крымскотатарского народа - коренного народа Крыма» и что лишь крымским татарам принадлежит право решать, в каком государстве жить крымскотатарскому народу. По убеждению Меджлиса, «восстановление прав крымскотатарского народа и реализация им права на самоопределение на своей исторической Родине должны осуществляться в составе суверенного и независимого Украинского государства».

Международная реакция на референдум оказалась различной.

США, ЕС, НАТО, ОБСЕ еще до проведения референдума объявили его незаконным, не соответствующим Конституции Украины.

Парламентская ассамблея Совета Европы 9 апреля 2014 г. приняла резолюцию № 1988 (2014) с осуждением действий России по присоединению Крыма: «Ассамблея решительно осуждает российскую военную агрессию и последовавшую за ней аннексию Крыма, что является явным нарушением норм международного права, в том числе положений Устава ООН, Хельсинкского акта ОБСЕ и Устава и основных правил Совета Европы». Референдум в Крыму признан не соответствующим конституциям Крыма и Украины. «Кроме того, заявленная явка и результаты являются неправдоподобными», - отмечается в резолюции, на основании того, что русские составляли лишь 54 % населения Крыма, а 36 % были крымские татары и этнические украинцы, которые, по информации Ассамблеи, объявили о бойкоте референдума. «Результаты референдума и незаконная аннексия территории со стороны Российской Федерации не имеют юридической силы и не признаются Советом Европы». 10 апреля 2014 г. ПАСЕ приняла резолюцию, согласно которой делегация Российской Федерации, за принятие Крыма в состав России, была лишена права голоса в ассамблее и исключена из всех руководящих органов до конца 2014 года. Документ принят голосами 145 депутатов, 21 – против, 22 – воздержались. Предложение о замораживании членства России в ассамблее, выдвинутое британцем Робертом Уолтером, не получило поддержки. Однако в текст резолюции была внесена поправка о лишении права делегации РФ до конца 2014 года работать в руководящих органах ассамблеи – бюро, президентском и постоянном комитетах, - а также участвовать в миссиях наблюдателей ПАСЕ.

Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что крымский референдум полностью соответствует международному праву и Уставу ООН, а его результаты должны стать отправной точкой в определении будущего полуострова.

Официальный представитель МИД Китая Цинь Ган подчеркнул, что кризис на Украине обусловлен историческими предпосылками и сложившейся ситуацией, и для его урегулирования необходимо в полной мере предпринимать сбалансированные и взвешенные шаги. Голосование по предлагаемому проекту резолюции Совета Безопасности в настоящее время может вызвать только противостояние и ещё больше осложнит ситуацию, - говорится в заявлении МИД Китая.

Из стран, расположенных на территории бывшего СССР, в той или иной мере, в поддержку референдума высказались Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, а также Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровская Модавская Республика.

Венецианская комиссия признала референдум в Крыму нелегитимным, мотивируя это тем, что возможность проведения такого референдума не предусмотрена ни украинской, ни крымской конституциями, а также тем, что условия его проведения не соответствуют демократическим стандартам. Венецианская комиссия подчеркнула, что право на самоопределение следует понимать главным образом как внутреннее самоопределение в рамках существующих границ, а не как внешнее самоопределение через отделение. Кроме того, любой референдум о статусе территории требует серьёзных предварительных переговоров со всеми заинтересованными сторонами, а таких переговоров не было.

15 марта 2014 г. Совет Безопасности ООН обсудил проект резолюции, которой предлагалось объявить предстоящий референдум в Крыму «не имеющим силы» и призвать все страны не признавать его результаты. Постоянный представитель России при Совете Безопасности ООН Виталий Чуркин отметил: «Россия будет уважать выбор народа Крыма». Тринадцать из пятнадцати действующих членов Совета Безопасности ООН (Австралия, Аргентина, Великобритания, Иордания, Литва, Люксембург, Нигерия, Республика Корея, Руанда, США, Франция, Чад, Чили) были за принятие проекта резолюции. Китай воздержался при голосовании. Россия, пользуясь правом вето (как постоянный член Совета Безопасности ООН), проголосовала против, заблокировав таким образом принятие данного проекта.

Генеральная Ассамблея ООН 27 марта 2014 г. приняла резолюцию в поддержку территориальной целостности Украины, текст которой объявляет общекрымский референдум 16 марта 2014 года не имеющим законной силы. Из 193 государств- членов ООН «за» принятие резолюции проголосовали 100 государств, «против» принятие резолюции проголосовали 11 государств, воздержались – 58 государств, не голосовали - 24. Данная резолюция не обязательна к исполнению и носит исключительно рекомендательный характер.

16 марта 2014 года в Крыму было организовано голосование («референдум»). Мы попросили социального географа Александра Киреева , оставив в стороне все юридические и политические вопросы, оценить опубликованные результаты с точки зрения их статистического правдоподобия.

Для того, чтобы статистически проверить результаты референдума в Крыму «на чистоту», у нас, признаться, не так много данных. Но те, что есть, говорят о том, что явка и результаты в Крыму были сфальсифицированы. Сразу оговорюсь, что я не знаю, насколько они были сфальсифицированы и какими были настоящие результаты, но цифры однозначно указывают на манипуляции.

Во-первых, у нас есть цифры по динамике явки. Она совершенно неправдоподобная и противоречит электоральной практике. Каждый из нас может пойти проголосовать в любое время, пока открыты избирательные участки. Но когда на выборы ходят тысячи людей, то в их поведении уже будут закономерности. Не могут все люди явиться на участки, скажем, с полудня до 3 часов дня, а в остальные часы - нет.

Динамика явки (не путать с самой явкой) на референдуме крайне странно разнилась по районам (см. таблицу), причем даже внутри самого Симферополя. Если в Железнодорожном районе столицы Крыма в последние два часа перед закрытием на участки пришли 1,8% от всех проголосовавших за день, то в Киевском и Центральном районах - 14%. Как такую разницу можно объяснить? Если бы такой случай был единичным, то его можно было бы как-то обосновать, но подобный «винегрет» из динамики явки наблюдается по всему полуострову.

Скажем, в Евпатории с 15 до 18 часов на участки пришли 9% от проголосовавших за день, а за последние два часа перед закрытием - уже 20%. Повсеместно явка была очень высокой утром, что и понятно: чем важнее выборы, тем выше явка в первой половине дня, люди стремились быстрее прийти и проголосовать. Но если утром такая высокая явка, то после обеда должно идти затухание явки. Может быть погода (а она была плохой) внесла коррективы? Тоже нет. Такая разная динамика явки наблюдается на всем полуострове буквально в соседних местах (Евпатория, Саки и Сакский район) и, как сказано выше, даже в пределах одного города Симферополь.

Во-вторых, предварительные результаты в Крыму противоречат официальным. По данным обработки 75% протоколов комиссий референдума, за воссоединение с Россией проголосовало 95,7% жителей Крыма, принявших участие в референдуме. Такие данные в комментарии ИТАР-ТАСС огласил глава комиссии Верховного Совета Крыма по проведению референдума Михаил Малышев. Это без учета Севастополя . А официальные результаты по Крыму после обработки 100% бюллетеней по Крыму без Севастополя таковы: 96,6% были за вхождение в состав России .

Каждый может рассчитать сам, какой же процент за вхождение в состав России должен был быть в оставшихся 25% протоколов, если после обработки 75% протоколов только 95,7% было «за», а финальный результат показал 96,6-процентное единодушие. Если принять эти данные за истинные, то получим, что в последних 25% протоколов было 99,3% за Россию.

Может, в последней четверти протоколов показаны итоги голосования людей из районов Крыма, где более 99% жителей были за воссоединение с Россией? Однако нет. Чтобы убедиться в этом, посмотрим на результаты крымского референдума по районам . В статистике, опубликованной на сайте «Коммерсанта», показаны голоса только за Россию, а еще было бы интересно знать, сколько голосов было за то, чтобы остаться в рамках Украины, и каково число недействительных бюллетеней. Однако даже из этой статистики видно, что ни в одном районе за вхождение в состав России не было больше 98,1%. Спрашивается: как такое могло получиться, что в оставшихся 25% протоколов результат за Россию был 99,3%? Такого быть не может.

Самое смешное, что после подсчета 75% бюллетеней председатель избиркома Крыма озвучил процент недействительных бюллетеней: он составил 1,1%. А из итоговых данных мы узнали, что он составил 0,72% . Математически это совершенно невозможно! Я считаю это сильным аргументом в пользу того, что результаты крымского референдума были не просто сфальсиифицированы, а нарисованы: на мой взгляд, итоговые цифры рисовали и делали это поспешно.

Даже если забыть обо всем сказанном, то сами результаты по районам вызывают сомнения. Так, за воссоединение с Россией везде было около 97% кроме Черноморского района, где положительно на первый вопрос референдума ответили всего 71,3% жителей! Получается, что за то, чтобы остаться в рамках Украины, по всем районам Крыма было лишь 2-3% жителей, а в Черноморском - больше 25% (плюс небольшой процент недействительных бюллетеней). В 10 раз больше! Но может быть Черноморский район какой-то особенный? Тоже нет. Обычный район, скорее даже типичный. Процент крымских татар там как раз средне-крымский, процент голосования за «оранжевые» партии Украины на прошлых выборах тоже средний. Откуда вдруг тогда такой особый результат на этом референдуме?

К сожалению, у нас до сих пор нет официальных результатов референдума по районам, не говоря уже про голосование на отдельных участках. Не хватает данных для анализа. Более того, даже не очевидно, какой результат референдума является официальным. Скажем, для Крыма без Севастополя были озвучены две разные цифры окончательного процента «за Россию»: после обработки 100% бюллетеней была опубликована цифра 96,6%, а потом 96,77% была дана как окончательная .

Еще одна странность: если принять цифры 95,7% после обработки 75% протоколов и 96,77% как итог за истинные, то результат «за Россию» в оставшейся четверти протоколов должен был составить 100%. Сторонний эксперт может предположить, что возможно избирательным комиссиям просто надоело считать голоса, и все оставшиеся протоколы они просто записали «за Россию»?

Наконец, даже результаты экзит-полла, проводившегося Крымским республиканским институтом политических и социологических исследований, существенно отличаются от официальных результатов. По нему 7% опрошенных проголосовали за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины . По результатам же референдума таких было всего 2,5%.

Но разве это большая разница? Да, большая, ведь экзит-полл проходил на 150 участках референдума АР Крым и 50 участках Севастополя. Всего было опрошено 59 111 чел. Это большая выборка для такого региона. Разница между официальными данными по референдуму и экзит-поллом явно выходит за пределы статистической погрешности.

В Утро референдума 16 марта 2014 года в Крыму

Утро исторического дня 16 марта 2014 года крымчане и севастопольцы встретили в очередях на участках для голосования на референдуме о статусе своей малой родины. Более 97% из них выскажутся за воссоединение с Россией.
Бюллетени для голосования на референдуме в Крыму содержали два варианта будущего республики на выбор: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта РФ?» или «Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?» Эти вопросы впервые были продублированы на трех официальных языках - русском, украинском и крымско-татарском.
Несмотря на опасения провокаций, практически все избирательные участки открылись вовремя, исключение составили единицы. Порядок на участках обеспечивали более 2,5 тысяч правоохранителей, спасателей МЧС и дружинников самообороны, но их вмешательство так и не потребовалось.
В качестве наблюдателей за ходом референдума в избиркоме зарегистрировались 135 наблюдателей из 23 стран, аккредитовалось 623 журналиста из 169 средств массовой информации.
Сергей Аксёнов проголосовал вместе с дочерью сразу после открытия своего участка. «Только вперед! Все должно завершиться благополучно, сомнений нет», - сказал он журналистам. Владимир Константинов на участке сказал, что проголосовал «за счастливое будущее».
Теперь уже курьезом можно считать массированную DDoS-атаку на официальный сайт общекрымского референдума из Иллинойсского университета (США) — сайт не отображал никаких данных в режиме реального времени и, соответственно, не представлял практического интереса для злоумышленников. К обеду атаке подвергся и сайт Верховного Совета Крыма.
Уже в полдень стало понятно, что явка в Крыму и Севастополе будет рекордной, причем город опережал республику: если здесь к 12.00 явка составила 50%, то в Крыму она пока превысила 44%. «Такой явки за все годы, когда я работал в избирательной комиссии, никогда не было», -признал тогда глава избиркома республики Михаил Малышев. По окончании голосования рекорд будет зафиксирован - явка составила 81,36%.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри в воскресенье успели обсудить референдум в Крыму — в разговоре глава внешнеполитического ведомства России снова подтвердил принципиальную позицию своей страны.
Результаты единственного экзит-пола, проведенного по заказу Крыминформа, публикуются сразу после закрытия участков. В соответствии с ними, 93% крымчан на референдуме поддержали воссоединение Крыма с Россией, 7% опрошенных высказались за автономный статус в составе Украины. И хотя поначалу эти данные вызвали определенный скепсис, уже очень скоро результаты голосования оставят их далеко позади — уже полуночные предварительные итоги после обработки 50% бюллетеней показали желание 95,5% жителей Республики и 93% жителей Севастополя вернуться на Родину.
К закрытию участков город наполняется людьми. Спикер Верховного Совета Владимир Константинов и премьер-министр Крыма Сергей Аксёнов со сцены митинга-концерта в центре Симферополя поздравили крымчан с решением референдума о воссоединении с Россией.
«Комиссия завершает свою работу, но уже сейчас всем очевидно - мы сделали это! - заявил Константинов. - Мы победили! Именно мы, крымчане, за эти две недели перевернули весь мир вверх ногами и сказали, что мы вернемся домой - в Россию!»
«Мы идем домой! Крым - в России!» - заявил Аксёнов.
Здесь же Аксёнов анонсирует выезд делегации Верховного Совета Крыма 17 марта в Москву для проработки вопроса о вхождении в состав Российской Федерации.
Президент РФ Владимир Путин в телефонном разговоре с президентом США Бараком Обамой заявил о том, что референдум в Крыму полностью соответствовал нормам международного права. За последующие два года он ни разу не отступится от своих слов.



error: Контент защищен !!