Образование франкского королевства. Возникновение государства у франков Возникновение государства франков 486

В Галлии V в. произошли глубокие социально-экономические преобразования. В этой богатейшей провинции Рима (территория, почти совпадающая с нынешней Францией) проявился глубокий кризис, охвативший империю. Участились выступления рабов, коло:

нов, крестьян, городской бедноты. Рим уже не мог защищать границы от вторжений иноземных племен и прежде всего германцев - восточных соседей Галлии. В результате большая часть страны была захвачена вестготами, бургундами, франками (салическими и рипуарскими) и некоторыми другими племенами. Из этих германских племен в конечном итоге оказались наиболее сильными салические франки. Им потребовалось чуть более 20 лет, чтобы в конце V - начале VI вв. захватить большую часть страны.

Возникновение классового общества у франков, наметившееся у них еще до переселения в Галлию, резко ускорилось в процессе ее завоевания. Каждый новый поход увеличивал богатства франкской военно-племенной знати. При дележе добычи ей доставались лучшие земли, значительное количество колонов, скота. Знать возвысилась над рядовыми франками, хотя последние еще оставались лично свободными и сначала не испытывали усиления экономического гнета. Они расселились на своей новой родине сельскими общинами (марками). Марка считалась собственником всей земли общины, включавшей леса, пустоши, луга, пахотные земли. Последние делились на наделы, которые довольно быстро перешли в наследственное пользование отдельных семей.

Галло-римляне, по численности в несколько раз превышавшие франков, оказались в положении зависимого населения. Вместе с тем галло-римская аристократия частично сохранила свои богатства. Единство классовых интересов положило начало постепенному сближению франкской и галло-римской знати, причем первая стала доминирующей. Это проявилось при формировании новой власти, которая должна была сохранить захваченную страну, держать в повиновении колонов и рабов. Прежняя родоплеменная организация не имела необходимых для этого сил и средств. Учреждения родо-племенного строя начинают уступать место новой организации во главе с военным вождем - королем и лично преданной ему дружиной. Король и его приближенные фактически решали все важнейшие вопросы жизни страны, хотя еще сохранялись народные собрания и другие институты прежнего строя франков. Формировалась новая публичная власть, которая уже не совпадала непосредственно с населением. Она состояла не только из вооруженных людей, не зависящих от рядовых свободных, но и из принудительных учреждений, которых не было при родоплеменном строе. Учреждение новой публичной власти связано с разделением населения. Земли, заселенные франками, стали делиться на паги (округа), состоявшие из более мелких единиц - сотен. Управление населением, проживавшим в пагах и сотнях, поручалось особым доверенным лицам короля. В южных районах Галлии, где по численности многократно преобладали галло-римляне, на первых порах сохраняется римское административно-территориальное деление. Но и здесь назначение должностных лиц зависело от короля.

Возникновение государства у франков связано с именем одного из их военных вождей - Хлодвига (486-511) из рода Меровингов. Под его главенством была завоевана основная часть Галлии. Дальновидным политическим шагом Хлодвига было принятие им и его дружиной христианства по католическому образцу. Этим он обеспечил себе поддержку галло-римской знати и господствовавшей в Галлии католической церкви.

1. Возникновение государства франков

В Галлии V в. произошли глубокие социально-экономические преобразования. В этой богатейшей провинции Рима (территория, почти совпадающая с нынешней Францией) проявился глубокий кризис, охвативший империю. Участились выступления рабов, колонов, крестьян, городской бедноты. Рим уже не мог защищать границы от вторжений иноземных племен и прежде всего германцев - восточных соседей Галлии. В результате большая часть страны была захвачена вестготами, бургундами, франками (салическими и рипуарскими) и некоторыми другими племенами. Из этих германских племен в конечном итоге оказались наиболее сильными салические франки. Им потребовалось чуть более 20 лет, чтобы в конце V - начале VI вв. захватить большую часть страны.

Возникновение классового общества у франков, наметившееся у них еще до переселения в Галлию, резко ускорилось в процессе ее завоевания. Каждый новый поход увеличивал богатства франкской военно-племенной знати. При дележе добычи ей доставались лучшие земли, значительное количество колонов, скота. Знать возвысилась над рядовыми франками, хотя последние еще оставались лично свободными и сначала не испытывали усиления экономического гнета. Они расселились на своей новой родине сельскими общинами (марками). Марка считалась собственником всей земли общины, включавшей леса, пустоши, луга, пахотные земли. Последние делились на наделы, которые довольно быстро перешли в наследственное пользование отдельных семей.

Галло-римляне, по численности в несколько раз превышавшие франков, оказались в положении зависимого населения. Вместе с тем галло-римская аристократия частично сохранила свои богатства. Единство классовых интересов положило начало постепенному сближению франкской и галло-римской знати, причем первая стала доминирующей. Это проявилось при формировании новой власти, которая должна была сохранить захваченную страну, держать в повиновении колонов и рабов. Прежняя родоплеменная организация не имела необходимых для этого сил и средств. Учреждения родоплеменного строя начинают уступать место новой организации во главе с военным вождем - королем и лично преданной ему дружиной. Король и его приближенные фактически решали все важнейшие вопросы жизни страны, хотя еще сохранялись народные собрания и другие институты прежнего строя франков. Формировалась новая публичная власть, которая уже не совпадала непосредственно с населением. Она состояла не только из вооруженных людей, не зависящих от рядовых свободных, но и из принудительных учреждений, которых не было при родоплеменном строе. Учреждение новой публичной власти связано с разделением населения. Земли, заселенные франками, стали делиться на паги (округа), состоявшие из более мелких единиц - сотен. Управление населением, проживавшим в пагах и сотнях, поручалось особым доверенным лицам короля. В южных районах Галлии, где по численности многократно преобладали галло-римляне, на первых порах сохраняется римское административно-территориальное деление. Но и здесь назначение должностных лиц зависело от короля.

Возникновение государства у франков связано с именем одного из их военных вождей - Хлодвига (486-511) из рода Меровингов. Под его главенством была завоевана основная часть Галлии. Дальновидным политическим шагом Хлодвига было принятие им и его дружиной христианства по католическому образцу. Этим он обеспечил себе поддержку галло-римской знати и господствовавшей в Галлии католической церкви.

Становление государства франков происходило сравнительно быстро - в течение жизни одного поколения. Во многом этому процессу способствовали захватнические войны и, как следствие, быстрая классовая дифференциация франкского общества.


2. Государство франков в VI-IX вв.

Основные черты развития. Главной чертой развития франкского общества являлось возникновение и развитие феодализма в его недрах. Новые отношения возникли в обеих социально-этнических группах - франкской и галло-римской. Каждая из них имела свой основной район расселения (франкский Север и галло-римский Юг; условным рубежом между Севером и Югом была река Луара). Но формирование феодальных отношений у франков и галло-римлян было далеко не одинаковым, в первую очередь потому, что оно начиналось с разных исходных рубежей: франки вступали в эпоху феодализма в процессе первобытнообщинного строя, галло-римляне - в ходе распада рабовладельческого общества.

В связи с этим следует отметить важную особенность: два основных пути возникновения феодализма взаимно влияли друг на друга, объективно ускоряя становление новой социально-экономической формации. Здесь в развитии феодализма прослеживаются две главные ступени: первая - VI-VII вв., известная в историографии как время монархии Меровингов; вторая - VIII - первая половина IX в.- монархия Каролингов.

Монархия Меровингов. После смерти Хлодвига его сыновья вступили в длительную кровавую борьбу за верховную власть. Феодальные распри с небольшими перерывами продолжались более 100 лет. Королевство не раз распадалось на отдельные по существу независимые государства. Лишь в начале VII в. наступило некоторое затишье. Но события предыдущего столетия оказали существенное влияние на социально-экономическое и государственное развитие страны. Знать щедро наделялась землей. Для королей это был единственный способ привлечь ее на свою сторону.

Подаренная земля становилась наследственной свободно отчуждаемой собственностью, так называемым аллодом. Итогом таких дарений явилось резкое усиление объективно закономерного процесса «оседания дружины на землю». Наделение дружинников имениями, превращение их в феодалов-землевладельцев имело место почти во всех странах феодальной Европы. Особенностью монархии Меровингов было то, что здесь этот процесс приобрел исключительно большие масштабы.

Быстро обогащалась церковь, земельные владения которой постоянно увеличивались.

Усиление феодальной зависимости. Важные социально-экономические сдвиги наметились в среде франкского крестьянства. Утверждается частная собственность на землю (аллод) - вначале на приусадебные, а затем и на пахотные участки. С того времени классовое размежевание общины значительно ускорилось. Быстрыми темпами возрастало число обезземеленных крестьян. Потеря крестьянином своей земли сопровождалась наступлением на его личную свободу. Чаще всего обезземеленные закабалялись посредством договора прекария (от лат.- «просьба»). Наиболее ранний вариант этой сделки предполагал передачу крестьянину участка господской земли в пользование на условиях выполнения определенных повинностей: работа на полях господина, выплата ему части урожая и т. д. Несколько позже большое распространение получил другой вид прекария - так называемый «прекарий предоставленный». Обедневший крестьянин отдавал свой небольшой участок (считалось, что он его «дарил») господину, который возвращал его обратно, иногда с дополнительным наделом, но уже в качестве держания с обязанностью выполнять в его пользу оговоренные повинности. Формально прекарный договор не устанавливал личной зависимости, но он создавал для этого благоприятные условия.

В этот период возникла система патроната («покровительства»). В условиях нарастающих притеснений и злоупотреблений крестьяне были вынуждены прибегать к защите сильных и влиятельных лиц. Нередко знать сама навязывала «покровительство» крестьянам, так как была заинтересована в этом. Отдача себя под «покровительство» (комендация) стала широко распространенным явлением. Комендировались не только слабые и безземельные, иногда сильные и многоземельные становились «под руку» еще более сильных. Комендация предусматривала: 1) передачу господину права собственности на землю с последующим ее возвращением в виде держания; 2) установление личной зависимости «слабого» от своего патрона; 3) выполнение в пользу патрона ряда повинностей.

Все это вело к постепенному закрепощению франкского крестьянства. Через несколько поколений многие крестьяне были уже крепостными (сервами). Причем значительно раньше в числе сервов оказывалась подавляющая часть колонов и рабов Юга.

Государственный строй при Меровингах. Ужесточение эксплуатации крестьян и неизбежное вследствие этого обострение классовой борьбы обусловили заинтересованность господствующего класса в укреплении государственного механизма правления.

Упрочнение феодальной государственности не сопровождалось, однако, усилением власти королей. Кровавая распря VI в. оказалась роковой для династии Меровингов. Они были вынуждены раздать практически все принадлежавшие им земли. По мере того как уменьшался земельный фонд королей (основы военно-политической силы в феодальном обществе), росло могущество знатных фамилий. Весь VII в., за небольшим исключением, прошел под знаком ослабления власти королей. И в конце VII в. они были полностью отстранены от дел. Наступило время, как тогда говорили, «ленивых» королей.

Государственная власть сосредоточилась в руках знати, захватившей все главные должности и прежде всего пост майордома. Первоначально майордом (старший по дому) возглавлял управление королевским дворцом. Однако постепенно правомочия его расширяются настолько, что он становится фактически главой государства. На рубеже VII - VIII вв. эта должность превратилась в наследственное достояние знатного и богатого рода, положившего начало династии Каролингов.

Монархия Каролингов. Реформа Карла Мартелла. С именем одного из представителей этого рода Карла Мартелла (первая половина VIII в.) связано очень важное преобразование в социально-политической структуре франкского общества, известное как реформа Карла Мартелла. Майордом стремился укрепить центральную власть. Этой цели должно было прежде всего служить создание хорошо вооруженного конного войска, находившегося в зависимости от главы государства. Необходимость в таком войске диктовалась и внешнеполитическими причинами - угрозой нашествия арабов, основным родом войск которых была конница.

Суть реформы сводилась к следующему. Был отменен прежний порядок дарения земель в полную собственность. Вместо этого земли, которые Карл Мартелл конфисковал у непокорных магнатов и монастырей, вместе с жившими на них крестьянами передавались в условное пожизненное держание - бенефиций (от лат.- «благодеяние»). Держатель бенефиция был обязан нести службу, главным образом военную, в пользу лица, вручившего землю. Объем службы определялся размерами бенефиция. Но при всех обстоятельствах бенефициарий до достижения определенного возраста должен был участвовать в качестве тяжеловооруженного воина (рыцаря), экипировавшегося на свои средства. Отказ от службы лишал права на бенефиций.

Значение реформы не ограничилось, однако, чисто военной сферой. Она повлекла за собой очень важные изменения в области социально-политических отношений. Реформа не только подхлестнула рост феодального землевладения и обусловленного этим закабаления крестьян, она дала толчок к образованию особой системы соподчиненности феодалов. Между бенефициарием и лицом, вручившим землю (их стали именовать соответственно вассалом и сеньором) установились договорные отношения, главным элементом которых была обязанность военной службы. Помимо главы государства, бенефиции стали раздавать и наиболее крупные феодалы, обзаводясь, таким образом, своими вассалами.

Так постепенно начали формироваться отношения вассалитета, охватившие весь класс феодалов. Рост феодального землевладения сопровождался усилением военной и финансовой власти отдельных сеньоров над крестьянами, жившими на их землях. Это вело к увеличению так называемых иммунитетных прав сеньоров, которые были установлены еще Меровингами и заключались в том, что на владения феодала, получившего иммунитетную грамоту короля, не распространялась деятельность государственных должностных лиц, а все государственные правомочия передавались владельцу имения. Тем самым власть феодала над населением, живущим в его владениях, в еще большей степени приобретала политический, государственный характер.

Реформа Карла Мартелла способствовала временному усилению центральной власти. С помощью реорганизованного войска были отражены нападения внешних врагов, на время сломлено сопротивление непокорной знати. Основные группы феодалов поддержали эту политику. В то время они были заинтересованы в относительно централизованном государстве, с помощью которого укоренялись в Галлии и порабощали свободных франкских крестьян, равно как и население соседних стран.

Государственный строй при Каролингах. В 751 г. на престоле утвердилась новая династия. На собрании светской и духовной знати Пипин, сын Карла Мартелла, имевший реальную власть как майордом, был провозглашен королем.

Своего наивысшего расцвета монархия достигает при его сыне Карле, прозванном Великим (вторая половина VIII - начало IX в.). В результате больших завоевательных походов в состав государства франков вошли территории, которые ныне составляют Западную Германию, Северную Испанию, а также многие другие земли.

Показателем возросшей мощи государства явилось провозглашение Карла императором, в его руках сосредоточилась значительная власть. Однако это не означало превращения императора в абсолютного монарха. Глава государства фактически должен был делить свою власть со знатью, без согласия которой не принималось ни одно сколько-нибудь важное решение. Крупнейшие светские и духовные феодалы входили в состав постоянно действующего совета при императоре. Почти ежегодно созывался съезд всей знати (так называемое Великое поле).

Вместе с тем относительное усиление центральной власти повлекло за собой формирование органов государственного управления. Особенностями этих органов было следующее: 1) должностные лица, возглавлявшие хозяйственное управление владениями феодалов, одновременно осуществляли административно-судебную власть над проживавшим там населением. Неразделение хозяйственных и государственных функций управления отражало важнейший принцип феодальной государственности рассматриваемой эпохи-политическая власть была «атрибутом земельной собственности»; 2) вознаграждением за службу являлись земельные пожалования, а также право удерживать в свою пользу часть сборов с населения; 3) отсутствовало последовательное разграничение между отдельными сферами государственного управления. Должностные лица, как правило, совмещали функции военные, финансовые, судебные и т. д. Лишь в системе центрального управления наметилось некоторое размежевание компетенции. Но и там специального аппарата еще не было.

Центральные органы государственного управления. Поскольку дружинная знать превращалась в крупных земельных собственников и не проживала постоянно при королевском дворе, возрастало значение высших должностных лиц - министериалов. Первоначально они представляли собой главных управляющих королевским хозяйством. Тогда еще не проводилось различия между государственным и личным королевским имуществом, вопросы общегосударственные рассматривались как личные дела королевского дома. В силу этого министериалы фактически возглавляли государственное управление и суд. Со временем они становились собственниками больших латифундий.

К числу наиболее важных министериалов относились следующие: майордом (наследственные обладатели этой должности упразднили ее после того, как сами заняли королевский трон); пфальцграф - первоначально наблюдал за королевским слугами, а потом возглавил дворцовый суд; тезаурарий - «хранитель сокровищ», руководивший учетом материальных ценностей, поступавших в распоряжение короля. Фактически это был государственный казначей, так как государственная казна отождествлялась с личным имуществом монарха; маршал - некогда «старший по королевской конюшне», теперь начальник конного войска, нередко под его командованием велись военные действия; архика-пеллан - духовник короля, старший среди дворцового духовенства, непременный участник королевского совета.

Местные органы государственного управления. Традиционное самоуправление свободных франков там, где они проживали, было постепенно заменено системой назначаемых первоначально из центра должностных лиц - уполномоченных короля.

Территория страны была разделена на округа - паги (на юге их границы в основном совпадали с прежним административно-территориальным делением времен Рима). Управление округом передавалось графу, который имел в своем распоряжении военный отряд и командовал ополчением паги.

Округа делились на сотни. Первоначально их возглавляли выборные лица. Однако уже Меровингам удалось их заменить назначаемыми лицами - центенариями на Севере и викариями на Юге. Они подчинялись графу и почти дублировали его власть в пределах сотни.

Общины (марки) франков, входившие в состав сотни, сохраняли самоуправление.

На границе страны были созданы более крупные территориальные объединения - герцогства, состоявшие из нескольких округов. Герцоги, возглавлявшие управление ими, были прежде всего командирами местного ополчения. На них была возложена оборона границ. В остальном они имели те же правомочия, что и графы. В исконно германских землях (восточные области Франкского государства) герцогская власть носила несколько иной характер. Она уходила своими корнями в прошлое, во времена племенных вождей, потомки которых стали герцогами франкских королей.

В начале VII в. наметилась другая важная тенденция: уполномоченные короля, прежде всего герцоги и графы, постепенно превратились в крупнейших местных землевладельцев (их владения увеличивались за счет пожалований королей, а также присвоения крестьянских земель путем комендации и т. п.). Эдикт короля Хлотаря Второго (614 г.) явился важной юридической основой, благоприятствующей развитию этого процесса. Уже тогда был установлен порядок, согласно которому графом мог стать лишь землевладелец соответствующей паги. Все чаще должности передавались по наследству, превращаясь в привилегию отдельных семей. Название должности (герцог, граф) стало рассматриваться как наследственный почетный титул.

Одновременно усиливались иммунитетные права отдельных сеньоров. Причудливая мозаика владений отдельных феодалов, связанных между собой отношениями вассалитета, постепенно сменила прежнее административно-территориальное деление.

Суд. Высшая судебная власть принадлежала монарху. Он осуществлял ее совместно с представителями знати. К ведению королевского совета относились наиболее тяжкие правонарушения.

Основными судебными учреждениями страны, где рассматривалась подавляющая часть дел, были «суды сотни». Их форма на протяжении нескольких столетий не претерпела серьезных изменений. И это не случайно. Чаще соприкасавшиеся с народом, постоянно и непосредственно вмешивавшиеся в его жизнь, суды должны были обладать не только принудительной силой, но и надлежащим авторитетом. И то и другое государственная власть на первых порах обеспечить в полной мере еще не могла. Сохраняя старую форму суда, сеньоры стремились использовать в своих интересах то уважение, которое суд имел у народа. Уже тогда, видимо, понимали и силу традиции - население привыкло к определенной форме разрешения споров.

Тем не менее, постепенно, но неуклонно судебная власть сосредоточивалась в руках феодалов. Первоначально граф, центенарий или викарий только созывали мальберг - собрание свободных людей сотни, выбиравших из своей среды судей - рахинбургов. Суд проходил под руководством выборного председателя - тунгина. В состав суда выбирались, как правило, состоятельные, пользующиеся уважением люди. Но на судебном заседании должны были присутствовать все свободные и полноправные жители (взрослые мужчины) сотни. Уполномоченные короля лишь следили за правильностью судопроизводства.

Постепенно люди короля (его уполномоченные) становятся председателями судов вместо тунгинов. Каролинги завершили этот процесс. Их посланцы - миссии - получили право вместо рахинбургов назначать членов суда, так называемых скабинов. Обязанность свободных людей присутствовать на суде была отменена.

Последующее развитие феодализма привело к радикальному изменению всей судебной структуры. Сеньоры-иммунисты расширили свои судебные права в отношении крестьян, живущих в их владениях. Приобрели черты иммунитета и судебные правомочия должностных лиц, а также высших иерархов церкви.

Войско. Структура войска медленно, но неуклонно эволюционировала от дружинной организации, сочетавшейся с народным ополчением свободных крестьян-франков, к феодальному рыцарскому ополчению. Военная реформа Карла Мартелла дала Каролингам сравнительно большее, хорошо вооруженное конное рыцарское войско, состоявшее из держателей бенефициев. Необходимость в народном ополчении отпала. Монархия получила возможность вести успешные завоевательные войны. Большое значение имела и надежность рыцарского войска в борьбе с народными восстаниями.

В начале IX в. Франкское государство находилось в зените своего могущества. Охватывая территорию почти всей Западной Европы, оно казалось несокрушимым и незыблемым; противника, равного ему по силам, не было. Однако уже тогда оно несло в себе элементы приближающегося упадка. Созданное путем завоеваний, оно представляло собой конгломерат народностей, ничем, кроме военной силы, не связанных. Сломив на время массовое сопротивление порабощенного крестьянства, франкские феодалы утратили былую заинтересованность в едином государстве. В этот период экономика франкского общества носила натуральный характер. Соответственно не было прочных, стабильных хозяйственных связей между отдельными районами. Отсутствовали какие-либо другие факторы, способные сдержать раздробление страны. Франкское государство завершало свой путь развития от раннефеодальной монархии к государственности периода феодальной раздробленности.

Развитии стадию рабовладения. Для такого общества характерны многоукладность (сочетание рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений) и незавершенность процесса создания основных классов феодального общества. В истории государства франков можно выделить два периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии: с конца V в. до VII в. - монархия Меровингов, ...

Сборники, в которых нашли отражение обязанности каждого класса в отдельности? А. Конституция. В. Рицу. С. Риц у - ре. D. Ре.. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ЧАСТЬ 3 ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН НОВОГО ВРЕМЕНИ Курс: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Часть 1. История государства и права Древнего мира (рабовладельческие государства и право). Часть 2. ...

Постепенно правомочия его расширяются настолько, что он становится фактически главой государства. В начале VIII века. эта должность превратилась в наследственное достояние знатного и богатого рода, положившего начало династии Каролингов. Салическая правда – памятник раннефеодального права Формирование государственности у франкских племен сопровождалось создание права. Это осуществлялось с...

В первой половине I тыс. на территории Западной Европы исторически заявили о себе германские племена. Они постепенно распространились из своей прародины (междуречья Рейна и Одера) по территории северных провинций Римской империи. Германские племена стали той внешней силой, которая ускорила распад западно-римской государственности. На основе новой политико-правовой общности выросла новая, феодальная государственность в Европе.
Германские племена вошли в активное соприкосновение с Римской империей и народами Галлии в I в. Тогда они находились на стадии родового быта и формирования надобщинной администрации. Соприкосновение с более развитой империей, необходимость вести с нею постоянные войны, а затем сотрудничать на военной основе ускорили становление у германских народов (не составлявших единого народа, а распадавшихся на союзы племен) протогосударственной организации. Эта организация сложилась без всякой опоры на города, что стало важнейшей исторической особенностью германского пути к государственности.
Основой социальных отношений у германцев была родовая община с коллективным владением основными средствами аграрного производства. Индивидуальная собственность была неизвестна, хотя использование родовых владений и имуществ было уже посемейным. В семейных хозяйствах применялся труд рабов. Особую прослойку составляли вольноотпущенники, которых ни в коем cлучае не приравнивали к членам общины. Выделялась родовая знать, общественный вес которой основывался уже не только на военных заслугах, но и на традиционных преимуществах в землепользовании, в накоплении богатств.
Своеобразие исторической ситуации сказалось на двойственности протогосударственной структуры у германцев: правление родовой знати переплеталось с военно-дружинным правлением, а нередко даже отступало перед ним. Во главе большинства племен и объединений стояли цари и, рядом с ними, военные вожди: Царская (королевская) власть была властью старейшины племени. Вожди же командовали ополчением племени или объединения и избирались по принципу наилучшей пригодности и личных заслуг на войне.
Строй военной демократии вызвал к жизни еще одно явление: большое значение дружин, группировавшихся вокруг военных вождей. Эти дружины складывались по принципу личной преданности и были важнейшим элементом превращения власти родовых вождей в военных королей, закреплявших влияние на дружины раздачами добычи, особыми пиршествами и пожалованиями. Из военно-дружинных отношений развился у германцев принцип личной службы королю - важный для последующей государственности.
Усиление военно-дружинного начала в протогосударстве, обособление ранней королевской власти (вплоть до превращения ее в наследственную) произошли к II - III вв., когда под влиянием глобальных этнических перемещений в Европе германцы усилили натиск на провинции Римской империи.
В IV - V вв. крупные перемещения варварских племен в Европе (стимулированные начавшимся из Азии Великим переселением народов) стали внешней причиной разгрома и затем распада Римской империи. На территории бывшей империи образовались новые варварские королевства. Их организация и отношения власти в них строились на переплетении традиций военно-родового строя германцев и институтов римской государственности.

1. ВАРВАРСКИЕ КОРОЛЕВСТВА

1.2. ВЕСТГОТСКОЕ И ОСТГОТСКОЕ КОРОЛЕВСТВО

Собственное государство у одной из наиболее мощных восточных ветвей германцев - вестготов - образовалось еще до окончательного краха Западной Римской империи. Вытесненные в конце IV в. из придунайских земель гуннами в ходе Великого переселения народов, вестготы внедрились сначала в Восточно-Римскую империю, а в начале V в. - в Италию. Отношения с Римской империей у вестготов первоначально основывались на военно-федеративном союзе. Но уже к середине века он стал номинальным. На протяжении V в. вестготы закрепились в Южной Галлии и Северной Испании.
В это время вестготское общество переживало ускоренный процесс формирования протогосударства. До середины V в. основную роль в управлении играли народные собрания. Во второй половине V в. усилилась королевская власть: короли присвоили право творить суд, издавать законы. Сложились особые отношения королей с военной знатью, которая постепенно перехватывала у народных собраний права избрания королей. Основой для закрепления власти знати стали земельные пожалования, производившиеся от имени короля. При короле Эйрихе у вестготов были изжиты важнейшие остатки военной демократии, издан свод законов (с использованием римского опыта), появились особые судьи и администраторы - комиты.
В начале VI в. вестготы были вытеснены из Южной Галлии франками (северной ветвью германцев) и образовали Толедское королевство (VI - VIII вв.) в Испании.

Власть короля была выборной и неустойчивой. Только в конце VI в. одному из вестготских правителей удалось придать ей некоторую стабильность; на протяжении VI в. королей регулярно смещали, убивая. Важнейшую роль в вестготском государстве играли собрания знати - гардинги. На них избирали королей, принимали законы, решали некото-рые судебные дела. Гардинги собирались без определенной системы, но их согласие было необходимо для крупных политических решений. В VII в. наряду с ними важными в жизни королевства стали церковные Толедские соборы, где решались не только церковные, но и общегосударственные дела. Большая роль собраний военной, церковной и управленческой знати вестготов в государстве подразумевала возрастание ее позиций в социальном строе: уже с VI в. здесь формировалась иерархия земельной собственности, создавшая разные уровни социальной подчиненности и привилегированности.
Эволюция вестготского государства в направлении новой государственности была прервана вторжением в Испанию арабов и завоеванием ими в VIII в. Толедского королевства.
Другая часть восточногерманской ветви племен - остготы - после недолгого федеративного союза с Восточно-Римской империей образо-вала собственное государство в Италии. Территория Остготского коро-левства (493 - 555 гг.) охватила также приальпийскую Галлию (современные Швейцария, Австрия, Венгрия) и побережье Адриатического моря. Остготы отторгли в свою пользу до трети земель прежних римских землевладельцев, ранее захваченных предыдущими завоевателями.
В отличие от других германских народов, остготы практически сохранили в своем королевстве прежний государственный аппарат Римской империи; римское и галло-римское население продолжало подчиняться своему праву, своей администрации. Продолжали существовать Сенат, префект претория, муниципальные власти - и все они оставались в руках римлян. Готское население подчинялось сложившемуся на основе германской военно-родовой традиции управлению, которое одновременно было общегосударственным.
Власть короля у остготов была весьма значительной с самого времени овладения Италией. За ним признавались права законодательства, чеканка монеты, назначения должностных лиц, ведение дипломатических сношений, финансовые полномочия. Власть эта считалась стоящей выше закона и вне законов.

Остатки военной демократии у остготов были слабее: в конце V в. практически отсутствовали подобия народных собраний. Значительно большую роль (чем это было даже в Римской империи) играл Королевский совет. Это был и военный совет, и высший судебный орган. Его составляли советники короля, его оруженосец, дворцовое окружение - комитат. Комитат ведал назначением служителей церкви, определением налогов.
На местах, в особых округах, вся полнота власти принадлежала готским комитам, или графам, назначаемым королем. Они имели воен-ную, судебную, административную и финансовые полномочия в отношении как готского, так и римского населения, они контролировали деятельность прочих чиновников на своей территории. В их задачи входили также «сохранение спокойствия» на своих землях, полицейская деятельность. В пограничных областях роль правителей исполняли герцоги (duces), которым, помимо административной, военной и судебной власти, принадлежали и некоторые законодательные права на своей территории. Условное единство в работу такой полугосударственной администрации должны были вносить королевские посланцы - сайоны, которым поручались самые разные дела, в основном по контролю за другими управителями и чиновниками (без присвоения их функций), устранению правонарушений или особо важным происшествиям. Их полномочия также в равной мере касались и римского, и готского населения. Герцоги и графы также командовали готским войском, которое в Италии было уже постоянным и находилось на государственном обеспечении.
Остготское королевство оказалось недолговечным (в середине VI в. Италия была завоевана Византией). Но сложившийся в нем государственный строй был важным историческим примером значительного влияния традиций Римской империи на становление новой государственности.

1.2. ФРАНКСКОЕ ГОСУДАРСТВО МЕРОВИНГОВ.

В конце V в. в Северной Галлии (современная Бельгия и Северная Франция) сложилось раннее государство франков - наиболее мощного союза северных германских племен. Франки вошли в соприкосновение с Римской империей в III в., расселяясь из северных прирейнских областей. Во второй половине IV в. они поселились в Галлии на правах федератов Рима, постепенно распространяя свои владения и выходя из-под власти Рима. После падения Западной Римской империи франки (называвшие себя также салическими) захватили остатки римских владений в Галлии, разгромив образовавшиеся там самостоятельные полукоролевства. На завоеванных землях франки селились в основном целыми общинами-родами, забирая частью пустующие земли, частью земли бывшей римской казны, частью - местного населения. Однако в главном отношения франков с галло-римским населением были миролюбивыми. Это обеспечило в дальнейшем формирование совершенно новой социально-этнической общности кельтско-германского синтеза.
В ходе завоевания Галлии у франков возвысился вождь одного из племен - Хлодвиг. К 510 г. ему удалось уничтожить других вождей и объявить себя как бы представителем римского императора (номинальное сохранение политической связи с империей было одним из способов провозглашения своих особых прав). На протяжении VI в. сохранялись остатки военной демократии, народ еще участвовал в законодательстве. Однако значение королевской власти постепенно росло. В немалой степени этому способствовало увеличение доходов королей, которые установили регулярный сбор налогов в виде полюдья. В 496 г. Хлодвиг со своей дружиной и частью соплеменников приняли христианство, что обеспечило рождающейся государственности поддержку галло-римской церкви.

Ранее государство франков было слабоцентрализованным, воспроизводя в территориальной структуре родообщинное деление. Страна подразделялась на графства, графства - на округа (паги), прежние римские общины; низшей единицей, но весьма важной, была сотня. Округа и сотни сохранили самоуправление: окружные и сотенные народные собрания разрешали судебные дела, ведали раскладкой налогов. Граф не был общим правителем, он управлял только владениями короля в графстве (в других областях таких правителей звали сацебаронами); в силу домениальных прав ему принадлежали судебные полномочия и административные в отношении подвластного населения.
Основу государственного единства первоначально составляла преимущественно военная организация. Ежегодное собрание ополчения - «мартовские поля» - играли весомую роль в решении государственно-политических вопросов, в частности войны и мира, принятия христианства и др. К исходу VI в. они вышли из обыкновения. Но в VII в. восстановлены снова, хотя и обрели другое содержание. К VII в. на военную службу стали привлекать не только франков, но и галло-римское население, причем не только свободных, но и зависимых держателей земель - литов. Военная служба стала превращаться в общегосударственную обязанность, и «мартовские поля» стали по большей части смотрами военно-служилого населения.
Центром государственного управления в VI в. стал королевский двор. При короле Дагобере (VII в.) утвердились как постоянные должности референдария (он же - хранитель печати короля), королевского графа (высшего судьи), главы финансов, хранителя сокровищ, аббата дворца. Двор и ближайшее окружение, в основном церковное, образовывали королевский совет, который влиял на заключение договоров, назначения чиновников, земельные пожалования. Чиновники для особых дел, финансовые, торговые и таможенные агенты назначались от короля и смещались по его усмотрению. Несколько особое положение было у герцогов - правителей нескольких объединенных округов.

До двух раз в год происходили собрания знати (епископов, графов, герцогов и др.), где решались общеполитические дела, главным образом церковные, и о пожалованиях. Наиболее многочисленными и важными были весенние, осенние были узкими по составу и более дворцовыми.
По своей природе раннее франкское государство не было прочным. С рубежа VI -VII вв. началось заметное обособление трех областей королевства: Нейстрии (северо-запад с центром в Париже), Австразии (северо-восток), Бургундии. К концу VII в. на юге выделилась Аквитания. Области заметно различались и составом населения, и степенью феодализации, и административно-социальным строем. Текучий развал государства прежде всего вызвал ослабление королевской власти. В конце VII в. реальные полномочия оказались в руках королевских майордомов - правителей дворцов в отдельных областях. Майордомы взяли в руки дело земельных пожалований, а с этим и контроль за местной аристократией и вассалами. Последние короли из Меровингов самоустранились от власти.

2. ФРАНКСКАЯ ИМПЕРИЯ КАРОЛИНГОВ

2.1. ФОРМИРОВАНИЕ ИМПЕРИИ

С конца VII в. формирование государства у франков началось практически заново, и пошло оно другим политическим путем. Хотя сложившийся аппарат королевского двора и королевского управления создавал несомненную историческую основу для этого процесса. После длительной борьбы между разными ветвями франкской знати реальное управление страной перешло к майордомам Австразии.
К началу VIII в. в землях франкского королевства отчетливо проявился процесс формирования новых социальных сил. С одной стороны, это - крупные землевладельцы галло-римского происхождения и, меньше, германского (владения которых в большинстве были сформированы за счет королевских пожалований и охранялись иммунитетами). С другой стороны - немалочисленная категория зависимых крестьян, вольноотпущенников, вступивших в кабалу или под покровительство крупных землевладельцев и приобретших статус наподобие римских колонов. Крупнейшие земельные владения сконцентрировались у католической церкви, ко-торая стала играть почти государственно-политическую роль в королевстве. Объективной задачей нового государства было увязать новую социальную структуру с политическими институтами - без такой связи любая государственность не вышла бы за пределы королевских дворцов.
Решение такой исторической задачи было осуществлено в ходе реформы Карла Мартелла (первая половина VIII в.), преемника Питана. Сущность ее заключалась в том, что земельные пожалования королей (по сути, майордомов) военно-служилым слоям становились не полной и независимой, а условной собственностью. Первые такие пожалования - бенефиции известны вообще с 730-х гг. в церковных владениях. Это соответствующим образом перестраивало и военную организацию, в чем также настояла особая нужда, поскольку Франкская монархия вела активные войны с арабами в Испании, с непокорными германскими племенами и полугосударствами на Востоке и с собственными мятежными магнатами.

Ближайшие последствия реформы были значительными. Благодаря ей удалось создать многочисленное конное войско, которое тогда вышло на передний план, в ведении войны - рыцарство. Но что более важно, между монархией и основной массой привилегированного и свободного населения установилась реальная служило-политическая связь, основанная на иерархии земельной собственности, - феодальная в узком смысле.
При сыне и преемнике Карла Пипине Коротком совершился другой существенный для государства политический переворот. Опираясь на поддержку церкви, Пипин Короткий низложил последнего из Меровингов и провозгласил себя официальным королем франков. «Ассамблея всех франков», а по сути, собрание знати, подтвердила избрание. С тем чтобы придать новой монархии особый священный характер, Пипин короновался через особую процедуру миропомазания. Новый статус королевской власти, новая военная организация и социально-поземельная система, особые отношения правового и идейно-политического плана с церковью стали основами новой франкской монархии Каролингов (751 - 987 гг.), получившей название по самому знаменитому ее представителю Карлу Великому.

В правление Карла Великого (768 - 814 гг.) территория королевства значительно увеличилась за счет успешных завоеваний. Владения Каролингов охватили большую часть Европы: от Центральной Испании до Балтийского моря и от Северной Франции до Центральной Италии и Адриатического побережья; столицей был избран г. Ахен (современная Германия). Такое разрастание государства, без всякой опоры на этническое и социальное единство, безусловно повело к ослаблению единой государственной структуры. Опорой новой монархии становились только расширявшиеся вассально-служилые отношения и выросший из королевского двора новый государственный аппарат. В 800 г., вследствие особого политического давления Римской церкви (пытавшейся сделать из королевства орудие своих притязаний на гегемонию в Европе) государство было провозглашено империей. С этим значительно должны были сократиться статус и независимость отдельных земель в государстве.

Общеполитический процесс укрепления новой монархии закономерно отразился на формировании качественно новой государственной организации. Путями этого формирования стали, во-первых, многократное усиление политического и административного влияния королевского двора, во-вторых, постепенное огосударствление местного самоуправления, которое было одним из важных образующих элементов для варварского раннего государства. Велико было также воздействие церкви и церковных установлений, а также римской традиции политических институтов.
Королевская (императорская) власть приобрела особый характер и полномочия. Власть и личность императора получили священное признание со стороны церкви, тем самым как бы и особое божественное содержание. Императорские отличия власти означали, что франкские короли как бы уравнивают себя с византийскими (восточно-римскими) императорами, перенимают сходные полномочия и, соответственно, роль в отношении церкви. Центральный государственный аппарат по-прежнему был сосредоточен в королевском дворе. Он разросся, и в нем началась известная управленческая специализация. Должность майордома была упразднена еще Пипином в VIII в. Государственные дела в основном распределялись между 8 дворцовыми чинами: сенешал руководил делами дворца, пфальцграф (или королевский граф) осуществлял королевское правосудие, маршал и коннетабль заведовали военным делом и принимали по поручению короля командование войском, камерарий ведал королевским имуществом и казной, канцлер вел дипломатические и общегосударственные дела, подготовку законодательства.

При Каролингах собрания знати стали отождествляться с вообще «генеральной ассамблеей франков». Проводились они традиционно весной (но уже в мае) и осенью. Созывал собрания король в своем дворце (при Карле Великом такие собрания проводились 35 раз). Обычно на согласие собраний король выносил свои законы-капитулярии, а также крупные акты о земельных пожалованиях. Обсуждение длилось по 2 - 3 дня. Заседали раздельно духовные и светские чины, но наиболее важные вопросы решали вместе.
Основной фигурой государственного управления на местах оставался граф, однако его статус и полномочия существенно изменились. Граф не был больше условным главой местных общин, а чисто королевским назначенцем. Старые графские округа были уничтожены, и на их месте образовано 600-700 новых. Полномочия графов стали шире и приобрели в основном общеправительственный характер. Графства делились на сотни с судебными и финансовыми полномочиями; сотню возглавлял викарий или центенарий (сотник).
Новым административным институтом Каролингов стали королевские посланцы (missi). Это были королевские назначенцы с высшими контрольными полномочиями. Главной их задачей был контроль за графским управлением и выполнение некоторых особых, чаще финансовых и военных поручений короля: «Наши миссы поставлены для того, чтобы доводить до сведения всего народа обо всем, что мы постановили нашими капитуляриями, и для того, чтобы пещись об исполнении наших постановлений всеми во всей полноте».
Военная организация основывалась на теоретически всеобщей воинской обязанности свободного населения (землевладельцев). Однако реально службу обязаны были нести лица, обладавшие необходимым минимумом дохода (вооружение и другое обеспечение проводилось за личный счет). Способствовала подмене всеобщей обязанности своего рода рекрутчиной сотенная организация: сотни выставляли нужное количество воинов. С развитием вассальных отношений в круг военной обязанности втягивалась клиентела вассалов.
Империя только в общеполитическом смысле представляла единство. Реально она распадалась на различные области, каждая из которых сохраняла в большей или меньшей степени свои административные и политические традиции. С 802 г. историческая часть империи была разделена на особые зоны, родственные церковным большим округам; во главе каждой такой зоны ставилась группа особых государственных посланцев (из высших духовных и светских чинов), осуществлявших надзор за графами и другими властями. Присоединенные области (Аквитания, Прованс) подразделялись на прежние королевства, главы которых сохраняли звание принцев и, частично, прежние полномочия. Наконец, окраины (главным образом восточные) управлялись очень по-разному; наиболее типичным было управление посредством назначенных префектов.
Большую роль в государственных делах и текущей администрации играли церковные власти - епископы, которые пользовались не только церковными землями и людьми, но и располагали общей юрисдикцией, были частью и военной организации.

2.2. РАСПАД ФРАНКСКОЙ ИМПЕРИИ И ФОРМИРОВАНИЕ НЕМЕЦКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Несмотря на усиление королевской власти Каролингов и рост значения централизованного управления, государственно-политическое единство империи было условным. Со смертью Карла Великого и переходом власти к его наследникам, оно стало почти иллюзорным. Империя позволила окрепнуть крупным феодальным магнатам, которые не нуждались более в единой государственности, тем более возложившей на себя мессианскую задачу. Только церковь активно выступала за сохранение единства империи, при том что позиции значительной части епископов в отдельности были иными.
В противоречии с интересами государственности как целого находились и домениальные традиции Каролингов. Еще Карл Великий был готов ликвидировать единство империи, в 806 г. издав особый капитулярий о разделении власти между своими наследниками. Разделение это касалось не только территорий, но и политических полномочий. Под давлением церкви преемник Карла Людовик был вынужден изменить порядок престолонаследия и сохранять политическое единство. Согласно капитулярию 817 г., историческая часть империи вместе с императорским достоинством должны были наследоваться по принципу майората - одним из сыновей, остальные получали обычные королевские титулы и права над остальными частями бывшей империи. Доминирование империи над остальными королевствами предусматривалось более политико-идейным, чем реально правительственным. Правда, вскоре капитулярий был отменен. И после нескольких лет политических споров сыновья Карла заключили Верденский договор 843 г. Согласно нему, Франкское королевство политически разделялось на три примерно равные части. Каждый из братьев получил часть исторической территории Франкского государства, и далее раздел шел в основном по сложившимся королевствам.
Однако даже образовавшиеся королевства были чрезмерно велики для государственных связей того времени, когда все они основывались по преимуществу на личных связях и отношениях вассалитета. Уже в середине IX в. Карлу Лысому пришлось заключать дополнительные соглашения о власти вначале со своими братьями, затем с крупными феодалами.
С распадом империи Каролингов (середина IX в.) на исторических территориях германских племен образовалось самостоятельное Восточно-Франкское государство. В королевство вошли земли преимущественно с германским населением. Такая этническая сплоченность была редкой для средневековья. Королевство не обладало, однако, государственно-политическим единством. К началу Х в. Германия представляла совокупность герцогств, крупнейшими из которых были Франкония, Швабия, Бавария, Тюрингия, Саксония.
Герцогства не были реально взаимосвязаны друг с другом, они существенно различались даже по социальному укладу. В западных областях прочно утвердился вотчинно-ленный феодализм, почти не осталось свободного крестьянства, возникали новые социально-экономические центры - города. В восточных областях феодализация общества была слабой, социальный уклад был сориентирован на общинные связи, сохранялись значительные территории с догосударственным бытом варварских времен; там только появлялись позднейшие из варварских правд.
Единство государства окрепло с утверждением на королевском престоле Саксонской династии (919 - 1024). Были временно преодолены междуусобные распри, несколькими удачными внешними войнами в основном определены территории, принадлежащие королевству, установлено особое политическое место короля в феодальной иерархии - король Оттон I был коронован (в условном центре государства - Аахене). Формирование единой государственной организации королевства было своеобразным в силу большой зависимости королевской власти от племенных герцогств. Становление государственности в Германии шло в опоре на церковь как единственную носительницу государственного начала.
Единственными органами государственного управления в королевстве были церковные институты: монастыри, аббатства, епископства. Только они реально и были заинтересованы в создании более централизованного государства: Назначение на высшие церковные должности производилось королем. Тем самым церковная администрация превращалась, по сути, в государственную, учитывая, что священнический стаж большинства высших иерархов начинался только с назначением.

Варварские королевства, которые сложились в Европе во второй половине I тыс. главным образом благодаря политическому становлению германских народов, были различными по территориям и существовали весьма разное время - от полустолетия до нескольких веков. Несмотря на все внешние различия, это была государственность одного исторического типа и одной формы - все они были раннефеодальными монархиями, родственными по государственной организации, системе властных отношений в обществе и принципам осуществления государственной деятельности.
Становление раннефеодальных монархий, варварских королевств, исторически происходило под огромным влиянием традиций государственности Римской империи. Не только потому, что почти все эти государства германских народов существовали на бывшей территории империи. Новая государственность формировалась как синтез учреждений, институтов и идей, унаследованных от Рима, и тех, что выросли на собственной основе политической эволюции и собственных традициях военно-родового быта. В истории одних королевств влияние римских традиций и институтов было небольшим вначале (Франкское королевство), у других (остготов или лангобардов) могло быть преобладающим. Однако это не значило, что в итоге такого исторического синтеза возродился прежний античный тип государственной организации. Раннефеодальные монархии были новыми государствами в самом широком смысле этого слова, отличавшимися целым рядом качественно новых черт политической организации. Главнейшие учреждения и принципы деятельности раннефеодальной государственности в равной мере отличны и от римского строя, и от протогосударственных институтов германских народов.
Основой политических отношений в новых государствах стали особые, обусловленные новыми формами поземельных отношений, феодальные связи, выросшие из военной службы и личных отношений прежних дружинников к своему вождю-королю. Эти связи образовали особую иерархию сюзеренитета-вассалитета, выражавшуюся как в обладании земельными богатствами страны, так и в принципах военной службы и правовых основах государственности.
Одной из двух главнейших осей новой государственности была поэтому военная организация. Второй такой исторической осью была церковная организация, которая в большинстве раннефеодальных монархий была не только важнейшим накопителем общественных богатств и финансовым аккумулятором, но и реальной административной институцией, особенно важной тем, что по природе своей подчинялась единой власти римских духовных правителей. Монархия - единоличная власть и связанные с нею институты - не носила общеполитического характера, а была патримониальной, неразрывной с полномочиями и правами короля в отношении своих собственных вотчин, где он выступал как наиболее могущественный и полновластный хозяин-патрон, по-своему и только в собственных видах устраивавший государство. Раннефеодальная государственность с самого начала была начисто лишена каких-либо демократических традиций и ориентиров; сословный строй был оборотной стороной раннефеодальной монархии, и укреплялись они параллельно.
Несмотря на то что для германских народов раннефеодальная монархия была также первой исторической формой государственности, выросшей для этих народов на месте протогосударственных структур (как и античный полис для Рима и Греции), раннефеодальная монархия составляла новую и более высокую историческую форму по своему влиянию на общество и по охвату общественных связей государственным регулированием.

26 ноября 2014

Первой правящей династией Франкского государства были Меровинги, предки которых считаются скорее мифическими, чем реальными личностями. Точных данных о них существовало мало, и это давало право потомкам приписывать себе божественное происхождение. Так или иначе, но представители именно этой династии обеспечили возникновение государства франков.

Мифы и легенды средневековой Франции

Как в России существует источник «Повесть временных лет», некоторые данные которого оспариваются более поздними исследованиями, так и во Франции есть анонимная хроника «Книга истории франков», или «Деяния франкских королей». Как авторство русского летописного свода приписывают монаху Нестору, так и французский источник предположительно составил епископ города Тура Григорий Турский. Согласно этой книге, род Меровингов прослеживается вплоть до царя Приама, последнего правителя Трои, количество детей которого насчитывало 5 десятков. Одним из них был Маркомир, вождь франков в IV веке. А сын его Фарамонд, согласно указанному выше источнику, долгое время считался первым королем из династии Меровингов. Но позже само его существование было подвергнуто сомнению. Так что Фарамонд как первый правитель государства франков отпадает.

Истоки великой династии

Его сын, Хлодион Длинноволосый (390-447 гг.), правивший приблизительно в 427-447 годах, - тоже легендарная или мифическая личность. Хотя о нем известно несколько больше. Его считают королем салических или западных франков. Эта ветвь обособилась от остальных представителей этого народа и жила в Токсандрии (Северный Брабант, между реками Маас и Шельда) с 420 года, затем в Турнэ, городе, расположенном недалеко от нынешнего Брюсселя. Прозвище «Длинноволосый» Хлодион получил потому, что не стриженная с рождения шевелюра намекала на божественное происхождение и принадлежность к высшей королевской касте. Знаменит он тем, что сын его и преемник Меровей считается уже полулегендарной личностью, и считается, что именно из-за его имени было дано название первой правящей династие Франкского государства Меровингов. Но не он - первый правитель государства франков. Однако некоторые источники именно ему приписывают победу над гуннами на Каталаунских полях. Аттила отступил, а салические франки навсегда обосновались в Галлии.

Реально существовавшая личность

Меровей умер после десятилетнего правления, наследовал престол его сын Хильдерик I. И вот он является реально существовавшей личностью. Этому есть не только письменные, но и вещественные доказательства. В 1653 году возле церкви Сен-Брис, входящей сейчас в кантон Северный Коньяк, при строительстве фундамента для приюта была найдена могила Хельдерика с его оружием, личными вещами и ювелирными украшениями, на которых было выгравировано его имя, переводящееся как «мощный воитель». Он расширил территории будущего Франкского государства, разгромил саксов и занял Анжу. Правителем салических франков он был с 457 по 481 год. Умер приблизительно в возрасте 40 лет.

Первый христианский правитель

Преемником его стал Хлодвиг I (466- 511) - самый талантливый и могучий король из династии Меровингов. Он правил страной с 481 по 511 годы. Именно он и есть создатель и первый правитель государства франков. Он, заключив тесный союз с Папой Римским, превратил ставшее при нем мощнейшим на обломках Римской империи Франкское государство в оплот католицизма. При нем страна стала не только могучей, но и христианской. В 496 году, уничтожив аллеманов (древнегерманское племя, с немецкого языка переводится как «все люди»), Хлодвиг принимает католичество. Его считали воплощением сочетания ума и жестокости, доблести и коварства. Благодаря этим его качествам, государство франков в несколько раз расширило свою территорию. Девизом его правления был лозунг: «Цель оправдывает средства». Но после его смерти мощная держава распалась.

Взлеты и падения

На протяжении своего существования с V по IX века Франкия (первые упоминания относятся к III веку) знала взлёты и падения, имела великих правителей и их бездарных последователей. Первый правитель государства франков и его последний король - Хлодвиг I и Карл Великий - были значительными личностями как во французской, так и в мировой истории. К заслугам первого короля, кроме значительного расширения территории и принятия христианской религии, относится и то, что он основал свою резиденцию в Париже и, очень сильно укрепив королевскую власть, сделал ее наследственной. Первый правитель франкского государства Хлодвиг I содействовал написанию "Салической правды", представляющей собой одну из самых ранних "Варварских правд". "Правды" - это свод неписаных норм и обычаев, которые государственная власть санкционировала. То есть это была попытка создания судебно-административного аппарата. Заслуги этого короля велики во многих областях. Но на вопрос о том, кто был крестителем Франции, существует четкий ответ: первый правитель государства франков Хлодвиг I.

Государственная структура

Но все-таки в государстве франков в период Раннего Средневековья была слабая централизация власти. По существу, в территориальной структуре господствовало родообщинное деление. Низшие, но играющие заметную роль единицы - «сотни», были объединены в паги, или округа, которые представляли собой измененные римские общины. Они уже не были родовыми, а были соседскими, или территориальными (по Энгельсу - «марками»). Общины, в свою очередь, объединялись в графства, совокупность которых и представляла собой раннее Франкское государство. Правители областей франкского государства - графы - не имели общей власти, в их ведении были только местные владения короля. Законами, их исполнением, сборами налогов ведали общины. Но при Хлодвиге страной постепенно начинает управлять королевский двор.

Укрепление королевской власти

При расширении государства и укреплении на всей его территории власти верховного правителя народные собрания теряют свое значение. Король становится и верховным судьей. В свободное от войны время он объезжал страну с целью решения тяжких преступлений. Мелкие нарушения по-прежнему выносились на суд общин. Со временем и наместники короля в областях - графы, укрепили свою власть и стали реальными правителями, осуществляющими общее управление. Необходимо подчеркнуть то, что первый правитель Франкского государства был коронован в 481 году в соборе города Реймса. Существует легенда о богоизбранности Хлодвига. Накануне коронации голубь принес с небес фиал, полный елея, для помазания короля на царство. В этом же соборе пятью годами позже, в 486, Хлодвига I крестили.

Форма правления Монархия Династия Меровинги , Каролинги Короли - V век - Список королей Франции Император Запада - - Карл Великий - - Людовик I Благочестивый - - Лотарь I

Фра́нкское госуда́рство (короле́вство ; фр. royaumes francs , лат. regnum (imperium) Francorum ), реже Франкия (лат. Francia ) - условное название государства в Западной и Центральной Европе c по IX века , которое образовалось на территории Западной Римской империи одновременно с другими варварскими королевствами . Эта территория была населена франками начиная с III столетия. Вследствие непрерывных военных походов майордома франков Карла Мартелла , его сына Пипина Короткого , а также внука Карла Великого , территория империи франков к началу IX века достигла самых больших размеров в период своего существования.

Вследствие традиции разделять наследство между сыновьями, территория франков только условно управлялась как единое государство, фактически она была разделена на несколько подчиненных королевств (regna ). Количество и расположение королевств менялось с течением времени, и изначально Франкией называлось только одно королевство, а именно Австразия , располагавшееся в северной части Европы на реках Рейн и Маас ; тем не менее, иногда в это понятие включали и королевство Нейстрия , находившееся севернее реки Луара и западнее реки Сена . С течением времени применение названия Франкия смещалось в направлении Парижа , установившись в результате над областью бассейна реки Сены, окружавшей Париж (в наши дни известной под именем Иль-де-Франс), и давшей своё имя всему королевству Франция .

История появления и развитие

Происхождение названия

Первое письменное упоминание названия Франкии содержится в хвалебных речах , датированных началом III столетия. В то время это понятие относилось к географической области севернее и восточнее реки Рейн , приблизительно в треугольнике между Утрехтом , Билефельдом и Бонном . Это название охватывало земельные владения германских племен Сикамбров, Салических франков , Бруктеров, Ампсивариев , Хамавов и Хаттуариев. Земли некоторых племён, к примеру, Сикамбри и Салических франков, были включены в Римскую империю и эти племена снабжали воинами приграничные войска римлян. А в 357 году вождь Салических франков включил свои земли в состав Римской империи и упрочил свое положение благодаря союзу, заключенному с Юлианом II , оттеснившим племена Хамави назад в Хамаланд.

Значение понятия Франкия расширялось по мере разрастания земель франков. Некоторые из франкских вождей, к примеру Бавтон и Арбогаст , присягнули на верность римлянам, а другие, например, Маллобаудес, действовали на романских землях по иным мотивам. После падения Арбогаста, его сын Аригиус преуспел в установлении наследуемого графства в Трире , а после падения узурпатора Константина III некоторые франки встали на сторону узурпатора Иовина (411 год). После смерти Иовина в 413 году римляне уже не смогли сдерживать франков в их границах.

Период Меровингов

Исторический вклад преемников Хлодиона достоверно не известен. Определённо можно утверждать только что Хильдерик I , вероятно внук Хлодиона , правил Салическим королевством с центром в Турне , являясь федератом римлян. Историческая роль Хильдерика заключается в завещании земель франков своему сыну Хлодвигу , начавшему распространять свою власть над другими франкскими племенами и расширять области своего владения в западную и южную часть Галлии . Королевство франков было основано королём Хлодвигом I и в течение трёх веков стало мощнейшим государством Западной Европы.

Хлодвиг принял христианство и использовал в своих интересах мощь Римско-католической церкви . В ходе своего 30-летнего правления (481 год – 511 год) он нанёс поражение римскому полководцу Сиагрию , покорив римский анклав Суассон , нанёс поражение Алеманнам (Битва при Толбиаке , 504 год), поставив их под контроль франков, победил вестготов в битве при Вуйе в 507 году , завоевав всё их королевство (за исключением Септимании) со столицей в Тулузе , а также покорил бретонцев (согласно утверждениям франкского историка Григория Турского), сделав их вассалами Франкии. Он подчинил все (или большинство) соседствующие франкские племена, живущие по течению Рейна, и включил их земли в своё королевство. Также он подчинил различные римские военизированные поселения (лаети ) разбросанные по территории Галлии. К концу своей 46-летней жизни Хлодвиг правил всей Галлией, за исключением провинции Септимания и Бургундского королевства на юго-востоке.

Правление Меровингов было наследственной монархией . Короли франков придерживались практики делимого наследования: разделяя свои владения среди своих сыновей. Даже когда правили несколько королей Меровингов , королевство - почти как в поздней Римской империи - воспринималось как единое государство, руководимое коллективно несколькими королями и только череда разного рода событий приводила к объединению всего государства под властью одного короля. Короли Меровингов правили по праву помазанников Божьих и их королевское величие символизировали длинные волосы и аккламация , которая осуществлялась их подъемом на щит согласно традициям германских племён по выбору вождя. После смерти Хлодвига в 511 году территории его королевства были разделены между его четырьмя взрослыми сыновьями таким образом чтобы каждому досталась примерно равная часть фиска .

Сыновья Хлодвига выбрали своими столицами города вокруг северо-восточной области Галлии – сердца франкского государства. Старший сын Теодорих I правил в Реймсе , второй сын Хлодомир – в Орлеане , третий сын Хлодвига Хильдеберт I – в Париже и, наконец, младший сын Хлотарь I – в Суассоне . Во время их правления во франкское государство были включены племена Тюрингов (532 год), Бургундов (534 год), а также Саксов и Фризов (примерно 560 год). Отдалённые племена, жившие за Рейном, не были надёжно подчинены франкскому владычеству и, хотя их принуждали участвовать в военных походах франков, во времена слабости королей эти племена были неуправляемы и часто пытались выйти из государства франков. Тем не менее, франки сохранили в неизменном виде территориальность романизированного бургундского королевства, превратив его в одну из главных своих областей, включающую центральную часть королевства Хлодомира со столицей в Орлеане.

Надо отметить, что отношения между братьями-королями нельзя назвать дружественными, большей частью они соперничали друг с другом. После смерти Хлодомира (524 год) его брат Хлотарь убил сыновей Хлодомира чтобы завладеть частью его королевства, которое согласно традиции разделили между оставшимися братьями. Старший из братьев, Теодорих I , скончался от болезни в 534 году и его старший сын, Теодеберт I сумел отстоять свое наследство – самое крупное франкское королевство и сердце будущего королевства Австразия . Теодеберт стал первым франкским королем официально разорвавшим связь с Византийской империей , начав чеканить золотые монеты со своим изображением и назвав себя Великим королем (magnus rex ), подразумевая свой протекторат, распространяющийся вплоть до римской провинции Паннония . Теодеберт включился в Готские войны на стороне германских племён Гепидов и Ломбардов против Остготов , присоединив к своим владениям провинции Реция , Норик и часть региона Венето . Его сын и наследник, Теодебальд , не смог удержать королевство и после его смерти в 20-летнем возрасте всё огромное королевство отошло Хлотарю. В 558 году , после смерти Хильдеберта , правление всем франкским государством было сосредоточено в руках одного короля, Хлотаря .

Этот второй раздел наследства на четверых вскоре был сорван братоубийственными войнами, которые начались, по утверждению наложницы (и последующей жены) Хильперика I Фредегонды , вследствие убийства его супруги Галесвинты . Супруга Сигиберта , Брунгильда , которая также была сестрой убитой Галесвинты, подстрекала своего мужа к войне. Конфликт между двумя королевами существовал вплоть до следующего века. Гунтрамн пытался добиться мира, и при этом дважды (585 год и 589 год) пытался завоевать Септиманию у готов, но оба раза терпел поражение. После скоропостижной смерти Хариберта в 567 году все оставшиеся братья получили свое наследство, но Хильперик смог во время войн дополнитьно увеличить свое могущество, снова покорив бретонцев . После его смерти, Гунтрамну понадобилось снова покорять бретонцев . Заключенный в 587 году договор Андело -в тексте которого франкское государство явно называется Франкией -между Брунгильдой и Гунтрамном закрепил протекторат последнего над юным сыном Брунгильды, Хильдебертом II , который был преемником Сигиберта , убитого в 575 году . По совокупности, владения Гунтрамна и Хильдеберта более чем в 3 раза превышали размер королевства наследника Хильперика , Хлотаря II . В эту эпоху франкское государство состояло их трёх частей и такое деление в будущем продолжит свое существование в виде Нейстрии , Австразии и Бургундии .

После смерти Гунтрамна в 592 году Бургундия целиком отошла Хильдеберту, который тоже вскоре скончался (595 год). Королевство поделили два его сына, старшему Теодеберту II досталась Австразия и часть Аквитании , которой владел Хильдеберт, а младшему - Теодориху II , отошла Бургундия и часть Аквитании , которой владел Гунтрамн. Объединившись, братья смогли завоевать большинство территории королевства Хлотаря II, у которого в итоге осталось во владении только несколько городов, но его самого братья пленить не смогли. В 599 году братья направили свои войска к Дормелю и заняли регион Дентелин , однако впоследствии они перестали доверять друг другу и оставшееся время своего правления они провели во вражде, которую зачастую разжигала их бабушка Брунгильда . Она была недовольна тем, что Теодеберт отлучил её от своего двора, и впоследствии убедила Теодориха свергнуть своего старшего брата и убить его. Это произошло в 612 году и всё государство его отца Хильдеберта снова оказалось в одних руках. Однако это длилось недолго, поскольку Теодорих умер в 613 году готовя военный поход против Хлотаря, оставив внебрачного сына Сигиберта II , которому в это время было примерно 10 лет. Среди итогов правления братьев Теодеберта и Теодориха успешная военная кампания в Гаскони , где они основали герцогство Васкония , и покорение басков (602 год). Это первое покорение Гаскони принесло им также земли южнее Пиренеев , а именно - Бискайя и Гипускоа ; однако в 612 году их получили висготы. На противоположной стороне своего государства алеманны в ходе восстания победили Теодориха и франки утратили свою власть над племенами, живущими за Рейном. Теодеберт в 610 году путём вымогательства получил от Теодориха герцогство Эльзас, положив начало длительному конфликту о принадлежности региона Эльзас между Австразией и Бургундией. Этот конфликт завершится только в конце XVII столетия.

В результате междоусобиц представителей дома правящей династии - Меровингов власть постепенно переходила в руки майордомов , занимавших должности управляющих королевского двора. Во время недолгой юной жизни Сигиберта II, должность майордома , которая прежде редко замечалась в королевствах франков, стала занимать ведущую роль в политическом устройстве, и группы франкской знати стали объединяться вокруг майордомов Варнахара II, Радо и Пипина Ланденского , для того чтобы лишить реальной власти Брунгильду , прабабку юного короля, и передать власть Хлотарю . Сам Варнахар к этому времени уже занимал пост майордома Австразии , тогда как Радо и Пипин получили эти должности в качестве вознаграждения за успешный государственный переворот Хлотаря , казнь семидесятилетней Брунгильды и убийство десятилетнего короля.

Сразу же после своей победы правнук Хлодвига Хлотарь II в 614 году провозгласил Эдикт Хлотаря II (еще известный как Парижский эдикт ), который в целом считается набором уступок и послаблений для франкской знати (в последнее время эта точка зрения ставится под сомнение). Положения эдикта в первую очередь были направлены на обеспечение правосудности и прекращение коррупции в государстве, однако эдикт также зафиксировал зональные особенности трёх королевств франков и, вероятно, наделил представителей знати большими правами по назначению судейских органов. К 623 году представители Австразии начали настойчиво требовать назначения своего собственного короля, поскольку Хлотарь очень часто отсутствовал в королевстве, а также потому что там его считали чужаком, вследствие его воспитания и предшествующего правления в бассейне реки Сены. Удовлетворив это требование, Хлотарь даровал своему сыну Дагоберту I правление Австразией и тот был должным образом одобрен воинами Австразии. Однако, несмотря на то что Дагоберт имел полную власть в своем королевстве, Хлотарь сохранил безусловный контроль над всем франкским государством.

В годы совместного правления Хлотаря и Дагоберта , о которых часто говорят "последние правящие Меровинги", не полностью покорённые с конца 550-х годов саксы , восстали под предводительством герцога Бертоальда, но были разбиты совместными войсками отца и сына и вновь включены во франкское государство . После смерти Хлотаря в 628 году , Дагоберт по завету отца даровал часть королевства своему младшему брату Хариберту II . Эта часть королевства была сформирована вновь и названа Аквитанией . Территориально оно соответствовало южной половине прежней романской провинции Аквитания и его столица находилась в Тулузе . Также в это королевство были включены города Каор , Ажен , Перигё , Бордо и Сент ; герцогство Васкония также было включено в число его земель. Хариберт успешно воевал с басками , но после его смерти они восстали снова (632 год). В эти же времена бретонцы опротестовали франкское владычество. Король бретонцев Юдикаэль под угрозами Дагоберта направить войска, смягчился и заключил соглашение с франками по которому уплатил дань (635 год). В тот же год Дагоберт послал войска на усмирение басков , что и было успешно выполнено.

Тем временем, по приказу Дагоберта убит Хильперик Аквитанский, наследник Хариберта, и всё франкское государство вновь оказалось в одних руках (632 год), несмотря на то что в 633 году влиятельная знать Австразии вынудила Дагоберта назначить их королем своего сына Сигиберта III . Этому всячески способствовала «верхушка» Австразии, желавшая иметь свое обособленное правление, поскольку при королевском дворе преобладали аристократы Нейстрии . Хлотарь правил в Париже десятилетия, прежде чем стать королем в Меце; также и династия Меровингов во все времена после него являлась в первую очередь монархией Нейстрии . В действительности, первое упоминание "Нейстрии" в летописях происходит в 640-х годах. Такая задержка упоминания по сравнению с "Австразией" вероятно имеет место потому что нейстрианцы (составляющие большинство авторов того времени) называли свои земли просто "Франкией". Бургундия в те времена также противопоставляет себя относительно Нейстрии . Тем не менее, во времена Григория Турского были австразианцы, считавшиеся народом, обособленным внутри королевства, и предпринимавшие довольно резкие действия для обретения независимости. Дагоберт, в своих сношениях с саксами , алеманнами , тюрингами , а также со славянами , жившими за пределами франкского государства, и которых он намеревался заставить платить дань, но потерпел поражение от них в Битве под Вогастисбургом , приглашал всех представителей восточных народностей ко двору Нейстрии , но не Австразии . Именно это, в первую очередь, заставляло Австразию просить о назначении своего собственного короля.

Молодой Сигиберт правил под влиянием майордома Гримоальда Старшего . Именно он убедил бездетного короля усыновить своего собственного сына Хильдеберта . После смерти Дагоберта в 639 году, герцог Тюрингии Радульф организовал мятеж и попытался объявить себя королем. Он победил Сигиберта, после чего произошёл важнейший перелом в развитии правящей династии (640 год). В ходе военной кампании король утратил поддержку многих вельмож, а слабость монархических институтов того времени доказывалась неспособностью короля вести эффективные военные действия без поддержки знати; к примеру, король был не способен даже обеспечить свою собственную охрану без верноподданной поддержки Гримоальда и Адальгизеля. Зачастую именно Сигиберт III считается первым из ленивых королей (фр. Roi fainéant ), и не потому что он ничего не делал, а из-за того что он мало что довёл до конца.

Франкская знать смогла поставить под свой контроль всю деятельность королей благодаря праву влиять на назначение майордомов. Сепаратизм знати приводил к тому, что Австразия, Нейстрия, Бургундия и Аквитания все более обособлялись друг от друга. Правившие в них в VII в. т. н. «ленивые короли» не обладали ни авторитетом, ни материальными ресурсами.

Период господства майордомов

Период Каролингов

Франкское государство при смерти Пипина 768 и завоевания Карла Великого

Пипин укрепил своё положение в 754 году войдя в коалицию с папой Стефаном II , который на роскошной церемонии в Париже в Сен-Дени преподнёс королю франков копию подложной грамоты, известной как Дар Константина , помазав Пипина и его семейство на царство и провозгласив его защитником Католической церкви (лат. patricius Romanorum ). Спустя год Пипин выполнил данное папе обещание и вернул папству Равеннский экзархат , отвоевав его у лангобардов . Пипин передаст в дар папе в качестве Пипинова дара покорённые земли вокруг Рима, закладывая основы папского государства . Папский престол имел все основания полагать что восстановление монархии у франков создаст почитаемую основу власти (лат. potestas ) в виде нового мирового порядка, в центре которого будет находиться папа римский.

Примерно в то же время (773-774 годы) Карл покорил лангобардов после чего северная Италия оказалась под его влиянием. Он возобновил выплату пожертвований Ватикану и обещал папству защиту со стороны франкского государства .

Таким образом, Карл создал государство, простирающееся от Пиренеев на юго-западе (фактически после 795 года включавшее территории северной Испании (Испанская марка)) через почти всю территорию современной Франции (за исключением Бретани , которая никогда не была покорена франками) на восток, включая бОльшую часть современной Германии, а также северные области Италии и современную Австрию. В церковном священноначалии епископы и аббаты стремились получить попечительство королевского двора, где собственно и находились первоисточники покровительства и защиты. Карл в полной мере проявил себя как предводитель западной части христианского мира и его покровительство над монастырскими интеллектуальными центрами стало началом так называемого периода каролингского возрождения . Наряду с этим при Карле был построен большой дворец в Ахене, множество дорог и водный канал.

Итоговый раздел Франкского государства

В итоге Франкское государство было разделено следующим образом:

  • Западно-Франкским королевством правил Карл Лысый . Это королевство является предвестником современной Франции. Оно состояло из следующих крупных феодальных владений: Аквитания , Бретань , Бургундия, Каталония , Фландрия , Гасконь , Септимания , Иль-де-Франс и Тулуза . После 987 года королевство стало известно под именем Франция , поскольку представители новой правящей династии Капетингов изначально являлись герцогами Иль-де-Франс .
  • Срединным королевством , земли которого были втиснуты между Восточной и Западной Франкией, правил Лотарь I . Образованное в результате Верденского договора королевство, включавшее Итальянское королевство , Бургундию, Прованс и западную часть Австразии , было «искусственным» образованием, не имевшим этнической или исторической общности. Это королевство было разделено в 869 году после смерти Лотаря II на Лотарингию , Прованс (причём Бургундия была в свою очередь разделена между Провансом и Лотарингией), а также северную Италию .
  • Восточно-Франкским королевством правил Людовик II Немецкий . Оно содержало четыре герцогства: Швабия (Алемания), Франкония , Саксония и Бавария ; к которым позже, после смерти Лотаря II добавились восточные части Лотарингии . Такое деление существовало вплоть до 1268 года, когда прервалась династия Гогенштауфенов . Оттон I был коронован 2 февраля 962 года , что положило начало истории Священной Римской империи (идея Translatio imperii ). Начиная с X столетия Восточная Франкия также стала известна под именем Тевтонское королевство (лат. regnum Teutonicum ) или Королевство Германия , и это название стало доминирующим в эпоху правления Салической династии . С этого времени, после коронации Конрада II , стал использоваться титул императора Священной Римской империи .

Общество во Франкском государстве

Законодательство

Различные племена франков , к примеру салические франки , рипуарские франки и хамавы, имели различные правовые нормы , которые были систематизированы и закреплены намного позже, главным образом при Карле Великом . При Каролингах появились так называемые варварские кодексы - Салическая правда , Рипуарская правда и Хамавская правда . В наши дни, по прошествии большого времени, ученым крайне сложно выделить их основы в раннем государстве франков . При Карле Великом также были кодифицированы Саксонская правда и Фризская правда. Другие германские племена к востоку от Рейна в эпоху господства франков начали кодифицировать свои племенные правовые нормы, к примеру в записях Алеманнская правда и



error: Контент защищен !!