Известные палачи и киллеры мафии в истории, профессиональные убийцы. Кто такой палач? Профессия палача в Средневековье

В те времена ставили наравне с увеселительными программами, поэтому ни одни выходные не проходили без этого «развлечения». Осуществление смертного приговора не могло бы состояться, не будь палачей. Именно они осуществляли пытки, отрубали головы и подготавливали гильотины. Но кто такой палач: жестокий и бессердечный или навеки проклятый несчастный человек?

Неблагородное призвание

Палач считался работником органов судебной системы, уполномоченным на осуществление наказания и смертельной казни самими правителем государства. Казалось бы, профессия палача вполне могла быть почетной при таком определении, но все было иначе. Он не был волен сменить род деятельности, ходить в общественные места.

Жить им приходилось за городом, там же где и располагались тюрьмы. Всю работу он проводим сам от начала до конца, то есть подготавливал необходимые инструменты, а после совершения дела закапывал труп. Их работа требовала хороших познаний в анатомии.

Существует миф, будто бы они носили черные маски. На самом же деле они не скрывали свое лицо, а узнать их можно было по черному одеянию и сильно развитой мускулатуре. Прятать лицо не имело смысла, ведь все и так знали, кто такой палач и где он живет. Закрывали лицо они только во время казни королей, дабы их преданные слуги после не мстили.

Положение в обществе

Парадоксальная ситуация: граждане с восторгом наблюдали за работой палача, но при этом призирали его. Может народ относился бы к ним с большим уважением, будь у них достойное Жалование они получали небольшое. В качестве бонуса могли забирать себе все вещи казнённого. Часто подрабатывали экзорцистами. В Средневековье были уверены что, мучая свое тело можно изгнать бесов, это было на руку профессиональным мучителям.

Но палач - что за профессия, если не имеет определенных привилегий. Он мог абсолютно бесплатно брать на рынке то, что ему необходимо. Такая своеобразная льгота объясняется тем, что никто не хотел брать денег из рук убийцы. В то же время государству такие люди были необходимы, и посему торговцы следовали этому правилу.

Еще одним способом заработка для них была торговля необычными вещицами. К ним относились части тела казнённых людей, кожа, кровь, различные зелья. Алхимики были уверены, что из таких ингредиентов можно создавать специальные зелья. Скупали и веревки висельников, по некоторым преданиям она могла принести своему обладателю удачу. Врачи скупали тела полностью и проводили на них свои исследования тела и внутренностей человека. Маги скупали черепа для своих ритуалов.

Кто такой палач по своему положению, можно было понять, придя в церковь. Как и любой другой христианин, он в нее допускался, но должен был стоять у самого входа и причащаться последним.

Кровавая династия

Кому же приходило в голову начать заниматься таким ремеслом? Профессия палача в Средневековье передавалась по наследству - от отца к сыну. В итоге образовывались целые кланы. Почти все палачи, проживающие в одном регионе, были связаны между собой родственными узами. Ведь за такого мужчину никогда бы не отдали свою любимую дочь представители других сословий.

Низменное положение палача было способно запятнать весь род невесты. Их женами могли стать только такие же дочери палачей, могильщиков, живодеров или вовсе проститутки.

Люди обзывали палачей «шлюхиными сыновьями» и были правы, ведь те нередко становились женами палачей. В царской России династий палачей не создавалось. Их выбирали из бывших уголовников. Те соглашались на «грязную» работу взамен на еду и одежду.

Тонкости мастерства

На первый взгляд может показаться, что это довольно простая работа. На самом же деле требовалось немало знаний и подготовки, чтобы обезглавливать преступников. С первой попытки голову отрубить нелегко, но когда палач умел это делать, считалось, что он достиг высокого уровня мастерства.

Кто такой палач как профессионал? Этот тот, кто разбирается в строении человеческого тела, умеет пользоваться всевозможными приспособлениями для пыток, обладает достаточной физической силой, чтобы орудовать топором и рыть могилы.

Проклятье палача

В народе ходила легенда о том, что проклятым был палач. Кто это знал, понимал, что ничего общего с магией и сверхъестественным тут не было. Это было связано со взглядом общества на жизнь людей, занимающихся неблагородным ремеслом. По традиции, став палачом, уже нельзя было отказаться от этой работы, а если человек отказывался, его самого признавали преступником и казнили.

Вот так став мучителем-палачом по происхождению, человек был вынужден всю жизнь заниматься «грязным» трудом. Никакой свободы воли. Жизнь вдали от людей, невозможность сменить работу и ограниченный выбор спутницы жизни. Столетиями в династиях палачей рождались все новые и новые потомственные убийцы.

Накануне нового 2007 г. в Интернете появились сенсационные кадры казни Саддама Хусейна. Главными персонажами шокирующего действа наряду с иракским экс-диктатором стали люди в масках, приводившие в исполнение приговор скорого суда, праведность которого, впрочем, у многих вызывает сомнение. От экзекуции, не взирая на ее виртуальность, за версту отдавало средневековьем. А над перешагнувшим порог нового тысячелетия миром вновь встала грозная тень палача, «трудовой стаж» которого насчитывает не одно столетие.
История человечества, пожалуй, не знает другой профессии, представители которой вызывали бы у простых смертных столь противоречивые чувства. Палачей боялись и ненавидели, одновременно считая едва ли не основным символом правосудия, проклинали и боготворили. От века к веку совершенствуя свое кровавое ремесло заплечных дел мастера сумели поднять ветхозаветный принцип «око за око» до вершин настоящего искусства. И оно, как водится, требовало жертв. В соответствии с буквой закона лишая жизни тех, кто осмелился его преступить, палачи часто сами оказывались по обратную сторону добра и зла. А общество, предоставившее им право убивать, столь же легко предавало их анафеме.

Издержки профессии
Однозначно утверждать, когда впервые человек лишил жизни человека, руководствуясь законом, историки не берутся. Но уже в Древней Греции, в этом «детстве человечества», палачи существовали. В их должностные обязанности входило не только исполнение казней, но и пытки заключенных. Специально обученные люди рубили головы и распинали приговоренных в Римской империи. Но все же «золотым веком» мрачноватого ремесла по праву считается Средневековье.
Вплоть до XIII века смертные приговоры в феодальной Европе приводили в исполнение люди, в общем-то, случайные: либо все, кто судил преступника, либо самый молодой из судей. В отдельных случаях эта обязанность возлагалась на истца или сообщника осужденного. Телесное наказание замужних женщин осуществляли их мужья, незамужних — отцы или другие близкие родственники.
Но по мере усиления центральной власти и, как следствие, развития судопроизводства, наказания становились все более изощренными. Бичевание, клеймение, отсечение конечностей, колесование — вот лишь далеко неполный список «воспитательных» методов средневековой Фемиды. Немудрено, что теперь потребовались специалисты, способные грамотно, с чувством, толком, расстановкой провести любую замысловатую экзекуцию. Причем так, чтобы осужденный не погиб, если был осужден только на наказание, а подозреваемый дал нужные показания, но при этом не потерял сознание и не отошел в мир иной, так и не дождавшись окончания допроса.
Первые палачи-профессионалы появились в XIII в., но монополия на выполнение приговоров установилась за ними лишь к XVI в. В немецких источниках первое упоминание о профессиональном палаче встречается в своде законов вольного имперского города Аугсбурга 1276 г. В этом документе четко определены права и обязанности заплечного мастера. Он, будучи лицом официальным, нанимался городскими властями подобно оружейникам, писарям или адвокатам. При вступлении в должность палач заключал с властями контракт, по которому получал жалование, жилье и прочее довольствие наравне с другими городскими служащими. Работа оплачивалась по заранее установленным расценкам, в зависимости от сложности предоставляемых «услуг». Кроме того, палач по традиции забирал все, что было надето на осужденного ниже пояса. Когда одряхлевший экзекутор уходил на покой, ему, при условии подготовки достойной смены, выплачивалась пожизненная пенсия.
Кстати растиражированный в кино и литературе образ палача в непременном алом колпаке с прорезями и мясницком кожаном фартуке ничего общего с историческими реалиями не имеет. В немецких городах для служащих была принята униформа, которую носили и палачи. В некоторых других государствах палачи напротив носили броскую одежду, отличавшую их от всех прочих. Так испанские работники меча и топора должны были носить белый казакин, окаймленный ярко-красной полосой, а голову покрывать широкополой шляпой. А во Франции долгие годы внешне палач мало отличался от дворянского гранда: он был обязан завивать и пудрить волосы, носить нашивки, белые чулки и черные туфли-лодочки. Маску профессионалы надевали в единичных случаях, как, например, во время казни английского короля Карла I.
В средневековой Европе дом палача, как правило, располагался за городской стеной, в предместьях, где традиционно селились преступники, проститутки, актеры. Социальный статус исполнителей наказаний также был невысоким. К примеру, по страсбургскому регламенту 1500 г. палачу запрещалось прикасаться на рынке к каким-либо продуктам, кроме тех, которые он намерен купить, пить и есть в тавернах рядом с «честными горожанами». Им предписывалось становиться в церкви в специально отведенном месте, причащаться хотя и дозволялось, но просфору следовало брать руками в перчатках. А если кому и случалось наливать палачу вина, то делать это следовало не правой, а левой рукой, и лить надо было в направлении не к большому пальцу, а к мизинцу.
Даже случайное соприкосновение с палачом считалось малоприятным. Существовало поверье: тот, кто дотронется до экзекутора, становится обреченным, и рано или поздно окажется на эшафоте. Любой дворянин считал оскорбительным проехаться в телеге палача. Даже если осужденного освобождали на плахе, сам факт того, что он воспользовался повозкой палача, мог нанести ущерб его репутации.
Известен случай, когда палач, назвавшись городским служащим, был принят в доме дворянки. Позднее, узнав о профессии гостя, разгневанная хозяйка подала на него в суд, поскольку чувствовала себя оскорбленной. И хотя процесс она проиграла, случай этот можно считать весьма показательным.
Запретов и ограничений в жизни палачей хватало. Им возбранялось появляться в общественных местах. Устроить семейную жизнь палачу было крайне сложно. За редким исключением, они общались и роднились с людьми близких им по положению профессий: могильщиками, живодерами, золотарями и т. д. Палачам.
На Руси жизнь отошедших от дел палачей вовсе превращалась в сущую каторгу. Соседи гнушались разделить с отставным палачом кусок хлеба, посадить за стол. Считалось, что его прикосновение оскверняет. Мальчишки не упускали случая, чтобы подразнить идущего по улице палача. Ни купить, ни продать экс-экзекуторы ничего не могли.
Кое-где власти старались оградить палачей от народной нелюбви. Во многих областях Германии существовало правило: если, например, муниципалитет небольшого города нанимал палача, то был обязан обеспечить его охраной и даже внести специальный залог.

Не казнью единой…
Поскольку казни проводились преимущественно в особо объявленные дни, в остальное время работы, а, следовательно, и заработка, у палачей было не много. Но кушать хотелось регулярно, и потому приходилось заниматься чем-то помимо основного ремесла. Конечно же, история про палача, захватившего домой «халтурку» в окровавленном мешке — всего лишь анекдот. Но «левые» доходы у заплечных умельцев действительно имелись. Провинившиеся иногда тайно платили палачу приличные суммы, чтобы тот не изувечил или сделал наказание менее мучительным. А отцы средневековых городов, дабы сэкономить казенные деньги, закрепляли за экзекуторами дополнительные функции.
Довольно часто палач осуществлял надзор за городскими проститутками, собирая с них фиксированную плату. По сути, он являлся содержателем борделя, отвечавшим в этой епархии за все. Именно палач разбирал и улаживал все возникавшие между «жрицами любви» конфликты, следил, чтобы работницы и посетители вели себя «пристойно» (то есть, в рамках городских законов), наконец, отслеживал и выдворял из города девиц, не имевших права на «работу». Подобная практика была широко распространена до XV в., но позднее от нее отказались.
Кроме опекунства над публичными домами, в Страсбурге, например, палач приглядывал еще и за игорными заведениями.
Парижские палачи взимали арендную плату за товары, выставленные на центральном рынке.
Увы, такими доходными и относительно непыльными приработками перечень дополнительных обязанностей палачей не исчерпывался. Частенько они отвечали за чистку общественных уборных, выполняя работу золотарей. Эта обязанность была закреплена за ними во многих городах вплоть до конца XVIII в. Мог палач исполнять работу живодера, то есть заниматься отловом бродячих собак, удалять из города падаль, выгонять прокаженных.
Нередко палач оказывал населению услуги диаметрально противоположные своей основной деятельности, выступая в роли лекаря. В силу специфики ремесла палачи хорошо разбирались в анатомии человека. В отличие от врачей того времени, они имели свободный доступ к трупам, и потому равных им в знании различных травм и болезней не было. Репутация палачей как хороших эскулапов была общеизвестна, особенно среди представителей знати. Даже императрица Екатерина II в молодости лечила позвоночник у данцингского палача.
А палач города Ним в свое время и вовсе слыл известным костоправом. Из уст в уста передавался рассказ об англичанине, страдавшем неизлечимыми ревматическими болями в шее. Брошенный на произвол судьбы профессорами знаменитого медицинского университета Монпелье, к которым он обращался за помощью, он переправился через Ла-Манш и доверился заботам палача. Тот вылечил несчастного, имитировав его казнь через повешение.
Народная молва наделяла палачей славой колдунов и чернокнижников. Предпосылок к этому хватало. Палачи торговали частями трупов и снадобьями, изготовленными из них, а также различными мелочами, остававшимися после казни. Такие экзотические атрибуты, как «рука славы» (кисть, отрубленная у казненного) и кусок веревки, на которой был повешен преступник, часто упоминаются в средневековых трудах по магии и алхимии. У палачей покупали жир повешенных для изготовления лекарства от ревматизма, и останки человеческого черепа, которые якобы облегчали симптомы эпилепсии. Приторговывали они и мандрагорой — растением, которое росло под эшафотами, и согласно поверьям приносило богатство и власть. А вещи казненных суеверные люди издавна рассматривали как талисманы.
Целительную силу, по мнению обывателей, обретали и места, где погибал палач. Небольшое озеро во французском местечке Сен-Сир-ан-Тальмондуа, названное Водоемом красной руки, потому что, согласно поверью, в нем утонул палач, имело репутацию лечебного. Знахари, заговаривавшие от бородавок и разного рода опухолей, приходили туда, чтобы произнести свои заклинания.
Известны случаи, когда палачи выступали в роли экзорцистов, изгонявших бесов из одержимых. Дело в том, что одним из надежнейших способов изгнать злого духа, завладевшего телом, считалась пытка. Причиняя физическую боль, люди как бы пытали демона, заставляя его покинуть истерзанное тело.

Убийцы «в законе»
Найти палача для властей всегда было проблемой: очереди из добровольцев на эту вакантную должность не выстраивались. Часто человек соглашался приводить приговоры в исполнение под угрозой уголовного преследования. Осужденные преступники, выбравшие эту профессию в расчете на облегчение своей участи, освобождались от телесного наказания. На Руси те, кто сидел в тюрьме, после 12 лет безупречной службы заплечных дел мастером обретали свободу. Московские воеводы то и дело жаловались царям, что «в палачи охочих людей не находится, а выбранные принуждением убегают».
В средневековой Европе палачей часто поставляла еврейская община. В XII в. на Сицилии, к примеру, именно еврейская община отвечала за то, чтобы в распоряжении города всегда имелся экзекутор. Аналогичные порядки существовали в Южной Франции и в Испании при вестготах. А вот немцы эту работу исполняли сами, причем на высоком уровне.
Правда, евреи не всегда сами брались за малоуважаемое ремесло. Главы общины, ссылаясь на заповедь «Не убий!», просили разрешения выкупить из тюрьмы приговоренного к смерти преступника-христианина при условии, что тот согласится стать палачом. Обычно выбирали дворянина. Новоиспеченные палачи часто женились на дочерях своих коллег. Так появлялись целые семьи, а затем и династии.
Самой известной династией палачей во Франции считается семья Сансонов. Основатель династии Шарль Сансон был назначен парижским палачом в 1688 г. указом Людовика XIV. Семь поколений эти люди служили «исполнителями высоких дел» — так они официально именовались. Кто бы ни приходил к власти — роялисты, жирондисты, якобинцы, первый консул — на эшафоте неизменно правил бал месье Сансон. Особенно много работы выпало на долю Шарль-Анри Сансона, казнившего Людовика XVI, Марию-Антуанетту, Дантона, Робеспьера, а также многих других знаменитых и не очень деятелей. На правах эксперта он входил в состав комиссии доктора Гильотена, работавшей над «машиной для казней» — печально знаменитой гильотиной.
Завершилась история Сансонов бесславно. Долгое время в Париже никого не казнили и последний представитель династии Клемон-Анри Сансон, работавший сдельно, сидел без денег. Он наделал долгов и даже вынужден был заложить свою гильотину. И как на зло, тут же поступил «заказ». Сансон бросился к ростовщику с просьбой выдать ему на непродолжительное время «орудие труда». Но ростовщик был непоколебим. В результате незадачливого палача уволили. Если бы не этот досадный случай, Сансоны могли бы рубить головы еще целых сто лет, поскольку смертную казнь во Франции отменили только в 1981 г.
По-своему интересна история профессионального французского палача Фернана Мейсонье, который с 1953 по 1957 г. казнил в Алжире около 200 повстанцев. Палачом был и его отец, который взялся за это дело исключительно ради «благ и выгод»: высокая зарплата, бесплатные поездки, право иметь боевое оружие, льготы по содержанию пивной. Фернан продолжил отцовское дело и прославился отличался аккуратностью и четкостью в работе. Он частенько поругивал своих американских коллег: «С жизнью осужденного следует кончать как можно скорее, а не затягивать церемонию, как это делают американцы». Свою гильотину Мейсонье хранит до сих пор, выставляя в собственном музее под Авиньоном и порой разъезжая с ней по разным странам. Хотя «модель 48» рубила, по его словам, плохо и приходилось помогать руками.
Потомственным экзекутором был и Томас Пирпойнт — патриарх среди своих британских коллег. На должности палача он проработал 37 лет, казнив за это время свыше 300 мужчин и женщин. Правда, в Великобритании более известен его сын, Альберт Пирпойнт, который после кончины своего отца продолжил дело. Он служил королевским палачом до 1956 г., когда неожиданно оставил профессию и до конца своих дней работал разносчиком бакалейных товаров. С 1934 г. он повесил 608 человек — больше, чем кто либо другой, в том числе 27 военных преступников, которых он обслужил за один день. Умер Альберт Пирпойнт в 1992 г. Перед отставкой ему пришлось пройти через унизительное отречение от должности, предусмотренное новым указом об отмене высшей меры наказания.
8 мая 1949 г. Конрад Аденауэр объявил о принятии статьи Конституции ФРГ, исключавшей смертную казнь. Вскоре после этого на западе Германии профессия палача исчезла.

Сегодня профессия палача переживает не самые лучшие времена. Многие государства отказались от смертной казни совсем, другие постарались сделать ее как можно более гуманной. Но до тех пор, пока высшей карой за преступление будет оставаться смерть, их страшное искусство будет востребовано. Нужен будет профессионал, который недрогнувшей рукой нажмет на курок, накинет петлю на шею, опустит рубильник, замкнув электрическую цепь или сделает приговоренному смертельную инъекцию. А значит, точку в многовековой истории палачества ставить пока еще рано.

Роман ШКУРЛАТОВ

Наша справка
Во времена революционного террора во Франции XVIII в., когда число казней исчислялось тысячами и ощущалась нехватка опытных палачей, появилась гильотина. Машину, отсекавшую головы тяжелым ножом (весом примерно 160 кг), падающим сверху по направляющим пазам изобрел депутат Национального собрания доктор Жозеф Гильотен (1738-1814 гг.). Приговоренный привязывался к вертикальной доске, которая затем принимала горизонтальное положение таким образом, чтобы шея приходилась на линию падения ножа. В 1789 г. Национальное собрание одобрило идею «инструмента». 20 марта 1792 г. постройка гильотины была завершена, а 25 апреля того же года состоялось первое ее практическое применение.

Правительство Малайзии не так давно повысило расценки за услуги палачей, работающих на государство. Теперь нанесение одного удара ротангом — стволом растущей в тропиках ползучей пальмы — стоит 2,6 доллара (в три раза больше, чем прежде). А приведение в исполнение приговора о повешении обойдется казне примерно в 130 долларов.

В Саудовской Аравии закон предусматривает публичное обезглавливание как наказание за убийство, изнасилование, контрабанду наркотиков и некоторые другие преступления. Причем родственники жертвы могут решить сохранить преступнику жизнь, получив с него так называемую «плату за кровь».
Если же этого не произошло, то приговоренных обоего пола привозят на полицейской машине на центральную площадь или вокзал после полуденной молитвы. Выводят в наручниках на подходящую площадку, чаще на газон, ставят на колени, повернув лицом к Мекке, завязывают глаза. Палач поднимает традиционный арабский меч — скимитар и отрубает голову. После казни охранники убирают тело и голову, смывают кровь. Тело казненного хоронят в безымянной могиле на тюремном кладбище.
Саудовские палачи очень гордятся своей профессией и часто передают свое дело по наследству. Большинство палачей выходцы из областей Рийяд, Джедах и Дахран.

СМИ составили топ-5 самых жестоких женщин в истории, сообщает Diletant Media.

Российская дворянка Салтычиха - такое прозвище было у Дарьи Николаевны Салтыковой (1730 - 1801). В 26 лет она стала вдовой, после чего в ее безраздельное владение поступили порядка 600 крестьянских душ. Следующие несколько лет для этих людей стали настоящим адом. Салтычиха, которая при жизни мужа не отличалась какими-либо нездоровыми наклонностями, стала истязать крестьян за малейшие провинности или без оных. По приказу хозяйки людей пороли, морили голодом, выгоняли голыми на мороз. Сама Салтычиха могла облить крестьянина кипятком или сжечь ему волосы. Нередко также она выдирала волосы у своих жертв руками, что свидетельствует о недюжинной силе Дарьи Николаевны.

За семь лет она убила 139 человек. В основном это были женщины разных возрастов. Отмечено, что Салтычиха любила убивать девушек, которые вскоре собирались замуж. На истязательницу поступало немало жалоб властям, однако дела регулярно решались в пользу ответчицы, щедрой на богатые подарки влиятельным людям. Ход делу дали лишь при Екатерине II, которая решила сделать процесс над Салтычихой показательным. Ее приговорили к смертной казни, но в итоге заключили в монастырскую тюрьму.

Американка норвежского происхождения Белль Ганнесс, имевшая прозвища «Черная Вдова» и «Адская Белль», стала самой известной женщиной-убийцей в истории США. Она отправляла на тот свет своих ухажёров, мужей и даже собственных детей. Мотивом преступлений Ганнесс являлось завладение страховкой и деньгами. Все ее дети были застрахованы, а когда они умирали от некоего отравления, то Адская Белль получала выплаты от страховой компании. Однако иногда она убивала людей с целью устранения свидетелей.

Умерла Черная Вдова, как считается, в 1908 году. Однако смерть ее окутана тайной. В один день женщина исчезла, а через некоторое время был обнаружен ее обезглавленный обугленный труп. Принадлежность этих останков к Белль Ганнесс по сей день остается недоказанной.

Удивительна судьба Антонины Макаровой, более известной как «Тонька-пулеметчица». В 1941 году, во время Второй мировой войны, будучи санитаркой, она попала в окружение и оказалась на оккупированной территории. Увидев, что перешедшие на сторону немцев россияне живут лучше других, решила поступить на службу во вспомогательную полицию Локотского района, где работала палачом. Для расстрелов попросила у немцев пулемёт «Максим».

По официальным данным, всего Тонька-пулеметчица казнила около 1500 человек. Работу палача женщина совмещала с проституцией - ее услугами пользовались немецкие военные. В конце войны Макарова достала поддельные документы, вышла замуж за фронтовика В. С. Гинзбурга, который не знал о ее прошлом, и взяла его фамилию.

Чекисты арестовали ее лишь в 1978 году в Белоруси, осудили как военную преступницу и приговорили к смертной казни. Вскоре приговор был приведён в исполнение. Макарова стала одной из трёх женщин в СССР, которых приговорили к расстрелу в послесталинскую эпоху. Примечательно, что с дела Тоньки-пулеметчицы до сих пор не снят гриф секретности.

Прозвище Мария Кровавая (или Кровавая Мэри ) после смерти получила Мария I Тюдор (1516−1558). Дочь английского короля Генриха VIII вошла в историю как правительница, активно пытавшаяся вернуть страну в лоно Римско-католической церкви. Это происходило на фоне жестоких репрессий против протестантов, гонений и убийств церковных иерархов, расправ над невиновными людьми.

На кострах сжигали даже тех протестантов, которые перед казнью соглашались принять католичество. Умерла королева от лихорадки, и день ее смерти в стране стал национальным праздником. Помня о жестокости Кровавой Мэри, подданные ее величества не поставили ей ни одного памятника.

Жертвы Ирмы Грезе называли ее «Светловолосый дьявол «, «Ангел смерти» или «Прекрасное чудовище». Она была одной из самых жестоких надзирательниц женских лагерей смерти Равенсбрюк, Аушвиц и Берген-Бельзен в гитлеровской Германии. Она лично пытала заключенных, отбирала людей для отправки в газовые камеры, забивала насмерть женщин и развлекалась самым изощренным способом. В частности, Грезе морила голодом собак, чтобы потом натравить их на замученных жертв.

Надзирательницу отличал особый стиль - она всегда носила тяжелые черные сапоги, имела при себе пистолет и плетеный кнут. В 1945 году «Светловолосого дьявола» взяли в плен англичане. Она была приговорена к смерти через повешение. Перед казнью 22-летняя Грезе веселилась и распевала песни. Своему палачу она, сохраняя спокойствие до последнего момента, сказал лишь одно слово: «Быстрее».

Салтыкова Ганнес Макарова
Кровавая Мэри Грезе

Ни одно государство мира в ходе своего развития не обошлось без института палачей. не исключение. На Руси, в Московском царстве, в Российской империи, выносились смертные приговоры, которые приводил в исполнение палач, или, как его называли наши предки, кат.

ПРАВОСУДИЕ ПО-РУССКИ

Самый старый свод законов Русская Правда от 1016 года мы бы сочли на удивление мягким. Смертная казнь предусматривалась только за убийство. Схваченного и изобличенного преступника должен был казнить кто-либо из родственников убитого. Если среди них такового не находилось, убийца отделывался штрафом в 40 гривен. Во всех остальных случаях предусматривался только денежный штраф.

Высшей мерой наказания считались «поток и разграбление» (высылка преступника или обращение его в рабство с полной конфискацией имущества). Согласитесь, такое законодательство кровожадным назвать никак нельзя.

По-серьезному смертная казнь упоминается только спустя почти четыре века в Двинской уставной грамоте от 1397 года. Московский князь Василий Дмитриевич считал, что холоп, не желающий работать, государству не нужен, и от таких Русскую землю надо избавлять. Убивать следовало и того, кто попался на краже в третий раз.

В Судебнике Ивана III (1497 год) смертная казнь предусматривалась за преступления против государства, убийства, разбой, грабеж и конокрадство (как вы насчет введения смертной казни за угон автомобиля?). Казнили смертью за воровство в церкви и святотатство (танцовщиц из Pussy Riot посадили бы на кол). Появились такие виды наказания, как битье кнутом, урезание ушей, языка, клеймение.

По мере того как развивалось государство, количество статей, предусматривающих смертную казнь, увеличивалось. По Соборному уложению 1649 года смертной казнью каралось около 60 преступлений. Расширился и список казней: к существовавшим ранее четвертованию и сажанию на кол добавились сожжение, залитие горла металлом, повешение и закапывание в землю. За курение и нюхание табака рвали ноздри. (Вот так боролись наши предки за здоровье нации!)

Такое разнообразие штрафных санкций предусматривало наличие специалистов, то бишь палачей. Они, конечно же, были всегда, но только в XVII веке любителям дали статус профессионалов и приравняли их тяжелое занятие к общественно полезному труду.

НЕПРЕСТИЖНАЯ ПРОФЕССИЯ

16 мая 1681 года Боярская дума своим приговором определила: «В каждом городе без палачей не быти». Так что если возникнет вопрос о дате профессионального праздника русского ката — 16 мая подходит лучше всего. Назначать в палачи полагалось охотников (добровольцев) из посадских и вольных людей, считались они служилыми людьми МВД (Разбойного приказа), и полагалось им жалованье 4 рубля в год.

Однако объявленные вакансии не заполнялись годами. Воеводы постоянно жаловались, что охотников ломать кости, бить кнутом, клеймить и рвать ноздри нет. А выбранные принуждением или соблазнившиеся высоким жалованьем скоро убегают. Не хотели русские люди идти в палачи.

Православная церковь открыто выказывала свое неприязненное отношение к палачам: кат лишался духовного окормления, не допускался к причастию. Если церковь еще принимала раскаявшихся разбойников, то случай прощения церковью палача известен только один: в 1872 году Соловецкая обитель приняла бывшего ката Петровского.

Крепилась держава, росла и нужда в мастерах заплечных дел. В 1742 году Сенат предписал каждому уездному городу обзавестись палачом, губернскому городу — двумя, Москве и Санкт-Петербургу — тремя. Жалованье экзекуторам было увеличено вдвое, при императоре Павле I еще вдвое, и все же «специалистов» катастрофически не хватало. Во многих губернских городах некому было приводить в исполнение судебные приговоры.

ПРОБЛЕМА НЕХВАТКИ КАДРОВ

В 1804 году на всю Малороссию был всего один штатный палач. Губернатор края князь Алексей Куракин, как ему казалось, нашел выход из положения и направил в столицу предложение разрешить набирать в палачи из осужденных. В Сенате подивились смекалистости князя и дали добро.

В 1818 году ситуация повторилась в Санкт-Петербурге. Тогда почти одновременно в столице умерли два палача и тюремная администрация впала в ступор. В тюрьме копились осужденные, которые, прежде чем отправиться по этапу, должны были получить свою порцию кнута или клеймо на лоб. Петербургский градоначальник граф Милорадович вспомнил об инициативе Куракина и пошел тем же путем.

В 1833 году Государственный Совет распространил практику уже на всю Российскую империю. И скоро экзекуторы из осужденных повсеместно вытеснили редких доброхотов. Практически с 1833 года все палачи в Российской империи вербовались исключительно из преступников.

ОСОБЫЕ ОСУЖДЕННЫЕ

Чаще всего в палачи вызывались преступники, приговоренные, помимо отсидки, к телесным наказаниям. 30-40 ударов кнута часто означали смерть, ведь после такого битья многие умирали на второй-третий день. Согласившийся на должность палача освобождался от порки, то есть спасал свою жизнь. Но срок ему за это не скашивали. Палач оставался осужденным и продолжал отбывать свой срок в тюрьме.

Первоначально каты из уголовников даже продолжали сидеть в общей камере с остальными сидельцами, но от этой практики скоро отказались: слишком часто палачей находили по утрам мертвыми. «Ночью взял и повесился, совесть, наверно, замучила», — ухмыляясь, объясняли сокамерники начальству. Палачей стали селить в отдельные камеры, а если была возможность — для них строили отдельные помещения в тюремных дворах. И все же кадровый голод на палачей оставался насущной проблемой до начала XX века.

ДЕФИЦИТНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ

В начале XX века Россию захлестнула волна революционного терроризма. В 1905-1906 годах было убито более 3,5 тысячи высокопоставленных государственных чиновников. В ответ власти в августе 1906 года ввели военно-полевые суды, предпочитавшие выносить для пойманных террористов очень скорые и исключительно смертные приговоры.

Из-за нехватки палачей повешение стали заменять расстрелом. Казнь выполняли солдаты, скованные присягой. Командующие округами докладывали, что частое привлечение к расстрелу вредно влияет на солдат, и требовали, чтобы гражданских согласно закону вешали штатные палачи. Только где их было столько взять?

Немногочисленные штатные экзекуторы теперь большую часть времени проводили в командировках, их под конвоем перевозили из одного города в другой. В тюрьме ката ожидала очередная партия кандальников.

ПАЛАЧИ-«СТАХАНОВЦЫ»

XX век перевернул мир. Миллионы людей прошли через войну и перешагнули заповедь «не убий». Формулировки «революционная необходимость», «классовый враг» освобождали человека от груза моральной ответственности. Появились сотни, тысячи добровольных палачей. Они перестали быть изгоями общества. Им давали звания и ордена. Наметились среди них и свои передовики производства.

Самыми выдающимися были братья Иван и Василий Шигалевы, Эрнст Мач, Петр Магго, которые, числясь сотрудниками для особых поручений, выполняли расстрельные приговоры. Сколько человек было ими казнено, наверняка не знают даже они сами, жертвы исчисляются сотнями и тысячами.

Однако всем им далеко до Василия Блохина. 29 лет, с 1924 по 1953 год, числясь на различных должностях, он занимался исключительно расстрелами. Ему приписывают от 10 до 15 тысяч расстрелянных. Работал Блохин в кожаном фартуке ниже колен и картузе, на руки надевал кожаные краги. За расстрелы получил семь орденов и окончил службу в звании генерал-майора.

Со смертью Сталина закончилась эпоха массовых репрессий, но расстрельные приговоры продолжали давать. Теперь казнили за убийства, изнасилования, бандитизм, шпионаж и за ряд экономических преступлений.

ЗАГЛЯНУТЬ В ДУШУ ПАЛАЧУ

Кто же они — люди, убивающие не по личным мотивам, а... по работе? Что чувствуют профессиональные вешатели и стрелки? Сегодня многие из тех, кто работал в 1960-1970-х, живы, давно нет государства, которому они обязались хранить молчание, и это дает им право говорить.

Эта страшная профессия является необходимой. Ведь существование смертной казни подразумевает, что ее кто-то будет выполнять. Образ человека, который по воле закона лишает жизни, всегда зловещ. Кино дарит нам образы обнаженного по пояс человека с закрытым маской лицом.

В жизни же все совсем иначе. Палачи чаще всего внешне мало чем выделяются из толпы, но в глубине души разворачивается настоящий ад. Мало кто может «похвастаться», что безнаказанно убил сотню человек. Чтобы нажать на заветную кнопку, нужна недюжинная сила воли и особый склад психики. Палачи - удивительные и загадочные люди, о самых известных людях этой профессии и пойдет рассказ.

Альберт Пирпойнт (1905-1992). На фотографиях этот человек обычно улыбается, ничто не говорит о том, что этот человек лишил жизни как минимум 400 человек. Англичанин рос в необычной семье - его отец и дядя были палачами. Генри Пирпойнт сам выбрал такую профессию и после неоднократных просьб его приняли на работу. За 9 лет службы отец Альберта повесил 105 человек. Все это время мужчина вел дневник, куда записывал подробности казни. Эту книжку читал подрастающий Альберт. Уже в 11 лет в школьном сочинении мальчик написал, что мечтает пойти по стопам своего отца. Такое стремление было понятно - редкая профессия позволила бы выделиться из безликой толпы. Большое впечатление произвел рассказ отца, который поведал, с каким уважением относились к его отцу. Альберт подавал несколько заявлений, пока в 1931 году его не приняли на штат в тюрьму Лондона. Карьера молодого палача стремительно развивалась. Особая нагрузка на палача легла в годы войны и после ее окончания. За 6-7 лет ему пришлось повесить 200 военных преступников. Пирпойнт достиг настоящего мастерства - вся процедура, начиная от шествия заключенного от его камеры и заканчивая нажатием на рычаг, занимала у палача до 12 секунд. Надо сказать, что такая должность была довольно прибыльной. Палачу платили сдельно - сперва по 10, а потом и по 15 фунтов за казнь. Работа Пирпойнта во время войны принесла ему неплохой капитал, он даже смог купить паб в Манчестере. Интересно, что в Англии считается, что личность палача должна быть скрытой, но Пирпойнта рассекретили журналисты. После ухода в отставку в 1956 году, Альберт продал рассказ о своей жизни газете Sunday за внушительную сумму в 400 тысяч фунтов. История палача послужила основой для многих заметок и даже документального фильма. Пирпойнт стал знаменитостью, объектом интервью. Интересно, что сам он высказывался за отмену смертной казнью, так как в глазах преступников не видел страха смерти.

Фернан Мейсонье (1931-2008). И у этого французского палача профессия была семейной. Отец занимался убийством людей ради выгоды и благ. Ведь позволяло ему бесплатно путешествовать, неплохо зарабатывать, обладать военным оружием и даже финансовыми льготами. Впервые к кровавой работе Фернан приобщился в возрасте 16 лет. Он вспоминал, что при казни человека с помощью гильотины кровь брызгала, как из стакана, на 2-3 метра. Судьба распорядилась так, что поклонник театра и балеты Мейсонье вынужден был стать палачом, неофициально помогая отцу. В 1958 году Фернан был назначен первым помощником палача, проработав на кровавой должности до 1961 года. Пик казней пришелся на 1953-1957 годы. Тогда освободительное движение в Алжире дало палачам множество осужденных. Только за это время Мейсонье казнил более 200 повстанцев. Отец и сын старались сделать свою работу как можно быстрее, чтобы не продлевать муки обреченных. Палач ругал американских коллег, которые умышленно затягивают церемонию. Фернан вспоминал, что гильотина является самой безболезненной казнью. Палач также прославился тем, что успевал подхватывать голову, не давая ей упасть. Бывало, что после казни Фернан оказывался в крови с ног до головы, шокируя охранников. Выйдя на пенсию, палач поделился воспоминаниями и даже демонстрировал орудие своего труда. Модель «48» рубила плохо, приходилось помогать руками. К тому же осужденные часто втягивали голову в плечи, что мешало быстрой казни. Мейсонье говорит, что не испытывает никаких угрызений совести, так как просто был карающей рукой Правосудия.

Ричард Брэндон. Историческим фактом является пребывание этого человека на посту палача Лондона в 1649 году. Многие источники гласят, что именно он и привел в исполнение вынесенный королю Карлу I смертный приговор. Отец Ричарда, Грегори Брэндон, также был палачом, поделившись с наследником мастерством. Историки встречают свидетельства того, что семейство происходило от незаконнорожденного потомка герцога Саффлкского. Отец и сын заслужили в Лондоне печальную славу. В городе даже появился невеселый жаргонизм - «деревья Грегори». Так в народе стали называть виселицы. А само имя Грегори стало нарицательным, означая палача. Брэндоны дали своей профессии еще одну кличку - «сквайр». Дело в том, что они своей службой добились права на герб и звание эсквайра, которые в дальнейшем достались потомкам. О казни же короля известно немного. Считалось, что Ричард отказывался делать это, но его вполне могли заставить передумать с помощью силы. После смерти Брэндона был выпущен небольшой документ, который поведал секреты его профессии. Так, за каждую казнь палач получал 30 фунтов стерлингов, причем в полукронах. Первой жертвой Брэндона стал граф Стрэффордский.

Джон Кетч. Этот палач получил свою печальную славу во времена короля Карла II. У англичанина были ирландские корни. Считается, что в свою должность он вступил в 1663 году, правда первое упоминание его имени датируется 1678 году. Тогда в газете была нарисована миниатюра, в которой Кетч предлагал своеобразное лекарство от бунтарства. Дело в том, что 80-е годы XVII века ознаменовались массовыми беспорядками. Поэтому казней было довольно много, палач долго не сидел без работы. В автобиографии Энтони Вуда есть отрывок, посвященный повешению Стивена Колледжа. Автор повествует, как мертвое уже тело снял, а затем четвертовал и сжег палач по имени Кетч. Этот человек выделялся даже среди своих коллег излишней жестокостью, а иногда даже странной неуклюжестью. Например, известный бунтовщик лорд Уильям Рассел был казнен довольно неаккуратно. Палач даже вынужден был официально извиняться, объясняя это тем, что его отвлекли перед самым ударом. Да и смертник лег неудачно на плаху. История гласит, что Кетч часто наносил жертве болезненные, но не смертельные удары, заставляя мучиться. То ли палач действительно был неловким, то ли являлся изощренным садистом. Последний вариант казался простому люду наиболее правдивым. В итоге 15 июля 1685 года Джеймс Скотт, герцог Монмутский, заплатил своему палачу 6 гиней, чтобы тот качественно его казнил. После действа Кетчу гарантировалось дополнительное вознаграждение. Однако Джон сплоховал - даже за три удара он не сумел отделить голову. Толпа взбесилась, на что палач вообще ответил отказом продолжать начатое. Шериф заставил Кетча завершить казнь и еще два удара окончательно убили несчастного бунтовщика. Но и после этого голова осталась на теле, пришлось палачу отрезать ее ножом. Такая жестокость и непрофессионализм возмутили многочисленных зрителей - с плахи Кетча уводили под охраной. Скончался жестокий палач в 1686 году, а его имя стало нарицательным для обозначения людей такой профессии. Имя Кетча упоминалось многими писателями, в том числе самим Диккенсом.

Джованни Бугатти (1780-1865). Этот человек всю свою жизнь посвятил такой неблагородной профессии. Как оказалось, был свой палач и у Папской области. Бугатти проработал на этой должности с 1796 по 1865 год, получив даже прозвище «Мастер Правосудия». Уже в глубокой старости палача отправил на пенсию Папа Римский Пий IX, назначив ежемесячную пенсию в 30 скудо. Бугатти назвал совершаемые им казни свершением правосудия, самих же своих осужденных - пациентами. С 1796 по 1810 годы палач убивал людей топором, деревянным молотом или с помощью виселицы. Во Франции в те годы стала популярна гильотина, это средство пришло и в Папскую область. Палач быстро освоил новое орудие убийства. При этом используемая гильотина было необычной - ее лезвие было прямым, а не скошенным, как во Франции. В истории остался даже образ Бугатти - это был полный и невысокий человек, хорошо одетый, бездетный, но женатый. Помимо своей службы Джованни вместе с супругой продавал разрисованные зонты и другие сувениры для туристов. Дом палача находился на узкой улочке районе Трастевере, на западном берегу Тибра. Бугатти мог покидать это место исключительно по работе. Придумана такая мера была исключительно для его защиты, если вдруг родственники казненных захотят отомстить палачу. Именно поэтому появление Бугатти на мосту Святого ангела, который отделял его район от основной части города, говорил Риму, что скоро состоится казнь и пора собираться посмотреть на это зрелище. Сегодня атрибуты знаменитого палача - его топоры, гильотина и забрызганная кровью одежда можно увидеть в Музее криминологии в Виа-дель-Гонфалон.

Жюль Анри Дефурно (1877-1951). Этот человек происходил из старинного рода палачей, уходящего своими корнями в средневековье. Подобно другим французам этой профессии Дефурно использовал для своей работы гильотину. Первая казнь для палача состоялась в 1909 году, он выступал помощником Анатоля Дейблера. Когда тот умер в 1939 году, спеша на свою 401-ю казнь, Дефурно был назначен главным палачом страны. Именно Жюль Анри провел последнюю публичную казнь в стране 17 июня 1939 году. Тогда на бульварной площади в Версале был казнен серийный убийца Эжен Вейдман. Те события вошли в историю еще и потому, что их засняли на пленку из окон частной квартиры. Палач настоял, чтобы казнь состоялась днем. В это время около тюрьмы веселилась толпа, играла музыка, работали кафе. Все это убедило власти в том, что в дальнейшем преступников следует казнить за закрытыми дверями и подальше от глаз любопытных граждан. В годы Второй мировой войны палач работал на режим Виши, он вынужден был проводить казни коммунистов и членов движения Сопротивления. Дефурно пошел на это, а вот его помощники отказались. Имя палача связано с первым еще с XIX столетия обезглавливания женщины. В 1943 году была казнена подпольная акушерка Мария-Луиза Жиро, она же стала и последней официально умерщвленной государством женщиной. После войны палач настолько преисполнился страха за свои деяния, что вдарился в пьянство. Это даже стало причиной самоубийства сына. Так тяжелая профессия наложила отпечаток на личную жизнь человека. Дефурно проработал палачом практически до самой смерти, с трудом балансируя на грани безумия.

Клеман Анри Сансон. Династия парижских палачей Сансонов служила государству с 1688 года. Шарль Анри прославился казнью Людовика XVI и Марии Антуанетты, а также Дантона. Именно при нем во Франции появилась гильотина. А его сын казнил Робеспьера. Последним представителем династии стал Клеман Анри. Он получил свою должность в 1840 году, однако его карьера на этом посту продлилась всего 7 лет. Дело в том, что в те годы в Париже казней практически не было. А палач работал сдельно, так что его кровавая профессия денег ему не приносила. В итоге Клеман Анри наделал столько долгов, что даже заложил свой главный инструмент - гильотину. И как назло тут же поступил заказ государства на казнь. Однако ростовщик отказался без денег отдавать необычный залог. В итоге незадачливый палач был уволен. А ведь если бы не этот досадный случай, то профессиональная династия могла бы существовать еще сто лет - смертную казнь в стране отменили только в 1981 году. Когда во Франции появилась книга «Записки палача», то многие приписали ее создание именно Анри Сансону. Ведь книга повествовала о кровавой эпохе Французской Революции и о Шарле Анри Клемане, лично казнившем более двух тысяч человек. Однако через двадцать лет после публикации стало известно, что автором является на самом деле Оноре де Бальзак. У того обмана случилось продолжение. В 1863 году вышли другие «Записки палача», в 6 томах. Редактором значился все тот же Клеман Анри Сансон. Однако через 10 лет оказалось, что и это - подделка. Палача в начале 1860-х нашел один предприимчивый журналист, выкупив за 30 тысяч франков право печататься от его имени.

Йоганн Райхгарт (1893-1972). У этого немца в роду было много палачей. Только к середине XVIII века в семействе насчитывалось уже 8 поколений людей такой профессии. Карьера Райхгарта началась в 1924 года, он был палачом и при Веймарской республике, которая пыталась привить Германии демократию, и при Третьем Рейхе. Этот человек вел скрупулезные записи обо всех своих казнях, в итоге исследователи насчитали более трех тысяч человек. Большее их число приходится на 1939-1945 годы, когда палач убил 2876 человек. В последнее время войны основными клиентами Райхгарта стали политические заключенные и изменники. Через руки палача прошли студенты-антифашисты из организации «Белая Роза». Эта казнь, как и другие подобные ей, состоялась на гильотине Fallschwert. Эта невысокая конструкция являлась переработанным вариантом французского инструмента. У Райхгарта был довольно большой объем работы, тем не менее он четко следовал правил исполнения приговора. Палач носил традиционное для людей своей профессии одеяние - белую рубашку и перчатки, черный пиджак и бабочку, а также цилиндр. Долг службы бросал Райхгарта в разные места оккупированной немцами Европы, в том числе Австрию и Польшу. Чтобы лучше выполнять свою работу, палач даже запросил у правительства права превышать скорость во время своих переездов между местами казнями. Во время одной из такой поездок Райхгарт попал в окружение войск союзников и утопил свою передвижную гильотину в реке. После капитуляции Германии палачу не выдвинули никаких обвинений, оккупационные власти даже наняли Йоганна, чтобы тот помогал казнить главных нацистских преступников. Хотя Райхгарт и считается одним из самых результативных палачей, он стремился делать свою работу добросовестно и быстро, сведя страдания жертвы к минимуму. Палач видоизменил конструкцию гильотины, что сократило время казни до 3-4 секунд. Профессия сделала Йоганна одиноким человеком, окружающие сторонились его. Жена ушла от него, а сын покончил с собой. В 60-х годах Райхгарт призывал вернуть смертную казнь, утверждая, что лучше всего для этого подходит гильотина.

Франц Шмидт (1550-1635). Этот человек вошел в историю, как Мастер Франц. С 1573 по 1578 год он работал палачом в городе Бамберг, а затем его услугами вплоть до 1617 года пользовался Нюрнберг. Только оставив свою работу, Шмидт смог избавиться от клейма «нечестного». Так звали в те времена проституток, нищих и палачей. Позже в эту группу стали попадать пастухи, мельники и актеры. Неприятность состояла в том, что такое клеймо распространялось на всю семью, что осложняло вступление в гильдии или проведение нормальных похорон. Сам Мастер Франц оказался настоящим виртуозом своего дела. В те времена выносились самые различные приговоры. Палач убивал с помощью веревки и меча, ломаного колеса, сжигая и погружая в воду. Колесо предназначалось для самых отъявленных негодяев, на костре сжигали гомосексуалистов и фальшивомонетчиков. По судебным правилам Священной Римской империи, принятым в 1532 году погружением в воду казнили женщин-детоубийц. Однако сам Шмидт при поддержке духовенства добился замены такого вида казни на отсечение головы мечом. Всю свою карьеру палач вел дневник, в котором указывал наказания, совершенные им за годы работы. На страницах остались воспоминания о 361 казни и 345 наказаниях. Палач ведь еще и порол людей, а также отрезал уши и пальцы. Первые записи несут совсем мало информации, но с годами Шмидт стал разговорчивее, расписывая даже детали преступления осужденного. Дневник палача оказался уникальным документом с точки зрения как истории права, так и социальной истории. Оригинал до наших дней не сохранился, однако современное издание гласит о четырех рукописных копиях. Их сделали в XVII-XIX веках, сегодня они хранятся в библиотеках Бамберга и Нюрнберга. А впервые напечатали дневник Шмидта еще в 1801 году.

Уильям Колкрэфт (1800-1879). Официальное число казней этого палача неизвестно. Однако исследователи полагают, что было около 450 жертв, из них около 35 женщин. Одной из самых известных жертв являлся Франсуа Курвуазье, который ограбил, а затем убил своего хозяина-лорда. Казнь состоялась 6 июля 1840 года. Сам палач родился в провинциальном городке Баддоу, получил профессию сапожника. Подрабатывал Колкрэфт ночным сторожем. Продавая пироги с мясом около тюрьмы, он познакомился с палачом Джоном Фокстоном из тюрьмы Ньюгейт. Тот дал Уильяму работу, Колкрэфт начал за 10 шиллингов в неделю пороть несовершеннолетних преступников. Когда Фокстон скончался в 1829 году, его преемником официально назначили Колкрэфта. 13 апреля 1829 года всего через 9 дней после вступления в должность палач впервые казнил женщину, Эстер Хибнер. Преступница, которую пресса окрестила «Злостным монстром» заморив свою девочку-подмастерье голодом. Те события оказались настолько резонансными, что после приведения приговора в исполнение многолюдная толпа сканировала «Ура Колкрэфту!». Впервые с 1700-года была казнена семейная пара, Мэри и Фредерик Маннинг пострадали за убийство богатого любовника жены. Последняя публичная казнь состоялась 26 мая 1868 года, после чего согласно английским законам людей убивали в частном порядке. А чуть раньше палач провел последнюю публичную казнь женщины - 2 тысячи человек наблюдали, как 2-3 минуты приговоренная Фрэнсис Киддер билась в петле. Именно Колкрэфт стал первым, кто стал казнить в частном порядке. Карьера палача растянулась на 45 лет. Современники Колкрэфта вспоминают, что он был некомпетентен в своем деле. Историки предполагают, что затягивая казнь и мучения жертвы, палач просто развлекал публику, коей иногда собиралось до 30 тысяч человек. Колкрэфт порой раскачивался на ногах повещенных, а иногда даже залазил на плечи, стремясь сломать шею. В итоге палача принудительно отправили на пенсию за некомпетентность. Ему назначили пенсию в 25 шиллингов. К старости Уильям оказался угрюмым человеком с длинными волосами и бородой и потрепанной черной одежде.



error: Контент защищен !!