Янычары: элитные воины Османской империи. Янычары — их значение и роль в армии Османской империи Войско янычар

Янычары были элитными воинами Османской империи. Они охраняли самого султана, первыми вошли в Константинополь. К службе янычар готовили с раннего детства. Дисциплинированные, фанатичные и абсолютно преданные султану, они жили войной.

Армия рабов

У молодого Османского государства в начале XIV века возникла острая необходимость в качественной пехоте, поскольку захват крепостей методом осады был слишком долговременным и ресурсозатратным (осада Брусы длилась дольше 10 лет).

В османской армии того времени основной ударной силой была конница, малопригодная для штурмовой тактики. Пехота в армии была нерегулярной, нанималась только на время ведения войны. Конечно, уровень её подготовки и преданность султану оставляли желать лучшего.

Формировать отряды янычар из пленных христиан начал ещё султан Орхан, сын основателя империи Османа, но такая методика уже к середине XIV века начала давать сбои - пленных не хватало, к тому же они были ненадежны. Сын Орхана, Мурад I, в 1362 году изменил принцип отбора янычар - их стали набирать из детей христиан, захваченных в военных походах на Балканы.
Такая практика показывала большую результативность. К XVI веку она стала своеобразной повинностью, наложенной на христианские земли, прежде всего Албанию, Венгрию и Грецию. Она получила название "доля Султана" и заключалась в том, что каждого пятого мальчика в возрасте от пяти до четырнадцати лет специальная комиссия отбирала для службы в янычарском корпусе.

Брали не всех. Селекция основывалась на тогдашних представлениях о психофизиогномике. Во-первых, в янычары могли забирать только детей из знатных семей. Во-вторых, не брали слишком разговорчивых детей (вырастут упрямыми). Также не брали детей с нежными чертами лица (склонны к мятежу, и их не будут бояться враги). Не брали слишком высоких и слишком маленьких.

Не все дети были из христианских семей. В качестве привилегии могли брать детей из мусульманских семей Боснии, но, что важно, - славян.

Мальчикам приказывали забыть о своем прошлом, посвящали в ислам и отправляли на подготовку. С этого времени вся их жизнь была подчинена строжайшей дисциплине, а главной добродетелью была абсолютная слепая преданность султану и интересам империи.

Подготовка

Подготовка янычар была системной и продуманной. Мальчики-христиане, расставшиеся со своей прошлой жизнью, отправлялись в семьи турецких крестьян или ремесленников, служили гребцами на кораблях или становились помощниками мясников. На этом этапе новообращенные мусульмане постигали ислам, учили язык и привыкали к суровым лишениям. С ними нарочно не церемонились. Это была суровая школа физической и моральной закалки.

По прошествии нескольких лет, те, кто не сломился и выжил, зачислялись в подготовительный отряд янычар, так называемый ачеми оглан (русс. "неопытные юноши"). С этого времени их подготовка заключалась в освоении специальных военных навыков и тяжелой физической работе. Из юношей на этом этапе уже воспитывали преданных воинов ислама, которые беспрекословно исполняли все приказы командиров. Любые проявления свободомыслия или строптивости пресекались на корню. Была, впрочем, у молодых "кадетов" янычарского корпуса и своя отдушина. Во время мусульманских праздников они могли позволить себе проявление насилия против христиан и иудеев, к чему "старшие" относились скорее благодушно, чем критически.

Только в 25 лет самые физически крепкие из прошедших обучение в ачеми оглан, лучшие из лучших становились янычарами. Это нужно было заслужить. Те, кто по каким-либо причинам не проходил проверку, становился "отвергнутым" (тур. чикме) и не допускался к военной службе в корпусе.

Львы ислама

Как так случилось, что дети преимущественно из христианских семей становились фанатичными мусульманами, готовыми убивать своих бывших единоверцев, ставших для них "неверными"?

Само основание корпуса янычар была изначально спланировано по типу рыцарского религиозного ордена. Духовная основа идеологии янычар формировалась под влиянием дервишского ордена Бекташие. Даже сейчас в турецком языке слова "янычар" и "бекташие" часто употребляются в качестве синонимов. По легенде, даже головной убор янычар - шапка с прикрепленным сзади куском ткани, появилась благодаря тому, что глава дервишей Хачи Бекташ, благославляя воина, оторвал от своей одежды рукав, приложил его к голове неофита и сказал: "Пусть назовут этих солдат янычарами. Да будет их мужество всегда блистательным, их меч острым, их руки победоносными".

Почему именно орден бекташие стал духовным оплотом "нового войска"? Вероятнее всего, это связано с тем, что янычарам было удобнее практиковать ислам в этой упрощенной в плане обрядности форме. Бекташи освобождались от обязательных пятикратных молитв, от паломничества в Мекку и поста в месяц Рамазан. Для "львов ислама", живущих войной, это было удобно.

Одна семья

Жизнь янычар была строго декларирована ещё уставом Мурада I. Янычары не могли заводить семей, должны были избегать излишеств, соблюдать дисциплину, подчиняться начальству, соблюдать религиозные предписания.

Они жили в казармах (обычно расположенных неподалеку от дворца султана, поскольку его охрана была одной из основных их обязанностей), но их жизнь нельзя было назвать аскетичной. После трех лет службы янычары получали жалование, государство обеспечивало их питанием, одеждой и вооружением. Несоблюдение султаном обязательств по снабжению своего "нового войска" не раз приводило к янычарским бунтам.

Одним из главных символов янычар являлся казан. Он занимал такое важное место в жизни янычар, что европейцы даже принимали его за знамя османских воинов. В то время, когда корпус янычар дислоцировался в городе, раз в неделю, каждую пятницу, орта янычар шла со своим казаном к дворцу султана за пилафом (рис с бараниной). Эта традиция была обязательной и символичной. Если среди янычар было недовольство, они могли отказаться от пилафа и перевернуть котел, что служило сигналом к началу восстания.

С начала XVI века рекрутская система отбора янычар стала претерпевать серьезные изменения, в корпусах оказывалось все больше турок, произошел отход от принципа безбрачия, янычары начали обзаводиться семьями, которые требовали все больших и больших вложений.

Дети янычар получили право зачисления в орты с самого рождения, при этом они наделялись соответствующими льготами. Янычары стали превращаться в наследственный институт, со всеми вытекающими из этого плачевными последствиями.

Конечно, такое положение многих не устраивало. То и дело после мятежей устраивались показательные казни янычар, но кардинально вопрос не решался. Возник даже феномен "мертвых душ", когда в янычары кого только ни записывали, лишь бы получать дополнительный паек и льготы. Уничтожен же корпус был только в 1826 году султаном Махмудом II. Не зря его называли "турецким Петром I".

Янычары были элитными воинами Османской империи. Они охраняли самого султана, первыми вошли в Константинополь. К службе янычар готовили с раннего детства. Дисциплинированные, фанатичные и абсолютно преданные султану, они жили войной.

Армия рабов

У молодого Османского государства в начале XIV века возникла острая необходимость в качественной пехоте, поскольку захват крепостей методом осады был слишком долговременным и ресурсозатратным (осада Брусы длилась дольше 10 лет).

В османской армии того времени основной ударной силой была конница, малопригодная для штурмовой тактики. Пехота в армии была нерегулярной, нанималась только на время ведения войны. Конечно, уровень её подготовки и преданность султану оставляли желать лучшего.

Формировать отряды янычар из пленных христиан начал ещё султан Орхан, сын основателя империи Османа, но такая методика уже к середине XIV века начала давать сбои - пленных не хватало, к тому же они были ненадежны. Сын Орхана, Мурад I, в 1362 году изменил принцип отбора янычар - их стали набирать из детей христиан, захваченных в военных походах на Балканы.
Такая практика показывала большую результативность. К XVI веку она стала своеобразной повинностью, наложенной на христианские земли, прежде всего Албанию, Венгрию и Грецию. Она получила название "доля Султана" и заключалась в том, что каждого пятого мальчика в возрасте от пяти до четырнадцати лет специальная комиссия отбирала для службы в янычарском корпусе.

Брали не всех. Селекция основывалась на тогдашних представлениях о психофизиогномике. Во-первых, в янычары могли забирать только детей из знатных семей. Во-вторых, не брали слишком разговорчивых детей (вырастут упрямыми). Также не брали детей с нежными чертами лица (склонны к мятежу, и их не будут бояться враги). Не брали слишком высоких и слишком маленьких.

Не все дети были из христианских семей. В качестве привилегии могли брать детей из мусульманских семей Боснии, но, что важно, - славян.

Мальчикам приказывали забыть о своем прошлом, посвящали в ислам и отправляли на подготовку. С этого времени вся их жизнь была подчинена строжайшей дисциплине, а главной добродетелью была абсолютная слепая преданность султану и интересам империи.

Подготовка

Подготовка янычар была системной и продуманной. Мальчики-христиане, расставшиеся со своей прошлой жизнью, отправлялись в семьи турецких крестьян или ремесленников, служили гребцами на кораблях или становились помощниками мясников. На этом этапе новообращенные мусульмане постигали ислам, учили язык и привыкали к суровым лишениям. С ними нарочно не церемонились. Это была суровая школа физической и моральной закалки.

По прошествии нескольких лет, те, кто не сломился и выжил, зачислялись в подготовительный отряд янычар, так называемый ачеми оглан (русс. "неопытные юноши"). С этого времени их подготовка заключалась в освоении специальных военных навыков и тяжелой физической работе. Из юношей на этом этапе уже воспитывали преданных воинов ислама, которые беспрекословно исполняли все приказы командиров. Любые проявления свободомыслия или строптивости пресекались на корню. Была, впрочем, у молодых "кадетов" янычарского корпуса и своя отдушина. Во время мусульманских праздников они могли позволить себе проявление насилия против христиан и иудеев, к чему "старшие" относились скорее благодушно, чем критически.

Только в 25 лет самые физически крепкие из прошедших обучение в ачеми оглан, лучшие из лучших становились янычарами. Это нужно было заслужить. Те, кто по каким-либо причинам не проходил проверку, становился "отвергнутым" (тур. чикме) и не допускался к военной службе в корпусе.

Львы ислама

Как так случилось, что дети преимущественно из христианских семей становились фанатичными мусульманами, готовыми убивать своих бывших единоверцев, ставших для них "неверными"?

Само основание корпуса янычар была изначально спланировано по типу рыцарского религиозного ордена. Духовная основа идеологии янычар формировалась под влиянием дервишского ордена Бекташие. Даже сейчас в турецком языке слова "янычар" и "бекташие" часто употребляются в качестве синонимов. По легенде, даже головной убор янычар - шапка с прикрепленным сзади куском ткани, появилась благодаря тому, что глава дервишей Хачи Бекташ, благославляя воина, оторвал от своей одежды рукав, приложил его к голове неофита и сказал: "Пусть назовут этих солдат янычарами. Да будет их мужество всегда блистательным, их меч острым, их руки победоносными".

Почему именно орден бекташие стал духовным оплотом "нового войска"? Вероятнее всего, это связано с тем, что янычарам было удобнее практиковать ислам в этой упрощенной в плане обрядности форме. Бекташи освобождались от обязательных пятикратных молитв, от паломничества в Мекку и поста в месяц Рамазан. Для "львов ислама", живущих войной, это было удобно.

Одна семья

Жизнь янычар была строго декларирована ещё уставом Мурада I. Янычары не могли заводить семей, должны были избегать излишеств, соблюдать дисциплину, подчиняться начальству, соблюдать религиозные предписания.

Они жили в казармах (обычно расположенных неподалеку от дворца султана, поскольку его охрана была одной из основных их обязанностей), но их жизнь нельзя было назвать аскетичной. После трех лет службы янычары получали жалование, государство обеспечивало их питанием, одеждой и вооружением. Несоблюдение султаном обязательств по снабжению своего "нового войска" не раз приводило к янычарским бунтам.

Одним из главных символов янычар являлся казан. Он занимал такое важное место в жизни янычар, что европейцы даже принимали его за знамя османских воинов. В то время, когда корпус янычар дислоцировался в городе, раз в неделю, каждую пятницу, орта янычар шла со своим казаном к дворцу султана за пилафом (рис с бараниной). Эта традиция была обязательной и символичной. Если среди янычар было недовольство, они могли отказаться от пилафа и перевернуть котел, что служило сигналом к началу восстания.

Казан занимал центральное место и во время военных походов. Его обычно несли перед ортой, а на привале ставили в центр лагеря. Самым большим "фейлом" была потеря казана. В этом случае офицеры выгонялись из отряда, наказывали и рядовых янычар.

Интересно, что во время волнений провинившийся мог спрятаться под казаном. Только в этом случае его могли простить.

Распад

Привелегированное положение янычар, постоянное увеличение их численности, а также отход от базовых установок корпуса привел в итоге к его деградации. К концу XVI века численность янычар достигла 90 тысяч, из элитного военного соединения они превратились во влиятельную политическую силу, которая подтачивала империю изнутри, устраивала заговоры и мятежи.

С начала XVI века рекрутская система отбора янычар стала претерпевать серьезные изменения, в корпусах оказывалось все больше турок, произошел отход от принципа безбрачия, янычары начали обзаводиться семьями, которые требовали все больших и больших вложений.

Представления современного европейца об Османской империи, как правило, носят характер набора смутных образов, почерпнутых из старинных романов и их экранизаций. Гаремы, одалиски, и, конечно же, знаменитые турецкие янычары. Нашим согражданам также известно, что последние не испытывали жалости ни к кому, так говорил герой знаменитых романов И. Ильфа и Е. Петрова Остап Бендер. Он себя называл сыном турецкоподданного, но, учитывая авантюрный характер персонажа. это утверждение вполне можно поставить под сомнение. Так кем же были эти страшные воины, составлявшие оплот и элиту султанового воинства?

Эмир Орхан и его новое воинство

Считается, что войско янычар было создано во второй половине османским султаном Мурадом Первым как особый род вооруженных сил, или, выражаясь современным языком, спецназ. Но этому событию предшествовала некая предыстория, относящаяся к 20-м годам того же столетия.

Ничего в военном деле не предпринимается просто так, из прихоти. Побудительным мотивом для создания особого корпуса стала низкая дисциплина в войсках эмира Орхана, который в 1326 году сумел занять город Бурсу, потеснив Византийскую империю. Победа была достигнута, но как истинный полководец, Орхан проанализировал причины больших потерь и многих других неприятных моментов, возникавших в ходе сражения, и пришел к выводу, что турки воюют плохо, а успеху способствовала скорее еще худшая подготовка войск противника, чем доблесть и умение собственной армии. Нужна была реформа, требовался новый тип воина. Отсюда и название («yeni» - новая, «ceri» - рать). Таким образом, история янычар начинается в двадцатые годы XIV века, а родоначальником турецкого спецназа по праву считается эмир Орхан.

Почему турки не подходили

Любые войска специального назначения комплектуются отборными солдатами. Во времена султанов и эмиров граждане Османской империи были людьми свободными и зажиточными, обилие захваченных ранее территорий, эксплуатация и грабежи населения оккупированных областей Балкан создавали условия для достаточно сытной и вольготной жизни, действующей расслабляюще. Турки воевать не очень желали, героически гибнуть не стремились, и уж тем более трудно было говорить о необходимом применении жестоких мер по отношению к соплеменникам в случае бунтов или иных народных волнений. И Орхан обратился к мировому опыту. Ему нужны были послушные рабы, преданные и беспощадные. Если турки таковыми быть не могут, значит, следует набирать нукеров из иностранцев. Такими были персидские телохранители IX века и гвардейцы древних индийских раджей.

Азабы-холостяки

Первой попыткой создания карательного спецназа было формирование корпуса азабов, укомплектованного взятыми в плен христианами из Болгарии, Албании, Сербии и других занятых османскими войсками территорий. Воины становились под вражеские знамена в добровольно-принудительном порядке, под страхом смерти. Жениться им запрещали, поэтому их и называли азабами (по-турецки - холостяками).

Из дальнейшей истории, в том числе и новейшей, известно, что подразделения, набранные из коллаборационистов, не отличаются высокой боеспособностью. В лучшем случае их можно использовать в качестве вспомогательной оккупационной полиции, но доверять ответственные участки фронта никак нельзя, они или побегут, или тут же переметнуться на сторону своих соплеменников, покаются, и, скорее всего, будут прощены.

Орхан рассудил мудро. Взрослые пленники не годятся. Османские янычары (новые воины) не должны помнить родства, забыть отца и мать, тогда они будут бесконечно преданы империи ему лично. Их нужно вырастить и воспитать. Кто для этого требуется? Дети!

Подготовка и обучение

На жителей захваченных Османской империей земель в 30-е годы XIV века, помимо обычных налогов и податей, возложили еще одну повинность, пожалуй, самую страшную. Самых крепких и смекалистых мальчишек 12-16 лет отбирали у родителей и везли в Турцию. Теперь их ждала совсем другая, не крестьянская судьба.

Важность идеологической подготовки была осознана военным руководством Османской империи. Будущие турецкие янычары получали новое имя, принимали ислам и проходили начальную адаптацию в семьях, где они осваивали турецкий язык в совершенстве, забывая попутно родную речь и культуру. Затем была военная школа.

Военная школа в Адрианополе

В возрасте 21 года подготовленный, воспитанный в духе преданности молодой человек прибывал в главное место дислокации корпуса янычар. Это был город Адрианополь, здесь же проходила церемония присяги. Принимали клятву верности дервиши, выполнявшие функции духовников и политруков одновременно.

Подготовка аджеми (новичков) включала уроки фехтования, стрельбы, тактических навыков. Занятия проводились по групповой системе, учебное подразделение составляли от 10 до 15 курсантов, будущих янычар. обучение продолжалось шесть лет.

Но муштрой дело не ограничивалось.

Настоящий воин должен знать не только военное дело. Широкий кругозор и развитый интеллект - вот качества, которыми должен обладать истинный янычар. Это дает возможность принимать нестандартные решения в критической обстановке. Знание Корана приближает воина к Аллаху, поэтому теология была в военной школе одним из самых важных предметов. Отдельным важным предметом было и христианское богоучение. Занятия по правоведению, литературе и иностранным языкам также входили в программу интенсивного обучения.

Дисциплина

В средневековой Европе люди служивые любили проводить досуг в пирушках и кутежах. Жизнь солдата в эпоху постоянных войн и государственных переделов была, как правило, недолгой, и будущим жертвам войны хотелось взять свое еще на земле, пока душа не отлетела в рай. Европейские путешественники, видевшие адрианопольские казармы, место обучения «нового войска», удивлялись суровым условиям содержания янычар. Это было непривычно, курсанты, всегда невозмутимо-спокойные, проводили все время, за исключением разве что сна, в муштре и учебе. О картах или игральных костях они даже не слышали, алкогольные возлияния составляли религиозное табу. Железная дисциплина, стоическое терпение и аскетическая простота быта - вот те условия, в которых воспитывается настоящий воин. На основе рассказов габсбургского посланника фон Бусбека, бывавшего в Истанбуле, в Европе даже возник миф о непобедимости Османской империи.

Обычаи, традиции и униформа

Помимо обета безбрачия, действовавшего до 1556 года, были и другие запреты, например, на ношение бороды, ее мог отпустить только офицер - командир янычар. В каждом подразделении, называемом арком, традиционно был котел (казан), из которого личный состав ел приготовленную самостоятельно пищу. Он считался своеобразным символом и амулетом и содержался в образцовой чистоте. Признаком недовольства или бунта (они случались) был перевернутый казан. Униформа менялась из века в век, но по своей сути корпус янычар представлял собой пехотные войска, экипированные легкими латами. В одежде турецкого спецназа и запорожских казаков было много общего. благодаря своему свободному покрою не сковывали движений в бою, а «бёрк» (шапка со шлыком) набивалась конским волосом и служила защитой головы, наподобие шлема. Булава и кривая сабля янычара довершали воинственный облик.

Реформы

Столь хорошо подготовленное в военном отношении и высокоинтеллектуальное сословие не могло долго мириться с отведенной ему ролью слепого орудия в руках султана. Хитрость в сочетании с силой побуждает несправедливо униженного бороться за власть. Командир янычар, пользуясь привилегиями, при каждом удобном случае оттеснял от выполнения полномочий султанских наместников, выражая претензии на большие свободы и полномочия.

В XVI веке казавшиеся нерушимыми традиции претерпевают изменения, в корпус избранных слуг монарха начинают принимать этнических турок. Несмотря на скромное жалование, выплачиваемое раз в 3-4 месяца, служба в войсках особого назначения считается престижной. Этому способствует высокое качество образования и растущее социальное влияние «новых солдат». К тому же, при выходе в отставку по выслуге лет янычары получали неограниченные карьерные возможности. За прием в их ряды своего отпрыска турецкие родители нередко давали солидный «бакшиш», иным словом, взятку.

Такое положение продолжаться долго не могло.

Конец эпохи янычаров

Среди людей, интересующихся историей, до сих пор нет единого ответа на вопрос: «Были ли янычары предателями?» Однако, рассуждая логически, можно прийти к выводу о том, что обвинять в измене можно лишь тех, кто сознательно и в зрелом возрасте перешел на сторону врага и сделал это для получения каких-то личных выгод. Детям, отнятым у родителей, в течение долгих лет «промывали мозги», им внушали мысль о справедливости власти султана, их «отца». Следует отдать должное османскому владыке, он и в самом деле относился к своим личным гвардейцам-телохранителям, особо доверенным карателям, элитным воинам и полицейским по совместительству, как к собственным детям. Сабля янычара три века безотказно обрушивалась на головы непокорных независимо от того, были ли они чужеземцами или турками. Но в XIX столетии проверенный инструмент начал давать сбои.

Летом 1826 года янычарский корпус восстал против новых законов, принятых султаном Махмудом Вторым. Толпа вооруженных «башибузуков» пыталась взять штурмом резиденцию владыки в Стамбуле. Мятеж был беспощадно подавлен, корпус янычаров расформирован, а сами они почти все истреблены.

В заметках историков, описывающих Оттоманскую империю, довольно часто упоминается «армия в армии» - специальные войска, подчинявшиеся непосредственно султану. Кто такие янычары, как образовался такой вид войск, можно узнать из этой статьи.

Экскурс в историю

Янычары известны с середины 14 века, когда властью султана Мурада I были организованы подразделения турецкой элитной пехоты. Значение слова «янычары» - "новое войско" (в переводе с турецкого). Сначала их ряды формировались из пленных христианских подростков и юношей. Несмотря на строгое, а иногда и фанатичное турецкое воспитание, будущим воинам оставляли христианские имена. Янычаров растили отдельно от других детей, прививая боевые навыки и фанатичную верность султану. В 16 веке янычарами могли становиться и юноши турецкого происхождения. Из претендентов отбирались самые сильные, выносливые и ловкие подростки от 8 до 12 лет.

Избранные жили в казармах, их обучение проходило в особо жестких условиях. Бойцы делились на роты, ели из общего котла и назывались друзьями ордена дервишей. Им запрещалось вступать в браки, их семьей была родная рота (орта), символом которой считался котел.

О том, кто такие янычары, лучше всего сказал известный историк 19 века Т.Н. Грановский. В его работах упоминается, что турецкий султан обладал самой эффективной пехотой в мире, но состав ее был довольно странным: «Янычары выигрывали все великие битвы, при Варне, при Косове…» Именно благодаря их отваге и доблести был взят Константинополь. Таким образом, турецкий правитель завоевывал новые территории и укреплял свое могущество благодаря воинам, имевшим христианское происхождение.

Лучшие из лучших

Янычары наделялись рядом привилегий. Начиная с 16 века они имели право заводить семью, заниматься различными ремеслами и торговлей в невоенное время. Особо отличившиеся воины награждались лично султаном. В числе даров были драгоценности, оружие и щедрое жалованье. Командиры янычарских рот в течение многих лет занимали высшие военные и гражданские должности турецкой империи. Гарнизоны-оджаки янычаров располагались не только в Стамбуле, но и во всех крупных городах турецкого государства. К середине 16 века янычары перестают принимать в свои ряды чужаков. Их звание передается по наследству. А янычарская гвардия становится замкнутой общественно-политической кастой. Эта внутренняя, достаточно независимая сила участвовала в политических интригах, возводила и низвергала султанов и играла огромную роль во внутренней политике страны.

Форма янычаров

О том, кто такие янычары и каково их место среди других видов турецких войск, свидетельствуют высокие шапки, украшенные спереди большой медной бляхой - кече. По бокам такой шапки пришивались деревянные палочки, которые придавали ей устойчивое положение. Позади этого головного убора свисал длинный суконный шлык, доходивший до пояса бойца. Длинный шлык символизировал рукав главного дервиша, под благословением которого находились янычары. Цвет шапки соответствовал цвету кафтана (жупана), который носил воин.

Верхняя одежда янычара состояла из длинного теплого плаща, называвшегося керея. Поначалу установленного цвета кереи не было, но к началу 18 века плащ янычара в большинстве случаев имел красный цвет. Под керею надевался суконный кафтан, обычно белый, с длинными широкими рукавами. По бокам жупан имел длинные разрезы, позволявшие янычару свободно передвигаться в бою. А внизу этот предмет одежды был расшит шнурами, которые были такого же цвета, как и керея. Кафтан украшала перевязь для сабли и широкий кожаный пояс.

Под цвет кереи были и шаровары - длинные и широкие. Обычно они покрывали верхнюю часть сапога до половины.

Военные оркестры

Хоругви имели и свои собственные оркестры, и свою музыку. Такие оркестры назывались янычарскими капеллами. Главным отличием такой капеллы был барабан - в два раза больше, чем в оркестрах других пехотных полков. В капелле участвовало шесть и более музыкантов, иначе называемых сурмачами. Современники описывают янычарскую музыку как «варварскую» и «ужасную».

Конец янычаров

Белорусские янычары прекратили свое существования после поражения Станислава Радзивилла. После ряда военных неудач он отступил за границу. А его личная армия была распущена, также был демобилизован и янычарский отряд.

Более трагическая участь ждала их турецких собратьев. В Оттоманской империи все знали, кто такие янычары. В отличие от Речи Посполитой эти воины не принадлежали к личной гвардии султана, а существовали как закрытая военная каста, вплоть до 1826 года. Тогда турецким султаном Махмудом II был издан приказ об уничтожении янычаров. Так как в открытом бою шансы победить опытных воинов были ничтожны, султан пошел на хитрость. Более 30 тыс. человек заманили в ловушку на Ипподром и расстреляли из пушек картечью. Так закончилась эра янычаров, и ушло в прошлое их военное искусство.

Практически все великие державы имели свои военные сословия, особые войска. В Османской империи это были янычары, в России - казаки. В основу организации корпуса янычар (от «ени чери» - «новое войско») легли две основные идеи: государство брало на себя всё содержание янычар, чтобы они могли все время посвящать боевой подготовке, не снижая боевых качеств в обычное время; создать профессионального воина, объединенного в военно-религиозное братство, вроде рыцарских орденов Запада. Кроме того, султанская власть нуждалась в военной опоре, преданной только верховной власти и никому более.

Создание корпуса янычар стало возможным благодаря успешным захватническим войнам, которые вели османы, что привело к накоплению у султанов больших богатств. Появление янычар связано с именем Мурада I (1359-1389), который первым принял титул султана и совершил ряд крупных завоеваний в Малой Азии и на Балканском полуострове, оформив создание Османской империи. При Мураде начали формировать «новое войско», которое впоследствии стало ударной силой турецкой армии и своего рода личной гвардией османских султанов. Янычары подчинялись лично султану, получали жалованье из казны и с самого начала стали привилегированной частью турецкой армии. Подчинение лично султану символизировал «бёрк» (он же «юскюф») - своеобразный головной убор «новых воинов», выполненный в виде рукава султанского халата, - мол, янычары находятся под рукой султана. Командир янычарского корпуса входил в число высших сановников империи.

Снабженческая идея видна во всей организации янычар. Низшей ячейкой в организации было отделение - 10 человек, объединенных общим котлом и общей вьючной лошадью. 8-12 отделений формировали оду (роту), имевшую большой ротный котел. В XIV столетии насчитывалось 66 од янычар (5 тыс. человек), а затем число «од» возросло до 200. Командир оды (роты) именовался чорбаджи-баши, т. е. раздатчиком супа; другие офицеры имели звание «главный повар» (ашдши-баши) и «водонос» (сака-баши). Название роты - ода - обозначала общую казарму - спальню; ещё подразделение называли «орта», т. е. стадо. По пятницам ротный котел посылался на кухню султана, где для воинов Аллаха приготовлялся пилав (плов, блюдо, в основе которого рис и мясо). Вместо кокарды, янычары втыкали спереди в свою белую войлочную шапку деревянную ложку. В позднейший период, когда корпус янычар уже разложился, митинги происходили вокруг войсковой святыни - ротного котла, и отказ янычар вкусить привезенный из дворца пилав считался опаснейшей мятежной приметой - демонстрацией.

Забота о воспитании духа была вверена суфийскому ордену дервишей «бекташи». Его основал Хаджи Бекташ в XIII веке. Все янычары были приписаны к ордену. В 94-ю орта символически зачисляли шейхов (баба) братства. Поэтому в турецких документах янычар часто называли «товарищество Бекташа», а янычарских же командиров «ага бекташи». Этот орден допускал определённые вольности, вроде употребления вина и содержал элементы немусульманских практик. Учение Бекташи упрощало основные постулаты и требования ислама. К примеру, делало необязательной пятиразовую ежедневную молитву. Что было вполне разумно - для армии в походе, да еще во время военных действий, когда от скорости маневра и движения зависел успех, такие задержки могли стать фатальными.

Казарма становилась своего рода монастырем. Орден дервишей был единственным просветителем и учителем янычар. Монахи-дервиши в янычарских частях играли роль войсковых капелланов, а также несли обязанность по увеселению воинов пением и шутовством. Янычары не имели родных, для них султан был единственным отцом и его приказ был священен. Они были обязаны заниматься только военным ремеслом (в период разложения ситуация в корне изменилась), в жизни довольствоваться военной добычей, а после смерти надеяться на рай, вход в который открывала «священная война».

Сначала корпус формировался из пленных христианских подростков и юношей 12-16 лет. Кроме того, агенты султана покупали на рынках молодых рабов. Позже за счет «налога кровью» (система девширме, то есть «набора детей подданных»). Им облагали христианское население Османской империи. Его суть была в том, что из христианской общины в рабы султана брался каждый пятый неполовозрелый мальчик. Интересен тот факт, что османы просто заимствовали опыт Византийской империи. Греческие власти, испытывая большую потребность в солдатах, периодически проводили принудительную мобилизацию в районах, населенных славянами и албанцами, забирая каждого пятого юношу.

Первоначально это был очень тяжелый и позорный налог для христиан империи. Ведь эти мальчики, как знали их родители, в будущем становились страшными врагами христианского мира. Хорошо обученные и фанатичные воины, которые были по происхождению христианами и славянами (в основном). При этом стоит отметить, что «рабы султана» не имели ничего общего с обычными рабами. Это не были невольники в цепях, которые выполняли тяжелые и грязные работы. Янычары могли достичь самых высоких постов в империи в администрации, в военных или полицейских формированиях. В более позднее время, к концу XVII века, корпус янычар уже формировался уже преимущественно по наследственному, сословному принципу. А богатые турецкие семьи платили большие деньги, чтобы их детей приняли в корпус, так как там можно было получить хорошее образование и сделать карьеру.

Несколько лет дети, насильно оторванные от родительского дома, проводили в турецких семьях, что заставить забыть дом, семью, родину, семью, изучить основы ислама. Затем юноша поступал в институт «неопытных мальчиков» и здесь развивался физически и воспитывался духовно. Там они служили 7-8 лет. Своего рода это была смесь кадетского корпуса, военной «учебки», стройбата и духовного училища. Преданность исламу и султану являлось целью этого воспитания. Будущие воины султана изучали богословие, каллиграфию, право, литературу, языки, разные науки и, конечно же, военное дело. В свободное от учебы время учеников использовали на строительных работах - главным образом на возведении и ремонте многочисленных крепостей и укреплений. Янычар не имел права жениться (брак был запрещён до 1566 г.), был обязан жить в казарме, молча исполнять все распоряжения старшего, а в случае наложения на него дисциплинарного взыскания, должен был, в знак покорности, поцеловать руку наложившего взыскание.

Система девширме возникла уже после формирования самого янычарского корпуса. Её развитие затормозилось во время смуты, наступившей после вторжения Тамерлана. В 1402 г. в битве при Анкаре янычарские и другие подразделения султана были практически полностью уничтожены. Мурад II в 1438 г. возродил систему девширме. Мехмед II Завоеватель увеличил число янычар и повысил им жалованье. Янычары стали ядром османской армии. В более поздние времена многие семьи сами стали отдавать детей, чтобы они получили хорошее образование и сделали карьеру.

Главным янычар долгое время был лук, во владении которым они достигали большого совершенства. Янычары были пешими лучниками, отличными стрелками. Кроме лука, они имели на вооружении сабли и ятаганы, другое холодное оружие. Позднее янычары были вооружены огнестрельным оружием. В результате янычары сначала были легкой пехотой, почти не имея тяжелого вооружения и доспехов. С серьёзным противником они предпочитали вести оборонительный бой на укрепленной позиции, защищенной рвом и легкими препятствиями, поставленными в круг обозными телегами («табор»). При этом в начальный период развития они отличались высокой дисциплиной, организованностью и боевым духом. На сильной позиции янычары были готовы противостоять самому серьёзному врагу. Халкондил, греческий историк начала XV в., будучи непосредственным свидетелем действий янычар, приписывал успехи турок их строгой дисциплине, прекрасному снабжению, заботе о поддержании путей сообщения. Он отмечал хорошую организацию лагерей и вспомогательных служб, а также большое количество вьючных животных.

Янычары имели много общего с другими военными сословиями, в частности, с казаками. Общей была их суть - активная защита своей цивилизации, родины. При этом эти сословия имели определенную мистическую направленность. У янычар это была связь с суфийским орденом дервишей. И у казаков, и у янычар основной его «семьей» были боевые побратимы. Как казаки в куренях и станицах, так и янычары жили все вместе в больших монастырях-казармах. Ели янычары из одного котла. Последний у них почитался, как святыня и символ их военной части. У казаков казаны стояли на самом почетном месте и были всегда надраены до блеска. Они тоже играли роль символа воинского единства. Первоначально у казаков и янычар схожим было отношение к женщинам. Воины, как и в монашеских орденах Запада, не имели права жениться. Казаки, как известно, женщин на Сечь не пускали.

В военном отношении казаки и янычары были легкой, мобильной частью армии. Они старались брать маневром, внезапностью. В обороне те и другие успешно использовали кольцевое оборонительное построение из обозных телег - «табор», рыли рвы, строили частоколы, препятствия из кольев. Казаки и янычары предпочитали луки, сабли, ножи.

Существенной особенностью янычар было отношение к власти. Для янычар султан был неоспоримым лидером, отцом. Казачество же в период создания империи Романовых часто исходило из своих корпоративных интересов и время от времени воевало против центральной власти. При этом их выступления были очень серьёзными. Казаки выступали против центра и во времена Смуты, и во время Петра I. Последнее крупное выступление произошло во времена Екатерины Великой. Казаки долгое время сохраняли свою внутреннюю автономию. Только в поздний период они стали безусловными слугами «царя-батюшки», в том числе и в деле подавления выступления других сословий.

У янычар эволюция пошла в другом направлении. Если первоначально они были самыми преданными слугами султана, то в поздний период сообразили, что «своя рубашка ближе к телу» и после уже не правители указывали янычарам, что делать, а наоборот. Они стали походить на римских гвардейцев-преторианцев и разделили их судьбу. Так, Константин Великий совершенно уничтожил преторианскую гвардию, и разрушил преторианский лагерь как «постоянное гнездо мятежей и разврата». Янычарская верхушка превратилась в касту «избранных», которая стала смещать султанов по своей воле. Янычары превратились в мощную военно-политическую силу, грозу престола и вечных и непременных участников дворцовых переворотов. Кроме того, янычары утратили своё военное значение. Они стали заниматься торговлей и ремеслом, забыв о военном деле. Ранее могучий корпус янычар утратил реальную боеспособность, став слабоуправляемым, но до зубов вооруженным сборищем, которое угрожало верховной власти и отстаивало только свои корпоративные интересы.

Поэтому в 1826 г. корпус был уничтожен. Султан Махмуд II начал военную реформу, преобразуя армию по европейскому образцу. В ответ столичные янычары подняли мятеж. Восстание подавили, казармы были разрушены артиллерией. Зачинщики бунта были казнены, их имущество конфисковано султаном, а молодые янычары изгнаны или арестованы, часть поступила в новую армию. Суфийский орден, идейное ядро организации янычаров, также был распущен, а многие его последователи казнены или изгнаны. Уцелевшие янычары занялись ремеслом и торговлей.

Интересно, что янычары и казаки даже внешне походили друг на друга. Видимо, это было общее наследие военных сословий ведущих народов Евразии (индоевропейцев-арийцев и тюрков). Кроме того, не стоит забывать, что янычары первоначально преимущественно тоже были славянами, пусть и балканскими. Янычары, в отличие от этнических турок, брили бороду и отращивали длинные усы, как у запорожцев. Янычары и казаки носили шаровары, похожие на янычарский «бёрк» и традиционную запорожскую шапку со шлыком. У янычар, как у казаков, те же символы власти - бунчуки и булавы.



error: Контент защищен !!