Ненаучное знание может существовать во многих формах. В чем сходства и различия научного и ненаучного познания

Наряду с научным, существуют также и различные виды ненаучного познания. Оно не укладывается в стро­гие рамки научного мышления, его язык, стиль и мето­ды. В принципе, ненаучное познание доступно всякому мыслящему человеку. Оно обладает специфическими осо­бенностями и функциями в общественной жизни. Много­образие форм и способов познания мира свидетельствует о неисчерпаемом богатстве интеллектуальной и духов­ной культуры человека, о совершенстве его способностей и огромном потенциале возможностей и перспектив. Бла­годаря различным способам познания окружающий мир можно воспринимать по-разному: не только глазами и умом ученого, но и сердцем верующего человека, чувст­вами и ухом музыканта. Его можно постигать глазами художника и скульптора, да и просто с позиций рядово­го человека.

Кроме научного существует еще и обыденное позна­ние. Иногда его называют «повседневным», «житейским» мышлением. В нем отражаются ближайшие, непосредст­венные условия существования людей - природная сре­да, быт, экономические и иные процессы, в которые каж­дый человек включен каждодневно. Ядром обыденного познания является называемый здравый смысл, вклю­чающий элементарные верные сведения о мире. Они по­лучаются человеком в ходе своей повседневной жизни и служат целям ориентации в мире и его практического освоения. Известно, например, что человеку необходимо знать о том, что вода при нагревании до 100 градусов закипает, что к оголенному электропроводнику притра­гиваться небезопасно и т.д.

Этот вид познания включает в себя не только про­стейшие знания о внешнем мире, но и убеждения и идеа­лы человека, фольклор как кристаллизацию опыта по­знания мира. Обыденное познание «схватывает» про­стейшие, лежащие на поверхности связи бытия: если птицы стали летать низко над землей - значит быть дождю; если в лесу много красной рябины - то к хо­лодной зиме и т.д. Однако в рамках повседневного по­знания люди в состоянии приходить и к глубоким обоб­щениям и выводам, которые касаются отношения к дру­гим социальным группам, к политическому строю, к го­сударству и т.д.

Обыденное познание, особенно современного челове­ка, включает в себя и элементы научных знаний. Однако оно развивается стихийно, и поэтому соединяет в себе не только здравый смысл, но и предрассудки, верования, мистику и т.п.

Мифологическое познание возникло в древнейшие времена как сознание рода, когда еще не было индивиду­ального человека. То была как бы заря человеческого бытия, когда человек еще жил в дремотном состоянии и трезвый день самосознания еще не наступил. Миф есть в основном эмоционально-образное восприятие мира, ска­зание, легенда и предание. В нем имеет место очеловечи­вание сил внешней природы, над которыми человек еще не властен и которые ему непонятны и даже враждебны. Первобытный миф был верой в сверхъестественное, в бо­гов как всемогущих и бессмертных, но все же земных существ. Мир - это арена деятельности и соперничества богов, а человек есть преимущественно зритель их по­единков и пиршеств.

Из древней мифологии до нас дошли наивные пред­ставления о том, как мир возникал из темного Хаоса, как рождались Земля и Небо, Ночь и Мрак, как появились первые живые существа - боги и люди. Сохранились сказания о всемогущем Зевсе и титане Океане, о храни­теле подземного царства Тартаре, о златокудром Апол­лоне, о могучей Афине и других божествах. Сохрани­лось и предание о Прометее, который похитил у богов огонь и подарил его людям, но был в наказание за это прикован к скале и обречен на тяжелые муки.

Мифологический способ мышления оказался весьма живуч и проявил себя в многочисленных социальных мифах. Примером этого может быть и миф о коммуниз­ме, выразивший древнюю мечту человечества о «золотом веке» как обществе равенства и социальной справедли­вости. Элементы мифотворчества имеют место и в созна­нии современного российского общества. Это обусловле­но острыми социально-экономическими проблемами и ес­тественным стремлением людей найти быстрые и менее болезненные пути и способы решения этих проблем.

Древние мифы оставили не только сам образный стиль мышления и эмоционально окрашенное мировосприятие. Они дали богатую пищу для искусства, для последующе­го развития религиозного мышления.

Религиозное познание представляет собой мышление догмами и включает в себя сложный комплекс представ­лений о мире. В основе религии лежит вера в сверхъесте­ственное - в Бога как творца мира. Религиозное мыш­ление основано на обладающих якобы безусловной ис­тинностью догмах. В христианстве основной догмой яв­ляется положение о присутствии божественного в зем­ном, о сотворении всего Богом. По сути дела, религиоз­ное познание - это богопознание. В его рамках сфор­мировалась религиозная картина, которая наложила ог­ромный отпечаток на мировоззрение людей и духовную культуру человечества. С позиций науки, религия есть, по выражению А.Уайтхеда, «полет за недостижимым», за призрачным. Однако религию было бы совершенно несправедливым рассматривать всего лишь как воплоще­ние некоей глупости и невежества. Религия - это одна из важнейших форм духовного опыта человечества, в которой воплощены искания людей иного, более чело­вечного мира, нежели этот земной мир.

Религия и мифология как формы духовного освоения мира очень близки. Они возникли как выражение сла­бости человека и поэтому содержат в себе вымысел, фан­тазию. Однако религия в познании мира и объяснении его причин и оснований выходит за пределы этого зем­ного мира. Она мысленно создает мир сверхъестественно­го и объясняет с этой позиции развитие природы, обще­ства и человека. В религии имеет место рациональное мышление, используемое для обоснования идеи бытия Бога в мире. Напротив, мифология - это, по словам К.Маркса, «бессознательно-художественная» переработ­ка явлений внешнего мира и общественной жизни.

Художественное познание также есть одно из прояв­лений ненаучного постижения мира человеком. Оно пред­ставляет собой «мышление образами» (В.Г.Белинский), воплощенное в различных формах искусства. Художест­венный образ является в данном случае основным сред­ством познания мира. Назначение же искусства состоит в том, чтобы выражать эстетическое отношение человека к миру, открывать в нем гармонию и красоту. Художест­венное познание в искусстве осуществляется с помощью таких понятий, как прекрасное и безобразное, комичес­кое и трагическое, возвышенное, низменное и т.д. Важ­нейшим видом искусства принято считать художествен­ную литературу. По мысли Л.М.Леонова, она есть «опе­режающая совесть общества», тончайший инструмент для постижения духовного мира человека. Неудивительно, что глубокое проникновение в этот мир и было достигну­то именно в художественной литературе - в произведе­ниях О.Бальзака, Ф.М.Достоевского и других писате­лей. Каждый вид искусства имеет на вооружении свои средства познания мира: звук в музыке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, рисунок в графике и т.д.


Похожая информация.


Если считать, что научное познание базируется на рациональности, необходимо понимать, что ненаучное или вненаучное познание – это не выдумка или фикция. Ненаучное познание так же, как и научное, производится в некоторых интеллектуальных сообществах в соответствии с определенными нормами и эталонами. Ненаучное и научное познание имеют собственные средства и источники познания. Как известно, множество форм ненаучного познания старше познания, которое признается научным. Например, алхимия намного старше химии, а астрология старше астрономии.

Научное и ненаучное познание имеют источники. Например, первое базируется на результатах опытов и наук. Его формой можно считать теорию. Законы науки вытекают в определенные гипотезы. Формами второго считают мифы, народную мудрость, здравый смысл и практическую деятельность. В некоторых случаях ненаучное познание также может базироваться на чувстве, которое ведет к так называемому откровению или метафизическому озарению. Примером ненаучного познания может стать вера. Ненаучное познание может осуществляться с помощью средств искусства, например, при создании художественного образа.

Отличия научного и ненаучного познания

Во-первых, главным отличием научного познания от ненаучного является объективность первого. Человек, который придерживается научных взглядов, понимает тот факт, что в мире все развивается независимо от тех или иных желаний. На такую ситуацию не могут повлиять авторитеты и частные мнения. В противном случае мир мог бы оказаться в хаосе и вряд ли вообще существовал.

Во-вторых, научное познание в отличие от ненаучного направлено на результат в будущем. Научные плоды в отличие от ненаучных не всегда могут дать быстрые результаты. Многие теории перед открытием подвергаются сомнениям и гонениям со стороны тех, кто не хочет признавать объективность явлений. Может пройти достаточное количество времени, пока научное открытие в отличие от ненаучного будет признано состоявшимся. Ярким примером может стать открытия Галилея Галилео или Коперника относительно движения Земли и строения солнечной Галактики.

Научное и ненаучное познание всегда находятся в противоборстве, что обуславливает еще одно отличие. Научное познание всегда проходит следующие этапы: наблюдение и классификация, эксперимент и объяснение естественных явлений. Ненаучному познанию все это не присуще.

Вненаучное знание – информация, которую человек приобретает в процессе познания мира ненаучными методами. Все представления об окружающей действительности, которые выходят за рамки науки, относятся к категории ненаучного знания.

Научное и ненаучное познание, которые представляют собой массив познаний человечества за всю историю его существования, не являются хаотичным набором информации. Но объем этой информации, её разноплановость и диапазон применяемости фантастически грандиозный.

За всю историю человеческой цивилизации не было персонажа, который бы убедительно заявлял, что владеет хоть сколько-нибудь значительной частью всего объема человеческого знания. Однако есть масса людей, которые постоянно ориентируются во всем этом объеме, извлекают из него полезную информацию и формируют материал для получения новых сведений о явлениях.

Процесс оперирования всем информационным объемом возможен благодаря тому, что каждое, в том числе вненаучное знание имеет форму.

Согласно формальной логике, которая является основой не только научного познания, но и во многом помогает ненаучному, форма – внутренняя структура содержания. То есть связи, которые формируют содержание по определенному порядку.

Исходя из данного определения, философы выводят несколько форм ненаучного знания, которые имеют собственную внутреннюю структуру, и содержание которых сформировано на основе присущих только этим формам связям.

Состав и взаимосвязи ненаучных знаний

Структура ненаучной формы знаний мало чем отличается от структуры научного знания:

  • объект познания
  • теоретические изыскания;
  • практическое применение.

Презентация: "Виды познавательной деятельности. Обществознание"

Вот именно по этим трем пунктам и разделено все вненаучное знание человека о мире на 5 форм:

  • обыденное;
  • художественное;
  • философское;
  • религиозное;
  • мифологическое.

Формирование обыденного знания

Обыденное знание представляет собой информацию, полученную на основе житейского опыта, о практической стороне жизни человека. Как приготовить еду, как добраться из одного города в другой, как заработать средства на жизнь – на все эти вопросы ответит обыденный кругозор, доступный определенному человеку.

В данном случае объект познания – способы обустройства практической стороны жизни человека.

Как любое знание, обыденное имеет теоретический аспект и практический аспект. Теория обыденного знания представляет собой весьма ограниченный объем информации, поскольку развивать теории средствами, доступными обыденному познанию, практически невозможно.

Практически все теоретические основы, которые однажды пришли в житейскую практику, либо вышли из науки, либо подхвачены нею и развиваются уже в рамках научного познания. Так, теоретическая часть личной гигиены пришла в быт из сферы научного познания (биология, медицина) и безоговорочно принята подавляющей частью цивилизованного человечества. В то же время далеко не все могут доступно сформулировать, почему нужно мыть руки перед едой.

Основная часть обыденного знания всё-таки приходится на практику. Действуя, человек получает новые знания и учится применять уже имеющиеся.

Художественное познание

Объектом художественного знания является художественный образ, с помощью которого постигается смысл определенного явления окружающей действительности.

Теория художественного вненаучного знания представляет собой информацию, которая позволяет изучить предпосылки, методы и средства, которые доступны человеку для формирования художественных образов:

  1. История искусств раскрывает весь путь, который прошло человечество в поисках выразительных средств для создания ярких образов.
  2. Теория искусств учит, какими средствами и методами можно достигнуть формирования того или иного образа.
  3. Изучается взаимное влияние социума и искусства для определения дальнейших перспектив развития художественного знания.

Практическая реализация художественного знания выражается в создании художественных произведений.

Философское знание

Несмотря на то, что есть такая наука – философия, сами философы отдельно выделяют философию, как вненаучное знание.

Чем это объясняется? Наука как способ познания мира, имеет строгий регламент, нарушение которого влечет признание исследований ненаучными или даже лженаучными.

Философия как наука изучает познавательную деятельность человека. Инструменты, которые философия при этом использует, ограничиваются рамками научного метода. Но человек как познающий субъект, и сам всегда стремился объяснять себе и окружающим внутренние процессы, связанные с собственным познанием.

Вот эти объяснения и формируют философские представления человечества, которое в последующем становится базой для исследований. Такие исследования осуществляются либо с использованием научных методов и средств, либо с применением других форм ненаучных представлений (религиозное, мифологическое).

В повседневной жизни иногда можно наблюдать, как применяется философское вненаучное представление. Яркий пример – когда кто-то советует всё познавать на собственном опыте. В этом случае предлагается использовать определенный способ познания, который, по мнению советчика, способен дать боле достоверную информацию о процессах и явлениях окружающей действительности.

Мифологическое знание

Одна из самых древних традиций человечества – пытаться создать целостную картину мира, очеловечивая его и объясняя непознанные аспекты объективных явлений личностными особенностями проявлений человеческой природы и воздействием магии.

Основной объект мифических представлений – действие магических сил на мир и на человека. Именно благодаря магическому воздействию существуют те или иные связи между людьми и миром.

Невозможность объективного познания этих действующих сил заставляет искать понятное человеку объяснение. А что может быть человеку понятнее, чем он сам?

По этой причине в мифах все магические явления характеризуются человеческими характеристиками:

  • имеют человеческий облик;
  • им характерны человеческие эмоции;
  • понимают человеческие поступки и умеют их оценивать.

На практике мифологические знания чаще всего используются как вспомогательные. Мифы развивают творческое мышление, позволяют дать ребенку первичные представления о мироустройстве, дают материал для исследования причин возникновения тех или иных мифических категорий у разных народов.

Религиозное познание

Объектом религиозного вненаучного знания является Бог как творец всего сущего.

Теоретическая база религиозных представлений колоссальна. Кроме того, что за всё время своего существования человечество наработало огромный массив религиозных знаний, и они постоянно пополняются новыми трактовками и суждениями.

Развитие науки и технологий, смена социальных концепций и возникновение новых потребительских стандартов требуют от религии подведения все новых и новых теоретических баз под веками существующих религиозных доктрин.

Необходимость сохранения и укрепления влияния религиозной информации на современное общество ведет к тому, что исследователи религиозных проблем вкладывают в свои разработки механизмы популяризации определенных идей среди широких масс, уходя тем самым от сакрализации таинства сопричастности к божественному промыслу.

Практически религиозные представления используется в обрядах, в формировании социально-культурной среды того или иного сообщества и в посильном решении тех проблем общества, которые не под силу решить современной науке.

⇐ Предыдущая123

Наряду с научным, существуют также и различные виды ненаучного познания. Оно не укладывается в стро­гие рамки научного мышления, его язык, стиль и мето­ды. В принципе, ненаучное познание доступно всякому мыслящему человеку. Оно обладает специфическими осо­бенностями и функциями в общественной жизни. Много­образие форм и способов познания мира свидетельствует о неисчерпаемом богатстве интеллектуальной и духов­ной культуры человека, о совершенстве его способностей и огромном потенциале возможностей и перспектив. Бла­годаря различным способам познания окружающий мир можно воспринимать по-разному: не только глазами и умом ученого, но и сердцем верующего человека, чувст­вами и ухом музыканта. Его можно постигать глазами художника и скульптора, да и просто с позиций рядово­го человека.

Кроме научного существует еще и обыденное позна­ние. Иногда его называют «повседневным», «житейским» мышлением. В нем отражаются ближайшие, непосредст­венные условия существования людей - природная сре­да, быт, экономические и иные процессы, в которые каж­дый человек включен каждодневно. Ядром обыденного познания является называемый здравый смысл, вклю­чающий элементарные верные сведения о мире. Они по­лучаются человеком в ходе своей повседневной жизни и служат целям ориентации в мире и его практического освоения. Известно, например, что человеку необходимо знать о том, что вода при нагревании до 100 градусов закипает, что к оголенному электропроводнику притра­гиваться небезопасно и т.д.

Этот вид познания включает в себя не только про­стейшие знания о внешнем мире, но и убеждения и идеа­лы человека, фольклор как кристаллизацию опыта по­знания мира. Обыденное познание «схватывает» про­стейшие, лежащие на поверхности связи бытия: если птицы стали летать низко над землей - значит быть дождю; если в лесу много красной рябины - то к хо­лодной зиме и т.д. Однако в рамках повседневного по­знания люди в состоянии приходить и к глубоким обоб­щениям и выводам, которые касаются отношения к дру­гим социальным группам, к политическому строю, к го­сударству и т.д.

Обыденное познание, особенно современного челове­ка, включает в себя и элементы научных знаний. Однако оно развивается стихийно, и поэтому соединяет в себе не только здравый смысл, но и предрассудки, верования, мистику и т.п.

Мифологическое познание возникло в древнейшие времена как сознание рода, когда еще не было индивиду­ального человека. То была как бы заря человеческого бытия, когда человек еще жил в дремотном состоянии и трезвый день самосознания еще не наступил. Миф есть в основном эмоционально-образное восприятие мира, ска­зание, легенда и предание. В нем имеет место очеловечи­вание сил внешней природы, над которыми человек еще не властен и которые ему непонятны и даже враждебны. Первобытный миф был верой в сверхъестественное, в бо­гов как всемогущих и бессмертных, но все же земных существ. Мир - это арена деятельности и соперничества богов, а человек есть преимущественно зритель их по­единков и пиршеств.

Из древней мифологии до нас дошли наивные пред­ставления о том, как мир возникал из темного Хаоса, как рождались Земля и Небо, Ночь и Мрак, как появились первые живые существа - боги и люди. Сохранились сказания о всемогущем Зевсе и титане Океане, о храни­теле подземного царства Тартаре, о златокудром Апол­лоне, о могучей Афине и других божествах. Сохрани­лось и предание о Прометее, который похитил у богов огонь и подарил его людям, но был в наказание за это прикован к скале и обречен на тяжелые муки.

Мифологический способ мышления оказался весьма живуч и проявил себя в многочисленных социальных мифах. Примером этого может быть и миф о коммуниз­ме, выразивший древнюю мечту человечества о «золотом веке» как обществе равенства и социальной справедли­вости. Элементы мифотворчества имеют место и в созна­нии современного российского общества. Это обусловле­но острыми социально-экономическими проблемами и ес­тественным стремлением людей найти быстрые и менее болезненные пути и способы решения этих проблем.

Древние мифы оставили не только сам образный стиль мышления и эмоционально окрашенное мировосприятие. Они дали богатую пищу для искусства, для последующе­го развития религиозного мышления.

Религиозное познание представляет собой мышление догмами и включает в себя сложный комплекс представ­лений о мире. В основе религии лежит вера в сверхъесте­ственное — в Бога как творца мира. Религиозное мыш­ление основано на обладающих якобы безусловной ис­тинностью догмах. В христианстве основной догмой яв­ляется положение о присутствии божественного в зем­ном, о сотворении всего Богом. По сути дела, религиоз­ное познание - это богопознание. В его рамках сфор­мировалась религиозная картина, которая наложила ог­ромный отпечаток на мировоззрение людей и духовную культуру человечества. С позиций науки, религия есть, по выражению А.Уайтхеда, «полет за недостижимым», за призрачным. Однако религию было бы совершенно несправедливым рассматривать всего лишь как воплоще­ние некоей глупости и невежества. Религия - это одна из важнейших форм духовного опыта человечества, в которой воплощены искания людей иного, более чело­вечного мира, нежели этот земной мир.

Религия и мифология как формы духовного освоения мира очень близки. Они возникли как выражение сла­бости человека и поэтому содержат в себе вымысел, фан­тазию. Однако религия в познании мира и объяснении его причин и оснований выходит за пределы этого зем­ного мира. Она мысленно создает мир сверхъестественно­го и объясняет с этой позиции развитие природы, обще­ства и человека. В религии имеет место рациональное мышление, используемое для обоснования идеи бытия Бога в мире. Напротив, мифология - это, по словам К.Маркса, «бессознательно-художественная» переработ­ка явлений внешнего мира и общественной жизни.

Художественное познание также есть одно из прояв­лений ненаучного постижения мира человеком. Оно пред­ставляет собой «мышление образами» (В.Г.Белинский), воплощенное в различных формах искусства. Художест­венный образ является в данном случае основным сред­ством познания мира. Назначение же искусства состоит в том, чтобы выражать эстетическое отношение человека к миру, открывать в нем гармонию и красоту. Художест­венное познание в искусстве осуществляется с помощью таких понятий, как прекрасное и безобразное, комичес­кое и трагическое, возвышенное, низменное и т.д. Важ­нейшим видом искусства принято считать художествен­ную литературу. По мысли Л.М.Леонова, она есть «опе­режающая совесть общества», тончайший инструмент для постижения духовного мира человека. Неудивительно, что глубокое проникновение в этот мир и было достигну­то именно в художественной литературе - в произведе­ниях О.Бальзака, Ф.М.Достоевского и других писате­лей. Каждый вид искусства имеет на вооружении свои средства познания мира: звук в музыке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, рисунок в графике и т.д.

⇐ Предыдущая123

Похожая информация:

Поиск на сайте:

В противовес научном выступает ненаучное познание. Это мифы, житейский опыт, искусство.

Самым ранним способом понимания природной и общественной действительности были мифы.

2. МИФЫ – это всегда повествование, причём истинность его не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с повседневной жизнью людей. В отличие от науки, которая стремиться объяснить мир, установить взаимосвязь между причиной и следствием, миф заменят объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его отдельных проявлений.

3. Жизненная практика, опыт повседневной жизни . В отличии от науки, где знания являются самоцелью, а процесс познания организован специально, в жизненной практике процесс получения знаний и сами знания представляют из себя побочный продукт. Практическому знанию, возникающие в ходе накопления опыта, соответствует и свой язык: «на глазок», «чуть – чуть», «щепотка» и пр. Большинство практических знаний не претендует на теоретическое обоснование и обходится без него. В процессе приобретения жизненного опыта человек усваивает не только практические знания, но и оценки, нормы поведения, причём усваивает их без специальных усилий, действуя по образцу.

4. Возрастание объёма и усложнения деятельности людей, направленной на удовлетворения их потребностей, приводила к необходимости фиксировать знания, достижения практики в виде описаний. Причём такие описания содержали как бы собранный воедино обобщённый опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщённые практические знания составили основу народной мудрости . Народная мудрость тоже имеет свой специфический словарный лексикон. Из обобщённого опыта возникли своеобразные афоризмы: «Куй железо, пока горячо» и пр. Родилось это суждение из наблюдения, что металл следует обрабатывать в таком состоянии, когда он легче поддаётся воздействию. Оно означает призыв делать что – либо своевременно, пока условия способствуют деятельности. Сейчас оно может означать действие, не связанное с кузнечным ремеслом. Большинство положений народной мудрости, зафиксированных в пословицах, поговорках, загадках, связано первоначально с практической предметной деятельностью. . Отличительной чертой народной мудрости является её неоднородность, противоречивость. Это связано с тем, что в ней фиксируются отношения разных людей к одним и тем же явлениям, поступкам. В своде народной мудрости можно отыскать прямо противоположные суждения по одному и тому же поводу. Например: «Не откладывай на завтра, то, что можно сделать сегодня» и рядом – «Утро вечера мудренее»

5. Здравый смысл – стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность, самих себя, причём эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали. Прежде всего, здравый смысл включает в себя сведения, усвоенные стихийно, без специальной познавательной деятельности. Эти сведения усваиваются в той мере, в какой человек овладевает живым, непосредственным опытом современников, навыками человеческой жизнедеятельности. Здесь здравый смысл составляет т.н. природное мышление и присущ каждому здоровому человеку. Здравый смысл подсказывает, что лучше не делать того, что может повредить другим и самому себе. Стоит заметить, что здравый смысл, будучи тесно связан с опытом многих людей, опутан предубеждениями, заблуждениями, устойчивыми стереотипами, представлениями, принимаемые людьми определённой эпохи в качестве абсолютных истин. Здравый смысл явление достаточно консервативное и меняется очень медленно.

6. Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Предметом искусства является человек

Специфика искусства:

Прошлое искусство и духовная культура настоящее + создание нового духовного образа

7. Паранаука грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми она оперирует. Паранаука отличается претензией на универсальность, исключительность.

Ненаучное познание

Она не стремиться к ответам на злободневные вопросы жизни, она безаппеляционно использует свою формулу, объясняя с её помощью причины проблем человека. Хотя паранаука иногда и способствует выдвижению новых научных проблем, для неё характерны уход от конкретных объяснений, стремление обойти те факты, которые не соответствуют или противоречат используемым методам.

8. Социальное познание- познание общества и протекающих в нём социальных процессов.Здесь объект и субъект познания совпадают – общество познаёт самоё себя и объектом и субъектом познания является ОБЩЕСТВО. Люди являются творцами общественной жизни и её изменений, они же познают социальную действительность, её историю. Включённость человека как социального существа в социальную жизнь, которую он же и изучает, не может не сказываться на процессе познания.

⇐ Предыдущая38394041424344454647Следующая ⇒

Естественной предпосылкой познавательной деятельности человека являются его определенные психофизические особенности. Благодаря наличию соответствующих органов чувств, человек обладает способностью получать данные, которые информируют его как о внешнем мире, так и о внутренних состояниях собственного организма. Например, зрительные, слуховые и тактильные ощущения содержат в себе определенную информацию о внешнем мире, а ощущения боли или жажды – о состоянии организма.

Благодаря высшим когнитивным функциям – прежде всего, способности к мышлению – человек оказывается способным к созданию и оперированию такими абстрактными объектами, как понятия.

Восприятия и представления являются формами познания, которые занимают промежуточное положение между чувственными и рациональными формами познания. Ощущения, восприятия, представления и различные формы абстрактно-теоретического мышления являются общими предпосылками познавательной деятельности и их следует отличать от конкретных способов познания мира, которые в значительной степени определяются факторами социально-культурного порядка.

Так называемое «научное познание» является лишь одним из особых видов познавательной деятельности , которое – как и любое другое – в качестве своего естественного условия имеет отмеченные психические особенности человека. Наряду с научным, существует философское (метафизическое), религиозное, а также обыденное знание. С точки знания критериев и целей познания все эти виды знания существенно отличаются друг от друга, хотя в процессе исторического развития они не отделены друг от друга абсолютно.

Прежде чем говорить об особых методах научного познания, необходимо представлять, в чем же отличие научного от других форм знания. Если различение научного и религиозного знания, как правило, не представляет особой проблемы, то с различением научного и обыденного познания дело обстоит несколько сложнее. Дело в том, что, во-первых, и обыденное и научное познание в значительной степени связаны с эмпирическим, опытным постижением мира. Во-вторых, обе эти формы познания в значительной мере носят практически-позитивную направленность, т.е. существуют для того, чтобы получить сведения, которые могут способствовать более эффективной деятельности во внешней среде. Особенно хорошо это видно в случае сравнения обыденно-практического и прикладного научно-технического знания.

В связи с отмеченным сходством обыденного и научного знания существует мнение, что научное знание представляет собой просто усовершенствованную форму обыденного знания и что наука является как бы усовершенствованной формой здравого смысла . Следует заметить, что в историко-генетическом аспекте это, видимо, так и есть. В частности, в истории науки неоднократно высказывалась мысль о том, что, например, геометрия как форма научно-теоретического знания выросла из реальной практики землемерения и что основанная на теоретических постулатах геометрия Евклида в качестве своего предшественника имела потребность и практику изменения наделов земли.

Если говорить о предыстории современных форм знания – то есть, о том периоде, когда различные формы знания были еще слабо дифференцированы друг от друга – то, видимо, первым предшественником современного научного знания следует считать древне-магическое знание. Действительно, и примитивное магическое знание в виде соответствующих рецептов, и современное развитое научное знание в виде сколь угодно общих теорий, несмотря на все различие в уровнях абстракции между ними, в конце концов, призваны решать одну и ту же задачу : доставлять сведения, которые позволяют эффективно взаимодействовать с внешним миром и реализовывать присущие человеку потребности и цели. Например, средневековый кузнец-ремесленник и современный ученый, специалист в области металловедения, в сущности, решают одну и ту же задачу. Взаимодействуя с исследуемым материалом, они оно оба хотят понять, как он устроен, какими свойствами обладает и как его можно трансформировать в почему-либо желаемом направлении. Хотя они пользуются существенно разными методами. В частности, среди тех знаний, приемов и способов взаимодействия, которыми пользуется кузнец, вполне могут быть и элементы ритуально-магического знания. Например, последний может думать, что прочностные свойства выковываемого им предмета как-то связаны с соблюдением им каких-либо обрядов, что уровень его, так сказать, «духовной чистоты» может как-то влиять на конечный успех в рамках специфически-профессиональной деятельности.

Таким образом, за магическим и научным знанием стоит одна и та же потребность или интенция. В силу этой общности научного и магического знания, а также в силу того, что в раннем периоде человеческой истории трудно провести дифференциацию между обыденно-практическим и магическим знанием, можно считать, что в историко-генетическом аспекте между этими формами знания есть много общего. Если же говорить о более или менее развитой культуре, то различие между ними становится более заметным. Причем, чем более высокоразвита цивилизация, тем больше и различие. В частности, это видно уже как на примере теоретических знаний античного геометра или средневекового ремесленника, которые уже и тогда представляли собой форму специализированного знания, которым обладают не все. Что касается современности, то здесь разница между обыденно-практическим знанием, которым обладают все взрослые члены общества и специализированным, в том числе научным, еще больше.

В основе практически-обыденного повседневного знания лежит множество, как правило, до- и внерефлексивных навыков и приемов деятельности, которые получены или в результате собственного опыта взаимодействия с предметами внешнего мира, или являются результатами заимствования опыта успешной деятельности других . Практически-повседневное знание – это, в значительной мере, монотонное воспроизводство однотипно-повторяющихся действий на основе усвоенных навыков и ему не предшествует какая-либо рефлексия на основе теоретических предпосылок. Главная цель обыденного знания состоит в получении практического, часто жизненно важного результата, а не размышление с целью найти новое решение какой-либо проблемы .

Несмотря на такие свои особенности, обыденно-практическое знание не отделено непроходимой пропастью от разных форм специализированного и теоретического познания, в том числе научного. Разные формы этого знания оказывают влияние на содержание обыденного знания и поэтому нельзя было бы сказать, что «здравый смысл» во все времена остается одним и тем же. В действительности он достаточно сильно меняется и в первую очередь благодаря влиянию других, в том числе теоретических форм знания, в рамках которых как раз и происходит выработка новых смыслов.

Однажды выработанные в формах специализированного знания, эти смыслы – вернее некоторые их элементы – затем транслируются дальше и, в конечном итоге, отказывают влияние на содержание массового повседневно-практического знания. В частности, такие виды современного повседневно-практического знания, как, например, навыки работы на компьютере или управление автомобилем не могли возникнуть независимо от того, что прежде были созданы соответствующие сложные технические устройства, которые появились в результате развития специализированного научного и технического знания. Такие элементы общекультурных и – в рамках развитой цивилизации – обыденных представлений, как, например, знание о том, что если человек заболел каким-либо недугом соматического характера, то причину этого следует искать в объективно существующих возбудителях или в особенностях протекания физико-химических и физиологических процессов внутри организма, а не в том, что его «сглазили» и что здесь действовал колдун, являются результатом трансляции на обыденный уровень тех смыслов и представлений, которые первоначально были выработаны в области теоретического научного знания. С помощью одного только повседневно-практического опыта к пониманию этого было бы прийти невозможно. Равно как и к пониманию того, что причина природных катаклизмов есть результат действия совокупности причин физико-химического характера, а не следствие наказание «свыше» или происков со стороны врагов.

Следует заметить, что хотя научное знание и оказывает влияние на обыденный опыт, переоценивать его роль все же не стоит. Существует огромное число приемов и навыков повседневно-практического характера, содержание которых или вообще не меняется в течение тысячелетий или эти изменения носят не столь уж принципиальный характер. В современном обществе существует достаточно много видов деятельности, которым профессионально занимается огромное число людей и которые вполне могли бы выполнять, допустим, жители Древних Греции или Египта. Хотя и нельзя сказать, что навыки профессиональной деятельности какого-нибудь управляющего колесницей, писца или чиновника в Древнем Риме полностью идентичны тем, которые необходимы для современного водителя автомобиля или клерка в офисе, однако вполне можно предположить, что если бы первые вдруг оказались на месте последних, то они после краткосрочной переподготовки вполне бы смогли приступить в выполнению возложенных на них профессиональных обязанностей.

Естественно, это справедливо не для всех видов профессиональной деятельности.

И это, прежде всего, касается тех, которые связаны с пониманием и использованием результатов современного научного знания. В частности, знаменитому древнегреческому врачу Гиппократу прошлось бы сначала изучить школьный курс химии, а затем долго учиться в специализированном вузе, прежде чем он смог понять от чего, почему и как лечат современные медики.

Ненаучное познание, его виды и способы

То же самое можно сказать о Героне, античном инженере и создателе первой паровой турбины, если бы, например, он пожелал работать инженером-механиком на современном производстве.

Современные научные знания очень сильно ушли вперед по сравнению с тем уровнем, который был раньше. Для того чтобы правильно понимать содержание этих знаний необходима специальная подготовка. Человек, который более или менее успешно руководствуется здравым смыслом в процессе своей повседневной деятельности, часто даже не представляет себе те зависимости и эффекты, которые изучаются в современных науках. Являясь потребителями и пользователями современных сложных технических устройств, которые являются практическими результатами развития науки, огромное число людей даже не может представить себе на основании использования каких природных явлений основывается функционирование этих устройств.

Таким образом, обыденно-практическим и научным знаниям присущи как общие черты, так и такие, на основании которых их можно четко отличать друг от друга.

Общими чертами этих видов знаний является то, что:

1. Естественной предпосылкой данных знаний являются одни и те же познавательные способности людей, которые на протяжении тысячелетий остаются практически одними и теми же;

2. И обыденное и научное знание включают в себя эмпирические формы познания мира;

3. Для этих видов знания характерна практическая, позитивная направленность.

Различие между обыденно-практическим и научным знанием основывается на том, что:

1. Если первый вид знаний формируется более или менее случайно как спонтанный ответ на запросы практики и часто даже без осознания своего содержания со стороны своих носителей, то возникновению второго вида знания предшествует рефлексия, в процессе которой происходит осознание соответствующих проблем и поиск рациональных способов их объяснения и решения.

2. Если научное знание всегда включает в себя теоретический компонент в виде соответствующих категорий, гипотез, моделей, законов и т.п., то для обыденно-практического знания наличие этого компонента нехарактерно;

3. Научно знание – это всегда специализированный вид познания, в рамках которого компетенцией облает лишь ограниченный круг специалистов-профессионалов, тогда как обыденно-практическое знание основано на здравом смысле, в отношении которого более или менее компетентно большинство представителей соответствующей культуры.

⇐ Предыдущая81828384858687888990Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1385 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

ЕГЭ. Познание

Тема 1. Познание и его формы

Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

Результатом познания является знание.

Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.

Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.

Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение)

это наука, изучающая особенности процесса познания.

Познание имеет две формы (или уровня).

Познание, его уровни и ступени

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Ступени чувственного познания

  • Ощущение — познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
  • Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
  • Представление создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.

Роль чувственного познания

  • При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
  • Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
  • Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира.

    Открытый урок «Многообразие способов познания. Ненаучное познание»

    Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.

  • При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

Рациональное познание – (от лат.ratio - разум) это процесс получения знания при помощи разума, без воздействия органов чувств.

Ступени рационального познания

  • Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза — конкретный.
  • Суждение это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.

Пример.

Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.

Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:

Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

Для рационального познания свойственно абстрактное мышление , то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.

Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.

Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.

Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По их теории, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).

Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)

Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.

Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Наука и вненаучные формы познания.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 22Следующая ⇒

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания. Полная и всеобъемлющая демаркация — отделение науки от ненауки — так и не увенчалась успехом до сих пор.

Весьма убедительно звучат слова Л. Шестова о том, что, "по-видимому, существуют и всегда существовали ненаучные приемы отыскания истины, которые и приводили если не к самому познанию, то к его преддверию, но мы так опорочили их современными методологиями, что не смеем и думать о них серьезно"

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. — соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В самом общем смысле научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

6.4. Ненаучное познание

В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость.

™ Наука как особый вид деятельности и как специфический вид знания

™ Наука как социальный институт

™ Наука как особая сфера культуры

Формы ненаучного знания

Пара-наука обычно занимается явлениями, недостаточно изученными в настоящее время, но существующими. Будущее таких концепций неопределенно (примеры: астрология, алхимия, телекинез, торсионные поля, уфология)

Квази-наука — концепции, которые по ряду признаков совпадают с наукой, однако они ложны, в них соблюдена лишь видимость науки (теория Т.Д. Лысенко о наследовании приобретенных признаков, квазимедицина, квазиистория)

Формы вне научного знания

Религия мировосприятие, свод моральных норм и тип поведения, обусловленные верой в существование «иного», сверхъествественного мира и существ – духов, богов или Бога , разумно сотворивших и творящих все материальные и духовные формы бытия, а также совокупность ритуалов и магических действий (культ ), обеспечивающих связь человека с потусторонними силами и соответствующие (церковные) организации и объединения верующих .

™ Мораль наряду с правом является важным нормативным регулятором отношений между людьми.

Мораль и наука: проблема гуманистического содержания познавательной деятельности («проблема Руссо»). Может ли наука помочь человеку в решении глобальных проблем современности?

™ Искусство – неотъемлемая часть духовной культуры. Если наука выступает рафинированным способом познания мира, то искусство выполняет такую же миссию в сфере переживания человеком мира. В произведениях искусства мир предстает перед человеком образно освоенным, осмысленным, эстетически обработанным.

™ Философия – форма рационально-теоретического познания мира, что сближает ее с наукой. Предметом философии служат универсальные, всеобщие связи и отношения мира, такие, которые пронизывают основные сферы реальности. Предметом конкретных наук выступают отдельные «срезы» реальности.

Философия и наука, общее : следование идеалу рациональности, т.е. достижению определенного, обоснованного, системно-организованного, объективно-истинного, открытого к изменениям знания.

Но: наука безличностна и интерсубъективна .

Философское знание личностно и субъективно .

Искусство : личностно и субъективно , является способом освоения действительности.

Но: предполагает эмоциональную оценку

Бертран Рассел о философии, религии и науке «Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание … принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия. Почти все вопросы, которые больше всего интересуют спекулятивные умы таковы, что наука на них не может ответить, а самоуверенные ответы теологов более не кажутся столь убедительными…».

(Б. Рассел. История западной философии. Т.1)

Концепции взаимоотношения философии и науки

Трансценденталистская: «Философия – царица наук»

Позитивистская: «Наука – сама себе философия»

Антиинтеракционистская: «Философу – филосово, а ученому – науково».

Диалектическая: Философские основания науки.

4. Проблема демаркации науки и критерии научности знания.

Проблема демаркации (лат. demarcatio - разграничение) - проблема поиска критерия, по которому можно было бы отделить теории, являющиеся научными с точки зрения эмпирической науки, от ненаучных предположений и утверждений, метафизики, и формальных наук (логики, математики). Проблема демаркации - это также проблема определения границ науки , отделяющих её от других способов, которыми человек может излагать свои мысли, чувства и убеждения (искусство, литература и религия).

Границы науки часто условны, исторически изменчивы и трудно определяемы аналитически. Даже после более чем столетнего диалога между философами науки и учёными в различных областях, несмотря на некоторые базовые согласия по основам научной методологии, ряд современных философов и историков науки отклонили эту идею разграничения как псевдопроблему . В настоящее время в философии науки существует намного больше согласия по частным критериям, чем по общему критерию демаркации между наукой и ненаукой.

· Близкую проблему обозначил ещё Аверроэс, заявив о двойственности истины: есть истина религии и есть истина разума (науки).

· Значение проблемы усилилось в ходе научной революции XVII века - наука опирается на опыт и рассуждения, а религия на веру и авторитет.

· Позитивизм утверждает следующие критерии науки: релятивизм (наука выдвигает гипотезы, а не претендует на абсолютную истину), эмпиризм (научные теории опираются на опыт), прагматизм (научное знание полезно).

· Карл Поппер выдвинул концепцию фальсифицируемости - учёные должны допускать возможность опровержения своих теорий на основании опытных фактов.

Неопозитивизм

Первыми отказались от исследования проблемы возникновения нового знания и положили начало изучению логико-методологических основ научного знания неопозитивисты. Таким образом, именно идеи неопозитивизма (1920-1950гг.) оказали наибольшее влияние на научное мировоззрение и концепцию научности в XX веке. Среди основных представителей неопозитивизма (или логического позитивизма) были Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Р. Карнап, Г. Фреге,А. Тарский, К. Поппер (ранний период).

Неопозитивисты считали, что цель науки состоит в «формировании базы эмпирических данных в виде фактов науки, которые должны быть репрезентированы языком, не допускающим двусмысленности и невыразительности». В этой связи Витгенштейн выделял 5 положений:

1. Язык - суть граница мышления.

2. Мир только один - мир фактов и событий.

3. Предложение - картина мира, так как имеет с миром одну и ту же логическую форму.

4. Сложные предложения состоят из элементарных предложений, которые соотносятся непосредственно с фактами.

5. Высшее невыразимо.

Таким образом, научным знанием у логических позитивистов считалось только такое знание, которое соответствует миру фактов и событий (описываемых естественными науками). Следовательно, возможность философии как теоретического познания мировоззренческих проблем отвергалась, что выражалось в непризнании философии наукой, противопоставлении науки и философии (метафизики). «Истинность философских положений нельзя обосновать, потому что они бессмысленны» (Карнап).

Логично, что главной демаркационной проблемой в неопозитивизме был поиск критериев, позволяющих провести границу между наукой и философией, отделив таким образом научное знание от ненаучного. В качестве такого критерия неопозитивистами был предложен принцип верификации (от лат. verus - истинный, facio - делаю), выражающийся в возможности проверки, подтверждения каких-либо теоретических положений путём их сопоставления с опытными (эмпирическими) данными. Таким образом, по замыслу участников «Венского кружка», научное знание можно представить в виде треугольника, в основании которого (фундамент единой науки) находятся протокольные предложения, отражающие действительность.

Направляясь к вершине, предложения объединяются и составляются в обобщение (определения). На самой же вершине расположено обобщение, описывающее единую науку. Такой метод построения научного знания получил название индукции.

При всех своих сильных сторонах, принцип верификации был подвергнут жесточайшей критике, в ходе которой обнаружились его серьёзные изъяны. Например, мы не можем высказать с достоверностью универсальное суждениетипа «Все вороны черные», так как нереально пересчитать всех ворон в мире и проверить их цвет. Увиденные нами (две, десять, тысяча) черные вороны не доказывают, что не найдётся хотя бы одна белая. Более того, «парадокс»позитивизма заключается в том, что сам принцип верификации не поддается проверке и тем самым не может считаться научным.

Карл Поппер

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Формы знания весьма многообразны и каждое знание связано с познанием. Познание – это процесс приобретения знаний..

Необходимо выделить научное и ненаучное познание.

1. Научное познание (на его основе возникает наука). В общем смысле научное познание определяется как процесс получения объективных знаний о действительности. Объективный – не зависящий от сознания. Конечная цель научного познания – достижение истины. Непосредственная цель научного познания состоит в описании, объяснении и предсказании явлений и процессов действительности на основе открываемых им законов. Научное объяснение означает указание (вскрытие) причин. Цель познания также состоит в открытии законов. Закон – это совокупность необходимых, существенных, всеобщих и повторяющихся связей между явлениями и процессами действительности. Законы бывают двух типов: динамические и статистические.

Динамические законы – те, выводы которых носят однозначный характер. Наука опирается, прежде всего, на динамические законы (ньютоновские – до конца 19 в.).

Статистические закономерности характеризуются вероятностным характером (с конца 19 в. – со вторжения науки в микромир). Синергетика исходит из того, что все явления характеризуются статистическими закономерностями.

2. Ненаучное познание, в отличие от научного, не основано на объективных предпосылках. Как и научное, ненаучное познание может быть теоретическим, но в основу такого познания, как правило, положены заведомо ложные положения. Можно выделить следующие формы ненаучного познания:

1). Исторические:

а) мифология (миф всегда содержит в себе суждение, рассматриваемое как истинное, но на самом деле таковым не являющееся); миф всегда носит антропогенный характер и принимается как истина, ритуалы связаны с жизненно важными положениями, люди в них верят, хотя они заведомо ложные;

б) религиозная форма познания, основным элементом которого является вера в сверхъестественное;

в) философская форма познания, заключающаяся в исследовании наиболее общих принципов бытия, мышления;

г) художественно-образное (связано с эстетическим);

д) игровое познание: игра, как необходимая форма познания, основополагающая в развитии культуры, игры предполагают правила («деловые игры»);

е) обыденно-практическое познание (здравый смысл, житейский опыт): опирается на индивидуальный опыт.

2). Иррациональное (внерациональное) познание:

б) мистика;

в) колдовство;

г) эзотерическое знание;

д) переживание, ощущения;

е) народная наука (экстрасенсы, целители, знахари).

Вненаучное познание характеризуется:

1) недостаточной обоснованностью;

2) частой недостоверностью;

3) иррационализмом.

Крайние выражения вненаучного знания: антинаука – враждебное отношение к науке (эпоха Средневековья); лженаука (понятие, содержащее противоречие внутри себя, сознательное противопоставление науке); псевдонаука (квазинаука) – мнимая наука (астрология).

К вненаучному знанию относится также паранаука (околонаука) – знание, которое не поддается объяснению с точки зрения современной науки, но заставляет задуматься (телекинез и т.д.), например, передвигание предметов на расстоянии (телекинез).

Существование вненаучного знания обусловлено многосторонностью человека, его интересов (любовь, религия), человека нельзя загнать в строгие научные рамки, нормальному человеку научных знаний недостаточно. Наука не всесильна, вненаучное знание появляется раньше научного, но главным критерием истины является научное знание.

Философия – это учение (не наука), это систематизированное учение о наиболее общих принципов бытия. Отдельные концепции философии близки к научным, поскольку стремятся опираться на науку (марксизм), но это не значит, что остальные философские концепции менее ценные. Ненаучная философия может играть колоссальную роль (религиозная философия). Философия науки не является наукой, поскольку имеет свою систему категорий, свой язык и т.д., но это общественная наука. Даже естественная наука не содержит однозначных истин (концепция Ньютона в развитии Эйнштейна).

Copyright ©obuchenie-filos.ru. All Rights Reserved.

Рост научного знания

Философия - Лекции

Научные революции и смены типов рациональности

Чаще всего становление теоретического исследования проходит бурно и непредсказуемо. К тому же следует иметь в виду одно важнейшее обстоятельство: обычно становление нового теоретического знания проходит на фоне уже известной теории, т. е. имеет место рост теоретического знания. Исходя из этого, философы часто предпочитают рассуждать не о становлении научной теории, а о росте научного знания.

Развитие знания – сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса – к «преднауке», от «преднауки» – к науке, от классической науки – к неклассической и далее – к постнеклассической и т. п., от незнания – к знанию, от неглубокого, неполного – к более глубокому и совершенному знанию и т. д.

В современной западной философии проблема роста, развития знания является центральной в философии науки, представленной особенно ярко в таких течениях, как эволюционная (генетическая) эпистемология и постпозитивизм.

Настоящая наука не должна бояться опровержений: рациональная критика и постоянная коррекция фактами является сутью научного познания. Опираясь на эти идеи, Поппер предложил весьма динамичную концепцию научного знания как непрерывного потока предположений (гипотез) и их опровержений. Развитие науки он уподобил дарвиновской схеме биологической эволюции. Постоянно выдвигаемые новые гипотезы и теории должны проходить строгую селекцию в процессе рациональной критики и попыток опровержения, что соответствует механизму естественного отбора в биологическом мире. Выживать должны только «сильнейшие теории», но и они не могут рассматриваться как абсолютные истины. Все человеческое знание имеет предположительный характер, в любом его фрагменте можно усомниться, и любые положения должны быть открыты для критики.

Новое теоретическое знание до поры до времени вписывается в рамки существующей теории. Но наступает такая стадия, когда подобное вписывание невозможно, налицо научная революция; на смену старой теории пришла новая. Часть бывших сторонников старой теории оказывается способной усвоить новую теорию. Те же, кому это не под силу, остаются при своих прежних теоретических ориентирах, но им становится все труднее находить себе учеников и новых сторонников.

Т. Кун, П. Фейерабенд и другие представители исторического направления философии науки настаивают на тезисе несоизмеримости теорий, согласно которому сменяющие друг друга теории не являются рационально сравнимыми. Видимо, это мнение излишне радикально. Практика научных исследований показывает, что рациональное сравнение новых и старых теорий всегда проводится, и отнюдь не безуспешно.

Длительные этапы нормальной науки в концепции Куна прерываются краткими, однако полными драматизма периодами смуты и революции в науке – периодами смены парадигм.

Философская антропология

Макс Шелер

Биологическое направление Арнольд Гелен

Функциональная, или функционалистская школа философской антропологии Эрнст Кассирер

Философская антропология – это философское течение, рассматривающее человека не просто как основное свое содержание, а ставящее проблему человека основным своим стержнем. Начало антропологии в философии положил немецкий философ Макс Шелер. Само слово «антропология» означает учение о человеке. Словосочетание «философская антропология» используется в современном языке в двух значениях: как учение о человеке того или иного мыслителя (философская антропология Платона, православная антропология и т. д.) и как название философской школы, направления современной философии.

Макс Шелер (1874-1928), основоположник философской антропологии, проделал серьезную философскую эволюцию в своих взглядах. Он был неокантианцем, феноменологом (встреча с Гуссерлем в 1900 г. оказала на него очень сильное влияние), и в конце своей жизни он все же попытался соединить все свои предыдущие искания с главным - изучением проблемы человека. Работа, которая вышла после его смерти, называется «Положение человека в космосе». Время 20-х годов было очень неспокойным, и возникновение философской антропологии (так же, как персонализма и экзистенциализма) весьма тесно связано с духовной и экономической ситуацией в Европе.

В частности, Шелера не могли не беспокоить те социально-экономические потрясения, происходившие в странах Европы в 10-х годах: Первая мировая война, революционные волнения в Германии и России и т.д. В этом кризисе Шелер видел кризис понимания человека. Коммунизм, по мнению Шелера, это отказ от человека. Вопрос о том, «что есть человек», как известно, был поставлен еще Кантом. Чтобы ответить на этот вопрос, Кант после трех своих критик хотел написать четвертую работу, но так и не успел (или не смог). И Шелер считает, что современная философия просто обязана ответить на этот вопрос, ибо незнание сущности человека приводит к кризису в культуре, к отказу от самого человека.

Кризис общества - это кризис человека, кризис личности. Причина этого в неправильном подходе к познанию. Это абсолютизация, по выражению Шелера, знаний контроля и недооценка знаний культуры. Знания контроля - это естественнонаучные знания, знания культуры играют гораздо большую роль, но их недооценивают. Но главное значение имеют знания спасения, но ими люди полностью пренебрегают.

Таким образом, Шелер выстраивает уже следующую иерархию наук: естественные науки, науки о культуре (в том числе философия) и, наконец, учение о спасении, т. е. религия. Знание о человеке должно предполагать некое синтетическое знание, включающее в себя знание всех трех наук: знание естественнонаучное, философское и религиозное. Человек - единственное существо, которое подпадает под все эти учения, но оказывается, что познать человека во всем этом синтезе нереально. Человек, по выражению Шелера, «вещь столь обширная», что все его определения неудачны.

Человека нельзя определить, он превосходит любое определение, любую науку. Тем не менее, проблема человека - это главная проблема философии, и философы всегда это понимали. Как совершенно правильно заметил Паскаль, к которому все чаще обращаются современные философы, особенно экзистенциалисты и персоналисты, «трудность познания человека заставляет людей обращаться к другим наукам». Понимая всю неподъемность задачи, Шелер все же решил поставить вопрос ребром: либо философия занимается человеком, либо она вообще ничем не должна заниматься. Кризис современного общества показывает всю насущность этой задачи.

Шелер был католиком, хотя и не всегда ортодоксальным. Но при всех сложностях его религиозных исканий, христианская направленность оставалась, и поэтому особенностью человека Шелер считал его направленность к Богу. Бог - это высшая ценность, и человек есть существо, живущее в ценностном мире. Вспоминая философию неокантианства, мы видим, что Шелер не порывает со своими философскими исканиями. Направленность человека к Богу и определяет его жизнь среди ценностей. Всего Шелер насчитывает четыре класса ценностей: ценности удовольствия, ценности жизни, ценности духа и ценности религии.

Большинство людей главными, а может быть и единственными, считает ценности удовольствия; меньшее количество людей в этой иерархии ценностей восходит к ценностям жизни и духа, и только одни святые живут в ценностях религии. Святой, по мнению Шелера, это совершенный человек - человек, который постиг Бога и через Бога, через Его совершенство стал сам так же совершен. В человеческой природе Шелер насчитывает два основных начала: это жизненное начало, некий жизненный порыв, и дух, идущий от Бога. По своему жизненному началу человек есть животное, живое существо, но также и существо разумное, обладающее духом - поскольку Бог его им наделяет.

Божественный дух превосходит человеческую природу, поэтому человек становится человеком тогда, когда он ассимилирует в себя дух божественный, делая его своим достоянием. Достояние духа достигается благодаря человеческому слову. В словах выражается вся мысль и вся культура. Таким образом, слово является неким символом, через который человек может познать Бога. Для самого себя человек всегда является центральной проблемой, но понимаемый с точки зрения взаимоотношения с Богом, человек может познать сам себя, познавая в себе духовные божественные проявления сквозь символы.

Символы - это и наука, и религия, миф, философия и т. п. Сквозь эти символы просвечивает высшая духовная божественная реальность, поэтому тайна мира и тайна всего мироздания, а также тайна Самого Бога сокрыты в человеке. Поэтому философская антропология, по Шелеру, должна быть не разделом какой-либо философской системы, а наоборот, вся философия должна выводиться из человека. Из знания о человеке через знание символов возможно и познание всего мироздания.

После Макса Шелера философская антропология не угасла, она и сейчас является одним из наиболее влиятельных направлений в западной философии. Существует множество различных ее направлений, из которых выделяются два основных: биологическое и функциональное. Разделяются эти направления философской антропологии по следующему критерию: мы должны познать человека или по его сущности, или по его проявлениям.

Сущность человека многогранна. И сам Шелер говорил, что человека невозможно познать, человек слишком широк. Поэтому последующие направления философской антропологии стали разрабатывать учение о человеке с точки зрения биологической, находя сущность человека в его жизненном начале. Человек - это, прежде всего, начало жизненное (но не следует сводить его только к животному началу).

Основным представителем биологического направления в философской антропологии является немецкий философ Арнольд Гелен (1904-1976). Согласно этому направлению, человек это животное, но животное особое в силу своего биологического и социального предназначения. Это животное, способное создавать совершенно особые творения. Поэтому человек отличается от других животных и это свое отличие от них он ощущает как некоторую ущербность. Отсюда извечное недовольство человека своими творениями, будь то культура, наука и т.п. Человек вечно недоволен, он отчуждается от этих творений и в прямом смысле воюет с этими своими творениями.

Большинство представителей философской антропологии после Шелера (и одновременно с Шелером) рассматривали человека с точки зрения не его сущности, а с точки зрения его проявлений. Так возникает функциональная, или функционалистская школа философской антропологии, одним из основных представителей которой является Эрнст Кассирер (1874-1945). Он утверждал, что поскольку сущность человека непознаваема, то познать его можно через его проявления, через те функции, которые человек выполняет.

Основное отличие человека от животного - это его деятельный труд. Трудовая деятельность может быть самой разнообразной. Человек создает вещественные предметы, создает науки, религию, мифы, искусство, язык и т. п. - все это есть продукты человеческой деятельности. Поэтому познание человека возможно через его функциональные проявления, т. е. через его культурную и творческую деятельность.

Объединяет всю деятельность и все проявления человека то, что все они - и язык, и наука, и религия - есть символы некоей действительности. Но в отличие от Шелера Кассирер утверждает, что человеку доступны только символы. Что бы за этими символами ни скрывалось, доступны человеку только они, и познание человека возможно только через познание символов. В отличие от Шелера, Кассирер не призывает восходить через символы к бытию Бога.

30. Антропосоциогенез - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, атакже общества.

Выделение человека из животного мира - столь же грандиозный скачок, как и возникновение живого из неживого. Ведь речь идет об образовании такого рода живых существ, внутри которого с известного момента прекращается процесс видообразования и начинается «творческая эволюция» совершенно особого типа.

Предыстория человечества по сей день остается такой же загадочной и таинственной, как и возникновение жизни. И дело здесь не просто в недостатке фактов. Дело еще в новых и новых открытиях, порой совершенно обескураживающих, парадоксальных, которые колеблют теории, еще недавно казавшиеся стройными и убедительными. Неудивительно, что современные научные представления о становлении человека покоятся в основном на гипотезах. Более или менее достоверными можно считать лишь общие (но как раз философски значимые) контуры и тенденции этого процесса.

К вопросу о происхождении человека антропологи и философы подходят с различных и внешне даже противостоящих друг другу позиций. Антропологи озабочены поисками «недостающего звена» в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к Homo sapiens. Философы стремятся выявить и обрисовать сам «перерыв постепенности» - революционный скачок, который имел место в процессе человеческого становления. Это способствует правильному пониманию мировоззренческого масштаба проблемы, перед которой стоит антропологическое исследование, и оказывает на него эвристическое воздействие.

Давно признано, что превращение животных (гоминидов) в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием. С неизбежностью должен был существовать длительный период становления человека (антропогенеза) и становления общества (социогенеза). Как показывают современные исследования, они представляют собой две неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса - антропосоциогенеза, длившегося в течение 3-3,5 млн лет, то есть почти в тысячу раз дольше, чем вся «писаная история».

Важнейшая черта антропосоциогенеза - его комплексный характер. Поэтому неверно было бы утверждать, что, скажем, «сначала» возник труд, «потом» общество, а «еще позднее» - язык, мышление и сознание. С конца XIX века в теме антропосоциогенеза на первый план снова и снова выдвигается проблема труда. Однако, соглашаясь с этим, нельзя сразу же не принять во внимание, что труд и сам имеет свой генезис, превращаясь в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими факторами социализации, как язык, нравственность, мифология, ритуальная практика и т.д.

Одним из важнейших факторов антропосоциогенеза было развитие языка. В самом широком смысле слова язык - это вся система культуры, поскольку посредством нее устанавливаются межчеловеческие связи. Язык в более узком смысле - это специализированная информационно-знаковая деятельность, именуемая речью. Посредством речи процесс общения между людьми достигает максимума эффективности.

К языку испытывали благоговейное почтение. Ни одна из древнейших культур не опускалась до толкования языка как произвольного человеческого изобретения. Считалось само собой разумеющимся, что формальное и смысловое совершенство языка выше человеческих способностей. Язык мыслился как дар богов и как сила, роднящая богов и людей.

Лишь в пространстве языка и с его помощью первичные материальные условия существования нашего прапредка могли подразделиться на такие важнейшие практические категории, как, скажем, святилище, жилище, утварь и т.д. Но это значит, что и предметно-практическая деятельность в полном и точном смысле этого слова могла сформироваться не раньше, чем появился язык.

Как ни велики социализирующие возможности языка (членораздельной речи), их все-таки было недостаточно, чтобы обеспечить действительную солидарность по поводу труда и достигнуть внутристадного мира. Важную роль играло коллективно регулируемое произведение потомства. Именно в этой сфере в ходе антропосоциогенеза совершилась одна из самых радикальных революций, оказавшая глубокое воздействие на человека как субъекта предметно-практической деятельности.

Только люди знают и классифицируют родственные отношения. Это знание существует издревле; оно не изгладится и не потеряет смысла, покуда человек остается человеком. Оно является невидимой предпосылкой бесчисленного множества высокоцивилизованных воззрений, в частности представления о том, что Homo sapiens - это не просто биологический вид, но семья народов, преемственный род человеческий.

Табу на близкородственные связи - первый в ряду простейших нравственно-социальных запретов, возникших в глубокой древности и навеки сохранивших свое непреложное значение. Нравственно-социальные запреты конституируют первобытно-родовую общину в противовес животному стаду.

Можно выделить три простейших нравственно-социальных требования, которые известны уже самым древним, самым примитивным сообществам и которые разделяются всеми без исключения представителями вида Homo sapiens, где бы и в какую бы эпоху эти требования ни обретались. Это, во-первых, уже известный нам абсолютный запрет на кровосмесительство; во-вторых, абсолютный запрет на убийство соплеменника (в дальнейшем - сородича, близкого); в-третьих, требование поддержания жизни (прокормления) любого из соплеменников, независимо от его физической приспособленности к жизни.

В ходе антропосоциогенеза совершился необратимый переход к человеческому нравственному существованию. Жестокие карательные меры, которыми первобытно-родовая община принуждала своих членов к соблюдению простейших нравственных требований, создавали непреодолимое препятствие для возврата первочеловека в животное состояние. Это было суровое «понукание» к надбиологической солидарности, к историческому развитию на путях коллективной деятельности.

35.Формационная концепция общественного развития.

Термин «формация» Карл Маркс заимствовал из геологии, где формациями называются пласты горных пород, у Маркса это - пласты истории человеческого общества. Экономические формации следуют друг за другом в строго определенной хронологической последовательности, которая обусловлена характером развития орудий труда: архаическая - рабовладельческая и феодальная - капиталистическая - коммунистическая. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию. Последовательная смена формаций выявляет внутреннюю логику мировой истории, определяемой степенью овладения человеком силами природы. В основе формационной теории лежит «линейное» понимание истории, как прогрессивного восхождения человечества от дикости и варварства к высотам цивилизации, и в итоге к общественному строю, построенному на началах равенства и справедливости.

В структуру формации входят не только экономические, но и все социальные отношения, которые существуют в данном обществе, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни.

Цивилизационная концепция общественного развития.

Концепция цивилизационного развития представлена несколькими теориями: теорией общественной типологии Н.Я. Данилевского, согласно которой нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый характер развития; теорией культуры и цивилизации О. Шпенглера, рассматривающей цивилизацию как заключительную стадию развития культуры, с присущими ей признаками - распространением индустрии и техники, деградацией искусства и литературы, превращением народа в безликую «массу», теорией исторических типов цивилизации П. Сорокина и др. А. Тойнби выделил и классифицировал 21 цивилизацию, каждая из которых есть. живой и сугубо индивидуальный общественный организм, проходящий один и тот же, неизменный жизненный цикл, от рождения до смерти. Все цивилизационные концепции - не линейные, а циклические, и все они покоятся на далеко идущей аналогии законов истории общества с законами биологической эволюции.

В основе линейных концепций лежит идея внутреннего единства всемирной истории. Предполагается, что история человечества, как мировой океан, вбирает в себя реки «историй» локальных обществ. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» - это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собственное направление развития.



error: Контент защищен !!