Что дает нам лес? Значение леса в природе и жизни человека Что дает нам лес презентация.

«Русский лес»

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить,

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться -

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану -

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших.

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

Леса украшают нашу землю.

Леса украшают нашу землю. Да и как им не быть украшением, если любоваться лесом можно во все времена года: летом он манит в зеленую чащу, зимой притягивает нас сказочной тишиной и белизной. Осенью лес сверкает яркостью желтых и красных листьев рядом с зеленью хвойных деревьев. Недаром о лесе написано немало восторженных стихотворений, лес воспет в музыке, в песнях, в пословицах, в поговорках, кистью художника .

Что дает лес человеку.

Леса –хранители влаги. Они оберегают родники, ручьи, реки от высыхания. Они охраняют почвы от оврагов и ветров.

Лес- хорошее место для отдыха, кладовая чистого воздуха: войдешь в него и сразу почувствуешь, как здесь легко дышится. Тебя окутает приятная прохлада, а шелест листьев щебетание птиц успокоят, поднимут настроение. Лес угощает нас земляникой, малиной, орехами, радует целым хороводом грибов. Немало здесь целебных растений, излечивающих человека от разных болезней.

В лесах заготавливают древесину, из которой делают мебель, бумагу, картон и другие нужные человеку изделия. Ученые подсчитали, что для каждого человека в течении жизни нужно не менее 200 деревьев на жилище мебель, газеты и журналы, спички и карандаши и другие предметы из дерева, которыми мы повседневно пользуемся. Было время, когда древесина служила основным материалом для строительства.

Искусство резьбы по дереву.

Русские мастера создали чудесные деревянные строения, на которые сейчас приезжают любоваться гости из разных стран мира. Издавна на Руси дома украшали деревянной резьбой: вырезали ажурные наличники, украшение на карнизы, фронтоны и даже хитроумные и вполне надёжные замки. Вырезались также ложки, ковши, чашки, шкатулки и различные игрушки. И все это делалось ножом да топором или другим нехитрым инструментом. Хорошо знали мастера, что лучшая древесина для резьбы- это липа, осина, ольха, берёза. Искусство резьбы по дереву, созданное русскими мастерами, живет и в наши дни.

Охрана лесов.

Как видишь, лес человеку приносит большую пользу. Не случайно говорят: «Лес- богатство народа». Поэтому в нашей стране все леса охраняются. Государство строго контролируют вырубку леса. На вырубленных участках сажают новые леса. Охота на животных разрешается только в определенные сроки. Организуются леса-заповедники, где не разрешается рубить деревья и охотиться на животных.

Долг каждого человека- бережно относиться к лесным богатствам. В любом лесу нельзя собирать сок деревьев, рвать цветущие травянистые растения, ломать ветки деревьев и кустарников, так как среди них много редких. И не только поэтому нельзя в лесу делать сборы. Все, что есть в лесу, тесно связано друг с другом. Уничтожишь одно,погибнет другое, за ним –третье, и пойдет дальше цепочка, пока не погибнет весь лес.

Пришли как- то в один лес люди. Решили там вырубить все кустарники! Зачем они здесь? Ведь лес- это деревья! Вырубили. Улетели из леса птицы, которые вили в кустарниках гнезда. Набросились на деревья насекомые- вредители. Погибли деревья, погиб и весь лес.

Экологическая сказка «Плач березы».

Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок. Он качал высокие травы и волновал речную гладь. Он гнал по небу белые облака и шелестел в листве одинокой старой березы.

Зимой эту березу обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега, осенью дожди сбивали пожелтевшую листву, и только летом отдыхала она от немилости природы. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Одинокая береза перешептывалась с далекими соснами, елями.

По лесу с корзинкой шел мальчик. Он собирал грибы. Грибов было много. Мальчик часто наклонялся за ними и очень устал. Корзинка была уже полная. И вот лес расступился, и мальчик вышел на опушку. Он увидел одинокую березу. Он сел, прислонившись к ее стволу, и заснул в тени. Ему снился удивительный сон. Когда он проснулся, листва березы все так же пела свою песню, травы касались его лица. Чтобы запомнить это место и снова вернуться сюда, мальчик достал ножик, вырезал на стволе свое имя. Замерла береза от боли. Горькие слезы потекли по стволу. Затрепетала береза от ран и потянулась к небу, прося у него защиты. Но не было помощи от неба. Тогда рванулась береза ветвями к соснам и елям, но и они молчали, поникнув вершинами. Еще сильнее заплакала береза, еще сильнее заныли свежие раны. А через некоторое время пожелтела и осыпалась листва. Засохли ветви, почернел бывший когда-то белым ствол. Только имя мальчика огромными буквами зияло на нем.

Красная книга.

Многие растения и животные леса охраняются особо: их на земле стало очень мало. Эти растения и животные занесены в Красную книгу. Красный цвет- цвет опасности. Опасно! Могут исчезнуть! Береги! Защищай! Вот к чему призывает эта книга.

(2 класс)

Сабирова Алина.,Счастный Влад,Окишор Анна, Попов Никита, Богданова Оксана

Цель проекта – проследить за образом леса, выяснить его значение в судьбе человека.

Ребята выдвинули гипотезу: возможно, лес – не только источник сырья и чистого воздуха, но лес-это живая душа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Выполнили: Попов Никита, Окишор Анна,

Богданова Оксана, Счастный Влад,

Сабирова Алина

Руководитель: Сабирова Р.Г.,

учитель начальных классов

Г.Серов,2014

1. Введение.

2. Что дает человеку лес?

3.Как связаны между собой человек и лес?

4.Как вести себя в лесу?

5.Заключение.

6. Приложение.

Введение.

В лесу увидеть можно столь чудес,
Нас вдохновляет в жизни лес,
Деревья то смеются, то заплачут,
То голосят ветвями, то судачат.

Их жизнь наполнена прекрасным,
Порою добрым, а порою властным,
И как у человека, у леса есть судьба,
Бывает роковой, бывает радостной она.

Наша работа посвящена лесу.

Мы не случайно обратились к этой теме.

Лес - зеленый друг, просторный дом,

Всем уютно в доме том.

Лес дремучий тайною покрыт,
Он секреты многие хранит.

Очень захотелось всем ребятам

Стать ближе к лесным богатствам.

Цель нашего проекта – проследить за образом леса, выяснить его значение в судьбе человека.

Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1.Изучить литературу по данной теме.

2.Определить роль леса в судьбе человека.

3.Выполнить мероприятия по защите леса.

Нами были выбраны следующие методы работы:

  • Анкетирование, интервью
  • Работа с литературой
  • Агитационная работа
  • Анализ и обобщение

Свою работу мы построили как ответы на вопросы:

1Для чего нужен лес?
2. Какой вред нанес лесам человек?
3. Как связаны между собой лес и человек?
4. Как вести себя в лесу?

Мы выдвинули гипотезу: возможно, лес – не только источник сырья и чистого воздуха, но лес-это живая душа.

Что дает человеку лес

Прежде чем приступить к работе с литературой, мы решили провести опрос среди учеников и получили следующие результаты:

Вы любите лес?- 19чел. - да 1 чел.-нет

Что больше всего вас радует в лесу?

Красота- 11 чел.

тишина-5 чел.

спокойствие- 4 чел.

Как мы видим из опроса, с лесом связано абсолютное большинство ребят, поэтому мы считаем тему актуальной.

Зелёным океаном часто называют леса и это справедливо. Леса – часть природы, без них как без воды, как без воздуха не может обойтись человек. На огромных просторах страны раскинулись они. Это наше национальное богатство и распоряжаться им мы должны по - хозяйски. Лес – друг и защитник человека. Он кормит, одевает, лечит людей. Учёные подсчитали – один га леса в течение года очищает 18 миллионов кубометров воздуха и поглощает за один час столько углекислоты, сколько за это время выдыхают 200 человек.

Трудно перечислить все, что дает лес человеку. До сих пор еще 2/3 человечества готовит пищу на древесном топливе. Из зеленой сокровищницы наша страна ежегодно получает 400 миллионов м3 древесины, которая служит источником для получения 200 тысяч видов различных материалов, веществ и соединений: строительных деталей, бумаги, картона, мебели, пластмасс, искусственного шелка и меха, белковых концентратов, глюкозы и многого-многого другого.

Кроме того, леса богаты кормовыми и лекарственными травами, ягодами и грибами. В лесах развивается охотничье хозяйство, а в лесных водоемах - рыбоводство. Лес оберегает реки от обмеления, поля - от засухи. Лес - это прохлада в жаркий день, и отдых от городского шума, и убежище от леденящего ветра и вьюги. Лесной воздух имеет целебные свойства. Гигиенисты подсчитали, что шум деревьев, шум падающей воды и почти все шумы, возникающие в природе, имеют частоту в пределах 1000 колебаний в секунду. Эти шумы создают полезный, очень нам нужный акустический фон .

Листовая поверхность задерживает пыль, выбросы промышленных предприятий, очищает воздух. На одном гектаре елового леса на хвое оседает до 32 тонн пыли. Люди не могут жить без лесов и рек. Стоит вырубить по берегам рек деревья, сразу мелеют они, смывается почва и образуются овраги.

Трудно перечислить все, что дает лес человеку:

Что мы сажаем, сажая леса?
Мачты и реи - держать паруса,
Рубку и палубу, рёбра и киль –
Странствовать по морю в бурю и штиль.
Что мы сажаем, сажая леса?
Радиомачты - ловить голоса,
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лёгкие крылья - лететь в небеса,
Дом и качели, челнок и скамью,
И деревянную лошадь твою.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где утром вороны кричат.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Воздух для лёгких, и влагу и тень,
Вот что сажаем в сегодняшний день!

Как мы видим, леса имеют очень большое значение для человека. Без него на нашей территории полноценная жизнь человека невозможна.

Какой вред наносит лесам человек

Человек многое получает от леса, но сам часто становится, умышленно или неумышленно, источником многих бед: разорения лесов неправильным хозяйством, уничтожения пожарами, браконьерством. Там, где людей относительно мало и хозяйственное воздействие на леса незначительно, леса более или менее успешно справляются с последствиями человеческого воздействия. Но в населенных районах, где леса часто посещаются людьми и используются для разнообразной хозяйственной деятельности, людям приходится прилагать некоторые усилия для того, чтобы лес не погиб, не утратил своей привлекательности для отдыха, своей способности сберегать воду, воздух и вообще среду обитания человека.
По исследованиям одного информационно - обозревательного журнала за последние 50 лет человек уничтожил 70% мировых лесов. Около 30% ещё оставшихся на Земле лесов раздроблены на части и вымирают, вырубка в них идёт с очень большой скоростью.

Использование леса для целей отдыха и туризма в той или иной степени также причиняет вред нашему зелёному другу. Не проходит бесследно присутствие в нём даже одного человека, тем более если он считает, что всё ему дозволено. А ведь в лес обычно отправляются семьями или большими коллективами. Тут уж не обходится без костров, которые оставляют после себя на несколько лет безжизненными участки земли.

Значит, губим «любимую природу» мы сами – грибники, охотники, туристы, участники весёлых пикников. Поэтому, присаживаясь с милой компанией у костра надо помнить, что наша радость может легко обернуться бедой, невосполнимой потерей для природы и общества.

Незаметные, на первый взгляд, изменения лесного покрова вызывает даже хождение по лесу, в результате которого вытаптывается трава и молодые деревца, чуть поднявшиеся над землёй. Народ приметил: один человек оставляет в лесу след; сотня – тропу; тысяча – пустыню.

От той же причины страдают даже взрослые деревья. В немалой степени деревья ослабевают также от повреждений коры ножами и топорами. Недаром гласит пословица: «Кто с дерева кору снимает – его убивает»

Сушит берёзу…

Заруба – почти к сердцевине

Берёзовые слёзы

Бегут и светлы, и невинны.

Из раны глубокой

Стекает прохладная влага…

Ах, лакомство соком!

Кому

Обернулась ты

Благом?..

Люди всегда должны помнить, что дерево - их друг. Общество по охране природы, любители природы и вообще каждый человек должны не только оберегать зеленые насаждения, но и способствовать их увеличению

Пришла уже пора понять,

Что надо потери лесов восполнять.

Поколения будущие будут мучиться –

Быстро вырастить новый лес не получится!

Леса России - не бесплатный магазин
Их надо нам беречь, и защищать, и холить.
И человек, увы, совсем не господин,

А первый, кто будет страдать от причиненной лесу боли.

Пора понять, как важно защищать леса нашей Земли
От промыслов людей, от засухи ужасной...

Нельзя уничтожать напрасно

Органы дыхания Земли,
Иначе счастья чистым воздухом дышать

Нам в скором будущем не испытать!

Каждый должен понять, что не только лесник

Защищать должен лес от искры и дыма,

Лес для многих людей - говорящий, живой -

Беречь его нам сообща необходимо!

Силы лес дарует, без сомненья,
Экология улучшится пускай,
И подарит лес тем людям вдохновенье,

Кто закон запомнит: «Лес защищай!»

Как связаны между собой лес и человек


Русский лес! Ни один пейзаж так не богат красками, как русский лес. А сколько поэзии заключено в нем! Лес прекрасен в любое время года. О лесе сложено множество песен, пословиц, поговорок, загадок, прибауток.
Наши леса волнуют каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу. Красота леса – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, писателей, композиторов, художников. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к природе, к лесу.

Нет ничего милее бродить и думать здесь,

Излечит, обогреет, накормит русский лес..

Жизнь, кажется иною и сердце не болит,

когда над головою, Как вечность лес шумит.

Лес… Это особый мир, который притягивает нас своей таинственностью, красотой, веселым шумом. Лес, словно волшебник, овладевает эмоциональным миром человека, рождает в нем чувство восхищения, душевного равновесия, светлые поэтические настроения, вспышки проявления разносторонних талантов.

Именно благодаря любви к лесу, мы можем прочитать интересные произведения таких писателей, как К. Паустовский, М. Пришвин,В. Бианки, И. Соколов – Микитов. Певцом леса можно назвать художника И. Шишкина.

Любой простой человек, побывав в лесу, пообщавшись с деревьями, наполняется особой энергией.

Любовь к родине всегда являлась национальной чертой русских поэтов, они могли в незаметной, внешне застенчивой русской природе находить глубокий смысл.

В нашем селе живет замечательный человек - Сергей Семенович Мерзляков, он дедушка нашего одноклассника. Сергей Семенович с раннего детства любил ходить по лесу, его пленила красота уральских лесов. Общение с природой рождало у него вдохновение. Все свои чувства, впечатления он выплескивал в своих стихах.

Ветра качают ветви ивы,

Стряхая долгий зимний сон,

С трудом расчесывая гривы

Сплетенных в косы голых крон.

В тепле весеннего дыханья,

Раскинув изумрудный плюш,

Сосна полна очарованьем,

Приняв апрельский первый душ.

Мы провели встречу с замечательным поэтом и получили ответы на следующие вопросы:

С какого возраста Вы пишите стихи?

С 15 лет.

Чему больше всего посвящено Ваше творчество?

Конечно же. Природе, нашим богатым уральским лесам.

Что значит лес в Вашей жизни?

Лес- это вся моя жизнь! Очень люблю ходить в лес за грибами, ягодами, люблю рыбалку на лесных озерах, люблю просто любоваться красотой и дышать чистым здоровым воздухом.

Есть ли стихи, которые были написаны после общения с природой, с лесом?

Практически все стихи рождаются после общения с природой, появляется вдохновение.

Лес можно назвать мудрецом, так как он всегда готов внимательно выслушать, своим спокойствием помогает принять правильное решение.

Лес - врач, лечащий душу. Но понять, почувствовать душу леса может только добрый человек, имеющий сам открытую душу.

В лес мы входим, как в чудесный терем-сказку,
В мир прохлады, тишины и волшебства.
Входим, затаив дыханье, в буйство ярких красок,
В торжество добра над темным злом,
Чтобы лицезреть лесную сказку,
Чтоб добрей и лучше стать потом.

Лес помогает обрести спокойствие и почувствовать себя дома:

Я- человек! Мне не дано

Стать жителем лесным,

Но, приоткрыв в природу лишь окно,

Я становлюсь иным.

Питает лес энергией своей

И силу дарит мне.

И каждый раз я мчусь скорей

На птичий зов, зверей.

Я не могу постичь умом,

Но чувствую душой,

Что лес-это мой дом второй:

Я обретаю здесь покой!

Не случайно психологи советуют людям, которые испытывают душевное беспокойство, побродить по сосновому бору, пообщаться с природой. услышать ее голос.

Как вести себя в лесу

Человек, находясь в лесу, не может не влиять на лесную экосистему, особенно если он находится в лесу долго, собирает грибы или ягоды, разводит костер, ставит палатку. Но влияние человека может быть разным. От того, кто относится к лесу бережно, остаются едва заметные следы, которые уже через неделю могут полностью исчезнуть. От беспечных отдыхающих, не заботящихся о природе и других людях, в лесах остаются горы мусора, поврежденные деревья, а нередко их отдых и вовсе заканчивается лесным пожаром. Беспечные и бездумные отдыхающие наносят лесу не меньший ущерб, чем злоумышленники - браконьеры, "черные лесорубы", поджигатели. Для того, чтобы наше пребывание в лесу не привело к беде и не оставило неприятных следов, необходимо соблюдать несколько простых правил.

Пожарная безопасность. Самая большая беда, причиной которой может стать человек в лесу - это лесной или торфяной пожар. Лесной пожар может возникнуть от малейшего источника - брошенной непогасшей спички, окурка, искры из глушителя мотоцикла или автомобиля, тлеющего ружейного пыжа, и, конечно же, от непогашенного костра или подожженной в лесу или поблизости от него сухой травы. Сухой мох или лишайник, лесная подстилка, торф могут часами тлеть, прежде чем тление превратится в открытое пламя. Поэтому часто человек даже не узнает о том, что он стал виновником лесного пожара - но лес, тем не менее, сгорает (а иногда сгорает не только лес, но и расположенные рядом с ним дома, а то и целые деревни).
Для того, чтобы не стать невольным виновником лесного пожара, необходимо соблюдать несколько простых правил.
Во-первых, никогда и нигде не поджигать сухую траву. Абсолютное большинство весенних лесных и торфяных пожаров возникает именно в результате поджогов сухой травы (кроме того, от поджогов сухой травы ежегодно в нашей стране сгорает несколько сотен домов, травяной дым причиняет огромный ущерб людям, страдающим болезнями сердца, сосудов, органов дыхания). Не каждый человек способен справиться с травяным пожаром, особенно в ветреный день - в результате палы сухой травы распространяются иногда на многие километры, вызывая пожары в лесах и лесополосах, уничтожая молодую древесную поросль.

Во-вторых, не разводить костры без нужды, а уж если разводить - то только там, где нет опасности, что от костра начнет тлеть торф, лесная подстилка или ветошь, накопившаяся между камнями. В лесах с мощным моховым или лишайниковым покровом, или с толстой лесной подстилкой, необходимо расчистить место для костра и прилегающую полосу от горючих остатков. Костер нельзя оставлять без присмотра, а перед уходом его необходимо тщательно затушить - так, чтобы от него не было ни малейших следов дыма, и чтобы тепло не чувствовалось руками.

В-третьих, не допускать попадания на землю искр, непотушенных спичек, окурков, хлопушек, петард и тому подобных предметов, которые могут стать источником тления и огня. Летом в сухом лесу, и особенно на торфянике, надо вести себя так, как будто вы находитесь на пороховом складе - это будет единственно правильное и безопасное для леса поведение.

В-четвертых, в случае обнаружения в лесу огня (брошенного костра, тлеющего мха или подстилки, горящей травы) - попытаться погасить огонь собственными силами, а если это не получится - как можно быстрее сообщить о нем в органы пожарной охраны или ближайшее лесничество, позвонив по телефону 8-800-100-94-00 (это общероссийских телефон лесной охраны), 01, 112, или любому другому известному вам телефону экстренных служб.

Соблюдение чистоты. Одним из самых заметных следов пребывания человека в лесу является мусор. Леса вблизи городов, поселков и больших дорог по всей стране весьма быстро превращаются в сплошные свалки самых разных отходов, в основном оставляемых отдыхающими в лесах гражданами. Хотя по действующему лесному законодательству леса должны охраняться от загрязнения, справиться с миллионами мусорящих в лесах граждан никому не под силу. А чем больше замусоривается лес - тем более охотно оставляют в нем свой мусор следующие его посетители.

Только общими усилиями всех людей можно спасти леса от мусора. Культурный, уважающий себя и других человек ни в коем случае не должен оставлять в лесу никаких отходов своей жизнедеятельности - весь мусор следует унести с собой и выбросить там, где его собирают и утилизируют. Лишь для быстроразлагающихся органических отходов можно сделать исключение, но и их следует спрятать, поскольку любой мусор в лесу может натолкнуть следующего посетителя на мысль, что здесь сорить принято.

В исключительных случаях, если по какой-то причине забрать весь мусор с собой невозможно, безопасные и способные к разложению отходы можно закопать, предварительно приняв меры к тому, чтобы они разложились как можно быстрее. Безопасный горючий мусор, который невозможно взять с собой, следует сжечь, консервные банки - обжечь. Стекло и пластик надо обязательно забрать с собой - они практически не разлагаются в природной среде, а сжигание пластика само по себе опасно.

По возможности стоит убрать и мусор, оставленный другими людьми - в конце концов, Земля у нас одна, и кому-то всегда приходится исправлять последствия невоспитанности других.

Соблюдение тишины. Шум, производимый людьми, может причинить лесу и его обитателям немало бед. Многие звери и птицы, особенно в период выведения потомства (весной и летом), очень чувствительны к посторонним громким звукам. Громкие крики, музыка, хлопки петард, шум мотоциклов и мопедов и другие тому подобные звуки могут напугать зверей и птиц, заставить их бросить свои гнезда, потомство, переселиться на другие участки. Шум - одна из главных причин того, что животный мир лесов вокруг городов, предприятий, дорог и других мест, где много людей и техники, намного беднее, чем животный мир диких лесов.

Громкие звуки, производимые одними людьми, часто сильно мешают другим людям отдыхать, наслаждаться тишиной леса. Для большинства тех, кто любит отдыхать в лесу, собирать грибы и ягоды, тишина - одно из главных достоинств такого отдыха. Этим людям бывает очень неприятно слушать громкую музыку и крики других отдыхающих, от которых, особенно в пригородах и других густонаселенных местах, часто бывает просто некуда скрыться.

Наконец, тот, кто постоянно громко шумит в лесу, не имеет практически никаких шансов встретиться с интересными дикими животными. Человека, который просто тихо идет по лесу, звери не очень боятся, но человека, который ходит по лесу с включенным радиоприемником, ездит на мотоцикле, беспричинно громко кричит, большинство зверей и птиц боится как огня.

Поэтому самое правильное - всегда стараться вести себя в лесу тихо, настолько, насколько это возможно - не только ради самого леса, но и из уважения к другим людям, отдыхающим в этом лесу.

Соблюдение законов и правил. Согласно российскому лесному законодательству, граждане имеют право свободно и бесплатно находиться в лесу, собирать для собственных нужд грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения. Но есть и то, что в лесу нельзя делать без специального разрешения, или даже нельзя делать вообще.

Без специального разрешения (договора купли-продажи) граждане не имеют права заготавливать в лесу древесину. По действующему законодательству та или иная ответственность предусматривается за заготовку любой древесины, в том числе погибших и упавших деревьев. За незаконную рубку предусматривается весьма серьезная ответственность - взыскание ущерба (который зависит от многих условий и может быть очень большим даже за одно дерево), большие штрафы, и даже тюремное заключение на срок до шести лет.

Без специального разрешения (обычно - договора купли-продажи) нельзя заготавливать новогодние елки и другие хвойные деревья для новогодних праздников, даже если рубка конкретного дерева не нанесет ущерба лесу - например, под линией электропередачи или на обочине дороги.

Нельзя повреждать и уничтожать редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения, занесенные в Красную книгу Российской Федерации или региональные Красные книги. К числу таких видов относятся многие красивоцветущие растения, которые люди любят собирать в букеты (именно поэтому такие виды растений становятся редкими или даже исчезают). Поэтому сбор букетов красивых лесных цветов вполне может превратиться в нарушение, и даже в преступление. Лучше всего красивые цветы в лесу не срывать - это не только поможет сохранить редкие виды растений, но и позволит посмотреть на них другим людям.

Нельзя повреждать или уничтожать различные лесохозяйственные знаки (столбики, плакаты и другие), посадки лесных деревьев, разнообразную лесохозяйственную технику, оставленную в лесу в нерабочее время.

Нельзя поджигать лес или оставлять в лесу открытый огонь, нельзя замусоривать лес - это не только правила хорошего тона, но и требование действующего лесного законодательства. Ответственность за поджог леса, в том числе случайный, и за организацию в лесу незаконной свалки, может быть очень суровой.

Мы организовали встречу с представителем нашего Серовского лесничества, главным специалистом по лесовосстановлению Новоселовой Светланой Владимировной и узнали интересную информацию:


Площадь Серовского лесничества-428012 га

Ежегодно для искусственного лесовосстановления на площади 200 га (из них 110 га на горельниках) высаживают сеянцы сосны и ели. Для этого используют 600 тысяч сеянцев.

За последние 3 года все пожары происходят по вине человека:

2011 год-47 пожаров, площадь -472 га

2012 год-2 пожара,площадь-22,5 га

2013 год-3 пожара, площадь-12,7 га

Лес - наше богатство, поэтому его нужно сберечь. Невозможно перечислить все бедствия, которые несет истребление лесов, поэтому человек должен пересмотреть свое отношение к лесу.

Заключение

Итак, работая над проектом, мы решили, что наша гипотеза подтвердилась:

Лес- дает нам не только материальные блага, но лес- живая душа, которая радуется вместе с нами и плачет от боли, лес- наш друг, источник всего прекрасного, целитель наших душ.

Наши леса волнуют каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу. Красота леса– неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, писателей, композиторов, художников.

Нет ничего милее бродить и думать здесь,

Излечит, обогреет, накормит русский лес..

Жизнь, кажется иною и сердце не болит,

Когда над головою, как вечность лес шумит.

Список литературы

1 .В березовой роще. Рассказы./ В. Гакина-М.: Детская литература,1976

2. Великие полотна русских художников./А.Астахов- М.: Белый город,2009

3.Ю. Дмитриев,Н. Пожарицкая. Книга природы.-М.: Детская литература,1990

4.Здравствуй, солнце!-М.: Детская литература,1976

5.С.Мерзляков.Люблю тебя, березовая Русь

6. И.Соколов- Микитов.Русский лес-М.: Детская литература,1984

Цель: познакомить со значением леса в природе и для человека.

Задачи:

  • закрепить отличие тайги, смешанного и широколиственного лесов;
  • рассмотреть экологические проблемы в лесной полосе, возникающие по вине человека;
  • развивать познавательный интерес к изучению природы;
  • воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Оборудование: карта «Природные зоны России», мультимедийный учебник «Окружающий мир» для 4 класса, плакат с изображением леса, карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой,и не утаи:
Ты же видишь – мы свои!

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель. В этом стихотворении «спрятана » тема нашего урока. В какую природную зону мы сегодня отправимся?

Ученики. В стихотворении говорится о лесе, значит,мы сегодня опять отправимся в лесную зону.

III. Актуализация знаний учащихся

– Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне.
– Покажите на карте лесную зону: тайгу, смешанный лес, широколиственный лес.

Проводится конкурс рисунков «Как я представляю себе тайгу, смешанный и широколиственный лес». Учащиеся комментируют рисунки.
Учитель предлагает заслушать несколько сообщений о жителях леса, подготовленных учащимися дома.
По выбору учителя несколько учащихся работают по карточкам.

1) Напишите 2-3 цепи питания в лесной зоне.
2) Соедините стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:

– А сейчас мы разгадаем кроссворд.

1. Какое дерево является символом России?
2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки.
3. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах.
4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать.
5. Хвойный лес.
6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх.
7. Живет в глуши лесной, и летом, и зимой старательный работник, лесной носатый плотник.
8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке.
9. Дерево с листьями в форме сердечка.
10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами.

Отгадка. Берегите лес.

IV. Изучение нового материала

– Сегодня на уроке мы будем говорить об охране леса, о роли леса в жизни людей и о том, какую роль играет человек в жизни леса.
Весь лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. А какое многообразие растений! И все это живет совместно, тесно связано между собой и выполняет огромную работу.
Работа в группах. Нужно выбрать животных леса (I группа), растений леса (II группа), цветов и ягод (III группа)

V. Чтение стихотворения С.Никулиной «Русский лес»

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь,
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,

Нас ждут в лесу рябинка,
Орехи и цветы.
Душистая малина
На кустиках густых.

Ищу грибов поляну
Я, не жалея, ног,
А если я устану –
Присяду на пенек!

Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

– О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (Об отношениях между человеком и лесом.)
– Какую роль выполняет лес в жизни людей?

По ответам учащихся учитель записывает на доске схему «Значение леса».

Физкультминутка

У оленя дом большой.
Он глядит в свое оконце –
Зайка по лесу бежит,
В дверь его стучит:
«Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой».
«Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне скорей давай!»

VI. Учитель. А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте разговор деревьев. «Дуб и Рябина».

– Ой, Рябинушка, рябинушка, что взгрустнула ты?
– Была я, Дуб, свежей рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня как липку, разделали под орех. Ни ягод, ни сучков, ни веток – хоть в костер головой. Хоть бы ты за меня вступился.
– Что ты, Рябинушка! Я сам такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю осень желуди с меня сшибали – камнями да палками молотили. Всю душу вытрясли. Был я дубом, а стал дубиной.

VII. Работа в группах

– О каких экологических проблемах идет речь:

I группа

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из – за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал. (Н.Некрасов.)

– О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Речь идет о вырубке леса.)

– Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины. (Картина «Лесозаготовки») Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас после работы лесорубов остаются такие картины (показ фотографий). Людям казалось, что лесов очень много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Н.Некрасова, ей было жаль и птиц и зверей, оставшихся без дома. Какие чувства у вас вызывают фотографии? (Свободные высказывания детей). Разные чувства вызывают эти фотографии, но я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема – это значит, что вы будете искать пути ее решения. Это ваше домашнее задание.

II группа

– Послушайте стихотворение В.Шефнера «Лесной пожар»:

Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

– Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? (Человек не затушил костер, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар.)

– А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь. Вам предстоит дома для таких горе –охотников и туристов составить памятку «Как разводить костер».

III группа

Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полет прощальный будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?

Ученики. Здесь говорится о незаконной охоте (браконьерстве).

Учитель. Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей. Люди стали убивать еще больше, чем смогли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному истреблению некоторых видов животных. В наше время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается законом. В Красную книгу занесены:

  • Растения: женьшень, венерин башмачок.
  • Жуки: жук-коростел, жук-олень, дровосек реликтовый.
  • Птицы: филин, утка-мандаринка.
  • Звери: зубр, амурский тигр.

Заполняем схему.

VIII. Закрепление

– Нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Что вы должны показать в знаках?

Ученики. Нельзя вырубать дерево. Нельзя разводить костры. Нельзя оставлять мусор в лесу. Нельзя убивать зверей.

IX. Итог урока

– Какое значение имеет лес для людей?
– Какие растения и животные леса занесены в Красную книгу.

Знаете ли вы, как много подарков дарит нам лес? Существенная польза леса влияет на наше здоровье, промышленность, реки, поля. К сожалению, человек не до конца ценит столь щедрые дарения.

Промышленность

Благодаря лесу, заводы и фабрики получают основные продукты промышленности, состоящие из древесины. Это древесные смолы, древесная мука, из которой изготавливают линолеум, древесно-слоистый пластик, целлюлоза, скипидар, спирт, древесностружечные, древесноволокнистые плиты и др. Список можно еще долго продолжать.

Древесину используют в хозяйстве, она выступает в роли строевого леса и пиломатериалов, таких, как: брус, фанера, доски. Что даёт нам лес в промышленной сфере? Железные дороги, строительные здания, мосты, опоры линий электропередачи и многое другое.

Из продуктов переработки и из самой древесины изготавливают множество необходимых человечеству предметов: стулья, школьные доски, учительские кафедры, парты, потолки, полы, рамы для окон, школьные крыши, стены. Более мелкие предметы: материалы для кроссовок, портфели, игрушки, ткани для верхней одежды, лыжи, клюшки, сани, мячи для игры в футбол. Этот список также далеко не полный.

Какую пользу приносит лес народному хозяйству

Народное хозяйство не обходится без лесных материалов, из которых создаются: ручки для лопаты, лодки, сани, спички, телеги, фанера, мебель, лаки, рыболовные поплавки, колесные ободья и т.д. Каждый из нас может сам продолжить этот список. Задумайтесь хотя бы на минуту, чтобы было, если бы не было древесины? К чему бы мы пришли в конечном итоге?

Еловая древесина

Белая с желтоватым оттенком, имеющая шелковый отлив, податливая и звучная, еловая древесина ценится человечеством издавна. Из нее строили царские палаты, храмы, избы, мосты и сараи. Еловая древесина дала нам возможность развиваться творчески, благодаря таким инструментам: гитара, скрипка, балалайка и другим музыкальным источникам.

Всего один кубический метр такой древесины даёт 600 костюмов из полушелка, 400 пар великолепных чулок из шелковых тканей и 250 кг целлюлозы.

Сосновая смола

Для хозяйства, в лесах добывают живицу (сосновую смолу). Для этого специально приготовленными насечками, надрезают кору дерева и собирают смолу в посудину. Из соснового сока получается канифоль – вещество, производящее на свет садовую замазку, сиккативы, качественное мыло, синтетический каучук, пластмассу, лаки, искусственную кожу.

Польза леса

Вы еще спрашиваете, что даёт лес человеку? Лес кормит человека! Ягоды, грибы, звериное и птичье мясо – это все заслуга лесов. Лес одевает человека! Лесные животные богаты теплым натуральным мехом, в который одевают людей в стуженную зимнюю пору. Лес учит человека, он даёт ему все необходимые школьные предметы. Лес лечит своими полезными лечебными травами. Лес насыщает наши легкие углекислым газом и кислородом.

О пользе лесов можно говорить очень долго. Но вывод всегда будет один – их нужно охранять и не забывать о том, насколько это важно для каждого из нас.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

ДРУГОЕ

С кем ни случалось после приятной прогулки по лесу принести на одежде пятна от смолы. Надо сказать, что древесная смола…

Как сделать леса?Леса применяются во время строительства и ремонта объектов. Изготовить их можно своими руками. Но…

Деревянный пол для многих людей является настоящей мечтой.В этой статье мы рассмотрим, как сделать деревянный пол…

Если во время ремонта вы решили покрыть свой пол паркетом, то можете быть уверены, что этот вариант - один из самых…

Вагонка это тонкая гладко оструганная доска, используемая для обшивки внутренних помещений а также для наружной отделки…

Существует несколько случаев выделения древесины для нужд граждан. Ее используют для строительства дома, для ремонтных…

При ведении строительства или каких-либо отделочных работ необходимо знать, как рассчитать кубатуру. Это поможет…

Хотя, говорят, что для дома важен крепкий фундамент, но надежные стены не менее важны. И, конечно, строительство дома…

Сегодня тема здорового питания актуальна как никогда, ведь в современном мире очень много негативных факторов: плохая…

Целлюлоза - полисахарид, нерастворимая клетчатка, основной строительный материал высших растений. Из целлюлозы состоят…

Каучук - очень популярный в промышленности материал. Рассмотрим, что такое каучук, откуда и как его получают.Источник…

Натуральные материалы, используемые во внутренней отделке помещений и мебели, всегда гораздо более экологичны и создают…

Если при выборе одежды у вас возникает вопрос: вискоза, что это за ткань такая и стоит ли её покупать? - наша статья…

Леса на территории России бывают хвойные, широколиственные и смешанные. Они богаты многообразием прекрасной…

Из этой небольшой статьи вы узнаете, что даёт природа современному человеку и как нужно использовать эти бесценные…

Мир вокруг нас Ситников Виталий Павлович

Что дает нам лес?

Что дает нам лес?

Когда-то леса покрывали почти две трети земной суши, но сегодня из-за самых разных причин это соотношение изменилось, и леса занимают лишь треть суши. Из-за интенсивного сельского хозяйства леса растут в основном в горных или отдаленных районах, на непригодных под пашню склонах и почвах.

Естественные леса преобладают на обширных территориях северных стран, особенно Канады, северной Европы, Скандинавии и России, а так же в гористых районах мира. Во многих тропических областях Америки, Африки, Азии и северной Австралии раскинулись густые тропические леса. Все они с давних времен используются человеком.

Именно хвойные леса обеспечивают треть мировой потребности в древесине. Они дают мягкую древесину, необходимую для строительства, производства тары и изготовления бумаги. Для того чтобы изготовить 270 экземпляров 190-страничной книги, требуется целое дерево! Вот почему ученые многих стран разрабатывают проекты рационального вторичного использования дерева или даже замены его другими материалами.

Тропические леса дают в основном твердую древесину. Она идет на производство мебели и строительство. Ежегодно каждый житель Америки использует такое количество деревянных изделий, что по объему оно равно дереву высотой в 30 метров и 41 сантиметра в диаметре. В целом же в мире ежегодно расходуется более 230 миллионов деревьев. Примерно 2 500 миллионов людей, половина населения Земли, использует дерево для отопления и приготовления пищи.

Однако из хвойных деревьев можно получить и использовать не только древесину, но и массу полезных и необходимых предметов. Зачастую мы и не догадываемся, что исходным сырьем для них послужило дерево. Так, для изготовления многих лекарств (например, хинина и аспирина) используется кора тропических деревьев. Резина, лаки, смолы, воск и красители также изготавливаются в результате переработки различных веществ, получаемых из деревьев.

Одна из главнейших областей применения древесины – производство целлюлозы. А целлюлоза, в свою очередь, дает нам бумагу, взрывчатые вещества, лекарства, целлофан и ткани. Вот почему ученые так интенсивно ищут и находят способы замены натуральной древесины.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Почему корова дает молоко? С древнейших времен люди употребляют молоко в пищу и специально для этого разводят особых животных. Мы пьем в основном коровье молоко, а вот в Испании предпочитают овечье.Многие племена, живущие в пустынях, используют верблюжье молоко, а в

Из книги Дрессировка полицейских собак автора Герсбах Роберт

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Таможня дает «добро» Из кинофильма «Белое солнце пустыни» (1970), снятого режиссером Владимиром Мотылем (р. 1927) по сценарию Валентина Ивановича Ежова (р. 1921) и Рустама Ибрагимбекова (р. 1939).Используется как шутливо-иронический комментарий по поводу чьего-либо согласия,

Из книги 100 великих рекордов авиации и космонавтики автора Зигуненко Станислав Николаевич

Ур дает урок А могли мы хотя бы теоретически опередить американцев в лунной гонке? Ныне эксперты сходятся во мнении: с королевским носителем - нет.Однако существовал и другой вариант. Почти одновременно с Королевым свой проект лунного корабля и ракеты-носителя предложил

Из книги Мототуризм: спорт и отдых автора Захарин Владимир Сергеевич

ЧТО ДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ДОРОГА? Мототуризм стоит на стыке туризма и мотоспорта, синтезирует их особенности. Он воспитывает физически крепких, закаленных, подготовленных к преодолению трудностей людей. Общение с мотоциклом дает им технические знания, а преодоление трудных

Из книги Лучшее для здоровья от Брэгга до Болотова. Большой справочник современного оздоровления автора Моховой Андрей

Из книги Как добыть смолу, деготь, скипидар, канифоль, древесный спирт и эфирные масла автора Власов П. Е.

Из книги Ребенок и уход за ним автора Спок Бенджамин

Из книги Мир вокруг нас автора Ситников Виталий Павлович

Что дает дерево Всем известно, что дерево (идет на постройки и топливо, что из дерева делают мебель, части машин, экипажей и всевозможные поделки, совершен но необходимые в житейском «обиходе. Все это достигается посредством механической обработки дерево. Но это далеко не

Из книги Машканта.ру автора Боголюбов Юрий

Из книги 500 возражений с Евгением Францевым автора Францев Евгений

Что дает нам лес? Когда-то леса покрывали почти две трети земной суши, но сегодня из-за самых разных причин это соотношение изменилось, и леса занимают лишь треть суши. Из-за интенсивного сельского хозяйства леса растут в основном в горных или отдаленных районах, на

Из книги 100 возражений. бизнес и продажи автора Францев Евгений

Из книги Рига. Ближний Запад, или Правда и мифы о русской Европе автора Евдокимов Алексей Геннадьевич

Из книги Занимательный тайм-менеджмент … или Управляемся играя автора Абрамов Станислав

65. Я не дам Вам денег в управление, т. к. мой трейдер даёт мне 20% в год Намерение: Вы же хотите стабильно и надежно зарабатывать? Мы предлагаем…Переопределение: новое сотрудничество можно начинать и при существующих…Разделение: но оценить и сравнить наши условия Вы

Из книги автора

Глава 4. Минус дает плюс. Устройство Риги Ориентация на местности Драматические события XX века, покончившие с двумя гигантскими евразийскими империями – Российской и Советской, – не дали Риге превратиться в мегаполис, на что у нее были все шансы. Помимо отрицательных

Из книги автора

Что ещё новенького в тайм-менеджменте даёт СПК? – Определено взаимодействие таких понятий как активность, результативность и эффективность личной деятельности;– Показано, как выражаются числовыми значениями приоритет и активность (весомость) задач;– Обоснована



error: Контент защищен !!