Проблема внимания в психологии. Селективное внимание: понятие и примеры Психические состояния непатологической дезорганизации сознания

Ежедневно и ежесекундно мы подвергаемся воздействию большого потока звуковой информации. Гудки автомобилей в городской суете, разговор коллег по работе, гул бытовых приборов- и это только малая часть звуковых факторов, влияющих на нас каждую минуту. Представляете, что было бы, если б каждый такой момент отвлекал наше внимание? Но большую часть шумов мы просто игнорируем и не воспринимаем. Почему так происходит?

Представьте, что вы находитесь на вечеринке вашего друга в оживленном ресторане. Большое количество шумовых эффектов, звон фужеров и бокалов, множество других звуков - все они пытаются завладеть вашим вниманием. Но на фоне всего этого шума вы предпочитаете сосредоточиться на забавной истории, которую рассказывает ваш приятель. Как вам удастся проигнорировать все остальные звуки и послушать историю вашего приятеля?

Это пример понятия ”селективное внимание”. Его другое название - избирательное или выборочное внимание.

Определение

Селективное внимание - это просто акцент фокусировки на конкретном объекте в течение определенного периода времени, с одновременным игнорированием несущественной информации, которая также встречается.

Поскольку наша способность следить за вещами вокруг нас ограничена как по возможности, так и по продолжительности, и на нее прямым образом влияют индивидуальные психологические особенности личности, мы должны быть избирательными к тому, на что обращаем внимание. Внимание действует как прожектор, подчеркивая детали, на которых нам нужно сосредоточиться, и отсеивая ненужную нам информацию.

Степень избирательного внимания, которую можно применить к ситуации, зависит от человека и его способности концентрироваться на определенных обстоятельствах. Это также зависит от отвлекающих факторов в окружающей среде. Селективное внимание может быть сознательным усилием, но может происходить и подсознательно.

Как работает выборочное внимание?

Некоторые исследования показывают, что избирательное внимание - результат умения, которое помогает хранить воспоминания.

Поскольку индивидуально-психологические особенности личности и рабочая память могут содержать только ограниченный объем информации, нам часто приходится отфильтровывать ненужные сведения. Люди часто настроены уделять внимание тому, что обращается к их чувствам, или к тому, что хорошо знакомо.

Например, когда вы голодны, у вас больше шансов обратить внимание на запах жареной курицы, а не на звук звонка телефона. Это особенно важно, если курица является одним из ваших любимых блюд.

Избирательное внимание также может быть использовано для целенаправленного привлечения интереса к объекту или человеку. Многие маркетинговые агентства разрабатывают способы привлечь избирательное внимание человека, используя цвета, звуки и даже вкусы. Вы когда-нибудь замечали, что некоторые рестораны или магазины предлагают дегустацию продуктов питания в обеденное время, когда вы, скорее всего, будете голодны и наверняка продегустируете предложенные образцы, после чего вероятность зайти в их ресторан или кафе существенно возрастет. В этом случае зрительное и слуховое внимание завладевают вашими чувствами, в то время как шум или активность толпы покупателей вокруг вас попросту игнорируются.

«Чтобы поддерживать наше внимание к одному событию в повседневной жизни, мы должны отфильтровывать другие события, - объясняет автор Рассел Реллин в своем тексте ”Познание: теория и практика”. - Мы должны быть избирательными в нашем внимании, сосредотачиваясь на некоторых событиях в ущерб другим, потому что внимание - это ресурс, который необходимо оставлять для важных событий».

Существуют две основные модели, описывающие, как работает визуальное внимание.

  • Модель ”прожектор“ предполагает, что визуальное внимание работает так же, как и прожектор. Психолог Уильям Джеймс предположил, что такой механизм включает в себя координационный центр, в котором все четко просматривается. Область, окружающая эту точку, известную как край, все еще видна, но видна неочевидно.
  • Второй подход известен как модель ”зум-объектив”. Хотя он содержит все те же элементы модели прожектора, но дополнительно предполагает, что мы можем увеличить или уменьшить размер нашей фокусировки так же, как зум-объектив камеры. Однако значительная область фокусировки приводит к более медленной обработке, поскольку включает в себя существенный поток информации, поэтому ограниченные ресурсы внимания должны распределяться по большей площади.

Селективное слуховое внимание

Некоторые из самых известных экспериментов по слуховому вниманию - это те, которые проводит психолог Эдвард Колин Черри.

Черри исследовал, как люди могут отслеживать определенные разговоры. Феномен он назвал эффектом «коктейль».

В этих экспериментах два сообщения были представлены одновременно через слуховое восприятие. Черри обнаружил, что когда содержимое автоматического сообщения было внезапно переключено (например, переход от английского к немецкому языку или внезапное воспроизведение назад), немногие из участников обратили на это внимание.

Интересно отметить, что если динамик сообщения автоматической трансляции переключался с мужского голоса на женский (или наоборот), или если сообщение было заменено тоном 400 Гц, участники всегда замечали изменение.

Выводы Черри были продемонстрированы в дополнительных экспериментах. Другие исследователи получили аналогичное слуховое восприятие, включая списки слов и музыкальные мелодии.

Теории ресурсов выборочного внимания

В более поздних теориях внимание рассматривается как ограниченный ресурс. Предметом изучения является то, как эти ресурсы разводятся среди конкурирующих источников информации. Такие теории предполагают, что у нас имеется фиксированное количество внимания и требуется выяснить, как мы распределяем его доступные запасы среди множества задач или событий.

«Теория ориентированных ресурсов была подвергнута критике, как чрезмерно широкая и неопределенная. Действительно, она может быть неодинока в объяснении всех аспектов внимания, но вполне удовлетворяет теории фильтров, - предполагает Роберт Стернберг в своем тексте «Когнитивная психология», обобщая различные теории избирательного внимания. - Фильтры и узкие места теории внимания являются более подходящими метафорами для конкурирующих задач, которые, по-видимому, несовместимы... Теория ресурсов кажется лучшей метафорой для объяснения явлений разделенного внимания на сложные задачи».

Есть две модели, которые связаны с избирательным вниманием. Это модели внимания Бродбента и Трейсмана. Они также упоминаются как узкие модели внимания, потому что объясняют, что мы не можем одновременно следить за каждым входом информации на сознательном уровне.

Вывод

Селективное внимание в психологии изучается довольно основательно, а сделанные выводы достаточно сильно отличаются друг от друга. Одной из наиболее влиятельных избирательного внимания была модель фильтра Бродбента, изобретенная в 1958 г.

Он предполагал, что многие сигналы, поступающие в центральную нервную систему параллельно друг с другом, хранятся в течение очень короткого времени во временном «буфере». На этом этапе сигналы анализируются по таким факторам, как местоположение в пространстве, тональное качество, размер, цвет или другие основные физические свойства.

Затем они пропускаются через выборочный «фильтр», который позволяет сигналам с соответствующими свойствами, необходимыми человеку, проходить по одному каналу для дальнейшего анализа.

Часть информации с более низким приоритетом, хранящаяся в буфере, не сможет пройти этот этап до истечения срока действия буфера. Элементы, потерянные таким образом, не оказывают дальнейшего влияния на поведение.

Эффекты внимания, прежде всего положительные, позволяют сделать шаг в сторону выявления критериев внимания - необходимых характеристик, признаков или правил типа «если - то», позволяющих установить, участвует ли внимание в данном конкретном познавательном акте либо практическом действии или не участвует. Исследователи вынуждены использовать подобные критерии потому, что внимание крайне неуловимо и никогда не представлено как отдельный процесс с собственным содержанием и продуктом.

Пожалуй, наиболее полно суммировать критерии наличия внимания удалось Ю. Б. Гиппенрейтер , которая предложила делать выводы об участии внимания на основе его проявлений, во-первых, в сознании, во-вторых, в поведении, а в-третьих, в продуктивной деятельности. Таким образом, складываются три группы критериев внимания.

I. Феноменальные критерии . К этой группе критериев, именуемых также «субъективными», т.е. явленными исключительно самому субъекту познания, относятся как раз те характеристики, которые дали классику психологии сознания У.Джемсу право утверждать, что «каждый знает, что такое внимание» (см. Введение). Открывает их нам самонаблюдение, на заре психологии облеченное в изощренную форму интроспекции (лат. introspecto - смотрю внутрь). Поэтому и сформулированы все эти критерии на языке содержаний сознания и наших субъективных переживаний.

Во-первых, это особое качество содержаний сознания : их ясность и отчетливость в фокусе внимания наряду со смутностью, расплывчатостью, недифференцированностью на периферии. Именно этот критерий позволил основателю психологии как научной дисциплины немецкому психологу Вильгельму Вундту (1832- 1920) сравнить сознание со зрительным полем, фокусом которого является внимание.

Во-вторых, критерием внимания считается непрерывная смена содержаний в «фокусе» сознания : постоянное появление новых содержаний и уход на периферию старых. Иными словами, для объекта внимания характерно постоянное «развитие». Впрочем, У.Джемсу и вслед за ним целой плеяде психологов такое «развитие» представляется не столько критерием наличия внимания, сколько непременным условием его поддержания.

Наконец, в-третьих, факультативным (иначе говоря, не обязательным, но иногда полезным) субъективным критерием наличия внимания, прежде всего произвольного, может стать переживание усилия , интереса или, по словам В. Вундта, «чувства деятельности».

Однако отнюдь не каждого можно спросить о том, что он переживает в данный момент времени. Иные (например, животные или младенцы) просто не ответят, а кому-то придется отвлечься от того, чем он был занят, а значит, он уже более не будет внимателен к своей задаче. Чтобы сделать вывод о наличии или отсутствии внимания в этих случаях, приходится опираться на две другие группы критериев.

II. Поведенческие критерии . Их называют еще внешне-двигательными или позно-тоническими, указывая на их связь с положением тела и тонусом мышц. Впрочем, сюда же относятся и вегетативные изменения в организме человека или животного, например: изменение кожного сопротивления, расширение и сужение кровеносных сосудов. В широком смысле эта группа критериев включает все «внешние проявления» внимания, по которым можно сделать вывод о его наличии и которые мы перечисляли, говоря о связи внимания и поведения (см. Введение). К ним относится и установка органов чувств (например, направление взгляда, поворот и наклон головы), и изменение мимики, и специфическая поза (в частности, ее «застывание» или задержка), и затаивание дыхания либо его поверхностный характер.

Для психолога-исследователя проблема выделения поведенческих критериев внимания тесно связана с проблемой поиска его объективных физиологических индикаторов - внешних «указателей» на его наличие, которые не проявляются в поведении прямо, но могут быть зафиксированы с помощью специальных приборов. Например, такими индикаторами внимания могут стать снижение частоты сердечных сокращений и расширение зрачка 1 . Частота сердечных сокращений (пульс) - один из самых распространенных индикаторов в исследованиях внимания младенцев, поскольку, в отличие от позы и мимики, он может быть измерен количественно , а иные данные о внимании младенца получить затруднительно. Что касается диаметра зрачка, то в 1970-е гг. он использовался в качестве показателя нагрузки на познание со стороны задач, предъявляющих особые требования к вниманию .

III. Продуктивные критерии внимания связаны с успешностью деятельности, которую осуществляет человек. Здесь можно выделить три критерия наличия внимания в зависимости от характера этой деятельности.

1. Познавательный критерий : человек лучше воспринимает и понимает то, на что было обращено его внимание, в сравнении с тем, на что оно не было обращено. Возьмем двух студентов с одинаковыми умственными способностями и познаниями в области математики и дадим им прочитать доказательство одной и той же теоремы. На основании того, кто быстрее и лучше его поймет, мы с определенной степенью уверенности сможем сделать вывод, кто был более внимателен, а кто отвлекался на посторонние мысли.

2. Мнемический критерий : то, на что было обращено внимание, остается в памяти. Неслучайно, когда нам нужно, чтобы человек что-то запомнил, мы обращаем на это его внимание. Напротив, то, что внимания не привлекло, впоследствии едва ли вспомнится. К примеру, когда группа школьников возвращается из музея, учитель нередко просит их припомнить, что именно они видели и слышали во время экскурсии. Это дает ему возможность оценить, были ли его ученики внимательны во время рассказа экскурсовода и на что именно они обратили внимание.

3. Исполнительный критерий : если человек лучше осуществляет действие и допускает меньше ошибок в его выполнении, то, по всей видимости, он внимателен к тому, что делает. Этот критерий часто применяется психологами в исследованиях распределения внимания при решении нескольких задач одновременно. Представим, что человек должен одновременно читать вслух отрывки из поэмы «Евгений Онегин» и складывать в столбик трехзначные числа. Пусть задача декламации стихов - главная, в ней нельзя допустить ни одной ошибки, иначе придется начинать сначала. Как оценить, уделяется ли при этом хоть сколько-нибудь внимания решению задачи сложения? Очевидно, по количеству допускаемых ошибок. Если их много - значит человек не может быть внимателен к сложению, все его внимание занято чтением стихов. А если не больше, чем обычно, - значит он внимателен и к задаче сложения: возможно, потому, что стихи читает «автоматически», поскольку доводилось делать это не раз.

При установлении участия внимания в том или ином познавательном или практическом действии эти группы критериев должны применяться не по одному, а в совокупности: чем большее число критериев будет учтено, тем вернее окажется вывод. Например, когда Т. Рибо отнес к явлениям внимания - пусть болезненным, предельным - такое психопатологическое явление, как «idee fixe », Н.Н.Ланге высказал в его адрес следующую справедливую критику: здесь учтен только один критерий внимания, субъективный, а по продуктивному критерию данное явление не имеет отношения к вниманию! Да и в обыденной жизни несложно ошибиться. Например, если внешне человек - допустим, студент - являет собою само внимание, но, выслушав лекцию, ничего не может припомнить, то либо перед нами больной-амнестик, либо студент на самом деле не был внимателен к тому, что говорилось на лекции, а размышлял о чем-то ином.

Однако в исследовании внимания животных и младенцев могут применяться в лучшем случае два последних критерия, а иногда только поведенческий: сложно говорить о продуктивности познания там, где речь идет только о непроизвольных формах внимания. Например, когда сова поворачивает голову на малейший шорох и ждет, не последует ли еще какой-нибудь звук, свидетельствующий о приближении потенциальной жертвы, на основании се поведения исследователь делает вывод, что сова способна обращать внимание на слуховые события. В экспериментальных условиях можно попытаться оценить скорость реакции совы на очередное событие с той стороны, куда, как предполагается, обращено ее внимание. Тогда к поведенческому критерию добавится исполнительный, и исследователь с большей уверенностью сможет утверждать, что речь идет именно о внимании, пусть и в простейших его формах 2 .


  1. В современной нейронауке в похожих целях широко применяются разнообразные методы регистрации работы головного мозга (см. разд. 4.5).
  2. Так действовали немецкие исследователи А. Йонен и ее коллеги , которые выявили сходство механизмов пространственного внимания (см. гл. 6) у совы-сипухи и человека.

8. Критерии внимания и невнимания

Человек перерабатывает не всю информацию, поступающую из внешнего мира, и реагирует не на все воздействия. Среди многообразия стимулов им отбираются лишь те, которые связаны с его потребностями и интересами, ожиданиями и отношениями, целями и задачами - так, например, громкие звуки и яркие вспышки привлекают внимание не из-за их повышенной интенсивности, но потому, что такая реакция отвечает потребности живого существа в безопасности. В связи с тем, что внимание сосредоточивается лишь на определенных объектах и лишь на выполнении определенных задач, место внимания в той или иной психологической концепции зависит от того, какое значение придается активности субъекта психической деятельности.

В психологии принято выделять следующие критерии внимания:

Внешние реакции - моторные и вегетативные реакции, обеспечивающие условия для лучшего восприятия сигнала. К ним относятся поворот головы, фиксация глаз, мимика и поза сосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты;

Сосредоточенность на выполнении определенной деятельности- состояние поглощенности субъекта предметом деятельности, отвлечения от побочных, не относящихся к нему условий и объектов;

Увеличение продуктивности когнитивной и исполнительной деятельности;

Избирательность (селективность) информации. Этот критерий выражается в возможности активно воспринимать, запоминать, анализировать только часть поступающей информации, а также в реагировании на ограниченный круг внешних стимулов;

Ясность и отчетливость содержания сознания, находящегося в поле внимания.

Исторически внимание принято определять как направленность сознания и его сосредоточенность на определенных объектах. Однако если попытаться обобщить всю феноменологию внимания, то можно прийти к следующему определению: Внимание - это осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием. Представители нейрофизиологического направления исследований традиционно связывают внимание с понятиями доминанты, активации и ориентировочной реакции. Понятие «доминанта» было введено русским физиологом А.А. Ухтомским. Согласно его представлениям, возбуждение распределяется по нервной системе неравномерно. Каждая деятельность может создавать в нервной системе очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер. Они не только господствуют и тормозят другие очаги нервного возбуждения, но даже усиливаются под влиянием действия посторонних возбуждений. Именно эта характеристика доминанты позволила Ухтомскому расценить ее как физиологический механизм внимания. Избирательный характер протекания психических процессов возможен лишь в состоянии бодрствования, которое обеспечивает особая структура мозга - ретикулярная формация. Избирательная активация обеспечивается нисходящими влияниями ретикулярной формации, волокна которой начинаются в коре головного мозга и направляются к двигательным ядрам спинного мозга. Отделение ретикулярной формации от коры головного мозга приводит к снижению тонуса и вызывает сон. Нарушения функционирования ретикулярной формации приводят к нарушениям внимания. Феномены и проявления внимания настолько разнообразны, что есть возможность выделять его виды по разным основаниям. Например, У. Джемс выделяет следующие виды внимания, руководствуясь тремя основаниями: 1) чувственное (сенсорное) и умственное (интеллектуальное); 2) непосредственное, если объект интересен сам по себе, и производное (опосредованное); 3) непроизвольное, или пассивное, не требующее усилий, и произвольное (активное), сопровождающееся чувством усилия. Именно последний подход оказался особенно популярным. Классификация по признаку произвольности является наиболее традиционной: разделение внимания на произвольное и непроизвольное историки психологии находят уже у Аристотеля. В соответствии со степенью участия воли при сосредоточении внимания Н.Ф. Добрынин выделил три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание обращается на что-то без намерения сделать это и не требует волевых усилий. Оно, в свою очередь, может подразделяться на вынужденное (естественное, врожденное или инстинктивное, детерминированное видовым опытом), невольное, зависящее, скорее, от индивидуального опыта, и привычное, обусловленное установками, намерением и готовностью выполнить какую-то деятельность.

По своему происхождению оно более всего связано с «ориентировочными рефлексами» (И.П. Павлов). Причины, вызывающие непроизвольное внимание, кроются в первую очередь в особенностях внешних воздействий - раздражителей.

1. К числу таких особенностей относится сила раздражителя. Сильные раздражители (яркий свет, интенсивные краски, громкие звуки, резкие запахи) легко привлекают внимание, так как, по закону силы, чем сильнее раздражитель, тем значительнее вызываемое им возбуждение.

2. Важное значение имеет не только абсолютная, но и относительная сила раздражения, т.е. соотношение силы данного воздействия с силой других, фоновых, раздражителей. Каким бы сильным ни был раздражитель, он может не привлечь внимания, если будет дан на фоне других сильных раздражителей. В шуме большого города отдельные, даже громкие, звуки остаются вне нашего внимания, хотя они легко привлекают его, когда бывают услышаны ночью в тишине. С другой стороны, даже самые слабые раздражители становятся объектом внимания, если они даются на фоне полного отсутствия других раздражителей: малейший шоpox при полной тишине вокруг, совсем слабый свет в темноте и т.п.

3. Во всех этих случаях определяющим является контраст между раздражителями. Он может касаться не только силы раздражителей, но и других их особенностей. Человек невольно обращает внимание на всякое значительное различие: по форме, величине, цвету, продолжительности действия и т.п. Маленький предмет легче выделяется среди больших; длительный звук - среди отрывистых, коротких звуков; цветной кружок - среди белых. Цифра заметна среди букв; иностранное слово - в русском тексте; треугольник - рядом с квадратами.

4. В большой мере привлекают внимание резкие или же многократно повторяющиеся изменения в раздражителях значительные перемены во внешнем виде хорошо известных людей, вещей, периодическое усиление или ослабление звука, света и т.п. Аналогичным образом воспринимается и движение предметов.

5. Важный источник непроизвольного внимания - новизна предметов и явлений. Шаблонное, стереотипное, многократно повторяющееся не привлекает внимания. Новое же легко становится объектом внимания - в меру того, насколько оно может быть понято. Для этого новое должно находить опору в прошлом опыте.

6. Вызываясь внешними раздражителями, непроизвольное внимание существенно определяется состоянием самого человека. Одни и те же предметы или явления могут стать объектом внимания или не привлечь его в зависимости от того, каково состояние человека в данный момент. Важную роль играют потребности и интересы людей, их отношение к тому, что на них воздействует. Объектом непроизвольного внимания легко становится все, что связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей человека (как органических, материальных, так и духовных, культурных), все, что соответствует его интересам, к чему у него есть определенное, ясно выраженное и в особенности эмоциональное отношение. Тот, кто интересуется спортом, обратит внимание на афишу, в которой сообщается о спортивном состязании, внимание же музыканта привлечет объявление о концерте, и т.д.

7. Значительную роль играют настроение и эмоциональное состояние человека, в большой мере определяющие выбор объекта внимания.

8. Существенное значение имеет физическое состояние человека. В состоянии сильной усталости нередко не замечается то, что легко привлекает внимание в бодром состоянии.

Произвольное внимание, которое часто называли раньше волевым, обращается на объект и удерживается на нем при сознательном намерении сделать это и требует волевых усилий, поэтому иногда оно считалось стадией конфликта, растраты нервной энергии. Оно привлекается и удерживается вопреки факторам непроизвольного внимания (не новым, не сильным раздражителем, не связанным с базовыми потребностями и т.д.), и обусловлено социально. Его формирование, по Л.С. Выготскому, начинается с указательного жеста взрослого, организующего внимание ребенка с помощью внешних средств. Носит отчетливо выраженный сознательный, волевой характер и наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности. Оно является обязательным условием труда, учебных занятий, работы вообще. Для эффективного выполнения любой деятельности всегда необходимы целесообразность, сосредоточенность, направленность и организованность, умение отвлекаться от того, что несущественно для получения намеченного результата. Благодаря произвольному вниманию, люди могут заниматься не только тем, что их непосредственно интересует, захватывает, волнует, но и тем, что не обладает непосредственной привлекательностью, но является необходимым. Чем меньше увлекает человека работа, тем больше требуется волевых усилий для сосредоточения внимания. Причиной, вызывающей и поддерживающей произвольное внимание, является осознание значения объекта внимания для выполнения данной деятельности, удовлетворения потребностей, тогда как при непроизвольном внимании значение объекта может и не осознаваться.

Прилагая значительные усилия, чтобы втянуться в работу, например, приступая к решению сложной геометрической задачи, ученик, найдя интересные способы ее решения, может настолько увлечься работой, что волевые усилия станут не нужны, хотя сознательно поставленная цель сохранится. Такой вид внимания был назван Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным вниманием. Для человека, труд которого носит творческий характер, подобная форма внимания является весьма характерной. Уменьшение волевого напряжения при послепроизвольном внимании может явиться следствием выработки трудовых навыков, особенно привычки сосредоточенно работать в определенном режиме.


Заключение

В соответствии с принципом ограниченности сознания только небольшая часть поступающей к человеку информации переходит в его сознательный опыт. Эту особенность сознания связывают с вниманием. Внимание своего содержания не имеет, оно является динамической стороной всех познавательных процессов. Внимание - направленность и сосредоточенность сознания, предполагает повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Направленность внимания проявляется в избирательности, в произвольном или непроизвольном выборе, выделении объектов, соответствующих потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности. Сосредоточенность (концентрация) на одних объектах предполагает отвлечение от всего постороннего. Воспринимаемое становится более ясным и отчетливым. В зависимости от объекта сосредоточения (воспринимаемые объекты, мысли, движения и др.) выделяют формы внимания: сенсорное (перцептивное), интеллектуальное, моторное (двигательное).

По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют два основных вида (уровня) внимания: непроизвольное и произвольное. Каждая из форм внимания может проявляться на различных уровнях. Кроме произвольного иногда выделяют еще один особый его вид - послепроизвольное.


Литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2007.

Формы предметного восприятия. Многообразие рецепторных аппаратов и воздействий, по отношению к которым оказываются чувствительными эти рецепторы, обусловливает существование различных ощущений как первичных форм психического отражения. Классификация рецепторов может производиться по характеру взаимодействия со стимулом: дистантные (слуховые, зрительные, обонятельные) и контактные (температурные, ...

7.1.Проблема внимания в психологии.

Проблема внимания вызывает у исследователей значительные трудности в трактовке тех феноменов, которые за ним стоят.

Такое положение обусловлено двумя крайне важными фактами.

    Во-первых, многими авторами подчеркивается «несамостоятельность» внимания как психического процесса. И для самого субъекта, и для стороннего наблюдателя оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности.

    Во-вторых, внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем именно наличие характерного продукта служит равным доказательством соответствующей функции. В связи с этим в некоторых теоретических подходах отрицается специфика внимания и единая сущность его проявлений,- внимание рассматривается как побочный продукт и характеристика других процессов.

Человек перерабатывает не всю информацию, поступающую из внешнего мира, и реагирует не на все воздействия. Среди многообразия стимулов им отбираются лишь те, которые связаны с его потребностями и интересами, ожиданиями и отношениями, целями и задачами - так, например, громкие звуки и яркие вспышки привлекают внимание не из-за их повышенной интенсивности, но потому, что такая реакция отвечает потребности живого существа в безопасности. В связи с тем, что внимание сосредоточивается лишь на определенных объектах и лишь на выполнении определенных задач, место внимания в той или иной психологической концепции зависит от того, какое значение придается активности субъекта психической деятельности.

В психологии принято выделять следующие критерии внимания:

    внешние реакции - моторные и вегетативные реакции, обеспечивающие условия для лучшего восприятия сигнала. К ним относятся поворот головы, фиксация глаз, мимика и поза сосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты;

    сосредоточенность на выполнении определенной деятельности - состояние поглощенности субъекта предметом деятельности, отвлечения от побочных, не относящихся к нему условий и объектов;

    увеличение продуктивности когнитивной и исполнительной деятельности;

    избирательность (селективность) информации. Этот критерий выражается в возможности активно воспринимать, запоминать, анализировать только часть поступающей информации, а также в реагировании на ограниченный круг внешних стимулов;

    ясность и отчетливость содержания сознания, находящегося в поле внимания.

Внимание - это осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием. Представители нейрофизиологического направления исследований традиционно связывают внимание с понятиями доминанты, активации и ориентировочной реакции.

Понятие «доминанта» это очаг возбуждения, который не только господствует и тормозит другие очаги нервного возбуждения, но даже усиливается под влиянием действия посторонних возбуждении. Именно эта характеристика доминанты позволила Ухтомскому расценить ее как физиологический механизм внимания.

Избирательный характер протекания психических процессов возможен лишь в состоянии бодрствования, которое обеспечивает особая структура мозга - ретикулярная формация.

Понятие «ориентировочный рефлекс» введено И.П.Павловым и связано с активной реакцией животного на каждое изменение обстановки, проявляемой через общее оживление и ряд избирательных реакций. И.П.Павлов образно называл эту реакцию рефлексом «что такое?». Ориентировочные реакции имеют ясный биологический смысл и выражаются в ряде отчетливых электрофизиологических, сосудистых и двигательных реакций, к числу которых принадлежат поворот глаз и головы в сторону нового объекта, изменение кожно-гальванической и сосудистых реакций, вменение дыхания, возникновение явлений десинхронизации в биоэлектрической активности мозга. При неоднократном повторении одного и того же раздражителя ориентировочная реакция угасает. Организм привыкает к этому раздражителю. Такое привыкание является очень важным механизмом в развитии познавательной активности ребенка. При этом достаточно лишь незначительного изменения стимула, чтобы ориентировочная реакция появилась.

Другой взгляд на механизмы внимания сложился в рамках когнитивной психологии. В 1958 г. Д.Бродбент в книге «Восприятие и коммуникация» сравнил функционирование внимания с работой электромеханического фильтра, осуществляющего отбор (селекцию) информации и предохраняющего канал передачи информации от перегрузки. Термин прижился в когнитивной психологии и породил значительное число моделей внимания. Все модели такого рода можно условно разделить на модели ранней и поздней селекции. Модели ранней селекции (к ним прежде всего относится модель Д.Бродбента) предполагают, что информация отбирается на основе сенсорных признаков фильтром, работающим по принципу «все или ничего». Модели поздней селекции (наиболее известной является модель Д.Навона) предполагают, что вся поступающая информация параллельно обрабатывается и опознается, после чего отобранная информация сохраняется в памяти, а неотобранная очень быстро забывается. Были предложены также различные компромиссные варианты.

С.Л. Рубинштейн, развивая свою концепцию психической деятельности, полагал, что внимание не имеет собственного содержания. По мнению этого ученого, во внимании проявляется отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету. Он писал, что «за вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности».

Взгляды, близкие к этим, высказывал Н.Ф.Добрынин. Он считал внимание формой проявления активности личности и полагал, что, описывая внимание, нужно говорить не о направленности сознания на предмет, а о направленности сознания на деятельность с предметом. В его концепции внимание определялось как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Под направленностью ученый понимал выбор деятельности и поддержание этого выбора, а под сосредоточенностью - углубление в данную деятельность и отстранение, отвлечение от всякой другой деятельности.

В теории П.Я.Гальперина внимание рассматривается как процесс контроля за действиями. В реальной жизни мы постоянно выполняем несколько одновременных действий: идем, смотрим, думаем и т.д. Такой опыт самонаблюдения, казалось бы, не согласуется с данными экспериментов, в которых показывается, насколько сложной является задача совмещения двух действий. Однако большинство совмещений становится возможным благодаря автоматизации или изменению уровня контроля. Похожие взгляды приобретают все большую популярность в современных западных концепциях внимания.

7.2.Виды и свойства внимания.

Внимание теснейшим образом связано с волевой активностью человека. Классификация по признаку произвольности является наиболее традиционной: разделение внимания на произвольное и непроизвольное историки психологии находят уже у Аристотеля. В соответствии со степенью участия воли при сосредоточении внимания Н.Ф.Добрынин выделил три вида внимания:

    непроизвольное;

    произвольное;

    послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без каких-либо специальных усилий. По своему происхождению оно более всего связано с «ориентировочными рефлексами» (И.П.Павлов). Причины, вызывающие непроизвольное внимание, кроются в первую очередь в особенностях внешних воздействий - раздражителей. К числу таких особенностей относится сила раздражителя. Сильные раздражители (яркий свет, интенсивные краски, громкие звуки, резкие запахи) легко привлекают внимание, так как, по закону силы, чем сильнее раздражитель, тем значительнее вызываемое им возбуждение. Важное значение имеет не только абсолютная, но и относительная сила раздражения, т.е. соотношение силы данного воздействия с силой других, фоновых, раздражителей. Каким бы сильным ни был раздражитель, он может не привлечь внимания, если будет дан на фоне других сильных раздражителей. В шуме большого города отдельные, даже громкие, звуки остаются вне нашего внимания, хотя они легко привлекают его, когда бывают, услышаны ночью в тишине. С другой стороны, даже самые слабые раздражители становятся объектом внимания, если они даются на фоне полного отсутствия других раздражителей: малейший шоpox при полной тишине вокруг, совсем слабый свет в темноте и т.п. Во всех этих случаях определяющим является контраст между раздражителями. Он может касаться не только силы раздражителей, но и других их особенностей.

Человек невольно обращает внимание на всякое значительное различие: по форме, величине, цвету, продолжительности действия и т.п. Маленький предмет легче выделяется среди больших; длительный звук - среди отрывистых, коротких звуков; цветной кружок - среди белых. Цифра заметна среди букв; иностранное слово - в русском тексте; треугольник - рядом с квадратами. В большой мере привлекают внимание резкие или же многократно повторяющиеся изменения в раздражителях: значительные перемены во внешнем виде хорошо известных людей, вещей, периодическое усиление или ослабление звука, света и т.п. Аналогичным образом воспринимается и движение предметов. Важный источник непроизвольного внимания - новизна предметов и явлений. Шаблонное, стереотипное, многократно повторяющееся не привлекает внимания. Новое же легко становится объектом внимания - в меру того, насколько оно может быть понято. Для этого новое должно находить опору в прошлом опыте. Вызываясь внешними раздражителями, непроизвольное внимание существенно определяется состоянием самого человека. Одни и те же предметы или явления могут стать объектом внимания или не привлечь его в зависимости от того, каково состояние человека в данный момент. Важную роль играют потребности и интересы людей, их отношение к тому, что на них воздействует. Объектом непроизвольного внимания легко становится все, что связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей человека (как органических, материальных, так и духовных, культурных), все, что соответствует его интересам, к чему у него есть определенное, ясно выраженное и в особенности эмоциональное отношение. Тот, кто интересуется спортом, обратит внимание на афишу, в которой сообщается о спортивном состязании, внимание же музыканта привлечет объявление о концерте, и т.д. Значительную роль играют настроение и эмоциональное состояние человека, в большой мере определяющие выбор объекта внимания. Существенное значение имеет физическое состояние человека. В состоянии сильной усталости нередко не замечается то, что легко привлекает внимание в бодром состоянии.

Произвольное внимание носит отчетливо выраженный сознательный, волевой характер и наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности. Оно является обязательным условием труда, учебных занятий, работы вообще. Для эффективного выполнения любой деятельности всегда необходимы целесообразность, сосредоточенность, направленность и организованность, умение отвлекаться от того, что несущественно для получения намеченного результата. Благодаря произвольному вниманию, люди могут заниматься не только тем, что их непосредственно интересует, захватывает, волнует, но и тем, что не обладает непосредственной привлекательностью, но является необходимым. Чем меньше увлекает человека работа, тем больше требуется волевых усилий для сосредоточения внимания. Причиной, вызывающей и поддерживающей произвольное внимание, является осознание значения объекта внимания для выполнения данной деятельности, удовлетворения потребностей, тогда как при непроизвольном внимании значение объекта может и не осознаваться.

Прилагая значительные усилия, чтобы втянуться в работу, например, приступая к решению сложной геометрической задачи, ученик, найдя интересные способы ее решения, может настолько увлечься работой, что волевые усилия станут не нужны, хотя сознательно поставленная цель сохранится. Такой вид внимания был назван Н.Ф.Добрыниным послепроизвольным вниманием. Для человека, труд которого носит творческий характер, подобная форма внимания является весьма характерной. Уменьшение волевого напряжения при непроизвольном внимании может явиться следствием выработки трудовых навыков, особенно привычки сосредоточенно работать в определенном режиме.

К свойствам (характерным особенностям) внимания относят его концентрацию, распределение, объем, переключение и устойчивость.

    Концентрация внимания характеризует интенсивность сосредоточения и степень отвлечения от всего, что не входит в поле внимания. Важным условием поддержания оптимальной интенсивности внимания являются рациональная организация труда с учетом индивидуальных особенностей работоспособности, а также оптимальные внешние условия (тишина, освещение и т.д.).

    Распределение внимания - это такая организация психической деятельности, при которой одновременно выполняются два или более действия, способность контролировать несколько независимых процессов, не теряя из поля своего внимания ни одного из них. Многие известные личности могли выполнять несколько видов деятельности одновременно. Главное условие успешного распределения внимания заключается в том, что, по крайней мере, одно действие должно быть хотя бы частично автоматизировано, доведено до уровня навыка. Поэтому можно, например, легко совмещать просмотр фильма по телевизору и какую-то ручную работу. Труднее выполнять два вида умственного труда. Самое сложное - это распределение внимания между двумя мыслительными процессами с разным содержанием (например, обдумывание мысли и слушание рассуждения на другую тему). Попытка хорошо осознать оба ряда мысли вызывает состояние эмоциональной напряженности. Распределение внимания часто дополняется или заменяется его быстрым переключением.

    Объем внимания - это количество не связанных объектов, которые могут одновременно восприниматься ясно и отчетливо. Из определения следует, что объем внимания меньше, чем объем восприятия. У взрослого человека объем внимания составляет в среднем 7+-2 элемента. Ограниченность объема внимания нужно учитывать на практике в тех случаях, когда необходимо, чтобы визуальная информация «схватывалась» мгновенно.

    Переключение внимания представляет собой сознательное, преднамеренное, целенаправленное изменение направленности психической деятельности, обусловленное постановкой новой цели. Таким образом, к переключению нельзя относить любой перенос внимания на другой объект. Тренировка, специальное обучение могут улучшать переключаемость внимания. В то же время возможность тренировки этого свойства внимания ограничена, что обусловлено тесной связью переключаемости внимания с подвижностью нервных процессов. Иногда выделяют завершенное (полное) и незавершенное (неполное) переключение внимания. Во втором случае после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведет к ошибкам и снижению темпа работы. Это бывает, например, когда новая деятельность неинтересна или когда не осознается ее необходимость. Переключение внимания затруднено при его высокой концентрации - вследствие этого происходят так называемые ошибки рассеянности, которые часто отмечают ка к характерную черту великих ученых, сосредоточенных на предмете своего исследования.

    Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется его концентрация. Она зависит от особенностей материала, степени его трудности, понятности, общего отношения к нему субъекта.

Следует отметить, что существуют кратковременные колебания внимания, не замечаемые субъектом и не влияющие на продуктивность его деятельности, например в случае моргания. Такие колебания неизбежны.

Тема 5

ВНИМАНИЕ

Виды внимания

Свойства внимания

Психические состояния непатологической дезорганизации сознания

Общая характеристика внимания

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида .

Критериями внимания выступают:

1) внешние реакции:

  1. моторные (повороты головы, фиксация глаз, мимики, поза сосредоточенности);
  2. вегетативные (задержание дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции);

2) сосредоточенность на выполнении определенной деятельности и контроле;

3) увеличение продуктивности деятельности (внимательное действие, эффективнее по сравнению с «невнимательным»);

4) избирательность (селективность) информации;

5) ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле сознания.

Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением (рис. 1).

Основные функции внимания

Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов

Способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями

Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности

Рис. 1. Функции внимания

Внимание сопутствует любой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов. Вниманием определяются:

  1. точность и детализация восприятия (внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения);
  2. прочность и избирательность памяти (внимание выступает как фактор, способствующий сохранению нужной информации в кратко-временной и оперативной памяти);
  3. направленность и продуктивность мышления (внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи).

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.), внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них.

В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. Внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой − психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей, за ним всегда стоят интересы, установки, потребности, направленность личности. В условиях профессиональной деятельности юриста (следователя, прокурора, адвоката, судьи) значение внимания особенно велико.

Виды внимания

Существуют несколько разных классификаций внимания. Наиболее традиционной является классификация по признаку произвольности
(рис. 2).

Непроизвольное

Произвольное

Послепроизвольное

Виды внимания

Рис. 10.2. Классификация внимания

Непроизвольное внимание не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольшее жизненное или личностное значение. В научной литературе можно встретить разные синонимы для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, оттеняя тем самым зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. В других – непроизвольное внимание называют эмоциональным, отмечая тем самым связь между объектом внимания и эмоциями, интересами и потребностями. В этом случае, так же как и в первом, отсутствуют волевые усилия, направленные на сосредоточение внимания.

Произвольное внимание свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями. Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное и волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание возникает в случаях, когда человек в своей деятельности ставит перед собой определенную цель, задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Этот вид внимания тесно связан с волей, требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять планы, возникающие в деятельности.

Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности. В отличие от непроизвольного внимания, послепроизвольное связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. Отличие послепроизвольного внимания от произвольного – в отсутствии волевого усилия .

Данные виды внимания взаимосвязаны и не должны искусственно рассматриваться как независимые друг от друга (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика видов внимания

Вид

внимания

Условия
возникновения

Основные
характеристики

Механизмы

Непроизвольное

Действие сильного, контрастного или зна- значимого, вызываю-щего эмоциональный отклик раздражителя

Непроизвольность, легкость возникно-вения и переключе-ния

Ориентировочный рефлекс или доми-нанта, характери-зующая более или менее устойчивый интерес личности

Произвольное

Постановка (принятие) задачи

Направленность в со-ответствии с задачей. Требует волевых уси-лий, утомляет

Ведущая роль вто-рой сигнальной системы

Послепроизвольное

Вхождение в деятель-ность и возникающий в связи с этим интерес

Сохраняется целе-направленность, сни-мается напряжение

Доминанта, харак-теризующая воз-никший в процес-се данной деятель-ности интерес

Свойства внимания

Внимание характеризуется такими свойствами, как объем, переключение, распределение, концентрация, устойчивость и избирательность (рис. 3).

Объем

Определяется количеством одновременно (в пределах 0,1 с) отчетливо воспринимаемых объектов

Переключение

Распределение

Устойчивость

Избирательность

Динамическая характеристика, определяющая способность быстро переходить от одного объекта к другому

Характеризуется возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий)

Определяется длительностью концентрации внимания на объекте

Связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели

Концентрация

Выражается в степени сосредоточенности на объекте

Свойства внимания

Рис. 3. Свойства внимания

Объем внимания измеряется количеством объектов (элементов), воспринимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии множества простых объектов в течение 1 – 1,5 с объем внимания у взрослого человека в среднем равен 7 – 9 элементам. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы. Существует такая закономерность: чем больше интенсивность (сила) внимания, тем меньше объем, и наоборот. Эту особенность внимания следует учитывать во время осмотра места происшествия, обыска. Расширение объема внимания может привести к тому, что из поля зрения могут выпасть мелкие детали, объекты, различного рода следы. Важной и определяющей особенностью внимания является то, что оно практически не меняется при обучении и тренировке.

Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся обстановке. Это свойство внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека – уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других – менее подвижно. Легкость переключения внимания зависит и от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них. Чем больший интерес представляет эта деятельность для человека, тем легче он переключается на нее. Переключение может обусловливаться программой сознательного поведения, требованиями деятельности, необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями либо осуществляться в целях отдыха. Например, чередование допросов с составлением процессуальных документов, изучение поступивших материалов с приемом посетителей. Эта индивидуальная особенность должна учитываться при профессиональном отборе. Высокая переключаемость внимания – необходимое качество следователя. Следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Распределение внимания – это, во-первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для данной деятельности; во-вторых, способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе. Распределение внимания во многом зависит от опыта человека, его знаний и умений.

Умение распределять внимание является профессионально важным качеством юриста (следователя, прокурора, судьи). Так, следователь, производя обыск, одновременно обследует помещение, поддерживает контакт с подозреваемым, наблюдает за малейшими изменениями его психического состояния, делает предположение о наиболее вероятных местах захоронения искомых объектов.

Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах окружающей действительности. Известно, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям, которые имеют место при продолжительных занятиях человека какой-либо деятельностью. Экспериментальные исследования показали, что в этих условиях непроизвольное отвлечение внимания от объекта происходит через 15 – 20 мин. Наиболее простым способом поддержания устойчивости внимания является волевое усилие, но действие его будет продолжаться до тех пор, пока не будут исчерпаны возможности психики, после чего неизбежно проявится состояние утомления. Если работа однообразна и сопряжена со значительными психофизиологическими перегрузками, утомление можно предупредить кратковременными перерывами в работе. Устойчивость внимания можно продлить на определенное время, если попытаться отыскать (раскрыть) в том или ином предмете новые стороны и связи, посмотреть на предмет под другим углом зрения. Это свойство внимания крайне необходимо следователю в стадии осмотра места происшествия.

Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.

Концентрация внимания – это степень или интенсивность сосредоточенности внимания. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы . Однако концентрация внимания на одном объекте приводит к положи-тельному результату только в том случае, если субъект способен своевре-менно и последовательно переключать его и на другие объекты. Поэтому такие свойства внимания, как концентрация, распределение и объем, тесно связаны между собой.

Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Отвлекаемость возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Следует различать внешнюю и внутреннюю отвлекаемость внимания. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, внутрен-
няя – под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса к делу, которым занят в данный момент человек.

Внимательность является профессионально важным свойством личности юриста. Формирование ее происходит в ходе активного участия в профессиональной деятельности, в результате развития воли, осознания им важности решаемых задач. Внимание лежит в основе таких значимых в профессиональном отношении свойств юриста, как наблюдательность, любознательность, высокая работоспособность и творческая активность.

Развитие умения управлять своим вниманием неразрывно связано с формированием личности юриста, с его отношением к профессии, людям, с выработкой таких качеств, как организованность, дисципли-нированность, выдержка, настойчивость и самообладание.

Для сосредоточения внимания необходимо:

  1. концентрировать внимание на существенном. Направлять внимание на изучаемый объект и пытаться выделить в нем все новые стороны, признаки, черты, свойства. Следить за тем, чтобы внимание было направлено только на интересующий вас объект и не допускать его переключения на другие объекты;
  2. не закреплять несущественную информацию, т.е. она не должна запечатлеваться, ни повторяться в памяти;
  3. отбрасывать несуществующую информацию: ее необходимо сразу же вытеснить путем восприятия новой, более существенной информации.

Психические состояния
непатологической дезорганизации сознания

Организованность сознания человека выражается прежде всего в его внимательности, в степени ясности осознания объектов действительности. Показатель организованности сознания – это различный уровень внимательности. Отсутствие четкой направленности сознания означает его дезорганизованность. В следственной практике, оценивая поступки людей, необходимо иметь в виду различные непатологические уровни дезорганизации сознания.

Одним из состояний частичной дезорганизованности сознания является рассеянность. Рассеянностью обычно называют два разных явления:

  1. во-первых, результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя – ни окружающих людей и предметов, ни разнообразных явлений. Этот вид рассеянности получил название мнимая рассеянность , поскольку является результатом большого умственного сосредоточения;
  2. во-вторых, состояние, когда человек не может ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Это так называемая подлинная рассеянность, исключающая какую бы то ни было сосредоточенность внимания. Такого вида рассеянность является временным нарушением ориентировки, ослаблением внимания. Причинами подлинной рассеянности могут являться: расстройство нервной системы, заболевания крови, недостаток кислорода, физическое или умственное переутомление, тяжелые эмоциональные переживания, последствие черепно-мозговой травмы и т.п.

Одним из видов временной дезорганизации сознания является апатия – состояние безразличия к внешним воздействиям. Это пассивное состояние связано с резким понижением тонуса коры головного мозга и переживается человеком как тягостное состояние. Возникает апатия в результате нервного перенапряжения или в условиях сенсорного голода. Апатия в известной мере парализует психическую деятельность человека, притупляет его интересы, понижает ориентировочно-исследовательскую деятельность. Наивысшая степень непатологической дезорганизации сознания возникает при стрессах и аффектах.

Сужение внимания – слишком маленький объем внимания (2–3 ед.), наблюдается при психических расстройствах, депрессии.

Слабость распределения внимания – нарушение при многих психических заболеваниях и состояниях.



error: Контент защищен !!