Самому состав смеси графито или искусственный камень. Особенности и применение декоративной штукатурки графито

Штукатурная смесь Графито — это полимерно-модифицированная смесь на цементной основе. Штукатурка разработана с повышенными характеристиками износостойкости и может быть применено для отделки практически любых поверхностей: как уже эксплуатирующихся (ремонт), так и вновь возведенных. Структуре поверхности, выполненной по технологии Графито, можно придать вид керамогранита, кафельной плитки, ламината, силикатного или облицовочного кирпича, а также текстуры натурального или искусственного камня.

Толщина наносимого слоя от 0,5 до 15 см и, что примечательно, при этом не происходит его сползания, характерного для других видов штукатурки.

Состав и свойства штукатурной смеси системы Графито.

Графито – штукатурный раствор, состоящий из белого цемента и полимерных добавок. Благодаря этим добавкам, он способен приобретать объемную форму и фактуру любого материала. Кроме того, смесь Графито имеет ряд свойств, отличающих ее от обычной штукатурки:

  • пластичность? смесь легко наносится на стену, при этом сокращаются сроки производства работ;
  • поверхность, отделанная штукатуркой Графито — огнстойка;
  • смесь легко окрашивается с применением пигментов;
  • Графито можно нанести практически на любое основание, будь то бетонные, кирпичные, пенобетонные, газобетонные, пенополистерольные или деревянные поверхности, а также металл и даже пластик.

Работа со штукатурной смесью Графито не ограничиваются работами только внутри помещений. Благодаря присущим ей качествам, она может использоваться для отделки фасадов, а также устройства полов, включая помещения с влажным режимом (бани, сауны и пр.). При этом полы могут имитировать мозаику, метлахскую плитку или декоративный кирпич.
При оформлении придомовых участков, покрытию дорожек можно придать вид выложенных из природного камня или брусчатки.

Технология нанесения штукатурной смеси Графито.

Перед нанесением штукатурки требуется проведение некоторых видов подготовительных работ. Для уже эксплуатирующихся помещений следует убрать старую краску, отставшую штукатурку, пыль и грязь. Любую поверхность перед нанесением штукатурного слоя следует загрунтовать. Для выполнения работ по технологии Графито используется обычный штукатурный инструмент. После нанесения штукатурного слоя, для получения имитации, например,облицовки природным камнем или кирпичной кладки, используют силиконовые формы, прижимая их к оштукатуренной поверхности.
Для получения растительного орнамента, оштукатуренную поверхность прокатывают фактурными валиками. Благодаря такой технологии возможно получить широкий ассортимент различных вариантов отделки.

Декоративное покрытие ГРАФИТО? цена.

Наряду с высокими техническими характеристиками и широкой областью применения декоративной штукатурки Графито, сдерживающим фактором для ее широкого применения является достаточно высокая стоимость. Цена одного квадратного метра отделываемой поверхности колеблется от 2000 до 3500 рублей, в зависимости от сложности наносимой фактуры, вида и состояния основания и пр. Поэтому, такой вид покрытия применяется в качестве оригинальной отделки отдельных участков интерьера, таких как колонны, пилястры камины и пр. Такие поверхности, облицованные с помощью системы Графито , приобретают эксклюзивный внешний вид и могут преобразить любой интерьер.

Среди всех видов покрытий для стен особенно выделяются штукатурные смеси. С их помощью можно не просто украсить помещение, но и придать любой поверхности особенный вид, имитируя различные природные материалы – камень, мрамор или другие. Именно для таких работ предназначена «Графито», которая позволяет создать имитацию каменной или кирпичной кладки, а примеры такого оформления можно увидеть на фото в этой статье.

Особенности

Главным отличием этой разновидности декоративных штукатурок являются ее компоненты. Это комбинация белого цемента и полипропиленовой фибры – особенного наполнителя, обработанного специальным химическим составом, придающим ему хорошую пластичность при нанесении и достаточную прочность после высыхания. При этом, подобная штукатурка имеет и другие полезные качества:

  • Стойкость к холоду – раствор в основном, используется для ремонта наружных частей зданий.
  • Долговечность – беспокоиться о состоянии покрытия не придётся многие годы.
  • Отличная адгезия к поверхности – состав хорошо ложится на любую предварительно очищенную и загрунтованную плоскость.
  • Красивая текстура, позволяющая с высокой реалистичностью имитировать природный камень.
  • Возможность добавить красители для получения раствора нужного оттенка.
  • Простота нанесения на плоскость – справиться с ремонтом может даже не имеющий подобного опыта человек.
  • С помощью такой отделки можно скрыть даже очень серьёзные изъяны поверхности, так как толщина наносимого слоя может составлять даже 15 сантиметров.
  • Небольшой вес по сравнению с натуральным камнем.
  • Экологическая чистота.

При этом, стоимость таких составов невысока, что дает возможность обработать достаточно большие пространства без существенных финансовых затрат.

Разновидности

Несмотря на то, что сама штукатурная смесь типа «Графито» уже является одним из видов украшающих стены и другие части дома покрытий, она может быть разных типов, предназначенных для оформления различных по назначению плоскостей. Существует три основных вида таких растворов:

  • Смесь для нанесения на стены. Она не образует потеков во время работы и сохраняет рельеф после формования.
  • Растворы для нанесения на горизонтально расположенные конструкции, подверженные большим механическим нагрузкам. Эта разновидность отлично подходит для создания садовых дорожек или тротуаров.
  • Смесь для декорирования столешниц. Она отличается от остальных более мелкой структурой наполнителя.

Сфера применения

Чаще всего, штукатурка графито применяется для украшения фасадов зданий или других поверхностей, находящихся вне жилого пространства. Проще говоря, она применяется для декора территории, прилегающей к дому или наружной части самого дома. С ее помощью можно создавать садовые дорожки, обрамление декоративных клумб или имитацию каменной кладки на наружных стенах зданий.

При этом, стоимость ремонта и необходимого для этого раствора будет существенно ниже, чем у настоящих природных материалов. Учитывая, что такие покрытия можно окрашивать в различные оттенки, сфера их использования будет очень широка. При желании, можно воссоздать даже структуру дерева и все его оттенки с высокой точностью.

Покрытие отлично ложится на дерево, бетон, гипсокартон и другие материалы. Если вам необходимо создать имитацию каменной кладки на камине, декоративная штукатурка графито поможет и здесь – с ее помощью легко «вылепить» камни разных форм и размеров. Кроме того, она не боится высоких температур, что также будет очень полезным свойством.

Примеры

Для того, чтобы понять насколько уникальна эта смесь и увидеть, какие шедевры можно создать с ее помощью, ниже представлено несколько фото примеров украшения фасадов домов и других плоскостей такими смесями. Они помогут понять все ее преимущества и оценить внешний вид конструкций после оформления.

Чаще всего декоративная штукатурка Граффито используется для создания эффекта кладки стен. Данный материал является уникальным в своем роде благодаря возможности создавать с его помощью просто невероятные рисунки. Используется Графито при работе со стенами, но также нередки случаи её применения для отделки полов, фасадов, заборов и каминов. Также среди преимуществ стоит отметить низкую цену, по которой продается штукатурка Графито. Купить её может каждый, что очень приятно, ведь мы используем Графито для имитации натурального и искусственного камня.

Сразу стоит отметить, что для работы подойдут следующие поверхности:

  • Бетон
  • Гипсокартон
  • Доска
  • Керамогранит
  • Пенобетон
  • Стекло

Нанесение Графито своими руками – видео урок

Декоративная штукатурка зачастую может быть использована любым умелым человеком. Однако, чем сложнее рисунок и фактура, тем больше навыков требуется. Поэтому не всегда можно работать своими руками ради достижения желаемого. Однако на видео ниже вы можете увидеть, как Декоративная штукатурка применяется для создания для создания трехмерной иллюзии, имитируя каменную кладку.

Стоит отметить, что на данном видео показаны работы с фасадом, которые превращают простую стену в нечто более лицеприятное. Однако такие работы не единственный возможный вариант использования Графито. Также можно создавать имитацию ламинатной доски, кафельной плитки, коры дерева, керамогранита, структурной штукатурки, силикатного кирпича, облицовочного кирпича, камня и т.д. Ниже вы можете посмотреть фото картинки штукатурки графито в отличном качестве. Они помогут понять, насколько разнообразно может использоваться этот материал.






Штукатурка Графито – состав и преимущества

Мы имеем дело не с обычной декоративной смесью, коих полно на отечественном рынке. Речь идет о скульптурной массе, что позволяет проявить свою фантазию в полной мере. Это возможно благодаря составу Графито. В основе раствора лежит белый цемент, в который добавили обработанную олефинами полипропиленовую фибру. Этот элемент и дает львиную долю позитивных качеств нашему декоративному материалу.

Декоративная штукатурка граффито обладает следующими преимуществами:

  1. Доступная цена
  2. Долговечность
  3. Прочность
  4. Простота нанесения
  5. Великолепная адгезия
  6. Уникальная текстура
  7. Высокие эксплуатационные свойства
  8. Возможность использования на самых разнообразных поверхностях

Порядок работ

Подготовительные работы не представляют собой ничего особенного. Всё как обычно: очищаем поверхность от старой штукатурки, краски, пыли, грязи и жира. Никаких работ по выравниванию стен проводить не нужно. А всё потому, что мы накладываем слой декоративной штукатурки в 5-15 см. Да-да, именно сантиметров. Хоть стены мы и не ровняли, но сам раствор следует наносить ровно, для чего желательно использовать маяки. Все поры поверхности будут заполнены штукатуркой, благодаря особому её составу.

На гладкой оштукатуренной поверхности самое время приступить к формированию фактуры. Дальнейшие работы зависят от того, какой именно рисунок вы желаете получить. На видео вы уже могли посмотреть один из вариантов применения Графито. В конце работ не забываем всё покрасить, чтобы придать поверхности более красивый вид.

Существует ряд декоративных штукатурок, сутью которых является создание объемных текстур, узоров и даже сложных рисунков на минеральной поверхности. Такие объемные рисунки (в зависимости от глубины и вида рельефа) называются барельефами, горельефами, контррельефами и койланаглифами.

Об этих видах рельефов и способах их выполнения можно прочитать в статье « », а сейчас рассмотрим наиболее древнюю, монументальную технику сграффито – не по праву забытый способ выполнения цветных декоративных штукатурных рисунков.

Наиболее примитивным способом нанесения узоров на минеральный штукатурный слой этой техникой пользовались даже первобытные люди: археологи нашли выцарапанные узоры на пластах глины, нанесенные на стены пещер. Однако, происхождение определения «сграффито», как вида монументальной художественной резьбы по штукатурке, имеет итальянские корни и переводится как «выцарапывание».

Суть техники заключается в нанесении нескольких слоев цветных штукатурных составов, и выполнении по ним (на сырую, пока слоя не схватились) рельефа путем выцарапывания контуров рисунка, на заданную глубину, до необходимого цветного слоя. В результате, получается не только рельефный, но и цветной, с винтажным эффектом, узор.

Сегодня выполненная по всем правилам традиционной техники, штукатурка сграффито практически не встречается, более того, почти все современные мастера профильной специализации – маляра и штукатуры вовсе ничего не знают об этой декоративной отделке.

Материалы для выполнения штукатурки сграффито

Стоит отметить еще одно преимущество, которым обладает цветная штукатурка сграффито: с годами, портясь, она стает более декоративной, ведь создается эффект старинного, античного декора. Именно поэтому не стоит беспокоиться о защите слоем высокопрочного лака, воска, и др.

Но это естественное состаривание минеральной поверхности наиболее уместно в случае, если изображаемый рисунок с цветовой гаммой по древним мотивам (египетские и грецкие узоры и изображения Богов, например).

Материалы для подготовки поверхностей под выполнение в технике сграффито подбираются с вяжущим составом, на котором будут готовиться и следующие, декоративные слои. Речь идет о поверхностей. Для наружной и отделки в помещениях с высокой влажностью используются водостойкие составы, для сухих помещений внутри – неводостойкие.

Однако в любом случае, так как сграффито – очень дорогой вид отделки, подготовка должна выполняться традиционными растворами высокой марки, или современными высокопрочными составами из сухих смесей. На таблице предложены традиционные составы материалов средних и высоких марок.

Известь лучше всего применять гидравлическую по причине того, что она считается наиболее прочной. Существуют еще глиноизвестковые составы, но они имеют низкую марку, и нежелательно их применять для подготовки под декоративные отделки.

Известково-гипсовый традиционный состав применять для сграффито не вариант – то, что быстро схватится подготовительный слой – то нестрашно, а вот цветные слои на таком вяжущем невозможно будет успеть прорезать на мокрую.

Нецелесообразно применять и современные составы на гипсовой основе по причине того, что их переходная фаза «гелеобразная» (между жидким и затвердевшим раствором), во время которой производится резьба сграффито, очень мала по времени.

Материалы для декоративных слоев , именуемых также финишными, представляют собой те же традиционные штукатурные составы, только с тщательно просеянным, промытым, мелкофракционным (мелкозернистым) песчаным наполнителем, желательно – кварцевым песком.

Во время приготовления, такие чистовые составы подкрашивают введением пигментов (красителей), по традиционным технологиям – натурального происхождения. На основе натуральных красителей, цветная декоративная штукатурка сграффито является очень дорогостоящей, поэтому сейчас немного отступают от традиционной технологии и пользуются синтетическими пигментами.

Для таких целей нужно брать естественно, щелочестойкие пигменты, и учитывать, что расход их при нанесении полноценной толщины штукатурного слоя, будет в десятки раз больше, чем при колеровании лакокрасочных составов. На таблице предложены соотношения пигментов к вяжущим и наполнителям для приготовления 10 кг декоративного цветного состава.

Пропорции цементно-известкового декоративного цветного раствора сграффито для фасада
Цвет Вяжущие компоненты Наполнители Пигменты натуральные
Тип портландцемента Тип извести Песчаный, фракции, мм Тонкого помола
Белый обыкновенный портландцемент известь пушонка Песок мраморный 0,25-0,5 мука мраморная
700 г 1 кг 7 кг 1,3 кг
Светло-серый обыкновенный портландцемент известковое тесто песок кварцевый Перекись марганца
500 г 2 кг 7,4 кг 100 г
Желтый насыщенный белый портландцемент известковое тесто Песок люберецкий кварцевый Охра золотистая
600 г 2 кг 6,8 кг 600 г
Золотисто-желтый белый портландцемент известковое тесто Песок люберецкий кварцевый Охра золотистая
600 г 2 кг 7 кг 400 г
Желтый обыкновенный портландцемент известь пушонка Песок мраморный 0,5-2 Мука мраморная
2 кг 1,5 кг 5 кг 1,5 кг
Светло-зеленый (вариант 1) обыкновенный портландцемент известковое тесто песок кварцевый Ультрамарин Окись хрома
400 г 2 кг 7,4 кг 500 г 1,5 кг
Светло-зеленый (вариант 2) белый портландцемент известковое тесто песок кварцевый Окись хрома
200 г 2,2 кг 7,4 кг 200 г
Зеленый обыкновенный портландцемент известь пушонка Крошка зеленого офикальцита фракции 0,2-2 Окись хрома
1,5 кг 1,5 кг 6 кг 1 кг
Синий белый портландцемент Известковое тесто Песок белый речной или кварцевый Ультрамарин
200 г 1,8 кг 6 кг 1 кг
Кремовый обыкновенный портландцемент известь пушонка Песок белого мрамора 0,5-2 Песок белого известняка 0,5-2 Охра золотистая
800 г 1,2 кг 1,8 кг 6 кг 200 г
Розовый обыкновенный портландцемент известковое тесто Песок мраморный 0,25-0,5 Мумия
400 г 2 кг 7,3 кг 300 г
Терракотовый обыкновенный портландцемент известь пушонка молотый кирпич (цемянка) Песок люберецкий кварцевый железный
1 кг 1,5 кг 1,5 кг 5,8 кг 200 г

Что касается цементно-известковой краски, которая может применяться в качестве последнего слоя, то она имеет немного другой состав, чем штукатурка сграффито и представляет собой водный раствор тонкого помола компонентов. Приготовление (в массовой части на 10 кг сухой смеси): портландцемент марки 400 – 2 кг; известь-пушонка – 1,32 кг; пигмент – не более 1,32 кг в сухом виде перемешивают, затем добавляют мелкий кварцевый песок – 2 кг, а затем доломитовую муку – 3,34 кг, и снова перемешивают. Затворяют водой за полчаса до начала окраски.

Люберецкий песок – это состав из двух фракций: 0,5-1 мм – 11,2% и 0,05-0,25 мм – 88,4%. Также его преимущество – минимальное количество нежелательных примесей, которые могут повлиять на цветовые и технические характеристики составов для сграффитовой штукатурки. Название он получил от месторождения, где его добывают. Бывают и другие кварцевые пески с похожим, подходящим процентным содержанием двух фракций. Что касается простого кварцевого песка, то его фракция как и любого другого, для штукатурных работ, равна около 1 мм.

Эта таблица пропорций цементно-известкового раствора сграффито подходит для расчетов фасадной штукатурки, так как имеет необходимую для нее водостойкую цементную составляющую. Для «внутрянки» же, в сухих помещениях подойдет наиболее классический материал – известковая цветная штукатурка (без, или с минимальным количеством второго вяжущего), таблицу пропорций которой можно наблюдать далее.

Пропорции известкового декоративного цветного раствора сграффито для интерьера
Цвет раствора Вяжущее Наполнитель Пигмент
Белый известковое тесто белый песок
1 (2 л, 2,8 кг) 3 (6 л, 8,7 кг)
Желтый известковое тесто белый песок охра
1 (2 л, 2,8 кг) 3,5 (7 л, 10,15 кг) 0,2 (0,4 л, 1,2 кг)
Зеленый (от светлого тона) известковое тесто белый песок окись хрома
1 (2 л, 2,8 кг) 3 (6 л, 8,7 кг) 0,1 (0,2 л, 1 кг)
Красный известковое тесто белый песок мумия
1 (2 л, 2,8 кг) 3(6 л, 8,7 кг) 0,4 (0,8 л, 2 кг)
Синий известковое тесто белый песок ультрамарин
1 (2 л, 2,8 кг) 3(6 л, 8,7 кг) 0,3 (0,6 л, 1,5 кг)
Коричневый известковое тесто портландцемент белый песок охра золотистая умбра
1 (2 л, 2,8 кг) 3 (3 л, 3,6 кг) 3,5 (7 л, 10,15 кг) 0,3 (0,6 л, 1,8 кг) 0,1 (0,2 л, 0,8 кг)
Розовый известковое тесто белый песок Цемянка (кирпич молотый)
1(2 л, 2,8 кг) 2,5 (5 л, 7 кг) 0,3 (0,6 л, 1,26 кг)

Представлены приблизительные расчеты, которые могут неточно совпадать с имеющимися материалами, так как плотность материалов взята средняя по ГОСТ. К примеру, сухой и влажный песок имеет разбежность в 50 г/1 л.

Для покрытия последнего, лицевого слоя, могут использовать очень жидкую, колерованную известь, так называемую «кистевую штукатурку». Самый элементарный ее состав – известковое тесто с введенным пигментом необходимой концентрации для получения той или иной насыщенности оттенка. Состав разводят до жидкости краски, расход которой, как правило, составляет 250-350 г/м2, в некоторых случаях – до 500 г/м2.

Пропорции расхода пигмента на 1 л известкового теста

Цвет известковой краски

Наименование пигмента

Расход пигмента, г

Розовый

марс красный

Оранжевый

крон оранжевый

Апельсиновый

крон желтый

киноварь

ультрамарин

охра золотистая

киноварь

Фисташковый

охра золотистая

В вышеописанной таблице расхода пигмента идет расчет на 1 л известкового теста средней плотности (1,4 кг/л). Это значение может колебаться от 1,3 до 1,5 кг/л. Плотность пигментов также взята по средним значениям.

Стоит также заметить, что окрасочные составы, составы цветной кистевой тонкослойной штукатурки сграффито могут колероваться дорогостоящими минеральными пигментами для монументальной, церковной живописи. Это связано с гораздо меньшим расходом таких составов на единицу площади.

Для повышения прочности, в качестве модифицирующей добавки может применяться поваренная соль – 40 г на 1 л (1,4 кг) известкового теста. В такой же дозировке, заменой может послужить олифа, однако, добавлять ее необходимо в процессе гашения извести.

Инструменты для выполнения штукатурки сграффито

Выполнение данной разновидности отделки требует наличия многих инструментов на разных технологических этапах. Если Вы собираетесь выполнять работу с нуля (с голой кирпичной сены), то потребуются практически все разновидности инструментов: от простого молотка и до художественных инструментов – скульптурных ножей, резцов, стеков.

Даже при наличии черновой отделки, штукатурка сграффито выполняется с наличием инструментов для основных и декоративных работ, а в зависимости от выбранного способа формирования самого рисунка, нужны либо приспособления для резьбы, либо шаблоны и трафареты для оттисков. Способы выполнения описаны в конце, а сейчас пойдет речь об инструментах и их назначении.

Инструменты для нанесения и разравнивания цветных слоев сграффито, в зависимости от их толщины, разделяют на штукатурные и малярные. Например, для слоев более 4 мм, применяют кельмы для набрасывания и штукатурные полутерки для намазывания/разравнивания; 2-4 мм наносят широкими малярными шпателями для выполнения беспесчаной накрывки. Также тонкие слои толщиной 1- 3 мм выполняют широкими кистями.

Подбирают инструмент для заглаживания нанесенного слоя исходя из состава декоративного слоя. Если он изготовлен с песчаным наполнителем (фракция около 1 мм), то берут пвх, полистирольную, полиуретановую или деревянную терку. Самые удобные и эффективные в работе – современные: ПВХ (поливинилхлоридные) и полиуретановые. Если же сосав содержит наполнитель тонкого помола (в виде муки) или состоит из чистого пигментированного вяжущего, то его выглаживают предпочтительно металлическими гладилками или шпателями.

Инструменты для формирования рисунка классического сграффито условно разделяют на те, которыми прорезается слой на определенную глубину и те, которыми он выбирается. Для прорезей берутся ножи или так называемые резцы различного профиля лезвия, а выборки раствора между линиями разреза – стек.

Также может применяться и механизация – специальный станок с гибким валом на подобии бормашины. Резьба производится по средствам вращающегося на высоких скоростях сверла. Сверла также бывают различного профиля, их называют фрезами.

Если выполнять рисунок/узор предполагается не в классической технике сграффито, то вместо скульптурных инструментов готовятся оттиски – шаблоны и трафареты. С помощью вторых выполняют так называемое тонкослойное сграффито. При этом в зависимости от сложности и количества деталей, они бывают однокомпонентными и многокомпонентными. В статье « » есть информация про то, что такое прямые и сложные трафареты.

Шаблоны в данном случае отличаются только тем, что выполнены из досок или фанер определенных толщин, что создает не только контур, но и оббьем рисунка. И вместо «прямые-обратные», как в случае с трафаретами, следует пользоваться терминами форма и лекало. Форма – это контур (фигура, узор), вырезанный в плоскости фанеры или доски, посредствам которого формируется рисунок.

Лекало же – это сама фанера или доска в контуре узора/фигуры, посредствам которой наносимый следующий слой не попадает внутрь границ лекала. То есть, лекало плотно приставляется к цветному слою, вокруг наносится следующий слой – принцип такой же, как и у обратного трафарета.

Классические техники и способы имитации штукатурки сграффито

Вне зависимости от способа выполнения работы, нужно точно рассчитать свои силы, или количество исполнителей в звене (если большие объемы) для обеспечения быстрой обработки декоративных слоев. Это связано с суровыми правилами нанесения и обработки: техника сграффито предполагает выполнение слоя в заданных границах цельно, беспрерывно, и его обработку не позднее 12-и часов после нанесения.

Время зависит от температурно-влажностного режима, вида раствора, его марки, подвижности (густоты) и толщины наносимого слоя, поэтому его определяют экспериментально для каждого нового фронта работ. Что касается видов данной цветной штукатурки, то основных их существует два, которые в свою очередь делятся на:

  • классическая тонкослойная;
  • классическая;
  • имитация классической тонкослойной (трафаретами);
  • имитация классической (шаблонами).

Классическое тонкослойное сграффито выполняется в случае, если слоя всего два. Очень важно учитывать, чтобы верхний (тонкий) слой обладал высокой укрывистостью и нижележащий не просвечивался через него. На это свойство влияет качество и количество пигмента, а также, отчасти, контраст цветов (чем он больше, тем больше вероятность просветов). Если укрывистости достичь не удается, то эта разноцветная штукатурка выполняется полноценным слоем в несколько миллиметров, и классифицируется как оригинальная классическая.

Первый слой наносится на увлажненную выдержанную (схватившуюся) подготовленную, оштукатуренную, затертую и покрытую неглубокими насечками поверхность. Толщина его, по крайней мере, должна составлять от 5 до 10 мм, и выполняется он соответственно из смеси вяжущего с песчаным фракционным заполнителем.

«Нагнать» слой в данном случае необходимо, чтобы пресечь возможность возникновения просветов чернового слоя, солей, а также возможных выделений из него в виде пятен, что бывает при черновой штукатурке с содержанием шлако/портландцементного вяжущего.

Затем (спустя десятки минут, как правило), когда нанесенный слой перестанет быть слишком текучим, производят тщательную затирку: этим добиваются не только выглаживания, но и уплотнения поверхности (удаления раковин).

Второй слой соответственно наносят после приобретения гелеобразной фазы твердения первого, которая может наступить и через 20 минут и через 2 часа. Ее определяют исчезновением блеска поверхности и отсутствия отпечатка после несильного нажатия инструмента или пальца.

В данном случае толщина второго составляет 2 мм и менее, так называемая «кистевая» штукатурка сграффито, которая наносится широкой кистью, а затем выглаживается металлической гладилкой. Материалом может служить разжиженный до консистенции густой краски раствор, но лучшим выбором считается применение соответствующих составу раствора красок (известковых, цементно-известковых).

Перенесение контуров будущего рисунка производят после того, как кистевой покров перестанет быть текучим, то есть, перестанет пачкать. Для этого берут заранее заготовленный трафарет с контурами рисунка, которые проколоты шилом через каждые несколько миллиметров, фиксируют к поверхности и переносят легкими ударами пигментированного тампона по контурам трафарета.

Резьба по сырой тонкослойной декоративной штукатурке не имеет глубокого рельефа, в основном не более 4 мм, но есть, конечно, и исключения. Для тонкорельефной резьбы используют стеки, в глубокорельефной же они используются только для выборки раствора, а резьба осуществляется специальным скульптурным долотом, ножом, резцом. Процесс резьбы невозможно точно описать техническими приемами, так как это больше творческий этап, но по рабочим операциям, можно разделить на: первую – прорезание (выцарапывание) контуров; вторую – выбирание (соскребание) слоя; третью – корректирование (устранение дефектов).

Классическое сграффито выполняют для достижения глубокого рельефа и/или лучшей укрывистости лицевого слоя – при двух слоях; при наличии трех и более цветных слоев в композиции. Еще один случай – когда в первом слое предполагается разделение на участки с разными цветовыми покрытиями. Основной нюанс, который вмещает в себе эта технология сграффито – каждый следующий слой должен быть меньше предыдущего.

Также есть правило, что общая толщина всех декоративных слоев не должна превышать толщину черновой штукатурки, но им часто пренебрегают по разным причинам. Как в тонкослойном, так и в многослойном сграффито, верхнее покрытие может быть нанесено в виде кистевой штукатурки или минеральной окраски.

Первый, цветной слой наносится аналогично описанию выше, однако при выполнении нескольких цветовых участков в нем, предварительно нужно на черновой штукатурке совершить их разметку в соответствии с эскизом, трафаретом. Участки разных цветов наносят с небольшим припуском за контуры, по которым будет выполняться резьба вышенанесенного слоя.

При затирке важно учитывать, чтобы поверхности разных цветов не размазывались и не пачкали друг друга. Для этого можно взять несколько терок для каждого разного по цвету участка, или же просто тщательно промывать инструмент. Аккуратно работать на примыканиях цветных участков, прорабатывая их мелкими движениями терки. Однако по технологии допускается не затирать первый слой в трехслойной и более штукатурке.

Второй и последующие слоя, толщина, рассчитывается по их количеству. Если не планировать определенную глубину рельефа, в трехслойной, второй можно выполнить толщиной 2-4 мм, третий соответственно – нанести кистью в 1 мм. При планировании большего количества, роспись сграффито по толщине может выглядеть примерно так (первый/второй/третий/четвертый слой, мм): 8/5/2/1, вместе выходит 16 мм, что относительно равно возможной (по СНиП) толщине черновой штукатурки.

Резьба по сырой многослойной поверхности требует особого мастерства, а точнее – чувства глубины рельефа. Особенно, если прослоек четыре и они очень тонкие, то во время прорезания контуров, можно не рассчитать глубину. Сложными представляются и места, где резьба должна достичь глубины самого нижнего слоя – на боковых гранях могут быть хорошо видны все дефекты от работы резцов; сложно выбирать такое количество раствора.

Имитация классического тонкослойного сграффито заключается в том, чтобы убрать из технологии кропотливый процесс мелкорельефной резьбы, заменив его основным орудием для формирования узора – трафаретом. В классическом варианте контуры рисунка вырезаются, и выходит объем. Здесь же – создается впечатление объема за счет разницы цветов и различных деталей, имитирующих светотени. По сути, это уже не цветная штукатурка, а малярные работы минеральными известковыми, известково-цементными красками.

Первый слой наносится небольшой толщины (2-4 мм при возможности), на хорошо подготовленную черновую отделку. Из инструментов для намазывания можно использовать малярный шпатель, металлическую гладилку, полутерки. Можно нанести его в два приема широкими кистями-макловицами с последующим заглаживанием гладилкой или шпателем.

Можно также нанести жидкий состав способом оббрыска ковшом, веником, щеткой, с последующим разравниванием и затиркой. Если применяется тонкослойная беспесчаная смесь (до 3 мм толщиной), в которой песчаный наполнитель заменен на тонкого помола (муку), вместо затирки слой заглаживают.

Второй и последующие слои наносят после начального схватывания предыдущего. Выполняют этот процесс так: к поверхности плотно прижимают трафарет рисунка и ручниковой (круглой) кистью, насыщенной жидким раствором или краской, заполняют прорези трафарета.

Заполнение производят не закрашиванием (намазыванием) со стороны в сторону, а торцеванием – ударными движениями кисти, перпендикулярными поверхности. При этом кисть должна быть заранее слегка отжата, чтобы на поверхности не оказалось излишка раствора, который начнет стекать под трафарет, и испортит узор.

Для того чтобы фактура нанесенного узора не была сильно шероховатой, ее можно слегка выгладить чистой влажной флейцевой кистью. Готовый узор может подвергаться дополнительной обработке – подрезке его кромок ножом (это дает лучший эффект резкости). Ножом также устраняют потеки, срезая их с поверхности.

Имитация классического сграффито шаблоном дает возможность получить такой же рельефный узор/орнамент/рисунок, как и оригинальная резная техника сграффито, с таким же количеством слоев. При этом отпадает этап резьбы, и работа становится гораздо легче. Способом формы и лекала могут быть нанесены любой толщины/глубины выпуклые и углубленные детали рисунка.

Основные инструменты, которыми формируется узор – лекала и формы, выполняются из дерева или фанеры и окрашиваются масляным составом для защиты от влаги. Работать с ними настолько просто, что даже один неопытный человек может справиться с задачей (в зависимости от объема работ, конечно).

Первый слой наносят в соответствии со всеми рекомендациями: на толщину, чтобы гарантировать достаточную укрывистость от черновой штукатурки; чем меньше слой, тем лучше; с расчетом, чтобы общая толщина всех прослоек была не больше чем черновой. Его разравнивают и затирают; дожидаются момента начального схватывания до нанесения второго слоя.

Второй и последующие слоя производят, орудуя формами и/или лекалами, для формирования деталей. Если узор заглубленный, то к первому слою вплотную прижимают лекало, вокруг которого наносят фоновый слой, и вынимают только после затирки. Когда нужно создать выпуклый узор, пользуются формой, которую также плотно прижимают к цветному слою, и в нее втирают раствор.

Сложности возникают в основном при извлечении формы/лекала: штукатурка сграффито оторвется от поверхности, если раствор не достаточно загустел. Если фаски (боковые части) шаблона не спилены слегка под углом, или шероховатые, то они будут рвать раствор по контуру.

И еще: при нанесении раствора в данном случае, необходимо сначала тщательно втереть его в контуры шаблона, а затем наносить его в круговом направлении все дальше, размазывая и разравнивая по плоскости предыдущего слоя. Тщательное втирание возле фасок (контуров, торцов) необходимо для того, чтобы предупредить появление раковин, чтобы торцы рельефного узора получились ровными и гладкими.



error: Контент защищен !!