Значение деталей в повестях А.И. Куприна

В своих произведениях А.И.Куприн широко использует прием цветописи. Его палитра красок достаточно разнообразна. Часто писатель вводит в текст не просто классические цвета: синий, красный, черный и т.д., – но и совершенно неожиданные цветовые оттенки, большинство из которых являются метафорами или имеют некоторый метафорический оттенок: «серебристо-стальной », «весело-синий », «густо-красный », «серебристо-зеленый », «кровавый », «жемчужный », «лиловый », «оливковый », «молочный », цвет «медной яри », «черного жемчуга », цвет «осеннего неба », «яблочно-зеленый », «пенно-розовый » и т.д. Они передают неповторимость пейзажа и раскрывают характеры героев, позволяют читателям глубже проникнуть в созданный автором мир, постигая его глазами художника слова, по-особому воспринимающего окружающую действительность и жизнь, созданную его воображением. Нередко в цветовой гамме Куприна встречаются такие универсально-цветовые эпитеты как «разноцветные травы », «пестрым ковром », «радужные разводы », «солнце играло всеми цветами радуги », что способствует созданию наиболее яркой и живой картины. Во всем многообразии красок, которые использует Куприн, можно выделить любимые цвета автора: красные, черные (темные), белые (светлые), зеленые, серебряные и золотые цвета и оттенки, – с помощью которых он с одинаковым успехом может передавать как радостные, светлые чувства, счастливые картины жизни, так и тревогу, опасность, печаль.

Из всей этой группы доминирующих цветов хотелось бы особо выделить красный и зеленый. Эти два цвета не только чаще остальных встречаются в произведениях А.И. Куприна – автор наделяет их неким мистическим звучанием и содержанием, выделяет из общей массы, делает ярким пятном.

«Зеленый гранат » редкого сорта – гроссуляр («Гранатовый браслет») – «имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти ». Подарив этот драгоценный камень Вере Николаевне, Желтков обрекает себя на смерть. Изумруд – драгоценный зеленый камень, так же звали и четырехлетнего жеребца (« Изумруд»). «Зелень » была необходима больной Сашеньке для жизни («Детский сад»). Зеленый цвет на картинах в «Гамбринусе» («зеленый луг », «зеленые куртки », «зеленое болото ») – единственное яркое пятно в общей мутно-грязной массе завсегдатаев трактира, но и оно постепенно становится «стеклянным зеленым лесом» из пустых бутылок. «Ложе у нас – зелень », – говорит Соломон, вспоминая прекрасные, светлые мгновения, проведенные в винограднике с Суламифью, наполненные страстью. Это и зеленый «смарагд – любимый камень » царя Соломона, призванный охранять и защищать его возлюбленную от всех болезней и «черных мыслей». «Величественная зеленая прелесть бора, как драгоценная оправа украшала… безмятежную любовь » лесной колдуньи Олеси и «молодого барина» («Олеся»). Но не всегда зеленый цвет в рассказах Куприна ассоциируется с жизнью и любовью. «Зеленые длинные глаза » отвергнутой царицы Астис («Суламифь») выражают опасность и нескрываемую угрозу. Зеленый, по нашему мнению, был одним из любимых цветов Куприна, недаром же писатель наделил именно этот цвет тайной магической силой.

Другим, не менее любимым автором цветом был, безусловно, красный, который обладал огромным эмоционально-смысловым спектром, четко выраженной эмоционально-экспрессивной окраской. Через самые разнообразные оттенки красного цвета Куприн выражает любовь, страсть, печаль, скорбь, надежду. Красный цвет (чаще кроваво-красный) является бессменным спутником в его повестях и рассказах. «Красноносая девица » вызывает у нас неприязнь; «десяток красных помидоров » и «красный, как кровь, сок » – единственная еда бродячих артистов («Белый пудель»), здесь красный цвет воплощает надежду, спасение от голода. «Краснощекие мясистые дети » («Детский сад») резко отличающиеся от болезненно-бледной Саши, символизируют здоровье и благополучие.

Бесспорно, свое особое магическое значение красный цвет приобретает в трех повестях Куприна: «Гранатовый браслет», «Суламифь», «Олеся». В них этот цвет ассоциируется не только с любовью, страстью, жизнью, но и с разлукой, печалью, скорбью и смертью. «Красная юбка Олеси… выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега » – красный цвет сразу же выделяет Олесю и придает ей какой-то шарм, притягательность. «Красная редиска », которую с удовольствием ест урядник, его «красная физиономия » и «огненно- красный галстук » Никиты Мищенко – все это вызывает неприязнь, и красный цвет становится символом беспокойства и тревоги. «Окровавленное лицо » Олеси, «длинные красные ссадины » вызывают чувство жалости и, одновременно с этим, вид крови пробуждает гнев не только в душе главного героя, но и в сердцах читателей. «Нитка дешевых красных бус », безусловно, говорит о страстной, трепетной любви и печальной разлуке. Красный цвет в повести «Суламифь» – это не только признак богатства: ценные породы «красного дерева », «красные бараньи кожи », «барсы на красных лентах », «красные гранитные плиты », «кроваво-красные рубины », – но также символ нежной, невинной Суламифь, носящей на шее «самодельное ожерелье из каких-то красных сухих ягод ». Драгоценные камни, которые дарит Соломон своей возлюбленной, символизируют страсть и любовь: «подвески из глубоко-красных карбункулов », священный камень «анфракс – красен как кровь », будивший «вокруг себя любовные страсти », кораллы и «сандалии из красной кожи барана ». Жертвенный «белый голубь с красными лапками », горящий «красный огонь » в глазах Астис вызывают страх, и красный цвет становится опасным, даже зловещим. «Алая кровь », «пурпуровый хитон » и «венец из кроваво-красных рубинов » символизируют любовь и смерть, страсть и скорбь царя Соломона и юной Суламифи. Настоящим символом любви, преданности, страсти и смерти красный цвет становится в «Гранатовом браслете». «Футляр из красного плюша », «густо-красные живые огни », «точно кровь » светящиеся в пяти «прекрасных гранатах-кабошонах », – это любовь Желткова, представшая перед его возлюбленной во всем своем великолепии. Красная роза– символ любви, единственный, первый и последний подарок Веры Николаевны своему безнадежно влюбленному поклоннику.

Безусловно, красный и зеленый цвета в произведениях Александра Ивановича Куприна играют особую роль, несут на себе большую эмоционально-смысловую нагрузку. При помощи этих цветов автор раскрывает силу испытываемых героями чувств, их характеры, готовит читателей к предстоящим событиям.

Куприн достаточно широко использует и белый цвет, который имеет несколько значений. «Белый пудель » – символ радости и веры в удачу, «белое полотно дороги », «белая пыль » ассоциируются со светлым будущим и надеждой. «Белая стена », ограждающая садик от дороги и бродячих артистов, – это символ иного мира, преграда для свободы (парадоксально то, что белый цвет изначально является цветом свободы). В рассказе «Изумруд» белый цвет становится символом неизбежной смерти. Мы видим «белые пахучие цветы ромашки », которые снятся жеребцу, «белые от инея стены конюшни », «белый знакомый жеребчик », «белые листы программ » – все это обыкновенная рутина, которая засасывает и убивает Изумруда. «Белые стройные паруса », «звездчатые цветы белого табака » создают атмосферу чистого, безмятежного счастья. «Белый плащ надет на царя », «белые ягнята »-зубы, «бледный и кроткий лунный камень », «белые лилии », украшающие ложе Суламифи (издавна белая лилия окружалась романтическим ореолом, и ей приписывались таинственные свойства приворотного любовного зелья), – во всех этих примерах белый цвет является символом невинности, чистоты и нежности. В то же время в образах «белого голубя », «мальчиков в белых хитонах », «жрецов в белых одеждах », отшельника в «белоснежной развивающейся одежде », принесшего себя в жертву, чистота белого цвета становится наигранной, неестественной: на самом деле, белый цвет здесь является символом безумства, похоти и смерти.

Наверное, самым трагическим цветом можно считать черный. Куприн же позволяет черному цвету засиять всеми оттенками красок и чувств. «Черные обильные гроздья… тяжело свисали между темною, кое-где озолоченной солнцем зеленью », «черное вино », «черный бархат », «черная ночь » – в этих картинах создается атмосфера мистичности, романтичности и загадочности. «Черная колеблющаяся трибуна », «черная масса людей », «черные глазки с тоненькими черными усами » (« Изумруд») – здесь черный цвет усиливает неприязнь и отвращение к безучастным жестоким людям. Цветовой эпитет «темный »: «темный курчавый кустарник », «темная лазейка », «темная фигура », «темные окна », встречающиеся на пути Сережи («Белый пудель»), – нагнетает обстановку, увеличивая чувство тревоги и страха. Как ни странно, «черный инструмент », появившийся у трактирного музыканта Сашки («Гамбринус»), является символом победы над обстоятельствами. «Черное дерево из страны Офир », «черные рабы », «черные звезды », «чернобородые лица », «чернокудрый красавец », «черные брови », «черный жемчуг », «черный ласточкин камень », «черные глаза », «черная мантия » – все это показывает черный как цвет роскоши и изящной, пленительной красоты («Суламифь»). В свою очередь, «черная мантия » Изиды, «темные злые слухи » (в значении «черные»), «черные мысли » передают ощущение опасности, тревогу и состояние злости.

Серебряный и золотой цвет чаще всего у Куприна являются символами богатства и благополучия: «золотой пурпур », «золотое блюдо », «золотое яблоко », «золотые звенящие запястья », «золотые гвозди », «золотая легкая ладья », «серебряные клетки », «платье, затканное серебром ». Также золотой и серебряный цвета, встречающиеся в описаниях природы и портретов героев, усиливают красоту и выразительность изображаемого: «серебряный свет луны », «серебряный зазубренный серп молодого месяца », «серебристой пылью в небе », «золотые пылинки », «серебряно-зеленые листья оливы », «золотое сияние льется из глаз Соломона », «голова его – чистое золото », «сияло золотое солнце и серебряная луна ». Не удивительно, что чаще всего эти «драгоценные» цвета встречаются в повести «Суламифь», так как они необходимы для создания образов роскошного дворца и мудрейшего, сильнейшего царя Соломона.

В целом символичность и частоту употребления перечисленных цветов в повестях «Олеся», «Гранатовый браслет» и «Суламифь» можно представить в виде следующей таблицы.

Таблица 1.

Доминирующая цветовая гамма

Но, кроме перечисленных выше доминирующих цветов, в цветовой палитре писателя есть и другие, не менее интересные и важные для проникновения в ткань художественного произведения.

Таблица 2.

Редко встречающиеся цвета

Цвет Основная символика Примеры
ГОЛУБОЙ / СИНИЙ Создание мягкого романтического пейзажа «Голубой атлас моря окаймлялся темно-синей бархатной лентой »
чистота, невинность «голубые глаза », «голубая жилка »
ЖЕЛТЫЙ чаще цвет неприязни «костлявым, желтым телом », «желтые зубы »
цвет одиночества, тоски Желтков
КОРИЧНЕВЫЙ старость, ветхость «коричневую кожу », «коричневое сморщенное лицо »
РОЗОВЫЙ нежность «розовеет небо », «снежно-белой с розовыми, чуть заметными прожилками »
Встречаются более 50 раз
Наиболее редкие цвета, оттенки цвета
Цветовые прилагательные Цветовые метафоры
багровый, сизый, рыжий, серый, бурый, фиолетовый, лиловый, бронзовый, пурпурный, васильковый, оливковый, багряный, малахитовый, малиновый, молочный лунный, разноцветный, жемчужный, цветной, туманный, прозрачный, седой, рябой, ржавый, грязный, шоколадный, огненный, снежный, смуглый, фиалковый, осенний, цвет медной яри, цвет осеннего неба, цвет волны
Встречаются более 60 раз

Достаточно интересным является исследование цветописи как одного из художественных приемов выразительности, используемых А.И.Куприным для раскрытия образов героев.

Таблица 3.

Роль цветописи в создании образов героев

Образ Цвет

Работа посвящена исследованию форм художественного воплощения авторской позиции в трилогии о любви А. И. Куприна («Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет»)

Рассмотрена знаковая система и символика этих произведений, выявлено мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств, исследованы образно-стилистические средства, образы-символы для понимания авторской позиции в трилогии о любви.

Универсальным и объединяющим все сюжетные решения в повестях писателя является мотив «Любовь-расставание».

Цветопись придаёт особую тональность повествованию, так как Куприн пользуется определённой цветовой гаммой: красный, золотой, серебряный (в работе раскрыта символика наиболее часто употребляемого цвета)

Через символику цветов: лилию, нарцисс, мак, розу и др. – автор передаёт душевное состояние героев.

Используя звуковые образы, Куприн помогает читателю не только увидеть, но и услышать песнь торжествующей любви, понять жизнь во всём её многообразии.

Особое внимание в работе уделено символике драгоценных камней, так как во всех трёх повестях использованы драгоценные камни.

Структура портретов главных героев, имена, несомненно, несут одну из важнейших нагрузок в раскрытии авторской позиции – прекрасен тот, кто любит.

Используя принцип зеркального отражения в организации событий, Куприн усиливает до предела лейтмотив всех повестей трилогии: любовь побеждает смерть, преображает человека, защищает его мир, открывает способность к самопожертвованию.

В каждой из повестей есть жизненные заветы своим возлюбленным – ключевые фразы-символы, которые ещё раз подтверждают, что любовь возвысила героев над суетным миром, что это самое прекрасное чувство на земле.

Во всех трёх произведениях явно прослеживается взаимосвязь между знаковой системой и развитием сюжетов. Образно-стилистические средства, символы, детали, имена главных героев, структуры портретов и событий играют значительную роль в раскрытии авторской позиции и понимании темы любви как одного из возвышенных человеческих чувств.

Введение.

1) Цветопись и цветосимволика.

2) Символика цветов.

3) Звуковые образы.

    Символика драгоценных камней.

    Структура портретов. Имена.

    Композиционная симметрия, зеркальность.

    Ключевые фразы-символы.

Заключение.

Приложение.

Список литературы.

Введение.

На уроках литературы мы поднимаем вопросы нравственности, ее роли в сложных человеческих взаимоотношениях. Любовь – явление, в котором особенно неотделимы друг от друга психология человека и его моральные основы.

Любовь как сила, способная преобразовать мир, всегда привлекала Куприна. Его по достоинству можно назвать певцом возвышенной любви, создавшим удивительные по красоте и силе примеры идеальных чувств, отправляясь для этого в глубину веков («Суламифь»), заглядывая в каморку влюбленного отшельника («Гранатовый браслет»), забираясь в глушь Волынской губернии («Олеся»).

В данной работе исследованы все повести трилогии о любви Куприна, поднимающие проблемы, которые будут вечно волновать человечество. Цель данной работы – рассмотреть знаковую систему и символику этих произведений, показать мастерство А.И. Куприна в изображении мира человеческих чувств, выявить формы художественного воплощения авторской позиции в трилогии о любви.

    Изучить биографические сведения, монографии о творчестве писателя, критическую литературу;

    Проанализировать произведения «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет», найти образы, детали, приобретающие в произведениях символическое значение;

    Исследовать образно-стилистические средства, образы-символы для понимания авторской позиции в трилогии о любви.

Тематическая общность повестей.

Тематическая общность всех произведений трилогии о любви заключается в силе любви, способности людей, испытавших настоящие чувства, к самопожертвованию. Различны отношения главных героев. Причем, чем раньше произошли описанные Куприным события, тем больше способность людей к настоящей и чистой любви. Например, в «Суламифи» показаны взаимные чувства, обоюдное счастье людей, сведенных судьбой. В «Гранатовом браслете» чувства Желткова не были взаимными, однако их сила смогла воскресить Веру от душевной вялости. В «Олесе» главный герой настолько привязан к городскому быту и укладу, что даже жертвенная любовь Олеси не способна изменить его душевной ограниченности.

Универсальным и объединяющим все конкретные сюжетные решения в повестях писателя является мотив «Любовь – расставание».

Понять романтическую концепцию любви в творчестве писателя невозможно, не прочитав все три повести.

Образно-стилистические средства.

Отношение Куприна к любви раскрывается через образно-стилистические средства, такие как цветопись, символика цветов и звукопись.

1. Цветопись и цветосимволика.

Необыкновенность, чудесность любви Суламифи и Соломона в произведении «Суламифь», Олеси и Ивана Тимофеевича в произведении «Олеся» и любви Желткова в «Гранатовом браслете» подчеркивается разнообразными образно-стилистическими средствами. Обратим внимание на некоторые из них. В первую очередь это цветопись и цветосимволика, которая ярче всего показана Куприным в «Суламифи».

Ярок, красочен, живописно колоритен земной мир. Но при внимательном чтении видно, что Куприн пользуется вполне определенной цветовой гаммой.

Исследовав текст, я пришла к выводу, что в I -VII главах больше используются красный цвет и его оттенки – 27 раз, золотой – 24 раза, белый 12 раз, черный – 11 раз, голубой – 8 раз. В следующих главах в том же соотношении на первом месте цвета красный и золотой.

Куприн использует насыщенные, глубокие, яркие и контрастные краски; фиксирует в окружающем мире, в изображаемых предметах яркое, бросающееся в глаза. Создаваемый писателем мир красочен, солнечен, немного пестр: он радует глаз, «веселит» сердце.

При описании царствования Соломона активно используются красный, пурпурный, золотой, серебряный цвета. Символика их такова. Красный цвет олицетворяет право, силу, мужество, храбрость; пурпурный – высокорожденность, достоинство, величие, власть; золотой – верховенство, величие, уважение, великолепие, богатство; серебряный – мудрость. Функционален и черный цвет, поскольку (кроме традиционных указаний на смерть, траур) он означает постоянство, скромность, мир, покой.

Описания любви Соломона и Суламифи сопровождаются так же определенной цветовой гаммой. Постоянен красный цвет – цвет любви. Серебряный цвет в этом контексте важен потому, что означает чистоту, невинность, непорочность, радость. Символом тепла, жизни, цвета, деятельности и энергии является образ огня, возникающий в портретных зарисовках Суламифи с ее «огненными кудрями» и «рыжими волосами». Не случаен, конечно, зеленый цвет в пейзажах и высказываниях героев: он символизирует свободу, радость, ликование, надежду, здоровье. И, конечно, белый, голубой и розовый цвета вызывают у читателя вполне определенные ассоциации, наполняются метафорическими смыслами: нежна и прекрасна, чиста и возвышена любовь героев.

И в повести «Олеся» основной цвет, на который несколько раз на протяжении повести автор обращает внимание – красный: «красная юбка», «красная царапина», «красный платок», «нить красных бус». В различных источниках этот цвет символизируется по-разному. К данному тексту, развитию событий повести подходит такое описание значения красного цвета: «Красный – цвет жизни, любви и милосердия. Люди, в одежде или выборе цветовой гаммы которых преобладает красный цвет, отважны и целенаправлены, им более чем другим присущи чуткость, сила и вера в свои чувства, душевное богатство» . Такой перед нами и предстает Олеся.

Отметим, что в гранатовом браслете, подаренном Желтковым Вере Николаевне тоже горят красные гранаты, окружающие маленький зеленый камешек.

Цветопись в произведениях Куприна придает особую тональность повествованию: автор поет гимн вечной и прекрасной любви.

2. Символика цветов.

Впечатление красочности и яркости мира, окружающего героев легенды, углубляется постоянным описанием цветов: «как цветок нарцисса», «прекрасен царь, как лилия Саронской долины!», «Гранатовые деревья, оливы и дикие яблони, вперемежку с кедрами и кипарисами, окаймляли его», «аромат цветущего винограда – тонкий аромат резеды», «два цветка алого мака», «две маленькие серны, которые пасутся между лилиями», «где зеленая трава пестреет нарциссами», «как распустившийся цвет граната», «похожи цветом на васильки в пшенице», «похожие цветом на ранние фиалки, распускающиеся в лесах», «Златоцветом и лилиями покрывала Суламифь свое ложе», «среди белых ароматных цветов», «точно ворох пшеницы, окруженный лилиями».

Цветы, упоминаемые в легендарном повествовании, также символичны. Лилия – символ чистоты и невинности. Нарцисс – символ юношеской смерти, кроме того, нарцисс – древнее растительное божество умирающей и воскресающей природы. Виноград – символ плодородия, изобилия, жизненной силы и жизнерадостности.

Как и в «Суламифи» Куприн при создании образа Веры Николаевны в «Гранатовом браслете» использует множество цветов. В I части, когда образ Веры только появляется, Куприн выбрал для нее именно такое окружение: «Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой – наполовину в цветах, а наполовину в тонких зеленых стручьях, пахнущих капустой, розовые кусты еще давали – в три раз за это лето – бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах». Цветы символизируют увядание души Веры, то, что жизнь ее проходит однообразно и обыденно. Но всесильная любовь Желткова, независимо от обстоятельств, помогает Вере воскреснуть от душевной вялости, другими глазами посмотреть на мир, окружавший ее. Об этом говорит большая красная роза, оставленная Верой покойному Желткову.

Несомненно, что символика цветов играет свою определенную роль: в «Суламифи» - для создания восточного колорита, в «Гранатовом браслете» помогает передать душевное состояние героини.

3. Звуковые образы.

Мир героев купринской легенды «Суламифь» не только живописен, он полон звуков, которыми наслаждается человек.

Радость жизни, наслаждение, веселье от жизни – эти чувства подчеркнуты в легендарном повествовании многочисленными звуковыми образами: «играть на арфах, лютнях и флейтах под аккомпанемент бубна», «сладостная музыка», «любил слушать рев диких зверей», «милый женский голос, ясный и чистый», «простой и нежный мотив льется себе, как звонкий ручей в горах», «она смеется так звонко и музыкально, точно серебряный град падает на золотое блюдо», «птицы громко перекликаются среди деревьев», «резкий медный звук вдруг пронесся над Иерусалимом. Он долго заунывно дрожал и колебался в воздухе».

В «Гранатовом браслете» душевное оживление Веры так же передается через звуки и запахи: «налетел легкий ветер и <…> зашелестел листьями. Острее запахли звезды табака…» Все это сопровождается «удивительной музыкой», послушать которую завещал Желтков.

Развитие отношений главных героев в «Олесе» передается звуками природы, меняющими свою тональность в зависимости от настроения влюбленных. Например, после знакомства Иван Тимофеевича с Олесей: «бурливые ручейки», «частые звонкие капли», «воробьи кричали громко и возбужденно» - неожиданная весна как внезапное чистое чувство, пришедшее в однообразную жизнь Ивана Тимофеевича. Оживленные ручейки как знак чего-то нового, еще не испытанного героем. С дальнейшим развитием отношений природа оживляется еще сильнее: «громче становится задорный крик воробьев». И, наконец: «От раскатов грома дрожали и звенели стекла – последняя встреча Ивана и Олеси, сопровождаемая не только звуками, но и цветом – полнеба закрыла черная туча <…>, но солнце еще светило <…>, и в этом смешении цвета было что-то зловещее».

Используя звуковые образы, Куприн помогает читателю не только увидеть, но и услышать песнь торжествующей любви, жизнь во всем ее многообразии.

Символика драгоценных камней.

Во II главе повести «Суламифь» содержится подробный портрет царя и деталь, чрезвычайно важная для мотивировки событий повести: «В руках Соломона заключался такой избыток жизненной силы, что, налагая ладони на темя больных, царь исцелял головные боли, судороги, черную меланхолию и беснование. На указательном пальце левой руки носил Соломон Гемму из кроваво-красного астерикса. Много сотен лет было этому кольцу, и на обратной стороне его камня была вырезана надпись «Все проходит», - слова, пережившие и того, кто высек их, и народ, породивший мастера, слова, с которыми вступает в спор сама любовь царя Соломона и повествование – песнь об этой любви, волшебной и неземной.

Издавна астериксу приписывали целебные свойства. Одним прикосновением к больному месту человека этот камень выводит всю хворь. Таким образом, кольцо с астериксом усилило дар исцелять людей, бывший у Соломона. В легенде говорится, что перстень придает царю власть и силу. Благодаря своему магическому кольцу Соломон стал повелителем духов.

Рассказ о пристрастии Соломона к драгоценным камням, которое в легенде Куприна выливается в пространный монолог царя о свойствах и красоте драгоценных камней, придает повествованию своеобразный восточный колорит. Рассмотрим некоторые из них.

В «Гранатовом браслете» Куприн также вложил большой смысл в использование драгоценных камней.

Структура портретов.

Куприн нашел еще один художественный прием, помогающий вырабатывать у читателя свое определенное отношение к изображенным событиям. Это особые структуры портретов главных героев благодаря которым герой с его чувствами и мыслями воспринимается не столько конкретным и неповторимым индивидом, сколько человеком, облик и характер которого дошли до потомков в «культурном преломлении», через призму изобразительного искусства, исторического повествования, легендарного сказания.

Подобное восприятие образа царя Соломона в повести «Суламифь» мотивировано указанием на то, что его «живописал» историк Иосфат: «…поистине был прекрасен царь, как лилия Саронской долины!»

Бледно было лицо его, губы – точно яркая алая лента; волнистые волосы черны иссиня, и в них – украшение мудрости – блестела седина, подобно серебряным нитям горных ручьев; седина сверкала и в его черной бороде, завитой, по обычаю царей ассирийских, правильными мелкими рядами.

В описании использованы сравнения: «глаза же у царя были темны, как самый темный агат, как небо в безлунную летнюю ночь, а ресницы, разверзавшиеся стрелами верхи вниз, походили на черные лучи вокруг черных звезд…», «…в глазах царя загорались, точно искры в черных брильянтах, теплые огни ласкового, нежного смеха…»

Стилистика древневосточного изобразительного искусства в описаниях царя просматривается в спокойной ритмике, в идеализации образа царя, а также в цветописи портрета (бледное лицо, алые губы, черные волосы), в выделении глаз через сравнение. Не теряется здесь и такая деталь: «борода, завитая правильными мелкими рядами».

Ориентация на древневосточное словесное искусство проявляется в гиперболизации («И молнии гнева в очах царя повергали людей на землю»), системе сравнений («как лилия Саронской долины», «как самый темный агат»)

В стилизованном описании внешности Соломона соединены разные эстетические традиции, отражены различные культурные пласты. Это и создает чувство «эпического времени», ощущение исторической дистанции, в начале которой – эпоха царя, в конце – время современного читателя.

При описании внешности Суламифи направленность на древневосточную культурно-эстетическую традицию сочетается с указаниями на восприятие героини Соломоном.

Портрет героини выполнен тонко и достаточно искусно. Куприн сочетает «звуковое» и живописное описание. Сначала Соломон слышит «милый женский голос, ясный и чистый…». Затем возникает общая картина: «Девушка в легком голубом платье ходит между рядами лоз <…>. Рыжие волосы ее горят на солнце. <…> Так поет она <…>». Характерными для древневосточного изобразительного искусства являются указания на легкость, изящество: «ясный и чистый голос», «в легком голубом платье», «легко взбираясь на гору».

В своих произведениях А.И. Куприн уделял большое внимание детали. Основная функция данного приёма -- оттенить чувства героев, раскрыть их внутреннее состояние более полно.

В повести «Олеся» главное событие в жизни героя словно «подготовлено» состоянием природы: «Ветер за стенами дома бесился, как старый озябший голый дьявол. В его реве слышались стоны, визг и дикий смех. Метель к вечеру расходилась еще сильнее. Снаружи кто-то яростно бросал в стекла окон горсти мелкого сухого снега. Недалекий лес роптал и гудел с непрерывной, затаенной, глухой угрозой». Герой предчувствует, что впереди его ожидает «неопределенное беспокойство». Тревожное настроение усиливается и на лексическом уровне, в частности употреблением слов: визг, дикий смех, глухая угроза. В результате ещё до завязки сюжета и герой, и читатель ожидают трагическую развязку, которая становится неизбежной, как и борьба со стихией.

В повести практически все события происходят на лоне природы, следовательно, пейзажс постоянно присутствует в произведении и отражает всё, что происходит между героями, а также их внутреннее состояние: «Мы в это время находились как раз на середине длинной, узкой и прямой, как стрела, лесной просеки. Высокие, стройные сосны обступали нас с обеих сторон, образуя гигантский, уходящий вдаль коридор со сводом из душистых сплетшихся ветвей. Голые, облупившиеся стволы были окрашены багровым отблеском догорающей зари...» Несмотря на счастливое объяснение влюбленных, внутреннее напряжение сохраняется благодаря использованию эпитетов: голые, облупившиеся, багровый. Далее тревога сохраняется: «корявые стволы», «изогнутые сучья». Описывая прогулку героев ночью автор использует определенную цветовую гамму: « иссиня-бледными пятнами», « тонкие стволы берез белели»,» были наброшены серебристые, прозрачные...покровы». Данные цвета создают впечатление некой призрачности и зыбкости происходящего объяснения.

Определенную символику можно обнаружить и в следующем отрывке, во время попыток героя объяснится с Олесей относительно их будущего: «Она сорвала ветку боярышника с пышным гнездом белых цветов и воткнула себе в волосы». Боярышник - символ целомудрия, надежды. Во время обрядов бракосочетания греческие девушки украшали голову сплетенными из ветвей боярышника венками. Героиня словно предчувствует дальнейшее предложение Ивана Тимофеевича и подсознательно соглашается, несмотря на внешний отказ. Таким образом природа оказывается невольным участником в жизни героев.

Пейзаж имеет определенное значение и в повести «Суламифь». Встреча Соломона и бедной девушки Суламифи происходит на виноградном поле. А.И. Куприн, опираясь на оригинальный текст «Песни Песней», выбирает местом действия именно виноградник. Виноград - это символ плодородия, жизнерадостности и жизненной силы, что находит впоследствии своё отражение в характере главной героини, которая не ведает страха и готова на всё ради своей любви.

Встречи влюбленных начинаются на природе среди «серебряно-зеленые» олив, «зелени можжевельника», «где зеленая трава пестреет нарциссами». Неслучаен выбор писателем зеленого цвета. Он символизирует зарождение нового, надежду, радость - всё,что чувствуют герои в момент становления своей любви.

В своих произведениях А.И. Куприн использует богатую цветовую палитру, но преобладающим цветом у автора является красный и его оттенки. Не исключение и повесть «Суламифь»: «тяжелые, густые темно-рыжие волосы, в

которые она воткнула два цветка алого мака...», «самодельное ожерелье из каких-то красных сухих ягод», « пурпур, багряница и виссон, шитый золотом». (красный цвет - значение)В образе самой Суламифи присутствует оттенок красного, автор подчеркивает её рыжие волосы, вводя в произведение символ огня -- тепла и жизненной силы, которую и олицетворяет героиня. В совокупности все символы создают единый образ вечной любви героев. Противопоставляет «солнечную» энергию Суламифи А.И,Куприн темной силе ревнивой царицы Астис, изображая её с синими волосами (посмотреть синий цвет)

В повести «Гранатовый браслет» автор продолжает традицию цветовой символики, опираясь на красный и зеленый цвет. (цитата про гранаты). Сам браслет благодаря наличию зелёного граната олицетворяет надежду героя в его любви. В сочетании с редкостью зеленых гранатов А.И. Куприн подчеркивает исключительность высокой любви героя. Красный цвет появляется и в конце повести -- во время прощания княгини Веры с Желтковым: (цитата про розу) добавить про красный цвет

В данной повести, как и во всем своем творчестве, писатель воссоздает пейзаж, отражающий более глубоко внутреннее состояние героев. В «Гранатовом браслете» таковым является описание разговора двух сестёр. Здесь писатель показывает восприятие природы Верой:

«Я тебя понимаю, - задумчиво сказала старшая сестра, - но у меня как-то не так, как у тебя. Когда я в первый раз вижу море после большого времени, оно меня и волнует, и радует, и поражает. Как будто я в первый раз вижу огромное торжественное чудо. Но потом, когда привыкну к нему, оно начинает меня давить своей плоской пустотой... Я скучаю, глядя на него.. .»

«Но ты только посмотри, какая красота, какая радость - просто глаз не насытится. Если бы ты знала, как я благодарна Богу за все чудеса, которые он для нас сделал!»

Отношение Веры к природе показано более холодно и сдержанно. Она предстаёт перед читателем спокойной и умиротворённой, довольной своей жизнью. Создаётся впечатление, что восторженное отношение сестры к природе ей несколько чуждо. Однако тут же Вера замечает: «Я люблю лес... Разве может он когда-нибудь прискучить? Сосны!.. А какие мхи!.. А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым бисером...» . Незначительная, на первый взгляд, деталь позволяет увидеть яснее её внутреннюю жизнь. Она не так холодна. Как могло показаться вначале, ей не чуждо чувство природной красоты.

Пейзаж снова появляется в конце повести, уже после гибели Желткова и осознания Веры, что настоящая любовь «прошла мимо неё». Именно в момент наивысшего потрясения души, под звуки сонаты Бетховена, Вера Николаевна бежит на улицу и обнимает ствол акации. Куприн прямо заявляет о взаимодействии природы и души человека: цитата с. 557 -- ветер сочувствует). Природа словно становится участником событий, происходящих в жизни героев.

Особой деталью данной повести является Аппассионата Бетховена -- музыка становится неотъемлемой частью хода произведения и поворотным моментом в восприятии Веры. Музыка проходит сквозь всё произведение -- заявленная в эпиграфе, она появляется в предсмертном письме Желткова и является финальной точкой в конце произведения.

В последнем, рассматриваемом нами произведении «Колесо времени» несколько меняется цветовая гамма. Здесь на передний план выходит розовый цвет. В начале во время беседы с итальянцем рассказчик, описывая своё внутреннее состояние, говорит: «Я уже чувствовал, как в голову мне входил давно знакомый розовый газ - веселый и страшный…», «Розовый газ в моей голове густел и делался красным». Розовый цвет ассоциируется у героя и со своей возлюбленной: «вдруг так похорошела, так порозовела и посвежела», «А утром, когда она еще спала, я увидел на ее лице тот неописуемо-розовый нежный оттенок, который бывает на перьях фламинго перед переходом в белый цвет». Розовый цвет символизирует утонченную любовь, нежность, незрелость, слабость, робость, сентиментальность. Этот цвет становится не столько цветом героини, сколько оттеняет чувства героя, испытываемые во время любви к ней. И саму любовь герой связывает с этим цветом: «в первые розовые дни нашей любви».

В «Колесе времени», в отличие от предыдущих рассматриваемых нами произведениях, появляются образы животных, которые олицетворяют собой героев. На протяжении всего романа Мария сравнивает Мишику с медведем (это сходство подчеркивается именем главного героя): «Но медведей я обожаю!», «Мой обожаемый медведь!», «Впрочем, довольно, мой Медведь».

Герой сравнивает себя в своей любви с неуклюжим пингвином, в то время как Мария окрылена своим чувством: «Но, сравнивая себя в этом смысле с Марией, я сказал бы, что у нее были за плечами два белоснежных, длинных лебединых крыла, я же летал, как пингвин». Мишика объясняет это сходство следующим образом: «Вначале я очень остро и, пожалуй, даже с обидой чувствовал ее духовное воздушное превосходство надо мною и мою собственную земную тяжесть».

Завершая проводить параллели между героями и олицетворяющими их внутренне состояние птицами, автор вводит образы павлина и фламинго (их значимость писатель подчеркивает одноименным названием глав). Павлин изначально символизировал бессмертие и долголетие. А.И.Куприн использует более поздние коннотации - болтливость, чванливость, тщеславие. Герой спрашивает Марию о тех вещах, о которых она не считает нужным говорить и неоднократно вынуждает её уходить от ответа. Тщеславие выражается в его отношении к работе Марии: «Самые слова "ручная работа" показались мне какими-то уж очень прозаичными, будничными, жалкими, годными для швей и портних».

Образ розового фламинго ассоциируется с героиней и её особенной, возвышенно-жертвенной любовью: «У фламинго прелестная, необычайная окраска оперения: она и не розовая и не красная, она особенная». Здесь появляется мотив новой жизни, которая начнется вскоре у героини: на полотне она собирается изобразить зарю, вскоре она сама примет решение оставить героя несмотря на свою любовь.

И.А.Бунина и А.И.Куприна

Таблица17.

Цвет Цитаты из произведений И.А.Бунина Символическое значение Цитаты из произведений А.И.Куприна Символическое значение
Зеленый «А поля… ярко зеленеют закустившимися озимями…» расцвет, обновление жизни, гармония «зелень», необходимая Саше для выздоровления символ жизни, здоровья
«В шалаше устроены постели… позеленевший самовар…» увядание, старость, смерть «ложе у нас зелень» любовь,страсть
Красный «Только что сытно пообедали, раскраснелись и возбуждены…» благополучие, удовольствие «краснощёкие мясистые дети» здоровье, благополучие
«тёмным огнём сверкал рубиновый крестик… род пеплума из пунцового бархата был схвачен на левом плече рубиновым аграфом» олицетворение сердечных переживаний, горя «пурпуровый хитон», «венец из кроваво-красных рубинов» любовь,страсть, скорбь из-за потери любимой
Белый «Впереди была белая голая улица, белая мостовая, белые дома» приближение несчастий, опасность «белое полотно дороги» светлое будущее, надежда
«мальчишки в белых замашных рубашках и коротеньких порточках, с белыми открытыми головками» ощущение праз-дника, радость, беспечность «жрецы в белых одеждах», «мальчики в белых хитонах» смерть, похоть, безумство
Черный «чернели его птичьи глаза», «чернела маленькая, коротко стриженая голова» негативное ощу-щение, неприязнь «чёрные глазки с тоненькими чёрными усами» неприязнь, отвращение
«чёрный борзой, любимец Арсения Семёныча», «платье чёрного атласу» достаток, богатство «чёрные рабы», «чёрный жемчуг», «чёрнокудрый красавец» роскошь, красота, богатство
Золотой «[книги] с золотыми звёздами на сафьянных корешках»; «чашка с золотыми краями» богатство «золотое блюдо» достаток
Голубой «жидкое голубое небо», «расстилался длинной полосой голубоватый дым» лёгкость, гармония, красота природы «голубой атлас окаймлялся тёмно-синей бархатной лентой» мягкость, романтичность
Желтый «нечто монгольское было в его желтоватом лице» неприязнь «костлявым, жёлтым телом», «жёлтые зубы» неприязнь

Таблица 18.

Основная символика в произведениях И.А.Бунина Цвет Основная символика в произведениях А.И.Куприна
Любимый цвет писателя, чаще всего несёт отрицательную нагрузку, используется для создания портретов отрицательных героев. Чёрный – это цвет, обладающий «неземной силой», отражающий незримое воздействие времени на людей и на вещи. Чёрный (иконы в «Суходоле») показывает влияние сил, противоположных свету и Богу Чёрный Одним из любимых цветов Куприна. Черный обладает неведомой силой, придает окружающей обстановке оттенок мистичности, загадочности. Чёрный цвет – «вечный» спутник зла в произведениях писателя: всё негативное, отрицательные черты характера героев Куприн «красит» чёрным
Красным цветом автор привлекает внимание читателей. Красный, в основном, играет роль «положительного» цвета. Он сопутствует мимолётным чувствам, лёгким изменениям в настроении героев, в описании любви, продолжительной и страстной не используется. Агрессию и негативную силу Бунин показывает тёмными оттенками красного. Часто дается контраст красного и чёрного для показа в подтексте напряженности, опасности и негативных черт характеров героев, истинного состояния героя или отрицательного оценки событий Красный Красный – это олицетворение силы, победы, увлечения. Красными оттенками автор выделяет главных героев и основные события, роль определённых вещей. Этим цветом передаются мельчайшие, еле заметные волнения души героя, и одновременно глубокие, захватывающие сознание чувства, страсть, любовь. В определённых моментах красным цветом Куприн акцентирует внимание читателей с целью вызвать гнев, неприязнь.
Белый – это единственный цвет, используемый для описания глубокой любви, привязанности. Вариантами «белого» и «светлого» детально обрисовываются «положительные» настроения и чувства. Бунин окрашивает белым пейзаж, окружающую обстановку, показывая однообразие, скуку, предопределённость. Белый цвет не используется для описания отрицательных героев. Передавая положительные чувства, символизирует небесную силу, совершенство Белый Белый цвет у Куприна имеет различные, даже противоречивые значения. Часто он сопутствует изображению любви, привязанности, симпатии. В пейзаже белый цвет передает надежду на лучшее будущее. Он часто становится спутником безумства, похоти, гибели, несёт сильный отрицательный заряд
Серебряный цвет ни разу не обнаружен в исследованных произведениях, но выявлены его контекстуальные синонимы: «блеск холодной лазури», «стальной» цвет и др. Эти оттенки передают грусть, одиночество, тоску. Золотым цветом освещается образ времени. Он показывает вечность и ценность времени. Золотой также используется для показа богатства, безграничных возможностей Золотой Золотой и серебряный цвета чаще всего являются символами богатства и благополучия. Этими цветами передаётся красота и неповторимость пейзажа, усиливается ощущение превосходства героя над жизненными обстоятельствами. Золотой и серебряный цвета относятся к числу часто употребляемых в произведениях Куприна
Серебряный
Используется редко, большей частью в описаниях природы. Показывает обновление, расцвет природы. Причём «зелёные» пейзажи готовят читателей к качественным положительным изменениям в характере героя или приближению судьбоносных событий Зелёный Зелёный цвет придаёт ощущение мистики, загадочности, присутствия потусторонней силы. Большей частью он олицетворяет жизнь, любовь, бурную страсть. Зелёный также выражает тревогу, опасность

Сравнительный анализ роли света в произведениях

И.А.Бунина и А.И.Куприна

Таблица 19.

Цитаты из произведений Бунина Цитаты из произведений Куприна Символическое значение, комментарии
«с сияющим взглядом зорких светлых глаз» счастье, доброта, чис-тота намерений «блестящие глазёнки» лёгкая загадочность, красота, доброта
«сияя глазами» «светлые глаза» радость, беспечность; мудрость, умиротворение «ясные глаза» открытость, чистота намерений и взглядов
«лицо его бледное» описание отрицательного героя «побледнела» «бледное лицо» ярко выраженная отрицательная эмоциональная окраска
«почерневшая людская», «потемнеет в доме» отрицательная эмоци-ональная окраска, приближение опасности «в хате было очень темно» ощущение таинственности, мистики
«багровое пламя погасит звёзды» отрицательная эмоци-ональная окраска («словно в уголке ада») «багровым отблеском» ощущение неведомой негативной силы, мистика
«бледная луна и одиночество» одиночество, грусть «сияние луны», «в лунном свете» отрицательная окраска; положительная эмоцион. окраска
«и дорога, укатанная … телегами, замаслилась и блестит» надежда на лучшее будущее, стремление к счастью «дорожку, такую светлую»
«Чуть показавшееся сзади… солнце озаряло вершины…» единственный «проблеск» в рассказе, надежда на лучший день «сияло золотое солнце», «это свет солнца» положительная эмоциональная окраска
«и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева силуэты» таинственность, приближение опасности «в темноте фигура» пугающая неизвестность

Отметим следующие выявленные особенности использования светописи:

1. Положительных героев писатели наделяют «светлеющими, ясными, сверкающими» глазами, отрицательные персонажи имеют «тёмные, чернеющие, с холодным отблеском » глаза. Примечательно, что глаза у героев «живые»: для их описания используются причастия и глаголы, что говорит об исключительном значении глаз, показывающих внутреннюю сущность героя.

2. «Бледным лицом » обладают отрицательные герои, эта бледность ассоциируется с плохим самочувствием, болезнью или испугом, тревогой. Обилие негативных ассоциаций как бы говорит читателям о том, что поступки героя противоречат нормам морали и нравственности.

3. Отрицательную эмоциональную окраску имеют тёмные помещения: дома, комнаты и др. Часто это связано с напряжённостью происходящих событий. У Куприна к этим значениям можно добавить ощущение тревоги, а в определённых моментах присутствие мистики, загадочности.

4. Световые описания луны у писателей различны. Бунин использует «сияние луны » исключительно для того, что вызвать негативные ощущения. «Свет месяца » Куприн может показывать для создания романтичности обстановки, усиления воздействия на читателей образов положительных героев. Луна – это спутник одиночества и тоски или счастья и любви.

5. Солнце отличается исключительно «добрым» светом, который показывает читателям происходящие события или усиливает положительную характеристику героев.

6. Образ светлой дороги символизирует блестящее будущее, надежду, покой и мир.

7. Темнота фигур пугает своей неизвестностью, создаётся ощущение опасности, тревоги.

8. Анализ частоты употребления светописи показывает, что Куприн использует её значительно чаще Бунина.

Художники-живописцы, которыми можно считать и Александра Ивановича Куприна, и Ивана Алексеевича Бунина, благодаря мастерскому использованию игры цвета и света, необыкновенно сочными, яркими или насыщенно-мрачными оттенками могут оживить любую зарисовку. Пейзаж становится более реалистичным, если его описание насытить светом и цветом. Образы героев произведений становятся зримыми, живыми благодаря словесной цветовой палитре писателя, портреты героев с помощью цветописи полностью раскрывают их характер, а также свидетельствуют о внутреннем состоянии персонажа. Чтобы создать ту или иную атмосферу и внушить читателям определенные чувства, переживаемые героями в данной ситуации, писатели так же прибегают к помощи цветописи, так что можно с полной уверенностью утверждать, что цвет и свет имеют огромное символистическое значение и несут большую смысловую нагрузку.

Анализ произведений А.И. Куприна и И.А.Бунина позволил выявить, кроме редко встречающихся цветов, есть в их литературных текстах и доминирующие – красный и зеленый (у Куприна), красный и черный (у Бунина). Неудивительно, что именно красный цвет так часто встречается в произведениях, ведь он связан с темой любви, которая, по мнению писателей, должна быть трагедией, и темой смерти, фактической или смерти как гибели любви. Подробное изучение повестей А.И.Куприна «Суламифь», «Олеся», «Гранатовый браслет», а также рассказов «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Ворон» и повести «Суходол» И.А.Бунина позволило определить роль цветописи и света в художественном произведении (схема 1 ).

Только благодаря блестящим способностям этих величайших русских писателей, вошедших в сокровищницу русской и мировой литературы, имеющих талант живописца, читатели могут глубже раскрыть тайный смысл художественных деталей, понять авторский замысел, заключенный в художественных образах. Благодаря их способности в мельчайших подробностях видеть мир, цвету и свету каждое произведение Александра Ивановича Куприна и Ивана Алексеевича Бунина удивляет читателей своей бездонной глубиной на протяжении века.

А.И.Куприн «Олеся»

Богатство внутреннего мира героини повести «Олеся» и ее трагическая судьба

  1. Почему автор озаглавил повесть именем героини?
  2. Какое значение имеет место действия рассказа?
  3. Какую роль в повести играет пейзаж? Приведите примеры.
  4. Как рисует Куприн образ главной героини?
  5. Почему для большинства местных жителей, крестьян - соседей Олеси, она - колдунья, «ведьмака»?

Слово «колдунья» многозначно. Оно означает не только злую ведьму, но и кудесницу, добрую волшебницу, чаровницу.

  1. Для Куприна Олеся - ведьма, соблазнившая Ивана Тимофеевича, или волшебница, открывшая герою красоту любви? Докажите вашу точку зрения.
  2. Соответствует ли имя героини ее колдовской сути? Какому значению слова «колдунья» оно больше подходит?
  3. За что соседи ненавидят и преследуют Олесю? Кого и почему автор выбрал для сопоставления с Олесей?
  4. Отчего объектом сопоставления стал заезжий «паныч»? Что привлекло героиню в Иване Тимофеевиче?
  5. Профессия, к которой стремится Иван Тимофеевич, - писатель, - случайно ли она дана автором своему герою?
  6. Есть ли общее в мастерстве писателя и колдуна?
  7. В чем особенность изображения героя-рассказчика?
  8. Вам понравилась Олеся? За что ее, по сути дикарку, далекую от цивилизации, полюбил изнеженный барин Иван Тимофеевич?
  9. Что принесла с собой Олеся в избу, в момент ее первого появления? О каких человеческих качествах Олеси говорит эта сцена?
  10. Какое качество Олеся больше всего ценила в человеке? Вы согласны с ее оценкой?
  11. Отчего Олеся фактически отвечает отказом на предложение Ивана Тимофеевича? Ведь мечтой любой девушки во все времена было услышать признание и предложение руки и сердца от любимого ею человека?
  12. Сохранит ли Олеся свою любовь к Ивану Тимофеевичу на всю оставшуюся жизнь?
  13. Отчего Олеся так безжалостно характеризует Ивана Тимофеевича: «Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову своему вы не господин. Над людьми любите верх брать... Сердце у вас холодное, ленивое»? Согласны ли вы с ее выводами?
  14. Корректно ли утверждать, что, не поборовшись за свое счастье, Иван Тимофеевич просто предал свою и Олесину любовь?
  15. Прочитайте эпизод посещения Олеси церкви. Почему Иван Тимофеевич, понимавший, чем для Олеси может закончиться этот поход, не остановил, не уберег любимую девушку?
  16. Отчего автор называет взаимоотношения своих героев «наивной очаровательной сказкой любви»? У сказок должен быть счастливый конец. А какой конец в данном произведении?
  17. Какой цвет сопровождает образ Олеси? Как вы думаете, почему?
  18. Оцените роль детали в повествовании на примере красных бус в финале произведения. Что они олицетворяют?
  19. Почему счастье героев оказалось таким коротким?
  20. В чем, по-вашему, идея рассказа?
  21. Что осталось от любви к Олесе в душе Ивана Тимофеевича?
  22. А в вашей душе после прочтения всего рассказа?

«Гранатовый браслет»

В основе произведения лежит реальный факт - история скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л. Любимова.

Из воспоминаний Л. Любимова:

«В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчеркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось - Желтый (в рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе (у Куприна князь Шеин в шутку решает, что так писать может тол какой-нибудь телеграфист), в одном письме он сообщал, что под видом полотера проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку (у Куприна Шеин опять-таки в шутку рассказывает, как Желтков, переодевшись трубочистом и вымазавшись сажей, проникает в будуар княгини Веры. Тон посланий был то выспренный, то ворчливый. Он то сердился на мать, то благодарил ее, хоть она никак не реагировала на его изъяснения.

Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они приходили чуть не каждый день в течение двух-трех лет) моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюбленного телеграфиста.

И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал матери гранатовый браслет. Мой дядя <...> и отец, тогда бывший жених моей матери, отправились к Желтому. Все это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Желтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже. «Заплеванная лестница,- пишет Куприн,- пахла мышами, кошками, керосином и стиркой» - все это соответствует слышанному мною от отца. Желтый ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин: отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным серьезным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Желтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим все и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».

Л. Любимое. На чужбине, 1963г.

  1. Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника Любимова?
  2. Какие социальные преграды (и только ли они одни?) отодвигают любовь героя в сферу недоступной мечты?
  3. Можно ли сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве?
  4. Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину?
  5. Какой прием использует автор для того, чтобы ярче выделить появление в рассказе Желткова?
  6. Какие подарки получила Вера? В чем их значение?
  7. Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность?
  8. Как развивается тема любви в рассказе?
  9. Как изображается автором Желтков и его любовь? Какую традиционную для русской литературы тему развивает Куприн?
  10. Какое значение имеет изображение героя после его смерти?
  11. Каким настроением проникнут финал рассказа?
  12. Какую роль в создании этого настроения играет музыка?
  13. Сопоставьте понимание любви в произведениях Куприна и Бунина (на материале купринской «Олеси», «Поединка», «Гранатного браслета» и бунинских рассказов «Солнечный удар» и Чистый понедельник»).
  14. Что сближает и чем резко отличаются два писателя-ровесника в других компонентах творчества - обработке жизненного материала, степени метафоричности прозы, «сюжетостроении», характере конфликтов?



error: Контент защищен !!