Обжалование решения социальной защиты. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих
Об оспаривании решения органа соцзащиты об отказе в выплате пособия
По делу №
Принято Ленинским районным судом г. Чебоксары (Чувашская Республика-Чувашия)
- Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе:
- председательствующего судьи Степановой Н.А.,
- при секретаре Федоровой Е.Ю.,
- с участием заявителя ФИО13, представителя заявителя ФИО14 действующего на основании доверенности от Дата обезличена г.,
- представителя Управления социальной защиты населения г. Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики ФИО15 действующего на основании доверенности от Дата обезличена г.,
- рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО16 о признании незаконным и отмене решения отдела социальной защиты населения Ленинского района г. Чебоксары Управления социальной защиты населения г. Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, обязании устранить допущенное нарушение, произвести выплату пособия по беременности и родам,
Установил:
- ФИО17 обратилась с указанным заявлением в суд. Требования заявления мотивированы тем, что Дата обезличена она обратилась в отдел соцзащиты населения с заявлением о назначении пособия по беременности и родам в связи с рождением ребенка ФИО7 ФИО10, Дата обезличена года рождения. Данное заявление было отправлено заказным письмом с уведомлением о вручении, на него получен ответ отдела социальной защиты населения Ленинского района г. Чебоксары Управления социальной защиты населения г. Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Дата обезличена об отказе в назначении и выплате пособия по беременности и родам, который нарушает права заявителя. Доводы, приведенные в решении (письме) отдела соцзащиты, необоснованные, так как заявитель своевременно обратилась за назначением пособия Дата обезличена, то есть по истечении одного месяца после рождения ребенка. Ей было устно отказано с мотивировкой, что она должна получать пособие в учебном заведении - ..., где она училась на очном отделении. Заявитель обратилась за получением пособия в учебное заведение, но в связи с летними каникулами справка о том, что она обучается в данном учебном заведении, была ей выдана лишь в Дата обезличена г. В последующем ей было отказано в выплате пособия, так как она была отчислена из учебного заведения Дата обезличена г., о чем заявительница узнала Дата обезличена г., что отражено в решении Ленинского районного суда г. Чебоксары от Дата обезличена г. по гражданскому делу Номер обезличен, вступившем в законную силу Дата обезличена г. Без решения суда заявителю было бы отказано в выплате пособий, так как она не могла подтвердить и знать о том, что отчислена из института, а значит и получить справку о регистрации в государственной службе занятости населения о признании безработной, о чем указано в оспариваемом решении. Заявительница состояла на учете по беременности в женской консультации... с Дата обезличена г. до родов. Таким образом, оспариваемым Решением нарушено предусмотренное , ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право заявительницы на получение пособия по беременности и родам. Со ссылкой на изложенные обстоятельства заявительница просит суд признать Решение отдела социальной защиты населения Ленинского района г. Чебоксары Управления социальной защиты населения г. Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от Дата обезличена г. об отказе в назначении и выплате пособия по беременности и родам незаконным и обязать устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод, то есть произвести выплату пособия по беременности и родам.
- При рассмотрении дела по существу 23.06.2010 г. заявительница дополнила заявление, представив ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Согласно ходатайству ФИО18 просит восстановить пропущенный срок для подачи заявления на выплату пособий по беременности и родам по уважительной причине. Заявитель своевременно обратилась в орган соцзащиты населения для получения денежного пособия как мать-одиночка в Дата обезличена г., а остальные пособия не выплачиваются, так как заявитель считала, что учится в учебном заведении, и ей было рекомендовано органом соцзащиты об обращении в учебное заведение. Орган соцзащиты не принял заявление о выплате пособия по беременности и родам. Заявитель просит восстановить пропущенный срок для подачи заявления в орган соцзащиты населения для выплаты пособия по беременности и родам.
- В судебном заседании заявитель ФИО19 поддержала заявление по основаниям, изложенным в нем. Суду дополнила, что копию приказа об отчислении ее из института она получила в Дата обезличена г. по почте, данный приказ она не обжаловала. Она устно обращалась в Фонд социального страхования по ЧР за разъяснением о порядке выплаты пособий, где ей пояснили, что выплачивать пособие должен институт, так как она обучалась на дневном отделении. Ранее, до Дата обезличена г., с письменным заявлением о назначении и выплате пособия по беременности и родам в орган соцзащиты населения она не обращалась. Также она не обращалась в данный орган и с заявлением о восстановлении пропущенного срока для выплаты пособия.
- В судебном заседании представитель заявителя ФИО20 поддержал заявление с учетом уточнения в полном объеме по основаниям, изложенным в нем. Суду дополнил, что заявительница узнала об отчислении из института из ответа прокуратуры в Дата обезличена г. и сразу обратилась в суд за защитой своих нарушенных прав в порядке ГПК РФ. Заявительница считала себя студенткой и не имела права обращаться ни в органы соцзащиты населения, ни в органы службы занятости населения для постановки на учет в качестве безработной.
- В судебном заседании представитель органа, чье Решение обжалуется, ФИО21 требования заявления не признал по тем основаниям, что в Дата обезличена г. ФИО22 с письменным заявлением о начислении и выплате пособия по беременности и родам к ним не обращалась, хотя должна была обратиться в течение 6 месяцев после окончания отпуска по беременности и родам. С заявлением о восстановлении пропущенного срока для подачи такого заявления и назначения и выплаты пособия в орган социальной защиты населения она также не обращалась. Женщины, которые обучаются по очной форме в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в учреждениях послевузовского профессионального образования, имеют право на получение пособия по беременности и родам. Учащимся и студенткам пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по месту учебы на основании медицинской справки, установленной формы (п. 10 и подп. «в» п. 12 Постановления № 865 от 30.12.2006 г. «Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющих детей). Если ФИО23 была отчислена из института, то для получения пособия она должна была встать на учет в органы службы занятости, однако такой документ представлен не был.
- В судебном заседании 24.06.2010 г. представитель третьего лица Государственного учреждения Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по ЧР ФИО24 пояснил, что женщины, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования имеют право на получение пособия по беременности и родам. Указанные пособия назначаются и выплачиваются по месту учебы. Полагает, что поскольку из материалов дела усматривается, что истица отчислена из состава студентов ВУЗа, приказ об отчислении в установленном порядке не оспорен, на учете в Центре занятости населения она не состояла, в течение 6 месяцев после окончания отпуска по беременности и родам в орган социальной защиты населения не обратилась, то оснований для выплаты пособий ответчиком не имеется.
- С согласия участников процесса суд рассматривает данное дело имеющимся в судебном заседании составом его участников в соответствии с ГПК РФ.
- Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, которых, по их мнению, достаточно для принятия решения по делу и не требуется предоставления дополнительных доказательств, обозрев материалы гражданского дела № Номер обезличен, суд приходит к следующему.
- В соответствии со , ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде Решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
- Дата обезличена заявитель ФИО25 заказным письмом с уведомлением о вручении направила в отдел соцзащиты населения заявление о назначении пособия по беременности и родам в связи с рождением ребенка ФИО7 ФИО11, Дата обезличена года рождения, приложив к нему табель итоговых оценок успеваемости, копию паспорта, справку о рождении Номер обезличен от Дата обезличена г., справку о том, что она не зарегистрирована в ГУ Центр занятости населения, копию сберкнижки.
- По результатам рассмотрения данного заявления Дата обезличена отделом социальной защиты населения Ленинского района г. Чебоксары Управления социальной защиты населения г. Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики отказано в назначении и выплате пособия по беременности и родам, поскольку данное пособие назначается и выплачивается через органы социальной защиты населения женщинам на основании справки о регистрации в государственной службе занятости населения о признании их безработными и листка нетрудоспособности в течение шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.
- Исходя из смысла и содержания требований , ГПК РФ заявительница вправе оспорить в суде данный отказ органа социальной защиты населения.
- В части соответствия требованиям действующего законодательства решения органа социальной защиты населения об отказе в удовлетворении заявления ФИО26 суд приходит к следующему.
- Единую систему пособий гражданам, имеющим детей, устанавливает ФЗ от «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
- Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий на момент возникновения между сторонами спорных взаимоотношений, то есть на момент возникновения у истицы права на получения пособия по беременности и родам, регулировались Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 865 «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей».
- В соответствии с п.5 вышеназванного Положения право на пособие по беременности и родам имеют в том числе:
- а) женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию;
- б) женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, - в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;
- в) женщины, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования;
- Согласно п.12 Положения для назначения и выплаты пособия по беременности и родам представляется:
- а) женщинами, указанными в подпункте "а" пункта 5 настоящего Положения, - листок нетрудоспособности;
- б) женщинами, указанными в подпункте "б" пункта 5 настоящего Положения, - заявление о назначении пособия по беременности и родам, листок нетрудоспособности, выписка из трудовой книжки о последнем месте работы, заверенная в установленном порядке, справка из органов государственной службы занятости населения о признании их безработными, Решение территориальных органов федеральной налоговой службы о государственной регистрации прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращения полномочий частными нотариусами, прекращения статуса адвоката и прекращения деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
- в) женщинами, указанными в подпунктах "в" - "д" пункта 5 настоящего Положения, - медицинская справка установленной формы.
- В силу п. 55 Положения пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а также единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, назначаются, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет, со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении (со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства), со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью), со дня окончания военнослужащим военной службы по призыву.
- Судом установлено, что согласно свидетельству о рождении серии I-РЛ Номер обезличен, выданному Дата обезличена г., у истицы ФИО27 Дата обезличена г. родилась дочь ФИО7 ФИО12.
- Как следует из материалов дела, ФИО28 состояла на диспансерном учете по беременности с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в.... Дата обезличена г. при сроке беременности 30 недель ФИО29 выдана справка о временной нетрудоспособности Номер обезличен на период отпуска по беременности и родам с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., что подтверждается сообщением лечебного учреждения и контрольным талоном к справке.
- Таким образом, исходя из вышеприведенных положений законодательства, ФИО30 должна была обратиться с заявлением о назначении и выплате пособия по беременности и родам не позднее 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам, то есть до Дата обезличена г.
- Также установлено, что до рождения ребенка и предоставления отпуска по беременности и родам приказом Номер обезличен от Дата обезличена г. ФИО31, ..., отчислена из.... Данный приказ является действующим, никем в установленном законом порядке не оспорен и не отменен.
- Как усматривается из имеющихся в материалах дела документов и подтверждается самой заявительницей, с письменным заявлением о назначении и выплате пособия по беременности и родам ФИО32 в орган социальной защиты населения обратилась лишь Дата обезличена г., то есть спустя 10 месяцев после окончания срока его предоставления, при этом заявление о восстановлении пропущенного срока в орган социальной защиты ею не представлено. Материалами дела подтверждается лишь обращение ее Дата обезличена г. с письменным заявлением о назначении и доставке ей ежемесячного пособия одинокой матери.
- На момент обращения заявительница не обучалась по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования, поскольку была отчислена из ВУЗа, и не была признана в установленном порядке безработной, что подтверждается справкой ГУ Центр занятости населения г. Чебоксары Госслужбы занятости Чувашии от Дата обезличена г.
- Таким образом, по указанным основаниям на момент обращения Дата обезличена г. в орган социальной защиты населения заявительница ФИО33 не имела права на назначение и выплату пособия по беременности и родам, в связи с чем отделом социальной защиты населения Ленинского района г. Чебоксары Управления социальной защиты населения г. Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Дата обезличена г. обоснованно отказано в удовлетворении такого ее заявления.
- При этом суд не принимает во внимание доводы истицы о том, что ранее этого срока она не могла обратиться в органы социальной защиты населения с данным заявлением, в силу следующего.
- Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от Дата обезличена г., вступившим в законную силу Дата обезличена г., постановлено: «ФИО34 в удовлетворении искового заявления к... о взыскании пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет отказать».
- Как указано в данном решении суда и подтверждается заявителем при рассмотрении настоящего дела по существу копию приказа об отчислении ее из института она получила в Дата обезличена г. по почте, данный приказ она не обжаловала, также узнала об отчислении из ответа прокуратуры района от Дата обезличена г.
- С исковым заявлением в суд к ФИО38 о взыскании пособий гражданам, имеющим детей, ФИО35 изначально обратилась Дата обезличена г.
- То есть до окончания предусмотренного законом срока обращения с заявлением о назначении и выплате пособия по беременности и родам (до Дата обезличена г.) ФИО36 уже было известно об отчислении ее из института приказом Номер обезличен от Дата обезличена г., данный приказ ею обжалован не был, на учет в ГУ Центр занятости населения г. Чебоксары Госслужбы занятости Чувашии она не встала.
- Данные доводы могли быть учтены органом социальной защиты населения при решении вопроса о возможности восстановления заявительнице пропущенного срока для подачи заявления о назначении и выплате пособия по беременности и родам, однако с таким заявлением ФИО37 в данный орган не обратилась.
- Поступившее в суд ходатайство ФИО39 о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления в орган соцзащиты населения для выплаты пособия по беременности и родам подано не в тот орган, который полномочен его рассматривать, с таким заявлением ей следовало обратиться непосредственно в орган социальной защиты населения, полномочный на назначение и выплату пособия по беременности и родам.
- В силу ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
- Поскольку с заявлением об оспаривании решения органа социальной защиты населения от Дата обезличена г. ФИО40 обратилась в суд ФИО41 г., срок для обжалования данного решения в суде заявителем не пропущен.
- С учетом совокупного анализа приведенных норм действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, заявление ФИО42 о признании незаконным и отмене решения отдела социальной защиты населения Ленинского района г. Чебоксары Управления социальной защиты населения г. Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, обязании устранить допущенное нарушение, произвести выплату пособия по беременности и родам удовлетворению не подлежит.
- На основании изложенного, руководствуясь ГПК РФ, суд
Решил:
- ФИО43 в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене решения отдела социальной защиты населения Ленинского района г. Чебоксары Управления социальной защиты населения г. Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от Дата обезличена г. об отказе в назначении и выплате пособия по беременности и родам, обязании устранить допущенное нарушение, произвести выплату пособия по беременности и родам, отказать.
- На Решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
- Мотивированное Решение составлено 01 июля 2010 г.
- Председательствующий: судья Н.А. Степанова
Службы социальной защиты населения помогают гражданам страны получать причитающиеся им пособия, а также устанавливают особые условия для проживания малоимущих или определенных групп населения в комфорте и удобстве. Пренебрежение своими обязанностями со стороны сотрудников органов защиты уязвимых слоев населения могут приводить к очень тяжелым последствиям для граждан, которые остаются без выплат, оказываются неспособными посещать какие-то учреждения из-за инвалидности или не могут воспользоваться законными льготами. В этих случаях единственное верное решение – это написать жалобу на сотрудников, нарушающих закон и ваши права.
Прокуратура
Органы правопорядка следят за соблюдением прав и свобод граждан – они имеют полномочия проверять деятельность всех организаций (в том числе, государственных) на территории РФ, а также выносить постановления в их адрес, которые нельзя игнорировать. Обращение в прокуратуру с жалобой на соцзащиту может быть весьма действенным методом, особенно если у вас на руках уже есть письменный отказ.
Обращение в прокуратуру возможно такими способами:
- Письменно через почту – заказное письмо, отправленное на адрес территориального подразделения (по месту вашей прописки);
- Письменно лично – на приеме у прокурора или при общении с секретарем (нужно два экземпляра для проставления отметки о регистрации жалобы);
- При помощи интернет-порталов прокуратуры – например, через обращение на сайте Генпрокуратуры (плюс 7 дней ко времени рассмотрения).
Принцип подачи жалобы здесь такой же, как и в органы соцзащиты. Если вам отказывает локальный прокурор – обращайтесь к его непосредственному начальству. Жалобы, оставленные на сайте Генпрокуратуры, подлежат перенаправлению в локальные подразделения, если там не выносилось решение по вашему вопросу. Если же локальные органы прокуратуры также вам отказали, рассмотрением займутся центральные.
Ответ поступит в течение 30 дней тем способом, который вы указали в жалобе. Для того, чтобы ускорить этот процесс, предоставьте прокуратуре доказательства правонарушения – если со стороны прокурора не потребуется дополнительная проверка, рассмотреть жалобу могут за 15 дней .
Суд
Последняя инстанция, чье предписание соцзащита обязана будет выполнить. Если вы уверены в своей правоте, подавайте иск на социальные службы. Желательно обзавестись адвокатом для этого – если после судебной проверки вы выиграли дело, затраты окупятся. Судебные органы способны восстановить справедливость, обязать органы соцзащиты выплатить компенсации, пособия или назначить законные льготы гражданам.
Исковое заявление подается в общем порядке мировому судье по месту вашей прописки.
Приветствую вас, Марина!
Могу ответить вам однозначно, что в данной ситуации вы абсолютно правы, имеете полное право обжаловать решение органов социальной защиты. Вам нужно действовать достаточно активно для скорейшего решения вопроса. Возможно, нужно будет обращаться в различные уполномоченные органы и инстанции; для вас это будет проблематично, поскольку у вас маленький ребенок, также вы являетесь матерью-одиночкой. Рекомендую вам найти надежного близкого человека, который будет оказывать вам помощь в решении вопроса. Таким человеком может быть родственник либо иной другой близкий человек.
С чего начать действовать?
В первую очередь обратитесь в орган социальной защиты для того, чтобы провести еще раз беседу с представителями данного уполномоченного органа. Побеседуйте с ним, разъясните им, что будете продолжать действовать до тех пор, пока не достигнете результата. Пообщайтесь с начальником отдела, с иными уполномоченными лицами, с руководителем всего органа либо его заместителями.
Обязательно напишите жалобу, в которой обозначьте суть проблемы, попросите решить вопрос как можно скорее. Подайте свое обращение в 2 экземплярах: на одном из них вам проставят отметку о приеме, он останется у вас в качестве доказательства вашего обращения. Сохраните его, в будущем он может вам понадобиться. Кроме этого, рекомендую с данной жалобой обратиться во все вышестоящие инстанции вашего органа социальной защиты; сразу же уточните все координаты в целях экономии времени. Все полученные ответы сохраняйте у себя.
Обращение в иные органы
Если изначально вы подавали свою жалобу в рукописном виде, то советую вам все же напечатать ее, после этого сделать побольше экземпляров: они вам пригодятся. К сожалению, в современной России оптимальным вариантом скорейшего решения проблемы является подача большого числа жалоб в различные инстанции; ваш случай не является исключением.
Обращаться следует к уполномоченным органам и должностным лицам, таким как администрация района, прокуратура, исполнительная власть, глава района и так далее. Здесь следует брать количеством, ведь чем больше обращений, тем больше вероятность скорейшего решения вопроса. Документы всегда подавайте в 2 экземплярах, требуйте оставить отметку о получении.
Еще одним вариантом решения вопроса является личное обращение к руководителям обозначенных уполномоченных организаций; не пропускайте данный шаг решения вопроса. Нередки такие ситуации, когда вопрос гораздо проще решить посредством живого общения. Поэтому обязательно побеседуйте с должностными лицами, запишите их ответы, а также фамилии данных лиц. Данная информация вам понадобится в будущем.
Можно решить вашу проблему крайними методами, такими как обращение в судебный орган либо в средства массовой информации. Данные случаи - крайние, поэтому их стоит использовать только после того, как вы убедились в том, что все остальные варианты не привели к нужному вам результату.
Желаю вам успеха.
С уважением, Александр.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих
Граждане имеют право на обжалование действий или бездействия должностных лиц органов социальной защиты населения в досудебном и судебном порядке.
Заявители могут обжаловать действия или бездействие должностных лиц органов социальной защиты населения в органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в Министерстве труда и социального развития России, аппарате Правительства Российской Федерации, Президента Российской Федерации.
Заявители имеют право обратиться с жалобой лично (устно) или направить письменное предложение, заявление или жалобу (далее - письменное обращение).
Должностные лица ЦСЗН проводят личный прием граждан.
Личный прием должностными лицами ЦСЗН проводится по предварительной записи, а также в установленные для этого приемные дни.
Запись заявителей проводится при личном обращении или с использованием средств телефонной связи по номерам телефонов, которые размещаются на интернет-сайтах и информационных стендах муниципальных органов социальной защиты населения.
При обращении граждан в письменной форме срок рассмотрения письменного обращения не должен превышать 30 дней с момента регистрации такого обращения.
В исключительных случаях (в том числе при принятии решения о проведении проверки, направлении органом социальной защиты населения запроса в соответствующий территориальный орган о представлении дополнительных документов и материалов), а также в случае направления запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов, руководитель органа социальной защиты населения, иное уполномоченное на то должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина.
Порядок продления и рассмотрения обращений в зависимости от их характера устанавливается законодательством Российской Федерации .
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), полное наименование для юридического лица, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. В письменном обращении могут быть указаны:
-наименование должности, фамилия, имя и отчество специалиста, решение, действие (бездействие) которого обжалуется (при наличии информации);
-суть (обстоятельства) обжалуемого действия (бездействия), основания, по которым гражданин считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации, либо незаконно возложена какая-либо обязанность;
-иные сведения, которые гражданин считает необходимым сообщить.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии по своему усмотрению.
По результатам рассмотрения обращения должностным лицом органа социальной защиты населения принимается решение об удовлетворении требований гражданина либо об отказе в его удовлетворении.
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения письменного обращения, направляется гражданину.
Если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
Органы социальной защиты населения при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель органа социальной защиты населения (иное уполномоченное на то должностное лицо) вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же территориальный орган социальной защиты населения, или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
Заявители вправе обжаловать решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги, действия или бездействие должностных лиц органов социальной защиты населения в судебном порядке.
Заявители могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях или бездействии должностных лиц органов социальной защиты населения:
-по номерам телефонов, размещенных на Интернет-сайтах, информационных стендах ЦСЗН, в средствах массовой информации ;
-на интернет-сайт и по электронной почте ЦСЗН, УСЗН Липецкой области .
Сообщение заявителя должно содержать следующую информацию:
-фамилию, имя, отчество гражданина (наименование юридического лица), которым подается сообщение, его место жительства или пребывания;
-наименование органа, должность, фамилию, имя и отчество специалиста (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого нарушает права и законные интересы гражданина;
-суть нарушения прав и законных интересов, противоправного решения, действия (бездействия);
-сведения о способе информирования гражданина о принятых мерах по результатам рассмотрения его сообщения.