Николо-берлюковский монастырь. Авдотьино

Николо-Берлюковская пустынь основана в начале 17 в., восстановлена в конце 18 в.

Николо-Берлюковский монастырь находится близ села Авдотьина, в 20 километрах от Богородска. Предание говорит, что название Берлюки происходит от прозвища жившего здесь когда-то разбойника. Здесь в XVII веке рядом с храмом святителя Николая поселился монах Варлаам, пришедший, скорее всего, из соседнего Троице-Стромынского монастыря. В Смутное время храм сожгли поляки, и Варлаам построил небольшую деревянную часовню. Вскоре на месте часовни была сооружена небольшая каменная церковь. После упразднения патриаршества Петром I эти земли перешли к кремлевскому Чудову монастырю, а затем - к Троице-Стромынскому. Иноки обители образовали при Никольском храме общину. В 1732-1734 годах ею управлял саровский иеромонах Иосия. При его преемнике строителе Сильвестре (так называли настоятеля) община уже имела в Москве небольшое подворье. По описи имущества 1764 года за Николо-Берлюковской пустынью числился храм с двумя престолами - Живоначальной Троицы и святителя Николая, деревянная колокольня, братские и настоятельские кельи. К ней были приписаны и три часовни в близлежащих деревнях. Братии насчитывалось восемь человек.

Екатерина II продолжила политику Петра I по закрытию монастырей. В 1770 году обитель упразднили, ее имущество передали подмосковной Екатерининской пустыни. Но вскоре митрополит Московский Платон (Левшин), гостивший в имении сенатора В.И.Лопухина Саввинском (неподалеку от Берлюков), решил возобновить ее. В 1777 году он пригласил из Стефано-Махришенского монастыря Владимирской губернии игумена Луку, которого через два года сменил энергичный монах Иоасаф из подмосковного Перервинского монастыря, тоже основанного в честь святителя Николая. В августе 1778 года в Берлюки доставили церковную утварь из московского храма святителя Николая в Мыльниках. Возрождающейся обители оказывали помощь многие зажиточные москвичи, чьи имения располагались в этих местах.

2 декабря 1779 года Николо-Берлюковская пустынь была утверждена как заштатный монастырь. К ней приписали две часовни, одна из которых находилась в деревне Псарьки, а другая - в Москве, возле Каменного моста, где чуть позже образовалось монастырское подворье. Через год обители вернули и три часовни, принадлежавшие ей ранее, а в 1787 году передали еще одну - на Елоховской улице в Москве. При настоятеле Иоасафе, управлявшем обителью пятнадцать лет, на месте старого храма выстроили новый, теплый, трехпрестольный - во имя Святой Живоначальной Троицы с приделами святителя Николая и мученика Мины, а также братский и настоятельский корпуса. В 1794 году Иоасаф скончался. Над его могилой поместили металлическую доску со стихами, которые московский владыка посвятил почившему настоятелю. Место Иоасафа занял его родной брат - иеромонах Николай, подвизавшийся здесь до 1806 года. Его преемниками были сначала лаврский иеромонах Иаков, а затем инок Пахомий, особенно заботившийся о том, чтобы с ростом материального благополучия укреплялась и духовная мощь обители, - Берлюковская пустынь жила по строгому общежительному уставу.

По распоряжению митрополита Платона на братское кладбище монастыря перенесли деревянную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери из села Топоркова (отсюда родом был дед митрополита). В 1829 году в обители обрели икону "Лобзание Христа Спасителя Иудою", вскоре прославившуюся чудотворениями. Вот что пишет об этом Надежда Яковлева, чьи родители часто посещали пустынь: "В монастырь пришла женщина, которая, будучи тяжело больна, видела во сне, что облегчение ей принесет молитва перед редкой иконой, изображавшей предательство Иуды. Не обнаружив ее ни в одной из монастырских церквей, она обратилась к монахам. Иконы не было и в ризнице. Тогда монастырский пекарь вспомнил, что деревянный круг, которым он закрывает квашню, хранит на себе полустертые лики. Промыли его - и обнаружили икону". По свидетельству Ивана Шевелкина, паломники, шедшие в монастырь, говорили, что идут к Спасителю, имея в виду чудотворную икону.

Важной вехой в истории обители стало время настоятельства иеромонаха Венедикта (1829-1855). Через пешношских и оптинских иноков братия Николо-Берлюковского монастыря находилась под духовным влиянием и опекой учеников знаменитого старца Паисия Величковского. Венедикт продолжал эту благодатную традицию. Занимался он и храмостроительством. В 1840 году в обители освятили новопостроенную надвратную церковь во имя святителя Василия Великого. В 1848 году митрополит Филарет освятил пятиглавый соборный храм Христа Спасителя. Как и одноименный московский, он создавался в память о победе в Отечественной войне 1812 года. В 1853 году митрополит Филарет вновь посетил обитель и освятил каменный храм во имя Всех Святых, построенный на средства московского купца Набилкина. Стараниями настоятеля Венедикта в монастыре возвели двухъярусную колокольню для шестнадцатитонного колокола, каменную ограду, братский корпус, баню, гостиницу и странноприимный дом, а также различные хозяйственные постройки.

В 1840 году Венедикт первым из настоятелей Николо-Берлюковского монастыря получил сан игумена, а в 1853 году стал архимандритом. Вот как о нем вспоминал архимандрит Пимен, в бытность свою благочинным московских монастырей неоднократно посещавший Берлюковскую пустынь: "Он был лет 60-ти, весьма благообразный, роста невысокого, бороду и волосы имел небольшие с проседью. К посторонним был весьма приветлив, для обители неусыпно старательный, в управлении взыскателен и строг". Архимандрит Венедикт скончался в 1855 году, оставив обитель духовно и материально процветающей. Новым настоятелем стал афонский монах Парфений (Агеев), известный духовный писатель, автор популярного "Сказания о странствии по России, Молдавии, Турции и св. земле" и книг, посвященных полемике со старообрядцами. В 1860 году Парфений перешел настоятелем в новооткрытый Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь, основанный по указу Александра II специально для обращенных раскольников. Парфения сменил лаврский инок Иоасаф, при котором над пещерой проживавшего в Берлюковской пустыни старца Макария возвели храм в честь собора святого Иоанна Предтечи. Иеросхимонах Макарий (Брюшков), почивший в 1841 году, был учеником известного валаамского подвижника Клеопы. Он, как и его последователь и сомолитвенник инок Феодорит, продолжил духовную традицию преподобного Серафима Саровского, великих оптинских и валаамских старцев.

Сотни паломников шли в обитель. Один из них писал: "Берлюковскую пустынь знает вся Москва и усердно посещает ее, обитель отличается истинно патриархальным гостеприимством". Росла и численность братии. В 1864 году здесь было уже 56 насельников, а в 1884 году - 90. В 1870 году настоятелем Берлюковской пустыни стал инок подмосковного Николо-Угрешского монастыря, ученик архимандрита Пимена - Нил (Сафонов). В 1878 году он открыл при монастыре школу для крестьянских детей, ставшую вскоре образцовой. Нилу принадлежит первое описание Николо-Берлюковского монастыря, изданное в 1875 году.

В 1895 году по проекту зодчего А.С. Каминского началось строительство новой монастырской колокольни, которая почти не уступала по своим размерам колокольне Ивана Великого в Кремле. В 1898 году колокольню освятили. В этом же году вышло в свет третье издание "Исторического описания Николаевской Берлюковской пустыни", составленного церковным историком, священником Леонидом Ивановичем Денисовым, позднее принявшим постриг с именем Арсений (он же - автор популярной книги "Православные монастыри Российской империи" и нескольких статей об иконах Берлюковского монастыря).

После 1917 года в Николо-Берлюковском монастыре разместилась психиатрическая лечебница, которая находится в нем и по сей день. Обитель во второй раз была закрыта. В 1993 году власти отказались вернуть хорошо сохранившийся монастырский ансамбль Церкви. В этом же году с монастырской колокольни бурей сорвало крест, который не был снят даже при Советской власти.

При подготовке статьи использованы материалы статьи А.И. Ефремова "Николо-Берлюковская пустынь" (www.mj.rusk.ru/00/1/mj1_6.htm)

На фотографиях: 1: Колокольня (1895, 1899). 2: Храм во имя святителя Василия Великого над святыми воротами (1840) На заднем плане - соборный храм Христа Спасителя 1842. 3: Колокольня 1895, 1899. 4: Троицкий собор, теплый (1879). 5: Храм Всех Святых на западной стороне монастырской ограды, в корпусе настоятельских и братских келий (1853).



Осенью 2002 года начался новый период в истории обители. Колокольня и храм Христа Спасителя возвращены церкви, настоятелем назначен иеромонах Евмений Лагутин. Начиная с декабря 2004 года в монастыре проводятся Богослужения по воскресным и праздничным дням.

Берлюковская Николаевская пустынь, заштатная, в 20 верстах от города Богородска и в 15 верстах от железнодорожной станции Щелково, на берегу реки Вори. Учреждена в 1779 году митрополитом Платоном, на месте бывшего тут некогда Берлюковского монастырища или погоста, основанного в 1606-1613 годах и получившего свое название от того, что во время самозванщины здесь поселились под видом отшельников крестьяне с предводителем своим Берлюком. В 1829 году в числе древних икон чудесно обретен здесь образ — лобзание Спасителя Иудою, и бывшие от него исцеления привлекли множество богомольцев, стекающихся и в настоящее время. При монастыре школа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Николаевская-Берлюковская заштатная общежительная мужская пустынь въ 20 верстахъ отъ у. г. Богородска и въ 15 в. отъ станціи Щелково Московско-Ярославско-Архангельской жел. дор. Основана, по преданію, въ начале XVII столетія; въ 1701 г. упом. строитель Діодоръ; въ половине XVIII века пришла въ запустеніе и въ 1770 г. была упразднена; въ 1779 г. была возобновлена митр. Платономъ; пришла въ благоустройство после 1829 г., когда прославилась исцеленіями икона „Лобзаніе Христа Іудою".

Храмовъ шесть: 1) холодный соборный во имя Христа Спасителя; 2) теплый соборный во имя св.Троицы; 3) домовый во имя Всехъ Святыхъ; 4) во имя св. Василія Великаго, надъ св. воротами; 5) кладбищенски въ честь Казанской иконы Б.M.; 6) надъ пещерами, во имя св. Іоанна Предтечи.

Среди древнихъ иконъ, находящихся въ пустыни,замечательны: 1) въ Троицкомъ соборе икона Вседержителя съ припадшими въ моленіи митр. Филиппомъ и патр. Никономъ; 2) тамъ же, - Эммануила; 3) въ храме Василія Великаго - Курская икона Знаменія Б. M.; 4) тамъ же - Боголюбская икона Б. M. Съ 9 припадшими святыми. Пустынь владеетъ 543 дес. земли. Игуменъ. Монаховъ 29, послушниковъ 60.

Денисов Л.И., Православные монастыри Российской империи, 1908, изд.А.Д. Ступина, стр. 438



История Николо-Берлюковской пустыни берёт начало на заре ХVII века. Как отмечал Л.И. Денисов, автор историко-статистического описания обители, "взгляд на первоначальное развитие оной нимало неотраден". Итак, в разгар Смутного времени "две старицы, убегая из разорённого поляками Пречистенского Успенского монастыря, вынесли древний образ Угодника Божия (свт. Николая). Как верный хранитель в напастях, он направил их шествие к тому месту, где скрывался некий старец священносхимник Варлаам от тех же гонений. Инокини вручили ему святую икону, которую о. Варлаам принял с благословением как священный дар и внёс в ту часовню, при которой водворился". Братья Холмогоровы ссылаются на источники 1613 года, указывающие, что Никольская церковь в Берлюках была задолго до Смуты. Значит, Варлаам пришёл скрываться не на пустое место, а туда, где уже был когда-то храм и, не исключено, монастырь. Есть версия, что и эта обитель была разорена поляками, а старец прятался в пещерах, существующих при Николо-Берлюковской пустыни до сих пор. Так или иначе, не доверять сведениям Денисова нет оснований, потому что обо всех указанных им личностях есть упоминания в других исследованиях. Варлаам - настоятель уничтоженного в Смуту Стромынского Троицкого монастыря (ныне с. Стромынь), монахини, принесшие икону Свт. Николая - Евдокия и Иулиания, настоятельница и казначея Предтеченского Успенского монастыря села Пречистое (ныне г. Лосино-Петровский). Интересно, что топонимика сохранила имена обеих монахинь: Берлюковская пустынь стоит в деревне Авдотьино (Авдотья - просторечное от Евдокия) недалеко от Ульяниной горы (Ульяна - просторечное от Иулиания)... А вот сами Берлюки, то ли от отшельника, подвизавшегося в пещерах, то ли от терроризировавшего окрестности бирюка-разбойника, возможно даже раскаявшегося потом - русская традиция изустных народных преданий любит раскаявшихся разбойников. Даже историческое описание монастыря 1875 года даёт образ Берлюка, так скажем, "в диалектике": "Одни почитали его за убогого пустынножителя и отшельника, а другие подозревали в нём человека недобраго, начальника станичников, каковыми почитали обитателей опустелого монастырища. Иногда видели Берлюка стоящим при большой дороге, на груди его висела икона Святителя Николая, одна рука опиралась на старческий посох, а другая простиралась к ходившим и проезжавшим Стромынкою и испрашивала скудную милостыню для хлеба насущного. Это была светлая сторона жизни этого неведомого старца. О нём ходили ещё и другие смутные слухи, что будто бы он иногда, под вечер, выходил на большую дорогу, но только уже не для того, чтобы испрашивать милостыню, а чтобы силою отнимать у проходивших и проезжавших, что мог, при помощи своих соумышленников, и счастливыми почитали себя те, кому удавалось живыми избыть от злодейских рук его". Имеет смысл обратить внимание на указание в тексте "опустелого монастырища".

В источниках ХVII века в Берлюках указывается "церковная земля, что был Храм Николы Чудотворца", то есть опять-таки пустующее место. В 1715 году числится "новопостроенная церковь". Строителем был некий Викула Мартынов, "боголюбивый мирянин, купецкий человек, тяглец мещанской слободы". По мнению Холмогоровых, по окончании строительства Мартынов постригся в монахи. Так или иначе, в 1719 году вокруг Никольской церкви возникает монастырь. В 1731 году настоятелем обители был назначен иеромонах Иосия (Самгин), известный своим решительным антизападничеством. В прошлом - монах Саровского монастыря, человек жёсткий, не боявшийся резко высказывать свои взгляды, решительный противник засилья иноземцев во власти, при Анне Иоановне приобретшем черты эпидемии... Совершенно очевидно, что долго руководить монастырём ему бы не дали. И вот, в 1733 году к Ростовскому архиепископу Иоакиму явился некий монах Георгий (Зворыкин) из того же Саровского монастыря, поведал о своей одержимости бесами... и заодно о том, что в Саровской и Берлюковской обителях почитают юродивых как святых, монахи обсуждают с мирянами пагубное влияние западных веяний, читают запрещённые книги и вообще готовят антиправительственный заговор... Это был приговор. С позиции настоящего времени мы знаем, что Иосия действительно часто общался с московскими юродивыми, не скрывал ни от кого своих антизападных настроений и почитывал, скорее всего, "запрещёнку". Но был ли он заговорщиком? Едва ли, если, конечно, не считать заговором фрондерство по отношению к Феофану Прокоповичу. Так или иначе, под каток репрессий попал и Иосия, и - по логике "доносчику первый кнут" - Георгий Зворыкин. Обоих расстригли в 1734-м году. Иосию трижды поднимали на дыбу и по окончании трёхлетнего расследования вырвали ноздри и сослали "в Камчатку вечно". Зворыкин, также без ноздрей, отправился в Охотский острог. Берлюковскую пустынь разогнали, монахов и трудников также подвергли разнообразным казням или сослали по отдалённым уголкам страны. Только в 1759 году появляются известия о возобновлении монашеской жизни в Берлюках. Монастырь относительно успешно "проскочил" Екатерининскую секуляризацию 1764 года - не был закрыт по бедности, всего лишь выведен за штат, но... спустя всего несколько лет пал жертвой "благих побуждений". Надо же было настоятелю Никону в 1770 году написать в Московскую духовную консисторию жалобу на крайнее стеснение в средствах, из-за чего обитель пребывает в плачевном состоянии! Дух секуляризации ещё был силён, и в Москве постановили немедленно "исправить упущение 1764 года". Обитель во второй раз закрыли. Впрочем, ненадолго.

Берлюковская обитель была возрождена в 1779 году усилиями митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина). Стараниями владыки появились и благотворители. Начинается активное строительство. Собственно, тогдашнего игумена Берлюков так и прозвали - Иоасаф Строитель. Он был переведён сюда из Николо-Перервинского монастыря Москвы, одной из любимых обителей митрополита Платона. Второй был, как известно, - "духовный щит" - Николо-Пешношский монастырь. И именно с Пешноши происходили три настоятеля Берлюков, управлявших монастырём, с благословения Платона, подряд с 1806 по 1828 год. А в 1829-м году произошло великое чудо: была обретена чудотворная икона "Лобзание Христа Иудою", ставшая главной монастырской святыней. Началась пора процветания. Середина ХIХ века - период, когда обновляются все монастырские постройки. Строятся ныне существующие храмы - храм Христа Спасителя и Василия Великого, а также многие жилые и хозяйственные сооружения. Работами и всей монастырской жизнью руководит игумен Венедикт - также один из выдающихся настоятелей Николо-Берлюковской пустыни. Его дело продолжили и последующие руководители. К концу ХIХ века монастырь приобретает окончательно сформировавшийся облик: в пещерах обустраивается церковь во имя Собора Иоанна Предтечи, возводится Троицкий храм и, наконец, на исходе столетия - грандиозная колокольня по проекту признанного мастера русской эклектики А.С. Каминского. Это одна из самых высоких колоколен Подмосковья, выше неё (из сохранившихся) - только колокольня Николо-Угрешского монастыря, да и то разница невелика - 90,34 против 93 метров.

Беды начались вскоре после революции. В 1922 году изъяли ценности. В том числе и ризу с иконы "Лобзание Христа Иудою". Сам образ бесследно пропал. Монастырь закрыли - уже в третий раз - в 1930 году. Храмам придали светский вид, сбросив с них купола с крестами. В зданиях разместился дом инвалидов, потом - психиатрическая больница для туберкулёзных... Несколько десятилетий стояли мрачные, давно требовавшие ремонта монастырские стены, поверх которых виднелась колючая проволка, да возвышалась над всем этим комплексом взметнувшаяся ввысь громада колокольни. Только осенью 2002 года бывшую обитель вместе с храмом Христа Спасителя вернули Церкви. Ещё несколько лет занял ремонт. При этом насельники были вынуждены делить территорию с домом скорби... И вот, в 2015 году, после 13 лет борьбы, больницу выселили за территорию обители, и монастырю наконец передали все постройки. В Божий дом вернулась духовная жизнь...

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №269, 2017 г.

Katerina ★★★★★

(30-05-2016)

Святое место! Благодатное!
Мы побывали здесь 29 мая и были так счастливы. Матушка Херувима, монахиня, рассказала трогательную историю монастыря и его возрождения. Трапезная -чудесная! Вкусные пироги, картошка обалденная, иван чай очень вкусный. Я накупила всего себе.
Трапезная находится за аллей славы, где государям дома Романова стоят памятники.
Нижний подземный храм впечатлил, сыро, холодно....и молитвенно.
Очень понравился игумен монастыря Евмений. Открытый батюшка, очень тактичный, я его встретила по пути из трапезной. Благодать!
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Хочу вернуться еще раз в этот монастырь.

елена ★★★★★

(19-03-2016)

В этом монастыре такой батюшка, что года 2-3 и вся территория превратится в райские кущи. Дай бог здоровья!

23 ноября 2015,освятили Колокольню! Стоит,красавица! Выселили больницу, окончательно.Сразу стало просторно, но, работы, видимо, еще больше-площадь монастыря увеличилась!Аллея Царей, увеличилась на Павла. В Соборе Христа Спасителя,уже тоже приятно посмотреть(правда,в иконостасе только центральная часть), особенно на оформление Иконы Лобзание Иисуса Христа Иудой. Ну, и в храме Архангела Михаила в подклете, уютнее всего.Стоит посмотреть на перемены!За перемену к лучшему-5!

Игорь ★★★★★

(4-12-2014)

Первый раз попал в монастырь в 2008 году. Теперь стараюсь каждое воскресение приезжать на литургию. Раньше работал только нижний храм. Удивительное место. Побывав в нем не хочется уходить.

Avtodor ★★★★★

(2-07-2014)

Сам недавно узнал про этот монастырь, заехали. Колокольня по состоянию на июль 2014 года вся в лесах, идет активно реставрация. По окончании реставрации будет очень красиво. Храм Христа Спасителя без лесов, был открыт нижний храм. Территория достаточно ухоженная, есть маленькая трапезная с чаем и пирожками. Не самый известный монастырь Подмосковья, но заехать однозначно стоит.

Монастырь активно реставрируется. В храме ведутся службы, много прихожан. При входе на территорию монастыря и до храма аллея славы дома Романовых – бюсты представителей династии, с пояснительными табличками. Колокола по прежнему не земле. Колокольню даже не начинали реставрировать.Поражает своей высотой. Со слов местных жителей, не могут решить территориальный спор – часть зданий монастыря до сих пор занимает психиатрическая лечебница.

Место очень приятное, тихое, спокойное, величественное. Дорога хорошая, природа вокруг - просто обалдеть, особенно сейчас, осенью. Жаль только что сам монастырь восстанавливается, причем как видно, весьма неспешно. Храм, например, реставрируют с 2004-го года (судя по надписи на нем) и он до сих пор в лесах. Большая часть территории вокруг храма занята какими-то стройматериалами. От этого возникает ощущение, будто пришел к другу на дачу у которого ремонт. Зато можно полюбоваться на красивые колокола, которые пока стоят прямо во дворе. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

И, самое главное, прогуляйтесь по противоположному берегу реки Вори, там замечательный лес и открывается лучший вид на монастырь.

★★★★★

(13-09-2012)

Монастырь восстанавливается, недалеко в лесу находится святой источник. Красивая природа. Немного удручает то обстоятельство, что до сих пор по соседству с монастырем ещё с советских времен находится психиатрическая больница...

Evgesha83 ★★★★★

(23-08-2011)

Да, действительно красивые места. Высота колокольни (105 метров) поражает.
За монастырем находится кладбище, а на кладбище стоит часовинка. Около часовинки отрыли два входа в подземный "лабиринт". Когда спускаешься дух завораживает. Кирпичные стены и мраморные полы. Для похода в "подземелье" запоситесь рациями и фонарями, а так же не мешало бы взять с собой баллоны с кислородом, пройдя под землей под кладбищем метров сто дышать уже тяжело.
Если кто зайнтересуется могу выслать фото и подробное...продолжение src="/jpg/plus.gif">

описание с схемой.

Валерий ★★★★★

(6-07-2011)

Часто бываем в этом храме. Впечатляет отношение служителей храма к прихожанам. Очень доброе, приветливое и, на фоне московских церквей,человеколюбивое. Освещал свой автомобиль. На вопрос: сколько стоит эта услуга? получил ответ - сколько дадите. А в Московских церквях озвучивали по 5-15000 р. Дал сколько мог. Получил благодарность и теперь стараюсь всегда, когда там бываю, жертвовать по мере возможности и делаю это с радостью.

Самым впечатляющим для меня оказалась даже ещё не восстановленная колокольня. Красива! В остальном сейчас монастырь-это стройка. Восстанавливается церковь, закладывается фундамент для какой-то новой постройки. У братского корпуса, едва заметно к стене прислонён старый иконостас. С ходу сразу и не приметишь.

Татьяна ★★★★☆

(11-04-2011)

Снова побывали в монастыре 09.04.11г. Действительно, реставрация идет очень медленно. Монастырю пока отданы только одна церковь и мощная колокольня. Церковь пока отремонтирована только снаружи, службы ведутся в подвале.

Огромный по площади монастырь, находится в состоянии постоянной реставрации. Колокольня видна издалека, и когда на ней поставили крест, это было очень заметно. Постоянно проезжаю мимо. В Воскресенском тоже был много раз, и гулял по территории церкви.

Наблюдаю реставрацию в монастыре много лет, т.к. часто проезжаю мимо. Она идет очень медленно. Впервые с экскурсией посетил это место. Архитектура любопытная, положительные сдвиги тоже есть. Почти отреставрирован главный храм, в его подвале создан с нуля теплый храм с кирпичными сводами, очень интересный с т.з. технических и архитектурных решений. На колокольне несколько лет назад установлен крест, однако работы по ее реставрации почти не сдвинулись с места.

Юлия Альбертовна ★★★★★

(6-09-2010)

Да действительно красиво!бываем очень часто!там при монастыре есть трапезная,очень вкусный квас и мед,а еще там можно купить молоко (коровье,козье),сметану.В источнике вода прсто класс!!!всем советую,(лечит ноги)

Наталья ★★★★★

(17-04-2008)

Любим бывать в этом монастыре проездом. Сильное впечатление оставляет внезапно открывающийся вид на монастырские стены и (конечно) колокольню, если ехать со стороны шоссе.
Возможно, когда всё восстановят, тоже будет красиво, но, по-моему сейчас особую прелесть монастырскому комплексу придаёт именно его "невосстановленно-кирпичное" состояние, травка и молодые деревца, растущие на колокольне. Характерно: на стене рядом с колокольней висит табличка "Осторожно, падают кирпичи".
Кстати, об источнике...

В сорока двух километрах к северо-востоку от Москвы, на берегу реки Вори расположен Николо-Берлюковский переживший вместе с большинством святых обителей России и периоды расцвета, и годы запустения. На его судьбе со всей наглядностью отразились и гнев, и милость власть предержащих. И сегодня, когда народ очнулся после десятилетий атеистического безумия, он вновь необходим людям как хранитель их исконных духовных ценностей.

Первые иноки на реке Воре

Среди историков бытует мнение, что Николо-Берлюковский монастырь берёт своё начало от пещер, выкопанных здесь первыми иноками, пришедшими сюда в XII-XIII вв. Несмотря на то что в русских землях пещерножительство, ввиду климатических условий, было уделом лишь сравнительно небольшого круга наиболее ярых аскетов, примеры этого монашеского подвига можно встретить на протяжении всей нашей истории.

Установлено, что в давние, ещё дохристианские времена на берегу находилось языческое капище, и первые насельники монастыря, обосновавшись в этих местах, воздвигли на месте поверженных ими истуканов два храма - во имя святого Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца Мирликийского. В связи с этим невольно приходит на память история основания Киево-Печерской Лавры, где первые постройки были возведены на месте сброшенных в днепровские воды идолов.

Иеромонах-погорелец

Место, выбранное находилось невдалеке от деревни Берлино (в последующие годы Авдотьино), поэтому основанная ими обитель поначалу именовалась Свято-Никольской Берлинской пустынью. Её история получает активное развитие после появления в этих краях иеромонаха Варлаама, пришедшего сюда в начале XVII века, когда русская земля была охвачена пожаром Смутного времени. Прежде он был насельником Стромынского Успенского монастыря, находившегося вблизи посёлка Фряново, но разорённого поляками и сожжённого ими в 1603 году.

Любопытно отметить, что именно после его появления в исторических документах той эпохи обитель начинает именоваться как Николо-Берлюковский мужской монастырь. О происхождении этого названия у исследователей нет определённого мнения. Народная же молва связывает его с именем некоего, промышлявшего в этих краях и затем раскаявшегося разбойника по кличке Берлюк, что означает «волк», или просто «зверь».

Имеет ли эта легенда под собой реальные основания - неизвестно, тем более что приписывать основание монастырей бывшим покаявшимся злодеям вошло в народную традицию. Примером тому может служить знаменитая также якобы основанная разбойником Оптой.

Начало монашеского общинножития

О том, как начинал своё монашеское служение на берегах Вори отец Варлаам, сохранились лишь отрывочные сведения, которые донесли до нас документы той эпохи. Однако известно, что вскоре после того, как подвижник ископал себе земляную келью и, поселившись в ней, предался посту и молитве, к нему стали приходить другие иноки из разорённых монастырей, а вместе с ними и миряне, желавшие посвятить жизнь служению Богу. Постепенно число насельников пустыни стало увеличиваться.

Известно также, что однажды к отцу Варлааму явились две почтенные старицы - игуменья Евдокия, возглавлявшая находившейся невдалеке Успенский Предтеченский монастырь, и её казначея Иулиания. Они принесли в дар обители древнюю икону святителя Николая Чудотворца.

Для этого святого образа старец Варлаам и братия поставили деревянную часовню, срубленную из стволов раскинувшегося вокруг соснового леса. О появлении святыни вскоре узнали жители окрестных деревень и начали во множестве приходить в Николо-Берлюковский монастырь. Очень скоро по молитвам перед образом начали совершаться чудеса, и многие страждущие получили исцеление.

Первая каменная постройка монастыря

По мере увеличения числа паломников, желавших поклониться чудотворной иконе и внять наставлениям старца Варлаама, пополнялась и скудная до той поры монастырская казна. Прошло несколько лет, и на пожертвования богомольцев и вклады посетивших обитель бояр на месте прежней часовни был воздвигнут каменный храм, освящённый во имя святителя Николая Чудотворца.

В 1710 году, поскольку монастырь (Николо-Берлюковский) ещё не имел официального статуса по решению епархиального руководства, храм получил статус подворья московского Чудова монастыря, и для служения в нём, а также общего обустройства из столицы прибыли несколько монахов во главе с настоятелем Похомием. Это был существенный шаг на пути признания обители Московским Патриархатом.

Патриаршее повеление об учреждении новой обители вышло семью годами позже, и, получив официальный статус, пустынь была изъята из ведения Чудова монастыря. История сохранила имя первого им был иеромонах Диодор, отдавший служению Богу в стенах вверенной ему обители двадцать лет.

Игумен-диссидент

В 1731 году его сменил иеромонах Иосия, пользовавшийся большим авторитетом у царевен Марии и Феодосии - родных сестёр почившего к тому времени государя Петра I. Судьба этого верного сына Русской православной церкви сложилась трагически. Он имел смелость открыто выступать против политики правившей в те годы императрицы Анны Иоанновны.

Как известно, десятилетие её царствования было характерно засилием иностранцев во всех государственных структурах и общей прозападной ориентацией политики. Будучи патриотом России, отец Иосия не побоялся публично обличать и саму императрицу, попиравшую национальные интересы, и её коррумпированное чиновничество. За своё диссидентство он был сослан на вечное поселение на Камчатку, где вскоре и умер, не выдержав её сурового климата.

Крамольный монастырь

В опалу попали и многие монахи, согласно поступившим в Тайную канцелярию доносам, «благосклонно внимавшие» своему игумену. Правда, в отношении братии приговор не был столь суров, и власти ограничились лишь их высылкой в другие обители. Однако с тех пор сам монастырь (Николо-Берлюковский) стал постепенно приходить в упадок. В России светская власть всегда имела приоритет над церковной, естественно, что обитель, запятнавшая себя политической крамолой, не могла рассчитывать на поддержку Святейшего Синода.

Первое упразднение обители

Положение обители не изменилось к лучшему и в последующие царствования. Более того, в 1770 году, при Екатерине II, проводившей, как известно, политику секуляризации, то есть отъёма церковных земель, монастырь Николо-Берлюковский и вовсе был упразднён, а находившийся на его территории Никольский храм получил статус приходской церкви.

Лишь по истечении девяти лет, благодаря многочисленным обращениям местных жителей и представителей духовенства, указом Московской Духовной Консистории монастырь (Николо-Берлюковский) вновь обрёл свои права. Однако прежнее вольнодумство его братии не прошло даром - обитель получила статус заштатной пустыни, то есть лишалась со стороны церковных властей всякой материальной поддержки и должна была существовать исключительно за счёт собственных ресурсов. В тот год таких заштатных монастырей в Московской епархии насчитывалось восемь.

Под покровительством митрополита Платона

Настоятелем возрождённой обители был назначен иеромонах Иоасаф - человек не только глубоко религиозный, но и обладавший незаурядной хозяйственной и деловой хваткой. Он сумел заслужить доверие у выдающегося церковного деятеля того времени митрополита Платона (Левшина), пользовавшегося большим влиянием при дворе, и, благодаря его поддержке, получить благословение и, что немаловажно, средства на строительство нового храма в честь Святой Троицы. Когда строительство было завершено, митрополит Платон лично освятил его, и от себя сделал значительный вклад богослужебными книгами и различной утварью.

Век активного строительства монастыря

После кончины игумена Иоасафа, в 1794 году, монастырь продолжал расширяться. В течение всего XIX века на его территории воздвигались различные постройки как богослужебного, так и хозяйственного назначения. В 1835 году состоялась закладка храма Христа Спасителя, ставшего впоследствии архитектурным центром монастырского комплекса.

Кроме того, наиболее заметными сооружениями являются: построенная в 1840 году надвратная каменная церковь в честь Василия Великого, а также воздвигнутая в 1851 году колокольня, на которую был поднят колокол весом более тысячи пудов. Кроме того, двумя годами позже братия совершила торжественное освящение новой каменной церкви, выстроенной на пожертвования купца Ф. Ф. Набилкина.

Уникальная монастырская колокольня

Конец XIX века ознаменовался постройкой наиболее грандиозного сооружения, которым на всю Россию прославилась Николо-Берлюковская пустынь. Монастырь сумел изыскать средства и возможности на возведение одной из Это сооружение, построенное по проекту московского зодчего Александра Степановича Каминского, уникально и как архитектурный памятник, и как смелый инженерный проект.

Её высота равна восьмидесяти восьми метрам, и сверху она была увенчана крестом, отлитым мастером Шуваловым из красной меди и весившим более шестисот килограмм. Всё строительство осуществлялось на добровольные пожертвования столичных купцов Самойлова и братьев Ляпиных.

Второе упразднение монастыря

В 1920 году антирелигиозная кампания, предпринятая новыми властями, докатилась и до Авдотьино. Николо-Берлюковский монастырь был закрыт, большинство его строений стали использоваться для различных хозяйственных нужд, а главный храм превращён в приходской. Через год, усиливая атеистическую деятельность, власти запретили крестные ходы, а в 1922 году произвели изъятие ценностей.

Реквизировали всю серебряную утварь, включая сосуды, оклады икон и богослужебных книг, а также наперсные и напрестольные кресты. Последний раз Божественная литургия в храме была совершена в феврале 1930 года. Весь дальнейший период, вплоть до начала девяностых годов, постройки монастыря использовались в сугубо хозяйственных целях.

Возрождение монастыря

Началом возрождения обители следует считать осень 1992 года, когда при храме Христа Спасителя была создана и зарегистрирована религиозная община. Однако восстановительные работы в нём заняли значительное время, и первая литургия была отслужена лишь в 2004 году. Это событие стало началом нового исторического периода, в который вступил Николо Берлюковский монастырь. Расписание богослужений, появившееся на его дверях после многолетнего перерыва, стало первой ласточкой наступающего духовного обновления. Тогда же храм, колокольня и часть территории монастыря были официально переданы вновь образованной общине.

Важным этапом возрождения обители стало решение Священного синода, принятое им на январском заседании 2006 года. Согласно его постановлению, храм, действовавший прежде как приходской, вновь преобразовывался в Николо-Берлюковский монастырь. Фото обители, возвращённой верующим после шестидесяти лет поруганий, представлены в статье. Они говорят сами за себя.

Работы, начатые в монастыре

Впереди предстоит ещё длительная работа по восстановлению всего, что было так безжалостно уничтожено, и она уже началась. В скором времени после придания монастырю официального статуса на вершину колокольни была поднята пятнадцатиметровая главка, увенчанная позолоченным крестом. Вновь над обителью воссиял символ искупительной Христовой жертвы.

В 2011 году братия монастыря приступила к реализации уникального проекта - созданию «Романовской Аллеи Славы». По замыслу авторов, на ней должны быть установлены памятники представителям династии, правившей в России на протяжении трёхсот лет. Сегодня в этом мемориале, создаваемом как дань памяти Романовых, воздвигнуты первые четыре монумента.

В полном объёме восстановлены и церковные службы, привлекавшие в прежние годы тысячи паломников в Николо-Берлюковский монастырь. Расписание богослужений храма Христа Спасителя в целом соответствуют графику, установленному для большинства храмов. В будние дни полуночница, утреня и часы начинаются в 6:00, Божественная литургия - в 8:00, вечерня - в 17:30. В праздничные дни расписание может меняться, но об этом можно узнать на монастырском интернет-сайте.

Николо-Берлюковский монастырь - как доехать до него?

Несмотря на то что строителям и реставраторам обители ещё предстоит большая работа, уже можно видеть значительное число паломников, приезжающих сюда не только из Москвы и близлежащих городов, но и со всех концов страны. Сообщаем для тех, кто желает посетить Николо-Берлюковский монастырь, адрес: Московская область, Ногинский район, д. Авдотьино. Добраться до него можно автобусом № 321 от станции метро «Щелковская» до остановки д. Авдотьино. Другой вариант: электропоездом с Ярославского вокзала до станции Чкаловская, а далее тем же автобусом № 321.



Николо-Берлюковская пустынь - мужской монастырь в Ногинском районе Подмосковья, зародился в пещерах. В давние времена здесь жили племена вятичей. Язычников пришел просвещать известный миссионер Кукша из Киево-Печерской Лавры, где монахи жили в пещерах. Первые монахи поселились в Берлюках в XIV веке. Расцвет монастыря наступил, когда 24 мая 1829 года была обретена чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою», исчезнувшая в годы советской власти. Возрождение монастыря началось совсем недавно, только в 2000-х годов.


Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни

Чудесное Исцеление

Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
«Как только я переступила порог монастыря, ощутила сильнейшую благодать», - поделилась одна паломница. Монахи говорят, что по-другому и быть не может, ведь здешние места с давних времен овеяны молитвою».
Церковное предание рассказывает, что в селе Кудиново, которое находится недалеко от села Авдотьино, жила крестьянка Татьяна Кузнецова. У нее была страшная болезнь глаз. Она постоянно просила: «Господи, исцели!» И вот однажды во сне приходит к ней благообразный старец, показывает икону и говорит: «Помолись перед этим образом, Господь тебя исцелит». Утром больная рассказала родственникам, какой образ видела: «Иуда окаянный хочет Господа поцеловать. Сзади с веревками воины стоят, чтобы пречистые ручки связать». В ближайшем Николо-Берлюковском монастыре такой иконы не оказалось. Поехали по другим храмам, но ничего не нашли. Снова во сне приходит к женщине старец и спрашивает: «Что же ты молебен не служишь?». - «Так, отче, не нашли икону». Тогда старец подсказал, что искать образ надо в пекарне Николо-Берлюковского монастыря. Именно там и обнаружили потемневшую от времени икону. Изображения на ней не было видно. Решили отслужить водосвятный молебен. Дали больной попить святой воды после молебна - все струпья с ее глаз исчезли. Окропили святой водой икону, она засияла красками. И собравшиеся увидели, что икона точно такая, как рассказывала крестьянка.


Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
Летописец описывает, как Татьяна Ивановна падала то в ноги монахам, то лобзала икону и все показывала на глаза: «Вижу, вижу… Глаза у меня открылись». Слух об этом чудесном исцелении прошел по окрестным деревням. В монастырь хлынули паломники.
Чудотворную икону поместили в храме Пресвятой Троицы. Через несколько лет он уже не мог вместить всех паломников. И тогда специально для этой иконы был построен большой храм Христа Спасителя (строительство шло с 1835 по 1842 годы). От иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудой» было много исцелений.
Тем не менее, нередко верующие говорили с сожалением: «Вот прославилась такая икона. К ней прикладываешься, а там Иуда окаянный стоит».

Монахи объясняли, что этот чудотворный образ - напоминание людям о том, что жить надо по Христовым заповедям, не предавать Господа даже в мелочах.


Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
После революции 1917 года наступили большие испытания для Русской Православной Церкви. Некоторые священнослужители считают, что явленная икона предзнаменовала эти страшные события. Как Иуда предал Христа, так и народ православный предал свою веру, царя и Отечество.
После революции Николо-Берлюковский монастырь был закрыт, монахов сослали в лагеря. А чудотворная икона исчезла. О ее судьбе до сих пор ничего не известно. До нас дошли только списки.

До революции в монастыре была иконная мастерская. Там было сделано множество копий с чудотворной иконы. Паломники покупали в церковной лавке этот образ и увозили с собой. Когда несколько лет назад обитель начала возрождаться, паломники привезли несколько таких списков в монастырь. Одна из этих икон находится в алтаре берлюковского Храма Христа Спасителя, который сейчас восстанавливается.

По старым фотографиям и оттискам уже в наше время написана новая икона на этот библейский сюжет «Лобзание Иуды предателя».

Аллея Романовых


Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
Кроме того, в обители собрано огромное количество материала о царской семье. Здесь издаются книги о Романовых, собраны 3 тысячи фотографий.
А 1 марта 2013 года на единственной «Романовской Аллее Славы», заложенной на территории Николо-Берлюковского монастыря, состоялось торжественное открытие и освящение памятника Государю императору Всероссийскому Александру II Освободителю. Также на Аллее установлены памятники царям Александру I, Александру III и Николаю II.

Самая высокая колокольня Подмосковья

Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
В 2003 году, с приходом настоятеля отца Евмения (Лагутина) началось возрождение монастырского комплекса. Совсем недавно здесь размещалась психбольница. Теперь территорию древней обители разделяет длинный забор. Одна часть принадлежит Церкви, другая - больнице.
Сейчас на территории монастыря восстанавливается колокольня, которая была возвращена Церкви в аварийном состоянии. Это одна из самых высоких колоколен в России и самая высокая в Московской области - она достигает 90 метров, то есть даже выше колокольни



error: Контент защищен !!