Понятие и предмет регулирования международного права. Международное право: понятие система, функции Особым предметом правового регулирования международного права является

Понятие международного права

Международное право - сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными ор­ганизациями путем соглашений и представляющих собой само­стоятельную правовую систему, предметом регулирования ко­торой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные от­ношения.

В этом вводном и лаконичном определении выражены наи­более существенные черты международного права. Для его бо­лее полного понимания необходимо учитывать и другие при­знаки, прежде всего участие в создании норм наряду с государ­ствами некоторых других субъектов права, своеобразные способы реализации и обеспечения исполнения международно-правовых норм посредством коллективных или индивидуаль­ных действий самих государств.

Международное право по его изначальным характеристи­кам - совокупность юридических норм и регулятор определен­ных отношений - родственно праву государства (внутригосу­дарственному, национальному праву), являющемуся традици­онным объектом юриспруденции, начиная с теории государства и права.

Международному праву как терминологической категории присуща определенная степень условности. Исторически сло­жившийся и принятый в государственных и межгосударствен­ных актах, иных официальных документах, в научных изданиях

§ 2. Предмет регулирования международного права 7

и учебных курсах термин «международное право» 1 не вполне адекватен истинному значению понятия.

Его прообразом является сложившийся в римском праве термин jus gentium («право народов») 2 .

Реально существует межгосударственное право, поскольку и создается оно не народами непосредственно, а главным обра­зом государствами как суверенными политическими организа­циями, и ориентировано прежде всего на регулирование межго­сударственных взаимосвязей, и обеспечивается преимущест­венно усилиями самих государств.

Предмет регулирования международного права

Отношения, регулируемые международным правом, опреде­ляют международные правоотношения, которые включают от­ношения:

а) между государствами - двусторонние и многосторонние, среди которых особое значение имеют отношения, охватываю­щие международное сообщество государств в целом;

б) между государствами и международными межправитель­ственными организациями, прежде всего в связи с членством государств в международных организациях;

в) между государствами и государствоподобными образова­ниями, имеющими относительно самостоятельный междуна­родный статус;

г) между международными межправительственными органи­зациями.

1 Идентичными являются обозначения на других языках: на анг­лийском - «International Law», на французском - «Droit international», на немецком - «Volkerrecht», на испанском - «Derecho international» на польском - «Prawo miezdynarodowe», на финском - «Kansainvalin-en oikeus», на украинском - «М1жнародне право», на латышском - «Starptantiskas tiesibas» и т. д.

2 Термин jus gentium, первоначально понимаемый как свод правил, применявшихся ко всем свободным в пределах территории Римского государства, независимо от их принадлежности к определенному роду или национальности, позднее приобрел более широкое значение в ка­честве комплекса общепризнанных норм во взаимоотношениях Рима с другими государствами («общее для всех народов право») (см.: Покров­ский И. А. История римского права. Пг., 1917. С. 97-98).

8 Глава 1. Понятие международного права, предмет регулирования

В предшествующие периоды имели распространение отно­шения между государствами и национальными политическими организациями, возглавлявшими борьбу народов (наций) за не­зависимость, а также отношения таких национальных полити­ческих организаций с международными организациями.

Все названные виды отношений можно в конечном счете квалифицировать как межгосударственные отношения, посколь­ку каждая международная межправительственная организа­ция - это форма объединения государств. Политическая орга­низация борющейся нации действует как формирующееся госу­дарство, а государствоподобное образование обладает рядом признаков государства.

Наряду с международными межгосударственными отноше­ниями существуют международные отношения негосударственно­го характера - между юридическими и физическими лицами различных государств (так называемые отношения «с иностран­ным элементом» или «с международным элементом»), а также с участием международных неправительственных организаций и международных хозяйственных объединений.

В особую категорию смешанных международных отношений государственно-негосударственного характера можно выделить отношения государств с юридическими и физическими лица­ми, находящимися под юрисдикцией других государств, а так­же с международными неправительственными организациями и международными хозяйственными объединениями.

При рассмотрении международных межгосударственных от­ношений следует учитывать, что такой характер они приобрета­ют потому, что по своему содержанию выходят за пределы ком­петенции и юрисдикции какого-либо отдельного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции государств либо всего международного сообщества в целом.

Такое пояснение необходимо потому, что в юридической литературе можно встретить суждения, основанные на чисто территориальном подходе и сводящие международные отноше­ния к деятельности государств вне пределов их территории, пространственной сферы их суверенитета.

Понимание предмета международного права связано с от­ветом на вопрос: к кому обращены нормы международного права?

В «Курсе международного права» утверждается, что нормы международного права обязывают государство в целом, а не от-

§ 2. Предмет регулирования международного права 9

дельные его органы и должностные лица, а компетенция и по­ведение органов государства и должностных лиц, ответствен­ных за обеспечение выполнения международных обязательств, регулируются нормами внутригосударственного права 1 . Здесь необходимо уточнение: нормы международного права не толь­ко обязывают, но и предоставляют правомочия, т. е. управомо-чивают. Что же касается существа проблемы, то в реальной ме­ждународно-правовой практике адресатом этих норм становит­ся не только само государство. Многие международные договоры напрямую формулируют права и обязанности вполне определенных государственных органов и даже должностных лиц, указывают вполне конкретных исполнителей договорных норм, именно на них непосредственно возлагая ответствен­ность за реализацию обязательств. Более того, существуют меж­дународные договоры (и их перечень неуклонно возрастает), отдельные нормы которых прямо адресованы индивидам и раз­личным учреждениям (юридическим лицам) как потенциаль­ным носителям прав и обязанностей, устанавливаемых дого­ворными нормами.

Международное право существует как бы в двух измерениях и поэтому может быть охарактеризовано в двух аспектах. Оно сформировалось и функционирует как часть межгосударствен­ной системы, охватывающей разнородные компоненты взаимо­связей в рамках международного сообщества 2 . Соответственно такой подход предопределяет понимание международного пра­ва как регулятора международных отношений 3 , внешнеполити­ческих действий государств как правового комплекса, сущест­вующего в межгосударственной системе и только в ней. Подоб­ная трактовка международного права распространена в опубликованных научных трудах и учебниках.

Вместе с тем заслуживает внимания и иной аспект: характе­ристика международного права как составной части формирую­щегося всемирного правового комплекса, который включает наряду с международным правом правовые системы государств,

1 См.: Курс международного права. М., 1989. Т. 1. С. 283-284.

2 См. подробнее: Курс международного права. Т. 1. С. 9-12; Меж­дународное право / Отв. ред. Г. И. Тушин. М., 1994. С. 3-10, 17-22.

3 Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. «О междуна­родных договорах Российской Федерации» «международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений...».

Глава 1. Понятие международного права, предмет регулирования

т. е. внутригосударственные, национальные правовые системы. Имеется в виду согласование, взаимодействие, в рамках кото­рого определенные нормы международного права участвуют в регулировании и внутригосударственных отношений, непосред­ственно применяются в сфере правовой системы государства.

С этим связано то, что можно назвать «встречным движени­ем» в современном праве: международные договоры и другие международные юридические акты ориентируются на взаимо­действие с национальным законодательством, сохраняя уважи­тельное отношение к нему, к юрисдикционным прерогативам каждого государства; законы и иные нормативные акты госу­дарств обогащаются нормами, обусловленными международ­ным правом, содержащими отсылки к международным догово­рам, положения о совместном применении национальных и международных правил и о приоритетном в коллизионных си­туациях применении международных правил.

Следовательно, одним из существенных условий познания международного права является изучение в комплексе между­народных и внутригосударственных правовых актов, предна­значенных для согласованной регламентации однородных от­ношений и имеющих, таким образом, совмещенный предмет ре­гулирования.

Сами наименования многих международных договоров на­глядно свидетельствуют об их комплексном (международно-внутригосударственном) предназначении: Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о правах ребенка, договоры (конвенции) о право­вой помощи и правовых отношениях по гражданским, семей­ным и уголовным делам, договоры (соглашения) об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, о сотрудничестве в об­ласти науки и образования, социального обеспечения и т. д. Многие из международных договоров соотносятся по предмету регулирования с положениями Конституции РФ, с законами РФ (до декабря 1991 г. - с законами Союза ССР).

Часть 1 ст. 17 Конституции РФ гласит, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются «согласно общепризнанным принципам и нормам международного пра­ва». В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» вопросы граж-

§ 2. Предмет регулирования международного права

данства регулируются не только Конституцией РФ, названным Законом, другими нормативными правовыми актами РФ, но и международными договорами РФ. Гражданский кодекс РФ 1994 г. 1 предусматривает непосредственное применение между­народных договоров РФ к определенным гражданско-правовым отношениям (ч. 2 ст. 7). Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении пре­ступлений» 1995 г. установил, что содержание под стражей осу­ществляется в соответствии с принципами и нормами междуна­родного права, а также международными договорами РФ (ст. 4).

Исторически сложилось разграничение двух категорий - международного публичного права и международного частного права. То международное право, о котором мы рассказываем как о регуляторе межгосударственных отношений, принято бы­ло именовать международным публичным правом (в наше вре­мя такое название употребляется очень редко, поскольку оно вытеснено термином «международное право»). К международ­ному частному праву традиционно относят правила поведения и взаимоотношений участников международных отношений негосударственного характера, имея в виду прежде всего граж­данско-правовые и родственные им отношения с иностранным (международным) элементом. Такие правила содержатся как во внутреннем праве государств, под юрисдикцией которых нахо­дятся соответствующие физические и юридические лица, так и в международных договорах и международных обычаях (см. § 6 гл. 1 настоящего учебника).

Современное соотношение международного публичного права и международного частного права характеризуется их сближением, взаимопроникновением, поскольку, с одной сто­роны, международные отношения с участием физических и юридических лиц вышли за гражданско-правовые рамки, охва­тив вопросы семейного, административного, трудового права, а, с другой стороны, международные договоры стали играть бо­лее существенную роль в регулировании такого рода отноше­ний, непосредственно устанавливая правила поведения физи­ческих и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией различных государств. Соответственно изложение многих во­просов международного права (международного публичного

12 Глава 1. Понятие международного права, предмет регулирования

права) неотделимо от привлечения материалов международного частного права, имея в виду реальное сближение или даже со­вмещение предмета регулирования, круга участников правоот­ношений, методов и форм регламентации 1 .

Итак, современное международное право характеризуется расширением сферы его применения, а следовательно, и расшире­нием нормативной основы, поскольку новая сфера применения предполагает создание именно для нее предназначенных и к ней приспособленных правовых норм. Имеется в виду сфера внутригосударственных отношений, в принципе, подлежащих внутригосударственному правовому регулированию. Опреде­ленные ее элементы по согласованию между самими государст­вами рассматриваются как объекты совместного регулирова­ния - с участием как внутригосударственных, так и междуна­родно-правовых норм.

Отмеченные обстоятельства позволяют охарактеризовать нормы международного права не только как правила межгосу­дарственных отношений, но и как принятые согласованно го­сударствами правила их взаимоприемлемых действий в преде­лах собственной юрисдикции, а также правила, относящиеся к статусу и деятельности иных субъектов (в том числе индивидов и юридических лиц) в соответствии с общими интересами госу­дарств.

Международное право, как правовая система

Международное право, как наука – совокупность научных знаний, система взглядов на проблемы международного права и его развитие.

Международное право, как учебная дисциплина – совокупность приемов и методов по изучению международного права.

История МЧП. Зарождение международного права

Существует несколько точек зрения по вопросу о времени появления международного права:

  • Международное право возникло вместе с возникновением государств, когда государства для регулирования своих взаимоотношений стали создавать правовые нормы;
  • Международное право возникло в средние века, когда государства осознали необходимость создания общих для них норм международного права и стали им подчиняться;
  • Международное право возникло в новое время, когда появились крупные централизованные суверенные государства и сформировались политические союзы государств.

Наиболее распространенной является первая точка зрения. Согласно данной точке зрения существуют следующие этапы формирования международного права:

  • Международное право Древнего мира (до 5 в.н.э.);
  • Международное право Средних веков (5-17 вв.);
  • Международное право Буржуазного времени (17-19 вв.);
  • Международное право первой половины 20 столетия;
  • Современное международное право (с момента принятия Устава ООН в 1945 г.).

Особенности международного права

  • Предмет регулирования – отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации;
  • Источники – международно-правовые нормы выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и т.п.;
  • – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников;
  • – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно).

Система международного права

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят:

  • Отрасли (право внешних сношений, право международных договоров и т.д.);
  • Подотрасли международного права (консульское право, дипломатическое право и т.д.);
  • Институты международного права (институт представительства и т.д.);
  • Нормы международного права;
  • Общепризнанные принципы международного права.

Также, в системе международного права выделяют следующие отношения:

  • Отношения государственного характера;
  • Отношения негосударственного характера.

Функции международного права

Функции международного права – основные направления деятельности субъектов международного права:

  • Стабилизирующая – международно-правовые нормы направлены на стабилизацию международных отношений, установление определенного правопорядка;
  • Охранительная – состоит в обеспечении охраны международных отношений;
  • Регулятивная – устанавливает определенный правопорядок, наделяя правами и обязанностями субъекты международного права.

Соотношение международного и внутригосударственного права

Международное и внутригосударственное право – 2 правовые системы, имеющие как сходства, так и отличия.

Отличия:

  • Предмет регулирования – предметом международного права являются отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов (международное частное право регулирует отношения с участием физических и юридических лиц), а предметом внутригосударственного права являются отношения между субъектами национального права;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации, а субъектами внутригосударственного права являются физические лица, юридические лица и публичные образования;
  • Источники – источниками международного права являются международные договоры, международные обычаи, акты международных конференций и т.п, а источниками внутригосударственного права является национальное законодательство;
  • Способ создания правовых норм – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников, а нормы внутригосударственного права издаются компетентными государственными органами;
  • Способ обеспечения исполнения норм – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно). А исполнение норм внутригосударственного права контролируется компетентными органами этого государства.

Сходства:

  • Направление деятельности – и международное, и внутригосударственное право направлено на регулирование общественных отношений и установление мира и правопорядка;
  • Структура права – и международное, и внутригосударственное право состоит из норм права.

Соотношение международного права, внешней политики и дипломатии

Международное право – система норм и правил, регулирующих отношения между субъектами международного права.

Внешняя политика – общий курс государства в международных отношениях.

Дипломатия – инструмент осуществления внешней политики государства.

Таким образом, дипломатия – часть внешней политики, внешняя политика – часть международного права.

Международное право развивается под влиянием совокупности внешнеполитических курсов государств, а дипломатия, в свою очередь, обеспечивает достижение общего знаменателя при осуществлении государствами своей внешней политики.

Международное право



1) между государствами;

функции:

Выделяют следующие функции:

Международное признание.

Международно-правовое признание - это акт государства, которым оно считает целесообразным вступить в юридические отношения с признаваемой стороной. Такой стороной может быть:

· вновь возникшее государство;

· новое правительство;

· нация или народы, борющиеся за независимость;

· восставшая или воюющая сторона;

· международная организация.

Можно говорить о двух доктринах признания :

1) конституитивной - признание рассматривается как конституирование нового субъекта международного права;

2) декларативной - признание есть констатация факта появления нового субъекта международного права.

Российское международное право всегда стояло и стоит на позициях декларативной доктрины признания.

Правопреемство государств.

Правопреемство государств – это переход определенных прав и обязанностей от одного государства-субъекта международного права к другому. Правопреемство – это сложный международный правовой институт, нормы данного института были кодифицированы в Венской конвенции от 1978 г. о правопреемстве государств в отношении договоров и в Венской конвенции от 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.

Существуют две основные теории по поводу правопреемства государств.

Согласно универсальной теории правопреемства государств государство-преемник полностью наследует права и обязанности, которые принадлежали государству-предшественнику. Представители данной теории (Пуффендорф, Ваттель, Блюнчли) считали, что все международные права и обязанности государства-предшественника переходят к государству-преемнику, так как личность государства остается неизменной.

Негативная теория правопреемства. Ее представитель А. Кейтс считал, что при смене власти в одном государстве на другую международные договоры государства-предшественника отбрасываются. Разновидностью данной теории является концепция tabula rasa, которая означает, что новое государство начинает свои договорные отношения заново.

Таким образом, в правопреемстве государств выделяют правопреемство в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных архивов и в отношении государственных долгов.

Правопреемство в отношении международных договоров предполагает, что новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16 Венской конвенции от 1978 г.).

Правопреемство в отношении государственной собственности предполагает, что переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсаций, если иное не предусмотрено соглашением между сторонами.

Правопреемство в отношении государственных архивов предполагает, что государственные архивы переходят к новому независимому государству от государства-предшественника полностью.

Правопреемство в отношении государственных долгов зависит от того, какое государство является правопреемником: часть государства-предшественника, два объединившихся государства или новое независимое государство. Долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику, размер долга зависит от вида государства-правопреемника.

Структура договора.

· Преамбула - это часть договора в которой формулируется цель договора и используется при его толковании.

· Основная часть . Данная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.), главы (Устав ООН) или части (Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.) В некоторых договорах статьями, а также разделами (главами, частями) могут даваться наименования.

· Заключительная часть . В заключительной части договора излагаются положения вступления в силу и прекращения договора, а также язык, на котором составлен текст договора.

В настоящее время широкое распространение получили приложения, но для придания им силы самого договора необходимо специальное указание в нем или в приложении к нему, иначе такие акты нельзя рассматривать как часть договора.

Наименование договора . Договоры могут носить различные наименования (например, соглашение, конвенция, собственно договор, протокол, декларация, устав, хартия и т.д.), однако в международном праве не существует общепризнанной классификации таких наименований. Какого-либо юридического значения наименование договора не имеет, поскольку соглашение под любым наименованием является договором, создающим права и обязанности для его участников.

Международный суд ООН.

Международный суд ООН – главный судебный орган ООН, созданный в 1945 г. Международный суд ООН осуществляет свою деятельность на основе Статута Международного суда, а также Регламента суда.

Основная цель Международного суда ООН – проводить мирными средствами в согласии с принципами справедливости и международного права улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, способных привести к нарушению мира.

Функциями Международного суда ООН являются: рассмотрение и разрешение споров, переданных государствами, принятие консультативных заключений по юридическим вопросам.

Международный суд ООН находится в Нидерландах, в городе Гаага. Международный суд ООН состоит из 15 судей, которые избираются на девять лет, возможно их переизбрание. Членами Суда являются индивиды – судьи, избираемые из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН. Выборы проводятся одновременно и независимо друг от друга. Для избрания необходимо в обоих органах получить абсолютное большинство голосов. Председатель Суда избирается сроком на три года с возможным переизбранием. При выполнении судебных обязанностей члены Суда обладают дипломатическими привилегиями и иммунитетом. Суд является постоянно действующим органом и заседает в полном составе. Для рассмотрения определенной категории дел могут образовываться камеры судей в составе трех или более судей. Официальный язык Суда: французский или английский.

Согласно ст. 38 Статута Суд решает переданные ему споры на основании международного права и применяет:

1) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

4) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Решения Суда являются обязательными для государств, которые были сторонами в споре. В случае невыполнения какой-либо стороной в деле обязательства, возложенного на нее решением Суда, Совет Безопасности по просьбе другой стороны «может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение» (п. 2 ст. 94 Устава ООН).

Совет Европы.

Совет Европы основан в соответствии с Уставом в мае 1949 г. Целью Организации является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. Цель достигается усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод.

Деятельность Совета Европы сконцентрирована на следующих проблемах: правовое обеспечение прав человека; содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности; поиск совместных решений социальных проблем (национальные меньшинства, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, биоэтика, СПИД, наркомания); развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы.

В рамках Совета Европы разработано большое количество международно-правовых документов, являющихся источниками международного публичного права. Среди них Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколы к ней; Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. и протоколы к ней; Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г.

В рамках Совета Европы создан механизм контроля V и предотвращения нарушений прав человека в государствах-участниках Европейский Суд по правам человека, который рассматривает жалобы граждан государств участников СЕ при условии, что они использовали все эффективные национальные методы защиты и восстановления нарушенных прав.

Руководящими органами Совета Европы являются Комитет министров, Консультативная ассамблея, Совещания отраслевых министров и Секретариат.

Комитет министров состоит из министров иностранных дел государств-членов и является высшим органом Совета Европы. Он принимает решения по поводу программы работы организации, одобряет рекомендации Консультативной ассамблеи. На уровне министров он собирается обычно два раза в год. Предусмотрены также ежемесячные встречи на уровне постоянных представителей государств членов Совета Европы. Консультативная ассамблея состоит из депутатов и их заместителей. Количество представителей от каждой страны зависит от численности ее населения. В ассамблее имеется пять фракций: демократы и реформаторы, демократы, либералы и социалисты.

Согласно ст. 4 Устава Совета Европы государство, желающее вступить в Совет Европы, должно выполнить следующие условия: соответствие своих институтов и правового устройства основополагающим принципам демократии, а также соблюдение прав человека; избрание народных представителей путем свободных, равных и всеобщих выборов.

Членами Совета Европы является 41 государство, в том числе Россия. Штаб-квартира организации расположена в г. Страсбурге.

Официальные цели МВФ

1. «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»;

2. «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;

3. «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ»;

4. оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;

5. предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

Основные функции МВФ

· содействие международному сотрудничеству в денежной политике

· расширение мировой торговли

· кредитование

· стабилизация денежных обменных курсов

· консультирование стран-дебиторов (должников)

· разработка стандартов международной финансовой статистики

· сбор и публикация международной финансовой статистики

Цели МБРР

· оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран‑членов;

· содействие частным иностранным инвестициям;

· содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов;

· сбор и публикация статистической информации,

Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР - самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения и в кредитоспособных бедных государствах. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.

В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определёнными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет.

Основная цель, которую изначально провозгласили учредители МБРР, заключалась в том, чтобы банк прежде всего был инициатором и организатором частных инвестиций, добивался для них в странах-заёмщиках благоприятных условий и «климата». Банк мог предоставлять кредиты государствам под гарантии правительств, но должен был уклоняться от вложения своего капитала в высокодоходные, быстроокупающиеся предприятия. Предполагалось, что МБРР будет сосредоточивать свои операции исключительно на тех объектах, которые важны для государств, но в которые неохотно вкладывается частный инвестор. Фактически же МБРР сразу начал широко вмешиваться во внутренние дела стран-заёмщиков в интересах своих хозяев (США), оказывал давление на правительства, навязывая свои «программы развития». В итоге все программы «реконструкции и развития» подразумевали сохранение стран-заёмщиков в качестве аграрно-сырьевых придатков индустриальных держав. Миссии банка, его «технические советы», «консультации» и «рекомендации» сводились в итоге к развитию сельского хозяйства в странах-заёмщиках и увеличению добычи полезных ископаемых для увеличения объёмов их вывоза в США и ряд других индустриальных кап. стран.

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд долл.). Хотя членами МБРР являются 186 стран, лидирующее положение принадлежит семёрке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

Понятие, предмет и метод международного права.

Международное право можно определить как особую систему права - совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

Международное право - это совокупность международно-правовых норм, самостоятельная отрасль права, регулирующая международные отношения и некоторые связанные с ними внутригосударственные отношения.

Роль международного права в современном мире постоянно растет в связи с появлением ряда проблем и процессов, которые государства не в состоянии урегулировать с помощью внутригосударственного права и в рамках территории одного государства.

Особенности международного права проявляются прежде всего в сфере действия норм международного права, особенностях отношений, регулируемых международным правом, источниках международного права, специфике правового регулирования данной отрасли, особенностях системы международного права.

Как любая отрасль права, международное право имеет свой предмет и метод.

Предмет правового регулирования - это то, на что направлено правовое регулирование отрасли. Предметом международного права выступают международные отношения, складывающиеся между субъектами международного права (государствами, международными организациями, псевдогосударственными образованиями, народами).

Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования, можно разделить на межгосударственные и немежгосударственные.

К межгосударственным относятся отношения:

1) между государствами;

2) между государствами и нациями, борющимися за независимость.

Международно-правовые нормы направлены прежде всего на регламентацию отношений между основными субъектами международных отношений - государствами.

Отношений между государствами и народами, борющимися за независимость, представляют собой по сути как бы «предгосударства» и отношения с ними - это отношения с будущими государствами, если, конечно, такие государства будут созданы.

Однако международное право регулирует и отношения немежгосударственного характера - т.е. отношения, в которых государство является лишь одним из участников либо вообще не участвует.

Международными немежгосударственными являются отношения:

1) между государствами и международными организациями, а также государствоподобными образованиями;

2) между международными организациями;

3) между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой;

4) между физическими и юридическими лицами.

Метод правового регулирования - это способ воздействия отрасли на предмет ее регулирования. В международном праве применяются как императивные, так и диспозитивные методы.

Международное право использует следующие методы: Исторический; Формально-логический; Сравнительный; Функциональный; Системный

Общий метод функционирования охватывает пять особых методов:

1) политико-правовой метод - нормы международного права осуществляются субъектами с помощью политических средств;

2) морально-правовой метод - использование механизма действия морали для реализации норм международного права; главное здесь - в мобилизации нравственных средств во имя обеспечения добросовестного выполнения норм международного права;

3) идейно-правовой метод - воздействие на международные отношения через идеологию, упрочение позиций международно-правового сознания, разъяснение целей, принципов и норм, создание убежденности в необходимости их осуществления;

4) организационно-правовой метод - принятие организационных мер по реализации норм международного права как внутри государств, так и в международных отношениях;

5) специально-правовой метод - применение специфических правовых средств воздействия на международные отношения. Этот метод и является сутью международно-правового регулирования.

Функции международного права - это основные направления воздействия на международные отношения.

Международное право выполняет следующие функции:

Выделяют следующие функции:

1) стабилизирующая - ее значение состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок, стремиться упрочить его, сделать более стабильным;

2) регулятивная - при ее выполнении устанавливается международный правопорядок и соответствующим образом регулируются общественные отношения;

3) охранительная - состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом;

4) информационно-воспитательная - состоит в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и охраняемым им интересам и ценностям.

право международный внутригосударственный

Международное право - обширный и разветвлённый комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путем соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Для его более полного понимания необходимо учитывать и другие признаки, прежде всего участие в создании норм наряду с государствами некоторых других субъектов права, своеобразные способы реализации и обеспечения исполнения международно-правовых норм посредством коллективных или индивидуальных действий самих государств.

Международное право по его изначальным характеристикам - совокупность юридических норм и регулятор определённых отношений - родственно праву государства внутригосударственному, национальному праву, являющемуся традиционным объектом юриспруденции, начиная с теории государства и права.

Международному праву как терминологической категории присуща определенная степень условности. Исторически сложившийся и принятый в государственных и межгосударственных актах, иных официальных документах, в научных изданиях и учебных курсах термин "международное право" не вполне адекватен истинному значению понятия. Его прообразом является сложившийся в римском праве термин "jus gentium" ("право народов"), под которым первоначально понимался некий свод правил, применявшихся ко всем свободным в пределах территории Римского государства независимо от их принадлежности к определенному роду или национальности. Позднее этот термин приобрёл более широкое значение в качестве комплекса общепризнанных норм во взаимоотношениях Рима с другими государствами, т.е. стал "общим для всех народов правом". Идентичными являются обозначения на других языках: на английском - "International Law", на французском - "Droit international", на немецком - "Volkerrecht" и т. д.

Таким образом, международное право - самостоятельный нормативный комплекс (правовая система), совокупность юридических норм, создаваемых государствами с целью регулирования их взаимоотношений и иных отношений в сфере их общих интересов. Реально существующее современное межгосударственное право создается не непосредственно народами, а главным образом государствами как суверенными международными субъектами для регулирования межгосударственных отношений во всех их взаимосвязях и обеспечивается преимущественно усилиями самих же этих государств.

Международные отношения представляют собой конкретные связи между государствами по поводу обмена материальными и духовными ценностями, существующие на данный момент.

Основная особенность международного права состоит в том, что в качестве его субъектов выступают, главным образом, суверенные государства. Из этого, в частности, следует, что на международной арене государства выступают как равноправные участники международного общения и над ними нет какой бы то ни было верховной власти. Субъектами же внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства.

Международное право отличается от национального и по объекту регулирования, каковым для него являются отношения между государствами, отношения независимых друг от друга суверенных образований. Национальное же право регулирует отношения, которые возникают между субъектами этой системы права в рамках государственных границ того или иного государства.

Международное право характеризуется и особым по сравнению с национальным правом процессом нормообразования. В такой системе общения не может быть центральных, стоящих над государствами законодательных органов, а нормы, регулирующие подобное общение, могут создаваться только самими участниками общения, т.е. государствами.

В международном праве отсутствуют исполнительные органы. Нормы права в международном общении применяют и обеспечивают выполнение сами участники общения - государства.

Отсутствие обязательной юрисдикции. Поскольку участниками международного общения являются суверенные государства, то и спор между ними о нарушении норм международного права может быть рассмотрен в том или ином международном суде только с согласия спорящих государств.

Связи между элементами системы международного права в сфере нормотворчества и нормоприменения носят преимущественно координационный характер.

Функции международного права - это основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования.

Социальное назначение международного права заключается в организации международных отношений, отвечающих современному уровню человеческой цивилизации.

Рассмотрим юридические функции международного права:

Стабилизирующая - состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок, стремиться улучшить его, сделать более стабильным.

Регулятивная - устанавливая международный правопорядок и соответственным образом регулируя общественные отношения, международно-правовые нормы наделяют участников международных отношений определенными правами и обязанностями.

Охранительная - состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом.

  • 6. Роль актов международных конференций и международных организаций в мп регулировании.
  • 8. Субъекты мп: понятие и виды. Международная правосубъектность фл.
  • Классификация в зависимости от статуса
  • В зависимости от участия в создании норм международного права
  • Международная правосубъектность индивидов
  • 9. Государство – как субъект международного права
  • Аномальные субъекты - Ватикан и Мальтийский Орден.
  • 10. Участие субъекта рф в международных отношениях.
  • 11. Признание государств и правительств.
  • Акты регулирующие правопреемство:
  • Объекты правопреемства:
  • 13.Правопреемство в отношении международных договоров.
  • 14. Правопреемство в отношении государственной собственности, государственных долгов и государственных архивов.
  • 15. Правопреемство в связи с прекращением существования ссср.
  • 16) Ответственность в мп: основание, виды.
  • 17) Международные судебные органы: общая характеристика.
  • 18) Международное право в деятельности российских судов.
  • 20) Международный договор: понятие, структура, виды.
  • 21) Подготовка и принятие текста договора. Полномочия.
  • 22) Согласие на обязательность мд. Ратификация мд. Депозитарий и его функции.
  • 23) Ратификация международных договоров рф: основания, процедура.
  • 24) Оговорки к мд.
  • 25) Вступление в силу мд.
  • 26) Регистрация и опубликование мд.
  • 27) Недействительность мд.
  • 28) Прекращение действия мд.
  • 29) Обсе (организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).
  • 30) Оон: история, устав, цели, принципы, членство.
  • 31) Генеральная Ассамблея оон.
  • 32) Совет безопасности оон.
  • 33) Операции оон по поддержанию мира.
  • 34) Международный суд оон.
  • 35) Содружество независимых государств.
  • 36) Совет Европы.
  • 37) Европейский Союз.
  • 39) Система органов внешних сношений.
  • 40) Дипломатическое представительство: понятие, порядок создания, виды, функции.
  • 41) Консульское учреждение: понятие, порядок создания, виды, функции.
  • 42) Привилегии и иммунитеты диппредставительств и консульских учреждений.
  • 43) Привилегии и иммунитеты дипломатических агентов и консульских дл.
  • 44) Понятие территории в мп. Классификация территорий по правовому режиму.
  • 45) Государственная территория: понятие, состав, правовой режим.
  • 46) Государственная граница: понятие, виды, прохождение, порядок установления.
  • 47) Режим границ. Пограничный режим.
  • 48) Внутренние морские воды: состав, правовой режим.
  • 49) Территориальное море: порядок отсчета, правовой режим.
  • 50) Исключительная экономическая зона: понятие, правовой режим.
  • 51) Континентальный шельф: понятие, правовой режим.
  • 52) Открытое море: понятие, правовой режим.
  • 53) Район дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции: понятие, правовой режим.
  • 54) Правовой режим космического пространства и небесных тел.
  • 55) Правовой статус космических объектов. Ответственность за ущерб, причинённый ко.
  • 56) Правовое регулирование международных полетов над государственной территорией в международном воздушном пространстве.
  • 58) Международные стандарты прав и свобод человека. Правовое регулирование ограничений п. И с. Ч.
  • 59) Международные механизмы обеспечения и защиты п. И с. Ч: общая характеристика. Международные органы по защите п. И с. Ч.
  • 60) Европейский суд по правам человека: цель, компетенция, структура, характер принимаемых решений.
  • 61) Порядок рассмотрения индивидуальных жалоб в еспч.
  • 62) Международно-правовые вопросы гражданства. Правовой статус иг: мп регулирование.
  • 64) Преступления против мира и безопасности человечества (международные преступления).
  • 65) Преступления международного характера.
  • 66) Международный организационно-правовой механизм борьбы с преступностью. Интерпол.
  • 68) Правовая помощь по уголовным делам: общая характеристика.
  • 79-80) Выдача лиц для привлечения к ответственности или для приведения приговора в действие и передача осужденных для отбывания наказания.
  • 71) Система коллективной безопасности.
  • 82) Применение силы по современному международному праву: правовые основания и порядок.
  • 83) Разоружение и меры укрепления доверия.
  • 84) Вооруженные конфликты: понятие, виды.
  • 74) Запрещенные средства и методы ведения военных действий.
  • 75) Защита жертв войны.
  • 76) Окончание войны и её правовые последствия.
  • 1.Международное прав: понятие и предмет регулирования. Система международного права.

    Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения.

    Предмет международного права – международные отношения – отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо государства. Включает отношения:

    Между государствами – двусторонние и многосторонние отношения;

    Между государствами и международными межправительственными организациями;

    Между государствами и государствоподобными образованиями;

    Между международными межправительственными организациями.

    2. Применение международного права в сфере внутригосударственных

    отношений.

    3. Нормы международного права: понятие, особенности, порядок создания, виды.

    Нормы - это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств и иных субъектов МП, рассчитанные на неоднократное применение.

    У международно-правовых норм есть свои особенности:

      В предмете регулирования. Регулирует межгосударственные отношения и иные.

      В порядке её создания. Норма создается не в результате повелевания, а в результате согласования интересов.

      По форме закрепления. Выделяют:

      1. Нормы, закрепленные в договоре

        Обычные нормы

    В МП нет специальных нормотворческих органов, нормы МП создаются самими субъектами МП, преимущественно государством.

    В процессе создания норм – 2 стадии:

    1.достижение соглашения относительно содержания правила поведения

    2.выражение согласия на обязательность данного правила поведения.

    Классификация норм международного права:

      По юридической силе

      • Императивные

        Диспозитивные

      По сфере действия

      • Универсальные нормы (не ограничены не территориально, ни числом участников)

        Локальные нормы (ограниченные; например, устав СНГ)

        • Региональные

          Нерегиональные

      По числу участников

      • Многосторонние нормы

        Двусторонние нормы

      По методу регулирования

      • Обязывающие нормы

        Запрещающие нормы

        Управомочивающие нормы

      По форме закрепления

      • Документально-закрепленные нормы

        Обычные нормы

    4. Принципы международного права: понятие и акты их закрепляющие и конкретизирующие.

    Принципы международного права - это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, так же являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

    Основными источниками принципов международного права являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года

    В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:

      Принцип неприменения силы и угрозы силой

    Впервые этот принцип был закреплен в п. 4 ст. 2 Устава ОНН, впоследствии он был конкретизирован в документах, принятых в форме резолюций ООН, в том числе в Декларации о принципах международного права 1970 года, Определении агрессии 1974 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года, Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 года. Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, а не только на государства-члены ООН.

      Принцип разрешения международных споров мирными средствами

    Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН. Данный принцип конкретизирован в Декларации о принципах международного права 1970 года. Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим в споре, свободу выбора таких мирных средств, которые они считают наиболее подходящими для разрешения данного спора. Многие государства в системе мирных средств отдают предпочтение дипломатическим переговорам, с помощью которых разрешается большинство споров.

      Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств

    Современное понимание данного принципа в общей форме зафиксировано в п. 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизировано в декларации о принципах международного права 1970 года. Международное право не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, поэтому вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых они попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, входящие в его внутреннюю компетенцию.

      Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом

    В соответствии с Уставом ООН государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры». Конкретные формы сотрудничества и его объем зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства.

      Принцип равноправия и самоопределения народов

    Безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений. В соответствии п. 2 ст. 1 Устава ООН, одна из важнейших целей ООН - «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов

      Принцип суверенного равенства государств

    Данный принцип отражен в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов». Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

      Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву

    Принцип добросовестного выполнения обязательств закреплен в Уставе ООН, Сог1ласно п. 2 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединённых Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации».

      Принцип нерушимости государственных границ

    Данный принцип регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права. А далее в декларациях ООН 1970 о принципах и СБСЕ 1975 года.

      Принцип тер11риториальной целостности государств

    Этот принцип утвердился с принятием Устава ООН, который запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства.

      Принцип уважения прав человека и основных свобод

    Обозначен в преамбуле Устава ОНН и в различных декларациях. Являются внутренним делом государства.

    "


    error: Контент защищен !!