Западная европе 16 17 в. Страны Европы в XVI-XVIII вв

Изменения в Европе в 16 - 17 веках:

1) Заложены основы капиталистического способа производства. Строятся мануфактуры т.к. появились свободные капиталы и наёмные рабочие.

2) Великие географические открытия принесли Европе баснословные доходы. Развитие международной торговли укрепило экономику.

3) Необходимость новой внешней политики (колониальная экспансия). Укрепила центральную власть, в Европе устанавливается абсолютизм (форма правления, при котором монарху принадлежит неограниченная власть).

4) Происходят первые буржуазные революции, которые приведут к падению самодержавия, устанавливаются первые буржуазные республики, в которых соблюдаются права и свободы человека.

5) Ослаблено влияние церкви, поэтому происходит бурное развитие образования, наук, философии, искусства и литературы.

Модернизация - это обновление средств производства в связи с техническим прогрессом, появление новых технологий, станков и механизмов.

Эпоха возрождения (Ренессанс) - это эпоха европейской культуры, когда на смену культуре средних веков приходит культура нового времени. Возрождается интерес к античности, дворцовой архитектуре, веселым праздникам и т.д., начиная с 15 века.

Реформация (в переводе - преобразование) - это массовое религиозное движение в Европе, направленное на преобразование католического христианства.

Идеологи - Мартин Лютер (1483- 1546) и Жан Кальвин (1509 - 1564).

Они выступали против посреднической роли церкви между богом и человеком, против церковных налогов и монастырского землевладения. В результате реформации появится новое течение христианской церкви - протестантизм, который утверждается в качестве государственной религии в большинстве стран Европы: Германия, Англия, Франция и Наварра (движение гугенотов), Швейцария, Голландия, Дания, Швеция и др.

Вопрос 2. Переход от традиционного к индустриальному обществу в Европе 16 -17 вв.

Западная Европа – первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и одержали победу первые буржуазные отношения, т.е. произошел формационный сдвиг – от феодализма к капитализму (а если будем использовать цивилизационный подход - переход от традиционного общества к индустриальному). Впервые они появились в крупных торговых городах Италии еще в конце XIV в. В XV–XVI вв. распространились во многих странах Западной Европы: в Германии, Франции, Англии, Испании и Португалии. С течением времени этот процесс охватил большую часть мира.

1) Традиционное общество характеризуется господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. В таких обществах преобладает экстенсивный путь развития и ручной труд. Собственность принадлежит общине или государству. Частная собственность не является ни священной, ни неприкосновенной. Социальная структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствует. Поведение человека в обществе регулируется обычаями, верованиями, неписанными законами. В политической сфере господствует церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна над экономической.

2) В индустриальном обществе базой является промышленность, основанная на машинной технике, преобладает интенсивный путь развития. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. В социальной сфере значительна социальная мобильность. Резко сокращается численность крестьянства, происходит урбанизация. Появляются новые классы – промышленный пролетариат и буржуазия. Для человека характерны признаки индивидуализма и рационализма. Происходит секуляризация сознания. В политической сфере возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствует право и закон.

Признаки феодализма:

  • хозяйство натуральное, труд ручной;
  • наличие двух классов – феодалов и зависимых крестьян;
  • феодалам принадлежат средства производства, крестьяне обладают личной собственностью на орудия труда и выполняют различные повинности в пользу феодалов.

Признаки капитализма:

  • товарно-денежные отношения, машинный труд;
  • наличие двух классов – буржуазии и пролетариата;
  • буржуазии принадлежат средства производства, пролетариат лично свободен и вынужден продавать свою способность к труду.

Вопрос 3. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.

Самые известные мореплаватели и их открытия.

1) Бартоломео Диаш (1488 год) – португалец.

Первым из Европейцев проплыл вокруг Африки в Индию.

2) Христофор Колумб (1492 год)

Открыл остров Гаити (Куба), Сан-Сальвадор и Саргассово море. Был объявлен королем присоединенных в Америке земель.

3) Америго Веспуччи (1499-1504 год)

Первым догадался, что Америка - не Индия, а новый континент и открыл Бразилию.

4) Васко-да-Гама (1497-1498 года)

Путешествовал в Индию вокруг Африки. Благодаря ему начинается португальская колонизация Индии.

5) Фернан Магеллан (1519-1521 года)

Первое кругосветное путешествие.

6) Эрнан Кортес - испанский конкистадор, завоеватель Мексики (1519-1521 года). Жестоко расправлялся с индейскими племенами.

7) Ермак, Василий Поляков, Семен Дежнев, Ерофей Хабаров (1581-1640) -

освоение Сибири.

8) Вильям Баренц (1596-1597 года)

Открыл Баренцево море и остров Шпицберген.

Значение великих географических открытий:

1) Прорыв в экономике.

2) Новое в культуре, зоологии, ботанике, этнографии.

3) Появляются новые продукты питания: картофель, кукуруза, помидоры, табак, кофе, какао, шоколад, кола и каучук.

Вопрос 4. Европа в 17 веке: государство и власть. Дипломатия. Система коалиций.

Что происходи в Европе в 17 веке?

Образование централизованных государств, религиозные войны, голод, революции. Первая буржуазная революция произошла в Голландии в 1566 году. В результате Голландия, которая была колонией Испании, добилась независимости, создала парламент и стала лучшей европейской страной в торговле и судостроении.

Правит династия Валуа, однако все короли – Франциск II и Карл I - правят недолго и умирают бездетными. В 1572 году по инициативе королевы-матери Екатерины Медичи произошла Варфоломеевская ночь, когда убили всех гугенотов (протестантов), приехавших в Париж на свадьбу Генриха Наваррского и Маргариты Валуа. После смерти последнего короля из династии Валуа Генриха III, умершего молодым и бездетным, династия пресеклась.

Самые знаменитые короли Франции

Генрих IV Наварский (1594-1610 года) стал королем Франции и основал новую династию Бурбонов. Его сын Людовик XIII (1610-1643 года) распустил парламент - Генеральные Штаты. При нем страной управлял гениальный политик, добившийся процветания Франции – кардинал Ришелье. Людовик XIV (1643-1715 года) построил Версаль и укрепил абсолютизм. Его сын Людовик XV (1715 – 1774) продолжал его политику. Его внук Людовик XVI был казнен якобинцами по приговору суда в январе 1793 года. В октябре того же года была казнена и его жена Мария Антуанетта.

Германия.

Родина реформации: на территории Германии жили Мартин Лютер и Жан Кальвин - идеологи протестантизма.

Самая знаменитая война 17 века - тридцатилетняя война, в которой участвовали все страны Европы. (1618-1648 года).

Вопрос 5. Английская революция (1640-1649 г).

В 1640 году Англия была передовой державой и имела первоклассный флот. Дворяне хотели передачи законодательной власти парламенту, который был распущен королём Карлом I в 1628 году. Восстание возглавил Оливер Кромвель, который создал парламентскую армию, разгромил королевские войска и взял в плен короля Карла I, который был казнен по приговору суда в 1649 году.

Англия стала республикой. Кромвель возглавлял Верховный совет и занимал должность лорда-протектора до своей смерти в 1658 году. Сын Оливера Кромвеля не смог удержать власть и в Англии снова начинается гражданская война.

В 1688 году в Англии происходит государственный переворот, устанавливается конституционная монархия с ограниченной властью короля. Королем избран правитель Голландии Вильгельм Оранский.

Вопрос 6. «Просвещенный абсолютизм» в Австрии, Пруссии, России.

"Просвещенный абсолютизм" - это форма правления 17-18 века, при которой монарху принадлежит абсолютная власть, но в этих государствах люди чувствуют себя свободно. Почти свободно печатается пресса. Появляется множество учебных заведений, Академия Наук. Финансируются научные исследования и экспедиции. Императоры и императрицы переписываются с самыми известными философами-просветителями (Вольтер, Дени Дидро).

Примеры: Австрия (Мария Терезия (1765-1780 года)), Пруссия (Фридрих II (1740-1786 года)), Франция (Людовик XIV (1643-1715 года)), Россия (Екатерина II (1762-1796 года)).

Вопрос 7 . Век Просвещения: теория общественного равенства. Культ Разума.

Век Просвещения - это 18 век, который дал Европе свободу слова, расцвет философии, науки, культуры, образования.

На протяжении 16-18 вв. географические открытия постоянно расширяли кругозор европейца: мир стремительно увеличивался. Если в 15 в. хорошо известные в Европе земли простирались от Индии до Ирландии, то к началу 19 столетия испанцы, англичане, голландцы, французы владели всем миром. Полоса выдающихся открытий, начатая Николаем Коперником, была продолжена трудами Исаака Ньютона, сформулировавшего закон всемирного тяготения. В результате их трудов к концу 17 в. прежняя картина мира стала вчерашним днем даже в глазах обывателей: Земля - библейское средоточение мироздания - из центра Вселенной превратилась в один из немногих спутников солнца; само же Солнце оказалось лишь одной из звезд, дополняющих собой бесконечный Космос.

Так родилась наука нового времени . Она разорвала традиционную связь с богословием и провозгласила своими основами эксперимент, математический расчет и логический анализ. Это привело к появлению нового мироведения, в котором понятие "разум", "природа", "естественный закон" стали главными. Отныне мир виделся гигантским сложным механизмом, действующим по точным законам механики (не случайно механические часы – любимый образ в сочинениях политиков, биологов и врачей в 17-начало 18 вв.). В столь хорошо отлаженной системе почти не оставалось места для Бога. Ему отвели роль зачинателя мира, первопричины всего сущего. Сам же мир, как бы получив толчок, в дальнейшем развивался самостоятельно, в соответствии с природными законами, которые Творец создал всеобщими, неизменными и доступными для познания. Это учение получило название деизм , имело много последователей среди естествоиспытателей 17-18 вв.

Но, пожалуй, наиболее важным шагом, на который отважилась новая философия, стала попытка распространить действующие в природе законы на человеческое общество. Появилось и крепло убеждение: и сам человек, и общественная жизнь подвластна неизменным естественным законам. Их нужно только обнаружить, записать, добиться точного и всеобщего исполнения. Был найден путь к созданию совершенного общества, построенного на "разумных" основаниях,- залог будущего счастья человечества.

Поиски природных законов развития общества способствовали возникновению новых учений о человеке и государстве. Одно из них - теория естественного права , разработанная европейскими философами 17 в. Т. Гоббсом и Д. Локком. Они провозгласили природное равенство людей, а стало быть, и естественное право каждого человека на собственность, свободу, равенство перед законом, человеческое достоинство. На основе теории естественного права складывался и новый взгляд на происхождение государства. Английский философ Локк считал, что переход некогда свободных людей к "гражданскому обществу" - результат "общественного договора", заключенного между народами и правителями. Последним, согласно Локку, передается некоторая часть "естественных прав" сограждан (правосудие, внешние сношения и т.п.). Правители обязаны защищать остальные права – свободы слова, веры и право частой собственности. Локк отрицал божественное происхождение власти: монархи должны помнить, что они – часть "гражданского общества".

Началась целая эпоха в истории культуры Запада, принесшая с собой новое, глубоко отличающееся от средневекового, понимание мира и человека. Ее назвали эпохой Просвещения – по наименованию мощного идейного течения, которое к середине 18 в. широко охватило страны Европы и Америки. В 18-19 вв. оно оказывало сильное влияние на науку, общественно-политическую мысль, искусство и литературу многих народов. Вот почему 18 столетие вошло в историю Век Разума, Век Просвещения .

Это движение представляли выдающиеся философы, ученые, писатели, государственные и общественные деятели разных стран. Среди просветителей были аристократы, дворяне, священники, адвокаты, преподаватели, торговцы и промышленники. Они могли придерживаться различных, порой противоположных взглядов на те или иные проблемы, относиться к разным вероисповеданиям или отрицать существование Бога, быть стойкими республиканцами или сторонниками легкого ограничения монархии. Но всех их связывала общность целей и идеалов, вера в возможность создания справедливого общества мирным, ненасильственным путем. "Просвещение умов", цель которого – раскрыть людям глаза на разумные принципы организации общества, продвинуть их мира и самих себя, - вот в чем суть Просвещения и главный смысл деятельности просветителей.

Вопрос 8. Технический прогресс и Великий промышленный переворот в Европе 17 века.

Продолжаются географические открытия. Строятся города, фабрики, заводы, появляются новые станки, паровой двигатель, конвейер и другие технические новинки. Корабли, новое оружие, тактика боя.

Промышленный переворот это следствие научно-технического прогресса и социального развития европейских государств, прежде всего Англии.

В историографии под промышленным переворотом понимают совокупность научно-технических, экономических, социальных и политических сдвигов или глубоких изменений, которые ознаменовали переход от мануфактурной стадии производства к фабричной системе капиталистического производства или социалистического, опирающейся на систему машин или машинную технику. В результате промышленного переворота рыночная капиталистическая экономика получила свою техническую базу. Это общество, основанное на частной собственности и рыночной экономике и капиталистическом производстве утвердилось окончательно в тех странах, где этот переворот произошел. Если говорить марксистским языком, то эта формация получила базу и встала на ноги. Наиболее отчетливо классическую форму промышленный переворот принял в Англии, от которой все отталкиваются как от эталона измерения. Было это вызвано тем, что в Англии раньше всего созрели необходимые для этого условия.

Научно-технические условия были освещены на прошлой лекции. Это изобретение рабочих машин, которое с 1760-х годов дало начало промышленному перевороту.

А социально-экономические условия это: развитие процессов первоначального накопления капитала, которые означают формирование двух полюсов. Верхнего полюса: капитала, который требует своего применения, иначе это будет «сундук скупого рыцаря». И внизу – огромные массы дешевых средств производства и людей, продающих свои руки, свой труд.

Этот процесс первоначального накопления был наиболее глубок в Англии, в результате раскрестьянивания деревни, огораживания и формирования рынка земли, что стало последствием двух революций: Великой и Славной революции 17 века.

По степени трансформации общества, которое претерпевали европейские страны, современники очень часто сравнивают этот переворот с глубокой политической революцией. Поэтому в историографии, кроме термина промышленный переворот часто употребляют термин промышленная революция.

Начался промышленный переворот в силу изложенных причин в Англии в 60-е годы.

1769 год Аркрайт изобретает ватер-машину, создает первую фабрику, на которой работает несколько сот человек. А через 20 лет в Англии, где население около 6 миллионов человек, т.е. к концу 1780-х годов 18 века работает 143 подобных прядильных фабрики. На каждой из них крутится 700-800 и больше человек. Это все промышленный пролетариат, в основном пока женщины и дети.

Изобретение ткацкого станка приводит к тому, что не только хлопко-прядильная, но хлопко-ткаческая промышленность развивается. Происходит технический прогресс, подвижки в химической промышленности, потому что ткани надо отбеливать, красить и т.д.

Изобретение паровой машины двойного действия Ватта, окончательный вариант, который дал Англии к концу 18 века 11% прироста валового продукта, приводит к тому, что возрастает спрос на металл, поскольку из металла делают станки и паровые машины. Соответственно технический прогресс охватывает металлургическую, черную, цветную промышленность и т.д.

В итоге с начала 19 века начинается переворот на транспорте. Изобретение парового транспорта на колесах, парохода. Начало этого переворота приводит к тому, что в стране, в Англии, а затем и в других странах, возникают индустриальные промышленные центры, где эти фабрики концентрируются, растет население рабочее, которое с утра до ночи на этих фабриках работает по 14-16 часов. Растет рынок сельско-хозяйственных продуктов. Поэтому вокруг этих центров, того же Бирмингема, Манчестера в Англии формируются районы интенсивного сельского хозяйства, огородничества, мясо-молочного хозяйства, которые снабжают эти растущие города.

Прогресс промышленности в Англии, спрос во всем мире на эти машины и изделия фабрично-заводской промышленности приводят к тому, что уже в первой трети 19 века Англия становится «мастерской мира», снабжающей товарами всю Европу и весь мир.

Рост экономической мощи способствует тому, что растет политическая и военная мощь Англии. Все это приводит к быстрому изменению демографии и экономической географии той же Англии.

Демография: население Британских остров на 1756 год – 5 миллионов 590 тысяч человек. Через 100 лет – уже около 16 миллионов человек! Жить стало лучше, и пошел процесс. И это несмотря на то, что Англия постоянно ведет войны, и огромный поток мигрантов с Британских островов выезжает за лучшей долей куда угодно: в Австралию, США, Канаду.

Географические изменения: из практически ничего, из местечек, которые знают только

Вопрос 9. Образование США.

Образование США.

США к концу 18 века состояло из 13 независимых колоний: северные колонии обладали развитым производством, Южные - плантаторским с рабским трудом. Причина войны за независимость - политика ограблений колоний Англией. В 1774 году в городе Филадельфия собрался Первый Континентальный конгресс, который утвердил петицию о независимости. В ответ Англия развернула военные действия, но потерпела поражение от войск Джорджа Вашингтона. В результате Англия была вынуждена признать независимость США.

1781 год - Статьи Конфедерации, утвердившие союз тринадцати штатов.

1787 год - принятие Конституции США (действует до сих пор).

1791 год - Билль о правах - первые 10 поправок к Конституции, содержащие права и свободы человека.

Вопрос 10. Французская революция 17 века.

Великая буржуазная революция (1789 - 1799 года)

Этапы революции:

1) 14 июля 1789 год - взятие Бастилии. Восстание распространяется на всю территорию Франции, король арестован.

3) Государственный переворот и якобинская диктатура 1793 год: казнь короля и королевы. Массовые убийства дворян. Гильотина - специальная машина для отрубания голов. Якобинцы - Дантон, Робеспьер, Марат, Демулен – лидеры якобинцев, которые инициировали страшный террор. За 7 месяцев 1793 года в Париже было казнено 4 миллиона человек! Все лидеры якобинцев в последствии были казнены.

4) Переворот 9 Термидора. Установление режима Директории. Во Франции принята новая конституция. Страной правит вместо парламента Совет Пятисот. Продолжается война.

5) Переворот 18 Брюмера (9 ноября 1799 год) и приход к власти Наполеона Бонапарта. Наполеон с гвардейцами разогнал Совет Пятисот и возглавил временное правительство. Три консула исполняли обязанности президента - Наполеон Бонапарт, Роже Дюко и Сийес. Вскоре два других консула передали Наполеону чрезвычайные полномочия. Вскоре Наполеон стал императором, но он сохранил парламент, конституцию и все демократические достижения революции.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Фортунатов В.В. «История». Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров и специалистов. СПб., ПИТЕР, 2014. 464 с. 1 экз.

2. Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н. «История». Учебное пособие. М., НИЦ ИНФРА-М, 2013. 528 с. 1 экз.

3. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. «История Отечества с древнейших времен до наших дней». Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. М., Издательство «Мастерство», 2012. 360 с. 19 экз.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Апальков В.С., Миняева И.М. «История Отечества». Учебное пособие. 2-е издание. М., Альфа-М; НИЦ ИНФРА-М, 2012. 544 с. 1 экз.

2. Кузнецов И.Н. «История Отечества в тестах – готовимся к ЕГЭ». Ростов-на Дону, Феникс, 2012. 224 с. 2 экз.

3. Моряков В.И., Федоров В.А., Щетинов Ю.А. «Основы курса истории России». Учебник.

М., ТК Велби, «Издательство Проспект», 2013. 464 с. 1 экз.

4. Ключевский В.О. «Полный курс русской истории в одной книге». М., АСТ; Астрель-СПб., 2012. 510 с. 6 экз.

5. Соловьев С.М. «История России с древнейших времен». М., Эксмо, 2011. 1024 с. 8 экз.

6. Васильев Л.С. «Всеобщая история». Учебное пособие в 6-ти томах. М., Высшая школа, 2010. Том 1. 448 с. Том 3. 606 с. 1 экз.

7. Богуславский В.В. «Правители России: биографический словарь». М., ОЛМА ПРЕСС Гранд Переплет, 2012. 912 с. 2 экз.

Могущество Османской империи достигло своего апогея в середине 16 в. Период царствования Сулеймана I Великолепного (1520–1566) считается Золотым веком Османской империи. Сулейман I окружил себя множеством способных сановников. Большинство из них были набраны по системе девширме или захвачены во время армейских походов и пиратских рейдов, и к 1566, когда Сулейман I скончался, эти «новые турки», или «новые османы», уже крепко держали в своих руках власть над всей империей. Они составляли костяк органов административного управления, тогда как высшие мусульманские учреждения возглавлялись коренными тюрками. Из их среды рекрутировались богословы и правоведы, в обязанности которых входило трактовать законы и исполнять судебные функции.

В 1521 османская армия переправилась через Дунай и захватила Белград. Эта победа, которой в свое время не смог добиться Мехмед II, открыла перед османами путь на равнины Венгрии и в бассейн верхнего Дуная. В 1526 Сулейман взял Будапешт и занял всю Венгрию. В 1529 султан начал осаду Вены, но не смог захватить город до наступления зимы. Тем не менее обширная территория от Стамбула до Вены и от Черного моря до Адриатического моря образовала европейскую часть Османской империи, а Сулейман за время своего правления осуществил семь военных походов на западных границах державы.

Сулейман вел боевые действия и на востоке. Границы его империи с Персией не были определены, а вассальные правители в приграничных районах меняли своих хозяев в зависимости от того, на чьей стороне была сила и с кем было выгоднее заключать союз. В 1534 Сулейман взял Тебриз, а затем и Багдад, включив Ирак в состав Османской империи; в 1548 он вернул себе Тебриз. Весь 1549 султан провел в погоне за персидским шахом Тахмаспом I, пытаясь сразиться с ним. В то время, когда Сулейман находился в Европе в 1553, персидские войска вторглись в Малую Азию и захватили Эрзурум. Изгнав персов и посвятив большую часть 1554 покорению земель к востоку от Евфрата, Сулейман, по заключенному с шахом официальному мирному договору, получил в свое распоряжение порт в Персидском заливе. Эскадры военно-морских сил Османской империи действовали в акватории Аравийского п-ова, в Красном море и Суэцком заливе.

С самого начала своего правления Сулейман уделял большое внимание укреплению морского могущества державы, чтобы поддержать превосходство османов на Средиземном море. В 1522 его второй поход был направлен против о. Родос, лежащего в 19 км от юго-западного побережья Малой Азии. После захвата острова и выселения владевших им иоаннитов на Мальту Эгейское море и все побережье Малой Азии стали османскими владениями. Вскоре французский король Франциск I обратился к султану за военной помощью на Средиземном море и с просьбой выступить против Венгрии, чтобы остановить продвижение войск императора Карла V, наступавших на Франциска в Италии. Самый известный из флотоводцев Сулеймана Хайраддин Барбаросса, верховный правитель Алжира и Северной Африки, опустошил побережья Испании и Италии. Тем не менее адмиралы Сулеймана не смогли в 1565 захватить Мальту.

Сулейман скончался в 1566 в Сигетваре во время похода в Венгрию. Тело последнего из великих османских султанов было перенесено в Стамбул и погребено в мавзолее во дворе мечети.

При новом султане Селиме II османы начали терять свои позиции на море. В 1571 объединенный христианский флот встретился с турецким в сражении при Лепанто и разгромил его. В течение зимы 1571–1572 верфи в Гелиболу и Стамбуле работали без устали, и к весне 1572 благодаря строительству новых военных кораблей морская победа европейцев была сведена на нет. В 1573 удалось разбить венецианцев, и о.Кипр был присоединен к империи. Несмотря на это, поражение при Лепанто явилось предзнаменованием грядущего заката могущества османов на Средиземном море.

Закат империи.

После Селима II большинство султанов Османской империи были слабыми правителями. Мурад III, сын Селима, правил с 1574 по 1595. Его пребывание на троне сопровождалось беспорядками.

После смерти Мурада III осталось 20 его сыновей. Из них на трон взошел Мехмед III, удавивший 19 своих братьев. Наследовавший ему в 1603 сын Ахмед I попытался реформировать систему власти и избавиться от коррупции. Он отошел от жестокой традиции и не стал убивать своего брата Мустафу. И хотя это, конечно, было проявлением гуманизма, но с того времени все братья султанов и их ближайшие родственники из династии Османов стали содержаться в заточении в специальной части дворца, где они проводили свою жизнь вплоть до смерти правившего монарха. Тогда старший из них провозглашался его преемником. Таким образом, после Ахмеда I мало кто из царствовавших в 17–18 вв. султанов имел достаточный уровень интеллектуального развития или политического опыта, чтобы управлять такой громадной империей. В результате единство государства и сама центральная власть стали быстро ослабевать.

Мустафа I, брат Ахмеда I, был душевнобольным и правил всего один год. Новым султаном в 1618 провозгласили Османа II, сына Ахмеда I. Будучи просвещенным монархом, Осман II попытался преобразовать государственные структуры, но был убит своими противниками в 1622. На некоторое время трон вновь достался Мустафе I, но уже в 1623 на престол взошел брат Османа Мурад IV, руководивший страной вплоть до 1640. Его царствование носило динамичный характер и напоминало правление Селима I. Достигнув совершеннолетия в 1623, Мурад провел следующие восемь лет в неустанных попытках восстановить и реформировать Османскую империю. Стремясь оздоровить государственные структуры, он подверг казни 10 тыс. чиновников. Мурад лично встал во главе своих армий во время восточных походов, запретил потребление кофе, табака и алкогольных напитков, но сам проявлял слабость к алкоголю, что и привело молодого властителя к смерти в возрасте всего 28 лет.

Преемник Мурада, его душевнобольной брат Ибрахим, успел в значительной мере развалить доставшееся ему государство, прежде чем был низложен в 1648. На трон заговорщики посадили шестилетнего сына Ибрахима Мехмеда IV и фактически руководили страной до 1656, когда мать султана добилась назначения великим визирем с неограниченными полномочиями талантливого Мехмеда Кёпрюлю. Он находился на этой должности до 1661, когда визирем стал его сын Фазыл Ахмед Кёпрюлю

Османской империи все же удалось преодолеть период хаоса, лихоимства и кризиса государственной власти. Европа была расколота религиозными войнами и Тридцатилетней войной, а Польша и Россия переживали смутный период. Это дало возможность обоим Кёпрюлю после чистки администрации, во время которой были казнены 30 тыс. чиновников, захватить в 1669 о.Крит, а в 1676 Подолье и другие области Украины. После смерти Ахмеда Кёпрюлю его место занял бездарный и продажный дворцовый фаворит. В 1683 османы осадили Вену, но были разбиты поляками и их союзниками во главе с Яном Собеским.

Европа в XVI, XVII и XVIII веках

Вильям Питт - великий английский оратор XVIII века

Западная Европа. - 1. Испания . - Испания XVI века, наделенная Колумбом громадным колониальным государством, заключавшим в себе почти всю южную и среднюю Америку с Антильскими островами, могла бы сделаться самым богатым торговым государством Европы: разумное пользование колониями, развитие промышленности и земледелия, чему способствовало перуанское золото и мексиканское серебро, могли бы создать из нее то, чем стала в настоящее время Англия.

К несчастью, Испания сделалась жертвою религиозного фанатизма, развившегося в ней вследствие продолжительной войны за независимость с мусульманами: ее короли XVI века, Фердинанд Католик, Карл Пятый (1519–1556), Филипп II (1556–1598), изгнали мавров, которые были прекрасными земледельцами, а затем евреев, способных коммерсантов; это были две невознаградимые потери для страны.

Число монахов возрастало; монастыри присвоили себе огромные земли; инквизиция помешала зародиться реформации и убила дух свободного исследования, всякое стремление к инициативе.

Большая часть драгоценных металлов Америки, захваченных королем, пошла в Испании на усиление армии и на покрытие издержек, вызванных разорительными войнами; внук Фердинанда, Карл Пятый, наследник испанского, австрийского, нидерландского престолов, нескольких итальянских провинций, заставил, кроме того, избрать себя германским императором; всю свою жизнь он воевал с французскими королями, с немецкими протестантскими государями и с турками, угрожавшими его австрийским владениям.

Сын его Филипп II, наследовавший только Испанию, итальянские провинции, Нидерланды и колонии, объявил себя защитником католицизма во всей Европе: он посылал войска против французских, английских и немецких протестантов; своею нетерпимостью он вызвал восстание в северных Нидерландах (нынешняя Голландия) и, воюя с ними тридцать лет, не мог их подчинить: Филипп II довершил разорение Испании.

Хотя в XVII веке эта страна и произвела нескольких великих живописцев - Веласкеза, Мурильо, а испанская Фландрия - Рубенса и Теньера, замечательных колористов, но войны и непрерывные преследования истощили Испанию людьми, деньгами и убили в ней всякую умственную жизнь. В XVIII веке ее колонии чахнут; она лишается по Утрехтскому миру итальянских провинций и Фландрии; Испания превращается в труп.

Вот что сделали католицизм и милитаризм в течение трех веков из страны, которая, приобретя неожиданное богатство благодаря Колумбу, могла бы сделаться первой колониальной державой нашего времени.

2. Соединенные провинции или Нидерланды (Голландия). Нидерланды были первою страною, удачно воспользовавшеюся открытиями мореплавателей и тем толчком который они придали морской торговле и колонизации.

Вынужденные постоянно бороться с морем и речными, наводнениями, затопляющими всю низменную часть страны, если она не защищена плотинами, жители Нидерландов превратились в рыбаков и энергичных моряков. В XVI веке они перешли в кальвинизм; но испанский король Филипп II, подданными которого они были, так как страна их в XV веке перешла по наследству испанским королям, хотел принудить их остаться католиками. С неукротимою стойкостью, под предводительством голландского дворянина, Вильгельма Оранского, которого они провозгласили диктатором, они добились, в начале XVII века, ценою тридцатилетней войны, политической и религиозной независимости. Эти освободившиеся провинции, из которых главная называлась Голландией, продолжая управляться отдельно, подобно автономным республикам, образовали союз, называвшийся Соединенными иировинциями, в котором общие дела решали сословные представители.

В этих республиках, управлявшихся буржуазией, торговля процветала; голландцы, главным портом которых был Амстердам, сделались настоящими морскими «извозчиками», покупавшими во всех странах местные произведения и перепродававшими их с большим барышом. Во время войны за независимость с Филиппом II, Португалия временно составляла часть испанских владений; голландский флот воспользовался этим, чтобы овладеть частью португальских колоний: мысом Доброй Надежды, Цейлоном и Малайским архипелагом, где торговая компания основала Батавию, сделавшуюся большим складочным местом бакалейной торговли в голландских колониях.

Вместе с деньгами свобода и жизнь текли широким потоком в Соединенных Провинциях; свобода печати была полная. Там искал убежища и издателя Декарт для своего сочинения Рассуждение о Методе ; там же в средине XVII века философ Спиноза, еврей, свободный от всяких религиозных верований, в первый раз применил метод Декарта к критике Библии; там же работал великий голландский живописец Рембрандт, создавший светотень, придававшую удивительную рельефность его лицам и большим картинам гениальным расположением красок.

В 1672 году Людовик XIV несправедливо напал на эту республику купцов, слишком свободных и слишком приверженных кальвинизму, по мнению католического деспота. Чтобы помешать вторжению французов, голландцы снова восстановили штадтгальтерство (диктатуру), которое поручили Вильгельму Оранскому, потомку героя войны за независимость. Вильгельм Оранский приказал разрушить плотины и затопил страну; французские войска должны были отступить и Соединенные Провинции были спасены, хотя наполовину разорены.

3. Англия. - Сильный толчок, данный Европе реформацией, Возрождением и великими морскими открытиями, глубоко поколебал Англию.

В ХVI веке деспот Генрих VIII Тюдор, получив от папы отказ на развод, воспользовался ненавистью, - накопившейся в средние века против папской власти, и сочувствием, встречаемым кальвинизмом и лютеранством в среде ученых, для того, чтобы порвать связь с римским католицизмом. За исключением ирландцев, оставшихся католиками, вся Англия стала исповедовать англиканскую веру, которая по догматам подходит к кальвинизму, а по внешнему виду организации - к католицизму; сохранялись католические торжества и епископства, но папа не признавался; его власть была заменена английскими епископами. Все монастыри были упразднены, а их имущества конфискованы королем и розданы частию придворным, частью же епископам.

Возрождение вызвало в Англии два капитальных явления: в конце XVI века драматические произведения Шекспира, величайшего драматурга всех времен, а в начале XVII в. - исследование Бэкона, в котором он, на основании научных данных, устанавливает метод, соответствующий изучению физических и естественных наук: наблюдение и опыт.

Но на судьбу современной Англии больше всего повлияли морские открытия: они указали ей на примере выгод, получаемых Испанией, Португалией, Голландией от морской торговли, что ее настоящее призвание - мореплавание. Англия, бывшая в средние века государством исключительно земледельческим, начинает в ХVI в. ткать сукна из шерcти собственных овец, выделывать железо из своих рудников, строить корабли. Новая Англия в округе северо-западных рудников и Англия фабричная созидается медленно, и вместе с нею растет богатая буржуазия. В царствование Елизаветы (1558–1603), когда появляется Шекспир, Англия окончательно переходит в протестантство и вступает на путь торговых и морских предприятий.

Реформация, Возрождение, открытия мореплавателей, экономические преобразования в XVII веке имели другое последствие: они вызвали политическую революцию.

После смерти Елизаветы в 1603 году, ближайшими наследниками престола были Стюарты, принцы Шотландского королевского дома. Таким образом Шотландия присоединилась к Англии. Сделавшись английскими королями, Стюарты, Яков I (1603–1625), Карл I (1625–1649), выказали намерение управлять неограниченно; они нашли поддержку со стороны крупных землевладельцев и богатых англиканских епископов… Богатая и враждебная к новшествам англиканская церковь составляет в Англии такую же консервативную силу, как католическая церковь во Франции.

Но буржуазия стремилась принять участие в правлении и создать при королях, в виде контроля, палату общин; из-за политического оппозиционного духа она присоединилась к кальвинизму, очень распространенному в Шотландии под именем пресвитерианства, который не признает епископов.

Народ же вообще, в некоторых более радикальных округах, принял религию еще более упрощенную; их стали называть пуританами. Пуритане вели очень строгий образ жизни, руководствуясь только Библией. В политике они проявляли республиканские наклонности и составляли политическую партию под названием независимых.

Деспотизм Карла I соединил общей активной связью парламентских пресвитерианцев и революционных пуритан. Когда Карл I стал производить произвольные аресты и возвысил налоги, на которые не соглашался парламент, вспыхнула революция. Карл I был арестован, его судили в палате общин, обезглавили (1649): была провозглашена республика и Кромвель, вождь пуритан, объявлен диктатором. Он привлек на свою сторону буржуазию навигационным актом, который закрывал английские порты всем иностранным кораблям и покровительствовал британской морской торговле.

После его смерти в 1658 году, страх буржуазии перед народной партией вызвал реакцию; снова были призваны Стюарты; но Карл II и Яков II, два сына Карла I, следовали деспотическим приемам своего отца, и новая революция, менее кровавая, но более сильная, вспыхнула в 1688 году. Яков II бежал во Францию, а палата общин, представительница интересов богатой буржуазии, предложила корону зятю Якова II, Вильгельму Оранскому, голландскому штатгальтеру, предписав ему конституцию, обязывавшую его управлять страною только вместе с парламентом.

С тех пор, в течение всего ХVIII века, короли стали уважать права своих подданных, по крайней мере английских буржуа; они не позволяли себе больше произвольных арестов или незаконного увеличения налогов, и их министры, в особенности оба Вильямы Питты, проникнутые буржуазными коммерческими стремлениями, не щадили ни людей, ни военных кораблей, ни денег, чтобы образовать обширное колониальное государство: во второй половине ХVIII века Канада и Индия были отняты у французов. Но в Америке с английскими колонистами обращались так несправедливо, что они восстали (1775–1781), завоевали независимость и образовали Северо-Американские Соединенные Штаты.

В конце XVIII века Англия, тем не менее, сделалась самой крупной коммерческой, морской и колониальной державой в Европе.

Центральная Европа. - 1. Италия. - Начиная с конца ХV века до средины ХVI Италия, бывшая в конце средних веков колыбелью Возрождения, сделалась превосходною рассадницей художников: величайший из них, Микеланджело, был в одно и то же время удивительным архитектором (купол Св. Петра в Риме), замечательным скульптором, изображавшим силу и величественность, и поразительным живописцем в трагическом изображении Страшного Суда, - фреска, которою восхищаются в Сикстинской капелле в Риме. На ряду с ним стоят Рафаэль и Леонардо да Винчи, оба великие итальянские художники.

Но артистический гений Италии не пережил ни ее материального разорения, ни удушливого католического гнета, порожденного в этой стране страхом протестантизма.

Италия, по-прежнему разделенная на враждовавшие между собою княжества, была в течение всего ХVI века, и даже позднее, полем битвы испанцев, австрийцев, французов; самые крупные княжества перешли к испанцам. Эти последние в ХVI веке, будучи в полном согласии с папой, повсюду учредили инквизицию; литература и искусства, требующие для своего развития полной умственной свободы, были поражены на смерть. Итальянская инквизиция прославилась судом над Галилеем: этот итальянский ученый первый доказал, что земля вращается вокруг солнца. Это утверждение казалось противоречащим Священному Писанию, особенно тому месту, где сказано, что Иисус Навин остановил солнце. Галилей, привлеченный к церковному суду в 1632 году, чтобы избежать сожжения на костре, должен был отречься от этого убеждения и покаяться. Говорят, что, выходя из суда, он не мог удержаться и проговорил: «Е pur si muove!» «А все-таки вертится!»

Кроме того, войны, сопровождаемые грабежами и опустошениями покрыли Италию развалинами; оба порта, генуэзский и венецианский, плохо расположенные для торговли с новооткрытыми странами Атлантического океана, были разорены турками, завоевавшими Византийскую империю, и грабежами турецких корсаров, плававших по всему Средиземному морю; это было полное падение.

2. Германия. - Германия, равно как и Италия, не достигла еще политического единства в течение этих трех веков. Протестантская реформация, которой она была колыбелью, послужила новой причиной для ее распадения.

Монах Лютер, поддерживаемый религиозно настроенными умами, которых возмущали богатства, нравы и вообще образ действия католической церкви, а также нуждающимися князьями, которые жаждали наложить руку на церковные земли, волновал Германию с 1517 г. до самой смерти своей в 1546 г., проповедуя свое учение против папства и безбрачия священников, вообще против того, что он называл римским идолопоклонством. Почти все северо-германские государства усвоили его учение и конфисковали церковные имущества, оставив их в достояние светской власти.

Но южная Германия, находившаяся во власти могущественного австрийского государя, оставалась католическою, благодаря энергичной и умелой деятельности иезуитов.

Австрийские Габсбурги, одни или в союзе с Испаниею, старались в течение ХVI и ХVII в. воспользоваться своим положением, в качестве императоров, чтобы не дать хода протестантским князьям и стать абсолютными властелинами в Германии, какими они были в своих наследственных владениях в Австрии. В первый раз, в ХVI столетии, при Карле V, это не удалось им, отчасти благодаря тому, что французские короли Франциск I и Генри ХVII, из-за своих корыстных интересов, оказали поддержку германским протестантам; во второй раз их попытка привела к страшной тридцатилетней войне (1618–1648), превратившей Германию в одно обширное поле всеобщей резни и в груду развалин. Министры французских королей, Ришелье и Мазарини, и на этот раз сделали бесплодной попытку австрийских Габсбургов: Вестфальский мир обеспечивал протестантским государствам Германии свободу вероисповедания.

С этого момента, из среды протестантских князей, выдвигается и усиливается на виду у австрийских Габсбургов один королевский дом, ловкий и неуступчивый, именно Гогенцоллерны, курфюрсты бранденбургские и короли прусские. В XVIII столетии самый выдающийся из королей этого дома, Фридрих II, замечательный полководец, вышел победителем из двух семилетних войн с Австриею (1741–1748 и 1756–1763) и отнял от нее Силезию.

Австрийские государи, которые по Утрехтскому миру приобрели от Испании Милан и Фландрию и которые в течение XVI столетия унаследовали Богемию и Венгрию, имели огромные владения, но это были разбросанные владения, разоренные войнами и налогами.

Впрочем, в таком положении находилась вся вообще Германия; эти войны убили торговлю, промышленность, столь преуспевавшую во времена Ганзейского союза, а также и умственную жизнь, которая так сильно стала развиваться к концу средних веков.

Восточная Европа. 1 Турция. Овладев Константинополем, турки, благодаря своему религиозному фанатизму и могущественной военной организации, покорили всю юго-восточную Европу; в XVI столетии они захватили Венгрию, а в XVII несколько раз осаждали Вену.

Но будучи завоевателями-фанатиками, они неспособны были слиться с покоренными христианскими народами; они располагались как бы лагерем в завоеванной стране.

Поэтому, когда к XVIII в. их фанатизм немного спал и их армия пришла в упадок Австрия с своими хорошо организованными войсками одержала верх и изгнала их из Венгрии.

2. Польша. Поляки, принадлежащие к славянскому племени, как и русские, но исповедующие католическую религию, в течение средних веков занимали равнину по обоим берегам р. Вислы; они сохраняли в полной силе феодальный строй: дворяне и духовенство держали крестьян в жестокой крепостной зависимости; сами же подчинялись избираемому ими королю.

В XVI и XVII веках легкая польская кавалерия несколько раз удерживала набеги турок и спасала Вену от их нападения.

Но внутренние раздоры, плохая военная организация, почти нисколько не изменившаяся со времени средних веков, дали возможность соседним великим государствам, Пруссии, Австрии и России, подвергнуть Польшу трем последовательным разделам: в 1772, 1793 и 1795 г., и вычеркнуть ее из числа независимых государств.

3. Швеция. Швеция в XVII столетии, в течение некоторого времени, играла очень важную роль: эта протестантская страна была вовлечена, вследствие религиозного пыла и гордости короля Густава Адольфа, в тридцатилетнюю войну между немецкими католиками и протестантами, и можно сказать даже, что Густав Адольф своими блестящими походами в Германию спас протестантское дело в тот момент, когда оно, казалось, уже погибало (1630 г.).

Это военное предприятие, слишком продолжительное благодаря безрассудному увлечению, породило у шведских правящих классов вкус к военным походам. В начале XVIII в. король Карл XII, необузданный авантюрист, бросил безумно свою страну в продолжительную борьбу на континенте с русским царем, Петром Великим. Швеция, истекая кровью от этих безумных предприятий, быстро опустилась до положения второстепенной державы.

4. Россия. - Но, самое главное событие в истории восточной Европы в эту эпоху, это - преобразование России из страны азиатской в страну европейскую.

До XVIII столетия на русских, с их длинными бородами, их одеянием, с их женщинами, скрывавшими свое лицо под покрывалом, с их московскими царями, с их боярами, которых били кнутом, с их попами, зависящими от греческой церкви, и потому еретическими в глазах католиков и протестантов, смотрели в Европе, как на азиатских варваров.

Европейские торговцы, поселившиеся в Москве, приучали понемногу москвичей к европейской жизни. В конце XVIII века Петр Великий, энергичный и умный царь, выросший среди сыновей европейских авантюристов и торговцев, поселившихся в Москве, пристрастился к европейской цивилизации. Он два раза побывал в Европе и решил одеть в европейские одежды своих бояр и заставить их усвоить европейские нравы; он успел переделать все административные учреждения, взяв за образец существовавшие в абсолютных монархиях Европы. С этого момента Россия располагала военным флотом, дипломатиею, судейской иерархией, финансовыми чиновниками и т. д., одним словом всем тем механизмом, который в современных государствах обеспечивает правительству исполнение главных общественных служб.

Самым осязательным результатом этого преобразования оказалось то, что русские цари стали вмешиваться в распри и войны других европейских государей. Екатерина II (1762–1796), продолжая воинственную политику Петра Великого, расширила пределы России на западе насчет владений Турции, Польши и Швеции.

Прогресс Европы в XVI, XVII и XVIII веках. - Несмотря на политические и религиозные войны, обагрявшие Европу кровью и парализовавшие развитие гуманности, с конца XV в. и до конца XVIII, все же невозможно отрицать действительного прогресса, совершившегося за эти три века в умственной и материальной сферах.

Материальный прогресс заключается в развитии промышленности, торговли, путей сообщения, мореплавания, в увеличении роскоши богатых классов.

Умственный прогресс сказывается в процветании многочисленных школ живописи во всех странах, оригинальной национальной литературы: имена Микеланджело, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Мурильо, Веласкеза, Теньера, Рубенса, Рембрандта, Шекспира, Корнеля, Расина, Мольера достаточно убедительно свидетельствуют, что мрак средних веков был рассеян.

Но в особенности в научной области обнаруживается непрерывно прогрессирующее развитие. Француз Декарт устанавливает метод математических наук; англичанин Бэкон - метод опытных наук; одновременно с установлением методов, делаются ценные изобретения приборов: голландский оптик Янсен изобретает подзорную трубу и микроскоп, благодаря которому получилась возможность изучать бесконечно малые тела (1590); итальянец Галилей устраивает в 1609 г. первый телескоп и при помощи его приступает к изучению небесной пучины, и почти тотчас (1619) немец Кеплер, а позднее англичанин Ньютон (1689) устанавливают великий закон, управляющий небесными телами: закон всемирного тяготения.

В 1643 г. итальянец Торичелли изобретает барометр, дающий возможность измерять атмосферное давление; немец Корнелий Ван-Дреббель изобретает термометр, показывающий изменение температуры; немец Отто Герик изобретает пневматическую машину (1650) или манометр, служащий для измерения давления газов и паров; француз Денис Папин изобретает первую паровую машину (1682). Начинают догадываться уже о приложениях пара и электричества; но не выходят еще из области простых попыток.

Наука, эта великая международная сила, которая не знает ни границ, ни братоубийственной ненависти, внушала доброжелательным людям предчувствие лучезарного будущего; и французские философы XVIII века наделили всю Европу своею надеждою на торжество человеческого разума над отжившими предрассудками и социальными бедствиями, и Европа, прислушиваясь к их голосам, начинала содрогаться в предчувствии новой эры.

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

Глава 12. ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ В XVII–XVIII ВЕКАХ 1) Полученные в ходе наших исследований данные показывают, что господствующий сегодня взгляд на всемирную и российскую историю, утвердившийся в XVII–XVIII веках, в целом неверен. В частности, в принятой сегодня версии российской

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

13. Почему в XVII–XVIII веках восхищались античностью Скалигеровско-романовская история приучила нас к следующей интерпретации прошлого. Мол, давным-давно, в небольшой скалистой Греции жили замечательные «античные греки», а в центре небольшого Италийского полуострова -

Из книги Египетские, русские и итальянские зодиаки. Открытия 2005–2008 годов автора Носовский Глеб Владимирович

3.4.16. Кто правил Феррарой в XVII–XVIII веках? Из астрономических датировок зодиаков Скифской палаты вытекает важное следствие: феррарский герцог Франческо II (1661–1694) ЖИЛ И ПРАВИЛ В ФЕРРАРЕ. Именно для него была создана роскошная роспись Зала Месяцев Скифской палаты,

автора Носовский Глеб Владимирович

13. Почему в XVII–XVIII веках восхищались античностью Скалигеровско-романовская история приучила нас к следующей интерпретации прошлого. Мол, давным-давно, в небольшой скалистой Греции жили замечательные «античные греки», а в центре небольшого Италийского полуострова –

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

5. Фальсификация истории в XVII–XVIII веках Романовские археологи-погромщики В , гл. 1:13.1 и [ЦРИМ], гл. 9, мы рассказываем о раскопках в Центральной России, проведенных романовскими археологами середины XIX века. В частности, в 1851–1854 годах граф A.C. Уваров, которого сегодня

Из книги Войны и кампании Фридриха Великого автора Ненахов Юрий Юрьевич

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 6 Как была устроена Великая Империя Фальсификация истории в XVII–XVIII веках В этой главе мы собрали несколько дополнительных замечаний, поясняющих или подытоживающих нашу реконструкцию. Повторим, что нарисованная нами картина прошлого основана на интерпретации всей

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора

Часть 3 Европа: Военное искусство в XVI–XVII веках и Тридцатилетняя

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

Часть 3 Европа: Военное искусство в XVI-XVII веках и Тридцатилетняя война Глава 1 Кавалерия рейтаров и её роль в новой войне (сплоченность и натиск)Мы уже говорили о том, что рыцарская кавалерия уступила место пехоте и стала вспомогательной силой. Но это совсем не означает, что

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

3.2. Как в XVII–XVIII веках внедрялись в жизнь сдвинутые со своего места имперские географические названия и связанные с ними исторические описания Народы XVII–XVIII веков, жившие в отдаленных землях, над которыми распростерлось невесть откуда взявшееся их «древнее название» -

Из книги Очерк о серебре автора Максимов Михаил Маркович

СЕРЕБРО В XVII - XVIII ВЕКАХ В РОССИИ Денежные реформы XVII - начала XVIII веков Ефимки с признаком. Серебро рудников Нового Света использовалось для чеканки российских монет. После того как испанский король Карл стал императором Германии (1519 - 1556 гг.), в его владениях «никогда не

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

3. В XVII–XVIII веках многие представляли себе русскую и мировую историю по-другому Оказывается, история Древней Руси в представлении средневековых хронистов тесно связана с «античной» Римской империей. Мы уже говорили, в частности, что в XVI веке бытовало мнение, что

Из книги Утопический капитализм. История идеи рынка автора Розанваллон Пьер

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

ГЛАВА XII Развитие новой русской культуры

Из книги Русский Бертольдо автора Космолинская Галина Александровна

XVI век -- век великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений в жизни Европы.

К концу XV в. культура Возрождения (Ренессанса), зародившаяся в итальянских городах-государствах еще в XIV в., распространилась в других странах Западной Европы.

Бурные процессы той эпохи обусловили глубокие изменения в идеологии западноевропейского общества.

Представители гуманизма противопоставляли церковно-схоластической учености светские науки и образование. Светские (гуманитарные) науки изучали не Бога с его ипостасями, а человека, его отношения с другими людьми и его стремления, используя при этом не схоластически применяемый силлогизм, а наблюдение, опыт, рационалистические оценки и выводы.

Гуманизм XV--XVI вв. не стал движением, охватившим широкие массы народа. Культура Возрождения была достоянием относительно немногочисленного слоя образованных людей разных стран Европы, связанных общими научными, философскими, эстетическими интересами, общавшихся при помощи общеевропейского языка того времени -- латыни. Большинство гуманистов отрицательно относилось к религиозным движениям, в том числе реформационным, участники которых в свою очередь признавали только религиозную форму идеологии и были враждебны деизму и атеизму.

Важное значение для широкого распространения и религиозных, и светских идей играло книгопечатание, изобретенное в середине XV в. и получившее повсеместное применение в XVI в.

Учение Н. Макиавелли о государстве и политике.

Одним из первых теоретиков новой эпохи был итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Макиавелли долгое время был должностным лицом Флорентийской республики, имеющим доступ к ряду государственных тайн. Жизнь и деятельность Макиавелли относятся к периоду начавшегося упадка Италии, до XVI в. бывшей самой передовой страной Западной Европы. Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое учение было свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях Макиавелли об интересах и стремлениях участников политической жизни.

Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь - в презрение.

В центре внимания Макиавелли - реальная способность правительства повелевать подданными. В книге "Государь" и других сочинениях содержится ряд правил, практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной ему практики итальянских и других государств.

После написания трактата "Государь" (1512) Макиавелли становится европейской знаменитостью. Весьма двусмысленная слава преследует его: с одной стороны, Н. Макиавелли сформулировал предмет политической науки, но его осуждают за создание кощунственного произведения (с антихристианской философией).

В истории по его мнению три силы: Бог, Судьба и Великая личность. Макиавелли первый, кто обратил внимание на роль личности истории.

Основные черты его учения:

1. Гуманизм: "Человек может все: изменить волю бога, изменить свою судьбу, человек может быть великим даже в злодеянии. Человек может изменить ход истории".

2. Антифатализм: стремление изменить свою судьбу.

3. Реализм. Описывал то, что есть.

Суть трактата "Государь" - учение о политике.

А) Политика - это опытная наука о реальном положении вещей. Изучает мир власти таким, каков он есть.

Б) Политика - наука о способах захвата и удержания власти. Первый сформулировал понятие власти. Власть - состояние господства и подчинения.

В) Политика - целенаправленный вид человеческой деятельности. Цель всегда одна - поддержать и предложить власть.

Г) Политика - особая сфера аморальная общественной жизни, в борьбе за власть нельзя руководствоваться моральными критериями. В оценке политических действий нельзя применять моральную оценку.

Д) Политика автономна по отношению к религии.

Е) Политика - сфера, где всякая цель оправдывает средства.

Ж) Политика - это искусство. Политике нельзя научить, первостепенное значение имеет личность. В политике нет постоянных средств успеха. Выбор средств зависит от ситуации.

Основы власти:

1. Материальные основания - сила. Многочисленная преданная армия. Сам политик должен обладать началами полководца.

2. Власть должна иметь социальную опору - народ. (Макиавелли рекомендует опираться на народ, аристократию лучше истребить.)

3. Психологические основания (чувства). Народ должен любить и (больше) бояться правителя. Есть психологические чувства, которые вредны для власти - ненависть и презрение. Нельзя грабить народ. Презрение вызывает бездеятельность правителя, его малодушие. Политика "золотой середины". Правитель должен научиться быть недобрым (умение лгать, убивать). Правитель должен казаться великим человеком.

Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для правителя, неустанно повторял Макиавелли, - посягать на имущество подданных - это неизбежно порождает ненависть (а ведь никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и ножа). Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства.

Макиавелли воспроизводит идеи Полибия о возникновении государства и круговороте форм правления; вслед за античными авторами он отдает предпочтение смешанной (из монархии, аристократии и демократии) форме.

Религия должна быть одним из атрибутов государства, должна иметь государственный статус. Вред христианства для государства, т.к. слабость государственной ценности в государстве.

Политический идеал (двойственен).

1. Наиболее оптимальна - Флорентийская республика.

2. В трактате "Государь", абсолютная монархия - лучшая форма правления. Создание единого Итальянского государства оправдывало любые средства.

Произведения Макиавелли оказали громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии. В них сформулированы и обоснованы главные программные требования буржуазии: незыблемость частной собственности, безопасность личности и имущества, республика как наилучшее средство обеспечения "благ свободы", осуждение феодального дворянства, подчинение религии политике и ряд других. Наиболее проницательные идеологи буржуазии высоко оценили методологию Макиавелли, в особенности освобождение политики от теологии, рационалистическое объяснение государства и права, стремление определить их связь с интересами людей.


10 вопрос. Учение Жана Бодена о государстве и праве.

Ж. БОДЕН (1530-1596). Юрист, политический деятель, избирался от третьего сословия в Генеральные Штаты. Он теоретик абсолютизма во Франции. Он творец государственного права. «6 книг о республике». Впервые установил понятие суверенитета как обязательного признака государства.

Государство - правое управление множеством семей, облеченное верховой властью.

1) Государство действует сообразно со справедливостью, естественными и божественными законами.

2) Семья - главная основа государства. Домашняя власть похожа на политическую, но управляет частным достоянием, а политическая – общим. Но эта власть не должна поглощать семейного быта и частной собственности. Семейная власть должна быть едина и принадлежать мужу. Выступал против рабства.

3) Верховная власть - постоянная и абсолютная . Облеченное властью лицо может издавать любые законы, оно подчиняется закону божьему и естественному и стоит выше человеческих законов.

Устройство верховной власти (формы правления):

1) Монархия

2) Аристократия

3) Демократия

Относительно извращенных форм, Боден отмечает, что это различные качества тех же форм власти, но отнюдь не самостоятельные. Отвергает он и смешанные формы, т.к. они проигрывают единству власти.

Боден считал, что монархия - лучшая форма . Другие формы правления могут существовать только в малых государствах. Монархия должна быть непременно наследственной и передаваться по праву первородства. Не допускается наследие престола женщиной, как противоречащее естественному закону. Не допускается и разделение государственной власти между нескольким наследниками. Власть монарха ограничена только божественным и естественным законом.

Для сохранения спокойствия в государстве, правитель должен стоять выше партийных интересов, а этого можно достичь только в монархии.

Боден высоко оценивает роль Генеральных Штатов, которые представляют интересы всех трех сословий и сдерживают стремление верховной власти к произволу, предавая гласности злоупотребления. Особенно важна прерогатива Генеральных Штатов давать согласие на новые налоги, т.к. нельзя брать чужое имущество без согласия его владельца. Таким образом, Боден противоречит сам себе в этом вопросе.

Политические перемены в государстве не должны совершаться разом. Из всех причин, ведущих к переворотам, первое место Боден отдает неравномерному распределению богатства.

Рассматривает религию с точки зрения государства и государственной пользы. Он считал необходимым запретить всякие прения о религии, ибо они колеблят истину в умах, плодят раздоры. Государственная власть должна стоять выше различия вероисповеданий и держать между ними равновесие. Нельзя принуждать кого-либо к вере, т.е. Боден защищает свободу совести.

«Теория климата и почвы». Плодородие влияет на различие в правах, т.к. обитатели бесплодных земель более предприимчивы, склонны к ремеслам и искусствам. Обитатели плодородных земель таких побуждений не имеют. Все это отражается на государственном устройстве: храбрые жители Севера и горцы не выносят иного правления, кроме народного или устанавливают выборные монархии. Изнеженные обитатели юга и равнин легко подчиняются власти единого правителя.

…………………….

Теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж.Бодена

Религиозные войны существенно мешали развитию промышленности и торговли; Франция распадалась на ряд враждующих и воюющих лагерей.

С обоснованием абсолютизма и критикой монархомахов в период религиозных войн выступил Жан Боден (1530-1596 гг.). Юрист по образованию, депутат третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа, Боден выступал против феодальной децентрализации, против религиозного фанатизма. В сочинении “Шесть книг о государстве” (издано на французском языке в 1576 г., по латыни для всей Европы в 1584 г.) Боден впервые сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: “Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными”.

Власть государства постоянна и абсолютна; это - высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти - только бог и законы природы.

Суверенитет, по Бодену, означает прежде всего независимость государства от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства. Суверенитет как верховная власть включает права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.

В учении о государстве Боден во многом следует Аристотелю, но не Аристотелю, искаженному и мистифицированному средневековой схоластикой, а подлинному Аристотелю, осмысленному в свете последующей истории политико-правовых учреждений.

Государство Боден определяет как правовое управление многими семьями и тем, что у них общее, на основе суверенной власти. Государство - именно правовое управление, сообразное со справедливостью и законами природы; правом оно отличается, как отмечал Цицерон, от шайки разбойников или пиратов, с которыми нельзя заключать союзов, вступать в соглашения, вести войну, заключать мир, на которых не распространяются общие законы войны.

Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государство - совокупность именно семей, а не отдельных лиц; если они не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает. Подобно Аристотелю, он различает в семье три вида властеотношений: супружеские, родительские и господские. В отличие от Аристотеля Боден не был сторонником рабства. Он считал рабство не всегда естественным, источником смут и волнений в государстве. Боден стоял за постепенную отмену близких к рабству отношений феодальной зависимости там, где они еще сохранялись.

Боден - один из первых критиков “Утопии”. Одобряя некоторые мысли “незабвенного канцлера Англии Т. Мора” о государственных порядках Утопии, Боден настойчиво оспаривает его главную идею. Государство, основанное на общности имущества, писал Боден, “было бы прямо противоположно законам бога и природы”. Частная собственность связана с законами природы, поскольку “естественный закон запрещает брать чужое”. “Имущественное равенство гибельно для государств”, - неустанно повторял Боден. Богатые и бедные существуют в каждом государстве; если попытаться уравнять их, признать недействительными обязательства, отменить контракты и долги, “то нельзя ждать ничего, кроме полного разрушения государства, ибо утрачиваются какие бы то ни было узы, связывающие одного человека с другим”.

Первостепенное значение Боден придавал форме государства. Он отвергает распространенное деление форм государства на правильные и неправильные, поскольку оно выражает лишь субъективную оценку существующих государств. Сторонники власти одного человека называют ее “монархия”, противники - “тирания”. Приверженцы власти меньшинства именуют такую власть “аристократия”, недовольные ею - “олигархия” и т. д. Между тем, рассуждал Боден, суть дела только в том, кому принадлежит суверенитет, реальная власть: одному, немногим или большинству. На том же основании Боден отрицает смешанную форму государства - власть никак не разделить “поровну”, какой-то элемент будет иметь решающее значение в государстве; кому принадлежит высшая власть принимать законы, таково и есть государство в целом.

К демократии Боден относился отрицательно: в демократическом государстве очень много законов и властей, а общее дело в упадке; толпа, народ не может постановить что-нибудь хорошее, преследует богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших.

Не одобрял Боден и аристократию, государство, где власть принадлежит коллегии знатных: среди аристократов умных людей мало, в результате правит глупое большинство; принятие решений связано с раздорами, с борьбой партий и группировок; государство недостаточно энергично подавляет возмущения народа, вечно восстающего против вельмож. По тем же причинам аристократия немыслима в большом государстве.

Наилучшей формой государства Боден считал монархию. Монарх так же естественно, как бог Вселенной, без помех повелевает подданными; он обладает властью по собственному праву (вначале приобретенному силой, затем передаваемому по праву наследования).

Ссылаясь на разум и историю, Боден писал, что первоначально все государства созданы завоеванием и насилием (а не путем добровольного соглашения, как утверждали некоторые тираноборцы). В результате справедливой войны возникли господские (вотчинные) государства, в которых монарх правит подданными как отец семьей. Таковы монархии Востока.

В Европе, рассуждал Боден, господские государства превратились в “законные монархии”, в которых народ повинуется законам монарха, а монарх - законам природы, оставляя подданным естественную свободу и собственность. Монарх не должен нарушать “законы бога и законы природы”, которые возникли раньше всех государств и присущи всем народам. Монарх, по мнению Бодена, должен быть верен слову, соблюдать договоры и обещания, установления о престолонаследии, о неотчуждаемости государственного достояния, уважать личную свободу, семейные отношения, вероисповедания (чем больше их будет, тем лучше, - меньше возможностей создания влиятельных враждующих группировок), неприкосновенность имущества.

Боден оспаривал распространенное среди тираноборцев мнение, что монархия должна быть избирательной - в период выборов неизбежны смуты, раздоры и междоусобицы; выборный монарх не заботится об общем достоянии, поскольку неизвестно, кто сменит его на престоле; этих недостатков лишена наследственная монархия, которая к тому же во Франции является традиционной (тираноборцы пытались доказать, что ранее монархи были выборными).

Боден считал наилучшей королевскую монархию - государство, в котором верховная власть (суверенитет) целиком принадлежит монарху, а управление страной (порядок назначения на должности) сложное, т. е. сочетающее принципы аристократические (на ряд должностей, преимущественно в суде и войске, король назначает только знатных) и демократические (некоторые должности доступны всем).


11 вопрос. Утопический социализм в Англии в ХVI в. («Утопия» Т. Мора).

Первоначально идеи социализма облекались в мысли христианско-этических авторов о царстве божьем. Как законченная идея сложилась в 16-17 веках. Это время зарождения новых капиталистических форм эксплуатации.

Т.МОР (1478-1535) родоначальник идеи. В 1516 г. была опубликована “Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии”. Томас Мор - правовед по образованию, “Утопия” создана им во время поездки во Фландрию в составе посольства.

«Утопия» - в переводе с греческого «место, которого нет». 1 часть - критика политических и социальных пороков современных европейских государств. 2 часть - о несуществующем острове Утопия.

Указывает на большое количество знати, обирающей народ, власти, вместо наказания виновных, обрушивающейся на бедняков кровавыми законами. Государство - заговор богачей, ратующих над своим благополучием под вывеской государства. Частная собственность есть зло.

Остров Утопия недалеко от Америки, на нем 54 города живут в условиях полного коммунизма. Семья - основная общественная ячейка. В городе семья занимается определенным ремеслом. В деревенской семье 40 взрослых человек (в городской - от 10 до 16 человек), если ребенок хочет заниматься другим ремеслом, он должен быть усыновлен другим семейством.

Вокруг города - поля, которые обрабатываются горожанами поочередно. Часть горожан переселяются туда, уступая место тем, кто по истечении 2 лет работы на полях возвращаются в город. Все произведенные продукты перевозятся в общественные дома, отсюда глава семьи получает все необходимое по потребности на семью. Обедают в общих столовых. Рабочий день 6 часов.

Рост производительности и изобилие объясняется:

1. Отсутствием праздных людей (богачей, воинов, нищенствующих)

2. Женщины работают как и мужчины

3. От физического труда освобождаются должностные лица и те, кто призван заниматься наукой. Если себя не оправдывают – их возвращают к физическому труду.

4. Самих нужд меньше, т.к. нет пустых прихотей и мнимых потребностей. Каждый носит одинаковую одежду, дома определяются для проживания по жребию; золото и серебро хранятся лишь на случай внешней войны.

Общности жен нет. Браки строго охраняются законом, они нерасторжимы. Развод возможен в случае прелюбодеяния супруга, либо нестерпимо тяж характера. Виновный в разводе не может вступить в брак вторично. Оскорбление брачного союза - пожизненное рабство.

Неприятные работы выполняют рабы и посвятившие себя этому люди. Рабы - осужденные за преступление и выкупленные за границей осужденные к смерти, а также военнопленные, взятые с оружием в руках.

Управление 54 городами осуществляется на выборной основе. Все должностные выбираются на 1 год за исключением князя, который избирается пожизненно. Важные дела города решаются Собранием должностных лиц, а иногда - Народным собранием.

30 семей избирают филарха . Во главе 10 филархов стоит протофиларх .

Во главе государства князь и Сенат (находится в столице для решения общих дел) по три депутата от каждого города.

Религии у утопийцев разные, но все сходятся к поклонению единому божеству. Законов мало, адвокатов нет.

Общественное устройство Утопии строится на 2 началах, отрицавшихся в античном мире: равенство людей и святость труда.

1566 г. – в Нидерландах началось стихийное восстание, сопровождавшееся разгромом католических церквей. 1572 г. - Северные Нидерланды полностью освобождаются от оккупационных войск и провозглашают своим правителем принца Вильгельма Оранского. 1588 г.- Северные провинции провозгласили себя самостоятельным государством - Республикой Соединенных Провинций. 1641-1688 гг. – Английская буржуазная революция. 1642 – 1646 гг. - Гражданская война в Англии. 1644 г. - победа при Марстон-Муре. 1645 г. - победа при Нейзби. 1646 г. - Карл I выдан парламенту, гражданская война завершилась, отменен принцип «рыцарского держания». Январь 1649 г. – казнь Карла I. Май 1649 г. - в Англии провозглашается республика. Декабрь 1653 г. парламент был распущен, а Кромвель провозглашен главой государства с титулом лорда-протектора. Режим протектората просуществовал до 1660 г. 1669 - 1688 гг. - временная реставрация королевской династии Стюартов. 1688 г. - «Славная революция», в ходе которой последний Стюарт - Яков II был свержен и престол занял правитель Голландии - Вильгельм III Оранский. Значение революции: - мощный удар по феодализму. - 1689 – Билль о правах ограничил компетенцию короля в законодательной сфере в пользу парламента; заложил основы буржуазной конституционной монархии. Правящей становится партия, получившая большинство на выборах в парламент. Правительство формируется из лидеров этой партии и подотчетно парламенту. - Ускорение процесса ломки феодальных отношений и формирования буржуазных отношений в Западной Европе. Наибольшее значение для западной цивилизации имела Великая французская буржуазная революция. Король Франции Людовик XVI созывает Генеральные Штаты. 5 мая 1780 г. – начали работу Генеральные Штаты. После того, как Генеральные Штаты провозгласили себя Национальным Собранием, то есть, органом, представляющим интересы всей нации, король начал стягивать войска к Парижу. 14 июля 1780 г. - захват Бастилии. Это событие стало символом начавшейся революции, явилось переходом к открытой борьбе с правящим режимом. Историки выделяют несколько этапов в ходе Французской буржуазной революции: первый (лето 1789 г. - сентябрь 1794 г.) - конституционный этап; второй (сентябрь 1792 г. - июнь 1793 г.) - период борьбы якобинцев и жирондистов; третий (июнь 1793 г. - июль 1794 г.) - якобинская диктатура и четвертый (июль 1794 г. - ноябрь 1799 г.) - упадок революции. Август 1789 г. - Национальное Собрание приняло ряд важнейших постановлений, разрушающих устои феодального общества во Франции: безвозмездно отменялась церковная десятина, остальные повинности крестьян подлежали выкупу, ликвидировались и традиционные привилегии дворянства. 26 августа 1789 г. была принята «Декларация прав человека и гражданина», в рамках которой провозглашались общие принципы построения нового общества - естественные права человека, равенство всех перед законом, принцип народного суверенитета. К осени 1791 г. завершилась подготовка первой французской Конституции, которая провозглашала в стране конституционную монархию. Важной особенностью революции во Франции было то, что контрреволюция действовала преимущественно извне. Французское дворянство, бежавшее из страны, сформировало в германском городе Кобленце «армию вторжения», готовясь силой вернуть «старый режим». Апрель 1792 г.: начало война Франции против Австрии и Пруссии. 10 августа 1792 г. в Париже произошло восстание; Людовик XVI и его окружение были арестованы. Законодательное Собрание изменило избирательный закон (выборы стали прямыми и всеобщими) и созвало Национальный Конвент. 22 сентября 1792 г. Франция была провозглашена республикой. Первый этап революции завершился. События во Франции на втором этапе революционной борьбы носили во многом переходный характер. Ведущие позиции в Конвенте занимает наиболее радикальная группировка якобинцев. Борьба между жирондистами и якобинцами. 6 апреля 1793 года для борьбы против контрреволюции и ведения войны был создан Комитет общественного спасения, впоследствии ставший главным органом новой революционной власти. 2 июня 1793 года якобинцы организовали восстание против жирондистов, в ходе которого последние были уничтожены. Началась более чем годичная якобинская диктатура. Переработанная Конституция (24 июня 1793 г.) полностью уничтожила все феодальные повинности, превратив крестьян в свободных собственников. Хотя формально вся полнота власти сосредоточивалась у Конвента, реально она принадлежала Комитету общественного спасения, обладавшему фактически неограниченными полномочиями. С приходом к власти якобинцев Францию захлестнула волна широкомасштабного террора: тысячи людей, объявленные «подозрительными», были брошены в тюрьмы и казнены. Во многом благодаря этим мерам французская революционная армия, комплектовавшаяся на основе всеобщей воинской повинности, в 1793 - 1794 гг. смогла одержать ряд блестящих побед, отразив наступление английских, прусских и австрийских интервентов и локализовав опасное роялистское восстание в Вандее (на северо-западе Франции). Депутаты Конвента, которых не устраивала и пугала жестокость Робеспьера, организовали антиякобинский заговор. 27 июля 1794 г. (9 термидора по революционному календарю) он был арестован и казнен. Якобинская диктатура пала. В 1795 году была разработана новая Конституция. Вновь создавалось Законодательное Собрание; исполнительная власть переходила в руки Директории, состоящей из пяти членов. В интересах крупной буржуазии были отменены все чрезвычайные экономические постановления якобинцев. 1796 - 1799 гг. - грандиозные Итальянский и Египетский походы, в ходе которых огромную популярность приобретает молодой талантливый генерал Наполеон Бонапарт. 9 ноября (18 брюмера) 1799 г. произошел государственный переворот (Директория лишена власти. Создано новое временное правительство во главе с Наполеоном Бонапартом).


error: Контент защищен !!