Образовательная технология интеллект т. Успехи современного естествознания

В среде родителей будущих первоклассников бытует мнение, что без денег в хорошую школу в наши дни соваться не стоит. На самом деле это в корне неверно. Зачислив "детей микрорайона", школа имеет право принимать на свободные места всех желающих независимо от места прописки или проживания. И не стоит думать, что школы ждут исключительно богатеньких буратин, хотя этот момент тоже присутствует. Любая школа, которая заботится о своем престиже и статусе, заинтересована прежде всего в способных детях - интеллектуально развитых. Во-первых, с ними интереснее работать. Во-вторых, они приносят "прибыль" в виде побед на всевозможных олимпиадах. В-третьих, они активны и самостоятельны, поэтому организуют интересную школьную жизнь по собственной инициативе. Так что если вы хотите попасть в "сильную" школу, вы должны подготовить ребенка так, чтобы приемная комиссия была им очарована.

В то же время "пропихивать" в школу с повышенными требованиями того ребенка, который не может справиться с нагрузками, смысла особого нет. Он будет чувствовать себя не в своей тарелке среди детей, которые с легкостью делают то, что ему недоступно. Поэтому даже тем, кто "приписан" к хорошей школе, не стоит расслабляться. Гарантия поступления не сделает вашего ребенка автоматически успешным учеником. Получается, что к серьезной школе готовиться надо в любом случае.

Готов к школе. Что это значит?

Мы говорим не о дворовых школах, где главным критерием готовности являются навыки контактного боя, желательно без правил. Мы говорим о школах, где детей учат жить в современном информационном обществе. В наши дни в школе, да и в обычной жизни человек оказывается захвачен мощным информационным потоком, подчинить который без специальных навыков сложно.

Как видится школьная жизнь ребенку, чьи интеллектуальные способности не развиты? Как груда мелких деталей, которые вдруг неожиданно высыпались ему на голову. Что с ними делать? Как использовать? Ребенок чувствует себя дезориентированным, он теряется. Бессистемные попытки что-то сделать приводят к тому, что малыш переутомляется и испытывает стресс. В то же время ребенок с развитым интеллектом быстро оценит, что это за детальки, быстро рассортирует их и использует по назначению: из каких-то сложит домик, какие-то оставит про запас, иные выкинет за ненадобностью. Этот пример показывает на предметном уровне, что означает интеллект в современном мире - это способность управлять информационным потоком с пользой для себя. Только так можно сделать обучение в школе легким и интересным.

Сразу возникает вопрос: можно ли "научить" интеллекту? Каждый ли ребенок может стать интеллектуалом? Безусловно, от природы все люди одарены по-разному, но есть универсальные навыки и умения, которые подходят детям независимо от того, к чему они склонны. Ответ: ДА, интеллект ребенка можно и нужно развить.

Кирпичики интеллекта

Первый кирпич - это развитая память. Каким бы умненьким ни казался малыш, но если у него слабая память, он не сможет осилить иностранный язык, выучить правило и т. д. Те, кто считает, что память дается от рождения, сильно ошибается. Здоровый человек может ее натренировать, как спортсмен мускулы. Для этого существуют специальные методики: кому-то проще запоминать наглядные образы, кому-то логические связки, кому-то ассоциации и образы и т. п. Развивая память, нужно подобрать удобный конкретному человеку способ.

Второй кирпичик - это развитое внимание. Многие педагоги жалуются на рассеянное внимание современных детей, мол, над ними нужно постоянно стоять и держать за руку, чтобы они сконцентрировались на простой задаче. Чтобы у ребенка не было проблем, нужно обучать его делать внимание произвольным, то есть намеренным. Для этого также существуют специальные методики.

Третий кирпичик - развитое мышление. Выделять главное и частное, прослеживать связи между явлениями, делать выводы - без этих навыков можно "закопаться" в любом тексте, а тема сочинения будет хронически "не раскрыта". Мышление можно и нужно развивать, причем не только "технарям", но и гуманитариям. Это универсальный навык.

Четвертый кирпичик - это развитие речевых навыков. Здесь и словарный запас, и умение выделять мысль в частях текста и в целом. Большинство детей отказываются читать лишь потому, что они смотрят книгу, а видят… известно что. Меж тем, большая часть школьной информации поступает именно из печатного текста - работать с ним необходимо грамотно. Нужно развивать понятийный аппарат, наращивать словарь, учиться излагать свои мысли устно и на бумаге.

Пятый кирпичик - это увеличение темпа чтения. Опять же: задания, задачи, материал для осмысления дан преимущественно в печатном виде. Если ребенок может быстро его прочесть и усвоить, он будет успешен в школе.

Из этих кирпичиков складывается прочная стена, которая защищает ребенка от стресса и перегрузок. Обучение становится эффективным и легким для ребенка. В результате с большинством интеллектуальных задач он может справиться самостоятельно, соответственно, чувствует гордость и получает удовольствие от учебы.

Научить, не утомляя

Если вы присмотрели для ребенка сильную школу и хотите, чтобы он был там успешен, имеет смысл отдать его на занятия, развивающие интеллект. Президентская школа проводит такие занятия для дошкольников, и в их основе лежит технология "ИнтеллекТ", разработанная доктором педагогических наук М. А. Зигановым. Около 20 лет назад группа молодых ученых заметила, что проблемы с обучением у детей возникают из-за того, что они не владеют навыками работы с информацией. Ученые стали "учить детей учиться" и решили проблему перегрузок даже в сильной физико-математической школе. Так родилась технология "ИнтеллекТ", которая удостоена признания в России и за рубежом.

Образовательная технология "ИнтеллекТ" была представлена в Академии наук (СССР, 1991) и Международной Ассоциации Чтения (США, 1997). Элементы технологии защищены диссертацией Академии педагогических наук.

Технология получила международное признание. Ее автор, доктор пед. наук М. А. Зиганов удостоен медали IBS (Кембридж, Англия) и включен Кембриджским Биографическим Центром (Англия) в число выдающихся ученых ХХ века по направлению "Развитие интеллектуальных способностей". Указом Президента РФ В. В. Путина "за разработку технологии и ее внедрение в образовательный процесс России" М. А. Зиганов награжден именными часами "Президент России". Педагогический коллектив школы за разработку технологии награжден международной премией "Профессия - жизнь".

В наши дни сберегающая время и здоровье ребенка технология "ИнтеллекТ" используется в Президентской школе (бывшая Школа рационального чтения) на занятиях для дошколят. Юные выпускники дошкольного отделения с легкостью проходят вступительные собеседования в сильные школы.

Анна Бабина
Благодарим за помощь в подготовке материала
Светлану Владимировну Якушеву,
заместителя директора НОУ "Президентская школа"

Комментировать статью """Интеллект"" по полочкам "

3. Научные или оптимальные методики раннего развития - система МИРР. Но, неужели наука до сих пор не создала технологию раннего развития детей, которая бы объединила в себя всё лучшее?

Для раннего развития в Белгороде в детском центре ЯСАМ успешно работают курсы «Интеллект» и LEGO Duplo. Занятия нацелены на развитие способностей с раннего возраста. При рождении у ребенка заложен огромный потенциал и известные педагоги и психологи считают, что чем раньше начать заниматься, тем легче малышу будет в дальнейшем в обучении и в жизни. В России и за рубежом создан целый ряд авторских развивающих методик. Развитие в курсе «Интеллект» В программе развития детей с 9 месяцев до 5 лет...

Заинтересованных умов независимо от области применения знаний, а также вновь обратиться к теме машинного обучения и облачным технологиям. Более того, будут обсуждаться машинное обучение и интеллект, в том числе последние достижения мировой науки в этом...

[Анастасия - Москва] : Мне 32 года, детей нет. Но самое ужасное у меня нет желания иметь детей. Я понимаю что это не нормально. Ваш тренинг может мне помочь? ✏ Здравствуйте, Анастасия! Согласно Системно-векторной психологии, нежелание иметь детей может быть связано с: 1. Наличием звукового вектора. 2. Присутствием кожно-зрительной связки векторов 1. Звуковики нуждаются в одиночестве, это их естественная потребность. Звуковую женщину беспокоит сама по себе перспектива рождения ребенка, к...

Собственно, в передаче с директором Левада-центра все рассказано - как наша пропаганда разжигала ненависть к украинцам, америке, европейским ценностям, и зачем. Вот я помню, что так оно все и было)) Почему другие помнят что-то совсем другое - загадка) Беседа ОЧЕНЬ интересная.

современные языки и технологии: C++, Qt прикладная разработка: программирование систем искусственного интеллекта, программирование и моделирование физики в прикладных задачах

Развитие интеллекта ребенка сейчас все больше интересует родителей. Давайте вначале определимся, а что же такое интеллект. В Википедии дано такое определений: "Интеллект (от лат. intellectus - понимание) - качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая...

С 16 до 22 декабря 2013 года в Центре для детей и родителей «Рождество» пройдет Родительский марафон. Это невероятно насыщенная программа интернет-семинаров, которые проведут лучшие специалисты «Рождества» и дружественных организаций совершенно бесплатно! Каждый день – несколько встреч, и каждая - как дорогой подарок! Не выходя из дома, вы сможете пообщаться с самыми компетентными специалистами: психологами, врачами, педагогами и культурологами, задать им свои вопросы и получить ответ на все...

Родители одни, методу не меняли. Так что с детьми, у которых это качество на подкорке не заложено, разумны вырабатывание привычек и рефлексов, технологии, мотивация, режим и разумная организация времени.

Профессиональный и личностный рост это развитие человека и накопление им разнообразного опыта, знаний в процессе жизни. Чтобы хорошо адаптироваться к новым условиям человеку нужно постоянно меняться и работать над собой. Это включает в себя формирование адекватного и трезвого взгляда на вещи, приобретение более удобных форм поведения. Что затрудняет профессиональный и личностный рост? отсутствие необходимых знаний, не адекватное понимание событий, негативные установки, низкая самооценка...

Наш интеллект любит полюбоваться на себя в зеркало. Долго всматриваться в пустоту наш внутренний взор неспособен. досуг девочки индивидуалки

Как воспитать настоящего читателя? Как найти те книги, которые помогут нам, ученикам, постичь красоту отечественной литературы и познакомиться с достижениями мировой культуры? Эти вопросы волнуют сегодня и преподавателей, и родителей. Задуматься о роли домашнего чтения меня заставили размышления журналиста Анатолия Николаевича Чирва. Я согласен с мнением автора, что интерес к чтению должен терпеливо и умело воспитываться самим человеком. Говорят, что нынешнее молодое поколение не читает книг...

Деток индиго легко отличить от других. У них высокий интеллект, решительный характер и творческая натура. Эти малыши могут могут принимать более правильные решения, но к сожалению наше окружение воспринимает это как неправильное поведение.Наказания и угрозы, которыми родители воспитывают деток, не действуют на детей индиго. Больше всего мне понравилось то, что у таких детей нет авторитетов, во всем они полагаются только на свою интуицию. В более развитых странах развитием таких детей...

Некоторые родители спрашивают: "А для чего учить детей читать до школы, зачем отнимать у ребенка детство?" Ну, во-первых, отнимать детство нельзя; обучать малышей нужно в игре, по специально разработанным игровым методикам. А для чего это нужно, сейчас уже известно многим. Давно признано, что интеллект человека зависит не только от наследственности, но и от активного стимулирования умственной деятельности в период формирования мозга, т.е. в промежутке времени от рождения до шести-семи лет...

Сегодня в Общественной палате РФ состоялся "круглый стол" на тему "Новые технологии как фактор развития образования в России". Генеральный директор компании "Ашманов и Партнеры", специалист в области искусственного интеллекта Игорь Ашманов назвал...

красивые зимние пальто. антитела цмв. школы и технологии « интеллект ». Посмотреть темы в других конференциях: Ребенок от рождения до года Ребенок от 1 до 3 Ребенок от 7 до 10 Подростки Взрослые дети (дети старше 18) Детская психология.

Олимпиаду придумал 10 лет назад Марат Зиганов – автор образовательной технологии " ИнтеллекТ ". "Он фанатично предан детству, - говорит Ольга Исакова, директор латвийской гимназии "Максима".

* Травмы позвоночника при современных технологиях кесарева сечения. Если их не убрать, то явления, осложняющие рост и развитие ребенка, сохраняются сколь угодно долго.

Технология " ИнтеллекТ " применяется в школах России, Латвии, Азербайджана, внедрить технологию в образовательный процесс намерены школы Украины, Узбекистана, Израиля, Канады.

Наряду с основными формами образовательного процесса: обучения, воспитания, содержания на территории школы важными является развитие обучающихся. Наиболее востребованным направлением развития является интеллектуальное развитие каждого ребенка. Развитие интеллектуальных способностей – важный элемент деятельности любой школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение технологии "ИнтеллекТ" в общеобразовательной школе

Наряду с основными формами образовательного процесса: обучения, воспитания, содержания на территории школы важными является развитие обучающихся. Наиболее востребованным направлением развития является интеллектуальное развитие каждого ребенка. Развитие интеллектуальных способностей – важный элемент деятельности любой школы. Но большинство школ либо занимается этим не специально, либо, если и занимается, то не системно.

Методическая база программы развития интеллектуальных способностей в России недостаточно проработана.

Стандарт российского образования требует развития не общих интеллектуальных способностей, а развития интеллектуальных способностей в каждой предметной области. Требования Программ российского образования сводятся к тому, что учащийся овладевает знаниями и умениями по учебному предмету и использует приобретенные знания и умения на практике. Эти требования не учитывают того, что при изучении учебного предмета учащийся в определенных местах учебной программы сталкивается с определенными трудностями в овладении знаниями и умениями, зависящими от недостаточного развития каких-либо интеллектуальных способностей. На различных этапах обучения в каждом классе по каждому учебному предмету оказываются наиболее востребованными различные интеллектуальные способности.

В отличие от развития общих интеллектуальных способностей с последующим проявлением этих способностей при изучении отдельных предметов Образовательная технология «ИнтеллекТ» развивает интеллектуальные способности в каждой предметной области отдельно (предметно ориентированное развитие интеллектуальных способностей)с учетом различных специфических требований к развитию.

Образовательная технология «ИнтеллекТ» учитывает проблемы развития интеллектуальных способностей и ставит своими целями:

снижение утомляемости обучающихся на уроках за счет здоровьесберегающей организации учебной деятельности;

повышение мотивации обучающихся к отдельным школьным предметам и учебе в целом за счет оптимизации учебного процесса и осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к обучению;

повышение эффективности учебного процесса за счет развития предметных интеллектуальных способностей.

Основные задачи применения ОТИ:

  1. формирование навыков научной организации труда обучающихся;
  2. формирование устойчивого интереса к учебному процессу как к интеллектуальному труду;
  3. формирование внутренней готовности обучающихся к осознанному и самостоятельному планированию, реализации и корректированию перспектив своего развития;
  4. снижение физической и психологической нагрузки обучающихся и сотрудников.

Включение применения ОТИ в учебном процессе в планирование работы школы предусматривает:

  1. планирование и проведение методической работы школы, осуществление ВШК с учетом применения ОТИ в учебном процессе;
  2. планирование и проведение работы психологической службой школы с учетом применения ОТИ в учебном процессе;
  3. планирование деятельности учителя – предметника с учетом применения ОТИ в учебном процессе.
  4. Программа развития интеллектуальных способностей взаимосвязана с программами изучения базовых предметов и реализуется с учетом трех положений:
  5. 1-е положение: Актуальность интеллектуальных способностей.
  6. На каждом этапе интеллектуального развития учащимся предлагаются упражнения, развивающие именно те интеллектуальные способности, которые будут востребованы на уроках по данной учебной дисциплине в ближайшие 1-2 недели при изучении определенных тем.
  7. 2-е положение: Содержательность интеллектуальных способностей.
  8. Развивающие задания и тесты выполняются учащимися на информации из печатных текстов (иногда с рисунками, формулами и графиками) и из произносимых учителем текстов. Вся эта информация относится к учебному материалу. Учебный материал берется из учебников или из дополнительной литературы.
  9. На каждом этапе интеллектуального развития выполнение развивающих упражнений и диагностика уровня развитости интеллектуальных способностей производится на учебном материале, который изучался немного позднее или будет изучаться в скором будущем (только если ещё не изученный материал будет понятен учащимся).
  10. 3-е положение: "Инерционность" развития интеллектуальных способностей.
  11. Развитие различных интеллектуальных способностей, проявляющихся в одной предметной области, протекает с различной скоростью для одного какого-либо учащегося. Так, например, если избирательность внимания конкретного ученика к конкретным орфограммам развивается 2-3 недели, то устойчивость его внимания при применении этих орфограмм достигается за неделю.
  12. Учителям разных предметов приходится затрачивать на развитие одной и той же интеллектуальной способности одного ученика разное время.
  13. Учитывая эту особенность в развитии интеллектуальных способностей, планы развивающих занятий в рамках одной предметной области выстраиваются так, что:
  14. одни интеллектуальные способности развиваются задолго до того, как они оказываются востребованными в учебном процессе(упражнения выполняются несколько недель подряд);
  15. другие интеллектуальные способности развиваются на протяжении года малыми порциями (одно и то же упражнение выполняется по одной неделе 2 раза в полугодие);
  16. третьи интеллектуальные способности развиваются непосредственно в период изучения какой-либо учебной темы данной дисциплины.
  17. Динамика развития интеллектуальных способностей выявляется с помощью диагностических тестов.

Технология «ИнтеллекТ» дает возможность учителю включать в содержание уроков развивающие упражнения и тренинги (практический материал) на различных предметах, системно подойти к проблеме развития обучающихся, сделать учебу легкой, результативной и интересной.


Авторы: научный руководитель Ломоносовской школы д. п. н. Зиганов Марат Александрович; руководитель научно- методической лаборатории "ИнтеллекТ" Корешкова Лариса Анатольевна


Образовательная технология « ИнтеллекТ » (ОТИ) – современная педагогическая технология повышения эффективности учебной деятельности за счет: повышения интереса учащихся к учебе (дети, учителя и родители оценивают, что учеба начинает даваться легче); снижения утомляемости детей в школе (дети меньше тратят усилий и времени на выполнение учебных действий по школьным программам); увеличения качества усвоения школьной программы и качества применения усвоенного на практике (актуальные интеллектуальные способности позволяют лучше понимать устную и письменную речь, крепче сохранять усвоенное и продуктивнее применять знания, умения и навыки).


Основные задачи применения ОТИ: формирование навыков научной организации труда обучающихся; формирование устойчивого интереса к учебному процессу как к интеллектуальному труду; формирование внутренней готовности обучающихся к осознанному и самостоятельному планированию, реализации и корректированию перспектив своего развития; снижение физической и психологической нагрузки обучающихся и сотрудников.


Программа развития интеллектуальных способностей взаимосвязана с программами изучения базовых предметов и реализуется с учетом трех положений: 1- е положение: Актуальность интеллектуальных способностей. На каждом этапе интеллектуального развития учащимся предлагаются упражнения, развивающие именно те интеллектуальные способности, которые будут востребованы на уроках по данной учебной дисциплине в ближайшие 1-2 недели при изучении определенных тем. 2- е положение: Содержательность интеллектуальных способностей. На каждом этапе интеллектуального развития выполнение развивающих упражнений и диагностика уровня развитости интеллектуальных способностей производится на учебном материале, который изучался немного позднее или будет изучаться в скором будущем (только если ещё не изученный материал будет понятен учащимся). 3- е положение: " Инерционность " развития интеллектуальных способностей. Развитие различных интеллектуальных способностей, проявляющихся в одной предметной области, протекает с различной скоростью для одного какого - либо учащегося. Так, например, если избирательность внимания конкретного ученика к конкретным правилам и свойствам развивается 2-3 недели, то устойчивость его внимания при применении этих правил и свойств достигается за неделю.


Карта развития п/п Тема память внимание мышление воображение чтение говорение слушание письмо тезаурус 1Обозначение натуральных чисел Тест 1++ Тест 2+ Тест 3+ Тест 4+ Тест 5+ 2Отрезок. Длина отрезка. Треугольник Тест 1++ Тест 2+ Тест 3++ 3Плоскость прямая луч Тест 1+ 4Шкалы и координаты Тест 1++ Тест 2+





Сравним задания разных уровней Уровень АУровень ВУровень С Найдите периметр треугольника со сторонами 3 см, 4 см и 5 см. Найдите периметр треугольника со сторонами 10 см, 12 см и 17 см. Найдите периметр треугольника, если одна сторона равна 11 см, вторая – короче первой на 6 см, а третья сторона составляет 15 см.





Технология “ИнтеллекТ” составлена в рамках научно-исследовательской работы НОУ “Школа рационального чтения” и в целом направлена на повышение эффективности учебной деятельности школьников. Она реализуется на курсах “ИнтеллекТ” и на уроках в школе через спецзадания и отдельные работы педагогов-преподавателей. Технология “Интеллект” применима на практике как для младших, так и для средних и старших школьников.

Целесообразность технологии заключается в следующем: В процессе обычного школьного обучения развитие интеллектуальных качеств происходит не целенаправленно. Системы развивающего обучения лишь в некоторой степени делают акценты на развитии способностей учащихся. Например, производится развитие навыков, повышающих эффективность предметной деятельности учащихся с учетом их личностных особенностей. Технология “ИнтеллекТ”, в свою очередь, обеспечивает проведение целенаправленной работы по развитию речевых навыков, психических качеств и функций, непосредственно влияющих на успеваемость учебы.

Цели технологии:

  1. Повышение эффективности изучения базовых школьных предметов.
  2. Повышение мотивации учащихся к изучению этих предметов.
  3. Снижение утомляемости ребенка во время учебного процесса.

Достижение обозначенных целей решается посредством выполнения следующих задач:

  1. Развитие способности запоминать устную и письменную речь с целью последующего воспроизведения и применения на практике.
  2. Развитие различных граней внимания, а именно: избирательности, переключаемости, устойчивости и других.
  3. Развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, приведение аналогий, выявление взаимосвязей, взаимодействия и взаимосоотнесенности.
  4. Развитие умения создавать образы, удерживать их и манипулировать ими.
  5. Формирование тезаурусов по предметам.
  6. Развитие навыков продуктивного чтения.
  7. Развитие навыков продуктивного усвоения прослушиваемых текстов.
  8. Развитие умения формулировать и высказывать мысли в устной форме.
  9. Формирование навыков письменного изложения мыслей по базовым предметам школьной программы.

Действия, благодаря которым решаются вышеупомянутые задачи.

Такие психические качества, как мышление, внимание, память и воображение, а также речевые навыки – чтение, говорение, слушание и письмо, хорошо тренируются и являются фундаментом для формирования способности учиться, эффективно усваивать материал школьной программы. Так как технология “ИнтеллекТ” последовательно развивает у ребенка перечисленные выше необходимые качества и навыки по каждому предмету отдельно, то именно поэтому мы и оперируем такими терминами, как предметно-психические качества , предметно-речевые навыки и предметный тезаурус . В дальнейшем учащимся предоставляется возможность применять их в нужное время, на нужном уроке и даже в новой ситуации, как при получении новых знаний по предметам, так и при использовании уже полученных знаний. Развитые качества и навыки также, в свою очередь, являются хорошей базой для реализации самостоятельной познавательной деятельности младшего школьника. Все психические процессы взаимосвязаны, и развитие каждого в отдельности вносит свой вклад в формирование способности к учебе.

Технология “ИнтеллекТ” включает в себя систему развивающих упражнений , в основе которых заложен тезаурус базовых предметов школьной программы. По форме упражнения носят игровой (соревновательный) характер, за счет чего достигается высокий эмоциональный фон и отсутствие утомляемости учащихся. Упражнение каждого типа предлагается детям многократно, что обеспечивает полноценное выполнение указанных выше задач.

Практически каждое упражнение одновременно является и развивающим , и диагностическим (определяет уровень развития внимания, мышления, памяти по данной области знаний). Оценивающая функция упражнений одновременно играет немаловажную роль в формировании самооценки школьника.

Технология “ИнтеллекТ” предусматривает самостоятельное составление учащимися заданий. При составлении заданий по аналогии ребенок учится ставить проблему. Определив свой уровень по тестам, он составляет задачу на своем уровне, и предлагает ее для решения другим учащимся. Это практикуется для того, чтобы ребенок понял, насколько он смог раскрыть проблему, и как ее решили другие учащиеся. Готовя интеллектуальную задачу по предмету, ребенок перебирает огромное количество материала по тому или иному предмету, чтобы упражнение получилось хорошим. Таким образом, технология “ИнтеллекТ” стимулирует развитие творческих способностей ребенка, соответствуя четвертому этапу развития интеллектуальных качеств по теории
П.Я. Гальперина.

Пример развивающего упражнения (показан один из уровней упражнения).
Тема 6. “Повторение. Звонкие и глухие согласные звуки”.

Внимание.
Уровень С.

Задание 1. Читая слова, зачеркивай неверно написанные. Посчитай количество ошибок и отметь цифрой в колонке “Кол-во ошибок”. На колонку “+” пока не обращай внимание.

Твое время - 5 мин.

Кол-во
ошибок

Морковь пирог любовь вокрук звук пакет много блют ус

Исчес скрип повис слив ветфь друг визг продрок враг

Ночлег крук берег снег лук клюв ход отряд народ клад

Гриб залес вниз хвост рошь грыз уйти с глас водопад

Глаз сад чиж сугроб мост ерш мак столб дрозд парус

Герп провот подъезт верблюд пакет сук обувь парохот

Проверь себя по ответу.

Итоговый балл ____

Ответ.
Тема 6. “ Повторение. Звонкие и глухие согласные звуки”.

Внимание.
Уровень С.

Задание 1. Вот так ты должен выполнить это задание:

Кол-во
ошибок

Грус этаж юг нидь замерз сапог леф огород порог чиж

Творок портрет готоф груз корж парус морш танк жирав

Обувь голупь арбуз ужас трут шип оврак пляж прорупь

Морковь пирог любовь вокрук звук пакет много блют ус

Исчес скрип повис слив ветфь друг визг продрок враг

Ночлег крук берег снег лук клюв ход отряд народ клад

Столб рысь дуб свясь салад кровать клесд овес брофь

Гриб залес вниз хвост рошь грыз уйти с глас водопад

Глаз сад чиж сугроб мост ерш мак столб дрозд парус

Герп провот подъезт верблюд пакет сук обувь парохот

За каждый правильный ответ ты получаешь плюс.

А теперь посчитай количество набранных плюсов.

ВВЕДЕНИЕ

В ходе реализации требований ФГОС в начальной школе на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход. Учитель не просто должен дать знания ученику, а научить его добывать и применять их. Чтобы это сделать в увеличивающемся потоке информации, необходимо научить учащихся работать с информацией.

Перед учителем встает вопрос: как сформировать учебно-познавательные компетенции учеников в процессе обучения? В своей работе мы рассматриваем наиболее, на наш взгляд, интересную и эффективную технологию - технологию «интеллект-карт».

«Педагогическая технология - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения» .

"Наиболее известная попытка классификации педагогических технологий принадлежит Г. Селевко. В рамках групп и подгрупп он выделяет около ста, по его мнению, самостоятельных педагогических технологий, которые зачастую представляют собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса" .

Г. Селевко выделяет основные педагогические технологии:

    педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса;

    педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения);

    педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств и другие

Актуальность данной работы заключается в том, что для формирования умений эффективно добывать, обрабатывать, фиксировать и представлять информацию. Необходимы новые подходы и образовательные технологии.

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Возникает противоречие: новые требования, предъявляемые современными стандартами начального образования не могут быть реализованы традиционными технологиями обучения, требуются новые пути и средства. В то же время не все учителя готовы использовать новые технологии обучения. Из данного противоречия вытекает следующая проблема: каковы возможности технологии «интеллект-карта» в образовательном процессе начальной школы?

Цель исследования: показать, что технология обучения с помощью интеллект-карт эффективна при изучении и обобщении материала на уроках в начальной школе, а так же помогает сделать процесс обучения младших школьников интереснее и занимательнее.

Объектом исследования является педагогическая технология «интеллект-карта».

Предмет исследования - формирование с помощью интеллект карт познавательных учебных действий обучающихся младших классов.

Задачи исследования:

    изучить психолого- педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

    раскрыть способ построения интеллект-карт;

    изучить возможности применения интеллект-карт в начальной школе;

    проанализировать возможность интеллект-карт для формирования учебно-логических умений младших школьников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Бершадская Е.А., Кузюкова Н.Ю., Петрушина О.П. После повышения квалификации: применение технологии интеллект-карт для проектирования учебного процесса в начальной школе

Бершадский М.Е., Бершадская Е.А. Применение методов «Mind Maps» для повышения информационной компетентности обучаемых [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bershadskiy.ru/

Бьюзен Т. Научите себя думать! – «Попурри», 2004.

Бьюзен. Т. Супермышление. ООО «Попурри», 2003.

Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам. – Минск.: Росмэн-Пресс, 2007.

Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Раутиан А.С., Тырин С.В. Программа «Окружающий мир» по ОС «Школа 2100» (для четырёхлетней начальной школы) [Электронный ресурс] URL:http://www.school2100.ru/uroki/elementary/okrmir.php

Гаранжа В.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении и воспитании младших школьников.[Электронный ресурс]. - Режим доступа:

Интеллект-карта как способ принятия важных решений: MIND MAP по-русски [Электронный ресурс] URL:

Интеллект-карта как фактор развития познавательных учебных действий младших школьников. 5

Кинелев В., Коммерс П., Коцик Б. Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании. Информационный меморандум. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва, 2005.

Когнитивные образовательные технологии XXI века. [Электронный ресурс] Режим доступа:

О методе интеллект-карт //bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32. - сайт Михаила Евгеньевича Бершадского.

Скачкова М.Б. Интеллект-карта как фактор развития познавательных учебных действий младших школьников. [Электронный ресурс] Режим доступа:

21.Олешков М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. - Екатеринбург: РГППУ, 2005. - С. 5-19.

22.Селевко Г.К . Современные образовательные технологии. - Народное образование, 1998. - 256 с.

23. Собчик Л.Н. Тест «Кактус», М.А. Панфилова Тест Торренса «Завершения картинок» Методика « Изучение непроизвольного запоминания у младших школьников».

24. Методика " Определение понятий " 2008 г.



error: Контент защищен !!