Универсальные характеристики детского творчества кудрявцев. Креативный потенциал ребенка

Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое знание, предмет, способ деятельности, произведение искусства и т.п.

Если рассматривать детскую деятельность с позиций объективной новизны и значимости, то, конечно, ее нельзя назвать творчеством. Рисунки, поделки детей - это не произведения искусства, они не имеют художественной ценности. На этом основа­нии целое направление в психологии и педагогике отрицало воз­можность творчества в дошкольном детстве.

Однако многие ученые придерживались других взглядов. Они утверждали, что детское творчество совершенно в своем роде. Ребенок, наследуя богатейший опыт человечества, повторяя этапы его развития (биогенетическая теория), только проявляет этот родовой опыт в разные периоды своей жизни. Поэтому детская продукция, являясь конкретным воплощением родового опыта, совершенна и равноценна деятельности взрослого. На этом основании отрицалась необходимость какого бы то ни было воздействия на деятельность детей, т.е. полностью отрицалась роль взрос­лого в развитии творчества малышей. Теория свободного воспи­тания в художественной деятельности имела разные обоснования. Одно из них - признание совершенства художественной деятель­ности ребенка.

Своеобразным проявлением той же позиции стала дискуссия, развернувшаяся в 60-х годах на страницах журнала «Творчество», открывшаяся статьей известного художника Н.Н.Жукова «Нет, это искусство». Художники, увидев потери в детском творчестве, вызванные вмешательством взрослых, выступили против всякого обу­чения малышей. Случилось то, о чем еще в 40-х годах предупрежда­ла Е.А. Флерина, талантливый педагог, тонко чувствующий дет­скую изобразительную деятельность. Обучение «засушило» детское творчество. Н.П. Сакулина, признавая правомерность критики в адрес педагогов, доказывала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохранят пре­имущества детского творчества, а с другой - помогут ребенку овла­деть средствами самовыражения. Только в этом случае возможно полноценное развитие малыша, и в частности творческое. При этом, следуя за Л.С. Выготским, Б.М.Тепловым, Е.А. Флериной и др., она признавала своеобразие детского творчества. В итоге дис­куссии большинством была принята следующая позиция: признание субъективности детского творчества. Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. Поэтому применительно к деятельности ребенка правомерно использовать термин творчество, ограничивая его словом детское.



Н.А.Ветлугина считает, что, открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе, и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столь­ко на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому Н.П. Сакулина формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, рассматривает как непременные состав­ные творчества.

В последние годы отчетливо обозначилась позиция безоговорочного признания самоценности детского творчества, без снис­ходительного слова «детское». Появление этой позиции связано с уточнением более общей проблемы - понимания психологии детства, смысла и значения этого периода в жизни человеческо­го общества. Наметился своеобразный пересмотр отношений между миром взрослых и миром детства. За последним призна­ется право на равноценное сосуществование и взаимодействие с миром взрослых, построение отношений на новых принципах: равенства, диалога (взрослый учит ребенка, но при этом и сам развивается, воспитывается); соразвития (гармонизации в лич­ности ребенка и взрослого позитивных начал взрослости и детства); единства этих миров, принятия любого человека, любого возраста таким, каков он есть 1 . В свете этой позиции не следует понимать детство только как подготовку ребенка ко взрослой жизни, а отношение к нему мира взрослых только как обеспече­ние постепенного взросления детей.

Ценности мира детства, проявляющиеся в творчестве, важны и для взрослых. Это искренность, правдивость чувств, способность яркого видения образа, легкость «вхождения» в воображаемые ситуации, любознательность, открытость миру, свежесть его восприятия. Осознание необходимости понимать мир детства, ува­жать и сохранять его ценности, оказывать разумную помощь ре­бенку в его развитии способствовало появлению целого направления в современной психологической и педагогической науке, исследующего проблему личностного развития самого педагога в процессе взаимодействия с детьми.

Если принять за основу принцип единства мира детства и мира взрослости, где не может быть жестких границ, абсолютной прерывности в развитии личности, то можно сказать, что творчество как один из существенных моментов этого развития несет в себе общие черты в деятельности как детей, так и взрослых.

1 См.: Петровский В. А. Личность в психологии. - Ростов-н/Д, 1996; Орлов А. Б. Пси­хология детства: новый взгляд // Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Секция V. Детство и творчество. -М., 1988. -С. 3-10.

Так как же определяется творчество в этом случае?

«...Есть основание говорить о творчестве в дошкольном возрасте в самом полновесном значении этого понятия». Обосновы­вая эту позицию, Г.Г.Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребенка. «В контексте проблемы развития личности получает новое освещение проблема детского творчества. Понятие творчества оказывается отнесенным не столько к внешним предметным результатам творческих актов, сколько к внутреннему самоизменению творящего субъекта» 1 .

Процесс развития личности, как известно, идет во всех видах деятельности, соответственно процесс самотворчества, саморазвития - тоже. Разница в условиях видов и сфер деятельности (природа, предметный мир, общество). В русле идеи единства творческих миров детей и взрослых интересен ряд современных психологических исследований, направленных на раскрытие та­ких характеристик творчества, которые, как оказалось, универ­сальны и едины для детей и для взрослых 2 . К этим универсальным творческим способностям отнесены: реализм воображения, уме­ние видеть целое раньше частей, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, экспериментирование. Они не присущи изначально детям и взрослым, а складываются в процес­се развития целостного детско-взрослого человеческого сообще­ства. Ребенок усваивает их в разных видах деятельности. Они проявляются и формируются в процессе деятельности. Процесс творческого развития детей понимается как процесс освоения этих универсальных способностей. Мера освоения может быть различной. Педагогика должна ориентироваться на развитие у детей этих способностей.

Особый интерес для теории и практики развития детского творчества представляют психологические исследования, в которых не только утверждается наличие творчества у детей, но и изучаются механизмы творчества и возможность целенаправленного их формирования. Это исследования Е.Е.Кравцовой, посвященные разви­тию воображения в единстве с развитием личности в игре и других видах деятельности; О.М.Дьяченко, посвященные воображению как одной из универсальных творческих способностей. Он позволя­ет глубже осмыслить и специфику детского изобразительного твор­чества, и некоторые подходы к руководству им.

Подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать вы­вод: детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок развивается как творческая личность. Детское творчество по своей сути - подлинное, только находится в начальной стадии своего развития. Не случайно Е.А. Флерина назвала его «зернышком», а в зернышке заложено все, что появляется в зрелом растении, только вырастить надо.

С пониманием сущности детского творчества тесно связан вопрос о конкретных критериях его оценки. Это один из сложней­ших и нерешенных однозначно до сих пор вопросов. В западной психологии широко распространены методы тестирования, дающие определенное представление о творческих потенциях и акту­альном уровне творческого развития человека.

В настоящее время они широко используются и у нас (методика определения К. Гилфорда, Торренса и др.) в подлинном или преобразованном варианте. Как правило, оценивается интеллекту­альное творчество: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), подвижность, оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных), любозна­тельность (чувствительность к проблемам), способность к разра­ботке гипотезы), фантастичность и т.д.

1 Кравцов Г. Г. Творчество и личность в дошкольном возрасте // Там же. - С. 26.

2 См.: Кудрявцев В. Т., Синельников В. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. - 1995 - № 9, 10.

Однако неестественность ситуации тестирования, ограничение во времени, невозможность учесть личностные характеристики и другие недостатки тестов не дают полной и объективной картины. Поэтому сами ученые приходят к выводу, что методы измерения и оценки творчества должны быть более естественными и не представлять собой прямолинейные тесты. Нужен «...метод, при кото­ром испытуемый мог бы осуществлять внешне нестимулированный акт творчества в соответствии с собственными индивидуаль­ными возможностями интеллектуальной активности» 1 . Д.Б.Бого­явленская высказывает предположение о том, что, очевидно, не­совершенство методов оценки заставило исследователей прибег­нуть «...к обобщенной оценке творческого потенциала личности по косвенным психологическим характеристикам» 2 .

Выбор критериев оценки детского творчества осложняется и неоднозначным определением в науке сущности творчества вообще и детского творчества в частности. Сторонники признания объективной новизны продуктов творчества выделяют показате­ли, характеризующие продукт деятельности, в первую очередь оригинальность, новизну. Ученые, признающие проявление творчества в процессуальной стороне деятельности, фиксируют внимание на творческих способах действия: умение видеть проблему поиск вариативных решений, гибкость, самостоятельность, ори­гинальность в выборе или изобретении способов решения и т.д.

Одну из попыток систематизировать критерии оценки детского продуктивного художественного творчества предприняла Н.А. Ветлугина 3 . Это показатели, характеризующие отношения интересы, способности детей; способы творческих действий; качество детской продукции. Их можно взять за основу при определе­нии критериев оценки детской изобразительной деятельности как творческой.

Показатели творчества,

«Отношение дошкольников к игре (а значит, и сама игровая деятельность) существенно изменилось: уходит ее суть, т.е. осознанное и ответственное поведение играющего. Дети перестают соотносить свое поведение и свои желания с «идеей» - образом идеального взрослого или примером правильного поведения. А ведь именно это самостоятельное регулирование действий превращает поведение ребенка из ролевого в волевое.

Игра не возникает сама собой, она передается от одного поколения к другому – от старших к младшим. В настоящее время эта связь прервана (разновозрастные детские сообщества – в семье, во дворе, в квартире – исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть… В результате игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней уходит и само детство. Весьма печально… Тем более что факт этот негативно отражается на общем психологическом и личностном развитии ребенка. Все мы знаем, что именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью в том, что ребенок добровольно, с удовольствием подчиняется определенным правилам (открытым и заданным). Это делает его поведение осмысленным и осознанным. Поэтому, оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребенка деятельностью, игра становится школой произвольного поведения, в игре он учится добиваться цели (пусть пока игровой), преодолевать импульсивные желания.

Игра упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, свое отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребенок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает, и (наверное, это главное) учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребенка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.



Сказанное, разумеется, вовсе не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения – бытовыми, учебными, коммуникативными. Однако правила эти исходят извне, со стороны взрослых, а ребенок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним.

В развитой форме игры дети действуют самостоятельно и правильно. Если правила исключаются из игры, можно говорить о том, что игра перестает быть «школой произвольного поведения». Подчеркнем: ни один вид деятельности, присущий детям дошкольного возраста, эту функцию не выполняет. А ведь произвольность – не только действия по правилам. Это и осознанность, и независимость, и ответственность, и самоконтроль, и внутренняя свобода. Лишившись этих качеств, ребенок становится ситуативно-зависимым от окружающих взрослых.

Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют организовать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. Дошкольный возраст – оптимальный период для формирования личности, поэтому не стоит питать иллюзии, что способности эти развиваются сами по себе в более зрелом возрасте.

Бедность и примитивность игры пагубно отражаются и на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра (ее правила, сюжет, распределение ролей) – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. В противном случае не будет ни содержательного общения, ни совместной деятельности.

Родителей и воспитателей, как правило, мало волнуют эти проблемы. Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребенка они считают степень его готовности к школе, т.е. умение считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая «готовность» не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению. Пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, ребенок или не хочет идти в школу, или теряет интерес к учебе уже в младших классах. Преимущества раннего обучения сказываются только в первые два-три месяца школьной жизни – «готовых» детей уже не надо учить ни чтению, ни счету. Но как только на уроках следует проявить самостоятельность, способность решить задачу, подумать, такой ребенок пасует, ждет указаний взрослого. Надо ли говорить о том, какие печальные последствия ждут его в будущем?..».

Приложение № 2

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР ДЕТЕЙ РАННЕГО, ДОШКОЛЬНОГО

И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1

Игры Возрастная адресованность (годы жизни детей)
Классы Виды Подвиды
Игры, возникающие по инициативе ребенка Игры-эксперимен-тирования С природными объектами С животными и людьми Общения с людьми Со специальными игрушками для экспериментирования + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Сюжетные самодеятель-ные игры Сюжетно-отобразительные Сюжетно-ролевые Режиссерские Театральные + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Игры, связанные с исходной инициативой взрослого Обучающие игры Автодидакт. предметные Сюжетно-дидактические Подвижные Музыкальные Учебно-предметные дидактические + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Досуговые игры Интеллектуальные Забавы Развлечения Театральные Празднично-карнавальные Компьютерные + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Игры народные, идущие от исторических традиций этноса Обрядовые игры Культовые Семейные Сезонные + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Тренинговые игры Интеллектуальные Сенсомоторные Адаптивные + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Досуговые игры Игрища Тихие Забавляющие Развлекающие + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Лабораторная работа №1-2. Теория и методика сенсорного воспитания

1. Преимущества (недостатки) систем сенсорного воспитания: Ф. Фребеля, М. Монтессори, Е.И. Тихеевой.

2. Сенсорное воспитание младенца в домашних условиях.

3. Организация сенсорного воспитания в группах детей раннего возраста.

4. Развитие сенсорных способностей дошкольника в различных видах деятельности.

1. Подготовьте сравнительную таблицу, отражающую специфику систем сенсорного воспитания Ф. Фребеля, М. Монтессори, Е.И. Тихеевой, О. Декроли, М. Манасеиной.

2. Подготовьте дидактические материалы и выполните задания с дидактическими материалами перечисленных авторов.

3. Разработайте конспект занятия по сенсорному воспитанию для детей какой-либо возрастной группы и проведите его со своими однокурсниками.

4. Подберите несколько игр, направленных на сенсорное воспитание, для детей различных возрастных групп. Проведите их со студентами. Изготовьте или подберите в кабинете дидактические пособия, необходимые для игры.

Литература

1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника // Дошкольное воспитание. 1974. №3.

2. Венгер Л.А., Пилюгина Ф.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988.

3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера. М., 1978.

4. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. М., 1983.

5. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М., 1997.

6. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. М.Б.Мчедлидзе и др. М., 1986.

7. Муханова К., Колядина А. Сенсорное развитие дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994, №4, №5.

8. Морозова О., Е.И.Тихеева: Дошкольный возраст: Сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. 1993. №5.

9. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М., 1987.

10. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М., 1983.

11. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М., 1996.

12. Плеханов А. Овид Декроли и его метод // Дошкольное воспитание. 1991. №11.

13. Плеханов А. Теория и практика М.Монтессори // Дошкольное воспитание. 1989. №10.

14. Плеханов А., Морозова О. М.М.Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1994. №2.

15. Плеханов А., Морозова О. Создатель детского сада и основоположник дошкольной педагогики // Дошкольное воспитание. 1995. №7.

16. Программа «Развитие» (Основные положения). М., «Новая школа» . 1994.

17. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. М., 1981.

Лабораторная работа №3. Проблема детского творчества. Развитие творческих способностей в различных видах художественной деятельности

Задание: подготовьте аргументированные ответы на вопросы по следующим проблемам, подготовьтесь к обсуждению в группах

Вопросы для обсуждения

1. Своеобразие и виды детского художественного творчества.

2. Формы и методы развития художественно-творческих способностей детей.

3. Организация условий для самостоятельной художественной деятельности детей дома и в ДОУ.

4. Организация и обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада, основные требования к ней.

Учебно-исследовательские задания

1. Выпишите универсальные характеристики детского творчества из статьи В. Кудрявцева, В. Синельникова «Ребенок – дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей» (см. «Дошкольное воспитание» 1995. №9,10).

2. Приведите примеры использования метода творческих заданий (Н.А. Ветлугина) в разных видах художественной деятельности детей.

3. Подберите тематику совместных творческих работ для детей разных возрастных групп.

Литература

1. Артамонова О.В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 1995. № 4.

2. Воспитатели и дети: источники роста / Под ред. А. Петровского. -М.,1994.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.,1991. Гл. 1,2.

4. Казаков Т. Детское творчество – мир ярких, удивительных образов // Дошкольное воспитание. 1993. №4.

5. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: книга для педагогов дошкольных учреждений. - М., 1995.

6. Лаврентьева Т. Организация предметной среды и позиция воспитателя // Дошкольное воспитание. - М., 1995. №6.

7. Маханева М. Влияние среды на формирование личности ребенка // Дошкольное воспитание. 1992. №2.

8. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. 1989. №1.

9. Никитин Б.П. Развивающие игры или ступеньки творчества. - М., 1988.

10. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. - М., 1995.

11. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников // Дошкольное воспитание. 1996. №5, 8, 9.

12. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1980. Гл. 1.

13. Синельников В. США: Проблемы детского творчества // Дошкольное воспитание. 1993. №2.

14. Толстикова О. Создаем развивающую среду своими руками // Дошкольное воспитание. 1997. №5.

15. Трифонова Е. Как оценивать детский рисунок // Педагогический вестник. 1995. №2.

16. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. -М., 1974.

17. Чумичева Р. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. 1995. №4.

18. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1985.

Методические указания по выполнению контрольных работ

1. Объем работы – 15-20 стр.

2. Структура работы: план, введение, основная часть (одна или две), заключение, список литературы.

3. Введение включает в себя обоснование актуальности (объективной и субъективной) проблемы, характеристику исследований по проблеме (краткий анализ литературы, которая была изучена (не менее 5 источников)), постановку цели и задач работы.

4 .Основная часть реферата (контрольной работы), как правило, включает одну (реже - две части), каждая из которых состоит из нескольких параграфов (3-4), в которых последовательно рассматриваются основные вопросы темы. Это может быть грамотно скомпонованный материал из разных источников (статей, монографий, учебных пособий, методических рекомендаций для воспитателей ДОУ и др.). В названии параграфа должна быть сформулирована проблема, которая раскрывается в тексте параграфа. Структура параграфа (с точки зрения логики изложения): тезис, аргументы (точки зрения авторов исследований из различных источников), собственный вывод студента (на основе анализа источников). В тексте работы должны обязательно присутствовать сноски на источники, которыми пользуется студент при изложении материала. Каждый параграф заканчивается выводом по проблеме, освещенной в данном разделе работы, в конце части – вывод по части в целом.

5. Заключение содержит все выводы по основной части, а также рекомендации по исследованной проблеме.

5–й семестр

Тематика контрольных работ (часть 2)

и основная литература к ним

Характеристика детского творчества

Творчество - это определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение; это показатель развития и тенденция развития изобразительной деятельности. Оно обладает эмоциональностью, непосредственностью, содержательностью.

Детское творчество - сознательное отражение ребенком окружающей действительности в предмете, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ветлугина высказывалась о том, что предпосылками к продуктивному творчеству является формирование художественно-образного начала. Образ созданный детьми в результате творческой деятельности нельзя отождествлять с художественным образом взрослого, то есть образ ребенка обладает большей или меньшей выразительностью, зависит от степени общего развития способностей и приобретенных навыков. Л. Поддъяков под творчеством ребенка подразумевал результата всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослым, результат его собственной активности. У ребенка постепенно формируется его сложнейший противоречивый внутренний мир, который придает всей деятельности ребенка творческий характер или наоборот, определяет его развитие по готовым изученным схемам. Творческий процесс - это особая форма качественного перехода от известного к новому, неизвестному. Творчество ребенка - это важнейшее качество его личности, это универсальная способность, лежащая в основе формирования всех других способностей. Это особое мировоззрение ребенка, особое отношение его к окружающему миру, как в плане его восприятия, так и в плане его преобразования.

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Правильное понимание возможностей и своеобразия детского творчества требует от педагога знания того, какой характер носит деятельность в области искусства вообще, какими выразительными средствами пользуется художник для создания художественного образа, каковы этапы его творческой деятельности.

Творчество художника - это определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение. Деятельность художника связана с созданием произведений искусства, отражающих окружающую жизнь. Это отражение является не простым фотографированием явлений: художник перерабатывает воспринятое в своем сознании, отбирает наиболее существенное, характерное, типичное и обобщает, создавая художественный образ.

В то же время художественный образ дается в виде индивидуального конкретного изображения. Объективной основой художественного творчества является изображение реального мира. Но есть и субъективная сторона - отношение художника к изображаемому. Художник не просто изучает и отражает мир: в образ он вкладывает свои эмоции, чувства, благодаря чему этот образ может волновать и других людей.

Необходимым условием творческой деятельности художника является наличие способностей, такой уровень развития всех психических процессов, который позволяет остро воспринимать и глубоко осознавать окружающую жизнь. Чем богаче опыт художника, тем многограннее его творчество и совершеннее создаваемые образы.

Условием, необходимым для творчества, является овладение навыками в данном виде искусства, так как иначе художник не сможет воплотить задуманные образы в реальные формы.

Для осуществления творческих замыслов необходимо также трудолюбие. Без него самый прекрасный замысел может оказаться неосуществленным. Все силы человека должны быть мобилизованы и направлены на выполнение поставленной цели.

Творческий процесс у каждого художника своеобразен. Это неравномерный, иногда длительный путь создания образа. В книге Ветлугиной описаны следующие этапы протекания творческого процесса.

Начальным этапом творчества является возникновение идеи, замысла. Вначале он может быть неясным, неконкретным, требуется время, для того чтобы он уточнился, идея оформилась в конкретном содержании. Это вынашивание замысла является вторым этапом творческой деятельности.

Третий этап - реализация замысла, в процессе которого идет дальнейшее уточнение и разработка содержания, воплощение его в конкретные формы. Заканчивается творческий процесс появлением художественного образа. Дальнейшая жизнь этого произведения заключается в его общественной значимости - в воздействии па массы людей, в воспитании их мыслей и чувств. Поэтому, чем совершеннее художественное произведение, тем выше его общественная ценность.

Таким образом, художественное творчество представляет собой сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности.

Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер. Здесь ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Рассмотрим особенности процесса изобразительной деятельности дошкольника в связи с теми условиями, которые необходимы для художественного творчества.

В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целенаправленный характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо в восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления.

Ребенок 5-6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.

Все большую роль в деятельности начинает приобретать воображение. Но образы воображения у младшего дошкольника еще неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и па его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения.

Вначале познание окружающего в изобразительной деятельности ребенка не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств материала, с помощью которого действует ребенок: карандаши и краски оставляют следы на бумаге, глина мягкая, из нее можно лепить.

Для дальнейшей изобразительной деятельности и развития творческих начал этот период играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах.

Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный характер. У ребенка есть замысел, цель, которые он стремится осуществить.

Таким образом, первый этап творческого процесса - возникновение замысла - имеется и в деятельности ребенка. Но если у художника после появления замысла обычно идет длительный период его вынашивания, обдумывания содержания и средств выполнения, то у маленького ребенка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он еще не может предвидеть результат работы и ход ее выполнения. Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения. Поэтому в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок не относящихся к образу деталей.

Старший дошкольник способен к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет.

В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием.

Мы видим, что все три этапа творческого процесса есть и в деятельности ребенка, но соотношение этих этапов иное, чем у взрослого художника.

Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение. Н.П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т.е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала.

Исследования последних лет направлены на выявление конкретных показателей образного начала в деятельности дошкольника.

Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков.

Исследователи детского изобразительного творчества - Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова и другие отмечают, что многие выразительные средства, используемые художником в живописи и скульптуре, доступны в определенной степени ребенку дошкольного возраста.

Ребенку, особенно в младшем возрасте, в изображении деталей присущ элемент случайности. Не всякая изображенная им деталь усиливает выразительность. А иногда и выразительные детали также появляются случайно, без сознательного замысла.

В старшем дошкольном возрасте, когда воспитывается способность планировать работу, ребенок начинает отбирать детали, характерные для данного образа. Причем показателем важности их является то, что отделываются они гораздо тщательнее всего остального

Наиболее доступным выразительным средством для дошкольника является использование цвета.

Цвет в изобразительном искусстве (живописи, графике) является важным средством выражения художественного замысла, идеи произведения. Его использование находится в тесной связи с содержанием произведения. Самостоятельного значения у него нет. Цветовые контрасты используют для выделения в картине главного; цвет передает настроение: темные, приглушенные тона - в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные - в радостных.

Использовать цвет в таком многообразном плане ребенок дошкольного возраста, конечно, не может и поначалу воспринимает его как самостоятельную ценность, вне связи с реальной окраской предмета. Ребенок наслаждается каким-либо цветом карандаша, краски, закрашивая ими все подряд.

Познакомившись со многими цветами, дети 4-5 лет часто используют их как выразительное средство, помогающее сделать изображение красивее, наряднее, т.е. используют его в декоративном плане. Здесь также наблюдается нарушение реальной окраски, так как вначале ребенка привлекают яркие контрастные сочетания цветов. Эта декоративность может иногда противоречить характеристике образа.

Постепенно дети старшего дошкольного возраста отходят от декоративной раскраски, овладевая разными оттенками. С развитием восприятий и эстетических чувств они начинают использовать цвет для передачи настроения образа. Хотя все же используют цвет и в эмоциональном плане: то, что нравится, окрашивают в яркие тона, нелюбимые, страшные образы - в темные. Это положение об использовании цвета как выразителя эмоционального отношения ребенка к изображаемому, выдвинутое еще Е.А. Флериной, подтверждается исследованиями последнего времени Л.В. Кампанцевой, В.А. Езикеевой, В.С. Мухиной и другими.

Передача динамического состояния изображаемого объекта также является одним из выразительных средств, используемых ребенком.

Если в младшем возрасте движение не изображается, то детям старшего возраста доступно изображение предметов в движении, что может сделать образ выразительным.

Но выражение динамики все же является сложным для ребенка, потому что с движением меняется форма и расположение частей предмета. Поэтому часто, несмотря на выразительность образа, форма его бывает искаженной.

Детское творчество характеризуется также использованием композиционных средств, в первую очередь ритма и симметрии. Они не только придают стройность, гармоничность самому образу и всей картине, но и облегчают изображение, что особенно важно для детей, еще не овладевших изобразительными навыками.

Таким образом, средства выразительности, используемые детьми, довольно многообразны: цвет, форма, композиция. Они помогают передать характерные черты образа, отношение к нему. Степень выразительности зависит в первую очередь от развития образного видения ребенка, запаса впечатлений и от уровня развития изобразительных способностей.

Дети почти всегда вкладывают в работу свое отношение, передавая его изобразительными или другими средствами. Это позволяет назвать рисунок ребенка своеобразным, выразительным.

В некоторых случаях детский рисунок может носить характер знака. Это происходит тогда, когда ребенок использует упрощенное изображение, большей частью заимствованное где-либо.

В целом, творческий процесс взрослого и ребенка имеют одинаковые этапы, различающиеся только длительностью протекания. Разница временных промежутков заключается главным образом в отсутствии у ребенка жизненного опыта, а также рядом психологических свойств малыша - неумением обдумывать идею, осознанно использовать композиционные средства, критически относиться к своему творчеству, неумение правильно использовать художественные материалы. Несмотря на это, детские работы очень эмоциональны и динамичны.

До сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно предоставлена в практике воспитания детей.

За основу можно взять следующие показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей:

отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве;

способы творческих действий;

качество детской продукции.

Первую группу входят:

искренность, правдивость, непосредственность переживаний;

развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность вхождения в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации;

увлеченность, захваченность деятельностью;

музыкальный слух);

видоизменение специальные художественные способности (образное видение, поэтический и мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами;

возникновение потребностей, интересов к творчеству.

Вторая группа выявляет качество способов творческих действий. В нее входят:

дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов; применение известного в новых ситуациях;

самостоятельные поиски наилучшего решения задания;

нахождение новых приемов решения (когда старых уже недостаточно), самостоятельность и инициатива в их применении, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий;

быстрота реакций, находчивость в действиях.

Большинство из этих показателей проявляются в процессе деятельности, что требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.

Третья группа - показатели качества продукции детского художественного творчества:

нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств для воплощения образа;

индивидуальный "почерк" детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;

соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки), как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.

Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе деятельности конкретного ребенка; в целом группы на занятии, вне занятий, в процессе самостоятельной художественной деятельности.

Развитие творчества как качества личности дошкольника должно стать одной из основных задач в системе воспитания ребенка.

Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Безусловно, что игра и художественная деятельность представляют для этого большие возможности. Дошкольный возраст сенситивен для развития воображения, и поэтому взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. Мы имеем в виду повседневную жизнь детей. Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества. Специальная работа на занятии, в играх и т.д., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.

Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности - это организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который и служит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

В последние годы в ряде дошкольных учреждений занятия по изобразительной деятельности проводят специалисты. В связи с этим особенно важно, чтобы такой специалист хорошо знал детей группы и каждого ребенка в отдельности. Ему необходимо поддерживать постоянные контакты с воспитателем, знать общий план работы педагога или участвовать в его составлении, анализе результатов работы. По согласованию с воспитателем специалист включает в общее содержание работы с детьми все, что необходимо для последующей изобразительной деятельности (повседневное наблюдение за теми явлениями, которые будут изображаться, и т.д.) Очень полезно присутствовать на занятиях детей по другим видам деятельности, поддерживать взаимоотношения с родителями, советуя им в воскресные дни или в часы общения с детьми что-то понаблюдать, сходить с ребятами в музей и т.п.

Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно воспитание личности и полноценное психическое развитие дошкольника. Следовательно, единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важнейших условий развития детского творчества.

Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

Поскольку творчество - это всегда выражении индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка при целенаправленном формировании творческих способностей необходим. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа.

Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. Ребенок должен чувствовать себя свободно, раскрепощенно, комфортно. Это возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах, сорадования достижениям.

Важнейшим условием развития творчества является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания, и не просто мотивация, а предложение действенных методов и подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, - существенное условие творческой активности ребенка.

Другое условие - бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.

Еще одним условием развития детского творчества является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом. Система обучения детей изобразительному искусству предусматривает приобретение и развитие навыков творческой активности. Эта система включает в себя программу требований к изобразительным навыкам и методику, основанную на воспитании у дошкольников наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни многообразие красок, форм, движение. Н.П. Сакулина рассматривала активность, самостоятельность и инициативу как обязательные компоненты творчества, она отмечала, что для творчества имеет значение внутренняя активность, то есть активность сенсорных и умственных действий. Обучение детей должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Такая постановка вопроса изначально обусловлена спецификой деятельности, ее художественно-творческим характером. Освоение соответствующих знаний, умений и навыков при обучении художественной деятельности должно быть средством, а не конечной целью. Знания, умения должны осваиваться в связи с созданием образа, с необходимостью выразить себя, свое отношение или характер изображаемого персонажа. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными, то есть применимыми в разных условиях. В контексте развивающего обучения важна формулировка творческих заданий, не имеющих однозначного решения.

Этапы усложнения творческих заданий:

1. Задания, требующие от детей единой ориентировки в творческой деятельности.

2. Задания, предполагающие целенаправленные действия на поиски нужного решения, на осознание того, что приобретенные умения можно комбинировать, видоизменять (атмосфера сотворчества со взрослым). Различаются способами.

3. Задания, рассчитанные на самостоятельность творческого действия по обдумыванию замысла, планированию своих действий, отбору выразительных средств.

Очень важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие задания были приняты ребенком. Мотивация задания, и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, - важное условие творческой активности ребенка.

Существенным условием является и материальное обеспечение изобразительной деятельности дошкольника. Конечно, разнообразие основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним стимулируют творческую активность детей.

Все эти условия необходимо создавать в дошкольных учреждениях и по возможности в семье.

Таким образом, детское творчество является уникальным. Оно отличается от творчества взрослого, хотя и имеет ряд сходных черт. При проявлениях творчества у детей необходимо развивать его, относиться бережно к результатам творчества, создавать специальные условия для его стимулирования. Необходимо диагностировать творческие способности детей для того, чтобы определять линию дальнейшего движения, уровень развитости. Только при соблюдении вышеперечисленных условий мы можем добиться от детей проявления творческой активности, не загубив ее на корню.

Творчество – создание нового объекта, имеющего общественную ценность, материальную или духовную. Аналоги творческой деятельности у ребенка – деятельность, результат которой является субъективно новым, т.е. новым, неожиданным для самого творца. Детское творчество должно рассматриваться как подготовка к подлинному творчеству взрослого человека. Не всякую художественную деятельность можно рассматривать как творчество. Если задана тема, объяснены способы выполнения и последовательность, то творческий момент отсутствует.

Деятельность, способствующая развитию творческих способностей, выделяет несколько этапов:

1 подготовительный (возникновение идеи), предполагающий творческую готовность и формулирование задачи (темы).

2. основной (вынашивание замысла) – поиск решения, получение принципа композиции. Превращение принципа в схему, вещественная реализация (создание эскиза).

3. заключительный (реализация замысла) – создание готового художественного произведения, его проверка и доработка.

Детское творчество отличается тем, что оно не предполагает развертывания всех перечисленных этапов. Определенные звенья могут выпадать, но итогом должно быть получение готового продукта.

У дошкольников на первое место ставятся конструктивные или художественные задачи, но сама деятельность еще не расчленена.

Задачи развития творчества требуют формирования комплексной художественно-технической деятельности и формирование умения мыслить цельными художественными образами.

Среди материалов, предназначенных для развития творчества дошкольников, широкое распространение имеют различные виды строительных наборов. При первом знакомстве со строительным материалом нельзя ставить задачи, предполагающие творческий элемент. Сначала показывают простейшие способы конструирования и предлагают их воспроизвести. Затем учат конструированию по образцу. Тут появляются элементы творчества. Для развития творческих возможностей следует подбирать нерасчлененные образцы. Ребенок сам должен догадаться, какой строительный материал следует использовать. Одно и то же сооружение может быть сконструировано из разных деталей. Еще большую свободу предоставляют схематические образцы, на которых обозначены лишь основные функциональные части строения.

Конструирование по образцам помогает овладеть второй фазой творческого процесса – фазой реализации замысла. Самостоятельное создание замысла при этом отсутствует. Для формирования творческой деятельности существуют другие виды заданий: конструирование по собственному замыслу, по условиям, вытекающим из игровой ситуации.

Для развития творческих возможностей полезны универсальные конструкторы, мозаика, занятия аппликацией.


Особенности процесса связаны с условиями, которые необходимы для художественного творчества. В ст дошк возрасте восприятие целенаправленного характера, основывается на зрительных ощущениях, но небольшой опыт не может дать полноты восприятия, поэтому необходимо включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию полного представления. Ребенок 5-6 лет, воспринимая окружающие объекты, может выделить их особенности, анализирует, обобщает и делает свои выводы. Но его привлекают яркие, динамичные детали, часто не имеющие значения в работе над рисунком. К ст дошк возрасту у ребенка развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет большое значение для процесса изображения. Активизируется воображение, но образы неустойчивы и фрагментарны. Развитие воображение позволяет самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы. Эмоции способствуют проявлению интереса к изо деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка, усиливают работу воображения.

Наличие творческих начал в деятельности ребенка: проявление активности, самостоятельности, инициативы в применении освоенных приемов работы к новому содержанию, нахождение новых способов решения поставленных задач.

Т.о. возникновение замысла – имеется в деятельности ребенка. Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он не представляет результат работы и ход ее выполнения. Поэтому предварительное продумывание совмещается с процессом выполнения, что позволяет ребенку изменять содержание в процессе изображения. Старший дошк способен к некоторым элементам предварительного продумывания и может решить, что он будет рисовать, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет. В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием.

И мы видим, что все три этапа творческого процесса присутствуют в деятельности ребенка, но соотношение этих этапов иное.

Страница 1

Творчество - это определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение; это показатель развития и тенденция развития изобразительной деятельности. Оно обладает эмоциональностью, непосредственностью, содержательностью.

Детское творчество - сознательное отражение ребенком окружающей действительности в предмете, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ветлугина высказывалась о том, что предпосылками к продуктивному творчеству является формирование художественно-образного начала. Образ созданный детьми в результате творческой деятельности нельзя отождествлять с художественным образом взрослого, то есть образ ребенка обладает большей или меньшей выразительностью, зависит от степени общего развития способностей и приобретенных навыков. Л. Поддъяков под творчеством ребенка подразумевал результата всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослым, результат его собственной активности. У ребенка постепенно формируется его сложнейший противоречивый внутренний мир, который придает всей деятельности ребенка творческий характер или наоборот, определяет его развитие по готовым изученным схемам. Творческий процесс - это особая форма качественного перехода от известного к новому, неизвестному. Творчество ребенка - это важнейшее качество его личности, это универсальная способность, лежащая в основе формирования всех других способностей. Это особое мировоззрение ребенка, особое отношение его к окружающему миру, как в плане его восприятия, так и в плане его преобразования.

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Правильное понимание возможностей и своеобразия детского творчества требует от педагога знания того, какой характер носит деятельность в области искусства вообще, какими выразительными средствами пользуется художник для создания художественного образа, каковы этапы его творческой деятельности.

Творчество художника - это определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение. Деятельность художника связана с созданием произведений искусства, отражающих окружающую жизнь. Это отражение является не простым фотографированием явлений: художник перерабатывает воспринятое в своем сознании, отбирает наиболее существенное, характерное, типичное и обобщает, создавая художественный образ.

В то же время художественный образ дается в виде индивидуального конкретного изображения. Объективной основой художественного творчества является изображение реального мира. Но есть и субъективная сторона - отношение художника к изображаемому. Художник не просто изучает и отражает мир: в образ он вкладывает свои эмоции, чувства, благодаря чему этот образ может волновать и других людей.

Необходимым условием творческой деятельности художника является наличие способностей, такой уровень развития всех психических процессов, который позволяет остро воспринимать и глубоко осознавать окружающую жизнь. Чем богаче опыт художника, тем многограннее его творчество и совершеннее создаваемые образы.

Условием, необходимым для творчества, является овладение навыками в данном виде искусства, так как иначе художник не сможет воплотить задуманные образы в реальные формы.

Для осуществления творческих замыслов необходимо также трудолюбие. Без него самый прекрасный замысел может оказаться неосуществленным. Все силы человека должны быть мобилизованы и направлены на выполнение поставленной цели.

Творческий процесс у каждого художника своеобразен. Это неравномерный, иногда длительный путь создания образа. В книге Ветлугиной описаны следующие этапы протекания творческого процесса.

Начальным этапом творчества является возникновение идеи, замысла. Вначале он может быть неясным, неконкретным, требуется время, для того чтобы он уточнился, идея оформилась в конкретном содержании. Это вынашивание замысла является вторым этапом творческой деятельности.

Третий этап - реализация замысла, в процессе которого идет дальнейшее уточнение и разработка содержания, воплощение его в конкретные формы. Заканчивается творческий процесс появлением художественного образа. Дальнейшая жизнь этого произведения заключается в его общественной значимости - в воздействии па массы людей, в воспитании их мыслей и чувств. Поэтому, чем совершеннее художественное произведение, тем выше его общественная ценность.

Еще о педагогике:

Сложные случаи анализа ошибок
Для правильной трактовки специфических ошибок логопеду следует возможно более полно представлять все те трудности, которые приходится преодолевать ребенку при овладении письмом и которые не всегда обнаруживаются явственно. Каждая из смешиваемых в письме букв может одновременно смешиваться по разным...

Методы изучения психолого-педагогических особенностей детей с нарушением интеллекта
Как средство изучения уровня развития ученика можно применять диагностику. Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие работы. Смысл диагностирования заключается в том, чтобы получить как можно более реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализир...

Способы воздействия на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущн...



error: Контент защищен !!